Презентации, которые вдохновляют. Как писать захватывающие сценарии и делать интересные презентации? Ключевые тезисы из книги Аннет Симмонс «Сторителлинг Гипнотическое воздействие историй

Сторителлинг. Как использовать силу историй


Предисловие


Однажды в конференц-центре, расположенном среди живописных зеленых холмов, я вел семинар, посвященный сторителлингу - искусству устного рассказа. Нежный виргинский климат мало-помалу растопил ледяной панцирь, в который заковала меня долгая бостонская зима. Собравшиеся в зале энтузиасты были приветливы и доброжелательны. И вдруг я заметил в этой толпе лицо поистине сияющее, в нем будто в зеркале отражался весь мой рассказ. Я понял, что попал в цель - между мною и этим слушателем возникла духовная связь.

После выступления я разыскал эту девушку и сразу понял, что она не вполне вписывается в компанию учителей, лекторов, религиозных наставников и просто любителей сторителлинга: Аннет Симмонс и ее подруга Черил ДеЧантис явились из мира крупного бизнеса. И обе были страшно взволнованы перспективами, какие сулило наше искусство этой сфере деятельности.

Я отнесся к их затее с подозрением, если не сказать скептически: мир бизнеса был страшно от меня далек. Неужели они в самом деле полагают, что директора, менеджеры, специалисты по продажам - весь этот люд, привыкший оперировать лишь бухгалтерскими выкладками, - всерьез заинтересуются моим искусством и смогут извлечь из него какую-то пользу?

Однако Аннет меня убедила. В то время она работала в какой-то компании консультантом по «трудным ситуациям»: объясняла крутым менеджерам, как решать проблемы с «неудобными» людьми. Аннет отучала их от грубой тактики уличных драчунов и прививала им изящные навыки мастеров боевых искусств.

Поняв значение сторителлинга, она смогла вникнуть в детали, которые, собственно, и делают его эффективным деловым инструментом. Аннет сполна прочувствовала всю силу - пусть даже и косвенную - этой своеобразной формы общения. Помогло ей и знание основ коммуникационного эффекта рекламы: Аннет сумела совместить оба подхода и получила в результате мощнейший метод воздействия.

Очень скоро я ощутил себя не только учителем, но и учеником. Я помог Аннет понять суть искусства устного повествования, а она помогла мне стать посланником сторителлинга в мире крупного бизнеса. Теперь Аннет написала книгу, которая, как и всякая хорошая книга, демонстрирует истину так, что ее просто нельзя не заметить.

Что же в ней ценного? Эта книга объединяет три тесно связанные между собою идеи. Первая: возрождение сторителлинга в нашем продвинутом мире и понимание ментальных и эмоциональных процессов, высвобождаемых повествованием. Вторая: растущее в бизнес-сообществе понимание того, что успех предприятия возможен только тогда, когда работающие в нем люди полностью отдают делу свои физические и душевные силы; в противном случае получается халтура, от которой страдают и сотрудники, и компании. И, наконец, третья: сторителлинг помогает нам использовать достижения практической психологии и добиваться устойчивого влияния на людей, сохраняя при этом уважительное к ним отношение.

Слова Аннет не расходятся с делом. Она убедительно пользуется историями и их сюжетами. Она уважительно относится к читателю. Она выделяет и подчеркивает то, что всегда знали великие вожди и ораторы: повествование играет ключевую роль в мотивации, убеждении и побуждении к добровольному полноценному сотрудничеству. Аннет первой удалось описать все это с необычайной ясностью и страстью, и эта страсть делает книгу близкой, понятной и полезной для всех людей, независимо от того, чем они занимаются.

Аннет Симмонс - профессиональный сторителлер, обучающий этому искусству людей из сферы бизнеса, глава консалтинговой компании Group Process Consulting, консультант по коммуникациям, автор нескольких книг.

Сложность изложения

Целевая аудитория

Те, кто желает достойно держаться на публике, находить интересные истории и практиковаться в сторителлинге, а также те, кто хочет научиться убеждать коллег, партнеров и клиентов.

В книге описаны шесть типов историй, подходящих под различные обстоятельства и аудиторию. Автор рассказывает о силе завоевания доверия слушателей через глубину рассказов, объясняет, почему повествование может быть более сильным и эффективным инструментом по сравнению с фактами или цифрами. Также она описывает типы «проблемных» слушателей, наименее поддающихся влиянию.

Читаем вместе

Люди нуждаются не в новой информации, а в вере в себя, личные цели и успех. Заставить людей сделать что-то вовсе не означает иметь влияние над ними. Настоящее влияние начинается там, где люди начинают верить в нас и наши истории, которые они с удовольствием делают личными. Тогда дальнейшее влияние не потребует больших усилий, так как слушатели начнут пересказывать нашу историю другим.

Отличный рассказ дает людям возможность интерпретировать факты так, чтобы была видна общая картина. То, во что они не верят или не понимают, начинает иметь значение благодаря чужому опыту, вложенному в историю. Создание хороших повествований является искусством, помогающим убеждать других и придавать смысл их жизни. Такая история делает мир более простым и понятным для нас, предлагает такой сюжет, за которым мы будем следовать и строить мысли. Мы можем научиться осознавать суть личных переживаний и проблем, будь то расставание с любимым или потеря работы. Такие смысловые повествования дают больший эффект, чем просто советы, хоть и выступают косвенным способом передачи точки зрения.

Иногда для рассказа захватывающей истории недостаточно слов, поэтому можно подключить тело. Ведь мы хотим не просто сухо рассказывать, но и играть лицом, голосом, жестами, что делает нашу историю рассказом нового уровня. Для полного погружения имеет не меньшее значение то, о чем мы рассказываем, эмоциональные воспоминания оказывают достаточно мощное воздействие на слушателя. Еще можно подключить неактуальные, но весьма конкретные детали.

История должна отражать долгосрочную цель, к которой мы идем, здесь важно рассказать о вдохновляющих моментах. История всегда несет определенную ценность, ее цель переносится на реальные действия. Очень действенным способом будет передача повествования таким образом, будто мы читаем мысли наших слушателей, тогда они будут чувствовать себя более непринужденно.

У историй обнаруживается невероятная сила, которая расслабляет аудиторию:

  1. Они помогают устранить всяческие подозрения, когда мы становимся на сторону слушателей и совмещаем наши взаимные интересы. Тогда людям легче поверить нам.
  2. Истории являются отменным инструментом для приближения аудитории, будто мы знаем наших слушателей много лет.
  3. Мы можем использовать знания о том, как люди расслабляются и слушают нас почти как под гипнозом. Хорошая история надолго остается в голове, и у слушателей уже не будет уверенности в том, было ли это на самом деле или они где-то услышали ее. История способна влиять на человеческие поступки так, будто все это случилось с людьми в реальности.

Если не думать, что аудитория безразлична к историям, можно оказывать влияние на нее через понимание причин, по которым слушатели имеют мнение, отличное от нашего. Мы всегда должны быть доброжелательными и позитивными, чтобы в истории отражались только положительные эмоции. Тогда люди будут надеяться и верить. Но если слушатели настроены негативно, нужно рассказать им о каких-то моментах, сфокусированных на данной проблеме. Люди способны выдавать шесть реакций сопротивления любому повествованию: цинизм, обиду, зависть, безнадежность, апатию, жадность. Чтобы вытеснить эти защитные реакции, нужно рассказать людям достойные их доверия истории.

Людей можно вдохновлять, слушая их истории и вступая с ними в искренний диалог. Тогда будет возможно понять не только их аргументы, но и настоящие чувства, которые они открывают нам. Иногда это является лучшим способом влияния на другого человека - просто послушать о том, что он говорит. Человек будет точно так же вежлив по отношению к нам, настроившись уже на нашу личную историю.

Есть несколько скользких моментов, которые могут испортить любую историю. Во избежание этого необходимо помнить о трех «не»:

1. Не стоит демонстрировать людям превосходство, чтобы не выглядеть для них гуру, который не уважает никого. Тогда есть шанс завоевать более широкую аудиторию, которая умеет думать самостоятельно. Проще показать слушателям личную к ним симпатию и стать к ним ближе за счет опыта или общих интересов.

2. Нельзя заставлять людей скучать, рассказывая очень длинные и ни к чему не приводящие истории. У любого из нас всегда есть что рассказать, нужно просто соединить то, что интересно людям, с тем, что есть интересного в нас и нашей истории. Здесь важно придерживаться конкретных деталей, вовремя замолчать, а также суметь озадачить слушателей.

3. Изначально нужно направлять на аудиторию содержание, делиться яркими моментами, но не внушать людям ощущение страха или вины. Любые негативные эмоции могут настроить слушателей против нас, плохо влияя на конкретные перемены. Даже мощная история перестает быть действенной, как только мы перегибаем палку с отрицательными эмоциями. Поэтому только позитивный заряд позволяет людям изменить мнение в долгосрочной перспективе.

Рассказывая что-то, мы не только меняем взгляды на жизнь, но и несем ответственность за развитие сюжета. Если наша история наполнена переживаниями и стрессом, нужно переписать сюжет и сделать его позитивнее. Если же история хороша и приятна для проживания в ней, мы начинаем по-другому видеть проблемы. То же само относится к отношениям с людьми, потому что наши истории влияют на их жизни. Не стоит недооценивать нашу силу и ответственность как рассказчиков.

Нам следует научиться мыслить не только критически, но и с точки зрения самих историй - автор называет это «мышлением рассказчика», когда мы описываем ситуации или проблемы в виде историй. В любой проблеме в первую очередь нужно избавиться от неопределенности, юмора и эмоций. С другой стороны, можно забыть о правилах и включать эмоции, важные при рассказе истории, тогда она станет еще лучше. Правила бывают не так полезны, как отдельные случаи.

Мы воспринимаем мир через призму субъективности, и именно поэтому слушатели верят нам, поскольку мы повествуем свободно и искренне. Мышление рассказчика помогает повышать творческий интеллект и развивать воображение.

Лучшая цитата

«Привычка ориентироваться на результат помогает овладеть рынком, снизить расходы и поднять уровень прибылей. Но эта привычка никогда не сделает вас великим рассказчиком».

Чему учит книга

Сторителлинг помогает достучаться до любой аудитории, чтобы воодушевить ее на конкретные действия. Истории способны изменить жизнь окружающих на 180 градусов.

Только эмоции способны заставить людей смеяться, плакать, мечтать. Никакое объективное мышление не может сделать этого.

История может стать убедительной и трогательной, когда мы научимся отказываться от критического мышления и начнем рассказывать с субъективной точки зрения, демонстрируя живость восприятия.

От редакции

Даже если вы не планируете стать великим писателем, записывать свои истории вам ничто не помешает. Это занятие не только помогает снять стресс, разобраться со своими эмоциями и разложить мысли в голове по полочкам, а еще и овладеть «мышлением рассказчика». Что такое библиотерапия и как ее применять, рассказывает психолог Анна Кутявина : .

Застенчивому человеку порой даже пару фраз на публике сказать трудно, тем более решиться на длинный рассказ. Психолог Ярослав Вознюк знает, как превратить стеснение в уверенность, и предлагает семь способов преодоления застенчивости: .

Что делать, чтобы с возрастом не возникало проблем с мышлением и речью? Эксперт в области эффективных технологий обучения, преподаватель Нина Шевчук объясняет, что наша когнитивная база требует тренировки и укрепления, и предлагает несколько полезных упражнений: .

Введение


Это был октябрь 1992 года. День выдался ветреный, стояла типичная для Теннесси погода. В крытом плотной тканью шатре собрались человек четыреста. Мы ждали выступления следующего рассказчика. Народ подобрался самый разный - городские модники и суровые фермеры, профессора и студенты-старшекурсники. Рядом со мной сидел седобородый фермер в бейсболке с эмблемой Национальной стрелковой ассоциации1. Когда на сцену вышел афроамериканец, фермер склонился к сидевшей рядом с ним жене и что-то раздраженно прошептал ей на ухо. Я разобрала слово «ниггер» и решила, что не смолчу, если он еще раз скажет что-нибудь подобное. Но фермер примолк и принялся со скучающим видом изучать брезентовый навес. А выступающий начал свой рассказ о том, как в шестидесятые годы где-то в глубинке штата Миссисипи они с друзьями сидели ночью у костра. На завтра был назначен марш за гражданские права, и люди боялись подступавшего утра, они не знали, что оно им принесет. Все молча смотрели на пламя, и тут один из них запел… И песня победила страх. Рассказ был таким талантливым, что все мы увидели перед собою тот костер и почувствовали страх тех людей. Рассказчик попросил нас спеть вместе с ним. Мы запели Swing Low, Sweet Chariot2. Сидевший рядом со мной фермер тоже пел. Я видела, что по его обветренной щеке текла слеза. Так я убедилась в силе слова. Радикальный борец за права чернокожих смог тронуть сердце ультраконсервативного расиста. Мне страстно захотелось понять, как ему это удалось.

Эта книга о том, чему я научилась за последние восемь лет. Она о мастерстве сторителлинга, о силе убеждения, заключенной в хорошей истории. Я пишу обо всем, что мне известно об этом замечательном искусстве.

Изучая сторителлинг, я поняла одну очень важную вещь. Науке или искусству влияния с помощью устного рассказа невозможно научить традиционным путем, по справочникам и руководствам. Чтобы понять, что такое влияние, нам придется отказаться от удобных моделей в виде причин и следствий. Волшебство влияния не в том, что мы говорим, а в том, как мы говорим, а также в том, что мы сами собой представляем. Эта зависимость не поддается рациональному анализу и не может быть описана при помощи привычных схем и таблиц.

Расчленение искусства повествования на фрагменты, части и приоритеты уничтожает его. Существуют истины, которые мы просто знаем; мы не можем их доказать, но знаем, что они верны. Сторителлинг переносит нас в те сферы, где мы доверяем своему знанию, даже если не можем измерить, взвесить его или оценить эмпирически.

Эта книга позволит немного передохнуть «рациональному» левому полушарию вашего мозга. По большей части она апеллирует к «интуитивному» правому полушарию. Секрет влияния устного рассказа зиждется на творческом начале людей. Но эту способность к творчеству можно задавить ошибочным постулатом, гласящим, что если вы не в состоянии объяснить то, что знаете, то вы этого и не знаете. На самом деле у всех у нас есть знания, о которых мы даже и не подозреваем. Как только вы начнете доверять собственной мудрости, вы сможете воспользоваться ею, чтобы влиять на других и побуждать открывать глубины ими самими еще не осознанной мудрости.

Ваша мудрость и сила убеждения словно мешочек с волшебными бобами, который вы засунули в дальний ящик и о котором забыли. Эта книга написана как раз для того, чтобы вы смогли отыскать тот самый мешочек и вновь обрели древнейший инструмент влияния - устный рассказ. Истории - это не только волшебные сказки и нравоучительные притчи. Рассказать хорошую историю - это то же самое, что, посмотрев документальный фильм, рассказать о нем так, чтобы и другие, те, кто его не видел, имели о нем полное представление. Хорошее повествование способно задеть душу самого упорного противника или властолюбивого негодяя, преграждающего вам путь, лишающего вас возможности добиться поставленных целей. Если вы не уверены, что и у негодяя есть душа, советую пересмотреть фильм «Гринч - похититель Рождества»3. Душа есть у каждого. (На самом деле на свете не так много опасных социопатов.) И в глубине души каждый человек хочет гордиться собой и чувствовать свою значимость - именно в этом кроется возможность влияния на него с помощью правильно выбранного рассказа.

Умение рассказывать истории помогает готовить эффективный контент для бизнеса. Для того чтобы правильно использовать этот трендовый инструмент - сторителлинг, - стоит изучить профессиональную литературу.

Предлагаем список, который пригодится начинающим и опытным сторителлерам. Внимание: это не рейтинг, книги собраны в произвольном порядке, а не по степени значимости или полезности.

Распространенное заблуждение: чтобы сочинить историю, нужно вдохновение. Как и для любой творческой работы, например, написания сценария. Уильям Индик уверен, что это не так. В книге «Психология для сценаристов. Построение конфликта в сюжете» автор подтверждает свои мысли теориями психоанализа, приводит примеры из фильмов.

Уильям «препарирует» мотивы персонажей, комплексы и желания, которые лежат в основе поведения героев. Он отслеживает работу авторов и показывает, как те или иные приемы помогают зрителям лучше понять истории. Сопереживать персонажам, проходить с героями пути трансформации.

Книга подойдет не только тем, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с кинематографом, но и тем, кто интересуется, как написать захватывающие истории, которые найдут отклик у читателей. В книге собраны прикладные советы, а в конце разделов есть задания для закрепления материала.

Аннет Симмонс - консультант по коммуникациям. Плюс она обучает искусству сторителлинга людей из бизнес-среды. В книге «Сторителлинг. Как использовать силу историй» Аннет рассматривает мастерство рассказывания историй как технику убеждения.

Для того чтобы понять, как истории помогают убеждать, изучите глубинную суть рассказа. Автор показывает, как истории воздействуют на эмоциональном уровне. Почему помогают вдохновить, мотивировать и убедить.

Умение общаться со своими клиентами, коллегами, клиентами клиентов - посредством контента - важный навык для авторов. Книга пригодится тем, кто хочет научиться писать истории, способные убеждать читателей: без философских рассуждений или предложений в форме приказа.

Купить:

Пол Смит - директор по коммуникациям и потребительским исследованиям в Procter & Gamble, спикер. В книге «Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй» автор собрал готовые истории, которые пригодятся в разных ситуациях: если нужно мотивировать, вдохновлять, привлекать внимание, убеждать и увлекать за собой. Автор уверен, что эти истории способны подействовать на любую аудиторию.

Материал пригодится тем, кто ищет примеры историй, а не просто хочет освоить теоретическую базу сторителлинга. Книга на практике показывает, насколько сильными и эффективными могут быть истории.

Купить:

Еще одна книга по сценарному мастерству, полезная для тех, кто осваивает сторителлинг. Блейк Снайдер - сценарист, продюсер, преподаватель. Его опыт впечатляет: миллионы долларов за сценарии в Голливуде - есть чему поучиться тем, кто тоже хочет писать истории, которые можно продать дорого. Книгу «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства» используют на сценарных курсах университетов Канады и США.

Руководство, подготовленное Снайдером, пригодится не только тем, кто только начинает первые шаги в сторителлинге, но и опытным сторителлерам, сценаристам, продюсерам. Каждый возьмет себе на вооружение несколько идей, приемов, подсказок.

Автор приводит в примеры известные кинофильмы, рассказывает, в чем успех того или иного проекта, анализирует внутреннюю кухню. Как выбирать жанр, как выстраивать сюжет, как работать со структурой - все это и не только заинтересует каждого, кто хочет умело балансировать между искусством и коммерцией.

Купить:

Линда Сегер - известный во всем мире «сценарный гуру», постоянный автор The Huffington Post. Она консультирует по написанию сценариев, созданию фильмов.

В книге «Как хороший сценарий сделать великим» Линда раскрывает секреты, которые помогают создавать великие сценарии. Учит смотреть свежим взглядом, излагать мысли, создавать запоминающихся персонажей.

Основной фокус книги «Как хороший сценарий сделать великим» - на проблемах, с которыми часто сталкиваются сценаристы. Эти же проблемы возникают при написании историй: умение структурировать, прописывать точные мотивы поступков персонажей и пр.

Книга пригодится как новичкам, так и профессионалам: как минимум для систематизации знаний и большей осознанности в процессе написания историй.

Перевод книги на русский можно скачать бесплатно :

«Морфология волшебной сказки» - работа, заслужившая признание как наиболее популярное исследование фольклористики XX в. В книге автор говорит о структуре сказок. Идеи повлияли на развитие нарратологии, структурализма. Это основа основ, с которой должен познакомиться каждый сторителлер.

В книге рассмотрены составные части сказки и то, как они соотносятся друг с другом. Автор подчеркивает, что в любой сказке есть постоянные и переменные параметры. Он объясняет функции всех величин, то, как они помогают выстраивать единую композицию.

Книга «Морфология волшебной сказки» - обширное учебное и справочное пособие по сказковедению, настольная книга сторителлера.

Купить:

«История на миллион долларов» помогает выстраивать истории мастерски, в рамках принципов, основополагающих для кинодраматургии. Автор убежден, что не существует заведомо успешных моделей историй, но есть разнообразие сценарных замыслов.

Роберт не ставит своей целью погрузить читателя «Истории на миллион долларов» в тайны творчества писателя. Он рассказывает о реалиях и учит уважать зрителей.

Наконец-то российский читатель увидит полноценную книгу про Сторителлинг...
Если издательство не передумало, на этой книге должен быть мой комментарий... ПЕРВАЯ КНИГА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ СО СЛОВОМ СТОРИТЕЛЛИНГ...
и
И конечно моя рецензия...

Искусство Сторителлинга. Вдохновлять и влиять…

«История не способна узурпировать власть и влияние, но она способна их создать...»
Аннетта Симоне «Сторителлинг. Как использовать силу историй»

Издательство «Манн, Иванов и Фарбер» предложило мне написать отзыв о
Книге, посвященной сторителлингу и я, естественно, возрадовался в сердце своем:
русскоговорящую аудиторию не балуют книгами об этой современной, востребованной
в цивилизованном мире технологии, науке, философии. Когда же я узнал название и
автора, я возликовал, - материалами книги Аннет Симмоне я пользовался при написании
одной из глав «Черничного пирога для сказочника. Введение во власть» (к сожалению
единственной книги о Сторителлинге российского автора). Уже одна мысль о том, что
прежде чем завоевывать доверие у любой аудитории, рассказчик должен ответить себе на
вопрос «Кто я такой?», стоит того, что бы эта книга была настоятельно рекомендована к
прочтению тем, кто занимается продвижением чего-либо или привлечением ресурсов к
различным проектам, а так же тем, кто хочет влиять на свое окружение…

После того, как рукопись была мной прочитана, я испытывал интересное и одновременно странное чувство.
Как если бы мне в руки попала карта с навигацией до места, где спрятаны сокровища, но досталась бы она мне после того, как я весь этот путь прошел самостоятельно и сидел бы над открытым сундуком, в котором переливаются алмазы и золотые украшения…

Эта книга действительно является такой картой. Прелесть же ее в том, что к тому месту, к которому она ведет можно ходить бесконечное число раз и все время находить там новые сокровища… Как человек, проделавший этот путь и добравшийся до клада, уверяю вас, их там хватит на всех…
Ибо это место - Вы сами…

Еще в конце двадцатого века датский футуролог Рольф Йенсен писал в своей книге «Общество мечты» (в которой я впервые прочел это сакральное слово «Сторителлинг»): «Солнце заходит над обществом информации…» Информация, ввиду ее обилия и легкодоступности, перестает быть продуктом, востребованном на рынке.

Вместо нее главным продуктами современного цивилизованного рынка становятся «внимание», «доверие», «вера» и «влияние». А это как раз то, в чем практикуется «Сторителлер» следуя своему Пути…
1. Обратить внимание
2. Завоевать доверие
3. Пробудить веру
4. Управлять вдохновляя

Еще один великий человек Роберт Макки уже вначале этого столетия посвятил Истории целую книгу, которую так и назвал «Story» (на русский ее, правда, перевели как «История на миллион» что свидетельствует о том, что не видит пока русско-говорящая аудитория этого миллиона в самой «Истории»). И что примечательно, подзаголовок у этой книги был следующий, - «мастер-класс для сценаристов, писателей И НЕ ТОЛЬКО…»

Так вот этими «НЕ ТОЛЬКО» являются абсолютно все…

Потому что чем бы ни занимался человек, группа людей или компания, никому не избежать участия в двух процессах - Продвижение своего Имени (идеи, проекта) и привлечения к нему ресурсов (материальных, финансовых, административных, интеллектуальных, людских). Оба эти процесса требуют уверенности в себе и основаны на завоевании доверия у «контрагентов», «клиентов» и «доноров».
Где находиться наша уверенность и как завоевать доверие окружения?
Книга «Сторителлинг. Как использовать силу историй» как раз и приведет вас к этому месту и научит извлекать из него сокровища каждый раз, как в этом появится необходимость…

Две темы основные в этой книге: «Как завоевать доверие?» и «Как оказывать влияние на окружение?»
И с первых страниц автор нас предупреждает: «Волшебство влияния не в том, что мы говорим, а в том, как мы говорим, а также в том, что мы сами из себя представляем - то есть, влияние зависит от того, кто мы есть. Эта зависимость не поддается рациональному анализу и не может быть описана при помощи привычных схем и таблиц. Влияние возникает из отношения к вам и вашим целям. В сфере чувств и эмоций (а они по определению иррациональны) нет «организованных» в традиционном смысле материй. Стремление же «организовать» и упорядочить общение и влияние приводит лишь к поэтапным «универсальным» моделям - красивым, но совершенно бесполезным. Эти модели трудно приспособить к реальной жизни, их трудно вспомнить в стрессовых ситуациях, а ведь такие ситуации поджидают нас на каждом шагу…»

Не обошлось и без ироничного упоминания, появившихся сейчас во множестве гуру, обучающих «общению», «личностному росту», «лидерству» и прочим востребованным дисциплинам…
«Курсы общения прямо-таки пекут выпускников. Эти выпускники уверены, что «готовы общаться по-новому», но спустя три месяца выясняется, что они ни на йоту не изменили своего прежнего поведения. Это происходит потому, что их обучили новым приемам, но не избавили от старых убеждений, которые и лежат в основе неумения общаться (например, «если я что-то сказал, то ни за что не откажусь от своих слов», «придерживать информацию - это отличная стратегия», «говорить правду - значит, поставить крест на карьере»). Традиционные методы влияния работают на таком поверхностном уровне, что не только не оказывают никакого эффекта, но и внушают ложное ощущение успеха…»

Перейти от рациональности и линейности к иррациональности и системности предлагает Аннетта Симоне. От фактов и заметок к Историям (с большой буквы). Вспомните, что любые социальные, деловые и бытовые процессы сводятся к общению между ЛЮДЬМИ, а не юридическими лицами, социальными статусами и должностями…

Воспринимать окружающий нас мир и людей его населяющих с их историями объемными (какими они, собственно говоря, и являются) а не уложенными в плоские схемы, бизнес-планы, стратегии и формулы…
«Можно расчленить историю на потерявшие всякий смысл фрагменты, снабдить ее опорными точками, выделить этапы и шаги: первый, второй, третий, все это будет очень красиво выглядеть, но никогда не сделает вас хорошим рассказчиком…»

Тем не менее в Сторителлинге есть вполне конкретный набор правил, следуя которым вы сможете развить свою интуицию, эмоциональный интеллект а с их помощью научитесь завоевывать доверие аудитории и влиять на нее…

Но что меня потрясло в этой книге больше всего, так это то, что в ней я впервые (в образовательно-деловой литературе) прочел слова об ответственности людей, получающих сильнейший инструмент влияния на свое окружение…

«Сторителлер - это жизненная сила, формирующая культуру организации, сообщества, семьи. Мы, люди, определяемся историями, которые рассказываем. Нормы и обычаи любой культуры передаются рассказываемыми и пересказываемыми историями. Это большая ответственность. Что вы чаще рассказываете: истории надежды или историю жертвы?..»

И еще очень важный момент…

Именно История является тем «объектом», вокруг которого способно объединиться любое сообщество. Ведь красивая и правильная История - это Миф, Ритуал и Жертвоприношение…
«Рассказывание и выслушивание историй - это связующий и объединяющий людей ритуал, ломающий иллюзию отдельности, он возрождает глубокое ощущение нашей коллективной взаимозависимости. Я не перестаю удивляться тому воздействию, какое оказывают на людей истории типа «Кто я» и «Зачем я здесь»…»

Объединить энергию прошлого настоящего и будущего помогает Сторителлинг…

Кирилл П. Гопиус
Сторителлер, исследователь, организатор первого международного сторителлинг
фестиваля в России.