Министерство обороны противодействие коррупции. Требования к оформлению антикоррупционного пакета военного. Жилье для военнослужащих: качество при разумных затратах

Эта статья будет интересна тем военнослужащим, которые только уволились или увольняются из Вооруженных Сил Российской Федерации и собираются устраиваться на работу по трудовому договору.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон) гражданин, замещавший должности государственной службы, обязан собщать новому работодателю сведения о последнем месте своей службы при одновременном соблюдении следующих условий :

С бывшим госслужащим заключается:

или трудовой договор (независимо от размера оплаты труда),

или гражданско-правовой договор (договоры) на выполнение работ (оказание услуг) на сумму свыше 100 000 (ста тысяч) рублей в месяц;

2 (два) года после его увольнения с государственной службы еще не прошло. Этот срок начинает течь со дня, следующего за днем увольнения, и заканчивается через два года;

Должность, которую занимал бывший госслужащий, входит в специальный перечень.

Если же в должностные (служебные) обязанности указанных лиц входили отдельные функции государственного управления данной организацией, то такие договоры могут быть заключены этими лицами только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (ч. 1 ст. 12 Закона).

Названные требования антикоррупционного законодательства распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, указанные в Перечне должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащиеобязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557.

В соответствии с разделом II Перечня вМинобороны России к таким должностям относятся:

а) заместители Министра обороны Российской Федерации;

б) руководители (начальники):

служб Минобороны России и им равных подразделений, их структурных подразделений;

центральных органов военного управления, не входящих в службы и им равные подразделения, и иных подразделений, их структурных подразделений;

органов военного управления военных округов, их структурных подразделений;

иных органов военного управления;

территориальных органов Минобороны России (военных комиссариатов);

в) командующие объединениями, командиры соединений и воинских частей;

г) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах б" и "в".

Кроме того, в соответствии с разделом III названного Перечня руководителем государственного органа утверждается перечень должностей, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:

Осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

Предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

Осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

Подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

Управление государственным имуществом;

Осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

Хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Такой перечень может иметь гриф ДСП и отсутствовать в открытом доступе.

Для чего бывшему военнослужащему нужно уведомлять нового работодателя, а именно работников отдела кадров, о последнем месте своей службы.

Дело в том, что в соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) на сумму свыше ста тысяч рублей в месяц, с гражданином, замещавшим должности государственной службы, входящие в специальный перечень, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы.

Аналогичные требования содержит и ст. 64.1 Трудового кодекса РФ.

На практике при приеме на работу бывших госслужащих у кадровиков возникает ряд вопросов. Не всегда удается найти нужный перечень или есть сомнения, подпадает ли должность бывшего госслужащего под ограничения. Исходя из судебной практики, организациям не удается избежать санкций, даже если Перечень госоргана имеет гриф ДСП и отсутствует в открытом доступе.

Ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей возникает, еслиработодатель в десятидневный срок с момента заключения трудового или гражданско-правового договора с бывшим госслужащим, не уведомит госорган по последнему месту его службы о заключении такого договора, при условии что должность, которую занимал бывший госслужащий, входит в специальный перечень и на момент трудоустройства 2 (два) года после его увольнения с государственной службы еще не прошло.

Кроме того, несоблюдение бывшим госслужащим требования, о необходимости уведомления работодателя о прежнем месте службы, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином.

За соблюдением антикоррупционных норм надзирает прокуратура (п. 6 ст. 5 Закона).

В моей практике был такой случай. Военнослужащий занимал должность командира воинской части. В течение двух лет после увольнения с военной службы он устроился слесарем по ремонту вооружения на завод. При устройстве на работу он представил в отдел кадров военный билет, удостоверение ветерана Вооруженных сил РФ и пенсионное удостоверение. Однако в представленных документах, а также в трудовой книжке его прежняя должность не была указана. Удостоверение военнослужащего он в отдел кадров не представлял, т.к. сдал его в военкомат при увольнении. Отдел кадров о своей бывшей должности он не уведомил. В связи с тем, что работодатель не знал, какую должность занимал работник на военной службе, он не сообщил о приеме бывшего госслужащего на его прошлое место работы.Этот факт был установлен в результате прокурорской проверки. В общей сложности по данному вопросу судебные разбирательства шли больше года. Прокуратура пыталась привлечь к ответственности работника отдела кадров. В отношении него административное производство было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. К административной ответственности было привлечено юридическое лицо, однако после обжалования постановления мирового судьи по делу об административном правонарушении в районном суде штраф был снижен со 100 000 до 40 000 рублей.

Срок давности, в течение которого организацию и (или) ее руководителя могут наказать, составляет 6 лет с момента просрочки.

Таким образом, бывшему госслужащему в соответствии с законом необходимо уведомлять нового работодателя о последнем месте своей службы, чтобы юридическому лицу и (или) директору не пришлось платить солидные штрафы, чтобы избежать возможности увольнения и необходимости давать объяснения по поводу нарушения антикоррупционного законодательства в прокуратуре и суде.

Подводя итог вышеизложенному, совет: если после увольнения с военной службы вы устраиваетесь на работу по трудовому договору, с момента увольнения с военной службы прошло менее двух лет, и занимаемая вами должность на госслужбе входила в специальный перечень, вам необходимо письменно в произвольной форме уведомить об этом нового работодателя.

Специально для НачФин.ифо

Юрист Ирина Корнева

Начиная с 2008 года, на территории России был принят ряд существенных Федеральных Законов, направленных на борьбу с коррупцией. Такие нормативно-правовые акты действовали и ранее, но не распространялись на военнослужащих ВС. Теперь же законодатель не только закрепил обязанность военных декларировать статьи своих доходов и расходов, но и предусмотрел юридическую ответственность за уклонение от представления налоговой отчетности. По этой причине каждый гражданин России, желающий связать свою жизнь с воинской службой, должен быть готов регулярно оформлять антикоррупционный пакет военнослужащего, следуя утвержденному образцу заполнения.

Введение в тему

Как уже было сказано выше, обязанность подачи налоговых отчетностей за армейцами числилась не всегда. Это нововведение было принято только в декабре 2008 года, что повлекло необходимость внесения правок в массу национальных Законов. Знание НПА позволит избежать трудностей с подготовкой пакета обязательных документов и защитить свои права.

Таблица №1 «Правовое регулирование вопроса»

Дата принятия НПА Наименование Закона и основные положения
31.07.1995 года №119 ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» обязывает трудоустроенных в госструктурах лиц декларировать свои доходы
15.05.1997 года №484 Указ Президента «О противодействии коррупции», ныне действующий только в тех статьях, что не противоречат ФЗ №273 от 2008 года
31.10.2003 года Конвенция ООН «О противодействии коррупции», ратифицированная Россией
27.07.2004 года №79 Закон «О государственной гражданской службе в РФ», регулирующий правила подачи отчетности госслужащими, что с 2008 года стал распространяться и на военных
25.12.2008 года №273 ФЗ «О противодействии коррупции», фиксирующий обязанность отдельных категорий граждан представлять отчеты о своих доходах
25.12.2008 года №280 Федеральный Закон «О статусе военнослужащих», устанавливающий, что начиная с 2009 года, все действующие военные обязаны декларировать статьи своих доходов
18.05.2009 года №559 Указ Президента «О представлении отчетности и доходах и расходах»

Важно! Согласно принятым документам, декларированию доходов подлежат все близкие члены семьи военного, которые проживают совместно с ним. К таковым могут относиться: родители, супруги и дети, братья и сестры, дедушки и бабушки, а также родные тети и дяди.

Содержание и назначение антикоррупционного пакета

Основная задача антикоррупционного пакета - это борьба с коррупцией, то есть незаконным получением выгоды и денежного обогащения в силу выполнения своей служебной деятельности. Учитывая, что в рамках должностных обязанностей госслужащие выполняют руководящие, контролирующие и административные функции, они сразу попадают в зону риска получения взяток и злоупотребления своими возможностями.

Внимание! Представлять налоговые отчетности должны не все военные, а только армейцы, чья деятельность связана с замещением руководящих должностей. Их перечень закреплен нормами отечественного законодательства.

  • контроль статей официальных доходов декларанта и членов его семьи;
  • расчет расходов семейства и выявление соотношений с полученным финансированием;
  • крупные покупки и финансовые вложения, а также их соответствие имеющимся денежным возможностям.

Порядок заполнения

Законодателем утверждена форма налоговой отчетности, составляемой в рамках противодействия коррупции. Также закреплены основные правила оформления документа. К таковым относятся:

  • все поля должны быть заполнены (если вносить в раздел нечего, то ставится прочерк);
  • вписывание данных осуществляется только черной или синей ручкой;
  • исправления запрещены;
  • заполнять форму должен сам военнослужащий, уполномоченный отображать информацию о совместно проживающих близких членах семьи;
  • подача выполняется один раз в год до конца марта месяца и включает сведения о периоде с 01 января по 31 декабря предыдущего года.

Таблица №2 «Обязательные разделы отчетности и особенности их заполнения»

Категория данных Нюансы
Титул Включает персональные сведения армейца, в том числе адрес его проживания.
Доходы Содержит информацию о начислении денежных средств, полученных каждым совместно проживающим членом семьи за отчетный период. Должны отображаться все виды начисления, даже те, что налогом не облагаются
Приобретения Подразумеваются крупные покупки движимой и недвижимой собственности, в том числе купленные за наличные и в кредит. Также отображаются объекты, полученные на основании дарственной или путем наследования
Недвижимость Сведения об имеющихся домах и квартирах, независимо от даты их покупки.
Банковские счета Должны отображаться депозиты, вклады, кредиты.
Обязательства имущественного характера Это могут быть кредиты либо ипотечные ссуды, на их погашение ежемесячно выделяются фиксированные суммы средств

Такая форма используется для того, чтобы провести подсчет возможных неофициальных доходов должностного лица.

Главная Противодействие коррупции Методические материалы

06/09/2018 15:02:44 07/02/2018 19:25:28

Объявление о проведении ежегодного методического сбора с руководителями подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений в 2019 г.

В целях выполнения требований Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы», Плана противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2018-2020 годы, на базе Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» 28-29 ноября 2019 г. состоится ежегодный методический сбор с руководителями подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений округов, флотов, должностными лицами органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в обязанности которых входит работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Участникам методического сбора для обсуждения в ходе панельных дискусий будут предложены следующие темы:

  1. Совершенствование деятельности подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
  2. Подготовка локальных антикоррупционных нормативных правовых актов. Повышение эффективности антикоррупционного просвещения.
  3. Конфликт интересов: предотвращение и урегулирование. Меры по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
  4. Проверка органов военного управления по вопросам выполнения антикоррупционного законодательства. Оценка эффективности их работы.
  5. Проведение антикоррупционных проверок. Практика применения взысканий за коррупционные нарушения. Взаимодействие с правоохранительными органами.
  6. Вопросы сбора и анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В проведении мероприятия планируется участие представителей федеральных, региональных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, представителей научного сообщества и общественных объединений.

Организовать разработку планов противодействия коррупции в подчиненных органах военного управления, воинских частях и организациях;

Планировать мероприятия по противодействию коррупции с учетом законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

Обеспечить персональную ответственность руководителей всех уровней за состояние работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в подчиненных органах военного управления, воинских частях и организациях.

Обеспечение действенного функционирования комиссии Министерства обороны Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов, комиссий органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при рассмотрении вопросов в отношении военнослужащих) в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"

Уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы, журнал регистрации уведомлений, материалы мониторинга направления государственными служащими и работниками Вооруженных Сил Российской Федерации уведомлений Министру обороны Российской Федерации, представителю нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы. Выявление случаев неисполнения государственными служащими и работниками Вооруженных Сил Российской Федерации обязанности по предварительному уведомлению Министра обороны Российской Федерации, представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы

Осуществление комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению государственными служащими и работниками Вооруженных Сил Российской Федерации поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, с учетом положений международных актов в области противодействия коррупции о криминализации обещания дачи взятки или получения взятки и предложения дачи взятки или получения взятки и опыта иностранных государств, направленных в том числе на формирование у государственных служащих и работников Вооруженных Сил Российской Федерации отрицательного отношения к коррупции

Организация правового просвещения государственных служащих и работников Вооруженных Сил Российской Федерации по противодействию коррупции (по вопросам соблюдения требований и положений законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции, ответственности за нарушение указанных требований, в том числе об установлении наказания за получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве в виде штрафов, кратных сумме взятки, об увольнении в связи с утратой доверия, а также изменений законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции)

Обеспечение возможности оперативного представления гражданами и организациями информации о фактах коррупции в Министерстве обороны Российской Федерации или нарушениях требований к служебному поведению государственными служащими и работниками Вооруженных Сил Российской Федерации посредством: обеспечения размещения информации о номерах "телефона доверия" по вопросам противодействия коррупции;

обеспечения приема электронных сообщений на официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"