Важность выбора профессии жизни человека. «Профессия – важный выбор в жизни девятиклассника» методическая разработка (9 класс) на тему. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Введение

Выбор профессии в жизни каждого человека имеет огромное значение. Это выбор жизненного пути, выбор судьбы. Это выбор, который делает каждый в юношеском возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Работа - это главная составляющая человеческой жизни. Работа дает нам не только средства к существованию, но и самоудовлетворение, определенное место в обществе, придает значимость нашей жизни. Выбор профессии - та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов.

Но просто выбрать недостаточно. Главное, чтобы человек выбрал именно то, что ему нравится, чтобы он действительно получал самоудовлетворение и удовольствие от жизни. Конфуций говорил, что человек, который нашел любимую работу, всю жизнь не работает. Удачный выбор профессии человеком - одно из решающих условий всестороннего развития личности, что имеет громадное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем малоразвитого. Итак, правильный выбор профессии - один из краеугольных камней личного человеческого счастья, без которого не может быть и счастья общего.

Целью данной работы было актуализация внимания на такой важной составляющей нашей жизни как профессия.

Задачей данного реферата является рассмотрение данной темы с двух позиций: позиции изначального выбора и позиции деформации внутренних и физических качеств человека под действием профессии.

Роль выбора профессии

Профессиональный путь человека, конечно, начинается с выбора самой профессии. Это первый этап профессионального развития. Каждый молодой человек начинает выбирать профессию в первую очередь из анализа собственных возможностей.

Свобода выбора профессии, которая в наше время стало панацеей, это привилегия, доступная только современному обществу. Еще сто пятьдесят лет назад все решали традиции: мужчина занимался тем, чем занимались его предки, женщины не работали вовсе. Как правило, наш современник самостоятельно принимает решение, кем быть. Конечно, на выбор влияет множество факторов (мнение родителей и друзей, социальное положение, состояние рынка труда, случай), но последнее слово обычно остается за молодым человеком. Именно отчетливое осознание того что молодой человек выбрал профессию сам, а не его заставили, очень важно для нормального формирования личности.

Впервые серьезно задумываться над выбором профессии мы начинаем в школе. В целом по итогам развития ребенка в школе его самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумывание, проектирование вариантов профессиональных жизненных путей. В большинстве случаев мотивами выбора профессии становятся:

· Советы друзей (25% учащихся)

· Советы родителей (17% учащихся)

· Влияние СМИ (10% учащихся)

· Случайные факторы, например близость учебного заведения к дому (9% учащихся)

· Интерес к профессии (оставшиеся 39%)

По большей части успешны в выборе учащиеся, мотивирующие выбор интересом. Они же и более успешны в выбранном ими обучении и дальнейшей профессиональной деятельности.

Этап выбора профессии в жизни проходит каждый и главное выбрать правильно. Для помощи в выборе существует профессиональная ориентация.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (англ. vocational orientation) система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий. (БПС Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко)

Очень интенсивно она проводится в старших классах школы.

В профориентацию входят несколько пунктов это:

· Профессиональное просвещение -- ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными и актуальными видами трудовой деятельности, возможностями карьеры, оплачиваемостью труда и потребности в кадрах. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения. По большей части они формируются учащимся из самостоятельного анализа своих физико-психологических и социально-экономических потребностей и возможностей.

· Профессиональное развитие. Это помощь в возможном перевыборе профессии и профессиональной переподготовки. По большей части в ней нуждаются студенты первых курсов или более зрелые личности.

· Профессиональное воспитание - формирование у молодежи трудолюбия, ответственности, развитие способностей и склонностей.

· Профессиональное консультирование -- оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Обычно проводится в виде беседы с психологом. Но может происходить и в виде поступления дополнительной информации по профессиям или в виде советов более взрослых и опытных людей (родителей или преподавателей).

В Российской Федерации разработаны и разрабатываются различные системы профориентационных тестов, опросников, игр, компьютерных программ и систем.

Вообще выбор профессии это первый этап профессионального цикла, который должен пройти каждый человек. Следующий этап - получение образования и профессиональной подготовки. Затем начало самостоятельной работы и накопление опыта. После, продвижение по карьерной лестнице и дальнейшая профессионализация. Последний этап может и не быть, т.к. он в большей степени зависит от многих личностных качеств человека (мобильности, трудолюбия, коммуникабельности и т.д.).

Нужно заметить, что выбор профессии не является сиюминутным решением, это долгий процесс, который может начинаться еще в раннем детстве. Это процесс, формирующийся как бы из мелких, промежуточных решений жизни ребенка (какой кружок посещать, какие предметы наиболее интересны и т.д.). На это влияет и наследственность, способности. Немаловажную роль, конечно, играет воспитание.

Факторы принятия решения в выборе профессии были, и до сих пор остаются, предметом исследований и дискуссий в психологическом мире. Некоторые исследователи считают, что выбор профессии это заданное социальное явление - социальное самоопределение человека, определяемое социальными характеристиками профессии. Другие рассматривают этот выбор как выбор деятельности, где главным является интерес к профессии.

Например, Е. А. Климов выделяет такие факторы, определяющие профессиональный выбор:

1. Позиция родителей. Часто на выбор ребенка влияет несогласие или предвзятое отношение родителей. В большинстве случаев это связано с несбывшимися мечтами и нереализованность родителей в какой-либо деятельности.

2. Позиция друзей, сверстников. В подростковом возрасте большое влияние на человека производит всеобщее мнение и особенно мнение друзей, которое очень сильно может повлиять и на такую вещь, как выбор профессии.

3. Позиция учителя. Каждый учитель, наблюдая за учащимся в его учебной деятельности, отмечает его способности, интересы и др. характеристики, и высказывая свое мнение об ученике в процессе обучения влияет на его выбор.

4. Личные планы. Все люди строят планы как минимум ближайшего будущего, но также задумываются и о далеком будущем. В него входят жизненные цели, пути и средства их достижения. Так как профессия и может стать этим средством, то соответственно цели на будущее имеют непосредственное влияние на ее выбор.

5. Способности и таланты.

6. Потребность в общественном признании.

7. Информированность. Возможный недостаток информации об интересующей профессии или обладание неверной информацией.

8. Склонности. Это уровень психической готовности субъекта к серьезному выбору, его уровень личных притязаний.

Работа, которую мы выбираем

В жизни человеку приходится постоянно сталкиваться с проблемой выбора. Ежедневно в мире принимаются миллионы решений. Одни из них приближают человека к мечте, другие губят судьбы. Суть в том, что мы не можем знать наверняка, к чему нас приведет то или иное решение, но в наших силах минимизировать негативные последствия того или иного выбора, подойдя к решению проблемы как можно более рационально. При принятии решения не стоит концентрировать внимание лишь на материальных выгодах, которые ты сможешь получить, сделав тот или иной выбор. Не стоит во всех вопросах быть лишь прагматиком, порой нужно слушать своё сердце. Решениями мы сами пишем сценарий своей жизни. И то, какой она будет, зависит только от нас. Одним из сложнейших и важнейших выбором в нашей жизни является выбор будущей профессии.

Кто из нас не сталкивался с важнейшим выбором в жизни- выбором профессии. Особенно остро эта проблема стоит среди молодёжи, потому что люди часто не знают, куда им податься. Оно и не удивительно, ведь приходится достаточно в юном возрасте выбирать отрасль, в которой, возможно, придется трудиться всю жизнь. Кроме того, люди хотят добиться успеха, иметь высокую заработную плату, получать привилегии, при этом, работая там, где им хочется. Часто бывает так, что человек, в погоне за деньгами и престижем, вынужден оставить свою профессию мечты и работать там, где больше платят, в итоге этот человек ненавидит работу, да и специалист из него так себе. А чего бы он смог достичь, выбрав профессию, о которой так долго мечтал? Как минимум счастья, ведь работа будет в радость. Но вот парадокс: профессия, привлекавшая тебя в 18 лет, может изрядно тебе разонравиться в твои 30 лет. Что же делать? За плечами уже несколько лет учёбы на данную специальность, приличный опыт, а любви к работе нет. Другое дело, можно полюбить то, чем ты занимаешься, а не заниматься тем, что ты любишь. В любом случае решающую роль в судьбе человека играет его выбор профессии, поэтому очень важно рационально оценивать свои силы в решении данного вопроса и подходить к нему со всей серьёзностью и самоотдачей.

Безусловно, важнейшим критерием в выборе сферы деятельности является полезность обществу. Как говориться, мёртвому врач не нужен. Необходимо работать на благо общество, заботясь о его развитии и помогать улучшить ситуацию в массах к лучшему. Зачем это нужно? Да затем, что каждый человек является важным винтиком в сложной общественной системе. Каждый должен трудиться на его благо, иначе человечество развалится. Я не говорю, что каждый поголовно должен становиться учителями, врачами и полицейскими. Нет, даже деятельность рядового менеджера и обычного композитора привносит свою пользу в жизнь общество. Так что нужно трудиться, и не только чтобы себя содержать, но и чтобы общество развивалось с твоим непосредственным участием.

Конечно же, ещё одним критерием, на который стоит опираться людям при выборе профессии, являются личные предпочтения человека. Но не нужно путать ситуации: это я люблю делать, а это у меня получается и это мне нравится. Человек может любить делать всё что угодно, но это может у него не получаться. Кто-то любит петь без слуха и голоса, но это не значит, что им нужно становиться певцами и певицами. Важную роль здесь играют человеческие навыки и умения. Вы скажите, что человек не будет любить делать то, что у него не получается и наоборот. Но это далеко не всегда бывает именно так. Именно поэтому в выборе профессии нужно опираться не только на то, что тебя привлекает, но и на те навыки, что у тебя хорошо развиты, на то, что у тебя блестяще получается.

Я считаю, что успех человека в жизни зависит не только от его личностных качеств, но и от того, какую профессию он выберет. Ну, а выбор профессии в свою очередь зависит от того, на что он опирается в принятии такого важного решения. Конечно, у каждого правила есть своё исключение. Если человек в выборе специальности опирается лишь на материальные возможности профессии, это не значит, что он не добьётся успехов в жизни. Как и если человек, выбрав специальность по душе, не скатиться в общественное дно и не сгинет там. Всё сугубо индивидуально в данном вопросе. Но всё же, в большинстве случаев действует правило: лучший специалист выходит из того, кому по душе данная специальность. А лучшие специалисты, как известно, добиваются больших успехов. Так что я считаю, что главное любить то, чем ты занимаешься и отдаваться этому с головой.

Мне не раз задавали вопрос: «Чем ты хочешь заниматься в будущем?» Соответственно, я не раз задумывалась над этим вопросом. За свою непродолжительную жизнь я не раз меняла решение в данном вопросе. Увы, я не могу точно сказать, кем я хочу стать в будущем, с какой профессией смогу связать жизнь. Но одно могу сказать точно: я хочу помогать людям. Будет ли это помощь голодающим в Африке, или же помощь знакомым в решении личным проблем и драм. Но главная моя цель на будущее - жить счастливо и не потерять человечность.

Жизненный путь можно сравнить с дорогой, и куда мы повернём, решать только нам. Мы сами своими действиями предопределяем своё будущее. И одним из главных моментов в нашей жизни является выбор профессии. То, как сложится наша жизнь, во многом зависит от нас, от нашей деятельности. Я склоняюсь к убеждению, что нужно выбирать ту профессию, которую хочется, которую выбирает ваше нутро. Не нужно бежать за деньгами, властью, известностью, ведь в погоне за материальными благами можно проглядеть всю жизнь. Очнёшься в 60 лет, оглянешься назад, и что? Ты стремился заработать побольше, а жизнь просто взяла и прошла мимо. Нужно просто жить и жить сейчас. Жить не по стереотипам и не потому, как сейчас «модно», а так, как требует душа. Нужно заниматься любимым делам, не унывать и всегда помнить, что если одна дверь закрылась, обязательно откроется другая.

(в помощь выбирающему профессию)

Значение правильного выбора профессии

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и к вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и стать хоть сколько-нибудь значимым, весомым.

Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным, но и к рядовым профессиям. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности находятся «не на своем месте», о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйтесь информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью:

  • изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что интересно исключительно как хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях характера и физических возможностях;
  • подумайте, какие у вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
  • ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям;
  • читайте специализированные книги и журналы;
  • наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;
  • побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда;
  • продумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в вы- бранной профессии;
  • ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;
  • сопоставьте личные качества и возможности с характером той профессии, которую вы выбрали;
  • приняв решение, не отступайте перед трудностями: будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принцип сознательности

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности /b>

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль при- званы сыграть:

  • практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах;
  • чтение литературы, посещение экскурсий и учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
  • встречи со специалистами;
  • самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития

Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

  • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Вопросы, на которые полезно знать ответ, планируя свою профессиональную карьеру

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии (обязательные и желательные)?
  • Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в из- бранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, что- бы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • Какие ваши ближайшие и долго- срочные цели в области карьеры? Запишите их и стремитесь выполнить все пункты.

Помните!

Хочу – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

Могу – возможности личности (со- стояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

Надо – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей

Личный профессиональный план учащегося


Характеристика профессионального плана

  • Определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения).
  • Полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.).
  • Устойчивость плана во времени (уверенность в правильности вы- бора и стремлении к его осуществлению).
  • Реалистичность плана (опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора).
  • Логическая обоснованность и внутренняя согласованность (соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии).
  • Моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности).
  • Согласованность плана с потребностями рынка труда.

Этапы формирования профессионального плана

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать, в какой степени выражены склонности к работе в сферах « человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знковая система», «человек-художе-ственный образ»; составить формулу интересующей профессии;
  • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда города, района, в котором вы живете;
  • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности.

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом это не значит, что человек не может работать, – работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

4. Призвание. Это – высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «Именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Каков размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы? Когда они начинают работать и какова их стоимость?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Где находится учебное заведение и какое его полное название?






















1 из 21

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово "профессор". Но происхождение слова "профессия" скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла.

№ слайда 3

Описание слайда:

Обратимся к истории Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было – между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины – собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами, шестые – гончарами, седьмые – кузнецами, восьмые – знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

№ слайда 4

Описание слайда:

Что такое профессиональная трудовая деятельность? Не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет няня, является в полном смысле этого слова профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются два условия.Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

№ слайда 5

Описание слайда:

Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта? Профессионал - это квалифицированный человек, продающий результаты своеготруда.В отличие от профессионала, дилетант – это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации. Тем не менее, некоторые дилетанты пытаются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей, нарочно или ненамеренно вводя их в заблуждение относительно качества своего труда.Напротив, любитель – это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов. Например, увлечение составлением гороскопов можно считать просто хобби. Но когда человек имеет диплом астролога и составляет гороскопы для клиентов, это уже можноназвать профессией. Или если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь – то он профессиональный спортсмен.

№ слайда 6

Описание слайда:

Как связаны между собой профессия и увлечение? Ваше увлечение может стать профессией. Равно как Ваша профессия может быть для Вас увлекательной. Любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если Вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические походы, заниматься восточными единоборствами, танцуете или занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое Ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии. Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще. А к профессии относиться как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.

№ слайда 7

Описание слайда:

Что следует узнать о профессиях? Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того чтобы не упустить никакой важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые Вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было достаточно полным и исчерпывающим.Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Сколько существует профессий? В документе, который называется "Единый тарифно-квалификационный справочник", насчитывается более 7 тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Считается, что в мире их около 40 тысяч.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Ошибки при выборе профессии Отношение к выбору профессии как к неизменному. Бытующие мнения о престижности профессии Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства Незнание / недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии

№ слайда 12

Описание слайда:

Как правильно выбрать профессию? Три позиции выбора профессии:ХОЧУ – интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом;МОГУ – уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности;НАДО – спрос на профессию, потребность в ней общества.Три фактора, которые необходимо учитывать при выборе профессионального путиОбъективный – востребованность специальностей и профессий, конъюнктура рынка труда, стадии развития отраслей и т.д.Субъективный – Способности и личностные качества, интересы и мотивация, знания и умения и т.д.Ситуативный – везение, возможности, связи, знакомства и.д.

Язык проекта:

Исследование

Цель

выяснить на сколько велика значимость выбора будущей профессии для подростка и помочь подростку определиться с выбором профессии, чтобы начать уже сейчас работать в этом направлении

Гипотеза

Подросток и выбор профессии

Нет гипотез.

Оборудование и материалы

Нет оборудования и материалов.

Зачем в исследовании нужны материалы других участников

Расширить знания, внести что-то новое.

Дополнить мои знания новыми сведениями.

Протокол проведения исследования

ПОДРОСТОК И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

ПЛАН

Введение

1. Выбор Профессии – как самоопределение личности. Начальный и конечный этап самоопределения;

2. Важность выбора будущей профессии;

3. Цели и задачи моего проекта;

Глава I

1. Понятие профессии;

2. Небольшой список наиболее востребованных профессий на рынке труда на сегодняшний день;

3. Проблема настоящих специалистов ;

4. Проблема неверного выбора профессии в юности;

5. Кто или что может оказать помощь подростку в выборе профессии;

6. Ошибки, совершаемые подростками;

7. Факторы, которые нужно проанализировать для того, чтобы принять реалистичное решение о выборе профессии;

Глава II

Мой путь выбора профессии.

Заключение

1. Эссе на тему: “Моя идеальная профессия”;

2. Вывод.

ИГРЫ

Введение.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Проблема выбора профессии очень важна, так как с этой проблемой, как правило, сталкивается большинство людей. Выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Выбор должен быть не только свободным, но и в полной мере осознанным, должен соответствовать как интересам личности, так и интересам общества. Следовательно, необходима глубокая мотивация (побуждающая сила к действию). Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Согласно, И. Конц, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок», бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. На последнем этапе подростки должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности, с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов, в это же время у подростков формируется отношение к определенным профессиям.

ЦЕЛЬ :

выяснить на сколько велика значимость выбора будущей профессии для подростка и помочь подростку определиться с выбором профессии, чтобы начать уже сейчас работать в этом направлении.

ЗАДАЧИ :

1.Ускорить процесс профессионального самоопределения, расширить свое представление о различных сферах труда, о мире профессий;

2.Узнать кто и что поможет в выборе будущей профессии подростку;

3.Предостеречь от ошибок совершаемых при выборе будущей профессии;

4.Узнать, какими способами можно выявить индивидуальные наклонности подростка с целью выбора профессии, и сделать это;

5.Показать пример индивидуального анализа профессиональной ориентации;

6.Написать краткое эссе о себе и об “идеальной” профессии после изучения личностных и профессиональных характеристик с учетом своих предпочтений.

Глава I

Человеку, вступающему в жизнь, очень важно самоопределиться и сделать правильный выбор. Мир профессий необъятен и изменчив.Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы. Ежегодно появляется множество новых профессий, которые существуют лишь 5 – 15 лет, а затем исчезают или меняются до неузнаваемости. Как вы думаете, сколько всего профессий насчитывается в мире?В 17 веке на Руси было всего 200 разных профессий. На сегодняшний день в мире существует более 50 тыс. профессий.

Самые востребованные профессии:

Инженеры и главные инженеры, технологи и главные технологи . Это касается как легкой, так и тяжелой промышленности - везде, где большое значение имеют международные стандарты качества.

Автотехники . Сюда входят специалисты, работающие с автотранспортом на всем его «жизненном пути» - от проектирования и выпуска до утилизации.

Перевозчики . Причем как специалисты по созданию автомобильного, водного и других видов транспорта, так и профессионалы в области логистики (наука о продвижении товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям), товарно-транспортных операций.

Специалисты в области нано- и биотехнологий . Нанотехнологии найдут свое применение в медицине, пищевой промышленности, космосе и машиностроении. Биотехнологии внедрятся в биофармацевтику и молекулярную медицину.

Специалисты в области интернет-технологий через пять лет также останутся востребованными. Программисты нужны всем и всегда, причем зарплата хотя и зависит от возраста и опыта, но не принципиально: могут взять на довольно высокую позицию и 19-летнего студента.

Схемотехники, специалисты по техническому надзору, инженеры-электрики, наладчики, токари и фрезеровщики, механики, работающие со станками, слесари по ремонту технологического оборудования могут также не задумываться о мизерных зарплатах постсоветского периода.

Массовая установка систем кондиционирования, вентиляции воздуха, отопления и водоснабжения , особенно автоматизированных, предполагает востребованность специалистов.

Востребованными окажутся специалисты лесного хозяйства и бумажного производства, специалисты по мониторингу и управлению окружающей средой . По прогнозам, к 2015 - 2018 годам вопросы экологии уже невозможно будет игнорировать. И чтобы окончательно не погубить Землю, человеку придется изучать и удовлетворять ее потребности.

Рынок труда довольно изменчив. Одни профессии исчезают, другие появляются, какие-то из них более востребованы, какие-то мало популярны. При этом ситуация может меняться.

На данный момент сложилась такая обстановка, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Одной из причин нехватки “настоящих специалистов”, а так же в разочарования в своей карьере, является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Как найти среди множества профессий свою? Эти вопросы встают перед подростками.

На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» - ученики не всегда могут ответить. А между тем, проблема выбора профессии очень серьёзна. От человека всё в большей степени требуется высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни, ведь время не стоит на месте, а наоборот несется со стремительной скоростью. Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, необходимо, прежде всего, разобраться в собственных установках, способностях и интересах. Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Когда человек выбирает профессию , он принимает важное решение, успешность реализации которого зависит от значительного количества факторов. Но самый главный фактор – это желание и стремление взять ответственность на себя.

«Если удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет». К.Д. Ушинский

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Кто или что может оказать помощь подростку в выборе профессии:

  • Реальные советы родителей.
  • Подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе;
  • Специалисты по профессиональной ориентации. В каждом городе существуют специальные центры занятости населения, куда может обратиться каждый человек, в том числе и подросток. Там же можно найти специалиста по профессиональной ориентации и проконсультироваться с ним;
  • Прохождение проф. тестирования (это можно сделать так же в центре занятости населения);
  • Ярмарки учебных заведений (вся информация свободно храниться в центре занятости населения и доступна любому, кто ею интересуется);
  • Учителя, педагоги, преподаватели.
  • Ошибки, совершаемые подростками:
  • не знание своего физического здоровья
  • !Особенно важно обратить внимание на индивидуальные особенности своего организма, прежде чем определиться с будущей профессией.
  • пойти за компанию с другом. Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья;
  • идти по принуждению родителей. Иногда родители заблуждаются и начинают навязывать свое мнение, не стоит бездумно потыкать ему и забывать о своих собственных интересах;
  • не знание мира профессий.
  • Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
    Первый фактор – «Хочу»

    Подросток должен оценить свои интересы и склонности, выяснить, какие профессии нравятся, представить, чем хотел бы заниматься каждый день.

    Второй фактор – «Могу»

    Познакомиться с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.

    Третий фактор – «Надо»

    Узнать, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
    1. Обозначить несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
    2. Оценить достоинства и недостатки каждого варианта.
    3. Исследовать шансы успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
    4. Продумать запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

    Проанализировав ошибки совершаемые молодежью и узнав, кто и что может оказать помощь подростку в выборе будущей профессии, а так же наметив примерный план моих действий, я начала свой путь.

    Глава II

    Мой путь выбора профессии

    Мои действия:

    1.Позвонила в первоуральский центер занятости и записалась на проф. тестирование.

    2. Прошла тестирование.

    3.Побеседовала со специалистом по проф. ориентации.

    4.Получила результат. А так же получила свою психологическую характеристику иузнала, что роль самооценки в поиске и выборе профессии для подростка очень важна. В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере.

    5.Определила для себя 3 приоритетные профессии: педагог, журналист, психолог.

    6.Решила поинтересоваться заработной платой и востребовательностью.

    7.Поинтересовалась учебными заведениями, где обучают на этих специалистов.

    8.В мои планы входит посещение данных учебных заведений в день открытых дверей.

    Заключение

    Сочинение на тему “Мой выбор профессиональной деятельности”

    Я давно заметила простой, но в то же время великий “закон жизни”. Его смысл заключается в том, что наши бабушки и дедушки чаще говорят и вспоминают прошлое (уже минувшие дни), родители же пытаются устроить свое настоящее, то есть живут “здесь и сейчас”. Мы же, подростки, смотрим всегда в будущее и мечтаем о счастливой взрослой жизни. И как бы мы не старались перехитрить этот закон, у нас все равно ничего не выйдет.

    Я часто задумываюсь над тем, кто я есть? Или чем я хотела бы профессионально заниматься, в чем я могу себя проявить? У своих знакомых – ровесников я спрашивала, кем же они хотят стать. Редко кто отвечал мне с уверенностью, чаще отвечали, сомневаясь в своем намеченном решении, а некоторые просто даже не предполагали, какую профессию выберут. Но после моих расспросов всегда следует встречный вопрос: “А ты? Какую профессию ты выберешь?”. И я действительно начала задумываться над этим вопросом и подошла к нему максимально ответственно и серьезно, решив, что напишу учебно-исследовательский проект на тему: “Подросток и выбор профессии”. Под словом “подросток” я подразумеваю не только себя, но и других моих ровесников, поскольку знаю, что и для них этот вопрос будет не менее актуальным, чем для меня.

    Итак, проект я написала, но в своем сочинении я не буду анализировать то, что у меня получилось в итоге (так как это я опишу в своем выводе), но я хочу рассказать в этом сочинении о моих прежних планах на будущее и о решении, которое на данный момент я приняла после того, как практически написала свой учебно-исследовательский проект. Хочу сразу внести небольшую ясность: так как я всего лишь ученица, заканчивающая восьмой класс, то моё решение о выборе профессии может поменяться, но на данный момент я уверена в своем выборе, поэтому уже начинаю искать пути достижение новых целей, которые я перед собой поставила, но при этом у меня имеется еще несколько “запасных вариантов” на случай непредвиденных обстоятельств.

    Хочу начать с того, что когда мне было около семи лет, я первый раз пришла в частную стоматологическую клинику. После того как мне залечили там зуб, я вышла оттуда с улыбкой и сразу заявила, что буду стоматологом. Почему я так радовалась? Все просто. В городской стоматологической клинике мне было безумно плоха, и я ужасно боялась её посещать и видеть этих вечно нервничавших врачей, поэтому всегда шла к ним с тяжелым сердцем, заранее зная что будет очень больно и придется опять мучиться. Зато в частной стоматологии мне было совсем не больно и даже интересно.

    В общем, я промечтала быть стоматологом до шестого класса. А моя мама тем временем советовала мне десять раз подумать, прежде чем принять такое обременяющее решение, и оценить мои шансы. И я их оценила только сейчас. Я все-таки перехотела быть стоматологом, решив, что есть в мире профессии интересней, чем вечно мучить людей и всю жизнь ковыряться в одних и тех же больных зубах (но зато всегда хорошо зарабатывать). И тогда я начала задумываться, кем же я все-таки хочу стать. Помимо занятий в школе я занималась рисованием (не говорю, что я хожу в художественную школу, потому что эти занятия школой никак нельзя назвать) и пыталась учить языки. Я постоянно мучила маму вопросами: “Кем мне быть?”. Она же отчаянно приводила в пример лингвиста, но не настаивала на этом профессиональном направлении, а лишь доказывала, как замечательно ездит по всему миру, нежели всю жизнь смотреть в одну точку. Я прекрасно понимала, что она права, а так же что лингвиста из меня не выйдет, потому что с языками у меня “не все так безупречно”.

    Спустя некоторое время я узнала про профессиональное тестирование в центре занятости населения нашего города. И я изъявила желание туда попасть. Я провела там часа три, но мне понравилось. Было интересно проходить очень объемный тест и общаться с замечательной женщиной - специалистом по профессиональной ориентации граждан. Она рассказала и показала на распечатанном листе с результатами теста (которые отдали мне) о моих психологических особенностях и о профессиональных наклонностях. Результатом моих стараний стали три варианта видов профессий, которые мне подошли: психолог, журналист и педагог. Через некоторое время, проанализировав все варианты и приняв к сведению всю найденную мной информацию для

    учебно-исследовательского проекта, я решила, кем же все-таки хочу стать.

    Я не зря упомянула, что очень люблю рисовать. В интернете я нашла сайт ВУЗа, находящегося на Урале, где обучают на педагогов-художников, при этом вкладывая в студентов знания психологии. Я чувствую, что если выберу это направление, то реализую себя. Я очень довольна результатами своего “исследования”, потому что на интересующие меня вопросы я нашла ответы. А так же на данный момент я полностью уверенна, что смогу заниматься этим видом деятельности всю жизнь и буду счастлива.