Смерть девы марии. Образ пресвятой девы марии. Молитва Деве Марии о благополучии

По древнему Преданию Восточной Церкви, именно после события Сретения (а не в ночь Рождества) совершилось поклонение Богомладенцу пришедших с востока волхвов (Мф 2. 1-12). Обманутый ими Ирод искал смерти Христа, и Святое Семейство вскоре - по указанию явившегося Иосифу ангела - было вынуждено покинуть Палестину и бежать в Египет (Мф 2. 13-15). Оттуда Иосиф и Богородица с Младенцем вернулись на родину лишь после того, как узнали, что Ирод умер. О смерти царя Иосиф узнал от явившегося ему во сне ангела (Мф 2. 19-21). Сохранился целый ряд благочестивых преданий, связанных с пребыванием Святого Семейства в Египте. Так, по одной из легенд, на пути в Египет они наткнулись на разбойников, двое из которых были в дозоре, остальные спали. Один разбойник, смутно ощутивший Божественное величие Младенца, не дал товарищам нанести вред Святому Семейству. Тогда Богородица сказала ему: «Господь Бог поддержит тебя Своею десницей и отпущением грехов одарит» (Евангелие детства Спасителя Арабское. 23). По преданию, именно этот милосердный разбойник и оказался потом тем благоразумным разбойником, чьи грехи были прощены Господом на кресте, и который удостоился войти в рай вместе со Христом (Лк 23. 39-43). По возвращении в Палестину Святое Семейство вновь поселилось в Назарете (Мф 2. 23). По преданию, Богородица занималась рукоделием, учила грамоте местных детей. Она по-прежнему пребывала в молитве и богомыслии. Каждый год все Семейство отправлялось - по существующему религиозному обычаю - в Иерусалим на праздник Пасхи. Во время одного из подобных путешествий уже покинувшие храм Иосиф и Богородица не заметили, что отрок Иисус, Которому было тогда 12 лет, остался в Иерусалиме. Они думали, что Иисус идет в Галилею с кем-либо из их родственников или знакомых; не найдя Его среди них и будучи обеспокоены этим, Иосиф и Богородица возвратились в иерусалимский храм. Они нашли здесь Иисуса, беседующего с иудейскими учителями, поражавшимися присущей Ему не по летам мудрости. Богородица сказала Ему о той скорби, которая охватила Ее и Иосифа, когда они не нашли Его среди соплеменников. Господь ответил Ей: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2. 49). Тогда они не поняли смысла сказанных Господом слов. И все же Богоматерь сохранила все Его слова в Своем сердце, смутно предугадывая то будущее, что ожидает Ее Сына и Саму Богородицу (Лк 2. 41-51). В соответствии с Церковным Преданием, через несколько лет после этого события умер Иосиф. Теперь о Христе и Его братьях (в согласии с восточной экзегетической традицией, детях Иосифа от первого брака) заботилась Богоматерь.

Богородица - покровительница и Святая Дева, наиболее почитаемая в христианском мире. Ее называют Дева Мария, Богородица, Пресвятая Дева. В христианстве она считается матерью Иисуса Христа. Она самая почитаемая и величайшая из всех святых.

Носит святое имя Богородица, потому что родила Сына Божьего, Иисуса Христа, которого весь христианский мир считает Всемогущим Богом.

Богородица родилась в городе Назарете, что в Галилее. Родителями Марии были святая Анна и святой Иоаким. Они были уже совсем немолодой семейной парой, и у них не было детей. Однако Анне было видение ангела небесного о том, что она скоро родит ребенка. Родилась девочка, назвали ее Мария. До трёх лет девочка жила вместе с родителями. Затем вместе с остальными детьми она воспитывалась в где очень много молилась. После достижения совершеннолетия она ушла из храма, так как ей был избран супруг. Это был мужчина из колена Давида, престарелый мужчина Иосиф Обручник. Иосиф был избран, потому что накануне произошло чудо - его посох необыкновенным образом расцвёл. К Марии явился ангел Гавриил, он объявил о том, что она будет матерью, долгожданного и обещанного Мессии. Зачала Мария его посредством Святого Духа. Было предсказание о том, что Богородица родит сына, который спасёт свой народ от грехов. Закончила свою жизнь она в городе Иерусалиме через 12 лет после вознесения Христа, ей было 48 лет. Смерть Марии ознаменовалось её Вознесением на третий день, а в последний миг ее жизни к ней явился сам Иисус Христос.

Ака́фист - это песнь, или точнее жанр православной церковной гимнографии, которую исполняют стоя. Акафист Пресвятой Богородице может читаться в составе молебна и других богослужений. Особенно рекомендуется делать это на утрене праздника под названием Похвала Пресвятой Богородице. Это одно из главных пений в христианском мире. Акафист Пресвятой Богородице - это благодарственная песнь, которая обращена к самой Богородице. Все христиане почитают по-особому образ Царицы небесной, отдают ей почести и восхваляют деяния ее.

Акафист Пресвятой Богородице - это и благодарность той, которая является Заступницей всем православным людям. Именно о ней каждый православный человек думает, когда обижен, унижен, находится в горестях и в бедствии. Акафист Пресвятой Богородице говорит о том, что эта святая ждет искреннего человеческого покаяния. Грешников она наставляет на путь истинного христианина и помогает обернуться к праведной жизни. Она протягивает руку помощи всем, кто обращается к ней и даже тем, кто живет в грехе, но просит о помощи.

Акафист богородице говорит об особенном отношении к непорочным душам, к людям с чистым сердцем и добрыми помыслами. Люди с высшей духовностью и чистотой сердца ясно ощущают присутствие сына ее, Бога в момент обращения к святой. Акафист Богородице призывает бережно сохранять Божие слово и жить так, как жила Дева Мария - в совершенной чистоте.

Иконы Богоматери считаются чудотворными, так как человек имеет духовную связь с Богом, через заступничество Пресвятой Богородице - это молитвы, которые приносят мир и благоденствие в семейные отношения. Например, если вы собираетесь вступить в брак, помолитесь возле иконы Пресвятой Богородицы под названием «Неувядаемый Цвет».

Слова, которые звучат обычно перед этой иконой, это просьбы о том, чтобы правильно выбрать супруга или супругу, об избавлении от ссор в семье. Очень чистые, пламенные слова молитвы, звучащие от самого сердца, помогут вам обрести то, о чем вы так просите, а также позволит добиться примирения в случае ссоры в семье. Молитвы Пресвятой Богородице наполнены главным смыслом - чистотой и целомудрием.

«Сегодня сокровище жизни, бездна благодати... покрывается живоносной смертью и безбоязненно приступает к ней Та, Которая в чреве носила Ниспровержителя смерти, если вообще допустимо именовать смертью всесвященное и животворное Ее отшествие»

Второе Слово на Успение Богородицы Иоанна Дамаскина

Божия Матерь - не просто какой-то случайный человек, которому сильно повезло. То, Кем Она стала, - результат, прежде всего огромной Ее работы над собой.

Мария доверяет Богу совершенно, Она не пытается слабым человеческим умом постичь Тайну Его Замысла. Она просто говорит: «Се, раба Господня». Я раба Твоя, я готова исполнять Твою волю.

Момент согласия Марии стать Матерью Господа был моментом Воплощения. Ее осеняет Дух Святой, и Она принимает в Себя Жизнь.

Какой была Мария в жизни?..

Мария была Матерью для Сына Божьего. Но что такое мать? Это та, которая вырастила, воспитала, научила первым словам, отношению к окружающему миру, к окружающим людям. То есть, узнавая что-то о Сыне, всматриваясь в черты Его Личности, мы открываем для себя и личность Богоматери.

Богоматерь - не “канал”, по которому появился на свет Господь, но истинная Мать. Та, которую связывают с ребенком узы любви и нежности, Та, которая воспитывает ребенка, оберегает его, направляет в жизни, пока ребенок не вырастет.

И когда Христос, умирая мучительной смертью, с Креста благословляет Богородице быть Матерью Его ученикам, это говорит о том, что Он желает всем такую Мать, какая была у Него.

О детстве и юности Богоматери мы знаем очень мало. Предание говорит, что Она хотела посвятить жизнь Богу, остаться девой.

В три года Ее привели в храм. Пожилые благочестивые люди того времени отдавали девочек в храм на воспитание. Девочки убирали территорию храма, выполняли какие-то другие работы, учились вышивке. Предание говорит, что Божия Матерь своими руками вышила завесу, которая разорвалась в храме в момент смерти Христовой. Она вполне могла научиться ткать, плести. Есть даже предание, что «нешвейный» хитон Христа, который делили воины-палачи у Креста, соткала ему Мать.

Когда девочке исполнялось двенадцать-тринадцать лет, ее выдавали замуж. То же самое должно было произойти и с Божией Матерью. Когда она достигла, самое большее, четырнадцати лет, ее обручили с Иосифом -это действительно был пожилой человек. Они вместе не жили, шла подготовка к свадьбе, и как раз в это время к ней и явился Ангел, который возвестил ей то, чего человек никогда не слышал: «Ты обрела благодать у Бога…».

Об Успении Богоматери

Неизвестно, когда возникли предания об Успении Божией Матери, о том, как к гробнице пришел ап. Фома и, когда гробницу открыли, она оказалась пустой. До наших дней дошло известие о происшествии, случившемся в V веке. Когда императрица Пульхерия строила в Константинополе храм, посвященный Божией Матери, она решила разыскать тело почившей Богородицы. По свидетельству св. Иоанна Дамаскина, Пульхерия обратилась к Иерусалимскому патриарху Ювеналию, а патриарх ответил императрице, что это невозможно, и передал ей известный нам рассказ об апостоле Фоме. Вместо тела Богородицы, патриарх Ювеналий прислал Пульхерии хранившиеся в Гефсимании погребальные пелены Богоматери, которые и были положены в храме, в специально изготовленной драгоценной раке.

В каком возрасте умерла Божия Матерь?

Почила Богоматерь, как об этом говорит древнее предание, когда ей было уже за шестьдесят лет. Она родила Спасителя в пятнадцать лет, умер Иисус, когда Ему было около 33-х. Богоматерь прожила еще лет двадцать, после смерти и Воскресения Сына. Она посещала церковные общины, побывала на Кипре, на Афоне. Афонв древностибыл священной горой, где жили языческие жрецы и приносили свои жертвы, это доказывают и раскопки. И предание говорит, что, когда Божия Матерь путешествовала, Ее корабль пристал к Афону, и бесы, изобильно населявшие эти места, почувствовав, что Она вступила ногой на Афон, в ужасе бежали оттуда.

Богоматерь заранее узнала о приближенииСвоей кончины. Она не боялась смерти, потому что мечтала воссоединиться со Своим Сыном. Однажды Она молилась в Гефсиманском саду, Ей явился Ангел Гавриил, тот же самый, что принес Благую Весть о рождении через Нее Спасителя, и сказал Ей, что Она скоро предстанет перед Сыном. Богоматерь отправилась домой, сообщила о приближении смерти. И вскоре почила. Когда Она умерла, благоухание разлилось по окрестностям, так что многие люди, жившие вокруг и уважавшие Мать Иисуса (а Она была очень добрым, хорошим человеком, и нехристиане Ее тоже любили), - все они собрались возле Ее дома.

На Востоке принято хоронить в тот же день, когда человек умрет. И, когда Божия Матерь умерла, апостолы поспешили собраться у Ее одра.

Через три или четыре дня после смерти Божией Матери прибыл запоздавший апостол Фома и попросил открыть гробницу, чтобы он мог с Матерью Господа попрощаться. Гробницу открывают - и видят, что она пуста, лежит только одежда, ризы, которые потом хранились у христиан, как величайшая святыня (на Святой горе Афон и сегодня хранится пояс Богородицы). Тело Божией Матери исчезло.

Мы можем доверять этому преданию хотя бы потому, что, несомненно, известно, что тела святых людей на Востоке окружались очень большим почетом. Им строили роскошные гробницы, их могилы посещали и украшали. Известно, что, когда Иоанна Крестителя убили, его тело бережно погребли его ученики, и то же самое мы знаем про святых первых веков - их тела иногда даже выкупали богатые христиане, чтобы с почестями похоронить. А тело Божией Матери, которая превыше всех святых, исчезло. Она была воскрешена Своим Сыном.

Это могло произойти, как предвосхищение всеобщего нашего воскресения из мертвых. Мы верим, что наши души живут после смерти и потом, после всеобщего воскресения, воссоединятся с нашими телами. Мы, конечно, обретем не такие тела, какие имеем сегодня, а другие - светоносные, духовные, вроде такого, какое имел Христос после Воскресения, так что Он мог оставаться неузнанным, проходить сквозь стены. И Божия Матерь, как высшая из святых, как высшая даже всех ангельских чинов, умерев, как всякий обычный человек, затем была воскрешена. Как самый духоносный и высший представитель рода человеческого!

Богородица или Пресвятая Дева играет ключевую роль в православной вере как мать Христа. Дева Мария, как предпочитают ее называть католики, играет одну из ключевых ролей в становлении христианства.

Житие Пресвятой Богородицы доказывает, сколь важна роль божией матери в христианской культуре. Богоматерь считается одной из основных святых Православной Церкви.

Приветствие Архангела Гавриила принесло Марии весть об ее предназначении - рождении Сына Божьего.

«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами!».

Эти слова стали началом таинства - непорочного зачатия и рождения Иисуса Христа. С похожим приветствием встретила Марию и Святая Елизавета, узнавшая от Святого Духа, что перед ней Матерь Божия.

Чтобы узнать, кто такая Богородица, какова ее роль в христианской культуре, следует ознакомиться с описанием жизни богородицы, ее успения и правила почитания пречистой девы в православной традиции.

Богородица: мать Иисуса Христа, внесшая существенный вклад в развитие христианства.

Жизнь Богородицы до рождения Иисуса

Жизнеописание Священной Девы в Священном Писании Нового Завета эпизодично и ничего не открывает о рождении, о введении во храм и иных важных событиях в жизни Девы Марии. Жизнь Богородицы описывается Церковными Преданиями:

  • древние сказания;
  • раннехристианские сочинения, например Евангелие от Фомы.

Приснодева Мария родилась во время правления царя Ирода, в пригороде Иерусалима.

Как звали родителей: Иоаким и Анна. Родители Богородицы были обеспеченными и знатными людьми. Отец Девы Марии - Иоаким, был из рода, происходящего от царя Давида. Мать Богородицы - Анна, дочь священника из Вифлеема.

Прожив вместе более 40 лет, Анна и Иоаким оставались бездетными.

Несмотря на это, вера супругов не угасала, они приняли бездетность как божью волю. Супруги приняли свой крест и молились только о большем благочестии и возможности помогать немощным.

Спустя 50 лет брака Ангел Господний возвестил им о скором рождении дочери, которую назвали Марией.

Избра́ннии от челове́ческаго ро́да прароди́телие Христо́вы, ро́ждшии Преблагослове́нную Богоотрокови́цу, из Нея́же по пло́ти Сын Бо́жий роди́ся, святи́и и пра́веднии Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно!

Я́ко иму́щии дерзнове́ние ве́лие ко Христу́ Бо́гу и вы́ну предстоя́щии Престо́лу Его́ небе́сному, Тому́ приле́жно моли́теся от бед нам избавитися, да вы́ну зове́м вам: Ра́дуйтеся, святи́и и пра́веднии Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно.

Мать Девы Марии дали обет помощи неимущим, поэтому в трехлетнем возрасте была отдана в храм на служение, где жила и обучалась Божьим Законам.

Богородица училась и жила в храме до 12 лет. По наступлению этого возраста девушке следовало вступить в брак. К этому времени родители Марии скончались. Браку препятствовал данный девочкой в детстве обет безбрачия.

Войдя в зрелый возраст Мария:

  • не могла жить одна, иначе она нарушала закон о запрете жизни незамужних девушек одним;
  • выйти замуж.

Священники храма, в котором протекала жизнь Марии, решили выдать ее замуж формально. Отбор кандидатов проводился согласно следующим соображениям:

  • муж должен был быть вдовцом;
  • муж должен быть добродетельным, чтобы уберечь чистоту и целомудрие супруги.

Супруга решили выбрать с помощью жеребьевки, чтобы выразить волю Господа. Одним из кандидатов был Иосиф - плотник из Назарета.

Жеребьевка проводилась следующим образом: - кандидаты собрались в храме, первосвященник забрал у каждого из них посох, священнослужитель возвращал каждому участнику посох, ожидая знака свыше.

Во время жеребьевки в храме, когда священник вернул Иосифу его посох, широкий конец жезла отделился и преобразился в голубку, которая присела на голову Иосифу. Так свершилась божья воля.

В 14 лет Марию обручили с Иосифом, плотником, который также происходил от Давида.

Муж Марии: Иосиф, вдовец.

По преданию известно, что Святая Мария смирилась с уготованной судьбой. Вскоре родители Иисуса Христа узнали о своем предназначении. Иосифу во сне явился ангел, который возвестил, что Мария родит сына, назвать его следует Иисус (Иешуа), что на еврейском означает «Спаситель», который спасет людей от грехов их.

Иосиф покинул дом на несколько месяцев, отправившись трудиться. Мария осталась дома, следила за хозяйством и подолгу молилась. Во время одной из молитв к Богородице снизошел Архангел Гавриил, возвестивший о грядущем рождении сына.

«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Сын, согласно словам Гавриила, станет спасителем людей на земле, которого иудеи ждут много лет. Богородицу смутила весть, потому что она была девственницей. Ангел ответил, что Пречистая Дева понесет не от мужчины, а от высшей силы.

Явление ангела получило название Благовещения и стало важным праздником в христианской культуре. Благовещение празднуется 7 апреля.

Вернувшись, Иосиф понял, что Мария беременна. Старик не сразу поверил жене, полагая, что девушку обманули и соблазнили. Он не обвинял супругу и хотел позволить ей бежать из города, чтобы спасти ее от кары за измену. Тогда плотнику вновь явился ангел и поведал о непорочном зачатии Богородицы.

Незадолго до родов была объявлена перепись населения. Народу следовало посетить Вифлеем чтобы принять участие в переписи. Мария и Иосиф отправились в Вифлеем. Прибыв в город, они не смогли устроиться на ночлег. Тогда супруги остались ночевать в пещере пастухов.

В пещере начал свою земную жизнь Иисус Христос. В ночь рождения Марией Сына Божьего над пещерой загорелась Вифлеемская звезда, увидев которую, волхвы направились к пещере, чтобы приветствовать Сына Божьего.

Мария родила Иисуса предположительно между 14 до 16 годами.


Жизнь девы Марии после рождения Христа

Во время нахождения супругов и новорожденного в Вифлееме о рождении посланника Божьего узнал царь Ирод. В поисках Иисуса Ирод велел убить всех младенцев, живущих в Вифлееме. Иосифу во сне явился ангел, который оповестил старика о приближающейся беде. Супруги спрятались в Египте. Когда опасность исчезла, семья вернулась в Назарет.

Дальнейшая жизнь Богоматери описана в Евангелии кратко.

Мария сопровождала сына повсюду, помогая нести Слово Господнее людям. Мария также была свидетелем чуда христова, то есть превращения воды в вино.

Матерь Божья была на Голгофе во время выполнения приказа Пилата о распятии Христа. Богоматерь чувствовала боль сына, потеряла сознание, когда ладони были пронзены гвоздями.

Важные события жизни Богородицы описаны в Евангелии от Луки, который близко знал ее и писал с нее икону, ставшую прообразом всех последующих икон. После смерти сына Богородица вместе с апостолами продолжила нести Слово Божье. Мария никогда не выступала лично перед людьми, за исключением случая во время посещения горы Афон.

Богоматерь отправилась на Кипр, но буря отнесла корабль в Эгейское море, к Афонской горе. Острова были сердцем языческих поклонений.

Сойдя с корабля, Мария столкнулась с толпами людей, которые хотели узнать учение Христа. Богородица поведала им о прощении, о любви к ближнему и Богу - сути учения Христа.

После проповеди люди, жившие на Афоне, решили принять крещение. Покидая Афон, Мария благословила народ и сказала:

Дева Мария

«Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего!

Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего;

с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат,

и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века,

и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем»

Успение Девы Марии

Во время молитвы мама Иисуса Христа вновь увидела Архангела Гавриила, шедшего к ней навстречу с веткой райского финика. Архангел сказал ей, что через три дня кончится срок жизни Богородицы на земле.

По велению Бога апостолы собрались в иерусалимском храме. В час окончания жизни, Мария увидела необыкновенное свечение. Иисус в окружении ангелов явился к Пречистой и забрал ее душу.

Спустя три дня в Иерусалим прибыл апостол Фома, который не присутствовал на погребении. Фома был глубоко опечален, что не смог попрощаться с Богородицей. Открыв пещеру, апостолы нашли гроб пустым.

Во время вечерней молитвы апостолы услышали ангелов, в окружении которых к ним явилась Дева Мария, сказавшая апостолам:

«Радуйтесь! Я с вами во все дни!»

День смерти Девы Марии относится к основным церковным празднествам и носит название успения Богородицы и празднуется 28 августа. В поисках ответа на вопрос, сколько лет прожила богородица, следует опираться на расчеты древних отцов церкви. Срок земной жизни Святой Деву равняется 72 годам.

Богородица прожила 72 года.

Богородица глубоко почитаема. Существует более 300 икон Божьей Матери. Кафедральные соборы христианских государств носят имя Богоматери. С начала христианства имели место множество явлений Богородицы, в честь которых проводятся крестные ходы, творятся особые молитвы.

Примечательными в православной вере явлениями Девы Марии стали:

  • явление Сергию Радонежскому;
  • явление Серафиму Саровскому;
  • явление Андрею Юродивому;
  • явление Андрею Боголюбскому.

Место захоронения Богородицы

Согласно историческим данным, Мария после смерти Иисуса жила бедно и в одиночестве.

Где похоронена Дева Мария: Гефсиманский сад, усыпальница родителей Богородицы.

По желанию Пречистой Девы, ее похоронили в усыпальнице ее родителей, у подножия Елеонской горы.


Из библейского рассказа мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы. Такие подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетическо-библейских сведений о житии Богоматери явились раннехристианские апокрифы: «История Иакова о рождении Марии» (иначе – «Протоевангелие Иакова»; 2-я пол.–кон. II в., Египет), «Евангелие детства» (иначе – «Евангелие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400 г., Египет), «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV –V вв.).

Не признавая апокрифы как источник вероучения, вместе с тем заимствовала из них целый ряд сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. При этом сами апокрифические рассказы в новой отредактированной версии оказались очищены от гностического элемента и согласованы с каноническим рассказом о Богородице, содержащимся в Четвероевангелии. Популярности заимствованных из апокрифов сюжетов, связанных с личностью Богородицы, способствовали и многочисленные переводы древних апокрифов на различные языки: «Евангелие детства», напр., было переведено на сирийский, коптский, армянский, грузинский языки; существуют также его латинская (известна как «Евангелие псевдо-Матфея»), эфиопская, арабская и славянская («История Фомы израильтянина», «Детство Христово») версии.

Долгая многовековая работа по очищению апокрифических материалов, связанных с образом Богородицы, от содержащихся здесь неправославных идей и неприемлемых для Церкви сюжетов привела к сложению единого и внутренне непротиворечивого Предания о земной жизни Богородицы, к осуществлению взаимосвязи обстоятельств Ее жития с богослужебным годичным кругом (апокрифическими сказаниями о Богородице активно пользовались такие знаменитые песнописцы, как свт. , прп. и прп. ). Сказания о жизни Богородицы издревле находили живой отклик у православных христиан, были их любимым чтением. Они входили в различные агиографические литературные традиции поместных Церквей. Сказания нашли отражение и в проповедях святых отцов (св. , свт. , прп. Иоанна Дамаскина, свт. и др.) на церковные праздники.

Предание свидетельствует о том, что на рубеже двух эр мировой истории, разделенных рождением Христа, в г. Назарете жили немолодые и бездетные супруги, святые праведные Иоаким и Анна. Всю свою жизнь, посвященную исполнению Божией воли и служению ближним, мечтали они и горячо молились о том, чтобы Господь даровал им ребенка. Иоаким и Анна дали обет: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь его или ее будет посвящена служению Богу. Наконец, по прошествии 50 лет их супружества, молитва престарелых праведников была услышана: дочь они назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа» или «надежда»). Девочка, принесшая утешение и душевное облегчение престарелым и богобоязненным супругам, предназначена была стать Матерью будущего Спасителя мира, Сына Божия. По отцу Она происходила из колена Иудина, из рода Давидова; по матери – от племени Ааронова; среди Ее предков были ветхозаветные патриархи, первосвященники, правители и цари иудейские.

Церковное Предание доносит до нас ряд значимых обстоятельств события Рождества Богородицы. Иоаким и Анна очень страдали из-за своего бесплодия, в котором ветхозаветная мораль видела наказание Божие. Иоакиму даже препятствовали приносить в храме жертвы, считая, что он неугоден Богу, поскольку не создал потомства израильскому народу. Иоаким знал, что мн. ветхозаветные праведники, напр. Авраам, так же, как и он, до самых преклонных лет не имели детей, но затем Бог по их вере и молитвам все же посылал им потомство. Иоаким удалился в пустыню, устроил там палатку, где молился и постился в течение 40 дней и ночей. Анна, подобно мужу, горько оплакивала свою бездетность. И ее, как и супруга, уничижали за бесплодие окружающие. Но однажды, когда Анна гуляла в саду и молилась Богу о том, чтобы Он даровал ей ребенка, как некогда даровал потомство престарелой Сарре, перед Анной предстал ангел Господень и пообещал ей, что скоро она родит и о потомстве ее будут говорить во всем мире (Протоевангелие. 4). Анна дала обет посвятить своего ребенка Богу. В то же время ангел явился и Иоакиму, возвещая, что Бог внял его молитвам. Иоаким возвратился домой к Анне, где вскоре совершились зачатие и Рождество Богородицы.

Престарелые родители принесли Богу благодарственные жертвы за данный им дар. Анна после рождения дочери дала обет, что младенец не будет ходить по земле до тех пор, пока родители не введут Марию в храм Господень. «…Они от Него,– говорит свт. ,– прияли обещание о Твоем рождении и, прекрасно поступая, Тебя, обещанную им, в свою очередь Ему обещали…» (Greg. Pal. In Praesent. 8).
Когда будущая Богородица достигла 3-летнего возраста, Иоаким и Анна, откладывавшие до этого момента Ее посвящение Богу, решили, что настала пора привести Марию в храм. По преданию (Протоевангелие. 7), вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, по дороге к храму стояли юные непорочные девы с зажженными светильниками. «…Да ликовствует Иоаким со Анною, яко плод святый из них произыде, Мария светоносная, божественная свеща, и радуется входящи во храм…» (седален по полиелее). Родители поставили Ее на первую из 15 высоких ступеней храма. И здесь, по преданию, передаваемому блж. , свершилось чудо: Мария самостоятельно, без чьей-либо поддержки, взойдя по крутым ступеням, вступила в храм (Hieron. De nativit. S. Mariae). В тот же миг навстречу Ей вышел первосвященник: по преданию, Захария – будущий отец Иоанна Крестителя (Предтечи). Он, по особому откровению Божию, ввел Марию во Святая Святых, куда имел право входить лишь 1 раз в году первосвященник.
После этого Иоаким и Анна оставили Марию при храме. Вся ее жизнь в храме была делом особого Промысла Божия. Она воспитывалась и училась вместе с др. девами, трудилась над пряжей и шила священнические облачения. Пищу буд. Богородице приносил ангел. «Святая святых сущи, Чистая во храм святый возлюбила еси вселитися, и со ангелы, Дево, беседующи пребываеши, преславне с небесе хлеб приемлющи, Питательнице Жизни» (тропарь 4-й песни 2-го канона на Введение).

Предание повествует о том, что Богородица прожила при храме до 12 лет. Наступило время, когда Ей надлежало оставить храм и вступить в брак. Но Она объявила первосвященнику и священникам, что дала обет девства перед Богом. Тогда, из уважения к ее обету и для сохранения Ее девства, чтобы юная дева не оставалась без покровительства и попечения (к тому времени почили Ее родители), Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, происходившему из рода царя Давида. По преданию, Господь Сам указал на него в качестве буд. обручника и защитника Богородицы. Храмовые священники собрали 12 мужчин из рода Давида, положили их посохи на жертвенник и молились, чтобы Бог указал на того, кто Ему угоден. Затем первосвященник отдал каждому его посох. Когда он отдал посох Иосифу, из него вылетела голубка и села Иосифу на голову. Тогда первосвященник сказал старцу: «Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти Деву Господа». (Протоевангелие. 9). Богородица поселилась в доме Иосифа в Назарете. Здесь Она пребывала в трудах, богомыслии и молитве. В это время возникла необходимость в изготовлении новой завесы для иерусалимского храма. Часть работы по поручению первосвященника исполнила Дева Мария.

Наступил момент Благовещения. Это событие описывается в Новом Завете евангелистом Лукой (1. 26–38). Бог послал к Пречистой Деве арх. Гавриила, дабы он возвестил Ей о скором Рождестве от Нее Господа. По преданию, в тот момент, когда перед Ней явился архангел, Она читала отрывок из Книги пророка Исаии «се, Дева во чреве приимет…» (). Богородица начала молиться о том, чтобы Господь открыл Ей таинственный смысл этих слов и скорее исполнил Свое обетование. Как раз в этот миг Она увидела перед Собой арх. Гавриила, который возвестил Ей о скором рождении Сына. Младенец будет Сыном Всевышнего, наречется Иисусом, наследует престол Давидов и Его Царству не будет конца. Мария недоумевает: как может все это исполниться, если Она пребывает в девстве? Ангел отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (). Мария в ответ на слова архангела дает Свое добровольное согласие на Боговоплощение: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (). Арх. Гавриил отходит от Богородицы. Совершается безмужное зачатие Господа Иисуса Христа.

После события Благовещения Богородица отправилась навестить Свою родственницу прав. Елисавету, будущая мать св. Иоанна Крестителя (Предтечи). Праведные Захария и Елисавета жили в левитском г. Иута. В соответствии с преданием, по дороге в Иуту Богородица посетила Иерусалим и передала в храм уже готовое рукоделие – часть новой завесы. Там над Богородицей произнес возвышенное благословение первосвященник, сказавший, что Господь прославит Марию во всех родах земных (Протоевангелие. 12). Событие встречи Богородицы и Елисаветы описывает евангелист Лука (). В момент встречи Марии и Елисаветы младенец взыграл во чреве Елисаветы. Она исполнилась Св. Духа и произнесла пророческие слова о Матери Господа, посетившей ее дом. Богородица ответила ей торжественным поэтическим гимном: «Величит душа Моя Господа…» (), прославляющим милосердие Божие, являемое Израилю в исполнение древних пророчеств о Мессии. Она свидетельствует, что отныне Ее ублажат все поколения живущих на земле. Богородица находилась в доме Захарии и Елисаветы ок. 3 месяцев, затем вернулась в Назарет.

Вскоре Иосиф заметил, что Мария носит во чреве плод и пришел от этого в смущение. Он хотел втайне отпустить Ее из своего дома, тем самым освободив от преследования по суровому ветхозаветному закону. Однако Иосифу явился во сне ангел и засвидетельствовал, что рождающийся от Богородицы Младенец зачат наитием Святаго Духа. Она родит Сына, Которого следует назвать именем Иисус, так как Он спасет человечество от грехов. Иосиф был послушен воле Божией и принял Марию, вновь, как и прежде, оберегая Ее чистоту и девство ().

Новозаветный рассказ о событии Рождества Христова содержится в двух, дополняющих друг друга, Евангелиях – от Матфея (1:18–2:23) и от Луки (2:1–20). Здесь повествуется о том, что во времена царствования имп. Августа в Риме (под властью которого находилась в те времена Палестина) и царя Ирода в Иудее по решению императора, была устроена перепись населения. При этом евреям – для их участия в переписи – надлежало прийти в те города, откуда происходил их род. Иосиф и Мария, ожидавшая уже к тому времени скорого рождения Ребенка, пришли в Вифлеем, так как происходили из рода царя Давида (Euseb. Hist. eccl. I 7. 17). Вифлеем же был городом Давидовым. Не найдя свободных мест в гостинице, они вынуждены были (хотя это было холодное время года) поселиться в загоне для скота – по Церковному Преданию, берущему начало в раннехрист. апокрифах и в свидетельствах древних отцов Церкви (Iust. Martyr. Dial. 78; Orig. Contra Cels. I 51), это была пещера. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы и родился Богомладенец Иисус Христос. Рождество совершилось без обычных для рожениц физических страданий. Богородица Сама спеленала Господа по Его Рождестве и положила в ясли, куда кладут корм для скота. Здесь, в пещере, Она оказалась свидетельницей поклонения Господу пастухов и слагала в сердце Своем слова их рассказа о чудесном явлении в поле ангельских сил ().

На 8-й день по Рождестве над Богомладенцем был совершен обряд обрезания и наречения имени (), а по прошествии 40 дней принесли Его в иерусалимский храм. Это событие вспоминается Церковью под именем Сретения Господня. Его обстоятельства описываются евангелистом Лукой (2. 22–38). Младенец был принесен в храм во исполнение древних обычаев ветхозаветного закона Моисея (). В соответствии с этим законом, женщины по истечении 40 дней, если родился мальчик, и 80 дней, если родилась девочка, должны были прийти в храм для принесения очистительной жертвы.

Посещает храм ради принесения такой жертвы и Богородица. Ею приносятся 2 горлицы и 2 голубиных птенца – жертва, по закону допустимая лишь для бедняков. По обычаю после принесения жертвы за первородного сына священник принимал младенца из рук матери и, обратившись к алтарю, высоко поднимал ребенка, как бы вручая его Богу. При этом он совершал над ним 2 молитвы: одну – за закон о выкупе (перворожденные сыновья израильтян были предназначены, как принадлежащие Богу (), служить в скинии и храме – позднее эти обязанности были возложены на левитов (), но закон предусматривал возможность освобождения от этого служения через выкуп), др.– за дарование первенца.

Младенец Христос был встречен при входе в храм благочестивым и праведным старцем Симеоном. Старец произнес благодарение Богу и свое знаменитое «Ныне отпускаешь…». Он обратился к Богородице, пророчествуя о Ее судьбе: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу…». Слова об «оружии», т. е. о мече, которым будет пронзено сердце Богородицы,– это пророчество о тех страданиях, что Ей предстоит испытать, когда Она окажется свидетельницей мучений и смерти на Кресте Ее Божественного Сына.

По древнему Преданию Вост. Церкви, именно после события Сретения (Ephraem Syri. In Deatess.; а не в ночь Рождества – Ioan. Chrysost. In Matth. 1. 1; ср.: Theoph. Bulg. In Matth. 1. 1) совершилось поклонение Богомладенцу пришедших с востока волхвов (). Обманутый ими Ирод искал смерти Христа, и Святое Семейство вскоре – по указанию явившегося Иосифу ангела – было вынуждено покинуть Палестину и бежать в Египет (). Оттуда Иосиф и Богородица с Младенцем вернулись на родину лишь после того, как узнали, что Ирод умер. О смерти царя Иосиф узнал от явившегося ему во сне ангела ().

Сохранился целый ряд благочестивых преданий, связанных с пребыванием Святого Семейства в Египте. Так, по одной из легенд, на пути в Египет они наткнулись на разбойников, двое из которых были в дозоре, остальные спали. Один разбойник, смутно ощутивший Божественное величие Младенца, не дал товарищам нанести вред Святому Семейству. Тогда Богородица сказала ему: «Господь Бог поддержит тебя Своею десницей и отпущением грехов одарит» (Евангелие детства Спасителя Арабское. 23). По преданию, именно этот милосердный разбойник и оказался потом тем благоразумным разбойником, чьи грехи были прощены Господом на кресте, и который удостоился войти в рай вместе со Христом ().

По возвращении в Палестину Святое Семейство вновь поселилось в Назарете (). По преданию, Богородица занималась рукоделием, учила грамоте местных детей. Она по-прежнему пребывала в молитве и богомыслии. Каждый год все Семейство отправлялось – по существующему религиозному обычаю – в Иерусалим на праздник Пасхи. Во время одного из подобных путешествий уже покинувшие храм Иосиф и Богородица не заметили, что отрок Иисус, Которому было тогда 12 лет, остался в Иерусалиме. Они думали, что Иисус идет в Галилею с к.-л. из их родственников или знакомых; не найдя Его среди них и будучи обеспокоены этим, Иосиф и Богородица возвратились в иерусалимский храм. Они нашли здесь Иисуса, беседующего с иудейскими учителями, поражавшимися присущей Ему не по летам мудрости. Богородица сказала Ему о той скорби, которая охватила Ее и Иосифа, когда они не нашли Его среди соплеменников. Господь ответил Ей: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (). Тогда они не поняли смысла сказанных Господом слов. И все же Богоматерь сохранила все Его слова в Своем сердце, смутно предугадывая то будущее, что ожидает Ее Сына и Саму Богородицу ().

В соответствии с Церковным Преданием, через неск. лет после этого события умер Иосиф. Теперь о Христе и Его братьях (в согласии с вост. экзегетической традицией, детях Иосифа от первого брака – Euseb. Hist. eccl. II 1. 2; Theoph. Bulg. In Matth. 13. 56; см.: Мерзлюкин. С. 25–26) заботилась Богоматерь.

После Крещения Господня и 40-дневного поста в пустыне, Сын Божий оказался вместе со Своей Матерью на брачном пире в Кане Галилейской. Здесь Богородица попросила Его утешить испытывавших недостаток в вине пирующих и явить ради этого Свою Божественную силу. Господь сначала ответил, что Его час еще не настал, а затем, видя полное упование Богородицы на всемогущество Божественного Сына и из почтения к Ней (Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4), чудесным образом претворил воду в вино (). По преданию, вскоре после пребывания на браке в Кане Богородица по воле Сына переселилась в Капернаум (Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4).

Исполнение воли Небесного Отца было для Иисуса несравненно важнее семейного родства. Об этом свидетельствует известный эпизод, описанный в синоптических Евангелиях (; ; ): придя к дому, где проповедовал Христос, пожелавшие Его увидеть Богородица и братья Господа послали к Нему просить о встрече; Иисус Христос ответил, что всякий, исполняющий волю Его Небесного Отца, является Его братом, сестрой и матерью.

Во время Крестных страданий Господа Богородица находилась неподалеку от Своего Божественного Сына. Она не оставила Господа и у Креста, разделяя с Ним Его страдания. Здесь Она предстояла Распятому вместе с ап. Иоанном Богословом. Христос сказал Богородице, указывая на Иоанна: «Жено! се, сын Твой», а затем апостолу: «се, Матерь твоя» (). С этого дня ап. Иоанн взял на себя заботу о Богородице.

После сошествия Святого Духа Богородица прославилась среди христиан многими Своими чудотворениями и удостоилась великого почитания. По преданию, Она была свидетельницей мученической смерти архидиак. Стефана и молилась о том, чтобы Господь даровал ему силы с твердостью и терпением встретить кончину. После начавшихся при Ироде Агриппе преследований христиан и казни Иакова Богородица и апостолы оставили Иерусалим. Они бросили жребий, дабы узнать, кому и где следует проповедовать Евангельскую Истину. В удел Богородице для Ее проповеди досталась Иверия (Грузия). Она собиралась отправиться туда, но явившийся Ей ангел воспрепятствовал это сделать. Он возвестил Богородице, что Иверии надлежит просветиться Светом Христовым много позднее, а пока Она должна остаться в Иерусалиме, чтобы отправиться отсюда в иную, также требующую просвещения, землю. Имя этой страны должно было открыться Богородице позднее. В Иерусалиме Богородица беспрестанно посещала опустевший по Воскресении Гроб Христов и молилась. Иудеи хотели настигнуть Ее здесь и убить и даже выставляли возле Гроба стражу. Однако сила Божия чудесным образом скрывала Богородицу от глаз иудеев, и Она беспрепятственно посещала пещеру Погребения (Сказание об Успении Святой Богородицы. 2).

Церковное Предание повествует о морском путешествии Богородицы к некогда воскрешенному Господом и ставшему кипрским епископом Лазарю. По дороге Ее корабль был подхвачен бурей и перенесен к горе Афон. Постигнув, что это та самая земля, о которой Ей благовествовал в Иерусалиме ангел, Богородица ступила на Афонский п-ов. В те времена на Афоне процветали самые разнообразные языческие культы, однако с приходом Богородицы язычество оказалось на Афоне повержено. Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство. Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем » ( , еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 2. С. 129–131). Богородица отплыла со Своими спутниками на Кипр, где посетила Лазаря. Во время своего путешествия Божия Матерь побывала в Ефесе. Возвратясь в Иерусалим, Она по-прежнему часто и подолгу молилась в местах, которые были связаны с событиями земной жизни Ее Сына. Как повествует «Сказание об Успении Святой Богородицы», о том, что Ее земная кончина уже близка, Богородица узнала от арх. Гавриила. Эту весть Богородица приняла с большой радостью: Ей предстояла скорая встреча со Своим Сыном. В качестве предзнаменования ожидающей Богородицу по Ее Успении славы архангел вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева, сияющую неземным светом. Эту ветвь надлежало нести перед гробом Богородицы в день Ее погребения.

Когда Богородица возлежала на смертном одре, совершилось чудесное событие: силой Божией в Ее дом были собраны находившиеся тогда в различных странах апостолы, которые благодаря этому чуду смогли присутствовать при Успении Девы Марии. Об этом чудесном событии свидетельствует богослужение утрени Успения Богородицы: «Всечестный лик премудрых апостол собрася чудно погребести славно тело Твое пречистое, Богородице всепетая: с ними же воспеша и ангел множество, Преставление Твое честно хваляще, еже верою празднуем» (седален по 1-й кафизме на Успение). По Церковному Преданию, сияющую чистотой душу Богоматери принял Господь, явившийся с сонмом небесных сил: «Дивляхуся ангельския силы, в Сионе смотряюще своего Владыку, женскую душу руками носящаго: пречисто бо рождшей, сынолепно провозглашаше: гряди Чистая, с Сыном и Богом прославлена буди» (тропарь 9-й песни 1-го канона Успения). Не было у одра Богородицы лишь ап. Фомы (эпизод и описание вознесения Богородицы по лат. версии апокрифа об Успении Святой Богородицы). Согласно Церковному преданию, после смерти Богородицы апостолы положили Ее тело в гробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На 3-й день к ним присоединился отсутствовавший в день Успения Фома, который очень страдал от того, что так и не успел проститься с Богородицей. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Богородицы. Но, к их удивлению, они не нашли Ее тела внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило дивное благоухание. Православная Церковь хранит Предание, что Богородица была воскрешена силой Божией на 3-й день после Своего Успения и взошла на Небо. «Победныя почести взяла еси на естество Чистая, Бога рождши: Обаче же подобящися Творцу Твоему и Сыну, паче естества повинуешися естественным законом. Темже умерши, с Сыном востаеши вечнующи» (тропарь 1-й песни 1-го канона Успения).

У некоторых древних писателей проскальзывала мысль о мученической смерти Богоматери (напр. в Слове, приписываемом Тимофею, пресв. Иерусалимскому, V в.), однако это предположение отвергается святыми отцами (Ambros. Mediol. In Luc. 2. 61), Церковным Преданием.

Год Успения Богоматери древними духовными писателями и церковными историками называется различно. указывает 48 г. по Р. Х., – 43 г. по Р. Х., – 25-й год по Вознесении Христовом, Никифор Каллист – 44 г. по Р. Х.

Ист.: Смирнов И., прот. Апокрифические сказания о Божией Матери и деяниях апостолов // ПО. 1873. Апр. С. 569–614; Amann E. Le Protoevangelie de Jacques et ses remaniemant latenes. P., 1910; Апокрифические сказания о Христе. СПб., 1914. Вып. 3: Книга Иосифа Плотника; Michel C . Evangelies apocryphique. P., 1924; Krebs E. Gottesgebaererin. K?ln, 1931; Gordillo M . Mariologia orientalis. R., 1954; A Theological Encyclopedia of the Blessed Virgin Mary // Ed. by M . O’Caroll. Wilmington, 1983; Евангелие детства (Евангелие от Фомы) // Апокрифы древних христиан. М.,1989. С. 142–150; История Иакова о рождении Марии // Там же. С. 117–129; Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и свидетелях Христовых / Сост. И. С. Свенцицкая, А. П. Скогорев. М., 1999; Logoi Qeomhtopikoi MonacOj Maximos. Hsuxastherion tes koimhseos tes theotokou. Katounakia; Agion Oros, 1999.

Лит.: Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы: С 14 рис. и 26 политипажами. СПб., 1870; Четвероевангелие: Толкования и руководство к изучению. СПб., 1893. Серг. П., 2002: Толкование Четвероевангелия: Сб. ст. для назидательного чтения; Снессорева С. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1892. М., 1997. Ярославль, 1994, 1998; Богоматерь: Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. / Под ред. Поселянина Е. СПб., 1909. К., 1994. М., ; его же. Богоматерь на земле. СПб.; М., 2002; Христианские праздники: Рождество Пресв. Богородицы. Введение во Храм Пресв. Богородицы. Успение Пресв. Богородицы. К., 1915-1916. Серг. П., 1995; Мерзлюкин А. Родословие Пресв. Девы Марии и происхождение «братьев Господних». П., 1955, СПб., 1995/