Конспект занятия по «Истокам». Показывает название темы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНТЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект урока по учебному курсу «Истоки» в 5 классе

Тема: « Покров Пресвятой Богородицы »

Конспект составлен

учителем I категории

предмета истоки

МОУ Контеевская СОШ

Маловой Маргаритой Васильевной

Контеево

2011

Тема: Покров Пресвятой Богородицы.

Цель: учащиеся на уроке должны усвоить идею Покрова, заступничества Божией Матери за людей, особую значимость заступничества для России, значение этого праздника для русского народа.

Задачи :

    На основе экскурсий и полученных ранее знаний развивать целостное восприятие образа храма, его назначения.

    Раскрыть образ Покрова и его значение на Руси.

    Формирование способности аудиовизуального, визуального и кинестетического восприятия и образной памяти.

    Развитие целостного восприятия.

Социокультурный ряд: Покров Божией Матери.

Оборудование урока:

Аппаратура для компьютерной презентации.

Презентация «Экскурсия во Владимир»

Золотая книга русской культуры.

Запись колокольного звона..

ХОД УРОКА:

I .ПРИСОЕДИНЕНИЕ К АУДИТОРИИ.

Вхожу я в храм – какая благодать!

Мне эту благодать не передать…

На сердце радость, а в душе покой,

Гармония и музыка со мной.

И кажется – я в светлом мире.

Здесь тишина, а за спиною крылья.

Взметнулась я под купола,

Как птица вольная плыла.

А колокольный перезвон,

Он душу лечит – так целебен он!

Потом очнусь я и спущусь с небес.

Храм полон исцеляющих чудес.

И каждая икона в храме

Поможет нам – она ведь с нами.

Без слез на лики не могу смотреть,

Прошу о чем-то – мне не утерпеть.

И каждый раз надеюсь, что святые

Придут ко мне на помощь

В дни любые.

Отсюда уходить я не хочу,

Здесь отдыхаю. Душу я лечу.

II .ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ТЕМЕ.

(Показ презентации с фотографиями поездки в Боголюбово»

Ребята, какой храм здесь изображен? Он знаком вам по нашей внеклассной работе.

Храм Покрова на Нерли.

(чтение творческих работ учащихся по впечатлениям о посещении этого храма)

Сегодня на уроке мы узнаем историю возникновения храма Покрова на Нерли, познакомимся со смысловым значением слова «Покров». Вспомните, благодаря какому князю появился этот храм, почему получил такое название?

(ответы детей, основанные на знаниях, полученных во время экскурсии)

III . ТРЕНИНГ №20 «КОГДА Я БЫВАЮ В ХРАМЕ» (развивающий)

Этапы работы:

1) Подготовительный этап.

Присоединение к теме. Учитель произносит слова, настраивающие учащихся на работу в ресурсном круге.

2) Основной этап.

Учитель задает тему разговора: «Представьте, что вы находитесь в храме. Что вы там видите, слышите и чувствуете?» (Желательно, чтобы все учащиеся смогли назвать визуально, аудиально и кинестетически воспринимаемые образы. Для этого в каждом новом круге, ели его начинает один и тот же ученик, необходимо изменить последовательность называемых образов)

3) Рефлексия.

Возникло ли ощущение присутствия в храме?

Как это получилось?

Какую фразу было продолжить сложнее?

К сожалению, не каждый человек знает, как надо вести себя в храме. Игумен Виссарион написал стихотворение о том, какие правила поведения мы должны соблюдать, посещая храм. Послушайте и скажите, какие правила вам уже знакомы, а о каких вы слышите впервые?

Памятка.

Прежде чем зайти в собор, Со смиреньем, как мытарь,

Головной сними убор, На святой взирай алтарь,

Злые мысли отгони: Где Дух Божий обитает,

Не нужны тебе они. Благодатью нас питает.

Никого не осуждай, Слушай пение и службу,

Помощь нищему подай, Разорви с бесами дружбу,

Поставь свечку и потом Козни их не принимай,

Осени себя крестом. Слову Божию внимай.

Богомыслие храни, И скажу я от души

Душой с Богом примирись, Стой на службе до конца,

О всем мире помолись. Слушай проповедь отца.

Богомольцев не толкай, Приложись потом к кресту,

К чину в храме привыкай, Обещанье дай Христу,

Не гляди по сторонам: Что исправиться намерен,

Не полезно это нам! И пребудь обетам верен.

Хоть старушка, хоть девица – Даром время не губи,

Не посматривай на лица, Службу Богу полюби.

Очи в землю опусти, И пока душа в груди

О грехах своих грусти. На молитву приходи.

IV . РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

А сейчас вы самостоятельно прочитаете об истории появления храма и о Владимирской иконе Божией Матери.

(чтение по вариантам, обсуждение; книга «Православие и русская культура» Ю.Я.Колбовского, Т.А. Степановой)

V .РАБОТА НАД ОСНОВНЫМ ПОНЯТИЕМ

Как вы понимаете значение слова «Покров»?

Покровительство, защита, заступничество, ходатайство Пресвятой Богородицы за людей перед Богом.

На Руси уже несколько веков отмечается праздник Покров Пресвятой Богородицы.

В тропаре праздника Покрова верующие, обращаясь к Богородице, просят: «…Умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла». В этих словах выражена надежда православных христиан на то покровительство роду человеческому, которое оказывает Приятилище сирых и странных Предстательнице – Пресвятая Богородица.

О таком заступничестве за людей перед Богом свидетельствует чудо, произошедшее во Влахернском храме Константинополя в Х столетии. Константинополь в это время был осажден войсками сарацинов. Жители, собравшись в храме, где с пятого века находилась величайшая святыня – мафорий (головной плат) Божией Матери, совершали Всенощное Бдение и молили Господа о спасении от врага. Святой Андрей, Христа ради юродивый (память 15 октября по новому стилю), славянин по происхождению, увидел, как Сама Пресвятая Богородица в сопровождении апостолов, ангелов и святых вошла в храм по воздуху, стала перед престолом и, склонив колени, долгое время пребывала в молитве. Затем она обернулась к народу, сняла Свой мафорий и распростерла его над молящимися. Блаженный Андрей обратился к своему ученику Епифанию и спросил, видит ли тот это чудесное явление. «Вижу, отче, и ужасаюсь».

Так свидетельствует Священное Предание. Память о чуде, совершившемся 1/14 октября, долго сохранялась в стенах Влахернского храма, так и не став общецерковным праздником для всей Греции.

На Руси же, благодаря содействию благоверного князя Андрея Боголюбского, празднование Покрова Божией Матери получило широкое распространение. Находящийся под особым покровительством Небесной Заступницы, православный люд Святой Руси смог во всей полноте осознать и оценить истинное значение чудесного явления, бывшего в Константинополе, и с 1165г. праздник Покрова стал общерусским. Под непосредственным руководством святого князя Андрея был построен в том же году первый Покровский храм на Руси – церковь Покрова на Нерли, который известен всему миру и как выдающийся памятник древнерусского зодчества.

Иконография праздника разрабатывается именно на Руси и окончательно складывается к 13 веку. Существуют два иконографических типа изображения праздника – один принадлежит новгородской иконописной традиции, а второй – ростово-суздальской (образцы на доске).

На новгородских иконах в центре композиции внутри храма помещена Божия Матерь. Руки Богородицы воздеты в молении (в иконографии такое положение рук называется жестом адорации). Покров над ее головой держат ангелы. Над покровом - Спаситель, благословляющий всех собравшихся в храме.

В нижней части иконы изображены закрытые Царские врата. Справа от врат - Андрей, Христа ради юродивый, который указывает на чудесное явление Епифанию. Слева – святой Иоанн Предтеча и апостолы. На некоторых иконах новгородской школы изображают святителей и архангелов. Их фигуры обычно помещают слева и справа от Богородицы, над апостолами и святым Андреем.

В ростово-суздальской традиции, которую затем переняла и московская, Богородицу изображают на фоне храма с покровом, который Она держит в руках. Слева и

справа от Нее – ангелы и святые, Андрей, Христа ради юродивый с Епифанием, сзади – молящийся народ. Характерная деталь: на переднем плане, ниже Богородицы, изображен святой Роман Сладкопевец – автор песнопений, посвященных прославлению Богоматери.

Во время праздника Покрова во время службы в храмах звучит особый колокольный звон, называемый покровским. Я предлагаю его послушать. Покровский звон, представленный рыбинскими звонарями, мягкий, лиричный, сопровождающий торжественное шествие крестного хода (звучит запись покровского звона)

VI .ТРЕНИНГ №21 «ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (развивающий, работа в четверке)

Этапы работы:

1) Подготовительный этап.

Необходимо раскрыть смысл понятия «Покров Пресвятой Богородицы».

2) Индивидуальный этап.

Время работы 5 – 7 минут. (РТ стр.38 – 39)

3) Работа в четверке.

Время работы – 5 минут.

Руководить работой будет лидер, который должен сначала представить возможность высказаться каждому участнику группы, а затем сообщить свою точку зрения. В случае разногласий, лидер организует обсуждение и помогает группе придти к единому решению. Лидер должен также аргументировано представлять результаты работы группы классу. Учитель называет состав четверок и имена лидеров.

4) Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

5) Рефлексия.

* Что нового узнали, читая тексты?

* Какие мысли и чувства возникли?

* Помогло ли общение придти в группе к правильному решению?

VII . ХРАМЫ НАШЕГО СЕЛА И ГОРОДА БУЯ

Ребята, а какие храмы в нашем городе вы знаете? Как они называются? Давайте посмотрим на стенд и ответим на этот вопрос.

Храм Михаила Архангела и Покровская церковь с.Контеево, Воскресенский храм, храм в честь Святителя Николая, Благовещенский собор, часовня Параскевы Пятницы.

Сегодня на уроке мы должны вспомнить, в каких храмах бывали, что мы знаем о храме.

(рассказы детей)

VIII . ТРЕНИНГ №22 «НА СВЯТОМ МЕСТЕ» (развивающий, мнемотехника).

Задание. Учащимся предлагается запомнить ряд слов, основываясь на их способности к визуальному, аудиовизуальному и кинестетическому восприятию и образной памяти (эйдетике).

Море. Корабль. Парус. Ветер. Волны. Дождь. Солнце. Небо. Река. Зелень. Крест. Храм. Путники. Свет. Радость. Благодарность. Гармония. Вечность.

Этапы работы:

1)Подготовительный этап.

Учитель предлагает учащимся запомнить ряд слов и объясняет, что для запоминания каждого слова будет давать время.

В течение этого времени необходимо как можно более ярко представить образы, которые вызывает данное слово: увидеть картинку, озвучить ее, наполнить чувствами и ощущениями.

Результатом такой работы будет ряд последовательных кадров – своеобразный мультфильм, «прокрутив» который вновь, ученики смогут вспомнить все названные учителем слова.

Чем интенсивнее, во всех модальностях учащиеся смогут представить образы, связанные с данными словами, тем легче будет их в дальнейшем воспроизвести.

Для того, чтобы ничто не отвлекало внимания учеников, задание можно выполнять с закрытыми глазами.

2) Основной этап.

Учитель диктует слова с интервалом в 15 секунд. По завершении учащиеся должны записать слова в той последовательности, в которой они были продиктованы учителем.

3) Проверка результатов и экспертная оценка.

Учитель выясняет, кто из учащихся и в какой степени справился с заданием.

Один из учеников, запомнивших наибольшее количество слов, читает записанные слова классу.

Дается экспертная оценка.

4) Рефлексия.

Учащиеся, которые успешнее других справились с заданием, говорят о том, как у них это получилось.

Все желающие могут рассказать о своих впечатлениях и возникших представлениях.

IX .РЕФЛЕКСИЯ.

Что нового узнали, читая тексты и выполняя задания?

Какие мысли и чувства возникли?

X .ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Конспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва»

2 класс (мастер класс)

Цели урока:

Сформировать представление о традиционной технологии земледелия, о роли труда земледельца в нашей жизни, о необходимости эстетических и нравственно-этических сторон труда земледельца;

Сформировать представление о народной мудрости земледельцев, использовании ими в процессе земледелия;

Развивать интерес к традициям и обычаям наших дедов, умения работать в паре, коллективно анализировать свою работу, работу класса;

Развивать восприятие, мышление, духовный опыт ребенка;

Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к людям труда, результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, сноп ржи, ленточки, каравай хлеба, иллюстрации.
Вступительное слово учителя перед показом урока.

Урок входит в 3 раздел «Труд земной».В течение всего урока идет речь видах трудовой деятельности во время сева и жатвы, затрагиваются 2 времени года- весна и конец лета. Идет сравнение видов труда наших предков и труда земледельцев в настоящее время с целью показать устойчивость технологии этих видов труда, которая обеспечивала их преемственность новыми поколениями крестьянства.Показана тяжесть труда наших предков, но в то же время и ощущение ими цены этой тяжести, цены достатка и благополучия, что в поте лица добывается хлеб. Показаны нравственно-этические стороны труда земледельца, т.е. качества, которыми должен обладать земледелец.
Ход урока.

Ӏ. Орг. Момент.

Ну-ка давай проверим дружок,

Ты готов начать урок,

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят.

Все ль внимательно глядят.

Каждый хочет получать

Только пять.

Все готовы.
ӀӀ. Присоединение к теме.

(Проводится для того, чтобы дети могли определить тему урока, поставить цели урока)

Тема нашего урока очень важная. Чтобы определить о чем пойдет речь мы отгадаем первую загадку:

1) Комовато, ноздревато,

И пресно, и вкусно,

И красиво, и кругло.
2) И легко, и мягко,

И твердо, и вкусно,

И черно, и бело,

И всем людям мило.
3) Все его любят.

Но каждый день режут.

Что же это? (каравай)

(На доске открываю иллюстрацию с караваем.)

Сегодня каравай хлеба наш почетный гость.

О ком же мы на уроке будем говорить?

Наш разговор пойдет о тех, кто потрудился, чтобы этот теплый хлеб пришел к нам на стол и о тех видах работ, которые они выполняют. Как зовут этих тружеников?

Тема нашего урока (читаем на доске) «Сев и жатва».
ӀӀӀ. Работа по теме урока.

Когда же начинают свое главное дело земледельцы? (зимой, сгребают снег в кучи) (показ иллюстрации)

Зима в России долгая, холодная, никак угодить не хочет и все с нетерпением ждут, когда ласковое солнышко растопит сугробы, побегут веселые ручейки, появятся первые проталинки и придет долгожданная весна. И чтобы она пришла побыстрее, ее встречали.

Как встречали весну в прежние времена, кто знает?

(Рассказ одного из учеников)

Вместе с весной начинается прилет птиц. В старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее издалека приносят птицы. Поэтому весну не встречали, а звали, окликали. Собирались девушки, дети и громко звали весну (песенками – закличками). Давайте мы тоже с вами ее позовем.

Весна, весна – красная,

Приди, весна с радостью,

С великою милостью,

Со льдом высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

В домах пекли из текста печенье «жаворонки» с распростертыми крылышками и хохолками они как-будто летели. Птичек раздавали детям, а те радостно бежали кликать жаворонков, а с ними и весну, устраивали свистопляску – плясали под свист многочисленных свистулек. Водили хороводы, играли в горелки, салочки, «Ручеек», «Ворота» и другие игры.

И вот весна приходила. Что же это значило для крестьянина? (пора начинать работы на поле)

Что сначала делали крестьяне на поле? (пахали)

Чем пахали крестьяне (сохой, плугом), (показ иллюстрации сохи, плуга).

Давайте прочитаем в учебнике на странице 51 (3, 4 абзацы) (чтение детьми текста)

Работа по иллюстрации в учебнике на странице 53.

Каким же был труд пахаря? (тяжелым)

Конечно, труд пахаря был очень тяжелым но, он знал и надеялся, что его труд не напрасен, что это очень важный этап в начале весенних работ, что он оправдает себя в августе хорошим урожаем.

Как сейчас пашут землю?

На помощь человеку пришли трактора (показ иллюстрации на магнитной доске).

– Вспахали землю?

Что потом делают? (боронят)

Чем раньше боронили? (деревянной бороной, показ иллюстрации)

Для чего? (чтобы земля была рыхлой, без комочков)

А на наших полях как боронят землю? (дискуют, культивируют, боронят), с помощью трактора (показ иллюстрации на магнитной доске)

Потом кем становится пахарь? (сеятелем)

Для сева оставляли самое лучшее зерно, его бережно хранили всю зиму.

Сроки пахоты и сева знатоки определяли по приметам. Считалось, что если 17 марта в день Герасима–грачевника, грачи сели в гнезда, то через 3 недели можно сеять. (Давайте об этом в учебнике страница 52 4,3 абзацы).

Как же раньше сеяли крестьяне?

А как сейчас происходит сев на полях (с помощью сеялок) (иллюстрации).

Люди обеспечивают постоянное и ровное поступление зерна из бункеров в шланги.

Ухаживают за зернами.

В конце лета начинается жатва. Ее всегда ждут с волнением – не подведет ли погода? Каков будет урожай?

Сумеют ли собрать все до последнего колоска?

От этого зависит достаток в каждом доме.

Как же в старину крестьяне убирали урожай? (жали)

Выходили на жатву семьями.

Чем жали мужчины и женщины и стар и мал?

Отгадайте загадку.

Маленький, горбатенький по ниве побежал, каждый колос задрожал (серп) (показ иллюстрации серпа)

Как выполняли эту работу (расскажите)?

А вот как об этом написано в книге «Живая Русь» (зачитываю) страница 101, 2 абзац.

Куда потом складывали снопы (в кучи, копны)?

Легка ли была работа жницы? (работа была тяжелая)

Об этом у Николая Алексеевича Некрасова написано стихотворение. Читает заранее подготовленный ученик «Живая Русь» страница 103 (часть).

Чем же была тяжела работа?

Что мешало ей спокойно работать? (овода, жажда, жара, ныла спина).

Какие чувства испытывает поэт к жнице? (жалеет, сочувствует ей)

И такая было изо дня в день с утра до вечера. Пока не закончится жатва. И если одна жница не могла справиться со своей работой ей помогали другие. Как же это происходило, давайте послушаем. Ученик рассказывает рассказ «Добрый обычай» страница 107 «Живая Русь» 2 часть.

Так жницы помогали друг другу. Они знали, что тяжела работа во время страды, но каждая понимала необходимость и нужность своей работы, что благодаря ей будет достаток в доме.

Помогали матерям и дети.

Что они могли делать? (готовить снопы, складывать суслоны, носить еду и питье, нянчиться с малышами).

И вот наступал последний день жатвы. Праздник назывался (дожинки)

Последний сноп «Последыш» - выжинала хозяйка дома (большуха)

Этот сноп имел определенное обрядовое значение. Его приносили домой, называли хозяином,поскольку хлеб действительно был жизненной основой крестьянской семьи.

Этот сноп украшали лентами и ставили под иконы в передний угол. Его долго не обмолачивали. Считалось, что он имел особенные жизненные и священные свойства. По возможности его хранили до Рождества, а то и до Егория. В Рождество смотрели, сколько зерна на колоске, таков и урожай будет. По зерну и колосьям с последнего снопа гадали на погоду и урожай будущего года. Этот сноп будет давать нам жизненные силы. Давайте и мы украсим сноп лентами и назовём его ласковыми словами. (Каждый ученик подходит к снопу с лентой и украшает его.)

Как и любой праздник, Дожинки сопровождались весельем и особой трапезой. Блюда трапезы: новина- хлеб из муки нового урожая, пироги, каши, соломата (толчёная каша из овса), кисели овсяные, ржаные.

Итак, рожь связана в снопы. Куда их потом укладывают? (в бабки суслоны).

Куда их потом везли? (в амбары, на гумно).

Что потом делали с зерном? (молотили, потом везли на мельницу)

Как же убирают урожай на полях сейчас?

ӀV. Ресурсный круг.

Представьте, что мы с вами в августе, когда созрела рожь на ниве.

Что ты видишь?

Что ты слышишь?

Что чувствуешь?

Рефлексия.

Что особенно запомнилось? Было ли ощущение, что вы находились на ниве? Что мешало общению?

V. Закрепление. Развивающий тренинг «Полевые работы»

1) Подготовительный этап.

2) Индивидуальный этап.

(время работы 4 минуты)

3) Работа в паре.

4) Обсуждение в классе.

5) Экспертная оценка.

6) Общий вывод учителя.
VӀ. Закрепление. Развивающий тренинг «Пословицы и приметы»

1).Подготовительный этап.

Вступительное слово учителя.

В поте лица добывается хлеб, и земледельцы по-особому ценят опыт предков, накопленный на ниве. Этот опыт учит и от ошибок уберегает. Особенно ярко народная мудрость проявляется в пословицах и поговорках. Наблюдение за природой сложилось в народные приметы. Так говорят: «Народ примечает, когда сеять, пахать, урожай собирать».

Задание – отличить пословицы от примет, закрасить кружочки напротив пословиц.

Этапы работы:

1) Индивидуальный этап.

Время работы 5 минут.

2) Работа в паре 7 минут.

3) Экспертная оценка учителя.

4) Рефлексия.

Объясните пословицу «Что посеешь, то и пожнёшь».

(Для сева оставляли самое лучшее зерно, его бережно хранили всю зиму. Считалось, что садить в землю нужно самое лучшее зерно, чтобы был хороший урожай. Если посадишь семена гороха, то вырастет какое растение? (горох). Если семена риса? (рис). А если посадишь ложь да грубость? (лживый грубый человек). Если в детстве ребенка воспитывать во лжи и грубости, то каким он вырастет? (лживым, грубым).

Какова общая тема пословиц?

Хлеб определяет благополучие, благосостояние семьи, является жизненной основой. В него вложен огромный труд.

Понравилось ли вам работать в парах?

Что особенно запомнилось?
VӀӀ. Подведение итогов урока. (Ресурсный круг).

Что нового узнали на уроке?

Какие виды работ проводят земледельцы, чтобы хлеб попал на стол?

Какими качествами должны обладать земледельцы, чтобы выполнить все виды работ?

Благодаря этим качествам земледельца и знаниям всех традиционных технологий выращивания хлеба – хлеб у нас на столе каждый день, вкусный ароматный ни с чем не сравнимый, который мы сейчас попробуем. Понравилось ли вам сегодня на уроке общаться? (пробуют каравай хлеба).

Раздел «Слово и образ времени».
Тема «Зима. Весна. Лето. Осень.»
Учитель: Локотко М.В. МОУ «Николо-Поломская средняя
общеобразовательная школа» Парфеньевского района
Костромской области

Художественно-педагогическая идея урока:
Духовное начало мира.
Цель:выйти на восприятие, осознание и прочувствование времен года
Задачи:
Присоединение.
-Добрый день! Мы отправляемся в новое путешествие к нашим истокам. Послушайте песню и скажите, о чем наш сегодняшний разговор.
Да, сегодня мы будем говорить о временах года, но не только о том, какие изменения происходят в природе за год, как эти изменения связаны с человеком и постараемся понять духовное начало мира. Желаю вам новых, радостных открытий!
2.Зима.
-Послушайте музыку Антонио Вивальди и постарайтесь передать свои чувства, вызванные музыкой.
-Да, кругом морозная тишина. Темное время суток намного продолжительнее, чем светлое. Кажется, что еще чуть-чуть-и тьма победит свет, мир человеческий рискует остаться во мгле.
(Показываю картину И.И.Шишкина «Зима»).
А мгла есть знак невежества и духовной слепоты. Вместо летнего многоцветья зимой царят лишь два цвета-черный и белый=символ духовной чистоты и символ греха. Не напоминает ли это о выборе, все время встающем перед людьми на пороге жизни? Н правда ли, зима располагает к раздумьям о главных вопросах жизни. И не случайно, что именно в это время года к людям приходит Рождество Христово, которое и дает на них ответы. (Картина Григория Гагарина «Рождество Христово»).
-Подумайте, а почему рождественские праздники считаются преимущественно детскими?
-Да, именно для детей устраиваются елки, украшенные игрушками и сладостями, зажигаются свечи. В этом есть глубокий смысл.
Елка напоминает о древе жизни. Свечи о духовном свете, а сладости о спасительных плодах Его пришествия в мир.
Духовное начало начинает оживлять застывший мир, разгонять мглу.
-После Рождества наступают Святки-они длятся 12 дней и заполнены забавами, развлечениями, озорством.
-19 января-праздник Крещения Господня(показываю картину Б.Кустодиева «Крещенское водосвятие»), установленный в память о крещении Иисуса Христа в водах Иордана. Накануне меняется общий эмоциональный настрой-вместо детского озорства святок наступает время духовного очищения и внутренней сосредоточенности. Наши предки ходили в жилища бедняков с щедрой милостыней. В день праздника на реках, озерах, прудах под колокольный звон и молитвенное пение совершается великое водосвятие.Крещенские дни укрепляют человека в поиске духовной и телесной чистоты.
-Чем полезна для души зима?

Весна.
(Включаю презентацию на музыку Э.Грига «Весна»).

Какие чувства вызвала у вас музыка?

Весной природа оживает. Начало весны сопровождается празднованием масляной недели-Масленицы. До 15 века Масленица была праздником Нового года. (Показываю картину Б.Кустодиева «Масленица»).
- Как вы думаете, почему?
Поворот к весеннему теплу, возрождение природы, яркое солнце-все это воспринималось нашими предками как начало нового годичного круга. Масленица отмечена, прежде всего, земными радостями:весельем, катанием с гор, хождением в гости, ездой наперегонки, обильной едой.
Но весна-это не только ликование пробудившихся человеческих и природных сил, это и образ великого обновления.
С наибольшей силой это происходит в 40-дневный Великий пост.
-Как происходит обновление души?
Важно воздерживаться от злых дел и помыслов, стараться жить кротко, чисто и по правде. Идет и обновление жилища.
-Как вы думаете, как?
На глазах творится и обновление природы.
(Показываю картину Левитана «Март»).
И вот что примечательно-только после обновления души, с чистыми руками и помыслами можно достойно подойти и главному событию весны и всего года к Светлому Христову Воскресению-Пасхе.

Масленица-образ ликования весны природной, Пасха-образ ликования весны духовной.
Люди радуются воскресению Христа, означающему победу над смертью. Они навещают больных и нуждающихся, творят дела милосердия, посещают могилы предков. Звонят колокола. Они освящают пробудившуюся землю.

Чем полезна для души весна?

Лето.
(Показываю картину Левитана «Березовая роща», звучит музыка Чайковского «Июнь. Баркаролла»).
-Какие чувства вызвала у вас музыка?
-Да, мы видим, кАк жизнь полностью возродилась. Жаркое солнце пригрело землю, совершено великое таинство природы-свежевспаханная земля приняла семена, кругом душистое разноцветье сочных трав. Главным цветом становится зеленый. Образом наступившего лета становится березка.
Начало лета отмечено праздником Троицы. Троица установлена в воспоминание сошествия святого духа на апостолов.
(Показываю икону сошествия Духа Святого на апостолов).
Апостолы, получившие дар святого Духа, стали основой христианской церкви. Храмы украшаются молодыми березками, на полу расстилаются травы и полевые цветы.
Завершает лето праздник Преображения Господня-19 августа. В это время природа преображается-она начинает дарить людям свои плоды. То, что всего несколько дней назад было кислым, невкусным и даже вредным для здоровья, становится спелым, вкусным, полезным. Чудо?
Это напоминание о преображении Иисуса Христа на горе Фавор. Евангелие повествует, что в определенный миг лик его стал источать неземной свет, а одежды стали белы, как снег. Это событие напоминает православным людям, что жизнь каждого человека тоже может приносить добрые плоды-ОЧИЩЕНИЕ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ.
-Какие чувства вызывает у вас лето?
4. Осень.
-Начало осени удивляет своим многоцветьем-желтые. Красные, буро-коричневые листья на деревьях. Осенний листопад разноцветным ковром укрывает землю. Посмотрите презентацию на музыку А Вивальди.(1мин06 сек)
Показываю картину Левитана «Золотая осень». Читаю стих. Н.Рубцова

Слава тебе, поднебесный, радостный, краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный с нашей играет рекой.
Рощей играет багряной, с россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю, листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю, и ничего не хочу!
И никому не известно то, что с зимой говоря,
В бездне таится небесной ветер и грусть октября

Собран урожай, завершились полевые работы. Зима не будет голодной. Но особая надежда земледельца всегда связана с семенами для будущего сева. В них-надежда на непрерывность жизни. Это настроение надежды усиливает праздник Рождества Богородицы. (Показываю икону).
А чуть позднее-27 сентября-в календаре последний господский праздник-Воздвижение Креста Господня.(Показываю икону). Поставить крест-это не только перечеркнуть что-либо, завершить, отказаться, но и начало духовного подвига. Бывает, что совесть человека тяготится от груза недобрых дел и проступков. И нужно найти в себе силы отказаться от зла и начать восхождение к добру.
Чем дальше в осень. Тем больше разноцветье сменяется серым ненастьем, почти непрерывно идут холодные дожди. В новые теплые одежды одеваются звери, всем хочется тепла, защиты, покровительства. В эти дни-14 октября-и приходит любимый на Руси праздник-Покрова Пресвятой Богородицы. (Показываю икону)
-Какие чувства вызывает у вас осень?
5. Активное занятие. «Образ праздника».
6. Итог урока.
-Сегодня мы рассмотрели годичный круг времени, смену сезонов. Времен года и увидели, что человек и природа-единое целое, мир имеет духовную природу.
7. Рефлексия.
-Что вы сегодня узнали важного для себя?

Предмет: Истоки.

Тема урока: «Братья меньшие».

Третий урок в теме «Труд земной».

Цель: Показать социокультурное измерение одного из основных видов трудовой деятельности человека – скотоводства: традиционное разделение труда по уходу за домашними животными; связь этого вида деятельности с природными ритмами, развивать внутренний духовный мир ученика. Воспитывать заботливое отношение и любовь к животным.

1.Присоединение.

Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. И мы сегодня продолжаем путешествие в мир удивительных истоков.

2.Подготовительный этап.

Как вы думаете, кто испокон веков жил рядом с человеком и всегда помогал ему? (животные)

Прочитайте название темы урока. (Братья меньшие)

Кого мы так называем? (животных)

Давайте отгадаем загадки и вспомним, какие животные живут рядом с человеком.

В процессе отгадывания загадок на доске появляются картинки с животными.

Покованы ноги,

Бежит по дороге:

Грива дугою,

А хвост метлою. (лошадь)

Голодна – мычит,

Сыта – жуёт,

Малым ребяткам

Молочка даёт. (корова)

Машет радостно хвостом,

Когда идёт хозяин в дом.

У неё удел таков –

Дом хранить от чужаков. (собака)

Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок,

На спине растёт щетинка,

Кто же это? Это….. (свинка)

Свяжет варежки бабуля

Для себя и внучки Юли,

Свяжет свитер для отца.

Ну, а шерсть ей даст …. (овца)

Любит рыбку и сметану,

И поёт так сладко «мяу»,

И мурлычет у окошка,

Кто же это, дети? (кошка)

Птица ходит по двору,

Будит деток поутру,

На макушке гребешок,

Кто же это? (петушок)

Ребята, как назвать одним словом, какие это животные?

(домашние)

3.Работа в парах.

Подумайте, обсудите и ответьте на вопрос: Для чего животные нужны человеку? Зачем он их приручил?

*Ответы детей.

Подведение итога: Лошадь нужна, чтобы перевозить тяжести, корова даёт мясо и молоко, из шерсти овец делают тёплые вещи, собака охраняет дом, кот ловит мышей. От каждого животного есть польза.

Для того, чтобы домашние животные приносили пользу, за ними необходимо ухаживать. Но как?

Ответы детей.

Что случится, если исчезнут домашние животные?

Ответы детей.

У каждого человека есть свой ангел-хранитель. Он оберегает человека, спасает его от бед. Но и у домашних животных есть свой покровитель – святой великомученник Георгий. Его день – 6 мая. Обычно на этот день после зимы выгоняли веточкой вербы, которая освещена в церкви. Когда погоняли вербочкой, то хозяин просил святого Георгия – покровителя скота, оберегать его скот от сглаза, болезней, смерти.

4.Самостоятельная работа в тетрадях.

У каждого животного есть свои качества характера.

Соедини название животного и качество его характера.

овца трудолюбивая

лошадь кроткая

коза верная

петух ласковый

Проверка.

5.Ресурсный круг.

Послушайте рассказ и приготовьтесь ответить на вопрос.

Рассказ К. Ушинского «Кто важнее?»

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.

Конечно меня, -говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу, сам он на мне в город ездит, пропал бы без меня совсем.

Нет, хозяин больше меня любит, - говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.

Нет, меня, - ворчит собака, - я его добро стерегу.

Подслушал хозяин этот спор и говорит….

Представьте себя в роли хозяина животных и подумайте, чтобы вы сказали им на его месте?

Учащиеся по очереди высказывают своё мнение.

Дочитывается рассказ.

Перестаньте спорить по-пустому, все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

Подведение итогов.

6.Работа со страницей книги.

Нарисуйте своего любимца и напишите несколько добрых слов о нём.

7.Рефлексия.

Зачем человек приручал животных?

Что было интересного для вас на уроке?

Что нового вы узнали?

Как вы будете относиться к своим домашним питомцам?

Анастасия Рябкова
Конспект занятия по «Истокам».

Конспект занятия по «Истокам » .

Тема : «Добрые друзья» .

Задачи :

1. Первоначальное знакомство с духовно-нравственной категорией «Любовь» .

2. Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу.

3. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению.

Развитие речи детей : активизация слов, обозначающих, отношение человека к ним (готовность придти на помощь, надежность, честность)

Подготовка к занятию

1. Чтение детям литературно-художественных текстов из книги № 4 для развития детей 5-6 лет «Добрые друзья»

2. Объяснение пословиц и поговорок о дружбе.

3. Рассматривание картин из серии «Добрые друзья»

4. Аудиозапись с песенками о дружбе

Материал к занятию

Книги № 4 для развития детей 5-6 лет «Добрые друзья» под общей редакцией И. А. Кузьмина.

Аудиозапись с песенками о дружбе

Цветная бумага, картон, клей, ножницы

Ход занятия:

1. Подготовительный этап.

Воспитатель читает стихотворение :

Дружит с солнцем ветерок,

А роса - с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы тобою.

Все с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Вопросы :

О чем говорится в этом стихотворении? (о дружбе) .

Что означает слово дружба? (ответы детей)

Дружбу невозможно представить без взаимного доверия, честности, умения уступать, прощать, жить в согласии, проявлять внимание и заботу… Часто дружеское общение зарождается в детстве, и счастливы те люди, которые могут сохранить возникшую в детстве годы сердечную привязанность на всю жизнь. Со временем такая дружба только закаляется и становится прочнее.

2. Индивидуальный этап.

А теперь я хочу предложить вам интересную работу, берите свои стульчики и присаживайтесь за столы к своим мамам.

А сейчас посмотрим, хорошо ли вы знаете правила дружбы. У вас на столе лежит знаки светофора. Сейчас я буду называть правила дружбы, а вы слушайте внимательно.

Покажите зеленый знак, если вы считаете, что так должны поступать друзья. И красный знак, когда так поступать нельзя. Внимательно с мамами, слушайте друг друга и придите к совместному решению.

Игра «Правила дружбы»

Быть вежливыми

Можно не уступать друг другу

Быть внимательными

Быть честными

Можно жадничать

Не злиться и не ссориться

Можно обижать и ябедничать на друзей

Уметь извиниться

Молодцы. Вы хорошо знаете правила дружбы.

А вы умеете дружить? (Да) .

Уважаемые родители а у Вас есть друзья?

Назовите каждый своего самого лучшего друга, расскажите, какой он. (Рассказы детей и родителей о своих друзьях по желанию) .

С чего у Вас зародилась дружба?

Есть ли у Вас друзья, с которыми Вы дружите с детства?

На чем держится Ваша дружба?

Слово родителям.

Ребята, а если у кого-то нет друга, можно его найти? (Можно) .

Как вы понимаете пословицу

«Нет друга - так ищи, а нашел - береги»

А какие Вы знаете пословицы и поговорки о дружбе и друзьях?

(Ответы детей и родителей по желанию) .

3-й этап. Физ. минутка.

Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)

4-й этап – Рефлексия.

Получается, что дружить можно со всеми, лишь бы вы сами были хорошими друзьями и умели ценить настоящую дружбу.

5-й этап – Заключение.

А теперь давайте сделаем подарок для ваших друзей, которые сейчас не ходят в детский сад. (Дети с родителями изготавливают открытку для друга)

Протяните своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь. И постарайтесь никогда не ссориться.

Публикации по теме:

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах, продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями.

Конспект комплексного занятия в старшей группе по программе «Приобщению детей к истокам народной кубанской культуры» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому и художественно-эстетическому развитию Тема: «В гостях.

Цель: приобщение детей к народным истокам посредством знакомства с русскими народными промыслами. Задачи: - познакомить с народным промыслом.

Цель: создание комфортных условий для развития речевой активности детей путем приобщения к русской сказке и использования в речевом развитии.

КОНСПЕКТ организации и проведения образовательной деятельности (духовно-нравственный модуль) курс по приобщению детей к истокам народной.