Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Азиатско-тихоокеанский регион и будущее глобальной экономики Страны азии входящие в атр

Это 44 государства и районы, расположенные по восточному и западному берегам Тихого океана и морей, входящих в его бассейн, а также страны Океании, Австралия и Новая Зеландия. Сюда же включают Канаду и Индию, географически не входящих в зону АТР, но способных оказывать большое влияние на обстановку в этом регионе. В то же время в эту зону не включают латиноамериканские государства. АТР - это 52% поверхности земного шара и 3,6 млрд. населения планеты. В современном полицентричном мире АТР занимает особое место как по своему экономическому потенциалу, так и по степени влияния на мировую политику. Именно здесь сконцентрированы наиболее динамично развивающиеся мировые экономики, демонстрирующие устойчивость и стабильность даже в условиях глобального финансово-экономического кризиса. В совокупности страны АТР производят более 57% общемирового ВВП, и, очевидно, что в перспективе их доля будет только возрастать. Характерно, что при отсутствии сегодня в зоне АТР военно-политических блоков и подобных им организаций вопросы военного сотрудничества стран региона с главной военной силой в этой зоне - США решаются на двусторонней основе. Значимыми организациями государств в зоне АТР являются АСЕАН (политическая, экономическая, культурная региональная межправительственная организация стран Юго-Восточной Азии площадью 4,5 млн. кв. км и общей численностью населения в 500 млн. чел.) и АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) - международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. Россия является полноправным членом АСЕАН с июля 1996 г.

АТЭС в настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская Народная Республика, Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония). АТЭС - крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится, как указано выше, свыше 57% мирового ВВП и 48% объёма мировой торговли. Очередная встреча стран АТЭС состоится в начале сентября 2012 г. в России во Владивостоке на о. Русский. Наиболее важными с точки зрения интересов национальной безопасности РФ в АТР, по определению, являются США, КНР и Япония.

Кроме того, повышенного внимания к себе требуют КНДР и Республика Корея (Южная Корея), затянувшаяся военно-политическая и идеологическая конфронтация между которыми чревата развязыванием опасного вооруженного конфликта в непосредственной близости от российских границ. В плане торгово-экономического сотрудничества интерес представляют также Индонезия, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Гонконг. Все изложенное выше показывает, что соперничество и борьба за влияние и позиции в АТР между мировыми и региональными державами, которая велась фактически непрерывно на протяжении всего ХХ столетия, по всем признакам, будет продолжена и в ХХI в. Для такого прогноза имеются вполне определенные основания. Во-первых, изменяется расстановка и состав сил, претендующих на влияние в АТР.

Из прежнего состава претендентов на эту роль (США, Япония, Советский Союз) выпали (временно или навсегда - это еще вопрос) Советский Союз (Россия) и Япония. Но при этом возросли военный и экономический потенциал и региональные амбиции Китая и Индии. И еще не сказали своего слова другие государства АТР, например, Индонезия с ее почти 238 млн. населения. А это новые интересы, новые противоречия и попытки разрешить их в свою пользу. Во-вторых, в зоне АТР сохраняется ряд неразрешенных межгосударственных проблем и конфликтогенных ситуаций: претензии Японии к России на острова Южной Курильской гряды; Тайваньская проблема; проблемы Корейского полуострова; территориальные споры: между Китаем и Японией (о-ва Сенкаку-Дяоюй); Китаем и странами Юго-Восточной Азии, где имеются территориальные противоречия по поводу разграничения исключительной экономической зоны с Малайзией, Филиппинами, Вьетнамом и Брунеем (особо остро стоит вопрос о принадлежности островов Спратли и Парасельских островов в Южно-Китайском море); Китай также спорит с Японией и Южной Кореей из-за островов Такэсима. По оценкам специалистов, сегодня в зоне АТР насчитывается около двух десятков таких спорных ситуаций, за каждой из которых стоят конкретные интересы, страны и силы. Время от времени споры вокруг этих проблем обостряются. В-третьих, АТР является зоной наибольшей концентрации государств, обладающих ядерным оружием или стремящихся заполучить его (США, Россия, КНР, Индия, Пакистан, КНДР). Кроме того, научными и технологическими возможностями, позволяющими создать такое оружие, обладают Япония, Южная Корея и, возможно, другие страны региона. Потенциальная опасность здесь кроется, прежде всего, в психологической готовности правящих режимов некоторых стран (КНДР) использовать ядерный шантаж в интересах решения задач своей внешней и внутренней политики. В-четвертых, во многих странах региона осуществляются программы наращивания вооруженных сил и вооружений. На страны АТР приходится примерно 1/3 мирового импорта вооружений, здесь находятся 5 из 10 крупнейших мировых стран-импортеров оружия. Объем поставок вооружений в регион в 2007-2011 гг. вырос по сравнению с периодом 2002-2006 гг. на 21,5% - с 62,2 до 75,6 млрд. долл. в ценах 2011 г. Особо обращает на себя внимание принятие на вооружение ВМС Индии и КНР первых в их истории авианосцев на основе переоборудованных в России кораблей океанской зоны и атомных подводных лодок. В обеих странах запланировано строительство собственных авианосцев. Фактически идёт восстановление морской мощи Японии.

Это всё не проходит мимо внимания правящих элит соседних стран - фактически все государства АТР уже не один год ведут гонку вооружений. Даже такие небогатые, как, например, Филиппины. Совершенно очевидно, что повышенное внимание многих стран АТР к развитию собственных вооруженных сил отражает их обеспокоенность наличием угроз национальным интересам и безопасности и их готовность отстаивать их силовым путем. В-пятых, рост совокупной экономической мощи АТР и параллельное с этим процессом наращивание военных потенциалов всех ведущих стран региона способствуют нарастанию конкуренции в борьбе за ресурсы и недоверия стран Азиатско-Тихоокеанского региона друг к другу. Прямой производной от такой ситуации является повышение вероятности обострения споров между государствами региона, вплоть до применения силы. Т.е., в отличие от ситуации в Европе, где с «холодной» войной покончено уже лет 15 назад, в АТР холодные ветры конфронтации и потенциальных военных конфликтов сохранились. Основная конкуренция за влияние в западной части АТР в первой половине ХХI в. развернется между США и Китаем. Например, китайские эксперты прямо указывают на возрастание напряженности в АТР и влияния США в регионе. При этом в Пекине обращают внимание и на Японию, где в конституцию страны внесены изменения, разрешающие применение вооруженных сил за пределами страны.

Беспокоит китайскую сторону и развертывание на японских островах совместной системы ПРО США и Японии. В-шестых, в США принята новая стратегия по расширению американского военного присутствия в Азии. Как заявил глава Пентагона Леон Панетта, выступая на конференции по безопасности в Сингапуре, к 2020 г. около 60% кораблей ВМС США будут находиться в АТР. В т.ч. в Тихом океане будет размещена большая часть авианосных ударных групп (6 из 11). Как обычно в таких случаях, американская сторона объясняет свои планы заботой о безопасности и стабильности в регионе и отрицает направленность своих решений против кого-либо. По словам командующего Тихоокеанским флотом США адмирала Самуэля Леклера, перед подчиненными ему силами стоит 5 главных задач: - укрепление союзнических отношений со странами АТР и расширение партнерского взаимодействия с государствами, симпатизирующими Америке; - упрочение отношений Пекина и Вашингтона в военной сфере; - развитие партнерского взаимодействия с Индией; - поддержание готовности подчиненных ему сил в любых условиях противостоять всем угрозам, которые могут исходить от некоторых стран Корейского полуострова и наносить ущерб интересам и национальной безопасности Америки; - решение задачи обеспечения эффективного противодействия угрозам США со стороны всех враждебных государств и мирового терроризма. Адмирал Леклер сделал акцент на том, что Пентагону необходимо и дальше развивать союзнические отношения с такими странами, как Южная Корея, Япония, Филиппины, Австралия и Таиланд. «Эти союзы сложились исторически. Они укрепляют стратегические позиции США в АТР и способствуют поддержанию безопасности входящих в него стран», - заявил адмирал. В то же время, как утверждают заокеанские аналитики, основной задачей Вашингтона в АТР является создание новых военных союзов со странами этого региона для противодействия намерениям КНР утвердиться в качестве лидера и центра силы в этой части планеты. Особую роль в этом процессе США отводят Индии, которая является одной из ведущих стран АТР в экономическом и военном отношении, имеет территориальные разногласия с КНР и собственные региональные амбиции.

Пентагон проявляет также интерес к возвращению во Вьетнам, в частности, возможности базирования кораблей своего Тихоокеанского флота в глубоководной Камрани. Согласитесь, государственные решения, особенно в военной сфере, принимаются в результате серьезных предварительных проработок. Большие силы нужны там, где могут произойти большие события. В-седьмых, в зоне АТР существует ряд других факторов дестабилизирующего влияния на военно-политическую ситуацию в ряде его районов: быстрый рост численности населения и неуправляемых миграционных потоков; втягивание региона в зону террористической активности; рост незаконного оборота наркотиков; сепаратизм. Положение России и задачи ее политики в АТР. Интересы и угрозы Как на фоне всех этих событий и проявившихся военно-политических тенденций выглядит Россия? В чем ее национальные интересы в зоне АТР? Какие угрозы для ее безопасности существуют сегодня или могут исходить из этой зоны в будущем? Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо подчеркнуть, что Россия не имеет в АТР территориальных претензий ни к одному государству этой зоны, никого не считает своим врагом, никому не угрожает. Для нее принципиально важно обеспечить свою безопасность, территориальную целостность и суверенитет, в максимальной степени использовать возможности взаимовыгодного сотрудничества со странами региона. Само собой разумеется, что в итоге все это должно служить повышению уровня жизни российских граждан, проживающих в восточных регионах страны. Национальным интересам России в зоне АТР сегодня и на всю обозримую перспективу отвечает обеспечение благоприятных внутренних и внешних условий для развития ее восточных регионов и выстраивания долгосрочных взаимовыгодных экономических отношений РФ со странами АТР. Решение этих взаимосвязанных задач возможно только в условиях недопущения иностранного вмешательства во внутренние дела нашего государства, отсутствия угроз его территориальной целостности, недопущения развязывания в непосредственной близости от российских сухопутных и морских границ вооруженных конфликтов и втягивания в них в той или иной форме Российской Федерации. Безусловно, эти цели могут быть достигнуты только при условии упрочения нашей внутренней стабильности, ускоренного экономического развития восточных регионов страны, выстраивания серьезной системы политических и военных сдержек и противовесов на восточных рубежах России.

Россия заинтересована в расширении взаимовыгодного экономического сотрудничества со всеми странами АТР, в привлечении в свою экономику инвестиций и передовых технологий из государств азиатско-тихоокеанской зоны, реализации совместных проектов в различных отраслях экономики, науки, техники, медицины и др. Приоритетным направлением при этом является китайское. Объединение российских природных ресурсов и инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока с финансовыми ресурсами и технологиями стран АТР могло бы стать мощным стимулом к появлению на российском Дальнем Востоке (допустим, во Владивостоке) крупного международного финансово-делового центра. Это могло бы стать одной из инициатив России на предстоящем саммите АТЭС во Владивостоке.

Кроме того, российским интересам отвечает выстраивание совместно со странами АТР цивилизованных отношений и сотрудничества в таких чувствительных сферах как регулирование миграционных потоков, разработка и эксплуатация природных ресурсов, охрана и воспроизводство морских биологических ресурсов, рыболовство, торговля, борьба с браконьерством, контрабандной торговлей и др.

Налаживание взаимодействия и сотрудничества со странами АТР в сфере борьбы с экстремизмом, терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, интернациональной преступностью, морским пиратством также должны стать в ряд приоритетов национальных интересов России в регионе. Определение характера и степени влияния военно-политической ситуации в странах АТР на вопросы безопасности России должно осуществляться для различных сценариев развития событий в регионе и с учетом приоритетов, существующих реалий и выявленных тенденций в политике государств этой зоны мира на разных временных или исторических этапах. Объективность и полнота этой оценки обеспечивается непрерывным изучением обстановки в регионе, выявлением характера и источников угроз, их динамики и трансформации. Выводы и прогнозы В предварительном резюме, касающимся проблем национальных интересов и безопасности России на Дальнем Востоке, можно сказать, что обеспечение российских национальных интересов в АТР находится на удовлетворительном уровне. Представляется, что подняться выше мы пока не в состоянии из-за наших собственных слабостей на Востоке. О чем речь? Мы запаздываем с разработкой внятной концепции комплексного развития восточных регионов страны, что лишает сами эти регионы и наших зарубежных партнеров ясного видения перспектив развития России на Востоке. Здесь существует определенное расхождение интересов бизнеса и государства, различных политических групп и социальных слоев населения в том, что касается оценок перспектив, целей и задач развития: для одних важна сильная и процветающая Россия, для других - их личные интересы. В то же время более высокий уровень обеспечения интересов России в АТР требует от всех ветвей власти страны и общества более серьезных и концентрированных усилий по развитию в сжатые сроки экономики Сибири и Дальнего Востока, повышению внутриполитической стабильности и безопасности. Только процветающая экономически и сильная в военном отношении на Дальнем Востоке Россия будет в состоянии обеспечить свои национальные интересы и безопасность. Об этом, кстати, говорит и последний опрос ВЦИОМ жителей Сибири и Дальнего Востока. Около 40% опрошенных не видят для себя жизненных перспектив в этих регионах и готовы покинуть их, переехав в более благополучные районы России или за рубеж. В то же время более половины опрошенных готовы связать свое будущее с регионом их нынешнего проживания, если там начнется реализация крупных национальных проектов. Этим люди недвусмысленно выражают свое недоверие местным чиновникам и считают, что настоящее развитие восточных регионов страны возможно только при централизованном управлении из федерального центра или специальным уполномоченным органом в регионе. Фактически наблюдаются определенные «ножницы» в планах федеральных властей по развитию восточных регионов страны и настроениях населения этих же регионов. Одновременно с этим следует сказать и о том, что государственная власть России в регионах своей слабо организованной демографической политикой на востоке страны провоцирует заселение Восточной Сибири, Дальнего Востока и Приморья мусульманским населением из Северного Кавказа и других мусульманских регионов.

Этот процесс тянет за собой целый шлейф негативных проблем и угроз. Мы же знаем о них, но замалчиваем их, что недопустимо, если рассматриваются вопросы развития обстановки в регионах стратегической значимости. Прямых военных и других серьезных внешних угроз для безопасности нашей страны на дальневосточном направлении сегодня нет. Но это абсолютно не значит, что они не могут возникнуть из тех процессов, которые были в АТР в прошлом и имеют место сегодня. В данной ситуации крайне важно смотреть вперед, объективно и четко оценивать и категорировать все существующие и потенциальные вызовы и угрозы безопасности России и продумывать алгоритмы своих действий в различных условиях обстановки.

Никакой опасный сценарий развития обстановки не должен застать нас врасплох. Такие сценарии и возможные ответы государства на них должны рассматриваться регулярно, а результаты и выводы таких рассмотрений должны учитываться при стратегическом планировании и военном строительстве. Исходя из вышеизложенного, можно составить список проблем и задач политики России на азиатско-тихоокеанском направлении и расставить их по приоритетности. По важности, на 1-е место следует ставить проблемы наращивания экономического потенциала восточных регионов страны, диверсификации их экономики и подготовки масштабных проектов развития, способных привлечь на Восток значительные инвестиции и превратить рассматриваемые регионы в привлекательные для проживания и работы территории. Без решения этих задач невозможно переломить негативные тенденции в развитии регионов и нечего рассчитывать на укрепление позиций России в АТР.

Россия должна иметь свой независимый взгляд на проблемы развития межгосударственных отношений и общей ситуации в АТР, стратегию своей политики в регионе, предлагать свои подходы к решению задач сотрудничества и обеспечения безопасности в этом регионе мира. Позиция стороннего наблюдателя за политическими и другими процессами в регионе АТР никак не будет работать на авторитет и позиции России. Из внешних проблем, в недрах которых могут возникнуть угрозы для национальных интересов и безопасности России, первоочередное внимание должно уделяться ситуации вокруг Южных Курил, обстановке на Корейском полуострове и Тайваньской проблеме. Проблему Южных Курил Россия для себя может считать решенной: эти острова, пока РФ будет в сознании и силе, никогда не будут отданы Японии. Но японцы, конечно, тоже никогда - по крайней мере, до тех пор, пока за их спиной будет маячить тень США - не откажутся от своих притязаний на эти острова.

По всему выходит, что это - военно-политический узел, развязка которого может произойти только силовым путем. Именно поэтому необходимо внимательно следить за тем, как изменяется военная политика Японии и возрождение ее военного потенциала. Военно-политическое противостояние на Корейском полуострове является, пожалуй, наиболее острой и наиболее опасной проблемой в регионе. Вооруженный конфликт может возникнуть здесь по самому неожиданному поводу, и его последствия могут быть самыми ужасными: все-таки оба корейских государства уже в течение многих лет готовятся к войне друг с другом. Опасность возобновления вооруженного корейского конфликта для России состоит в том, что это будет происходить вблизи с российской границей, а в руках у северных корейцев могут оказаться ядерные боеприпасы. Проблема Тайваня опасна, прежде всего, тем, что она при определенных условиях чревата возникновением крупного военно-политического противостояния или вооруженного конфликта между двумя великими державами - КНР и США (у Вашингтона имеются обязательства перед Тайбеем).

Но в обозримой перспективе такой сценарий едва ли возможен, т.к. обе страны пока больше заинтересованы в развитии экономического сотрудничества, нежели в вооруженном столкновении. Из других угроз национальным интересам и безопасности России на Востоке следует выделить вероятное наращивание соперничества между крупными региональными державами (Россия, США, Китай, Канада, Япония) за ресурсы арктического шельфа. Просмотр и анализ всех основных сценариев развития военно-политической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе показывает, что на данном этапе и на ближайшую перспективу масштабные вооруженные конфликты в этом регионе маловероятны. Здесь будут происходить процессы размежевания интересов основных игроков и стратегической перегруппировки сил претендентов на военно-политическое и экономическое доминирование в регионе. Для России сохранятся возможности для дальнейшего развития экономических отношений со странами АТР и решения задач внутреннего развития восточных регионов. Важнейшими задачами являются наращивание оборонного потенциала России на востоке до уровня, обеспечивающего надежную защиту национальных интересов страны.

В АТР наиболее значительными интеграционными объединениями являются АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) и АТЭС.
АСЕАН была создана в 1967 г. после подписания Бангкокской декларации; в ее состав вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины (в настоящее время членами АСЕАН являются также Мьянма, Бруней, Лаос и Вьетнам). Цель создания данной ассоциации – содействие социальному и экономическому развитию стран-членов ассоциации, сотрудничество в промышленности и сельском хозяйстве, проведение научно-исследовательских работ. В 1976 г. на первом совещании руководителей стран-членов АСЕАН были приняты Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация АСЕАН – основные документы, которыми руководствуется ассоциация в своей деятельности. Декларация АСЕАН провозглашает, что страны, входящие в ассоциацию, будут занимать общую позицию по важнейшим вопросам и проблемам региональных и мировых экономических отношений.
Были созданы соответствующие руководящие и исполнительные органы, специализированные учреждения. В соответствии с принятыми документами намечались создание зоны свободной торговли АСЕАН к 2008 г., углубление сотрудничества через распространение его на такие сферы, как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда, сельское хозяйство, транспорт и здравоохранение.
Экономический кризис 1997-1998 гг. наложил отпечаток на развитие стран-членов АСЕАН. В декабре 1998 г. главные страны-члены АСЕАН на конференции во Вьетнаме обсудили и наметили несколько путей выхода из кризиса:
¦ финансовая помощь со стороны Японии (в размере 30 млрд. долл. из организованного Японией для этих целей фонда содействия структурным реформам). Реально им смогли воспользоваться только Малайзия и Таиланд, получившие по 1,85 млрд. долл.;
¦ введение коллективной валюты стран–членов АСЕАН, контроль за миграцией капитала и усиление в целом государственного регулирования национальных экономик. Однако этот путь пока не получил всеобщего одобрения, но и не снят с повестки дня будущего развития региона.
В ноябре 1989 г. в АТР состоялась первая конференция министров иностранных дел и торговли, учредившая новую интеграционную экономическую группировку – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, объединившее 18 государств региона (Австралию, Бруней, Гонконг, Канаду, Китай, Кирибати, Малайзию, Маршалловы острова, Мексику, Новую Зеландию, Папуа – Новую Гвинею, Южную Корею, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), затем к этим государствам присоединились Вьетнам, Перу и Россия.
Таким образом, в АТЭС входят страны-члены НАФТА, АСЕАН, Австралийско-Новозеландской Зоны свободной торговли (АНСЕРТА).
С самого начала АТЭС был придан консультативный статус, т.е. все решения принимаются на основе консенсуса. Однако фактически в рамках его рабочих органов вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Такими органами являются комитеты по торговле и инвестициям, научным исследованиям в промышленности и технологиям, телекоммуникациям, транспорту, развитию людских ресурсов, энергетическому сотрудничеству, торговой и инвестиционной статистике, сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательству и фонд образования.
На совещании глав правительств в 1994 г. (в Богоре, Индонезия) было принято решение о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы к 2020 г. (для развитых стран – до 2010 г.), снижении барьеров в торговле товарами и услугами в соответствии с принципами ВТО.
За годы существования АТЭС достигнуты определенные результаты: сформированы модель и параметры сотрудничества, учитывающие интересы развитых и развивающихся стран, восточные и западные традиции; достигнут консенсус относительно сроков формирования в регионе системы свободной и открытой торговли.
Характеризуя в целом АТЭС как глобальную по масштабам группировку, следует констатировать, что она превосходит остальные регионы мира: на ее долю (вместе со странами НАФТА) приходится 40% населения земного шара, около 60% валового мирового продукта и инвестиций, более 40% мирового экспорта. По мере расширения АТЭС будет играть все большую роль в мировом хозяйстве, углубляя и совершенствуя интеграционные процессы в глобальном масштабе.
Для России сотрудничество с АТЭС имеет принципиально важное, стратегическое значение. Вместе с тем развитие сотрудничества как с регионом в целом, так и с его отдельными странами не соответствует имеющимся потенциальным возможностям. Об этом свидетельствует доля региона во внешнеторговом обороте нашей страны в 2001 г. – 16,3%.
Темпы и масштабы сотрудничества со странами АТР должны соответствовать месту и значению этих стран в мировом хозяйстве. Россия имеет возможность использовать уникальные преимущества евразийской державы, находящейся на стыке североамериканской, восточноазиатской и европейской экономических систем. Наша страна является, с одной стороны, единственным европейским государством – членом АТЭС, а с другой – единственной азиатской страной, имеющей соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС; это дает ей ряд преимуществ, в частности она может стать важным звеном в развитии экономических отношений между Европой и Азией в качестве евроазиатского транспортно-коммуникационного моста. Используя в этих целях свои наземные, морские и воздушные пути сообщения, Россия сможет занять важнейшие позиции в глобальных торгово-экономических отношениях и получить доступ к значительным финансовым и технологическим ресурсам. Развитие международных отношений благоприятно скажется на экономическом положении восточных российских территорий, прежде всего Дальнего Востока и Сибири, которые неизбежно окажутся вовлеченными в региональную интеграцию.

Весь земной шар делится на несколько крупных экономических и политических зон, одной из самых влиятельных и крупных из них является АТР. Расшифровка аббревиатуры - Азиатско-Тихоокеанский регион - говорит о том, что в это объединение входят государства, расположенные по периметру и в водах Тихого океана. Расскажем о том, чем отличается данная зона, и какие страны входят в ее состав.

Географическое положение и состав АТР

Одно из самых крупных географических объединений на планете - АТР (расшифровка - Азиатско-Тихоокеанский регион), оно охватывает все побережье Тихого океана, а также большое количество стран Азии. Географически в регионе выделяют Американскую и Азиатскую дуги, а также Австралию и Океанию. На долю АТР приходится около 18,5% всех лесов Земли. Регион охватывает несколько климатических зон и сильно отличается по рельефу и запасам полезных ископаемых. В состав зоны Азиатско-Тихоокеанского региона традиционно включают 46 стран, еще три государства (Мьянма, Непал и Монголия) часто относят к этой зоне и периодически в список АТР включают Индию, Шри-Ланку и Бангладеш. Так как нет единого, утвержденного списка, то число участников в разных трактовках варьируется.

История стран АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона)

Зона АТР - часть земли, которая заселяется издавна, но колонизация этих территорий началась достаточно недавно. Поэтому развитые страны Европы относятся к этому региону, как к молодым и развивающимся странам, как к некой периферии цивилизации. Однако в конце 20 века расклад сил на мировой арене сильно меняется. Тихий океан был открыт в 16 веке, а страны региона становятся известны европейцам в течение следующих 2 веков. Первооткрывателями этих земель стали португальские и испанские мореплаватели. Во второй половине 16 века на эту зону обратили внимание британцы и начали В середине 17 века северные территории начали осваивать русские первопроходцы. С 18 века все крупнейшие державы мира начали бороться за влияние на этот регион, лидерами стали британцы, следом шли французы и русские. Британские и французские колонии немало способствовали развитию стран Тихоокеанского региона. С начала 19 века на судьбу этой географической зоны начинают сильно влиять США. В середине 19 века в Европе существовала теория об упадке цивилизации, и именно с АТР многие мыслители связывали надежды на построение нового мира, это способствует значительному увеличению мигрантов в страны региона из европейских государств. Большие колонии создаются в Чили, Японии, на Филиппинах и в других странах. Время империй постепенно проходит, но крупные государства Европы прилагают много усилий, чтобы сохранить свое влияние на государства региона. В середине 19 века в регионе возникают новые страны, создаваемые на волне освобождения от колонизации, а также в результате экономического и социального развития. В 20 веке АТР становится важной частью

Динамика состава

В середине 20 века страны, входящие в АТР, становятся мощной экономической и политической силой в мире. Первоначальный состав формируется в 30-х годах 20 века, когда в результате мирового финансового кризиса остро встает вопрос о географических объединениях с целью повышения стабильности и конкурентоспособности отдельных государств. Агрессивная политика Японии стала катализатором которые привели к тому, что после Второй мировой войны начинают складываться первые очертания зоны. Две глобальные силы - США и СССР старались завербовать союзников в регионе. Япония, Тайвань, Новая Зеландия, Австралия и некоторые другие государства встают на сторону Америки, на сторону Советского Союза переходят Китай, Вьетнам, Камбоджа, Лаос. В регионе постоянно происходит перераспределение сил, создаются новые государства, случаются падения и подъемы режимов. Ко второй половине 20 века складываются примерные очертания зоны. В ней выделяют побережья двух Америк и Австралию, страны Азии, причем не только прибрежные, но и находящиеся в глубине материка, а также страны, расположенные на островах в Тихом океане. Сегодня устойчиво к АТР себя относят 52 страны, кроме того, есть государства, которые лишь некоторыми исследователями и деятелями причисляются к этой зоне. Однако это постоянно расширяющаяся зона, и ответить на вопрос, какие страны входят в АТР, однозначно не получится. Это также связано с тем, что не существует никакого официального договора между странами-партнерами.

Лидеры АТР

Некоторые экономисты и политологи называют 21 век эрой Тихоокеанского региона. Такое мнение связано с тем, что АТР - это самый активно развивающийся Именно в странах этой зоны наблюдается наиболее динамичный экономический рост. Несомненными лидерами региона являются США, Япония и Китай. Стремительно приближаются к ним по отдельным показателям такие государства, как Индия, Гонконг. Более мелкие страны, конечно, не могут сравниться с лидерами по объемам своих торговых операций, но при этом многие из них в рамках своего масштаба показывают неплохие результаты развития. Значительных успехов добиваются Индонезия, Малайзия, Сингапур.

Роль региона в международной политике

Сегодня уже ни одно государство в мире не может не считаться с существованием стран АТР. Расшифровка этого понятия включает не только географические аспекты, но и политические и экономические характеристики. Вхождение в эту зону таких политических гигантов, как США, Китай и Россия и их борьба за повышение своей значимости в регионе является важнейшим явлением в международной сфере. Но роль АТР не только в распределении сфер влияния между крупнейшими государствами. Она заключается в том, что здесь быстро растут и развиваются страны, претендующие на новое место в международной политике. Такие государства, как Индия, Индонезия, Филиппины, Австралия, Новая Зеландия, КНДР все чаще заявляют о своей роли в глобальном мире. В регионе идет постоянная работа по перегруппировке сил, здесь заключаются союзы и появляются объединения, задачами которых является прорыв на первые позиции в мире. Сегодня невозможно представить глобальную политику без учета интересов стран АСЕАН, ШОС или АТЭС. Эти организации задают тон не только в регионе, но и во всем мире, они способствуют развитию малых и небогатых государств, заботятся о безопасности региона для мировой политики и ориентированы, в первую очередь, на экономическое сотрудничество.

Экономика АТР

В 21 веке экономика стран АТР показывает наилучшие результаты, несмотря на несколько финансовых кризисов здесь продолжается рост и развитие. В большинстве стран региона с начала 21 века повысились значения ВВП, возросла предсказуемость рынка, улучшились показатели по уровню инвестиций и стабильности финансовых систем. Конечно, у региона есть трудности, однако, в целом его развитие выглядит лучше, чем в других частях мира. В этой зоне проживает более половины населения планеты и наблюдается ежегодный значительный прирост, в отличие от других частей Земли. Правда, пока многие страны не могут гордиться высоким уровнем жизни, например, в Бангладеш люди все еще существуют на 1 доллар в день. Но постепенно идет процесс повышение качества жизни. Особенностью АТР является то, что все его участники нацелены на развитие внутренних и внешних торговых и экономических связей, это приоритет для этих государств. Почти во всех странах стремительно растет обрабатывающая промышленность и сфера услуг, которые создают большое количество рабочих мест и приводят в регион инвестиции. Также страны АТР продолжают играть важную роль в мировом сельском хозяйстве и являются обладателями большого количества полезных ресурсов.

Взаимоотношения с Россией

Для России АТР - это важнейший регион, за роль в котором она борется многие годы. Стоит отметить, что в конце 20 века страна сильно потеряла свое значение для этой зоны и сегодня старается наверстать упущенное. Россия является активным участником и источником многих инициатив в таких организациях, как ШОС, АТЭС, ЕврАзЭС, СНГ. Но ей постоянно приходится испытывать давление таких стран, как Китай, Япония и США, которые не хотят отдавать роль лидера Российской Федерации. Поэтому сотрудничество со странами АТР для России - это одна из важнейших стратегических задач на ближайшие десятилетия.

Основные проблемы АТР

Безусловно, АТР - это живая и динамично развивающаяся зона и у нее не может не быть проблем. Основная трудность, с которой сталкиваются страны региона, активно развивающие свои экономики, - это экология. В АТР стремительно сокращается количество лесов, загрязняется вода, истощаются почвы. И пока эти проблемы не находят реального решения. Такое положение дел несет угрозу для всей планеты, так как в экологической системе нет отдельных зон. Еще одна заметная проблема АТР - это социальное развитие. Во многих странах стремительно растет население, люди стремятся переезжать жить в города, которые не готовы к такой миграции. Народы развивающихся стран хотят приближаться по качеству жизни к развитым странам, но возможностей для этого нет. Все это чревато социальными конфликтами.

Перспективы развития

Несмотря на существующие трудности, никто не может отрицать огромные перспективы стран АТР. Расшифровка этого уже экономического понятия сегодня получает все новые трактовки. Происходит перераспределение сил и от региона стоит ждать значительных событий. Перспективы развития этой зоны связывают с растущей ролью Китая, Индии, которые все активнее заключают новые межгосударственные союзы и претендуют на роль лидера в регионе.

Азиатско-Тихоокеанский регион объединяет страны Восточной, Юго-Восточной Азии, Океании и Австралию. Это самый обширный туристский регион мира. Его отдельные части (субрегионы) значительно удалены друг от друга, что осложняет развитие внутрирегиональных туристских поездок. Кроме того, АТР удален и от основных туристских рынков мира - Европы и Америки. Однако обширность региона способствовала формированию здесь комплекса разнообразных природных и культурно-исторических рекреационных ресурсов. В настоящее время отмечается слабый уровень их использования.

АТР отличается неравномерностью экономического развития. Наряду с высокоразвитыми (Япония, Австралия, Новая Зеландия) и быстро развивающимися (Республика Корея, Сингапур, Китай, Малайзия) государствами, в регионе немало стран, которые отягощены многими проблемами. Камбоджа, Лаос, Вьетнам, страны Океании имеют очень низкие темпы развития экономики, притом, что численность населения растет очень быстро. Отсюда - бедность подавляющего числа жителей, не позволяющая им совершать туристские поездки. Неграмотность населения, огромные государственные долги и отсутствие инвестиций в экономику, неразвитая транспортная и туристская инфраструктура - все это снижает потенциал АТР как туристского региона.

Развитие туризма здесь началось относительно недавно. Однако темпы его развития - самые высокие в мире: в 1970 доля прибытий в АТР составила 3,2 %, в 2000 г. - 16,0 %, 2020 г. (оценка) - 27,3 %. Ныне регион занимает третье место в мировом туристском потоке, но по прогнозам менее чем через 10 лет обгонит Америку. Быстро растут и доходы, получаемые от туризма: в 1970 г. - 6,1 %, 2001 - 17,7 %. Удар по развитию туризма был нанесен экономическим кризисом 1997-1998 гг., темпы развития снизились в целом по миру до 2 %, но в АТР спад достигал 10 %. Наибольшими доходами от туризма выделяются КНР (в 2001 г. страна вышла на пятое место в мире по туристским доходам), Австралия, Сянган.

Туристское развитие региона выразилось и в росте путешествий, предпринимаемых жителями стран АТР. В настоящее время по расходам на туризм регион занимает 3 место, но в отдельные годы обгоняет Америку. Лидируют по расходам на туризм Япония, КНР, Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия. Туристский расход высокоразвитых Австралии и Новой Зеландии имеет небольшие размеры из-за малой численности населения и выезжающих туристов.

Распространены следующие виды туризма: лечебно-оздоровительный туризм, деловой туризм, религиозный туризм, туризм с целью отдыха, познавательный туризм.

Таким образом, в Азиатско-Тихоокеанском регионе индустрия туризма в основном представлена большими объемами делового и организованного туризма, и группируется вокруг более формальных организованных каналов. Как городские отели, ориентированные на деловой туризм, так и прибрежные отели, ориентированные на отдыхающих, представляют собой большие предприятия, входящие в состав местных или международных цепей. За исключением Японии, в этом регионе нет традиций небольших семейных отелей, и соответственно, гостиничная индустрия в основном получила международное признание за счет передовых технологий маркетинга.

Ожидается, что туристический поток в страны Тихоокеанского региона будет увеличиваться в таких же масштабах, что и за последние годы. В связи с этим планируется развитие курортных отелей в Индонезии, Малайзии, Таиланде, Вьетнаме и Мексике. В Азии стремительное развитие Гонконга стимулировалось бурным ростом экономики соседних стран и системой налогообложения, которая и не снилась поставщикам. В Гонконге взимается 16,5%-ный корпоративный налог, 15%-ный подоходный налог и никакого налога на доходы с капитала или дивидендов. Некоторые гостиничные корпорации имеют штаб-квартиры в Гонконге, среди них и Mandarin Oriental, Peninsula, Shangri-La - все это знаменитые на весь мир пятизвездочные отели. Они базируются в Гонконге из-за низкого корпоративного налогообложения и возможности использовать в качестве администраторов экспатриантов без особых бюрократических проволочек.

В регионе сильны позиции японских гостиничных цепей New Otani, Nikko и Regent International, а также цепи из Таиланда Dusit Thani.

Азиатско-Тихоокеанский регион уступает темпам роста и стабильности американском и европейском рынкам, ему присуща низкая доля присутствия глобальных гостиничных корпораций, около 75% отелей позиционируют на рынке как независимые предприятия Крупнейшими корпорациями, присутствие которых заметна в регионе, является "Six Continente", "Marriot", "Ассоr", "Starwood", обладающие только 8 - 12% общего количества номеров Незначительная доля корпоративного рынка обусловлена определенным риском для крупных инвесторов: высокими налогами; недостаточно развитой банковской системой; политической и эко экономическая нестабильностью отдельных держав.

Экономический кризис в конце XX - начале XXI вв. отразился на низком инвестировании этого региона. Только Австралия, которая отличается стабильным экономическим развитием, привлекла внимание нескольких иностранных них операторов, прежде корпорации "Ассоr" и "Six Continents". В процессе этой деловой активности "Ассоr" стала первой по количеству номеров, "Six Continents" - второй в этом регионе.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе значительным потенциалом обладает Китай. Быстрый экономический рост и совершенствование качества гостиничных услуг в этой стране повлечет инвестирования в сектор гостеприимности крупными транснациональными гостиничными корпорациями.

Привлекательная, безусловно, сфера гостеприимства Китая, она характеризуется высокими темпами экономического роста, наибольшим количеством населения, вступлением в 2001 г во Всемирную торговую организацию, местом проведения Олимпийских игр в 2008 г. Освоение рынка гостиничных услуг Китая связывается с корпорацией "Six Continents", купившей за рекордную сумму - 346 млн. долларов - в Гонконге отель "Regent Hotel". "Ассоr"открыла девять гостиниц, "Sofitel" и "Novotel", а также заключила партнерское соглашение с компанией "Zenith Hotels International", которая владеет в Китае сетью из восьми отелей. Активно действуют при покупке отелей или заключения партнерских соглашений корпорации "Starwood" и "Marriot".

Замечая низкую среднюю платежеспособность туристов в этих странах, крупные компании, в том числе "Ассоr", "Carlson", "Six Continents" и "Hyat"осваивают теперь рынок из торговых марок среднего класса и в перспективе планируют развить сеть отелей высшего класса. Привлекательное направление для весомых транснациональных корпораций в освоении упоминания этого региона - заключение партнерских союзов с крупными местными операторами, в частности с "Asia Pacific", "Mandarin Oriental Hotel Group", "Shangri-La" и др. Именно таким образом сегодня осваивает азиатский рынок американская корпорация "Cendant".

В Юго-Восточной Азии низкий экономический потенциал и политическая нестабильность обусловливают трудности в развитии туристической и гостиничной сферы. Однако высоким потенциалом в развитии сферы гостеприимства обладает является остров Пхукет (Таиланд) и Симпин (Камбоджа) Однако реализация туристического потенциала, связанная с естественной экзотикой, создания новых финансовых механизмов экономического оживления в ближайшее десятилетие приведут к активизации гостиничной индустрии Освоение рынка этого региона уже начала английская корпорация "Six".

Средний Восток

Включает все арабские страны, расположенные в Юго-Западной Азии, Афганистан, Иран, а также два государства Северной Африки населенные арабами - Египет и Ливия. Регион охватывает огромную и очень пеструю в географическом, историческом и социально-экономическом отношении территорию.

Регион расположен на стыке меду тремя частями света - Европой, Африкой и Азией является перекрестком важнейших коммуникаций. Он имеет широкий выход к морям и крупным заливам Атлантического и Индийского океанов, а также к Каспийскому морю. Однако выгодное географическое приморское положение одних районов (Египет, Объединенные Арабские Эмираты) сочетается с удаленностью и изолированностью других (Йемен, Афганистан). К тому же порты в регионе немногочисленны и в большинстве своем не имеют объектов интересных для посетителей.

Рельеф разнообразный, преобладают нагорья, плато и высокие равнины. Основные низменности - Нильская и Месопотамская - стали в Древние времена колыбелью первых цивилизаций.

Расположение региона в субтропическом и тропическом климатических поясах обусловливает обилие солнца, высокие температуры, сухость воздуха, дефицит воды. Ландшафтный облик региона формируют пустыни.

Средний Восток богат многочисленными историческими, культурными и религиозными памятники. Лучше всего сохранились памятники древнеегипетской культуры (пирамиды, храмы, сфинксы).

Имеются памятники древнеримской (Баальбек в Ливане) и средневековой арабской культур, многочисленные памятники, связанные с зарождением ислама. В целом Ближний Восток является одним из самых перспективных в туристском отношении районов мира. Сочетание природных и культурно-исторических рекреационных ресурсов способствует привлечению туристов из других регионов, а также туристскому обмену между странами региона. Широким внутрирегиональным связям способствует то, что большинство населения исповедует ислам, а для арабских стран - еще и общность языка, истории, быта и культуры.

Существуют и факторы, негативно сказывающиеся на развитии туризма. Природные условия обширных безводных пустынных пространств не способствуют массовому отдыху. Для региона в целом характерно слабое развитие транспортной сети; неравномерное экономическое развитие, что сказывается на уровне развития индустрии гостеприимства. Отсутствие политической стабильности.

Средний Восток играет второстепенную роль на рынке отдыха и развлекательного туризма. Его развитие отличается неравномерностью в пределах региона. Наиболее продвинутыми странами на рынке международного туризма являются Египет и ОАЭ.

Здесь созданы условия для комфортного купально-пляжного отдыха в сочетании с познавательным туризмом. В целом основной целью посещения туристами из других районов мира является знакомство с историческими достопримечательностями, культурой, паломничество. В Египте сформировалась сеть приморских климатических курортов, известных во всем мире: Хургада, Шарм-эш-Шейх, Дахаб, Нувейба. Хорошо прогретые воды Красного моря, богатый животный мир, распространение коралловых рифов создают идеальные условия для дайвинга. Поездки с деловыми целями ограничены и направлены в основном в нефтедобывающие страны региона (Саудовская Аравия, Кувейт), а также Египет.

Саудовская Аравия выделяется масштабами паломничества. На ее территории расположены главные центры религиозного притяжения мусульман - Мекка и Медина, где, согласно религиозному учению родился (Мекка), жил и погребен (Медина) пророк Мухаммед. Святыни Мекки и Медины имеют общеисламское значение.

Активное развитие туристической сферы, ее диверсификация в ряде стран Ближнего Востока, низкие цены на туристический продукт вызывают высокие темпы развития гостиничной индустрии. В 1988 г здесь было зафиксировано увеличение количества гостиничных номеров - 15,3 тыс. (6,9%) общего количества в 221 тыс., что в скором времени перенасытило рынок и создало жесткую конкуренцию в гостиничной сфере Актуальным направлением является диверсификация отрасли с формированием гибких конкурентных позиций отдельных предприятий. Согласно такой стратегии, позиционируют отели Объединенных Арабских Эмиратов, где разработаны и реализуются проекты строительства искусственных островов-курортов, спортивных комплексов для зимних видов спорта, модернизации гостиничной сферы.

На Ближнем Востоке инвестирования гостиничной сферы осуществляют за счет крупных американских, европейских и азиатских гостиничных цепей, в частности "Six Continents", "Ассоr9*", " Starwood" и "Marriot". Из числа местных региональных лидеров, с которыми приходится конкурировать, в гостиничной сфере выделяется "Rotana Hotels" (Дубай).

Южная Азия

Регион включает: Индию, Пакистан, Бутан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланку, Мальдивскую республику. Географическое положение региона можно охарактеризовано как относительно благоприятное для развития туризма. Регион омывается водами Индийского океана, но Бутан и Непал имеют внутриконтинентальное расположение. В регионе преобладают сухопутные границы, которые проходят по выскокогорьям, изолируя соседние государства друг от друга. Кроме того, сопредельные районы Азии не относятся к числу значительных поставщиков туристов. Сами южно-азиатские страны имеют низкий уровень экономического развития, среди населения преобладают бедные люди с очень скромными доходами. Поэтому, несмотря на огромное число жителей, страны Южной Азии не являются поставщиками туристов. Низкий уровень социально-экономического развития определяет соответствующее качество туристской инфраструктуры и сервиса.

Регион имеет огромные перспективы для развития туризма. Для него характерно необычайное разнообразие ландшафтов: пустыни, тропические леса с самым влажным местом на планете, горные леса, горные тундры и ледники. Здесь расположены высочайшие горы планеты - Гималаи, где прекрасные условия для альпинизма, треккинга, экологического туризма. Для Непала горный туризм стал одним из главных источников валютных доходов. Самой престижной в мире вершиной для альпинизма является Джомолунгма, расположенная на границе Непала и Китая.

Для Мальдивских островов основной вид туризма и источник дохода - купально-пляжный туризм.

Международный туризм в Индию преимущественно познавательный а также религиозный и деловой. Место, занимаемое Индией на туристском рынке, явно не отвечает ее рекреационному потенциалу. Здесь зародилась и развилась одна из самых самобытных культур мира - индийская, отсюда началось распространение буддизма. Именно в Индии находится большинство памятников культуры региона (мавзолей Тадж-Махал в Агре ).

Несмотря на то, что Индия исторически не является развитой в ту­ристическом отношении страной, ведущие гостиничные цепи Taj Group и Oberoi имеют высокую репутацию за исключительное качество услуг и высокие стандарты. Эти компании достаточно сильно развиты в Индии и смогли выйти за пределы национальных границ.

Африка

Африка относится к молодым туристским регионам и отличается в настоящее время более высокими темпами прироста туристских потоков, чем в традиционных туристских регионах. Однако Африканский регион менее других устойчив в экономическом и политическом плане и это отрицательно сказывается на развитии туризма. Периоды его ускоренного роста сменяются стагнацией и спадами. Начало 80-х и середина 90-х - период застоя в туризме Африки из-за сокращения поездок в регион по причине боязни СПИДа. Африканские операторы вынуждены были для привлечения туристов снижать цены. Поэтому темпы доходности туризма отставали от темпов прибытий. В целом Африка, будучи чрезвычайно притягательной и перспективной как регион туризма, пока еще мало освоена.

Современная политическая карта региона сформировалась под воздействием процессов европейской колонизации и деколонизации.

Африку отличает от других континентов особое географическое положение: экватор пересекает ее почти посередине. Благодаря своему положению в двух полушариях она обладает широкими перспективами для развития туризма в течение всего года и таким образом может решать проблемы сезонности мирового туризма, особенно для туристов из Европы. Африка получает огромное количество солнечного тепла. Температуры воздуха высоки круглый год, а зима и лето отличаются главным образом по условиям увлажнения: лето - это почти везде сезон дождей, зима - сухой период.

Площадь Африки - около 30 млн кв.км (1/5 суши земного шара). Северные берега Африки обращены к Средиземному морю, которое с древнейших времен играло важную роль для развития торговли в средиземноморских странах Европы, Азии и Африки. Следует отметить, такой важный момент рекреационно-географического положения Африки как ее близость к Азии (Средний Восток) и ведущему туристскому региону - Европе. В Гибралтарском проливе наименьшее расстояние между Европой и Африкой составляет всего 14 км. По Синайскому полуострову проходит граница между Африкой и Азией. Через Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря, проходят морские пути международного значения из Европы в Азию.

Берега Африки омываются водами Атлантического и Индийского океанов. Побережья преимущественно слабо расчленены, почти не имеют хорошо защищенных морских бухт. Обрывистые скалы чередуются с песчаными пляжами, удобными для развития морских курортов, устья рек перегорожены косами и скрыты зелеными заслонами из мангровых зарослей. Сильный прибой и большие глубины затрудняют подход судов к берегу. Вдоль побережья Индийского океана много коралловых рифов.

В Африке нет высоких и протяженных горных цепей (высочайшая точка - гора Килиманджаро 5895 м).

В Африке предложения гостиничных номеров сосредоточены в странах на севере материка, в основном в Тунисе и Марокко (около 47%). Этот регион континента также стремительно развивается, примерно в 2 раза быстрее, чем в среднем все страны Африки. В Африке крупнейшей гостиничной цепью является Southern Sun Holdings Ltd, дочернее предприятия компании South African Breweries Ltd. Помимо отелей, эта гостиничная цепь имеет тайм-шеры, казино и курорты.


Введение.

В данной работе рассмотрены основные особенности АТР.

Опираясь на информацию учебной литературы, Я рассмотрела основные страны этого региона, Новые Индустриальные Страны и важнейшие группировки АТР, выявила их проблемы.

Тема АТР показалась мне интересной по своему содержанию, но особый интерес в этом регионе для представили страны Юго-Восточной Азии, поскольку именно в этом регионе миру явились 4 азиатских чуда стран-«драконов» (Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южная Корея), а затем и чудо стран-«тигров». Эти государства сумели в относительно малые сроки добиться огромного прогресса в социальной, а особенно, экономической сферах.

В 1950-е годы в странах АТР было в наличии только отсталое сельское хозяйство. К настоящему же времени страны АТР превратились в одни из самых быстроразвивающихся стран мира.

Общая характеристика Азиатско-тихоокеанского региона.

АТР- экономическо-политический регион, включающий в себя около 50-ти государств: объедененными и торговыми отношениями. Эти страны имеют выход к Тихому океану и используют его водное пространство для транспортного сообщения. Важными прмышленно-торговыми центрами в составе АТР является развитые индустриальные и аграрно-индустриальные страны. Это Россия, Китай, Япония, Канада,и США. Общая численность населения АТР достигает 3,5 млдр. человек.

Высокий уровень развития ведущих тихоокеанских стран служит главной причиной возрастания роли этого экономического союза в мировом хозяйстве. АТР занимает лидирующее положение в международных торговых отношениях. На его долю приходится 40% от объема мировой торговли и внешне-экономических операций. Столь существенная доля участия в международных торговых операциях поддерживает интенсивность промышленное производство в странах АТР насчитывает 60% от мировой индустрии.

Общая характеристика развитых индустриальных и аграрно-индустриальных стран АТР.

Так как важными промышленными центрами в АТР являются такие страны как Россия, США, Япония, Китай и Канада, представляю краткую информацию о некоторых странах.

Япония - островное государст­во с общей площадью 372 тыс. км 2 , расположенное у восточных бере­гов Евразии. ЭГП характеризует­ся положением на перекрестке морских путей Азиатско-Тихоокеанского региона, соседством с крупнейшими странами мира. Это открывает большие возможности для участия в международном гео­графическом разделении труда.

Численность населения страны более 125 млн человек, она входит в первую десятку крупнейших по численности населения стран. В последние десятилетия в стране установился первый тип воспроиз­водства населения и естественный прирост составляет 3 человека на 1000 в год. Национальный состав населения однородный - 99% на­селения составляют японцы. Сред­няя плотность населения одна из самых высоких в мире - 330 чел./1 км 2 .

Уровень урбанизации - 77%, один из самых высоких в мире. Крупнейшие города - Токио, Оса­ка и Нагоя. Сформировавшиеся во­круг них агломерации вместе обра­зуют крупнейший мегалополис Токайдо со средней плотностью на­селения 800-1000 чел./км 2 .

Япония - вторая страна мира по уровню развития хозяйства. Минеральные природные ресурсы для развития промышленности практически отсутствуют. Страна имеет в целом благоприятные при­родные условия и ресурсы для раз­вития сельского хозяйства, хоро­шо обеспечена водными ресурса­ми, имеет благоприятные условия для развития морского транспор­та, рыболовства.

Главные отрасли промышлен­ности - современное машиностро­ение, энергетика, металлургия, химическая промышленность. Ве­дущая отрасль международной спе­циализации - машиностроение, в особенности электроника, робото­техника, автомобилестроение. На него приходится более 50% всего экспорта страны.

Сельское хозяйство обеспечива­ет основную часть потребностей страны в продовольствии. Главная его отрасль - растениеводство, а главная культура - рис. В послед­нее время большое развитие полу­чили и основные отрасли живот­новодства. Важная отрасль хо­зяйства - рыболовство. Япония занимает 1 -е место в мире по улову рыбы.

Страна находится на 2-м месте в «ире по объему внешней торговли,является одним из крупнейших экспортеров капитала.

США - крупнейшее государство, расположенное в Северной Америке. Территория - 9,4 млн км 2 (4-е место в мире). Состав территории: основная территория, Аляска, Гавайские острова в Тихом океане. ЭГП выгодное вследствие наличия широкого фронта мор­ских границ, положения между двумя океанами. Природная и эко­номическая «прозрачность» сухо­путных границ с Канадой и Мекси­кой способствует развитию торгово-экономических связей.

США - федеративная респуб­лика, столица - Вашингтон.

Хозяйство. США первенствует во многих старых, новых, особенно новейших отраслях (авиатехника, ракетно-космическая, электронно-вычислительная техника). В про­мышленности представлены все отрасли и подотрасли. В МГРТ осо­бо выделяются автомобилестрое­ние, электроника, авиаракетнокосмическая промышленности, вели­ко значение нефтяной. Сельское хозяйство - многоотраслевое. Со­вершен переход к агробизнесу. Ос­новной тип сельскохозяйственных предприятий - высокоспециали­зированные фермы. США дают 50% мирового экспорта зерна- США занимают первое место в ми­ре по развитию всех видов транс­портаОчень большое раз­витие получила сфера нематери­ального производства и услуг (2 / 3 всех занятых), что свидетельствует о вступлении страны в стадию пост­индустриального развития.

Для территориальной структу­ры хозяйства характерна концен­трация экономической жизни в приокеанских и приозерных рай­онах. Региональная политика на­правлена на смягчение территори­альных диспропорций.

Зависимость экономики США от внешней торговли меньше, чем зависимость зарубежной Европы, но она возрастает. Большая часть торговли приходится на Канаду и Японию, страны Западной Европы, 1 3 - на развивающиеся страны.

Китай - великое древнее госу­дарство, возникшее задолго до но­вой эры. Оно внесло огромный вклад в материальную и духовную культуру человечества.

ЭГП . Китайская Народная Республика - третье по размерам территории государство мира, про­тянувшееся в центральной и вос­точной частях Азии с востока на запад на 5,7 тыс. км, а с севера на юг - на 3,7 тыс. км. Чрез­вычайно выгодно приморское по­ложение страны. Практически не­замерзающие моря открывают ши­рокий выход в Тихий океан и огромные возможности для разви­тия внешних экономических свя­зей.

Природные ресурсы Китая ве­лики и разнообразны. На севере страны расположены огромные массивы дальневосточных лесов, на юге пространства заняты тропи­ческими лесами. Страна занимает одно из первых мест в мире по за­пасам каменного угля, железной и марганцевой руд, бокситов и цин­ка, олова, вольфрама, молибдена и других видов минерального сырья. Огромные водные ресурсы хранят в себе крупные запасы гидроэнер­гии.

Китай - самая многонаселен­ная страна в мире. Согласно пере­писи 1990 г. численность населения Китая составила 1 млрд 134 млн человек. Хотя в Китае и проводит­ся активная демографическая по­литика по снижению темпов роста населения, к 2000 году оно соста­вит 1,3 млрд человек. С одной сто­роны, такое большое население предопределяет огромные трудо­вые ресурсы (около 700 млн чело­век), с другой - обостряет жилищ­ную и продовольственную проблемы. КНР - страна многонациональ­ная, хотя более 90% ее жителей - китайцы. Большая часть нацио­нальных меньшинств проживает во внутренних районах страны. Для Китая характерны большие контрасты расселения: почти 90% жителей сосредоточены на 1 / 3 тер­ритории страны на востоке. Китай слабо урбанизированная страна, лишь каждый третий житель страны - горожанин. При этом ни в одном другом государстве мира нет такого количества городов-« миллионеров» (около 40).

За последние десятилетия Ки­тай, хозяйство которого основыва­ется на общественной собственно­сти, превратился в крупное инду­стриальное государство с самыми высокими темпами развития. Основу топливно-энергетического комплекса Китая образует уголь­ная промышленность. Растет добыча нефти и га­за. Производство электроэнергии базируется на ТЭС (3 / 4 электро­энергии). В Китае осуществляется программа развития гидроэнергетики: главные каскады ГЭС соору­жаются в верховьях Янцзы и Ху­анхэ.

В машиностроительном ком­плексе преобладают не специализи­рованные, а универсальные пред­приятия. Главные центры маши­ностроения - Шанхай, Харбин, Пекин, Лоян и др.

Химический комплекс опирает­ся на продукты коксо- и нефтехи­мии, горнохимическое и раститель­ное сырье. Выделяют две группы производств: 1) минеральных удо­брений; 2) бытовой химии и фар­мацевтики.

Столицей текстильной промыш­ленности является Шанхай

В сельском хозяйстве Китая за­нято 400 млн человек. В растение­водстве резко преобладают зер­новые - 80% всех посевов. Глав­ной возделываемой культурой остается рис.

Среди технических культур преоб­ладает хлопчатник. На северо-западе Китая преобладает интенсивное кочевое или полуко­чевое скотоводство. Разводят рабо­чий скот: лошадей, быков, волов.

Примерно половина грузооборо­та и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Однако растет доля автомобильно­го, морского и трубопроводного транспорта.

Новые индустриальные страны Азиатско-тихоокеанского региона.

Наиболее яркими и интересными представителями НИС, являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, именно на них обращено внимание мира последние 10 лет. Район Азиатского континента и бассейна Тихого океана на сегодня является самой динамичной частью мирового хозяйства, ведь именно в этом регионе миру явилось чудо “азиатских драконов” (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг), а также “азиатских тигров” (Тайланд, Малазия, Индонезия, Филиппины). Ещё 15-20 лет назад эти страны относились к беднейшим государствам мира. Однако в последние годы их социально-экономический прогресс был настолько стремительным, что справочники не успевали фиксировать происходящие там перемены. За последнее десятилетие ХХ столетия доля обрабатывающей промышленности в ВВП этих государств увеличилась с 15 до 27%, а доля экспорта готовой продукции во всём их экспорте – с 14 в 1975 году, до 66% в 1997. Данные представители НИС развиваются по принципу “лестницы”, а значит, можно предположить, что следующей ступенью с этих странах станет освоение капитало- и частично наукоёмких товаров на экспорт.

Они занимают видное место не только благодаря высокому стабильному росту валового национального продукта (в среднем 8% в год за последние 20 лет), но и возросшей конкурентоспособностью своей продукции на мировом рынке.

Тем не менее стоит отметить, что в целом для роста НИС, как и для роста других стран третьего мира, характерны экстенсивность, высокая материалоёмкость и трудоёмкость производства. Эти особенности воспроизводства объясняются тем, что переход к индустриальному типу производительных сил осуществляется не по стадиям, как это происходило в своё время в Западной Европе, США и в Японии, а скачкообразно, носит “догоняющий” характер, что обусловливает серьёзный экономические издержки.

За последнее десятилетие развивающиеся страны действительно добились больших успехов в своём экономическом развитии, преодолении социально-экономической, научно-технической и культурной отсталости, унаследованной от колониальных времён.

Ускоренное развитие экономики развивающихся государств (особенно НИС) способствовало интенсивному процессу повышения доли сферы обслуживания (до 51% в структуре ВВП) и промышленности (до 28,4%) и уменьшению доли сельского хозяйства (до 14,5%) в общей структуре народного хозяйства. Но, несмотря на то, что такая структура характерна для всех развитый стран, всё это является чисто внешним сходством, которое при глубоком анализе показывает огромные деформации: наличие традиционных отраслей сфер производства, слабая научно-техническая база, отсутствие современной индустриальной и социальной инфраструктуры и т.д.

НИС «первой волны».

Гонконг и Сингапур являются городами-государствами с высоким уровнем развития экономики и ВВП на душу населения свыше 20 тыс.$. Обе эти страны играют важную роль как мировые финансовые центры и как транспортные узлы АТР.

Структура ВВП Гонконга такова, что почти 81% ВВП создаётся в сфере услуг, около 19% - в промышленности и только 2% - в сельском хозяйстве. Большая часть экономики данной страны связана с финансами. Здесь развита банковская деятельность, страхование, операции с ценными бумагами. В сфере производства Гонконг специализируется на продукции лёгкой промышленности. И если ещё в 1980-е годы гонконгские товары были прямыми подделками западных аналогов и отличалась невысоким качеством, то теперь современные технологии и контроль качества продукции позволяют Гонконгу выпускать вполне конкурентоспособную продукцию.

В Сингапуре применяется жёсткая модель управления экономикой, называемая “управляемой демократией”. Курс экономической политики правительства здесь по-прежнему представляет из себя импортозамещение с опорой на переработку продукции базовых отраслей региона. Структура экономики Сингапура следующая: 0,2%ВВП создаётся в сфере сельского хозяйства, около 35% - в промышленности, чуть более 27% - в сфере финансов и бизнес услуг, а на доля транспорта и коммуникация приходится почти 13% ВВП. Сейчас широкое развитие в этой стране получили электроника, информатика и биотехнологии.

Модель развития Южной Кореи может успешно функционировать только при определённых экономических условиях, которыми являются сочетание государственного планирования с рыночным механизмом, а также развития сельского хозяйства и обеспечение населения продовольствием и политика справедливого распределения доходов. Дальнейшие успехи экономического развития Южной Кореи связана с переходом к наукоёмкой, высокотехнологичной продукции, производство которой будет опираться на долгосрочную государственную политику в области науки, техники и подготовки квалифицированных работников. С 1979 года Корея проводит политику открытости экономики для зарубежных инвесторов, что привело к широкомасштабным американским, японским и европейским инвестициям в страну по линии ТНК. Страна, начав как Япония с заимствования иностранных технологий н первой свежести, постепенно превратилась в довольно сильную в научно-техническом плане державу. Несмотря на определённые успехи в развитии, экономика Кореи в настоящее время переживает серьёзные проблемы. Предприятия-конгломераты чрезмерно диверсифицировали свою деятельность, что привело к распылению финансовых ресурсов, неконкурентоспособности в большом спектре избранных сегментов бизнеса. Предприятия, теряя прежние прибыли, стали становиться банкротами. Заработная плата в наукоёмкой промышленности превысила европейский уровень, сделав невозможным конкуренцию на основе экономии на издержках на оплату труда, что отрицательно сказалось на дальнейшем наращивании экспорта. Причины трудностей корейской экономики заключается в том, что экспортоориентированная модель не ставила перед собой задачу поиска внутренних резервов роста, задействуя исключительно внешние факторы. Очевидна, что такая стратегия должна быть повержена пересмотру.

Для экономики Тайваня характерен крупный государственный сектор, под контролем которого находится шестая часть промышленного производства и половина товарооборота. Индустриализация в Тайване в своё время была проведена при непосредственном участии США. В результате американской помощи и политики государственного регулирования экономического развития уже в 1980-е годы в экспорте этого государства преобладала промышленная продукция (около 90%). Структура ВВП Тайваня имеет выраженный промышленный характер: 3,5% - доля сельского хозяйства, почти 40% - промышленности и около 57% приходится на сферу услуг.

НИС «второй волны».

Динамизм такого “азиатского дракона” как Малайзия также базируется на долгосрочной государственной политике: поддержка стабильного развития аграрной сферы, рост ориентированной на экспорт промышленности. Правительство активно привлекает иностранные капиталовложения: доля иностранных прямых инвестиций в основной капитал достигает 26% (наивысший показатель среди стран ЮВА).

Аграрный сектор экономики Малайзии получает поддержку посредством субсидирования закупок сельскохозяйственной продукции, централизованного регулирования цен, предоставлением субсидий на приобретение машин и удобрений.

Современная промышленная политика Малайзии во многом определяется также регулирующей ролью государства, хотя масштабы государственного регулирования имеют тенденцию к снижению. Так, отношения бюджетных расходов к ВВП сократилось с 58% в 1981 году до 15% в 1998. Однако правительство по-прежнему поддерживает приоритетные секторы экономики (прежде всего электронику) путём предоставления льготных кредитов и прямого бюджетного финансирования.

Отличие Малайзии от многих развивающихся стран состоит в том, что развитие государственного сектора выполняет целевую задачу – перераспределение экономического потенциала между различными этническими группами в пользу коренного населения. По мере того, как госпредприятия начинали успешно функционировать, они передавались в пользование малайским бизнесменам. То есть поддержка отечественного бизнеса и государственного сектора не подразумевает создание “тепличных” условий, что сохраняет здоровую конкурентную среду.

В экономике Индонезии до начала 60-х годов приоритет отдавался усилению нерыночных отношений. Однако с приходом к власти в 1965 году генерала Сухарто началась существенная корректировка экономической модели, подразумевающая государственную поддержку укрепления рыночных институтов. При непосредственном участии государства началась активная модернизация сельского хозяйства. Так, объём субсидий достиг 8-9% стоимости урожая, что выше, чем в других странах ЮВА. Обеспечивалось стимулирование частного бизнеса, возвращение собственникам (в том числе иностранным) национализированных ранее предприятий, привлечение внешних займов и прямых инвестиций. Одновременно шло становление крупных государственных компаний, действовавших в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и финансовой сфере.

В 80-90-е годы произошла ещё одна модификация стратегии экономического развития. Приоритет стал отдаваться экспортоориентированной экономической модели с упором на подъём трудоёмких отраслей с использованием дешёвого малоквалифицирован- ного труда. При этом ставилась задача постепенно ограничить масштаб и сферы деятельности государственного сектора.

Рассмотрим теперь вкратце отличительные черты экономики Таиланда . Примечательной особенностью этой страны является то, что достаточно частая смена правительств, в том числе в результате военных переворотов, не отразилась на динамике развития экономики страны: среднегодовые темпы прироста ВВП в 50-90-е года составили 7%, то есть были одними из самых высоких среди рассматриваемых стран. Дело в том, что колебание политического курса не влияли отрицательно на предсказуемость экономической политики. Отличительными чертами экономического курса на протяжении 60-90-х годов были консерватизм бюджетно-финансовой политики, выражавшийся в поддержании сбалансированного бюджета; ограниченное вмешательство государства в экономический процессы; гибкое сочетание импортозамещения и развития экспортных отраслей как средства интеграции страны в мировое хозяйство.

Филиппины являются самой бедной страной среди НИС. ВВП на душу населения здесь меняя 3 тыс. $. Особенностью экономики страны является тот факт, что она ещё не исчерпала резервы экстенсивного развития. Промышленный сектор этого государства представлен прежде всего добывающей промышленностью и текстильным производством, а также сельским хозяйством и пищевой промышленностью. Тем не менее в Филиппинах уже появились первые прогрессивные отрасли экономики: производство бытовой электроники и телекоммуникационного оборудования.

Таблица 2

Доля различный отраслей экономики в создании ВВП

Важнейшие группировки АТР.

Организация АСЕАН (от английской аббревиатуры – ASEAN – The Association of Southeast Asian Nations) региональное объединение стран Юго-Восточной Азии, которые на сегодняшний день, в общем, имеют население 500 млн. человек, общий ВВП в 737 млрд. долларов США, объем торгового оборота в 720 млрд. долларов США. Была создана 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд) руководством Таиланда, Малайзии, Индонезии, Филиппин, Сингапура. 8 января 1984 года в члены организации был принят Бруней Даруссалам. После окончания так называемой «холодной войны» в члены организации были приняты страны социалистической ориентации – Вьетнам (28 июля 1995 года), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 года), Камбоджа (30 апреля 1999 года). Активно расширяется сотрудничество со странами региона в рамках формулы «АСЕАН плюс 3» и «Диалог с партнерами». В рамках последнего активно участвуют такие страны как Япония, Индия, Китай, Республика Корея, Австралия, Канада, ЕС, Новая Зеландия, Россия, США, Пакистан.

СОГЛАШЕНИЕ ОБ УГЛУБЛЕНИИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ АВСТРАЛИЕЙ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИЕЙ

(фактически это соглашение о зоне свободной торговли)

1983 год - под­пи­са­но со­гла­ше­ние о соз­да­нии зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли (ЗСТ) к 1995 го­ду.1988 год - сня­ты по­шли­ны.1990 год - сня­ты ко­ли­че­ст­вен­ные ог­ра­ни­че­ния, ан­ти­дем­пин­го­вые про­це­ду­ры, гар­мо­ни­за­ция на­цио­наль­ных стан­дар­тов и та­мо­жен­ных пра­вил, уст­ра­не­на прак­ти­ка пре­фе­рен­ций к сис­те­ме го­су­дар­ст­вен­ных за­ку­пок и за­ка­зов.Это со­гла­ше­ние име­ло боль­ший эф­фект для Новой Зеландии, о чем го­во­рят сле­дую­щие циф­ры:1992 год до­ля Новой Зеландии в экс­пор­те Ав­ст­ра­лии - 5,7%,до­ля Ав­ст­ра­лии в экс­пор­те Новой Зеландии- 18,9%.Со­гла­ше­ние в боль­шей сте­пе­ни име­ет ре­гио­наль­ный эф­фект, т.к. ос­нов­ны­ми парт­не­ра­ми этих двух стран яв­ля­ют­ся го­су­дар­ст­ва ЮВА (до 60% то­ва­ро­обо­ро­та). Вдо­ба­вок - это от­кры­тое со­гла­ше­ние, к ко­то­ро­му мо­жет при­сое­ди­нить­ся лю­бое го­су­дар­ст­во. Бы­ла вы­дви­ну­та идея (ко­то­рую труд­но осу­ще­ст­вить на прак­ти­ке вслед­ст­вие раз­ни­цы в эко­но­ми­че­ском раз­ви­тии стран Океа­нии) о вклю­че­нии в АН­ЗСЕР­ТА го­су­дарств юга Ти­хо­го Океа­на, или соз­да­нии об­щей зо­ны со­труд­ни­че­ст­ва и т.д.

Список используемой литературы.

1.”Мировая экономика” Халевинская, Крозе.

2.”Мировая экономика” Хасбулатов.

3.”Экономика зарубежных стран” Погорлецкий.

4.”Мировая экономика” Кудров.