Презентация на тему "толстой "севастопольские рассказы"". «севастопольские рассказы» льва николаевича толстого. Л толстой севастопольские рассказы презентация

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести Отечества. Л.Н.Толстой

поручик артиллерии Л.Н.Толстой,27 лет, во время Крымской кампании.

Крымская война 1853-1856, также Восточная война - война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Боевые действия разворачивались на Кавказe , в Дунайских княжествах, на Балтийском, Черном, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму.

К середине XIX века Османская империя находилась в состоянии упадка, и только прямая военная помощь России, Англии, Франции и Австрии позволила султану дважды предотвратить захват Константинополя мятежным вассалом Мухаммедом Али Египетским.

В ходе дипломатического конфликта с Францией по вопросу контроля над церковью Рождества Христова в Вифлееме, Россия, с целью оказать давление на Турцию, ввела войска в Молдавию и Валахию, находившиеся под её протекторатом по условиям Адрианопольского мирного договора. Отказ русского императора Николая I вывести войска привел к объявлению 4 (16) октября 1853 года Турцией, а за ней Великобританией и Францией, войны России.

В ходе последовавших боевых действий союзникам удалось, используя техническое отставание русских войск и нерешительность русского командования сконцентрировать количественно и качественно превосходящие силы армии и флота на Чёрном море, что позволило им произвести успешную высадку в Крыму десантного корпуса, нанести российской армии ряд поражений и после годичной осады захватить Севастополь - главную базу русского Черноморского флота. Перспектива города, гавани и укреплений Севастополя, литография, 1850-е

Оборона Севастополя 1854-1855 гг. - защита русскими войсками севастопольской крепости во время Крымской войны. Эту оборону называют также «Первой обороной Севастополя», в отличие от обороны города в 1941-1942 гг. Оборона Севастополя (Франц Рубо)

5 (17) октября последовала первая бомбардировка Севастополя, как с сухого пути, так и с моря. Во время этой бомбардировки только английским батареям удалось одержать частный успех против 3-го бастиона; вообще же огонь союзников не увенчался удачей, несмотря на громадное количество выпущенных снарядов. Незаменимой потерей для русских была смерть храброго Корнилова, смертельно раненного на Малаховом кургане. Общий урон с нашей стороны состоял из 1250 человек; у союзников выбыло из строя 900-1000 человек. Почтовая марка СССР из серии «Адмиралы России», посвящённая В. А. Корнилову, 1989, 5 копеек (ЦФА 6157, Скотт 5850a)

Бой на Малаховом кургане в Севастополе в 1855 году.

Рукопашный бой французских зуавов и русских солдат на Малаховом кургане

Севастополь представлял груду развалин; исправление укреплений сделалось невозможным. 27 августа (8 сентября), после жестокого огня, союзники в полдень двинулись на штурм, Через ½ часа французы овладели Малаховым курганом; на всех прочих пунктах обороняющиеся, совершив чудеса храбрости, отбили нападение, однако дальнейшая оборона Севастополя уже не представляла никакой выгоды Город был зажжён, пороховые погреба взорваны, военные суда, стоявшие в бухте, затоплены. Союзники не решились преследовать нас, считая город минированным, и только 30 августа (11 сентября) вступили в дымящиеся развалины Севастополя. За 11 месяцев осады неприятель потерял не менее 70 тыс. человек, не считая умерших от болезней; русские - около 83½ тыс.

Герои обороны Севастополя Во время обороны Севастополя Дарья Михайлова, как и другие севастопольские сёстры милосердия под огнём противника оказывала раненым защитникам Севастополя медицинскую помощь, вытаскивала их из-под огня в лазарет. Не зная её фамилии, все называли её Даша Севастопольская. Однако она не только оказывала медицинскую помощь, но и, переодевшись в мужскую одежду, участвовала в боях и ходила в разведку. За особые заслуги она была единственной из низшего сословия награждена золотой медалью на Владимирской ленте «За усердие» Даша Севастопольская, скульптура на здании панорамы обороны Севастополя

Матрос Кошка Бюст матроса Кошки, севастопольский Музей истории Черноморского флота России В дни Обороны Севастополя в числе других матросов Черноморского флота отправлен на берег. Сражался на батарее лейтенанта А. М. Перекомского. Отличался смелыми, инициативными действиями, храбростью и находчивостью в бою, особенно в разведке и при захвате пленных. В январе 1855 года произведён в матросы 1-й статьи а затем в квартирмейстеры. Награждён Знаком Отличия Военного ордена святого Георгия и медалями - серебряной «За защиту Севастополя 1854-1855 гг.» и бронзовой - «В память о Крымской войне 1853-1856 гг.».

Л.Н.Толстой участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии, а с ноября 1854 г по конец августа 1855 г был в Севастополе. Стела в память участника обороны Севастополя 1854-1855 гг. Л. Н. Толстого у четвёртого бастиона

Толстой долго жил на страшном 4-м бастионе, командовал батареей в сражении при Чёрной, был при адской бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. Несмотря на все ужасы осады, Толстой написал в это время боевой рассказ из кавказской жизни «Рубка леса» и первый из трёх «Севастопольских рассказов» «Севастополь в декабре 1854 г.». Этот последний рассказ он отправил в «Современник». Тотчас же напечатанный, рассказ был с жадностью прочитан всею Россией и произвёл потрясающее впечатление картиною ужасов, выпавших на долю защитников Севастополя. Рассказ был замечен императором Николаем; он велел беречь даровитого офицера, что, однако, было неисполнимо для Толстого, не хотевшего перейти в разряд ненавидимых им «штабных».

За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя 1854-1855» и «В память войны 1853-1856 гг.».

«Севастопольские рассказы» - свидетельство очевидца и участника тех событий. Верещагин В - Апофеоз войны - 1871

Апофеоз войны

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №20 им.А.А.Хмелевского» г.Курска Мальцева Ольга Николаевна Спасибо!


Слайд 2

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого

Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда». Л.Н. Толстой.

Слайд 3

По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества".

Л.Н.Толстой

Слайд 4

В октябре 1853 года Турция объявила войну России. Англия и Франция заявили, что они берут под защиту Турцию. На самом деле они хотели уничтожить русский флот и захватить русские земли.

18 ноября 1853 года русская эскадра под командованием адмирала Нахимова разгромила турецкую эскадру в Малой Азии, в бухте города Синопа.

В жарком бою турецкие корабли были разбиты и потоплены. Павел Степанович Нахимов стал героем Синопа.

Через короткое время после этой славной битвы английская и французская эскадры из Босфора вышли в Черное море. Англия и Франция пошли на открытый разрыв с Россией. В марте 1854 года они официально объявили войну России. Так началась Крымская война.

Слайд 5

Причины и начало обороны Севастополя

Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меньшикова. Отступая, она покинула и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меньшиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тысячами моряков и двумя тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения, организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля.

Слайд 6

Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны Севастополя, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. Эти люди стали героями рассказов «Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь в августе 1855 года» (1855). О них Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».

Слайд 7

- Как Толстой попал в воюющий Севастополь?

В 1851 г., устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный», - таким, по свидетельству очевидцев, был Л. Толстой на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд.

Слайд 8

Иван Константинович Айвазовский: Осада Севастополя 1859.

Слайд 9

Обсуждение рассказа «Севастополь в декабре месяце»

В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 г. и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 г.

Комментируем фрагменты рассказа:

Описание фурштатского солдата;
- посещение госпиталя и операционной;
- описание 4-го бастиона;
- авторский вывод: «...убежденность в невозможности... поколебать где бы то ни было силу русского народа».

И "фурштатский солдатик", и "офицер в безукоризненных белых перчатках", и "матрос, который курит, сидя на баррикаде", и "рабочие солдаты с носилками", как и многие другие, просто "исполняют свое дело, какое бы оно ни было".

Слайд 10

Вывод

В рассказе Толстой показывает военные действия без прикрас, в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину.

На групповом портрете участников севастопольской обороны художника В.Ф. Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко.
Сколько в их лицах решимости, отваги, мудрости и грусти!

Слайд 11

Обсуждение рассказа «Севастополь в мае»

В мае 1855 г. произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля.

Комментируем такие фрагменты рассказа:

Рассуждения о пехотных офицерах;
- сцена, когда офицер укоряет солдата;
- описание раненых;
- сцена перемирия;
- описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых.

Слайд 12

Вывод. В рассказе звучит мысль об ужасе войны, о ее противоестественности сути человека. Главное, по мнению Толстого, - правдивое изображение войны в крови и страданиях.

Слайд 13

Обсуждение рассказа «Севастополь в августе 1855 года»

Август - это самый страшный месяц долгой осады Севастополя, закончившейся падением города 27 августа 1855 г. Севастополь героически сражался 349 дней.

«Косточка Толстого» - С кем нас познакомил Мудрый Чтец? Ваня. Кто принес нам письмо? Почтальон Печкин. Л.Н.Толстой 1828-1910. Откуда косточка? Ход урока: Письмо. Как звали главного героя рассказа? Итоговые вопросы: Косточка.

«Толстой Два брата» - Я готов к работе. На разминку. На разминку становись! Вправо – влево покрутись. Каждый сам в жизни выбирает свою дорогу. Рассказ Повесть Роман Баллада. Без оглядки- очень быстро. А теперь ходьба на месте, Левой – правой, стой раз – два. Голова мыслит ясно. Л. Н. Толстой участвовал в обороне Севастополя.

«Урок Детство Толстого» - Глава «Наталья Савишна». Тема урока: Образ «невозвратимой поры» в повести Л.Н.Толстого «Детство». "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Эпиграф: Слезы… Звук голоса и прикосновения матери… Сон-грезы-мечты-воображение… Любовь… Глава «Детство». Воспоминание… Проверка домашнего задания.

«Кавказский пленник рассказ» - Приходилось поручику Толстому вызволять из плена своих боевых товарищей. Сюжет рассказа прост: попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог. Физкультминутка. С.Я.Маршак. Рисунок Хайруллиной Гулии. Рассказ «Кавказский пленник» был напечатан в 1872 году. А ведь Лермонтов писал!

«Толстой «Кавказский пленник»» - Старик. Мугамед. Узнайте героя по описанию. Красный татарин. Кавказский пленник. Костылин. Значение термина. Характеристика. Кавказ. Абдула. Жанр своего произведения.

«Толстой Кавказский пленник урок» - Способен на предательство. Костылин. Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить. 1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Всем помогает, даже своим врагам – татарам. 4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении».

Тип урока: интегрированный (литература, история).

  1. Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя.
  2. Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты.
  3. На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя.
  4. Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.

Оборудование, наглядность: Л.Н.Толстой “Севастопольские рассказы”, слайдовая презентация, персональный компьютер, мультимедийный проектор

Методические приемы организации урока:

Опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения, подготовка докладов и сообщений, подборка репродукций по теме урока, выразительное чтение.

Учитель литературы Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать словами Л.Н.Толстого: “По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества”. Мы продолжим наш разговор о писателе и будем говорить о его “Севастопольских рассказах”. Ведь именно они сыграли решающую роль в становлении Толстого-писателя. В течение урока вы должны выяснить и дать ответ на вопросы: Кто является истинным героем “Севастопольских рассказов” Л.Н.Толстого и Что такое война в понимании писателя.

Справка историков: Цель внешней политики царя Николая I - вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в Дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854 года войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте 1856 года в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1855 года он умер.

Работа биографов

В 1851 году Л.Н.Толстой отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии.

Когда в 1853 году началась война России с объединенными военными силами Англии, Франции и Турции, Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию Его перевели в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. “Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный” - таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854г. и оставался здесь вплоть до конца осады.

1. Историки

В сентябре 1854 года армия союзников численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши.

Адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин взяли на себя командование Севастополем. С 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения они организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплений, схему которых разработали военные офицеры под руководством Э.И.Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов и преградили доступ в нее вражескому флоту.

Работа биографов.

7 ноября 1854 года Толстой прибыл в Севастополь. Под сильным впечатлением увиденного, он пишет письмо брату Сергею: “Дух в войсках выше всякого описания. Корнилов, объезжая войска, вместо: “Здорово, ребята!” - говорил: “Нужно умирать, ребята, умрете?” - и войска кричали: “Умрем, ваше превосходительство!” и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Женщины носят воду на бастионы для солдат… Я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время”.

Работа художников.

Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой?

(Работа по репродукциям И.Айвазовского, изображающим Севастополь). (Приложение 1 , Приложение 2 ).

Учитель литературы:

Таким образом, Л.Н.Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. О них Л.Н.Толстой пишет в очерке “Как умирают русские солдаты”. В одном из рассказов мы читаем: “Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен – правда”. Эти люди стали героями рассказов: “Севастополь в декабре месяце”, 1854 год; “Севастополь в мае”, 1855 год; “Севастополь в августе”, 1855 год.

1. Рассказ: “Севастополь в декабре месяце”.

Справка историков:

В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года. Сражение у Балаклавы 13 октября 1854 года сложилось в пользу русских. Но на помощь англичанам вовремя пришли французы. Сражение под Инкерманом закончилось поражением русских войск. Война приобрела затяжной характер.

Учитель литературы: В рассказе “Севастополь в декабре” Толстой передал свои первые впечатления. Впервые увидела Россия осажденный город в его величии. Автор изображает войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет. Он стремится дать полную панораму войны, осознавая, что “надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...”.

Работа с классом по содержанию рассказа “Севастополь в декабре месяце”

Первая группа литературоведов:

Рассказ является своеобразным “путеводителем” по осажденному городу. Это особенно подчеркивается формой личного местоимения “вы” в определении лица, от которого ведется рассказ. Это и повествователь, и читатель: “Вы подходите к пристани…”, “Вы отчалили от берега...”, “...вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом”. Повествование ведется так, что читатель как бы является очевидцем, участником событий, он как будто ощущает то же, что и защитники города.

Учитель литературы

Приложение 3).

Литературоведы:

Писатель заметил множество деталей военного быта, многие из которых пришлись не по вкусу тогдашней петербургской цензуре. У боевого пехотного офицера на сапогах “стоптанные в разные стороны каблуки”, старая шинель странного лиловатого цвета, в блиндаже грязная постель с ситцевым одеялом, а из узелка с “провизией”, когда он отправляется на бастион, торчит “конец мыльного сыра и горлышко портерной бутылки с водкой”. У армейского офицера не может быть чистых перчаток и новенькой шинели - в отличие от интендантских казнокрадов и штабных щеголей.

Справка художников:

На 4-ом бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские операторы засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете художника Тима среди участников оброны можно увидеть рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги и грусти.

Учитель литературы

Будничная, внешне беспорядочная суета города, ставшего военным лагерем, переполненный лазарет, удары ядер, взрывы гранат, мучения раненых, кровь, грязь, смерть – вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно, без лишних слов выполняли свой тяжелый труд. “Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина,- говорил Толстой.- И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого - любовь к родине”.

Академик Е.Терле называл “Севастопольские рассказы” правдивым историческим документом, современники воспринимали их как “корреспонденции с театра военных действий”. Печатались они в журнале “Современник”.

А как называется жанр литературы, предполагающий документальную достоверность? (очерк).

Вывод: Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. Он убежден в “…невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа”. Но писатель не может удержаться от осуждения войны как таковой: вы “…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем,… а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти”

Работа биографов

Но чем дальше затягивалась осада, тем очевиднее ощущал Толстой внутренний разлад и неподготовленность государства к войне. “…Больше, чем прежде убедился, - записывает он в своем дневнике, - что Россия или должна пасть или совершенно преобразоваться. Все идет навыворот... Грустное положение - и войска, и государства”. Как истинный патриот, Толстой готовит записку царскому правительству, в которой пишет о катастрофическом положении в армии. Но вскоре писатель убеждается в бесполезности этой меры и решает рассказать правду о Севастополе всей общественности, используя форму художественного повествования. Так появляются еще два рассказа: “Севастополь в мае” и “Севастополь в августе 1855 года”.

2. Рассказ “Севастополь в мае”.

Справка историков:

Весной опять начались бомбардировки города. После одной из них, особенно продолжительной и ожесточенной, союзники двинулись на штурм. Французам, атаковавшим Малахов курган, удалось выйти к нему с тыла и захватить несколько домов на Корабельной стороне. Перелом в ход сражения внесла отчаянная атака роты саперов, случайно оказавшихся рядом. Подоспевшими подкреплениями неприятель был выбит с окраин города. Англичане, шедшие на штурм Третьего бастиона, были остановлены в 400 м от цели.

Учитель литературы

Толстой рисует войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. Он судит о войне с нравственной точки зрения, показывает ее влияние на человеческую мораль Наполеон ради своего честолюбия губит миллионы, а какой-нибудь прапорщик Петрушков, этот “маленький Наполеон, маленький изверг, сейчас готов затеять сражение, убить человек. Сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалованья”. Так в “Севастопольских рассказах” впервые в творчестве Толстого возникает “наполеоновская тема”.

Вторая группа литературоведов

Толстой сосредоточивает внимание на лицах “аристократического” круга, показывая их тщеславие, которые обусловлены средой и воспитанием. Предметом анализа Толстого становятся противоречия побуждений и поступков, предрассудков и природной нравственности. Мы видим, что избалованный “аристократ” князь Гальцин оказывается способным испытать “ужасный стыд” за себя, вдруг ощутив собственную неправоту перед безмолвно выносящими свои страдания солдатами.

Работа с классом по содержанию (Приложение 3).

Учитель литературы

Восторгаясь героизмом солдат, Толстой основное внимание теперь уделяет выявлению несостоятельности аристократического офицерства и высших сфер военного руководства. Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они обороняют свою землю, потому что не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по-настоящему преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократического происхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохранения. Иные не прочь блеснуть храбростью. Но это показная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечеством, либо желанием получить награду. Разоблачая показную смелость и ложный патриотизм офицерства, писатель использует излюбленный художественный метод “диалектики души”.

Вывод: Толстой показывает правдивое изображение войны в крови и страданиях. Чтобы показать противоестественность войны, Толстой использует антитезу: мальчик и цветы в долине смерти. “И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия”.

3. “Севастополь в августе”.

Справка историков:

В конце августа 1855 г. началась последняя, самая ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестанно громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высоты - Малахова кургана - дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Так закончилась 349-дневная оборона.

Третья группа литературоведов

Третий из “Севастопольских рассказов” - “Севастополь в августе 1855 года” - посвящен последнему периоду обороны. Снова перед читателем будничное и тем более страшное лицо войны, голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. Из отдельных лиц, помыслов, судеб складывается образ героического города, израненного, разрушенного, но не сдавшегося: “Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам”. “На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела”.

Работа с классом по содержанию (Приложение 3).

Учитель литературы:

В третьем рассказе Толстой показывает войну глазами новичка, потому что главным для него здесь является исследование души человека на войне перед опасностью. Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь. Толстой и его товарищи, покидая Севастополь, плакали. Слезы боли и гнев, скорбь о погибших героях, проклятие войне, угроза захватчикам.

Историки: Главным итогом войны было то, что Россия в целом устояла под ударами объединившихся против нее держав мира. Несмотря на серьезное военное поражение, она вышла из войны с минимальным уроном. Наиболее болезненным для России пунктом Парижского мира было положение, запрещавшее ей иметь военный флот и укрепления на Черном море.

Учитель литературы

Писатель, преклоняясь перед народом, его выносливостью, осуждает войну как средство решения спорных вопросов между государствами. Толстой отрицал захватнические войны как состояние, чуждое человеческой природе. Война, по его мнению, ожесточает человека, убивает в нем любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Кроме того, война лишает человека способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как он сосредоточен лишь на самом себе и желает одного - не быть убитым. Наконец, война извращает моральные представления людей. Словом, она “есть сумасшествие”, и если “люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать”.

А теперь подведем итог всему тому, о чем мы говорили на уроке о “Севастопольских рассказах”. Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? Что такое война в понимании Л.Н.Толстого?

Работа художников.

Вот так увидел лицо войны художник Василий Васильевич Верещагин, участник трех войн (Приложение 4 ).

Свою картину он назвал “Апофеоз войны”. На раме надпись: “Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим”. В словаре С.И.Ожегова слово “апофеоз” имеет два значения: 1) прославление, возвеличение чего-нибудь; 2) торжественная, заключительная сцена театральных представлений. - В каком значении употребил слово художник? - Какую мысль стремится передать художник?

Литература:

  1. Л.Н. Толстой Севастопольские рассказы.
  2. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Материалы для выставки в школе
  3. История России. Конец 17-19 век. В.И. Буганов П.Н. Зырянов учебник для 10-го класса
  4. Лебедев Ю.В. Русская литература. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений. М., 1996.

И. Репин. Портрет Л.Н. Толстого

Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда»
Л.Н. ТолстойНарод и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.

По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества”.По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества”.
Л.Н.Толстой

В октябре 1853 года Турция объявила войну России. Англия и Франция заявили, что они берут под защиту Турцию. На самом деле они хотели уничтожить русский флот и захватить русские земли.В октябре 1853 года Турция объявила войну России. Англия и Франция заявили, что они берут под защиту Турцию. На самом деле они хотели уничтожить русский флот и захватить русские земли.
18 ноября 1853 года русская эскадра под командованием адмирала Нахимова разгромила турецкую эскадру в Малой Азии, в бухте города Синопа.
В жарком бою турецкие корабли были разбиты и потоплены. Павел Степанович Нахимов стал героем Синопа.
Через короткое время после этой славной битвы английская и французская эскадры из Босфора вышли в Черное море. Англия и Франция пошли на открытый разрыв с Россией. В марте 1854 года они официально объявили войну России. Так началась Крымская война.

Причины и начало обороны Севастополя.Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меньшикова. Отступая, она покинула и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меньшиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тысячами моряков и двумя тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения, организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля.

Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны Севастополя, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. Эти люди стали героями рассказов «Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь в августе 1855 года» (1855). О них Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».

Как Толстой попал в воюющий Севастополь?В 1851 г., устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный», - таким, по свидетельству очевидцев, был Л. Толстой на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд.

Иван Константинович Айвазовский: Осада Севастополя 1859

Обсуждение рассказа «Севастополь в декабре месяце»В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 г. и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 г.
Комментируем фрагменты рассказа:
- описание фурштатского солдата;
- посещение госпиталя и операционной;
- описание 4-го бастиона;
- авторский вывод: «…убежденность в невозможности… поколебать где бы то ни было силу русского народа».
И «фурштатский солдатик», и «офицер в безукоризненных белых перчатках», и «матрос, который курит, сидя на баррикаде», и «рабочие солдаты с носилками», как и многие другие, просто «исполняют свое дело, какое бы оно ни было».

Слайд №10

Вывод. В рассказе Толстой показывает военные действия без прикрас, в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину.На групповом портрете участников севастопольской обороны художника В.Ф. Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко.
Сколько в их лицах решимости, отваги, мудрости и грусти!