Миг 35 и f сравнение. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы. Самолет, несущий победу России

Сразу многие сетевые СМИ России опубликовали заметки о том, что "летные испытания нового российского истребителя Су-35 показали, что по своим техническим характеристикам самолет превосходит основные зарубежные аналоги, включая французский Rafale, Eurofighter Typhoon, а также американские F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, F/A-18E/F Super Hornet и F-35 Lightning II."


Эти и им подобные заявления появлялись много-много раз, но, кроме скепсиса, мало что вызывают.
Начнем с того, что "сравнение" произведено некорректно. Су-35, являющийся модификацией семейства Су-27, является по российской классификации "тяжелым истребителем", а по классификации НАТО - "истребителем завоевания превосходства в воздухе". В этом классе истребителей есть F-22 Raptor и семейство истребителей F-15 Eagle. Все остальные, перечисленные истребители относятся по российской классификации к классу "легких" или "средних", а по НАТОвской - к классу истребителей-бомбардировщиков или "многофункциональных" истребителей. Если сравнивать Еврофайтеры, Рафали, F-16 Fighting Falcon и F/A-18E/F Super Hornet, то в российской номенклатуре ВВС они в классе семейства истребителей МиГ-29. А F-35 Lightning II вообще нельзя включать в этот список, поскольку он не только другого класса, но и другого поколения.

Кстати о спорах про то, что же такое это самое пресловутое "пятое поколение".
Понятно, что в зависимосто от типа истребителя, является ли он истребителем "завоевания превосходства" или истребителем-бомбардировщиком, к его тактико-техническим возможностям и тактике применения предъявляются различные требования. Не весом единым, как говорится.
Тактика применения истребителей завоевания превосходства 4-го поколения требовала подавляющего преимущества в воздушном бою на дальней и средней дистанции за счет лучшего БРЭО (Бортового Радиоэлектронного Оборудования) и ракетного вооружения, преимуществ в ближнем воздушном бою за счет лучшей маневренности, управляемости и пушечного вооружения. Кроме того, к истребителям 4-го поколения предъявлялись повышенные требования по выживаемости, то есть способности переносить серьёзные повреждения в ходе выполнения боевых вылетов.
По таким требованиям создавались в 70-х годах F-15 Eagle.



В 1982 году ВВС Армии Обороны Израиля первыми применили в воздушных боях эти самолеты и поразили весь мир их превосходством. В битве над долиной Бекаа израильские F-15 и F-16, за 3 дня, с 9 по 11 июня, они сбили 76 (по израильским данным) или 68 (по советским данным) сирийских МиГов и Сушек, без единой потери со своей стороны. Один израильский F-15 был поврежден, но вернулся на базу, был отремонтирован и возвращен в строй. Этот самолет получил ракету Р-60 прямо в сопло одного двигателя, но сработала заложенная выживаемость и машина смогла вернуться на свой аэродром.
Также известен случай, когда израильский F-15, в результате столкновения с истребителем Скайхок во время учений, потерял почти полностью правое крыло, но всё-таки смог вернуться на свою базу и совершить посадку. Невероятный самолет!
В то время, когда истребители 4-го поколения только начали "становиться на крыло", в США были достигнуты серьёзные успехи в области создания самолетов по технологиям Стелс - ровно за год до сражения над Бекаа, свой первый полет совершил F-117 Nighthawk. Когда военные теоретики убедились в преимуществах малозаметности, естественным образом родилась идея совместить высочайшие боевые возможности истребителей 4-го поколения с малозаметностью технологии Стелс. Так появилась концепция истребителя 5-го поколения. В мае 1981 года Пентагон обратился к авиастроительным компаниям с запросом по программе Advanced Tactical Fighter (ATF). Через пять лет, в 1986 году в финал конкурса вышли проекты Локхид Мартин YF-22 и Нортроп Груманн YF-23. Оба самолета сочетали развитые возможности F-15 с малозаметностью не хуже, чем у F-117.
Через 4 года, 27 августа 1990 года впервые взлетел Нортроповский YF-23, а месяц спустя и Локхидовский YF-22. Окончательную победу в конкурсе одержал проект Локхида и 7 сентября 1997 года первый летный экземпляр Раптора F-22 совершил свой первый полет.



8 лет испытаний и первые же "пробы" в учениях показали, что тактику применения придется срочно и полностью переосмысливать. Иннерция мышления военных теоретиков привела к "избыточным" возможностям, которым в новой тактике не находилось применения. К таким "избыточным" характеристикам пришлось отнести сверхманевренность.
Малозаметность истребителя завоевания превосходства в воздухе 5-го поколения позволяет ему не вступать в бой на ближних и средних дистанциях с истребителями противника, а появление ракетного вооружения всеракурсного применения вообще сделали маневренность малозначительным фактором. В тоже время, применение управляемого вектора тяги значительно усложнило и конструкцию самолета, и программное обеспечение бортовых компьютеров, плюс сделало самолет значительно дороже.

Тактика применения F-22 заключается в барражировании на очень большой высоте (18-22 км) и на сверхзвуковой скорости (крейсерский сверхзвук) вне радиуса обнаружения воздушными и наземными средствами обнаружения противника. Одновременно, благодаря очень мощному радару с АФАР, который очень трудно обнаружить пассивными средствами радиолокации, а также сетевым возможностям и мощному ракетному вооржению, F-22 способен гарантированно поражать истребители противника, не вступая с ними в боевое соприкосновение. Коротко этак концепция выражается фразой "первым увидел - первым сбил".
Сверхманевренность осталась "не у дел".

Ошибку с сверхманевренностью учли при проектировании второго истребителя 5-го поколения. На этот раз проектировали истребитель-бомбардировщик.
Понятно, что требования к самолету, который больше "заточен" работать против объектов противника на поверхности, чем сбивать истребители противника, должны быть совершенно другими, чем к "истребителю истребителей". Тактика применения иная, требуемые характеристики тоже иные.
Сверхманевренность заменили сферической информационной осведомленностью очень большого радиуса и всеракурсным ракетным вооружением. С этим вопросов не возникает. "Садиться на хвост" такому истребителю столь же смертельно опасно, как и иметь его на своём хвосте.
Но нужен ли этому истребителю крейсерский сверхзвук? Какая скорость ему требуется при выполнения основных задач - поддержки войск и уничтожения систем ПВО противника? Оказывается, что оптимальная скорость не превышает 800-900 км/час. Так его и построили, с крейсерской скоростью 850 км/час.



Назначение малозаметности у F-35 тоже другое. F-22 малозаметен, чтоб с бОльших дистанций сбивать истребители противника, оставаясь невидимым, а F-35 малозаметность, в основном, нужна, чтобы подходить незаметно к системам ПВО всех уровней и уничтожать их, оставаясь незамеченным. Естественно, что F-22 тоже может "работать" по объектам и войскам, а F-35 может успешно уничтожать истребители противника, но каждый из них лучше делает ту работу, для которой он предназначен изначально.Возвращаясь к концепции "истребитель 5-го поколения, снова отмечу, что глупо предъявлять к истребителям разного назначения одинаковые требования. Так крейсерский сверхзвук - это требование к "истребителю истребителей" и соответствует тактике его использования. В тоже самое время эта характеристика абсолютно не требуется для истребителя бомбардировщика 5-го поколения, а значит "требованием к 5-му поколению" являться не может. Сверхманевренность вообще перестала быть требованием к современным самолетам. Это дорого, очень сложно и в условиях применения сферической информационной осведомленности в сочетании с всеракурсными ракетами, не только "излишнее" качество, но и довольно вредное. Нельзя забывать о том, что эти самолеты ещё не беспилотные, а человек - не машина. Воздействие высочайших перегрузок при выполнении "сверх"-маневров резко снижают возможности пилота, если и не приводят к потери сознания и аварии (пример - F-22, разбившийся 25 марта 2009 года, когда опытнейший пилот-испытатель компании Локхид, полковник ВВС в отставке David Paul Cooley потерял сознание при выполнении маневра с перегрузкой свыше 9g на малой высоте).
Сверхманевренность очень зрелищна на всяческих "показах" для широкой публики, но профессионалы-истребители уже давно называют это "трюкачеством". Надо отметить, что в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века американцы тоже отдали дань сверхманевренности. Были разработаны устройства 3-осевого управления вектором тяги двигателей, которые устанавливались на экспериментальные истребители 4-го поколения F-15, F-16 и F/A-18, но они довольно быстро выяснили, что существенного прироста боевых возможностей это не дает, а вот сложность управления и компьютерные программы становятся запредельными.



Испытания F-15 ACTIVE (с управляемым вектором тяги и ПГО) ВВС завершили ещё в 1991 году, передав самолет НАСА для их исследовательских работ. Дальнейшего развития тема управляемого векторя тяги в США не получила. Вернемся к новейшему истребителю НПО Сухой Су-35, с которого я начал эту статью. Су-35 является модификацией истребителя Су-27 и его наследника Су-30МКИ, который поставляется для ВВС Индии. По сути, кроме некоторого эволюционного развития некоторых систем БРЭО и (обещанных) новых двигателей (двигатели Су-30МКИ с управляемым вектором тяги на поверку оказались безобразно плохими), эта машина ничем новым не отличается. Всё тоже направление на развитие характеристик маневренности, от которых Западная школа самолетостроения отказалась ещё 10-12 лет назад. Пару лет назад индусы принимали участие в учениях Красный Флаг, которые проводятся в США и прилетали на своих Су-30МКИ. Несмотря на бравурные рапорты индийской прессы, в интернет просочилась видеозапись разбора учений, который проводил инструктор-полковник ВВС США. Не знаю, сработает ли, но попробую поставить видео:

Американцы оказались сильно разочарованы этой Сушкой. Указывалось на отвратительное качество двигателей, крайне низкая надежность, очень слабые программы бортовых компьютеров, управляющих полетом. Очень быстро пилоты американских F-15 разработали тактические приемы, которые заставляли индийских пилотов маневрировать с использованием управления вектора тяги, что приводило к резкому снижению скорости и "просадкой" Су-30МКИ на хвост. В результате, в ходе учебных ближних боёв все Су-30 оказались условно сбиты, не нанеся урона условному противнику. Много хлопот доставили двигатели Сушек организаторам учений. Для взлета с одной ВПП Сушкам требовался интервал не менее 4 минут. В противном случае двигатели могли выйти из строя или мог возникнуть "помпаж". Ценой больших усилий американцам удалось добиться сокращение интервала взлетов до 2 минут, но и это неприемлимо, если в воздух должны подняться сотни машин. К концу 3 дня полетов ВСЕ двигатели вышли из строя и требовали замены, а транспорт с сменными движками опаздывал. Когда, наконец, двигатели прибыли, оказалось, что их замена займет несколько дней (на F-15 норматив времени работ по замене двигателя - 8 часов для бригады техников из 3 человек. Кстати, на F-22 этот норматив всего 4 часа и для 2 человек). Много нареканий вызвала гидравлика механизма уборки шасси - постоянные протечки, лужи, доливы жидкостей при обслуживании и т.д. В результате массовых поломок, индусы отказались от продолжения участия в учениях. Хочется думать, что на Су-35 в значительной степени смогли избавиться от этих болезней.

Далее, в российских СМИ пишут, что радар Су-35 может обнаружить цель на дистанции около 400 километров. При этом не говорят о том каковы характеристики этой "цели". Это, видимо, в рассчете на лохов из ура-патриотической публики. Во всем мире давным давно принято указывать дальность действия радара в отношении целей по группам ЭПР: менее 1 кв.м; 1-5 кв.м.; 5-10 кв.м. и более 10 кв.м. Иначе эти цифры бессмысленны. Так радар Раптора с АФАР - AN/APG-77 доказал свою способность обнаруживать, идентифицировать и сопровождать цель с ЭПР до 1 кв.м. на расстоянии до 150 морских миль (270 км). Этот радар готовятся модифицировать для увеличения дальнодействия по ЭПР менее 1 кв.м. до дистанции 250 морских миль (450 километров). Повторяю, это всё в отношении цели с ЭПР до 1 кв.м. Чтоб было понятней, ЭПР Су-30 в фронтальной проекции свыше 12 метров, а наиболее "вылизанный" из российских истребителей МиГ-35 имеет фронтальную ЭПР около 5 метров.
Соответственно, Рапотр, согласно официальным сообщениям Локхида и компании, проводившей тестирование по заказу Пентагона, имеет фронтальную ЭПР 0,0001 кв.м. - примерно ЭПР металлической бусинки. Удивляет, конечно товарисч Погосян, который "афтаритетно" заявил, что ЭПР Раптора 0,5 кв.м., хотя откуда он это взял - можно только догадываться. Скорее всего он так решил, посовещавшись с товарисчем Сурковым. Интересно, конечно, было бы узнать реальные, а не бумажные, данные радара, который ставится на Су-35 и интересно, какого типа этот радар. Если это не АФАР, то это уже будет не радар, а "радиомаяк сбей меня" - слишком велика мощность излучения, слишком легко его обнаружить пассивными сенсорами. Надеюсь, что это всё-таки давно обещанный АФАР-радар, хотя тот, что заявляли, имеет меньше 1000 трасмиттеров-приемников против 1800 у американского радара. Пока официально заявляли, что радар на Су-35 ставится уже известный Ирбис-Е (устанавливается на индийские Су-30МКИ. Ирбис - радар с пассифной фазированной решеткой (ПФАР), его характеристики известны более-менее точно, 350-400 км. дальнодействия он имеет по целям с ЭПР около 5 кв.м. С уменьшением ЭПР его дальность резко падает и цель с ЭПР менее 0,5 кв.м. он ни фига не видит дальше 30-40 км. при самых благоприятных условиях. F/A-18 Super Hornet с ЭПР около 0,25 кв.м он, возможно, засечет километрах на 90-100, но... не поздновато ли будет? Американцы ведь давно малозаметностью увлеклись... Даже старенькие В-1В имеют фронтальную ЭПР меньше 1 кв.м. Несколько месяцев назад как раз было интервью главкома ВВС, в котором он сетовал на "отставание" по БРЭО именно Су-35.

Заметьте, что американцы не стремятся сколько-нибудь улучшить маневренные характеристики своих истребителей. Нет - они снижают радиозаметность, они снижают тепловую заметность, они совершенствуют и так уже очень сильное БРЭО.
У нового Игла ЭПР резко снижена - по заявлениям изготовителя, фронтальная ЭПР примерно такая же, как у F-35 (-35 dB, 0.0015 кв.м.?). Вооружение упрятано во внутренние объёмы, на самолет ставится новейший радар с АФАР APG-82(V)1.

Cудя по всему, Су-35 должен бы был позиционироваться соперником именно этой машине, но, похоже, не потянет. Eagle увидит Сушку значительно раньше и шансов ей вряд ли оставит. Так по каким-же таким характеристикам новейший Су-35 кого-то там превзошел?

September 26th, 2013

Обычное дело. Помните как все мечтали узнать кто кого победит, Брюс Ли или Чак Норрис, Сильвестр или Арнольд. Так же и обсуждая любые системы вооружения интересно узнать кто выйдет победителем из боя. Конечно самый объективный судья — это такой процесс как «война». Но, слава Богу, это еще не повсеместное явление. Поэтому существует много рассуждений чей танк лучше, чей самолет быстрее собьет другой вертолет. Давайте почитаем рассуждения разных специалистов на счет Су-35 и F-35.

В июле 2008 года было проведено моделирование воздушного боя с участием истребителя Су-35 против смешанного парка американских истребителей — F-22, F/A-18 Super Hornet и F-35, где последний был «избит дубинкой как ребенок». Моделирование было проведено на базе Хикам ВВС США на Гавайях, чему свидетелями были, по меньшей мере, четыре представителя ВВС и военной разведки Австралии. Депутат австралийского парламента Денис Дженсен (Dennis Jensen) со знанием дела заявил, что в ходе «строго засекреченного моделирования» F-35 был «беспощадно избит истребителем Су-35».

«Черный пиар» появился совсем не вовремя с точки зрения концерна Lockheed Martin – производителя самолета. В целом ряде стран уже принято решение о закупке этого самолета, а информация о том, что есть самолеты, которые и лучше, и дешевле, чем F-35, ставит под сомнение целесообразность таких сделок. В поддержке черной пиар-компании Lockheed Martin подозревает и концерн Boeing, который настойчиво предлагает иностранным покупателям свои истребители F/A-18E/F Super Hornet.

В итоге за честь F-35 вступился Пентагон. Начальник программы F-35 генерал-майор Чарльз Дэвис заявил, что в ходе учений решались задачи совершенно другой направленности неприминув, впрочем подметить подавляющее превосходство F-35 перед всеми существующими в мире моделями истребителей, а значит и перед русским Су-35.

У российских ученых на данный счет имеется диаметрально противоположное суждение. Согласно данным полученным в итоге математического моделирования воздушных боев с использованием разных модификаций F-35 ВВС США и Су-35 в комплектации моторами «117С» при условии идентичного вооружения противников русский пример имеет подавляющее превосходство перед всякий из модификаций истребителя из Америки. Вероятность удачного исхода боя F-35 вопреки Су-35 не превышает 0,21-0,28.

Компания «Сухой» представляет Су-35 как истребитель поколения 4++ с некоторыми признаками пятого поколения, то есть с характеристиками стелс. Его способность сбивать стелс-самолеты во многом определяется сверхманевренностью.

Силовая установка Су-35 позволяет выполнять все виды сложнейших маневров, в том числе «кобру Пугачева», «чакру Фролова» и беспрецедентный «блин» .

Западные аналитики не придают большого значения сверхманевренности, полагая, что в ходе реальных боевых действий малозаметность куда важнее, чем сверхманевренность. Стелс это параметр, который остается с истребителем «в любое время в любой день». Руководитель бизнес-программ компании Northrop Grumman Пит Бартош (Pete Bartos) говорит, что стелс был основным требованием для разработки F-35 и потому он не нуждается в высокой маневренности.

Однако авторитетный военный источник Defense Industry Daily пишет, что «стелс очень полезен, но это все-таки не плащ-невидимка Гарри Поттера». Действительно, ВВС США зациклились на стелсе, в то время как теория воздушного боя непрерывно развивается. «В 1940-1950-х годах приоритетами были сначала высота, потом скорость, маневр и огневая мощь. С третьего и четвертого поколений истребителей приоритеты сместились на скорость, затем маневр, и наконец, сверхманевренность. Это как нож в кармане солдата», заявил в интервью Aviation Week главный летчик-испытатель ОКБ «Сухой» Сергей Богдан.

Эксперт по авиации Билл Свитман (Bill Sweetman) говорит, что те маневры, которые демонстрировал Су-35 на Парижском авиасалоне, нельзя принимать за фактор превосходства в воздухе. «Тем не менее, эти маневры не пилотажные трюки. Непредсказуемая траектория полета истребителя может привести к сбоям алгоритмов наведения ракет противника, сам истребитель может пустить ракеты малой дальности с большой вероятностью поражения вражеского самолета», говорит эксперт.

F-35 полностью зависит от своей малозаметности и предпочитает не ввязываться в ближний воздушный бой («поножовщину» — knife fight), где он будет весьма уязвим от Су-35. Российский истребитель обладает большим арсеналом смертоносного оружия, повышенной дальностью полета и, конечно, легендарной сверхманевренностью, которая стала визитной карточкой семейства Су-27.

Сергей Богдан напоминает, что в 1989 году Су-27 выполнил «кобру»: «Быстрое изменение скорости может привести к срыву сопровождения допплеровской РЛС управления оружием вражеского истребителя. Маневр еще более эффективен на Су-35С, потому что после этого маневра пилот может направить самолет в любом направлении».

Самолет, оснащенный трехосным вектором тяги и полностью интегрированной системой управления полетом и силовой установкой, может выполнять маневры, с которыми не сравнится ни один состоящий на вооружении истребитель, в том числе такие как «колокол», «кобра» и, конечно, разворот на 360 град практически на месте, а также полет на очень низких скоростях на угле атаки почти 90 град.

«Большинство истребителей, которые оснащены управлением вектором тяги, такие как Су-30МКИ и МКМ, способны выполнять эти маневры, но Су-35С отличается тем, что обладает большей тягой двигателей, когда выполняет маневр «колокол», и потому может спокойно дольше «стоять» в вертикальном положении, и может выполнять устойчивый полет со скоростью всего 120-140 км/ч», говорит Богдан.

Акцент на «сверхманевренность» противоречит многим западным тактикам ведения воздушного боя, в которой главное внимание уделяется сохранению высокой скорости во избежание потери энергетики самолета. Богдан, однако, говорит, что фактор сверхманевренности в воздушном бою может быть существенным.

«Классический воздушный бой начинается на высокой скорости, но если вы пропустили момент, когда первым могли пустить ракету, бой переходит на близкие дистанции, и нужна высокая маневренность, чтобы избежать поражения истребителем противника, и эта фаза боя может быть более длительным. Выполнив маневр, самолет будет лететь на меньшей скорости, но оба противоборствующих истребителя должны как можно быстрее занять позицию для стрельбы. Сверхманевренность позволяет это сделать в течение трех секунд и вновь ударить по противнику», говорит шеф-пилот.

Тем не менее, Богдан подчеркнул, что «вы должны быть осторожны при использовании этой тактики. Это сродни тому, что снайпер не может стрелять много раз с того же места, на котором находится, чтобы не раскрыть свою позицию».

Что касается доктрины, ставящей во главу угла сохранение высокой скорости, Богдан отметил: «Теория воздушного боя находится в непрерывном развитии. В 1940-1950-х годах приоритетами были сначала высота полета, потом скорость, далее маневренность и огневая мощь. Начиная с истребителей третьего и четвертого поколения приоритетами стали скорость, потом высота, затем маневренность. Сверхманевренность стала новым фактором. Это нож в кармане солдата».

Богдан напомнил суть маневра «кобра» на Су-27: быстрый сброс скорости, который может сорвать захват и сопровождение самолета допплеровской РЛС противника. Этот маневр еще более развит на Су-35С, когда после его выполнения истребитель может лететь в любом направлении

Билл Свитман говорит, что тактическое преимущество выполнения «кобры» состоит в том, что любая ракета класса «воздух-воздух» имеет «интеллектуальный элемент», который предсказывает, где будет цель через некоторое время, но не в случае с «коброй». «Если самолет противника летит с непредсказуемой траекторией и способен ее менять неожиданно и очень резко, не теряя управляемости, то ракете будет очень трудно поразить его», говорит эксперт. Энергичные маневры, выполняемые истребителем, снижают дальность эффективного пуска ракет противника, считает Свитман.

Для уничтожения Су-35 истребитель F-35 должен подойти ближе, тем самым подвергая себя риску быть обнаруженным (мощный радар Су-35 вполне может это сделать, тем более этот самолет имеет в своем арсенале самые дальнобойные ракеты воздушного боя с дальностью 400 км разработки компании «Вымпел», что является мировым рекордом – какие ракеты имеются в виду, источник не уточняет – прим. «ВП»).

Эксперт также сообщает, что американская тактика воздушного боя сводится к трем принципам – «первым обнаружил, первым выстрелил, первым уничтожил». С появлением Су-35 эта тактика может быть пересмотрена. F-35, возможно, первым обнаружит Су-35, но для применения ракет он должен приблизиться, и в это время оба противника будут видеть друг друга. «В этом случае преимущество стелс значительно снижается», считает Свитман.

В ближнем бою Су-35С с его сверхъестественной способностью летать на минимальных скоростях и в то же время резко разгоняться до сверхзвуковых скоростей, превращается в охотника. Максимальная скорость самолета составляет 2,5М, дальность полета 3600 км, в конфигурации истребителя воздушного боя может нести 12 ракет средней дальности «Вымпел» (вероятно, имеются в виду УР Р-77 различных модификаций). Истребитель F-35 может нести лишь «горстку» ракет, дальность полета составляет всего 2222 км, а его максимальная скорость 1,6М, кажется, говорит лишь о желании «поскорее погибнуть».

Заместитель главного инженера китайской авиастроительной корпорации AVIC Тан Янши в интервью газете Global Times высказал свое нескрываемое удовольствие от маневров, которые совершал в парижском небе российский истребитель Су-35С.

Инженер заявил, что он получил «наслаждение, наблюдая за полетом Су-35С». Истребитель показал устойчивый полет на углах атаки 70 градусов и практически на месте совершал горизонтальный разворот на 360 градусов, используя управляемый вектор тяги двигателей ((по сообщениям некоторых СМИ, минимальный радиус горизонтального разворота F-22A на 360 градусов на малой высоте составляет 750 футов, или 229 метров).

Способность Су-35С практически на месте совершать разворот на 360 градусов имеет весьма важное значение при ведении ближнего воздушного боя, говорит инженер, упразднив такой традиционный параметр для определения маневренности истребителей как радиус разворота. Этот фактор дает истребителю быстрее других занять выгодную позицию для пуска ракет с инфракрасным наведением в «хвост противнику».

Важность ближнего боя понимают и американцы, оснастив свои F-22 и F-35 пушками, так как в некоторых случаях только пушки могут быть использованы для поражения воздушного противника. Тан Янши заявил, что в настоящее время стелс и сверхманевренность являются важнейшими требованиями для истребителей.

В самом деле, F-35 не предлагает «экстравагантных возможностей», в которых нуждаются большинство ВВС стран мира. И, наоборот, Су-35С предлагает эффективность наравне с истребителями пятого поколения. Еще страшнее для западных ВВС является то обстоятельство, что они уже сегодня видят уязвимость F-35, когда он еще не поступил на вооружение, а ведь где-то к 2020-му году появятся боевые стелс-истребители «Сухого» ПАК ФА. Осталось еще достаточно времени, чтобы пилоты многих западных истребителей сменили свою профессию на другую, более безопасную карьеру.

или например кто был Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

МОСКВА, 25 июл — РИА Новости, Андрей Коц. Российские истребители Су-35 могут представлять смертельную угрозу для машин пятого поколения ВВС США — F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Об этом в начале недели сообщил американский журнал The National Interest. Главным преимуществом российского самолета перед противниками в воздушной схватке аналитики издания считают его непревзойденную маневренность. По мнению автора публикации, Су-35, возможно, лучший в истории авиации истребитель для боя на короткой дистанции. А малозаметность и дальнобойные ракеты "воздух-воздух" не гарантируют новейшим американским самолетам легкой победы.

Сверхманевренность самолетов Су-35, Су-30СМ и МиГ-35 (а также перспективного ПАК ФА Т-50) во многом является заслугой их двигателей с управляемым вектором тяги (УВТ). В этой области российские авиастроители — безоговорочные мировые лидеры, что признают даже американцы. Скептики, впрочем, утверждают, что в современной войне истребители редко сражаются накоротке и, следовательно, такие технологии бесполезны. Но у самих летчиков другое мнение на этот счет.

"Снайпер" против "Фехтовальщика"

Двигатели с управляемым вектором тяги способны отклонять реактивную струю от направления, соответствующего крейсерскому режиму, с помощью поворота сопла. Проще говоря, пилот "рулит" истребителем не только (и не столько) закрылками, элеронами и другими элементами механизации крыла, но и мощными реактивными струями. Это позволяет самолету быстро и практически без инерции менять направление движения, высоту и положение в пространстве.

Особенностью российских двигателей АЛ-31ФП (Су-30СМ), АЛ-41Ф1С (Су-35) и РД-33МК (МиГ-35) является всеракурсность управления вектором тяги. Их сопла могут отклоняться в любом направлении. Для сравнения: штатный двигатель американского F-22 — F119-PW-100 от компании Pratt and Whitney — может "вертеть" соплом только в вертикальной плоскости, вверх-вниз. Это упрощает взлет и тангаж на высоте, но не делает "Раптор" сверхманевренным.

Умелый летчик на современных российских самолетах способен буквально "танцевать" в небе, играючи выполняя сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Такие навыки, например, регулярно демонстрирует на различных авиапоказах начальник летной службы компании "Сухой" знаменитый ас Сергей Богдан. Впрочем, такой пилотаж — не просто красочное шоу. То, что многие расценивают как "показуху", на деле является отработкой приемов ближнего воздушного боя.

Эксперт: против американских F-22 и F-35 есть российское "противоядие" Американским "стелсам" стоит остерегаться российских ЗРК, пишет NI. Авиаэксперт Виктор Прядка в эфире радио Sputnik отметил, что разработка американских истребителей-невидимок существенно отстает от темпов создания российских средств ПВО.

"Бой двух современных самолетов можно условно разделить на два этапа, — рассказал РИА Новости заслуженный военный летчик России генерал-майор Владимир Попов. — Первый — обнаружение истребителя противника на большой дистанции и его атака дальнобойной управляемой ракетой класса "воздух-воздух". Это достаточно эффективное оружие, которое, однако, не гарантирует попадания. Особенно по самолету с современными системами радиоэлектронного противодействия, способными "обмануть" ракету. В этом случае истребители идут на сближение и начинается второй этап — маневренный воздушный бой на ближней дистанции. Здесь в ход уже идут ракеты малой дальности и пушки. Тут-то и раскрываются все преимущества двигателей со всеракурсным УВТ".

Говоря языком аналогий, американский F-22 — это "снайпер", в чью задачу входит подобраться незамеченным к противнику и уничтожить его издали, не вступая в визуальный контакт. Российские истребители поколения 4++ — это "фехтовальщики", способные уйти от вражеских ракет, резко сорвать дистанцию с самолетом неприятеля и как следует "накостылять" ему в ближнем бою, пользуясь преимуществом в маневренности. Малозаметность американского "Раптора" может и не спасти: как отмечают эксперты The National Interest, Су-35 способен воспользоваться пассивным и наземными радарами, а также инфракрасной системой поиска и слежения, чтобы обнаружить истребитель-невидимку.

Нестандартная тактика

К счастью, проверить оба подхода в реальных боевых условиях пока не представлялось возможным. Однако экспортные индийские Су-30МКИ с двигателями АЛ-31ФП уверенно одерживали верх над многими западными самолетами в учебно-тренировочных боях. Еще в 2005 году эскадрилья этих машин показала превосходство над F-16 и F-15 C/D ВВС США во время воздушных маневров в небе над Индией. А в 2015 году в рамках международных учений Индрахануш "тридцатые" разгромили британские истребители Eurofighter Typhoon с "сухим" счетом 12:0.

© AP Photo / Ajit Kumar


© AP Photo / Ajit Kumar

По мнению Владимира Попова, высокая результативность российских истребителей с двигателями УВТ в учебных боях объясняется тем, что их пилоты имеют возможность использовать нестандартную тактику и маневры, на которые не способны западные самолеты.

— Все мы видели на МАКС, как Су-35, словно сухой лист, крутился плашмя вокруг своей оси, — пояснил Попов. — В авиации это называется поиском с минимальным разворотом. Маневр совершается, чтобы летчик "осмотрелся" вокруг себя и просканировал окружающее пространство радиолокационной станцией, установленной в носовой части самолета. Такой истребитель обнаружит менее "шустрого" противника быстрее, так как последнему нужно для аналогичного маневра разворачиваться в вираже. Каждый вираж с креном в 45 или 60 градусов занимает полторы-две минуты. Су-35 может "осмотреться" гораздо быстрее. Еще очень эффективный прием — "Кобра Пугачева". Самолет резко "встает на дыбы" и гасит собственную скорость до нуля всей плоскостью фюзеляжа. Очень хорошо работает, если на "хвосте" висит противник: он по инерции проскакивает вперед и превращается из охотника в дичь. Кроме того, когда скорость истребителя на нуле, его не "видят" РЛС противника. Все это в сочетании с бортовыми средствами РЭБ может окончательно запутать противника и заставит его совершать ошибки.

Достоинства сверхманевренности в полной мере оценили во многих странах. На экспортных модификациях Су-30 летают не только индийские летчики, но и китайские, вьетнамские, малайзийские, алжирские и венесуэльские. Большой интерес у зарубежных покупателей вызывает и Су-35. Договоры на поставки этих машин были подписаны с КНР и Индонезией. Хороший экспортный потенциал имеют новейшие МиГ-35, которые должны пойти в серийное производство в течение двух лет. Как сообщил на МАКС генеральный директор РСК МиГ Илья Тарасенко, этот самолет могут без всяких проблем обслуживать на имеющейся инфраструктуре все государства, в составе ВВС которых есть истребители МиГ-29. А таких стран в мире десятки.

В последнее время в различных СМИ довольно часто можно встретить противопоставление пятого поколения F-35, выпускаемых компанией Lockheed Martin (США), и российского МиГ-35, разработанного РСК «МиГ» и в качестве самолета поколения 4++.

Насколько справедливо такое сравнение - вопрос отдельный, учитывая, что F-35 создавался «с нуля» и «в цифре», как машина 5-го поколения, тогда как МиГ-35 является логическим продолжением хорошо известной, но довольно старой машины 4-го поколения - МиГ-29. Однако, как показывает практика, исход боя далеко не всегда определяется поколением самолета.

«Ридус» решил внимательно рассмотреть обе машины, чтобы понять, на что им стоит рассчитывать в случае потенциального боевого столкновения (которого, как мы надеемся, никогда не случится).

«Локхид-Мартин» F-35 «Молния II»

Lockheed Martin F-35 Lightning II («Локхид-Мартин» F-35 «Молния II») - семейство малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения , разработанное американской фирмой Lockheed Martin в трех вариантах: наземный истребитель (CTOL) для нужд ВВС США , истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL) для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании, а также палубный истребитель (CV) для нужд ВМС США .

Свой первый полет он совершил почти 18 лет назад - 24 октября 2000 года . Однако по разным причинам его эксплуатация началась с 2012-го (для учебных целей), а в ВВС США он с 2 августа 2016 года. Самолет находится в серийном производстве с 2006 года. Произведено более 290 машин (май 2018 года). Его эксплуатантами являются такие страны, как США , Великобритания , Австралия , Израиль , Япония , Нидерланды , Италия .

Программа разработки F-35 обошлась американским налогоплательщикам в 55,1 млрд долларов. Стоимость единицы, планируемая на начало полномасштабного крупносерийного производства в 2019 году: F-35A - 83,4 млн долларов, F-35B - 108,1 млн долларов, F-35C - 93,3 млн долларов.

Интересно отметить, что еще в 1995 году компания Lockheed Martin объявила о получении военных секретов от ОКБ имени Яковлева . Знания и опыт советских технических специалистов, накопленные в процессе разработки советского истребителя вертикального взлета и посадки Як-141 , использовались для разработки F-35.

Да и демонстрационная версия, Lockheed Martin X-35B, во многом внешне напоминала Як-141, за исключением того, что у Як-141 для вертикального взлета и посадки были установлены два дополнительных подъемных турбореактивных двигателя РД-41, а изделие Lockheed Martin обходится одним основным двигателем.

МиГ-35 «Fulcrum-F»

МиГ-35 (по кодификации НАТО : «Fulcrum-F» - «точка опоры») - легкий многофункциональный авиационный комплекс поколения 4++ , предназначенный для уничтожения воздушных, наземных (надводных) целей как с использованием высокоточного управляемого оружия, так и неуправляемых ракет и свободнопадающих бомб, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.

МиГ-35 предназначен для завоевания господства в воздухе и нанесения эффективных ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям из-за пределов зоны противовоздушной обороны (ПВО) противника. Летные испытания начались в январе 2017 года . Предполагается поступление 30 самолетов в ВКС России до 2020 года.

Разработчик - КБ РСК «МиГ », производитель - авиазавод «Сокол» . Первый полет состоялся в 2016 году . Начало эксплуатации запланировано в 2018 году. В войска МиГ-35 поступит в 2018 году (может быть). Эксплуатанты: Россия и другие возможные покупатели. Произведено - 2 (прототипа). Базовая модель - МиГ-29К .

Кто победит?

Чисто в теории, если F-35 и МиГ-35 сойдутся в бою на дальнем расстоянии, то с большой вероятностью победа останется за F-35. Это объясняется более высокой дальностью обнаружения целей американцем, а также его возможностью поражать цели далеко за пределами прямой видимости.

Так, в частности, на нем стоит AN/AAQ-37 - электронно-оптическая система (ЭОС) с распределенной апертурой (DAS), состоящая из шести ИК- датчиков, расположенных на фюзеляже c диапазоном обзора 360 градусов. Система позволяет выявлять групповые пуски баллистических ракет на дальности до 1300 км, сопровождать данные цели и выдавать целеуказание по каждой из них в автоматическом режиме, обнаруживать иные наземные и воздушные цели, осуществлять навигацию при полете днем/ночью.

Сторонники F-35 утверждают, что передовые компьютерные технологии и бортовые датчики самолета позволят ему обнаружить и уничтожить вражеские истребители на гораздо больших дальностях, чем все известные самолеты, включая МиГ-35. Уничтожение противника будет происходить прежде, чем он сможет обнаружить F-35.

Оружие у американского оппонента F-35 также более современное и продвинутое. Это ракеты класса «воздух - воздух» AIM-9 Sidewinder , AIM-132 ASRAAM и AIM-120 AMRAAM , а также крылатые ракеты Storm Shadow и AGM-158 JASSM .

Впрочем, представление о том, что F-35 способен уничтожить МиГ-35 раньше, чем тот его увидит на экране локатора, также базируется исключительно на теоретических умозаключениях. В условиях реального боя обнаружение противниками друг друга может зависеть от самых различных причин.

Если же американцу не удастся засечь и уничтожить российский самолет до своего собственного им обнаружения, то шансы самолетов практически уравниваются. Основа вооружения МиГ-35 при решении задач «воздух - воздух» - это управляемые ракеты средней дальности с активными радиолокационными головками самонаведения и ракеты ближнего боя и их модернизированные варианты.

Российский истребитель перестает уступать в части вооружения американцу, в случае установки на него модернизированной «Гадюки» - ракеты Р-77 (РВВ-АЕ в экспортном варианте, по классификации МО США и НАТО - AA-12 Adder). При средней дальности ее полета в 110 км вероятность поражения цели составляет 0,6-0,7.

На МиГ-35 также могут быть установлены и такие ракеты класса «воздух - воздух», как РВВ-МД и РВВ-СД (малой и средней дальности соответственно), практически ни в чем не уступающие американским, а по некоторым характеристикам даже их превосходящие. Например, дальность стрельбы РВВ-МД почти вдвое больше, чем у AIM-9X.

Российская ракета оснащается усовершенствованной тепловой головкой самонаведения. По чувствительности она идентична американской, по помехозащищенности они соизмеримы.

Что же касается ближнего боя, то здесь победит тот, кто быстрее увидит самолет противника. Пилотаж не поможет. Если конструкция МиГ-35 выдерживает примерно 10g, то F-35 рассчитан на 9g. Разница небольшая, но иногда летчики предпочитают уйти в сторону, чем биться в ближнем бою.

Специально для истребителя-бомбардировщика F-35 фирмой General Dynamics создана авиационная четырехствольная пушка GAU-22/A калибра 25 мм. Количество стволов уменьшено с пяти до четырех, что позволило примерно на 20 кг уменьшить массу, объем на 20%, а также повысить точность попадания.

Боекомплект пушки - 180 снарядов. Максимальная дальность стрельбы - 12 000 футов (3660 м).

На МиГ-35 тоже есть пушка, и калибром она побольше. Это стандартная для всех самолетов семейства МиГ-29 встроенная скорострельная автоматическая пушка ГШ-301 калибра 30 мм. Боекомплект составляет 150 снарядов.

Единственная проблема этой пушки - невысокая дальность стрельбы, не превышающая 800 м, что почти в 5 раз меньше, чем у F-35A.

Безусловно, в части пушечного вооружения российский самолет проигрывает американцу. Впрочем, это мало волнует военных, так как возможность того, что современные истребители когда-нибудь сблизятся в воздушном бою до расстояния полета пушечного снаряда (к F-35 это тоже относится), близка к нулю.

Таким образом, что же мы имеем в «сухом остатке»?

А имеем мы то, что F-35 действительно превосходит МиГ-35 во всем, что касается боя на дальней дистанции. Однако сама возможность нанесения дальнего удара зависит от целого ряда причин, включая погодные условия и выучку экипажей. Если американцу не удалось обнаружить и уничтожить МиГ с дальнего расстояния, ему придется биться на средней дистанции, где шансы самолетов стремительно выравниваются.

В любом случае все будет зависеть не только и не столько от навешанного на самолеты вооружения, сколько от выучки экипажей, которая, как показывает боевая практика, часто компенсирует отсутствие того или иного оружия.

Компания «Миг» рассчитывает на экспортные возможности новейшего истребителя МиГ-35, который создавался на базе МиГ-29. Этот вопрос рассматривался в статье информационного издания «Экономика сегодня ».

Гендиректор авиационной корпорации Илья Тарасенко поделился с журналистами информацией о том, что новый самолет в первую очередь получат Военно-космические силы Российской Федерации. Компания может изготовить необходимое для полной замены МиГ-29 количество истребителей. Также планируется наладить экспортные поставки таких самолетов. Представители военных структур различных государств уже проявляют интерес к новейшему российскому истребителю: на данный момент готовы оформить заказ более чем на 100 единиц такой техники.

Перспективный истребитель

Военный эксперт издания «Арсенал Отечества » Алексей Леонков считает, что МиГ-35 является достаточно перспективной разработкой, отлично подходящей для реализации в других странах. Он утверждает, что российский истребитель обладает высочайшей конкурентоспособностью. Например, в Индии также рассматривается его конкурент под названием Dassault Rafale. У детища наших инженеров есть все шансы быть выбранным индийскими военными, потому что МиГ-35 по техническим характеристикам не проигрывает французскому самолету, а по многим показателям даже превосходит.

Во Франции прекрасно понимают свои недостатки, поэтому они снизили цену на поставку их самолетов до возможного минимума. Они прилагают все усилия для закрепления за собой этого финансового направления.