Поздравляю с причастием. Католические праздники, службы, традиции. Таинство Тела и Крови совершается Господом. Служащий есть только орудие

Благословите, батюшка! Я в Церковь хожу недавно, и пока еще не очень освоилась. Меня волнует вопрос: нужно ли что-то отвечать батюшке при целовании креста на литургии, когда он поздравляет с причастием или с воскресеньем? Так как никто, вроде бы, ничего не отвечает, то и я молчу. Но так и хочется сказать "И Вас с праздником" или что нибудь-подобное. Что полагается делать? (и что не полагается) И еще вопросы. Как следует обращаться к женщине, работающей в свечном ящике? А к дьякону? У батюшки при встрече берут благословение, а дьякону просто "добрый день" надо говорить или как-то иначе? Если батюшку встречаю несколько раз на дню, нужно каждый раз брать у него благословение? Или достаточно раз в день, а в остальные разы просто ему кивнуть/улыбнуться? Буду очень благодарна, если Вы разъясните, думаю, Ваш ответ не только мне будет полезен, но и другим читателям сайта. Спаси Господи!

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Как правильно вести себя в храме?

Здравствуйте, Настя!

Все эти вопросы на самом деле второстепенные, а не главные в церковной жизни. Поэтому будьте готовы, что по ним могут быть разные взгляды и мнения. И не слишком ломайте голову над ними. То есть, хотите поздравить батюшку при целовании креста – поздравляйте. Не хотите ничего говорить – не говорите. По нескольку раз в день благословение брать нет никакой необходимости, достаточно один раз взять. К незнакомым людям обращаться так же, как и в любой другой ситуации вне храма, — «извините» или «простите, пожалуйста», к примеру. «Добрый день» диакону вполне нормально сказать, да и священнику ничего недопустимого в этом нет.

Сын, милый мой, я – сожалею,
Что не могу тебя обнять,
Расцеловать, в момент преддверья,
Очередного Дня Рожденья,
И, в этот день, Отцом предстать,
Перед тобой, без раздраженья…
Душу открыть, зарисовать,
Судьбы короткие мгновенья,
Наши, с...

https://www.сайт/poetry/19798

Дорогой любимый Слава!
Самый лучший в мире брат!
Тебя поздравить с юбилеем
Сегодня каждый очень рад.

Спешили мы издалека
И горим все нетерпеньем:
Так хотим родного брата
Все поздравить с Днём Рожденья!

Мы поздравляем все тебя...

https://www.сайт/poetry/150506

Твой…» Так начинает Рамбам свод законов Мишне Тора, вместивший в себя все 613 заповедей. Если бы он сказал «первая заповедь – верить…», то пришел бы к следующему логическому протворечию: «Для неверующего понятие «заповедь» не существует. И, следовательно... сделал все возможное, чтобы избежать его. Именно поэтому он не написал «…прежде всего нам заповедано верить», а сказал: «Первая заповедь – знать». Но тогда возникает следующий вопрос: «А можно ли приказать человеку знать? И если он не может или...

«Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». Эти слова из Евангелия часто вспоминают, говоря о том, с какого возраста нужно приобщать ребёнка к Таинствам Церкви, в частности – к Причастию.

Православная практика

В Православной церкви существует обычай причащать младенцев с момента крещения. С младенчества и примерно лет до 7 они могут причащаться как угодно часто и без исповеди, так как до определённого момента дети ещё не осознают своих поступков и не различают понятий добра и зла, не имеют представления о грехе.

Исповедовать детей в православии обычно начинают в возрасте 7 лет, но порог этот очень индивидуален и зависит от особенностей взросления конкретного ребёнка.

Во многом практика причащения младенцев основана на вышеприведённой цитате из Евангелия и предполагает, прежде всего, наличие глубокой веры у родителей. Ребёнка подносят к Причастию с тем, чтобы он зримым образом соединился со Христом, «во освящение души и тела». Также таким образом родители вручают его жизнь Богу.

Конечно, не стоит думать, что, если родители сами никогда не подходят к Причастию и не участвуют в Таинстве вместе с ребёнком, эта практика в дальнейшем принесёт ему какую-то ощутимую пользу.

Тем более, что далеко не всегда младенец готов к этому, а причастить ребёнка «для галочки» или «для здоровья» любым способом, преодолевая сопротивление, капризы и агрессию, полагая, что таким образом снизойдёт на него благодать – довольно наивно, если не сказать - кощунственно.

К Таинствам, конечно, нужно подходить осознанно, и в случае с причащением младенцев, именно родители должны быть источником и проводником этой осознанности.

Католическая практика

Католики подходят к вопросу причащения детей, возможно, с меньшей долей философии, и с большей долей рационализма. В Римско-католической церкви первое причастие ребёнка совершается обычно в возрасте 8-9 лет.

Это объясняется тем, что, как правило, раньше ребёнок не способен осознать значимость Таинства, не может отличить простой хлеб от Евхаристического, понять и объяснить разницу между едой и Причастием и полноценно исповедоваться.

Причастие, по мнению католиков, должно совершаться в сознательном возрасте, и быть неким подтверждением членства в Церкви.

Подобное отношение у католиков и к таинству Миропомазания – в отличие от православных, которые принимают его сразу вслед за крещением, и часто – в младенчестве, католики совершают таинство Конфирмации (с лат. – «подтверждение»), получая в нём дары Святого Духа, уже в довольно сознательном возрасте – лет в 13 и позже, знаменуя этим как бы некое «духовное совершеннолетие».

Первое Причастие у католиков – это праздник, сродни дню рождения. Это особое торжество, к которому довольно долго и усердно готовятся. Обычно дети проходят катехизацию в воскресной школе в течении года или двух.

Ребёнок должен иметь представление об основах веры, о смысле Таинств и знать основные молитвы. Накануне же обычно он впервые исповедуется.

В каждой католической стране есть свои обычаи и дни для церемонии Первого Причастия. Детей, как правило, наряжают в белые одежды: девочек в платья и венки, как невест, а мальчиков в подобие белых стихарей. День принятия первого Причастия - важное событие не только для католической семьи, но и для местной общины.

Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг – дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения , как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.

Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать . Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им – самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. История Израиля – тому пример. Множество чудес, Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы людей, ведущих себя недостойно избрания. Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения.

Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.

Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.

Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. От него, как от огня, «бежит всяк злодей и всяка страсть». Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот, окружить его «неведением, забвением, малодушием и окамененным нечувствием». И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием – существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?

Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само звучание вопроса может предваряться призывом: «Вонмем!» И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам. Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения: «Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе ».

Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.

В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.

Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в первую очередь нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.

Как-то блог и вообще многие новости (ух, может быть я надеюсь, потихоньку на Украине жизнь налаживается) отошли на второй план последние недели. От работы не удалось так легко отделаться, я уже даже успела слетать с мужем в Гаагу, но самое важное событие этого месяца для нас, конечно, Первое Причастие нашей девочки. Еще у нас было много гостей из Киева. Так что все внимание им, подготовке и собственно самому празднованию.


Немножко расскажу о самом процессе подготовки и символизме самого первого причастия.

В православной церкви маленькие детки обряд первого причастия принимают уже в момент крещения. В католической церкви это не так. В зависимости от страны, региона и даже может быть отдельного колледжа, возраст детей принимающих первое причастие колеблется от 7 до 10 лет.

Считается что именно в этом возрасте дети могут уже сознательно принять таинства Евхаристии (причащение хлебом и вином). Я не особо сильна в глубоком символизме данной церемонии и почему именно этот возраст, так что обращайтесь к гуглу.

Подготовка к первому причастию довольно длительная и состоит обычно в духовных беседах (лекциях, семинарах) священника с детьми, т.н. "катехизации". У нас в колледже с детками такие уроки проводят и добровольцы-родители в маленьких группах по 6-8 человек. Они не зубрят библию, просто знакомятся в игровой, но в то же время довольно серьезной форме с основами учения. У нас еще и школьный священник прирожденный педогог. А вот с родителями он слегка занудный, как сказал мой муж однажды после встречи священника с родителями "лучше я буду ходить на мессы (служба) с детьми чем на эти встречи". :)


Кстати, во время двухгодичной подготовки каждый месяц для подготавливающихся проводится в нашем колледже семейная месса. Нас там немножко информируют как идет процесс подготовки помимо собственно католической службы. Колледж имеет собственную церковь (он религиозный).

Есть еще одна сторона этого интимного праздника для ребенка.... Вы уже наверное догадались, какая. :)

Это конечно, празднование после церемонии, наряд и подарки. Символизируя чистоту помыслов и намерений, девочка должна быть одета в белое платье, мальчики белая рубашка. Надо ли вам говорить, что в Испании это целая "индустрия": начиная от платьев на заказ (любое более менее известное ателье по пошиву свадебных платьев предлагает отдельную коллекцию платьев для первого причастия примерно в январе-феврале), заканчивая специальными банкетами с атрибутами типа цветочного декорирования, специального меню и развлекательной программы для детей (вот хорошо, хоть дискотеки не предлагают, зато есть клоуны). Фотографы, мелкие подарки для приглашенных и проч. и проч. А! Еще есть специальное красивое белье (представляете, в мае хотела купить, уже закончилось) и туалетные принадлежности. Обувь, само собой.


Здесь уже вступает в игру возможности и желание родителей вкладываться в довольно дорогое удовольствие, которое даже не "вернет" вложенного, как например, на свадьбе. ;)

В первую очередь родители думают, кого приглашать на празднование. Мы ограничились самыми близкими родственниками и друзьями, но все равно получилось около 30 человек. Ресторан я тоже не хотела слишком церемониальный, но в то же время мне хотелось чего-то классического. На свадьбах здесь следуют определенному протоколу подачи блюд и меню обширное, на первом причастии менее формально. *Я еще не раз сравню празднование свадьбы и первого причастия;)

Первые причастия празднуют в течении месяца мая, конец апреля. Подготовка в моем случае заняла около 6 месяцев. Май еще и месяц свадьб, так что рестораны, фотографы...нужно позаботится заранее. Платье мы заказывали за 3 месяца, с двумя примерками. :) Фотографии часто делают заранее, в студиях, затем фотографии в специальном именом паспарту дарят гостям. Я не делала этого, у нас фотографии делались в тот же день, но зато весь процесс - подготовка невесты ребенка дома, церемония, немножко фотосессия в парке, ресторан...:) И у нас еще случайно нарисовался личный парикмахер на дому (он же один из приглашенных) , который шикарно уложил волосы ребенку. Честно говоря я не рассчитывала, поэтому выбирали простейшее украшение для волос с расчетом того, что я уложу сама, а получилась шикарная прическа, мне потом еще родители в колледже говорили что "ой, как красиво уложено было". Но это уже не входит в обязательные атрибуты празднования. :)


Ну и что еще рассказать? Волнительный день конечно. Чтобы не было накладок (их у нас не было, все было супер слаженно, супер красиво, все улыбались, никто не был недоволен), все нужно продумать до мельчайших деталей. Больше всего волновалась за Клаудию, чтобы без слез, довольная и счастливая она пережила этот день.

И еще мы получили с мужем неожиданно красивый букет от наших родственников. 18 мая, ровно 11 лет назад мы праздновали нашу свадьбу в Барселоне.Было приятно. :)


А! Вот еще про подарки. На первое причастие принято дарить подарки. Когда меня родственники спрашивали, что же дарить, я не хотела никаких денег, что-нибудь, что останется на память этого дня. Для девочки проще - украшения всегда уместны и сохранить как память не проблема, особенно когда уже они не слишком детские. Дарят еще часы, серебрянные рамки для фотографий. Хотя она и пыталась настоять на чем-то типа "nintendo". :)



Спасибо огромное Миле и ее мужу