Оружие давида 5 букв. Оружие давида сканворд

Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение? Как связаны между собой части предложения? Зачем нужны предложения с разными видами подчинения? Обо всем этом вы узнаете на уроке. Упражнения, тесты и тренажеры нужно выполнить не только для того, чтобы усвоить тему, но и как средство повторения раздела «Сложноподчиненное предложение».

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Основные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Сложные предложения с несколькими придаточными бывают двух видов: первый случай - все придаточные прикрепляются непосредственно к главному; второй - когда первое придаточное прикрепляется к главному, а второе придаточное - к первому и т.д.

Придаточные, которые присоединяются к главному, бывают однородные и неоднородные . Однородные придаточные, так же как однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительной или бессоюзной связью (только с помощью интонации).

[Но грустно думать], что (напрасно была нам молодость дана), что (изменяли ей всечасно), что (обманула нас она).

Составим схему предложения. Задаем вопрос от главной части: грустно думать о чем? что напрасно была нам молодость дана . 1-е придаточное - изъяснительное. Задаем вопрос ко второму придаточному: грустно думать о чем? что изменяли ей всечасно. 2-е придаточное - изъяснительное. Задаем вопрос к третьему придаточному: грустно думать о чем? что обманула нас она . Мы видим три придаточных одного вида, к которым задается вопрос от одного и того же слова в главном предложении - перед нами предложение с однородным подчинением (или соподчинением - см. учебник М. Разумовской).

Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра день будет солнечный и даже жаркий . Два придаточных изъяснительных относятся к одному слову в главном и между собой соединяются при помощи сочинительной связи (союз и ). Обратите внимание, что опять задается один и тот же вопрос от одного и того же слова в главном.

При однородном подчинении придаточных возможен пропуск союза и союзного слова: Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все . Зададим вопрос от главного: пусто где? где бодрый серп гулял , пусто где? (где) падал колос . Во втором придаточном предложении где опущено, а между собой придаточные места соединены сочинительным союзом и.

Подчинение может быть однородным и параллельным (неоднородным). Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы и / или зависят от разных слов в главной части, но относятся к одному и тому же главному предложению.

Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня (В. Брюсов). Главное предложение: они не насытили бы всей жажды познания. Задаем вопрос: при каком условии? Если бы мне иметь сто жизней - придаточное условия. Еще один вопрос от главного: жажды какой? которая сжигает меня - придаточное определительное. Мы задали разные вопросы к разным придаточным от главного предложения и от слова в главном предложении. Такая связь называется параллельным (неоднородным) подчинением.

Ко второму типу сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными относятся предложения, в которых придаточные образуют как бы цепочку. Вопрос задается от главного к первому придаточному, затем от первого придаточного ко второму и т.д.

Она пришла в ужас, когда узнала, что письмо нес отец (Ф. Достоевский). Главное предложение - Она пришла в ужас, от него задаем вопрос: пришла в ужас когда? когда узнала - придаточное времени.Первое придаточное называется придаточным первой степени. Задаем вопрос ко второму придаточному. Узнала о чем? что письмо нес отец - придаточное изъяснительное. Такое придаточное (к которому задается вопрос от первого) называется придаточным второй степени. А связь называется последовательное подчинение .

В зависимости от того, сколько будет придаточных, столько степеней и будет. Иногда при последовательном подчинении одно придаточное находится внутри другого придаточного. В этом случае могут оказаться радом два подчинительных союза: что/если, что/ когда, что/ так как и др. Эти придаточные надо видеть и различать. О знаках мы поговорим на следующем уроке.

Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали внизу, им вдогонку уже летели бушующие потоки. Главное предложение: Вода обрушилась так страшно. Задаем вопрос: так страшно в какой степени? что им вдогонку уже летели бушующие потоки - придаточное меры и степени. Летели когда? когда солдаты бежали внизу - придаточное времени. Но вопрос уже задаем от придаточного меры и степени. Это случай последовательного подчинения. Важно понимать, что из чего следует.

В сложноподчиненных предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации: Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила. Главное предложение: тот может считать свою молодость бесследно потерянной. Задаем вопросы: какой тот? кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом - придаточное местоименно-определительное. Следующий вопрос: может считать свою молодость бесследно потерянной несмотря на что? как бы весело она ни прошла - придаточное уступки. Вопрос снова задан от главного предложения - связь между придаточными параллельная (разные вопросы от одного главного к разным придаточным). Тот может считать свою молодость бесследно потерянной несмотря на что? - сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила - придаточное уступки, вопрос задан от того же главного и тот же, что и к предыдущему предложению (однородное подчинение). Таким образом, в этом предложении мы имеем и параллельное, и однородное подчинение.

Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки . Писарев писал о чем? что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична - придаточное изъяснительное. Природа до такой степени богата, сильна и эластична в какой степени? что может сохранить свою свежесть и красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки - придаточное меры и степени. В этом предложении последовательное подчинение.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский). Добрый человек не тот какой тот? кто умеет делать добро. Добрый человек не тот, а тот какой тот? кто не умеет делать зла. У нас получилось одно главное, в нем придаточное кто умеет делать добро, а после главного еще одно придаточное. Это параллельное подчинение.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными используется в основном в научном стиле, такие предложения помогают передать сложные связи между фактами, что является целью научной литературы.

Домашнее задание

Вопросы

1.На какие виды делятся сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными?

2. С помощью чего придаточные присоединяются к главным предложениям?

3. Чем объяснить, что сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными используется в основном в научном стиле?

Упражнение 1. Определите вид связи придаточных предложений в сложноподчиненном.

(1) Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она (А. Пушкин). (2) Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра день будет солнечный и даже жаркий (В. Арсеньев). (3) Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня (В. Брюсов). (4) Она пришла в ужас, когда узнала, что письмо нес отец (Ф. Достоевский). (5) Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали внизу, им вдогонку уже летели бушующие потоки.(6) Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила.

Упражнение 2. Задайте вопрос от главного к придаточному предложению, определите вид придаточного.

(1) Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все (Ф. Тютчев). (2) Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила.(3) Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки. (4) Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский).

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000 ().

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». gramota.ru

Использованные ресурсы Интернет

1. Репетитор по английскому языку в Санкт-Петербурге ().

2. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, - М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Раздел науки о нашем языке, посвященный строению предложений, таит в себе много интересного, а синтаксический разбор может стать увлекательным занятием для тех, кто хорошо разбирается в правилах русского языка. Сегодня коснемся синтаксиса и пунктуации сложноподчиненного предложения, в частности того случая, когда имеется не одна придаточная часть, а несколько. Какие бывают виды подчинения и чем интересно предложение с параллельным подчинением придаточных? Обо всем по порядку.

Сложноподчиненное предложение и его части

Сложноподчиненным (С/П) называют такое сложное предложение, в котором можно выделить главную часть (она несет основную смысловую нагрузку) и придаточную (она зависима от главной части, к ней можно задать вопрос). Придаточных частей может быть две и больше двух, и они могут по-разному присоединяться к основной, главной части. Бывает последовательное, однородное, неоднородное, параллельное подчинение придаточных. Чтобы узнать вид подчинения, нужно обратить внимание, отвечают ли зависимые части на один и тот же вопрос или на разные, относятся к одному слову в главной части или к разным. Более подробно рассмотрим материал в следующем разделе.

Виды подчинения придаточных

Итак, выделяют четыре вида подчинения.

  • Последовательное подчинение - придаточные части зависят последовательно друг от друга, а одна из них - от главной. Я знаю (о чем?), что делать (для чего?), чтобы попасть туда (куда?), куда мне нужно .
  • Однородное - придаточные части отвечают на одинаковый вопрос и относятся к одному слову. Я спросил (о чем?), который час, где мы находимся и как добраться до аэропорта . В этом предложении три придаточных (зависимых) части, все они относятся к слову "спросил" и отвечают на вопрос "о чем?".
  • Неоднородное подчинение - придаточные части также относятся к одному слову, но вопросы к ним при этом задаются разные. Я должен поехать в этот город (зачем должен?), чтобы выполнить все задуманное, (почему должен?) потому что дел накопилось очень много.
  • Параллельное подчинение придаточных - зависимые части относятся к разным словам главного предложения и отвечают на совершенно разные вопросы. (Для чего?) Чтобы успеть на поезд, я должен рано выехать из дома к вокзалу (какому?), который находится в другой части города .

Параллельное подчинение придаточных

В чем разница между различными видами подчинения, мы выяснили. Кстати, в некоторых источниках неоднородное параллельное подчинение придаточных выделяют как один вид. Это присходит потому, что в обоих случаях вопросы к зависимым частям ставятся разные.

Если предложение сложноподчиненное с параллельным подчинением придаточных, то чаще всего одна зависимая часть располагается перед главной, а вторая - после.
Нужно выделить главную, основную часть предложения, определить количество придаточных и задать к ним вопросы. Только так мы убедимся, что перед нами действительно параллельное подчинение придаточных. Если вопросы будут разными, и задавать мы их будем от разных слов, значит, подчинение действительно параллельное. Когда я вышел на улицу, я вдруг вспомнил о том, что давным-давно собираюсь проведать своего приятеля. В этом предложении от сказуемого основной части "вспомнил" мы задаем вопрос "когда?" к первой придаточной, а от дополнения "о том" задаем вопрос "о чем? " ко второй. Значит, в данном случае используется параллельный способ подчинения.

Уметь определять границы частей предложения и правильно задавать вопросы от главной части нужно для того, чтобы не ошибиться при расстановке знаков препинания. Помним, что придаточные части отделяются от главной запятыми, которые ставятся перед союзом или союзным словом, связывающим части сложноподчиненного предложения.

Подведем итоги

Параллельное подчинение придаточных - один из четырех видов подчинения в русском языке. Чтобы определить вид подчинения, нужно выделить простые предложения в составе сложноподчиненного, определить главную часть и задать от нее вопросы к зависимым. Если вопрос одинаковый, то это однородное подчинение, если разные от одного и того же слова - неоднородное, если неодинаковые вопросы от различных слов - параллельное, и если вопрос можно задать только к одной придаточной части, а от нее к другой и так далее, то перед нами последовательное подчинение.

Будьте грамотными!

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на три основные группы: с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением.

1. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:

    все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово);

    придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа;

    между собой придаточные предложения связаны с помощью сочинительных союзов или бессоюзно (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены.

    Мальчишки , притихшие, глядели вслед грузовику, / 1 пока тот не отъехал за перекресток, / 2 пока не рассеялась поднятая им пыль, / 3 пока сам он не стал клубом пыли / 4 (Жуховицкий).

    1 , (пока - союз) 2 , (пока - союз) 3 , (пока - союз 4 .

    Сложноподчинённое предложение; состоит из четырёх простых предложений; первое - главное, остальные - придаточные времени. Придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос - до каких пор? Каждое придаточное связано с главным союзом пока . Это однородные придаточные предложения.

    Вертикальная схема (схема, отражающая не расположение простых предложений в составе сложного, а их зависимость) будет следующей:

    1

    (пока - союз) 2 , (пока - союз) 3 , (пока - союз) 4

    Отец мой говорил мне, / 1 что он не видывал таких хлебов / 2 и / что нынешний год урожай отличный / 3 (Аксаков).

    [ гл.] 1 , (что - союз) 2 и (что - союз) 3 .

    Сложноподчинённое предложение; состоит из трёх простых предложений; первое - главное, остальные - придаточные дополнительные. Придаточные предложения относятся к одному слову (сказуемому говорил , выраженному глаголом) в главном предложении, отвечают на один и тот же вопрос - что? Каждое придаточное связано с главным союзом что . Между собой придаточные предложения связаны соединительным союзом и . Это однородные придаточные предложения.

    Вертикальная схема сложноподчинённого предложения будет следующей:

    1

    (что - союз) 2 и (что - союз) 3

Обратите внимание!

1) Если однородные придаточные предложения прикрепляются к главному одним и тем же союзом, то этот союз может опускаться в одном или нескольких придаточных (но союз легко восстановить).

Ср.: Шацкий видел , / 1 / 2 и / матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях / 3 (Паустовский). - Шацкий видел , / 1 как последняя шлюпка вернулась к пароходу / 2 и / как матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях / 3 .

2) Если однородные придаточные связаны одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да в значении «и», или, либо ), то запятая между придаточными предложениями не ставится.

Отец мой говорил мне, что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный (Аксаков); Он решительно заявил , что мы должны немедленно убраться из его дома или он вызовет милицию (Григорьев) - союз что перед вторым придаточным опущен, но может быть восстановлен (Он решительно заявил , что мы должны немедленно убраться из его дома или что он вызовет милицию ).

3) При повторяющихся сочинительных союзах запятая между однородными придаточными предложениями ставится.

Находясь в госпитале, он вспоминал , как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении , и как отряду удалось пробиться к своим.

4) Союзы ли... или рассматриваются как повторяющиеся (в этом случае или можно заменить ли ), и однородные придаточные, связанные этими союзами, разделяются запятой.

Ср.: Трудно было понять , был ли то где-нибудь пожар , или же собиралась всходить луна (Чехов). - Трудно было понять , был ли то где-нибудь пожар , собиралась ли всходить луна .

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:

    все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению;

    придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа.

Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

    / 1 Егорушка напряг своё зрение, / 2 / 3 (Чехов).

    (когда - союз) 1 , 2 , (чтобы - союз) 3 .

    Сложноподчинённое предложение, состоит из трёх простых; второе предложение главное, первое и третье - придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но отвечают на разные вопросы (ср.: [Когда?] Когда он подъезжал к заднему двору, / 1 / 2 ; Егорушка напряг своё зрение [зачем?], / 2 чтобы получше рассмотреть его / 3). Это разные типы придаточных: когда он подъезжал к заднему двору - придаточное времени; чтобы получше рассмотреть его - придаточное цели.

    2
    ↓ ↓
    (когда - союз) 1 (чтобы - союз) 3

    Надо точно учитывать среду , / 1 в которой развивается поэтическое произведение , / 2 / 3 (Маяковский).

    [ сущ.] 1 , (в которой - союз. сл.) 2 , (чтобы - союз) 3 .

    Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье - придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но первое придаточное (второе простое предложение) относится к одному слову - среду, выраженному существительным; второе придаточное (третье простое предложение) относится ко всему главному предложению. Придаточные предложения отвечают на разные вопросы (ср.: Надо точно учитывать среду [какую?], / 1 в которой развивается поэтическое произведение , / 2 ; Надо точно учитывать среду [зачем?], / 1 чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно / 3). Это разные типы придаточных: в которой развивается поэтическое произведение - придаточное определительное; чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно - придаточное цели.

    Вертикальная схема предложения будет следующей:

    [сущ. ] 1
    ↓ ↓
    (в которой - союз. сл.) 2 (чтобы - союз) 3

    Я спросил его, / 1 почему он так далеко ушёл от фанзы, / 2 и сказал , / 1 что беспокоился о нём / 3 (Арсеньев).

    [ гл., (почему - союз. сл.) 2 , гл.] 1 , (что - союз) 3 .

    Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье - придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению и отвечают на вопросы косвенных падежей (ср.: Я спросил его [о чём?], / 1 почему он так далеко ушёл от фанзы / 2 ; Я спросил его и сказал [что?], / 1 что беспокоился о нём / 3). Это одинаковые типы придаточных - придаточные дополнительные. Но данные придаточные относятся к разным словам внутри главного предложения: первое придаточное (второе простое предложение) относится к сказуемому спросил , выраженному глаголом; второе придаточное (третье простое предложение) относится к сказуемому сказал , выраженному также глаголом. Поэтому эти придаточные неоднородные (параллельные).

    Вертикальная схема предложения будет следующей:

    [гл. гл.] 1
    ↓ ↓
    (почему - союз. сл.) 2 (что - союз) 3

3. В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д.

    Я слышал , / 1 как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то , / 2 что у того отвалилась ручка / 3 (Паустовский).

    [ гл.] 1 , (как - союз гл. + ук. сл.) 2 , (что - союз) 3 .

    Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье - придаточные. Придаточное I степени (второе простое предложение) относится к первому (главному) предложению, а именно - к сказуемому слышал , выраженному глаголом; придаточное II степени (третье простое предложение) относится к придаточному I степени (второе простое предложение), а именно - к сказуемому ругал , выраженному глаголом.

    Вертикальная схема предложения будет следующей:

    [ гл.] 1

    (как - союз гл. + ук. сл.) 2

    (что - союз) 3

Обратите внимание!

При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово.

Горничная была сирота , / 1 которая , / 2 чтобы кормиться , / 3 должна была поступить в услужение / 2 (Л. Толстой).

[ сущ. ] 1 , (которая - союз. сл., 2 (чтобы - союз...), 3 ...) 2 .

[ сущ. ] 1

(которая - союз. сл.) 2

(чтобы - союз) 3

Рядом стоят союзное слово которая и союз чтобы . Относятся они к разным придаточным предложениям: придаточное I степени - которая должна была поступить в услужение ; придаточное II степени - чтобы кормиться . Придаточное II степени находится внутри придаточного I степени, причём придаточное II степени можно без ущерба изъять из сложного предложения или поставить после придаточного I степени, ср.: Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение; Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение, чтобы кормиться . Между союзным словом которая и союзом чтобы , принадлежащим к разным придаточным, стоит запятая.

Таким образом, при встрече двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится , если изъятие второго придаточного не требует перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее не следует вторая часть двойного союза - то, так, но ).

Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза - то, так, но ).

Держу пари , / 1 что / 2 / 3 то / 2 (Лесков).

[ сущ. ] 1 , (что - союз 2 (если - союз...), 3 то...) 2 .

[ сущ. ] 1

(что - союз) 2

(если... то - союз) 3

В данном предложении можно выделить главное предложение: держу пари / 1 , а также два последовательно связанных придаточных предложения: придаточное I степени: что... то он останется здесь ещё на три дня / 2 , внутри которого стоит придаточное II степени: если вы передадите это герцогу / 3 (ср.: держу пари , что... то он останется здесь ещё на три дня; он останется здесь ещё на три дня, если вы передадите это герцогу ). На стыке придаточных I степени и II степени находятся два подчинительных союза что и если . Однако запятая между ними не ставится, поскольку нельзя изъять придаточное II степени без изменения придаточного I степени, ср.: Держу пари , / 1 что то он останется здесь ещё на три дня / 2 . Этому препятствует вторая часть двойного условного союза если... то , которая находится в главном для условного придаточного предложении - придаточном I степени: он останется здесь ещё на три дня . Если же эту вторую часть (то ) изъять, то на стыке союзов что и если необходимо будет поставить запятую, ср.: Держу пари , / 1 что , / 2 если вы передадите это герцогу, / 3 он останется здесь ещё на три дня / 2 .

В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей : может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т.д. Поэтому при разборе и расстановке знаков препинания не следует стремиться сразу составить общую схему или сразу расставить знаки препинания.

Наиболее оптимальным представляется следующий алгоритм анализа:

  1. Установите общее количество простых предложений в составе сложного, выделив все грамматические основы.
  2. Выделите все подчинительные средства связи (подчинительные союзы и союзные слова); на основе этого установите главное предложение и придаточные предложения.
  3. Для каждого придаточного предложения установите главное предложение, то есть разбейте сложное предложение на пары: главное - придаточное.
  4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, и на этой основе определите характер подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное подчинение).
  5. Постройте горизонтальную схему, и на этой основе расставьте знаки препинания.

Пари заключается в том что если ваш повелитель останется здесь на три дня то вы без всяких отговорок должны исполнить то что я вам скажу а если он не останется то я исполню любое приказание какое вы мне дадите (Лесков).

    В данном сложноподчинённом предложении 7 простых предложений:

    Пари заключается в том / 1 что / 2 если ваш повелитель останется здесь на три дня / 3 то вы без всяких отговорок должны исполнить то / 2 что я вам скажу / 4 а / если он не останется / 5 то я исполню любое приказание / 6 какое вы мне дадите / 7 (Лесков).

    1) пари заключается в том ;
    2) что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то ;
    3) если ваш повелитель останется здесь на три дня;
    4) что я вам скажу ;
    5) если он не останется ;
    6) то я исполню любое приказание ;
    7) какое вы мне дадите .

    Первое предложение (пари заключается в том ) - главное, остальные - придаточные. Вопрос вызывает лишь шестое простое предложение (то я исполню любое приказание ).

    Данное сложноподчинённое предложение можно разбить на следующие пары сложноподчинённых предложений:

    1→2: пари заключается в том , что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то ;
    2→3: вы без всяких отговорок должны исполнить то , если ваш повелитель останется здесь на три дня ;
    2→4: вы без всяких отговорок должны исполнить то , что я вам скажу ;
    6→5: я исполню любое приказание , если он не останется ;
    6→7: я исполню любое приказание , какое вы мне дадите .

    По-прежнему пока трудно определить, к какому типу предложений относится шестое предложение. В данном случае следует обратить внимание на сочинительный союз а . Сочинительный союз, в отличие от подчинительного союза, в сложном предложении, состоящем из трёх и более простых предложений, может стоять не перед тем предложением, к которому относится. Поэтому необходимо выяснить, какие простые предложения связаны этим противительным союзом. Для этого надо изъять все простые предложения, оставив только те, которые содержат противопоставление. Это предложения 2 и 6, ср.: вы без всяких отговорок должны исполнить то , а я исполню любое приказание . Но предложение 2 - придаточное. Следовательно, и предложение 6, связанное с предложением 2 сочинительным союзом, тоже должно быть придаточным. Это можно проверить, вставив тот же союз, что имеет предложение 2, и связав предложение 6 с тем же главным, от которого зависит предложение 2, ср.: пари заключается в том , что я исполню любое приказание . Значит, предложения 2 и 6 являются однородными придаточными, только союз что в предложении 6 опущен (1→6).

    На основании полученных данных можно построить вертикальную схему этого сложноподчинённого предложения:

    [гл. + ук. сл.] 1

    (что - союз гл. + ук. сл.) 2 , а (- сущ. + ук. сл.) 6
    ↓ ↓ ↓ ↓
    (если... то - союз) 3 (что - союз. сл.) 4 (если... то - союз) 5 (какое - союз. сл.) 7

    Таким образом, данное предложение сложноподчинённое, в котором придаточные связаны однородно (предложения 2 и 6), параллельно (предложения 3 и 4, предложения 5 и 7), также последовательно (предложения 2 и 3; 2 и 4, 6 и 5, 6 и 7).

    Для расстановки знаков препинания необходимо обозначить границы простых предложений, обратив особое внимание на возможное сочетание нескольких союзов на границе предложений, а также построить горизонтальную схему предложения.

    [гл. + ук. сл.] 1 , (что - союз (если - союз) 3 , то гл. + ук. сл.) 2 , (что - союз сл.) 4 , а (если - союз) 5 , (то сущ. + ук. сл.) 6 , (какое - союз. сл.) 7 .

    В данном предложении есть сочетание подчинительных союзов на стыке предложений 2 и 3 (что если ). Кроме того, сочинительный союз а , который относится к предложению 6, стоит перед предложением 5, образуя сочетание союзов с подчинительным союзом если (а если ). По общим правилам они должны разделяться запятыми, но далее следует вторая часть двойного союза если... то . Именно эта вторая часть союза не даёт возможности изъять условные придаточные без изменения структуры предложений в целом, ср.: Пари заключается в том, что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то; а... то я исполню любое приказание . Именно поэтому запятая на стыке этих союзов не ставится.

    Итак, знаки препинания в предложении следует расставить следующим образом:

    Пари заключается в том, что если ваш повелитель останется здесь на три дня, то вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу, а если он не останется, то я исполню любое приказание, какое вы мне дадите (Лесков).

План разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

  1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  2. Назвать главное предложение и придаточные предложения (выделить грамматические основы).
  3. Указать, каким образом придаточные предложения связаны с главным предложением (последовательное, параллельное, однородное подчинение).
  4. Разобрать каждое придаточное предложение по плану.
  5. Построить вертикальную и горизонтальную схемы предложений.

Образец разбора

В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун , / 1 который , / 2 чтобы не бегать очень быстро, / 3 привязывает к ногам пудовые гири / 2 (Солоухин).

Предложение сложноподчинённое; состоит из трёх частей; предложение 1 - главное; предложения 2 и 3 - придаточные. Придаточные предложения связаны с главным последовательно.

Придаточное I степени (предложение 2) относится к главному (предложение 1). Это придаточное определительное; оно относится к подлежащему бегун , выраженному существительным, средство связи - союзное слово который ; придаточное стоит после главного.

Придаточное II степени (предложение 3) относится к придаточному I степени (предложение 2). Это придаточное цели; оно относится ко всему главному, средство связи - союз чтобы ; придаточное стоит в середине главного.

[сущ.] 1
опред. ↓
(который - союз. сл.) 2
цели ↓
(чтобы - союз) 3

[сущ.] 1 , (который - союз. сл., (чтобы - союз) 3 ,) 2 .
опред. цели

42.Понятие о бессоюзном сложном предложении. Типология бессоюзных предложений

Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [ Привычка свыше нам дана ]: [ замена счастию она] (А. Пушкин).

Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причи­ну, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

В смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении »).

В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

I. Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

[Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - , .

Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

1) \ Bemep выл жалобно и тихо], [во тьме ржали кони ], [из табора плыла нежная и страстная песня- думка] (М. Горький) -, ,.

зашевелились ], [ вспорхнула полусонная птичка ] (В. Гаршин) - ,.

Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

II. Причинные (второе предложение раскрывает причи­ну того, о чём говорится в первом):

несчастлив ]: [каждый день гости ] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

III. Пояснительные (второе предложение поясняет пер­вое):

1) [ Предметы теряли свою форму]: [ всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) -

2) [Как все московские, ваш батюшка таков ]: [ же­лал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) -

Такие бессоюзные предложения синонимичны предло­жениям с пояснительным союзом а именно.

IV. Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):

1) [ Настя во время рассказа вспомнила ]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) - :.

2) [ Опомнилась, глядит Татьяна ]: [медведя нет ]... (А. Пушкин) - :.

Такие бессоюзные предложения синонимичны сложно­подчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

V. Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

1) [Все счастливые семьи похож и друг на друга], [каж­дая несчастливая семья несчастлив а по-своему] (Л. Толс­той) - ,.

2) [Чин следовал ему] - [он службу вдруг оставил ] (А. Грибоедов) - - .

Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

VI. Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём гово­рится во втором):

1) [ Любишь кататься ] - [ люби и саночки возить ] (пословица) - - .

2) [ Увидишься с Горьким] - [ поговори с ним] (А. Чехов) --.

Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

VII. Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):

[Мелкий дождик сеет с утра] - [ выйти невозможно ] (И. Тургенев) - ^ТТ

44.Контаминированные типы сложных синтаксических конструкций

Выявление двух уровней членения сложных синтаксических конструкций приводит к выводу о структурной контаминации таких построений. Контаминированными являются сложные построения, в которых в качестве составляющих компонентов выступают целые сложные предложения. Поскольку подчинительная связь - это связь, наиболее тесная (в сравнении с сочинительной, например), то естественно, что в качестве единого компонента сложной синтаксической конструкции обычно выступает сложноподчиненное предложение, хотя возможно и бессоюзное объединение частей внутри компонента, если эти части взаимообусловленные.

Сложноподчиненное предложение может быть компонентом сложносочиненного предложения, предложения бессоюзного и, наконец, даже сложноподчиненного предложения.

1. Сложноподчиненное предложение как компонент сложной конструкции с сочинительной связью: Своя, глубоко индивидуальная жизнь в мире слова должна быть пережита каждым ребенком, и чем богаче, полнее она, тем счастливее дни и годы, которые проходили мы нивой радостей и печали, счастья и горя (Сухомл.). Особенность строения этого предложения заключается в том, что сочинительный союз и (на стыке двух компонентов сложной конструкции) стоит непосредственно перед первой частью сопоставительного союза чем - тем, но присоединяет все сопоставительное предложение в целом, которое, в свою очередь, осложнено определительной придаточной.

Кроме союза и, часто встречаются в подобных синтаксических условиях и другие сочинительные союзы: Сватовство наше с домом графини разрушено и восстановиться не может; но если б и могло, - ему не бывать уже более (Дост.); Что было, то прошло, никому до этого нет дела, а если Лаевский узнает, то не поверит (Ч.).

Аналогичны по строению и следующие сложные конструкции с сочинительной связью на первом уровне членения, хотя и имеют разную степень внутренней осложненности:

1) Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться, то можно было увидеть ее тончайшее кристаллическое строение (Пауст.);

2) Мы ушли с блоковского чтения, но пошли пешком, а Блока повезли на второе выступление в машине, и пока мы добрались до Никитского бульвара, где помещался Дом печати, вечер кончился и Блок уехал в Общество любителей итальянской словесности (Паст.).

2. Сложноподчиненное предложение как компонент сложной конструкции с бессоюзной связью: С давних пор велось так: если по дороге на Миллерово ехал казак один, без товарищей, то стоило ему при встрече с украинцами... не уступить дорогу, украинцы избивали его (Шол.). Особенностью структуры данного предложения является наличие в первой части синсемантического слова так, содержание которого конкретизируется сложноподчиненным предложением, в свою очередь, осложненным несвободной лексически частью стоило...

3. Сложноподчиненное предложение как компонент другого сложноподчиненного предложения [Отсутствие разнотипной синтаксической связи в таких конструкциях могло бы послужить основанием для рассмотрения их в многочленных сложноподчиненных предложениях (см. § 124). Однако особая структурная организация таких предложений и схожесть ее с конструкциями, описанными в данном разделе, позволяют для сохранения системы в изложении поместить их здесь.].

1) Пусть отец не думает, что если прозвали человека Расторопный Момун, так значит он плохой (Айтм.).

2) Всем известно, что раз рыболову не везет, то рано или поздно с ним случится такая хорошая неудача, что о ней будут рассказывать по деревне не меньше десяти лет (Пауст.).

Этот структурный тип сложного предложения отличается единством построения: первый подчинительный союз относится не к части, непосредственно следующей за ним, а ко всей последующей конструкции в целом. Чаще всего сложноподчиненное предложение, помещенное после подчинительного союза, имеет скрепляющий его части двойной союз (если...то, чем...тем, хотя...но и др.) или подчинительные союзы с частицами-скрепами (если...то, если...так, когда...то, так как...то, раз...то и др.). Например: Кто не знает, что когда больному курить захотелось, то это значит то же самое, что жить захотелось (Пришв.); Казалось, что для того, чтобы верить в то, что план медленного движения вырубки лесов и потребления продовольствия был его план, надо было скрывать то, что он именно настаивал на совершенно противоположном военном предприятии 45-го года (Л. Т.); Бабуров во время этой вспышки гнева вдруг собрал остатки самолюбия и в ответ сказал громко, с некоторой даже напыщенностью, что раз есть приказ не пустить врага на крымскую землю, то чего бы это ему ни стоило, он приказ выполнит (Сим.).

В приведенных примерах наблюдается разная степень внутренней осложненности, однако они объединяются одним общим структурным показателем: строятся по схеме «главная часть+придаточная» (чаще изъяснительная, однако возможна и причинная, уступительная и следственная), в качестве которой выступает целое сложноподчиненное предложение (с отношениями условия, причины, времени, сопоставления, реже - уступки и цели). Указанная особенность контаминированных сложноподчиненных предложений не позволяет усматривать здесь обычное последовательное подчинение в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Такое описание не отражает действительной структуры синтаксического построения.

Как видно из приведенных примеров, наиболее распространенный тип контаминированного сложноподчиненного предложения - это предложение с союзом что (на первом уровне членения). Однако возможны и другие союзы, хотя они встречаются значительно реже, например: потому что, так как, так что, хотя. Возможны такие комбинации подчинительных союзов: что когда... то; что если...то; что раз...то; что хотя...но; потому что как...то; потому что когда...то; потому что если...то; потому что раз...то; потому что хотя...но; так что когда... то; так что если...то; так что раз...то; так что хотя...но; так как когда...то; так как если...то; так как раз...то; так как хотя...но; так как чтобы; хотя если...то; хотя когда...то; хотя раз...то; хотя чтобы и др. Например: Но, вероятно, в мире уже что-то произошло или в это время происходило - роковое и непоправимое, - потому что хотя стояло все то же горячее приморское лето, но дача уже не показалась мне римской виллой (Кат.); Мне очень хотелось спросить, где Молли и давно Ли Дюрок вернулся, так как хотя из этого ничего не вытекало, но я от природы любопытен во всем (Грин).

Такое же примерно стечение союзов наблюдается и в предложении Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгенштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие (Л. Т.), где в качестве третьей изъяснительной придаточной (после союза но) выступает сложноподчиненное предложение.

Сложноподчиненное предложение может быть компонентом сложноподчиненного многочленного предложения с несколькими главными: Когда они ехали к месту заготовки леса, неожиданно стало очень тепло и солнце сияло так ярко, что глазам делалось больно (газ.).

4. Сложносочиненное предложение как компонент сложноподчиненного предложения: Не хотелось думать, что не только ребята не интересовались этой великолепной картиной, но и многие взрослые были по меньшей мере равнодушны. В качестве изъяснительной придаточной используется здесь сложносочиненное предложение с союзом не только...но и.

Такие предложения возможны лишь при градационных союзах, например: не только...но и; не то чтобы...но; не столько...сколько.

5. Бессоюзное сложное предложение как компонент сложноподчиненного предложения: Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки нельзя высадиться на берег - травы стоят непроходимой упругой стеной (Пауст.).

48.Основы русской пунктуации. Функциональные особенности русской пунктуации

Русская пунктуация, в настоящее время очень сложная и развитая, система, имеет довольно прочное основание - формально-грамматическое. Знаки препинания являются прежде всего показателями синтаксического, структурного членения письменной речи. Именно этот принцип сообщает современной пунктуации стабильность. На таком основании ставится наибольшее число знаков.

К «грамматическим» можно отнести такие знаки, как точка, фиксирующая конец предложения; знаки на стыке частей сложного предложения; знаки, выделяющие функционально разнообразные конструкции, вводимые в состав простого предложения (вводные слова, словосочетания и предложения; вставки; обращения; многие сегментированные конструкции; междометия); знаки при однородных членах предложения; знаки, выделяющие постпозитивные приложения, определения - причастные обороты и определения - прилагательные с распространителями, стоящие после определяемого слова или дистантно расположенные и др.

В любом тексте можно найти такие «обязательные», структурно обусловленные знаки.

Например: Но вот я взялся перечитать несколько вещей Щедрина. Это было года три-четыре назад, когда я работал над одной книгой, где реальный материал переплетался с линиями сатиры и сказочной фантастики. Я взял тогда Щедрина, чтоб избежать случайного сходства, но, начав читать, вчитавшись, с головой уйдя в изумительный и заново открытый мною мир щедринского чтения, я понял, что сходство будет не случайным, а обязательным и неминуемым (Касс.). Все знаки здесь структурно значимы, они ставятся безотносительно к конкретному смыслу частей предложений: выделение придаточных, фиксация синтаксической однородности, обозначение границы частей сложносочиненного предложения, выделение однородных деепричастных оборотов.

Структурный принцип способствует выработке твердых общеупотребительных правил расстановки знаков препинания. Знаки, поставленные на таком основании, не могут быть факультативными, авторскими. Это тот фундамент, на котором строится современная русская пунктуация. Это, наконец, тот необходимый минимум, без которого немыслимо беспрепятственное общение между пишущим и читающим. Такие знаки в настоящее время достаточно регламентированы, употребление их устойчиво. Членение текста на грамматически значимые части помогает установить отнесенность одних частей текста к другим, указывает на конец изложения одной мысли и начало другой.

Синтаксическое членение речи в конечном счете отражает членение логическое, смысловое, так как грамматически значимые части совпадают с логически значимыми, со смысловыми отрезками речи, поскольку назначение любой грамматической структуры - передать определенную мысль. Но довольно часто случается так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное, т.е. конкретный смысл диктует и единственно возможную структуру.

В предложении Избушка крыта соломой, с трубой запятая, стоящая между сочетаниями крыта соломой и с трубой, фиксирует синтаксическую однородность членов предложения и, следовательно, грамматическую и смысловую отнесенность предложно-падежной формы с трубой к имени существительному избушка.

В случаях, где возможно различное объединение слов, только запятая помогает установить их смысловую и грамматическую зависимость. Например: Появилась внутренняя легкость. Свободно ходит по улицам, на работу (Леви). В предложении без запятой совершенно иной смысл: ходит по улицам на работу (обозначение одного действия). В первоначальном же варианте имеется обозначение двух разных действий: ходит по улицам, т.е. гуляет, и ходит на работу.

Такие знаки препинания помогают установить смысловые и грамматические отношения между словами в предложении, уточняют структуру предложения.

Смысловую функцию выполняет и многоточие, которое помогает поставить на расстоянии логически и эмоционально несовместимые понятия. Например: Инженер... в запасе, или злоключения молодого специалиста на пути к признанию; Вратарь и ворота... в воздухе; История народов... в куклах; На лыжах... за ягодами. Подобные знаки играют исключительно смысловую роль (притом часто с эмоциональной окраской).

Большую роль в осмыслении текста играет и место расположения знака, делящего предложение на смысловые и, следовательно, структурно значимые части. Ср.: И собаки притихли, оттого что никто посторонний не тревожил их покоя (Фад.). - И собаки притихли оттого, что никто посторонний не тревожил их покоя. Во втором варианте предложения более подчеркнута причина состояния, и перестановка запятой способствует изменению логического центра сообщения, заостряет внимание на причине явления, тогда как в первом варианте цель иная - констатация состояния с добавочным указанием на его причину. Однако чаще лексический материал предложения диктует только единственно возможный смысл. Например: Долгое время жила в нашем зоопарке тигрица по кличке Сиротка. Присвоили ей такую кличку потому, что она действительно осиротела в раннем возрасте (газ.). Расчленение союза обязательно, и вызвано оно семантическим влиянием контекста. Во втором предложении необходимо обозначение причины, так как сам факт уже назван в предыдущем предложении.

На смысловом основании ставятся знаки в бессоюзных сложных предложениях, так как именно они в письменной речи передают нужные значения. Ср.: Раздался свисток, поезд тронулся. - Раздался свисток - поезд тронулся.

Часто при помощи знаков препинания уточняют конкретные значения слов, т.е. смысл, заключенный в них именно в данном контексте. Так, запятая между двумя определениями-прилагательными (или причастиями) сближает в семантическом отношении эти слова, т.е. дает возможность выдвинуть на первый план общие оттенки значения, выявляющиеся в результате различных ассоциаций, как объективного, так подчас и субъективного характера. В синтаксическом отношении такие определения становятся однородными, поскольку, будучи сближенными по значению, поочередно относятся непосредственно к определяемому слову. Например: Густым, тяжелым маслом написана темень еловой хвои (Сол.); Когда Анна Петровна уезжала к себе в Ленинград, я провожал ее на уютном, маленьком вокзале (Пауст.); Летел густой, медленный снег (Пауст.); Холодный, металлический свет проблеснул на тысячах мокрых листьев (Гран.). Если взять вне контекста слова густой и тяжелый, уютный и маленький, густой и медленный, холодный и металлический, то трудно уловить в этих парах нечто общее, так как эти возможные ассоциативные сближения находятся в сфере вторичных, не основных, образных значений, которые становятся основными в контексте.

Отчасти русская пунктуация основывается и на интонации: точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы; вопросительный и восклицательный знаки, интонационное тире, многоточие и т.д. Например, обращение можно выделить запятой, но повышенная эмоциональность, т.е. особая выделительная интонация, диктует и другой знак - восклицательный В ряде случаев выбор знака зависит целиком от интонации. Ср.: Придут дети, пойдем в парк. - Придут дети - пойдем в парк. В первом случае перечислительная интонация, во втором - интонация обусловленности. Но интонационный принцип действует лишь как второстепенный, не основной. Это особенно наглядно выступает в тех случаях, когда интонационный принцип «приносится в жертву» грамматическому. Например: Морозка опустил мешок и, трусливо вбирая голову в плечи, побежал к лошадям (Фад.); Олень раскапывает передней ногой снег и, если есть корм, начинает пастись (Арс.). В этих предложениях запятая стоит после союза и, так как фиксирует границу структурных частей предложения (деепричастного оборота и придаточной части предложения). Таким образом, нарушается интонационный принцип, ибо пауза находится перед союзом.

Интонационный принцип действует в большинстве случаев не в «идеальном», чистом виде, т.е. какой-либо интонационный штрих (например, пауза), хотя и фиксируется знаком препинания, но в конечном счете эта интонация сама является следствием заданного смыслового и грамматического членения предложения. Ср.: Брат - мой учитель. - Брат мой - учитель. Тире здесь фиксирует паузу, однако место паузы предопределено структурой предложения, его смыслом.

Итак, существующая в настоящее время пунктуация не отражает какого-либо единого последовательно проводимого принципа. Однако формально-грамматический принцип является сейчас ведущим, тогда как принципы смысловой и интонационный выступают в качестве дополнительных, хотя в отдельных конкретных проявлениях они могут быть выдвинуты и на первый план. Что же касается истории пунктуации, то известно, что первоначальным основанием для членения письменной речи служили именно паузы (интонация).

Современная пунктуация представляет собой новый этап в ее историческом развитии, причем этап, характеризующий более высокую ступень. Современная пунктуация отражает структуру, смысл, интонацию. Письменная речь организуется достаточно четко, определенно и вместе с тем выразительно. Самым большим достижением современной пунктуации является тот факт, что все три принципа действуют в ней не разобщенно, а в единстве. Как правило, интонационный принцип сводится к смысловому, смысловой к структурному, или, наоборот, структура предложения определяется его смыслом. Выделять отдельные принципы можно лишь условно. В большинстве случаев они действуют нераздельно, хотя с соблюдением определенной иерархии. Например, точка обозначает и конец предложения, границу между двумя предложениями (структура); и понижение голоса, длительную паузу (интонация); и законченность сообщения (смысл).

Именно сочетание принципов является показателем развитости современной русской пунктуации, ее гибкости, позволяющей отражать тончайшие оттенки смысла и структурное многообразие.