Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века). Россия в XIX веке 50 60 годы 19 века

В 1841 году англичане берут Кантон, Амой и Нинбо. В 1842 англичане захватывают Шанхай и Чжэньцзян. Угроза Нанкину заставила Китай просить мира. Китай уступил Гонконг Англии, открыл для английской торговли Кантон, Амой и Фучжоу, вернул Нинбо и Шанхай Британии и выплатил контрибуцию в 20 млн. долларов

Примечания:

* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю , а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю . При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.

Литература и источники:

Российская и мировая история в таблицах. Автор-составитель Ф.М. Лурье. СПб, 1995

Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. Под руководством Франсиса Конта. М., "Международные отношения". 1994.

Хроника мировой культуры. М., "Белый город", 2001.

Вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства, который осуществлялся силами 3-го отделения, ее разветвленной агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада общественного движения.

Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки. В 1827 г. в Московском университете братьями Критскими был организован тайный кружок, целями которого было уничтожение царской семьи, а также конституционные преобразования в России.

В 1831 г. царской охраной был раскрыт и разгромлен кружок Н.П. Сунгурова, участники которого готовили вооруженное восстание в Москве. В 1832 г. в Московском университете действовало «Литературное общество 11-го нумера», участником которого был В.Г. Белинский. В 1834 г. был раскрыт кружок А.И. Герцена.

В 30-40-х гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое.

Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С. Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П. Погодин, С.П. Шевырев.

Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов.

Центральная идея в концепции славянофилов - убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истинной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра 1-го .

Славянофилы оставили многочисленные труды по философии и истории (И.В. и П.В. Кириевские, И.С. и К.С. Аксаковы, Д.А. Валуев), в богословии (А.С. Хомяков), социологии, экономике и политике (Ю.Ф. Самарин). Свои идеи они публиковали в журналах «Московитянин» и «Русская правда».

Западничество возникло в 30-40-х гг. 19-го в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея - концепция общности исторического развития Европы и России. Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, В.П. Боткин). Реформаторскую деятельность Петра 1-го они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.

Огромную популярность в начале 40-х гг. приобрел литературный кружок М.В. Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, П.А. Федотов, М.И. Глинка, П.П. Семенов, А.Г. Рубинштейн, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой).

С зимы 1846 г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А. Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян.

Отцом «теории русского социализма» был А.И. Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего общества он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм.

В 1852 г. Герцен выехал в Лондон, где открыл Вольную русскую типографию. Обойдя цензуру, он положил начало русской заграничной прессе.

Зачинателем революционно-демократического движения в России является В.Г. Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.

Культура пореформенной России (60-е - 90-е годы XIX века).

Русская культура второй половины XIX века развивалась в условиях, когда в стране утверждались новые, капиталистические отношения, проводились различные реформы. Но в то же время сохранялись пережитки крепостнического строя, рождалось рабочее движение, ширился общий социальный протест против самодержавия, происходили серьезные изменения в социальной структуре. Все это оказало воздействие на культурное развитие России.

После отмены крепостного права в обществе и государстве была осознана необходимость широкого просвещения народа. Развитие промышленности и техники требовало грамотных работников. Были открыты реальные училища для детей всех сословий. В 80-х годах увеличилось число церковно-приходских школ. Появились первые воскресные школы. Было открыто более 10 тысяч земских школ (начальных). Основным типом средней школы были гимназии, в которых главными предметами были словесность, языки, история. Существовали также мужские реальные училища; в 90-х годах было открыто 300 женских учебных заведений. Продолжался рост высших учебных заведений. В 60-х годах было 7 университетов, после реформы было открыто еще 2 (в Одессе и Томске). Увеличилось количество технических ВУЗов. Было положено начало высшему женскому образованию: открыты Высшие женские курсы в Петербурге и в Москве. Однако, в целом уровень грамотности населения в России все еще оставался одним из самых низких в Европе (Балакина Т.И. История отечественной культуры. Ч.2. - М., 1995, с.72-76).

Российская наука во второй половине XIX века достигла крупных успехов. Русский физиолог И.Н. Сеченов в 1863 году выпустил труд «Рефлексы головного мозга»; его исследования в области физиологии и высшей нервной деятельности продолжил И.П. Павлов, создав учение об условных рефлексах. Биолог И.И. Мечников создал теорию развития многоклеточных организмов, открыл явление фагоцитоза.

Математики П.Л. Чебышев, Софья Ковалевская; физик А.Г. Столетов внесли вклад в развитие математической науки и физики.

Великий ученый-химик Д.И. Менделеев создал периодическую систему элементов, основал агрохимию.

А.Н. Лодыгин изобрел электрическую лампочку накаливания. П.Н. Яблочков создал трансформатор и электрическую дуговую лампу.

Большую известность получили работы этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, изучавшего природу и народы Океании и Новой Гвинеи. Широкое развитие получили гуманитарные науки. Профессор-историк С.М. Соловьев в 1851 году выпустил первый том «Истории России с древнейших времен» (всего было выпущено 29 томов), доводивших изложение до 1775 года. Историк В.О. Ключевский создал пятитомник «Курс русской истории».

В литературе этого периода нашли отображение социальные проблемы пореформенной России, общественно-политические течения, народная жизнь. Ведущим направлением в литературе был критический реализм, принципом которого было изображение реальной жизни, поворот к жизни простого человека. Ярким примером обличительной литературы является творчество писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы»). Огромное место в литературе этого периода занимает творчество Ф.М. Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»). На вторую половину XIX века приходится расцвет творчества Л.Н. Толстого (романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье»). В 60-е - 70-е годы продолжается литературная деятельность И.С. Тургенева - мастера классического русского романа («Накануне», «Отцы и дети», «Дым»).

Вождем разночинной молодежи был поэт Н.А. Некрасов («Железная дорога», «Русские женщины», «Кома на Руси жить хорошо»). В конце 70-х годов начинается литературная деятельность А.П. Чехова (рассказы «Скучная история», «Дама с собачкой», «Дуэль», «Палата №6», «Человек в футляре»; пьесы «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры»). В эти годы в литературу вступают М. Горький, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, В.Г. Короленко (Очерки истории русской культуры второй половины XIX века./Под ред. Н.М. Волынкина.- М., 1976, с.148-169).

Во второй половине XIX века основным видом печатных изданий оставались журналы: «Современник» (Салтыков-Щедрин), «Отечественные записки» (Некрасов), «Русский вестник». Большой вклад в развитие отечественной культуры внес книгоиздатель Д.И. Сытин. Он издавал учебники, научно-популярные книги, дешевые издания, собрания сочинений классиков русской литературы, словари, энциклопедии. В последующие годы XIX века начали выходить на русском языке тома «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона. Выпуск 12 основных и 4 дополнительных томов был закончен в 1907 году.

В изобразительном искусстве второй половины XIX века господствующим направлением был критический реализм. Идеологом и организатором художников этого направления являлся И.П. Крамской. В 1870 году было создано Товарищество художественных передвижных выставок, куда вошли члены Артели, а также почти все крупные художники-реалисты того времени. Одним из наиболее ярких представителей критического реализма в русской живописи был художник В.Г. Перов (картины «Сельский крестьянский ход на Пасхе», «Тройка», «Охотники на привале»). Русскую природу воспевали в своих картинах художники-пейзажисты И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, А.И. Куинджи, И.И. Левитан. Вершиной реализма в русской живописи считается творчество И.Е. Репина («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди»; исторические картины «Царевна Софья», «Иван Грозный и его сын Иван») и В.И. Сурикова («Утро Стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»). К жанру фольклора обратился В. Васнецов, за основу картин он брал сказочные сюжеты: «Аленушка», «Богатыри», «Витязь на распутье». Многие картины художников второй половины XIX века попали в собрание Третьяковской галереи. В 1898 году в Петербурге был открыт Русский музей.

Для архитектуры и скульптуры этого периода характерно смешение стилей: модерна и стилизации под старину. Выдающийся скульптор М.М. Антокольский создал серию скульптурных портретов: «Петр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак». В 1880 году в Москве был открыт памятник А.С. Пушкину (на Тверской), его автор - скульптор А.И.Опекушин. Под руководством М.О. Микешина десятки скульпторов создали в Новгороде памятник «Тысячелетие России».

В архитектуре окончательно изжил себя классицизм. Теперь, в соответствии с требованиями жизни, строились промышленные и административные здания, вокзалы, банки, мосты, театры, магазины. Распространенным становится «неорусский» стиль - стилизация под старину. В этом стиле в Москве были построены Исторический музей (архитектор В.О. Шервуд), здание городской думы (архитектор Д.И. Чичагов), Верхние торговые ряды - ныне ГУМ (архитектор А.И. Померанцев). Строились многоэтажные и многоквартирные дома. В России началось строительство торговых пассажей. Построены театральные здания в Рыбинске, Иркутске, Нижнем Новгороде. Был открыт Политехнический музей (архитектор Шохин) в Москве.

Вторая половина XIX века - это расцвет русского музыкального искусства. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд великих произведений: оперы Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Римского-Корсакова («Псковитянка»), Бородина («Князь Игорь», симфония «Богатырская»). В этот период творил величайший русский композитор П.И. Чайковский. Он создал 6 симфоний, симфонические поэмы «Ромео и Джульетта», «Манфред», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы «Евгений Онегин», «Мазепа», «Иоланта» и другие, 100 романсов. В конце века в музыкальную жизнь входят молодые композиторы - С.И. Танеев, А.К. Лядов, С. Рахманинов, А.Н. Скрябин. Композитор, дирижер, пианист А. Рубинштейн создает в Петербурге «Русское музыкальное общество».

Особую роль в жизни пореформенной России играет театр. Театры действовали в 100 городах России. Главными центрами театральной культуры были Малый театр в Москве и Александрийский театр в Петербурге. Слава Малого театра связана с именами блестящих русских актеров: Марии Ермоловой, Прова Садовского, Ивана Самарина, Александра Ленского. В 60-х - 70-х годах в Москве и других городах России начинают возникать частные театры и театральные кружки (Балакина Т.И. История отечественной культуры. Ч.2,- М., 1995, с. 90-96).

Рост капиталистического производства в пореформенной России поставил серьезные практические и теоретические задачи перед наукой и техникой, образованием. Значительно повысился уровень грамотности населения, наблюдался небывалый подъем научного творчества и рост интереса к науке в обществе, расширение книгоиздательства и журнального дела. На этот период пришлось оживление общественной мысли, литературы и искусства, утверждение в них демократических принципов.

Падение крепостного права означало начало нового, капиталистическогопериода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизньобщества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальныйи духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал ростукультурных потребностей. В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Онисоставили культурное наследие страны. Культурное наследие являетсяважнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческомразвитии общества.

Очень долго замалчивался характер русской литературы 19 века. В конце 90-х годов 20 в. Усилиями ученых Петрозаводского, Санкт-Петербургского и Московского университетов выяснен православно-христианский характер русской литературы. Она была пасхальной , поэтому спасительной .

Главная проблема русской литературы – проблема возрождения (воскресения) души человека. Русская литература православна по мировосприятию и миропониманию. Православен образ жизни героев. Писатели стремились разбудить совесть человека, решить философские вопросы. Они думали, как добиться счастья и справедливости для всех, признавали личную ответственность за свою жизнь . Они пытались думать не о насильственном изменении существующего строя. Они думали об очищении своей души.

В русской литературе важен духовный подвиг. На поступке Татьяны Лариной основана вся русская литература. Все русские писатели сознавали свое творчество как пророческое, поэтому и отношение к ним как духовитское, прорицательское. По словам Бердяева, вся русская литература «ранена» христианской темой. Цель нашей жизни заключается в возрождении души. Существование на земле временно, поэтому надо очиститься от грехов. Русскую литературу невозможно понять без христианства.

Сейчас происходит процесс обновленного исторического познания русской литературы. Исследователи переходят к религиозно-философскому анализу, пытаются понять связь русской литературы с православием и христианством в целом.

Мировоззренческой основой для определения конфликта в русской литературе явились слова Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, а воры крадут, но собирайте себе сокровища на небе…» (Евангелие от Матфея, глава 6, страницы 18 – 20).

Существует два понятия смысла жизни: небесный и земной. Два типа культуры: сотериологический (Спаситель) и эвдемологический (путь). Взаимодействие этих двух типов культур и является основой конфликта русской литературы.

Центральный вопрос русской литературы и развития России середины 19 в. – вопрос о путях исторического развития России. Одни верят в постепенные реформы, другие – в революционный путь.


Социально-политическая борьба – это проявление противоборства двух типов мировоззрения: духовного и атеистического (или нигилизма и антинигилизма). Отсюда и социально-философская полемика в обществе.

В 70-е гг. 19 в. концепция бездуховного нигилизма нашла отражение в народничестве (Лавров, Ткачев, Бакунин).

1868 г. – «Исторические письма» П.Л. Лаврова. Он предлагает свой путь изменения России – путь пропагандистской работы (пойти в народ для подготовки революции).

М.А. Бакунин говорит о необходимости анархического бунта («Государственность и анархия»). По его убеждению, народ – бунтарь. Несостоятельность этого пути показала нечаевщина (общество Нечаева называлось «Кровавой расправой»), которая нашла отражение в романе Достоевского «Бесы». Достоевский показывает, что революция – это бесовство.

П.Н. Ткачев разрабатывает заговорщический метод. Он отмечает, что крестьянство еще не готово к революции, следовательно нужен политический террор.

Самое главное в деятельности нигилистов – отрицание, насилие, неверие . В основе всего этого – безбожие.

В 60-е гг. Страхов назвал нигилизм чудовищным извращением души. Его поддержали Соловьев, Корков.

В середине 19 в. начинает формироваться русская религиозная философия: В.С. Соловьев «Критика западно-европейского позитивизма» (1874), Леонтьев, Н.Ф. Федоров. Все они оказали влияние на творчество Достоевского.

Достоевский, Лесков, Писемский противопоставили нигилизму антинигилизм.

Концептуальная основа антинигилизма в России – христианство и православие.

Антинигилистическое движение – выражение национального менталитета России, утверждение позитивных начал. Это исконная суть русской литературы. Главное – не человек с его гордыней, а Творец. Восприятие мира теоцентричное.

Признается дуалистичная природа человека. Основа жизни человека – вера.

Антинигилисты опирались на учения об образе божьем в человеке (православная антропология). Идеал – приблизиться к личности Христа.

Все русские православно-христианские писатели понимали, что человек наделен даром свободы. Он должен проявлять свободную волю. Выбор должен быть свободным.

В своем отношении к обществу антинигилисты были консерваторами. Это мышление, которое оберегает человека от неразумных поступков.

2 ноября) Пекинский трактат России и Китая. Закрепление Уссурийского края за Россией. Установление границы между Китаем и Россией

Примечания:

* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю , а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю . При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.

Литература и источники:

Российская и мировая история в таблицах. Автор-составитель Ф.М. Лурье. СПб, 1995

Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. Под руководством Франсиса Конта. М., "Международные отношения". 1994.

Хроника мировой культуры. М., "Белый город", 2001.