Какая страна не входит в золотой треугольник. «Золотой треугольник» маркетинга. Главные достопримечательности «Золотого треугольника»

Напоминает айсберг, с небольшой видимой частью и огромной подводной...

И в этом нет ничего удивительного, ведь речь идёт об одном из самых страшных врагов человечества - наркотиках.

Всё началось после окончания второй мировой войны. Опиумный мак, традиционная сельскохозяйственная культура народов Юго-Восточной Азии, стал элементом большой политики и интересом сразу нескольких политических сил: китайского гоминьдана (вооружённых формирований, противостоящих Мао Дзэдуну), националистического движения народности шан (Мьянма), индийских повстанческих группировок, выступавших против британского колониального владычества, и ряда других. У каждой из этих сил были свои цели и задачи, но всем были нужны деньги. Была создана система массового производства опиума и организована разветвлённая сеть его продажи по всему миру. Труднодоступные горные районы трёх соседних стран, в которых опиумный мак стал основной сельскохозяйственной культурой, из-за баснословных прибылей, приносимых наркоторговлей, стали называться «Золотым треугольником».

Со временем политика отошла на задний план, производство опиатов в «Золотом треугольнике» стало обычным криминальным бизнесом, по сути, таким же, как нелегальная торговля оружием или людьми. Героин, самый страшный растительный наркотик, унёс миллионы жизней по всему миру, а число жертв междоусобных войн международных подпольных синдикатов наркоторговцев человечество не узнает, наверное, никогда.

В конце прошлого столетия «Золотой треугольник» стал серьёзной проблемой для правительств ряда стран Юго-Восточной Азии, в первую очередь, Таиланда, заинтересованного в развитии туризма. Были приняты крутые меры - масштабная ликвидация посевов опиумного мака, введение смертной казни за его выращивание, контрабанду и сбыт. Смертная казнь за преступления в сфере наркотиков, к слову, в Таиланде грозит и сейчас, как и в соседних Малайзии и Сингапуре.

Меры по ликвидации опийных плантаций дали положительный эффект, но возникла другая проблема - экономическое положение населения в зоне «Золотого треугольника», лишившегося значительной доли заработка на выращивании опиумного мака, стало резко ухудшаться. Правительство Таиланда решилось на нетривиальный и довольно рискованный шаг - создание в северной провинции Чианг-рай туристического центра, посвящённого мрачной истории опиума и всего, что с ним связано.

Экскурсия по «Золотому треугольнику» сегодня вполне доступна для туристов, можно отправиться прямо из Паттайи и Пхукета, где чаще всего отдыхают российские туристы, самолётами местных авиалиний. Правда, в пути гиды не устают повторять, что опиумный мак на территории Таиланда больше не производится, напоминают о суровом, вплоть до смертной казни, за наркоторговлю, и уточняют, что на территории других двух стран, Мьянмы и Лаоса, с этим злом ещё не покончено. Такие экскурсии интересны и вне связи с основной темой: местность в провинции Чианг-рай, на берегу Меконга, очень живописна, здесь можно насладиться превосходным горным воздухом, посетить древние буддийские храмы.

В небольшом городке Чианг-саен можно посетить Музей опиума, единственный в мире.

Создатели музея нашли решение довольно сложной задачи - рассказать посетителям об истории выращивания опиумного мака, о его потреблении, использовании в медицине стран Востока, полностью исключив при этом пропаганду опиатов как наркотических веществ.

Туристам гиды показывают оригинальные приспособления для курения опиума (некоторые из них - настоящие произведения искусства), рассказывают о разных, не связанных с наркотическим опьянением, способах его применения, в том числе, в национальных кухнях разных народов.

Вместе с тем «тёмные стороны» потребления опиума тоже представлены в экспозиции: на картинах и фотографиях можно увидеть жуткую атмосферу опийных курилен, а восковые фигуры курильщиков опиума способны повергнуть в ужас.

Более насыщенной экскурсионной программы, чем Золотой треугольник, пожалуй, не найти. Такие города, как Агра, Джайпур, Дели являются основными туристическими центрами Индии и хранят множество интереснейших мест, исторических памятников и архитектурных шедевров времен династии Великих Моголов.

Джайпур

Самым ярким городом по праву можно назвать Джайпур .

Совсем небольшой по своим размерам, город был построен по всем каноном древнеиндийской архитектуры: имеет прямоугольную планировку с узкими живописными улочками, заполненных людьми, магазинчиками и лавками, окруженный крепостной стеной, защищавшей город от набегов и диких зверей.

Большинство исторических памятников города построены из розового песчаника, символизирующего гостеприимство. Самыми колоритными достопримечательностями Джайпур можно считать Дворец ветров и Городской дворцовый комплекс. Дворец ветров поистине сказочное место, построенное специально для гарема шейха в виде медовых сот. Такая планировка была специально продумана архитекторами, чтобы прекрасные жительницы могли без страха быть увиденными, наблюдать за жизнью города.

Городской дворцовый комплекс не менее интересен. На его осмотр придется потратить чуть ли не весь день. Сам дворец состоит из множества интереснейших музеев, где выставлены музыкальные инструменты, предметы одежды и образцы текстиля, коллекции церемониального оружия, древние манускрипты, миниатюрные копии известных индийских памятников.

В городе в начале ноября проходит грандиозный праздник Дивали или праздник огней, посвященный богине любви и благополучия Лакшми, когда по всему городу загораются свечи, дома украшаются огнями, а небо освещается необыкновенные фейерверки.

Летом здесь можно побывать на праздники Тидж, который проходит в третий день новолуния. Это довольно интересное зрелище, когда качели города украшаются цветами и листьями, в этот день празднуют начало сезона дождей. Для любителей рептилий праздник Нагпанчми будет крайне любопытен, ведь именно в этот день восхваляют это священное животное. Люди подносят к змеиным норам молоко, повсюду показывают свое мастерство заклинатели змей.

Дели

Следующим пунктом экскурсионного тура станет Дели , где вам удастся осмотреть не только достопримечательности Старого города, но и вполне насладятся шедеврами британско-индийской архитектуры Нового. В первую очередь туристам предложат осмотреть огромную мечеть Джама Масджид. Прекрасное здание из красного песчаника и белого мрамора отличный пример древнеиндийской архитектуры. Здесь можно омыть руки в бассейне или подняться на южный минарет, откуда открывается волшебная панорама Старого города.

Дальше - Ред Форт, построенный в 1648 году. На территорию вы попадаете через ворота Лахор и тут же оказываетесь на одном из первых крытых рынков Чатта Чоук. До сих пор здесь сохранилась ни с чем несравнимая атмосфера Индии, какой она была сотни лет назад. На прилавках можно найти самые невообразимые товары, купить украшения и сувениры, ароматические свечи, масла, ткани и одежду.

Не задерживайтесь долго на рынке, отправляйтесь в музей Форта, где выставлены предметы быта и музыкальные инструменты.

В северной части Нью-Дели располагается площадь Коннаут - деловой и туристический центр Нового города. Здесь находятся лучшие магазины и рестораны города, отсюда начинается дорого к Воротам Индии, где горит вечный огонь в память о погибших солдатах Второй Мировой войны и проходят военные парады. Не менее интересным станет осмотр индуистского храма Лакшми-Нарайан, названного так в честь богини изобилия и богатства Лакшми. Стены храма украшены резьбой и изображениями из индуистской мифологии.

Агра

Еще одной жемчужиной экскурсионного тура «Золотой треугольник» является сказочный город Агра . Славится он, конечно же, одним из семи чудес света - Тадж Махалом. Среди кипарисовых деревьев на берегу реки величественно расположился бессмертный памятник любви, сооруженный при Шахе Джахане в честь его прекрасной жены Мумтаз Махал. Необычная гробница до сих пор восхищает глаз своей изысканной красотой. Выполненный из белого мрамора, мавзолей завершает двойной купол совершенной формы и четыре минарета. Усыпальница императрицы выстроена из мрамора, инкрустирована драгоценными камнями, украшена орнаментами из черного мрамора.

Тадж Махал и форт Агра

Другой не менее интересной достопримечательностью города является форт Агра, выполненный из красного песчаника. Комплекс сохранил за своими десяти метровыми стенами террасы, залы, сады и прекрасную мраморную мечеть Моти Масджид. Здесь же стоит осмотреть залы публичных и приватных аудиенций, Виноградный сад и Зеркальный дворец. Усыпальница Итемад-уд-Даулы - сердце Персидского парка и одна из самых изящных достопримечательностей города. Императрица Норджахан построила ее для своих родителей. Небольшая по размеру усыпальница по праву считается Малым Таджем, поражая туристов отделкой из белого и черного мрамора, ажурными панелями, украшенными драгоценными камнями и необычайной мозаикой.

Представьте, что вы ученик. Идет урок математики. Вы, по заданию, в тетради или на доске, чертите треугольник. На каждой его вершине ставите букву «М». Всего три буквы «М». Три магические буквы «М».

«Что значат эти буквы, и какой смысл они несут?»

Спросите вы. Я очень надеюсь, что после прочтения этой статьи, эти самые три буквы «М» станут самым важным открытием для вас. Возможно, даже за последние несколько лет, а может и за всю жизнь. Объясню, зачем вы нарисовали эту фигуру и почему это важно. Вы нарисовали «золотой треугольник» маркетинга.

«Золотой треугольник» — это маркетинговое правило, позволяющее повысить продажи в магазине . Такое определение дает классическая литература. Есть и другие, более продвинутые формулировки. В их основе лежат три вещи, на основе которых каждый из вас будете строить свой маркетинг, свое продвижение бизнеса. В том числе и создание уникального торгового предложения (УТП). Но речь сейчас не об этом.

Понятие «золотого треугольника» в Россию пришло из Америки. Его создал и сформулировал один из самых известных копирайтеров и маркетологов мира Дэн Кеннеди . Очень советую найти этого автора и прочитать все, что было написано им и переведено на русский язык. Это примерно 8 книг.

Что скрывает первая буква «М»?

Это Market (маркет). Что же такое маркет? Если вы будете изучать российскую бизнес-литературу, читать материалы в интернете, посещать курсы или вебинары, то очень часто вы будете сталкиваться с термином «целевая аудитория». Или «ниша». Слышали, наверное: «Я выберу нишу». Или «Сегодня мы будем выбирать нишу». «А вы определились с нишей?». Ниша — это то же самое, в общем-то, что и целевая аудитория. В более продвинутом варианте – это «аватар клиента» .

Помните фильм Джеймса Кэмерона «Аватар»?

Там еще герои ходили такие синие, высокие, с длинными волосами. Так вот «аватар клиента» это немного другое. Слово «Avatar» было известно задолго до широкого распространения компьютеров и сети Интернет. Происходит из индуизма, где означает воплощение индуистского божества в какое-либо существо. Поэтому для нашей цели слово аватар очень хорошо нам подходит. Потому что клиент для нас является, ну если и не Богом, но очень близким к нему существом. Именно он одаривает нас денежками при правильном к нему подходе. Поэтому «аватар клиента» нужно расписывать достаточно подробно.

Работая с разными бизнесами, «аватар клиента» практически никто не прописывает. Люди не знают кто является их клиентом.

Почему это никто не делает?

Я до сих пор понять не могу. Для меня это большая загадка.

И на воркшопе по копирайтингу, который я провожу, «аватар клиента» мы расписываем очень подробно. Это такое закрытое мероприятие. Там с участниками воркшопа мы пишем продающие тексты. И больше трех часов у нас уходит на изучение и создание только лишь «аватара клиента»!

В бизнесе, друзья, если вы знаете своего клиента, понимает, что это за человек – продажи вам обеспечены!

А все начинается, как я и говорил, с листа бумаги, на котором расписываются все данные. Иногда их может быть несколько. Почему это так важно? Потому что это – основа бизнеса и продаж. Не получив точного описания своей целевой аудитории, или своего «аватара клиента» , продавать что-либо – бесполезно. Вы не знаете, кому вы продаете. А как быть успешным и хорошо продавать что-либо не зная кому? Понимаете о чем я?
Получается как в сказке про «Алису в стране чудес»:

Алиса: — Дорогой, Чеширский котик, скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
Чеширский кот: А-а-а-а-а-а куда ты хочешь попасть?

Алиса: — А мне все равно куда попасть, только бы попасть куда-нибудь…

Чеширский кот: — Тогда все равно куда идти… куда-нибудь ты все равно попадешь.


Идти туда, не зная куда.

Так же может произойти и в вашей ситуации. Если вы не знаете, кому вы продаете, то получается что вам без разницы кому продавать. И скорее всего, им тоже будет без разницы у кого покупать.

Следующая важная буква «М» — это Message.

В переводе с английского — это Сообщение . Мы тоже его будем называть наше сообщение. В данном случае мы сведем его до более простой формулы — до нашего УТП (уникальное торговое предложение) , которое мы будем предлагать нашим клиентам. M essage – это та информация, что конкретно мы хотим донести до рынка. Это то, что у нас висит «на флаге». Это то, что написано в нашем объявлении, на страничке в интернете, на лэндинге. Даже на заднем стекле машины. Если вам приходиться писать на заднем стекле вашей машины, то дела у вас идут совсем неважно.

Третья М

Третий важный столп, важная пуля, которая позволяет уже получить результат в десятку, в «яблочко» — это Media . Это третья буква «М». На русском языке наиболее близкое определение — это Канал рекламы или Канал продвижения . Тот способ, каким вы будете достукиваться до вашей целевой аудитории.

Media — это именно те каналы, с помощью которых вы касаетесь ваших клиентов. Например, телевидение. До сих пор телевидение, как ни странно, остается самым мощным и самым эффективным каналом привлечения потенциальных клиентов. Если у вас известен «аватар клиента» и под него написано хорошее УТП, телевидение становится генератором клиентов. И клиент, привлеченный с телевизионных каналов, особенно с центральных, обходится в копейки. В рублевом эквиваленте. Ни один Яндекс Директ, и даже тизерная реклама не справятся с телевидением по мощности. Разница только в следующем. Телевидение как канал привлечения срабатывает хорошо только тогда, когда вам нужно получить 10 тысяч клиентов, или миллион клиентов. И еще, если у вас на эти цели есть свободные средства.

Примерно 1 млн. долларов. А лучше 100 миллионов долларов.

Компания Procter & Gamble в год в среднем тратит на продвижение своего бренда порядка 1,5-2 млрд. долларов. В основном это продвижение по центральным каналам, нишевая реклама, директ респонс маркетинг — реклама прямого отклика.

Что значит реклама прямого отклика?

Это такая реклама, которая вызывает непреодолимое желание воспользоваться услугой или купить товар прямо сейчас. В современном мире, если у вас нет раскачанного на весь мир бренда, пожалуй, это единственный способ начать свой бизнес. Это может быть единственный на ближайшее несколько лет способ получить хорошее продвижение вашего товара или услуги.

Потому что относительно каждого конкретного потенциального или реального клиента реклама обходится дороже, чем телевизионная. Зато в совокупности она значительно дешевле и стреляет гораздо точнее по вашей целевой аудитории.

Кто ваша целевая аудитория?

Почему вообще важно это знать и зафиксировать на бумаге или в компьютере? Начертите на бумаге линию под названием время. Время у нас исчисляется в секундах и годах. Перпендикулярно этой линии начертим линию ожидание. Ни для кого не секрет, что с каждым годом мы хотим больше, и наши ожидания от мира только возрастают.

Мы надеемся.

Мы ожидаем большего от работодателя или от собственного бизнеса.

Мы хотим больше денег, впечатлений, и чтобы женщины становились моложе, а мужчины интереснее.

Согласны? Знакомо? И наша линия ожиданий выглядит примерно как склон горы, устремленный за облака все выше и выше. Когда человек смотрит в будущее, особенно если это ваш клиент, он видит свое ожидание где-то через год. А что будет дальше?

Опишите ваших покупателей. Чем они живут, чем дышат, что делают.

Создайте свой аватар клиента!

Автор Виктория задал вопрос в разделе Прочее о городах и странах

Что такое «Золотой треугольник» ? Где находится Ответ с фото-подробностями приветствуется? и получил лучший ответ

Ответ от Condorita[гуру]
Золотым треугольником называют географическую зону, расположенную на стыке трех стран Юго-Восточной Азии: Таиланда, Бирмы и Лаоса. По географическому признаку и по наличию трех стран территория получила в обиходе название Треугольника. Но почему, спросите вы, добавили еще слово «золото» ?

Испокон веков на планете ценились расслабляющие вещества, будь то алкоголь, табак или «опиаты». Ценились они настолько дорого и спрос был на них столь велик, что без преувеличения можно сказать, подобные удовольствия были на вес золота. Помимо дороговизны их отличали большие риски при доставке до потребителей, да и сейчас некоторые товары «удовольствия» находятся под запретом. И на территории Таиланда, Бирмы и Лаоса и производится один из видов «золота» – наркотические вещества.
Территориально «Золотой треугольник» находится в самых удаленных частях стран. Именно это и позволило пришедшей в начале века партии гоминьдан наладить там производство мака. Климатические условия позволяют в Золотом треугольнике выращивать мак с наибольшим содержанием опиатов.
Правда, в последнее время «Золотой треугольник» стал уступать пальму первенства «золотому полумесяцу». Виной тому стало то, что в конце двадцатого века власти Таиланда всерьез взялись за наркоторговцев и банды, крышующие бизнес в «Золотом треугольнике». В самой стране за употребление, продажу и транзит наркотических веществ стали применять высшую меру наказания – смерть. Довольно известный фильм «Бангкок Хилтон» как раз и повествовал об этом. Пожалуй и повествует, так как смертная казнь за наркотические вещества существует и поныне.
На территории Таиланда есть, наверное, единственный в своем роде музей, посвященный наркотическим веществам. Он находится в одной из точек «Золотого треугольника» , в городе Чиенгсен. Это, как нетрудно догадаться, Музей Опиума. Автору не доводилось слышать о других подобных музеях. И наличие этого музея вообще необъяснимо в стране, практикующей смертную казнь за употребление наркотических веществ.
В одном из залов посетителей ждет музейная плантация мака, одного из основных источников производства опиума, героина. Любопытствующие посетители могут посмотреть, как из мака готовят наркотик – специально для музея был снят документальный фильм. Музей не ставит своей целью пропаганду, поэтому в экспозиции есть и материалы, посвященные употреблению «опиатов» .

Для нахождения отрезков золотой пропорции восходящего и нисходящего рядов можно пользоваться пентаграммой.

Рис. 5. Построение правильного пятиугольника и пентаграммы

Для построения пентаграммы необходимо построить правильный пятиугольник. Способ его построения разработал немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер (1471...1528). Пусть O – центр окружности, A – точка на окружности и Е – середина отрезка ОА. Перпендикуляр к радиусу ОА, восставленный в точке О, пересекается с окружностью в точке D. Пользуясь циркулем, отложим на диаметре отрезок CE = ED. Длина стороны вписанного в окружность правильного пятиугольника равна DC. Откладываем на окружности отрезки DC и получим пять точек для начертания правильного пятиугольника. Соединяем углы пятиугольника через один диагоналями и получаем пентаграмму. Все диагонали пятиугольника делят друг друга на отрезки, связанные между собой золотой пропорцией.

Каждый конец пятиугольной звезды представляет собой золотой треугольник. Его стороны образуют угол 36° при вершине, а основание, отложенное на боковую сторону, делит ее в пропорции золотого сечения.

Рис. 6. Построение золотого треугольника

Проводим прямую АВ. От точки А откладываем на ней три раза отрезок О произвольной величины, через полученную точку Р проводим перпендикуляр к линии АВ, на перпендикуляре вправо и влево от точки Р откладываем отрезки О. Полученные точки d и d1 соединяем прямыми с точкой А. Отрезок dd1 откладываем на линию Ad1, получая точку С. Она разделила линию Ad1 в пропорции золотого сечения. Линиями Ad1 и dd1 пользуются для построения «золотого» прямоугольника.

    1. История золотого сечения

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления.

Греки были искусными геометрами. Даже арифметике обучали своих детей при помощи геометрических фигур. Квадрат Пифагора и диагональ этого квадрата были основанием для построения динамических прямоугольников.

Рис. 7. Динамические прямоугольники

Платон (427...347 гг. до н.э.) также знал о золотом делении. Его диалог «Тимей» посвящен математическим и эстетическим воззрениям школы Пифагора и, в частности, вопросам золотого деления.

В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления.

Рис. 8. Античный циркуль золотого сечения

В дошедшей до нас античной литературе золотое деление впервые упоминается в «Началах» Евклида. Во 2-й книге «Начал» дается геометрическое построение золотого деления После Евклида исследованием золотого деления занимались Гипсикл (II в. до н.э.), Папп (III в. н.э.) и др. В средневековой Европе с золотым делением познакомились по арабским переводам «Начал» Евклида. Переводчик Дж. Кампано из Наварры (III в.) сделал к переводу комментарии. Секреты золотого деления ревностно оберегались, хранились в строгой тайне. Они были известны только посвященным.

В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и художников в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре Леонардо да Винчи, художник и ученый, видел, что у итальянских художников эмпирический опыт большой, а знаний мало. Он задумал и начал писать книгу по геометрии, но в это время появилась книга монаха Луки Пачоли, и Леонардо оставил свою затею. По мнению современников и историков науки, Лука Пачоли был настоящим светилом, величайшим математиком Италии в период между Фибоначчи и Галилеем. Лука Пачоли был учеником художника Пьеро делла Франчески, написавшего две книги, одна из которых называлась «О перспективе в живописи». Его считают творцом начертательной геометрии.

Лука Пачоли прекрасно понимал значение науки для искусства. В 1496 г по приглашению герцога Моро он приезжает в Милан, где читает лекции по математике. В Милане при дворе Моро в то время работал и Леонардо да Винчи. В 1509 г. в Венеции была издана книга Луки Пачоли «Божественная пропорция» с блестяще выполненными иллюстрациями, ввиду чего полагают, что их сделал Леонардо да Винчи. Книга была восторженным гимном золотой пропорции. Среди многих достоинств золотой пропорции монах Лука Пачоли не преминул назвать и ее «божественную суть» как выражение божественного триединства бог сын, бог отец и бог дух святой (подразумевалось, что малый отрезок есть олицетворение бога сына, больший отрезок – бога отца, а весь отрезок – бога духа святого).

Леонардо да Винчи также много внимания уделял изучению золотого деления. Он производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению название золотое сечение. Так оно и держится до сих пор как самое популярное.

В то же время на севере Европы, в Германии, над теми же проблемами трудился Альбрехт Дюрер. Он делает наброски введения к первому варианту трактата о пропорциях. Дюрер пишет. «Необходимо, чтобы тот, кто что-либо умеет, обучил этому других, которые в этом нуждаются. Это я и вознамерился сделать».

Судя по одному из писем Дюрера, он встречался с Лукой Пачоли во время пребывания в Италии. Альбрехт Дюрер подробно разрабатывает теорию пропорций человеческого тела. Важное место в своей системе соотношений Дюрер отводил золотому сечению. Рост человека делится в золотых пропорциях линией пояса, а также линией, проведенной через кончики средних пальцев опущенных рук, нижняя часть лица – ртом и т.д. Известен пропорциональный циркуль Дюрера.

Великий астроном XVI в. Иоган Кеплер назвал золотое сечение одним из сокровищ геометрии. Он первый обращает внимание на значение золотой пропорции для ботаники (рост растений и их строение).

Кеплер называл золотую пропорцию продолжающей саму себя «Устроена она так, – писал он, – что два младших члена этой нескончаемой пропорции в сумме дают третий член, а любые два последних члена, если их сложить, дают следующий член, причем та же пропорция сохраняется до бесконечности».

Построение ряда отрезков золотой пропорции можно производить как в сторону увеличения (возрастающий ряд), так и в сторону уменьшения (нисходящий ряд).

Если на прямой произвольной длины, отложить отрезок m, рядом откладываем отрезок M. На основании этих двух отрезков выстраиваем шкалу отрезков золотой пропорции восходящего и нисходящего рядов

Рис. 9. Построение шкалы отрезков золотой пропорции

В последующие века правило золотой пропорции превратилось в академический канон и, когда со временем в искусстве началась борьба с академической рутиной, в пылу борьбы «вместе с водой выплеснули и ребенка». Вновь «открыто» золотое сечение было в середине XIX в. В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд «Эстетические исследования». С Цейзингом произошло именно то, что и должно было неминуемо произойти с исследователем, который рассматривает явление как таковое, без связи с другими явлениями. Он абсолютизировал пропорцию золотого сечения, объявив ее универсальной для всех явлений природы и искусства. У Цейзинга были многочисленные последователи, но были и противники, которые объявили его учение о пропорциях «математической эстетикой».

Рис. 10. Золотые пропорции в частях тела человека

Рис. 11. Золотые пропорции в фигуре человека

Цейзинг проделал колоссальную работу. Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Деление тела точкой пупа – важнейший показатель золотого сечения. Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13: 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8: 5 = 1,6. У новорожденного пропорция составляет отношение 1: 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской. Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела – длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.

Справедливость своей теории Цейзинг проверял на греческих статуях. Наиболее подробно он разработал пропорции Аполлона Бельведерского. Подверглись исследованию греческие вазы, архитектурные сооружения различных эпох, растения, животные, птичьи яйца, музыкальные тона, стихотворные размеры. Цейзинг дал определение золотому сечению, показал, как оно выражается в отрезках прямой и в цифрах. Когда цифры, выражающие длины отрезков, были получены, Цейзинг увидел, что они составляют ряд Фибоначчи, который можно продолжать до бесконечности в одну и в другую сторону. Следующая его книга имела название «Золотое деление как основной морфологический закон в природе и искусстве». В 1876 г. в России была издана небольшая книжка, почти брошюра, с изложением этого труда Цейзинга. Автор укрылся под инициалами Ю.Ф.В. В этом издании не упомянуто ни одно произведение живописи.

В конце XIX – начале XX вв. появилось немало чисто формалистических теории о применении золотого сечения в произведениях искусства и архитектуры. С развитием дизайна и технической эстетики действие закона золотого сечения распространилось на конструирование машин, мебели и т.д.