Диалог с прямой и косвенной речью примеры. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитаты. Повторение

Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата. Язык – хранилище человеческой мысли. Он осуществляет связь времён, поколений… СХТ

Предложения с чужой речью § Чужая речь – это высказывание другого лица, включённое в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора. Горбунова Ирна

Способы передачи чужой речи § Для передачи чужой речи существуют следующие способы Прямая речь Цитаты Диалог Горбунова Ирна Косвенная речь

Предложения с ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ § Прямая речь – это передача чужой речи, сохраняющая её содержание и форму. С помощью прямой речи создаётся впечатление подобия точности воспроизведения чужой речи. Горбунова Ирна

Знаки препинания в предложениях с прямой речью Прямая речь ПЕРЕД словами автора: ПРИМЕРЫ: 1. [ « П » , - а. ] 1. «Спасибо, что всё это рассказала» , - глухим голосом сказал Олег. 2. [ « П? » - а. ] 2. «Интересно, что будут читать мои правнуки? » - писал Лев Толстой. 3. [ « П! » - а. ] 3. «Ой, да тут глубоко!» со смехом сказала она. Горбунова Ирна

Знаки препинания в предложениях с прямой речью Прямая речь ПОСЛЕ словами автора: ПРИМЕРЫ 1. А: « П » . 1. Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую» . 2. А: « П? » . 2. Алёнка говорит: «Спорим, не подойдёт? » 3. А: « П! » . 3. Мишка кричит: Горбунова Ирна «Здорово получается!»

Знаки препинания в предложениях с прямой речью ПРИМЕРЫ Прямая речь РАЗРЫВАЕТСЯ словами 1. «Послушайте, товарищ автора: Ложкин, - возмутился я, вы где-нибудь учились? » 1. «[ П, - а, - п? ]» 2. «[ П, - а. – П ]» . 3. «[ П? – а. – П! ]» 4. «[ П! – а. – П ]» . 2. «Гуси летят, - с удовольствием говорит Ростовцев. – Сейчас целый косяк видел» . 3. «Что вы говорите? – воскликнула Марья. – Как это странно!» 4. «Здравствуйте, товарищи! – крикнул он Горбунова Ирна им. – Здорово» .

Диалог § Диалог – это разговор двух, реже нескольких лиц (диалог – от греч. «диалогос» - разговор, беседа). Диалог состоит из реплик. § Реплика – это слова, обращённые к собеседнику. На письме реплики разных лиц обычно даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире. Горбунова Ирна

Пример диалога У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон. - Откуда? - От верблюда. - Что вам надо? - Шоколада. - Для кого? - Для сына моего. Горбунова Ирна

Цитаты и способы цитирования § Цитата – дословная выдержка из какого – либо текста или в точности приводимые чьи – либо слова. В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием. Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка. Горбунова Ирна

Оформление цитат § Предложение с прямой речью. Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» § Предложение с косвенной речью. А. П. Чехов подчёркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою» . § Предложение с вводными словами. По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей» . Горбунова Ирна

Косвенная речь § Косвенная речь – это чужая речь, переданная в форме придаточного предложения. Представляет собой разновидность сложноподчинённых предложений с придаточными дополнительными. Косвенная речь передаёт содержание чужой речи без сохранения всех особенностей речи говорящего. Горбунова Ирна

Замена прямой речи косвенной § Союз ЧТО употребляется, если прямая речь представляет собой повествовательное предложение: «Я буду ждать тебя» , - сказала Валя. – Валя сказала, ЧТО будет ждать меня. Горбунова Ирна

Замена прямой речи косвенной § Союз ЧТОБЫ употребляется, если прямая речь представляет собой побудительное предложение: Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй их» . – Иван Фёдорович попросил, ЧТОБЫ Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала их. Горбунова Ирна

Замена прямой речи косвенной § Союз-частица ЛИ употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение и имеет частицу ЛИ или вообще не имеет вопросительных слов: «Уж не думаешь ЛИ ты со мной в прятки играть? » - сказал Ваня с досадой. – Ваня сказал с досадой, не думаю ЛИ я с ним в прятки играть. Горбунова Ирна

Практика § Упражнение № 1. Вставьте пропущенные знаки препинания в ниже приведённые предложения. Составьте схемы 2 и 5 предложений. Горбунова Ирна

Упражнение № 1. Вставьте пропущенные знаки препинания в предложения. Составьте схемы 2 и 5 предложений. 1. « А где мой товарищ? - промолвил Олег. Скажите, где конь мой ретивый? » 2. « Да… - сказал он и резко повернулся ко мне, да… ну что, посмотрим » . 3. И говорю ей: « Как вы милы! - но мыслю: Как тебя люблю!» 4. « Что же, ты рад? - спрашивала Наташа. - Я так теперь спокойна, счастлива» . « Очень рад, отвечал Николай. - Он отличный человек » . 5. Ромашов насторожился и, глядя не на Петерсона, а на председателя, ответил грубовато: « Да, бывал, но я не понимаю, какое это отношение имеет к делу » . 2. [ «П… - а, - п» ]. 5. [А: «П» ]. Горбунова Ирна

Практика § Упражнение № 2. Прочитайте. Составьте с этими высказываниями предложения, оформив их как цитаты. Горбунова Ирна

Упражнение № 2. Составьте с этими высказываниями предложения, оформив их как цитаты. 1. Кто про дела свои трещит всем без умолку, в том, верно, мало толку. (И. А. Крылов) 2. Все талантливые пишут разно, все бездарные – одинаково. (Илья Ильф) 3. Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (Л. Н. Толстой) 4. Наука борется с суевериями, как свет с потёмками. (Д. И. Менделеев) 5. Смех – великое дело… (Н. В. Гоголь) 6. Лженаука – непризнание ошибок. (П. Л. Капица) Горбунова Ирна

Вариант ответа к упражнению № 2 1. Безусловно, прав Крылов: «Кто про дела свои трещит всем без умолку, в том, верно, мало толку» . 2. Илья Ильф говорил мудрые вещи: «Все талантливые пишут разно, все бездарные – одинаково» . 3. Толстой считал: «Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше» . 4. Менделеев утверждал: «Наука борется с суевериями, как свет с потёмками» . 5. По словам Гоголя, «смех – великое дело…» 6. Капица считал, что «лженаука – непризнание Горбунова Ирна ошибок» .

Прямая речь - это дословное воспроизведение чужой речи. Она может передавать:

  • чье-то высказывание («Что вы об этом думаете?» - спросил сосед.);
  • невысказанную мысль (Я подумала: «Значит, мои усилия не были напрасными».).

Знаки препинания при прямой речи

А: «П». А: «П!» А: «П?» (Полковой командир закричал: «Остановитесь!» (Л.Н. Толстой))

«П», - а. «П!» - а. «П?» - а. («Увидеть барский дом нельзя ли?» - спросила Таня. (А.С. Пушкин))

«П, - а, - п». «П, - а. - П». «П! - а. - П». «П? - а. - П». («Василиса Егоровна - прехрабрая дама, - заметил важно Швабрин. - Иван Кузмич может это засвидетельствовать». (А.С. Пушкин))

А: «П», - а. А: «П!» - а. А: «П?» - а. (На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (М.Е. Салтыков-Щедрин))

Прямая речь может быть использована и при цитировании.

Цитаты - дословные выдержки из сочинений кого-либо, которые могут приводиться для доказательства своих мыслей.

Знаки препинания при цитировании:

  • такие же, как при прямой речи, если цитата сопровождается словами автора (Поэт А. Кушнер считает: «Времена не выбирают, в них живут и умирают».);
  • цитата заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы, если включается в авторский текст как часть предложения (Пушкин своими стихами пробуждал «чувства добрые».);
  • когда в цитате делается пропуск, это отмечается многоточием (Пушкин писал: «...взойдет она, звезда пленительного счастья...»)

Запомните:

  • при цитировании стихотворного текста с точным соблюдением строк и строф кавычки не ставятся;
  • эпиграф кавычками не выделяется, а имя автора не берется в скобки.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.

При диалоге сохраняются те же знаки препинания, что и при прямой речи, кроме кавычек. Каждая реплика диалога пишется с новой строчки и перед ней ставится тире.

Различайте: предложения с прямой речью и косвенной речью.

Косвенная речь - это чужая речь, переданная не дословно, а лишь с сохранением ее содержания: Мама попросила, чтобы я не опаздывала.

Предложения с косвенной речью являются сложноподчиненными.

Тест

1. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки при прямой речи.

  • а) «Чтобы это было в последний раз». - грозно проговорила мама.
  • б) «Во сколько нам нужно встать, - размышляла сестра, - чтобы успеть на поезд?»
  • в) Высунулся я в окошко, кричу ему: «Остановись! »
  • г) «Как давно мы не виделись», - обрадованно воскликнула подруга.

2. Укажите предложения, в которых допущены ошибки при цитировании.

  • а) А.С. Пушкин мудро заметил, что: «На свете счастья нет, а есть покой и воля».
  • б) Нельзя не согласиться с А.А. Ахматовой: «Один идет прямым путем, другой идет по кругу...»
  • в) А.Н. Толстой считал, что: «Русский язык должен стать мировым языком».
  • г) М. Горький утверждал, что «в жизни... всегда есть место подвигам».

Ключи к тестам

Тестирование

І вариант

І уровень (м. 3б.)

1. Предложение с косвенной речью представляют собой :

А) простое предложение;

Б) сложносочинённое предложение;

В) сложноподчинённое предложение.

2. В схеме А. «П- а,- П» недостаёт :

Б) запятой;

В) вопросительного знака.

3. .

По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

А) Предложение с прямой речью;

4. .

А) «От любви любви не ищут»,- сказано не мной.

Б) «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - так поют в России, так поют.

В) «Дождь пойдёт,- возразил Калиныч,- утки вон плещутся.

5. «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,- сказала Валя. Необходимо употребить :

А) союз что;

Б) союз-частицу ли;

В) союз чтобы.

6. .

А) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.

Б) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.

В) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.

ІІ уровень (м. 3б.)

1. Закончите высказывание .

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется…

2. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой

речью :

Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

А) «П»,- а.

Б) «П,- а.- П».

В) «П,- а,- п». (7 балл)

3 . Укажите вариант правильной расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью :

А) И крикнул Сокол с тоской и болью: «О, если б в небо хоть раз подняться!» (М. Горький)

Б) «Максимов не умрёт, он не смеет умирать - жизнь только начинается» - подумала она и повернула к вокзалу (К. Паустовский).

В) «Больше всего я люблю в Журавлихе запахи»,- зажмуриваясь от

блаженства, вспоминает Саша Косицын.- «Нигде, ни на одной реке, ни в одном лесу я не встречал таких запахов» (В. Солоухин).

ІІІ уровень (м. 3б.)

1. Вставьте в данные предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложении, расставьте знаки предложения.

Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков.

2.

1) Мы решили остаться здесь ночевать сообщила мама хозяину сторожки. 2) Дубровский промолвил Делайте, что хотите, я здесь не хозяин.

3.

Оценивая поэму «Мцыри» В.Г.Белинский писал что это любимый идеал нашего поэта это отражение в поэзии тени его собственной личности .

IV уровень (м. 3б.)

1. Составьте предложения по схемам и расставьте знаки препинания.

А: «П».

2) Не обижайся, Лена.

3) Теперь я не пропаду.

Контрольная работа № 1 по теме: «Простое предложение. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата»

Тестирование

ІІ вариант

І уровень (м. 3б.)

1. Закончите высказывание .

При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк кавычки…

2. В схеме «77? - а - Л» недостаёт :

Б) запятой;

В) вопросительного знака.

3. Укажите способ передачи чужой речи .

По радио сообщили о возможных осадках.

А) предложение с прямой речью;

Б) предложение с косвенной речью;

В) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

Г) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой .

Б) «Ой, да тут глубоко!» - со смехом сказала она.

В) «Гуси летят- С удовольствием говорит Ростовцев.- Сейчас целый косяк видел».

5. При замене прямой речи косвенной в предложении Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба». Необходимо употребить :

А) союз что;

Б) союз-частицу ли;

В) союз чтобы.

6. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью .

А) Белинский утверждал, что всякая благодарная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.

Б) Мария сказала, что летом она, возможно, выедет в деревню.

В) Учительница спросила ребят, что не забыли ли они на выставке.

ІІ уровень (м. 3б.)

1. Укажите способ цитирования .

«Мудрость есть дочь опыта»,- любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

А) Прямая речь;

Б) косвенная речь;

В) предложение с вводными словами;

Г) отдельные слова или словосочетание.

2. Укажите неправильный вариант оформления цитаты .

А) Ф. Искандер говорил, что «мудрость - это ум, настоянный на совести».

Б) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».

В) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль... сквозит во всех его стихах».

3. Укажите предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания при прямой речи :

А) «Чего же ты хмуришься, брат? - спросил его Кирилла Петрович,- Или псарня моя тебе не нравится?» (А. Пушкин)

Б) «Нам придётся здесь ночевать,- сказал Максим Максимыч,- В такую метель через горы не переедешь» (М. Лермонтов).

В) «Что ж, милости просим»,- ласково сказала старуха, отворачивая засученные рукава (Л. Толстой).

ІІІ уровень (м. 3б.)

1. Вставьте в данные предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложении, расставьте знаки предложения.

2. Спишите. Замените, где это возможно, прямую речь косвенной, расставьте знаки препинания.

1) А вы девочки зачем пришли строго спросил он. 2) Все это пустяки Иван Гаврилович сказала Юлия не в этом счастье.

3. Какие знаки препинания ставятся при цитате, если она вводится в предложение не полностью? Расставьте знаки препинания (цитаты подчеркнуты).

Великого критика поражало разнообразие картин образов и чувств .

IV уровень (м. 3б.)

1. Составьте предложения по схемам и расставьте знаки препинания.

2. Вставьте в данные предложения слова автора в соответствии со схемой:

«П», - а.

1) Как здорово гулять золотой осенью в лесу.

2) Не обижайся, Лена.

3) Теперь я не пропаду.

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Условные обозначения:

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

УпражнениЕ

    И ему сказал отец_
    _ Ты, Гаврило, молодец!_
    (Ершов)

    Все будет решено_ _ умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_ . (Пушкин).

    Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _ что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).

    Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _ зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).

    Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _ Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин)

    Нет, нет_ _ овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_ .

    О, судьба моя плачевна! _
    Говорит ему царевна_
    Если хочешь взять меня,
    То доставь ты мне в три дня
    Перстень мой из окияна_ .
    (Ершов)

    Я отвечал с негодованием_ _ что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).

    Иногда я говорю себе_ _ Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери)

    Говорит ему девица_
    _ Но взгляни-ка, ты ведь сед;
    Мне пятнадцать только лет:
    Как же можно нам венчаться?
    Все цари начнут смеяться,
    Дед-то, скажут, внучку взял!_
    (Ершов)

    Он сообщил_ _ что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры_ (по Тургеневу).

    Он возле меня сел и начал сказывать_ _ какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову).

    Всё равно, Петруша_ _ твечала мне матушка_ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…_ (Пушкин)

    Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь_ _ Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне?_ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).

    Ты нам не государь_ _ твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана._ Ты, дядюшка, вор и самозванец!_ (Пушкин)

    На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки_ _ все ли намерена она спрятаться от Берестовых_ (Пушкин).

Прямая и косвенная речь

Прямая речь — дословное воспроизведение чужого высказывания.

Косвенная речь — пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения. Ср.:

Он сказал: «Я хочу пойти с вами».

Он сказал, что хочет пойти с нами.

Он сказал о своём желании пойти с нами.

В косвенной речи слова говорящего претерпевают изменения: все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа; обращения, междометия, эмоциональные частицы опускаются, заменясь другими лексическими средствами:

Брат сказал: «Я приду поздно». Брат сказал, что он придёт поздно.

Она говорила мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!» Она восторженно говорила мне, что я очень хороший.

Вопрос, переведённый в косвенную речь, называется косвенным вопросом и оформляется двумя способами:

Я всё думал, кто бы это был.

Я всё думал: кто бы это был?

Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон, например:

Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро».

Мама переспросила: «Сколько тебе нужно, минут пять?»

«Я остаюсь дома», — сказал я решительно.

«Почему?» — удивился Антон.

«Пойду спать, — решил Мельников. — Очень тяжёлый выдался день».

«Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами». (В последнем примере в словах автора находятся два глагола со значением речемыслительной деятельности, первый из которых относится к предыдущей части прямой речи, а второй — к последующей; именно это вызывает такую постановку знаков препинания.)

Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору.

Прямая речь может иметь форму диалога . Диалог оформляется двумя способами:

1. реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире:

Ты придёшь?

— Не знаю.

2. Реплики следуют в строку:

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).

Цитаты

Цитата — это приведённое полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.

Цитаты оформляются как прямая речь или как продолжение предложения.

Цитата как прямая речь

1. Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью:

Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умён».

2. Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы):

Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное... это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

Цитата может быть приведена не с начала предложения:

Писарев писал: «...красота языка заключается в его ясности и выразительности».

«...Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.

(подчёркнуто нами. — Е. Л. ) или (курсив наш. — Ред .).

«Он [Пушкин ], — писал Гоголь, — при самом начале своём уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».

Цитата как продолжение предложения

Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста:

Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин).

Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.