Пол клейман психология fb2. Пол Клейнман Психология. Люди, концепции, эксперименты. Отзывы о книге «Психология. Люди, концепции, эксперименты»

Пол Клейнман

Психология. Люди, концепции, эксперименты

Paul Kleinman

PSYCH101

PSYCHOLOGY FACTS, BASICS, STATISTICS, TESTS, AND MORE

Научный редактор Владимир Шульпин

Издано с разрешения ADAMS MEDIA CORPORATION (США) и литературного агентства Александра Корженевского (Россия)

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».

© F + W Media Inc., 2012

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015

* * *

Посвящается Лиззи – единственному человеку, который способен справиться с моим сумасшествием и заставить меня сохранять здравомыслие

Введение

Что такое психология?

В переводе с греческого psyche означает «дух, душа, дыхание», а logos – «учение о чем-либо». Психология – это наука о поведении и умственных процессах. Собственно говоря, люди, работающие в этой области науки, стараются ответить на вопросы: что заставляет человека поступать определенным образом или как он видит этот мир? Эти предельно простые, на первый взгляд, вопросы включают в себя огромное количество разных и сложных тем, в том числе эмоции, мышление, сны, воспоминания, восприятие, характер, психические расстройства и их лечение и многое-многое другое.

Следует отметить, что психология возникла очень давно, еще во времена древнегреческих философов, но лишь в конце XIX века, в 1879 году, немецкий ученый Вильгельм Вундт создал первую лабораторию, специально предназначенную для психологических исследований, после чего, собственно, и началось фактическое развитие этой науки. С тех пор психология развивалась семимильными шагами и предложила поистине разнообразное поле для научной деятельности, пересекаясь со многими другими областями исследований: медициной, генетикой, социологией, антропологией, лингвистикой, биологией и историей – и даже с такими сторонами человеческой жизни, как спорт и романтические отношения.

Итак, настройтесь на размышление, устраивайтесь поудобнее (например, откиньтесь на спинку кресла) и подготовьтесь к моменту озарения: настало время изучить и постичь самого себя способами, о которых вы прежде даже не подозревали. Возможно, эта книга просто напомнит вам о том, что вы и так знали; а может, вы откроете нечто новое для себя. Что ж, как бы то ни было, начнем. Добро пожаловать!

Иван Павлов

Человек, который изучал лучшего друга человека

Иван Павлов родился в российском городе Рязань 14 сентября 1849 года. Будучи сыном приходского священника, Павлов до 1870 года изучал теологию, но оставил религиозную стезю и поступил в Санкт-Петербургский университет, чтобы заняться физиологией и химией.

С 1884 по 1886 год Павлов учился у выдающихся физиологов Карла Людвига (этот ученый занимался изучением физиологии сердечно-сосудистой системы) и Рудольфа Гейденгайна (который изучал строение и функции пищеварительного тракта). К 1890 году, став квалифицированным хирургом, он всерьез заинтересовался проблемой регулирования кровяного давления. Молодой исследователь научился без анестезии, но практически безболезненно вставлять катетер в бедренную артерию собаки, при этом он регистрировал, как различные эмоциональные и фармакологические раздражители влияют на уровень кровяного давления животного. Однако самые важные и наиболее значительные опыты Павлова (проведенные на собаках) – классическое формирование условных рефлексов – были еще впереди.

С 1890 по 1924 год Иван Павлов служил профессором физиологии в Императорской медицинской академии. В первые десять лет работы в Академии ученого интересовала взаимосвязь между слюноотделением и пищеварением. Благодаря хирургическим навыкам он в относительно приближенных к обычным условиях мог исследовать пищеварительную секрецию собак на протяжении всей их жизни и провел эксперименты, которые продемонстрировали четкую связь между автономными функциями и нервной системой животных. В ходе исследований была разработана важнейшая теория Павлова – теория условного рефлекса. А к 1930 году ученый использовал свои опыты в этой области для объяснения развития психозов у человека.

Научное определение

Условный рефлекс – реакция, возникающая в ответ на раздражитель (стимул) в результате многократного совпадения этого стимула другим, который обычно вызывал данную реакцию.

Хотя научную деятельность Павлова в СССР поддерживали и даже горячо приветствовали, ученый резко критиковал коммунистический режим, а в 1923 году, вскоре после поездки в США, открыто выступил против произвола, насилия и подавления свободы мысли в советском государстве. А когда в 1924 году из бывшей Императорской медицинской академии (к тому времени она называлась Военно-медицинской академией) исключили всех сыновей священнослужителей, Павлов, сам сын священника, демонстративно уволился с должности профессора. Доктор Иван Павлов скончался 27 февраля 1936 года в Ленинграде.

Награды и достижения

Исследовательская деятельность академика Павлова была удостоена высочайшего признания научной общественности еще при жизни ученого. Вот краткий перечень его основных наград и достижений:

В 1901 году был избран членом-корреспондентом Российской академии наук.

В 1904 году награжден Нобелевской премией в области физиологии и медицины.

В 1907 году был избран академиком Российской академии наук.

В 1912 году ему было присвоено звание почетного доктора Кембриджского университета.

В 1915 году награжден орденом Почетного легиона Парижской медицинской академии.

Выработка условного рефлекса: формирование посредством ассоциации

Классическое формирование условных рефлексов – самая известная и наиболее значительная работа Ивана Павлова, во многом заложившая основы такого направления в науке, как поведенческая психология (бихевиоризм). По сути, ее идея довольно проста; речь идет о научении чему-либо посредством ассоциаций. Павлов определил четыре основных действующих принципа своей теории:

1. Безусловный раздражитель – стимул внешней среды, вызывающий действие безусловного рефлекса, то есть автоматической реакции организма – например, чихания при вдыхании цветочной пыльцы и тому подобного.

2. Безусловный рефлекс – это постоянная, врожденная реакция организма на действие безусловного раздражителя. В пример можно привести опять-таки чихание из-за попадания пыльцы в дыхательные пути.

3. Условный раздражитель – это нейтральный раздражитель (или стимул, на который не срабатывает данный рефлекс), начинающий соотноситься с безусловным раздражителем, в результате чего вырабатывается условный рефлекс.

4. Условный рефлекс – рефлекс, приобретенный под повторяющимся воздействием ранее нейтрального раздражителя.

Звучит несколько сложно? На самом деле все предельно просто! Представьте себе, что вы вздрагиваете от резкого громкого звука. Звук – это безусловный раздражитель, вызвавший естественный рефлекс, а ваша реакция – это безусловный рефлекс, так как вздрогнули вы неосознанно. А теперь представьте, что вы многократно видите одно и то же движение (скажем, человек заносит кулак для удара по столу), в момент которого либо секундой позже раздается резкий громкий звук. Вскоре вы начнете связывать движение с этим звуком и, вполне вероятно, в следующий раз, увидев занесенный над столом кулак, вздрогнете раньше, чем раздастся звук удара. Движение кулака (условный раздражитель) теперь связано для вас с безусловным раздражителем (звуком), что заставляет вас вздрагивать (условный рефлекс).

Собаки Павлова

Свое великое открытие Иван Павлов сделал, наблюдая за нерегулярной секрецией слюнных желез собак. Как уже говорилось, сначала он изучал пищеварение животных, замеряя, какое количество слюны выделяется у них при виде съедобных и несъедобных продуктов. Со временем ученый заметил, что слюноотделение у собак начиналось, как только в комнату входил ассистент, приносивший им еду. Решив, что животные реагируют на белые халаты сотрудников, Павлов выдвинул гипотезу, что выделение слюны представляет собой рефлекторную реакцию собак на конкретный раздражитель и что они ассоциируют белые халаты с получением пищи. По его предположению, слюноотделение, начинавшееся, когда собакам действительно приносили еду, было безусловным рефлексом, тогда как выделение слюны, вызванное видом белых халатов, – рефлексом приобретенным, условным. Чтобы подтвердить (или опровергнуть) свою идею, ученый провел один из самых знаменитых научных экспериментов – опыт с собаками.

В наше время стало модно говорить о психологии человека, разбираться в причинах того либо иного поведения личности, анализировать поступки ближних своих и заниматься копанием мозга. Дабы быть в курсе темы, предлагаем читать книгу Пола Клейнмана «Психология. Люди, концепции, эксперименты». В ней вы найдете все, что хотели знать, при этом особо не заморачиваясь по поводу научных терминов и прочих сложно воспринимаемых простым обывателем слов. Пособие по психологии для чайников – самое лучшее определение труда Пола Клейнмана.

Книга «Психология. Люди, концепции, эксперименты» написана простым и понятным языком. А все потому, что автор – блогер. Он пишет труды по психологии и философии, а также сценарии для различных телешоу. Примечательно, что Пол Клейнман по профессии телевизионщик. Да, несомненно, как и все люди с высшим образованием, он получил знания по психологии и философии. Но он не специалист по этой теме. Просто яро увлеченный человек. Сей труд нельзя назвать научным. Общеобразовательным – да. Поэтому оставим научные работы для скрупулезных последователей Фрейда, Маслоу, Фромма – пусть штудируют. Мы же сегодня будем читать легкое и увлекательное чтиво по психологии и учиться ненавязчиво разбираться в мозгах ближних своих.

Для того, чтобы понять, как все начиналось, автор предлагает в начале познакомиться с самыми известными специалистами, которые внесли существенный вклад в науку. Кратко о биографиях и основных концепциях великих психологов — Иван Павлов, Стэнли Милгрэм, Фрейд и прочие предстанут перед читателем в произведении «Психология. Люди, концепции, эксперименты».

Не менее интересная тема – психические отклонения человека и причины их возникновения. Правда, если верить каждому слову психологов, получается, что все мы – ненормальные. Ведь у каждой личности есть свои фобии, комплексы, страхи, предпочтения, которые меткий глаз специалиста считает отклонением.

Многие приведенные факты в труде «Психология. Люди, концепции, эксперименты» известны читателям еще со школьных лет. Но это нисколько не умаляет пользы от чтения, так как не специализирующемуся на психологии человеку достаточно знать основные догмы науки, которые автор отлично преподнес в этой книге. Читайте и развивайтесь!

На нашем литературном сайте сайт вы можете скачать книгу Пол Клейнман «Психология. Люди, концепции, эксперименты» (Фрагмент) в подходящих для разных устройств форматах — epub, fb2, txt, rtf. Вы любите читать книги и всегда следите за выходом новинок? У нас большой выбор книг самых разных жанров: классика, современная фантастика, литература по психологии и детские издания. К тому же мы предлагаем интересные и познавательные статьи для начинающих писателей и всех тех, кто хочет научиться красиво писать. Каждый наш посетитель сможет найти для себя что-то полезное и увлекательное.

Paul Kleinman

PSYCH101

PSYCHOLOGY FACTS, BASICS, STATISTICS, TESTS, AND MORE

Научный редактор Владимир Шульпин

Издано с разрешения ADAMS MEDIA CORPORATION (США) и литературного агентства Александра Корженевского (Россия)

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».

© F + W Media Inc., 2012

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015

Посвящается Лиззи – единственному человеку, который способен справиться с моим сумасшествием и заставить меня сохранять здравомыслие

Введение

Что такое психология?

В переводе с греческого psyche означает «дух, душа, дыхание», а logos – «учение о чем-либо». Психология – это наука о поведении и умственных процессах. Собственно говоря, люди, работающие в этой области науки, стараются ответить на вопросы: что заставляет человека поступать определенным образом или как он видит этот мир? Эти предельно простые, на первый взгляд, вопросы включают в себя огромное количество разных и сложных тем, в том числе эмоции, мышление, сны, воспоминания, восприятие, характер, психические расстройства и их лечение и многое-многое другое.

Следует отметить, что психология возникла очень давно, еще во времена древнегреческих философов, но лишь в конце XIX века, в 1879 году, немецкий ученый Вильгельм Вундт создал первую лабораторию, специально предназначенную для психологических исследований, после чего, собственно, и началось фактическое развитие этой науки. С тех пор психология развивалась семимильными шагами и предложила поистине разнообразное поле для научной деятельности, пересекаясь со многими другими областями исследований: медициной, генетикой, социологией, антропологией, лингвистикой, биологией и историей – и даже с такими сторонами человеческой жизни, как спорт и романтические отношения.

Итак, настройтесь на размышление, устраивайтесь поудобнее (например, откиньтесь на спинку кресла) и подготовьтесь к моменту озарения: настало время изучить и постичь самого себя способами, о которых вы прежде даже не подозревали. Возможно, эта книга просто напомнит вам о том, что вы и так знали; а может, вы откроете нечто новое для себя. Что ж, как бы то ни было, начнем. Добро пожаловать!

Иван Павлов

Человек, который изучал лучшего друга человека

Иван Павлов родился в российском городе Рязань 14 сентября 1849 года. Будучи сыном приходского священника, Павлов до 1870 года изучал теологию, но оставил религиозную стезю и поступил в Санкт-Петербургский университет, чтобы заняться физиологией и химией.

С 1884 по 1886 год Павлов учился у выдающихся физиологов Карла Людвига (этот ученый занимался изучением физиологии сердечно-сосудистой системы) и Рудольфа Гейденгайна (который изучал строение и функции пищеварительного тракта). К 1890 году, став квалифицированным хирургом, он всерьез заинтересовался проблемой регулирования кровяного давления. Молодой исследователь научился без анестезии, но практически безболезненно вставлять катетер в бедренную артерию собаки, при этом он регистрировал, как различные эмоциональные и фармакологические раздражители влияют на уровень кровяного давления животного. Однако самые важные и наиболее значительные опыты Павлова (проведенные на собаках) – классическое формирование условных рефлексов – были еще впереди.

С 1890 по 1924 год Иван Павлов служил профессором физиологии в Императорской медицинской академии. В первые десять лет работы в Академии ученого интересовала взаимосвязь между слюноотделением и пищеварением. Благодаря хирургическим навыкам он в относительно приближенных к обычным условиях мог исследовать пищеварительную секрецию собак на протяжении всей их жизни и провел эксперименты, которые продемонстрировали четкую связь между автономными функциями и нервной системой животных. В ходе исследований была разработана важнейшая теория Павлова – теория условного рефлекса. А к 1930 году ученый использовал свои опыты в этой области для объяснения развития психозов у человека.

Научное определение

Условный рефлекс – реакция, возникающая в ответ на раздражитель (стимул) в результате многократного совпадения этого стимула другим, который обычно вызывал данную реакцию.

Хотя научную деятельность Павлова в СССР поддерживали и даже горячо приветствовали, ученый резко критиковал коммунистический режим, а в 1923 году, вскоре после поездки в США, открыто выступил против произвола, насилия и подавления свободы мысли в советском государстве. А когда в 1924 году из бывшей Императорской медицинской академии (к тому времени она называлась Военно-медицинской академией) исключили всех сыновей священнослужителей, Павлов, сам сын священника, демонстративно уволился с должности профессора. Доктор Иван Павлов скончался 27 февраля 1936 года в Ленинграде.

Награды и достижения

Исследовательская деятельность академика Павлова была удостоена высочайшего признания научной общественности еще при жизни ученого. Вот краткий перечень его основных наград и достижений:

В 1901 году был избран членом-корреспондентом Российской академии наук.

В 1904 году награжден Нобелевской премией в области физиологии и медицины.

В 1907 году был избран академиком Российской академии наук.

В 1912 году ему было присвоено звание почетного доктора Кембриджского университета.

В 1915 году награжден орденом Почетного легиона Парижской медицинской академии.

Выработка условного рефлекса: формирование посредством ассоциации

Классическое формирование условных рефлексов – самая известная и наиболее значительная работа Ивана Павлова, во многом заложившая основы такого направления в науке, как поведенческая психология (бихевиоризм). По сути, ее идея довольно проста; речь идет о научении чему-либо посредством ассоциаций. Павлов определил четыре основных действующих принципа своей теории:

1. Безусловный раздражитель – стимул внешней среды, вызывающий действие безусловного рефлекса, то есть автоматической реакции организма – например, чихания при вдыхании цветочной пыльцы и тому подобного.

2. Безусловный рефлекс – это постоянная, врожденная реакция организма на действие безусловного раздражителя. В пример можно привести опять-таки чихание из-за попадания пыльцы в дыхательные пути.

3. Условный раздражитель – это нейтральный раздражитель (или стимул, на который не срабатывает данный рефлекс), начинающий соотноситься с безусловным раздражителем, в результате чего вырабатывается условный рефлекс.

4. Условный рефлекс – рефлекс, приобретенный под повторяющимся воздействием ранее нейтрального раздражителя.

Звучит несколько сложно? На самом деле все предельно просто! Представьте себе, что вы вздрагиваете от резкого громкого звука. Звук – это безусловный раздражитель, вызвавший естественный рефлекс, а ваша реакция – это безусловный рефлекс, так как вздрогнули вы неосознанно. А теперь представьте, что вы многократно видите одно и то же движение (скажем, человек заносит кулак для удара по столу), в момент которого либо секундой позже раздается резкий громкий звук. Вскоре вы начнете связывать движение с этим звуком и, вполне вероятно, в следующий раз, увидев занесенный над столом кулак, вздрогнете раньше, чем раздастся звук удара. Движение кулака (условный раздражитель) теперь связано для вас с безусловным раздражителем (звуком), что заставляет вас вздрагивать (условный рефлекс).

Книга будет полезной для всех, кто интересуется психологией, но не имеет времени штудировать первоисточники.

На русском языке публикуется впервые.

Пол Клейнман

Введение

Иван Павлов

Выработка условного рефлекса: формирование посредством ассоциации

Собаки Павлова

Фредерик Скиннер

Оперантное обусловливание и «Ящик Скиннера»

Режимы подкрепления

Зигмунд Фрейд

Стадии психосексуального развития

Структурная модель личности

Концепция человеческой психики

Анна Фрейд

Защитные механизмы

Детский психоанализ

Лоуренс Кольберг

Стадии нравственного развития

Критика теории нравственного развития

Стэнли Милгрем

Эксперимент Милгрема

Открытия и выводы Стэнли Милгрема

Феномен «Тесного мира»

Альфред Адлер

Индивидуальная психология

Стремление к успеху и превосходству

Основные теории психологии групп

Социальная фасилитация

Когда группы принимают решения

Эффект свидетеля

Групповые нормы

Филип Зимбардо

Стэнфордский тюремный эксперимент

Результаты эксперимента

Соломон Аш

Эксперименты по изучению конформности

Результаты эксперимента

Мысли о конформизме

Джон Уотсон

Эксперимент «Маленький Альберт»

Критика эксперимента

Герман Роршах

Чернильные пятна Роршаха

Зрительное восприятие

Нисходящая обработка сенсорной информации

Куб Неккера

Восходящая обработка сенсорной информации

Гештальтпсихология

Структурные принципы перцептивного процесса

Гештальттерапия

Основные методы гештальттерапии

Когнитивная психология

Внимание

Свойства внимания

Слепота невнимания и эксперимент с невидимой гориллой

Решение задач

Когнитивные стратегии для решения задач

Как организована память

Теория когнитивного диссонанса

Эксперимент в области когнитивного диссонанса

Концепция редукции потребности

Математико-дедуктивная теория поведения

Критика концепции редукции потребности

Гарри Харлоу

Эксперименты на макаках-резус

Значение исследований Харлоу

Жан Пиаже

Теория развития интеллекта

Критика теории Пиаже

Альберт Бандура

Теория социального научения

Эксперимент с куклой Бобо

Карл Роджерс

Самоактуализация

Конгруэнтность

Абрахам Маслоу

Иерархия потребностей

Критика иерархии потребностей Маслоу

Теории интеллекта

Тесты на оценку интеллекта

Курт Левин

Теория поля Курта Левина

Стили лидерства

Карл Густав Юнг

Архетипы

Генри Мюррей

Теория психологических потребностей генри Мюррея

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Профиль Адольфа Гитлера

Левое и правое полушария мозга

Опыты на людях с разделенными полушариями мозга

Шкалы симпатии и любви рубина

Теория страстной и сострадательной любви Элейн Хэтфилд

Шесть стилей любви по Джону Ли

Трехкомпонентная теория любви Роберта Стернберга

Карен Хорни

Психология женщин

Теория неврозов

Джон Боулби

Теория привязанности

Исследование с участием сорока четырех юных воришек

Теория атрибуции

Фриц Хайдер

Эдвард Джонс и Кит Дэвис

Гарольд Келли

Бернард Вайнер

Ошибки и необъективность атрибуции

Теория Джеймса – Ланге

Теория эмоций Кэннона – Барда

Теория эмоций Шехтера – Сингера

Теория эмоций Лазаруса

Теория мимической обратной связи

Индивидуальные особенности личности

Теории личности

Трехфакторная модель Ганса Айзенка

«Большая пятерка» качеств личности

Теории лидерства

Сновидения

Психоаналитическая теория сновидений Зигмунда Фрейда

Теория сновидений Карла Юнга

Модель активации и синтеза

Теория сновидений Холла

Теория сновидений Домхоффа

Что нам чаще всего снится

Арт-терапия

Для кого полезна терапия искусством

Как работает этот метод

Еще о пользе арт-терапии

Гипнотерапия

Как работает гипноз

Что можно излечить гипнозом

Альберт Эллис

Модель ABC

Три иррациональных суждения

Роль обсуждения

Важно знать!

Принятие реальности

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Этапы терапевтического процесса

Мультимодальная терапия

Когнитивная психотерапия

Эвристика

Гарри Салливан

Интерперсональная теория

Динамизмы

Персонификации

Магическое число семь плюс-минус два

Перекодирование информации

Эрих Фромм

Экзистенциальные потребности

Эксперимент «Добрый самаритянин»

Результаты эксперимента

Расстройства личности

Диагностика личностных расстройств

Типы личностных расстройств

Диссоциативные расстройства

Эксперимент Розенхана

Эксперимент с привлечением псевдопациентов

Результаты эксперимента с псевдопациентами

Эксперимент без привлечения псевдопациентов

Оценка эксперимента Розенхана

Стили обучения по Дэвиду Колбу

Цикл обучения

Стили обучения

Тревожные расстройства

Панические расстройства

Обсессивно-компульсивное расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство

Социофобия

Генерализированное тревожное расстройство

Мэри Эйнсворт и незнакомые ситуации

«Незнакомая ситуация»

Эксперимент. Ход эксперимента

Надежный стиль

Избегающий стиль

Сопротивляющийся стиль

Аффективные расстройства

Депрессия

Биполярное расстройство

Лев Выготский

Социокультурная теория развития высших психических функций

Влияние идей Льва Выготского

Соматоформные расстройства

Соматизированное расстройство, или синдром Брике

Недифференцированные соматоформные расстройства

Конверсионное расстройство, или Истерия

Болевое расстройство

Ипохондрия

Дисморфофобия

Соматоформное расстройство без дополнительных уточнений

Факторы, способствующие развитию соматоформных расстройств

Эффекты ложного консенсуса и ложной уникальности

Эксперимент Ли Росса

Значение экспериментов Росса

Доказательства существования эффекта ложной уникальности

Реакция борьбы или бегства

Эксперименты с крысами Ганса Селье

Общий адаптационный синдром

Теория самонесоответствия

Аргументы в пользу теории самонесоответствия

Проблемы теории самонесоответствия

Множественные несоответствия

Нежелательная самость

Теория бегства

Благодарности

Пол Клейнман

Психология. Люди, концепции, эксперименты

Paul Kleinman

PSYCH101

PSYCHOLOGY FACTS, BASICS, STATISTICS, TESTS, AND MORE

Научный редактор Владимир Шульпин

Издано с разрешения ADAMS MEDIA CORPORATION (США) и литературного агентства Александра Корженевского (Россия)

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».

© F + W Media Inc., 2012

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015

Посвящается Лиззи – единственному человеку, который способен справиться с моим сумасшествием и заставить меня сохранять здравомыслие

Введение

Что такое психология?

В переводе с греческого psyche означает «дух, душа, дыхание», а logos – «учение о чем-либо». Психология – это наука о поведении и умственных процессах. Собственно говоря, люди, работающие в этой области науки, стараются ответить на вопросы: что заставляет человека поступать определенным образом или как он видит этот мир? Эти предельно простые, на первый взгляд, вопросы включают в себя огромное количество разных и сложных тем, в том числе эмоции, мышление, сны, воспоминания, восприятие, характер, психические расстройства и их лечение и многое-многое другое.

Следует отметить, что психология возникла очень давно, еще во времена древнегреческих философов, но лишь в конце XIX века, в 1879 году, немецкий ученый Вильгельм Вундт создал первую лабораторию, специально предназначенную для психологических исследований, после чего, собственно, и началось фактическое развитие этой науки. С тех пор психология развивалась семимильными шагами и предложила поистине разнообразное поле для научной деятельности, пересекаясь со многими другими областями исследований: медициной, генетикой, социологией, антропологией, ...

Многих людей психология привлекает тем, что позволяет лучше понимать окружающих, «читать» их мысли, эмоции, иногда манипулировать ими, иногда корректировать негативные состояния. Книга Пола Клейнмана «Психология. Люди, концепции, эксперименты» не научит вас тонкостям этой удивительной науки, но зато даст базовые основы и понимания ключевых концепций, замотивирует на дальнейшее изучение и самопознание.

Книга для начинающих исследователей внутреннего мира. Охвачены широкие исторические промежутки психологической науки — от Павлова, Фрейда, Адлера, до современных направлений психотерапии. Можно назвать её кратким курсов всемирной психологии. Познавательно. Масштабно. Просто.

Информация о книге «Психология. Люди, концепции, эксперименты»

Дата написания: 2012
Дата перевода: 2015
Название: Психология. Люди, концепции, эксперименты

Объем: 280 стр. , 36 иллюстраций
ISBN: 978-5-00057-590-1
Переводчик: Оксана Медведь
Правообладатель: Манн, Иванов и Фербер

Отзывы о книге «Психология. Люди, концепции, эксперименты»

«Если вы далеки от научной психологии и вдруг - бац! - что-то случилось, и вы решили познакомиться с ней, то эта книга для вас!

Книга из разряда «галопом по Европам» — коротко обо всех заметных и знаменитых личностях и о наиболее интересных направлениях психологии. Понравилось, что открывает книгу наш соотечественник, И.Павлов. Да-да, это тот, что проводил опыт с собакой и лампочкой. Да и вообще автор напомнит многое из школьной программы, однако и откроет много всего нового.»

«Книга хороша, но подходит только для, скажем так, неподготовленного читателя. Каждая из статей затрагивает какие-то азы, но в глубь не уходит. Так что, психологам она совершенно ни к чему. Если же вы от этого далеки, но вам очень хочется выпендриваться хитрыми словами и терминами, то добро пожаловать, книга для вас.»

«Отличная книга, чтобы начать и изучать психологию личности. Краткий курс, главные ученые и их достижения, далее можно выбрать себе по душе и пуститься в дальнее плавание. Безусловно, это настольная книга, позволяющая понять, почему ты и все остальные поступают так, а не иначе.»

«Да, книга очень поверхностная и какая-то немного неловкая. Но, с другой стороны, она даёт примерное представление о людях, продвигавших психологию в истории, об основных понятиях и самых значимых теориях. Конечно, нет никаких глубоких рассуждений, есть только довольно-таки сухие и ёмкие факты. Каждому учёному посвящено, максимум, четыре страницы. Но, с другой стороны, эта книга идеальна для ситуаций вроде «что-то не помню, как называлась эта теория» или «как там звали этого психолога?». Да и если вдруг что-то из описанного в книге заинтересует, вполне можно углубиться в тему уже с помощью других источников.

И вот тут-то моя главная претензия к книге: не дано никаких источников. Нет списка литературы ни в конце книги, ни к каждому из авторов. Какие работы считаются классическими? Куда заглянуть, если хочется узнать больше о какой-то теме? Ничего этого нет, к моему величайшему сожалению, а я ведь очень рассчитывала именно на то, что на полке будет такая удобная книжка со ссылками на все reference, которые необходимы. Увы и ах. Из-за этого сильно снижаю оценку.

Ещё язык. В начале отзыва я написала, что книга «неловкая». Так вот, именно из-за языка, который то ли из-за перевода, то ли сам по себе оказался очень нудным и блёклым. Настолько, что пару раз я использовала книгу в качестве снотворного. Мне казалось, что, раз книга рекламируется как научпоп для незнакомых с темой, то и язык должен быть гораздо привлекательнее и красочнее. Но увы, видимо, тут желание краткости сыграло с автором (или переводчиком) злую шутку.

В целом, советую для ознакомления, но с вышеуказанными оговорками. Может, есть книги с аналогичной целью, но гораздо лучше выполненные? Приму советы с удовольствием. И не только по психологии.»

Введение к «Психологии» Пола Клейнмана

Что такое психология?

В переводе с греческого psyche означает «дух, душа, дыхание», а logos - «учение о чем-либо». Психология - это наука о поведении и умственных процессах. Собственно говоря, люди, работающие в этой области науки, стараются ответить на вопросы: что заставляет человека поступать определенным образом или как он видит этот мир? Эти предельно простые, на первый взгляд, вопросы включают в себя огромное количество разных и сложных тем, в том числе эмоции, мышление, сны, воспоминания, восприятие, характер, психические расстройства и их лечение и многое-многое другое.

Следует отметить, что психология возникла очень давно, еще во времена древнегреческих философов, но лишь в конце XIX века, в 1879 году, немецкий ученый Вильгельм Вундт создал первую лабораторию, специально предназначенную для психологических исследований, после чего, собственно, и началось фактическое развитие этой науки. С тех пор психология развивалась семимильными шагами и предложила поистине разнообразное поле для научной деятельности, пересекаясь со многими другими областями исследований: медициной, генетикой, социологией, антропологией, лингвистикой, биологией и историей - и даже с такими сторонами человеческой жизни, как спорт и романтические отношения.

Итак, настройтесь на размышление, устраивайтесь поудобнее (например, откиньтесь на спинку кресла) и подготовьтесь к моменту озарения: настало время изучить и постичь самого себя способами, о которых вы прежде даже не подозревали. Возможно, эта книга просто напомнит вам о том, что вы и так знали; а может, вы откроете нечто новое для себя. Что ж, как бы то ни было, начнем.

Добро пожаловать!

Фредерик Скиннер (1904-1990)
Все дело в последствиях

Фредерик Скиннер родился 20 марта 1904 года в Саскуэханне, в семье адвоката и домохозяйки. Его детство прошло в теплой, стабильной атмосфере; мальчик много занимался творчеством и постоянно что-то изобретал, что оказало весьма позитивное влияние на его дальнейшую карьеру. Окончив в 1926 году колледж «Гамильтон», Скиннер сначала хотел стать писателем. Он поступил на работу в книжный магазин в Нью-Йорке, где познакомился с трудами Джона Уотсона и Ивана Павлова, восхитившими и потрясшими юношу настолько, что он отказался от планов писать романы и решил заняться психологией.

В возрасте двадцати четырех лет Скиннер поступил в Гарвардский университет на недавно созданную кафедру психологии и начал проводить исследования под руководством Уильяма Крозьера, который ее возглавлял. Крозьер не был психологом, он изучал поведение животных в целом - такой подход резко отличался от используемых в те времена большинством психологов и физиологов. Крозьер (а со временем и его ученик Скиннер) не пытался объяснить, что происходит внутри организма животных, его интересовало только их поведение. Философия этого ученого идеально подходила для Скиннера, который очень хотел знать, как поведение испытуемого зависит от экспериментальных условий. Самое значительное и ценное его открытие - концепция оперантного обусловливания (научения) и изобретение экспериментальной камеры для оперантного обусловливания, называемой ящиком Скиннера, - родилось в дни его пребывания в Гарварде. Его исследования в этой области и сегодня считаются одними из важнейших в области бихевиоризма; оперантное обусловливание было главной темой учебного курса, который Скиннер читал в своей альма-матер нескольким поколениям студентов вплоть до 1990 года, когда ученый скончался в возрасте 86 лет.

Психология. Люди, концепции, эксперименты — Клейнман (скачать)

(ознакомительный фрагмент книги)

А напоследок предлагаем посмотреть интересное видео