Помпеи сейчас какой город. Извержения везувия и последний день помпеи. Город, восставший из пепла

Городу, где нет жителей, но есть толпы туристов, где нет городского управления, но есть громкое имя и неплохой годовой бюджет. Это некогда был довольно большой и процветающий город Римской империи. Здесь жило почти 30000 человек (для сравнения: это в три раза больше, чем нынешнее население Суздаля!). Город имел важное стратегическое и экономическое положение: портовый город, находящийся на Аппиевой дороге, соединявшей юг страны с Римом.

Сегодня мы с вами пойдём на прогулку по мёртвому городу Помпеи

В зависимости от значимости были широкими или узкими. Вымощены камнем. Кое-где видны сильно выступающие булыжники - пешеходный переход для людей во время дождя, когда улицы затапливало (например, видны вдалеке на фотографии ниже). Иногда по бокам видны места "парковки" лошадей.

В Помпеях у всех домов есть свои адреса. На карте Помпей, что вам выдадут на входе, будет понятно, как подобраться к какому дому. А на улицах будут стоять уже современные указатели (как на фото ниже).

Многие дома неплохо сохранились и в них даже можно зайти внутрь и посмотреть, а как оно было. Например, на этой улице есть пара таких домов.

На улочке ниже по левой стороне располагается ряд всяких торговых лавочек.

На стенах когда-то были всякие орнаменты, которые сейчас пытаются восстановить.

С питьевой водой в городе была беда. Как и во многих Римских городах, здесь был построен акведук. Но вода из акведука подводилась только к домам самых богатых горожан. Остальные люди ходили к фонтанам и колодцам со всякими ёмкостями. Ну, в общем, средненькие дачные условия у них там были. Вот вам улица с колодцем.

Зато в городе уже тогда была развита сеть фаст-фудов. Вот вам, пожалуйста: прототип Макдональдса и иже с ним. Хотя сервисом, если честно, больше напоминает шаурму на Киевском вокзале, которую оттуда убрали пару лет назад. :) Здесь внутри этих дырок были постоянно подогреваемые горшки со всякой едой. К слову, такой фаст-фуд был довольно популярен, т.к. во многих бедных домах просто не было кухни.

Развлекаться жители Помпей любили, посему отстроили себе там аж два театра. Один из них ниже.

Не меньше нас с вами жители Помпей любили секс (ага, а кто его не любит! :)). На город они там себе отгрохали аж 200 штук так называемых лупанариев (публичных домов), у которых были определённые часы работы и определённый набор услуг. Второй этаж был отведён для особо богатых клиентов с VIP-обслуживанием. Данное заведение пользовалось огромной популярностью и в те, и в наши дни. В те дни - среди клиентов, в наши дни - среди туристов. Ныне это самое посещаемое здание Помпей. :)

Комнатки, где обслуживали клиентов, площадью от силы два квадратных метра. То, что с натяжкой можно назвать кроватью, - ложе каких-то невероятно маленьких размеров. Ни дверей, ни вентиляции. В общем, меня б там на секс не потянуло. Честное слово. Меня там тянуло по-скорее на свежий воздух. Но вообще мужчинам виднее, конечно. :)

Кстати, товарищи, если вы помните, то, по преданию, Ромула и Рема вскормила волчица. Так вот, по одной из версий, вовсе это была не волчица, а та самая "лупа" - дама лёгкого поведения, которая с латыни переводится как волчица. Не пострадала ли там психика детей, выросших в борделе, если они сначала радостно убили своего дядю, потом Ромул убил Рема, а потом его потомки завоевали пол-Европы?..

Ну ладно, секс - это тема вечная и прекрасная. Вернёмся-таки в город. В Помпеях была пара довольно крупных площадей. Самая крупная из них - форум Помпей. Здесь были рынок, суд, здание муниципалитета, здание для голосований, всякие храмы, магазины и пр.

Ещё одна площадь. Отсюда был уже виден Везувий . Но в тот день, видимо, всё-таки был сильный туман, потому что фотка Везувия получилась как-то плохо: совсем всё в тумане...

Дальше будет то, что осталось от людей. Особенно впечатлительные на этом моменте могут закончить просмотр отчёта. А с людьми дело было так... Помпеи совсем не заливало лавой, как это изображено на картине у Брюллова: Помпеи засыпало многометровой толщиной пепла и камней.

В том самом фильме ВВС, про который я упомянула в начале, было как раз показано, что первые признаки конца были видны ещё за несколько дней до самого конца. Ветер приносил пепел, который сыпался на головы гражданам так, что почти невозможно было выйти на улицу, не накрыв чем-нибудь голову. Многие поспешно стали уезжать, но некоторые остались в городе и укрылись в домах.

Помпеи - один из древнейших городов Италии, расположенный у подножия Везувия в Кампании - плодородной области Апеннинского полуострова с рыхлой вулканической почвой и мягким климатом.

Античная Кампания (из книги Мау)

Точно неизвестно, когда Помпеи были основаны, но мы знаем, что фрагменты храма Аполлона - одного из старейших сооружений города - археология датирует концом VII в. до н.э. Другая древняя постройка Помпей - дорический храм - относится к началу VI в. до н.э. и, вероятно, выполняла роль культурного центра греческого эмпория. Но подлинными основателями города можно считать осков (древнейшие надписи Помпей сделаны на оскском языке). Почтенный возраст Помпей потверждают и результаты раскопок Амедео Майюри и Стефано де Каро: ранние городские стены и найденные остатки ворот в VI районе археологи относят к середине VI века до н.э. - основным строительным материалом этого времени был туф.

В VI в. до н. э. Помпеи были одним из городов образованного в Кампании союза этрусских городов во главе с Капуей. Однако источники, повествующие об этом периоде, ничего конкретного о городке не говорят - Помпеи ничем не выделяются на фоне остальных кампанских городов. Этрусский период заканчивается в середине V в. до н.э. - первенство в регионе переходит к самнитам. Историю смены народов в Кампании приводит Страбон в своей "Географии" (V.4.8.) : "К Неаполю непосредственно примыкает Гераклова крепость, лежащая на мысе, выдающемся в море, и настолько открытая дуновению юго-западного ветра, что это делает поселение удивительно здоровым. Этим городом и следующим за ним, Помпеей, мимо которого протекает река Сарн, когда-то владели оски, затем тирренцы и пеласги, а потом самниты. Однако и последние были вытеснены из этой области".

В результате Самнитских войн конца IV-начала III вв. до н. э. процветающие кампанские города превращаются в римских союзников и лишаются права на самостоятельную внешнюю политику, что, правда, мало отражается на их экономике. К этому времени относится первое письменное упоминание города - Тит Ливий в своей "Истории Рима от основания города" (IX, 38, 2) под 311 г. до н.э. рассказывает о "десанте" римских моряков: "В то же время Публий Корнелий, которому сенат поручил прибрежные области, привел римский флот в Кампанию, и корабельщики, высадясь у Помпеи, отправились разорять Нуцерийские владения". Начинается романизация Помпей, но до ее окончательного завершения должно пройти еще два с лишним столетия. Летописание этих веков не сохранило упоминаний о городе, и следующий раз Помпеи появляются в римской истории в I в. до н.э.

В 89 г. до н.э., во время Союзнической войны, Луций Корнелий Сулла вел осаду Помпей, но вынужден был отступить - город сумел удержаться. В это неспокойное время городская стена была дополнительно укреплена 12 башнями. Правда, Помпеи это не спасло, позднее Сулле удалось сломить сопротивление жителей, а затем разместить в городе около 2 тысяч отслуживших ветеранов своей армии в качестве колонистов. Помпеи получили статус римской колонии с новым названием Coloniae Corneliae Veneriae Pompeianorum.



Следы стенобитных орудий Суллы на участке городской стены Помпей

Господствующее положение Рима на Средиземном море способствует развитию морской торговли и появлению новых рынков сбыта на Востоке. Изобретение дешевого, изготовляемого на месте бетона и широкое использование рабского труда приводит к бурному развитию строительства. Особое внимание в империи уделяется гражданской архитектуре: строятся водопроводы и мосты, термы и амфитеатры, виллы и многоэтажные жилые дома. Создание прекрасных дорог по всей Италии способствует развитию сухопутной торговли и межобластных связей. Города усиленно застраиваются лавками, рынками и прочими помещениями для обмена и торговли.

В I в. до н. э. Помпеи превращаются в благоустроенный культурный центр. Сооружаются амфитеатр на 20 тысяч зрителей, Одеон, многочисленные частные здания, мостятся улицы. Город активно украшается скульптурами, мозаиками, фресками, созданными на высоком художественном уровне.

5 февраля 62 г. н.э. прозвучал первый звонок грядущей катастрофы - в Кампании произошло мощное землетрясение с эпицентром в окрестностях Помпей. Город был разрушен, сильно пострадали также Нуцерия, Геркуланум и другие близлежащие городки. Естественно, для такой сейсмоактивной зоны, как Кампания, землетрясения - не редкость, что отмечает Сенека в трактате "Naturales Quaestiones" (VI, I, 2) : "... правда, Кампания никогда не была свободна от угрозы подобных бедствий, но они столько раз случались, не принося никакого вреда, что страх перед ними прошел..." Однако на этот раз мощь стихии превзошла известные поколению масштабы - его последствия помпейцы запечатлели даже в искусстве: ларарий в доме помпейского банкира Луция Цецилия Юкунда изображает целый ряд зданий города во время землетрясения.



Барельеф из дома Юкунда

Последующие 15 лет Помпей были заполнены лихорадочной строительной деятельностью - жители города восстанавливают разрушенное землетрясением и даже закладывают новые здания. Одну из самых крупных построек Помпей после землетрясения - Центральные термы - так и не успели завершить к 79 г. н.э. Во многих домах археологи обнаружили следы реконструкций, косметического ремонта, обновления росписей и мозаик. Всё указывало на то, что жители Помпей, несмотря на жестокий удар природы, Везувий в дальнейших планах на жизнь в расчет не брали.

Несильные подземные толчки 70-х гг. н.э. горожане восприняли весьма деловито - трещины в стенах послужили поводом к очередному обновлению интерьеров домов и прочим восстановительным работам в городе. Найдено немало указаний на очередной строительный бум: ценные вещи в богатых домах сложены в запертых подсобных помещениях, в готовых к отделке комнатах разложены инструменты, амфоры с известью, горшочки с красками. Все указывает на то, что предшествующее извержению землетрясение не вызвало у помпейцев панических настроений, и они приготовились к привычному восстановлению поврежденного стихией.

Но 24 августа история города внезапно прерывается - дремавший доселе Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни - все это застало жителей Помпей врасплох. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах - в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то - на улицах города, кого-то - уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.



Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833 г.

Извержение Везувия длилось весь день. Помпеи накрыл многометровый слой пепла и лапилли. Такая же участь постигла и близлежащие городки Стабию и Октавианум. Находившейся же на другой стороне вулкана Геркуланум погиб чуть позже - днем следующего числа его разрушила мощная пирокластическая волна, а начавшийся после извержения дождь смыл со склонов Везувия пепел, и разрушенный город затопило грязевыми потоками - селями и лахарами.

Пыль и пепел черной пеленой висели в небе три дня. Прибывшая к Везувию следственная комиссия установила, что городки безвозвратно погибли. Еще какое-то время по развалинам бродили оставшиеся в живых люди, пытаясь отыскать свое имущество, но вскоре и они покинули мертвый город.


Про Помпеи забыли до XVI века, пока в 1592-1600 годах при рытье подземных тоннелей для отвода воды реки Сарно к вилле графа Туттавиллы под руководством итальянского архитектора Доменико Фонтаны не было найдено несколько надписей, а также фрагментов цветных настенных росписей, которые, однако, никому не пришло в голову связать с Помпеями, хотя одна из надписей содержала два прекрасно сохранившихся слова "decurio pompeis" (что истолковали как имя владельца "найденной виллы" - Помпей, на самом же деле это было упоминание одной из городских должностей).



Тоннель Фонтаны для отвода воды от реки Сарно

Предположение о тождественности Чивиты и античных Помпей прозвучало впервые от посетившего городок в 1637 году немецкого антиквара Гольштениуса, но общественностью было воспринято негативно. Найденная в 1689 году очередная надпись с именем города вызвала дискуссии в научном мире. Архитектор Пичетти вновь предположил, что место каким-то образом связано с Помпеем, в то же время историк Бьянчини заявил, что надпись прямо указывает на местонахождение древнего города Помпеи.



Одна из помпейских надписей на оскском языке

В 1748 году руководитель раскопок в Геркулануме Хоакин де Алькубьерре как военный инженер, контролировавший работу и обслуживание всех военных королевских объектов, получил сообщение о находке каких-то старинных предметов в местечке Ла Чивита у города Торре Аннунциата, где размещались королевские пороховые фабрики. Предположив, что там находились также засыпанные Везувием Стабии, Алькубьерре перевел несколько рабочих из Геркуланума в Чивиту. В техническом плане работать здесь оказалось проще - слой вулканического материала меньше раза в три и не такой твердый, как в Геркулануме.

Однако три месяца работы в Помпеях не удовлетворили Алькубьерре количеством найденных вещей, и раскопки на время были свернуты, а рабочие вернулись в Геркуланум. От "Стабий" в документах тех лет, подготовленных самим Алькубьерре, сохранился план секции амфитеатра.

Вновь к Помпеям вернулись в 1750 году. Свеженазначенный помощник Алькубьерре Карл Вебер взялся исследовать уже известную с 1748 года городскую виллу Юлии Феликс. За последующие 7 лет (в 1757 году владение Юлии после изъятия подходящих королю вещей было засыпано) Вебер сумел составить детальный план всего комплекса с указанием точных мест всех находок, связав этот план с инвентарными списками. Еще позже - вероятно, в 1759 или 1760 - он подготовил и аксонометрическую документацию по вилле Юлии Феликс. Все это время Помпеи условно считались Стабиями (несмотря на работы в реальных Стабиях и Граньяно).

Лишь 15 лет спустя после начала регулярных раскопок - 18 августа 1763 года - был обнаружен пограничный столб Помпей (подробнее в главе о раскопках 1748-1798 гг.), что и позволило установить точно объект интереса археологов.


Благодаря внезапной и быстрой гибели Помпеи являются самым сохранившимся античным городом. Поскольку вся обстановка домов осталась нетронутой под слоем застывшей лавы, Помпеи стали важным и ценным источником сведений о жизни, быте, городском устройстве, культуре и искусстве Римской империи I в. н. э.

К настоящему времени открыто 3/5 города (остальное решили оставить будущим поколениям): оборонительные стены, ворота, некрополи, кварталы жилых домов с мозаиками, фресками и скульптурами прекрасной сохранности, два форума, амфитеатр и два театра, храмы и многое другое. Реализуется проект освещения Помпей.



Фрагмент объемной карты руин Помпей. Национальный Археологический музей Неаполя

(с) Юлли Улетова

Сейчас делаются обоснованные попытки отодвинуть дату извержения на 2 месяца вперед - на октябрь 79 года н.э.

Сама дата в письмах Плиния, указанная как nonum kal. Septembres, переводилась как 24 августа, однако теперь традиция перевода может быть пересмотрена в пользу non(as) Novembr(es) или nonum kal (endas) Decembres, что переносит дату извержения на конец октября, начало ноября или вовсе на конец декабря.

В пользу "осенней версии" археологи приводят такие доводы, как:
- созревшие фрукты, в том числе виноград, найденные во время раскопок;
- теплая одежда на некоторых жертвах и жаровни в помещениях;
- полные вина кувшины на сельской вилле в Боскореале;
- серебряная монета из Дома Золотого Браслета (где отчеканен титул Тита с указанием "imperator XV", что могло произойти не раньше начала сентября).

Панорама форума в Помпеях, вдали - Везувий


Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью . Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом , тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам , с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей . При этом в 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами . В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой , а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший , из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии .

Раскопки

Время исследования археологами частей города

Стили настенной живописи

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный ( - годы до н. э.) - характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма , часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э. -14 год) - на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) - переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) - появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Городские сооружения

Форум

По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки . Западная, вероятно, была посвящена Германику , а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Храм Аполлона

Статуя Аполлона

Храм Аполлона

Наряду с дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его - годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.

Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады . Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей - алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов .

Храм Фортуны Августа и арка Калигулы

Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.

За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в -41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.

Другие здания

К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая - место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.

Комплекс общественных зданий в районе театров

Треугольный форум

Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.

На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. Дорический храм ), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.

Самнитская палестра

Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра .

Храм Исиды, фото 1870 года

Храм Исиды

В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.

Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа . Также в храме была ёмкость с водой из Нила .

Храм Юпитера Мейлихия

Был построен ещё в III-II веке до н. э. и посвящён Зевсу , однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.

По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию .

Квадрипортик

Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.

Большой театр

Большой театр

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III-II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.

Нижние несколько рядов (ima cavea ) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием - для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.

Малый театр

Малый театр

Арена амфитеатра

Зрительные места в амфитеатре

Амфитеатр и Большая палестра

Центральные термы

Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершен бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).

Пригородные термы

Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий , что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков.

Лупанарий

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2-8 ассов . Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Производственные здания

Пекарня в Помпеях: видны мельницы и печь

Обеспечение пищей

В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортирующие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий , в которой сохранилось 5 ручных мельниц . Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta ), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus ), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего желоба засыпалось зерно и он приводился в движение рабами или волами . Изготовлены жернова из вулканических пород . Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.

Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум », который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.

В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Ремёсла

Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones ). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.

Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания , перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую 1-2 недели мочу , которые омыляли жир , находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus - танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).

Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия . Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.

В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов .

Жилые дома

Дом Трагического поэта

Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью „CAVE CANEM“ («берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.

Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры , сценами из Илиады . В настоящее время все эти фрески находятся в музее Неаполя.

Дом Хирурга

Один из древнейших помпейских жилых домов, выстроенный в IV-III веках до н. э. Получил название из-за того, что в нём обнаружены многочисленные хирургические инструменты . Фасад сложен из известняковых блоков, внутренние стены выполнены в технике opus africanum (вертикальные конструкции из положенных друг на друга чередующихся вертикальных и горизонтальных блоков, между которыми стена выкладывалась более мелкими камнями или кирпичами). Сохранились фрески в первом и четвёртом стиле.

Дом Фавна

Александр Македонский из дома Фавна

Богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами - инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.

На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй) , отсюда можно было пройти в этрусский (тосканский) атрий , сохранивший до наших дней имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна , давшей имя дому. Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий, предназначенный, видимо, для гостей.

Дом Моралиста и дом Пинария Цериале

Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):

  1. Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
  2. Уважать женщин и избегать непристойных речей,
  3. Воздерживаться от гнева и от драк.

В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».

По соседству расположен дом Пинария Цериале , принадлежавший ювелиру. При его раскопках было найдено более сотни драгоценных камней.

Дом Юлии Феликс

Занимает одну из самых больших инсул города, однако лишь треть её застроена, 2/3 представляют собой сад. Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.

Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера)

Это был относительно маленький дом. Вход вёл в коридор, по сторонам которого были две кубикулы и который завершался в атрии. За атрием находилось ещё несколько комнат и огромный сад, разбитый в I веке до н. э. на месте 5 подобных домов. В саду помещался ларарий со статуей Геркулеса, от которой весь дом и получил название.

Фрески виллы Мистерий

Вилла Мистерий

Основана во II веке до н. э., после чего несколько раз расширялась, в частности в 60 году до н. э. Главный вход был обращён к дороге, ведущей от Геркуланских ворот. В настоящее время он раскрыт не полностью, поэтому вход на виллу осуществляется со стороны моря. Вдоль дороги находились сельскохозяйственные помещения, в том числе комната с прессом для винограда.

Начало таинства

Вход, настолько широкий, что по нему могла проехать повозка, вёл в перистиль. К юго-востоку от него помещался двор с ларарием и тетрастильный атрий, из которого можно было попасть в бани. С юго-западной стороны с перистилем соединялся тосканский атрий, из него, а также частично из перистиля, двери вели в многочисленные комнаты, украшенные фресками во втором и третьем стилях. Вилла открывалась к морю террасой-ротондой с двумя портиками по сторонам.

В таблинуме , соединяющем тосканский атрий с ротондой, сохранились фрески на египетские мотивы. Названа вилла по получившим широкую известность фрескам в одной из комнат к югу от атрия, где изображается по наиболее распространённой версии посвящение в дионисийские мистерии, по другой - обряд венчания .

Помпеи в искусстве

Кино

  • «Последний день Помпеи» (Gli ultimi giorni di Pompeii, 1926)
  • «Последние дни Помпеи » (фильм, Италия-ФРГ, 1959)
  • «Последние дни Помпеи » (фильм, СССР, 1972)
  • «Последние дни Помпеи» (фильм, США, Великобритания, Италия, 1984)
  • «Помпеи» (фильм 2007 год) (Италия)
  • «Голый барабанщик» (группа Vesuvies, c песней Pompeii Nights)
  • «Огни Помпеи (Доктор Кто) » (выпуск сериала, Великобритания, 12 апреля 2008)

Живопись

Литература

  • Под впечатлением полотна Брюллова «Последний день Помпеи» Эдвард Бульвер-Литтон написал роман «Последние дни Помпеи».
  • «Везувий зев открыл» - стихотворение Пушкина
  • Новелла Теофиля Готье «Аррия Марцелла»
  • Роман Роберта Харриса «Помпеи»

Музыка

  • Live at Pompeii - концертный альбом группы Pink Floyd на руинах амфитеатра Помпей (1973)
  • Pompeii - песня группы E.S. Posthumus
  • Cities in Dust - песня группы Siouxsie and the Banshees

Музеи

Помпеи в астрономии

  • в честь Помпеи назван астероид (203) Помпея , открытый 25 сентября 1879 года германо-американским астрономом К. Г. Ф. Петерсом в обсерватории Клинтона , США

См. также

Примечания

  1. Старое поселение
  2. Питер Коннолли «Греция и Рим» энциклопедия военной истории
  3. Тацит


Город откопанный из пепла. С виду ничего особенного-обычные руины древнего города, каких немало. Но блуждая по улочкам проникаешься бытом обычных людей живших два тысячелетия назад и неожиданно погребенных под пятиметровым слоем вулканического пепла. Пепел и вулканические породы буквально законсервировали город и состояние построек очень реалистично передают жизнь и увлечения того периода.


Помпей жил обычной жизнью не подозревая, что рядом с городом высится гора убийца. Несколько столетий до погребения под пеплом город развивался, пока не проснулся Везувий. Это произошло в 79 году нашей эры. Кстати извержение подобное тому времени происходит раз в две тысячи лет, не сложно посчитать, что сегодняшний Неаполь, раскинувшийся у подножья,расположен на мине замедленного действия.
2.


А до извержения в городе была достаточно развитая цивилизация, как и во многих городах римской империи. На потеху зрителей проводились гладиаторские бои, в амфитеатрах ставили спектакли, горожане парились в банях, а особо страждущие посещали публичные дома.
На этом месте были расположены казармы, а на поляне гладиторы проводили тренировки.
3.


Так как досуг был ограничен, постановки в амфитеатрах пользовались большим успехом.
4.


Здания скрывшиеся под толщей вулканических пород, легко позволяют определить их назначение. Как во всех современных цивилизациях того времени в крупном городе обязательно должен был быть публичный дом. Лупанарий сохранился и до наших времен.
5.


Лупанарий здание с отдельными спальнями и каменными ложе, на них накидывался матрац и в основном рабы из греции обслуживали посетителей.

Настенная живопись говорит о том, что нетрадиционная любовь вполне себе процветала и в те времена. Римляне валят все на греков, греки намекают на извращенцев римлян. Тем не менее цвета нетрадиционной направленности пошли именно от римлян.
8.

Сеанс с проституткой примерно стоил как небольшая чаша вина.
9.


Лупанарий всегда легко было найти по указателям на дорогах указывающих направление.
10.

Многие дома в Помпеях не имели кухонь, моэтому вдоль улочек располагалось множество термополиев, или по нашему забегаловок. Римляне все делали на ходу, заскочив в термополий на перекус бежали дальше.
11.


Прилавок термополия
12.


Мощеные улочки города.
13.


Знак "кирпич" две тысячи лет назад был буквальным
14.


В Помпеях в большенстве домах обязательно располагался имплювий-небольшой бассейн для сбора дождевой воды.
15.

Кстати с водоснабжением города до определенного времени были проблемы. Грунтовые воды в этих местах залегают на 40 метрах. Решением проблемы стал построенный аквидук. Почти 6500 кубических метров в день потреблял город. Водой по аквидуку наполнялись резервуары, а дальше по трем свинцовым трубопроводам поставлялась в городские питьевые фонтанчики, городские бани и в самые богатые дома. Фонтанчики функционируют и в наше время.
16.


В некоторых местах сохранились останки системы водоснабжения.
17.


Огромной популярностью у жителей пользовались общественные термы. Сотни рабов топили бани в подвалах, чтобы горожане имели возможность помыться.
18.


Женщины и мужчины парились отдельно. Своды бань предусмотрительно имеют арочную форму, чтобы капли пара не капали на людей а стекали к стенам. Окна для регулирования температур.
19.


20.

Убранство бань впечатляет.
21.


Сердце бани. Мраморная чаша, под ней печь.
22.


23.

Скамьи для отдыха с купелью.
24.


Во дворике бассейн для охлаждения.
25.


Эти бани были построены для горожан зажиточным торговцем в предверии выборов в Меры. Таким образом борцы за власть задабривали избирателей. В терме установлена массажная скамья с гербом того самого торговца.
26.


Помпей по тем временам был достаточно большим городом. В центре для важных мероприятий устроен огромный форум, здесь сосредоточены главные постройки, храмы, муниципалитет, трибунал, рынок и конечно же площадь где могли собраться все горожане.
27.


Эхо явления Господа Христа на землю до Помпей еще не дошло, поэтому храмы сооружены в честь мифологических богов или великих римских деятелей.
Храм Гения Веспасиана с алтарем-жертвенником.
28.


29.

Сохранившаяся работа мастеров первого столетия
30.


31.

Еще улочки Помпея.
32.


Общественный туалет
33.


34.

35.

36.

Трибунал
37.


38.

39.

При раскопках во многих местах обнаружили пустоты. Никто не мог понять что это, пока не решили одну из пустот заполнить гипсом. Результат шокировал, пустоты это люди и звери. Тела сгинули спустя века, а природа навсегда запечатлила их предсмертные муки.
40.

Собака
41.

Рыночные весы
42.

Городское кладбище. В горной породе выдалбливались ниши куда осуществляли захоронение.
43.


Внешнее укрепление города весьма добротно. Первый век-впечатляет.
44.


Помпей удивил. Обычно древние развалины нагоняют скуку и уныние. Помпей захватывает своей правдоподобностью и реальным ощущением быта того времени. Так что ни капли не пожалел, что отметил на карте местечко под названием Помпей. А на сегодня все.

Помню в детстве, увидев картину К. Брюллова «Последний день Помпеи», была сильно потрясена. Огромный погиб за считанные часы. Почему? Как? За что?
Побывать в Помпеи нашей семье удалось только в ноябре 2016 года. Я поделюсь своими фото и видео с Вами. Давайте попробуем разобраться в причинах трагических событий.

Древнеримский город Помпеи в Италии был полностью разрушен в 79 году. Погребен под многометровым слоем пепла и магмы в результате извержения вулкана Везувия.

Гибель Помпеи — почему люди не покинули город?

Это был один из крупнейших античных городов, основанный в VI веке до н.э. Удачное расположение на торговом пути и плодородные земли послужили его экономическому расцвету.

Геологи утверждают, что вулкан молчал 15 веков. О том, что он просыпается, он предупредил людей сильным землетрясением в 62 году, почти полностью разрушив строения. Но жители не стали переселятся на новые места, а принялись вновь его отстраивать. Даже не подозревая о грядущей катастрофе.

А жестокий убийца Везувий с высоты 1300 метров молча наблюдал за человеческой суетой и ждал своего часа. И этот час настал 24 августа 79 года.

Везувий предупредил заранее

Над вулканом появилось огромное, быстро растущее бурое облако. На многокилометровой высоте оно растекалось в стороны, закрывая небо. Это сопровождалось страшным грохотом и подземными полчками. Каждый час вулканический пепел покрывал землю слоем до 20 см.

Человеческий фактор

Часть населения успела в первый день покинуть Помпеи. Остались упрямцы, не пожелавшие покидать свои жилища и рабы, которых хозяева оставили охранять свое добро. Они пытались спрятаться в домах, не понимая, что обрекают себя на гибель.

Крыши домов рушились под тяжестью падающих камней и золы.

На следующий день с вулкана потекла раскаленная тяжелая лавина магмы, уничтожая все на своем пути. Воздух был насыщен горячим удушливым газом и пылью, а попадая в легкие превращался в цемент, люди задыхались. Начался сильный ливень.

Рыхлый пепел, смешавшись с водой, ринулся вниз со склонов горячим грязевым потоком. Жители, обезумевшие от страха, кинулись к морю, упавших затаптывали бегущие следом. Оставшиеся на улицах сгорали заживо.На третий день тучи пыли рассеялись. Солнце освятило ужасную картину мертвых городов Помпеи, Стабии и Геркуланума.

Реконструкция тел погибших

Погребенный город был обнаружен случайно в XVI веке. Но раскопки начались только в XVIII веке. Внезапная и быстрая гибель Помпеи под многометровым слоем магмы и пепла, сохранила многие дома с внутренней обстановкой, фресками, мозаикой и интересной архитектурой.


При раскопках пустые полости, оставшиеся от тел погибших, заливали гипсом и реконструировали их предсмертные позы.


Так были извлечены до 2000 останков. Считается, что во время этой катастрофы погибло около 15 тысяч человек.

В настоящее время открыто 75% реставрированных раскопок. Посмотреть на под открытым небом приезжают до 2,5 млн. человек в год.


Обнаружены останки амфитеатра для провидения гладиаторских боев, жилые дома с нетронутой обстановкой, фресками и мозаикой. Храмы, бани, большое количество питейных заведений, публичных домов и изображений фаллоса в рисунках, статуэтках и скульптурах.

Наказание за…

В Древнем Риме фаллос считался символом удачи и оберегом. Его изображения наносили на стены различных заведений и на угловых домах улиц. При раскопках нашли много статуэток Бога плодородия Приапа с детородным органом огромных размеров.

В 1819 году все предметы и фрески с изображением сексуальных оргий, зоофилии и содомии (гомосексуализм), найденные в руинах, были собраны в Секретном кабине археологического музея.


До 2000 года эта коллекция была доступна для просмотра только узкому кругу лиц принадлежащих к высшему свету. Сейчас она открыта в музее Неаполя, для всех желающих ознакомится с этой стороной жизни римлян той эпохи.

Судя по ассортименту и количеству экспонатов, публичных домов и питейных заведений, жители были далеки от целомудрия, вели развеселый образ жизни. Может быть происшедшая катастрофа стала наказанием?
Настоящее время

Мы увидели этот город в серый дождливый день. Наше небольшое любительское видео даст вам представление о разрушеном городе.

Везувий, виновник ужасной катастрофы, сейчас смотрится вполне миролюбиво и опять ждет своего часа. Чем дольше он спит, тем катастрофичнее будет его пробуждение. Прошедшие века стерли память о прошедшей трагедии и люди продолжают селиться в его окрестностях.

Это тоже интересно:

Куда идём мы с рюкзачком или как собрать правильный рюкзак Города под водой — тайны забытых предков или наследие цивилизаций?