Как привести к квадратному уравнению. Уравнения, приводимые к квадратным. «Сквозная» самостоятельная работа

Урок № 1

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: беседа.

Цель: сформировать умения решать уравнения, приводимые к квадратным.

Задачи:

  • познакомить учащихся с одним из способов решения уравнений;
  • отработать навыки решения таких уравнений;
  • создать условия для формирования интереса к предмету и развития логического мышления;
  • обеспечить личностно-гуманные взаимоотношения между участниками учебного процесса.

План урока:

1. Организационный момент.

3. Изучение нового материала.
4. Закрепление нового материала.
5. Домашнее задание.
6. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: «Ребята, сегодня мы начинаем изучать важную и интересную тему «Уравнения, приводимые к квадратным». Понятие квадратного уравнения вам известно. Давайте вспомним, что мы знаем по данной теме».

Школьникам предлагается инструкция:

  • Вспомните определения, связанные с данной темой.
  • Вспомните методы решения известных уравнений.
  • Вспомните свои затруднения при выполнении заданий по темах, которые «близки» с данной.
  • Вспомните способы преодоления затруднений.
  • Продумайте возможные исследовательские задания и пути их выполнения.
  • Вспомните, где применялись ранее решаемые задачи.

Ученики вспоминают вид полного квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения, условия решения полного квадратного уравнения, методы решений неполных квадратных уравнений, понятие целого уравнения, понятие степени.

Учитель предлагает решить следующие уравнения (работа в парах):

а) х 2 – 10х + 21 = 0
б) 3х 2 + 6х + 8 = 0
в) х (х – 1) + х 2 (х – 1) = 0

Один из учеников комментирует решение этих уравнений.

3. Изучение нового материала

Учитель предлагает рассмотреть и решить следующее уравнение (проблемная задача):

(х 2 – 5х + 4) (х 2 – 5х + 6) = 120

Ученики говорят о степени данного уравнения, предлагают перемножить данные множители. Но есть учащиеся, которые замечают одинаковые члены в данном уравнении. Какой же метод решения можно здесь применить?
Учитель предлагает ученикам обратиться к учебнику (Ю. Н. Макарычев «Алгебра-9» п. 11, стр. 63) и разобраться в решении этого уравнения. Класс разбивается на две группы. Те учащиеся, которые поняли метод решения, выполняют следующие задания:

а) (х 2 + 2х) (х 2 +2х + 2) = –1
б) (х 2 – 7) 2 – 4 (х 2 – 7) – 45 = 0,

остальные составляют алгоритм решения таких уравнений и разбирают решение следующего уравнения вместе с учителем.

(2х 2 + 3) 2 – 12(2х 2 + 3) + 11 = 0.

Алгоритм:

– введите новую переменную;
– составьте уравнение, содержащее эту переменную;
– решите уравнение;
– подставьте найденные корни в подстановку;
– решите уравнение с начальной переменной;
– проверьте найденные корни, запишите ответ.

4. Закрепление нового материала

Работа в парах: «сильный» – объясняет, «слабый» повторяет, решает.

Решите уравнение:

а) 9х 3 – 27х 2 = 0
б) х 4 – 13х 2 + 36 = 0

Учитель: «Давайте вспомним, где мы еще использовали решение квадратных уравнений?»

Ученики: «При решении неравенств; при нахождении области определения функции; при решении уравнений с параметром».
Учитель предлагает задания по выбору. Класс делится на 4 группы. Каждая группа объясняет решение своего задания.

а) Решить уравнение:
б) Найти область определения функции:
в) При каких значениях а уравнение не имеет корней:
г) Решить уравнение: х + – 20 = 0.

5. Домашнее задание

№ 221(а, б, в), № 222(а, б, в).

Учитель предлагает подготовить сообщения:

1. «Исторические сведения о создании данных уравнений» (по материалам сети Интернет).
2. Методы решения уравнений на страницах журнала «Квант».

Задания творческого характера выполняют по желанию в отдельных тетрадях:

а) х 6 + 2х 4 – 3х 2 = 0
б) (х 2 + х) / (х 2 + х – 2) – (х 2 + х – 5) / (х 2 + х – 4) = 1

6. Итог урока

Ребята рассказывают, что нового узнали на уроке, какие задания вызывали трудности, где применяли, как оценивают свою деятельность.

Урок № 2

Тип урока: урок закрепления умений и навыков.

Форма урока: урок практикум.

Цель: закрепить полученные знания, сформировать умение решать уравнения по данной теме.

Задачи:

  • выработать умения решать уравнения, приводимые к квадратным;
  • развивать навыки самостоятельного мышления;
  • развивать умение проводить анализ, поиск недостающей информации;
  • воспитывать активность, самостоятельность, дисциплинированность.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
3. Решение задач.
4. Самостоятельная работа.
5. Домашнее задание.
6. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: «На прошлом уроке мы познакомились с уравнениями, приводимыми к квадратным. А кто из математиков внес вклад в решение уравнений третьей и четвертой степеней?»

Ученик, подготовивший сообщение, рассказывает об итальянских математиках 16 века.

2. Актуализация субъектного опыта

1) Проверка домашнего задания

К доске вызывается ученик, который решает уравнения, аналогичные домашним:

а) (х 2 – 10) 2 – 3 (х 2 – 10) – 4 = 0
б) х 4 – 10 х 2 + 9 = 0

В это время для ликвидации пробелов в знаниях «слабые» учащиеся получают карточки. «Слабый» комментирует решение «сильному» ученику, «сильный» отмечает решение значками «+» или «–».

2)Повторение теоретического материала

Ученикам предлагается заполнить таблицу вида:

Третью колонку учащиеся заполняют в конце урока.
Проверяется задание, выполненное на доске. Образец решения остается на доске.

3. Решение задач

Учитель предлагает на выбор две группы уравнений. Класс делится на две группы. Одна выполняет задания по образцу, другая – ищет новые методы решения уравнений. Если решения вызывают трудности, то учащиеся могут обратиться к образцу – рассуждению.

а) (2х 2 + 3) 2 – 12 (2х 2 + 3) + 11 = 0 а) (5х – 63) (5 х – 18) = 550
б) х 4 – 4х 2 + 4 = 0 б) 2х 3 – 7 х 2 + 9 = 0

Первая группа комментирует свое решение, вторая проверяет решение через кодоскоп и комментирует свои методы решения.

Учитель: Ребята, давайте рассмотрим одно интересное уравнение: (х 2 – 6 х – 9) 2 = х (х 2 – 4 х – 9).

– Каким методом вы предлагаете его решить?

Ученики приступают к обсуждению проблемной задачи в группах. Они предлагают раскрыть скобки, привести подобные слагаемые, получить целое алгебраическое уравнение четвертой степени и среди делителей свободного члена найти целые корни, если они есть; затем разложить на множители и найти корни данного уравнения.
Учитель одобряет алгоритм решения и предлагает рассмотреть еще один метод решения.

Обозначим х 2 – 4х – 9 = t , тогда х 2 – 6х – 9 = t – 2х. Получим уравнение t 2 – 5tx + 4x 2 = 0 и решим его относительно t.

Исходное уравнение распадается на совокупность двух уравнений:

х 2 – 4 х – 9 = 4х х = – 1
х 2 – 4 х – 9 = х х = 9
х = (5 + 61)/2 х = (5 – 61)/2

4. Самостоятельная работа

На выбор ученикам предлагаются следующие уравнения:

а) х 4 – 6 х 2 + 5 = 0 а) (1 – у 2) + 7 (1 – у 2) + 12 = 0
б) (х 2 + х) 2 – 8 (х 2 + х) + 12 = 0 б) х 4 + 4 х 2 – 18 х 2 – 12 х + 9 = 0
в) х 6 + 27 х 4 – 28 = 0

Учитель комментирует уравнения каждой группы, обращает внимание, что уравнение под пунктом в) позволяет учащимся углубить свои знания и умения.
Самостоятельная работа выполняется на листках через копирку.
Учащиеся проверяют решения через кодоскоп, обменявшись тетрадями.

5. Домашнее задание

№ 223(г, д, е), № 224(а, б) или № 225, № 226.

Творческое задание.

Определить степень уравнения и вывести формулы Виета для этого уравнения:

6. Итог урока

Учащиеся возвращаются к заполнению графы таблицы «Я узнал».

Урок №3

Тип урока: урок обзора и систематизации знаний.

Форма урока: урок – соревнование.

Цель урока: учить правильно оценивать свои знания и умения, правильно соотносить свои возможности с предлагаемыми заданиями.

Задачи:

  • научить комплексно применять свои знания;
  • выявить глубину и прочность умений и навыков;
  • содействовать рациональной организации труда;
  • воспитывать активность, самостоятельность.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
3. Решение задач.
4. Самостоятельная работа.
5. Домашнее задание.
6. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: «Сегодня мы проведем необычный урок, урок-соревнование. Вы уже знакомы с прошлого урока с итальянскими математиками Фиори, Н. Тарталья, Л. Феррари, Д. Кардано.

12 февраля 1535 года между Фиори и Н. Тартальей состоялся научный поединок, на котором Тарталья одержал блестящую победу. Он за два часа решил все предложенные Фиори тридцать задач, в то время как Фиори не решил ни одной задачи Тартальи.
Сколько уравнений вы сможете решить за урок? Какие способы при этом выберите? Итальянские математики предлагают вам свои уравнения».

2. Актуализация субъектного опыта

Устная работа

1) Какие из чисел: – 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, 3 являются корнями уравнения:

а) х 3 – х = 0 б) у 3 – 9 у = 0 в) у 3 + 4 у = 0?

– Сколько решений может иметь уравнение третьей степени?
– Какой способ вы будете использовать при решении данных уравнений?

2) Проверьте решение уравнения. Найдите допущенную ошибку.

х 3 – 3х 2 + 4х – 12 = 0
х 2 (х – 3) + 4(х – 3) = 0
(х – 3)(х 2 + 4) = 0
(х – 3)(х + 2)(х – 2) = 0
х = 3, х = – 2, х = 2.

Работа в парах. Учащиеся объясняют способы решения уравнений, допущенную ошибку.

Учитель: «Вы, молодцы! Вы выполнили первое задание итальянских математиков».

3. Решение задач

Два ученика у доски:

а) Найдите координаты точек пересечения с осями координат графика функции:

б) Решите уравнение:

Учащиеся класса на выбор выполняют одно или два задания. Ученики у доски последовательно комментируют свои действия.

4. «Сквозная» самостоятельная работа

Комплект карточек составлен по уровню сложности и с вариантами ответов.

1) х 4 – х 2 – 12 = 0
2) 16 х 3 – 32 х 2 – х + 2 = 0
3) (х 2 + 2 х) 2 – 7 (х 2 + 2 х) – 8 = 0
4) (х 2 + 3 х + 1) (х 2 + 3 х + 3) = – 1
5) х 4 + х 3 – 4 х 2 + х + 1 = 0

Варианты ответов:

1) а) – 2; 2 б) – 3; 3 в) нет решения
2) а) – 1/4; 1/4 б) – 1/4; 1/4; 2 в) 1/4; 2
3) а) – 4; 1; 2 б) –1; 1; – 4; 2 в) – 4; 2
4) а) – 2; – 1; б) – 2; – 1; 1 в) 1; 2
5) а) – 1; (– 3 + 5) /2 б) 1; (– 3 – 5) /2 в) 1; (– 3 – 5)/2; (–3 + 5) /2.

5. Домашнее задание

Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре: № 72, № 73 или № 76, № 78.

Дополнительное задание. Определите значение параметра а, при которых уравнение х 4 + (а 2 – а + 1) х 2 – а 3 – а = 0

а) имеет единственный корень;
б) имеет два различных корня;
в) не имеет корней.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТУМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МОСКАЛЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Тема урока: УРАВНЕНИЯ ПРИВОДИМЫЕ К КВАДРАТНЫМ

Разработала учитель математики, физики Тумановской СОШ БИРИХ ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА

2008 год

Цель урока : 1) рассмотреть способы решения уравнений, приводимых к квадратным; научить решать такие уравнения. 2) развивать речь и мышление учащихся, внимательность, логическое мышление. 3) привить интерес к математике,

Тип урока: Урок изучения нового материала

План урока: 1. организационный этап
2. устная работа
3. практическая работа
4. подведение итогов урока

ХОД УРОКА
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с темой «Уравнения приводимые к квадратным». Каждый ученик должен уметь верно и рационально решать уравнения, научиться применять различные способы при решении приведенных квадратных уравнений.
1. Устная работа 1. Какие из чисел: -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3 являются корнями уравнения: а) х 3 – х = 0; б) у 3 – 9у = 0; в) у 3 + 4у = 0 ? - Сколько решений может иметь уравнение третьей степени? - Какой способ вы использовали при решении данных уравнений? 2. Проверьте решение уравнения: х 3 - 3х 2 + 4х – 12 = 0 х 2 (х - 3) + 4 (х - 3) = 0 (х - 3) (х 2 + 4) = 0 (х - 3) (х - 2) (х + 2) = 0 Ответ: х = 3, х = -2, х = 2 Учащиеся объясняют допущенную ошибку. Я подвожу итог устной работы. Итак, вы смогли решить три предложенных уравнения устно, найти ошибку, допущенную при решении четвертого уравнения. При устном решении уравнений были использованы следующие два способа: вынесение общего множителя за знак скобки и разложение на множители. Теперь попробуем применить эти способы при выполнении письменной работы.
2. Практическая работа 1. Один ученик решает на доске уравнение 25х 3 – 50х 2 – х + 2 = 0 При решении он обращает особое внимание на смену знаков во второй скобке. Проговаривает все решение и находит корни уравнения. 2. Уравнение х 3 – х 2 – 4(х - 1) 2 = 0 предлагаю решить более сильным учащимся. При проверке решения обращаю особое внимание учащихся на наиболее важные моменты. 3. Работа на доске. Решить уравнение (х 2 + 2х) 2 – 2(х 2 + 2х) – 3 = 0 При решении этого уравнения учащиеся выясняют, что необходимо использовать «новый» способ – введение новой переменной. Обозначим через переменную у = х 2 + 2х и подставим в данное уравнение. у 2 – 2у – 3 = 0. Решим квадратное уравнение относительно переменной у. Затем находим значение переменной х. 4 . Рассмотрим уравнение (х 2 – х + 1) (х 2 – х - 7) = 65. Давайте ответим на вопросы: - какой степени данное уравнение? - какой способ решения наиболее рационально использовать для его решения? - какую новую переменную следует ввести? (х 2 – х + 1) (х 2 – х - 7) = 65 Обозначим у = х 2 – х (у + 1) (у – 7) = 65 Далее класс решает уравнение самостоятельно. Решения уравнения проверяем у доски. 5. Для сильных учащихся предлагаю решить уравнение х 6 – 3х 4 – х 2 – 3 = 0 Ответ: -1, 1 6. Уравнение (2х 2 + 7х - 8) (2х 2 + 7х - 3) – 6 = 0 класс предлагает решить следующим образом: наиболее сильные учащиеся – решают самостоятельно; для остальных решает один из учеников на доске. Решаем: 2х 2 + 7х = у (у - 8) (у - 3) – 6 = 0 Находим: у1 = 2, у2 = 9 Подставим в наше уравнение и найдем значения х, для этого решим уравнения: 2х 2 + 7х = 2 2х 2 + 7х = 9 В результате решения двух уравнений находим четыре значения х, которые являются корнями данного уравнения. 7. В конце урока предлагаю устно решить уравнение х 6 – 1 = 0. При решении необходимо применить формулу разности квадратов, легко находим корни. (х 3) 2 – 1 = 0 (х 3 - 1) (х 3 + 1) = 0 Ответ: -1, 1.
3. Подведение итога урока Еще раз обращаю внимание учащихся на способы, которые были использованы при решении уравнений, приводимых к квадратным. Работа учащихся на уроке оценивается, оценки комментирую и указываю на допущенные ошибки. Записываем домашнее задание. Как правило, урок проходит в быстром темпе, работоспособность учащихся – высокая. Большое всем спасибо за хорошую работу.

Есть несколько классов уравнений, которые решаются приведением их к квадратным уравнениям. Одним из таких уравнений являются биквадратные уравнения.

Биквадратные уравнения

Биквадратные уравнения - это уравнения вида a*x^4 + b*x^2 + c = 0, где a не равно 0.

Биквадратные уравнения решаются с помощью подстановки x^2 =t. После такой подстановки, получим квадратное уравнении относительно t. a*t^2+b*t+c=0. Решаем полученное уравнение, имеем в общем случае t1 и t2. Если на этом этапе получился отрицательный корень, его можно исключить из решения, так как мы брали t=x^2, а квадрат любого числа есть число положительное.

Возвращаясь к исходным переменным, имеем x^2 =t1, x^2=t2.

х1,2 = ±√(t1), x3,4=±√(t2).

Разберем небольшой пример:

9*x^4+5*x^2 - 4 = 0.

Введем замену t=x^2. Тогда исходное уравнение примет следующий вид:

9*t^2+5*t-4=0.

Решаем это квадратное уравнение любым из известных способов, находим:

t1=4/9, t2=-1.

Корень -1 не подходит, так как уравнение x^2 = -1 не имеет смысла.

Остается второй корень 4/9. Переходя к исходным переменным имеем следующее уравнение:

x^2 = 4/9.

x1=-2/3, x2=2/3.

Это и будет решением уравнения.

Ответ: x1=-2/3, x2=2/3.

Еще один из видов уравнений, приводимых к квадратным, являются дробные рациональные уравнения. Рациональные уравнения - это уравнения у которых левая и правые части являются рациональными выражениями. Если в рациональном уравнении левая или правая части будут являться дробными выражениями, то такое рациональное уравнение называется дробным.

Схема решения дробного рационального уравнения

Общая схема решения дробного рационального уравнения.

1. Найти общий знаменатель всех дробей, которые входят в уравнение.

2. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.

3. Решить полученное целое уравнение.

4. Произвести проверку корней, и исключить те из них, которые обращают в нуль общий знаменатель.

Рассмотрим пример:

Решить дробное рациональное уравнение: (x-3)/(x-5) + 1/x = (x+5)/(x*(x-5)).

Будем придерживаться общей схемы. Найдем сначала общий знаменатель всех дробей.

Получим x*(x-5).

Умножим каждую дробь на общий знаменатель и запишем полученное целое уравнение.

x*(x+3) + (x-5) = (x+5);

Упростим полученное уравнение. Получим,

x^2+3*x + x-5 - x - 5 =0;

x^2+3*x-10=0;

Получили простое приведенное квадратное уравнение. Решаем его любым из известных способов, получаем корни x=-2 и x=5. Теперь производим проверку полученных решений. Подставляем числа -2 и 5 в общий знаменатель.

При х=-2 общий знаменатель x*(x-5) не обращается в нуль, -2*(-2-5)=14. Значит число -2 буде являться корнем исходного дробного рационального уравнения.

При х=5 общий знаменатель x*(x-5) становится равным нулю. Следовательно, это число не является корнем исходного дробного рационального уравнения, так как там будет деление на нуль.

Ответ: х=-2.


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.