Составное глагольное сказуемое. Значение вспомогательных глаголов

Составные сказуемые - это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) - в вспомогательной части.

Ср.: Он запел (ПГС). - Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). - Он был болен два месяца (СИС).

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть (неопределённая форма глагола - инфинитив) выражает лексическое значение.

СГС = вспомогательный глагол + инфинитив

Например: Я начал петь ; Я хочу петь ; Я боюсь петь .

Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:

    Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

    Cр.: я начал - что делать?; я хочу - что делать?.

    Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив - второстепенный член предложения.

    Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть .

    Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

    Ср.:
    1. Я хочу петь . Хочу петь - составное глагольное сказуемое (хочу - я , петь буду - я ).
    2. Я просил её спеть. Просил - простое глагольное сказуемое, спеть - дополнение (просил - я , петь будет - она ).

Значения вспомогательного глагола

Значение Типичные глаголы и фразеологизмы Примеры
1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия) Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

Он стал готовиться к отъезду.
Он продолжал готовиться к отъезду.
Он бросил курить .
Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.

2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.) Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.

Я умею петь .
Я хочу петь .
Я боюсь петь .
Я люблю петь .
Я стыжусь петь .
Я рассчитываю спеть эту арию.

План разбора составного глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена основная часть (субъектный инфинитив); какое значение имеет вспомогательная часть (фазовое, модальное) и какой формой глагола она выражена.

Образец разбора

Старик опять пустился жевать .

Пустился жевать - составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена субъектным инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет фазовое значение и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

Сколько частей в составном глагольном сказуемом?

Сказуемое, образованное из вспомогательного глагола и примыкающей к нему неопределённой формы, называется составным глагольным сказуемым .

В какой части составного глагольного сказуемого выражается его грамматическое значение (наклонение, время)?

А в какой части заключается основное лексическое значение сказуемого?

Оно образуется из двух элементов, каждый из которых сам по себе выразить полностью значения сказуемого не может, например: начинаю беспокоиться, начала бы готовиться, хотел бы надеяться.

Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключено в неопределённой форме глагола, а грамматическое значение (наклонение, время) выражено вспомогательным глаголом.

Кроме грамматических значений наклонения и времени, вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия; его желательности, необходимости, возможности, стремления и т. п.

Например: Владимир начинал сильно беспокоиться; Он перестал улыбаться; Мальчик не мог согласиться с другом; Лиза решила помочь сестре.

Чаще всего в качестве вспомогательных употребляются глаголы начать, стать, кончить, продолжать, хотеть, мочь.

Примечание . В роли вспомогательных глаголов могут выступать сочетания некоторых прилагательных (должен, рад, готов, обязан, согласен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений.

Например: Я готов с вами согласиться . Он всегда был готов помочь друзьям. Он рад был бы уйти .

103. Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и составные глагольные сказуемые. Какие значения выражают вспомогательные глаголы в составных глагольных сказуемых?

1. Ещё в гимнази.. я начал зачитываться Буниным. 2. Я стремился следовать этому совету Блока. 3. Я начал писать автобиографическую повесть и дошёл в ней до середины жизни. 4. Я продолжаю называть «Жизнь Арсеньева» повестью, хотя с таким же правом мог бы назвать её поэмой или сказкой. 5. Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик, но он не раскрывался. 6. По дорожке Сокольнического парка шла та незнакомка, чей голос Левитан никак не мог забыть. 7. В слободе он решил остановиться.

(К. Паустовский)

104. Замените составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом составным глагольным сказуемым с кратким прилагательным. Как изменится смысл предложения?

Я могу встретить этого человека (рад, обязан, готов, согласен, должен).

105. Прочитайте и спишите текст. Какие слова употреблены в составных глагольных сказуемых в роли вспомогательных? Определите их как части речи.

С конца 50-х годов XII века строительная деятельность резко усиливается. Князь Андрей Боголюбский перенёс столицу из Суздаля во Владимир и начал обстраивать этот город с небывалой роскошью. Отсюда, из Владимира, он продолжал диктовать свою волю князьям многих других русских городов. Князь Андрей готов был распоряжаться даже Киевом. Владимир должен был даже своим обликом, величием архитектуры соответствовать тому политическому значению, которое он приобрёл.

(По П. Раппопорту)

106. Расскажите о своих планах на ближайшее будущее в 5-6 предложениях с составным глагольным сказуемым. По возможности употребите в составном глагольном сказуемом глаголы со значением начала, продолжения и конца действия; прилагательные обязан, должен, рад. Предложения запишите, подчеркните их грамматические основы.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;
  • развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему.
  • прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать интерес к истории точных наук и учёным-физикам на материале биографии Исаака Ньютона.

Задачи:

  • активизировать творческий потенциал учеников;
  • развивать самостоятельность, активность;
  • расширить кругозор учащихся;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку в формате Power Point.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (Приложение 1 )

– Какие трудности возникли при выполнении домашнего упражнения?
(Слайд №2)

Проверка домашнего упражнения 98:

Коммюнике (франц. communiqué, от лат. communico - сообщаю), официальное сообщение о результатах международных переговоров, о международном соглашении, о важных событиях во внутренней жизни страны, нескл.. ср. БСЭ, 1969-1978

Совместное коммюнике подчёркивало традиционный характер дружественных отношений и успешное развитие разностороннего сотрудничества между странами.
Синонимы - соглашение.

Ноу-хау (от англ. know how - знать как) или секрет производства - оригинальные технологии, знания, умения, которые ещё не стали широко известны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими людьми, нескл, ср.
Техническое изобретение или идея, которые дают максимальный практический эффект при минимуме затрат.

Ноу -хау составило ключевую часть активов компании.

Если мне в жизни и удалось совершить какое-нибудь ценное открытие, то в большей степени за счет терпения и внимания, чем благодаря какому-либо другому таланту.

Исаак Ньютон

– Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. В течение урока повторим сведения о простом глагольном сказуемом и поговорим о составном глагольном сказуемом. К концу урока вы должны научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.
Для решения задач урока, реализации его целей мы будем использовать языковой материал об Исааке Ньютоне.

Сообщение ученика. (Слайд №9)

– Исаак Ньютон – английский математик, астроном, физик, механик, заложивший основы классической механики. Он объяснил движение небесных тел – планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Самым известным его открытием был закон всемирного тяготения

V. Формирование новых понятий

1. Работа с учебником. § 20, с. 51-52.
2. Работа со схемой построения составного глагольного сказуемого. (Слайд №10)

Нарисовать схему ПГС и СГС. (Обратить внимание на грамматическое и лексическое значение глаголов в составе СГС)

Схема построения составного глагольного сказуемого.

3. Работа с таблицей «Вспомогательные глаголы и их значение». (Приложение 2 )

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Она дается вам как памятка. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные слова

Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания
начать
стать
закончить
приняться
продолжить
бросить
пуститься
прекратить
уметь
успеть
желать
мечтать
хотеть
стараться
предполагать
привыкнуть
пытаться
любить
нравиться
надеяться
бояться стыдиться
готовиться
ненавидеть
страшиться
трусить
рад
должен
готов
обязан
достоин
иметь желание
сделать усилие
дать согласие
гореть желанием
иметь честь
иметь намерение
дать обещание
иметь привычку

VI. Усвоение новых знаний

1. Записать примеры предложений, проанализировать их. Обратить внимание на способ выражения сказуемого. (Слайд №11)

Законы механики открыл Исаак Ньютон.
Ещё в детстве Исаак начал мастерить механические игрушки. В отрочестве Ньютон продолжал строить модели водяных мельниц.
Сформулировать собственный вывод, аргументировать ответ.

2. Цифровой диктант с последующей самопроверкой. (Слайд №12)

Распределить сказуемые в соответствии с цифровыми обозначениями в три колонки: в первую – простое глагольное сказуемое, во вторую – составное глагольное сказуемое (ПГ, СГС):

Исаак Ньютон (1606-1642) родился (1) в Англии.

Ньютон хотел надеяться (2) , что его род восходит (3) к шотландским дворянам XV века, Однако историки так не считают (4) .Предки Ньютона стремились разбогатеть(5). К концу XVI века семья перешла (6) в разряд йоменов (землевладельцев ). Отец Ньютона оставил (7) в наследство крупную по тем временам сумму в 500 фунтов стерлингов и несколько сот акров плодородной земли, занятой полями и лесами.
Исаак с 12 учился (8) в школе в Грэнтеме . В 1659 году мать вернула (9) его в поместье и попыталась возложить (10) на 16-летнего сына часть дел по управлению хозяйством.
(1.3.4.6,7,8.9//2.5.10)

VII. Закрепление новых знаний

1. Вопрос: что выражают вспомогательные глаголы?

1) Юношей Ньютон начинала шлифовать зеркала, призмы и линзы.
(Фаза действия (продолжает урок, закончил петь ). (Слайд №13)

2) В молодости Исаак Ньютон хотел создать зеркальный телескоп для наблюдений звёздного неба. (Отношение деятеля к действию) (Слайд №14)
Этим оптическим прибором он рад был помочь астрономам. (Эмоциональная оценка действия)

Р.р. Творческие задания

I группа. (Слайд №15)

1. Замените простые глагольные сказуемые составными.

1. Исаак читал книги.
2. Ньютон учился в Кембриджском университете.
3. В студенческие годы Исаак мастерил научные инструменты.

Примерные ответы: стремился учиться, продолжал мастерить.

II группа. (Слайд №16)

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

Согласно легенде, закон тяготения Ньютон сумел открыть, наблюдая падение яблока с ветки дерева.

III группа.

3.Выполните пунктуационный разбор предложения:

Ньютон продолжал экспериментировать с цветом, доказав, что белый свет не первичен, а состоит из цветных компонентов с разными углами преломления. (Слайд №17)

IV группа.

4. Определите, чем выражено сказуемое. (Слайд №18)

Учёный мечтал написать книгу о математических началах. В этом труде Ньютон готов был определить базовые начала механики. Ньютон сумел сформулировать три закона механики . Он должен был много трудиться.

3. Используя текст, заполните таблицу (Приложение 4 )

Способы выражения составного глагольного сказуемого.

Самопроверка. (Слайд №19):

Ньютон Исаак (1643-1727 гг.)

Английский математик, физик, алхимик и историк. Родился в семье фермера.
В12 лет начал учиться в Грантемской школе, в 1661 г продолжил обучаться в колледже Св. Троицы (Тринити-колледж) Кембриджского университета в качестве субсайзера (так назывались бедные студенты, выполнявшие для заработка обязанности слуг в колледже).
Окончив университет, Ньютон в 1665 г смог получить ученую степень бакалавра. В 1665-1667 гг. у него продолжали складываться в основном те идеи, которые помогли привести его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, изобретению зеркального телескопа, открытию закона всемирного тяготения.
В Кембридже ему надо было проводить опыты по разложению света. В 1668 г. Ньютону была присвоена степень магистра. В 1671 г. Ньютон закончил строить второй зеркальный телескоп - больших размеров и лучшего качества. Ньютону принадлежат обоснованные тончайшими экспериментами представления о монохроматических световых лучах и периодичности их свойств, лежащие в основе физической оптики.
В 1687 г. Ньютон опубликовал свой грандиозный труд «Математические начала натуральной философии» (кратко - «Начала»), заложивший основы не только рациональной механики, но и всего математического естествознания. «Начала» содержали законы динамики, закон всемирного тяготения с эффективными приложениями к движению небесных тел, истоки учения о движении и сопротивлении жидкостей и газов, включая акустику.
В 1705 г. за научные труды королева Анна рада была возвести его в рыцарское звание. В последние годы жизни Ньютон много времени любил посвящать теологии и античной и библейской истории. Похоронен Ньютон в английском национальном пантеоне - Вестминстерском аббатстве.

VII. Проверка полученных знаний с последующей самопроверкой

– На этом уроке мы говорили о составном глагольном сказуемом. Почему сказуемое называется составным? Глагольным?
Обращаю ваше внимание на то, что в составном глагольном сказуемом обязательно должен присутствовать инфинитив.

Проверочная работа. Выпишите составные глагольные сказуемые (Приложение 5 )

(1) Маленький Исаак постоянно был одинок.(2) Сверстники не слишком хорошо к нему относилисьпотому, что он всегда мог выиграть в шашки и другие игры, требующие сообразительности.(3) Молодой Ньютон не мог подружиться ни с кем из этой ребятни.(4) Так началось его одиночество – от рождения и до смерти....
(5)В студенческие годы он чувствовал, чтоспособен решить проблемы, которые веками волновали человечество. (6)При одной только мысли об этом он ощущалбешеное нетерпение и ненасытную страсть первооткрывателя. (7)Конечно, в Кембридже он станет магистром, затем членом колледжа, может быть, профессором. (8)Он знал, что члены колледжа не могли жениться. (9)Ньютон не жалел об этом.(10) Его любовью стала математика...
(11) Он прекрасно знал анатомию и физиологию, различные методы лечения, что в большей мере способствовало его завидному долголетию.
(12)Он не особенно жаловал литературу и совсем не любил поэзию, живопись и скульптуру.
(13)Ньютон с детства смог внедрить в свое сознание, что ложь, эгоизм, насилие, потеря контроля над своими чувствами и действиями – смертные грехи. (14)Он был истинным сыном своего пуританского века.
(15)Для Ньютона характерна вера в изначальный ясный смысл Библии. (16) Он старался устранить расхождения между хронологией светской и хронологией Ветхого Завета.
(17) Страсть к научным занятиям не могла покинуть его и в поздние лондонские годы. (18) Хотя творческий возраст его давно уже миновал, он старался строго соблюдать раз и навсегда установленный им для себя режим занятий.(19) Никто и никогда не видел его без работы. (20)Работа служила ему бальзамом от душевного беспокойства.

129. Прочитайте. Найдите сказуемые, выраженные одним и двумя словами. Найдите в последних глаголы, которые выражают грамматические значения этих сказуемых. Какие это значения? О Какие глаголы в сказуемых, выраженных двумя словами, обозначают начало, конец, продолжительность действия; его желательность, возможность?
1) В мае зацвели тюльпаны.- В мае начали цвести тюльпаны. 2) Недавно отцвели тюльпаны.- Недавно кончили цвести тюльпаны. 3) Уже июнь, а тюльпаны цветут,- Уже июнь, а тюльпаны продолжают цвести.
Сыграл бы я сейчас с тобой партию в шахматы.- Я хочу сыграть с тобой партию в шахматы.
Никак не найдёт Оля свою тетрадь.- Оля никак не может найти свою тетрадь.
Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного слова и неопределённой формы глагола. Например: Я начал работать. Брат перестал заниматься и может отстать в учёбе. Я должен ему помочь.
Вспомогательные слова делятся на две группы: 1) глаголы со значением начала, конца или про
должения (начать, перестать, кончить, прекратить, продолжать);
2) глаголы и краткие прилагательные со значени
ем возможности, необходимости, желательности и др. (мочь, смочь, хотеть, желать, рад, готов, должен, обязан, намерен).
Вспомогательные слова выражают грамматическое значение сказуемого, а неопределённая форма глагола - его лексическое значение. Скрипач начал (продолжал, перестал) играть. Мы не сможем выступить на концерте. Мы хотели бы участвовать в соревнованиях.
Если вспомогательное слово - краткое прилагательное, то оно употребляется только со связкой: 1) Я был рад помочь. 2) Он готов был с вами поспорить. В настоящем времени связка не употребляется, т. е. является нулевой. Ср.: Он готов с вами поспорить. Я рад вам помочь.
Прочитайте и сравните предложения. В каких примерах употреблено простое глагольное сказуемое, в каких - составное глагольное? Почему вы так думаете?
конференцияконгресс
1) Они начнут готовиться к конференции.- Они будут готовиться к конференции.
2) Он продолжает заниматься.- Он будет заниматься. 3) Мы перестанем писать.- Мы не будем писать.
Я буду думать лишь о вас, о вас. (Н. Гумилёв.) Я могу думать только о вас. Я не хочу о вас думать.
Найдите составные глагольные сказуемые: 1) со вспомо-гательными глаголами; 2) с сочетаниями глагола-связки быть с краткими прилагательными. Спишите, обозначая составные глагольные сказуемые.
1) Молодой Дубровский хотел заня(т, ть)ся делами. (П.) 2) Владимир начинал сильно беспокои(т, ть)ся. (П.) 3) Девочка перестала плакать. (Кор.) 4) В эту ночь долго (н..) мог уснуть Димка. (А. Г.) 5) С в..кзала Женя
(н..) успела послать телеграмму отцу. (А. Г.) 6) Она умела водить машины, тракторы. (С. Ант.) 7) Я был готов любить весь мир. (Л.) 8) Кирилл решил навестить мать. (Фед.) 9) Вы должны трудиться. (Т.) 10) Если (в) друг на дворе будет дождь и слякоть, мы, готовя уроки, хотим (не) плакать. (И. Бродский.)
I. Прочитайте и сравните предложения со связкой быть в разных формах и без неё. Укажите сказуемые.
Я был рад их видеть.
Я буду рад их видеть. Я рад их видеть.
Я был бы рад их видеть.
II. Сделайте подлежащими в этих предложениях местоимения ты, мы, существительные брат, сестра, братья. Согласуется ли в этих случаях с подлежащим только глагол-связка быть или также и краткая форма прилагательного? В каких формах согласуется сказуемое с подлежащим?
Прочитайте, укажите сказуемые. Определите их тип. Чем они выражены? В каких формах согласуются с подлежащим? Спишите.
1) Человек должен труди(т, ть)ся. (А. Г.) 2) Мы рады весь из..ездить мир. (П.) 3) В одиночестве способен жить (не) всякий. (Кр.) 4) Тигр пр. .ближался. Он должен был пройти близко от нас. (Арс.) 5) Казаки принялись разв. .ючивать лошадей. (Арс.)
Прочитайте. Спишите, заменяя составные глагольные сказуемые со вспомогательным глаголом составными глагольными сказуемыми с краткими прилагательными готов, намерен, обязан. О В каких случаях изменились значения предло-жений?
1) Сестра намер. .валась приехать к нам во время отпуска. 2) Отдыхающие обязались точно выполнять все распоряжения администрации. 3) Конькобежцы готовятся уча..вовать в роз..грыше областного первенства.
Спишите, заменяя выделенные слова вспомогательным глаголом мочь, ставя перед ним и перед неопределённой формой частицу не. О В каких предложениях (в данных или в предложениях с двойным отрицанием) утверждение выражается более сильно? Составьте сами два подобных предложения.
1) Я должен был признать свои ошибки.- Я не мог не признать своих ошибок. 2) Он обязан был знать о вашем возвращении. 3) Он должен был согласиться с нами.
I. Книжные формы составных глагольных сказуемых за-мените общеупотребительными.
1) Рабочие нашего завода имеют возможность проводить свой отпуск на берегу моря. 2) Мастер имеет желание повысить свою квалификацию. 3) Капитан команды имеет право не допустить игрока к соревнованиям.
Разговорные несогласованные сказуемые замените обще-употребительными составными глагольными сказуемыми с глаголами начать и стать.
1) Друзья мои ну спорить.- Друзья мои начали
спорить. 2) И давай они смеяться! 3) Мы - плясать, мы - хохотать!
Разговорные составные глагольные сказуемые замените об-щеупотребительными составными глагольными сказуемыми.
138. Прочитайте текст. Какова его главная мысль? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте сказуемые. О Определите стилистическую принадлежность этого текста и расскажите, как связаны в нём предложения 1-го абзаца.
Человек должен с детства со школы помнить на ка-кой земле он родился. Он должен помнить что у него есть обяз..ности перед этой великой, красивейшей землёй в мире которую зовут Родиной. Если ей будет угр..жать смертельная опасность он должен встать на её защиту и стоять, если нужно, (на) смерть.
Он должен помнить и чтить дела своих предков ко-торые (не) жалели жизни защищая родную страну родной язык родной дом. (Н. Тихонов.)