История возникновения и развития бильярда. Об истории появления бильярда в россии Когда и где появился бильярд

Глава вторая

«ИСТОРИЯ БИЛЬЯРДА»

Родословная бильярда тянется из глубины времен до нашей эры.

Точное время появления бильярдной игры установить невозможно. Известно лишь, что она, так же как и шахматы, очень древнего происхождения, а родиной бильярда является Азия; по утверждению одних - Индия, по мнению других - Китай. Точно можно сказать одно: вообще игры в мячи или шары были одними из первых, придуманных человеком.

Цивилизация «Небесной империи», будучи старше европейской, явилась первооткрывательницей пороха, компаса и многого другого. Но - по странному складу китайского характера - в своем большинстве эти изобретения как бы замерзали на полпути и редко доводились до совершенства. Так и «китайский бильярд» до наших времен остался лишь незамысловатой детской игрушкой.

Надо полагать, что в Европе первые «китайские» бильярды появились в XV-XVI вв.еках. Однако игры по принципу современного бильярда были здесь известны гораздо раньше. Например, в народной немецкой игре «Bafkespiel», популярной в Германии еще в средние века, употреблялись длинные столы с грубыми бортами и углублениями, куда игрок при помощи дубинки старался загнать каменный шар противника.

В Англии примерно в те же годы была распространена игра «Pali-Mall». Участники этого состязания на твердо утрамбованной земляной площадке перекатывали несколько шаров, стараясь провести их по определенным правилам через ворота. В середине XV века многие такие игры из «садовых» превратились в «комнатные».

Две версии возникновения бильярда в Европе получили наибольшее распространение. По одной - пионерами здесь являются англичане, по другой - французы. Сторонники первой версии приводят обычно сохранившееся письмо Марии Стюарт к архиепископу Глазго, написанное в день ее казни 17 февраля 1587 года. Лишенная трона шотландская королева и неудачная претендентка на трон английский упоминает про свой бильярд и просит приготовить для него место в другом помещении.

Французы с первенством англичан не соглашаются. Они вспоминают короля Франции (1461−83) Людовика XI, который однажды приказал установить в своих апартаментах бильярдный стол. Другие авторы приписывают изобретение бильярда своему соотечественнику Генриху Делинье, жившему в период правления короля Карла IX (1560−74), который сам, по мнению историков Франции, был страстным любителем этой игры. Например, сообщается, что он, играя на бильярде в знаменитую Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года, отложил кий, схватился за аркебузу и стал стрелять прямо из окон дворца по убегавшим гугенотам.

Позднее, при Людовике XIII, во дворце Фонтенбло был устроен бильярдный зал, сохранившийся до сих пор. В те времена игра проходила на небольших по размерам столах, в которых делалось до 10 луз. В средней части стола возвышались небольшие воротца из железа или китового уса, через которые должны были проходить шары, и небольшая фигурка («король»). Игроки были вооружены короткими киями, которые по виду напоминали скорее дубинки или палки-молотки. Каждый участник партии стремился «своим» шаром через ворота направить «короля» в лузу.


Вообще, первые бильярдные столы отличались несовершенством: борта были не упруги и, следовательно, шары от них не отражались; грубыми киями-дубинками невозможно было придавать шару боковое вращение; доска, по которой перекатывались шары, была недостаточно ровной и твердой. В силу этого игра на бильярде в те далекие годы была весьма примитивной.

В дальнейшем, начиная с конца XVI столетия, происходит усовершенствование бильярда. Дыры-лузы в бортах оборудуются сетчатыми карманами, причем число их последовательно уменьшается. Борта стола научились подбивать шерстью, а позднее окантовывать резиной для лучшего отражения шаров. В связи с этим, было признано достаточным иметь на столе 6 луз. Бильярдный стол стали изготовлять более тщательно, причем как доски, так и борта начали обтягивать сукном. Постепенно короткая палка-молоток уступила место длинному кию.

Игра приняла другой характер. Интерес к ней резко возрос. Например, в начале XVII века среди британцев среднего и высшего слоев общества бильярд так вошел в моду, что не было сколь-нибудь крупного города, где бы не перекатывали шары как мужчины, так и представительницы слабого пола. В литературе того времени есть упоминания о том, что дамы и девушки в пылу увлечения «целые дни проводили с кием в руках».

Владельцы бильярдов сначала с тревогой смотрели на появление длинных киев и долго не хотели допускать игры с ними из-за боязни испортить сукно. Но эти опасения не оправдались. Появились игроки, столь искусно действовавшие кием, что их игра не только вызывала восхищение у окружающих, но и стала предметом всеобщего подражания.


Во Франции при короле Людовике XIV бильярд среди дворянства, так же как и в Англии, был очень моден. Отдавал ему дань и сиятельный монарх. Превосходной игрой на бильярде можно было получить доступ к королевскому двору. Постоянным партнером Людовика XIV был некий Шамильяр. Этот пользовавшийся славой сильнейшего из известных игрок сначала умышленно проиграл королю несколько партий, конечно не подряд, но тот был доволен и утверждал, что, не будучи «профессором бильярда», все-таки владеет кием не хуже лучшего в мире игрока. Доставляемое искусством Шамильяра удовольствие было вознаграждено. Ему удалось сделать быструю карьеру. Сначала он из писарей был произведен в советники при Парижском парламенте, потом сделался контролером государственных финансов, а в 1707 году Шамильяр стал военным министром.

В XVII столетии бильярд приобретает широкую популярность в Германии и других европейских странах. Совершенствование бильярдного стола привело и к изменению его формы. Вначале квадратный, потом шести-, восьмиугольный и даже круглый, он в конце концов получает твердо установившуюся современную четырехугольную форму.

Вначале квадратный, потом шести-, восьмиугольный и даже круглый, он в конце концов получает твердо установившуюся современную четырехугольную форму.

Второй утверждается строгая, независимо от величины бильярда, пропорциональность: длина стола всегда вдвое больше его ширины.

Оказалось, что такая компоновка, включающая как бы два квадрата, имеет перед другими формами ряд существенных преимуществ:

Возможно расположить на равном друг от друга расстоянии 6 луз, что наиболее целесообразно, так как всякое другое их количество чересчур упрощает или, наоборот, усложняет игру;
- во время игры легко достать с длинных бортов любой шар, находящийся в средней части стола;
- отраженные от бортов шары приводятся к простейшим четырем видам ударов (от одного, двух, трех и четырех бортов);
- наряду с сыгрыванием шаров в лузы находит широкое применение отыгрыш;
- при покладке шаров открывается простор для ударов через весь бильярд.

Изменилась и величина бильярдных столов. Опыт показал, что интересной игре способствуют большие их размеры.

Следует особо отметить, что именно в России, где бильярд развивался автономно, в конце концов выработался свой, отечественный тип лузного бильярда. Еще в 30−40-х годах позапрошлого века инвентарь отличался большим разнообразием и непропорциональностью деталей. Попадались шары намного меньшего по сравнению с шириной луз диаметра; борта были или очень низки или слишком высоки, на многих столах лузы имели длинное устье, в результате чего не идеально точно пущенные шары не отталкивались от луз, а часто застревали в них. При состязании на таких столах шансы плохих и хороших игроков уравнивались и борьба между ними теряла интерес.

Следует особо отметить, что именно в России, где бильярд развивался автономно, в конце концов выработался свой, отечественный тип лузного бильярда.

Только в 1850 году хороший игрок и управляющий бильярдной фабрикой в Петербурге А. Фрейберг создал образец русского шестилузного бильярда, который удовлетворял необходимым требованиям:

Для определенного усложнения игры все шары должны класться только при точных ударах, а значит ширина луз должна лишь на несколько миллиметров превышать диаметр шаров;
- в среднюю лузу шар по борту не должен падать;
- все лузы должны иметь короткие устья, чтобы шары меньше в них застревали и была возможность сыгрывать бортовые шары в угловые лузы.

Вместе с формой стола, конструкцией луз совершенствовалась и форма выступа бортов в той их части, которая обтягивается резиной. На первых лузных бильярдах этот выступ по всей высоте представлял собой как бы сплошную вертикальную стенку.

Шар при этом имел много точек соприкосновения с резиной, из-за чего отражался в непредсказуемом направлении, да и технически изготовить совершенный борт было трудно.


Позднее московские бильярдные мастера Щульц и Бригген предложили низкий борт и ограничили его наклонной плоскостью с заостренным закруглением резины. Так для игры было удобнее. Но заостренность закругления и то, что точка соприкосновения шара с резиной находилась против его центра и даже несколько ниже, таили сюрпризы: при сильном ударе шар часто подскакивал вверх и затем падал на поверхность стола, быстро теряя при этом данную ему силу движения.

а) Старый борт с плоским резиновым выступом
б) Низкий борт бильярда фабр. Шульца.
в) Нормальный борт.

В дальнейшем усилиями многих бильярдных специалистов, и особенно А. Фрейберга, был выработан так называемый «нормальный» борт. Ему соответствует умеренное закругление резины и высота, обеспечивающая прикосновение шара в точке, расположенной чуть выше его центра (рис. в). Такая форма бортов сохраняется и до настоящего времени.


Первые правила бильярдной игры издал в 1674 году в городе Лионе француз Этьен Луазон. Трактовка им различных игровых моментов была сложной и недостаточно ясной. Но уже в этих первых правилах автор их подчеркивал, что бильярдная игра не только «приятна для ума», но и полезна для здоровья. В 1758 году любопытными наблюдениями над бильярдной игрой поделился с публикой Иоганн Альбер Эйлер, старший сын знаменитого геометра Леонарда Эйлера. Результаты своих изысканий под названием «Исследование о движении шара в горизонтальной плоскости» он опубликовал в сборнике Берлинской Академии.

О самом названии игры существует несколько мнений. Английский автор Джон Вильк, например, отмечал, что первоначально бильярдная игра имела название bal-yerds, составленное из древнесаксонских слов: bal (мяч) и yerds (палка).

В других источниках упоминается о том, что слово «бильярд» происходит от франц. bille (шар). Вплоть до конца 20-х годов XIX столетия действия кием не отличались замысловатостью. «Диапазон» их ограничивался простым ударом в центр шара, посредством которого невозможно было дать шару-битку произвольное направление. Причиной тому было залитое гипсом углубление в тонком конце кия. При попытке ударить такой нашлепкой в любую точку шара, кроме центра, происходил сбой или, как его называют, «кикс». Кроме того, каждый игрок имел около себя несколько киев, которые регулярно макал в жидкий гипс. Столы пачкались и имели неопрятный вид. Гипсовые кии часто рвали сукно.

Изобретателем такого, неплохого все же для своего времени гипсового кия считается французский офицер майор Дуга. За бильярдным столом он много лет был непобедим. Но невозможность хорошо владеть «своим» шаром из-за несовершенства кия побудила игроков искать способы улучшения этого орудия игры.

В 1827 году французский виртуоз бильярда Менго изобрел круглую кожаную наклейку для кия. Это на первый взгляд простое новшество произвело своего рода революцию. При игре гипсовым кием требовался лишь механический навык - после удара в центр шар катился строго по прямой. Теперь, с помощью кожаной наклейки, ее изобретатель стал демонстрировать несравненно более сложные удары: шар вращался и двигался по искривленной траектории, вдруг сам собой останавливался и откатывался назад, перескакивал через другие шары и т. д. Такая игра вызывала у всех окружающих удивление и восхищение.

Очередным поворотным пунктом в развитии бильярда стало появление американских резиновых бортов, благодаря которым игра усложнилась, а интерес к ней повысился. Шары хорошо отражались бортами, что незамедлительно сказалось на занимательности и зрелищности игры.

В России бильярд появился в начале XVI II столетия при Петре 1 Будучи за границей, в Голландии, и познакомившись в этой игрой, Петр приказал изготовить для себя бильярд, который стал любимым его развлечением. По другой версии, ему подарили (карамбольный, безлузный) бильярдный стол.

По примеру царя его приближенные тоже стали заводить у себя бильярдные столы. Спустя некоторое время игра быстро распространилась по дворянским поместьям, клубам, дворцам знати.

В России с самого начала освоение бильярда шло автономно. Именно в Москве и Петербурге появились не только строгие столы, на которых шары могли быть положены лишь точными ударами, но и новые интересные игры.

В 30-х годах XIX века в России придумали «Малую русскую пирамиду», которая сразу приобрела большую популярность. Эта игра до сих пор остается классикой бильярда. Наглядность борьбы и разнообразие ударов никого не могут оставить равнодушными.


Среди выдающихся игроков прошлого особое место занимает русский писатель конца XIX-начала XX века Анатолий Иванович Леман.

Именно ему принадлежит заслуга создания лучшего для того времени труда под названием «Теория бильярдной игры».

Рассматривая бильярд как чисто спортивное занятие, Леман отмечает, что эта игра развивает характер человека. Он с большой симпатией относился к настоящим мастерам бильярда и утверждал, что «опытный, хороший мастер игры - это философ, стоик и знаток сердца человеческого».

Карамбольные игры свое развитие получили во Франции. Первые упоминания о трехшаровой карамбольной партии было в 1775 году: 2 белых и один красный шары (как и теперь). Если в карамболь играли сначала на лузных столах, то с усовершенствованием киев и наклеек, которые позволяли делать невообразимые удары (в 1827 году француз Менго предложил свой кий и кожаную наклейку) лузы на столах исчезли. Шар можно было пускать по любой траектории. Боковые удары (les effets) «французские» получили большое значение

А снукер придумали в Индии в 1875 году.

Игра оказалась сложнее, чем известные «американка» и «пирамида». Пробуждает интерес больше к сложным движениям шаров, чем к выигрышу.

Раньше снукерами называли курсантов первого курса, которые не имели житейского опыта. И вот однажды в игре один из офицеров Невил Чемберлен назвал этим словом своего партнера, оказавшегося в трудном положении и не знавшего, как из него выйти. Ему предстояло сыграть цветной шар, который был закрыт другими. Такое положение на бильярде и стали называть «снукером».

Затем эта игра перешла в Англию, но популярности не имела до 1920 года, пока не появился Джо Девис. Он ввел контроль за битком и дал оценку шаров, что значительно усложнило игру. Кроме за-бития шаров в лузу, теперь надо было следить еще за битком.

Особенно популярным «снукер» стал в 60-х годах. Большую роль в этом сыграли цветное телевидение и два игрока - Рэй Риардон и Джон Спенсер, которые устраивали показательные игры, разъезжая по всей Англии. Затем «снукер» развился как спорт. Начали проводиться соревнования, для победителей учреждались дорогие призы, которые привлекли новое поколение игроков. В 1980-1981 году Стив Дэйвис стал первым чемпионом Великобритании. Он совершенствовал игру и через некоторое время победил на первенстве мира. Этот спортсмен и до сих пор считается одним из сильнейших игроков.

Скоро в снукер начали играть японцы, китайцы, американцы. Появились новые таланты - Джон Пэрот, Нил Фоулдз, Стивен Хендри.

В 1973 году была создана Международная организация бильярда и «снукера». С 1985 года она стала управляющим органом. В «снукер» играют на том же столе, что и в бильярд, только 22 шарами - 15 красных, 6 цветных и 1 биток белого цвета. На одном столе в «снукер» можно играть не только вдвоем, но и нескольким игрокам. Принцип очередности удара простой: если удар не принес выигрышных очков, бьет следующий игрок.

Шары цветные, оцениваются в зависимости от цвета:
пятнадцать красных шаров - по одному очку каждый, один желтый - по 2 очка, один зеленый - 3 очка, один коричневый - 4 очка, один синий - 5 очков, один розовый - 6 очков, один черный - 7 очков.

Сама по себе история бильярда насчитывает сотни лет. Об игре написаны многочисленные статьи, заметки, очерки, целые книги и научные труды. Большинство популярных исторических выкладок доступно в Интернете, поэтому мы, не пытаясь объять необъятное, постараемся вкратце вспомнить лишь одну его часть - столь популярный сегодня у нас бильярдный спорт.

Пул, снукер, карамболь и пирамида - вот основные и самые развитые виды бильярда на сегодняшний день. Первые три из них заслуженно снискали успех у широких масс любителей в мире, впрочем, не обретя серьезных позиций в странах постсоветского пространства. Соответственно, историей и самой судьбой нам предписано было увлечься и развивать свой вид игры, который многие до сих пор называют русским бильярдом.

Итак, русский бильярд, или же его официальное современное название - пирамида - это подарок, который был сделан всем нам Петром I. Познакомившись с бильярдом в Голландии, молодой государь приказал изготовить для себя , после чего игра стала завоевывать умы приближенных царя, дворян и бояр. Таким образом, наша бильярдная история берет отсчет с конца XVIII века, а точнее, с 1698 года.

Несколько позднее, как говорят историки, бильярд увлек и еще кое-кого из правителей. Например, императрица Анна Иоанновна играла почти ежедневно, а такая любовь, конечно же, шла популяризации заморской забавы только на пользу. Постепенно из дворцов и дворянских поместий бильярд дошел до клубов, трактиров, гостиниц и прочих заведений. Не удивительно, что добрался он и до классических произведений Пушкина:

«И после, дома целый день,
Один, в расчеты погруженный,
Тупым кием вооруженный,
Он на бильярде в два шара
Играет с самого утра.»

(Евгений Онегин)

Помимо Александра Сергеевича в бильярд в прошлых столетиях играли такие известные личности, как Ломоносов, Лермонтов, Толстой. Много историй рассказывалось об игре Владимира Маяковского…

К слову, если вначале в России культивировались западная трехшаровая карамбольная партия и, так называемая, русская карамбольная игра в пять шаров, то позднее, начиная с 30-х годов XIX в., появилась "Малая русская пирамида", которая положила начало уже полноценному русскому бильярду. А первый стол с лузами был изготовлен в России немецким предпринимателем Карлом Шульцем примерно в двадцатых годах XIX века. Спустя десяток лет появляется первая литература по правилам игры. Серьезно поспособствовали развитию и качественные работы последующих известных бильярдных фабрикантов: Ерыкалова, Фрейберга, Гоца.

С именем Фрейберга можно связать едва ли не всю последующую историю русского бильярда. Именно им были разработаны оптимальные профили бортов, установлены наиболее подходящие размеры шаров, изготовлены лекала правильных луз, а деревянные доски основания игрового поля заменены на аспидные плиты. До этого момента бильярдные столы выпускались «кто во что горазд». Теперь же игровые принципы были заметно более унифицированными, также, к слову, стало невозможным скатить шар в лузу вдоль борта. Нововведения Фрейберга очень быстро вошли в моду, и, по своей сути, современные столы остаются все теми же, что и 150 лет назад.

Очень может быть, что сложность русского бильярда продиктована самой русской психологией, ведь наши люди никогда не искали легких путей. Поэтому в русском бильярде соотношение размера луз к размеру шаров почти равное, чего нельзя встретить в пуле или снукере. А удары должны быть исключительно точными и выверенными.

Примерно на эту эпоху развития игры пришлось и появление одного из выдающихся мастеров игры на бильярде - Анатолия Ивановича Лемана (1 июня 1859 - 11 сентября 1913). Скрипичных дел мастер и писатель Леман сегодня известен благодаря своему труду «Теория бильярдной игры». Скрипок его авторства, увы, давно не стало, но вышеупомянутая книга долго признавалась лучшей литературой о бильярде и включала в себя: описание техники игры, разбор различных партий, интересные задачи и сравнение столов основных производителей. Леман называл бильярд исключительным спортивным занятием, развивающим человеческую натуру. По словам автора: "Опытный, безупречный мастер игры - это философ, стоик и эксперт сердца человеческого".

Лирическое отступление: в 1868 году Россию посетил известный французский мастер игры по фамилии Перро. Приехал он с целью пленить «восточных варваров» своей красивой игрой. Ловкий трюкач начинал каждую партию с редкого фокуса, который никто не мог повторить. Четырьмя пальцами правой руки он брал шар и крученым движением бросал на центр стола. Шар останавливался на одной точке и бешено вращался. За ним Перро бросал еще один шар тем же способом. Спустя некоторое время вращение шаров ослабевало, и они начинали описывать круговые движения, постепенно наращивая радиус, после чего соударялись и прикатывались по параболе к Перро. И вот этот ловкач обыграл в Москве и Питере нескольких сильных игроков, после чего проигрался в дым маркеру петербургского английского клуба Андрею «Часовщику».

С ходом времени обрели свои черты и четкие правила три разновидности русского бильярда: классическая русская пирамида, московская пирамида и американка. Первая зародилась ближе к концу XIX века, а последние две развились позднее: американка с 20-30-х гг., а московская с 60-х гг. двадцатого столетия.

Надо признать, что послереволюционная судьба бильярда была тяжела и печальна. Бильярд оказался забыт и, по сути, считался игрой западной буржуазии. Лишь спустя полтора десятка лет он вновь начал оживать и пользоваться успехом. В начале 30-х годов при Комитете по делам физкультуры и спорта была создана бильярдная секция. Ее основными функциями были проведение и организация турниров самых разных масштабов. Начало массовым турнирам в СССР было положено в 1935г., когда в Москве в клубе Ф.Э.Дзержинского было разыграно городское первенство среди бильярдных секций Всесоюзного общества старых большевиков, ЦДКА, Клуба писателей, Дома ученых, Дома печати, Дома мастеров искусств, Дома кино и Клуба милиции. Незадолго до Великой Отечественной войны лучшим игрокам страны: Н.Березину, Н.Кобзеву и А.Миляеву было присвоено звание "Мастера спорта СССР по бильярду".

Военное время наложило свой отпечаток на жизнь целого поколения, не говоря уже о бильярде, и лишь большая любовь офицерского состава к этой интереснейшей игре, а также увлеченность бильярдом самого Сталина не дали бильярду кануть в лету. Впрочем, для обычного советского гражданина бильярд был малодоступен.

Современники и ближайшее окружение Сталина очень высоко оценивали его игру. С известной долей опаски соперники вставали «сыграть в пирамидку» с вождем, поскольку выигрывать было чревато, зная характер Иосифа Виссарионовича, а поддаваться было глупее вдвойне. Отлично знающий бильярд, Сталин мог сразу раскусить эдакого подкаблучника.

В тяжелейшем 1944 году, практически в апогее Великой Отечественной, в Москве прошел знаковый бильярдный турнир в помощь фронту. Соревнования прошли в Политехническом музее, а среди посетителей были замечены: Сталин, Буденный, Ворошилов и другие работники госаппарата.

Здесь, пожалуй, следует сделать некоторое историческое отступление. Климент Ворошилов, в 1935 году ставший одним из первых Маршалов Советского Союза, еще в 1931-м распорядился произвести 10 000 бильярдных столов, скопированных у известных мастеров. «Ворошиловские» столы были распределены по воинским частям, гарнизонам и домам офицеров. Данный факт ярко свидетельствует о том, что в военных кругах бильярд возводился в ранг игры №1.

По свидетельству известнейшего советского игрока и тренера Георгия Митасова после войны бильярд вполне претендовал на звание полноценного вида спорта. Существовала полноценная команда «Спартак», проходили турниры, кругом было полно энтузиастов игры. По мере смены поколений спортсменов интерес к бильярду то затухал, то вновь разгорался. Бытует мнение, что однажды партия запретила бильярд как таковой, но это неправда, либо же недопонимание ситуации.

Митасов также вспоминает, что долгое время бильярд стоял наравне с азартными играми. Нередко мужчины не приносили домой зарплаты, говоря, что проигрались на бильярде. Несогласные с таким положением дел женщины объединялись, ходили по инстанциям, вплоть до райкомов… Поскольку это не слишком помогало, то доходило и до крайних случаев. В московских Сокольниках женщины облили бензином из канистр два клуба и сожгли. Дело дошло до суда, их едва не посадили, но, все-таки, оправдали. Впрочем, меры были приняты - официальные власти запретили играть на деньги. Но люди все равно играли… Потихоньку.

Бюрократическая волокита никак не позволяла узаконить бильярд в ранге спорта, а время шло неумолимо. Фактически, прошли десятки лет, и лишь в 1989 году была основана Всесоюзная Федерация Бильярдного Спорта. Но до того дня бильярд, естественно, не мог оставаться в тени - спасали ситуацию яркие личности.

Лучшим и непревзойденным мастером бильярда семидесятых современники называют Ашота Потикяна. Он возвел игру в ранг искусства и мастерски находил ключики к сопернику, не позволяя себя обыграть. Когда в столице с Ашотом уже просто отказывались становиться за один стол (а игра велась, конечно же, на деньги, порой, совсем не малые), Ашот отправился в южную часть России, на Кавказ, где, по словам, местные жители играли на невероятно большие суммы, причем, никогда не спускались с гор и не слышали о других бильярдистах. Окрыленный идеей Ашот прибыл в точку назначения, и какого же было его разочарование, когда первый встречный при виде него радостно воскликнул: «Ашота приехала!!!». В Москву мастер вернулся без барышей.

Итак, незадолго до своего развала, Советский союз признал бильярд видом спорта, и дело приняло совершенно иной оборот. Появилась возможность проводить чемпионаты страны, принимать международные соревнования и так далее. Пирамида стала приобретать спортивные черты, появлялись первые спортсмены-профессионалы. Время диктует свои требования к каждой игре. В первую очередь это происходит из-за развития средств массовой информации, а именно, телевидения. Не удивительно, что и пирамида ныне иная, нежели 30 лет назад…

Так, например, относительно недавно, в 2005-м году, появилась на свет новая игра - «Динамичная пирамида». И, если можно так выразиться, современные правила пирамиды достаточно молоды. То есть, история ее далеко не дописана и впереди будут новые изменения.

Сегодня игра стала более агрессивной, быстрой, атакующей. Были изменены соответствующие правила пирамиды, причем всех ее разновидностей. Без унификации требований к бильярдному оборудованию приводить правила в порядок было, как минимум, странно. Поэтому соответствующие нормы легли, одновременно, и в правила игр и в основу технических требований, утвержденных Европейским и Международным комитетом по пирамиде. Эти документы вступили в силу в 2006 году и действуют по сегодняшний день.

Основными организациями по продвижению некогда русского бильярда, а сегодня пирамиды, являются МКП - Международный комитет по пирамиде и ЕКП - Европейский комитет по пирамиде. По инициативе Федерации бильярдного спорта России в июне 1998 года в Москве, в ходе Всемирных Юношеских игр, были проведены показательные выступления сильнейших бильярдистов, представителей всех видов бильярда, на которых присутствовал Президент МОК Хуан Антонио Самаранч.

Это мероприятие способствовало росту популярности и авторитета русского бильярда. Зарубежные гости смогли удостовериться в том, насколько интересен и своеобразен русский бильярд. Результатом деятельности стало решение Всемирной конфедерации бильярдного спорта о создании в рамках Всемирной ассоциации пула Международного комитета по пирамиде, который проводит официальные чемпионаты мира и Европы, занимается популяризацией этого вида бильярда во всём мире. Комитет существует с января 1999 года.

Историческое событие для русского спортивного бильярда произошло в г. Киркель (Германия), где в период с 7 по 9 июня 2000 г. под эгидой Всемирной конфедерации бильярдного спорта состоялся первый официальный чемпионат мира по пирамиде. В нем приняло участие 62 спортсмена из 28 стран. Чемпионом стал россиянин Евгений Сталев.

Решение о создании ассоциации "Европейский комитет по пирамиде" (ЕКП) (European Committee of Pyramid) было принято в Вильнюсе 24 ноября 2000 г. Основной целью ассоциации является развитие бильярдного спорта и, в частности, русского бильярда на территории Европы. Был принят Устав Европейского комитета по пирамиде, согласованный с национальными федерациями, Европейской федерацией лузного бильярда и Международным комитетом по пирамиде. Первыми членами ЕКП стали Беларусь, Латвия, Литва, Россия. Затем присоединились другие страны. Первый Чемпионат Европы прошел в Минске в 2002-м году. Золото завоевал россиянин Владимир Петушков.

Помимо чемпионатов мира и Европы значительный интерес привлекают такие международные соревнования, как: Кубок Европы, Кубок Азии, Командный кубок мира, Кремлевский бильярдный турнир, первенства мира и Европы среди юношей и ветеранов. Современный бильярд открыт для игроков любого пола и возраста.

Игра в шары – одна из первых игр, о которых имеются исторические сведения. Многие исследователи считают, что именно игры в шары, родиной которых стала Азия, стали основой для появления бильярда. Считается, что китайские купцы завезли простенькую игру в шары в Англию, в период средних веков. И уже англичане, усовершенствовав ее – стали родоначальниками бильярда. В тот период англичане играли в Pall-Mall, суть которой была в перемещении нескольких шаров по утрамбованной земляной площадке. Так же, в пользу того, что игрой в бильярд мир обязан Англии говорит происхождение слова бильярд от английского ball (мяч) и yeard (палка). И даже великий Шекспир, в одной из своих пьес упоминает о том, что Клеопатра играла в бильярд со своим евнухом Мардьяном. Однако, другие специалисты опровергают эти теории.

Возникновение бильярда правильно бы было отнести к тому историческому периоду, когда шары стали перемещать при помощи приспособлений, похожих на кий, на плоской поверхности, приподнятой над полом или землей. Поэтому, другая версия говорит о том, что бильярд зародился во Франции, так как первое упоминание о бильярдном столе было найдено в инвентарной описи короля Людовика XI, и относится к 1470 году.

Первыми игроками в бильярд стали коронованные особы и знатные вельможи Западной Европы. Именно им был доступен дорогой бильярдный стол и большой зал для него. Есть исторические свидетельства о том, что в 1588 году, пребывающая в заточении королева Шотландии Мария Стюарт, много времени проводила за игрой в бильярд.

Важный этап в развитии бильярда – это его распространение среди других социальных слоев населения. Такое развитие бильярд получил в период царствования французских кролей Людовика XIII и Людовика XIV. Игрой в бильярд заинтересовались деловые люди той эпохи, и стали обустраивать общественные залы для этой игры. Государство так же было заинтересовано в том, чтобы бильярдные столы устанавливались в общественных местах, потому что это приносило доход в казну, благодаря налогам. Так бильярд зашагал по Европе уверенным шагом.

Чрезвычайно любил играть в бильярд Людовик XIV. Он гордился тем, как хорошо он управляется с шарами, и насколько он грациозен при этом. Король считался очень хорошим игроком в бильярд, а его постоянным партнером был Шамильяр, у которого была слава очень сильного игрока. Он нарочно проигрывал королю, но иногда выигрывал. Говорят, именно благодаря бильярду Шамильяр сделал блестящую карьеру — от писаря до военного министра.

Из Западной Европы игра в бильярд постепенно распространилась на страны более восточные, в том числе и в Россию. А с началом времен колонизации, бильярд широко распространялся и в колонии. Однако, не так быстро, как в Европе. Например, Америка была открыта Колумбом в 1492 году, а распространение бильярда в Америке относят ко времени более двухсот лет со дня легендарного открытия.

Кто же на самом деле и в какой стране первым придумал бильярд, может так и останется неизвестным. Да, наверное, это и не слишком важно. Важно то, что эта замечательная, умная и азартная игра так любима многими сегодня.

Помещение, специально оборудованное для игры на бильярде, - Бильярдная .

Родиной бильярдной игры считают Индию или Китай .

История

В настоящее время плиты для бильярдных столов изготавливаются из следующих материалов:

  • Ардезия (натуральный сланец)
  • Синтегран (сокр. от «синтетический гранит» - мраморная или гранитная крошка, скрепленная синтетическими материалами-отвердителями)
  • МДФ ((Medium Density Fiberboards) - древесноволокнистая плита средней плотности.)
  • ЛДСП (ламинированная древесно-стружечная плита)
  • ДСП (древесно-стружечная плита)

Бильярд начал свою историю с игры для привилегированных. Постепенно он становится всё более массовым, однако громоздкость основного инвентаря (бильярдного стола) препятствует распространённости бильярда в народе как хобби.

Бильярд в науке

Впервые о математическом базисе бильярдной игры заговорил Гаспар Густав Кориолис в своей книге «Théorie mathématique du jeu de billard» (Русск. перевод: «Математическая теория явлений бильярдной игры») в 1835 году . Он использовал в своей работе элементы теории вероятностей , теории пределов и общего анализа. Однако особого интереса у современников (по мнению Лемана) книга не вызвала: ни у математиков, ни у бильярдистов.

Прошло более полутораста лет, и математический бильярд развился в свою теорию, породив несколько побочных. «Теория бильярдов» сегодня неотъемлемая часть эргодической теории и теории динамических систем , имеет важнейшее применение в физике. Математиком Гальпериным создан способ определения числа \;\pi с помощью бильярда. Намного ближе общеобразованному читателю результаты исследований математиков Штейнгауза , Альхазена и Гарднера . [прояснить ]

Основные разновидности

  • Карамболь (французский бильярд)
  • Русский бильярд
  • Снукер (английский бильярд (не путать с одноимённой игрой)
  • Пул (американский бильярд)
  • Кайса (Каролина) (финский бильярд)
  • Новус (прибалтийский бильярд)

В кинематографе

  • История одной бильярдной команды
  • Поворот реки (Turn the river)

Напишите отзыв о статье "Бильярд"

Примечания

Литература

  • Гальперин Г. , Стёпин А. Периодические движения бильярдного шара // журнал «Квант» . - 1989. - № 3 .
  • Жилин Л. . - М .: Эксмо, 2011. - ISBN 978-5-699-46506-4 .
  • Кориолис Г. Математическая теория явлений биллиардной игры / пер. с франц. - М., 1956
  • «Наука и жизнь», 1966, № 2, 3, 4, 6, 11.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.

Ссылки

  • - официальный сайт.

Отрывок, характеризующий Бильярд

Пьер был принят в новенькой гостиной, в которой нигде сесть нельзя было, не нарушив симметрии, чистоты и порядка, и потому весьма понятно было и не странно, что Берг великодушно предлагал разрушить симметрию кресла, или дивана для дорогого гостя, и видимо находясь сам в этом отношении в болезненной нерешительности, предложил решение этого вопроса выбору гостя. Пьер расстроил симметрию, подвинув себе стул, и тотчас же Берг и Вера начали вечер, перебивая один другого и занимая гостя.
Вера, решив в своем уме, что Пьера надо занимать разговором о французском посольстве, тотчас же начала этот разговор. Берг, решив, что надобен и мужской разговор, перебил речь жены, затрогивая вопрос о войне с Австриею и невольно с общего разговора соскочил на личные соображения о тех предложениях, которые ему были деланы для участия в австрийском походе, и о тех причинах, почему он не принял их. Несмотря на то, что разговор был очень нескладный, и что Вера сердилась за вмешательство мужского элемента, оба супруга с удовольствием чувствовали, что, несмотря на то, что был только один гость, вечер был начат очень хорошо, и что вечер был, как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами.
Вскоре приехал Борис, старый товарищ Берга. Он с некоторым оттенком превосходства и покровительства обращался с Бергом и Верой. За Борисом приехала дама с полковником, потом сам генерал, потом Ростовы, и вечер уже совершенно, несомненно стал похож на все вечера. Берг с Верой не могли удерживать радостной улыбки при виде этого движения по гостиной, при звуке этого бессвязного говора, шуршанья платьев и поклонов. Всё было, как и у всех, особенно похож был генерал, похваливший квартиру, потрепавший по плечу Берга, и с отеческим самоуправством распорядившийся постановкой бостонного стола. Генерал подсел к графу Илье Андреичу, как к самому знатному из гостей после себя. Старички с старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, всё было совершенно так же, как у других.

Пьер, как один из почетнейших гостей, должен был сесть в бостон с Ильей Андреичем, генералом и полковником. Пьеру за бостонным столом пришлось сидеть против Наташи и странная перемена, происшедшая в ней со дня бала, поразила его. Наташа была молчалива, и не только не была так хороша, как она была на бале, но она была бы дурна, ежели бы она не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида.
«Что с ней?» подумал Пьер, взглянув на нее. Она сидела подле сестры у чайного стола и неохотно, не глядя на него, отвечала что то подсевшему к ней Борису. Отходив целую масть и забрав к удовольствию своего партнера пять взяток, Пьер, слышавший говор приветствий и звук чьих то шагов, вошедших в комнату во время сбора взяток, опять взглянул на нее.
«Что с ней сделалось?» еще удивленнее сказал он сам себе.
Князь Андрей с бережливо нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что то. Она, подняв голову, разрумянившись и видимо стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого то внутреннего, прежде потушенного огня, опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такою же, какою она была на бале.
Князь Андрей подошел к Пьеру и Пьер заметил новое, молодое выражение и в лице своего друга.
Пьер несколько раз пересаживался во время игры, то спиной, то лицом к Наташе, и во всё продолжение 6 ти роберов делал наблюдения над ней и своим другом.
«Что то очень важное происходит между ними», думал Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло его волноваться и забывать об игре.
После 6 ти роберов генерал встал, сказав, что эдак невозможно играть, и Пьер получил свободу. Наташа в одной стороне говорила с Соней и Борисом, Вера о чем то с тонкой улыбкой говорила с князем Андреем. Пьер подошел к своему другу и спросив не тайна ли то, что говорится, сел подле них. Вера, заметив внимание князя Андрея к Наташе, нашла, что на вечере, на настоящем вечере, необходимо нужно, чтобы были тонкие намеки на чувства, и улучив время, когда князь Андрей был один, начала с ним разговор о чувствах вообще и о своей сестре. Ей нужно было с таким умным (каким она считала князя Андрея) гостем приложить к делу свое дипломатическое искусство.
Когда Пьер подошел к ним, он заметил, что Вера находилась в самодовольном увлечении разговора, князь Андрей (что с ним редко бывало) казался смущен.
– Как вы полагаете? – с тонкой улыбкой говорила Вера. – Вы, князь, так проницательны и так понимаете сразу характер людей. Что вы думаете о Натали, может ли она быть постоянна в своих привязанностях, может ли она так, как другие женщины (Вера разумела себя), один раз полюбить человека и навсегда остаться ему верною? Это я считаю настоящею любовью. Как вы думаете, князь?
– Я слишком мало знаю вашу сестру, – отвечал князь Андрей с насмешливой улыбкой, под которой он хотел скрыть свое смущение, – чтобы решить такой тонкий вопрос; и потом я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее, – прибавил он и посмотрел на Пьера, подошедшего в это время к ним.
– Да это правда, князь; в наше время, – продолжала Вера (упоминая о нашем времени, как вообще любят упоминать ограниченные люди, полагающие, что они нашли и оценили особенности нашего времени и что свойства людей изменяются со временем), в наше время девушка имеет столько свободы, что le plaisir d"etre courtisee [удовольствие иметь поклонников] часто заглушает в ней истинное чувство. Et Nathalie, il faut l"avouer, y est tres sensible. [И Наталья, надо признаться, на это очень чувствительна.] Возвращение к Натали опять заставило неприятно поморщиться князя Андрея; он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой.
– Я думаю, никто так не был courtisee [предметом ухаживанья], как она, – говорила Вера; – но никогда, до самого последнего времени никто серьезно ей не нравился. Вот вы знаете, граф, – обратилась она к Пьеру, – даже наш милый cousin Борис, который был, entre nous [между нами], очень и очень dans le pays du tendre… [в стране нежностей…]
Князь Андрей нахмурившись молчал.
– Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера.
– Да, я его знаю…
– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.

О том, какая страна была родиной бильярда, до сих пор неизвестно. Многие исследователи утверждают, что находилась она в Азии, откуда купцы привезли бильярдный стол и правила игры в Европу. Другие полагают, что в Англии, Франции и иных европейских странах давно существовали похожие игры. Так, в Германии была популярной игра Balkespiel, имеющая деревянный стол, шары из камня и дубинки, при помощи которых необходимо было загонять шары в углубления в углах стола.

Кто и когда придумал бильярд?

Год возникновения бильярда точно не выявлен. Первый стол для бильярда , как утверждают сохранившиеся документы, появился во Франции во время правления Людовика XI. Изготовил этот предмет развлечений в 1469 году Анри де Винемом. Английский королевский двор тех времен также имел в обиходе бильярдную игру. Подтверждением чего служит тот факт, что королева Шотландии Мария Стюарт в 1578 году в одном из писем просит переставить в другую залу ее любимый бильярд.

Современные формы стол для игры в бильярд начал приобретать в XVI веке. Тогда впервые покрыли игровое поле сукном, появились лузы-карманы с плетеными сетками, острые углы бильярдных бортов стали закругленными и приобрели резиновую окантовку. В тоже время изменился и кий, получив конусообразную форму (раньше он больше напоминал толстую дубинку). А с приходом на кий кожаной наклейки, придуманной в 1780 году французским капитаном Франсуа Менго, произошла революция бильярдной игры.

В России бильярд появился в 1698 году после визита Петра Первого в Голландию. Русский царь заинтересовался этой увлекательной игрой и по возращении поспособствовал ее популяризации у себя на родине. Вскоре обучение бильярдной игре стало обязательным для дворян в России. Так, современники Пушкина вспоминают об успехах поэта в игре на бильярде. Со временем играть стали в клубах, трактирах, гостиницах, новое развлечение приобрело большую популярность.

Когда бильярд стал спортом?

В начале XIX века бильярд переходит из категории приятного времяпрепровождения в разряд вида спорта, требующего серьезных знаний и умений, отменной меткости, хорошего глазомера и точности движений. Начали проводиться чемпионаты, причем участвовали в них люди разных сословий и социальных групп.

После революции в России популярность игры упала, поскольку предпринимались попытки запретить ее в виде буржуазного пережитка. Но в 1929 году выходит резолюция, после чего начинается распространение бильярда в военной и гражданской среде. А с 1935 года начали проводиться массовые соревнования по бильярдному спорту.

После распада СССР в 1991 году была создана всероссийская федерация бильярдного спорта. Сегодня российские бильярдисты принимают активное участие в чемпионатах мира, и этот вид спорта продолжает развиваться, совершенствоваться и завоевывать сердца все большего и большего числа поклонников великой игры – бильярд.