Сплав по витиму от романовки. Сплав по реке Витим. Забайкалье. Техническое описание прохождения группой маршрута

12.08.2014

СПЛАВ ПО ВИТИМУ: РИСК, ОПРАВДАННЫЙ ЭМОЦИЯМИ

Автономное плавание по Витиму для группы краснокаменских туристов стало ступенькой в опыте. Семисоткилометровый участок реки на границе Забайкальского края и республики Бурятия припас для новичков немало сложностей. Но опыт других сплавов помог и с порогами справиться, и шиверы преодолеть, и настоящие водные лабиринты пройти без потерь. Не сыграло на руку капризному водоему и присутствие женщины на борту..

Zab-active: Ирина, как Вы вообще приобщились к туризму?

И.Н.: В 2005 году на краеведческой конференции встретилась с краснокаменскими туристами. Они показывали фильм о сплаве по Шилке. Стала с ними связь поддерживать, а потом, можно сказать, напросилась на участие в очередном путешествии по воде. С тех пор мы вместе во всех походах.

Zab-active: Почему из всех ваших сплавов тот, что был по Витиму, особенно запомнился?

И.Н.: Во-первых, это был достаточно долгий сплав. Мы практически месяц находились в пути. Старт был седьмого июля. Два дня добирались до Романовки (150 километров от Читы), потом 20 дней сплавлялись по реке (750 километров по воде преодолели), и четвертого августа вернулись домой на поезде.

Во-вторых, это было очень экстремальное путешествие. Витим - река сложная, категорийная. По ней сплавляются достаточно серьезные ребята, с большим опытом. Опасности серьезные: пороги, шивера. Первые три дня нас кидало очень сильно. В последние дни пути были страшные пороги. Волна где-то на метра два поднималась. На Витиме, кстати, очень много людей на катамаранах переворачиваются и даже гибнут.

Zab-active: Неужели не было страшно?

И.Н.: Страшно, конечно же, было. Я даже в последние дни перед началом сплава думала: стоит - не стоит, отказаться - не отказаться. И о принятом, в конце концов, решении нисколько не сожалею.

Zab-active: Что Вам помогало справляться с чувством страха?

И.Н.: Меня окружали надежные люди. Нас было десять человек: я и трое мужчин - из взрослых, двое студентов и четверо школьников. Для всех нас, в том числе и детей, это был не первый сплав. У меня, например, третий. Мужчины знали, как пройти пороги: читали в Интернете, общались с человеком, который в 90-е годы сплавлялся по Витиму.

А еще в нашей команде есть Сергей Васильевич Савельев, от которого буквально исходит спокойствие. Он сказал: «Не может перевернуть наш катамаран». И я как-то поверила и успокоилась.

Zab-active: Какая подготовка, какие качества нужны для участия в таких путешествиях?

И.Н.: Ничего особенного. Я, например, вообще не умею плавать! Но все, естественно, сплавляются в спасательных жилетах. Самое главное физическое качество - это выносливость. Поэтому пешие походы обязательны.

Конечно, должны быть и чисто человеческие качества: заботливость, уважение к товарищам. В походах, в первую очередь, надо думать не о себе, а о команде. Ты должен выполнять свои обязанности, если что-то не сделал - пострадают остальные.

Zab-active: Что представляло собой ваше судно?

И.Н.: Из катамарана мы сделали плот. Вообще, катамаран должен выглядеть так: две гондолы соединенные металлическими трубками (люди сидят на гондолах). Мы же взяли жерди, обвязали их и сделали плот, чтобы и вещи было куда положить, и нам удобнее сидеть было. Это, конечно, еще и надежнее: плот массивнее, тяжелее, плюс ко всему он неразворотливый. А обычные катамараны легкие, маневренные, их снесет моментально.

Zab-active: Аварии в пути случались?

И.Н.: Я не скажу, что это серьезная авария была. Налетели на камни, гондолу пропороли. Ничего - зашили, заклеили.

Zab-active: Паники на борту не было?

И.Н.: А куда денешься? Что паниковать-то? Нужно было справляться с ситуацией - других вариантов у нас не было…

Zab-active: Чем вы питались во время сплава?

И.Н.: Питание - это, как у единственной женщины на борту, была моя забота. Я не гребла, как мужчины, по 12 часов в сутки, а только готовила. Вставала в 6 часов утра, разжигала костер. Самые основные продукты - это тушенка, крупы и рожки (понятно, что брали с собой минимум продуктов и только те, что не испортятся). Немного рыбачили, рыбу жарили, варили. К концу пути начали встречаться рыбаки. Как-то ведром окуней нас угостили. Полноценно (если можно применить это слово к блюду, в котором на десять человек всего две банки тушенки) ели мы только два раза в день: утром и вечером. Обедом у нас были два сухаря, три конфетки и чай.

Zab-active: А как ночевали?

И.Н.: Берега у Витима очень высокие, метра по 2-3, не заберешься просто так. Поэтому спали у самой реки - на камнях. Несколько раз встречались зимовья, и только тогда ночлег был более или менее сносным.

Zab-active: Что-нибудь Вас в этом путешествии поразило?

И.Н.: Я осталась в восторге от природы. Вокруг - дикая тайга… Словами не опишешь ощущения, надо все видеть своими глазами, тем более после нашей краснокаменской степи это кажется сказкой. Медведей видели. Медведица в лес уходила по кустарнику, был громкий треск слышен, а медвежонок на берег выскочил. На задние лапы встал (поприветствовал, видимо), посмотрел на нас удивленно и обратно убежал. Косуля один раз выскакивала.

Непривычным было то, что на всем протяжении нашего пути практически не было населенных пунктов. Только два села встретились: одно на берегу реки находилось, другое - в полутора километрах от водоема. Поражаешься, как люди там живут. В одной из деревень всего 57 человек, в школе - 2 ученика, остальные дети ездят учиться в другой населенный пункт.

Zab-active: Кого-то еще в пути, кроме рыбаков, встречали?

И.Н.: Семь катамаранов в последнюю ночь мимо нас проплывали. Около 40 детей из Москвы вместе с руководителями сплавлялись. «Дворец пионеров» - по-моему, они нам крикнули. Мы были на берегу, предлагали им причалить, пообщаться, но они билеты на обратный путь заранее купили, торопились.

Zab-active: Что для Вас подобные экстремальные путешествия значат?

И.Н.: Это отдых. Но, конечно, специфический, очень тяжелый. Не каждый понимает, что так можно отдыхать.

Текст: Полина Сергеева


Население деревни - примерно 3000 жителей, дома расположены вдоль обоих берегов реки. В августе 2009 года здесь построили автомобильный мост - первый и единственный через Витим до пересечения с БАМом. В нескольких метрах от него, поперёк течения, сохранился натянутый металлический трос, оставшийся от парома. Сам паром стоял на возвышенности примерно в 150 метрах от левого берега.
Пересекающая Яблоновый хребет автодорога Чита - Романовка, или как её называют, «Романовский тракт», составляет немногим более 160 километров. Более сотни из них - таёжная трасса с остатками щебёночного покрытия с выбоинами, ямами, промоинами, ухабами и колдобинами. Практически все дорожные знаки, попадавшиеся в лесистой части тракта, изрешечены пулями и картечью. От Читы до стапеля (места начала сплава) меня довёз на праворульной Тойоте друг Денис. Он же помогал закупаться продуктами в магазинах краевого центра.
К слову сказать, в Романовке и около 15 км по Витиму, работает сотовая связь, однако поддерживала она, на тот момент, лишь «Мегафон». В двух магазинах видел даже платёжные терминалы. Однако, смс, почему-то, не отправлялись, а через три дня мой телефон вообще сел и не реагировал на специальное устройство его зарядки от «пальчиковых» батареек.
Перед спуском на воду планировал купить несколько булок местного хлеба из деревенской столовой. Однако пекарня начинала работать только в 11 утра, а терять из-за этого целых три часа не имело смысла. После объезда четырёх нашедшихся в селе магазинов, пришлось купить три булки какого-то черствоватого, тёмного, тяжелого и плотно запаянного в целлофан круглоформенного и немного горьковатого гречишного хлеба, а также два позавчерашних нарезных батона.
Переехав реку мы спустились к левому берегу, где минут за двадцать я накачал лодку, закинул туда своё барахло и поплыл, предварительно надев спасательный жилет. Впоследствии он, по прямому назначению, практически не использовался и пригодился лишь как мягкое сиденье.

2-х местная лодка из ПВХ «Leader» особых нареканий не вызвала, при этом даже отмечу её достоинства: это прочность материала (оставался невредимым после наездов на острые камни) и качество клапанов (ни разу не пришлось подкачивать лодку). К числу положительных сторон можно ещё отнести широкие лопасти вёсел, позволявшие быстро маневрировать на участках реки с сильным течением. Недостатки: насос, изготовленный, как будто бы для комнатных матрацев и постепенно выталкивающиеся пластиковые втулки держателей вёсел в ходе гребли (могут подвести в серьёзной ситуации). Как левую, так и правую, приходилось постоянно «вправлять» подручными средствами (зажигалкой, патроном и т.п.).
С Денисом договорились о контрольной встрече через 10-12 километров по течению, где дорога подходит к реке практически вплотную. Там я должен был окончательно принять решение плыть по Витиму дальше или возвращаться в Читу.

Вообще, к сплаву, морально я начал готовился с октября 2009 года: изучал в интернете опыт спортсменов - водников, скачивал генштабовские карты, туристические схемы Витима, распечатывал нашедшиеся отчёты групп, бывавших на этой и подобных реках, фотографии, рассказы одиночных туристов. В свободное время составлял список необходимых вещей и продуктов, изъездил магазины туристического снаряжения практически всех существующих в Москве сетевых компаний и центров. В итоге в «Декатлоне», под небольшим нажимом супруги, купил хорошую лёгкую палатку, другие мелочи, а на День рождения, любимая подарила непромокаемый GPS-навигатор «Garmin». Лодка была куплена в предпоследний день, в читинском магазине «Мир приключений».
На само путешествие меня вдохновила подвернувшаяся на досуге статья Б.В.Владимирова с описанием Витима и туристических путешествий по его бассейну (журнал «Физкультура и спорт», Москва, 1971 год). Кроме неё были и другие причины, о которых немного уже устал рассказывать своим родственникам, друзьям или просто знакомым, многим из них, смысл затеи так и остался непонятным. Одобрения не находил ни у кого: вся идея воспринималась как заранее бредовая. Наибольшее недоумение у всех вызывал факт, что плыть я собирался один. В итоге, несмотря на шедший тридцать второй год жизни, пришлось уподобиться десятилетнему ребёнку и врать, что, якобы, поплыву с упомянутым Денисом.
Он действительно подумывал со мной пойти, однако помешали некоторые проблемы со здоровьем. Причём, последовавший отказ товарища воспринялся с облегчением (вспоминались его постоянные просьбы прикрыть форточку в машине, чтобы не дуло, надеть сапоги, чтобы не промокнуть и т.п.). Он, кончено, надёжный и проверенный друг, но не любитель экстрима и, как большинство нормальных людей, предпочитает отдых с комфортом. Да и я сам, думается, не так рвался бы в этот поход, если бы жил, в той же Чите - городе, практически окруженном тайгой, где достаточно десятиминутной поездки из центра, чтобы остановиться и, например, порыбачить или пособирать грибы. Справедливости ради, замечу, что пару-тройку лет назад, на дорогах Читы, независимо от времени года, всё же стали возникать пробки.

Особенностью Витима является, то, что на нём, фактически, отсутствуют варианты «аварийного схода с маршрута» - кругом дикая тайга. На протяжении 750 километров от Романовки до моста Байкало-Амурской магистрали, не считая нескольких чабанских стоянок и гидрометеостанции на Калакане находятся лишь три села: Юмурчен (около 120 км от Романовки), Красный Яр (около 220 км) и Усть-Каренга (около 380 км). Данные населённые пункты практически отрезаны от цивилизации и официально приравнены к районам Крайнего Севера. Около раза в месяц из расположенного 170 км к востоку от Витима села Тунгокочен, приезжает вездеход с продуктами. Дорога на нём, например, до Усть-Каренги, занимает почти два дня. Авиасообщение действует очень нерегулярно, и летом, при особой нужде, местные жители доплывают до Романовки на моторных лодках.
Без учёта днёвок, требовалось 11-12 ходовых дней для сплава до моста БАМ и 2-3 дня на обратную дорогу (около 4 часов до Чары, откуда, если не повезёт с самолётом - двое суток на поезде) и только затем в Москву. Данного времени не хватало до конца отпуска. Поэтому астрономический маршрут пришлось урезать с 750 до 105 км с дальнейшим пешим выходом к трассе Романовка - Багдарин.
Итак, 7 августа 2010 года, ориентировочно в 9 часов утра по читинскому времени, оставив Дениса на берегу, я отчалил и поплыл. Погода стояла ясная, температура воздуха где-то 8-10 градусов, вода - около 16. Ширина реки, в районе села, 100-180 метров. Примерно на двадцатой минуте попал на быстрину, вынесшую меня на мель посередине реки. Пришлось снять кроссовки, закатать штаны и около тридцати метров волочить лодку по мелкому галечнику. Подобные случаи больше не повторялись. После выхода с мели попал в слив со скоростью до 8 км/ч. Затем река поменяла характер, сузилась до 80-100 метров и стала спокойно, размеренно и немного петляя двигаться на север со скоростью около 3 км/ч. Берега представляли собой поросшие кустарником песчаные обрывы высотой не более 3-4 метров, изредка прорезаемые каменистыми руслами высохших притоков.

Время от времени слышался шум автомобилей с трассы, иногда попадался стоящий по обоим берегам транспорт людей, приехавших на сенокос. Примерно через семь километров начали появляться скалы.

С периодичностью около полутора километров, тихие участки реки перемежались небольшими перекатами с изредка стоящими поперёк течения камнями. Поскольку шум препятствия слышался издалека, всегда имелась возможность психологически подготовится к его прохождению, также, можно было спокойно и заблаговременно причалить к берегу, осмотреть участок с суши, наметить пути прохода или принять решение на обнос (проводку) лодки. За весь путь, ни то, ни другое делать не пришлось.
Часа через полтора из внутреннего кармана «Горки» послышалась мелодия звонка мобильного телефона. Это был Денис. Он сказал, что, как и договаривались, ждёт меня на берегу «рядом со скалой, что сразу за перекатом». На протяжении всех 12 км, попалось около восьми перекатов и различных скал, поэтому где-то после шестого, я вставал в лодке и осматривал берег. После прохождения мощного переката с элементами водопада и торчащих из реки камней, я сразу увидел мирно стоящего на берегу Дениса, который развёл костёр и пытался рыбачить со своим недавно купленным спиннингом. Поймать ему ничего и удалось. Даже несмотря на то, что это был единственный видимый мной на этой реке рыбак. Открыв и подогрев на костре пару банок тушенки, мы пообедали и выпили за начало сплава полбутылки, не очень нам понравившейся, улан-удэнской водки. Причин для отмены путешествия не нашлось, поэтому, тепло распрощавшись с другом я двинулся навстречу ждущей меня неизвестности, скрытой за извилинами реки, спускавшимися к ней скалами и поросшими густой тайгой хребтами Витимского плоскогорья.

Характер течения особо не менялся, скалы, практически не прерывались и чередовались между собою, подходя то с левого, то с правого берега. Чаще стали встречаться многокилометровые плесовые участки с шириной русла от 100 до 120 метров, где спрятанная от ветра река, стояла как зеркало. Поэтому приходилось грести, а не просто сидеть и созерцать живописные пейзажи. Своё местоположение и скорость определял по навигатору.

К вечеру, ниже по течению, послышалось стрекотание моторной лодки. Решил, на всякий случай, двустволку прикрыть брезентом. Немного погодя увидел двоих немного обросших мужиков в китайских камуфляжных костюмах. Они сидели в небольшой металлической посудине с мотором и вёслами. Когда лодка приблизилась, один из них спросил, далеко ли я плыву. Озвучив наименование какого-то ближайшего притока я погрёб дальше. Больше людей на Витиме не встречал, несмотря на заверения «бывалых» туристов, что когда-то дикая река превратилась в «проходной двор».
Признаков человеческой жизнедеятельности почти не попадалось. Изредка, с интервалом около 15-18 километров (дальше - реже), по разным берегам реки попадались зимовья. Особого желания в них заходить, там ночевать или оставлять спички, не возникало. Где-то на 25-ом километре, рядом с одним из утёсов лежали искорёженные и заржавевшие остатки большого железного катера. Выстрелов, шума транспорта, голосов и прочих антропогенных звуков слышно не было. Не пролетал даже самолётик. Ощущения - непередаваемые.

В первый день, судя по показаниям навигатора, я проплыл около 35 километров. Радиальных вылазок не делал. Довольно-таки поздно начал высматривать место для ночёвки. Как только солнце спряталось за вершину одной из гор, из за скал послышались нарастающие раскаты грома. Поэтому, как можно скорее причалил к левому берегу, вышел из лодки и перетащил вещи на небольшую возвышенность. Пока ставил палатку - пошел дождь. Наломав сухих веток и взяв небольшой кусок бересты, развёл костёр. Когда он разгорелся - кругом лило и сверкало. Ужинать пришлось в предбаннике палатки. Ритмично стучавший по крыше дождь способствовал хорошему сну. Кстати, за весь сплав, почему-то, ни разу не «доставали» комары. Конечно, они были, я видел несколько штук, но в палатку насекомые не залетали, репеллентом пользоваться так и не пришлось.

Утро следующего дня выдалось пасмурное и прохладное. Почти половина хлеба, оставшегося в пакете, почему-то оказалась мокрой. Позавтракав и спустив лодку к реке, поплыл дальше. Постепенно погода стала налаживаться. Однако в этот день часто набегал дождь, поэтому раз пять приходилось причаливать к берегу, укрывать лодку и более получаса, пережидая дождь, стоять под каким-нибудь деревом. Ощущения, в такие моменты, были почему-то не совсем приятные, хотя я никуда не торопился и изучал часто встречавшиеся здесь следы диких копытных зверей. Река также как и вчера состояла из плёсов, однако перекаты выглядели уже серьёзнее и попадались чаще. Ширина русла составляла уже не более 80 метров, сужаясь в некоторых местах до 7-12. Наибольшая скорость, замеренная на каком-то из перекатов - 17 км/ч. Вода в Витиме казалась какой-то чёрной и вместе с тем прозрачной.

Прохождение некоторых препятствий, начал, почему-то, сравнивать с движением по встречной полосе оживлённого шоссе. В этот день увидел, наверное, все или большую половину элементов, характерных для рек т.н. третей категории сложности. Не совсем понравились стоячие косые валы и бочки, более всего сбивавшие с толку. Высота отдельных из них, казалось, доходила до полутора метров. К середине второго дня сплава ощущал, что будто уже самостоятельно начинаю, выражаясь языком водников, «читать воду». По крайней мере, удавалось успешно маневрировать «обходя» опасные камни, большие валы и глубокие бочки. Вспоминался какой-то документальный фильм про промысловиков в притоках Енисея, поднимавшихся и сплавлявшихся по ним на узких, длинных байдарах, при этом говорилось, что самое главное правило - не дать повернуться лодке поперек течения.
Самыми сложными показались косые валы. Так называемые «поганки» (вертикальные течения) какого-либо страха, в т.ч. и после наезда на них, не вызвали. Скорее всего, в таком виде они могут быть опасны лишь для узких байдарок. Турбулентность на сбойках струй особых хлопот также не доставляла. Заход и выход из любого улова происходил без проблем. Не совсем приятным оказалось «чирканье» камней по дну лодки на большой скорости. Большинство перекатов проходилось по основной струе, раза три немного захлёстывало волной.
В этот день проплыл не более 25 километров. Место для ночлега выбрал заранее, даже хватило времени на небольшую радиальную вылазку. В лесу и по ведущей из него тропе к берегу реки, отчётливо просматривались свежие следы косуль и изюбрей. Хотелось поохотиться, однако над рекой резко начали клубиться и сгущаться тучи. Зрелище намного более красивое, чем это видно на фотографиях.

Дождь себя долго ждать не заставил и пролился затяжным ливнем - практически до раннего утра.
Утро третьего дня особо не отличалось от предыдущего. Солнце, как обычно, часов до 12 ещё закрыто утренними слоями тумана, роса исчезает не раньше чем в 14.00. Температура - 7-11 градусов.
Позавтракав и быстро собравшись начинаю третий день сплава. Чего-либо экстраординарного в этот день не происходит. Берега становятся ещё более живописными. Производят впечатление нависшие над рекой высоченные скалы с растущими на них соснами. Некоторые из них еле удерживают на себе отколовшиеся и стремящиеся упасть в реку скальные плиты. На какой-то из ровных и отвесных стен разглядел нечто похожее на наскальные рисунки, изображавшие людей с непропорционально большими головами. Сделать детальный снимок, ввиду недостаточного разрешения камеры мобильного телефона, не получилось.
Русло реки стало ещё более извилистым и, несмотря на часто льющуюся с неба воду не становилось шире и напоминало каньон. Ощущения «зажатости» не было, т.к. река занимала менее четверти всей видимой поймы.

Несколько раз попадались нырковые утки и выводки с почти уже взрослыми, но нелетающими хлопунцами. Не давая приблизится более чем на сто метров, они, шумно хлопая крыльями, уплывали вперёд, пока лодка вновь не догоняла их. Так продолжалось около километра, затем устав, и иногда спрятавшись за стоящие в воде камни, они меня пропускали. Пару раз стрелял в нырков, но они оказались такие же, как и везде пугливые. Хотя, на 40 метров, подпустить могли, но, проворно успевали нырнуть в последний момент между нажатием спускового крючка и подлётом дробового заряда. Можно было бы, конечно заморочиться, и добыть дичь, но такой задачи у меня не стояло да и не хотелось потом с ней несколько часов возиться. В этот день дождь шел часто и длился подолгу, продвинуться удалось только на 9 километров. К вечеру немного разъяснило.

Поужинав и устроившись на ночлег, понял, что уснуть под звуки дождя было гораздо приятнее, чем в штиль. На этот раз стояла полная тишина, редко нарушаемая отдельными всплесками воды и звуком ломающихся где-то в глубине леса веток. Почему-то начали вспоминаться истории про медведей - наблюдателей, снежного человека, духов шаманов и другую лесную нечисть. Не совсем, чтобы навязчивые, однако после звука, похожего на ворочание лежавших на берегу камней я вылез из палатки и направил луч подствольного фонаря в сторону источника шума. Однако ничего, кроме деревьев и камней не увидел. На всякий случай выстрелил в воздух. Эхо пронеслось по всему ущелью, подозрительные звуки стихли. Выпив, для крепкого сна, грамм 150 немироффской перцовки и ещё пару раз выстрелив из ружья, подбросил в костёр несколько толстых веток и заснул. В полудрёме, слышал, будто бы где-то не совсем далеко, но и не так уж и рядом, что-то объёмное ворочалось и перекатывалось в воде, раздавались глубокие и тяжелые всплески и шум донного галечника. А ещё я хотел, чтобы хотя бы немного повыли волки. Но они, почему-то, решили не нагонять на меня жуть. Утром, в направлении, где слышался шум, каких-либо следов найти не удалось.
С утра четвёртого дня стоял густой туман. Телефон окончательно сел, фотографировать больше не пришлось.. Постепенно туман начал подниматься и пролетать как облако, цепляющееся за высокие и скалистые горы. Часам к двум-трём погода разъяснилась. Проплыв, примерно 9 километров, увидел следы автомобиля, шедшие по галечной косе вдоль левого берега. С обоих сторон, к Витиму круто подходили горы. Чуть дальше - слева виднелось подобие небольшого ущелья. Вода в реке, от обилия бурых камей, казалась красноватой. Немного погодя, напротив красивой скалы увидел поляну со стоящим на ней столом и кострище. Вдоль песчано-галечной косы, чем-то напоминающей пляж, парой рядов, на протяжении около 80 метров, стояли полутораметровые колья, предназначенные, скорее всего, для сушки браконьерских сетей.
Рядом, слева, в Витим впадал небольшой приток, с резвящимися в нём 20-ти сантиметровыми хариусами и небольшими окунями. Сопоставив данные навигатора и генштабовской карты, определил, что приток этот, скорее всего, называется Щербахта.
Следы на берегу указывали, что пару дней назад сюда приезжали люди на легковой машине. Скорее всего, это была «Нива» или уазик. Место живописное и, видимо, пользовалось, несмотря на удалённость, некоторой популярностью в течение нескольких лет. Свидетельством тому явилась вырытая неподалёку большая мусорная яма. Метров за 70 стоял пень, служивший, скорее всего, пристрелочной мишенью. Вокруг него - бесчисленное количество бутылочных осколков. Недалеко - сосна с начерченным на её стволе чёрным кругом. Видимо, сюда люди приезжают на рыбалку, поохотиться, поискать россыпное золото, попить водки или просто отдохнуть.
Вдоль ручья угадывалась заросшая травой дорога. Её созерцание наводило мысли о том, что она, в любом случае, когда-нибудь выведет к «багдаринской» трассе, от которой можно будет ходом или автостопом попасть в Романовку, а оттуда и в Читу.
Вещи решил с собой не брать, так как лодка, палатка, ватный спальник, спиннинг, ружьё, патроны, рюкзак с оставшимися продуктами увеличивали бы путь к трассе в 5-6 раз. Всё спрятал в зарослях молодого березняка. , Лодку предварительно высушил и вместе с другими вещами сложил в непромокаемые пакеты. Идти решил в берцах, «горке», с ружьём, патронами, 1,5-л бутылкой минеральной «Куки» и мазью от комаров.
Вначале очень долго поднимался в гору. По ходу движения для себя определил, что на уазике и самостоятельно по этой дороге сюда не доберусь. Здесь нужно обладать лучшим, чем у меня, водительским искусством, а также топором, пилой и, желательно, лебёдкой.
На горе, что очень характерно для Забайкалья оказалось болото. С высоты открывался красивый вид на петляющий далеко внизу Витим. Некоторое время дорога шла по лесу вдоль реки, затем свернула направо и повела в еле виднеющуюся голубую даль. Как назло, идти приходилось по безлесным участкам, под некстати вылезшим и ярко светившим солнцем. Потом появились комары, мошки. Поскольку хотелось выйти к трассе до заката, пришлось прибавить шагу. Повсюду попадались следы диких копытных зверей. Постепенно дорога стала более наезженной, но вместе с тем грязной и вязкой, поэтому приходилось идти вдоль неё по траве. Попадались небольшие озерки с летающими вокруг них, словно птеродактилями цаплями, а также плавающими утками и лысухами.
В общем пешая часть - самая неприятная часть моего маршрута, именно на ней я впервые подумал, что быть дома с семьёй это не совсем скучно. Шел, с небольшими остановками около семи-восьми часов. Вышел к трассе практически «на автомате», как робот наступая ногами на непривычно твёрдое дорожное покрытие. Как только собрал в чехол ружьё послышалось громыхание идущего в сторону Романовки грузовика. Водитель КамАЗа остановился и согласился подвезти до деревни. Серёга, как он представился, рассказал, что родом из Нерчинского района Забайкальского края и работает на находящемся в стороне от трассы Хиагдинском урановом месторождении. Со слов водителя, здесь повсюду уран, в т.ч. и в самой Романовке, в некоторых местах пласты радиоактивной руды, якобы, выходят на поверхность, а уровень радиации в деревне превышен более чем в десять раз. По понятным причинам, статистика онкологических заболеваний учреждениями здравоохранения традиционно не ведётся..
В Романовке попутную машину пришлось ловить долго. Буряты ехавшие за рулём праворульных иномарок и китайских грузовичков проносились ловко и быстро т.к., видимо, побаивались человека в «горке» и с зачехлённым ружьём под мышкой. На улице попалось несколько человек которые, сдерживая обычное деревенское любопытство, вначале, даже, не поднимали на меня глаза, однако затем вежливо отвечали на моё приветствие.
Проходящая мимо «парочка», состоящая из молодого человека и девушки, явно деревенской наружности и допотопной авоськой, рассказала, что тоже «ловит попутку» в Читу, однако, я, дескать, делаю это не правильно, т.к. просто стою у дороги. Водители, по мнению опытных людей, будут думать, что я ленивый и не остановятся. Т.е следуя логике «парочки», если идти по трассе дальше - шансы уехать будут увеличиваются по мере отдаления от деревни. К тому же, с их слов, после полуночи поедут лесовозы, и уехать в Читу станет совсем легко..
Последовав их совету, километрах в четырёх от Романовки, удалось-таки «оседлать» попутную легковушку. Через пару километров мы объехали махавшую нам мудрую парочку из Романовки. Водитель иномарки, русский парень, как он представился, Алексей, живёт в Багдарине. В Читу ехал по делам. По дороге разговорились. Много рассказывал про уран, золото, бандитский Багдарин, а также строительство трассы Чита - Хабаровск, где он подрабатывал вахтовиком. Также водитель предположил, что вещи, оставленные мною на берегу реки, наверняка, уже разодрал медведь. Мишка такое запросто мог сделать как из любопытства, так и почуяв, знакомый многим животным Забайкальской тайги запах банок из под «тушенки». До Читы доехали быстро. Боясь заблудиться Алексей высадил меня на Проспекте маршала Белика и поехал в район КСК. Перед этим я покормил его в кафе бурятскими буузами и заправил бензином. До дому доехал за полтинник рублей на другой попутке. Юани, к моей радости, пока в Чите средством платежей не стали.
Вещи, пролежавшие в оставленном месте в целости и сохранности, забрал через два дня. Вернулся туда уже с водителем на Ленд Круизере. Добрались с трассы без особых проблем часа три, иногда приходилось использовать топор, разрубая лежавшие поперек дороги деревья. На Щербахте наловили окуней и хариусов.
Подытоживая путешествие, хотелось бы отметить, что сплав - это один из наиболее интересных видов активного отдыха. Желание пройти Витим до пересечения с БАМ в одиночку немного улетучилось, но до конца не прошло. Основная проблема заключается в продолжительности требуемого времени и невозможности сократить маршрут хотя бы до недели. Большее время пока не могут позволить как длина моего отпуска, так и ждущие каждый год совместной поездки на море жена и дети. По крайней мере, когда-нибудь я ещё окажусь на Витиме, а в следующем году, без фанатизма, обязательно попробую сплавиться три-четыре дня по другой сибирской речке. Как варианты пока рассматриваю Чикой, Мензу или Газимур. Провианта, правда, теперь буду брать меньше.

Река Ципа - левый приток Витима, рождается в горном узле на стыке Икатского и Южно-Муйского хребтов в непосредственной близости от истоков р.Баргузин. Это самый крупный приток Витима (685 км ).

Всю Ципу можно разделить на три совершенно различных участка:

  1. от истоков до выхода в Баунтовскую котловину - 170 км (Верхняя Ципа или Ципикан),
  2. котловинный (Нижняя Ципа) - 235 км ,
  3. от зимовья Ую до впадения в Витим (Ципа) - 280 км , где река пересекает высокогорную зону Станового хребта.

Нижняя Ципа от поселка Баунт до метеостанции Ую

Протяженность 220 км

Ниже оз. Баунт река течет в котловине, ширина реки достигает местами 250-300 м. Скорость течения 2-3 км/ч. По берегам много озер и болот, однако место для стоянки можно найти всегда. Иногда на реке встречаются участки с повышенным уклоном, где скорость течения несколько увеличивается. По всей реке хорошо ловится на блесну щука и окунь, особенно в местах впадения притоков и на выходе из стариц. Сплав затяжной и неинтересен. Препятствий на реке нет, кроме редких коротких перекатов. Единственное интересное место - зона горячих источников в месте впадения р. Шурында, 150 м выше ее устья. Речка делает петлю, напоминающую кратер, в нескольких местах которого бьют горячие источники. Речка мелкая, и смешивая ее воду и источников можно получить вполне удовлетворительную температуру. Вокруг могучий сосновый бор и нет ни одной лиственницы. На полянах остались следы заброшенного поселка. Важно не пропустить это место. Ориентиром является километровый яр на правом берегу, после которого открывается и сам сосновый бор. Перед ним 30-метровая просека. На левом берегу низина и выход из старицы. Столь высокой плотности сосны больше нет нигде на реке. В заводи перед бором и в самой Ципе в этом месте на блесну отлично ловится крупная щука и, возможно, ленок - отмечены сходы очень крупной рыбы.

Следут отметить красивое и рыбное место на правом берегу р. Нижняя Ципа напротив устья р. Вековье (30 км до мс Ую).

Ципа от метеостанции Ую до порога 119

Протяженность 133 км

Это самый интересный и технически сложный участок на маршруте.

В районе зимовья Ую река неожиданно поворачивает на 90° на юг. В Ую находятся гидропост и метеостанция, здесь проводятся круглогодичные гидрометеорологические наблюдения. Ую - последний населенный пункт на Ципе до ее впадения в Витим. Здесь же расположена база геологов. Не исключена возможность договориться со сторожем о приобретении хлеба, крупы, истопить баньку.

Ниже зимовья Ую река Ципа еще около 5 км спокойно течет, направляясь прямо в горы, окружающие котловину. Река делает несколько крутых поворотов и входит в горы. Первые 12 км от зимнего гидроствора метеостанции до устья Талакита (левый приток, на 264 км) поверхность реки относительно спокойна. Здесь идут шиверы. В устье Талакита на относительно высоком берегу брошенная база геологов. До этого места летом спускаются на моторных лодках рыбаки, дальше они заходить не рискуют. В реке Талакит отлично ловится ленок.

Ниже устья Талакита первоначально Ципа разбивается на несколько проток, далее долина приобретает вид узкого, глубокого извилистого ущелья, прорезающего высокогорную часть района. При этом река превращается в бурный поток. Ширина реки 50-100 м, средняя скорость течения 10 км/ч, в порогах и шиверах 18-20 км/ч, а при высокой воде на отдельных порогах до 30 км/ч. При средней воде глубины колеблются от 0,5 м на перекатах до 5-6 м в ямах и под порогами. Линия продольного профиля дна очень крута и сильно изломана. Удельные падения достигают 15 м/км. У мест перегиба сосредоточены все естественные препятствия на реке - пороги, шиверы, перекаты.

На участке от устья реки Талакит до устья реки Кадырин (левый приток), протяженностью 115 км сосредоточено 117 порогов, шивер, перекатов, причем необходимо отметить, что при высокой воде почти все перекаты превращаются в мощные шиверы. Длина порогов и шивер колеблется от несколько десятков до несколько сотен метров. Полное падение на участке составляет 400 м, что дает средний уклон около 3,5 м/км. На особо мощных каскадах порогов и шивер суммарное падение достигает 8-10 м/км.

Все естественные препятствия на реке с известным приближением можно разделить на три основные группы.

  • К первой относятся пороги и шиверы, имеющие удельное падение более 7 м/км, с крупноглыбовом строением дна у берегов реки, большим количеством камней в русле. Эти пороги и шиверы опасны, в основном, из-за высоких валов (в среднюю воду - 2,5-3 м, в высокую - до 4-5 м).
  • Вторую группу составляют пороги и шиверы с удельным падением от 3 до 7 м/км. На них много затопленных и полузатопленных камней, которые делают прохождение технически более сложным.
  • В третью группу входят шиверы и перекаты с удельным падением до 3 м/км. В среднюю воду на них основная трудность - определение правильной линии движения среди камней, а в высокую воду - еще и довольно высокий вал .

Ципа от ручья Кодырин до впадения в реку Витим

Протяженность 149 км

В 1 км ниже порога 119 река Ципа становится более спокойной по сравнению с предыдущим участком. Здесь на расстоянии 149 км разбросано 56 естественных препятствий: шиверы и перекаты. При высокой воде многие шиверы и перекаты очень мощные, с высоким стоячим валом. В Витим река Ципа впадает спокойным мощным потоком. Стрелка образована высоким утюгообразным скальным утесом на правом берегу Ципы.

Витим от устья Ципы до поселка Витим

Протяженность 127 км

На участке от устья Ципы до поселка Бамбуйка река Витим крупных естественных препятствий не имеет. Встречается несколько перекатов с довольно высокими валами. Ниже поселка Бамбуйка Витим образует ряд сильных именных шивер с высоким валом. Общее падение реки на этом участке составляет около 100 м, со средним падением 1 м/км. У поселка Витим река выходит из гор в Муйскую котловину. Средняя скорость на участке составляет 8 км/ч.

Лоция реки Ципа

Продольный профиль реки Ципа на участке мс Ую - устье

(по материалам отчета А.Огаркова)

1. Шивера в 1 км ниже зимнего гидроствора метеостанции. Валы до 1,5 м. Русло чистое. Проходится сходу по середине.

2. Шивера, вал до 1 м. Проходится по центру струи.

3. Шивера, вал до 1 м. Проходится по центру струи.

4. Шивера, вал до 1 м. Проходится по центру струи.

5. Шивера, вал до 1 м. Проходится по центру струи.

6. Шивера, вал до 1 м. В высокую воду острова практически затоплены, проход сходу по главной струе.

7. Шивера перед впадением справа реки М.Алинда. Вал до 1,5 м. Проход сходу по центру.

8. Шивера, вал до 0,8 м. Проход сходу по центру.

9. Шивера, вал до 0,8 м. Проход сходу по центру.

10. Мощная шивера. На левом берегу в лесу видны остатки срубов. Необходимо пристать к левому берегу возле срубов для просмотра шиверы. Шивера начинается мощным сливом. По центру валы до 2-2,5 м.

11. Мощный порог. Необходимо просмотреть. В лоциях на среднюю воду рекомендуют просмотр порога делать по левому берегу, при высокой воде просмотр лучше делать по правому берегу (см. Рис 1 ). Порог начинается на правом повороте реки. На входе ряд мощных бочек, валы от 1,5 м на входе до 3-4 м в середине порога. У левого берега большая бочка, затем идет ряд высоких валов, которые достигают своей кульминации после правого поворота. Затем у левого поворота еще ряд бочек и масса высоких валов с постепенно затихающей амплитудой на выходе из порога.

12. Мощный порог. В пороге в шахматном порядке расположен ряд бочек и валы высотой до 1,5 м. Вход в порог по центру, а затем постепенно следует смещаться к левому берегу (см. Рис 2 ).


Рис. 1. Порог 11 Рис. 2. Порог 12

13. Мощная шивера. На входе слева гряда подводных камней. Ниже её поток собирается в мощную струю. Вход в шиверу в правой трети русла, а затем уходить ближе к центру. Валы на выходе до 2 м.

14. Мощная шивера. Входить в шиверу под левым берегом, а затем уходить в центр. Через 250 м шивера 15.

15. Шивера, валы до 1,5 м. Проход сходу по центру.

16. Шивера сразу же после устья реки Б.Алинда. Возле берегов валуны, скрытые глубоко под водой. По центру валы до 2 м высотой. Проход по центру.

17. Мощная шивера . Проход ближе к правому берегу.

18. Мощная шивера, 300 м. Поток идет в длинном скальном коридоре. На выходе скалы несколько выше и вдаются в реку. Здесь поток собирается в единый слив с валами до 3 м. Вход в шиверу ближе к левому берегу, затем прход по левому краю струи и на выходе резко уходить влево, пересекая струю и уходя от стояков на выходе из шиверы. Шиверу 18 перед прохождением лучше просмотреть.

19. Мощный порог , 200 м, на правом повороте реки. Правый берег крутой. Реку поднимает мощная гряда камней с левого берега. На входе у левого берега ряд бочек. Слив смешен вправо. Валы ниже слива до 2 м (Рис. 3).

20. Мощная шивера . Много камней. Вал до 2 м. Вход по центру, затем между валами к правому берегу.

21. Мощная шивера на правом повороте реки. Проход по центру.

22. Мощная шивера . Проход по центру.

23. Мощная шивера. Валы до 2 м. Проход по центру.

24. Мощная шивера. Проход ближе к левому берегу.

25. Порог. По центру валы до 3 м (Рис. 4).

Рис. 3. Порог 19 Рис. 4. Порог 25

26. Мощный порог . Ширина около 70 м. Слева в 2/3 русла три подводных камня, за которыми мощные бочки. У левого берега обилие камней, скрытых валами. Основной слив под правым берегом. Валы 2-2,5 м.

27. Мощная шивера. Много подводных камней, вход под левым берегом, а затем резко уйти в центр.

28. Шивера. Проход по правой стороне основной струи.

29. Небольшой порог на правом повороте реки. Чистый слив, валы до 2,5 м. Проход по центру.

30. Шивера. Проход у левого берега.

31 - 33. Шиверы, проход по центру.

34. Шивера. Проход по центру. Справа впадает ручей Мраморный.

35. Мощная шивера. Проход по центру.

36. Мощная шивера. Проход по центру.

37 - 44. Шиверы. Проход по центру. На всех этих шиверах линия движения хорошо просматривается с воды. При высокой воде шиверы практически сливаются и проходятся за один прием.

45. Мощная шивера на левом повороте реки, валы до 2,5 м.

46. Мощная шивера сразу же шиверой 45. Шивера осложнена бочками. Шиверы 45 и 46 проходятся за один прием по центральной струе. Перед прохождением шиверы желательно просмотреть. Просмотр по левому берегу.

47. Короткий мощный порог , 100 м. У левого берега две бочки - одна за другой. Одна бочка у правого берега, валы в пороге до 2,5 м. За треугольником слива - косая бочка. Просмотр порога по левому берегу.

Рис. 5. Порог 26 Рис. 6. Порог 47

48. Порог. Хаотическое нагромождение валов, бочек. Валы до 2,5 м. Проход ближе к правому берегу. Просмотр по левому берегу.

49. Мощнейший порог, 300 м. Порог идет после правого поворота реки. Ширина около 150 м. Правый берег скалистый, крутой, левый - крупнокаменистая россыпь. Просмотр лучше делать по левому берегу. В пороге большое падение воды. Основная масса воды проходит под правым берегом. На протяжении всех 300 м огромные бочки, валы, сливы с подводных камней. В нагромождении валов и бочек не просматривается никакой системы, валы до 4 м.

50 - 51. Простые шиверы с валами до 1 м. Проход по центру.

52. Мощная шивера на правом повороте реки. Справа на входе котёл. На левом берегу скальные выходы, валы до 2 м. Проход по центру.

53. Мощная шивера сразу после устья реки Воймакан. Русло поворачивает влево, валы до 1,5 м.

54. Мощная шивера. Река разливается до 200 м, а затем перед правым поворотом собирается в одну струю - порог 55.

55. Порог сразу за шиверой 54. Струя на повороте уходит под левый берег. Шиверу 54 и порог 55 проходить за один прием, вход по центру, а затем уходить постепенно влево, с тем, чтобы на выходе из порога 55 слив пройти с левой стороны, а после пересекая струю уходить вправо.

56 - 57. Простые шиверы. Проход по центру.

58. Мощная шивера . Проход по центру.

59. Мощная шивера. Берега сложены из крупных глыб. Валы до 1,5-2 м. Проход по центру.

60 - 63. Шиверы. Проход по центру.

64. Мощная шивера - порог . Левый берег скальный. Валы и бочки хаотически разбросаны, валы до 2,5 м. Перед прохождением лучше просмотреть.

65. Мощная шивера. Камни, валы 1,5-2 м. Заход в шиверу у левого берега, а затем смещение в центр, обходя валы и бочки.

66. Мощная шивера. Проход по центру.

68. Мощная шивера - порог. Проход по правой стороне основной струи, обходя валы и бочки.

69. Мощная шивера. На входе с левого берега каменная осыпь, перед ней песчаный пляж. На правом берегу напротив середины шиверы - курумник. Проход по центральной струе.

70 - 72. Шиверы, которые при высокой воде практически сливаются в одну. Проход по центру.

73 - 75. Сплошная мощнейшая шивера. Длина около 2 км. Огромное количество камней, бочек, валов. Слева впадает река Нимнакит. Проход по центру.

76. Мощная шивера на левом повороте реки. Проход по центру.

77. Шивера. Проход по центру.

78. Мощная шивера . Берега каменистые. Проход по центру.

79. Короткий порог. Большой уклон. Валы до 2 м. Проход в левой трети русла.

80. Мощная шивера. Валы до 1,5 м. Проход в левой трети русла.

81. Шивера. Проход по центру.

82. Шивера. Проход сначала под левым берегом, затем в центр.

83. Простая шивера. Проход слева.

84. Простая шивера. Проход по центру.

85 - 87. Длинная шивера средней сложности. Проход по центру. На выходе из шиверы 87 в Ципу впадает река Цирик. В устье отличное место для стоянки. Охотничье зимовье и баня. Хорошая рыбалка.

88 - 94. Простые шиверы. Проход выбирается с воды.

95. Длинная шивера. Заходить в 30 м от левого берега, оставляя слегка выступающий из воды камень, далее уходить вправо к центру.

96 - 100. Шиверы. Проход по центру. Правый берег - скальная стенка, сверху поросшая лесом. Она постепенно понижается по мере сплава. Здесь река имеет даже несильные прижимы. Перекаты становятся короче. В устьях рек Бойме и Жалю - хорошие места для стоянок. В реке Жалю даже для этих мест вода удивительно чистая, прозрачная. Вверх по Жалю миниатюрный каньон с хорошими ямами, в которых подрастают таймени.

101 - 106. Простые шиверы. Проход выбирается с воды.

107. Шивера. Проход правее центра.

108. Шивера. Заход у левого берега. Идти так до середины шиверы, затем взять немного правее по сливу, далее левее, в обход камня, и отбиваться в в правую сторону, уходя от валов.

109 - 117. Шиверы. Проход выбирается с воды.

118. Перед шиверой 118 река делает крутой правый поворот. За поворотом слева утёс, перед ним ручей. Затем начинается шивера 118, в конце которой в Ципу впадает река Кодарни. Напротив ручья необходимо причалить к левому берегу для осмотра последнего порога Ципы.

119. Порог. Расположен на крутом левом повороте. Правый берег - стенка.

Левый - пологий, сложен из крупных глыб. Под правым берегом мощная ступень со сбросом высотой до З м. За сбросом крутой обратный вал, за ним стоячие валы, частые и крутые. В центре реки мощный язык слива, но заход в него труден, т.к. в 5 м выше языка обливной камень, который надо обходить справа, а это опасно, потому что вода сваливается вправо, к водопаду.

В большую воду под левым берегом открывается еще один язык слива, проход по которому не вызывает затруднений. Надо только еще в 118 шивере сместиться под левый берег.

Далее на протяжении почти 150 км до устья река становится полноводнее и спокойнее. На этом участке хотя и насчитывается 56 препятствий, но это либо лёгкие выродившиеся шиверы, либо простые перекаты. Берега становятся положе. Перепад реки незначительный - около 1 м на км. Средняя скорость падает до 6 км/ч. Ширина русла 150-200 м. По берегам появляются сосна, берёза. Встречаются черная смородина, боярышник.

Перед впадением Ципы в реку Витим берега снова повышаются. Краснокоричневые скалы, поросшие лесом очень красивы. В местах, где Ципа петляет между осыпей, за 30 км до устья начинают преобладать сосна, берёза, осина, рябина. Много хороших мест для стоянок. Плыть здесь приятно. И вот, наконец, устье Ципы. Стрелка при впадении Ципы в Витим выглядит очень величаво. Это узкий скальный гребень с почти отвесными стенками. Цвет воды резко меняется - от зелёного до почти черного.

Берега Витима существенно выше. Скорость 6-7 км/ч. Витим гораздо полноводнее. На первых километрах по Витиму встречается несколько разбоев, в протоках которых увеличивается скорость и появляются несильные перекаты и прижимы. Затем скалы расступаются и река выходит в широкую Бамбуйскую котловину, где Витим разделяется на множество рукавов. Чтобы не потерять ориентировку, следует идти ближе к правому берегу. Несмотря на то, что берега здесь пологие, место для стоянки найти нелегко, т.к. берега сплошь каменистые. В котловине возможен сильный встречный ветер, затрудняющий сплав.

После впадения слева реки Бамбуйка Витим входит в прорыв Южно-Муйского хребта. Снова начинаются шиверы и перекаты Витима. Среди них выделяется Тулдунская шивера. Она расположена на крутом правом повороте реки. Вал до 1,5 м. На выходе навал на правый берег. На берегу, на очень характерном понижении берега среди скал, находится бывший посёлок Многообещающая Коса. Далее берега ещё больше повышаются, становятся очень крутыми. Место для стоянки найти трудно. Благодатная шивера даёт о себе знать сильным шумом, слышным еще до правого поворота. После Ивановской и ещё нескольких простых шивер Витим выходит из гор, где сразу виден железнодорожный БАМовский мост и поселок Витим на левом берегу. Место причаливания видно по остаткам катамаранов и плотов. До станции 15 минут ходу.

Сплав по реке Витим (Угрюм – река )

14 дней (водный маршрут) на катамаранах. 3 категория сложности. Протяжённость 750км

Маршрут № 1

Включает участок реки от с. Романовка, до поселка Витим. (БАМ)

Маршрут проходит по малонаселённому таёжному району. На всём протяжении маршрута, часто встречаются пороги и шиверы (в среднем на 3 км. порог или шивера)

1 день. Автобусное путешествие из Читы, в пос. Романовку (150 км.). Размещение в палатках.

2 день. Знакомство с окрестностями. Выход на реку на катамаранах в 14 часов. Ночёвка в 20 км от Романовки, у боковой речки Апхарок. Желающие могут порыбачить на спиннинг (ленок, хариус, окунь…)

3 день. В течении дня прохождение нескольких порогов. В конце дня стоянка около речки Конда.

4 день. Прохождение участка реки до «Церкви». Так называется скала, которая стоит посередине русла реки Витим. Стоянка на ночь у «Церкви». Рядом стоянка древнего человека. В устье реки Юмурчен, можно порыбачить спиннингом.

5 день. В конце дня, группа становится на ночёвку в селе Красный Яр.

6 день. Весь день не одного населённого пункта. Ночёвка у зимовья Пнёва.

7 день. Прохождение участка реки до боковой речки Берея.

8 день . После обеда, стоянка в устье реки Каренга. Полуднёвка. Желающие могут сходить в посёлок (3 км.) и послушать трагическую историю про девушку Галину.

9 день. Прохождение участка реки до речки Делингдэ

10 день. Весь день таёжные красоты. Ночёвка на метеостанции Калакан.(туристическая походная баня с купанием в Витиме).

11 день. После прохождения реки Цыпа, течение усиливается. Сразу за Цыпой стоянка на ночь.

12 день. К концу дня остановка у подножия Шаман-горы.

13 день. Подъём на Шаман-гору. С горы, хорошо просматриваются таёжные просторы и извилистый Витим. После обеда, продолжение маршрута по Витиму. В конце дня, пос. Витим (БАМ).

14 день. Отъезд на электричке на станцию Таксимо.

На маршрут р.Витим допускаются дети с 14 лет только со взрослыми близкими родственниками, несущими за них полную ответственность.

Ежедневные палаточные лагеря разбиваются силами туристов. На маршруте туристы ночуют в палатках – четырёхместных. Доплата за одноместное размещение 3000 рублей за весь тур. Питание на маршруте трёхразовое горячее. В приготовлении пищи принимают участие все туристы в порядке очереди (возможно освобождение от приготовления пищи за отдельную плату). Сбор дров входит в обязанности туристов... Возможен вариант освобождения от гребли на весь маршрут.

Сборка и разборка катамаранов, перенос снаряжения от поезда до реки и обратно, входит в обязанности туристов до прибытия на конечную станцию (домой). Возможно освобождение от сборки и разборки катамаранов, переноса вещей за отдельную плату (3000 руб . с человека).

Стоимость тура на одного человека (эконом): 35000 руб. + дорога и питание.

В стоимость тура входит: прокат средств сплава — катамараны, группового и личного снаряжения (палатки, спальные мешки, коврики пенаполеуритановые, тент, гермомешки, спасжилеты, кухонный инвентарь, костровое оборудование, аптечка, рем. набор), услуги инструктора