Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие — специалитет (17.05.02). Оружие и системы вооружения Где учиться на оружейника

Оружие изготавливалось с давних времен. Изначально люди использовали случайно найденные валуны или палки. Добывая себе пищу, защищая свой дом от врагов, человек учился делать каменные молотки. Копья, луки и стрелы появились по мере усовершенствования оружия.

Добыча, обработка металла привела к появлению новой профессии. Оружейник - это мастер изготовления оружия, защитных средств. Он занимался изготовлением мечей и щитов, шлемов и арбалетов.

Кто такие оружейники?

Оружие древности сменилось более усовершенствованными моделями. Военная техника развивалась. Сначала это было холодное и режущие предметы. С изобретением пороха появилась огнестрельная техника. Стрелковое и автоматическое снаряжение - аркебузы, пищали, мушкеты.

Оружейник - это профессионал в изготовлении военного снаряжения. Пики и копья, мечи и сабли создавались этими мастерами. Гравировка, чеканка, художественное оформление оружия добавляли ценности, делали мастера неповторимым в изготовлении определенного вида изделия. Постепенно объединились функциональные свойства оружия и декоративные.

Ручная ковка, сложности литейного дела, балансировка - мастера оружейного дела свои секреты передавали по наследству. Отец показывал на практике технологии получения особого вида стали, излагал сыну особенности закалки лезвия. Так появились целые династии оружейников.

Происхождение слова

Основными источниками существования древнего человека были охота, рыбалка, собирательство. Разделение труда привело к появлению землепашцев и мастеровых.

Уже с появлением первых общин люди учились защищать свой дом, семью. Охотиться и добывать пропитание. Развивались государства, а вместе с ними усложнялся комплекс оружия. Профессии, связанные с ним, становились все более востребованы.

Считается, что слово "оружие" происходит от слова "рог" ("рога"). Для животного они являются средством защиты и нападения. Значение слова "оружейник" - специалист по военному снаряжению. Мастер по обработке дерева, металла. Он умеет создавать разные старается улучшить их параметры.

Оружейники России

Изготовление военного снаряжения становилось сложнее. Специальные чертежи стали необходимы для создания оружия. Целые заводы занимаются военными технологиями.

С XVI века в Туле заработал оружейный завод. Военные походы требовали большого снаряжения. Шпаги, сабли, ружья начали массово производиться.

В Москве появилась Кузнецкая слобода, Пушечный двор. Там ремесленники занимались обработкой металла. Трудились над созданием холодного оружия и средств защиты - шлемов, кирас.

Златоустовская оружейная фабрика поставляла военные изделия русской и советской армии. Палаши, кортики, сабли, сделанные в этом городе, являются одними из лучших экземпляров Оружейной палаты.

На весь мир известны фамилии М. Калашникова, Ф.Токарева, В. Дегтярева, Г. Шпагина. Можно сказать, что оружейник - это специалист, способный обеспечить надежность изделия, создать качественный образец.

Позднее производство огнестрельного оружия привело к появлению заводов в городах Ковров, Ижевск, Климовск. С 2010 года установлена новая памятная дата. В России 19 сентября - профессиональный праздник оружейников.

Оружейники современности

Такв современном мире? который по чертежам создает комплектующие детали. фрезеровщик, умеющий их обработать. Литейщики, сталевары, способные спаять детали между собой. Это художники-граверы, умеющие инкрустировать приклады, рукояти.

Оружейник - это совокупность профессий, направленная на создание и усовершенствование новых технологий. Таких, как:

  • приборы,
  • пулеметы, гранатометы;
  • мины, торпеды;
  • баллистические ракеты, боевые самолеты;
  • танки, военные корабли.

Современные оружейники большое внимание уделяют техническим свойствам. Это скорострельность и точность, маневренность и Появились тепловые лазерные системы, способные ранить без пуль. Оружие, стреляющее из-за угла, превышает возможности своих собратьев за счет гнущегося ствола.

Государственная безопасность - основная цель массового военного производства. Оружейники по сей день вносят невероятный вклад в создание и укрепление позиций страны.

Оружие и системы вооружения

Код : 170100

Специальности:

испытание и эксплуатация техники (по областям и видам);

стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие;

средства поражения и боеприпасы;

высокоэнергетические устройства автоматических систем.

Квалификация : инженер.

Область профессиональной деятельности : области науки и техники, включающие совокупность средств, приемов, способов и методов человеческой деятельности, направленных на комплексное исследование, разработку, производство и экспериментальную отработку новейших образцов артиллерийского, стрелкового и ракетного оружия, высокоэффективных конструкций, технологий и оборудования оборонного и двойного назначения.

Объекты профессиональной деятельности:

  • высокоэффективные образцы стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия различного назначения, средства поражения и боеприпасы;
  • технологические процессы производства систем вооружения и боеприпасов, импульсных устройств и высокопроизводительного оборудования;
  • специальное полигонное, стендовое и лабораторное оборудование, используемое для экспериментальной отработки, исследования и испытаний образцов оружия и составляющих его элементов;
  • испытания, эксплуатация, ремонт и контроль качества артиллерийского, стрелково-пушечного и ракетного оружия, специального оборудования.

Виды профессиональной деятельности:

  • проектная (опытно-конструкторская);
  • научно-исследовательская;
  • производственно-технологическая;
  • полигонно-испытательская;
  • организационно-управленческая.

Профиль работы: Разработка современной перспективной техники, функционирующей в экстремальных условиях и широком диапазоне параметров (скоростей, температур и давлений) - от сверхнизких до сверхвысоких, при применении ее от верхних слоев атмосферы до сверхбольших глубин. А также разработка высокоточных летательных аппаратов, приобретающих высокую скорость и изменяющих ее и траекторию движения за счет приложения мощных кратковременных механических импульсов. Научную основу специальности составляют фундаментальные вопросы физики взрыва и удара.

Выпускники занимаются проектированием взрывных устройств различного назначения, изучением воздействия взрывных и ударных нагрузок на человека в условиях возросшей опасности терроризма, разработкой зондирующих устройств для исследования планет солнечной системы, методов защиты космических кораблей от воздействия метеоритных частиц, технических средств для проникающих зондирующих устройств для исследования грунта планет солнечной системы, созданием новых перспективных материалов с уникальными свойствами, использованием импульсных процессов при сверхглубоком бурении скважин в высокоэффективных технологиях импульсной обработки материалов (импульсное прессование и сварка, взрывной синтез алмазов), газо- и нефтедобычи, в ракетно-космической технике и т.п., включая вопросы обеспечения экологически чистых технологий и другое.

Возможные должности и места работы: инженеры-механики на предприятиях, в конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах машиностроительного профиля с углубленной конструкторской и технологической подготовкой.

Основные базовые дисциплины: «Сопротивление материалов», «Баллистика ракетных и ствольных систем», «Проектирование спецмашин», «Прикладная механика сплошных сред», «Основы баллистики и аэродинамики», «Технология производства выстрелов», «Основы технической эксплуатации военной техники» и др.

ВНИМАНИЕ! Данная специальность устарела. Предлагаем ознакомиться с похожими новыми специальностями.

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ПСК - профессионально-специализированные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).

3.2. Обучение по программе специалитета в организации осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.

Объем программы специалитета составляет 330 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

3.3. Срок получения образования по программе специалитета:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 5,5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы специалитета за один учебный год в очно-заочной форме обучения не может составлять более 75 з.е.;

при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения устанавливается не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, срок обучения по программе специалитета в связи с продолжительностью каникулярного времени обучающихся составляет не менее 5 лет. При этом объем образовательной программы не изменяется, а объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год по очной форме, составляет не более 75 з.е.

(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 13.07.2017 N 653)

(сноска введена Приказом Минобрнауки России от 13.07.2017 N 653)

3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

3.7. Программы специалитета, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются при создании условий и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и нормативных правовых актов федеральных государственных органов, в ведении которых находятся организации, реализующие соответствующие образовательные программы.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.07.2017 N 653)

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает исследование, разработку, производство, экспериментальную отработку и экспертно-аналитическую оценку функционирования образцов вооружения различного назначения, технологий производства оружия, конструкций и оборудования военного и двойного назначения.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:

образцы стрелкового оружия и стрелковые комплексы;

автоматическая малокалиберная артиллерия;

полевая (буксируемая), танковая, самоходная и корабельная артиллерия;

артиллерийские системы особых схем;

тактические и оперативно-тактические ракетные комплексы;

средства ближнего боя;

технологические процессы и технологическое оборудование производства стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия;

испытательное, полигонное и экспериментальное лабораторное оборудование для исследования соответствующих видов вооружения.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

научно-исследовательская;

проектно-конструкторская;

производственно-технологическая;

организационно-управленческая;

полигонно-испытательная.

Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

специализация N 1 "Артиллерийское оружие";

специализация N 2 "Стрелково-пушечное вооружение";

специализация N 3 "Ракетное оружие и средства ближнего боя";

специализация N 4 "Технология производства оружия";

специализация N 5 "Сертификация и качество систем вооружения";

специализация N 6 "Менеджмент в области систем вооружения";

специализация N 7 "Спортивное и охотничье оружие";

специализация N 8 "Самоходное артиллерийское и танковое оружие";

специализация N 9 "Автоматизированное проектирование ракетного и ствольного оружия";

специализация N 10 "Роботизированные комплексы вооружения";

специализация N 11 "Системы высокоточного оружия";

специализация N 12 "Эксплуатация вооружения и военной техники (по областям и видам)".

При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:

в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

анализ текущего состояния, тенденций и прогнозирования развития стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия;

отработка новых принципов и новых методов проектирования образцов стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия;

разработка баз данных и программ обработки информации по соответствующим видам вооружения;

разработка автоматизированных программ проектирования стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия;

формирование тактико-технических требований перспективных образцов вооружения;

разработка методик оценки качества проектирования и качества образцов стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия;

формирование целей и задач проектирования, тактико-технических заданий на конкретные проекты;

разработка путей решения проектных задач, анализ вариантов решений по принятым глобальным и частным решениям;

аналитическое проектирование соответствующих образцов вооружения и их отдельных элементов;

техническое проектирование соответствующих образцов оружия, их узлов и деталей;

использование информационных и компьютерных технологий при проектировании образцов вооружения;

разработка технологических процессов изготовления деталей и узлов образцов стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия;

разработка технологических процессов сборки образцов оружия, контроля качества и приемки изделий;

руководство процессом производства образцов вооружения и контроля их качества;

оценка прямых и косвенных затрат на производство образцов оружия;

планирование и организация проведения научно-исследовательских, проектных, технологических и испытательных работ;

организация текущего и выходного контроля качества изделий, обеспечение соответствия параметров и характеристик требованиям проектной и технологической документации;

кадровое обеспечение всех видов работ, включая оценку профессиональных и деловых качеств специалистов;

материально-техническое и финансовое обеспечение всех видов работ по проектированию, производству и эксплуатации стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия;

обеспечение строгого соблюдения трудового законодательства Российской Федерации, норм и правил охраны труда и экологических требований;

экспериментальная отработка, исследования и испытания образцов стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия, а также их отдельных элементов на полигонном, стендовом и лабораторном оборудовании;

разработка программ экспериментальных исследований образцов оружия, стендовое и приборное оснащение экспериментов;

проведение установленных государственными и отраслевыми стандартами испытаний стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия;

анализ результатов испытаний и подготовка необходимой итоговой документации по результатам испытаний и экспериментов;

в соответствии со специализациями:

формирование базы данных, разработка и отлаживание программы обработки информации и программы автоматизированного проектирования артиллерийского оружия;

демонстрация знания методов проектирования артиллерийского оружия и всех элементов артиллерийских систем;

демонстрация знаний методов испытаний и экспериментальных исследований образцов артиллерийского оружия;

планирование, проведение и анализ результатов экспериментов и испытаний артиллерийских систем;

владение методами производства и контроля качества артиллерийских систем;

формирование базы данных, разработка и отлаживание программы обработки информации и программы автоматизированного проектирования стрелково-пушечного вооружения;

демонстрация знаний методов проектирования автоматического оружия и всех элементов стрелково-пушечного вооружения;

демонстрация знаний методов испытаний и экспериментальных исследований образцов стрелково-пушечного вооружения;

планирование, проведение и анализ результатов экспериментов и испытаний стрелково-пушечного вооружения;

владение методами производства и контроля качества стрелково-пушечного вооружения;

формирование базы данных, разработка и отлаживание программы обработки информации и программы автоматизированного проектирования образцов ракетного оружия и средств ближнего боя (далее - СББ);

демонстрация знаний методов проектирования ракет тактического и оперативно-тактического назначения и всех элементов ракет и СББ;

демонстрация знаний методов испытаний и экспериментальных исследований образцов ракетного оружия;

планирование, проведение и анализ результатов экспериментов и испытаний ракетного оружия, органов управления и бортовых газодинамических исполнительных систем;

владение методами производства и контроля качества ракетного оружия и СББ;

разработка технологических процессов изготовления деталей и узлов образцов стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия, а также их сборки;

владение специфическими методами производства, сборки и контроля качества специальных изделий, особенностями специальной технологии;

демонстрация знаний отраслевых стандартов по материалам, оборудованию и инструменту, используемых при производстве образцов вооружения;

демонстрация знаний прогрессивных технологий в области производства и сборки образцов вооружения и использование их при проектировании технологических процессов;

владение методами пооперационного и выходного контроля качества образцов вооружения;

владение методами оценки технологичности конструкций, стоимости и себестоимости производства ракет и ствольных систем;

демонстрация знаний методов оценки качества и сертификации систем вооружения;

демонстрация знаний систем управления качеством продукции, проектирования и технологических процессов;

владение методиками статистической и экспертной оценки качества вооружения и военной техники;

демонстрация знаний обстановки на рынке вооружений и политической обстановки в стране и мире;

демонстрация знаний основ стратегического и системного менеджмента и маркетинга вооружения и военной техники;

демонстрация знаний основ и особенностей проектирования стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия;

использование методов менеджмента и маркетинга при управлении производством и реализации продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса;

владение методами оценки качества и конкурентоспособности образцов вооружения и военной техники;

владение основами внешнеэкономической деятельности в области вооружения и военной техники;

формирование базы данных, разработка и отлаживание программы обработки информации и программы автоматизированного проектирования спортивного и охотничьего оружия;

демонстрация знаний методов проектирования спортивного и охотничьего оружия и всех их элементов;

демонстрация знаний методов испытаний и экспериментальных исследований образцов спортивного и охотничьего оружия;

планирование, проведение и анализ результатов экспериментов и испытаний спортивного и охотничьего оружия и их элементов;

владение методами производства и контроля качества спортивного и охотничьего оружия;

демонстрация знаний особенностей устройства танков и самоходных артиллерийских установок (далее - САУ), а также особенности их вооружения и специфические требования;

формирование базы данных, разработка и отлаживание программы обработки информации и программы автоматизированного проектирования танкового и самоходного артиллерийского оружия;

демонстрация знаний методов проектирования артиллерийского оружия, автоматов заряжания и боеукладок танков и САУ;

демонстрация знаний методов испытаний и экспериментальных исследований образцов артиллерийского оружия, танков и САУ;

планирование, проведение и анализ результатов экспериментов и испытаний артиллерийских систем, танков и САУ;

владение методами производства и контроля качества танкового и самоходного артиллерийского вооружения;

демонстрация знаний методов броневой и динамической защиты танков и САУ;

демонстрация знаний основ и особенностей проектирования стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия;

владение методами формирования технических заданий на проектирование ракетного и ствольного оружия;

обеспечение мероприятий по соответствию характеристик образцов оружия требованиям задания;

владение методами автоматизированного и вероятностно-статистического проектирования образцов вооружения;

демонстрация знаний методов оценки боевой эффективности и эксплуатационных характеристик систем вооружения;

владение методами линейного и динамического программирования, теорией игр и теорией принятия решений при проектировании ракетного и ствольного оружия;

разработка вооружения автоматизированных и роботизированных комплексов вооружения (далее - РКВ);

разработка комплекса требований к РКВ;

владение методиками формирования технических заданий на проектирование РКВ;

демонстрация знаний методов испытаний и экспериментальных исследований РКВ и их составных элементов;

демонстрация знаний методов оценки боевой эффективности РКВ и возможные области их боевого применения;

демонстрация знаний особенностей проектирования системы высокоточного оружия (далее - СВТО);

понимание роли и места СВТО в современной системе вооружений;

демонстрация знаний требований к элементам СВТО и методов согласования параметров оружия, систем управления и наведения, средств разведки и целеуказания;

разработка заданий на проектирование и требования к СВТО;

демонстрация знаний методов испытаний и экспериментальных исследований СВТО;

демонстрация знаний особенностей эксплуатации ствольного и ракетного оружия;

демонстрация знаний особенностей конструкции вооружения и военной техники (по областям и видам);

разработка требований к условиям эксплуатации образцов вооружения и военной техники;

демонстрация знаний методик и принципов организации периодических испытаний и регламентных работ на образцах вооружения и военной техники;

владение методами оценки эффективности и надежности образцов вооружения (по областям и видам);

демонстрация знаний особенностей технологии производства образцов вооружения (по областям и видам).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-4);

способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов профессиональной деятельности в различных сферах (ОК-5);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-8);

способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9);

способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-10).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);

готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

способностью ориентироваться в базовых положениях экономической теории, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда, владением методами экономической оценки научных исследований, интеллектуального труда (ОПК-4);

способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей профессиональной деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ОПК-5);

способностью самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ОПК-6);

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций (ОПК-7);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, а в том числе защиты государственной тайны (ОПК-8);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОПК-9);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-10).

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

научно-исследовательская деятельность:

способностью анализировать текущее состояние и тенденции развития стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия (ПК-1);

способностью работать с научно-технической литературой и электронными средствами доступа и хранения информации специального характера (ПК-2);

способностью самостоятельно выполнять научно-исследовательские работы и их отдельные разделы поискового и прикладного характера (ПК-3);

способностью технически грамотно оформлять результаты научных исследований в форме отчетов и публикаций (ПК-4);

проектно-конструкторская деятельность:

способностью четко формулировать цели и задачи проектных процедур, включая разработку тактико-технических заданий на проектирование (ПК-5);

способностью правильно, в соответствии с требованиями нормативных документов, оформлять проектную документацию (ПК-6);

способностью при проектировании стрелково-пушечного, артиллерийского и стрелкового оружия использовать компьютерные и информационные технологии, средства автоматизированного проектирования (ПК-7);

производственно-технологическая деятельность:

способностью разрабатывать технологические процессы сборки образцов оружия, контроля качества и приемки изделий (ПК-8);

способностью организовывать и руководить процессами производства продукции машиностроения, в том числе производством образцов оружия (ПК-9);

способностью проектировать технологическое оборудование и инструмент (ПК-10);

способностью оценивать прямые и косвенные затраты на производство образцов вооружения (ПК-11);

организационно-управленческая деятельность:

способностью планировать проведение научно-исследовательских, проектных, технологических и испытательных работ (ПК-12);

владением основами экономики, организации производства (ПК-13);

способностью грамотно организовать работу производственного коллектива (группа, отдел, бригада, участок, цех) (ПК-14);

способностью подбирать и воспитывать кадры для изготовления всех видов работ по проектированию и производству машиностроительной продукции (ПК-15);

способностью разработать требования по материально-техническому, финансовому обеспечению всех видов работ по проектированию и производству соответствующих изделий (ПК-16);

знанием основ трудового законодательства Российской Федерации, норм и правил научной организации труда, защиты прав и интеллектуальной собственности работников (ПК-17);

полигонно-испытательная деятельность:

способностью самостоятельно организовывать и проводить экспериментальную отработку, исследования и испытания образцов стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия, их отдельных элементов на полигонном, стендовом и лабораторном оборудовании (ПК-18);

способностью разрабатывать программы экспериментальных исследований образцов оружия, необходимое стендовое и приборное оборудование экспериментальных установок (ПК-19);

способностью проводить установленные государственными и отраслевыми стандартами испытания стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия (ПК-20);

способностью правильно анализировать результаты испытаний, правильно оформлять необходимую итоговую документацию по результатам испытаний и экспериментов (ПК-21);

способностью демонстрировать знание правил безопасности при проведении экспериментов и натурных испытаний образцов оружия (ПК-22).

5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета:

специализация N 1 "Артиллерийское оружие":

способностью формировать базы данных, разрабатывать и отлаживать программы обработки информации и программы автоматизированного проектирования артиллерийского оружия (ПСК-1.1);

способностью демонстрировать знание методов проектирования артиллерийского оружия и всех элементов артиллерийских систем (ПСК-1.2);

способностью демонстрировать знание методов испытаний и экспериментальных исследований образцов артиллерийского оружия (ПСК-1.3);

способностью планировать, проводить и анализировать результаты экспериментов и испытаний артиллерийских систем (ПСК-1.4);

владением методами производства и контроля качества артиллерийских систем (ПСК-1.5);

специализация N 2 "Стрелково-пушечное вооружение":

способностью формировать базы данных, разрабатывать и отлаживать программы обработки информации и программы автоматизированного проектирования стрелково-пушечного вооружения (ПСК-2.1);

способностью демонстрировать знание методов проектирования автоматического оружия и всех элементов стрелково-пушечного вооружения (ПСК-2.2);

способностью демонстрировать знание методов испытаний и экспериментальных исследований образцов стрелково-пушечного вооружения (ПСК-2.3);

способностью планировать, проводить и анализировать результаты экспериментов и испытаний стрелково-пушечного вооружения и их элементов (ПСК-2.4);

владением методами производства и контроля качества стрелково-пушечного вооружения (ПСК-2.5);

специализация N 3 "Ракетное оружие и средства ближнего боя":

способностью формировать базы данных, разрабатывать и отлаживать программы обработки информации и программы автоматизированного проектирования образцов ракетного оружия и СББ (ПСК-3.1);

способностью демонстрировать знание методов проектирования ракет тактического и оперативно-тактического назначения и всех элементов ракет и СББ (ПСК-3.2);

способностью демонстрировать знание методов испытаний и экспериментальных исследований образцов ракетного оружия (ПСК-3.3);

способностью планировать, проводить и анализировать результаты экспериментов и испытаний ракетного оружия, органов управления и бортовых газодинамических исполнительных систем (ПСК-3.4);

владением методами производства и контроля качества ракетного оружия и СББ (ПСК-3.5);

специализация N 4 "Технология производства оружия":

способностью разрабатывать технологические процессы изготовления деталей и узлов образцов стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия, а также их сборки (ПСК-4.1);

владением специфическими методами производства, сборки и контроля качества специальных изделий, особенностями специальной технологии (ПСК-4.2);

способностью демонстрировать знание отраслевых стандартов по материалам, оборудованию и инструменту, используемых при производстве образцов вооружения (ПСК-4.3);

способностью демонстрировать знание прогрессивных технологий в области производства и сборки образцов вооружения и умением использовать их при проектировании технологических процессов (ПСК-4.4);

владением методами пооперационного и выходного контроля качества образцов вооружения (ПСК-4.5);

владением методами оценки технологичности конструкций, стоимости и себестоимости производства ракет и ствольных систем (ПСК-4.6);

специализация N 5 "Сертификация и качество систем вооружения":

способностью демонстрировать знание методов оценки качества и сертификации систем вооружения (ПСК-5.1);

способностью демонстрировать знание основ и особенностей проектирования стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия (ПСК-5.2);

способностью демонстрировать знание систем управления качеством продукции, проектирования и технологических процессов (ПСК-5.3);

способностью демонстрировать знание основ стратегического и системного менеджмента и маркетинга вооружения и военной техники (ПСК-5.4);

владением методиками статистической и экспертной оценки качества вооружения и военной техники (ПСК-5.5);

специализация N 6 "Менеджмент в области систем вооружения":

способностью демонстрировать знание обстановки на рынке вооружений и политической обстановки в стране и мире (ПСК-6.1);

способностью демонстрировать знание основ стратегического и системного менеджмента и маркетинга вооружения и военной техники (ПСК-6.2);

способностью демонстрировать знание основ и особенностей проектирования стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия (ПСК-6.3);

способностью использовать методы менеджмента и маркетинга при управлении производством и реализации продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса (ПСК-6.4);

владением методами оценки качества и конкурентоспособности образцов вооружения и военной техники (ПСК-6.5);

владением основами внешнеэкономической деятельности в области вооружения и военной техники (ПСК-6.6);

специализация N 7 "Спортивное и охотничье оружие":

способностью формировать базы данных, разрабатывать и отлаживать программы обработки информации и программы автоматизированного проектирования спортивного и охотничьего оружия (ПСК-7.1);

способностью демонстрировать знание методов проектирования спортивного и охотничьего оружия и всех их элементов (ПСК-7.2);

способностью демонстрировать знание методов испытаний и экспериментальных исследований образцов спортивного и охотничьего оружия (ПСК-7.3);

способностью планировать, проводить и анализировать результаты экспериментов и испытаний спортивного и охотничьего оружия, а также их элементов (ПСК-7.4);

владением методами производства и контроля качества спортивного и охотничьего оружия (ПСК-7.5);

специализация N 8 "Самоходное артиллерийское и танковое оружие":

способностью демонстрировать знание особенностей устройства танков, а также особенности их вооружения и специфические требования (ПСК-8.1);

способностью формировать базы данных, разрабатывать и отлаживать программы обработки информации и программы автоматизированного проектирования танкового и самоходного артиллерийского оружия (ПСК-8.2);

способностью демонстрировать знание методов проектирования артиллерийского оружия, автоматов заряжания и боеукладок танков и САУ (ПСК-8.3);

способностью демонстрировать знание методов испытаний и экспериментальных исследований образцов артиллерийского оружия, танков и САУ (ПСК-8.4);

способностью планировать, проводить и анализировать результаты экспериментов и испытаний артиллерийских систем, танков и САУ (ПСК-8.5);

владением методами производства и контроля качества танкового и самоходного артиллерийского вооружения (ПСК-8.6);

способностью демонстрировать знание методов броневой и динамической защиты танков и САУ (ПСК-8.7);

специализация N 9 "Автоматизированное проектирование ракетного и ствольного оружия":

способностью демонстрировать знание основ и особенностей проектирования стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия (ПСК-9.1);

владением методами формирования технических заданий на проектирование ракетного и ствольного оружия (ПСК-9.2);

способностью обеспечить мероприятия по соответствию характеристик образцов оружия требованиям задания (ПСК-9.3);

владением методами автоматизированного и вероятностно-статистического проектирования образцов вооружения (ПСК-9.4);

способностью демонстрировать знание методов оценки боевой эффективности и эксплуатационных характеристик систем вооружения (ПСК-9.5);

владением методами линейного и динамического программирования, теорией игр и теорией принятия решений при проектировании ракетного и ствольного оружия (ПСК-9.6);

специализация N 10 "Роботизированные комплексы вооружения":

способностью разрабатывать вооружение РКВ (ПСК-10.1);

способностью разрабатывать комплекс требований к РКВ (ПСК-10.2);

владением методиками формирования технических заданий на проектирование РКВ (ПСК-10.3);

способностью демонстрировать знание методов испытаний и экспериментальных исследований РКВ и их составных элементов (ПСК-10.4);

способностью демонстрировать знание методов оценки боевой эффективности РКВ и возможные области их боевого применения (ПСК-10.5);

специализация N 11 "Системы высокоточного оружия":

способностью демонстрировать знание особенностей проектирования СВТО (ПСК-11.1);

способностью понимать роли и места СВТО в современной системе вооружений (ПСК-11.2);

способностью демонстрировать знание требований к элементам СВТО и методов согласования параметров оружия, систем управления и наведения, средств разведки и целеуказания (ПСК-11.3);

способностью разрабатывать задания на проектирование и требования к СВТО (ПСК-11.4);

способностью демонстрировать знание методов испытаний и экспериментальных исследований СВТО (ПСК-11.5);

специализация N 12 "Эксплуатация вооружения и военной техники (по областям и видам)":

способностью демонстрировать знание особенностей эксплуатации ствольного и ракетного оружия (ПСК-12.1);

способностью демонстрировать знание особенностей конструкции вооружения и военной техники (по областям и видам) (ПСК-12.2);

способностью разрабатывать требования к условиям эксплуатации образцов вооружения и военной техники (ПСК-12.3);

способностью демонстрировать знание методик и принципов организации периодических испытаний и регламентных работ на образцах вооружения и военной техники (ПСК-12.4);

владением методами оценки эффективности и надежности образцов вооружения (по областям и видам) (ПСК-12.5);

способностью демонстрировать знание особенностей технологии производства образцов вооружения (по областям и видам) (ПСК-12.6).

5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, а также профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности или специализации программы.

5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.07.2017 N 653)

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

6.1. Структура программы специалитета включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную специализацию в рамках одной специальности.

6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;

Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", который в полном объеме относится к базовой части программы;

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.07.2017 N 653)

Структура программы специалитета

Объем программы специалитета в з.е.

Дисциплины (модули)

Базовая часть

В том числе дисциплины (модули) специализации

Вариативная часть

Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)

Базовая часть

Государственная итоговая аттестация

Базовая часть

Объем программы специалитета

6.3. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы специалитета, являются обязательными для освоения обучающимся с учетом специализации программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы специалитета. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы специалитета в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;

элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в з.е. переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" реализуется дисциплина (модуль) "Физическая подготовка" в объеме не менее 11 з.е. в очной форме обучения.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют в том числе специализацию программы специалитета.

Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся специализации программы набор соответствующих дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.

Тип учебной практики:

технологическая практика.

Тип производственной практики:

конструкторская практика.

Способы проведения учебной и производственной практик:

стационарная;

выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ специалитета организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета. Организация вправе предусмотреть в программе специалитета иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.

6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.9. Реализация части (частей) образовательной программы и государственной итоговой аттестации, в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

6.10. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам, с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

6.11. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)", должно составлять не более 60 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранений работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.07.2017 N 653)

7.1.3. В случае реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы специалитета на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, квалификационные характеристики должностей руководителей и научно-педагогических работников высшего образования и дополнительного профессионального образования определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.2.1. Реализация программы специалитета обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 60 процентов.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, к научно-педагогическим работникам с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются преподаватели военно-профессиональных и специально-профессиональных дисциплин (модулей) без ученых степеней и (или) ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт военной службы (службы в правоохранительных органах) в области и с объектами профессиональной деятельности, соответствующими программе специалитета, не менее 10 лет, воинское (специальное) звание не ниже "майор" ("капитан 3 ранга"), а также имеющие боевой опыт, или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.

В числе научно-педагогических работников с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных дисциплин (модулей), специально-профессиональных дисциплин (модулей) с ученой степенью кандидата наук, имеющие или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы специалитета (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 5 процентов.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы специалитета, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе специалитета.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).

7.4.2. В организации, в которой законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или иная приравненная к ней служба, служба в правоохранительных органах, финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным органом исполнительной власти.

инженер-оружейник, инженера-оружейника

  • - "...Термин "оружейник" означает лицо, чья профессиональная деятельность заключается целиком или частично в производстве, продаже, покупке, обмене или аренде огнестрельного оружия.....

    Официальная терминология

  • - изобретатель механизма, запирающего оружие с казенной части...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - изобретатель механизма для оружия, заряжаемого с казны; механизм этот принадлежит к системе качающихся затворов и был принят баварской армией в 1869 г. при перевооружении...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - англичанин, предложивший систему казнозарядного игольчатого оружия, в проектировании которой также принимал участие гамбургский гражданин Зонс. Предложением К. воспользовались в России в 1867 г. для переделки...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - американец, изобретатель приставного к ружью приспособления для скорой стрельбы, принятого в Дании; см. Магазинное ружье...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ; мн. оруже/йники, Р....
  • - Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - ОРУЖЕ́ЙНИК, -а, муж. Оружейный мастер, специалист по изготовлению оружия...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ОРУЖЕ́ЙНИК, оружейника, муж. Мастер, изготовляющий оружие. «Был недавно в Москве, искал оружейника, послали меня на Кукуй-слободу, к немцам.» А.Н.Толстой...

    Толковый словарь Ушакова

  • - оруже́йник м. Тот, кто занимается изготовлением оружия...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - оруж"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ., кол-во синонимов: 4 детальщик замочник ложник ствольщик...

    Словарь синонимов

"инженер-оружейник" в книгах

Инженер Слука

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора

СТАРШИЙ ИНЖЕНЕР

Из книги Верность Отчизне. Ищущий боя автора Кожедуб Иван Никитович

СТАРШИЙ ИНЖЕНЕР Нам предстояло в наикратчайший срок изучить, а затем отлично освоить новые самолеты. Погрузились мы в занятия с головой.Крепкая дружба завязалась у нас с техниками и механиками самолетов. В газетах их называли неутомимыми тружениками. Так оно и было. Мы

Горный инженер

Из книги Пуанкаре автора Тяпкин Алексей Алексеевич

Горный инженер Прибыв по месту своего назначения, Анри впервые ощутил себя по-настоящему самостоятельным и по-настоящему одиноким. Самый близкий к Нанси пост, где он мог занять должность горного инженера, - это Везуль. С апреля 1879 года выпускник Горной школы Анри

«ВАШ ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР»

Из книги Погоня за «ястребиным глазом». Судьба генерала Мажорова автора Болтунов Михаил Ефимович

«ВАШ ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР» 20 августа 1971 года генералу Юрию Мажорову исполнилось 50 лет. В этот юбилейный день он решил собрать близких друзей, соратников, коллег в ресторане «Прага» на товарищеский ужин.Поздравить его приехали начальник Главка, главный инженер, руководители

Военный инженер

Из книги Леонардо да Винчи автора Шово Софи

Военный инженер Вот уже больше года турки совершают свои смертоносные набеги в долину реки По. Срочно надо найти способ противостоять им. Система обороны, предложенная Леонардо, весьма изощренная, как он полагал, потенциально таила в себе не меньшую угрозу для

Инженер Слука

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь девятая: Чёрная роба или белый халат автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Инженер Слука - Девушка! Что случилось? Куда ты идешь? Травма?Это окликнул меня уже на штольне высокий худощавый шахтер.- Нет, не травма! Я ухожу!- Ухожу? Вот-те и на! Пока смена не окончена, никто не имеет права уходить из шахты. За это - ШИЗО.- Ну и пусть!- Нет, ты скажи

III. Оружейник Боберов

Из книги Пушкинский том [сборник] автора Битов Андрей

III. Оружейник Боберов Мой Боберов совсем обнаглел: его Емеля обрушивал на меня град загадок, на которые я уже не успевал, или не хотел, или не мог ответить.«Почему Пушкин не напечатал „Каменного гостя“ при жизни? Почему он не назвал его, по традиции, по явной

НЕ ИНЖЕНЕР…

Из книги Не служил бы я на флоте… [сборник] автора Бойко Владимир Николаевич

НЕ ИНЖЕНЕР… История, рассказанная им на 4 курсе: приходит и, как всегда, улыбается и говорит – «Один преподаватель с кафедры физо купил автомобиль «Запорожец», чистил его и решил для ускорения дела смазку лишнюю с двигателя убрать, обливши его бензином. Облил и поджег. Ну,

Герой-оружейник

Из книги Кое-что за Одессу автора Вассерман Анатолий Александрович

Герой-оружейник В конце бульвара – бронзовый бюст на высоком постаменте. Это памятник дважды Герою Социалистического Труда Александру Эммануиловичу Нудельману – главному конструктору множества первоклассных авиапушек.В 1933-м студент Одесского института технологии

Инженер

Из книги Кем мне стать? Большая книга профессий автора Шалаева Галина Петровна

Инженер Инженер – это человек, который создаёт различную технику. На свете очень много разных механизмов, машин и другой техники. Инженеры знают об этой технике всё: чем она болеет, чем её лечить. Инженеры работают совместно с изобретателями. Изобретатель изобрёл

85. Совпадение: умер президент Мавромихали – родился оружейник Манлихер

Из книги Разгадка тайн истории автора Кучин Владимир

85. Совпадение: умер президент Мавромихали – родился оружейник Манлихер 17 января 1848 г. н. с. Греция: умер Петро Мавромихали – в 1823 г. был избран президентом временного правительства независимой Греции Б и Е: Мавромихали – семья деятелей новой Греции, родом из Майны.

Инженер

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭ

1. Инженер

Из книги Выбор профессии автора Соловьев Александр

1. Инженер Инженер: специалист в области научно-технической деятельности по разработке, проектированию, строительству, информационному обслуживанию, эксплуатации, организации производства, труда и управления, метрологическому обеспечению, техническому контролю и

Дантист-оружейник

Из книги Артмузей 2011 автора Мордачёв Иван

Дантист-оружейник Карабины системы Эванса из фондов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС) в ПетербургеИстория карабина системы Эванса, хранящегося в фондах Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск

ИНЖЕНЕР

Из книги Южный Урал, № 1 автора Захаров Дмитрий

ИНЖЕНЕР Полночь. Ударом ленивым Бьют стенные часы; Сквозь сон улыбаясь счастливо, Лежит в колыбели сын. А за стеною - стужа, Свирепая воет метель. Жена приготовила ужин, Мягкую стелет постель. Но отдых ещё не скоро, Пусть тяжела голова, - Годы бегут. Неизвестного -