Почему почитаются мощи святых. Что такое святые мощи и почему их почитают. II. Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей

Мощи – останки угодников Божиих, которые в течение земной жизни своими добрыми делами и богоугодными подвигами достигли святости.

В Православной Церкви мощи святых почитаются верующими. Неисчислимо количество случаев чудесной помощи, полученной людьми по молитвам перед мощами святых. Свидетельством особого почитания мощей в Церкви служат многочисленные праздники, установленные в честь обретения или даже перенесения в определенное место останков святых угодников.

В Священном Писании мы можем видеть следующие слова Господа: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель (Исх. 20: 4-5). В них ясно говорится о том, что верующим нельзя служить и поклоняться ничему и никому, кроме одного Бога.

Мощи св Матроны
(Фото с сайта gtrk-saratov.ru)

Возникает закономерный вопрос: не является ли почитание икон и особенно мощей грубым идолопоклонством вопреки прямому Божию запрету?

Необходимо посмотреть в суть возможности человеческой святости. По учению Православной Церкви, человек, достигший святости – это тот, кто всей своей жизнью служил Господу и Его славе и в меру возможности уподобился Самому Богу. Свидетельством данного уподобления Богу становится то, что святой еще при своей земной жизни получает дары Святого Духа. Это выражается в том, что жестоко мучимые за имя Христово вопреки всем законам не имели телесных повреждений; аскеты и праведные, посвятившие свою жизнь молитве и служению Богу и людям, получали силу исцелять больных, изгонять бесов, чудесно помогать нуждающимся, предвидеть будущее и знать тайны человеческих мыслей.

Сверхъестественные способности святых не являлись чем-то, что они с помощью поста или неких медитативных упражнений открыли в своем теле. Это – исключительно дар Божий, который был дан им для прославления Господа. Святые при жизни становились вместилищами Божественной славы и силы. И именно в этом ключе необходимо рассматривать тела святых и после их земной смерти.

Мощи св. Спиридона
(Фото с сайта hram-troicy.prihod.ru)

Подтверждение этого можно найти и в Священном Писании. Ветхозаветный пророк Елисей, получивший от Бога благодать, большую, чем пребывала на пророке Илии (4 Цар. 2:9-14) и именно с ее помощью творивший великие чудеса, как, например, воскрешение мертвого мальчика (4 Цар. 4:32-25), и после своей земной смерти был вместилищем Божественной благодати. Об этом свидетельствует следующий эпизод: так, во время похорон одного из умерших, евреи увидели стремительно приближающиеся полчища противников. Для того, чтобы не бросить тело умершего на съедение хищным зверям и птицам, евреи решили оставить его в ближайшем гробу. Этим гробом оказался склеп пророка Елисея, похороненного в нем годом ранее. Как только тело мертвого коснулось костей пророка, умерший ожил (4 Цар. 13:21). Если Елисей и творил чудеса во время земной жизни только своими силами или «ловкостью рук», то смог бы он уже после смерти воскресить умершего? Нет, но такие чудеса под силу лишь одному Богу, Который действует благодатью в Своих угодниках.

Итак, поклоняясь святым через почитание их мощей и испрашивая у них помощь в различных бедах и скорбях, мы обращаемся к Самому Богу, действующему в святых Своей силой и по их земной смерти. Получая чудесную помощь, необходимо всегда помнить, что она подается, в первую очередь, от Бога, а не от одного лишь от какого-либо святого.

Да, в чего только не верят простаки, - им кусок говна выставь в церкви- они ему будут молится. Вы думаете это гипербола? - Дело гораздо хуже, я раньше не представлял, что христианская религия в такой степени- это религия поклонения трупам.

Но проехавшись второй раз по Золотому Кольцу России, я увидел просто клиническую
шизофрению - правослабные церкви превращены в покойницкие, где трупы и
их части выставляются для поклонения; монастыри и церкви рвут трупы на
части, кладут их под стекло, и обманом заставляют верующих целовать
части трупов и молиться им. Это у них называется для маскировки -
Поклонение "мощам". "С губной помадой - губами не прикасаться" -
объявления они ставят перед мощами.
А мощи это что? Шоколадка? Если вы
не в курсе, Уотсон: МОЩИ - ЭТО ОТРЫТЫЙ ТРУП или ЧАСТЬ ТРУПА,
выставленные для обозрения и поклонения. Правослабное безумие
достигает такой остроты, что трупы буквально рвут на части.
Труп Александра Невского находится аж в трёх местах: Александро-Невской
лавре, Успенском Соборе Владимира и в церкви Александра Невского в
Переславле-Залесском находится его трупный палец. И так и хочется
спросить: "А вы хотя бы о трупных ядах ничего не слышали?" Заставь
дураков трупы целовать, так они будут целовать эти трупы, пока губы
опухнут. Хоть через стекло, а то бы они уже все сдохли.

И вам удивительно, Уотсон, что эти люди плохо живут и всякие мошенники ими
как хотят пользуются? А что вы хотите? Людей, которые стоят в длинной
очереди, чтобы поцеловать труп, можно дурить как угодно. На них уже на
лбу поставлено клеймо правослабной иудейской церковью: "ОСЁЛ", то есть
"ГОЙ". Правослабие - это некрофилия и замаскированное людоедство.
Таинство, таинство, совсем заели бедного...
Главный обряд христианства - Причащение - потребление человеческой
крови под видом вина, и человеческого мяса под видом хлеба, а вокруг в
закрытых ящиках под стеклом лежат в останки человеческого разложения,
которые они целуют. - Бррр!

В Муроме лижут трупные мощи Петра и
Февронии. Кто это? - Они вам расскажут чудеса в решете, если
поцелуете. В Успенском соборе Владимира, который превращён в
покойницкую, и в котором порядка 40 трупов выставлены на обозрение;
для простаков, выставлены, якобы, "нетленые мощи владимирского князя
Георгия (Юрия) Всеволодовича - "нетленная рука" по локоть. Как раз
очень даже тленная - обыкновенная страшная, иссохшаяя чёрная, по
локоть, рука трупа. Очередь придурков чтобы её целовать.

Вам любой
паталогоанатом скажет - этот фокус расчитан на людей не проходивших
курса судебной медицины, в котором говорится, что сухая рука трупа
получается в результе особых условий почвы, при отсутствии кислорода в
сухой, безводной почве. Если бы они были все в натуре святые, то всё
тело было бы как живое розовое, а тут только чёрная страшная рука
трупа. Или, того более, как христиане сами и настаивают, при святости,
труп бы - воскрес. Но какого вы хотите понимания от людей, которые раз
в году кричат "Христос воскрес!", а его 2000 лет нет как нет.

Блажен
кто верует, они могут даже тысячелетиями в дерьме как скот жить. Что,
собственно, напёрсточникам от них и надо. Какой смысл придают
правослабные выражению "нетленные кости"? Кости - это не плоть, они у
всех нетленные, а не только у тех, кто попам угодил. Трупный палец
Александра Невского выставлен в церкви Александра Невского в
Переславле Залесском
Причём сообщается, что этот палец был подарен им Киевско-Печерской лаврой.
При этом не сообщается как этот трупный палец вообще попал в Киев,
поскольку Александр Невский умер в Городце, Нижегородской области,
похоронен в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, перевезён в
Александро-Невскую лавру по приказу Петра Первого. Что? Палец
владимирские попы от Петра припрятали и в Киев продали? И почему мощи
Александра Невского хранятся и в Успенском соборе города Владимира?
Супротив царского приказу? И как вообще от Александра Невского что
могло сохраниться; они же говорят, что он был отравлен, а травленные
трупы гниют тотально, что ничего не остаётся. Судмедэкспертизу надо
знать, прежде чем историей заниматься и напёрсточникам от истории
верить.

В Троицком соборе Троице-Сергиевской Лавры в бывшем Загорске
имени большевика Мойши Загорского, служба, то есть ритуальное
людоедство символической человеческой крови и мяса, 24 час в сутки и
длинная очерель к трупу Сергея Радонежского - хлебом не корми, дайте
труп поцеловать.


В Успенском соборе Троице-Сергивой лавры находится
труп для поклонения греческого ж/да и международного преступника в
розыске "Максима Грека" - лучшего агента междунардного диверсанта и бандита Савонаролы,
учинившего геноцид во Флоренции и поэтому казнённого там же. Ж/Д
Савонарола сам не был флорентийцем, а был откомандирован во Флоренцию
со спецзаданием. Вот учитель"Максима Грека" - Мойши Триволиса -
военный преступник и бандит с большой дороги Иероним Савонарола.

Но лучший иудейский диверсант и агент иудаизма и лучший ученик Савонаролы, Мойша
Триволис - более известный под кличкой "Максим Грек", избежал
возмездия флорентийцев, но ему пришлось бежать подальше - в Россию,
потому что за его совместные преступления с Савонаролой его тоже бы
флорентийцы линчевали; и тогда кровавый преступник и садист Мойша
Триволис, прикинулся овечкой и скрылся в лесной России, где продолжил
свою иудейскую диверсию среди местных доверчивых аборигенов, а
насквозь иудейская правослабная церковь прославляет его как святого.

Скажи мне кто твой друг, тем более святой, и я скажу, кто ты. В особом
поклонении Максим Грек находится у "Староверов", отсюда вы можете
заключить об ещё более выраженном иудаизме староверов. В ясновидение
Максиму Греку ставят то, что он предсказал гибель мальчика первенца от
первой жены Ивана Грозного Анастасиии. Не надо быть Шерлоком Холмсом
чтобы догадаться, что нянька, скорее всего, специально уронила
младенца Дмитрия в воду по внушению людей Максима Грека. Поскольку
Иван Грозный шёл против Евреонала, а Максим Грек всегда был агентом
Евреонала, а его агенты были и есть вседа и везде.

Шкала маразма заклинила, когда я в июне в Москве смотрю ТВ и показывают, что
иеромонах "Никодим" (Чибисов), по внешнему виду чистый ж/д, является
отвественным за выставку трупных останков Евангелиста Луки,
проходившей ни меньше чем в Храме Христа Спасителя в Москве и люди
стояли по 5 часов, сам видел по ТВ, чтобы облыбзать труп. Сообщалось,
что обычно труп евангелиста Луки находится на горе Афон, что является
чистой афёрой, потому что от христианства не сохранилось ничего
вещественного ранее 4-ого столетия, когда христанство стало
государственной религией Римской Империи. Вот что говорит наука о
Евангелисте Луке в энциклопедии Вики. Первые сведения о евангелисте
Луке появляются только в конце 4-ого столетия, то есть через 300 лет
после его предполагаемой жизни. Одного этого достаточно, чтобы
понимать что это лицо - миф.
Миф приписывает Луке авторство третьего Евангелия, что сейчас тоже находится под большим
вопросом. По мифу Лука родился в Турции, был врачом и последователем
апостола Павла, и что был первым иконописцем, причём особенно на этом
настаивает Ортодоксальная (Православная) церковь. Однако, как
говориться в энциколопедии, никаких научных подтверждений этому НЕТ!

И таким образом все иконы, приписываемые евангелисту Луке - чистая липа.
Нет никаких точных дат относительно его рождения или смерти, говорится
что он умер в Греции, но более ничего, потому что неизвестно не только
когда он умер, но и где похоронен и вообще о нём ничего неизвестно,
кроме его имени, и того, что он написал третье евангелие, чему тоже,
оказывается, нет научных подтверждений - МИФ! Таким образом, выставка
гражданином Чибисовым трупных останков "евангелиста Луки" для
облыбзания - чистая еврейское мошенничество и крупная афёра. Граждане
5 часов стоят облыбзать труп Луки, а никакого Луки-то и нет и никогда
не было. И как вы думаете, Уотсон, есть шанс спасти этих людей,
которые, как говорил Пушкин, "сами обманываться рады". Эти люди как
кролики сами идут в пасть удава. В психологии это накзывается
"комплекс жертвы".


памятник христианской некрофилии…
edengarden.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=500
"Петр I и мироточивые иконы" ateist.ru/4miro.htm

- "Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. "Вот источник чудесных слез!" - сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман"

В каждом гробу есть будильник, и поставлен он на день Страшного суда.
(Рамон Гомес де ла Серна)

Истоки культа мощей в христианстве

Как известно, одна из основных идей христианства - идея Воскрешения. Предполагается, что наступит день, когда бог сможет оживить всех некогда живших на земле людей, после чего произойдет некий Страшный Суд. К этому знаковому событию христиане готовились еще с первых веков существования своей веры. Желая быть рядом со своими близкими во время Воскрешения, люди строили в центре городов соборы, а вокруг них - городские кладбища. Мало того, с течением времени количество трупов в своеобразной коллективной могиле превысило все мыслимые и немыслимые пределы, поэтому добропорядочным христианам пришлось рыть уже гигантские квадратные ямы, куда штабелями складывали до 1500 тел. Первый слой, затем прослойка извести, второй слой и т.д.…

Жить в черте города стало просто невозможно: повсюду в воздухе витал трупный запах, пропитывая одежду, вещи, волосы. Такова картина христианского города IV в. Практически до VI в. захоронения устраивали даже в самом помещении церкви! По описаниям современников этих событий (см. книгу Ф. Арьеса "Человек перед лицом смерти"), иногда в храме просто невозможно было находиться и передвигаться - пол церкви представлял собой странное месиво из раскуроченных плит, под которыми совсем недавно захоронили очередную партию христиан. Стоит ли говорить, что с течением времени подобная практика вызвала шквал недовольств и протестов, поскольку данная христианская традиция вступала в конфликт уже с санитарией.

Известен ряд постановлений Соборов, которые регламентировали похоронные ритуалы и процедуры. К примеру, Брагский собор (563 г.) прямо запретил совершать погребения в церквях, разрешив хоронить у стен, но снаружи. Майнцский собор (813 г.) сделал небольшие исключения для епископов, аббатов и "верующих мирян" - с разрешения епископа и настоятеля церкви. Бесспорно, высшее духовенство желало быть и после смерти ближе к богу, поэтому разрешило хоронить епископов и аббатов внутри храма. И, также, "верующих мирян", естественно, за денежное вознаграждение.

Однако уже в 895 г. на Трибурском соборе было объявлено: "Если мертвые были захоронены прежде, чем церковь была освящена, пусть ее не освящают". Таким образом, фактически, запрещалось превращать кладбище в церковь, как это было до IX в. Кладбище для христиан, к слову, было чуть ли не самым главным местом в городе, своеобразным центром: там проводились собрания, устраивались ярмарки, влюбленные назначали друг другу свидания... До сих пор у христиан "в силе" праздник Радоница. В этот день толпы людей устремляются на кладбища, дабы помянуть своих усопших родственников, друзей, знакомых, устраивая прямо на могилах грандиозные пирушки.

А в 1581 г. состоялся Руанский собор, который разделил верующих на три типа, которые могли претендовать на престижное погребение в церкви. Сильно было желание находиться "под крылышком" у бога. Первый тип - так называемые посвятившие себя богу, второй - те, кто удостоился сана и почестей в церкви, третий - те, кто своей знатностью отличился служением богу. Только эти три типа "божьих людей" достойны были "элитного" погребения. Остальные довольствовались местом на общих кладбищах. Священники окончательно прибрали к рукам культ смерти.

В итоге всей "замогильной" политики христианского духовенства, к XIV в. во Франции количество трупов в центре города в несколько раз превышало всё живое население. Без сомнений, такое соседство вызывало недовольство, принимая во внимание тот факт, что Христос за 14 веков так и не оживил ни одного христианина, хотя и обещал. Пришлось как-то выкручиваться из ситуации, и в XVIII в. появляются первые постановления о переносе кладбищ на окраины городов. К счастью, через 300 лет города обрели современный вид, а опасное соседство живых с мертвыми практически было уничтожено.

Поклонение мощам

Особое и важное место в христианстве занимает поклонение останкам умерших праведников, или, говоря проще, мощам. У католиков в основном распространено почитание мощей (мумифицированные останки) или нетленных тел (т.е. не подверженным естественному разложению после смерти). Православные же несколько расширили эту традицию и поклоняются не только костям, но и обрывкам одежды трупов, отдельным частям тела и даже пеплу. Естественно, всё это выдается за некий "духовный акт". В частности известна работа профессора МДА И.В. Попова "О почитании святых мощей", опубликованная в "Журнале Московской Патриархии" (№1, 1997 г.). Статья приводит три причины, по которым православные должны почитать святые мощи.

Итак, по мнению профессора "останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам". Правда, в этом отношении, житии некоторых святых не всегда являются хорошим примером. Скажем, жизнь св. Александра Невского вовсе не кажется слишком уж праведной и достойной подражания. То же самое можно сказать и о ряде других "святых": преподобный Иосиф Волоцкий, например, призывал в свое время к жесточайшим казням еретиков, которые отошли от "истинно правильного" учения православной веры.

Во-вторых, И. Попов пишет: "Наряду с нравственно-назидательным почитанием мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое". Также он утверждает, что мощи святых являются "залогом" участия "небожителей" в молитвах, поскольку "в молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно - состоящее из людей, другое - из небожителей" (со ссылкой на слова одного из отцов церкви Оригена). Таким образом, именно поэтому "древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства". А, когда гонения на христиан чудесным образом ослабевали, верующие поскорее стремились воздвигнуть на месте погребения праведника усыпальницу. По правилам VII Вселенского собора (787 год) строить церкви без "полагания мощей" было запрещено. Нарушителей же предписывалось отлучать от церкви. Правило это неизменно соблюдается в православных храмах, кстати, и по сей день. Частицы мощей зашивают в специальный шелковый или льняной плат, покрывающий престол.

В-третьих, согласно богословской интерпретации необходимости поклонения мощам, еще одним основанием "служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил". Собственно, этот пункт и является самым фантастическим во всей упомянутой богословской системе, ибо мы прекрасно видели на примере В. Шуйского, который использовал мощи св. Дмитрия в качестве средства обращения народа в лоно православной церкви. Не гнушался царь в этом случае и простыми фокусами, дабы наглядно продемонстрировать "чудотворное" влияние останков.

Святые отцы о мощах

Антоний Новгородец: "...Есть монастырь святого пророка Илии и в нем церковь, и в ней мощей святых множество, и на праздник по всей церкви поставляют столы и на них возлагают мощи святых".

Кирилл Иерусалимский: "Есть некая животворная и спасительная сила в телах праведников, когда мертвец, брошенный на гроб пророка Елисея, возвратился к жизни чрез одно прикосновение к его костям".

Иоанн Златоуст: "Бог для того и даровал нам останки святых, дабы руководить нас к подобной ревности, дать нам надежное прибежище и защиту противу зол, отовсюду нас окружающих".

Святой Иоанн Дамаскин: "Владыка Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовонное... Через мощи святых изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозирают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби, и всякое благое даяние от Отца светов нисходит на тех, которые просят с несомненной верою".

Ефрем Сирин: "Мертвые действуют как живые, врачуют больных, изгоняют демонов и силою Христа удаляют всякую непотребную силу, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа, совершающая в них все чудеса".

Исидор Пелусиот: "Если тебе неприятно, что мы почитаем прах тел мученических, спроси тех, которые от них прияли здравие, и познай, сколько болезней они уврачевали".

Иоанн Златоуст: "Бог для того и оставляет нам тела святых, чтобы дать нам надежное прибежище и защиту противу зол, отвсюду нас окружающих. Посему я призываю всех вас, в печали ли кто, в болезни ли, в другом ли каком мирском несчастии, и в глубине греховной, теките сюда с верою, вы получите помощь и с великою радостию возвратитесь отсюда".

Иоанн Златоуст: "Тела святых ограждают город лучше всякой твердыни и, подобно высоким скалам, зримым отовсюду, не только отражают нападения видимых врагов, но и все козни и наветы демонов разрушают столь же легко, как сильный муж разрушает забавы детей. Подлинно все человеческие средства, употребляемые для охранения жителей, как то: стены, рвы, оружия, война и прочее, враг может преодолеть другими, еще сильнейшими средствами. Но если город защищен телами святых, то, сколько бы ни ухитрялись неприятели, не могут противопоставить им ничего равносильного".

Иоанн Златоуст: "Святые мощи - неисчерпаемые сокровища, и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют свое богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются".

Комментарии: 0

    Много существует церковных легенд о нетленных мощах "святых угодников". "Когда-то, при жизни, это были люди, тела которых ничем не отличались от тела обыкновенного человека, - говорят служители культа, но за праведную жизнь, за верность религии бог выделил их среди обычных смертных - он наделил их тела способностью вечно сохраняться в нетленном виде..."

    22-го октября 1918 года, при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря, Петрозаводской губ., в литой раке, весящей более 20-ти пудов, вместо "нетленных" мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла.

    Александр Невзоров

    Что такое пост? Зачем существует пост? Откуда взялся пост и причины происхождения поста? Понятно, что физиологически это совершенно абсурдное действо, не только не полезное, но и чрезвычайно вредное, так как вслед за эпохой лишений наступает время чудовищного разнузданного обжорства, которое имеет соответствующее название в разных религиозных практиках. Откуда взялись посты? Откуда взялась необходимость поститься?

    Александр Невзоров

    Знатоки японской кухни меня подправят, известно, что в японской кухне есть такое блюдо, которое называется одори. Это рыба, частично зажаренная, частично живая. Зрелище, мягко говоря, малоприятное. Зажаренное, дымящееся и парящееся тело, и вращающая глазами и разевающая рот голова. Называется это одори. И легендарный повар Набусато, когда говорил об этих сортах рыбы, которые шли на блюдо под названием одори, он говорил: «Рыба всем хороша, но единственный её недостаток в том, что она не умеет жарить себя сама».

Мощи святых - мы часто слышим это словосочетание, но мало кто задумывается над тем, что же это такое. Между тем, с почитанием святых мощей напрямую связана история становления церкви. Святые праведники и великомученики всегда были примером великого служения делу веры, а после смерти стали предметом трепетного почитания.

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово "мощи" в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

Как выглядят мощи святых?

Неверно мнение, что мощи – это исключительно тело, не подверженное тлению. Из чего состоят мощи святых и что значит мощи святых в православии - церковь разъясняет, что почитание мощей не связано с их нетлением, а только с наличествующей в них божьей силе, и отсутствие только телесного тления не является признаком святости.

  1. Во времена гонений Диоклетиана, мучеников за веру сжигали, отдавали зверям на растерзание, и поэтому верующими почитались любые останки – кости, пепел, прах.
  2. Императором Траяном святомученик Игнатий был брошен на растерзание зверям и остались от него только самые твердые кости, которые были благоговейно спрятаны почитателями.
  3. Священномученик Поликарп был зарублен мечом и после сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно унесены верующими, как священный дар и залог благополучия

Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.

  1. Когда были обретены мощи , они оказались нетленны.
  2. У была поговорка: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное». При обретении мощей Блаженной Матроны ее пятка оказалась не тронута тлением.

К лику святых причисляются только те праведники, на могилах которых совершаются многочисленные чудотворения, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком виде они сохранились. Как свидетельствует Церковь, многие тела оказываются не тронутыми тлением, но ввиду отсутствия проявлений чудес, эти мощи святыми не признаются. На вопрос, как выглядят мощи, можно дать такой ответ - в широком смысле - это любые останки, в более узком – кости святых.

В чем хранятся мощи?

Что такое «обретение мощей»? Это обнаружение останков праведника и перенесение их в храм. Этот процесс сопровождается особым обрядом, а мощи помещают в специальный ящик, называемый «рака». Если мощи выставлены для почитания, они бывают облачены в парадные одежды, а сам ларец, в чем лежат мощи, изготавливается из ценных пород дерева, благородных металлов, как правило, в форме гроба. Его украшают, покрывают красивыми тканями. По большим праздникам раки выносят из храма. Небольшие раки называются ковчежцами или ларцами. Там находятся частицы мощей.


Чем отличаются мощи от частицы?

Древняя Церковь совершала в катакомбах на мощах святых праведников. В конце VIII века было установлено, что богослужения могут проводиться только в той церкви, где есть мощи святых. С тех пор в храмах введены антиминсы – освященный плат с прямыми углами, с небольшим зашитым карманом, куда помещается частичка святых мощей. Антиминс должен находиться в алтаре любого православного храма обязательно.

Когда освящение церковного престола осуществляется епископом, там тоже должны быть святые мощи. Они располагаются в специальном ящике под престолом. Это означает, что все богослужения совершаются при прямом присутствии святых. Что такое частица мощей святого – это часть, отделенная от более крупных. Феномен частиц мощей в том, что не имеет значения, какого размера часть – и большая и малая, они одинаково несут в себе Благодать, которой наполнен праведник. Для того и разделяют мощи, чтобы как можно больше людей могло прикоснуться к Божественной Силе.

Что значит - мощи мироточат?

Мироточение известно уже давно. Ведутся ожесточенные споры - что такое миро от мощей. Это жидкость, неизвестным образом возникающая на святынях. Бывает прозрачная, густая, как смола или жидкая, как слеза. Может благоухать, бывает целебным. Анализы, проведенные в лабораториях, показывают, что миро - органического происхождения. В настоящее время мироточат мощи Киево-Печерской лавры, Мироточивые главы – черепа безымянных православных святых. Ученые пока не могут объяснить феномен Мироточивых глав.

Зачем поклоняться мощам?

Церковь утверждает, что Иисус воскрес и духовно, и телесно. Поэтому освящена не только душа, но и тело. Оно становится носителем Божественной Благодати и распространяет эту Благодать вокруг. Традиции поклонения мощам уже очень много лет. Седьмой Вселенский собор прямо говорит, что такое мощи - это спасительные источники, изливающие на достойных Силу Божью через Христа, который в них обитает. Ответ на вопрос - зачем прикладываться к мощам святых прост -посредством прикосновения к священным предметам, мы приобщаемся к Божественной Благодати.


Как правильно прикладываться к мощам святых?

К святым мощам люди прикладываются по разным причинам, кто-то ищет исцеления, кто-то просто хочет прикоснуться к святыне. В любом случае люди надеются на помощь, поддержку. Существует своеобразная инструкция, как прикладываться к мощам святых.

  1. При подходе к святыне нужно дважды поклониться, можно сделать земной поклон. Никогда нельзя задерживать людей, поэтому, прежде, чем поклониться, нужно убедиться, что нет очереди.
  2. Женщины должны быть без косметики.
  3. После поклона можно перекреститься и прикоснуться к раке.
  4. Прочитать молитву, обратиться к святому. Можно попросить совета, рассказать о своей беде, прикосновение к святому предмету – это еще один способ обратиться к богу.
  5. Еще раз перекреститься, поклониться и отойти.

Что просить у мощей?

Люди часто прибегают к помощи святых. На земле всегда есть болезни, страдания. Даже богатый человек, живущий в роскоши, не зная голода, смертен, подвержен унынию и страху. Где найти защиту и утешение, если вокруг такие же люди со своими страхами. В церкви человек может получить успокоение, помощь в своей духовной бедности, укрепление в добродетели. Зачем нужны мощи святых – в них присутствует Благодать, которой они делятся с нами, ведь мертвые святые исцеляют, изгоняют наших демонов. Прикасаясь к святым мощам, мы напрямую соприкасаемся с Божественной силой.

Что такое святые мощи, почему им поклоняются и почитают в православной церкви. Разве можно поклоняться, засушенным частям человеческого тела?
Выходит что православные священники недалеко ушли, от диких африканских племен, поклоняющихся человеческим жертвам, или фрагментам человеческих тел, дикость же.

Православная реликвия, отрезанная человеческая голова в золотом ларце, которой поклоняются, или труп в стеклянном гробу, это что вообще такое, с каких пор это стало нормально?
Что говорит святое писание на этот счет? Насколько знаю, это грех, поклонятся идолам, грех не придавать останкам тело, разве нет?
Разве можно доверять, людям, для которых нормой является то, чтобы поклоняться фетишам, фрагментам одежды, волос, фрагментам человеческого тела, или мертвым телам целиком.
В нормальном обществе это как минимум извращение, если уж не статья за некрофилию. Как это все воспринимать?
Духовное не привязано к телесному, зачем тогда сохранять а тем более поклоняться телесному? ( 0 голосов : 0 из 5 )