Есть ли историческая правда в фильме матильда. «Своей семье он был верен»: историк — о романе между Николаем II и Матильдой. А что говорят потомки царской династии Романовых

«Провел лучший с нею вечер - перо трясется в руках!»

Николай II и Матильда Кшесинская: уже более ста лет их взаимоотношения не дают покоя историкам, политикам, писателям, досужим сплетникам, ревнителям нравственности... В Государственном архиве РФ мы ознакомились с дневниками Николая Романова, которые он вел в 1890-1894 годах (основная часть этих записей была известна лишь узкому кругу специалистов). Дневники проливают свет на разгар романа балерины с цесаревичем.

Весной этого года «МК» опубликовал ранее не изданные дневники самой Матильды Кшесинской. Чудом сохранившиеся тетради заканчиваются в январе 1893 года - и на самом интригующем моменте. У балерины с Николаем состоялся «крайне тяжелый разговор»: Матильда настаивала на том, что им пора наконец испытать «блаженство любви».

Наследник престола, как описывает Кшесинская, ответил: «Пора!», и обещал, что все скоро свершится.

Из последней записи Матильды от 23 января 1893 года следует, что Николай к ней после этого разговора не заезжал, балерина продолжала ждать его визита.

ИНТИМНЫЕ ДНЕВНИКИ МАТИЛЬДЫ КШЕСИНСКОЙ - в нашем

Но ведь и объект ее страсти тоже вел дневник, может быть, там есть некие убедительные факты? О чем же писал сам будущий Николай II про этот период? И какова в целом его «версия» романа с Кшесинской?

До сих пор в статьях и книгах цитировались лишь отдельные фрагменты из ранних дневников Николая Романова, в том числе за 1890-й – первую половину 1894-го гг. Корреспонденту «МК» пришлось на несколько недель засесть в Госархиве РФ и проштудировать хранящиеся там тетради, заполненные рукой будущего российского императора.

И мы нашли запись в дневнике наследника престола ровно от того же 23 января, на котором прервался сохранившийся дневник Матильды! А главное - от 25 января, когда Николай «провел самый лучший с нею вечер», после которого «перо тряслось в руках».

Но прежде, чем пытаться с помощью дневника распутать клубок амурных отношений Николая с Матильдой, давайте взглянем на иные – примечательные с бытовой точки зрения, – эпизоды жизни цесаревича.

«Решился сделать татуировку дракона»

Ничто человеческое ему не было чуждо. Применительно к Николаю Александровичу Романову – будущему Императору Российскому и Царственному Страстотерпцу, причисленному много лет спустя к Лику Святых, такое утверждение отнюдь не выглядит святотатством.

«Компрометирующие» дневниковые записи, сделанные этим человеком в молодости, на самом деле вовсе не могут принизить подвиг его последнего периода жизни – после отречения. И уж тем более не стоит расценивать их цитирование здесь, как попытку очернить почитаемого многими православного Святого.

В конце концов каноническая церковная литература, «Жития Святых» и даже Библия содержат упоминания о многих людях, которые вели поначалу отнюдь не праведную жизнь, но в какой-то момент, раскаялись в прошлых прегрешениях и совершили духовный подвиг.

Так что будем с пониманием относиться к слабостям цесаревича Николая. В том числе и к увлечению его хорошенькой балериной. Не надо забывать, что в интересующий нас период времени будущему царю было немногим больше 20-ти!

«22 июня 1890 г . Бивак у Царской Славянки... Замечательно весело провели всю ночь: обедали, возились на сене, бегали в саду, лазали на крышу и после ужина рассказывали анекдоты. Вечер и ночь были идеальны.

16 апреля 1891 г . (Во время длительной остановки в японском Нагасаки – А. Д. ) После обеда решился сделать себе татуировку на правой руке – дракона. Это заняло ровно семь часов времени – с 9 ч. вечера до 4 ночи! Довольно раз пройти чрез этого рода удовольствие, чтобы отбить охоту себе начинать снова. Дракон вышел на славу, и рука совсем не болела!

Татуировка видна на правой руке императора.

16 февраля, воскресенье . Широкая масленица. Сейчас после завтрака поехал с Ксенией (сестрой – А. Д.) в балет «Царь Кандавл»... Очень весело поужинали у дяди Алексея и наконец, похерявши масленицу, вернулся домой в 3 ч. ночи.

17 февраля . (Первый день Великого поста – А. Д .) Началось говение. Мысли и думы не совсем еще применились к церковному направлению после масленицы. Но это не беда, мне нравятся противоположности».

Судя по дневниковым записям, лишь первые шесть дней Великого поста вся царская семья проводила в строгих ограничениях. В субботу на первой седьмице государь с супругой и детьми причащался Святых Тайн, а после этого можно было вновь «расслабиться» – по крайней мере молодому поколению, – вплоть до начала Страстной недели.

"28 февраля. Мое счастье, что у меня последствий от попоек на следующий день не бывает. Напротив, я себя чувствую лучше и как-то возбужденным!... В 8 час. обедали. Затем попал на пресловутый измайловский досуг (пирушку офицеров в гвардейском Измайловском полку – А. Д .), застрял в полку до 6 ч. утра, – это уже продолжается две ночи подряд – просто несносно!

16 марта . Ужинали... с дамами. Потом я был и даже пребывал в винных парах до 6 час. Утра».

Упоминания о веселых, даже не всегда свойственных его возрасту «детских» затеях, конечно, встречаются чаще в записях наследника за обычные дни.

«14 апреля . В 7 час. отправился к П. А. Черевину (генерал-адьютанту – А. Д. ). Кроме меня обедали Димка Голицын, Володя Ш., Гессе, Никита Всеволожский, Котя Оболенский, Кочубей и Горбунов. Кормили нас... превосходно; анекдоты Горбунова были очень хороши. Особенно нецензурные...

11 июля. Проснулся на диване около ванной комнаты. Чувствовал себя крайне неблагонадежным целый день, как будто эскадрон во рту ночевал... Вернувшись к себе после завтрака, у меня начались прискорбные последствия пирушки. Поспал у Мама (так называл свою мать, императрицу Марию Федоровну – А. Д .) на кушетке, потом погулял и пришел домой к чаю, который совсем не хотелось пить.

21 июля. Теперь уже месяц, что я перестал бриться, и на подбородке выросло какое-то забавное подобие бороды. Даже как-то странно про это писать!

2 марта. Отправился с Митей в дежурной тройке к дяде Павлу (великому князю Павлу Александровичу – А. Д. ). Играли наверху мячиками, перебили две люстры и спустились вниз пить чай...

17 сентября . Ездили на велосипедах и здорово подрались яблоками. Хорошее времяпрепровождение для мальчиков 25-ти лет!”

Справедливости ради следует отметить наряду со всеми этими вольностями, даже откровенным мальчишеством также и по-настоящему истовую веру будущего императора. Практически в каждой воскресной дневниковой записи упоминается о посещении им обедни в храме. И это отнюдь не было для наследника престола насилием над собой, вынужденной уступкой придворному протоколу. Подтверждение тому находим, например, в дневнике за 1893 год.

«28 ноября , воскресенье. Очень не люблю, когда не могу идти в церковь в воскресный день!» (На сей раз цесаревич был в Ораниенбауме, где организовали очередную охоту на лосей. – А. Д .).

«Смотрел из-за занавеси на женский урок гимнастики»

Отдельная подборка цитат из дневника посвящена «женскому вопросу». Молодой цесаревич не так уж часто – если исключить упоминания о Матильде Кшесинской и Алисе Гессенской, будущей жене – обращался в своих записях к этой пикантной теме. Неужели женские прелести оставляли его равнодушным? Но тем интереснее прочитать те редкие упоминания Николая о представительницах прекрасного пола, в которых, хотя бы проскальзывает некий намек на флирт или, наоборот, категорическая неготовность к нему.


«18 марта 1891 г . Я особенно повеселился (в Сайгоне, на балу, данном французским адмиралом Вонаром, – А. Д. ) за котильоном, когда танцевал с прелестной m-m Banche. Сознаюсь, что совсем увлекся ею, – такая милая, красивая дама и удивительно хорошо разговаривает! Танцевал с нею в продолжение трех часов, и это показалось мне слишком коротким временем!.. При расставании мы трогательно простились... Это было в 5 ½ час. утра.

15 апреля 1891 г . Наконец в восьмом часу при отличной солнечной погоде увидели высокие берега давно желанной Японии... Пройдя островок Паненберг... в глубине бухты увидели Нагасаки... Вечером в кают-компании было всего человек 8; все же мичмана были в русской деревне Инасу (русской колонии, существовавшей в пригороде Нагасаки – А. Д. ), где каждый уже женился.

Признаюсь и мне бы очень хотелось последовать общему примеру, но стыдно, так как настала Страстная неделя».

(Имеется в виду установившаяся в те годы среди русских морских офицеров традиция: во время длительных стоянок в Японии «жениться» на местных молоденьких красавицах. В Стране Восходящего Солнца даже существовал термин «временная жена». Так называли официально разрешенные отношения между иностранным подданным и японской подданной: на период пребывания иностранца в Японии он получал – заплатив некоторую сумму, – «в семейное пользование» приглянувшуюся ему девушку из малообеспеченной семьи, которую обязан был достойным образом содержать. Сроки подобной «аренды» могли варьироваться от месяца до нескольких лет – А. Д. )

"29 января 1892 г . Залез к Ксении в комнату и из-за занавеси смотрел на ее урок гимнастики с молоденькою недурною особою.

24 ноября. (В имении Абас-Туман – А. Д.) Дамы все те же: старуха-вдова адмирала Г. М. Бутакова, Азбелева с сестрою (морда), жена болгарского офицера Крестева, дочь Кобордо и молодая москвичка с гувернанткою – жопообразною швейцаркою.

26 февраля 1894 г . В 3 ч. начался в Аничковом бал... Остался недоволен скучным составом женского пола».

«Маленькая Кшесинская еще похорошела»

Обратимся к главному, ради чего были взяты из архивных фондов дневники цесаревича. Дополнительную помощь в расшифровке и оценке некоторых событий могут оказать дневниковые душеизлияния Кшесинской – куда более подробные. А о каких-то моментах во взаимоотношениях Николая и Матильды довольно убедительно свидетельствует полное отсутствие упоминаний о них в дневнике.

«23 марта 1890 г . Поехали на спектакль в Театральное училище. Были небольшие пьесы и балет – очень хорошо. Ужинали с воспитанницами».

Весьма лаконично. И без упоминания имени Матильды Кшесинской. Но все-таки точно известно, что именно в этот день они познакомились. Все подробности общения молодого человека и девушки за приснопамятным ужином подробно – на двух страницах, описала Малечка в своем дневнике. У нее-то сердечко точно ёкнуло при той первой встрече. А вот цесаревич, похоже, поначалу «дышал ровно». Хотя талантом юной балерины был явно впечатлен.

Появляется первое и весьма недвусмысленное упоминание о Матильде - впрочем, эту цитату уже не раз публиковали.

«6 июля . Спал до 5 ½ дня. После обеда поехали в театр. Положительно, Кшесинская 2-я меня очень занимает. (В балетной труппе танцевали две сестры Кшесинские. Старшую, Юлию, в афишах именовали Кшесинской 1-й, а младшую, Матильду, Кшесинской 2-й. – А. Д. )

31 июля. После закуски в последний раз поехал в милый красносельский театр. Простился с Кшесинской.

1 августа . В 12 ч. было освящение штандартов. Стояние в строю дивизии у красносельского театра дразнило своими воспоминаниями!»

Это ведь он о мимолетных встречах в театральном закулисье с Матильдой! Значит, уже попал «в плен» к хорошенькой балерине? Впрочем, дальнейшие события не способствовали развитию этого увлечения: цесаревич уехал в полк на военные маневры под Нарвой. На такой дальней дистанции очарование Кшесинской, похоже, еще не действовало. Зато мысли цесаревича обратились к другой представительнице прекрасного пола, интерес к которой у него пробудился гораздо раньше - Алисе Гессенской, будущей императрице.

«20 августа . Боже! Как мне хочется поехать в Ильинское!Теперь там гостит Виктория с Аликс (принцессой Алисой Гессенской – А. Д. ). Иначе если я ее не увижу теперь, то придется ждать целый год, а это тяжело!!!»

Затем был почти месяц пребывания цесаревича вместе с родителями в царской охотничьей резиденции Спала на территории Польши. И лишь в конце сентября он вернулся в родные края. Через некоторое время после этого в записях вновь мелькнуло имя очаровательной балетной дивы.

«17 октября . В 7 ч. поехали из Ропши в Петербург – проститься с балетом! Шла чудная «Спящая красавица». Видел Кшесинскую 2-ю».

Впереди его ожидала долгая разлука и с семьей, и с петербургскими театрами, и с симпатичной ему девушкой. Александр III отправил своего старшего сына в путешествие на Дальний Восток. В российскую столицу цесаревич вернулся лишь к августу 1892-го.

«4 августа 1892 г . В первый раз был в красносельском театре. Пьеса шла скучная, а балет был оживленный. Видел маленькую Кшесинскую, которая еще похорошела».

Матильда Кшесинская в балетной роли.

Дальше опять последовал большой интервал времени без упоминаний в дневнике об этой барышне. Цесаревичу предстояло новое расставание со столичными краями. Вместе родителями он отправился в Данию – в гости к родственникам по материнской линии. А вслед за тем Александр III со своими близкими переехал в Крым – на традиционный отдых. Лишь ближе к середине ноября царское семейство вновь обосновалось в Гатчине. Но в дневниковых записях Николая за последующие дни нет никаких упоминаний о встречах с Кшесинской или, по крайней мере, о том, что он мечтает о таких встречах. Зато в тетради встречается упоминание о совсем другом заветном желании.

«21 декабря . Вечером у Мама... рассуждали о жизни теперешней молодежи из общества. Этот разговор затронул самую живую струну моей души, затронул ту мечту, ту надежду, которыми я живу изо дня в день. Уже полтора года прошло с тех пор, как я говорил об этом с Папа в Петергофе, а с тех пор ничего не изменилось ни в дурном, ни в хорошем смысле! – Моя мечта – когда-нибудь жениться на Аликс Г. Я давно ее люблю, но еще глубже и сильнее с 1889 г., когда она зимой провела 6 недель в Петербурге. Я долго противился моему чувству, стараясь обмануть себя невозможностью осуществления моей заветной мечты!.. Единственное препятствие или пропасть между ею и мною это вопрос религии!.. Я почти убежден, что наши чувства взаимны!»

Впрочем в отсутствие каких-либо непосредственных контактов с Алисой через некоторое время к наследнику вновь вернулся интерес к «балетной прелестнице».

«15 февраля 1892 г. Сегодня мною овладела театральная горячка, случающаяся каждую масленицу. После небольшого приема поехал в Мариинский театр в мою любимую «Спящую красавицу»... Немного поговорил на сцене с К.

28 февраля . Отправился кататься с Ксенией в коляске, встретили кого-то на набережной».

За этим обезличенным упоминанием в контексте прежних записей явно угадывается Матильда Кшесинская. Тем более, что она в своем дневнике неоднократно описывала, как специально каталась в экипаже по центральным улицам Петербурга, чтобы «случайно» повстречаться с цесаревичем.

«10 марта . В 8 час. отправился в Театральное училище, где видел хороший спектакль драматических классов и балет. За ужином сидел с воспитанницами как прежде, только очень недостает маленькой Кшесинской».

«У моей бедной Маленьки болел глаз»

Важнейшее событие в «сердечной» истории Николая и Матильды произошло на следующий день. Он стал рубежом начала гораздо более доверительных отношений между цесаревичем и балериной.

«11 марта 1892 г . Вечер провел чудесным образом: отправился в новое для меня место, к сестрам Кшесинским. Они страшно удивились увидеть меня у них. Просидел с ними более 2-х часов, болтали обо всем без умолку. К несчастью, у моей бедной Маленьки болел глаз, который был перевязан, и кроме того нога не совсем здорова. Но радость была обоюдная большая! Выпив чаю, простился с ними и приехал домой к часу ночи. Славно провел последний день моего пребывания в Питере втроем с такими лицами!

19 марта . Отправился кататься. На Морской встретил К.... Погулял в саду, выпил чаю один-одинешенек!»

С первых дней их близкого знакомства между Николаем и Матильдой завязалась переписка. Судя по дневниковым заметкам Кшесинской, письма они писали друг другу порой чуть ли не ежедневно. Однако в дневнике цесаревича упоминание об эпистолярной стороне их отношений с Малечкой встречается всего один раз.

«20 марта . Погода была скверная и настроение духа неважное. Не получил письма и поэтому скучал! Но что делать, не всякий день праздник!»

Зато будущий император очень пунктуально делает записи о каждой, даже мимолетной, встрече со своей симпатией.

«21 марта . Поехал в Малый театр в ложу дяди Алексея. Давали интересную пьесу «Thermidor»... В театре сидели Кшесинские прямо напротив!

22 марта . После завтрака в 1 ¼ сейчас же отправился кататься в город... Опять видел Кшесинских. Они были в манеже и потом стояли на месте на Караванной.

23 марта . Поехал в Петербург на 4 дня!.. В 11 час. вечера отправился к моим друзьям Кшесинским. Провел с ними время весело и по-домашнему. Старшая играла на фортепиано, а я болтал с младшей! Прекрасный вечер!

24 марта . После обеда поехал навестить Кшесинских, где провел полтора приятных часа...»

Судя по всему, обаяние хорошенькой балерины сыграло свою роль, и цесаревич не на шутку увлекся ею. Однако и чувства к Алисе при этом его не покидали.

«1 апреля. Весьма странное явление, которое я в себе замечаю: я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместимы в душе. Теперь уже пошел четвертый год, что я люблю Аликс Г. и постоянно лелею мысль, если Бог даст, когда-нибудь жениться на ней!.. А с лагеря 1890 г. по сие время я страстно полюбил (платонически) маленькую К. Удивительная вещь наше сердце! Вместе с тем я не перестаю думать об Аликс Г. Право, можно заключить после этого, что я очень влюбчив? До известной степени – да. Но я должен прибавить, что внутри я строгий судья и до крайности разборчив!»


Дневник Николая.

Любопытный факт: вначале, после первого посещения дома Кшесинских, Николай использует в своих записях очень нежные обращения – Маленька, Малечка. А из дневников самой балерины известно, что во время того визита цесаревича 11 марта они условились называть друг друга доверительно: Ники и Маля. Однако в дальнейшем сам наследник престола такой фамильярности – по крайней мере на страницах дневника, избегал. Там фигурируют либо инициалы, либо фамилия.

«14 апреля. Около 11 ½ поехал к М. Кшесинской. Она была снова одна. Время провели за болтовнею и чтением «Петербургского действа».

«16 апреля . Катался по разным улицам и встретил Кшесинских... Приехали с Сандро и Сергеем (великими князьями Александром и Сергеем Михайловичами – А. Д. ) в театр. Давали «Пиковую даму»! Я с удовольствием просидел в этой опере. М. танцевала в пастушке. Потом поехал к ней, к несчастью, лишь на короткое время. Разговоры наши веселы и живы! Я наслаждаюсь этими свиданиями.

20 апреля . Поехал в Петербург... Катался в экипаже долго и 4 раза встретил Кшесинских. Проезжаю мимо, важно кланяюсь и стараюсь не смеяться! В 7 час. обедал у Сандро и вместе в 9 час. поехали в придворный музыкантский хор... Шла французская оперетка... Уехал только в 12 ½ прямо к М. К. Оставался очень долго и чрезвычайно хорошо провел время. Даже произошло маленькое угощение! Я был счастлив до крайности, узнав от М. нечто, меня очень интересовавшее! Пора! Ходу!»

Заключительная часть дневниковой записи выглядит интригующе. Что «пора»? – Можно было бы предположить решимость Николая предпринять некие активные действия для дальнейшего развития этой любовной истории и перевести отношения с приглянувшейся ему девушкой на более «серьезный» уровень. Однако ни в дневниках Матильды, ни в дневниках самого Николая в последующие дни, недели, месяцы нет и намека на подобные революционные перемены. Хотя их свидания происходили часто, порой цесаревич засиживался (но именно засиживался!) у возлюбленной до самого утра.

«21 апреля . Поехали в новую оперу «Князь Серебряный»... Из театра отправился к М. Кшесинской, где снова провел симпатичный вечер. Вот так раскрутился – второй день кряду. Сандро тоже появился там на час. Под его музыку поплясали!

29 апреля . В 10 час. поехал из Гатчино в Петербург и со станции прямо к Кшесинским. Это был последний вечер (цесаревичу предстояло уехать в военный полевой лагерь – А. Д. ), но зато и самый хороший. Старшая сестра вернулась из оперы и ушла спать, оставив М. и меня вдвоем. Поговорили о многом по душе!

30 апреля . Расстались около 5 час. утра, когда солнце поднялось уже высоко. Делается совестно, проезжая мимо городовых. (Как писала в дневнике Матильда Кшесинская, были случаи, когда цесаревич даже давал дежурящим на улице стражам порядка деньги, чтобы они его «не узнали». – А. Д .)


«3 мая. В военном лагере в Капорским целый день ходил в грустном настроении. Настоящая тоска меня грызет!»

Цесаревич отплыл с родителями в Данию. За границей царское семейство пробыло до конца мая, а вскоре после возвращения в Россию, не задерживаясь в Петербурге, цесаревич уехал в лагерь на Военном поле под Михайловкой.

Богатая событиями и встречами «загранка», а потом столь любезные его сердцу армейские будни довольно быстро заслонили в голове Николая соблазнительные воспоминания о свиданиях с Матильдой. Даже намека на нее в его записях за этот период – более двух месяцев! – не встречается.

«Похищение было совершено быстро и скрытно!»

Следующий этап «любовного сериала» начался в июле 1892 года.

«23 июля . После репетиции с батареей церемониального марша на Военном поле отправился совершать галоп до Красного и мимоходом заглянул в театр на репетицию. Весьма приятно провел часок с М. Кшесинской, которая мне положительно вскружила голову!

27 июля . В 2 ½ пополудни отправился в Красное на репетицию, которая затянулась. Вернулся в Михайловку к времени обеда, после чего поехал с Сергеем в театр. После спектакля пересел в другую тройку без бубенчиков, вернулся к театру и, забрав с собою М. К., повез сперва кататься и, наконец, в большой военный лагерь. Ужинали впятером великолепно. Дело похищения было совершено быстро и скрытно! Чувствовал себя очень счастливым! Разъехались в шестом часу утра, солнце светило высоко...

28 июля . Спать пришлось не много, что ж такое! Зато причина слишком хороша и для нее такого бдения даже мало... После завтрака сидел у себя и все время вспоминал про вчерашнюю ночь...

5 августа . Проводив Папа и Мама после посещения моего жилища в Михайловке до пересечения дороги с Ропшинским шоссе, поехал верхом в Красное в последний раз на репетицию в театре. Разговаривал с М. К., утешал ее перед разлукою, но, кажется, без пользы, тоска началась сильная!.. В 8 час. отправились на последний спектакль красносельского театра... Вечером покатал М. К. в тройке и хорошо простился с нею».

На сей раз цесаревич отсутствовал до середины декабря. Он снова участвовал в военных маневрах (теперь – под Ивангородом). Почти весь сентябрь провел с родителями в царских охотничьих резиденциях на территории Польши. Затем была поездка в Австрию, Грецию, и, наконец, долгое пребывание в Абас-Тумане – в гостях у брата.

В записях за этот период не чувствуется никаких признаков сожаления цесаревича по поводу отсроченной еще почти на месяц встречи с Матильдой. Значит, Николай в очередной раз «остыл», оказавшись вдали от симпатичной петербургской балерины? Хотя, судя по дневникам Кшесинской, переписка между ними в эти месяцы не прерывалась.

Вернувшись, наконец, в столицу, наследник престола не спешит возобновить свидания. Судя по записям, он увиделся с Матильдой в январе.

«3 января . Хотя я был дежурный офицер, Папа отпустил меня в театр. Шла смесь разных балетов, тем не менее было удачно. Наконец М. К. танцевала, и я остался ею очень доволен!

4 января . Посидев у Сандро, отправился на часок к М. К. Застал Ю. тоже, было симпатично!»

Тот самый вечер

Настал момент решительного объяснения влюбленных. Дневниковая запись наследника о событиях этого дня, связанных с Кшесинской, очень лаконична.

«8 января. В 6 ½ вечера поехал в Преображенский полк на месячный обед. Провел время прекрасно. Посетил М. К. и остался у нее долго. Имели серьезный разговор друг с другом».

Зато у Матильды перипетии «серьезного разговора» расписаны во всех подробностях - она настаивала на интимной близости, Николай вроде бы сдался, сказав пресловутое «Пора» и пообещал, что все свершится через неделю.

Что же происходило с Николаем в эти дни, готовился ли он как-то к столь волнительному «мероприятию», думал ли о нем, предвкушал?


«9 января . Катались на коньках... Обед был семейный, после чего поехал во французский театр. Давали смешную пьесу... Лег спать наконец рано.

10 января . Вечером был разговор с Папа и Мама втроем. Мне разрешено начать разузнавать насчет Аликс, когда буду в Берлине».

Очень интересно. То есть «амурные дела» с Матильдой его даже в этот период не увлекали «с головой»? И в преддверии самых близких отношений с обворожительной балериной наследник престола продолжал думать о немецкой принцессе, не оставляя надежд добиться все-таки успеха у Алисы Гессенской?

На следующий день цесаревич, действительно, отправился в Берлин, чтобы присутствовать на свадьбе младшей сестры кайзера Вильгельма. «Представительский» визит Николая длился неделю, но за это время лишь однажды в дневнике упомянута его «гессенская мечта», да и то лаконично, без эмоций.

Ясно, что «подходы» Его Высочества по поводу возможности будущей женитьбы на немецкой красавице не дали никаких результатов. Другой на его месте в подобной ситуации, глядишь, решился бы поскорее «заполнить вакуум». Тут самое время выполнить обещание, данное Малечке! Однако цесаревич явно не спешил с этим. Прошел день, два, три после его возвращения в Петербург, но никаких свиданий наследника престола и балерины не случалось. Причем виновником этого был именно Николай. Создается впечатление, что он намеренно уклонялся от визита в дом сестер Кшесинских, находя поводы заменить «решительную» встречу с Малечкой чем-то другим.

В дневниках - игра на бильярде, посиделки с гвардейскими офицерами, танцы,.. – это прекрасно, однако, если молодой человек по-настоящему увлечен девушкой и знает, что она его очень ждет... И не просто очень ждет! Да тут бросишь все прочие развлечения и помчишься на свидание! Однако Николай выкроил время лишь на шестой день пребывания в Питере. Ровно в тот день, на котором обрывается дневник Кшесинской - «Я надеялась, что он ко мне поедет, и поэтому спешила домой!

И он поехал.

«23 января. После чаю читал. В 7 час. был обед у дяди Алексея. Затем все поехали в Михайловский театр... Наконец удалось съездить к М. К.... Провел весьма приятное время с ней».

Судя по такой вполне стандартной формулировке, свидание было под стать прежним: никакого «эксклюзива». А следующий день опять оказался занят участием Его Высочества в великосветской жизни.

«24 января. В 10 ч. в Зимнем дворце начался первый Концертный бал. Было оживленно. Танцевал мазурку и ужинал со старшей княжною Горчаковой – очень напоминает М. К.»

Наверное, Малечка обрадовалась бы, прочитав эту ремарку: значит, ее позиции в сердце цесаревича сохраняются! А на следующий день настойчивая барышня и вовсе могла праздновать большую победу. Вот, пожалуй, главная цитата про роман Николая и Матильды.

«25 января, понедельник . Вечером полетел к моей М. К. и провел самый лучший с нею вечер до сих пор. Находясь под впечатлением ее – перо трясется в руках!»

Никаких конкретных формулировок в этой довольно корявой (от избытка эмоций?) записи Николая нет. Пусть каждый прочитавший ее делает выводы «в меру собственной испорченности». Хотя... Кто-нибудь сможет объяснить, что могло произойти между двумя влюбленными такого, после чего у молодого человека даже полдня спустя руки трясутся от возбуждения? Обнялись-поцеловались? Так они (судя по дневникам Кшесинской) еще задолго до того подобным «грешили». Значит...

«Происходило гичири-пичири»

Начиная со знаменательного дня 25 января 1893 года «восхитительные» встречи цесаревича и балерины становятся регулярными. Их количество даже можно при желании подсчитать, поскольку Николай скрупулезно фиксировал в дневнике каждое их рандеву.

«27 января. В 12 ч. вечера отправился к М. К., у которой оставался до 4 ч. Хорошо поболтали, посмеялись, повозились».

Пусть, однако это последнее слово не вводит в чрезмерный искус сторонников «максимальных» отношений Николая и Матильды. Ведь в дневниках наследника престола такой глагол используется в разных толкованиях. «На прогулке возились, прыгая и застревая в местах, где поглубже снег». «Сильно возились в бальной зале Зимнего дворца». «Возился дома с проверкой задач офицеров...»

«29 января. После обеда поехали в Мариинский театр в «Младу» – оперу-балет... Из театра отправился лишь на часок, к несчастью, к М. К.

30 января . Поехали во французский театр... Вернувшись домой, заехал в 1-й батальон, осмотрел спящих солдат и отправился к М. К. Провел чудных 3 часа с ней!

31 января . Встал поздно, но очень в духе... Закусывали дома в 7 ½ час. Как раз в это время начиналась «Спящая красавица», и думы мои были там, так как главным действующим лицом являлась М. К.!

1 февраля . В 10 ¼ вечера поехал... на бал в Морской корпус... Уехал в час и отправился к М. К. Разговор с ней имел острый характер, но все кончилось к лучшему.

3 февраля. После закуски поехал с тетей Мари в смешную пьесу... Привезши ее домой, отправился к М. К. и оттуда на тройке вчетвером (еще Юлия Кшесинская и барон Александр Зедделер, ее будущий муж – А. Д.) поехали кататься на острова. Было чрезвычайно симпатично... Приехали к Зедделеру, у которого отлично поужинали. Попарно возвратились к ним (Кшесинским – А. Д. ) в квартиру, где я оставался до 6 час. утра.

6 февраля . Уехал в 12 час. к дяде Алексею, хорошо поужинал у него и затем посетил мою М. К., где и оставался до 6 час. утра».


Начались дни поста. Его Высочеству пришлось хотя бы на некоторое время держать себя «в строгости». А это в разгар любовных отношений с Матильдой было не просто. Впрочем, как уже упоминалось выше, настоящий пост молодой Николай соблюдал лишь в первую и последнюю неделю. В конце зимы-начале весны наследник бывает у Кшесинской почти каждый день.

Особо в описании цесаревичем дальнейших событий нас заинтересовало загадочное выражение «гичири-пичири».

«8 февраля . Великий пост!.. Нужно теперь вести жизнь умеренную – ложиться и вставать рано!.. Началось говение. В голове носились не вальсы и кадрили, как прежде бывало после сезона, а больше музыка из «Спящей».

13 февраля , суббота. За обедней причастился Святых Тайн... Вечером окончили говение у всенощной.

14 февраля . В 7 ½ был фамильный обед, после чего поехал во французский театр. Провел большую часть вечера у М. К.

18 февраля . Пил чай наверху у Мама и затем съездил на два часа к М. К. – в последний раз был у них в старой квартире. (В это съемное жилье сестры переехали из отцовского дома по инициативе Малечки еще в 1892-м: предвидя будущие регулярные встречи с цесаревичем, она позаботилась «упорхнуть» из-под родительской опеки. Зимой 1893 года Маля и Юля переселились в более просторное и благоустроенное «гнездышко». – А. Д. )

20 февраля . В театр не поехал, зато отправился к М. К. и отлично вчетвером (с Юлией и А. Зедделером – А. Д. ) поужинали на новоселье. Они переехали в новое жилище, уютный домик-особняк в два этажа... Очень приятно иметь отдельное хозяйство и быть независимым. Засиделись опять до 4 час.

23 февраля . После домашнего чая поехал в полк на общий обед... Оттуда отправился к М. К. Ужинали впятером с Преображенской. Потом происходило гичири-пичири (??? – А. Д. ). Ночью, возвращаясь домой, долго бродил пешком из-за отсутствия извозчика.

25 февраля . Пил чай дома и отправился к М. К., где ужинал по обыкновению и провел прекрасно время.

3 марта . Уехал в 12 ½ ночи домой и, переодевшись, отправился к М. К. Остался до утра.

5 марта . После чаю я поехал к М. К. Отменно поужинали вместе. Приехал домой в 5 ч. утра.

8 марта . В 12 ½ поехал к М. К. к ужину; были Преображенские. Играли в макашку (в макао – А. Д.), веселился.

9 марта. Вернувшись из немецкого театра домой, поехал к М. К. Отлично поужинали довольно большой компанией. Приехал домой в 4 ¼ час».

Между тем подоспела дата в этой любовной истории: миновал ровно год с того знаменательного вечера, когда цесаревич в первый раз пришел в дом Кшесинских и началось их сближение с Малечкой.

«11 марта . Вечером отправился к М. К. Отлично поужинали, и все были очень в духе. Заехал к Зедделеру, поболтали и выпили. Так справил первую годовщину этого дня.

14 марта . После обеда повез Ксению к Воронцовым, у которых провели весь вечер. Вернувшись домой, отправился к М. К. Ужинали втроем, так как А. ушел на линию (в свой полк, расквартированный в Малой Вишере, – А. Д.) . Провел ночь идеально!

16 марта . Поехал в последний раз к М. К. Ужинали вчетвером с Преображенской. Очень грустно было расставаться после двух месяцев только свидания».

Охлаждение

Разъезжать «по командировкам» наследнику престола приходилось много: того требовала армейская служба, а чаще – родительская воля. В середине марта 1893 года в месте с Папа и Мама Николай отправился из Петербурга в Крым. Расставаться с Матильдой в самый разгар их любви ему ох как не хотелось.

«18 марта . (В вагоне поезда по дороге в Севастополь. – А. Д.) По вечерам особенно думается о ком-то!»

Однако даже на таком «пике» отношений наследник престола, оказавшись вдали от предмета своих вожделений, быстро успокоился. Сердечные порывы его улеглись буквально в считаные дни, и дальше никаких намеков на «страсти по Матильде», на желание поскорее вновь вернуться в Петербург и увидеться с нею в его дневниках нет. Впрочем, Николай пишет, что хотел бы оказаться в столице, но причину указывает совсем иную.

«6 апреля . Спрашивал у Папа относительно срока моего возвращения в Питер. Он сказал, что я должен остаться здесь, так как теперь очень редко наша семья собирается вместе. И очень душевно жаль, так хотелось опять увидеть полк!»

Соскучился по товарищам-офицерам, дружеским беседам и пирушкам, по строевым упражнениям, но отнюдь не по женским ласкам. И это касается не одной лишь Малечки. Между строк дневника то же самое отсутствие мужских эмоций читается и применительно к другой вроде бы очень интересовавшей его девушке – Алисе Гессенской. Упоминаний имени ее в записях Николая не встречается ни разу за все эти месяцы. Охладел к немецкой принцессе? Или посчитал, что препятствия на пути к браку с нею чересчур велики?


А. П. Соколов. Портрет императрицы Александры Федоровны (1897 г).

Пожалуй, отношение молодого наследника престола даже к небезразличным ему женщинам можно уподобить взаимодействию бумажного листа и спички: когда пламя находится в отдалении, оно никак не влияет на листок, и лишь при их сближении огонь перекидывается на бумагу, и она вспыхивает. Пока их с Матильдой разделяли две тысячи верст, цесаревич оставался вполне равнодушен к любовным похождениям. Но лишь только он вернулся в Питер, уже на следующий день состоялась встреча.

Подробностей, эмоций в записи нет. Однако, похоже «пламя» на сей раз не очень-то «разгорелось». Во всяком случае в последующие несколько недель упоминаний о новых встречах с Кшесинской в дневнике найти не удалось. А накануне своей очередной «отлучки» из столицы (ему предстоял визит в Англию), Николай пишет, что не очень хочет уезжать потому, что «тяжко покидать полк и свой батальон как раз в самое деятельное время в лагере». Опять армейские интересы и никаких «сердечных» причин!

Этот зарубежный вояж продлился более двух недель. После него в отношениях Матильды и Николая «ренессанса» не наступило. То есть приязненность между этими двумя молодыми людьми еще существовала, однако весьма умеренная. Они встречались, но мимолетно, коротко. Ни о каких свиданиях, затянувшихся до утренней зари, и речи уже не было.

Именно такой вывод напрашивается, когда читаешь дневник наследника престола за этот период. Судя по всему, инициатором подобного «успокоения» стал именно Николай.

На фоне явного охлаждения к Кшесинской Николая вполне устраивала веселая холостяцкая жизнь в военном лагере. Однако этой вольнице пришел конец. Совсем скоро императорское семейство отправилось в очередной раз к своим родственникам в Данию. Эти датские «каникулы» растянулись почти на два месяца,

Петербургская осень 1893-го, а затем и зима прошли для Его Высочества фактически в полном отстранении от когда-то столь очаровавшей его Кшесинской. Личных контактов с нею цесаревич уже не поддерживал, хотя сам же признавался в записях, что ему недостает человеческого дружеского общения.

Что стало причиной охлаждения? Из мемуаров современников мы знаем, что слухи о романе Кшесинской и Николая вовсю обсуждали в высшем свете. За наследником престола «из соображений безопасности» следили полицейские - о его поездках к Кшесинской было известно и из этих источников. В общем, дело становилось слишком резонансным.

Но главное - цесаревич не оставлял мыслей об Алисе Гессенской. Впрочем, он неожиданно обратил внимание и на другую балерину.

«17 ноября . Обедал у дяди Миши и отправился в чудную «Спящую красавицу». Танцевала М. Кшесинская. Из театра прямо в Гатчино, куда приехал к 12 ½”.

Получив чисто эстетическое удовольствие от балета, Николай даже не стал задерживаться в театре, не говоря уж о том, чтобы заехать, как бывало прежде, в гости к Малечке. Вместо этого – домой и спать.

Наверняка Кшесинская очень переживала столь явное свое поражение в отношениях с Николаем. А тут еще у нее и на сцене объявилась опасная конкурентка, грозившая перехватить внимание заядлого театрала – цесаревича. Действительно, в его дневниках появились восторженные упоминания о новой балетной приме Мариинского театра.

«4 декабря . В 2 часа поехал на генеральную репетицию нового балета «Сандрильона». Дивно танцевала новая итальянка Пьерина Леньяни.

9 января 1894 г. Поспешили в балет. Шла возобновленная «Катарина» с Леньяни, которая танцевал дивно. Я никогда не видел ничего подобного!

23 января . После закуски отправился в балет. Шла опять «Золушка». Ходил на сцену и познакомился с Леньяни.

26 января . В 8 час. поехал с Мама, Ксенией и Сандро в театр. Был бенефис Леньяни в чудной «Коппелии». Поднес ей с дядями брошку».


Пьерина Леньяни.

Матильда на излете 1893 года все-таки попыталась предпринять «контр-наступление» и вернуть себе хотя бы отчасти позиции в сердце цесаревича. В последние недели декабря ее имя вдруг замелькало в дневниковых записях Николая. И не просто замелькало, – он упоминает о нескольких длительных – ночь напролет, «загулах» в особняке Кшесинских. Правда, на эти пирушки собиралось многолюдное общество, и, судя по всему, никаких уединений с прежней возлюбленной у Его Высочества не было.

«10 декабря . 1893 г. В 5 ч. поехал из Гатчино в Петербург...Ужинал у М. К. веселой компанией. Играли до утра в бакара, – проигрался.

Тот декабрьский вечер в доме сестер Кшесинских, никаких подробностей о котором Николай не сообщает, стал, похоже, последним настоящим свиданием в «лав-стори» цесаревича и балерины. Дальше в дневниках наследника престола имя Матильды встречается лишь несколько раз, да и то в связи с участием ее в балетных спектаклях, которые он попосетил.

«Надеялся уже перестать быть холостяком»

Итак, судя по всему, чувства к «великолепной» Матильде окончательно улетучились из сердца наследника престола.

Что же касается будущей российской императрицы, то в ноябре 1893 года Николай получил от объекта своих воздыханий послание, казалось бы, окончательно поставившее крест на всех матримониальных планах.

«18 ноября. Утром вскрыл пакет, лежавший со вчерашней ночи на столе, и из письма Аликс из Дармштадта узнал, что между нами все кончено, – перемена религии для нее невозможна, и перед этим неумолимым препятствием рушится вся моя надежда, лучшие мечты и самые заветные желания на будущее. Еще недавно оно казалось мне светлым и заманчивым и даже вскоре достижимым, а теперь оно представляется безразличным!!! Ужасно трудно казаться спокойным и веселым, когда таким образом сразу разрешен вопрос относительно всей будущей жизни!

31 декабря . Встретили Новый год у Мама... Должен сказать в заключение, что он, то есть 1893 год, слава Богу, прошел благополучно, но что я лично надеялся уже перестать быть холостяком. Но во всем волен один Бог Всемогущий!»

В этой записи и кроется главное возможное объяснение тем метаморфозам, которые произошли в отношениях между Кшесинской и Николаем во второй половине года. Наверное, цесаревич все-таки всерьез рассчитывал на успех своего сватовства к Алисе, и потому – чтобы быть чистым перед будущей супругой - решил свести на нет приватное общение с балериной. Другой вопрос, на который теперь уже вряд ли удастся найти ответ, – чего было больше в таком решении: волевого усилия над собой или утраты элементарного мужского интереса к Матильде?

Николай и Алиса Гессенская.

История помолвки Николая и Алисы Гессенской широко известна. Вроде бы после ее отказа, присланного в ноябре, Николаю следовало начать поиски иной кандидатки в жены, но он не хотел сдаваться. Возможность как-то повлиять на ситуацию в личном общении с принцессой появилась у него весной 1894-го. Николай Александрович был отправлен родителями в качестве представителя российской Императорской фамилии на очередную «королевскую» свадьбу в Германию.

«5 апреля. Кобург. Боже, что сегодня за день! После кофе около 10 час. пришли к тете Элле в комнаты Ерни (брат Алисы герцог Эрнст-Людвиг Гессенский – А. Д. ) и Аликс. Она замечательно похорошела, но выглядела чрезвычайно грустно. Нас оставили вдвоем, и тогда начался между нами тот разговор, которого я давно сильно желал и вместе с тем очень боялся. Говорили до 12 час., но безуспешно. Она все противится перемене религии. Она, бедная, много плакала... Я душой устал сегодня».

Однако к делу сватовства подключилась после этого «тяжелая артиллерия» – приехавшие в Кобург на свадебное торжество английская королева Виктория – бабушка Алисы и ее кузен, германский император Вильгельм II. Благодаря общим стараниям все препятствия были, наконец, устранены. 8 апреля помолвка состоялась.

Одолеваемый любовной горячкой наследник престола даже забыл, похоже, о своем увлечений театром: в его дневниках не встречается записей о посещении спектаклей. И уж тем паче Николай отстранил от себя всякие напоминания о прежнем увлечении Кшесинской.

А сама Матильда, прекрасно понимая, что вернуть чувства цесаревича, помешать его женитьбе на Алисе Гессенской невозможно, нашла в себе силы справиться с отчаянием и обрести новую опору в личной жизни. Эта волевая женщина уже вскоре сумела найти замену Николаю – причем тоже из семейства Романовых. А с людьми не «царских» кровей ей было теперь уже скучно.

«15 декабря . В дворянском собрании ежегодный большой маскарад в пользу Человеколюбивого общества. Я была предметом общего внимания и, не смотря на все это, я не веселилась, никто меня не интересовал. Если бы еще были Михайловичи (великие князья Сергей и Александр – А. Д.), мне было бы веселее. Раньше, даже год назад я бы очень осталась довольна этим балом, а теперь я сделалась требовательнее, мне не может быть весело там, где только простые смертные».


Великий князь Сергей Михайлович.

Как раз один из упомянутых в этой записи великих князей – Сергей Михайлович Романов, дядя цесаревича, – стал «утешителем» очаровательной балерины...

Судя по скупым упоминаниям событий в дневниковых записях самого наследника престола, серьезные отношения с Кшесинской у него были лишь на протяжении менее чем четырех месяцев зимы-весны 1893 года.

Самое известное место в Петербурге, связанное с именем Матильды Кшесинской, - принадлежавший ей особняк на Кронверкском проспекте. Его начали строить специально для балерины в 1904 году, но не на её собственные средства, а на деньги великого князя из рода Романовых Сергея Михайловича - второго любовника артистки. Однако в 1917 году ей пришлось покинуть особняк навсегда. После Февральской революции в нём хозяйничали большевики, и особняк был полностью разграблен. Поэтому каких-то подлинных вещей балерины почти не сохранилось. Сейчас в особняке находится Музей политической истории России, но о его хозяйке здесь никогда не забывают. В здании работает постоянная экспозиция "Матильда Кшесинская: фуэте судьбы", поэтому есть много специалистов, для которых белых пятен в биографии великой балерины почти не осталось.

Конечно, нам постоянно приходится развенчивать мифы и легенды, cвязанные как с самим особняком, так и с именем Матильды, - начала рассказ куратор экспозиции Маргарита Самойлова. - Мы слышали и о том, что якобы был проложен подземный ход от особняка к Зимнему дворцу прямо под Невой, и о том, какие сокровища якобы до сих пор здесь зарыты. Но, конечно же, все эти слухи не соответствуют действительности.

Она была необыкновенно талантлива
О самой Матильде, а также о её отношениях с наследником русского престола Николаем Александровичем также существует огромное количество легенд. Последнее время православные активисты настаивают на том, что у царя вообще не было любовных отношений с артисткой балета, а их связь была исключительно духовной. Историки с таким мнением не согласны.

Это были нормальные интимные отношения двух молодых людей, - говорит Маргарита Самойлова. - Матильда познакомилась с наследником в 1890 году на выпускном в балетном училище. И есть мнение, что рассадка гостей на последующем за выступлением балерин торжественном ужине не была случайной. Посадить Матильду рядом с Николаем мог распорядиться сам Александр III, мечтавший, чтобы наследник из застенчивого юноши превратился в настоящего мужчину.

План сработал: Николай и Матильда влюбились друг в друга. Их встречи происходили в доме на Английском проспекте, 18, который был снят для свиданий.

Отношения прекратились
Продлились отношения Николая и Матильды совсем недолго - с 1890 по 1894 год, да и то за этот период будущий царь успел совершить кругосветное путешествие. Потом своё чувство Николай II назовёт "самыми светлыми" страницами юности.

Мы точно знаем, что, после того как состоялась помолвка Николая с Алисой Гессенской, его отношения с Матильдой закончились, - говорит Маргарита Самойлова. - Поэтому называть балерину любовницей царя некорректно.
Будущий император после расставания передал Матильду на попечение своего двоюродного дяди Сергея Михайловича. Он преданно любил Матильду 25 лет и даже дал своё отчество сыну балерины - Володе, который родился в 1902 году. Позднее Матильда даст ему отчество настоящего отца - великого князя Андрея Владимировича (двоюродного брата Николая II), который станет её мужем уже во Франции.

Романовы в жизни Матильды Кшесинской
Трое мужчин из рода Романовых сыграли в жизни Матильды Кшесинской самую большую роль. Вот они:

Балерина чуть-чуть не дожила до ста лет
Покинув в 1917 году Петроград, больше трёх лет Матильда Кшесинская жила на юге России. Лишь в феврале 1920 года на пароходе "Семирамида" она уехала из страны навсегда. Во Франции она проживёт долгую и насыщенную событиями жизнь и умрёт в Париже в 1971 году, не дожив трёх месяцев до своего столетия.

С собой из своего роскошного особняка Матильда увезла маленький чемоданчик с драгоценностями, - говорит Маргарита Самойлова. - В банках у неё хранились другие украшения и деньги, но все они были национализированы. Великий князь Сергей Михайлович долго оставался в городе и надеялся, что сумеет что-то вывезти. Но так и не смог: в июле 1918 года он был расстрелян под Алапаевском.

Андрею Владимировичу повезло больше: он эмигрировал, и в 1921 году в Каннах уже 49-летняя Матильда Кшесинская стала его законной женой.

В 1929 году в Париже Кшесинская открыла свою балетную школу. Произошло это не столько из любви к искусству: ей нужно было зарабатывать на хлеб. В последний раз Матильда вышла на сцену 14 июля 1936 года на вечере балета в лондонском театре Ковент-Гарден - ей было 64 года. Театр был переполнен.
Cын балерины Володя так и не завёл семью, всю свою жизнь посвятив матери.

1960 год - в Париже вышли мемуары Матильды Кшесинской, где она рассказала о своём знакомстве и встречах с наследником престола

1. Александр III и Мария Феодоровна не являлись инициаторами «романа» Цесаревича Николая Александровича и М. Кшесинской.

2. Александр III и Мария Феодоровна не были противниками свадьбы своего сына на Принцессе Гессенской Алисе. Наоборот, узнав о помолвке были счастливы за сына.

3. Юношеское увлечение Цесаревичем Николаем Александровичем балериной М. Кшесинской не носило с его стороны характера «любовной страсти» и не переходило в сексуальную связь.

4. Цесаревич с ранней юности мечтал жениться на Принцессе Алисе, и никогда не собирался придавать хоть сколько-нибудь серьезный характер своим отношениям с Кшесинской. Утверждения авторов сценария, что Николай Александрович так «любил» Кшесинскую, что не хотел жениться на Принцессе Алисе, и даже был готов променять корону на брак с балериной, являются чистейшим вымыслом, ложью.

5. Крушение Императорского поезда произошло осенью 1888 г., за два года до знакомства Александра III и Цесаревича Николая Александровича с М. Кшесинской. Поэтому, они никак не могли говорить о ней. Самой Кшесинской было в 1888 г. 16 лет.

6. М. Кшесинская никогда не была на Высочайших приемах.

7. Принцесса Алиса Гессенская прибыла в Крым 10 октября 1894 г., то есть за десять дней до кончины Императора Александра III. Поэтому совершенно не понятно, почему она по сценарию одета в траурное платье и выражает Наследнику соболезнования. Кроме того, Наследник встречал Аликс в Алуште, куда она была доставлена конным экипажем, а не поездом, как это утверждается в сценарии.

8. М. Кшесинская не присутствовала на коронации Императора Николая II, и он никак не мог ее там видеть.

9. Порядок коронации и венчания российских императоров расписывался до деталей и имел вековую традицию. Откровенным вымыслом и ложью являются положения сценария, где Александра Феодоровна спорит с Марией Федоровной одевать ли ей шапку Мономаха или большую императорскую корону. А также то, что Мария Федоровна сама примеряла своей невестке корону.

10. В репетиции коронации согласно установленного порядка принимали участие не лично Император и Императрица, а придворные лица.

11. Старший сын Императора Александра II Наследник Цесаревич Николай Александрович скончался в 1865 г. в Ницце не от туберкулеза, как об этом заявляет «Мария Федоровна», а от менингита.

12. Первая киносъёмка в России, осуществлённая французской компанией «Пате», была посвящена не приезду в Симферополь «на поезде» Принцессы Алисы, как об этом утверждается в сценарии, а коронации Императора Николая II.

13. Император Николай II не падал в обморок на коронации, его корона не катилась по полу.

14. Император Николай II никогда, тем более один, не заходил за кулисы театров.

15. В списке директоров Императорского театра никогда не было человека с именем «Иван Карлович».

16. Среди врачей, лечивших Государыню Императрицу Александру Феодоровну никогда не было «доктора Фишеля».

17. Костюм балерин не одевается на голое тело, поэтому эпизод с оторванной лямкой лифа не мог иметь место в действительности.

18. Никто, кроме близкого семейного окружения, не мог говорить Царю или Наследнику «ты», тем более, этого не мог делать К. П. Победоносцев.

19. Никогда ни один русский офицер в здравом рассудке не мог броситься на Наследника престола с целью его побить или убить, из-за «поцелуя балерины».

20. Император Николай II никогда не пытался отказаться от престола, тем более не предпринимал попыток «бежать» с Кшесинской из России.

21. Коронационные подарки раздавались народу не киданием их с каких-то вышек, а в специально отведённых для этого буфетах. Давка началась за несколько часов до раздачи подарков, ночью.

22. Император Николай II никогда не приезжал на Ходынское поле и не осматривал «гору трупов», которой и не было. Так как в общее число погибших в ходе давки (1300 человек) входят и скончавшиеся в больницах. К приезду Императора и Императрицы на Ходынском поле, трупы погибших уже были увезены. Так что «обозревать» было нечего.

23. Клевета: Александр III занимается организацией блудных свиданий для своего сына, заставляя своего брата Великого князя Владимира фотографировать для этого балерин.

24. Клевета: Александр III призывает своего сына Цесаревича Николая жить блудной жизнью, «пока я жив».

25. Клевета: Александр III перед смертью благословляет М. Кшесинскую на блудное сожительство со своим сыном Цесаревичем Николаем.

26. Клевета: Александр III уверяет, что все русские императоры за последние сто лет жили с балеринами.

27. Клевета: Александр III называет балерин «породистыми русскими кобылами».

28. Клевета: Николай II рисует на фотографиях балеринам усы и бороды.

29. Клевета: Николай II не скрывает своих отношений с Кшесинской и вступает с ней в половой контакт в Большом Петергофском дворце, впадая тем самым блуд.

30. Клевета: Николай II и Александра Феодоровна участвуют в спиритических оккультных сеансах «доктора Фишеля», что является по учению Православной Церкви тяжким грехом.


Фильм.
В картине Алексея Учителя Матильда, которую сыграла польская актриса Михалина Ольшанская, - блестящая красавица. На экране вокруг прекрасной польки бушуют такие страсти, что по-другому быть не может. «Более пятидесяти актрис пробовались на роль Кшесинской, поиск был мучительным, - признается режиссер. - Когда на съемочную площадку приехала Михалина, я понял, что нашел Матильду и, опасаясь потерять ее, в тот же день без кинопроб подписал контракт». Кстати, Матильду должна была сыграть Кира Найтли, но актриса забеременела, и пришлось искать ей замену. Михалина не танцовщица, она киноактриса, скрипачка и певица, но фигура и стать при росте 1 м 65 см у девушки балетные.

Кшесинской не было 18, когда в марте 1890 года она познакомилась с цесаревичем во время торжественного обеда в честь выпускниц Петербургского балетного училища. Михалине 25, выглядит она старше своих лет, и это уместно: фильм не о романической влюбленности, а о страсти.



Император Николай II и императрица Александра Федоровна (Аликс). Фото: Global Look Press

Матильда, или Маля, как ее называли близкие, у Ольшанской получилась волевой и своенравной. На пути к цели - завладеть цесаревичем и заставить его отказаться ради нее от престола - она сметает все и всех. Останавливают героиню только судьба и рок. Прототип же, Матильда Кшесинская, и не мечтала о том, чтобы стать женой цасаревича. Когда балерина уходила от родителей жить в дом на Английском проспекте Петербурга, купленный для нее Николаем, она знала, что может быть только любовницей, и мирилась с этим. Но Матильду действительно отличал характер. Более десяти лет она, пользуясь поддержкой всесильных поклонников, безраздельно царила на сцене Мариинского театра. Великие балерины того времени - Тамара Карсавина и Анна Павлова, танцевавшие в одно время с Матильдой, имели статус первых балерин, но прима была одна - Кшесинская.


История.
Одного взгляда на портрет звезды императорского балета достаточно, чтобы отметить: Кшесинская не была красавицей. Крупный нос, широкие брови… Лицо лишено гармонии, но обратите внимание на выражение умных темных глаз. Перед нами явно незаурядная женщина. В рецензиях петербургской прессы на балеты с участием «примы-балерины абсолюта» (так называли Матильду) много сказано о ее «физическом обаянии», однако комплименты в адрес внешности звучали сдержанно: «симпатичная артистка… симпатичная балерина», но никогда - «красавица».


Прима-балерина Матильда Кшесинская (1903). Фото: Global Look Press

Стройную, грациозную, маленькую Кшесинскую (рост балерины 1 м 53 см) хвалили за то, что в ней «много жизни, огня и веселости». Возможно, в этих словах кроется тайна магического очарования Матильды Феликсовны, которая сама о себе говорила: «От природы я была кокеткой». Она любила и умела жить, радоваться роскоши, земным благам и окружать себя первыми мужчинами государства, во власти которых дать все, что она пожелает. В Кшесинскую были влюблены наследник российского престола цесаревич Николай, великий князь Сергей Михайлович, двоюродный брат Николая Андрей Владимирович, которому Матильда родила сына Владимира. За Андрея Владимировича Матильда долго мечтала выйти замуж, но лишь в 1921 году, в эмиграции, в Каннах, смогла обвенчаться с одиним из Романовых и сменить статус любовницы на титул светлейшей княгини Романовской-Красинской.

Цесаревич Николай


Фильм.
Цесаревича в фильме играет 41-летний немецкий актер и театральный режиссер Ларс Айдингер, посвятивший работе над ролью почти два года. На контрасте с укрепившейся за Николаем славой слабого царя, Айдингер играет почти шекспировского героя, человека сильных страстей, способного ради любви на бунт. Он страдающий, стремильный и резкий в движениях. Внешне экранный герой тоже мало напомниет исторического персонажа в юные годы. Айдингер высокий (рост 1 м 90 см), крупный, зрелый. Возраста добавляет и окладистая борода. Перед нами не слабый нерешительный цесаревич, а личность. Будь Николай таким героем, каким его сыграл Айдингер, кто знает, как бы сложились судьбы династии и страны. Роль Николая была обещана Даниле Козловскому, но когда решение изменилось, актеру предложили сыграть графа Воронцова, персонажа, которого в реальности не существовало.



Ларс Айдингер в роли Николая. Фото: PR-агентство «Sarafan PR»


Юный цесаревич Николай (1890). Фото: Global Look Press

История. Рыжеватый, худой, стройный, невысокого роста, короткая стрижка ежиком и спокойные серо-зеленые глаза - таким увидела цесаревича Матильда. На момент встречи с Кшесинской 22-летний будущий император носил небольшие щегольские усики, борода появилась позже. Современники утверждают, что жесты и движения Николая были очень размеренны, даже медленны. «По натуре он был добрый, простой в обращении. Все всегда были им очарованы, а его исключительные глаза и улыбка покоряли сердца. Одной из поразительных черт его характера было уметь владеть собою и скрывать свои внутренние переживания, - пишет о Николае Кшесинская в книге «Воспоминания». - Для меня было ясно, что у наследника не было чего-то такого, что нужно, чтобы царствовать… Чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не предназначен ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб он должен будеть играть».

Принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская


Фильм.
Экранную Алису иначе как рыжая бестия не назовешь. Немецкая театральная актриса Луиза Вольфрам, похожая на Тильду Суинтон, создала гротескный образ. Жалкая, долговязая, нескладная, она пытается соблазнить Николая танцуя и запутывается в юбках, вызывая у зрителей смех. Алиса - полная противоположность блистательной Матильде. Невеста цесаревича неудачно интригует против балерины, устраивает спиритические сеансы, колдует на крови и носит зеленые платья в жутких розочках. Императрица и мать Николая Мария Федоровна то и дело упрекает будущую невестку в безвкусии и явно ее недолюбливает, как и все окружение цесаревича.



Ларс Айдингер и Луиза Вольфрам, сыгравшая Аликс. Фото: PR-агентство «Sarafan PR»


История.
Как только в апреле 1894 года принцесса стала невестой наследника, он признался ей в увлечении Кшесинской и прекратил связь с балериной. В ответ получил от Аликс короткое письмо: «Что было, то было, и никогда не возвратится… Я люблю тебя еще сильнее после того, как ты рассказал мне эту историю». По версии авторов фильма, Алисе пришлось добиваться свадьбы с цесаревичем, но на деле все было иначе. Принцесса несколько раз отказывала наследнику, не желая изменять лютеранской вере, но затем поддалась уговорам. Как отмечали современники, Алиса отличалась безупречным вкусом, была высокой и стройной. «Густые волосы тяжелой короной лежали на голове, украшая ее, но большие темно-синие глаза под длинными ресницами смотрели холодно…»

Вся правда о любви

«Послушайте, как будет: это вы, а не я будете ревновать, мучиться, искать встречи и никого не сможете полюбить так, как меня…» - говорит в фильме Матильда наследнику. В действительности Матильда была заинтересована в отношениях больше, чем Николай, любила и страдала в разлуке сильнее, чем он. В июне 1893 года, когда в очередной раз не решился вопрос о помолвке наследника с принцессой Алисой, Кшесинская сняла дачу неподалеку от Красного Села, где стоял полк наследника. Но за все лето он приехал к Матильде всего два раза. В дневниках цесаревича есть записи о том, что сердце и голова его в тот период были заняты только принцессой. «После помолвки он просил назначить ему последнее свидание, и мы условились встретиться на Волконском шоссе. Я приехала из города в своей карете, а он верхом из лагеря. Наедине состоялась одна единственная встреча… Что я испытывала в день свадьбы Государя, могут понять лишь те, кто способен действительно любить всею душою», - признавалась Матильда.


Кадр из фильма. Фото: PR-агентство «Sarafan PR»

«Маля мне нравится, Аликс я люблю», - записал цесаревич в своем дневнике, и в этой фразе вся правда о любовном треугольнике - Николае, Алисе (или Аликс) и Матильде. А вот строки из дневника царицы, которые она записала в первую брачную ночь: «Мы принадлежим друг другу навеки… Ключ от моего сердца, в котором ты заключен, утерян, и теперь тебе никогда не вырваться оттуда».

Редко какой из фильмов привлекал столько внимания современного общества, как фильм «Матильда». Однако ошибочно сегодня делать акцент по тематике ленты только на «кинопродукте» Алексея Учителя. Очередная активная фаза по дискредитации образа Российского Императора берёт начало куда ранее: с 2015-го года. Тогда «мастера исторического жанра», в силу им известных причин, вдруг вновь обратились к личности балерины. И поток лжи, целью которой являлся Царственный Мученик, заполнил своим зловонием страницы газет, телеэкраны, интернет-пространство. Завершился в 2017-м грандиозным по масштабу извращением в виде «исторического блокбастера». Логичен вывод об организованной кампании в преддверии трагической для истории России даты: столетия революционных событий.

Любовные отношения между ярчайшей звездой балетного искусства и последним из царствующих династии Романовых - миф возраста более века. Различные псевдоисследователи, сочиняя небылицы о физической близости балерины и Цесаревича, безосновательно ссылаются на «Воспоминания» Кшесинской, которые ничего подобного не содержат.

«Воспоминания» Матильда Кшесинская писала в 60-е годы прошлого века во Франции и вряд что-то скрыла о своих отношениях с Государем. Наоборот: напиши она в стиле дешёвого любовного водевиля и прибыль от продажи «Воспоминаний» возросла бы в разы. Но измышлениями бывшая балерина не увлекалась, что делает честь достойной женщине, не менее оболганной, чем Хозяин Земли Русской. «Воспоминания» излагаются по годам. Однако в них - ни слова о близости с Николаем Александровичем. Тем не менее, ложь о любовной связи балерины с Наследником прочно осела как в информационных изданиях, так и в головах доверчивых граждан.

И, правда: почему обычному читателю не поверить «Аргументам и фактам», поместившим в 2016-м году на своих страницах статью Андрея Сидорчика «Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых»? Проиллюстрируем один из фрагментов публикации: «В январе 1892 года к Матильде в дом прибыл некий "гусар Волков". Удивленная девушка подошла к дверям, а навстречу ей шел… Николай. Ту ночь они впервые провели вместе».

Опровергнем «товарища» Сидорчика: в январе 1892-го года в дом к Матильде «прибыть гусар Волков» не мог за неимением у Кшесинской такового. Балерина проживала у родителей - людей нравов крайне строгих. А собственный особняк (Английский проспект, № 18) приобрела только во второй половине 1892-го. Фамилия гусара Волкова в «Воспоминаниях» упоминается всего один раз: «Товарищем по полку Наследника был гусар Евгений Волков, которого я хорошо знала. Он должен был сопровождать Наследника в кругосветном путешествии».

Обратимся к «ночам» балерины с Наследником. В «Воспоминаниях» есть лишь одно упоминание о совместной ночи. Приведём его полностью, ибо оно даёт понимание действительных отношений Цесаревича и Кшесинской:

В один из вечеров, когда Наследник засиделся(!) у меня почти что до утра, он мне сказал, что уезжает за границу для свидания с принцессой Алисой Гессенской, с которой его хотят сватать. Часто Наследник привозил с собой свои дневники, которые он вёл изо дня в день, и читал мне те места, где он писал о своих переживаниях, о своих чувствах, которые он питает к принцессе Алисе. Он её (Алису) считал наиболее подходящей и что к ней его влекло всё больше и больше, что она будет его избранницей, если на то последует родительское разрешение.

Изложенное подтверждает наличие между Матильдой и Николаем Александровичем близости исключительно духовной. Будучи человеком чести, грань этой близости Цесаревич перейти не мог пониманием невозможности брака с балериной, будучи наследником престола. Данное обстоятельство подтверждает и Кшесинская: «Чувство долга и достоинства было в нём (в Цесаревиче) развито чрезвычайно высоко». Отсюда любовный роман балерины и Наследника с переодеванием - абсолютный вымысел.

Между прочим, статье в «Аргументах и фактах» годом ранее предшествовал документальный фильм «Матильда Кшесинская. Загадки жизни». В нём бурная фантазия Елизаветы Горобец - автора сценария фильма - разыгралась куда круче, особенно в описании первого свидания Матильды с Николаем Александровичем. Оно, по фильму, произошло после выпускного экзамена Кшесинской в Императорском театральном училище в марте 1890-го. Тогда, как известно, экзаменационное выступление балерины понравилось Александру III, и он посадил Матильду за стол рядом с собой и наследником престола.

К слову сказать: эпизод с Царём-Миротворцем в документальном фильме единственный, где его создатели почти не лгут. Почти: ибо шутливое, с улыбкой, обращение Александра Александровича к юной Кшесинской: «Смотрите, только не флиртуйте слишком», ими мерзко переврано в угрозу Императора семнадцатилетней девушке.

Далее зрителям откровенно вешают «лапшу на уши». Оказывается, после короткого общения за столом, влюбленный Николай Александрович стал засыпать Кшесинскую драгоценными подарками. «Матильда рассказала своим подружкам по училищу, как за ней красиво ухаживает наследник престола. Кто-то из девушек позавидовал, кто-то посмеялся над её хвастовством. "Держу пари", - воскликнула Матильда, - Николай будет у моих ног"».

В фильме ведущий рассказывает о первой личной встрече Матильды Кшесинской с Цесаревичем как будто находился рядом. Кшесинская возвращается со сцены в гримёрную и «вдруг чья-то рука схватила её за лодыжку. Балерина потеряла дар речи и даже не сумела позвать на помощь. Матильда не знала чего ждать от наглого поклонника и с ужасом смотрела, как он неуклюже выбирается из-под стола. Незнакомец снял парик и очки, и Кшесинская поняла, что причин для паники нет. Перед ней был наследник престола». После чего завязывается бурный роман и Николай Александрович теряет голову от любви к Матильде. Александр III в гневе на сына, упрекает его: «Стыдно из-за женщины забывать о державе» и отсылает Наследника на крейсере в Японию.

Описанное - развесистая «клюква». Не осыпал Цесаревич Матильду бриллиантами и жемчугами, не было любовных встреч, парика с хватанием за лодыжку под столом и клятвами перед подругами юной балерины. Не отправлял Император Наследника в Японию из-за того, что тот «забыл о державе».

В подтверждение сошлёмся на «Воспоминания» Кшесинской. В них она рассказывает о своих встречах с будущим императором после выпускного экзамена - до отъезда того из России. На самом деле Матильда видела Николая Александровича лишь несколько раз в общественных местах. Процитируем балерину о её контактах с Цесаревичем, расположив их в хронологическом порядке, как в «Воспоминаниях»:

Дня через два (после экзамена) я шла с сестрой по Большой Морской, как вдруг проехал Наследник. Он узнал меня, обернулся и долго смотрел мне вслед.

В другой раз я шла по Невскому проспекту мимо Аничкова дворца, где в то время жил Император Александр Третий, и увидела Наследника, стоявшего со своей сестрой. Опять неожиданная радостная встреча. Случайные встречи с Наследником на улицах были еще несколько раз.

Мои мечты сбылись. Не только в первый день, но и на всех представлениях Наследник приходил на сцену и разговаривал со мной. Со времени училищного спектакля я мечтала снова увидеть его хоть издали, и теперь, когда могла даже говорить с ним, я была бесконечно счастлива.

В это лето я раз была в Петергофе у Маруси Пуаре и весь день надеялась встретить Наследника на прогулке, но этого не случилось. Настал печальный день отъезда Наследника в кругосветное путешествие.

Вот и всё что было! Добавим к изложенному: встречи (обычные, не любовные) Николая Александровича с Матильдой Кшесинской практически прекратились после вступления Цесаревича на Престол и сочетания брака с Александрой Фёдоровной в 1894-м. Безусловно, Кшесинская любила Государя. Однако повторимся, то была любовь, не переросшая в нечто большее, чем духовная связь молодых людей.

Но если в документальном фильме проскальзывали хоть какие-то незначительные подлинные детали из жизни балерины, то в «Матильде» Алексея Учителя отсутствует даже малейший намёк на историческую реальность, подменённую примитивной пошлостью.

Начнём с того, что Цесаревич на экране появляется в виде грузного мужчины лет пятидесяти с бородой и одутловатым лицом человека, явно злоупотребляющего спиртным. Одет почему-то в генеральский с эполетами мундир голубого цвета, какой носил шеф корпуса жандармов Александр Бенкендорф. Между тем Николаю Александровичу в 1890-м (речь об этой дате) исполнилось всего двадцать два года. Бороды молодой Наследник ещё не носил и был в звании гвардейского капитана.

В фильме есть сцена пародийная, когда наследник престола показан сверху обычных строительных лесов в сиянии огней. Да, обычных примитивных строительных лесов, какие, вероятно, арендовали у строительной фирмы. На лесах водружены и свисают полотнища государственных бело-сине-красных цветов флагов Российской Федерации вместо императорских: чёрно-жёлто-белых. Внизу, к стоящей под лесами Матильде Кшесинской подвозят на инвалидной коляске(!) Александра III. С неё Император обращается к балерине: «Береги его (Цесаревича)».