Номер бука который сбил боинг. Запад: Мы знаем, чей «Бук» сбил малайзийский «Боинг. Зловещий гость из днiпра

24 мая состоялась пресс-конференция, где выступил прокурор Фред Вестербеке из Нидерландов, который ведет расследование гибели малазийского Боинга, сбитого в небе над Донбассом летом 2014 года. Уже сразу после аварии виноватой была назначена Россия, хотя следствие продолжается уже почти четыре года и еще не завершено.

Отчет следственной группы

Хоть расследование еще не закончилось, совместная следственная группа (ССГ) отчиталась о предварительных результатах своей работы.

Комиссией считается установленным тот факт, что самолет был поражен зенитно-ракетным комплексом «Бук», который стрелял из района населенного пункта Первомайский, находившийся тогда под контролем ополченцев. Но кто и зачем его сбил, достоверно не установлено.

Следствие все же считает, что стрелявший комплекс принадлежал российской воинской части. В составе колонны военной техники он якобы прибыл на Донбасс, а потом вернулся обратно. По данным следствия, несколько комплексов «Бук» покидало пределы воинской части неподалеку от Курска в период с 23 по 25 июня. Затем был проведен анализ соцсетей, фотографий в интернете и других «компетентных» источников, что позволило отследить маршрут их передвижения.

На запрос следователей о передвижениях техники в июне 2014 года руководство 53-й зенитно-ракетной бригады отвечать не стало. Тогда уважаемая комиссия через СМИ обратилась к российской общественности с просьбой помочь в сборе информации.

Еще господин Вестербеке сообщил, что круг подозреваемых в совершении преступления сократился со 100 человек до нескольких десятков.

Весь этот отчет сопровождался демонстрацией обломков зенитной ракеты, сбившей Боинг.

Как это понимать?

Если свести суть доклада к одной фразе, то получится примерно так: «Мы не знаем точно, кто это был, но это русские».

Интересно, что данные разработчика комплекса «Бук», концерна «Алмаз-Антей», похоже, совершенно в расчет не принимаются. А ведь специалисты концерна провели испытания, в результате которых причастность российских ПВО полностью исключается.

Во-первых, тип ракеты, попавшей в Боинг, уже не стоит на вооружении в РФ, но применяется в Вооруженных Силах Украины. Во-вторых, характер повреждения опровергает, что ракета была выпущена из района Первомайского.

Эти выводы были подтверждены экспериментально, а их результаты находятся в свободном доступе.

Я ни в коем случае не хочу подвергнуть сомнению выводы уважаемой комиссии. Просто с точки зрения дилетанта мне трудно понять их логику. Я не понимаю, какое отношение имеет отсутствие 23 июня в расположении части ЗРК к крушению самолета, произошедшему 17 июля? И как можно по постам и фотографиям в «Одноклассниках» вычислить секретный маршрут движения военной техники?

А, может, все гораздо проще? С помощью таких вот инфоповодов наши западные партнеры сорвут ЧМ-2018, а потом скажут, что ошиблись. А может, еще что-нибудь придумают.

Как-то вовремя появился этот отчет, в котором конкретной информации не больше, чем на следующий день после крушения, где погибло 298 обычных мирных людей, в том числе детей.

А, может, не там копают? Почему бы, например, не поинтересоваться, для чего украинские наземные службы вели самолет над зоной военных действий, где, похоже, его уже ждали, чтобы сбить?

Исследователи Bellingcat по этим номерам и отметкам идентифицировали ЗРК как «Бук» под номером 332, приписанный к 53-й зенитно-ракетной бригаде (в/ч 32 406).

Фотография с механиком была сделана на транспортном дворе 53-й бригады, отмечается в докладе. Подтверждает это другой снимок, опубликованный неназванным курсантом в августе 2014 года (имя публикатора авторы доклада не указывают, известно только, что он проходил сборы в Курске по направлению одного из московских вузов). На снимке изображен тот же розовый ракетный контейнер​. Геотег подтверждает, что фото сделано во дворе 53-й бригады в поселке Маршала Жукова недалеко от Курска. Геолокацию фотографии авторам доклада удалось подтвердить благодаря спутниковым снимкам.

Альбом с фотографиями был загружен в феврале 2015 года, но по ним невозможно было установить ни имени механика, ни даты и места, где были сделаны снимки.

Как выяснил РБК, человек на снимке занимается ремонтом военной техники, в частности, он ремонтировал «Бук-М1». Механик (его имя известно редакции) пояснил РБК, что был во многих городах России в силу специфики своей работы. Он подтвердил, что «точно был» в Курске в 2013 году и, «возможно», в 2014 году.

Помимо «Бука» в альбоме также содержатся фотографии заряжающей установки 9А85 комплекса С-300, спецмашины (в Bellingcat предполагают, что это может быть автоматизированная система управления боевыми действиями «Поляна-Д4 9С52») и еще одной установки «Бук-М1». Члены команды Bellingcat установили личность запечатленного на фотографиях механика и нашли его профили в социальных сетях. На одной из страниц они увидели фотографию «Бука» с номером 332, на другой — фото другого ЗРК «Бук» и спецмашины. Последние два снимка были загружены 31 марта 2013 года. На третьем — изображена пусковая установка 9А83 для зенитной ракетной системы 9К81 С-300В. Он был загружен 20 июня 2013 года. Как отметили в Bellingcat, «на других фотографиях, загруженных до 31 марта 2013 года и после 20 июня 2013 года, не видны места его [человека на фотографиях] работы в качестве механика военной техники».

Исходя из того, что фотографии были выложены в интернет в 2015 году в одном фотоальбоме, а также учитывая условный номер машины, авторы исследования Bellingcat заключают, что «практически наверняка» снимок был сделан в 2013 году. Тем не менее они допускают, что фотография могла быть сделана весной 2014 года.

Трагедия с Boeing 777 произошла в небе над восточной Украиной 17 июля 2014 года в 16:20 по местному времени. Самолет следовал рейсом MH17 «Малайзийских авиалиний». На его борту находились 298 человек, все они погибли. Большинство пассажиров на борту были гражданами Нидерландов. Спустя несколько часов в интернете стали появляться заявления о том, что пассажирский самолет сбили пророссийские сепаратисты из зенитно-ракетного комплекса «Бук», приняв по ошибке гражданский самолет за военный. Позднее Bellingcat номер ЗРК — 332, а также сообщила, что комплекс приписан к 53-й зенитной ракетной бригаде из Курска. Машина была доставлена из Курска в Миллерово (Ростовская область), а оттуда — на восток Украины, утверждают расследователи. По их данным, перевозку «Бука» отставной российский офицер Сергей Дубинский, фигурировавший в СМИ как командир разведки ДНР с позывным Хмурый. Сам он свою причастность к гибели лайнера отрицал .

Cовет безопасности Нидерландов в окончательном докладе об обстоятельствах крушения Boeing 777 назвал причиной катастрофы попадание в лайнер ракеты класса «земля — воздух», выпущенной из установки «Бук». По словам руководителя расследования Тьиббе Яустры, пуск ракеты был произведен из района площадью 320 кв. км (в указанной зоне находились как силы ополченцев, так и Украины). В результате обломки самолета оказались разбросаны на площади в 50 кв. км.

Позиция России

РБК ожидает ответа от Минобороны России относительно новых фактов в деле об уничтожении MH17.

После крушения самолета в июле 2014 года замначальника Генерального штаба ВС России Андрей Картаполов озвучил версию крушения российской стороны. Все данные российского ведомства указывают на то, что MH17 был сбит украинскими войсками, заявил он. Участие действующих российских военнослужащих в конфликте на Украине официальная Москва всегда отрицала.​

В октябре 2015 года специалисты военного концерна «Алмаз-Антей» собственного расследования катастрофы Boeing 777. Из него следует, что лайнер сбит ракетой, уже не использовавшейся российскими военными, с территории, которая тогда не контролировалась ни одной из сторон конфликта в Донбассе.

В сентябре 2016 года в российском Минобороны прошел брифинг на тему крушения. Радиолокационный комплекс «Утес-Т», расположенный в Ростовской области, не зафиксировал каких-либо посторонних объектов близ маршрута MH17 перед катастрофой, заявил заместитель главного конструктора комплекса Виктор Мещеряков. Если бы ракета комплекса «Бук» была запущена из района, контролировавшегося повстанцами Донбасса, то «Утес-Т» ее бы обнаружил, объяснял Мещеряков. Присутствовавший на том же брифинге начальник радиотехнических войск ВКС генерал-майор Андрей Кобан добавил, что ракета «Бука» не является для «Утеса-Т» сложной целью. Для сравнения: радиолокационный комплекс обнаружил куда более сложную цель — полет беспилотника «Орлан-10», который «барражировал вдоль российско-украинской границы на территории России», заметил генерал-майор.

«Украинская сторона не​случайно утаивает от следствия, родственников погибших и мирового сообщества информацию, которая позволила бы установить полную картину катастрофы», — заявил представитель Минобороны Игорь Конашенков на брифинге.

Bellingcat — международная экспертно-журналистская группа, основанная 15 июля 2014 года британским журналистом Элиотом Хиггинсом. Задача ​команды — объединить гражданских журналистов в расследовании текущих событий. Сейчас основной проект Bellingcat — расследование обстоятельств крушения малайзийского Boeing. Команда также следит за военной кампанией в Сирии, в том числе за действиями российских военнослужащих.​ В своих докладах Bellingcat опирается на открытые источники: видео- и фотоматериалы, размещенные в социальных сетях, спутниковые снимки.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Пользуясь методикой Bellingcat, можно с большой долей уверенности утверждать, что данный "Бук", участвовавший в параде на Красной площади в 2013 году, не сбивал малайзийский "Боинг" в июле 2014 года

Международная группа расследований Bellingcat определила точный номер самоходной огневой установки зенитно-ракетной системы "Бук", которая, по мнению Bellingcat, 17 июля 2014 года сбила над Украиной пассажирский "Боинг" Малайзийских авиалиний, совершавший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур.

Новый доклад группы озаглавлен "Бук 3х2": тайна потерянной цифры" и посвящен детальному анализу улик, по которым можно установить, из какой именно установки был произведен выстрел.

"17 и 18 июля 2014 года на востоке Украины была снята на фото и видео самоходная огневая установка "Бук" под номером 332 российской 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся в районе города Курск. На одном из видео этот "Бук", который мы ранее обозначали как "Бук 3х2", движется в направлении центра района, откуда, по оценке Совета по безопасности Нидерландов, была запущена ракета, сбившая MH17", - делают вывод авторы доклада.

Таким образом, эксперты Bellingcat утверждают, что с помощью открытых источников, главным образом публикаций в социальных сетях, определили не только круг лиц, причастных к катастрофе "Боинга", но и назвали конкретное оружие, состоявшее в тот момент на вооружении российской армии, из которого был произведен выстрел.

Россия последовательно отрицает какую бы то ни было причастность к трагедии МН17, в результате которой погибли 298 человек.

Машина номер 332

Bellingcat считает установленным фактом, что ракета, сбившая "Боинг", была запущена одной из самоходных установок из российской 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся под Курском - этому были посвящены предыдущие расследования Bellingcat.

Однако на фотографиях "Бука", предположительно сбившего малайзийский лайнер, частично стерт номер, точнее - центральная цифра трехзначного номера, поэтому условно этот "Бук" называется "3х2".

"В ходе анализа открытых источников мы установили, что цифры наносятся на установки в соответствии со структурой части. Можно сказать, что это кодовый номер подразделения. Первая цифра обозначает дивизион, вторая - батарею в дивизионе, а третья - условный номер машины в батарее", - объясняют авторы доклада Bellingcat, делая вывод, что на искомом "Буке" отсутствует цифра, обозначающая номер батареи 3-го дивизиона.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Первая цифра в номере "Бука" обозначает дивизион, вторая - батарею в дивизионе, третья - номер машины в батарее

На снимке "Бука" видны остатки краски от центральной цифры, но невозможно точно утверждать, от какой именно из трех возможных - "1", "2" или "3".

Энтузиасты Bellingcat нашли в социальной сети "ВКонтакте" фотографии всех трех "Буков" этого дивизиона, сделанные с 2009 по 2013 год, и сравнили все различимые на снимках особенности каждой из машин: повреждения корпуса, расположение внешних электропроводов, форма пятен краски, масла и копоти, а также шрифт и расстояние между цифрами номера.

"Ни одна из этих особенностей, взятая в отдельности, не позволяет достаточно убедительно установить соответствие. Однако сочетание всех этих отличительных особенностей представляет собой уникальный набор характеристик и может считаться достаточным для однозначной идентификации", - заключают авторы доклада.

Bellingcat напоминает, что перемещение "Бука" по востоку Украины в течение 17 и 18 июля (то есть в день гибели MH17 и на следующий день) попало на четыре фотографии и три видеозаписи.

"При сравнении семи отличительных черт СОУ "Бук" 53-й зенитно-ракетной бригады под номерами 312, 322 и 332 видно, что только у "Бука 332" имеется совпадение более одной черты с "Буком 3х2". Четыре из наблюдаемых особенностей могут сохраняться в течение длительного времени, одна частично видна на старых изображениях, а две другие на них отсутствуют", - утверждают авторы доклада.

Голландское расследование

13 октября 2015 года Совет по безопасности Нидерландов, расследующий причины и последствия аварий и катастроф, представил заключительный доклад о крушении самолета Malaysia Airlines MH17.

В нем говорилось, что причиной катастрофы стала ракета "Бук", взорвавшаяся слева от кабины пилотов. Однако выводов о том, кто мог выпустить эту ракету, тогда сделано не было.

Эксперты лишь очертили территорию площадью 320 квадратных километров, откуда могла быть запущена ракета. В этом районе находится селение Снежное, из района которого, по версии Bellingcat, был произведен пуск ракеты, сбившей "Боинг".

Вскоре после голландского доклада российский оборонный концерн "Алмаз-Антей" (производитель систем "Бук") собрал пресс-конференцию, на которой представил результаты собственного расследования обстоятельств катастрофы.

По версии концерна, пуск ракеты производился из района южнее села Зарощенское, которое в момент катастрофы находилось под контролем украинских силовиков. На этом основании специалисты "Антея" утверждали, что ракету запустили украинские военные.

Война версий

В феврале 2016 года Bellingcat представил, вероятно, свою самую сенсационную публикацию о гибели лайнера - "MH17: Потенциальные подозреваемые и свидетели из 53-й зенитно-ракетной бригады".

В этом докладе поименно называются все те, кто, по мнению Bellingcat, несет ответственность за принятие решения и запуск ракеты в пассажирский самолет: командир бригады, командир 2-го дивизиона, в состав которого могла входить пусковая установка. Командиры батарей и экипажей названы по именам и первым буквам фамилий.

Список подозреваемых, представленный в виде иерархической схемы с фотографиями, именами и должностями, не ограничивается у Bellingcat чинами бригады.

Верхний ряд занимают четыре фото, на которых изображены верховный главнокомандующий вооруженными силами России, министр обороны и два его первых заместителя.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Голландские следователи пришли к выводу, что малайзийский "Боинг" был сбит ракетой зенитного комплекса "Бук", однако пока не объявили, кто, по их мнению, управлял установкой

В ответ на эту публикацию российская сторона - в лице экспертов "Антея" - подготовила новое, более развернутое описание своей версии, добавив в список потенциально возможных точек запуска ракеты соседнее с Зарощенским село Великая Шишовка.

Вина за запуск ракеты по-прежнему возлагалась, по этой версии, на украинских военных.

Однако Bellingcat считает версию "Антея" в любых ее модификациях несостоятельной.

Bellingcat с большой долей уверенности утверждает, что, даже если согласиться с версией "Алмаз-Антея" о точке запуска ракеты, ее все равно не могли запустить украинские военные.

На основании информации из открытых источников - главным образом фотографий с геотегами в социальных сетях - энтузиасты-расследователи пришли к выводу, что 17 июля, в день гибели "Боинга", в районе Зарощенского не было украинских установок "Бук".

Точно так же была проверена версия о точке запуска возле Великой Шишовки: в результате проверки было признано, что украинских "Буков" там также не было.

Bellingcat признает, что собранные данные не позволяют делать выводы о том, какой стороной вооруженного конфликта контролировалась эта зона.

Однако сопоставление доступных более поздних данных из этого района позволяет экспертам Bellingcat предполагать, что 17 июля 2014 года там уже были, как сказано в докладе, российские военные.

Об отчёте Совместной следственной группы, и ли на что не обратили внимание международные следователи.

«Если на небе зажигаются звезды, значит кому-то это нужно»

(А. Экзюпери. «Маленький принц»)

Вместо предисловия

Совместная следственная группа (ССГ) 24 мая в очередной раз собрала пресс-конференцию на которой ее представители в очередной раз рассказали, что малайзийский «Боинг», кажется, сбили из «Бука», привезенного из России.

Развитие этой истории — чрезвычайно характерно для современной западной политики. Никто не утруждает себя качественной аргументацией, и все уверены, что обыватели поверят в любую историю, если ее рассказать достаточное количество раз.

В этот раз в ходе пресс-конференции глава ССГ Ф.Вестербеке, как о якобы доказанном факте, заявлял, что ЗРК «Бук», которым был сбит «Боинг», прибыл из России. При этом, по его утверждению, ССГ удалось доказать идентичность СОУ ЗРК «Бук» 53-й зенитной ракетной бригады, зафиксированной на видео в июне 2014 года в Белгородской и Ростовской областях и установки «Бук», снятой на видеорегистратор в Макеевке 17 июля 2014 года.

Сравнительный анализ тактического номера машин (пресловутого номера 332) и транспортной маркировки, нанесенной на левый борт, по версии «следователей», неоспоримо подтверждает нахождение СОУ № 332 53-й бригады на Донбассе в июле 2014 года.

Туманно заявляя о том, что помимо материалов, представленных на пресс-конференции, есть еще много различных «доказательств», Ф.Вестербеке проговаривается о значительном вкладе в расследование блогерского сообщества Bellingcat, возглавляемого сотрудником мозгового центра Госдепа США, американского НКО «Атлантический совет», (Atlantic Council) Элиотом Хиггенсом.

В этом расследовании на основе материалов, представленных ССГ, докажем, что утверждение Ф.Вестербеке о причастности российской самоходной огневой установки (СОУ) к гибели «Боинга» 17 июля 2014 года является ложным.

По словам Ф.Вестербеке следователями ССГ был проведен подробнейший анализ отличительных особенностей самоходной огневой установки (СОУ) ЗРК «Бук», изображенных на фотографиях, снятых в Белгородской области и на Донбассе. Это позволило им однозначно сделать вывод о причастности Российской Федерации к крушению «Боинга». Впрочем, иного результата трудно было бы от них ожидать. Даже если не принимать во внимание явный антироссийский контекст проводимого «объективного» международного расследования и его заказной характер, очевидно, что следствие идет по ложному пути, намеченному фальсификаторами Bellingcat.

Это подтверждают представленные на пресс-конференции материалы, взятые из сомнительных отчетов «диванных» следователей Э.Хиггенса о причастности «Бука» 53-й зенитной ракетной бригады к трагедии 17 июля 2014 года.

При этом вызывает недоумение, что, продолжая сравнивать на фотографиях СОУ неявные признаки — изображения маркировки, вмятины и царапины, ССГ настойчиво игнорирует очевидные факты, полностью опровергающие их версию о присутствии российского «Бука» на Украине.

А правда такова — «Бук» из 53-й зенитной ракетной бригады никогда не пересекал украинскую границу и ничего общего не имеет с «Буком» на белом трейлере, сфотографированным на Украине в Макеевке. Речь идет о том, что машины, изображенные на фотографиях, принадлежатк различным модификациям и на этот факт специалисты ССГ по какой-то необъяснимой причине не обратили внимание.

Дело в том, что, несмотря на внешнюю похожесть, у СОУ различных модификаций есть определенные отличительные признаки. К таким относится наличие на левом борту машины откидной площадки.

Подобными площадками стали оборудоваться машины, выпускавшиеся после 1984 года. Площадка была добавлена для удобства доступа расчета на корпус СОУ в ходе ее эксплуатации.

Этого теоретики Bellingcat, так тщательно готовившие свою фальсификацию, очевидно не знали. Не знали этого и следователи ССГ.

Рассмотрим пример СОУ модификации 9А310 М1-2, у которой предусмотрено наличие откидной площадки на корпусе гусеничного шасси (ЗРК «Бук-М1»). Как видно на фотографии, площадка заметно выделяется на корпусе машины.

Фотография СОУ ЗРК «Бук» модификации 9А310 М1-2 с откидной площадкой

Теперь сравним с СОУ ЗРК «Бук» более ранней модификации, выпущенной до 1984 года. На представленной фотографии изображена СОУ 9А310 (не 9А310 М1, а именно 9А310!) ЗРК 9К37 «Бук» без откидной площадки на корпусе шасси.

Фотография СОУ ЗРК «Бук» модификации 9А310 без откидной площадкой

Так вот, в презентации, представленной в ходе пресс-конференции 24 мая 2018 года ССГ на всех кадрах, фиксирующих перемещение колонны 53-й зенитной ракетной бригады по территории России на задней части левого борта СОУ, «подозреваемой» в причастности к трагедии с «Боингом», отчетливо просматривается незакрепленная откидная площадка, о которой упоминалось выше.

Стопкадр на 1мин. 9 секунде презентации (площадка видна)


Стопкадр на 2 мин. 36 секунде презентации (площадка видна)

Стопкадр на 3 мин. 23 секунде презентации (площадка видна)


Стопкадр на 5 мин. 26 секунде презентации (площадка видна)


Стопкадр на 5 мин. 34 секунде презентации (площадка видна)

При этом на снимках, сделанных на Украине в районе Макеевки, откидной площадки нет.

Стопкадр на 5 мин. 35 секунде презентации (площадка отсутствует)

Отсутствует площадка и на фотографии, сделанной журналистами французского таблоида «Paris Match» в Донецке.

Фотография СОУ «Бук» из журнала «Paris Match» (площадка отсутствует)


Сравнительные снимки СОУ «Бук», сделанные в Белгородской области (справа) и на Украине: скриншот с видеорегистратора (слева)

Это означает только одно — на фотографиях, снятых в России и на Украине, зафиксированы СОУ ЗРК «Бук» разных модификаций, то есть речь идет о двух разных машинах, а значит российский «Бук» 53-й бригады (хоть «3×2», хоть «332») границу с Украиной не пересекал.

Был ли белый трейлер в Макеевке 17 июля 2014 года?

В качестве доказательства причастности 53-й бригады к крушению «Боинга» ССГ приводит данные с автомобильного видеорегистратора, зафиксировавшего проезжающий по Макеевке белый трейлер «Вольво», перевозивший ЗРК «Бук».

При этом утверждается, что кадры сняты 17 июля 2014 года — в день крушения «Боинга».

На кадрах с видеорегистратора видно, что маршрут трейлера проходил мимо АЗС «Параллель». Согласно Google Maps, в Макеевке есть только одна АЗС «Параллель», расположенная по адресу: улица Автотранспортная, дом 52.

АЗС «Параллель», расположенная по адресу улица Автотранспортная, дом 52 (снимок Google Maps)

АЗС «Параллель», расположенная по адресу улица Автотранспортная, дом 52. (кадр с видеорегистратора)

Особенности ландшафта на снимке Google Maps и кадрах с видеорегистратора совпадают, что позволяет точно определить место.

Однако не все так просто. Ключевой вопрос, на который необходимо получить ответ — был ли снят этот ролик именно 17 июля 2014 г., как утверждает ССГ (читай Bellingcat), или в другое время?

Проведенное по методу Bellingcat «диванное» расследование показало результат, противоположный тому, который был обнародован ССГ —трейлера в день крушения «Боинга» в Макеевке не было .

Подтверждением этому служит снятый очевидцами ролик движения колонны боевой техники ополченцев на фоне той же самой заправки по улице Автотранспортной, которую запечатлел и видеорегистратор. Авторы ролика выложили его в «Ютюб» 15 июля 2014 года. Это позволяет утверждать, что снят он был как минимум за два дня до того, как по утверждению ССГ была осуществлена съемка с видеорегистратора.

На тот случай, если у кого-то возникнут сомнения относительно достоверности даты размещения ролика — ссылку на него 16 июля 2014 года разместило «РИА Новости Украина». Сейчас это видео по какой-то причине удалено. Однако по тексту сообщения, его сопровождавшего, можно с уверенностью утверждать, что речь идет об одних и тех же кадрах.

Скриншот страницы «РИА Новости Украина» со ссылкой на видео о перемещении колонны техники ополченцев в Макеевке от 15 июля 2014 года

Изучение обоих роликов показало, что они снимались в одном и том же месте, только с разных ракурсов.

Ракурс, с которого осуществлялась съемка колонны техники 15.07.14 г. (снимок с видеорегистратора, сделанный якобы 17.07.14 г).

На ролике, датированном 15 июля, можно проследить, что до прохождения колонны техники асфальтовое покрытие дороги было не поврежденным. После прохождения колонны на дорожном полотне остались характерные вмятины от гусениц.

После прохождения колонны 15 июля 2014 г. остались четко читаемые характерные следы, оставляемые гусеничной техникой


На кадрах с видеорегистратора, снятых якобы 17 июля 2014 года, на дороге отсутствуют видимые следы повреждений, оставленные 15 июля

При этом на кадрах с видеорегистратора, сделанных якобы на два дня позже, на дороге отсутствуют видимые следы повреждения, причиненные тяжелой техникой. Если отбросить версию о том, что в период с 15 по 17 июля 2014 года на этом участке дороги было заменено асфальтовое покрытие, то вывод становится очевидным —кадры, запечатленные видеорегистратором, сняты до 15 июля 2014 года .

Таким образом можно сделать неутешительные для Bellingcatвыводы :

Кадры с видеорегистратора были сняты до 15 июля 2014 года. Они не доказывают нахождение трейлера с «Буком» в день крушения «Боинга» в Макеевке.

Таким образом, все утверждения о том, что «Боинг» был сбит именно из установки «Бук», перевозившейся на белом трейлере 17 июля 2014 года через Макеевку, беспочвенны.

Вместо заключения

К сожалению, представленный 24 мая ССГ промежуточный доклад о результатах расследования крушения малайзийского «Боинга» в очередной раз продемонстрировал его ангажированность. Международное следствие широко используя материалы, предоставленные группой Bellingcat, не стремится установить истинные причины трагедии, а лишь выполняет антироссийский заказ Вашингтона.

При этом за кадром осталось, что Элиот Хиггинс, представляющий американскую НКО «Атлантический совет» (Atlantic Council), на следующий день после пресс-конференции ССГ провел презентацию очередного отчета Bellingcat с обвинениями России в крушения «Боинга». Является ли это совпадением? Маловероятно.


Страница с официального сайта «Атлантического совета» с указанием должности сотрудника организации — Элиота Хиггинса

Сотрудничество с «Атлантическим советом» во многом объясняет антироссийскую направленность «расследований» Bellingcat. Примечательно, что ни одно из военных преступлений США и их союзников по антиигиловской* коалиции, повлекших гибель мирных жителей в Ираке и Сирии, их не заинтересовало.

Впрочем, чему удивляться? Как говорил известный персонаж фильма «Мимино», «Кто девушку обедает, тот ее и танцует». В данном случае правда о крушении «Боинга-777» в небе над Украиной меню не предусматривается.

28.05.2018 - 22:31

Об отчёте Совместной следственной группы, или на что не обратили внимание международные следователи.

«Если на небе зажигаются звезды, значит кому-то это нужно»

(А. Экзюпери. «Маленький принц»)

Вместо предисловия

Совместная следственная группа (ССГ) 24 мая в очередной раз собрала пресс-конференцию на которой ее представители в очередной раз рассказали, что малайзийский «Боинг», кажется, сбили из «Бука», привезенного из России.

Развитие этой истории - чрезвычайно характерно для современной западной политики. Никто не утруждает себя качественной аргументацией, и все уверены, что обыватели поверят в любую историю, если ее рассказать достаточное количество раз.

В этот раз в ходе пресс-конференции глава ССГ Ф.Вестербеке, как о якобы доказанном факте, заявлял, что ЗРК «Бук», которым был сбит «Боинг», прибыл из России. При этом, по его утверждению, ССГ удалось доказать идентичность СОУ ЗРК «Бук» 53-й зенитной ракетной бригады, зафиксированной на видео в июне 2014 года в Белгородской и Ростовской областях и установки «Бук», снятой на видеорегистратор в Макеевке 17 июля 2014 года.

Сравнительный анализ тактического номера машин (пресловутого номера 332) и транспортной маркировки, нанесенной на левый борт, по версии «следователей», неоспоримо подтверждает нахождение СОУ № 332 53-й бригады на Донбассе в июле 2014 года.

Туманно заявляя о том, что помимо материалов, представленных на пресс-конференции, есть еще много различных «доказательств», Ф.Вестербеке проговаривается о значительном вкладе в расследование блогерского сообщества Bellingcat, возглавляемого сотрудником мозгового центра Госдепа США, американского НКО «Атлантический совет», (Atlantic Council) Элиотом Хиггенсом.

В этом расследовании на основе материалов, представленных ССГ, докажем, что утверждение Ф.Вестербеке о причастности российской самоходной огневой установки (СОУ) к гибели «Боинга» 17 июля 2014 года является ложным.

По словам Ф.Вестербеке следователями ССГ был проведен подробнейший анализ отличительных особенностей самоходной огневой установки (СОУ) ЗРК «Бук», изображенных на фотографиях, снятых в Белгородской области и на Донбассе. Это позволило им однозначно сделать вывод о причастности Российской Федерации к крушению «Боинга». Впрочем, иного результата трудно было бы от них ожидать. Даже если не принимать во внимание явный антироссийский контекст проводимого «объективного» международного расследования и его заказной характер, очевидно, что следствие идет по ложному пути, намеченному фальсификаторами Bellingcat.

Это подтверждают представленные на пресс-конференции материалы, взятые из сомнительных отчетов «диванных» следователей Э.Хиггенса о причастности «Бука» 53-й зенитной ракетной бригады к трагедии 17 июля 2014 года.

При этом вызывает недоумение, что, продолжая сравнивать на фотографиях СОУ неявные признаки - изображения маркировки, вмятины и царапины, ССГ настойчиво игнорирует очевидные факты, полностью опровергающие их версию о присутствии российского «Бука» на Украине.

А правда такова - «Бук» из 53-й зенитной ракетной бригады никогда не пересекал украинскую границу и ничего общего не имеет с «Буком» на белом трейлере, сфотографированным на Украине в Макеевке. Речь идет о том, что машины, изображенные на фотографиях, принадлежат к различным модификациям и на этот факт специалисты ССГ по какой-то необъяснимой причине не обратили внимание.

Дело в том, что, несмотря на внешнюю похожесть, у СОУ различных модификаций есть определенные отличительные признаки. К таким относится наличие на левом борту машины откидной площадки.

Подобными площадками стали оборудоваться машины, выпускавшиеся после 1984 года. Площадка была добавлена для удобства доступа расчета на корпус СОУ в ходе ее эксплуатации.

Этого теоретики Bellingcat, так тщательно готовившие свою фальсификацию, очевидно не знали. Не знали этого и следователи ССГ.

Рассмотрим пример СОУ модификации 9А310 М1-2, у которой предусмотрено наличие откидной площадки на корпусе гусеничного шасси (ЗРК «Бук-М1»). Как видно на фотографии, площадка заметно выделяется на корпусе машины.


Фотография СОУ ЗРК «Бук» модификации 9А310 М1-2 с откидной площадкой

Теперь сравним с СОУ ЗРК «Бук» более ранней модификации, выпущенной до 1984 года. На представленной фотографии изображена СОУ 9А310 (не 9А310 М1, а именно 9А310!) ЗРК 9К37 «Бук» без откидной площадки на корпусе шасси.


Фотография СОУ ЗРК «Бук» модификации 9А310 без откидной площадкой

Так вот, в презентации, представленной в ходе пресс-конференции 24 мая 2018 года ССГ на всех кадрах, фиксирующих перемещение колонны 53-й зенитной ракетной бригады по территории России на задней части левого борта СОУ, «подозреваемой» в причастности к трагедии с «Боингом», отчетливо просматривается незакрепленная откидная площадка, о которой упоминалось выше.


Стопкадр на 1мин. 9 секунде презентации (площадка видна)



Стопкадр на 2 мин. 36 секунде презентации (площадка видна)



Стопкадр на 3 мин. 23 секунде презентации (площадка видна)



Стопкадр на 5 мин. 26 секунде презентации (площадка видна)



Стопкадр на 5 мин. 34 секунде презентации (площадка видна)

При этом на снимках, сделанных на Украине в районе Макеевки, откидной площадки нет.


Стопкадр на 5 мин. 35 секунде презентации (площадка отсутствует)

Отсутствует площадка и на фотографии, сделанной журналистами французского таблоида «Paris Match» в Донецке.


Фотография СОУ «Бук» из журнала «Paris Match» (площадка отсутствует)



Сравнительные снимки СОУ «Бук», сделанные в Белгородской области
(справа) и на Украине: скриншот с видеорегистратора (слева)

Это означает только одно - на фотографиях, снятых в России и на Украине, зафиксированы СОУ ЗРК «Бук» разных модификаций, то есть речь идет о двух разных машинах, а значит российский «Бук» 53-й бригады (хоть «3×2», хоть «332») границу с Украиной не пересекал.

Был ли белый трейлер в Макеевке 17 июля 2014 года?

В качестве доказательства причастности 53-й бригады к крушению «Боинга» ССГ приводит данные с автомобильного видеорегистратора, зафиксировавшего проезжающий по Макеевке белый трейлер «Вольво», перевозивший ЗРК «Бук».

На кадрах с видеорегистратора видно, что маршрут трейлера проходил мимо АЗС «Параллель». Согласно Google Maps, в Макеевке есть только одна АЗС «Параллель», расположенная по адресу: улица Автотранспортная, дом 52.


АЗС «Параллель», расположенная по адресу улица Автотранспортная, дом 52 (снимок Google Maps)


АЗС «Параллель», расположенная по адресу улица Автотранспортная, дом 52. (кадр с видеорегистратора)

Особенности ландшафта на снимке Google Maps и кадрах с видеорегистратора совпадают, что позволяет точно определить место.

Однако не все так просто. Ключевой вопрос, на который необходимо получить ответ - был ли снят этот ролик именно 17 июля 2014 г., как утверждает ССГ (читай Bellingcat), или в другое время?

Проведенное по методу Bellingcat «диванное» расследование показало результат, противоположный тому, который был обнародован ССГ - трейлера в день крушения «Боинга» в Макеевке не было .

Подтверждением этому служит снятый очевидцами ролик движения колонны боевой техники ополченцев на фоне той же самой заправки по улице Автотранспортной, которую запечатлел и видеорегистратор. Авторы ролика выложили его в «Ютюб» 15 июля 2014 года. Это позволяет утверждать, что снят он был как минимум за два дня до того, как по утверждению ССГ была осуществлена съемка с видеорегистратора.


Скриншот ролика, снятого напротив АЗС «Параллель» 15 июля 2014 года

На тот случай, если у кого-то возникнут сомнения относительно достоверности даты размещения ролика - ссылку на него 16 июля 2014 года разместило «РИА Новости Украина». Сейчас это видео по какой-то причине удалено. Однако по тексту сообщения, его сопровождавшего, можно с уверенностью утверждать, что речь идет об одних и тех же кадрах.


Скриншот страницы «РИА Новости Украина» со ссылкой на видео о перемещении колонны техники ополченцев в Макеевке от 15 июля 2014 года

Изучение обоих роликов показало, что они снимались в одном и том же месте, только с разных ракурсов.


Ракурс, с которого осуществлялась съемка колонны техники 15.07.14 г. (снимок с видеорегистратора, сделанный якобы 17.07.14 г).

На ролике, датированном 15 июля, можно проследить, что до прохождения колонны техники асфальтовое покрытие дороги было не поврежденным. После прохождения колонны на дорожном полотне остались характерные вмятины от гусениц.


После прохождения колонны 15 июля 2014 г. остались четко читаемые характерные следы, оставляемые гусеничной техникой



На кадрах с видеорегистратора, снятых якобы 17 июля 2014 года, на дороге отсутствуют видимые следы повреждений, оставленные 15 июля

При этом на кадрах с видеорегистратора, сделанных якобы на два дня позже, на дороге отсутствуют видимые следы повреждения, причиненные тяжелой техникой. Если отбросить версию о том, что в период с 15 по 17 июля 2014 года на этом участке дороги было заменено асфальтовое покрытие, то вывод становится очевидным - кадры, запечатленные видеорегистратором, сняты до 15 июля 2014 года .

Таким образом можно сделать неутешительные для Bellingcat выводы :

Кадры с видеорегистратора были сняты до 15 июля 2014 года. Они не доказывают нахождение трейлера с «Буком» в день крушения «Боинга» в Макеевке.

Таким образом, все утверждения о том, что «Боинг» был сбит именно из установки «Бук», перевозившейся на белом трейлере 17 июля 2014 года через Макеевку, беспочвенны.

Вместо заключения

К сожалению, представленный 24 мая ССГ промежуточный доклад о результатах расследования крушения малайзийского «Боинга» в очередной раз продемонстрировал его ангажированность. Международное следствие широко используя материалы, предоставленные группой Bellingcat, не стремится установить истинные причины трагедии, а лишь выполняет антироссийский заказ Вашингтона.

При этом за кадром осталось, что Элиот Хиггинс, представляющий американскую НКО «Атлантический совет» (Atlantic Council), на следующий день после пресс-конференции ССГ провел презентацию очередного отчета Bellingcat с обвинениями России в крушения «Боинга». Является ли это совпадением? Маловероятно.



Страница с официального сайта «Атлантического совета» с указанием должности сотрудника организации - Элиота Хиггинса

Сотрудничество с «Атлантическим советом» во многом объясняет антироссийскую направленность «расследований» Bellingcat. Примечательно, что ни одно из военных преступлений США и их союзников по антиигиловской* коалиции, повлекших гибель мирных жителей в Ираке и Сирии, их не заинтересовало.

Впрочем, чему удивляться? Как говорил известный персонаж фильма «Мимино», «Кто девушку обедает, тот ее и танцует». В данном случае правда о крушении «Боинга-777» в небе над Украиной меню не предусматривается.