Санаев всеволод васильевич личная жизнь. Всеволод Санаев: биография, фильмография, фото, личная жизнь. Он часто приходил на могилу жены

Дочь Всеволода Санаева, жена Ролана Быкова, она всегда была в тени отца и мужа. Имя актрисы Елена Санаевой у многих ассоциируется только с ролью Лисы Алисы в фильме “Приключения Буратино”. 25 лет жизни она отдала мужу-гению. Все сводилось к одному: “Ролочка, ты сыт?”, “Ролочка, сними этот галстук, надень другой”. И так изо дня в день, из года в год.

А пять лет назад его не стало... Жизнь без мужа для Санаевой стала борьбой за выживание. И до сих пор голос Елены Всеволодовны дрожит и срывается, когда она произносит его имя...

Я пришла в этот дом поздравить Елену Всеволодовну с днем рождения. После смерти хозяина здесь мало что изменилось. Огромный, массивный стол с резными ножками. Темно-синие обои с красноватыми цветочками. И портреты, портреты. Его портреты. Мы присели на черные кожаные кресла в кабинете Быкова.

И начали вспоминать.

В семье маленькую Лену Санаеву называли Лелей. Всеволод Васильевич работал днем и ночью, чтобы обменять их 9-метровку в коммуналке на большую комнату. Об отдельной квартире он тогда и не мечтал. Дочку отец обожал. Когда он приходил домой, Леночка бежала к нему - сразу лезла в карман. И всегда находила там сахар. Дитя войны, она росла хилым ребенком, и отец в шутку называл девочку подгнилком.

В пять лет Лелю отдали в детский сад. И однажды, возвращаясь домой вместе с мамой, девочка подняла с земли кусочек сахара. Попробовать на зуб. Вскоре Лена заразилась желтухой, а тогда лекарств против нее не было. Девочка таяла на глазах. Отчаянию родителей не было предела. Ведь они уже потеряли своего первенца: в войну, в эвакуации, в холодном спортивном зале алма-атинской школы умер сын Алексей. До последней минуты мальчик повторял, утешая мать: “Мамочка, дорогая, не плачь, я поправлюсь...”

И вот снова смерть стоит у порога... Измученная Лидия Санаева позвала батюшку, едва живого ребенка покрестили. После этого дела пошли на поправку. Когда Лене стало лучше, жарким летом мать стала выводить малышку на прогулку. Точнее, выносить - на руках из душного двора в сад Дома пионеров. Прохожие возмущенно говорили вслед: “Такую здоровую кобылу несет!”

Позже сослуживица отца актриса Георгиевская получила однокомнатную квартиру, и они перебрались в ее комнату.

В нашей квартире, - вспоминает Елена Всеволодовна, - были и свои осведомители. На излете “культа”, когда еще гремело “дело врачей”, мама на кухне рассказала анекдот. Так, ничего особенного - вполне безобидный. Но что-то завернула про каких-то там царей. На следующий день соседка, которая, возможно, сама и донесла, рассказала, что приходили из органов, спрашивали: “Кто, мол, Санаева, чем живет-дышит? Почему такая молодая и не работает?” После того случая мама часто с жаром говорила мне, какой я должна быть умницей, когда ее посадят.

- Однако все обошлось?

Мама кинулась к Сергею Михалкову - он многим тогда помогал. К тому же с отцом его связывали дружеские отношения. Первый текст гимна Советского Союза на конкурс в Дом союзов Михалков отнес вместе с моим отцом. А одержав победу, Сергей Владимирович подписал отцу текст гимна словами благодарности: “За легкую руку”. И когда маму все-таки вызвали на Лубянку, Михалков пошел вместе с ней. К счастью, попался умный следователь, который сказал, что “женщина нездорова и ее надо лечить”. Так мама попала с диагнозом “мания преследования” в больницу.

Позже отцу от МХАТа дали комнату. В актерском доме на улице Немировича-Данченко. И наконец в 46 папиных лет мы переехали в отдельную квартиру возле метро “Аэропорт”. А через пару лет маме позвонила та самая старушка-соседка, которая, как оказалось, и написала ту злосчастную анонимку, и сказала: “Лидия Анатольевна, простите меня, что я над вами издевалась. А то я не смогу умереть спокойно”. Мама разрыдалась и повесила трубку. Царство небесное этой старушке! Мало кто отважится позвонить и сказать такие слова.

Ваша мама всю жизнь посвятила мужу. Можно ли сказать, что карьера Всеволода Санаева состоялась только благодаря ей?

У Бога ведь нет рук, кроме твоих. С другой стороны, на Руси говорят: “Жена мужа на ноги ставит, жена мужа с ног валит”. Мама всем нам дала очень много. “Лида, - говорил иногда отец, - если бы я столько думал, как ты, давно сошел бы с ума”. Она возражала: “Если бы ты думал иногда обо мне столько, сколько думаешь о Союзе, рыбалке и своей машине, я сейчас выглядела бы как Ширли Маклейн”. С юмором у нее было все в порядке. А сколько она “выходила” и “выстояла” нам одежды, сколько времени она провела на кухне, хоть совсем и не любила готовить. Нет, мама у меня была потрясающая! Молюсь, чтобы она простила меня. За то, что я ей недодала, недолюбила. Могла ли она думать о себе? Инфаркт, который отец заработал в 35 лет на съемках, перечеркнул все ее надежды уйти от ненавистных кастрюль. Ведь отец должен был работать.

- А почему Всеволод Васильевич в свое время ушел из знаменитого МХАТа?

В театр его брали Станиславский и Немирович-Данченко. Без них, несмотря на блестящую труппу, МХАТ становился другим. Тем более отец начал сниматься еще до войны, а в театре этого не поощряли. Так что ролями особо не баловали. Немало замечательных актеров, таких как Грибков, Муравьев, во МХАТе просто тихо сгинули. Как-то, возвращаясь домой после одного из неудачных спектаклей, отец сказал Алле Тарасовой, новому директору театра, что хочет уйти. Нелегко дались ему эти слова. Алла Константиновна ответила: “Что ж, Севочка, уходите. Пока старики живы, они ничего вам играть не дадут...” Жестокая профессия. Как говорил Ролан, для того чтобы у одного актера сложилась судьба, у тысячи должно не получиться. Имя нам легион, а крупных судеб в искусстве единицы. Но сцена - такая зараза! Когда, будучи главным режиссером питерского Ленкома, Быков хотел уволить одного пожилого актера, тот сказал: “Неужели вы не понимаете, что я мог бы где-то зарабатывать в два раза больше? Но без театра я умру”. И его оставили.

- Но благодаря уходу из театра ваш отец с удвоенной силой стал сниматься в кино.

Отец понемножку снимался все время. Однажды, когда я заныла, что у меня нет хороших ролей, он меня утешил: “А сколько я проходил по широким полям нашей родины с полевой сумкой через плечо? Ведь как говорили: “Возьмите Санаева, он утеплит, очеловечит любой фильм”. Скольких я переиграл председателей и директоров совхозов”. А как приятно было идти с ним за руку, когда его, уже старенького, останавливали люди на улице: “Всеволод Васильевич, как мы вас любим, как верим. Живите подольше”. Он усмехался в усы: “Лель, вообще-то я стреляная гильза, но приятно, что так относятся”. Отец всегда оставался одним из редких людей, у кого почти нет зазора между профессией и личностью.

- Известно, что Всеволод Санаев, кроме всего прочего, был еще и номенклатурным работником в нашем кино?

Лет 15 он проработал в самой клоаке - комиссии по быту Союза кинематографистов. Домой звонили с восьми утра и до ночи. Устраивали истерики по телефону из-за пресловутой Пицунды, в которой никто из нас никогда и не был. Секретариат распределял эти путевки, их было всего сорок, и все хотели ехать только летом. Сколько же отцу приходилось выслушивать: “Вы мне отказали, дали путевку той актрисе, а вместо нее поехала ее сестра”. Папа оправдывался: “Не могу же я стоять на вокзале и проверять, кто поехал по путевке”. Для себя отец никогда ничего не просил.

- Папа хотел, чтобы вы продолжили актерскую династию?

Нет, судьбы у нас в профессии разные. Актрисой я стала совершенно случайно. После школы собиралась даже на театроведческий. Но как-то встретила знакомую, которая училась в параллельном классе. И вдруг она говорит: “Знаешь, я поступила в ГИТИС. У нас зимой будет добор, если хочешь, приходи”. Я обалдела. Подружка, конечно, хорошенькая была, но очень флегматичная. Мелькнула мысль: ну надо же, она поступила, а я даже не попыталась. Надо и мне попробовать. Свободными были три места - и это на 150 желающих. Но я поступила.

Уже на втором курсе я познакомилась с Фаиной Раневской. Разыгрывали с ней волшебные этюды, рыдали и хохотали до колик. А за мной тогда ухаживал один молодой человек, и он однажды ее спросил: “Фаина Георгиевна, как думаете, из Лены получится актриса?” Раневская ответила со своей неподражаемой интонацией: “Дитя мое, она талантлива. Но так несчастна. В искусстве надо иметь или характер Сталина, или талант Ермоловой”. Как-то она сказала мне: “Дитя мое, я “переспала” со всеми театрами Москвы. А недавно меня позвали во МХАТ. Решила пойти - ведь там я еще не была. А вечером мне позвонила одна народная и очень орденоносная актриса и сказала: “Фаина Георгиевна, к нам собираетесь? Не ходите - скушаем”. К счастью, я служила в Театре киноактера. Там никто никого не ел.

- Вы не жалеете, что у вас не было больших ролей?

Масштабную, трагедийную роль я сыграла почти сразу. В фильме Аиды Мансаровой “Главный свидетель”. Мечтаю, чтобы когда-нибудь его показали по телевидению. Ведь тогда картина не стала событием. Просто заговорили о том, что у Санаева, оказывается, хорошая дочь.

Как-то Ролан у меня легкомысленно спросил: “Ты - хорошая актриса, почему же у тебя нет заметных ролей?” Я с лету ответила: “Потому, что у меня муж - режиссер, который играет по 6-8 ролей в сезон”. Хотя с той же Лисой Алисой выросло уже несколько поколений. Конечно, у меня совсем немного работ - всего 34. Но ни за одну не стыдно. И потом, жизнь ведь еще не кончена. Когда я вижу на сцене Зиночку Шарко, не избалованную кинематографом, я не думаю о том, что она была женой режиссера Ленсовета - легендарного Владимирова, или женой Юрского. Я вытираю слезы и рукоплещу ей. И может быть, “Великий Господин Случай”, как говорил Станиславский, еще улыбнется мне. А если нет... Знаете, вода дырочку найдет. Вот сейчас пробую себя в документальном кино. Алексей Герман предложил в его объединении снять фильм.

- Расскажите, как вы познакомились с Роланом Быковым.

Первый раз я услышала его голос, когда нас пригласили сниматься в одном фильме. Он позвонил мне и сказал: “Значит, так, на съемки мы летим вместе”. Я ответила: “Вы знаете, я не летаю на самолетах”. Позже Ролан рассказывал мне, что после этих слов он просто обалдел. “А я лечу!” - резко ответил он. В свою очередь, режиссер меня тоже “обрадовал”. Сообщил, что, если я срочно не прилечу, меня вынуждены будут заменить. Я рассказала отцу, и он посоветовал: “Леля, тебя не хотят. Так не может быть, чтобы начали снимать большой объект сроком на полтора месяца и не могли подождать три дня”. И действительно: Копелян, Гриценко, Быков - все ждут Санаеву. Быков начал возмущаться: “Кто такая эта Санаева, говнюшка какая-то, давайте ее заменим”. Я приехала спустя пару дней - и сразу в номер к режиссеру. Он встретил меня со словами: “А мне гадалка нагадала, что ты не приедешь, а вместо тебя будет сниматься твоя подруга”. И оказалось, что подружка - это Майя Булгакова, между прочим, моя соседка по дому. Он начал оправдываться: “Да ты понимаешь, это не я, это Ролан Быков”. Так что радости от предстоящей встречи с партнером не было никакой.

На съемках Быков говорит: “Ты знаешь, в этой сцене я должен тебя поцеловать”. Я подумала: черт бы тебя побрал! Но молчу, подумает еще: летать - не летает, целоваться - не целуется: драмкружок какой-то... И мы начали репетировать. Он поцеловал меня с такой силой, что режиссер сразу же объявил перерыв. Дальше сниматься было невозможно - губа-то распухла!

А Ролан тогда приехал со своей подругой, и она всю эту сцену наблюдала... На следующие съемки этой картины он приезжал уже один... Как-то во время перерыва он лег на кровать, прямо в сапогах, глаза прикрыл и говорит мне: “Что-то у меня сердце болит”. А у самого ресницы дрожат - подсматривал за моей реакцией: сочувствую я ему или нет...

- 25 лет своей жизни вы посвятили Ролану Анатольевичу. Никогда не ревновали?

Повода для ревности он мне не давал. Дело в том, что у него было достаточно веселых историй и до меня. Ролан мне даже говорил: “Ты даже не представляешь, насколько мне важно быть верным тебе”. Хотя... Уже после его смерти меня подвозил один таксист, наверное, не очень умный человек, так вот, он мне рассказывал: “Помню, - говорит, - в 76-м вез вашего мужа с какой-то девицей за город...” И я вспомнила тот случай... Однажды он не пришел домой ночевать. Всю ночь не спала. В мыслях вертелось одно: выпьет где-нибудь, замерзнет, или прибьют по дороге... В шесть утра раздается телефонный звонок: “Ленуся, я почему-то в каком-то Лыткарино, не понимаю, как я здесь оказался. Солнце мое, я умоляю, только не волнуйся, я сейчас приеду, я уже мчусь!” И через сорок минут он подъехал к нашему дому на пожарной машине... Но таких случаев, может, парочку за всю жизнь и наберется. А вообще ему до конца жизни писали любовные письма. Однажды объявилась какая-то сумасшедшая, которая очень хотела родить от него. А у Ролана тогда уже обнаружили онкологию, и он лежал в больнице...

- А как сложились отношения вашего сына от первого брака с Роланом Анатольевичем?

Паше отца заменил сначала дед - Всеволод Санаев, любивший его самозабвенно. Потом Ролан. Однажды Пашка, когда был еще совсем маленький, решил пошкодить и поднес к уху спящего Ролана огромный будильник. Бедный Ролан подскочил как ошпаренный и слегка смазал ему по физиономии. Сын тихо ушел, но даже не пожаловался мне. Но и Паша “воспитывал” Ролана. Быков не выносил, если я больше двух часов ходила по магазинам. “Где она ходит?!” - как-то закричал Ролан и выругался при этом. Паша сказал: “Я не разрешаю ругать маму”. - “Извини, - Ролан сразу осекся, - ты больше этого не услышишь”.

- Елена Санаева для многих лишь жена Ролана Быкова. Вас это не смущает?

У Пушкина была Натали, у Тургенева - Полина Виардо, у Достоевского - Анна Сниткина. Но, может быть, если бы у Достоевского не было Сниткиной, он бы и не стал Достоевским. На все божий промысел. Мой - быть дочерью своих родителей, женой Ролана Быкова, матерью Павла Санаева. Да, в моей жизни уже Вечер, но еще не Ночь. Даст бог, что-то радостное жизнь еще подарит. Что-то еще будет, верю. Я стоик - папина дочь.

Как выглядит окружающий мир в глазах мальчика, который стал предметом семейных распрей? Ребенок испытывает одиночество, боль, а иногда и чувство вины. Все это ложится тяжелым камнем на его душе и не уходит бесследно. Таково было детство режиссера, актера и сценариста Павла Санаева. В своем первом художественном произведении он оставил о пережитом отзывы. «Похороните меня за плинтусом» - это не мемуары или воспоминания, а попытка простить близких людей за ту боль, которые они причиняли ему из любви и слабости, эгоизма и самоотверженности.

Предыстория

Павел Санаев - продолжатель актерской династии. В шестом классе он исполнил одну из главных ролей в киноленте своего отчима Ролана Быкова «Чучело». Фильм посвящен был непростым взаимоотношениям среди подростков. В этой картине мать Павла сыграла роль школьного учителя. Для начинающего актера участие в съемках фильма Ролана Быкова стало не только началом творческого пути, но и знакомством с окружающим социальным миром. До первого появления на съемочной площадке Павел испытывал острый Дело в том, что мальчик первые годы своей жизни был огражден не только от общения со сверстниками, но даже от необходимой ему материнской любви.

Как появилась книга

В старших классах Павел начал создавать некие литературные наброски. Написанное он дополнял, исправлял, и лишь спустя восемь лет было готово полноценное художественное произведение, которое получило название «Похороните меня за плинтусом».

Отзывы о книге были как положительными, так и отрицательными. Некоторые полагали, что повесть Санаева - занимательное произведение, не лишенное черного юмора. Другие видели в колоритных и весьма неприятных образах, желание автора отомстить своим родным за причиненные обиды. Третьи всем сердцем жалели мальчика, который оказался в столь невыносимых условиях.

Несмотря на то что в книге изображены родители Елены Санаевой, то есть - родные бабушка и дедушка автора нашумевшей книги, следует помнить, что не документальным, а художественным произведением является повесть «Похороните меня за плинтусом». Отзывы о книге, как о желании писателя очернить своих родных, едва ли можно назвать объективными. Имена близких людей писатель изменил. Главного героя зову Саша Савельев. Мать - Ольгой. У отчима и вовсе нет имени. Бабушка и дедушка называют его не как иначе как карликом-кровопийцей.

Образ бабушки

Санаев написал книгу, материалом для которой послужил его собственный опыт. Образ главной героини - эксцентричной и неуравновешенной бабушки - взят из жизни, но дополнен элементами художественного вымысла. Эта женщина терроризирует восьмилетнего Сашу своей любовью и безграничной заботой, и он, наконец, приходит к выводу, что вскоре его настигнет смерть, а потому ему вдруг в голову мысль, что необходимо оставить небольшое, но четкое завещание, в котором единственным требованием будет «Похороните меня за плинтусом».

Отзывы о книге, которую написал внук, Всеволод и Лидия Санаевы не оставили, потому как ушли из жизни до того, как она была издана. Художественное произведение заканчивается смертью бабушки. В реальной жизни Лидия Санаева скончалась за несколько лет до издания книги ее внука. Сам же автор однажды признался, что никогда бы не смог издать свою повесть при ее жизни.

Лидия Санаева

Повесть начинается с главы «Купание». Читатель уже с первых строк понимает, что книга посвящена отнюдь не доброй и ласковой бабушке. Хотя заботой она своего внука совсем не обделяет. На протяжении всей повести бабушка пророчит своему внуку множество бед, желает «сгнить в тюрьме» и предсказывает скорую мучительную смерть. Проклятие и ругательства женщина произносит, не отрываясь от выполнения своего долга. Она готовит Саше диетический завтрак, устраивает ему сложные банные процедуры, пичкает таблетками. В общем, делает все, чтобы мальчик ушел из жизни не так рано, как бы она хотела…

И в книге, и в интервью автор повести утверждает, что в ней он изложил далеко не всю правду о своих ранних годах. Бабушка в действительности выбирала выражения куда более жесткие. Но предоставлять столь неприглядные подробности нет смысла. Ведь книга не о безумии, а о любви, которая убивает, калечит, наносит неизгладимую душевную рану.

Бабушка ежедневно напоминает внуку о том, что жить ему осталось совсем немного. Хотя безумно любила его. Регулярные разговоры о болезнях и смерти не могут не отразиться на восприятии окружающего мира. Саша, не смотря на свой юный возраст, начал думать о смерти как о чем-то вполне обыденном. И, безусловно, ему не приходит в голову, что поведение самого близкого человека в его жизни несколько отличается от стандартного, присущего психически здоровому человеку.

Критика

В конце девяностых годов Павлу Санаеву удалось опубликовать свое произведение в одном из литературных журналов. Лишь в 2003 году в отдельном издании появилась повесть «Похороните меня за плинтусом». Отзывы о книге были разнообразными. В детских воспоминаниях присутствует юмор и грусть. Они могут нравиться, и способны раздражаться. Но в том, что книга создана человека талантливым, вряд ли можно усомниться.

Фильм

В 2009 году была экранизирована повесть «Похороните меня за плинтусом». Отзывы о фильме Санаев оставил крайне негативные. Кинолента автору культовой книги не понравилась, прежде всего, потому, что актриса, сыгравшая главную женскую роль, не справилась с задачей. В этом, несомненно, вина режиссера. Светлана Крючкова - выдающаяся советская и российская актриса - сыграла бабушку на одной ноте. Каждый человек, который читал произведение, не мог не признать, что созданный экранный образ имеет мало общего с литературным. Сама же актриса в интервью заявила, что многие важные эпизоды были вырезаны по настоянию продюсера фильма.

На роль Лидии Санаевой изначально планировали взять ее дочь. Но после того как автор повести и сценария отказался от работы, все изменилось. На главную роль пригласили другую актрису. Впоследствии Елена Санаева признала, что ей бы было невыносимо тяжело играть собственную мать.

Всеволод Санаев

Дедушка Саши Савельева - человек мягкий и во всем уступающий своей жене. Его прототипом является Всеволод Санаев - советский актер, известный по фильмам «За нами Москва», «Возвращение Святого Луки», «Забытая мелодия для флейты» и другие.

Отец матери Саши играет важную роль в повести «Похороните меня за плинтусом». Отзывы о фильме Павла Санаева несколько отличаются от мнения зрителей и кинокритиков относительно одноименной книги. Тот, кто читал автобиографическую повесть Санаева, как правило, неодобрительно воспринимает картину Сергея Снежкина. Но дедушку главного в фильме персонажа сыграл выдающийся актер Алексей Петренко. И образ, который он создал на экране, пожалуй, не уступает литературному.

Именно с помощью этого персонажа писатель смог показать размах самодурства и безумия бабушки. Большая часть произведения посвящена изображению отношения и быта в доме, в котором проживает Саша. И если взрывам агрессии и неадекватному поведению бабушки мальчик не может препятствовать в силу своего возраста, то муж ее теоретически способен на это. Но он все больше отмалчивается, заискивает перед ней, безропотно выполняет все ее требования. И только раз, он взрывается, уходит из дома. Для того чтобы спустя несколько часов вернуться снова. Домашнюю тиранию он не способен побороть. На это не хватает сил и упорства и у матери главного героя.

Во время чтения повести, бабушка, несмотря на все свои странности, вызывает жалость. Трагедия ее заключается не только в психическом расстройстве, но и в безразличии мужа, который в молодые годы не уделял своей жене должного внимания. Она в одиночку боролась за жизнь первого ребенка. Но мальчик умер, а спустя несколько лет на свет появилась Ольга - мать Саши - девочка болезненная и упрямая. Отец все больше отсутствовал на гастролях, в творческих командировках. Он и не заметил, как жена его превратилась в пожилую истеричную женщину.

Елена Санаева

Эта актриса является прототипом Ольги - матери Саши. детям советского периода в первую очередь запомнилась по роли Лисы Алисы в фильме, в котором она сыграла сказочную роль в дуэте со своим мужем.

Образ Ольги изображен с помощью внутренних переживаний мальчика в повести «Похороните меня за плинтусом». Книга, отзывы критиков о которой нередко посвящены прекрасному художественному стилю автора, на сегодняшний день не была достойно экранизирована.

В фильме режиссера Сергея Снежкина мать Саши по непонятным причинам более напоминает депрессивную слабую даму, которая вместо того, чтобы бороться за своего сына, распивается коньяк со своим возлюбленным. После чего пара бросается в пляс. Доверия куда больше вызывает героиня Светланы Крючковой. Даже несмотря на ее истерические крики и своеобразные проклятие. она проявляет, хотя и довольно своеобразную, заботу о мальчике.

Что думает о фильме сам Павел Санаев? «Похороните меня за плинтусом», отзывы о котором встречаются крайне восторженные, был раскритикован автором повести. Изначально предполагалось, что режиссером киноленты будет сам Санаев. Но в последний момент автор произведения отказался, поскольку был не уверен, что сможет уделить на создание картины столько сил, сколько было потрачено на написание книги. Продюсерам пришлось искать другого режиссера. Им стал Сергей Снежкин, мнение которого расходилось с позицией автора сценария не только относительно актерского состава. Снежкин существенно изменил и сюжет.

В фильме по сценарию Санаева задействованы замечательные актеры. Но даже их талантливая игра не смогла спасти картину, которую автор повести назвал «чернухой». В фильме присутствуют натуралистические подробности, которые, по мнению критиков, лишние. И главное, не соблюдена главная идея Павла Санаева. Образ бабушки в фильме слишком однозначен.

Что думают об экранизации произведения Санаева исполнители главных ролей в киноленте «Похороните меня за плинтусом»? Отзывы о фильме актеров разнообразны. Исполнительница главной роли утверждает, что ее образ был существенно изменен в результате монтажа. сыгравшая мать Саши, своими впечатлениями от съемок фильма не делилась. Однако большая часть зрителей полагают, что выбор режиссера в пользу этой актрисы был не самым удачным.

Карлик-кровопийца

Этот персонаж почти не присутствует в книге, но является, все же, центральным. Именно из-за карлика-кровопийцы мать бросила своего сына. И именно из-за него больная старуха вынуждена выхаживать болезненного «гниющего» мальчика. По крайней мере, в этом с ранних лет убеждает внука бабушка-тиран. Но Саша однажды уже видел этого жуткого карлика, и не нашел в нем ничего отталкивающего.

Своему отчиму, режиссеру и актеру посвятил Павел Санаев повесть «Похороните меня за плинтусом». Отзывы критиков об этом произведении иногда, возможно, и были не благоприятные. Не пристало человеку из семьи знаменитостей выносить сор из избы. Но образ отчима, который впоследствии оказался отнюдь не жутким, автор изобразил с глубоким уважением и любовью. Мудрым, талантливым и понимающим описал его Санаев в своей первой повести. Таким же писатель изобразил своего отчима в художественном произведении о злоключениях Раздолбая. Книга «Похороните меня за плинтусом - 2», отзывы о которой были не столь бурными, все же заняла достойное место в современной литературе.

Среди известных русских актрис одна из самых обаятельных и интересных - Елена Санаева. Биография ее полна драматических и ярких событий и в кинематографической, и в

Восходящая звезда кинематографа

Впервые статная красавица с чувственными губами и выразительным взглядом больших карих глаз появилась на экране в военной драме Загида Сабитова «Генерал Рахимов», следующей ролью была героиня ранних рассказов Максима Горького в кинофильме Федора Филиппова «По Руси». В картине Аиды Манасаровой «Главный свидетель», созданной в 1969 году по мотивам рассказов А. П. Чехова, Елена Санаева точно и тонко сыграла роль страстно влюбленной в соседа вдовы Марии Каплунцовой, которую судят за убийство мужа. Право на эту роль актриса на кинопробах подтвердила так убедительно, что разом отодвинула всех других претенденток. А вышло так благодаря мудрым советам отца.

Воспоминание о детстве

Ни для кого не секрет, что актриса Елена Санаева - дочь знаменитого советского актера Всеволода Васильевича Санаева. Она родилась в военном 1943 году, много и часто болела, но родители готовы были жизнь отдать, чтобы выходить единственную дочь после смерти ее двухгодовалого братика Алеши. Малыш умер в эвакуации от дифтерита, осложненного корью, навсегда оставив глубокую душевную рану в сердце матери - Лидии Антоновны. О непростых и драматических отношениях в семье Санаевых публика узнала из повести «Похороните меня за плинтусом», которую написал сын актрисы, Павел. Некоторыми своими воспоминаниями о детстве и молодости Елена Санаева делилась в интервью. Она рассказала о том, как в пятилетнем возрасте заболела желтухой, справиться с которой в те годы было очень трудно, и мама самоотверженно лечила дочку, носила на руках на свежий воздух и, наконец, решилась крестить девочку. Обряд провели дома, над тазиком, надев на бледную шейку Лены медный крестик. После этого она пошла на поправку.

Воспоминания актрисы о матери и об отце полны благодарности и теплоты. Может быть, в те непростые годы Елена Санаева научилась состраданию, терпению, умению помочь и поддержать человека. Актриса вспоминает, как мама в 1952 году, рассказав на коммунальной кухне анекдот, оказалась под угрозой доноса и заболела «манией преследования». Потом женщина всю жизнь страдала депрессией, которая, помноженная на властный характер и тоску по несбывшимся мечтам, превращала Лидию Антоновну в домашнего тирана и провоцировала ссоры с близкими людьми.

Дебюты

Когда Лена выросла, она поступила в ГИТИС. И здесь отец очень поддерживал дочку в ее творческих дерзаниях. Он не раз говорил ей: «Мы, Санаевы, народ талантливый. Верь в себя, а случай придет - и ты будешь к нему готова». После института девушка стала играть в Московском театре-студии киноактера.

Двадцатишестилетнюю Елену заметил Василий Шукшин. В его фильме «Странные люди» ярко и талантливо блеснул актерский дуэт, где Елена Санаева и Всеволод Васильевич Санаев сыграли тоже дочь и отца. А затем звездная семья появилась в другой ленте Шукшина - «Печки-лавочки». Елене нередко доставались роли второго плана, но в них она проявляла такой творческий темперамент, что режиссеры всегда видели и отмечали незаурядную девушку. Тем не менее, похвалами актриса Елена Санаева, биография которой в кино засияла новыми гранями после встречи с Роланом Быковым, была до поры не избалована.

Служебный роман

Судьбоносная встреча произошла в 1973 году, на съемках фильма «Докер». Ролан Быков был недоволен простоем в работе из-за того, что некая актриса Санаева, видите ли, боится лететь на самолете и едет поездом. Когда Ролан Антонович увидел капризную незнакомку, о которой знал только, что она «папина дочка», он мгновенно «провалился» в ее бездонные глаза. В фильме им предстояло сыграть влюбленных. После слишком достоверного поцелуя у Елены покраснели губы. Быкову тогда было 43 года, он только что расстался с первой супругой, актрисой Лидией Князевой. Елена была на тринадцать лет младше, а выглядела еще моложе лет на десять. Внешне они тоже не подходи друг другу: она высокая, худенькая, он низенький и коренастый. «Не монтируетесь!» - определил возможности пары отец актрисы. Однако внутреннее стремление друг к другу, энергия притяжения, возникшая между двумя этими людьми, сковала их не только в творческом, но и жизненном союзе. Год спустя Быков, встав на колени в Таллиннском ресторане (в Эстонии шли съемки фильма «Автомобиль, скрипка и собака Клякса») сделал возлюбленной предложение.

Факты из личной жизни

Первый муж Елены Санаевой, инженер Владимир Конузин, о котором актриса всегда вспоминает с уважением, подарил ей сына - Павла. Родители Владимира были против того, чтобы он женился на актрисе, супруги недолго прожили вместе - очень уж разными были их взгляды и привычки. Когда избранником Лены стал Ролан Быков, почему-то возроптали ее родители. Прозвище «карлик-кровопийца», которым наградила зятя Лидия Антоновна, - это не только художественный образ из книги, которую написал сын Елены Санаевой. Отношения долго не ладились, пока сильный и целеустремленный характер Ролана Антоновича не смог перенаправить ситуацию в мирное русло. Благодаря Ролану Быкову теща прожила на три месяца дольше и окончательно помирилась с дочерью. Задушевные беседы с зятем скрасили последний год жизни и Всеволода Санаева, ушедшего вслед за женой через несколько месяцев после ее смерти.

Лучшие роли

После свадьбы супругам улыбнулась удача сыграть парочку лукавых мошенников в киносказке Леонида Нечаева «Приключения Буратино». Идея сначала не понравилась Быкову, но чуткая на актерскую удачу Елена заявила, что от подобных ролей не отказываются. Дуэт лисы Алисы и получился феерично ярким. Елена неожиданно раскрылась как острохарактерная актриса. Новые роли, последовавшие за этой лентой, нередко бывали смешными и запоминающимися. Снималась Санаева и в фильмах Ролана Быкова. По Москве даже ходили злоязычные слухи, будто молодая актриса польстилась на этот брак ради карьеры. Конечно, это были глупости. Специально «на нее» ролей талантливый режиссер Быков никогда не делал, не устраивал ее кинематографическую судьбу. А о таких нежных и творчески богатых взаимоотношениях, какие были у Быкова и Санаевой, можно было только мечтать. В жизни друг для друга они были поддержкой и радостью. Елена одарила мужа великолепным сплавом силы характера, мягкости, эмоциональности и душевного равновесия. Он дал ей надежную опору, много ярких мгновений творчества, душевную щедрость, с которой бескорыстно помогал многим запутавшимся людям, делил с ней гений редкого дара понимать детей и чувствовать ответственность за будущее.

Невыдуманная книга

Повесть «Похороните меня за плинтусом» привела в восторг Ролана Быкова. Это было именно то сочетание искренности и художественности, которое хотел видеть в писателе знаменитый режиссер и актер. Детские муки и страдания, которые переживает маленький Саша Савельев (прообраз автора, Павла Санаева) вплетены в интригу взаимоотношений с матерью, к которой бабушка долго не допускала внука, и с отчимом, которого сначала мальчик ужасно боялся и ревновал. Когда по настоянию Ролана Антоновича Пашу окончательно забрали от бабушки и деда, в его жизни началась новая полоса. «Закомплексованным неврастеником» парень не стал, по его словам, во многом благодаря мудрости отчима. Тот сумел наладить отношения с мальчиком и привить ему вкус к творческой работе.

Жизнь без Ролана

1996 год отмечен страшным диагнозом, который поставили Ролану Быкову. Врачи нашли у него раковую опухоль в легких, сделали операцию. Но через два года Быков вновь оказался на больничной койке и знал, что ему уже не выжить. В октябре 1998 года он умер. Трудно представить, как пережила трагедию Елена Санаева. Биография заслуженной артистки навсегда изменилась с уходом близкого друга и трепетно любимого человека. Но это испытание не сломило женщину. До последнего вздоха Ролан мужественно переносил боль, а Елена делала все мыслимое и немыслимое, чтобы отодвинуть страшный конец. А потом она, собрав силы, стала продолжать дело, которое супруг. Занялась его архивами, продолжила работу над материалами для документального фильма «Евангелие от Скомороха», который задумал и не успел осуществить Ролан Антонович. Телезрители увидели две документальные ленты, которые Елена Всеволодовна Санаева сняла как режиссер: «Дело моей жизни» о фотографе Юрии Росте и «Трудно быть Германом» о кинорежиссере

Театральный дар

В 2007 году Елена Санаева снялась в фильме своего сына Павла «Нулевой километр», за эту превосходно сыгранную эпизодическую роль актриса претендовала на награду кинофестиваля «Созвездие».

Затем было еще несколько ролей в кино, но самым интересным оказалось то, что актриса вернулась на театральные подмостки, с которых начинала творческую биографию. Здесь она играет в пьесах талантливейших современных драматургов - Людмилы Улицкой, Дмитрия Быкова,

Режиссер театра «Школа современной пьесы», где трудится актриса, отзывается о ней как об очень содержательной личности, для которой, когда она выходить на сцену, уже не важен текст. Она необыкновенно интересна сама по себе: как держится, мыслит, разговаривает. Коллеги чувствуют вокруг нее особую ауру тепла и таланта, и еще - всегдашнее незримое присутствие Ролана Быкова, дух его эпохи. Дар жить в двух временах - это то, чем прекрасно владеет великолепная актриса Елена Санаева. Фото первых ее ролей и иллюстрации современных работ вдохновляют тем особенным зарядом художнического азарта, которым обладает эта сильная, мудрая и красивая женщина.

Года (умер ) - , .

В 1926-1930 годах работал сборщиком гармоней на Тульской гармонной фабрике. В 1930-1931 годах - артист вспомогательного состава Тульского театра при Патронном заводе, в 1931-1932 годах - актёр Тульского театра драмы имени Горького.

После окончания ГИТИСа в 1937 году Санаев стал работать во МХАТе. Однако работы в театре было немного, да и корифеи театра неохотно делились ролями. С кино же дело обстояло лучше. В кино актёр дебютировал в 1938 году, в фильме «Волга-Волга», сыграв две маленькие роли: бородатого лесоруба и безбородого музыканта, а первая крупная работа состоялась в картине «Любимая девушка» (1940) - роль рабочего Добрякова.

С 1943 года - артист академического театра имени Моссовета. С 1946 года по 1994 год - актёр Театра-студии киноактёра. В 1952-1956 годах играл во МХАТе.

В 1949-1950 годах - педагог ВГИКа.

Интересны его актёрские работы в фильмах, поставленных Василием Шукшиным, - Ермолай Воеводин в «Вашем сыне и брате» (1965), Матвей Рязанцев в «Странных людях» (1969) и Степан Фёдорович в «Печках-лавочках» (1972). Всесоюзную известность принесла Санаеву роль полковника Зорина в детективной трилогии о милиции - Возвращение «Святого Луки» (1970), «Чёрный принц» (1973) и «Версия полковника Зорина» (1978).

Из последних киноработ Всеволода Санаева стоит отметить блистательный дуэт с Б.К. Новиковым в мелодраме «Белые росы» (1983) и роль начальника в министерстве из картины Э. А. Рязанова «Забытая мелодия для флейты» (1988). Убеждённый коммунист, долго избирался секретарём парткома «Мосфильма». В последние годы актёр сетовал, что ему так и не дали попеть в кино и сыграть комедийную роль. Когда Всеволода Санаева спрашивали, кем бы он стал, если бы не был актёром, он отвечал: «Я был бы замечательным гармонных дел мастером».

В 1966-1986 гг. - секретарь Союза кинематографистов СССР

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище рядом с могилой жены (участок № 10).

Всеволод Санаев Личная жизнь

Жена - Лидия Антоновна Санаева (1910-1995).
Сын Алексей - умер в возрасте 2 лет, заболев во время войны корью и дифтеритом.
Дочь - - актриса, вдова актёра и кинорежиссёра Р. А. Быкова.
Первый зять Владимир Конузин - инженер, отец единственного внука Павла.
Второй зять Ролан Быков - советский и российский актёр, театральный режиссёр, кинорежиссёр, сценарист.
Внук Павел Санаев - российский актёр, сценарист и режиссёр.
Сестра Людмила (Шемякина) Санаева - жила в Карелии, г. Сегежа.

Всеволод Санаев встретился со своей будущей супругой Лидой Гончаренко, будучи уже профессиональным артистом. Произошло это в Киеве, куда Всеволод приехал на гастроли вместе с другими членами театральной труппы. В красавицу Лиду трудно было не влюбиться, но и Санаев оказался не промах. Молодые люди стали встречаться. Примечательно, что родители самой девушки были категорически против этого брака и просили дочь не совершать опрометчивых поступков. Но Лида никого не послушала и уехала с актером в далекую Москву.

Поначалу все шло чудесно. Влюбленные официально зарегистрировали свои отношения, и вскоре на свет появился первенец, которого назвали Алексеем. А потом началась война. Но советские актеры продолжали гастролировать, поддерживая представлениями испуганных мирных жителей страны и дух ее бойцов. Именно во время такой поездки Санаева Лидию вместе с ребенком отправили в эвакуацию в Казахстан. Там 2-хлетний Алексей подхватил инфекцию и скончался. Всеволоду и Лидии не сразу удалось соединиться, поэтому страшную потерю единственного сына и его похороны молодая женщина пережила в полном одиночестве. Эта трагедия станет потом одной из причин дальнейшего поведения Санаевой, ее отголоском.