Деятельность совета по межнациональным отношениям. Совет по межнациональным отношениям — окончательное решение Русского вопроса? С изменениями и дополнениями от

Владимир Путин провёл заседание Совета при Президенте по межнациональным отношениям. Обсуждались, в частности, планы реализации Стратегии государственной национальной политики России на период до 2025 года.

Во встрече приняли участие представители руководства Администрации Президента и федеральных органов исполнительной власти, лидеры национальных диаспор и главы общественных объединений, представители экспертного сообщества.

Совет при Президенте по межнациональным отношениям образован во исполнение Указа Президента № 602 «Об обеспечении межнационального согласия». Тем же Указом глава государства поручил Администрации Президента совместно с Правительством разработать Стратегию государственной национальной политики России. В декабре прошлого года Стратегия была утверждена.

Мероприятие состоялось в помещении Еврейского музея и Центра толерантности. Перед началом встречи с членами Совета Владимир Путин осмотрел отдельные экспозиции музея.

Стенографический отчёт о заседании Совета по межнациональным отношениям

В.ПУТИН: Уважаемые коллеги, добрый день!

Уверен, вы уже познакомились, как я сейчас, с местом, где мы находимся - с Российским еврейским центром толерантности, - и убеждён, что он никого не оставляет равнодушным.

Примерно такой же музей есть в Израиле, правда, поскромнее. На мой взгляд, всё-таки нашим коллегам удалось создать выдающееся учреждение, если можно так назвать, которое будет привлекать внимание наших граждан, причём граждан разной национальности, и будет способствовать решению той задачи, ради которой мы сегодня здесь и собрались.

В прошлый раз мы вместе собирались в августе прошлого года в Саранске и тогда договаривались, что будем обсуждать текущие вопросы и общую логику, системные подходы в работе, ради которой и был создан Центр.

Я хочу ещё раз повторить: наша базовая задача заключается в том, чтобы укрепить гармонию и согласие в многонациональном российском обществе, чтобы люди независимо от своей этнической, религиозной принадлежности осознавали себя гражданами единой страны.

Вижу в этом залог устойчивого, успешного развития нашей страны. Именно такой подход был заложен в новой Стратегии государственной национальной политики. Этот документ прошёл широкое общественное обсуждение и был утверждён в декабре.

Сейчас Правительство работает над планом реализации этой Стратегии. Однако для того, чтобы она заработала, не осталась своего рода «декларацией о намерениях», надо ещё многое-многое сделать. И в этой связи хочу обратить внимание на ряд моментов.

Первое. Фундаментальной основой единства страны, безусловно, является русский язык, наш государственный язык, язык межнационального общения. Именно он формирует общее гражданское, культурное, образовательное пространство. И знать его, причём на высоком уровне, должен каждый гражданин Российской Федерации. Вместе с тем для того, чтобы люди могли глубоко изучать русский язык, нужно создавать и постоянно улучшать необходимые для этого условия.

Многое в этом плане делается в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык на 2011–2015 годы». В общем, на эти цели выделяется 2,5 миллиарда рублей до 2015 года. Но было бы неверно опираться лишь на одну эту программу. Необходимо расширять поддержку русского языка как родного, предметно заниматься его популяризацией и на федеральном уровне, и во всех без исключения регионах страны.

Внимание к русскому языку - это, казалось бы, такая естественная вещь, но порой создаётся впечатление, что мы недооцениваем значимость этого явления для нашей страны, для нашего государства. Как-то считается, что это такая данность, как воздух, и она сама по себе будет существовать и развиваться.

Но если мы с вами заглянем в некоторые населённые пункты где-нибудь на окраине Российской Федерации, не уверен, что мы обнаружим такое же знание языка, как в некоторых городах-миллионниках. Между прочим, это разрушает страну, такая вот ситуация, и людям создаёт проблемы, потому что они едут учиться и работать хотят там, где русский язык нужен. Я уже не говорю о других составляющих этого процесса.

Хочу напомнить, что у нас в стране ежегодно в День рождения Александра Сергеевича Пушкина отмечается День русского языка. Но это событие проходит далеко не на должном уровне. Многие даже не знают, что такой праздник вообще существует в календаре.

Думаю, что Правительству следует представить глубоко продуманные предложения по проведению Дня русского языка в 2013 году и на перспективу - не формальные, а содержательные, соответствующие масштабу и значимости темы. Рассчитываю, что члены Совета также подключатся к этой работе.

Второй момент - роль школы в формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей, укреплении атмосферы взаимоуважения между ними. Это системная, комплексная и творческая работа, и она должна отвечать и интересам, запросам детей, и современным общественным реалиям. Подчеркну, что формальные нравоучения здесь абсолютно неприемлемы и неэффективны, а порой даже и контрпродуктивны.

Возможно, стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого. И, конечно, нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур.

Добавлю, что учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком (я с этого начал) и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований. Это должно быть обязательным требованием ко всем учебным материалам.

Правильно, если к созданию общероссийского учебника истории будут привлечены специалисты не только Минобразования, но и Российской академии наук, а также двух старейших российских общественных объединений, которые сейчас возобновляют свою деятельность, - имею в виду Историческое и Военно-историческое общества.

Далее. На сегодня в России зарегистрировано 989 национально-культурных автономий. Кроме того, действуют многочисленные национальные объединения, союзы, региональные ассоциации. Все эти структуры обладают огромным гуманитарным потенциалом и способны стать эффективной площадкой для межэтнического и культурного обмена.

Подчеркну, что в соответствии с новыми положениями Федерального закона «О некоммерческих организациях» подобные структуры смогут теперь получать господдержку как социально ориентированные некоммерческие объединения.

Более того, считаю, что при распределении в 2013 году и последующих годах президентских грантов, направляемых соответствующим организациям, нужно предусмотреть отдельное финансирование проектов, направленных на гармонизацию межэтнических, межнациональных отношений. Подобную практику необходимо ввести и на региональном уровне. Губернаторам следует сформировать свои формы грантовой поддержки.

Нам в целом важно определиться с господдержкой проектов, связанных с отечественной историей. Граждане должны знать подлинную историю единения наших народов, собирания российских земель в одно многонациональное мощное государство, а не разного рода околонаучные, ангажированные спекуляции на эту тему.

Многие государства в мире складывались по-разному, но подавляющее большинство современных цивилизованных стран стремится к интеграции, потому что в современных условиях от этого резко повышается конкурентоспособность и выживаемость отдельных наций.

И мы с вами не исключение, а уж что говорить, если мы находимся в рамках единого государства, - надо этим дорожить и приумножать эту силу, но делать это нужно современными, тонкими, эффективными методами, и чтобы люди понимали, что вся эта работа направлена на их благо.

Конечно, нужно обратиться к специалистам в этой работе, сформировать перечень исторических дат, связанных с единением народов России, создавать своего рода календарь таких событий как минимум на период с 2013 по 2025 год и, соответственно, обеспечить их широкое освещение в средствах массовой информации, научной литературе, в образовательной и культурной сфере.

Следует оказать поддержку студенческому волонтёрскому движению в работе по восстановлению памятников культуры народов Российской Федерации, совместно с институтами Российской академии наук и Российской академии образования проводить историко-этнологические и этнополитические сборы студентов, молодых учёных и так далее.

И, конечно, необходимо поддержать творческие проекты, направленные на укрепление единства народов России, нашей исторической, культурной идентичности. Говорю о художественном, документальном и анимационном кино, о передачах на радио и телевидении.

Хочу подчеркнуть: государство должно поддержать не пустые агитки, а действительно яркие, тонкие, талантливые работы - тогда, конечно, и только тогда будет и результат. В качестве примера хотел бы привести (говорил уже об этом неоднократно) телеканал «Моя планета», который ВГТРК делает совместно с Русским географическим обществом.

Прошу Правительство проработать эти вопросы, продумать комплекс мер по формированию через средства массовой информации, интернет позитивных межэтнических отношений.

Четвёртое. Значимым ресурсом поддержки общественных инициатив призвана стать Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», рассчитанная на 2014–2018 годы. Правительство её сейчас активно готовит.

Кроме того, нам важно подключить к гуманитарным проектам бизнес и меценатов. Сегодня предлагаю поговорить и на эту тему - на тему, как реализовать эти задумки.

Пятое. Серьёзный потенциал у наших общественных палат, которые действуют на разных уровнях. Совместно с общественными советами при государственных и муниципальных органах власти они могли бы обеспечить диалог власти и институтов гражданского общества по вопросам реализации национальной политики.

И наконец, шестое. В ближайшее время Россия станет центром проведения крупнейших спортивных и политических мероприятий. Если сосредоточиться на спортивных, то напомню, что летом Казань примет XXVII Всемирные игры - Универсиаду; в феврале 2014 года состоятся XXII Олимпийские зимние игры, а затем Паралимпийские.

Оба этих события, безусловно, дадут новый сильный импульс развитию спорта в нашей стране. Причём, как мы надеемся, не только спорта высших достижений, но и массового спорта. И крайне важно, чтобы все позитивные изменения затронули и сферу наших национальных видов спорта, отражающих культуру, сам дух народов России.

Отмечу, что сегодня в официальном реестре Минспорта значатся всего пять таких видов спорта, как будто других не существует. На самом деле их более шестидесяти. Занимаются ими более 85 тысяч человек - это по официальным данным, а в самом деле гораздо больше. И не будем забывать, что все всемирно известные олимпийские спортивные дисциплины когда-то были сугубо национальными.

И конечно, нужно стремиться к тому, чтобы наши национальные виды спорта пробивались в олимпийские дисциплины. И главное, чтобы о них знали в России, чтобы они развивались у нас именно как массовые, общедоступные виды спорта.

Давайте перейдём к обсуждению. Спасибо большое за внимание.

Пожалуйста, Михайлов Вячеслав Александрович.

В.МИХАЙЛОВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета! Коллеги!

Владимир Владимирович, Вы такой прагматический крен сделали, что сейчас трудно вписаться в тему. Тем не менее мы, готовясь к этой встрече, условились тоже говорить главным образом о практических вещах.

С Вашего разрешения, тем не менее, я хотел бы очень кратко акцентировать внимание на тех вопросах именно методологического характера, которые по-новому высвечивают теорию и практику межнациональных отношений.

Принята Стратегия, новый документ, и он горячо обсуждается и в научных кругах. В этой связи я хотел бы акцентировать внимание на следующем: впервые в нормативном документе - Указе Президента, утвердившем Стратегию, - многонациональный народ Российской Федерации отождествляется с понятием российской нации.

Таким образом, первая строка преамбулы к Конституции - «Мы - многонациональный народ Российской Федерации» - обрела однозначный смысл, что многонациональный народ Российской Федерации - это не простая сумма национальностей, а единая общность.

Российский народ, российская нация - это знаковая общенациональная идея, которая стала не только объектом теоретических знаний, но и объектом публичной политики, а значит, и практических действий.

При этом естественно, что российская нация как установляющаяся, как хрупкая идентичность нуждается в ясных идейных опорах, скрепляющих её духовное единство. Концептуально эти идейные опоры были обозначены в предвыборной статье Владимира Владимировича Путина «Россия. Национальный вопрос» и в его памятном выступлении в Саранске. Они и были положены в основу Стратегии как выстраданный плод научной мысли и политической воли.

Главными из этих идейно-теоретических опор и новаций укрепления российской нации в Стратегии названы:

Первое - общность судьбы народов. Это необыкновенная новация: 1150 лет вместе. Мир не знает таких аналогов.

Второе - многовековой политико-правовой опыт Российского многонационального государства: и положительный, и отрицательный опыт имеется в виду и имперской России, и опыт советского периода.

Третье - восстановление исторической связи времён, что выражается в том числе в преемственности многих идей. И мы в Стратегии находим отклики идей, уходящих корнями в глубокую эпоху ХVII-ХVIII веков.

Здесь идея, что Россия - государство цивилизации. Эта идея была прописана в середине ХIХ века Данилевским как культурно-исторический тип. Это мысль Константина Леонтьева о том, что Россия должна сохраняться как цветущая сложность. Это идея Владимира Соловьёва любить все народы как свой собственный. Это идея Ильина о том, что духовное, языковое, культурное единство исторически связало русский народ со всеми народами России духовным взаимопониманием и что в результате этого процесса получилось величавое, органическое единообразие в различии. Это и идея расцвета и сближения наций, которая была ведущей в период советской власти.

Владимир Владимирович, говоря об этой позиции (выстраданная, я понимаю, позиция восстановления исторической связи времён), мне представляется, что она была бы хорошим продолжением Вашей линии на гражданское примирение, с тем чтобы мы были «и за белых, и за красных».

Четвёртое - не менее значимая опора единства российской нации в Стратегии обозначена идеей единства и дружбы народов, российского патриотизма. Примечательно, что в первоначальном проекте документа термин «дружба народов» отсутствовал, но в процессе его обсуждения поступило громадное число предложений реанимировать это понятие и включить его в Стратегию.

Названные идейные опоры в совокупности со связующей силой русского языка, о чём говорил сегодня Президент, являются мощным средством упрочения общероссийского гражданского самосознания, духовной общности российской нации. Можно утверждать, что такой опорой укрепления российской нации стала и сама Стратегия, которая получила общественное одобрение.

И всё же мы сами видим (и об этом говорят социологические исследования), что наше общество всё ещё остаётся сложной, неравновесной системой, в которой потенциалы согласия и конфликтности остаются почти равновеликими. Я не буду приводить эти цифры, они есть в документе, который представлен, но приведу хотя бы одну. Например, настораживает такой показатель: «Люди моей национальности многое потеряли за последние 15–20 лет». Среди русских это мнение разделяют 64 процента, среди других национальностей - 44 процента.

Разделение опасно не только по национальному признаку, но и сугубо по региональному. Большие региональные диспропорции в экономическом, культурном, социальном состоянии нивелируют чувство общей Родины, общего Отечества. Мы все хорошо знаем, с чего начинается Родина.

В своё время Василий Белов - писатель и общественный деятель - горячо ратовал за возрождение духовно-нравственных традиций русского народа, воссоздание загубленной инфраструктуры, ремёсел, традиций, утраченных малых городов, селений, всего того, что всегда было основой бытия русского народа. Всё это он называл коротко «русским ладом», восстановлением утраченного многовекового культурного слоя русского народа. Всё это, безусловно, он относил и к другим народам страны.

Позднее, в постсоветской России, в определённой мере эта инициатива писателя нашла поддержку: была принята Федеральная целевая программа «Обретение малой родины», созданы общественные организации, социальные инновационные центры. Эту идею активно поддержал в то время Патриарх Алексий II, отметив значимость этого начинания для дела возрождения российских регионов, укрепления российской государственности на основе исконно русских ценностей и традиций. Владимир Владимирович, об этом он писал Вам в письме в 2000 году. Было бы целесообразно возвратиться к этой идее и поддержать разработку государственно-общественной программы возрождения малой Родины.

В управлении сложными системами особую роль играют принципы самоорганизации и вовлечённости общественных институтов в различные социальные программы. Многое делают наши общественные институты. Вы, Владимир Владимирович, упомянули о национально-культурных автономиях. Работают они ещё неэффективно, но приведу один пример.

Вот участники нашего совещания Ара Абрамян и Союн Садыков - руководители, соответственно, армянской и азербайджанской национально-культурных автономий. Они сделали всё за короткое время для того, чтобы не было розни между армянами и азербайджанцами Москвы. Пример их деятельности может быть примером для правительств Армении и Азербайджана.

Следующее. Не менее значимыми являются проблемы подготовки кадров, организации их учёбы в области межнациональных отношений. Здесь очень важно не только определить соответствующие учебные заведения, но и кто будет разрабатывать новые учебные программы подготовки и переподготовки, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Видимо, всё это должно быть под контролем Администрации Президента, Минрегионразвития, нашего Совета.

И в заключение. Наша рабочая группа по подготовке Стратегии, которая очень дружно работала, завершила свою работу и готова не самораспуститься, а включиться в качестве группы содействия по реализации задач, выдвинутых Стратегией.

Спасибо за внимание.

В.ПУТИН: Спасибо большое, уважаемый Вячеслав Александрович.

Пожалуйста, Слюняев Игорь Николаевич, Министр регионального развития.

И.СЛЮНЯЕВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Стратегия, утверждённая в декабре прошлого года, чётко определила ключевые задачи и вектор государственной национальной политики. Этот вектор прежде всего направлен на укрепление гражданского единства и духовной общности нашего многонационального народа.

Вся история России доказывает, что целостность страны, её успешное развитие возможно только в случае обеспечения всем нашим национальностям права на самоидентификацию, сохранение своего языка, культуры и вероисповедания. Как отмечал великий русский мыслитель Иван Александрович Ильин: «Сколько малых племён Россия получила в истории, столько она и соблюла. Ни принудительным крещением, ни искоренением, ни всеуравнивающим обрусением она никогда не занималась».

В целях реализации Стратегии государственной национальной политики Минрегионом совместно с другими федеральными органами власти, совместно с субъектами Российской Федерации, с представителями национально-культурных автономий подготовлен план мероприятий на 2013–2015 годы. К 1 марта текущего года этот план будет внесён в Правительство Российской Федерации.

Итоги нашей совместной работы с коллегами по реализации Стратегии будут представляться Вам, Владимир Владимирович, ежегодно в форме доклада. Основным инструментом реализации должна стать Федеральная целевая программа. Назову её - основные мероприятия.

Во-первых, это празднование опорных дат исторического и духовного единства России, в частности, в 2013 году мы будем отмечать 400-летие создания российской государственности и восхождения на престол династии Романовых, 900-летие «Повести временных лет», в 2014 году - 700-летие Святого Преподобного Сергия Радонежского, 200-летие Михаила Юрьевича Лермонтова, в 2015 году - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне и 2000-летие древнего Дербента, а в 2016 году - 1000-летие русского присутствия на святой горе Афон.

Ряд исторических дат нам предстоит в рамках подготовки к юбилеям переосмыслить, в частности я имею в виду 100-летие начала Первой мировой войны и 100-летие Октябрьской революции 1917 года. И, конечно же, одна из важнейших дат для осмысления исторического пути нашей нации - это 1000-летие российского народовластия. В 1016 году Ярослав Мудрый впервые собрал Новгородское вече, которое, как известно, является элементом прямой формы демократии, и в этом смысле мы можем говорить о том, что история российской демократии насчитывает более 1000 лет.

Во-вторых, предусмотрен большой раздел мероприятий, направленных на укрепление патриотизма и пропаганду государственных символов России, одна из идей - это создание на основе частно-государственного партнёрства фонда поддержки общественных инициатив по воспитанию патриотизма и укреплению межэтнических отношений. Кстати, эту инициативу поддерживают и хозяйствующие субъекты, и национально-культурные автономии.

В-третьих, конечно, это образовательный блок. Мы предлагаем подумать о введении учебного предмета по истории народов России, предполагающего формирование полезных навыков общения представителей разных наций и конфессий в рамках одного государства. Мы планируем поддерживать проведение историко-государственных школ для студентов и молодых людей, в том числе из других стран. У нас уже есть партнёр в этом проекте, в частности Институт российской истории Академии наук.

Уважаемый Владимир Владимирович, для эффективной реализации Стратегии национальной политики необходимо также провести работу по совершенствованию деятельности национальных культурных автономий. В своё время мы законодательно уравняли их в экономических и юридических правах с некоммерческими организациями.

Однако статистика по ним совершенно разная: если некоммерческих организаций в России насчитывается в этом году 224 тысячи, то национально-культурных автономий федерального уровня - всего 15, а региональных - 245, местных - 639. Деятельность некоторых национально-культурных автономий, к сожалению, временами напоминает элементы семейного бизнеса.

Поручение о законодательном расширении возможностей национально-культурных автономий по правовой, социальной и культурной адаптации мигрантов Вами, уважаемый Владимир Владимирович, было дано в рамках Послания Федеральному Собранию, и эта работа сегодня ведётся Правительством Российской Федерации.

Представляется также целесообразным взаимно увязать законодательство об общественных объединениях, некоммерческих организациях и о национально-культурных автономиях и определить федеральный орган исполнительной власти по контролю за уставной деятельностью национально-культурных автономий. Таким органом мог бы стать Минюст России.

Этот орган должен чётко упорядочить систему создания, регистрации и функционирования национально-культурных автономий, а также сформировать специальный реестр социально ориентированных организаций, в том числе национально-культурных автономий, которые смогут рассчитывать на грантовую поддержку и уменьшение налоговой нагрузки, тех самых 20 процентов.

При этом важно не упустить из поля нашего внимания практические результаты деятельности национально-культурных автономий. В этой связи мы планируем актуализировать работу консультативного совета при Министерстве регионального развития.

Говоря честно, сегодня он практически не работает. За 2011–2012 годы собирался всего лишь трижды, и, к сожалению, представители федеральных органов исполнительной власти, а также представители национально-культурных автономий не принимали участия в работе такого консультативного совета.

Необходимо стимулировать и расширение географии деятельности национально-культурных автономий. Они должны уделять внимание не только городской среде, не только городским жителям, но и сельским жителям; заниматься межнациональными вопросами и гражданским воспитанием молодёжи, в том числе и на селе.

Внятными, понятными для всех должны быть результаты каждого мероприятия, на которое идут бюджетные гранты. Инструментами контроля должны стать ежегодные отчёты о деятельности национально-культурных автономий, а также налоговые отчёты и мониторинг фактического использования ими средств федерального и региональных бюджетов.

Уважаемый Владимир Владимирович! 18 февраля Правительством Российской Федерации в основном была одобрена госпрограмма «Региональная политика и федеративные отношения». Одной из базовых опорных точек в плане реализации этой Государственной программы могли бы выступить национально-культурные автономии.

Мы предполагаем в течение первого полугодия текущего года собрать предложения от всех национально-культурных автономий для того, чтобы программа реализации Госпрограммы была наиболее эффективной, в том числе за счёт конкретных мероприятий по развитию культуры, образования, языка и, конечно же, веротерпимости.

Спасибо за внимание.

В.ПУТИН: Спасибо.

Образован Совет по межнациональным отношениям

Владимир Путин подписал Указ «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям».

Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям

1. Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям (далее – Совет) является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Положение о Совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации.

4. Основными задачами Совета являются:

а) рассмотрение концептуальных основ, целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации, определение способов, форм и этапов её реализации;

б) обсуждение практики реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

в) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации;

г) обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций по вопросам межнациональных отношений.

5. Совет для решения возложенных на него задач имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и научных организаций;

б) приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, научных организаций и других лиц;

в) привлекать в установленном порядке к работе Совета специалистов, в том числе на договорной основе;

г) направлять членов Совета для участия в проводимых общественными объединениями, научными и другими организациями, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мероприятиях, на которых обсуждаются вопросы, касающиеся межнациональных отношений;

д) пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

е) использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации.

6. Совет формируется в составе председателя Совета, заместителей председателя Совета, ответственного секретаря и членов Совета. Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.

Председателем Совета является Президент Российской Федерации.

В состав Совета могут входить представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, общественных объединений, научных и других организаций.

7. Совет в соответствии с возложенными на него задачами может создавать из числа своих членов, а также из числа привлечённых к его работе специалистов, не входящих в состав Совета, постоянные и временные комиссии (рабочие группы).

Руководители комиссий (рабочих групп) и их состав определяются председателем Совета.

8. Для решения текущих вопросов деятельности Совета формируется президиум Совета, возглавляемый председателем Совета.

В состав президиума Совета входят заместители председателя Совета, ответственный секретарь и другие члены Совета. Персональный состав членов президиума Совета подлежит ежегодной ротации.

9. Президиум Совета:

а) предлагает вопросы для обсуждения на заседаниях Совета;

б) обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с реализацией решений Совета;

в) решает организационные и иные вопросы, связанные с осуществлением информационно-аналитических и экспертных работ в сфере межнациональных отношений;

г) рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета.

10. Подготовку и организацию проведения заседаний Совета и президиума Совета, а также решение текущих вопросов деятельности Совета осуществляет ответственный секретарь Совета.

11. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в шесть месяцев. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.

Заседания президиума Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

Заседания Совета и президиума Совета ведёт председатель Совета либо заместитель председателя Совета.

12. Заседание Совета считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины членов Совета. Решения Совета принимаются, как правило, при общем согласии его членов. По решению председательствующего на заседании может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании.

13. Решения Совета и президиума Совета оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании.

Для реализации решений Совета могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения и указания Президента Российской Федерации.

Обеспечение координации действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций по реализации решений Совета возлагается при необходимости на Межведомственную рабочую группу по вопросам межнациональных отношений.

14. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планами, утверждаемыми Президентом Российской Федерации.

15. Совет имеет собственный бланк.

16. Обеспечение деятельности Совета осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации.

Состав Совета по межнациональным отношениямНачало формы

По состоянию на 26.06.2014

Путин В.В. – Президент Российской Федерации (председатель Совета)

Володин В.В. – первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (заместитель председателя Совета)

Магомедов М.М. – заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (ответственный секретарь Совета)

Хлопонин А.Г. – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (заместитель председателя Совета)

Абрамян А.А. – президент Общероссийской общественной организации «Союз армян России» (по согласованию)

Алавердов И.Н. – президент Федеральной ассирийской национально-культурной автономии (по согласованию)

Безпалько Б.А. – председатель правления Общероссийской общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России» (по согласованию)

Брод А.С. – координатор Общероссийской общественной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека» (по согласованию)

Водолацкий В.П. – депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

Ганичев В.Н. – заместитель главы Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор» (по согласованию)

Гильмутдинов И.И. – председатель совета Федеральной национально-культурной автономии татар (по согласованию)

Гринь В.Я. – заместитель Генерального прокурора Российской Федерации (по согласованию)

Деметер Н.Г. – президент регионального совета Федеральной национально-культурной автономии российских цыган (по согласованию)

Долуда Н.А. – атаман Кубанского войскового казачьего общества (по согласованию)

Дробижева Л.М. – руководитель Центра исследования межнациональных отношений федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт социологии Российской академии наук

Дусенбаев Т.К. – президент Федеральной национально- культурной автономии казахов России (по согласованию)

Журавлев А.А. – председатель Общероссийской общественной организации «РОДИНА – Конгресс Русских Общин» (по согласованию)

Зорин В.Ю. – председатель Общественного совета Московского дома национальностей (по согласованию)

Казаков В.Н. – председатель Федеральной национально-культурной автономии белорусов России (по согласованию)

Керимов А.П. – президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (по согласованию)

Киричук С.М. – председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (по согласованию)

Куценко Г.К. – президент Межрегиональной общественной организации «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (по согласованию)

Ледков Г.П. – президент Общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (по согласованию)

Ливанов Д.В. – Министр образования и науки Российской Федерации

Магеррамов А.Р. – президент Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России (по согласованию)

Мартенс Г.Г. – президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев (по согласованию)

Мединский В.Р. – Министр культуры Российской Федерации

Мельников И.И. – Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

Михайлов В.А. – заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Паскачев А.Б. – председатель высшего совета Общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа» (по согласованию)

Патиев Ф.А. – председатель совета Федеральной национально-культурной автономии курдов Российской Федерации (по согласованию)

Петров Ю.А. – директор федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт российской истории Российской академии наук

Романова Г.Б. – председатель Федеральной польской национально-культурной автономии «Конгресс поляков в России» (по согласованию)

Ромодановский К.О. – директор ФМС России

Саввиди И.И. – президент Федеральной национально-культурной автономии греков России (по согласованию)

Сафаралиев Г.К. – председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей (по согласованию)

Сванидзе Н.К. – председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по межнациональным отношениям и свободе совести (по согласованию)

Соколов А.В. – заместитель губернатора Костромской области (по согласованию)

Слюняев И.Н. – Министр регионального развития Российской Федерации

Тишков В.А. – директор федерального государственного бюджетного учреждения науки Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук

Торшин А.П. – первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

Тултаев П.Н. – председатель совета Общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» (по согласованию)

Федоров Г.С. – президент Федеральной национально-культурной автономии чувашей России (по согласованию)

Хубутия М.М. – президент Общероссийской общественной организации «Союз грузин в России» (по согласованию)

Цо В.И. – президент Общероссийской общественной организации «Общероссийское объединение корейцев» (по согласованию)

Шевченко М.Л. – президент Региональной общественной организации содействия в изучении культурных, общественных и религиозных процессов в контексте современной политики «Центр стратегических исследований религий и политики современного мира» (по согласованию)

Штернфельд В.Д. – президент Федеральной еврейской национально-культурной автономии (по согласованию)

Юцайтис С.П. – председатель совета Федеральной национально-культурной автономии литовцев Российской Федерации (по согласованию)

Редактор и составитель Рябова Е.Л. ,

доктор политических наук, главный редактор МИЦ «Этносоциум»

Рецензенты:

Михайлов В.А. - доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Никонов А.В. - доктор исторических наук, профессор, Государственный советник РФ 1 класса, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Зорин В.Ю. - доктор политических наук, профессор, Член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, Член Общественного Совета при Федеральной миграционной службе России.

Коллективная монография избранных статей для Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, (Том 5) включает в себя статьи ведущих специалистов в сфере межнациональных отношений, представителей молодого поколения научных исследователей и практиков, участников конкурсов на лучшие научные и научно-публицистические работы по темам: «Региональная экономика», «Национальный вопрос» и другие, (опубликованных в предыдущих номерах журнала «Этносоциум» в 2015 г.).

Монография состоит из двух блоков: «Национальная политика в России: проблемы и пути решения» и «Опыт взаимодействия наций: отечественный и мировой опыт». Статьи проходили аппробации, экспертные дебаты и лучшие работы вошли в коллективную монографию, названную объединяющим всех словосочетанием «Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации» Том 5.

http://kremlin.ru

Рябова Е.Л. Ведущая информационная площадка для Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ

Национальная политика в России: проблемы и пути решения

Михайлова Н.В.

Щупленков О.В.

Калинина К.В. Теоретико-методологические основы устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока

Савельев В.В.

Щеглова Д.В.

Назаров А.Д. Единство и духовная общность многонационального народа России в координатах государственной национальной политики: коммуникативные аспекты и особенности

Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л.

Опыт взаимодействия наций: отечественный и мировой опыт

Гирусов Э.В., Гирусов Ф.Э.

Суздалева Т.Р.

Мордвинова И.Н.

128

Трофимов Е.Н.

Басюк С.В.

Конуров А.И.

166

Аннотации

Аннотации

Михайлова Н.В.

О согласовании национальных интересов в национальной политике: из опыта прошлого

В статье рассмотрена ключевая проблема национальной политики о согласовании национальных интересов в федеративном государстве на примере СССР. Показано, что одной из причин распада Советского Союза стало пренебрежение к этому фундаментальному принципу.

Ключевые слова: национальный интерес, суверенитет, федеративные отношения, разграничение полномочий, классовый интерес, интеграция, централизация, децентрализация.

Щупленков О.В.

Условия достижения политического консенсуса при реализации гражданской идеи в современной России

Современная политическая практика и теоретические концепции подтверждают, что гражданское участие в процессе управления в целом, и в процессе принятия решений, в частности, представляется неотъемлемым и необходимым элементом демократизации политической системы артикуляции и агрегирования разнонаправленных потребностей и интересов различных участников политических отношений. Гражданское участие в немалой степени способствует выстраиванию адекватного постоянно изменяющимся условиям и эффективного по решаемым задачам механизма взаимодействия административного аппарата управления различного уровня и инициирующих трансформационные процессы политических субъектов. Подобное инициирование во многом определяется степенью развитости «гражданского состояния» в обществе - параметрами и уровнем активности граждан.

Ключевые слова: гражданское общество, деполитизация, конфликт, политизация, политика.

Савельев В.В.

К вопросу о разработке теории федеративно-национальных отношений

Автор статьи обосновывает необходимость создания теории федеративно-национальных отношений и предлагает некоторые основополагающие концепты для её разработки, а также перехода к векторному принципу во внутренней политике в России.

Ключевые слова: отраслевая национальная политика; мега-, макро-, мезо- и микрозначимость национально-культурного вектора внутренней политики; отечественное этнично-этатичное понимание национального фактора, государствоформирующая миссия русского народа, цивилизационная типология народов России.

Щеглова Д.В.

Роль стереотипов при построении позитивного и негативного национального образа. На примере России

Национальные государства продолжают играть одну из главных ролей в существующем мировом порядке, в связи с этим изучение «национального образа» приобретает особую актуальность. В статье производится деконструкция составляющих национального образа на примере России. Автор переосмысливает понятие стереотипов и негативной идентичности.

Ключевые слова: национальный образ России, воспроизводство национализма, национальная идентичность, негативная идентичность, национальный характер, стереотипы.

Сулейманова Ш.С.

Рябова Е.Л.

Роль СМИ в регулировании межнациональных отношений в современной России

Автором отмечается, что основной целью политики регулирования межнациональных отношений является обеспечение межнационального согласия и устранение факторов и рисков межэтнических конфликтов путем оптимального учета интересов и создания благоприятных условий для развития российской нации, национальных меньшинств, всех граждан Российской Федерации. Также отмечается, что средства массовой информации должны выполнять свои основные социальные функции, способствовать консолидации общества. Автором отмечается и то, что в свою очередь государство должно обеспечить гражданам равные возможности в области информации, чтобы уменьшилось влияние властных и финансово - коммерческих структур на прессу, чтобы пресса стала бы в первую очередь подконтрольной гражданскому обществу.

Ключевые слова: СМИ, информация, демократия, гласность, свобода слова, власть, демократическое общество, государственное регулирование.

Гирусов Э.В.

Гирусов Ф.Э.

Правовая культура устойчивого развития как императив эпохи глобальных проблем

В статье обсуждается проблема формирования новых эколого-нравственных норм, социо-природных по существу. Тем самым преодолевается традиционное понимание природных процессов с позиций антропоцентризма. Это связано с необходимостью в условиях глобализации способствовать обеспечению реализации концепции устойчивого развития как условия обеспечения национальной безопасности.

В работе в числе конкретных первоочередных направлений деятельности мирового сообщества в сложившейся исторической ситуации рассматривается переход человечества к биосферосовместимой возобновляемой энергетике и формированию новой правовой культуры природопользования.

Ключевые слова: глобализация, биосфероцентризм, культура ресурсопользования, возобновляемая энергетика, правовая культура устойчивого развития, национальная безопасность.

Суздалева Т.Р.

Миграционная политика: практика XXI века

Статья посвящена основным направлениям миграционной политики современной России. Рассмотрены меры по её реализации. Показаны причины и тенденции миграционных процессов на постсоветском пространстве.

Ключевые слова: мигранты, миграционная политика, гражданство, трудовые ресурсы.

Мордвинова И.Н.

Экстремизм в молодежной среде как социально-политическое явление

В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования и функционирования механизмов профилактики асоциальных явлений в молодежной среде, в системе профессионального образования, как фактор этнополитической стабильности региона. Рассмотрены элементы содержания экстремизма в молодежной среде, возможности системы образования на формирование толерантной среды с учетом особенностей региона. Автором предлагается комплекс мероприятий по профилактике асоциальных явлений в рамках работы образовательной организации.

Ключевые слова: экстремизм, толерантность, профилактика асоциальных явлений, делинквентность, молодежная среда.

Трофимов Е.Н.

Развитие этнографического туризма в России

Анализируется развитие этнографического туризма в России для возрождения и сохранения этнокультурного наследия. Автор считает, что важной составляющей развития внутреннего туризма в регионах РФ является создание новых этноориентированных туристских продуктов, которые не только будут способствовать развитию туриндустрии, но и служить фактором «диалога между культурами» многонационального народа России.

Ключевые слова: туризм, культурно-познавательный туризм, этнографический туризм, этноориентированный туристский продукт, региональные программы развития туризма, диалог культур.

Басюк С.В.

Воспитание гражданина в условиях мультикультурного плюрализма

В статье предпринят анализ теории и практики воспитания гражданина в условиях изменяющегося глобального мира. Одна из основных тенденций наступления эпохи постиндустриализма - глобальный космополитизм, который приводит к миграции человеческого капитала, повышению мобильности подрастающего поколения и мультикультурному диссонансу. В настоящее время определенная часть российской молодежи активно занимается туризмом, принимает участие в волонтерском движении, программах академического обмена с зарубежными странами, общается со своими сверстниками на иностранных языках напрямую и в социальных сетях интернета, выступает с исследовательскими проектами в международных целевых аудиториях.

Соответственно более интенсивно происходит расширение познавательного кругозора, культурных горизонтов, преодоление информационно-коммуникационных барьеров, знакомство с мировыми гражданско-правовыми и политическими системами, мировоззрением и ценностями жителей разных государств.

Закономерной реакцией общества и всего российского государства на изменяющиеся реалии должно стать появление стройной педагогической системы, через реализацию которой будет формироваться многомерный «портрет» молодых людей, устремленных в неизведанное общечеловеческое будущее. В то же время они должны выступать носителями российской идентичности, патриотизма и высокой культуры гражданственности.

Ключевые слова: мультикультурный плюрализм, академические обмены, миграция молодежи, ресурсы этничности, гражданское образование, информационно-коммуникационные технологии, воспитание гражданина, общеобразовательные организации, качества личности.

Конуров А.И.

Размывание национальной идентичности как фактор ослабления суверенитета и территориальной целостности государства

Окончание холодной войны привело к либерализации социально-экономической политики в странах Запада и постепенному демонтажу социального государства. Перенос производственных мощностей в развивающиеся страны и встречный приток иммигрантов оттуда способствуют сокращению количества рабочих мест, доступных для местного населения. Следствием данных факторов является размывание единой национальной идентичности и возрождение партикулярных идентичностей, что существенным образом ослабляет суверенитет и территориальную целостность государства. Интенсивное переживание населением крушения привычного образа жизни на национальном уровне порождает надежды, что хотя бы какие-то элементы этого образа жизни возможно сохранить с помощью регионального обособления.

Ключевые слова: государственный суверенитет, национальная идентичность, неолиберализм, социальное государство, территориальная целостность.

Авторы

Басюк С.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры Гуманитарных дисциплин Башкирского института социальных технологий.

Гирусов Ф.Э. - кандидат юридических наук, старший преподаватель Гуманитарно-социального института.

Гирусов Э.В. - доктор философских наук, академик Российской экологической академии, профессор Московского государственного университета.

Калинина К.В. - доктор исторических наук, профессор кафедры национальных и федеративных отношений Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Конуров А.И. - кандидат философских наук, преподаватель кафедры политологии Военного университета.

Михайлова Н.В. - доктор политических наук, профессор кафедры политических наук Российского университета дружбы народов.

Мордвинова И.Н. - аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Назаров А.Д. - доктор исторических наук, профессор кафедры общественных связей и медиаполитики журфака ИГСУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, член Комиссии по информационному сопровождению государственной национальной политики Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.

Рябова Е.Л. - доктор политических наук, профессор, главный редактор международного издательства «Этносоциум», ведущий спикер межнациональных отношений.

Савельев В.В. - доктор философских наук, профессор кафедры национальных и федеративных отношений Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, заслуженный работник культуры России.

Суздалева Т.Р. - кандидат исторических наук, доцент кафедра истории Московского Государственного Технического Университета имени Н.Э. Баумана.

Сулейманова Ш.С. - доктор политических наук, профессор кафедры общественных связей и медиаполитики факультета журналистики Института государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Трофимов Е.Н. - доктор политических наук, профессор.

Щупленков О.В. - кандидат исторических наук, Ставропольский государственный педагогический институт, старший преподаватель.

Щеглова Д.В. - аспирант факультета философии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Положение
о Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям
(утв. Указом Президента РФ от 5 июня 2012 г. N 776)

С изменениями и дополнениями от:

1. Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям (далее - Совет) является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации, а также в целях решения вопросов, касающихся присуждения гражданам Российской Федерации премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Положение о Совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации.

4. Основными задачами Совета являются:

а) рассмотрение концептуальных основ, целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации, определение способов, форм и этапов ее реализации;

б) обсуждение практики реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

в) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации;

г) обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций по вопросам межнациональных отношений;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 26 апреля 2016 г. N 200 пункт 4 дополнен подпунктом "д"

д) организация приема и экспертизы представлений на соискателей премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации и подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 26 апреля 2016 г. N 200 пункт 4 дополнен подпунктом "е"

е) решение вопросов о выдаче дубликатов почетного знака лауреата, фрачного знака лауреата, диплома лауреата и удостоверения к почетному знаку лауреата премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации, а также справки о присуждении премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации.

5. Совет для решения возложенных на него задач имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и научных организаций;

б) приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, научных организаций и других лиц;

в) привлекать в установленном порядке к работе Совета специалистов, в том числе на договорной основе;

г) направлять членов Совета для участия в проводимых общественными объединениями, научными и другими организациями, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мероприятиях, на которых обсуждаются вопросы, касающиеся межнациональных отношений;

д) пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

е) использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации.

6. Совет формируется в составе председателя Совета, заместителей председателя Совета, ответственного секретаря и членов Совета. Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.

Председателем Совета является Президент Российской Федерации.

В состав Совета могут входить представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, общественных объединений, научных и других организаций.

7. Совет в соответствии с возложенными на него задачами может создавать из числа своих членов, а также из числа привлеченных к его работе специалистов, не входящих в состав Совета, постоянные и временные комиссии (рабочие группы).

Руководители комиссий (рабочих групп) и их состав определяются Советом.

8. Для решения текущих вопросов деятельности Совета формируется президиум Совета.

В состав президиума Совета входят председатель президиума Совета, заместитель председателя президиума Совета, председатели и заместители председателей постоянных комиссий (руководители и заместители руководителей рабочих групп) Совета, руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной национальной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере государственной национальной политики.

Председателем президиума Совета является ответственный секретарь Совета.

9. Президиум Совета:

а) предлагает вопросы для обсуждения на заседаниях Совета;

б) рассматривает организационные и иные вопросы, связанные с осуществлением информационно-аналитических и экспертных работ в сфере межнациональных отношений;

в) рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 26 апреля 2016 г. N 200 пункт 9 дополнен подпунктом "г"

г) формирует списки соискателей премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации, а также осуществляет иные полномочия, касающиеся присуждения указанной премии, в соответствии с положением об этой премии;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 26 апреля 2016 г. N 200 пункт 9 дополнен подпунктом "д"

д) устанавливает сроки подачи представлений на соискателей премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации и прилагаемых к ним материалов.

10. Подготовку и организацию проведения заседаний Совета и президиума Совета, а также решение текущих вопросов организации деятельности Совета и президиума Совета осуществляет ответственный секретарь Совета.

11. Заседания Совета проводятся, как правило, один раз в шесть месяцев. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.

Заседания президиума Совета проводятся, как правило, один раз в три месяца.

Заседания Совета ведет председатель Совета либо заместитель председателя Совета.

Заседания президиума Совета ведет председатель президиума Совета либо заместитель председателя президиума Совета.

12. Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Совета. Решения Совета принимаются, как правило, при общем согласии его членов. По решению председательствующего на заседании может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 26 апреля 2016 г. N 200 Положение дополнено пунктом 12.1

12.1. Порядок проведения заседаний Совета, на которых рассматриваются вопросы о присуждении премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации, правомочность этих заседаний, а также порядок принятия решений по итогам рассмотрения данных вопросов и их оформления протоколами определяются положением об этой премии.

13. Решения Совета и президиума Совета оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании.

Для реализации решений Совета могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения и указания Президента Российской Федерации.

Обеспечение координации действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций по реализации решений Совета возлагается при необходимости на Межведомственную рабочую группу по вопросам межнациональных отношений.

15. Совет имеет собственный бланк.

16. Обеспечение деятельности Совета осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 26 апреля 2016 г. N 200 Положение дополнено пунктом 17

17. Финансирование расходов, связанных с обеспечением деятельности Совета, в том числе расходов на проезд и проживание иногородних членов Совета, прибывших для участия в его заседании, членов создаваемых Советом постоянных и временных комиссий (рабочих групп) и специалистов, привлекаемых на договорной основе для решения возложенных на Совет задач (в случае если участие в его деятельности предусматривает необходимость их временного проживания вне постоянного места жительства), а также лауреатов, прибывших в г. Москву для вручения им премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации, и членов их семей, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности Администрации Президента Российской Федерации.