Интервью с данилой козловским. Бедная ваша мама…

Он неузнаваем в роли слепого альбиноса, сладострастно убивающего человекообразных в сказке-комиксе про киборгов «Хардкор». Кстати, после показа фильма Ильи Найшуллера на последнем фестивале в Торонто права на хоррор за десять миллионов долларов приобрела одна из крупнейших американских компаний для дистрибуции в США, и скоро фильм выйдет в широкий прокат.

Кажется, Данила завел внутри себя кувалду и крушит с ее помощью наработанные клише: «Для меня это сознательная история. Принципиальный метод. Понимаю, как легко окаменеть, угнездившись с комфортом в амплуа, но оно рано или поздно тебя задушит». Таким личным землетрясением для него стала недавняя премьера в Большом театре. «Большую мечту обыкновенного человека», музыкальное представление с симфоническим оркестром на основе песен Синатры, Беннетта, Коула готовили больше года. «Конечно, мы рисковали. И все же я предпочитаю риск сожалению, что не осмелился. Концерт готовили как разовую акцию, но резонанс события дал импульс продолжению. На Рождество шоу покажут в «Крокус Сити Холле». Планируется тур по стране.

Он - развивающийся, взрослеющий актер, раздвигающий горизонты профессии. И продюсирование фильма «Статус: свободен» - один из многих способов развития. А еще возможность поблагодарить близкого человека, маму Надежду Звенигородскую. В фильме у них трогательный и комичный дуэт. Мама - вообще главный человек в его жизни. Актриса по образованию, она разглядела в нем дарование и заразила вирусом актерства: «Без мамы ничего бы не было. Я вообразить себе не мог, что лицедейство может стать профессией. Примерно представлял: хочу заниматься этим дальше, но что в моем представлении было «этим»? Читать стихи и петь в самодеятельности, скоморошествовать в кавээнах? Однажды мама посадила меня перед собой: «В этой профессии конкуренция жесточайшая. Таких, как ты, тысячи по всей России. И даже среди счастливчиков, попавших в театральные труппы, настоящих актеров единицы. Ты можешь стать одной из теней сцены, затеряться в массовке». Спрашиваю: «А как же кумиры - известные, любимые?» - «А они работали как каторжные. Ты готов?» Я клялся воодушевленно, не подозревая, насколько правдивы ее слова. Но мама почувствовала, что во мне есть силы справиться со стеной, которую придется пробивать собственным лбом, чтобы стать настоящим актером».

В театральной академии на него обрушилась новая жизнь - голова пошла кругом: «Я же был коротко стриженный мальчик из Кронштадтского кадетского корпуса, который пел строевые песни, маршировал по плацу. Жил среди пацанов. А очутился в мире, где можно носить длинные волосы, где девочки сидят рядом и могут, дурачась, обнять, поцеловать. Мы-то девочек видели по субботам и воскресеньям, когда ходили гулять в город. А здесь кипяток из волшебного варева: яркие краски, эмоции, отношения. И при этом армия похлеще, чем в корпусе. Занятия с девяти утра до двенадцати ночи».

Столкновение с этим миром не только оглушило, но и пробудило в нем колоссальный азарт. Несмотря на загруженность в кино, он продолжает играть на сцене Малого драматического театра - одного из лучших в Европе. Сейчас Лев Додин, называющий Данилу своим любимым учеником, ставит с ним «Гамлета». А вот в кино, мне кажется, он так и не обрел единственного, главного для себя режиссера, который открыл бы ему самому иного, неузнаваемого Козловского. «Нет, - возражает Данила, - такие режиссеры есть. Интересно работать с Николаем Лебедевым, Пашей Руминовым. Невероятно важно для меня сотворчество с Андреем Кравчуком, с которым мы сняли сериал «Викинг». Алексей Герман - первый мой режиссер в кино. Он в меня поверил, когда меня никто не знал». Данила признается, что всегда будет благодарен Герману за серьезную роль в «Гарпастуме». Сейчас готовятся съемки новой германовской картины «Довлатов». Козловский - валютчик Акула, колоритнейший персонаж.

На одном из киносайтов я пыталась сосчитать число фильмов с его участием, которые в ближайшее время выходят на экраны. Комедия «Пятница», триллер «Экипаж», фантастическая страшилка «Хардкор», исторический роман «Матильда», позже - «Довлатов», «Декоратор»... Со стороны ощущение дикого бега. «У меня нет чувства загнанности. Напротив, такой кайф!» Ясно, что для Данилы это не просто нащупывание разных дорог, но и постоянный риск. И, значит, адреналин, а именно этого ему и надо.

Я люблю одежду как средство самовыражения и уважаю моду как форму ис­кус­ства. Мой собственный стиль зависит от настроения. Бывают дни, когда мне нравится «парадная» мужская одежда, и я надеваю хорошие брючные ко­стюмы. Как раз Max Mara создает очень красивые силуэты. Я стара­юсь следо­вать трен­дам, но при этом ношу то, в чем мне комфортно. И в этом мне тоже бли­зок бренд: на мой взгляд, им отлично удается крутая и одновременно клас­сическая одежда. На февральском показе Max Mara мне понравился черный кос­тюм и красный ансамбль, в которых выходила Джиджи Хадид. То красное пу­шис­тое пальто очень эффектное! А материал! Качество потрясающее. А во­обще покупки я делаю по-разному, то спонтанно, то беру паузу «подумать», иногда планирую шопинг. Зависит от того, загружена ли я, много ли работы. А иногда просыпаюсь и понимаю, что ночью скупила весь ассортимент интер­нет-магазина!

На Women In Film 2017 Crystal + Lucy Awards, 2017 год

Об инфлюэнсерах

Я как-то задумалась, влияет ли стиль героинь на мой собственный. Хороший вопрос. Наверное, такое случается. В период съемок я особо не наряжаюсь – на это элементарно нет времени, работаю по 14 часов в сутки. Приезжаю на площадку просто в пижаме (здесь без вариантов – много лет не вылезаю из одной и той же), снимаюсь и еду домой в пижаме. Но есть и выходные – вот когда может сказаться стиль персонажа, которого я играю! Например, в «Почему он?» моя героиня постоянно носит фланелевые рубашки. И я пойма­ла себя на том, что в субботу раз за разом надеваю такие рубашки.

О премьерах и винтаже

Есть два свежих проекта, которыми я дорожу. Во-первых, я только что закон­чила сниматься в «Матрице времени». Фильм выходит 3 марта, он о де­вуш­ке, которая вновь и вновь переживает свой последний день и смерть, пока, наконец, не понимает, что надо ценить людей и жизнь, которая не что-то само собой разумеющееся. Эта история берет за душу, и я горжусь, что смогла стать ее частью. Работать над такой темой непросто, но съемки и должны быть такими. Каждый день я как будто бралась за новую роль, потому что героиня менялась кардинально... Если в «Матрице времени» я есть в каждой сцене, то в картине «За пропастью во ржи» о Джероме Д. Сэлинджере, где я играла Уну О’Нил, в основном появляюсь в начале. Съемки доставили удовольствие погружением в атмосферу 1940-х, в мир высшего общества Нью-Йорка тех лет. Кроме того – возможностью носить винтаж. Силуэты той эпохи пленительны. Роль однозначно была сложной в том смысле, что я болела за достоверность, за то, чтобы отдать должное героине – реальному интереснейшему человеку.

Кадр из фильма «Академия вампиров» (2014 г.)

О Даниле Козловском и мечтах

Некоторое время назад я познакомилась с Дани­лой Козловским. Разве он не чудесный? Я снималась с ним в фильме «Академия вампиров». Съемки проходили в Лондоне, и количество людей, которые оста­нав­ливали его и восклицали «о боже, Данила!», восхищаясь его работой, за­шка­ли­вало. Наблюдая за взлетом Данилы, я лишний раз убеждаюсь, что нуж­но усердно трудиться, понимать, что все твое время – это рабочее время. В про­фес­сии надо быть потому, что ты ее любишь, а не от желания быть выше. Мне неважно, звезда я или нет. Мне нравится быть актрисой, рассказчиком, вызывать у людей эмоции. Мне нравится любой жанр. Я играю и в комедиях, и в драмах, и хочу продолжать в том же духе. Мечтаю попробовать себя в мю­зик­ле. А еще в вестерне. Надеюсь поработать с Джилл Солоуэй. Она по­тря­саю­щий сценарист и режиссер, у нее есть фильм «Полуденная нега», вот о таких вызовах я мечтаю. Еще есть огромное желание работать с Дэвидом О. Рас­сел­лом. И если быть до конца откровенной, то меня манит пьеса «Венера в мехах». Хотела бы выйти в ней на театральную сцену.

На мероприятии Max Mara Celebrates Zoey Deutch As The 2017 Women

О награде

Я была очень польщена, узнав, что получаю награду Max Mara. Я много лет приходила на церемонию в Лос-Анджелесе как гостья и вот в этом году стала 12-м обладателем награды Max Mara Women In Film Face of The Future! Быть отмеченной брендом, который воздает должное сильным и успешным женщинам и так предан борьбе за их права, просто мечта. Среди победительниц предыдущих лет есть мои друзья: Хлое Моретц, например. Эмили Блант, лауреат премии, тоже мой герой. Я очень люблю Роуз Бирн. Много потрясающих женщин. И вот я вошла в этот узкий круг. Ощущения нереальные.

Фотография: Максим Арюков

Это удивительно, Данила: мы впервые общаемся с тобой днем. Раньше, для записи телевизионных передач, встречались исключительно по ночам. Так почему-то выпадало. Помню, однажды оператор чуть не уснул за камерой от усталости, и я его понимаю, а ты был бодр и свеж. Это у тебя кадетская закалка?

Скорее рабочая необходимость. Кадетский корпус тут, думаю, ни при чем.

Знаешь, мне сложно представить тебя в строю. А у тебя бывает ощущение, что всё это случилось не с тобой?

Конечно. Все-таки лет десять прошло… Хотя я довольно ясно всё помню.

Ты рассказывал, что в кадетском корпусе был командиром отделения. За какие заслуги получил должность?

Да просто некого было назначать. Одних отчислили, другие сами ушли, у третьих дисциплина хромала. Методом исключения назначили.

Не потому что был образцовым кадетом?

Я - образцовым?! Ты шутишь… То есть в самом начале я неожиданно для себя попытался стать образцовым, но это довольно быстро прошло, и всё остальное время я был диссидентом, можно даже сказать, несогласным. А до Кронштадта, еще в Москве, мы с братьями вообще черт знает что вытворяли: стекла били в подъездах, громили ларьки, задирали прохожих, а если попадались иностранцы - не упускали случая облапошить.

Ничего себе детские шалости.

Теперь я понимаю, что от этих милых шалостей было рукой подать до серьезных преступлений.

В милицию приводы были?

Бедная ваша мама…

Чего только мама из-за нас не пережила! В какой-то момент стало ясно, что с нами нужно срочно что-то делать, иначе всё плохо кончится. Так возник кадетский корпус, и я там почему-то сразу решил исправиться, и не просто исправиться, а стать лучшим. Хотел порадовать маму, хотел, наверное, чтоб она мною гордилась, и донимал начальство своим рвением. Приходил, скажем, к командиру и интересовался, не требуется ли уборка. «Давайте, - говорю, - помою пол в туалете или офицерскую подмету». А он: «Козловский, хватит уже, успокойся, иди лучше в футбол поиграй». Продолжалась эта образцовопоказательность, как я уже сказал, недолго: примерно через год меня стали мучить вопросы, которые в системе задавать, вообще-то, не принято. Ни себе, ни начальству.

Я не понимал, к примеру, зачем ходить на обед строем, да еще с песней, если можно просто собраться вместе и отправиться в столовую. Не понимал, почему садиться и вставать нужно только по команде и нельзя по собственному желанию. Не находил ответы на свои вопросы, а бездумно участвовать во всем этом не хотел. Начались прогулы, уклонения от строевых занятий, самоволки.

При этом два твоих брата, младший и старший, покинули кадетский корпус, а ты нет.

Они очень сильно постарались, чтобы их отчислили. Буквально всё для этого сделали. Я не так преуспел.

Почему все-таки ты остался?

Потому что сколько можно? Я до кадетского корпуса сменил так много школ не по собственной, как ты понимаешь, воле, что было бы совсем неправильно к этой коллекции отчислений добавлять еще одно. Ну и наверное, мне жаль было потраченного времени, все-таки несколько лет отучился.

Вообще могло так сложиться, что ты стал бы военным? У тебя же отчим был военным, да?

Не сам отчим - его отец. Но я, когда поступал, ни о чем таком не думал. Мне было десять лет - какие карьерные планы я мог строить? Впервые задумался об этом всерьез лет в пятнадцать, и то лишь потому, что командиры и домашние стали интересоваться, в какое военное училище я собираюсь. Я подумал и решил, что ни в какое. Потому что ходить всю жизнь строем не смогу. А так как мама довольно рано отвела меня в театральную студию и мне с детства нравилось петь, читать стихи, кривляться, гримасничать…

…то ты решил, что пойдешь в актеры.

Да. К тому же мама у меня актриса, окончила Щукинское училище, работала в Вахтанговском, в Театре Моссовета. Но потом ушла из профессии и посвятила свою жизнь нам с братьями.

У вас с мамой теплые отношения, да?

Мы друзья. Можем вместе выпить, можем обсудить такие темы, которые дети с родителями, как правило, не обсуждают. Я могу рассказать маме абсолютно всё и знаю, что она поймет.

Так было всегда?

Нет. Это пришло со временем.

С братьями так же?

Мы теперь гораздо дружней, чем в детстве. Тогда каждый оборонял свою территорию, а сегодня в этом нет необходимости: трехсторонний пакт о ненападении давно подписан.

Чем твои братья занимаются?

Старший, Егор, окончил институт культуры, работает в крупной компании, недавно у него дочка родилась. У Ваньки тоже дочка, он с семьей живет во Владимире.

Я как-то разговаривал о тебе с Львом Додиным, режиссером и твоим педагогом, и он сказал: «Нежно к Даниле отношусь, он немножко безумен в своем энтузиазме». Как думаешь, что за безумство Додин имел в виду?

Об этом, наверное, лучше у самого Льва Абрамовича спросить. Мне сложно рассуждать о своем безумстве, я его за собой не замечаю.

Ты мне как-то рассказывал, что ничего не выбрасываешь, хранишь даже всякие обертки от сувениров, коробочки… Разве это не безумство?

Наверное, да. Но время идет, я меняюсь, и мое отношение к каким-то вещам тоже. То, что несколько лет назад напоминало тебе о счастье, сегодня вызывает грусть, и хранить это больше не хочется.

Что ты имеешь в виду?

Например, расстаешься с женщиной, которую любил. Она остается очень близким тебе человеком, ваши отношения не разрушились, но они стали другими, прежними уже не будут. И зачем напоминать себе о тех, прежних?

Несколько лет назад рядом с тобой была Уршула Малка - вы вместе учились в театральной академии, затем поженились…

Да, мы были вместе, потом расстались. До сих пор играем вдвоем «Варшавскую мелодию». Уршула - удивительная, тонкая, ни на кого не похожая. Мы близкие люди, но что поделать, если жизнь так сложилась.

Не то чтобы дипломат, но понимаю, что жизнь не черно-белая, у всего есть разные стороны, их много. Я веду себя в зависимости от ситуации, от того, что в этот момент чувствую и считаю верным: бывает, проявляю терпение и гибкость, а бывает - решительно вычеркиваю человека из жизни. А в том, что мы с Уршулой остались близкими людьми, главная заслуга ее.

Может, вы расстались потому, что ты еще не готов к семейной жизни?

Не понимаю, о какой спецподготовке тут может идти речь, и не верю, что кто-то, встретив своего человека, тут же начнет напряженно думать, готов он к чему-то или нет. В такие моменты не до того. Ты просто чувствуешь, что это твой человек, и всё. Без вопросов. А если они возникают, значит, что-то не так.

Как ты считаешь, опыт прежних отношений сможет уберечь тебя от ошибок в будущем?

Убежден, никакая личная история не служит учебником для другой. У каждой свой сюжет, свои причины и следствия, своя правда.

Скажи, ты сейчас влюблен?

Ты же знаешь, я стараюсь избегать разговоров о личной жизни, поэтому буду краток: влюблен. И пребываю, благодаря этому чувству, в совершенно удивительном состоянии.

Я тебя поздравляю. Это чувство возникло недавно?

Да. Теперь я верю в новогодние чудеса.

А раньше не верил?

Верил, но в каком-то умозрительном смысле: наверное, они случаются, раз об этом столько говорят, но если и да, то не со мной, а где-то и с кем-то.

Ты играешь в театре Льва Додина - это закрытое художественное пространство, практически монастырь. В то же время снимаешься в кино, твои фильмы собирают миллионы - то есть существуешь в совершенно другом мире. Получается раздвоение: обитатель монастыря и лицо с обложки глянцевого журнала…

Малый драматический театр всё же не монастырь, хотя у него свой устав, и довольно строгий. Это мой родной театр, я его безумно люблю, не принадлежу ему всецело, но от этого не считаю свое существование в профессии шизофреническим раздвоением. Для меня это счастливая возможность жить и развиваться разнообразно, без «или - или». Запереться в театре и отказаться от кино? Сегодня я даже представить себе такое не могу.

Но и расстаться с театром ради кино - тоже вещь совершенно для меня невозможная. Буду изо всех сил стараться сохранить эту, как ты называешь, двойственность, потому что она мне не только интересна, но и полезна. Понятно, у актера в театре и кино разная техника, но дело ведь не в одной лишь технике: я чувствую, как опыт, приобретенный в кино, помогает мне на сцене, ну и наоборот.

Твоя карьера складывается удачно: хорошие роли и в театре, и в кино - они по-разному заметны, но среди них нет случайных или заведомо ненужных. Это потому, что ты придирчив и избирателен?

Не всё у меня так гладко, как ты говоришь, и профессиональных неудач хватает - во всяком случае, по моему собственному к себе счету. Когда они случаются, я страшно переживаю, не умею этого скрывать, не могу сдержать эмоции и, наверное, в такие моменты веду себя не лучшим образом. Но потом я худо-бедно с собой справляюсь. Ведь все эти неудачи случаются в дороге, а саму дорогу я выбрал правильно, и ничто не заставит меня в этом усомниться.

Выходит фильм «Легенда № 17» о прославленном хоккеисте Валерии Харламове с тобой в главной роли. Играя реального человека, да еще такого знаменитого, ты пытался искать в себе похожие черты, чтобы как-то лучше понять героя?

Сценарий я прочитал запоем. Мгновенно влюбился в саму историю и в главного героя, но на всякий случай решил уточнить у своего директора, какую именно роль мне предлагают. «Чего ты кокетничаешь?» - ответил он. Тогда я сказал себе: сделаю всё, что в моих актерских силах, чтобы роль стала моей. В лепешку расшибусь, но Харламова сыграю.

И всё же про характер. Когда ты узнал своего героя ближе, что в нем заинтересовало тебя больше всего?

Я увидел в нем артиста. Вроде бы те же коньки, что у всех, такая же клюшка, так же катается, но вдруг перескок на коньках, хитроумный дриблинг, и у тебя на глазах рождается хоккейный танец. Играя в великой хоккейной команде, Харламов играл еще и свой собственный спектакль. Он был блистательным хоккейным артистом, об этом не один я - все его партнеры говорят: Михайлов, Петров, Третьяк. Если даже люди, в жизни не интересовавшиеся спортом, восхищаются твоей игрой, значит, есть в тебе что-то особенное, трудно определимое. А Харламовым восхищались миллионы.

Это «что-то особенное» называется харизма.

Харламов, с его невысоким ростом и совершенно не хоккейными габаритами, обладал, конечно же, мощной харизмой, но дело, думаю, не только в ней. Он хоккеем жил, бредил, хоккей был его главной страстью, и ничего другого он себе не желал, хотя был дико жадным до жизни… Я узнавал Харламова по рассказам его замечательной сестры, его детей, которые не очень хорошо его помнят, потому что были совсем маленькими, когда его не стало; я читал книги, пересматривал хронику, стремился узнать его как можно лучше, но это не значит, что я могу сказать: теперь я знаю, каким он был. Нет, конечно же. Харламов в фильме - это тот Харламов, каким мы его увидели, почувствовали и попытались понять.

Даня, я знаю тебя давно, и иногда мне кажется, что ты человек без кожи. Или ты уже оброс броней?

Вряд ли этим можно обрасти. Можно закрыться, отгородиться от мира, так бывает, но наедине с собой всё равно будешь абсолютно беззащитен. Даже если научишься ловко это скрывать.

Скажи, у тебя бывает желание побыть в одиночестве, похандрить?

Конечно, а как же? Послушать музыку какую-нибудь сопливую, фильм сентиментальный посмотреть или взять и уехать куда-нибудь одному. Прошлым летом я так и поступил - полетел в Нью-Йорк, провел там месяц.

Наверное, была особая причина, чтобы вот так сорваться на месяц в Нью-Йорк?

Я почувствовал, что начинаю повторяться, что дорога, по которой иду и которая раньше была интересной, непредсказуемой, петляла, сворачивала то вправо, то влево, тупо превращается в ровную колею. И в профессии, и в жизни. Вдруг ощутил себя гонщиком, который заходит на второй круг, а дальше что? Третий, четвертый?.. Короче, я решил на время сменить пространство, заодно и язык подтянуть. Первое время в Нью-Йорке у меня не складывалось. Иной раз даже казалось, что зря я всё это затеял, впустую потратил уйму времени. Помню, сидел на бродвейском мюзикле и уговаривал себя: «Вот ты на Бродвее, ты смотришь мюзикл - правда же, круто? Тебе же нравится?» А на самом деле мне было совсем не круто, ничего не нравилось, всё в Нью-Йорке меня раздражало: городская суета, грязные улицы, крысы в Центральном парке. Какого черта, думаю, сюда приехал? Оставалась всего неделя - и вдруг всё как будто преобразилось. Квартира, которую я снял за бешеные деньги в модном районе и про которую еще вчера думал, что это полный отстой и выброшенные деньги, в одно мгновение стала офигенной. Если я попадал в театр - спектакль казался мне феноменальным. Я бросил занятия в языковой школе и стал просто гулять по городу, впитывать его энергию.

Шлялся по магазинам, по барам - заказывал себе бокал вина и сидел болтал с барменом. Начал вдруг получать дикий кайф от Нью-Йорка, от общения с разными людьми, от пробежек по Центральному парку в наушниках… Вернулся я действительно обновленным. Понятно, не будь тех мучительных трехнедельных терзаний и конфликтов с самим собой - не было бы и последней, такой важной для меня недели.

Ты вернулся и с новыми силами приступил к очередным съемкам?

Почему?

Всё просто: не было по-настоящему интересных предложений. Были выгодные в финансовом смысле, но деньги, хоть они и нужны всегда, я себе на жизнь как-нибудь заработаю, а кроме денег я, отказываясь о тех сценариев, ничего не терял. Правда, еще осенью началась подготовка интересного и амбициозного по своим художественным и технологическим задачам проекта. Сложнейший в производстве исторический фильм, съемки займут около года. Меня утвердили на главную роль. Собирались приступить к съемкам в конце лета, но отложили до февраля. А в мае в Праге начнутся, надеюсь, съемки голливудского фильма «Кровные сестры» по роману Райчел Мид.

Неужели тоже главная роль?

А что, не достоин? У Мид есть такой цикл «Академия вампиров», это экранизация первой книги, а всего их вышло уже шесть. На Западе они страшно популярны.

Питаешь надежды на успешную карьеру в Голливуде?

У меня есть сильное желание и есть задачи, которые я перед собой поставил. Я не обольщаюсь, мне известны все трудности, с которыми сталкиваются иностранцы, тем более русские, в Голливуде. Я к этому отношусь трезво, а дальше - жизнь покажет.

Скажи, ты в Питере наконец обзавелся квартирой?

У нашей семьи есть квартира в Петербурге, своей у меня нет, но я всё равно в скором времени планирую перебраться в Москву, так что буду покупать квартиру уже здесь.

Почему ты решил переехать?

Я люблю Москву, я в ней родился, и к тому же возникла необходимость: я стал тратить слишком много сил и нервов на перемещения в пространстве. Раньше находил в этом кайф, теперь уже нет. Так будет проще.

Но ты же работаешь в петербургском театре.

Я не расстаюсь с городом, где живут мои близкие, и не собираюсь бросать театр. Просто в моей жизни появились новые важные обстоятельства.

Это личные обстоятельства?

Который стартует в прокате 21 апреля, исполнитель главной роли Данила Козловский рассказал HELLO! о том, как он относится к признанию и популярности и почему не всегда слушает советы родителей касательно личной жизни.

Это история о простом летчике, который все время оказывается не у дел, идет вразрез с общепринятыми правилами. Волею обстоятельств он попадает в сложнейшую ситуацию и принимает очень смелые и сильные решения. Но он такой же простой парень, как и те гениальные пилоты, что сумели посадить горящий самолет в Доминикане (аварийная посадка боинга авиакомпании "Оренбургские авиалинии" в феврале 2016 года. - Ред.). Обычные ребята, которые просто взяли и спасли 350 человек и даже не думали, что в этот день станут героями. Так что у нас история про таких людей, а не про плакатных героев.

Данила Козловский в фильме "Экипаж"

Вашим партнером по площадке был Владимир Машков, у нас не много актеров такого уровня...

Я не согласен с этим. У нас не так мало хороших актеров. Знаете, в последнее время я часто слышу слова "Я не очень люблю русское кино, и это первый фильм, который получился". При этом человек не замечает, что эту фразу он сказал раз пять за последний год. Просто принято считать, что русское кино - плохое. То же происходит в отношении актеров. А сейчас появляется очень много хороших артистов - в разных возрастных и "весовых" категориях.

Но все-таки, возвращаясь к Машкову: когда вы сталкиваетесь с талантливым коллегой на площадке, вы учитесь чему-то?

Конечно! Я ворую всегда, безжалостно и беззастенчиво. Я убежден, что это надо делать, а если ты не делаешь этого, то ты дурак. Работа с таким артистом, как Машков, - блестящий повод для воровства. Я подглядывал за ним, доставал его разговорами. Владимир Львович - потрясающий человек, профессионал и настоящий товарищ в кадре. Я потом поехал сразу на другую картину сниматься, и он мне отдал актерский вагончик, с которым работает, - у него самого была пауза в съемках. Через несколько дней он позвонил даже водителю вагончика, интересовался, все ли нормально там. Мало того что он поделился своим вагончиком, так он еще находит время позвонить, хотя, мягко говоря, ему есть чем заняться. Поэтому, когда речь заходит о Машкове, у людей округляются глаза и они говорят: "Какой это мужик!" Он порядочен в каждом своем проявлении.

Владимир Машков и Данила Козловский на съемках "Экипажа"

Данила, в вашем плотном графике находится время, чтобы почувствовать жизнь - как говорят, остановиться и понюхать цветы?

Вот сейчас мы снимали - красивый объект , "Красный Октябрь", Москва-река, погода замечательная, - и была пара секунд, пока переставляли камеру, чтобы это мгновение ощутить. Когда у тебя напряженный график, начинаешь как-то особенно ценить моменты, когда получается вздохнуть, и оглядеться вокруг, и увидеть, что есть что-то еще кроме кадра, сцены, договоров, переговоров. Пусть это не так много времени длится, но в таком случае секунда для тебя становится целым событием. В более расслабленном режиме ты к этому привыкаешь. Мы вообще быстро привыкаем к тому прекрасному, что есть вокруг нас, - нам хочется все больше и больше. Живя в Петербурге, ходишь каждый день мимо каналов и дворцов, и вроде бы да, каналы, дворцы - прекрасно, но когда удается остановиться и посмотреть на это глазами приезжего, то понимаешь, насколько это на самом деле красиво.

Вы привыкли к тому прекрасному, что происходит в вашей профессиональной жизни? К тому, что вы нарасхват, например?

Я не могу к этому относиться как к закономерности, для меня все это событийно. Я в хорошем смысле этого не ощущаю. То, на что мы каждый раз замахиваемся с коллегами и партнерами, для нас настолько значимо и захватывает в такой степени, что не остается времени раздумывать о том, как это выглядит со стороны.

Но вы не можете не замечать в перерывах между работой, что вам дают всевозможные премии - "Человек года", "Мужчина года"...

Это очень приятно. Я искренне благодарен и отношусь с большим уважением даже к светским премиям, не имеющим отношения к профессии. Но ни одна из них не имеет ни веса, ни влияния. По сути дела, премия заканчивается тем же вечером, когда происходит ее вручение. Это замечательно, но слово остается за твоей работой и за тем, для кого ты это делаешь, - за зрителем.

Премия разве не следствие зрительского интереса?

Нет. И на одной руке хватит пальцев, чтобы посчитать действительно независимые, сильные премии, которые даются исходя из того, что сделал человек.

Например, какая?

Например, Премия Станиславского - она вручается независимо ни от чего и камерно. Решение принимает совет, который состоит из нескольких уважаемых представителей театра разных поколений, и это целое событие. Приз очень красивый - это такая золотая брошка с бриллиантами, и получить Премию можно только раз в жизни.

И вы ее уже получили.

Да. Мне дали ее за роль Лопахина в "Вишневом саду" в 2014 году.

Что для вас самого вехи успеха, развития?

Десять лет назад, после выхода двух картин, мне начали поступать предложения, 95 процентов которых были неприемлемыми в художественном смысле. Я находил в себе силы отказываться, хотя у меня не было ни денег, ни имени - у меня вообще ничего не было. Я с голоду не умирал, хотя был один раз и непростой период. Потом пошли картины, которые мне более или менее нравились, и я понимал: они дадут мне что-то как артисту и после них ко мне будут по-другому относиться. Дальше был следующий этап, я уже мог выбирать - из хороших сценариев, понимая общую стратегию. Это привело на новую ступень - теперь я сам понимаю, что мне надо, и сам могу это сделать - придумать идею, увлечь ею режиссера, как это было с картиной "Статус: Свободен" . Такую роль мне никто в ближайшее время не предложил бы, потому что меня видят в другом качестве... Сейчас у меня еще несколько проектов, которые я разрабатываю, - мои мечты. Вот это и есть для меня развитие. Не сидеть в ожидании очередной роли, а совершать встречное движение.

То есть вы хозяин своей судьбы?

Здесь все непросто. Есть обстоятельства, преграды, трудности, но любое решение всегда за тобой. И конечно, не исключается удача, везение, и в этом смысле я счастливчик. У меня была возможность построить свою жизнь так, как я хочу, а это тоже не всегда дается.

В вопросах семьи и отношений вы консерватор или либерал?

Личный сговор между людьми в семье - это самое главное. Если человек хочет заниматься своим делом, осуществлять свою мечту, а ему говорят, что надо готовить еду, например, - я не очень верю в счастье такой семьи. Путем сговора можно добиться гораздо большего. Так что если это можно назвать либерализмом, то я скорее либерал.

Ваша мама - сильная, красивая, интересная женщина. Вы чувствуете потребность в такой же девушке рядом, сравниваете ее невольно с мамой?

Нет, сравнений нет.

А ее мнение влияет в этом вопросе на вас?

Мнение родителей важно, безусловно, но не может быть определяющим. Личная жизнь на то и личная, что она происходит между тобой и твоей второй половиной, и никто не должен вмешиваться.

Данила Козловский с мамой Надеждой Звенигородской на премьере фильма "Статус: Свободен" Ваша партнерша по "Экипажу", актриса Агне Грудите, назвала вас "красавцем во всех смыслах". А можете признаться, в чем вы не красавец? Если, конечно, вам свойственна самоирония.

Надеюсь, что свойственна. Серьезное отношение к себе вредно, это совершенно точно. Во мне есть огромное количество вещей, с которыми я борюсь. Несдержанность, излишняя торопливость в осуждении людей.

Вы уже пережили кризис 30-летия?

Нет. А он должен быть? Надеюсь, что если он меня и нагонит, то в мягкой форме. Еще лет 5-6 назад у меня были какие-то грандиозные, наполеоновские планы, и сейчас кажется, что ничего не осуществилось, а мне уже 30 лет. Но, когда я начинаю об этом говорить, меня никто всерьез не воспринимает. Отвечают: "Либо ты издеваешься, либо ты обнаглевший дурак". Но я думаю, что человек так устроен: что бы ни происходило, чего бы он ни добивался, все равно ему будет мало. Я часто просто не осознаю, что происходит в моей жизни. Например, случается какое-то мощное событие, а я всегда нахожу десять причин, по которым не имею права радоваться ему. Таким образом я омрачаю праздник и себе, и другим. Проходит время, я успокаиваюсь и признаю всю грандиозность произошедшего, но, как правило, на тот момент это уже не так актуально. Но, может, в чем-то это и положительная черта... Не знаю.

А что для вас свобода?

Для меня это принципиальное понятие, самое важное. Она должна быть во всем, начиная от конституционной и заканчивая главной - внутренней. Свобода позволяет тебе строить свою жизнь так, чтобы в будущем ты меньше сожалел о несделанном.

Даже когда твои дни расписаны на полтора года вперед?

Ты можешь быть "расписан" на полтора года вперед и при этом быть гораздо свободнее человека, который совершенно не занят эти полтора года. Если ты делаешь при этом то, что хочешь и по-настоящему любишь.

Текст: Елена Кузнецова