Задание про космос обучение грамоте. Конспект занятия по обучению грамоте "путешествие в космос". Тема: Путешествие в космос

ГУ СШ № 35

Конспект занятия по обучению грамоте

в предшкольном классе
«ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»

Воспитатель:Рыбальченко.Л.Н.

АКТОБЕ 2016

Тема: Путешествие в космос.
Цель:
расширить представление о космосе

Задачи:

*продолжить обучать звуковому анализу слов, учить детей читать слова по первым буквам.
* закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в умении составлять слова из слогов, подбирать родственные слова; развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

*воспитывать аккуратность, отзывчивость, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование : ракеты красного, синего и зеленого цветов; звёзды с буквами К,О,С,М,О,С; звёзды со слогами;предметные картинки; карточки с цветными буквами.
Ход занятия:

В:– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д: – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей.
Давайте поздороваемся с гостями и с солнышком.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад вас видеть я!
«Мозговой штурм»
Из чего состоит речь?
Из чего состоит предложение?
Из чего состоят слова?
Чем отличаются звуки от букв?
Какие бывают звуки?
Согласные делятся на..
В: – Ребята, какое время года наступило?

Д: – Наступила весна.

В: – Весна какая?

Д : –Тёплая, красивая,ароматная (когда цветут деревья),долгожданная, солнечная.

В: – Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: – Март, апрель, май.

В: – Какой сейчас месяц?

Д: – Сейчас месяц апрель
В-: Какой праздник отмечают в апреле?
Д:- День космонавтики

В: – Сегодня у нас будет необычное занятие:мы отправимся в путешествие, а куда, узнаем, когда отгадаем загадки.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.

Ответ: земля
Ты весь мир обогреваешь.
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все.
Ответ: солнце
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Ответ: космонавт
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.
Ответ: луноход
Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
Ответ: ракета

В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари – Фонарики
Меньше, чем комарики.
Ответ: звезды
(За каждый ответ на загадку дети получают звезду.)
- Какое слово получилось?
Д: КОСМОС.
На чем мы отправимся в полет? Отгадайте загадку:
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …

Д (хором): – Ракета.
В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете.
Деление на группы
(по цвету букв и ракет).
На столе изображение ракет трех цветов:
(синяя ракета – твердые согласные;зеленая ракета – мягкие согласные;красная ракета – гласные).У детей карточки с цветными буквами.
-Ребята, чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Артикуляционная гимнастика (выполняется хором) .

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Задание №1
«Прочитай по первым буквам».
(для каждой команды дается одно слово)
На доске картинки : 1 слово :зонт, ежонок,машина, лимон, яблоко.(ЗЕМЛЯ)
2 слово: виноград, ель, ножницы, ель, рыбка, ананас.(ВЕНЕРА)
3 слово: мяч, арбуз, ракета, собака(МАРС).
Прочитайте полученные слова, запишите их, сделайте звуковой анализ слова.
Задание № 2 Пришло загадочное письмо.Нужно поделить слова на слоги.
ШАР, КОМЕТА, РАКЕТА, ПЛАНЕТА, ЛУНОХОД, МАРС.
Задание №3
Игра «Доскажи словечко»

Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам … (Луна)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный (телескоп)
Физминутка.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)

Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)

Задание № 4

Игра «Подбери семейку слов» к слову «звезда»
1.Человек, который считает звезды?(Звездочет)
2. Космический корабль, летящий к звездам (Звездолет)
3.Момент, когда падают звезды? (звездопад)
4.Небо, на котором много звезд?(звездное)
5.Бывает большая звезда, и маленькая (звездочка)
Задание №5
Найди две одинаковые звезды и прочитай слово.
На звездах слоги: НЕ, БО, ВО, ДА, ЛУ,НА,
Задание №6
«Сложи картинку»
Из частей сложите картинку и прочитайте предложение.
РАКЕТА, ЛЕТИТ, НА ЛУНУ.

В: Молодцы, все задания выполнили, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Дети хором: Из полёта возвратились

И на Землю приземлились.

(звучит запуск ракеты)

Подведение итогов.

В: Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Д: Составляли слова из букв, делали звуковой анализ слов, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в слове, отгадывали загадки.

Воспитатель: На этом наше занятие окончено, у вас на столе нераскрашенные звездочки.Если вам понравилось занятие- раскрасьте звездочку в зеленый цвет;если было трудно –раскрасьте в синий цвет;если не понравилось – закрасьте звездочку в красный цвет. Попрощайтесь с гостями.





Невретдинова Халида Ибрагимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №281 ДО №4
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.
Тема: "Космическое путешествие"
Дата публикации: 11.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект интегрированного занятия по подготовке к обучению

грамоте «Космическое путешествие».

(подготовительная к школе группа).

Составила: воспитатель

Халида Ибрагимовна Невретдинова

Цель: развитие интереса детей к учебно-познавательной деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

Закреплять умение определять место звука в слове; работать над предложением и

его схемой;

Закреплять умение проводить звуко-буквенный анализ слов.

Закреплять знания детей о единицах речи (звук, буква, слог, слово и т. д.)

2. Развивающие:

Развивать навыки звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза;

Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, слух,

память, мышление, воображение, мелкую моторику;

Развивать умение находить решение и делать выводы;

Расширить и активизировать словарь по теме «Космос».

Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей.

3. Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощь.

Методы и приемы

Наглядные: использование наглядных пособий, декораций, средств ТСО,

музыкального сопровождения, иллюстративных пособий, схем.

Словесные: проблемные вопросы к детям, объяснения, указания, оценка

деятельности детей, загадывание загадок, поощрения, обобщения, пояснения,

обращения к опыту детей; подведение к выводу, анализ занятия .

Практические: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, игры,

упражнения, задания, уточнение, анализ, активная деятельность детей.

Оборудование

Для украшения музыкального зала - звезды и планеты, глобус, различные игрушки,

карточки с «полубуквами», слогами, словами; плакаты с написанными

предложениями; плакат с изображением Солнечной системы; карточки для

индивидуальной работы, счетные палочки, фишки на каждого ребенка, схемы

предложений, конверт с заданиями, коробка с сюрпризом; аудиоаппаратура, запись

музыки на «космическую » тематику.

Ход занятия

1 часть. Вводная

Дети входят в зал. Раздается телефонный звонок. Воспитатель разговаривает по

Воспитатель: Здравствуйте, кто говорит?

Инопланетянин: Здравст–вуй–те! С ва-ми на свя-зи кос-мос! Го-во-рит жи-тель кос-

ми-чес-кой пла-не-ты! Я при–гла-шаю вас в гос-ти на на-шу пла–не-ту! Я хо-чу поз-

на-ко-мить-ся с ва-ми и при-го-то-вил для вас кос-ми- чес-кий сюрп-риз.

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в космическое путешествие?

2 часть. Основная

Воспитатель: Дети, инопланетянин приготовил для нас сюрприз. Надо и нам что –

то подарить ему, ведь в гости с пустыми руками отправляться некрасиво. Что бы вы

хотели подарить инопланетянину?

Дети: конфеты, игрушки

Воспитатель: Я предлагаю подарить ему глобус – маленькую модель нашей Земли.

Инопланетянин будет смотреть на него, и вспоминать нас. Вы согласны?

Воспитатель: Тогда отправляемся!

Воспитатель:

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Все вы за руки возьмитесь,

В круг скорее вы садитесь.

Внимание! Всем приготовиться к полету!

Звучит космическая музыка, дети сидят в кругу.

Воспитатель: Закройте глаза. Наша ракета летит с огромной скоростью. Руки, ноги,

все тело становятся тяжелыми. Откройте глаза. Мы находимся в состоянии

невесомости. Изобразите разные позы человека в состоянии невесомости.

Воспитатель: Ребята, вот мы и приземлились. Мы проделали с вами долгий путь.

Нам встречались в космосе разные планеты. Скажите, сколько всего планет в

Солнечной системе?

Дети: Девять

Воспитатель: Назовите их

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон

Воспитатель: Какая планета самая большая в нашей Солнечной системе?

Дети: Юпитер

Воспитатель: А самая маленькая?

Дети: Плутон

Воспитатель: Назовите вторую планету от Солнца

Дети: Венера

Воспитатель: Марс, какая по счету от Солнца планета?

Дети: Четвертая

Воспитатель: Смотрите нас кто – то встречает (входит инопланетянин)

Дети: Здравствуйте!

ты. Рад ви-деть вас на на-шей пла-не-те. Спа-си-бо, что при-ле-те-ли! Я при-го-то-

вил вам кос-ми-чес-кий сюр-приз, но за-брать е-го вы смо-же-те, ког-да вы-пол-ни-

те мо-и за-да-ни-я, ко-то-ры-е на-хо-дят-ся в кон-вер-те

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сможем мы выполнить задания?

Инопланетянин передает конверт с заданиями воспитателю. Воспитатель

открывает конверт и достает первое задание.

Воспитатель: Ребята, слушайте меня внимательно. Я буду называть вам звуки, а вы

мне должны назвать планету, на которую мы прилетели - М, А, Р, С.

Дети: Марс

Воспитатель: Как называются жители планеты Марс?

Дети: Марсиане

Воспитатель: Как называется планета, на которой мы живем?

Дети: Земля

Воспитатель: А как называются жители Земли?

Дети: Земляне

Воспитатель: Послушайте слоги и назовите транспорт, на котором мы совершили

полет в космос : «КЕ - ТА - РА».

Дети: Ракета.

А сейчас нужно правильно передать на Землю радиограммы из следующих слов.

(Каждое слово ограничивать взмахом руки.)

Ракета, пролетала, пустыней, над. (Ракета пролетала над пустыней.)

Яркие, небе, большие, на, звезды. (На небе яркие большие звезды)

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с первым заданием. Посмотрим,

какое следующее задание приготовил нам марсианин. Достает из конверта задание

на карточке.

Ребята, следующее задание называется «Буква сломалась». Ребята, попробуйте

назвать буквы, в которых после космического шторма осталось только по

«полбуковки».

Перед собой вы видите элементы букв. Нам надо узнать, какая буква написана,

назвать ее и дописать (на мольберте расположены элементы букв, ребенок называет

недописанную букву, подходит к мольберту и дописывает ее)

Воспитатель: Отлично, дети! Вы выполнили и это задание.

Воспитатель достает из конверта следующую карточку. Ребята, а здесь задание

«Внимательные глазки». Вам нужно на столе построить из палочек все буквы,

которые изображены на картинке. Кто больше успеет составить букв за две

минуты? (дети составляют буквы, изображенные на картинке П, Т, Н, Г, Х, К, М,

Воспитатель: Дети, скажите, как назвать общим словом все составленные вами

Дети: Согласные

Воспитатель: Дайте характеристику звуку «Г»

Дети: Согласный, звонкий (такая же работа проводится со звуками К, Т)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Четвертое задание … (воспитатель достает

задание из конверта). Дети, да это игра! Проводится физкультурная минутка.

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Воспитатель приглашает детей занять свои места за столами.

Воспитатель: А сейчас ребята нам предстоит отгадать загадки.

Воспитатель: Ребята, а теперь следующее задание. Перед вами лежат карточки с

космическими словами(космос , Марс, Луна). Составьте звуковые схемы этих слов.

Дети красными и синими фишками выкладывают на карточке заданные слова.

Воспитатель: Дети определите местонахождение буквы «Р» в слове «марс»

Дети: Буква «Р» находится в середине слова

Воспитатель: Как мы можем определить, сколько слогов в слове «космос »?

Дети: Прохлопать слоги; сколько гласных, столько слогов в слове; подставить руку

под подбородок, сколько раз подбородок опустится, столько слогов в слове

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились и с этим заданием. Достает

следующую карточку. А сейчас нам предстоит узнать какая картинка лишняя.

Проводится игра «Четвертый лишний». Дети называют, какая картинка лишняя и

почему (игра проводится в устной форме; называются следующие ряды слов:

Марс, Уран, Земля, Солнце;

Чкалов, Гагарин, Терешкова, Титов;

Воспитатель: И последнее задание от марсианина.

Вспомните правила написания предложения и составления его схемы. Вы видите

написанные предложения, прочитайте их (дети читают «Ракета летит»,

«Космическая ракета летит», «Ракета летит в космос »). А рядом схемы этих

предложений, они перепутаны. Найдите к каждому предложению его схему.

3 часть. Заключительная

Марсианин. Мо-лод-цы, ре-бя-та! Вы о-чень хо-ро-шо спра-ви-лись со все-ми за-да-

ни-я-ми. Я ви-жу, что на Зем-ле жи-вут ум-ны-е и со-об-ра- зи-тель-ны-е де-ти. Те-

перь вы по-лу-чи-те кос-ми-чес-кий сюр-приз. Отдает коробку с сюрпризом

воспитателю. Воспитатель открывает ее.

Воспитатель: Дети, в коробке изображения маленьких ракет. Давайте посмотрим.

Дети рассматривают ракеты и находят внутри шоколадные конфеты.

Воспитатель: Ну ты и шутник, марсианин. Спасибо тебе за такой сюрприз. Дети

тоже благодарят марсианина.

Воспитатель: Пора отправляться домой.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Эта планета – любимый наш дом,

На ней мы с рожденья до смерти живем.

Планета прекрасна: моря, океаны.

Цветы и деревья там, разные страны,

И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!

Дети: Земля

Воспитатель: Попрощайтесь с марсианином

Дети: До свидания!

Воспитатель:

Вот и закончилась наша игра. Домой возвращаться, ребята, пора! Встаньте в круг и

полетели (звучит космическая музыка)

Воспитатель: Вот ребята, мы и дома. Что вам особенно понравилось и запомнилось

в нашем путешествии? Какие задания показались интересными? Какое задание

было самым трудным?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, спасибо, вы меня порадовали своими

ответами, надеюсь, наше путешествие было не только интересным, но и

Конспект занятия по обучению грамоте

« Космическое путешествие в поисках алфавита».

Программное содержание: четко проговаривать звуки в словах, закреплять знания о гласных и согласных звуках; закреплять образы букв; формировать умение рассуждать чётко выражать свои мысли; способствовать речевому развитию дошкольника; закрепить представление о том, что речь состоит из предложений; формировать начальные чертежные навыки, закреплять умение строить по чертежу, узнавать и правильно называть геометрические фигуры;

Развивающая среда: картинки с космосом, «звуковое письмо», звездная карта, модуль ракеты, конверт с письмом т пиратов, стрелки указывающие путь, « индикатор разрешения» (два маленьких светильника: красный и синий), полуватман с «зашифрованными буквами», указка, разрезные детали букв, картинки + разрезные слоги к этим картинкам, мольберт, картинки для задания « Прочитай по первым звукам», карточки с написанными словами для задания « Составь предложение».

Ход занятия:

Вос-ль: Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

(Эмоциональная настройка)

Вос-ль: Ребята, а какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое…

Вос-ль: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вос-ль: Ребята, мне сегодня пришло звуковое письмо. Давайте мы с вами его вместе послушаем и решим, что делать.

Звуковое письмо.

« Здравствуйте, Земляне, Вас приветствует дружественный разум планеты Венера. На нашей планете случилось несчастье, космические пираты похитили наш алфавит, если вы нам не поможете, случится беда. Ждем вашей помощи».

Вос-ль: Ребята, а что же такое алфавит?

Дети: Это набор букв.

Вос-ль: И что мы его сможем отыскать, на другой планете?

Дети: Да.

Вос-ль: То есть. вы предлагаете лететь на другую планету?

Дети: Да.

Вос-ль: Ну что ж, прежде чем лететь на другую планету нам нужно посмотреть звездную карвту . (стихотворение)

Посмотрите вот здесь Земля, а здесь Венера, путь нелегкий и не близкий. Может быть не полетим?

Дети: Полетим!

Вос-ль: Хорошо, приглашаю всех детей в путь отправиться скорей. Ждут вас испытания сложные задания, испытать себя хотите? Построить ракету вы поспешите! Ребята, давайте рассмотрим чертеж. Расскажите сколько, какие по размеру,и какой геометрической формы детали нам нужны.

(Дети строят ракету из мягких модулей. Звучит «космическая» музыка)

Вос-ль: Ракета готова, проходим занимаем места. С вами говорит руководитель управления полетом. Космическому экипажу к старту приготовиться(выбрать капитана по желанию детей) команды командиром ракеты назначаю ( имя ребенка) , командуй!

Реб-ок: Экипаж к старту готов? (ответы детей)

Нам в окошко звезды светят,

Наступил полета час,

Мы с ребятами в ракете

Полететь хотим сейчас.

Вос-ль: Начать обратный отчет десятками (50, 40, 30, 20, 10) Старт! (звучит запись запуска ракеты).

Ребенок: Включить моторы. (проводится дыхательная гимнастика) - У! – У! – У! Средняя высота (дети потихоньку начинают поднимать руки на ширину плеч) –У! –У!–У! Взлетаем высоко (дети потихоньку поднимают руки вверх )

Вос-ль: Ракета набрала высоту и поднялась вверх. (дети на носочках тянуться вверх)

Вос-ль: Ну вот мы прилетели.

Ребенок: Экипаж к высадке готов? (Дети: «Готов!»)

Вос-ль: Отлично! Тогда спокойно за мной выходим на планету Венера. Ой! Ребята, посмотрите, что это? Письмо, это наверное послание для нас, видите метка с буквами алфавита, и надпись « Землянам». Давайте посмотрим что там.

Письмо. « Привет Земляне, если вы читаете это письмо, значит,вы все таки добрались до нашей планеты. Знайте,алфавит мы так просто не отдадим. Идите по стрелкам и выполняйте все наши задания, а пропускать вас будет индикатор разрешения(желтый цвет- правильно, синий –неправильно). Желаем вам неудачи!

Вос-ль: Вот это да! Может быть, вернемся? (ответы детей) Конечно, мы поможем найти алфавит. Давайте посмотрим, что там ещё есть, так ведь это индикатор разрешения. Давайте посмотрим, куда ведут стрелочки. А стрелочки ведут нас….

Задание 1 « Распутай буквы».

Вос-ль: Прежде чем нам выполнить задание, давайте вспомним. Что же такое буква?

Дети: Буква – это то,что мы видим и пишем.

Вос-ль: Молодцы! На этом плакате запутались буквы, распутайте их. Буквы показываем сверху вниз и пишем также.

(дети по очереди показывают указкой запутанные буквы)

Вос-ль: Ребята, ну что же, буквы мы с вами распутали все, а теперь вспомните и назовите,какие гласные буквы вы распутали (О, А, У)? Какие согласные буквы вы распутали (М, К, П, Ц, Х, Ф)? Ну что, проверяем индикатором разрешения, как мы выполнили задание? Помним, если желтый - правильно, синий - неправильно. Ребята, посмотрите куда ведут стрелочки? Да, стрелочки ведут к столу.

(идут по стрелочкам к столу под веселую музыку)

Задание 2 « Сложи букву» (Работа в парах).

Вос-ль: Следующее задание « Сложи букву». На столе лежат детали букв их нужно сложить так, чтобы получилась буква. Спокойно берем детали и собираем буквы.

(фоновая музыка. Когда работа закончена дети по очереди называют буквы. Которые он и собрали. Помочь, если они затрудняются).

Вос-ль: Мы сложили много букв из деталей. Давайте проверим, как мы справились с этим заданием на индикаторе разрешения. Ребята. Какой свет загорается? (желтый) Давайте посмотрим, куда ведут стрелочки.

Дети: Стрелочки ведут нас к доске.

Вос –ль: - Стрелочки нас привели к улыбающемуся лицу, я думаю, мы с вами поиграем.

Игра « Будь внимательным».

Вос – ль: - Играем в игру « Будь внимательным». Объясняю правила игры, если я говорю гласные звуки – руки поднимаем вверх, если согласные – вниз, если называю слово – обнимаем себя, если непонятные звуки – хлопаем в ладоши. Внимание начали. Молодцы, а теперь я вас буду путать, специально буду показывать другие действия. (проводится игра ещё раз). Хорошо молодцы, но нам нужно двигаться дальше. Давайте посмотрим, куда же ведут нас стрелочки?

Дети: - Стрелочки ведут нас к доске.

Вос – ль: - Спокойно проходим и рассаживаемся на стульчики.

Задание 3 « Прочитай по первым звукам» (Работа в группах).

Вос – ль: - Ребята, на доске зашифрованные слова и мы их можем прочитать по первым звукам нарисованных картинок. Называем картинки первого ряда все вместе…….. Кто расшифровал слово первого ряда? Что получилось? (всех) Правильно, получилось слово - ВСЕХ . Называем картинки второго ряда

(дети хором называют картинки второго ряда « утюг», « Чебурашка», «улитка»)

Вос –ль: - Кто расшифровал слово второго ряда? Внимательными будьте задание очень сложное. Правильно, получилось слово - УЧУ .

Вос ль: - Следующее слово состоит из одного звука, ведь мы знаем, что слова бывают короткие и длинные. Так вот это какое слово?

Дети: - Короткое.

Вос –ль: - Картинка называется арбуз , а слово будет из одного звука, из какого?

Дети: - А.

Вос – ль: - Называем картинки следующего ряда все вместе.

Дети: - Синица, матрешка, арбуз.

Вос – ль: - Кто расшифровал это слово? ( САМА ). Молодцы. И осталось у нас самое последнее длинное слово в последнем ряду называем все вместе. (Машина, очки, лестница, часы, утенок). Кто расшифровал самое длинное последнее слово? ( МОЛЧУ ). Правильно, это слово « молчу». Посмотрите сколько, много слов мы с вами расшифровали. Теперь давайте назовем ещё раз те слова, которые мы расшифровали.

Дети: - Всех, учу, а, сама, молчу.

Вос – ль: - А если все эти слова сложить, то получится что-то интересное.

(Дети по очереди, но уже быстрее говорят те слова, которые они расшифровали. Воспитатель теперь уже сама проговаривает все слова) .

Вос – ль: ВСЕХ УЧУ, А САМА МОЛЧУ. Это загадка. (АЗБУКА)

Вос-ль: - Такое сложное задание выполнили. Но космические пираты не хотят отдавать алфавит они придумали для нас следующее задание.

Задание 4 « Составь предложение».

(На ковре лежат вразброс карточки на которых написаны слова «знать», « все», «Мы», « буквы», « .»)

Вос – ль: - Что можно составить из слов?

Дети: - Из слов можно составить предложения.

Вос – ль: - Правильно, Я вам называю слова, а вы мне из этих слов составьте предложение. Мы знать буквы все.

Дети: - Мы знаем все буквы.

Вос – ль: Молодцы,а теперь ещё нужно составить схему этого предложения.

(Воспитатель вместе с детьми проверяют, на индикаторе разрешения правильно ли выполнили задание).

Вос – ль: - Ребята, мы с вами все задания выполнили, а где же алфавит? Давайте хором скажем « Алфавит».

(Звучит аудиозапись: « Земляне, алфавит уже у нас. Пираты его нам отдали. Мы рады, что во всей Вселенной есть такие отзывчивые и надежные люди.

Восл-ль: -Ребята, ну а нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем места в нашей ракете.

Ребенок: - Экипаж к старту готов?

Вос – ль: Начинаем обратный отчет (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1) …Старт!

Вот мы и в детском саду,а на память о нашем путеществии давайте сделаем ракеты, если вам понравилось наше путешествие тогда возьмите оранжевый лист и ваша ракета будет оранжевой, а если не понравилось то возьмите тёмный лист.

(Оригами «Ракета»)

Цель: Подготовка детей к школе.

Коррекционные задачи:

  • уточнить произношение звука [к]
  • развивать фонематический слух
  • развивать фонематическое восприятие (определять место звука) .

Развивающие задачи:

  • формировать навыки фонематического анализа и синтеза слова КАП
  • закреплять умение дифференцировать звуки: гласные, твердые согласные, глухие
  • развивать слуховое внимание
  • упражнять в образовании существительных родительного падежа множественного числа
  • развивать память, зрительное восприятие, логическое мышление, общую моторику, активизировать словарь.
  • развивать быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях.
  • развивать быстроту двигательной реакции.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать желание активно работать на занятии
  • воспитывать чувство сопереживание.
  • воспитывать у детей трудиться сообща в парах.

Предварительная работа:

  • Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»
  • рассматривание иллюстраций в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
  • создание мини - музея по теме «Космос» .
  • раскрашивание картинок с космической тематикой.
  • разучивание подвижной игры «Космонавты»

Оборудование:

Демонстрационное оборудование: Мультимедийное оборудование, экран, столы, обручи, звезды для украшения зала,

Раздаточный материал для индивидуальной работы: схемы для звукового анализа слова КАП, тарелочки, прищепки (1 красная и 2 синих) , разрезные картинки (ракета, телескоп, космонавт, спутник) , звездочки (красные и синие) , картинки – раскраски для развития зрительного восприятия.

I.Организационный момент.

Логопед предлагает встать детям в круг:

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"

Солнцу: "Привет!"

Гостям всем: "Привет!"

Создание мотивации.

Раздается сигнал SOS. (Слайд 2)

Это наши друзья Алиса и её папа просят помощи, они отправились в космическую экспедицию на Третью планету. (Алиса в видеообращении) . (Слайд 3)

На жителей Третьей планеты напали космические пираты, они захватили их планету, нам одним не справиться. Помогите им.

Поможем друзьям?

Для этого мы с должны полететь в космос.

II. Создание проблемной ситуации.

Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

На объекте воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на... (ракете)

А как по-другому назовем ракету – космический корабль.

Назовите первый звук в слове корабль. (К)

Как вы думаете, с каким сегодня звуком мы будем знакомиться?

III. Сообщение темы занятия.

Будем работать со звуком К,будем учиться слушать и находить этот звук словах.

Наш космический корабль будет стартовать с космодрома. А можем мы полетим в космос в наших костюмах? Нет, нам нужен специальный костюм – скафандр. Вот теперь мы готовы.

Внимание, приготовьтесь к полету. 5,4, 3, 2, 1. Пуск! (Слайд 4) Мы летим с огромной скоростью на нашем корабле. - Вот мы и оказались на Третьей планете, кто это? (Слайд 5)

Пират: Я – главный пират. Что, прибыли на помощь?

Пират: Для начала выполните мои задания, они очень сложные.

Логопед: Дети попробуем выполнить задания главного пирата.

IV. Развитие зрительного восприятия. (зашумованная картинка – спутник, комета, космонавт, космический корабль, телескоп.)

1 задание: Определите, какие предметы захватили пираты? (Слайд 6)

Посмотрите на картинку и назовите, что захватили пираты.

Назовите все одним словом, к чему все отнесем. (Космос) .

Если задание выполним правильно, пират исчезнет. Проверим, правильно мы выполнили.

2 задание: Определите, какой один звук встречается в каждом слове. (К) (Слайд 7)

V. Характеристика звука по схеме.

3 задание: Дайте характеристику звука К по схеме. (Слайд 8)

  • Посмотрите друг на друга и произнесите звук К-К-К.
  • Когда мы произносим звук К губы сомкнуты или разомкнуты (разомкнуты) ;
  • Язык опускается или поднимается (опускается) и задняя часть спинки языка отодвигается и смыкается с нёбом;
  • воздушная струя идет спокойно или ей что-то мешает (язычок мешает, т.к. он отодвинулся к горлышку и закрыл проход воздуху)
  • воздушная струя разрывает эту преграду, если воздух встречает преграду, то звук какой? (Согласный)
  • Попробуем его спеть. Поется? (нет)
  • Тянется? (нет)
  • Руку тыльной стороной приложите к горлышку, определите, горлышко спит или работает. (спит) Если горлышко спит, значит звук какой звонкий или глухой. (глухой)

Вывод: Звук К – согласный, глухой.

Молодцы, с этим заданием справились.

VI. Развитие фонематического слуха.

А сейчас трудноевам задание.

4 задание: Игра «Сигнальщики» . Поднять руку, когда услышите звук К. (Слайд 9)

А) Звуковые цепочки.

Б) Слоговые цепочки.

5 задание: Определите, какой предмет лишний. Обратите внимание, в каком слове нет звука К. (Слайд 10)

Космонавт, комета, телескоп, солнце.

Спутник, космический корабль, скафандр, инопланетянин.

VII. Физминутка. (Слайд 11)

Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.

Отправляемся на Марс (Руки в сторону)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)

Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.

Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.

VIII. Развитие фонематического восприятия.

6 задание: Определите место звука М в словах. (Слайд 12)

Приготовим левую руку, начало кисти – начало слова, середина кисти – середина слова, кончики пальцев – это конец слова. Указательным пальцем правой руки двигаемся до тех пор, пока не услышим звук К. (комета, спутник, телескоп)

7 задание: Составить звуковой анализ слова КАП. (Слайд 13)

Смотрите, пошел дождь, капли стучат – кап-кап. Подойдите к столу, на тарелочках у каждого лежит схема и прищепки синего и красного цвета, с их помощью будем составлять звуковой анализ слова КАП.

IX. Развитие грамматического строя речи.

Посмотрите, остался последний пират, он предлагает вам игру «Определите, чего много» .

8 задание: Я назову один предмет, а вы определите чего много. (Слайды 14-15)

Космический корабль – космических кораблей

Комета - комет
Скафандр - скафандров
Телескоп - телескопов
Спутник - спутников

Посмотрите, со всеми заданиями пиратов мы справились. С каким звуком работали? Смотрите, к нам идет Алиса. (Слайд 16)

(Выходит Алиса) Инструктор по ФК

X.Развитиедвигательной реакции.

Ребята, какие вы молодцы, вы помогли спасти третью планету от пиратов. Вы настоящие космонавты, а хотите полетать на ракетах.

Ответ детей: да.

Давайте поиграем в игру.

П/Игра «Космонавты» .

По краям площадки раскладываются обручи-ракеты. Играющих на несколько человек больше, чем ракет. Дети встают в круг и берутся за руки. Идут по кругу, проговаривая текст:

Ждут нас быстрые ракеты.
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!

Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают ракеты по двое.

В паре повернуться спиной друг к другу, плотно прижавшись спинами и затылками, принять красивую позу с правильной осанкой.

А кто опоздал на ракету, тот выполняет задание, в парах собирает разрезные картинки.

ХI. Релаксация. «Возвращение домой» (Выполняется на мягких ковриках) , используем музыкальное сопровождение.

ХII. Рефлексия.

Кем вы сегодня были?
-Кому вы сегодня помогали?
-Какой звук изучали?

А сейчас при помощи звезд определим, кому занятие понравилось. Если занятие понравилось, берем красную звезду, если не понравилось – синюю звезду. Вы молодцы мне понравилось сегодняшнее путешествие, я вижу вы настоящие космонавты.

Чтобы вы не забыли наше сегодняшнее путешествие я даю вам картинку, для того чтобы вы её раскрасили.

Спасибо за занятие.

Цель: обобщить и закрепить знания детей, полученные на занятиях по обучению грамоте в течение года.

Задачи.

Обучающие.

    Закрепить представления о терминах «звук», «слово», «предложение», «буквы».

    Закрепить знание букв русского алфавита. Учить соотносить звук и букву, дифференцировать их.

    Закрепить представление об ударении.

    Упражнять в делении слов на слоги.

    Закрепить умение производить аналитико- синтетический разбор предложения, подбирать к данному предложению соответствующую схему.

    Продолжать учить разгадывать ребусы.

Развивающие.

    Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие.

    Развивать мыслительные операции, сообразительность, быстроту реакции, связную речь

    Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.

    Развивать интерес к решению проблемных задач.

Воспитательные.

    Воспитывать умение выслушивать педагога и товарищей.

    Воспитывать стремление помогать тем, кто нуждается в помощи.

Формирование общеучебных умений и навыков.

    Умение понимать поставленную задачу и решать её в соответствии с заданными правилами.

    Умение работать самостоятельно, находить и исправлять ошибки.

Оборудование и материалы.

    Изображения космоса, планет, космического корабля, инопланетянина, весёлых человечков, инопланетных растений, робота, шкафчика с маслёнкой.

    Ребусы.

    Магнитные буквы, «чудесный мешочек».

    Карточки с предложениями и их схемами.

    Магниты красного, синего, зелёного цвета.

    Тетради в линейку, простые и цветные карандаши, стёрки.

    Карточка с пословицей написанной полубуковкой.

    Карточка со словом маслёнка.

    Проигрыватель, аудиозаписи.

Вводная часть.

(Столы расставлены в форме ракеты. Дети стоят у доски полукругом).

Ребята, посмотрите, какой космический корабль приземлился у нас.(Выставляются картинки космического корабля и инопланетянина).

Кто к нам прилетел? (Инопланетянин). Почему его так называют? (Он прилетел к нам с другой планеты). Имя инопланетянина написано на его корабле. Прочитайте, как зовут нашего гостя. (Лолик).

Лолик приглашает вас в космическое путешествие. Но, прежде чем подняться на космический корабль, вы должны ответить на его вопросы.

    Оно состоит из слов и выражает законченную мысль. (Предложение).

    Оно состоит из звуков.(Слово).

    Их произносят и слышат.(Звуки).

    Какие бывают звуки?(Гласные и согласные).

    Какие звуки называются гласными?

    Какие звуки называются согласными?

    Какие бывают согласные звуки?

Основная часть.

На все вопросы Лолика вы ответили, проходите на космический корабль, рассаживайтесь в кресла, пристегните ремни, наденьте шлемы. Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.Пуск! (Звучит музыка. Выставляются картинки космоса).

Окрашен космос в чёрный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Здесь нет земной голубизны,

Здесь виды странны и чудны:

И звёзды сразу все видны,

И Солнце и Луна.

(Выставляются картинки Фиолетовой планеты и её жителей.)

Ребята, посмотрите, мы прилетели на Фиолетовую планету. Нас встречают жители этой планеты – маленькие весёлые человечки. Они предлагают вам разгадать ребусы и узнать, как их зовут. Что такое ребусы? (Загадки в картинках). (Раздать детям ребусы). На ваших карточках изображены предметы. Вам нужно в клеточке под каждым предметом записать буквой звук, на который начинается название предмета, потом прочитать имя человечка. (Дети читают имена: Ушастик, Фантик, Добряк, Лапочка, Кнопка, Мила, Розочка, Модница).

Ребята, маленькие человечки учатся в школе. Им учительница задала трудное задание: подобрать соответствующие схемы к предложениям. Маленькие человечки растерялись, давайте поможем им сделать домашнюю работу. (Детям раздаются карточки с предложениями.) Давайте вспомним, как мы зарисовываем на схеме первое слово в предложении? (Уголком). Остальные слова? (Чертой). Маленькие слова-помощники? (Треугольником). Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения? (Показать карточку с. ? !). Подойдите к столу, здесь разложены схемы. Читайте своё предложение и ищите схему, которая к нему подходит. (Дети рассаживаются на места. Идёт проверка выполнения задания).

Ребята, Лолик говорит, что вы помогли маленьким человечкам выполнить домашнее задание и нам пора лететь дальше. Пристёгиваем ремни. Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт! (Звучит музыка. Выставляется картинка Зелёной планеты. Звучит загадочная музыка).

Ребята, мы на Зелёной планете. Её жители растения. Что вы заметили в них необычного? (У них есть глаза, на них растут буквы). Жители Зелёной планеты предлагают поиграть вам в игру «Умные ручки». У меня в мешочке лежат буквы. Вам нужно будет опустить руку в мешочек, взять букву, ощупать её и, не вынимая угадать. Затем вынуть букву и назвать любое слово, которое начинается на эту букву.

Ребята, Лолик говорит, что нам пора в путь. Пристёгиваем ремни. Начинаем обратный отсчёт:10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!

(Звучит музыка. Выставляется картинка Синей планеты.)

Впереди Синяя планета! Идём на посадку!

(Звучит музыка с шумом океана).

Ребята, слышите, как плещутся волны? Синяя планета вся покрыта океаном. Этот океан – разумное существо, как и мы с вами. Планета – океан предлагает вам поиграть в игру «Волны». Выходим, берёмся за руки, встаём в круг. Сейчас я назову слово. Вы делите его на слоги. Каждый из вас произносит по порядку один слог и приседает. У нас получатся волны. (Даются слова: планеты, космос, взлёт, кометы, небо, ракета, старт, звёзды, космонавт, луноход, пуск.)

(Звучит музыка с короткими сигналами).

Ребята, слышите сигнал? Лолик говорит, что это сигнал SOS , сигнал бедствия. Он идёт с оранжевой планеты. Там что-то случилось. Нам нужно срочно отправляться туда. Садимся в космический корабль, пристёгиваем ремни. Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!

(Выставляется картинка оранжевой планеты).

Впереди оранжевая планета! Идём на посадку!

(Выставляется картинка с изображением роботов).

Ребята, посмотрите, кто нас встречает? (Роботы). Да, это роботы посылали сигнал бедствия. Оказывается над красной планетой прошёл дождь, роботы намокли и заржавели. Как же нам починить роботов? (Смазать маслом).

(Выставляется картинка маслёнки и шкафчика).

Роботы говорят, что маслёнка с маслом стоит в этом шкафчике, но открыть его можно, разобрав по звукам и поставив ударение в слове «маслёнка». Открываем тетради, находим последнюю запись - слово «маслёнка», самостоятельно разбираем его по звукам, ставим ударение. (Вызвать к доске ребёнка для разбора слова. Выполнить проверку задания, исправить ошибки).

Посмотрите, шкафчик открылся, а вот и маслёнка с маслом. Смажем роботов. Смотрите, они опять стали здоровыми и весёлыми. Сейчас они предлагают вам потанцевать. Смотрите на меня и повторяйте движения.

(Звучит энергичная музыка).

Танец роботов.

Садимся на стулья, проверяем посадку. Что ж, ребята, роботам мы помогли, и нам пора возвращаться на нашу родную планету. Как она называется? (Земля). Лолик хочет нам напомнить известную пословицу. Давайте прочитаем её: «В гостях хорошо, а дома лучше». (Чтение по полубуковке).

Пристёгиваем ремни, начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6,5,4,3,2,1. Пуск!

Заключительная часть.

(Звучит музыка. Выставляется картинка Земли).

Впереди Земля! Идём на посадку. Вот, ребята, мы и дома. Лолик хочет узнать, понравилось вам наше космическое путешествие? Давайте вспомним, на каких планетах мы побывали, что там делали? Какие задания показались вам самыми интересными? Что было трудным?

(Выставляется картинка космического корабля).

Ребята, нам пора прощаться с Лоликом. Ему нужно возвращаться на свою планету. Он говорит, что сегодня вы были отважными космонавтами, не сдавались перед трудностями, помогали всем, кто нуждался в помощи. На прощанье Лолик дарит вам контейнер с сюрпризом. Его мы откроем чуть позже, а сейчас давайте попрощаемся с Лоликом и пожелаем ему «Счастливого пути!»

(Звучит песня «Космическая романтика» Ярослава Сафонова).

Пришло время открыть контейнер и посмотреть, что нам подарил Лолик. (Раздача подарков детям). На этом наше занятие закончено.