Продолжи ряд есть в осени первоначальной. Есть в осени первоначальной анализ стихотворения тютчева. История создания стихотворения

Стихи про осень глазами русских поэтов-классиков удивительно красивы. Они красочно описывают это грустное, но в то же время очаровательное время года. 1. Листопад Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой... (И. Бунин) 2. Осенней позднею порою Осенней позднею порою Люблю я царскосельский сад, Когда он тихой полумглою, Как бы дремотою, объят И белокрылые виденья На тусклом озера стекле В какой-то неге онеменья Коснеют в этой полумгле... И на порфирные ступени Екатерининских дворцов Ложатся сумрачные тени Октябрьских ранних вечеров - И сад темнеет, как дуброва, И при звездах из тьмы ночной, Как отблеск славного былого, Выходит купол золотой... (Ф. Тютчев) 3. Осень Был поздний ветер дюж, Нес пепел листьев прелых И муть, как из тарелок, Выплескивал из луж. Рябины рдела гроздь. А лес, густой недавно, Листвой блиставший славно, Стал виден всем насквозь. Он был как близкий дом, Где содраны обои, Нет ламп над головою,- Узнаешь, да с трудом. В различные концы, Сложив свои гардины И сняв свои картины, Разъехались жильцы. Струился дождь из мглы, Тянулся запах прели, И словно обгорели Намокшие стволы. О, милые дома!.. Напрасно сердцу грустно: Все выправит искусно, Все выбелит зима. (К. Ваншенкин) 4. Перед дождем Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей, сухой и острой; Набегает холодок. Полумрак на все ложится, Налетев со всех сторон, С криком в воздухе кружится Стая галок и ворон... (Н. Некрасов) 5. Золотая осень Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. Липы обруч золотой - Как венец на новобрачной. Лик березы - под фатой Подвенечной и прозрачной. Погребенная земля Под листвой в канавах, ямах. В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах. Где деревья в сентябре На заре стоят попарно, И закат на их коре Оставляет след янтарный. Где нельзя ступить в овраг, Чтоб не стало всем известно: Так бушует, что ни шаг, Под ногами лист древесный. Где звучит в конце аллей Эхо у крутого спуска И зари вишневый клей Застывает в виде сгустка. Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог Перелистывает стужа. (Б. Пастернак) 6. Нивы сжаты, рощи голы Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. (С. Есенин) 7. Сентябрь Сыплет дождик большие горошины, Рвется ветер, и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа. Но взгляни: сквозь отверстие облака, Как сквозь арку из каменных плит, В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит. Значит, даль не навек занавешена Облаками, и, значит, не зря, Словно девушка, вспыхнув, орешина Засияла в конце сентября. Вот теперь, живописец, выхватывай Кисть за кистью, и на полотне Золотой, как огонь, и гранатовой Нарисуй эту девушку мне. Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице. (Н. Заболоцкий) 8. Есть в осени первоначальной Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... (Ф. Тютчев) 9. Октябрьский рассвет Ночь побледнела, и месяц садится За реку красным серпом. Сонный туман на лугах серебрится, Черный камыш отсырел и дымится, Ветер шуршит камышом. Тишь на деревне. В часовне лампада Меркнет, устало горя. В трепетный сумрак озябшего сада Льется со степи волнами прохлада... Медленно рдеет заря. (И. Бунин) 10. Листок От дружной ветки отлучённый Летит листок уединённый, Куда летит?..."Не знает сам", Гроза разбила дуб родимый; С тех пор, по долам,по полям По воле случая носимый Стремлюсь, куда велят ветра, Туда, где листья все кружатся И лёгкий розовый листок. (Жуковский В.А., 1818 г.) 11. Осень только взялась за работу... Осень только взялась за работу, только вынула кисть и резец, положила кой-где позолоту, кое-где уронила багрец, и замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так? То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг... То зайдется от злости и в клочья все порвет беспощадной рукой... И внезапно, мучительной ночью, обретет величавый покой. И тогда уж, собрав воедино все усилья, раздумья, пути, нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести. И притихнем, смущаясь невольно: что тут сделать и что тут сказать? ...А она все собой недовольна: мол, не то получилось опять. И сама уничтожит все это, ветром сдует, дождями зальет, чтоб отмаяться зиму и лето и сначала начать через год. (Маргарита Алигер) 12. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. (А. Пушкин) 13. Начало осени Плывут паутины Над сонным жнивьем. Краснеют рябины Под каждым окном. Хрипят по утрам Петушки молодые. Дожди налегке Выпадают грибные. Поют трактористы, На зябь выезжая. Готовятся села Ко Дню урожая. (А. Твардовский)©

ОСЕНЬ - ПОЭТИЧЕСКАЯ РОСКОШЬ...

Осень - пора листопада...

Судя по тому, как наш народ любит осень, это не время года, а состояние души. Причем типично русское, когда природа, увядая, дарит небывалые краски, яростные, а потом - пастельные, умаляясь до полной графичности. Погода, перед тем, как окончательно и бесповоротно испортиться, вдруг забывается в коротком всплеске бабьего лета.

Листик осенний бьется бабочкой о стекло. Дождик подобен слезам, легким слезам сожаления по чему-то светлому, что ушло и еще, быть может, угасло не совсем, и повторится.

Многие не любят лето. Еще Пушкин объяснил нам:

Ах, лето красное, любил бы я тебя,
Когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи...

А осенью ни тебе комаров, ни мух. Сплошная лирика. Правда, Некрасов, сидючи у себя в Карабихе и предаваясь по своему обыкновению унынию, примешивал к лирике нотку гражданской скорби. Но иначе он не мог. Он скучал даже в Италии. Томился в Риме. А Герцен злорадствовал: Некрасов оттого томится за границей, что языка не знает … Так или иначе, но уж осенью некрасовский сплин разыгрывался во всю:

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.

А вот Аполлон Майков унылой порой не скучал, и даже как-то не по-осеннему был бодр и свеж:

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

Но на то он и Аполлон, чтобы на все взирать свысока. И даже на причуды природы.

А вот чистые лирики осенью любуются. Среди людей им неуютно, тем более тому, кому выпало столько хлопот и страданий. В 14 лет Фета лишили дворянского звания и российского подданства. И поэтому столь естественно, что свое отдохновение он находил на лоне природы.

Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!

Тютчев точнее Фета, тоньше, более чуток, он любуется осенью, словно красивой женщиной в период ее увядания, но самого красочного; он живописует словом:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Не будем повторять хрестоматийное. Все знают со школьной скамьи, чем обогатила русскую литературу "Болдинская осень": завершением романа в стихах "Евгений Онегин", "Маленькими трагедиями" и т.д. И даже более поздняя пора Пушкина нисколько не пугала. "Осень чудная, — писал он Плетневу, — и дождь, и снег, и по колено грязь". Видимо, предстоящая женитьба на Наталье Гончаровой сообщала окружающему пусть и несколько безотрадному пейзажу нежную прелесть:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса …

А вот на последователя Пушкина в Серебряном веке Владислава Ходасевича осень наводила уныние. Впереди никаких перспектив, скорее это скорбный крик, чем пастель… Но чем тяжелее поэту, тем отраднее читателю, сидя в тепле и довольстве, читать эти строчки:

Грустно. Осень пирует,
Осень развесила красные ткани,
Ликует...
Ветер - как стон запоздалых рыданий.
Листья шуршат и, взлетая, танцуют. хотя проигрывает бой.

У каждого поэта к осени свой счет, свои, если хотите, претензии.
К осени обращаются не как к живому, это и не обсуждается, само собой разумеется, а словно идут в храм на исповедь. И поверяют ей свои чувства, самые сокровенные.

И порой кажется, что она, осень, милостиво внимает поэтам. Во всяком случае, без нее всего этого поэтического роскошества не было бы никогда!

Философские размышления Ф.И. Тютчева о природе начинаются рано, когда ему еще не исполнится 20 лет, и пройдут через всю творческую жизнь поэта. Кроме того, он рисует и просто поэтические картины живой природы ярким новым языком и чистейшими красками. Природа у поэта жива, она одухотворена. В ней есть все: и любовь, и язык, и свобода, и душа. Исходя из такого понимания природы автором, и следует проводить анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Образная система поэта

Она чрезвычайно гибка и сочетает конкретные, зримые приметы мира и личное впечатление, которое этот мир производит на автора. Стоит прочесть первое неспешное четверостишие, и ясная картина начинающегося бабьего лета, много раз всеми виденного и ожидаемого, встает перед глазами читателя.

Коротка первоначальная осень, но время это - дивное, то есть удивительное и прекрасное. Стоит «хрустальный» день, иначе говоря, необыкновенной чистоты и ясности, и как бы прозрачнейший кристалл накрыл и защитил его. От чего? Об этом будет сказано в конце произведения. И вечера потрясают красотой - лучезарностью (все пронизано светом неугасающего вечернего солнца, которое вечером не хочет уходить с небосклона, а задерживается на нем и расцвечивает всеми красками заката его голубизну). Об этом необходимо писать, делая Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Второе четверостишие

В полях пусто, нет людей, которые их обрабатывали, торопясь работали серпами, к которым прикладывается эпитет «бодрый», срезая пшеницу, быстро собирая урожай. Остался только необозримый от края до края простор, отдыхающие борозды и тонкая паутина, которая поблескивает на растениях и по народным приметам означает теплую продолжительную осень и холодную зиму.

А еще народ приметил, что начало осени всегда связано с отлетом птиц, поэтому в небе тоже пусто (у Тютчева воздух пустеет). Стихотворение написано в самые первые дни осени, которую народ тонко подразделял по сезонам: начало, золотая осень, глубокая осень, предзимье, первозимье. Это все можно отразить, делая анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Последнее четверостишие

Воздух опустел, как уже было сказано, и птицы умолкли. Все погружается в глубокую тишину и покой, готовясь к зимнему отдыху. Но еще далеко до предзимья, которое начнется вместе с осенними бурями, примерно с конца октября. А пока небо лазурно - это слово означает его невероятно нежную безмятежную синеву.

Таким образом можно начать анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…», в котором говорится о полнейшем покое, царящем в природе и который передается душе человека, с любовью смотрящего на уходящее лето и наступающую осень без печали и тревоги, а только наслаждающегося их красотой. Такова его эмоциональная окраска и тема стихотворения.

История создания стихотворения

Федор Иванович возвращался в Москву вместе с дочерью Марией, которой в ту пору было лет семнадцать, из своего села Овстуг в Брянской губернии. На третий день пути он продиктовал дочери текст этого стихотворения.

Начало умиротворяющей осени навеяло поэту прекрасные строки о русской осени. В эти годы (50 - 60) он обычно не обращается к теме природы, его стихотворения, как правило, политизированы, поэтому оно выделяется из общего ряда.

Художественные тропы

Эпитеты, которые использует автор, становятся ведущими и главными, создавая образ тонкого перехода от лета к осени. «Дивная» осень прощается с нами, даря последние погожие деньки. «Хрустальный» по отношению ко дню подчеркивает и хрупкость его красоты и особенную прозрачность небосвода. «Лучезарный вечер» создает особенно светлое и Это показано, как следует проводить анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…» Тютчева.

Антитеза просматривается в противопоставлении пустого ныне поля с тем, что ранее оно было заполнено жнецами с серпами. Олицетворением является паутина, преподанная как «тонкий волос». Метафорой - льющаяся лазурь, теплая и чистая. Сравнения можно найти после слов «как» или в виде творительного падежа существительного. Так продолжается анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Кратко говоря, осталось рассмотреть немногое - рифму.

В двух первых четверостишиях используется перекресная рифма, то есть первая строфа рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. В конце рифма становится опоясывающей - первая строфа рифмуется с последней. Ямб создает очень музыкальный ритм.

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» по плану:

  • Автор и название произведения.
  • История его создания.
  • Эмоциональная окраска.
  • Тема.
  • Тропы.

Читая это стихотворение, понимаешь, что поэт умел воспроизводить все краски и звучание, в данном случае полное безмолвие природы. Его образы проникнуты чувством и раздумьем, заключенные в строгое изящество формы.

Осень: поэт - художник - композитор

  1. Междисциплинарная тема.
  2. Произведения искусства и их создатели - поэты, художники, композиторы.
  3. Отражение в произведениях искусства темы осени.
  4. Сравнение настроений и характеров изучаемых произведений.

Художественный материал:

  1. П. Чайковский. Октябрь «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» (2 вида исполнения) (слушание);
  2. С. Прокофьев. «Вариации Феи Осени» из балета «Золушка» (слушание);
  3. И. Левитан. «Осень», «Лето»;
  4. И. Грабарь. «Рябинка»;
  5. В. Поленов. «Золотая осень»;
  6. В. Нестеренко. «Последние листья»;
  7. Стихи поэтов: А. Пушкина, А. Плещеева, Е. Трутневой.

Песенный репертуар:

  1. Г. Попатенко, стихи Е. Авдиенко. «Листопад» (пение);
  2. Д. Васильев-Буглай, стихи А. Плещеева. «Осенняя песенка» (пение)

Характеристика видов деятельности:

  1. Иметь представления о роде деятельности представителей искусства - поэтов, художников, композиторов.
  2. Сравнивать образное содержание произведений музыки, поэзии, живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия.

Жила-была хозяйка Осень
В волшебном замке золотом,
Бродила вдоль притихших просек
Дружила с ветром за окном.
Кроила сказки из тумана
И шила нитками дождя,
В мир удивительный и странный
Всех за собою уводя…

Ребята, тема нашего урока - Осень. Осень вдохновляла художников, композиторов, поэтов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени краской, музыкой, словами.

Вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звёздными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами. Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой. Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).

Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какой настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём, -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть это
Улетает наше лето…

Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Тучи небо кроют, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья,
Птички улетели в тёплые края…

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий луч, и первые морозы.
И отдалённые седой зимы угрозы.

  1. Какими словами поэт называет осень? Какие слова подбирает для её описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы…)
  2. А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре – осени? (Рассказы детей.)
  3. Ребята, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или весёлую? (Ответы детей.)

Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении композитора? Давайте попробуем. Музыку написал русский композитор Пётр Ильич Чайковский.

Слушание произведения «Осенняя песнь» П. Чайковского из цикла «Времена года».

  1. Какая музыка прозвучала: весёлая или грустная?
  2. Какие чувства, настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)
  3. Какие явления природы передал композитор в «Осенней песне»? (Порывы ветра, опадание листвы.)
  4. Какой композитор сочинил эту музыку?

Эта пьеса из сборника Петра Ильича Чайковского «Времена года». Пьес там двенадцать, по числу месяцев в году, и каждая носит название месяца. Есть пьесы и про осень – «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». Но у каждой пьесы есть свой подзаголовок, например, «Октябрь. Осенняя песня». В ней композитор рисует картину осенней природы, рисует, как шелестит ветерок, срывает листочки и они, кружась опускаются на землю.

  1. А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей.)
  2. Ребята, а с помощью рисунка можно выразить своё настроение? (Ответы детей.)

Правильно. По рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

Просмотр картины И. Левитана «Золотая осень».

Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берёз, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ним.

  1. А вы бы хотели оказаться на этом лугу?
  2. Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.)

Исаак Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Правильно. Всё на этой картине как будто золотое: пышное убранство берёз, яркий солнечный свет осеннего дня…

  1. Какие приметы осени вы видите на этой картине?
  2. Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)
  3. Какой день изображён на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)
  4. Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)
  5. Как вы думаете, какое настроение у берёз? (Весёлое, радостное, они гордятся своими золотыми платьями.)

А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

А теперь отгадаем, с каким настроение художник рисовал эту картину. (С хорошим, весёлым. Радостным, светлым, восторженным и немного грустным.)

Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу. Расскажите об осеннем дне, небе, об облаках, о солнце, о берёзах, об одиноком цветке и о голубом ручейке. (Рассказы детей.)

Мы слушали стихи, музыку, рассматривали картины. Стихи, картины, музыкальные пьесы – всё это произведения искусства.

  • Поэт сочиняет стихи.
  • Художник пишет картины.
  • Композитор сочиняет музыку.

Замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев писал не только сложнейшие произведения для взрослых, но и детскую музыку, предназначенную для самых маленьких. Он очень любил сказки.

«Вариации Феи Осени» – отрывок из балета «Золушка», написанного на сюжет известной сказки Ш. Перро. Помните, когда после отъезда на бал мачехи с сестрами Золушка остается одна и мечтает? В сказке-балете Прокофьева к ней на помощь приходят не только волшебница крёстная, но и феи всех времён года, которые преподносят Золушке свои дары. А характер у фей такой разный, под стать временам года… Итак, знакомьтесь: Фея Осени!

Послушайте «Вариацию Феи Осени» С. Прокофьева.

Слушание: С. Прокофьев. «Вариация Феи Осени».

  1. Вы знаете эту сказку?
  2. Назовите главных героев этой сказки.
  3. Куда отправилась главная героиня этой сказки? (На бал.)
  4. Какой показана осень в музыкальном произведении?
  5. Отрывок из какого балета мы сейчас слушали?
  6. Какой композитор сочинил музыку к этому балету?

Запомни!

  • Художник
  • Композитор
  • Произведение искусства

На этом уроке мы увидели, услышали, как изображают осень поэты, художники, композиторы в своих произведениях искусства. Наш урок закончен, но осень продолжает дарить нам много удивительных сюжетов для новых творческих открытий.

Примерный рассказ
Наступила осень. Тоненькие берёзки с белыми стволами нарядились в ярко-жёлтые платья. Дует лёгкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на берёзы и удивляешься, как это зелёные листочки превратились в золотые. По лугу протекает тёмно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица берёза, ярко-жёлтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелёно-коричневые деревья, ярко-зелёное поле и несколько деревенских домиков.
Небо голубое-голубое с лёгким облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всём: словно горит и переливается золотом листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.
На берегу реки расцвёл осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.

Описание картины Игоря Грабаря «Рябинка»
Красота русской природы всегда находила отклик в сердцах творческих людей. Много строк посвятили поэты и писатели бескрайним просторам русских равнин, много художников запечатлели красивейшие уголки России. Одним из таких художников является Игорь Грабарь - тонкий ценитель очарования красок природы. С большой любовь написана картина «Рябинка», изящно играют цвета на ней, мастерски художником создаётся ощущение присутствия в необычайно красивом месте.
На переднем плане картина художник изобразил главную героиню - рябинку. Стоит осень, дерево приготовилось сбросить листву. Наливаются соком красные ягоды, этот цвет олицетворяет приход времени подведения итогов, сбора урожая. На заднем плане виднеется небольшая деревня, где должна кипеть жизнь - время подготовки к зиме, делаются последние приготовления. Художник использует противопоставление суетливой человеческой деятельности и торжественного спокойствия леса и природы.
Рядом с главной героиней картины - рябинки, стоят две берёзки, которые неё уступают ей ни в красоте, ни в изяществе. Такую красоту трудно передать словами, и тогда на помощь приходят средства изобразительного искусства, которыми в совершенстве владел Игорь Грабарь.

Описание картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»
Среди работ Исаака Ильича Левитана своим оптимизмом, мажорными нотами и светлостью восприятия выделяется картина «Золотая осень».
На картине изображена золотая осенняя пора. Солнце освещает приятный взгляду пейзаж: тихая, спокойная речка с поросшими высокой травой берегами, ещё зеленый травяной покров, желтый, красный, оранжевый лес. От слабого ветерка листва на деревьях трепещет, переливается солнечным блеском. Небо ясное, голубое, но на горизонте оно светлеет, появляются облака. Что характерно, на первом плане изображены тоненькие, стройные берёзки в драгоценном золотом уборе. Они представляют собой саму Русь: статную, легкую, красивую и задают тон всей картине.
На заднем плане можно разглядеть деревенские домики, широкое зелёное поле. На этой картине главенствующее место отведено природе, деревня не подавляет её, а наоборот, гармонично вписывается в окружающую действительность.
В целом, полотно производит самые приятные, радостные впечатления. Невозможно оторвать глаз от стройных красавиц-березок, и, кажется, слышишь, как колышется их листва, а в реке плещутся, живут своей незаметной жизнью её многочисленные обитатели.

Описание картины Василия Поленова «Золотая осень»
Картина написана художником неподалёку от его усадьбы на реке Оке в Тульской губернии и изображает солнечный осенний день. Взор зрителя сразу приковывает река, тёмной змеёй выделяющаяся на фоне золотых деревьев и холмов. Не сразу замечается, но надолго врезается в память сияние солнца на крышах монастыря у излучины реки.
Василий Поленов изобразил самое начало осени - жёлтый цвет ещё не полностью захватил пространство картины, пример тому - огромное дерево на переднем плане с ещё зелёной кроной. Но все внимание, конечно, забирает себе река. Чистая вода отражает солнечные блики, небо, солнце и деревья, на отмелях кружит жёлтая палая листва.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Вариация Феи Осени из балета Золушка, mp3;
Чайковский. Времена года, Октябрь (2 варианта исполнения - симф. оркестр и фортепиано), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Образ какой осени создаёт в стихотворении Тютчев?

В этом стихотворении поэт создаёт образ «первоначальной» осени.

Какая это пора? К какому средству создания художественного образа прибегает поэт?

Это «короткая, но дивная пора». Дивная — это эпитет. Слово «дивный» имеет два значения: необычный и прекрасный.

Какое значение слова реализуется в стихотворении? Может быть, оба? Почему эта пора необычная?

Это переход от лета к зиме.

Чем она прекрасна?

Она прекрасна хрустальным днём, лучезарными вечерами, перелётами паутинок, умиротворением, разлитым в природе.

— При помощи какого изобразительно-выразительного средства создан художественный образ «Весь день стоит как бы хрустальный»? Что этим хотел сказать поэт?

Это метафорический эпитет. Осенний воздух и хрусталь похожи своей прозрачностью, чистотой. Общее можно найти в прохладе, свежем ветерке осеннего дня. И в красоте, драгоценности, сближающей хрустальную вещь и похожий осенний день, который дорог тем, что он один из последних. Поэт имел в виду ещё звонкость осеннего дня, чистоту звуков, которые далеко разносятся в тишине. А не так ли непрочна красота осеннего дня, как хрупок хрусталь?

— Таков день, а каковы «осенью первоначальной» вечера? Как вы понимаете этот художественный образ?

Вечера «лучезарны». Лучезарный — сверкающий, сияющий. Вечера тоже прекрасны.

— Тютчев показал нам природу в движении: от дня к вечеру, от осени к зиме. Хотя «далеко до первых зимних бурь», какие приметы осени есть в стихотворении?

Пусто везде — и на земле, и в небе, простор везде, не слышно птиц. Заметнее стали паутинки: их тонкий волос блестит. Это метафора.

— В каком художественном образе присутствует в произведении человек? Как вы его понимаете?

Человек всё лето неистово работал в поле, «где бодрый серп гулял и падал колос»

— И природа, и человек заслужили отдых. Какие художественные образы говорят нам об этом? Как они созданы?

Поэт называет поле «отдыхающим». Это очень необычный эпитет.

— Как создан художественный образ «И пьётся тихая и тёплая лазурь / На отдыхающее поле»? Как вы его понимаете?

Лазурь — это светло-синий цвет, синева. Чистая и теплая лазурь — это небо, которое как бы пьётся на землю, стремясь отпраздновать с ним праздник осени «первоначальной»

— Что хотел сказать поэт созданными художественными образами?

Он рассказал нам о красоте ранней осени, о чистом, прозрачном воздухе, сияющих вечерах, тишине, умиротворении. Чувствуешь умиление красотой природы, читая это стихотворение, и в это же время испытываешь лёгкую грусть, светлую печаль.