Амазонии останки забытой цивилизации. Невероятные факты про Амазонку, которые делают её уникальнейшим местом на Земле. Доисторические каменные шары

Затерянные города в Амазонии очень долгое время являлись клише, свойственным беллетристике низкого пошиба; серьезные учёные рассматривали сельву как среду, в которой могут существовать только примитивные человеческие культуры. Антропологические исследования до сих пор подтверждали эту точку зрения: Амазония - место, где живут индейские племена, находящиеся на уровне каменного века.


Впрочем, антропологическим данным противоречат археологические: учёный из Флоридского университета (США) Аугусто Ойюэла-Кайседо проводит раскопки на северо-востоке Перу, в джунглях около города Икитос. Его находки подтверждают распространившуюся в научных кругах в последнее время теорию о том, что перед прибытием европейцев в Амазонии существовала развитая культура с населением до 20 млн человек (гораздо больше количества нынешних жителей Амазонии).

Находки в индейских курганах - керамика и земля, главным образом так называемая terra preta («чёрная земля»), представляющая собой смесь местной почвы с продуктами человеческой жизнедеятельности, древесным углем и золой. Следы исчезнувшей культуры обнаруживаются повсеместно в Амазонии: слои terra preta бразильский археолог Эдуардо Невеш из Университета Сан-Паулу и его американские коллеги находят около Манауса. Индейцы повышали урожайность джунглей не только с помощью удобрения почвы: здесь повсеместно присутствуют участки джунглей с аномальным количеством деревьев, приносящих съедобные плоды. Как считают сторонники существования в бассейне Амазонки развитых цивилизаций в доколумбову эпоху, это остатки фруктовых садов. Находки археологов в Боливии и Бразилии (около реки Шингу) свидетельствуют: уже в конце I тысячелетия нашей эры жители Амазонии были способны перемещать тонны грунта, строить каналы и дамбы, изменявшие русла рек.

Изменение взглядов учёных на древние культуры бассейна Амазонки началось с исследований Анны Рузвельт из Университета Иллинойса в Чикаго в 1980-х: на самом большом в мире пресноводном острове Маражо в устье Амазонки были обнаружены фундаменты домов, качественная керамика и следы ведения развитого сельского хозяйства.

Учёные, отрицающие существование в прошлом развитых культур в Амазонии (к примеру, Бетти Меггерс из ) считают сторонников теории оппортунистами, стремящимися стать известными за счёт противостояния классическим взглядам. Они утверждают: если в бассейне Амазонки и существовали более продвинутые, чем сейчас, автохтонные культуры, то слишком сильно от нынешних они не отличались - ни по уровню развития, ни по количеству населения.

В ответ адепты развитой Амазонии цитируют испанского доминиканского монаха и хроникёра Гаспара де Карбахала , который в 1541 году, проплыв по реке Напо , написал о «сверкающих белых городах», «очень плодородной земле», «прекрасных дорогах» и каноэ, способных перевозить десятки воинов. Учёные утверждают, что развитая цивилизация погибла из-за занесённых европейцами болезней, а построенные из дерева города и сравнительно компактные поля были очень быстро и почти бесследно поглощены джунглями. (Здесь следует вспомнить, что у разных культур есть разная способность оставлять следы для археологов - в зависимости от использовавшихся материалов. Если бы не несколько чудом сохранившихся записок на легко истлевающей бересте, большинство древних новгородцев так и считались бы неграмотными.)

И ещё одно обвинение в адрес тех, кто считает Амазонию родиной высокоразвитых культур: своими утверждениями о способности региона кормить миллионы человек без вреда для экологии они содействуют корпорациям, лоббирующим активное освоение региона. Эдуардо Невеш отвечает на это так: «Мы очеловечиваем историю Амазонии».

Находки последнего времени в Амазонии породили новые спекуляции о том, что некогда здесь существовала древняя индейская цивилизация.

Осенью 2010 года по причине засухи уровень воды в реке Риу-Негру, левом притоке Амазонки, упал до рекордно низкой за последние 100 лет отметки. У этого бедствия оказался лишь один положительный результат: на обнажившихся скалах были обнаружены прежде закрытые водой изображения людей и змей. По мнению Эдуарду Невиша, президента Бразильского археологического общества, рисункам от 3000 до 7000 лет. «Считалось, будто в Амазонии ничего нет. Это неправда!» - заявил он. Похоже, что находка в очередной раз поставит во всей остроте вопрос об «исчезнувшей цивилизации» Амазонии.

После того как конкистадоры столкнулись с развитыми государствами ацтеков и майя, они, естественно, обратили любопытствующий взор на гигантскую и абсолютно не исследованную область амазонских джунглей. Вести о богатых корицей и золотом городах к востоку от Андских гор побудили Франсиско Орельяну в 1541 году двинуться вниз по Амазонке. За 196 дней он пересек весь континент и доплыл до Атлантики. По словам хрониста этой экспедиции, монаха Гаспара де Карвахала, испанцы часто наталкивались на следы некоторой инфраструктуры вроде дорог, полных амбаров и т. п., но интересовало их иное. Насчет сокровищ сведения хрониста несколько сбивчивы: первооткрыватели якобы видели «города, сияющие белизной», в одном месте «имелась вилла, где было множество… блюд, чаш и подсвечников из превосходного фарфора, какого не сыскать больше нигде в мире». Все эти вещи были «покрыты глазурью и раскрашены во всевозможные цвета, поразительно яркие, и, более того, рисунки и картины на них столь изысканны, что удивляешься, как природный опыт позволил этим людям произвести и украсить все эти вещицы, столь похожие на древнеримские». Однако подобные описания находятся в полном противоречии с обычными дневниковыми записями Карвахала, из которых следует, что конкистадоры все наблюдения вели в основном с борта своих бригантин, уносимых бешеным течением великой и невероятно широкой реки, а приставали к берегу лишь около крохотных деревень, опасаясь столкновений с превосходящими силами индейцев. Только одно известие хрониста о сокровищах производит впечатление хотя бы частичной подлинности: 26 июня 1542 года испанцы слышали от пленного индейца о правителе Карипуне, «который владеет серебром без счету». Характерно, впрочем, что европейцы и не подумали проверить его сообщение: к тому времени путешественники мечтали уже только об одном - как бы остаться в живых!

Повествования других конкистадоров еще более фантастичны. Вот рассказ одного из них: «Видели на близком расстоянии город колоссальных размеров. Строения стояли в тесном и строгом порядке, а в середине был дом, неизмеримо превосходивший остальные. Спросили у проводника: «Чей это дом, столь замечательный и выдающийся среди всех прочих?» Тот ответил, что это дом властителя по имени Кварика, у коего имеется несколько золотых изваяний ростом с мальчика, а также женщина из золота - их богиня. Однако невдалеке есть и другие властители, превосходящие его по числу и роскоши таких предметов». Но почему же никто ни разу не привез из этих экспедиций ни единого трофея?

Постепенно европейская наука отвергла все известия об амазонской цивилизации, объявив их сказками, призванными распалить воображение потенциальных спонсоров. Этот скептицизм был поколеблен к концу XIX века по разным причинам. Во-первых, Шлиман раскопал-таки Трою, во-вторых, разнообразные оккультисты и теософы принялись искать по миру следы Атлантиды, Шамбалы и прочих центров тайной мудрости. На пересечении новой европейской открытости и нового европейского мистицизма появилась фигура колоритнейшего англичанина Перси Фосетта, сочетавшего в себе искреннюю веру в тайные откровения и практицизм колонизатора-первооткрывателя. В 1906 году он исследовал сельву в районе бразильско-боливийского пограничья и там услышал от индейцев рассказы о затерянном золотом городе, забытом осколке исчезнувшей цивилизации, который Фосетт окрестил Z. Он утверждал: «Ответом на загадку древней Южной Америки, а возможно, и всего доисторического мира, будет обнаружение древних южноамериканских городов. Такие города существуют, и я это докажу». Полковник потратил два десятилетия и неисчислимые усилия, чтобы найти таинственный город. Весной 1925 года Фосетт и двое его спутников без следа исчезли в сельве. Через восемь лет его компас обнаружили у индейцев Мату-Гросу.

Вместе с британским исследователем опять на некоторое время исчезла и идея об амазонской цивилизации. Ее возродила в 1980-х годах археолог Анна Рузвельт - правнучка президента Теодора Рузвельта, который сам был великим энтузиастом Амазонии и опубликовал в 1914 году бестселлер «Через дебри Бразилии». Она раскопала на острове Маражо в устье Амазонки фундаменты жилищ, обнаружила следы развитого сельского хозяйства, которое якобы могло прокормить до 100 000 человек, и весьма совершенную керамику. Она же открыла у города Сантарен пещеру, полную наскальных изображений, которые напоминали людей и животных. В пещере и поселении, расположенном поблизости, на берегу реки, Рузвельт нашла керамику, которой, по ее утверждению, семь с половиной тысяч лет. Если это так, то Амазония была первым в Новом Свете регионом, где появилась керамика. Выводы Рузвельт породили новую волну исследований, многие из которых дали сенсационные результаты: в самых низовьях Амазонии, в дельте реки Шингу, якобы обнаружены рукотворные каналы, древние дороги и деревни с правильной планировкой. А в самом сердце сельвы, в районе города Манаус, при слиянии Амазонки и Риу-Негру, нашли остатки садов с частично окультуренными растениями вроде лесного авокадо, а также поля искусственного чернозема. Здесь же этой осенью благодаря засухе обнаружили камни с наскальными изображениями.

Новая волна энтузиазма по поводу исчезнувшей цивилизации Амазонии хорошо заметна в недавней книге Дэвида Гранна «Затерянный город Z. Повесть о гибельной одержимости Амазонией», а в Голливуде заканчиваются съемки фильма о Фосетте, где его играет Брэд Питт. При этом происходит очевидное смешение двух уровней разговора. То, о чем спорят серьезные археологи, действительно весьма интересно - находки последних лет позволяют строить новые теории заселения Южной Америки, дают пищу для любопытных гипотез зарождения цивилизации в неблагоприятных природных зонах. Однако обычному человеку, точно так же, как некогда конкистадору, хочется совсем другого: городов, дворцов, царей. И, главное, золота! Недаром же имя сказочной страны, которую искали несколько веков, - Эльдорадо. Наскальная живопись, неолитическое хозяйство, примитивная керамика - все это бесконечно далеко от рожденного мечтами Фосетта города Z. Но, как назло, все сообщения о найденных в сельве астрономических обсерваториях не подтвердились фактами. Напротив, совсем недавно было точно доказано, что гигантские холмы, разбросанные в разных местах Амазонии и считавшиеся до недавнего времени рукотворными (пусть и неясного назначения) сооружениями, на самом деле созданы природой. То же самое выяснилось и о том, что иногда принимали за развалины городов среди тропического леса: и колонны, и арки, и стены - все эти фигуры - результат выветривания. Забавно, что миф об Эльдорадо, родившись в распаленном алчностью воображении конкистадоров, потом облагороженный мистикой Фосетта, затем давший толчок сугубо научному энтузиазму археологов, сейчас используется главным образом для того, чтобы тешить индейский национализм. В самом деле, если в России можно носиться с идеей «цивилизации Аркаима», то чем хуже Латинская Америка? Там национальных комплексов неполноценности даже побольше будет.

Современную Амазонию сложно отнести к самым густонаселенным районам Земли. Однако когда-то в этих местах существовала развитая земледельческая цивилизация с густонаселенными городами. Совсем недавно ученые выяснили что, возможно, погубило ее. Как ни странно, это были… водохранилища, созданные людьми для того, чтобы сохранять запас дождевой воды.

У многих людей слово "Амазония" ассоциируется с бескрайними девственными тропическими лесами, произрастающими по берегам одной из самых крупных рек мира. В этих чащобах на каждом шагу встречаются экзотические звери, порхают разноцветные птицы и бабочки и, самое главное, никаких людей поблизости нет. Лишь иногда можно увидеть вдалеке обнаженного индейского охотника с духовой трубочкой, наполненной стрелами, чьи наконечники смочены сильнейшим в мире ядом кураре.

Действительно, современную Амазонию сложно отнести к самым густонаселенным районам Земли. Индейские поселки встречаются здесь не так часто, а их население весьма малочисленно. Это объясняется не тем, что амазонские индейцы на протяжении многих веков истреблялись колонизаторами. Как раз наоборот, именно индейцы, живущие в данном регионе, практически не пострадали от колонизации Америки. Некоторые из них белых людей-то первый раз увидели только в ХХ веке.

Дело в том, что почвы тропических лесов не являются особенно пригодными для земледелия, поскольку быстро истощаются. Тропический лес — это уникальное природное сообщество, которое производит ровно столько вещества, сколько нужно для нормальной жизни экосистемы, и ни граммом больше. Поэтому все, что опадает с деревьев, практически сразу утилизируется обитающими в почве животными и грибами. Получаемого перегноя хватает ровно на то, чтобы поддерживать жизнедеятельность растений. Его излишков (как это происходит в наших лесах и лесостепях) никогда не образуется.

А раз не происходит накопление почвенного слоя, то и земледельцам в этих краях, сами понимаете, делать особенно нечего — ну вспахал землю один раз, другой, а дальше что? Почва-то при этих запашках уже истощилась, а новой взяться неоткуда. Именно поэтому, как считали ученые, племена, обитающие в Амазонии, никогда не занимались интенсивным земледелием, предпочитая охоту и собирательство — благо, что в лесу всегда есть, что подобрать.

Численность же охотников и собирателей, как мы знаем, никогда не бывает особенно высокой — уж больно нестабилен источник питания, больших запасов при таком образе жизни не сделаешь. Поэтому-то исследователи этого региона долгое время были уверены, что в лесах рядом с величайшей рекой мира всегда было достаточно малолюдно и никаких цивилизаций не возникало — местные жители все время жили "по старинке", городов не строили, дорог не прокладывали, садов и огородов не "городили".

Правда уже с давних времен было известно несколько фактов, не вписывающихся в привычную картину. Например, то, что именно в районе Амазонии была обнаружена самая древняя керамика в Южной Америке (которая была на несколько веков старше инкской). Охотникам, как вы понимаете, глиняные горшки не особенно нужны — суп они не варят, овощи не тушат, а носить такую поклажу с собой при кочевом образе жизни несколько обременительно (да и в качестве головного убора горшок тоже не очень удобен).

Кроме того, испанский путешественник Франсиско де Орельяна, посетивший Амазонию в 1541-1542 годах, в своем отчете изображал этот край как весьма густонаселенный. При этом он описывал крупные города, находившиеся как на берегу реки, так и в глубине леса, а также сады и пашни, их окружающие. Долгое время ученые даже не знали, как интерпретировать эти сведения — то ли исследователь описывал совсем другой регион (например, бассейн реки Ориноко), то ли все эти отчеты созданы со слов местных жителей (которые, откровенно говоря, любят приврать), то ли непривычная пища вызвала у впечатлительного испанца сильные зрительные галлюцинации.

Однако не так давно ученые выяснили, что дон Франсиско был все-таки прав и города в Амазонии действительно существовали. Первые из них были обнаружены еще в 2003 году при расшифровке спутниковой фотографии района Шингу в Бразилии. Выяснилось, что в этом регионе, территорию которого ныне занимают девственные леса, еще до эпохи Колумба существовало около 20 крупных поселений, окруженных пашнями и садами и соединенными между собой сетью дорог.

В течение последующих семи лет несколько экспедиций исследовали этот район, изучая руины древних поселений и собирая все предметы, найденные среди развалин. Им удалось установить, что все города были построены по одному и тому же плану — в каждом поселке была центральная площадь 120-150 метров в диаметре, на которой помимо всего прочего хоронили важнейших персон данного города. От каждой площади отходила дорога, причем всегда строго с северо-востока на юго-запад, видимо, олицетворяя движение солнца по небу. Улицы больших городов иногда достигали 50 метров в ширину.

Судя по всему, на площади в центре жители города собирались в случае опасности, а также для выполнения религиозных и государственных обрядов и церемоний. Досуг же свой они проводили в одноэтажных домах, построенных из дерева, фундаменты которых были обнаружены по краям городских улиц. В этих жилищах ученые обнаружили множество артефактов — костяные и каменные наконечники стрел, инструменты, украшения и, конечно же, обломки керамических сосудов.

Анализ последних показал, что древние амазонские гончары, используя весьма сложные материалы, например, микроскопические кварцевые иголки, полученные из определенных пресноводных губок, изготовляли прекрасные бытовые и церемониальные сосуды, со сложным резным и окрашенным орнаментом. Однако этим умельцам, судя по всему, не были известны ни гончарный круг, ни стеклоподобная глазурь.

Все это свидетельствует о том, что некогда в ныне практически безлюдном регионе существовала развитая земледельческая цивилизация. Однако до сих пор ученым было непонятно, каким образом древние индейцы умудрялись возделывать растения в тропиках? Ведь там, как известно, два-три месяца в году идет нескончаемый дождь (при котором сельскохозяйственные культуры сажать нельзя — их просто смоет), а потом практически сразу наступает сухой сезон, во время которого почва превращается практически в пыль и все саженцы могут просто погибнуть.

Жители тех поселений, которые расположены непосредственно рядом с рекой, решали эту проблему достаточно просто — копали каналы, но ведь исследуемый район находится достаточно далеко от Амазонки и ее крупных притоков. И вот совсем недавно эта тайна наконец-то была раскрыта.

Этим летом шведская экспедиция, исследуя остатки поселений в районе бразильского города Сантарен, наткнулась на странные впадины, расположенные неподалеку от древних полей. По мнению руководителя исследований Петера Стенборга, они представляют собой не что иное, как остатки древних водохранилищ, которые наполнялись водой во время сезона дождей. При засухе же эта вода использовалась для орошения полей и садов.

Кроме того, ученые, проанализировав почву на месте бывших пашен, установили, что она коренным образом отличается от той, которая характерна для тропических лесов данного региона. Она интенсивного темного цвета, который обуславливается большим содержанием в ней перегноя. Самое интересное, что почв подобного типа в окрестностях Сантарена нигде не встречается.

Стенборг считает, что эта плодородная земля была создана людьми искусственно, примерно так же, как сейчас изготавливаются силос и компост. Основой для нее могли послужить листья и другие органические останки тех растений, которые древние жители Амазонии выращивали в своих садах. Ученые установили, что все они не местные. Хозяева, видимо, принесли растения с собой, когда шесть тысяч лет назад пришли в этот регион.

Итак, получается, что древние обитатели земель, расположенных в бассейне Амазонки, могли создавать искусственную почву (а этого, кстати, не умели делать ни майя, ни инки) и сооружать резервуары для хранения воды. Возможно, именно они и стали причиной гибели данной загадочной цивилизации.

Раньше ученые думали, что города Амазонии обезлюдели в связи с эпидемиями невиданных ранее в Новом Свете болезней, которыми индейцев заразили европейские переселенцы. Действительно, такое иногда случалось в других регионах Южной Америки, однако для Амазонии, которую до ХХ столетия колонисты посещали крайне редко, эта ситуация вряд ли была характерна. Скорее всего, цивилизация исчезла в результате некоей природной катастрофы, которую жители древних городов сами и спровоцировали, создав систему водохранилищ.

Известно, что уровень грунтовых вод в тропиках поддерживается в основном за счет той воды, которая попала в почву во время "мокрого" сезона. Если же выкопать водохранилище, то вся дождевая вода со значительной территории будет стекать именно в него, оставляя окрестные почвы совсем без влаги. В результате деревья начинают засыхать, их корни перестают препятствовать эрозии почв, и в итоге то место, где раньше были леса, превращается в бесплодную пустыню.

И здесь даже не поможет добавление искусственной почвы — ведь она играет лишь роль биологической добавки, которая, взаимодействуя с коренным почвенным слоем, лишь повышает его плодородность, но не заменяет целиком. А если разрушается сама основа, то этим добавкам просто негде закрепиться и они тоже уносятся ветровой или ливневой эрозией.