Викторина растения и животные в песнях. Викторина «Растительный и животный мир земного шара. й конкурс. «Забавные зверюшки»

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

с. Новокаякент

Каякентский район Республика Дагестан.

Викторина «Растения и животные»

(для учащихся 6-7 классов)

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

Умалатова Равганият Бийбулатовна

с.Новокаякент.

Пояснительная записка

Викторине участвуют две команды, которые поочередно отвечают на вопросы. Викторина состоит из трех туров. Первый тур называется

«Растения», второй тур «Животные» и третий тур «Угадай, как называются эти растение и животные». Затем подведение итогов викторины.

Цель: познакомить учащихся с разнообразием растений и животных.

Задачи:
- Закрепить знание учащихся о растениях и животных.
- Развивать устную речь.
- Воспитывать любовь к природе.
Правильный ответ на вопрос викторины написан в скобках после вопроса.

Ведущий . Ребята, сегодня речь пойдет о растениях и животных, мы узнаем, какие растения и животные вы знаете. Мне интересно, какое представление вы имеете о растительности и животных. Я задам вам ряд вопросов, а вы попробуете на них ответить. Вопросы буду задавать командам поочередности.

Викторина «Растения и животные».

Тур 1. «Растения»

1.Какое ядовитое растение леса носит название птичьего глаза? (Вороний глаз).

2.О каком дереве говорится в загадке: «Зеленая, а не луг, белая, а не снег, кудрявая, а без волос»? (О березе).

3.Почему дуб называют богатырем леса? (Потому что он красивый, могучий, самый крупный из деревьев, у него и древесина твердая, крепкая).

4. Найдите ошибки в рассказе одного ученика: «В апрельский день я гулял по лесу и видел цветущие ветреницы, перелески, васильки и ромашки. Я отдохнул под цветущей липой и возвратился домой» (в апреле цветут ветреницы и перелески, а васильки, ромашки и липа - намного позже).

5. Его плоды крылатые и срастаются по два вместе, образуя двойную крылатку, сидящую на одной цветоножке (Клен).

6.Веники, сделанные из его ветвей, самые популярные, обладают лечебными свойствами.

Из его древесины самые лучшие дрова.

Из его коры делают много полезных вещей.

Это самое любимое русское дерево (Береза).

8. На Руси – это одно из самых эффективных средств при простуде. Применяют их в бане, ими парятся (Березовые веники).

9.В России, как, впрочем, и во многих других странах, цветком солнца, «солнечным сыном», называют этот крупный цветок, из семян которого получают полезное масло. Кроме того, он является прекрасным очистителем воздуха. (Подсолнечник).

10.Когда в Россию завезли это растение, а случилось это при царе Петре I то крестьяне долгое время не признавали его в качестве съедобного растения. Да и знатные люди чаще использовали его нежные цветы как украшение. А сегодня мы не представляем себе наш ежедневный и праздничный стол без этого вкусного овоща. (Картофель).

11. Этот первоцвет получил свое название из-за своих листьев. Снаружи они темные, гладкие и холодные, а изнутри - теплые, мягкие и светлые. (Мать-и-мачеха).

12. Это стройное дерево растет на севере Америки и в старину было единственным источником сахара для местных племен. А теперь его лист изображен на флаге Канады (Клен).13. Летучие семена - этого травянистого растения далеко разносятся летним ветерком (Одуванчик).

14. В России в ночь на 22 июня отмечали праздник Ивана Купалы. Юноши и девушки искали в лесу цветок папоротника, который, по преданию, приносит счастье. А могли ли они его найти? (Нет. Цветка папоротника не существует).

15. Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь -

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство. (Боярышник)

16.В каком лесу нет листьев? (в хвойном.)

17.Из древесины какого дерева мы получаем искусственный шелк, вискозу, бездымный порох, целлулоид, скрипки, рояли и бумагу? (Ель).

18.Дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. (Осина).

19.Древесина какого дерева очень плотная, тяжелая, твердая, прочная. Идет на изготовление некоторых деталей машин, художественных изделий? (Железное дерево).

20.Растения, носящие женские имена (Марьин корень, роза, вероника, лилия, анютины глазки, виктория и др.)

Тур 2 «Животные».

1.След какого хищного зверя похож на человеческий? (Медведя)

2.Какое животное имеет язык черного цвета длиной сорок пять сантиметров, огромное сердце, чтобы оно подавало кровь на большую высоту в голову, и очень развитую верхнюю губу, чтобы обрывать самые нежные листья растений? (Жираф)

3.Кто из животных, кроме птиц, вьет гнезда? (Рыбы. В наших краях каждую весну постройкой гнезд занимаются корюшки. Самец постоянно охраняет его, стараясь отпугнуть всех незваных гостей)

4.Как называется животное, у которого папа - осел, а мама - кобыла? (Мул)

5.У кого «жена» - кровопийца? (У комара, слепня, т. к. кусает только самка, а самец питается нектаром растений)

6.Какая бабочка носит название птичьего глаза? (Павлиний глаз)

7. Кто из животных дольше всех живет? (Черепаха - до 300 лет, ворон - до 300 лет)

8.Какой желудь не растет на дубе? (Морской желудь – один из усоногих рачков)

9.Какое животное - самое крупное млекопитающее? (Кит, синий кит - до 150 т/)

10.Кто из животных дышит одной ноздрей? (Кашалот)

11.Чем питаются новорожденные летучие мышата? (Молоком матери)

12.Как называется млекопитающее, несущее яйца? (Утконос, ехидна)

13. Какое животное на голове куст носит? (Олень)

14. Какая водоплавающая птица носит имя русского писателя? (Гоголь)

15. Назовите самую крупную в мире летающую птицу (Дрофа)

16.Кожа каких животных всегда должна быть влажной? (У лягушек, жаб, тритонов).

17. Какое животное больше похоже на человека? (Обезьяна).

18. Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? (Одинаковые.)

19.Уберите из слова «якорь» три буквы так, чтобы получилось название животного. (Як)

20.Стоит сменить ударение в названии этой птицы, и получившееся слово будет означать «безвыходное положение» (Тупик)

Тур 3. «Угадай, как называются эти растение и животные»

2.

3

4.

5.

6.

7.

8.

Источники информации:

1.1001 удивительный факт о животных Наталия Баранова, Дмитрий Лукашанец, Оксана Мазур. Серия: Новая занимательная энциклопедия

Издательство: ЭКСМО

2.Книга "Животные. Иллюстрированная энциклопедия животных всего мира". Издательство: АСТ, Астрель, Дорлинг Киндерсли.2002 г. 624 с.

3.Большаков А.П. Х. Занимательные факты и тесты. – СПБ.: ИД «МиМ», Издательство «Паритет», 1999.-160 с.

4.Веттер Де: Энциклопедия животных.Издательство: Лабиринт , 2009 г.

5.http://www.no-zaku.com/picture-2/wp-content/uploads/sites/14/2016/11/Fancy-Birch-Tree-Picture.jpgживотные».береза

6.http://spsgreen.ru/thumb/Z14SZYgCMwSkx33OsxRPlg/580r450/370232/Klyon-ostrolistnyiy-1.jpg клен

7.https://multiurok.ru/img/262331/image_592165fd8214c.jpg одуванчик

8.http://images-old.superstyle.ru/pic/art_pics/3_99_39941_1335235946.jpg пастушья сумка.

9. http://blog.vetatlas.ru/wp-content/uploads/10379150104_1ac012888b_o-1024x562.jpg муравьед

10.http://www.sochi-mountain.ru/imglib/jpg_big/a0538c7876c19f85876d70ca0c523f81.JPG дагестанский тур.

Викторины «В мире животных» для школьников. Викторина о лесных животных, викторина о диких животных. Устраивайте интересные и увлекательные конкурсы с помощью этих вопросов викторины о животных.

Викторина «Все о животных»

■ Что животным страшнее — холод или голод? (Голод).

■ Едят ли животные красивые опавшие листья? (Нет, листья несъедобны, и даже ядовиты, поэтому животные их не едят).

■ С какими животными на суше следует обращаться осторожно? (На суше особенно осторожно следует обращаться с паукообразными. Многие из них ядовиты).

■ Какие из животных наиболее приспособлены к жизни в природе: растительноядные, хищные или всеядные? (Всеядные, так как им легче найти подходящую пищу. Зимой они питаются растительной пищей, а летом становятся насекомоядными).

■ Где раки зимуют? (В норах по берегам рек).

■ Из чего состоит горб у верблюда? (Из жира).

■ Родилась в воде, а живет на земле? (Лягушка).

■ Куда исчезают на зиму лягушки? (Зарываются в тину, ил, под мох).

■ Летает ли пингвин? (Нет).

■ Охотится ли белый медведь на пингвинов? (Нет, они живут на разных полюсах).

■ Кого называют хозяином полярного края? (Белого медведя).

■ У какого домашнего животного зубы растут всю жизнь? (У кроликов).

■ Почему кролики постоянно что-нибудь жуют? (Чтобы стачивать зубы).

■ Как называют детеныша овцы и барана? (Ягненок).

■ Кем в будущем станет головастик? (Лягушкой).

■ Кто такой гиппопотам? (Бегемот).

■ Кожа каких животных всегда должна быть влажной? (У лягушек, жаб, тритонов).

■ Какое животное больше похоже на человека? (Обезьяна).

■ Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? (Одинаковые.)

■ Какие звери летают? (Летучие мыши.)

■ Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)

■ Умеют ли слоны плавать? (Да. Они хорошо погружаются в воду, выставив хобот над поверхностью.)

■ Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы.)

Блиц «Самые, самые, самые...»

■ Самые крупные ящерицы. (Вараны.)

■ Самые крупные пресмыкающиеся. (Крокодилы.)

■ Самое странное животное. (Австралийский утконос (покрыт шерстью, кормит детенышей молоком, а нос и все четыре лапы у него утиные, маленькие утконосики вылупляются из яиц).)

■ Самая крупная змея. (Удав анаконда.)

■ Самое полезное животное в мире. (Червяк.)

■ Самое древнее домашнее животное. (Гусь.)

■ Самое крупное животное в России. (Лось.)

■ Самый крупный из зайцев в наших лесах. (Русак.)

■ Самый маленький зверек. (Землеройка.)

■ Самый чистоплотный зверек. (Барсук.)

■ Самое длинноногое животное. (Жираф.)

■ Самый крупных морской рак. (Омар.)

■ Самая крупная морская птица. (Альбатрос.)

■ Самое прожорливое насекомое. (Стрекоза._

■ Ядовитая жаба. Ага.

Викторина «Лесные звери»

■ Какое лесное животное появляется в полях, когда начинают поспевать овес и кукуруза? (Медведь.)

■ Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы. Кто это? (Волк.)

■ С кем в норе может жить лиса? (С барсуком.)

■ Какой зверь летом живет в воде, а зимой в земле? (Водяная крыса.)

■ У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (У медведей.)

■ Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)

■ Кто быстро бежит в гору, а с горы — кубарем? (Заяц.)

■ Кто спит головой вниз? (Летучая мышь.)

■ Шкура какого хищного животного покрыта полосками? (Шкура тигра.)

■ Кто к зиме собирается в стаи? (Волки.)

■ Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом? (Белке.)

■ Какой зверек спит под своими ушами? (Заяц.)

■ Какие звери летают? (Летучие мыши и белки-летяги.)

■ Кто зимой — белый, а летом — рыжевато-коричневый? (Заяц-беляк.)

■ Про какого зверя так говорят: «Этот зверь питается ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами». (Про белку.)

■ Все ли зайцы зимой белые? (Нет. У зайца-русака остается серой верхняя часть спины.)

■ Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (Лисы.)

■ Какого зверя называют шатуном? (Медведя, который зимой проснулся, называют «медведь-шатун».)

■ Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)

Блиц викторина «Дикие животные»

■ Дикое, обычно хищное, животное. (Зверь.)

■ Царь зверей. (Лев.)

■ Король пустыни. (Верблюд.)

■ Самое крупное животное в мире. (Синий кит.)

■ Самое крупное животное на суше. (Слон.)

■ Животное — символ хитрости и ловкости. (Лиса.)

■ Гиппопотам по-другому. (Бегемот.)

Главная особенность этого животного — рог на лбу. (Носорог.)

■ Самое высокое животное на Земле. (Жираф.)

■ «Разлинованная» лошадка. (Зебра.)

■ Самый известный строитель плотин. (Бобр, или бобер.)

■ Серый, страшный и злой. (Волк.)

■ Подземный житель. (Крот.)

■ Животное с самой отвратительной репутацией. (Крыса.)

■ Самое колючее животное. (Еж.)

■ Самый неуклюжий и косолапый. (Медведь.)

■ Самое пугливое, кроткое животное. (Заяц.)

■ Детеныш белого медведя. (Умка.)

■ Благородный олень, разводят в питомниках. (Марал.)

■ Так еще называют енота. (Полоскун.)

■ Гигантская ящерица, хищник. (Варан.)

■ Маленький грызун, способный забить в защечные мешки полстакана семечек. (Хомяк.)

■ Пушной зверек, который живет в дупле. (Белка.)

■ Не любит красной тряпки. (Бык.)

■ Великан с могучими рогами, сохатый. (Лось.)

■ Большая пятнистая кошка с кисточками на ушах. (Рысь.)

, 535.93kb.

  • Экологическое воспитание младших школьников через произведения северных писателей , 32.63kb.
  • Программа кружка «Азбука родного края» (1 класс) , 81.68kb.
  • ^ Викторина «Животный и растительный мир»

    1. Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)
    2. Где ночует белая куропатка? (В снегу)
    3. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
    4. Откуда плывёт утка? (От берега)
    5. Какая певчая птица в поисках корма может нырять и бегать под водой?
    (Оляпка – водяной воробей)
    1. Дышит ли цыплёнок в яйце? (Да)
    2. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (Голод)
    3. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)
    4. Кто спит головой вниз? (Летучая мышь)
    5. Какое самое распространённое животное на земном шаре? (Лягушка)
    6. Какая птица самая распространённая в мире? (Курица)
    7. (Монстера перед ненастьем за сутки начинает выделять влагу).
    8. Какие растения опускают листья с заходом солнца и раскрывают их с восходом солнца (Гелиотроп, мимоза).
    9. (Пчёлы, птицы)
    10. (Она закрывает цветки перед дождём и к вечеру).
    11. (Мокрица)
    12. 19.Когда «плачут» деревья и почему? (Весной, вовремя сокодвижения)
    13. 20.Какую траву любят кошки? (Валериану)

    Викторина «Охрана природы»

    1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?

    (Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создаёт благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых, предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)

    2. Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе?

    (Такой «старатель» погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300 – 500 лет.)

    3. Напомните правила сбора грибов.

    (Нельзя разрывать мох, нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землёй или прикрыть мхом. Не собирать незнакомые и старые грибы, не трогать ядовитые. Ядовитыми грибами лечатся лоси и другие животные.)

    4. Почему не в каждом лесу растут лишайники?

    (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

    5. Почему особенно весной и вначале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разводить костёр?

    (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда, зверюшек искать укромные места.)

    (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

    7. Вылетевших из гнезда птенцов называют слётками. Почему нельзя уносить их домой?

    (Птицы учат птенцов искать пищу, защищаться от врагов. Дома покормить птенца трудно; выпущенный на волю, он будет беспомощный.)

    8. Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно?

    (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)

    9. Какая охота разрешается в лесу в любое время года?

    (Фотоохота.)

    10. Как правильно разжечь костёр? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн и положить под куст. Когда костёр будет залит водой, убрать головни, уложить дёрн обратно, хорошо полить).

    Викторина «Вспомните, как и о ком говорят в народе?»


    1. Смелый, как... (лев) .
    2. Трудолюбивый, как... (муравей (пчела)) .
    3. Беспечный, как... (стрекоза) .
    4. Злой, как... (собака) .
    5. Коварная, злая, как... (змея) .
    6. Верный, преданный, как... (собака) .
    7. Хитрый, как... (лиса) .
    8. Упрямый, как... (баран, осёл) .
    9. Кровожадный, как... (шакал (волк)) .
    10. Трусливый, как... (заяц) .
    11. Слабый, беззащитный, как... (мышонок) .
    12. Могучий, как... (орел) .
    13. Скользкий, как... (угорь) .
    14. Тихий, как... (мышь) .
    15. Вольный, как... (птица) .
    16. Глупый, как... (утка) .
    17. Мудрый, как... (ворон) .
    18. Хищный, как... (акула) .
    19. Выносливый, как... (лошадь) .
    20. Холодный, как... (лягушка) .
    21. Важный, надутый, как... (индюк) .
    22. Зубастый, как... (крокодил) .
    23. Голодный, как... (волк) .
    24. Толстощекий, как... (хомяк) .
    25. Косолапый, как... (медведь) .
    26. Длинноногий, как... (цапля) .
    27. Желторотый, как... (птенец) .
    28. Большеглазый, как... (филин (сова)) .
    29. Быстрый, как... (олень) .
    30. Порхать, как... (бабочка) .
    31. Тащиться, ползти, как... (черепаха) .
    32. Топать, как... (слон) .
    33. Прыгать, скакать, как... (блоха (кузнечик)) .
    34. Скользить, как... (змея) .
    35. Выступать величаво, как... (павлин) .
    36. Плавать, как... (рыба) .
    37. Трещать, болтать, как... (сорока) .

    Викторина «Маленькие тайны природы»

    1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это такое? (Это домик личинки цикадки-пенницы или слюнявицы. Она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в неё особое клейкое вещество.)

    2. «Летят паутинки над сонным жнивьём». (М.Исаковский) Объясните это явление. Когда оно бывает? (Летящие нити – это паутина, на которой, расселяясь, летят маленькие паучки осенью.)

    3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

    4. Какое дерево «переодевается», становясь, то серо – серебристым, то зелёным?

    (Осина. Это дрожат её листочки даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)

    5. Почему крапива «жжётся»? (В волосках, на листьях, крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже, кончик волоска ломается. Волосок делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.)

    6. Зайчиха может приносить приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка? (Зайчата 1 выводка – «настовики», так как появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата – «колосовики» и «травники»; осенние – «листопаднички».)

    8. Какой зверёк самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет – глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Кода ямка заполняется, барсук зарывает её и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шёрстку от прилипшей грязи, распрямляет примятые в норе волоски.)

    10. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жука.)

    11. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

    12. Почему луговую герань называют журавликом? (Плодик с длинным отростком похож на клюв журавля.)

    Викторина «Лесная аптека»

    1. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

    2. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомого? (Листья подорожника.)

    3. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

    (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

    3. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква содержит лимонную кислоту.)

    4. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

    (Чёрной смородины, шиповника.)

    5. Каким лечебным свойством обладает мать – и мачеха?

    (Отвар сухих листьев – хорошее средство от кашля.)

    6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

    (Валериану. Валериановые капли употребляют при бессоннице и нервных расстройствах.)

    7. Какие болезни лечит красавица берёзка?

    (Почки берёзы используют как мочегонное, потогонное желчегонное средство.)

    8. Когда следует собирать лекарственное сырьё?

    (Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки – в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью; кору – в начале сокодвижения. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет трава.)

    9. Назовите правила сушки лекарственных трав.

    (Сушить растения надо под навесом, избегая попадания прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три – четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса, на солнце.)

    Викторина « Знатоки естествознания»


    1. Какое море обязано своим названием водорослям? (Красное море)
    2. «Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, т бегу, и стеклянной быть могу». (Вода)
    3. Зона растительной нищеты. (Пустыня)
    4. Растения, убивающие микробы. (Черёмуха, листья дуба, чеснок, хрен, лук, берёза, сосна, жасмин, чёрная смородина, мята).
    5. Жители бразильских джунглей называют его «дамой под покрывалом». Что это? (Гриб)
    6. Хищный цветок. (Росянка)
    7. Водяные блохи. (Дафнии)
    8. Воздушный замок под водой. Кто его построил? (Паук – серебрянка)
    9. Дерево пустыни, умеет добывать и беречь каждую каплю воды. (Саксаул)
    10. Газели и антилопы не пьют воды в течение всей жизни. Как они обходятся без воды? (Вода образуется в теле животных.)
    11. Живёт в Центральной и Южной Америке. Если его не тревожить, будет спать почти всё время. (Ленивец)
    12. Когда эти насекомые собираются в походные колонны и шагают по лесу, спасается бегством даже ягуар. (Муравьи).
    13. Что такое айсберги? (Плавучие острова льда.)
    14. Что такое гейзер? (Периодически фонтанирующий источник горячей воды и пара.)
    15. Смерч гигантской разрушительной силы. (Торнадо.)

    Викторина «Живой мир лесов»

    1. Какие два зверька самые мелкие в лесах? (Землеройка – крошка и мышь – малютка.)

    2. Какие звери строят гнёзда на деревьях, как птицы? (Мышь – малютка и белка.)

    3. Каких летучих зверей вы знаете? (Летучие мыши и белки-летяги.)

    4. У каких зверей самый ценный мех? (У соболя, бобра, куницы, выдры, норки.)

    5. Какие водные звери вам известны? (Выдра, норка, бобр, ондатра, водяная полёвка.)

    6. Назовите белых зверей и белых птиц. (Белый медведь, песец, горностай, ласка, заяц-беляк, белая куропатка, полярная сова, лебедь, журавль - стерх, снежный подорожник.)

    7. Какая птичка самая маленькая? (Желтоголовый королёк.)

    8. Какие птицы лучше всех охраняют лес от вредителей? (Синицы, дятлы, поползни, пищухи, корольки.)

    9. Какие три птицы поют лучше всех? (Соловей, певчий дрозд, полевой жаворонок.)

    10. Пользу или вред приносят совы? (Совы приносят пользу, так как питаются грызунами.)

    11. Какая сова самая маленькая? (Сыч-воробей.)

    12. Какие змеи ядовиты, а какие безопасны для человека? (Ядовиты гадюка чёрной и серой окраски, безопасны уж и медянка.)

    13. Существуют ли безногие ящерицы? (Веретеница.)

    14. Водятся ли в наших лесах носороги? (Водятся, это жуки-носороги.)

    15. Сколько видов тритонов можно найти весной? (Три вида: обыкновенный тритон, сибирский тритон - углозуб, бревенчатый тритон.)

    16. Назовите самую крупную ночную бабочку. (Бабочка большая сатурная, или большой ночной павлиний глаз.)

    17. Есть ли на болотах поющие лягушки? (Есть, жерлянки.)

    18. Каких бабочек больше – дневных или ночных? (Ночных бабочек – их несколько тысяч видов, дневных же около ста.)

    19. Какой хищник бегает, как вол, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха.)

    20. Какой зверь нашей тайги самый ловкий? (Медведь.)

    Викторина «Растения и животные – предсказатели»


    1. Какое комнатное растение может предсказать погоду?
    (Монстера перед ненастьем за сутки начинает выделять влагу)
    1. Какие растения опускают листья с заходом солнца и раскрывают их с восходом солнца? (Гелиотроп, мимоза)
    2. Какие животные имеют внутренние часы? (Пчёлы, птицы)
    3. Как ласточки предсказывают погоду? (Ласточки низко летают перед дождём над землёй, т.к. насекомые тоже опускаются вниз.)
    4. Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Она закрывает цветки перед дождём и к вечеру.)
    5. У этого сорняка прозвище «барометр». Если он не раскрыл цветы до 9 утра, то жди дождя. Кроме того, это любимая пища певчих птиц. (Мокрица)
    6. Какое болотное растение плачет перед дождём? (Камыш)
    7. Цветки каких растений перед дождём всегда закрываются? (Одуванчика, мать – и – мачехи, козлобородника)
    8. Что означает раннее и позднее цветение черёмухи?
    10. К чему закрывает цветки мокрица утром? (К дождю.)

    11. Цветки какого растения распускаются в пасмурную погоду и предвещают ясную? (Вьюнка полевого)

    12. Что предвещает цветение акации? (Холода не будет.)

    13. Соцветия ноготков перед дождём закрываются, а рано утром раскрываются – к чему? (К ясной погоде)

    14. К чему распускаются цветы шиповника и одуванчика осенью? (К долгой и тёплой осени)

    15. Что предвещает цветение рябины? (К долгому теплу)

    16. Какие насекомые особенно злы перед дождём? (Оводы)

    17. К чему сильно трещат кузнечики? (К жаркой погоде)

    18. Что означает ранний излёт пчёл из ульев? (К ранней весне)

    19. К чему мошки лезут в лицо? (К дождю)

    20. К чему просыпаются мухи зимой? (К теплу)

    Приложение № 8

    Положение о конкурсе чтецов

    1. Цели и задачи

    Конкурс проводится с целью привлечения детей к чтению стихотворений о природе; эстетического нравственного воспитания подрастающего поколения, а также развитие их творческих способностей.

    2. Сроки проведения

    3. Организаторы конкурса:

    • Перегребинское участковое лесничество,
    4. Номинации конкурса

    4.1. Лучшее прочтение стихотворения.

    5. Участники конкурса

    1-й этап - прием заявок на участие в конкурсе.

    Заявки в произвольной форме, соответствующие номинациям, принимаются в установленные оргкомитетом сроки по адресу: д. Чемаши, ул. Школьная, д.15.

    3-й этап - подведение итогов конкурса, награждение победителей и призеров.

    Выразительность чтения стихотворения;

    Творческий подход;

    Оригинальность замысла.

    8. Награждение

    9. Дополнительная информация

    Дополнительную информацию об условиях участия в конкурсе можно получить на сайте школы.

    Приложение № 9

    Положение о конкурсе рисунков

    Тема: Изменение в природе происходят год от года…

    1. Цели и задачи

    Конкурс проводится с целью эстетического, нравственного воспитания подрастающего поколения, а также развития их творческих способностей.

    2. Сроки проведения

    Конкурс проводится 3 раза в год по сезонам – осень, зима, весна.

    3. Организаторы конкурса

    • МОУ ДОД «Дом детского творчества»,
    • Перегрёбинское участковое лесничество,
    • школьное лесничество «Лесовик»,
    • МОУ «Чемашинская СОШ» НОУ «БИОМ».
    4. Номинации конкурса

    4.1. Лучший рисунок на тему «Сезонные изменения в природе».

    4.2. Самый юный участник конкурса.

    5. Участники конкурса

    К участию в конкурсе допускаются все желающие, независимо от пола и возраста.

    6. Порядок проведения конкурса

    1-й этап - прием конкурсных работ.

    Работы, соответствующие номинациям, принимаются в установленные оргкомитетом сроки по адресу: д. Чемаши, ул. Школьная, д.15. Рисунки принимаются с кратким описанием (наименование, фамилия, имя и адрес автора).

    2-й этап - оценка работ, определение победителей и призеров конкурса.

    3-й этап - подведение итогов конкурса, подготовка наградных материалов.

    4-й этап - торжественное награждение победителей и призеров конкурса.

    7. Критерии определения лучших работ конкурса

    При подведении итогов конкурсная комиссия учитывает:

    Соответствие тематике конкурса;

    Необычность рисунка;

    Оригинальность рисунка.

    8. Награждение

    Участники, занявшие 1-3 место в каждой номинации, награждаются дипломами.

    9. Дополнительная информация

    Дополнительную информацию можно получить на сайте школы

    Приложение № 10

    Загадки о природе


    1. Не вода и не суша:
    На лодке не уплывёшь.

    И ногами не пройдёшь.

    (Болото)

    1. В голубенькой рубашке
    Бежит по дну овражка.

    (Ручей)

    1. Меж гор, меж дол
    Бежит белый конь.

    (Река)

    1. Не снег и не лёд,
    А серебром все деревья уберёт.

    (Иней)

    1. Ни в огне не горит,
    Ни в воде не тонет.

    (Лёд)

    1. День и ночь кричит,
    А голос не устанет.

    (Водопад)

    1. Ревнул вол
    За сто сёл,

    За сто речек.

    (Гром)

    1. Рассыпался горох
    На семьдесят семь дорог;

    Никто его не подберёт:

    Ни царь, ни царица,

    Ни красная девица.

    (Снег)

    1. Шёл долговяз,
    В землю увяз.

    (Дождь)

    1. Лежал, лежал,
    Да и в речку побежал.

    (Снег)

    1. Летит - молчит,
    Лежит – молчит,

    Когда умрёт,

    Тогда заревёт.

    (Снег)

    1. Заря – заряница,
    Красная девица

    По миру (по свету) ходила,

    Слёзы (ключи) обронила;

    Месяц видел,

    Солнце скрало.

    (Роса)

    1. Без рук, без ног
    Под окном стучится,

    В избу просится.

    (Ветер)

    1. Бежал по одной улице,
    На другую перешёл,

    И по третьей полетел.

    (Ветер)

    1. Синенька шубёнка
    Покрыла весь мир.

    (Небо )

    1. Летит орлица
    По синему небу,

    Крылья распластала

    Солнышко застлала.

    (Облако)

    1. Крашеное коромысло
    Через реку повисло.

    (Радуга)

    1. Ходит без ног,
    Рукава без рук,

    Уста без речи.

    (Тень)

    1. У меня есть,
    У тебя есть,

    У дуба – в поле,

    У рыбы в море.

    (Тень)

    1. Я и туча, и туман,
    И ручей, и океан.

    И летаю, и бегу,

    И стеклянной быть могу. (Вода)

    1. Неизвестно, где живет.
    Налетит, деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь. (Ветер)
    1. Ниток много, а в клубок не смотаешь. (Паутина)

    Игра-викторина

    «Экологический экспресс»

    Цель: формирование экологического сознания системы эколого-биологических знаний учащихся как компоненте экологической культуры личности.

    Задачи:

    1. расширить знания учащихся о животном и растительном мире;
    2. формировать ценностные экологические ориентации;
    3. развитие познавательных интересов учащихся в изучении окружающей среды;
    4. вовлечение учащихся в игровую деятельность;
    5. воспитание чувства взаимопомощи, коллективизма во взаимодействии с природой.

    Есть на земле огромный дом

    Под крышей голубой.

    Живут в нём солнце,

    дождь и гром,

    Лес и морской прибой.

    Живут в нём птицы и цветы,

    Весенний звон ручья,

    Живёшь в том светлом доме ТЫ

    И все твои друзья.

    Куда б дороги не вели

    Всегда ты будешь в нём.

    ПРИРОДОЮ родной земли

    Зовётся этот дом.

    (Л. Дайнеко)

    Ход игры

    В игре принимают участие четыре команды по восемь человек в каждой.

    Педагоги: Сегодня мы с вами поиграем в игру-викторину «Экологический экспресс». Нам предстоит выяснить, насколько вы хорошо знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в защите, заботе и любви. В игре победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя на природе, готов ее оберегать. Итак, начинаем игру.

    Оценивать знания команд в ходе игры будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

    I. Первая станция. «Царство растений».

    Педагоги: Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

    Ответ: Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

    Педагоги: Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

    Когда ты идешь по тропинке лесной,

    Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

    Одно «почему?» меж деревьями мчится,

    Летит по пятам за неведомой птицей.

    Другое - пчелою забралось в цветок,

    А третье - лягушкою скок в ручеек.

    «Что?» мышкой шныряет

    под листьями в норах,

    «Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох

    Сидит «отчего?» на зеленом листке.

    «Куда?» полетело верхом на жуке.

    «Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.

    Вопрос за вопросом, и так -

    целый день!

    Мы с вами, друзья, по тропинке идем

    Ответы искать под зеленым шатром.

    1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

    Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

    1. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает - разлетается на все стороны света. (Одуванчик ).
    2. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну ). Почему?
    3. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина ).
    4. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина ).
    5. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка ).
    6. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород ).
    7. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник ).
    8. Какой цветок называют - царицей цветов? (Роза ).
    9. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен ).
    10. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина ).
    11. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина ).

    Педагоги: Молодцы, ребята!

    2-й конкурс. Кто больше составит слов - существительных из слова ПРИРОДА.

    У каждой команды лист и карандаш.

    Ответ: Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.

    3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

    Лист берёзы - берёзовый.

    Лист липы - …

    Лист клёна - …

    Шишка ели - …

    Плод дуба - …

    Лист дуба - ….

    Лист осины - …

    Лист ивы - …

    Шишка сосны - …

    Плод яблони - …

    4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

    Педагоги: Вычеркни лишние. Объясни - ПОЧЕМУ?

    Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

    Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

    Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

    Осина, липа, дуб, ель. Так как …

    Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

    Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

    Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

    Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

    Педагоги: А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

    Загадки

    Русская красавица,

    Всем нам очень нравится.

    Бела она, стройна,

    Одежда зелена. (Береза)

    Прямо в небо рвутся, ввысь;

    Ты внимательно всмотрись:

    Не березы, не осинки,

    Нет листочков, есть хвоинки. (Ели)

    Вот бочонок с шапочкой,

    С дерева упал.

    Год прошел - и деревцем

    Маленьким он стал. (Желудь )

    Ветви над рекой склонила,

    В реку смотрится уныло. (Ива )

    Осень тихая настанет,

    Дивным дерево то станет:

    Листья - звезды яркие,

    Золотые, жаркие. (Клен )

    Летом знойным зацветет -

    Сразу пчел к себе зовет.

    Круглые листочки,

    Светлые цветочки.

    Вкусен, сладок их нектар...

    Кто-то дерево узнал? (Липа )

    Что за дерево такое

    Угощает снегирей?

    Снег стоит, трещат морозы,

    Ну а ягоды вкусней. (Рябина )

    II. Вторая станция. «Царство Животных».

    Педагоги: Лес - это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

    Про всех на свете.

    Все-все, все на свете,

    На свете нужны,

    На свете нужны,

    И мошки не меньше нужны, чем слоны.

    Нельзя обойтись

    Без чудищ нелепых

    И даже без хищников,

    Злых и свирепых.

    Нужны все на свете!

    Нужны все подряд -

    Кто делает мед,

    И кто делает яд!

    Плохие дела

    У кошки без мышки,

    У мышки без кошки

    Не лучше делишки!

    И если мы с кем-то

    Не очень дружны,

    Мы все-таки очень

    Друг другу нужны.

    А если нам кто-нибудь

    Лишним покажется,

    То это, конечно,

    Ошибкой окажется!

    Все-все,

    Все на свете нужны,

    И это все дети

    Запомнить должны!

    1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

    1. Что человек делает для сохранения животного мира?
    2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы )
    3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы)
    4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери)
    5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки )
    6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук )
    7. У кого на сучке кладовая? (У белки )
    8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина )
    9. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши ).
    10. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока )

    Загадки:

    Есть на речках лесорубы

    В серебристо-бурых шубах

    Из деревьев, веток, глины

    Строят прочные плотины. (Бобры )

    Скачет зверюшка:

    Не рот, а ловушка.

    Попадут в ловушку

    И комар, и мушка. (Лягушка )

    Над рекою он в полёте,

    Этот чудо-самолётик.

    Над водой парит он гладкой,

    На цветке его посадка. (Стрекоз а)

    На спине я дом ношу,

    Но гостей не приглашу:

    В костяном моём дому

    Место только одному. (Черепаха )

    Лежит верёвка,

    Шипит плутовка,

    Брать её опасно -

    Укусит. Ясно? (Змея)

    Волны к берегу несут

    Парашют - не парашют

    Не плывёт он, не ныряет,

    Только тронешь - обжигает. (Медуза )

    2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

    Педагоги: Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались - КТО ЭТО?

    Командам раздаются карточки с заданием.

    Задания:

    Цапля и лягушата в озере.

    Лев и собачка.

    Ворона и лисица.

    Машенька и три медведя.

    III. Третья станция. «Царство Грибов».

    Педагоги: Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

    По дорожке, по тропинке

    В лес за ними мы идём.

    Если место попадётся,

    То лукошко наберём. (Грибы )

    Педагоги: Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы - ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

    А сейчас мы отправляемся за грибами.

    Вы любите собирать грибы?

    1-й конкурс. «На лесной полянке».

    Педагоги: Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

    Ответ: Правила сбора грибов.

    1. Не собирайте неизвестных, совершенно незнакомых и сомнительных грибов.
    2. Собирайте только те грибы, в безвредности которых вы совершенно уверены.
    3. Не покупайте грибы на рынках, не прошедшие предварительную ветеринарно-санитарную экспертизу.
    4. Не пробуйте на вкус сырые грибы.
    5. Не собирайте и не употребляйте в пищу старые и переросшие грибы.
    6. Все собранные или купленные грибы перебирайте для выбраковки сомнительных и подозрительных экземпляров.
    7. Если перебирая грибы, вы нашли ядовитые, выбросьте без сожаления и все остальные.
    8. Следуйте технологии приготовления блюд из грибов. Не забывайте, что грибы нужно дважды кипятить по 10 минут, меняя воду.
    9. Грибы запрещается включать в рацион питания пожилых людей, особенно больным заболевания ЖКТ, почек.
    10. Ни в коем случае не позволяйте собирать и употреблять грибы детям.
    11. При подозрении на отравление грибами немедленно обратитесь за медицинской помощью к специалисту. На сегодняшний день не существует надежных способов определения истинных грибов. Утверждение о том, что в отваре грибов, где есть ядовитые, чернеют изделия из серебра, приобретают бурый цвет луковица или зубок чеснока, что ядовитые грибы не едят насекомые и слизни, что все грибы в молодом возрасте можно употреблять без предостережения и т.п. ошибочны.

    2-й конкурс. «Грибные загадки».

    Вот в траве приметные

    Шляпки разноцветные.

    Вспомни ты их имя,

    Но не ешь сырыми! (Сыроежки )

    Очень дружные ребята

    У пенька живут... (Опята )

    Где хвоинок многовато,

    Поджидают нас... (Маслята )

    Под осиной гриб тот, дети,

    В ярком красненьком берете. (Подосиновик )

    У берёзок, посмотри:

    Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик )

    Царь грибов живёт в дубраве.

    Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый )

    3-й конкурс. «Собери пословицу».

    Педагоги: Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

    («Грибок к грибку - наберёшь и лукошко»).

    Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

    IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

    Педагоги: Ребята, что такое «экология»?

    Ответ: Наша планета - наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе - туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

    Прогулка. (С. Михалков)

    Мы приехали на речку

    Воскресенье провести,

    А свободного местечка

    Возле речки не найти!

    Тут сидят, и там сидят:

    Загорают и едят,

    Отдыхают, как хотят,

    Сотни взрослых и ребят.

    Мы по бережку прошли

    И поляночку нашли.

    Но на солнечной полянке

    Там и тут пустые банки

    И, как будто нам назло,

    Даже битое стекло.

    Мы по бережку прошли,

    Место новое нашли.

    Но и здесь до нас сидели;

    Тоже пили, тоже ели,

    Жгли костёр, бумагу жгли -

    Насорили и ушли!

    Мы прошли, конечно, мимо

    - Эй, ребята! - крикнул Дима, -

    Вот местечко хоть куда!

    Родниковая вода,

    Чудный вид!

    Прекрасный пляж!

    Распаковывай багаж!

    Мы купались, загорали,

    Жгли костёр.

    В футбол играли -

    Веселились, как могли:

    Пили квас, конфеты ели,

    Хороводом песни пели…

    Отдохнули - и ушли!

    И остались на поляне

    У потухшего костра:

    Две разбитых нами склянки -

    Две размокшие баранки -

    Словом мусора гора.

    Мы приехали на речку

    Понедельник провести,

    Только чистого местечка

    Возле речки не нашли!

    Педагоги: Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

    А как бы вы поступили на месте этих туристов?

    Какой вред наносят люди таким поведением?

    Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете?

    Дети перечисляют.

    Конкурс «Правила друзей природы».

    Педагоги: Вспомните правила друзей природы?

    Называют правила по очереди.

    Ответ: Десять правил друзей леса.

    1. Сохраните леса такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей и внуков наших внуков.

    2. Сохраняйте "зеленое" равновесие - новые посадки должны полностью восполнять срубленные и погибшие деревья.

    3. Приходите в лес с любовью к природе.

    4. Леса несут успокоение нашему перегруженному мозгу, они успокаивают душу. Слушайте таинственную музыку леса.

    5. Относитесь к старым, полувысохшим деревьям как к выполнившим свой долг солдатам - пусть их участь еще раз напомнит вам о необходимости беречь лес.

    6. Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима, включая микроорганизмы.

    7. Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.

    8. Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чем они росли: деревья, кустарники, грибницы.

    9. Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.

    10. Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.

    Педагоги: Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

    День ЗЕМЛИ. (М. Дубин)

    Как яблоко на блюдце,

    У нас Земля одна.

    Не торопитесь, люди,

    Все исчерпать до дна.

    Не мудрено добраться

    До скрытых тайников,

    Разграбить все богатства

    У будущих веков.

    Мы общей жизни зерна,

    Одной судьбы родня,

    Нам пировать позорно

    В счет будущего дня.

    Поймите это, люди,

    Как собственный приказ.

    Не то Земли не будет

    И каждого из нас.

    Педагоги: Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

    Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри.

    Награждение команд.

    Викторина "Природа: животные и растения»

    Внеклассное мероприятие

    Цели.

    1. Формировать у учащихся познавательный интерес.
    2. Воспитывать любовь к живой природе
    3. Обогащение знаний у детей о природе.

    Предварительная подготовка.

    1. Подготовка вопросов викторины.
    2. Ребята рисуют рисунки на тему «Природа: животные и растения», которыми потом украшается класс
    3. Разучивают стихи о природе

    Ход викторины.

    Учитель: Это чудо – Природа. Человек – её частица. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сегодня мы с вами поговорим о красоте нашей природы, проверим ваши знания о животных и растениях. За каждый правильный ответ вы будете получать умку, по окончании нашего мероприятия мы подведем итоги, подсчитаем количество умок. Победителей ждут призы. Ребята подготовили стихи о красоте нашей природы (получают как бонусы по 5 умок те, кто выучил стихотворение). Начнем же наше мероприятие. Желаю всем удачи в достижении победы.

    О том, как хороша природа
    Самуил Маршак

    О том, как хороша природа,
    Не часто говорит народ
    Под этой синью небосвода,
    Над этой бледной синью вод.

    Не о закате, не о зыби,
    Что серебрится вдалеке,-
    Народ беседует о рыбе,
    О сплаве леса по реке.

    Но, глядя с берега крутого
    На розовеющую гладь,
    Порой одно он скажет слово,
    И это слово - "Благодать!".

    1. Викторина «Что это за дерево?»

    Какое дерево в лесу самое «сладкое»? (липа)

    Какое дерево древние римляне называли «кверкус» -красавец? (дуб)

    Какое дерево содержит большое количество витамина «С»? (сосна)

    Какое дерево древние греки назвали «популюс»-народное дерево? (тополь)

    Ягоды какого дерева добавляют в пастилу, в мармелад? (калины)

    Большое дерево, но из него даже маленького костра не разожжешь? (баобаб)

    Из какого дерева делают спички? (осина)

    Из какого дерева делали хохломскую посуду расписную (липа)

    Какое дерево было священным и шум его ветвей «предсказывал» судьбы людей? (дуб)

    Единственное дерево с хвоей, сбрасывающее иголки на зиму (лиственница)

    Русская природа
    Всеволод Рождественский

    Ты у моей стояла колыбели,
    Твои я песни слышал в полусне,
    Ты ласточек дарила мне в апреле,
    Свозь дождик солнцем улыбалась мне.

    Когда порою изменяли силы
    И обжигала сердце горечь слез,
    Со мною, как сестра, ты говорила
    Неторопливым шелестом берез.

    Не ты ль под бурями беды наносной
    Меня учила (помнишь те года?)
    Врастать в родную землю, словно сосны,
    Стоять и не сгибаться никогда?

    В тебе величье моего народа,
    Его души бескрайные поля,
    Задумчивая русская природа,
    Достойная красавица моя!

    Гляжусь в твое лицо - и все былое,
    Все будущее вижу наяву,
    Тебя в нежданной буре и в покое,
    Как сердце материнское, зову.

    И знаю - в этой колосистой шири,
    В лесных просторах и разливах рек -
    Источник сил и все, что в этом мире
    Еще свершит мой вдохновенный век!

    2. Викторина «Животные в сказках»

    ■ Кто съел колобка? Ответ: Лиса.

    ■ Кто разломал теремок? Ответ: Медведь.

    ■ Кто топтал пшеницу в сказке «Сивка-Бурка»? Ответ: Конь.

    ■ Кто прогнал лису из дома в сказке «Заюшкина избушка»? Ответ: Петушок.

    ■ Кто обхитрил волка в сказке «Волк и семеро козлят»? Ответ: Коза.

    ■ Кто вез лису в сказке «Лисичка-сестричка и волк»? Ответ: Волк.

    ■ Животное по имени Жучка в сказке «Репка». Ответ: Собака.

    ■ Кто первый нашел теремок? Ответ: Мышка-норушка.

    ■ К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? Ответ: Курочка Ряба.

    ■ Кто унес Иванушку? Ответ: Гуси-лебеди.

    ■ Какую рыбу в русских сказках иногда называют «чудо-юдо»? Ответ: Кит.

    ■ Из шкуры какого животного была сделана шуба, принадлежащая купцу в сказке «Два мороза»? Ответ: Из шкуры медведя.

    ■ Кто в русских сказках имеет отчество Патрикеевна? Ответ: Лиса.

    ■ Кого лиса угощала кашей? Ответ: Журавля, «Лиса и журавль».

    ■ Кто из героев русской народной сказки «У страха глаза велики» носил прозвище норушка? Ответ: Мышка.

    ■ Кто помог спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»? Ответ: Курочка.

    ■ Скажите, какого героя провели на пирожках? Ответ: Медведя из сказки «Маша и медведь».

    ■ Кто тянул репку последним? Ответ: Мышка.

    Природа
    Дмитрий Мережковский

    Ни злом, ни враждою кровавой
    Доныне затмить не могли
    Мы неба чертог величавый
    И прелесть цветущей земли.

    Нас прежнею лаской встречают
    Долины, цветы и ручьи,
    И звезды все так же сияют,
    О том же поют соловьи.

    Не ведает нашей кручины
    Могучий, таинственный лес,
    И нет ни единой морщины
    На ясной лазури небес.

    3. Верители вы?

    Верите ли вы, что:

    Прибор, который помогает определить стороны света, называется спидометр? (Нет, компас)

    Кора березы всегда белее и чище с южной стороны, а трещины, неровности и наросты находятся всегда на северной стороне дерева? (Да)

    Грибы в основном растут с северной стороны деревьев, пней, кустарников? (Да)

    Если встать лицом к северу, то за спиной будет запад, справа - юг, а слева - восток? (Нет, за спиной будет юг, справа - восток, слева - запад)

    Пчелы ориентируются по солнцу? (Да)

    Попавшие за много километров от дома домашние животные и без компаса успешно находят дорогу домой? (Да)

    Если утром и вечером тень от крыльев бабочки направлена на восток, то в полдень - с севера на юг? (Да)

    Местность, изображенная условными знаками на листе бумаги, называется рисунком? (Нет, картой)

    Правильно определить направление в степи поможет норка суслика? Грызуны, как правило, вход в свое жилище делают с южной стороны. (Да)

    Олени в лесу точат свои рога только о северную сторону деревьев? (Нет)

    В южных районах растет «компасное» растение латук, листья которого обращены на запад и восток плоскостями, а на север и юг ребрами? (Да)

    Ягоды на открытой лесной поляне раньше созревают с севера? (Нет, с юга)

    Цветущий подсолнух поворачивает свою голову вслед за солнцем? (Да)

    В большинстве случаев муравейники расположены с южной стороны деревьев, пней, кустарников? (Да)

    В полдень волки встают головой на север и начинают выть? (Нет)

    На стволах сосен с южной стороны выступает смола, а с северной тянется вдоль ствола темная полоса? (Да)

    Мхи и лишайники чаще всего поселяются с южной стороны камней, пней, стволов деревьев? (Нет, с северной)

    После дождя раньше просыхает южная сторона предметов? (Да)

    Я воспитан природой суровой
    Николай Заболоцкий

    Я воспитан природой суровой,
    Мне довольно заметить у ног
    Одуванчика шарик пуховый,
    Подорожника твердый клинок.

    Чем обычней простое растенье,
    Тем живее волнует меня
    Первых листьев его появленье
    На рассвете весеннего дня.

    В государстве ромашек, у края,
    Где ручей, задыхаясь, поет,
    Пролежал бы всю ночь до утра я,
    Запрокинув лицо в небосвод.

    Жизнь потоком светящейся пыли
    Все текла бы, текла сквозь листы,
    И туманные звезды светили,
    Заливая лучами кусты.

    И, внимая весеннему шуму
    Посреди очарованных трав,
    Все лежал бы и думал я думу
    Беспредельных полей и дубрав.

    1. «Что это за птица?»

    Самая большая сова.. Размах крыльев 1,5-1,8 м, вес 2-4,2 кг (филин)

    Самые большие попугаи длиной до метра (ара)

    Самые крохотные птицы мира (колибри)

    Фантастические райские птицы (лирохвост)

    Самая большая птица в мире (африканский страус)

    Какая птица живет у нас круглый год, но мы видим ее только зимой (синица)

    Единственная птица, которая умеет бегать по стволу и вверх и вниз головой (поползень)

    Какую птицу мы не променяем ни на какую жар-птицу. Особенно радует наш слух в мае (соловей)

    Ее называют «Лесная флейта», а иногда «Лесной кошкой» (иволга)

    Какую птицу называют «лесным доктором» (дятел)

    Какую священную птицу древние греки изображали даже на монетах (сова)

    Какая птица резко меняет весной цвет своего оперения (белая куропатка)

    У какой птицы поют самцы и саки (снегири)

    Какая из наших птиц быстрее всех летает (стриж)

    Природа
    Дмитрий Кедрин

    Что делать? Присяду на камень,
    Послушаю иволги плач.
    Брожу у забитых досками,
    Жильцами покинутых дач.

    Еще не промчалось и года,
    Как смолкли шаги их вдали.
    Но, кажется, рада природа,
    Что люди отсюда ушли.

    Соседи в ночи незаметно
    Заборы снесли па дрова,
    На гладких площадках крокетных
    Растет, зеленея, трава.

    Забывши хозяев недавних,
    Весь дом одряхлел и заглох,
    На стенах, на крышах, на ставнях
    Уже пробивается мох.

    Да зеленью, вьющейся дико,
    К порогу забившей пути,
    Повсюду бушует клубника,
    Что встарь не хотела расти.

    И если, бывало, в скворечнях
    Скворцы приживались с трудом,
    То нынче от зябликов вешних
    В саду настоящий содом!

    Тут, кажется, с нашего века
    Прошли одичанья века...
    Как быстро следы человека
    Стирает природы рука!

    5. Что это за растение?

    Какое растение называют разбойник за то, что оно съедает насекомых (росянку)

    Научное называние его «плантаго», что в переводе на русский язык значит «ступня» (подорожник)

    В переводе на русский язык названия растения переводится как «здоровье» (валерьяна)

    В старину эту лекартсвенную траву называли «травой от 99 болезней» (зверобой)

    О страшной силе этого растения знали еще тысячу лет назад и растение было посвящено богу Солнца- Яриле (белена)

    В переводе названия растения это означает «красивая женщина» (беладонна)

    Природа
    Николай Рыленков


    Все в тающей дымке:
    Холмы, перелески.
    Здесь краски не ярки
    И звуки не резки.
    Здесь медленны реки,
    Туманны озеры,
    И все ускользает
    От беглого взора.
    Здесь мало увидеть,
    Здесь нужно всмотреться,
    Чтоб ясной любовью
    Наполнилось сердце.
    Здесь мало услышать,
    Здесь вслушаться нужно,
    Чтоб в душу созвучья
    Нахлынули дружно.
    Чтоб вдруг отразили
    Прозрачные воды
    Всю прелесть застенчивой
    Русской природы.

    Подводятся итоги, награждаются победители, благодарятся ребята, подготовившие стихи о природе.