Научные исследования в юриспруденции авторы. Средства юридического исследования и научный предмет. Построение предмета юридического исследования. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных, социальных, экономических и информационно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Аннотация:

В статье рассматриваются некоторые вопросы структуры научно-познавательного процесса и современной методологии. Широко представлены критерии методологии: детерминизм, верификация, рационализм, историзм, прогрессизм, объективность, логичность, опытная обоснованность, критицизм. В современных научных исследованиях используются юридическая герменевтика, юридический прагматизм, юридический позитивизм, юридический постмодернизм, юридическая феноменология, аналитическая юриспруденция, юридическая синергетика, в результате складываются основные методологические традиции. Автор отмечает важность системного метода для решения сложных задач и проблем юриспруденции, находящихся во взаимосвязи друг с другом, а также указывает на постижение правовых явлений при помощи методологии, которая не сводится только к системе методов, а включает ценностные ориентиры, а также принципы для обеспечения исследования в сфере юриспруденции. Обращено внимание на использование диалектического метода, включающего приемы познания: абстракцию и восхождение от абстрактного к конкретному, синтез и анализ.

Ключевые слова:

структура научно-познавательного процесса, субъект и объект познания, предмет юридического познания, метод, методология, критерии современной правовой науки, юридическая герменевтика, юридический прагматизм, юридическая феноменология, аналитическая юриспруденция, юридическая синергетика.

Из понимания структуры научно-познавательного процесса по вопросам права исследователем или формируется стратегия исследовательской деятельности, где выделяются основные элементы. При использовании методологического подхода в первую очередь выделяют такие элементы, как субъект и объект познания для осмысления реальности. Георг Гегель, например, рассматривал метод как орудие, через которое субъект соотносится с объектом. Отметим, что объектом юридического познания служит правовая реальность.

Следующим основным элементом является предмет юридического познания , формирующийся в результате выделения правового значимого аспекта объекта исследования, который связан с постановкой той или иной задачи, но также может основываться на синтезе разных предметов познания.

В научном исследовании по юриспруденции выбранный метод (пер. от греч. - путь исследования) или методы играют достаточно важную роль, а методология юридической науки рассматривается с одной стороны как совокупность методов для научного исследования права, а с другой стороны понимается как учение о научном методе в виде общей теории. Методология юриспруденции представляет систему признаков, подходов и методов научного изучения правовых явлений с целью дальнейшего познания права для дальнейшего совершенствования правовой системы .

В труде «Философия и история науки» В.В. Ильин выделил признаки науки в целом, такие как прогрессизм; истинность; критицизм; логическая организованность; опытная обоснованность. По мнению ряда ученых, например В.М. Сырых, перечисленные признаки присущи и в юриспруденции. Заметим, что если рассматривать как социальный феномен современную правовую науку, то можно выделить некоторые особенности в современной методологии, то есть критерии:

  1. Детерминизм как признание причинной обусловленности правовых явлений и процессов.
  2. Верификация, то есть эмпирическое подтверждение в юриспруденции теоретических положений.
  3. Рационализм, как основной признак научного знания, разработанный представителями неопозитивизма. В настоящее время часто используется российскими учеными, но в разных смыслах, так как не имеется единого подхода о содержании данного понятия.
  4. Историзм исходит из того, что право есть исторический феномен . Благодаря этого критерия изучается специфика конкретного правового явления и динамика его развития.
  5. Прогрессизм для обновления концептуального арсенала в правовой науке, что обусловлено внешними и внутренними причинами. Юриспруденция отражает политико-правовые реалии, совершенствуется в соответствии с ними в направлении создания новых научных знаний и развивается, переходя от описательной стадии к объяснению сущности правовых процессов и явлений. Дальнейшее развитие правовой науки и вместе с тем правового государства в России по вопросам правопонимания приведет к прогрессивному развитию юриспруденции.
  6. Объективность в юриспруденции понимается как истинность в законах и нормативных правовых актах для установления подлинной воли законодателя. Учитывается на уровне теоретического познания права развитие и закономерности развития, а научная ценность в правовой теории состоит в предсказании путей развития при совершенствовании законодательства и его применения на практике. Существующие правовые доктрины предметом считают реальную правовую систему. Вспомним историю науки о праве, Г. Гегель, например, считал предметом процесс всемирного духа в праве, основанного на прусском праве.
  7. Логичность научных знаний по юриспруденции выражается в соответствии принципа достаточного основания, при котором каждая мысль обоснована доказанными положениями. Логическая последовательность означает определение истинного положения, его объяснения, а также обязательные выводы, вытекающие из выдвинутого положения при использовании научных аргументов. В научном исследовании по юриспруденции в частности, употребляются приемы правильного мышления, т.е. логика. Аналогия, гипотеза, индукция, дедукция являются основными приемами логики, а законами логики являются первый закон – тождества, второй закон - противоречия, третий закон - исключенного третьего и четвертый закон - достаточного основания. Научное исследование не может содержать противоречий и согласовывается с закономерностями и принципами юриспруденции. Если в научном исследовании имеют место логические противоречия, то это считается логической ошибкой или как дефект мышления и подвергается критики. Логические критерии дополняются опытной обоснованностью.
  8. Опытная обоснованность правовой науки воплощается в последовательном и постоянном систематическом изучении и анализе законодательства, и по вопросам применения права. Опытная обоснованность нужна для распознания ложного суждения от истинного, так как только при помощи логических средств этого сделать не всегда возможно.
  9. Критицизм в юриспруденции понимается как процесс испытания на достоверность научных положений в рассматриваемой сфере. Чаще всего новое положение находится в противоречие с ранее известными исследованиями, необходимо признать несостоятельность нового или старого юридического знания, используя критику. Критика осуществляется между представителями одной правовой доктрины (когда критикуются частные вопросы чаще субъективного характера, но не критикуются основные положения правовой доктрины), или между сторонниками разных правовых доктрин (когда критикуются основополагающие положения правовых доктрин).

В современных научных исследованиях все чаще в сфере юриспруденции используются юридическая герменевтика, юридический прагматизм, юридический позитивизм, юридический постмодернизм, юридическая феноменология, аналитическая юриспруденция, юридическая синергетика и др., в результате складываются основные методологические традиции.

Сформируем представление о современных исследованиях в области права, где применяется юридическая герменевтика как система правил и техника толкования правовых норм , определяющая смысловые аспекты права. Отметим, что Филиппова С.Ю. в статье «Фирменное право России» (2016, Статут) утверждает, что юридическая герменевтика направлена на понимание юридического текста и на его интерпретацию, исходя из потребностей, которые могут удовлетворяться на момент интерпретации с его помощью .

Важно отметить, что юридический прагматизм рассматривает право в действии и актуален для изучения субъективных и объективных причин при интерпретации юридических терминов при описании оценочно-реферантных слов, где есть место тесной связи предметного и оценочного значений. В статье «Прагматические свойства юридических терминов» К.Г. Салтыков приводит пример из уголовно-правовой сферы, используя термин «пособник». Имеется перечень пособнических действий, но, характеризуя действия пособника, часть ученых используют оценочные категории, указывая, что "пособничество состоит в оказании помощи другим лицам. Пособник действует "на подмоге", "на подхвате" .

Юридический позитивизм указывает на право, как правовой факт, а юридический постмодернизм право рассматривает как структуру, «заданную дискурсом власти», утверждает в своих работах В.В. Лазарев, М.В. Захарова и др. Особое место в странах континентально-европейской правовой традиции занимает юридический позитивизм, который и определил западно-европейскую правовую мысль. Ученые разделяют юридический позитивизм условно на этатический, социологический и антропологический, но именно этатическое понимание позитивизма предполагает воспринимать право как продукт государственной воли. Юридический позитивизм в современной России выражается в следующих смыслах: во-первых, в виде прикладных разработок для обеспечения юридической практики; во - вторых, как исследование конкретного права в юридической системе.

Современный юридический позитивизм соотносится к двумя типами разработок:

  1. Прикладные разработки действующего законодательства позитивного права (оформление и построение юридического текста, юридического документооборота, создание системы законодательства, процедуры правовой практики и т.д.) {1}.
  2. Осмысление права в представлениях догмы права.

В юридический оборот входит понятие «догма права». Если обратиться к теоретическим разработкам по этому вопросу, то С.С. Алексеев считает под догмой права "специфический предмет юридических знаний, включающий законы, правовые нормы, законы, прецеденты, правовые обычаи, обособленные в соответствии с потребностями юридической практики в качестве основы решения юридических дел" {2}.

Применяемая юридическая феноменология в современных исследованиях акцентируется на структурах права. Этот метод раскрывает смысл правовой реальности, которая определяется нормами права и выражается правовыми отношениями.

В аналитической юриспруденции нормы права являются центральным звеном. Понимание той или иной правовой формы обеспечивают знание правовой реальности на основе базовых элементов в системе, где правовыми базовыми элементами являются правовые нормы той или иной отрасли права, как в отраслевой, так и в общей системе российского права, находящихся во взаимосвязи, что определяет системное свойство права. В.М. Жуйков справедливо отмечает, что значение системы права неоспоримо в качестве исходного требования в отыскании нужной нормы для ее применения к конкретным правовым ситуациям и фактам .

Юридическая синергетика вовлекает новые феномены политической жизни, социальной практики, тем самым расширяя объект науки права. Природная среда права обусловлена синергетической детерминацией и принадлежит к такому типу причинности, который имеет особенности, например, сферой действия выступает реальность, испытывающая разные воздействия и др., что утверждает К.Е. Сигалов в своей научной статье «Синергетическая организация права» . С.Ю. Филиппова в научных публикациях утверждает также, что при анализе правовой деятельности, если считать такую деятельность открытой нелинейной системой, обладающей саморегулируемостью и открытостью, проявляются положения синергетики в правовой области. Она считает, что «организация правовых целей субъектов образует из них группу лиц, объединенных организованной правовой целью, представляющую в силу этого систему, подчиняющуюся всем правилам развития систем» .

Для организации научно-исследовательской работы важно выбрать и уметь применять научные методы, представляющие некую систему норм и принципов, необходимых для использования в научной практике .

Обратим внимание на использование диалектического метода (включающего приемы познания - абстракцию и восхождение от абстрактного к конкретному, синтез и анализ), применяемый в научных исследованиях, в том числе и в юриспруденции. Этот метод современен, так как при помощи него правовое явление рассматривается всесторонне и комплексно, что позволяет дать оценку, как с количественной, так и с качественной стороны, а также определять зависимость формы явления от его сущности и т.д.

Современные научные исследования по юриспруденции не могут обходиться без системного метода, необходимого для решения возникших сложных задач и проблем, находящихся во взаимосвязи друг с другом. Но постижение правовых явлений при помощи методологии не сводится только к использованию системы методов, а включает ценностные ориентиры (необходимость в них особенно актуализирует эту сторону методологии) или подходы, а также принципы для обеспечения научного исследования в сфере юриспруденции. В современной науке выработаны два основных подхода: первый – материалистический (правовые явления есть производные от технологической и экономической сферы общественной жизни) и второй – идеалистический (предполагающий, что основой правовых явлений есть идеальные побудительные мотивы или цели, возможно и установки человека). Распространяется цивилизационный подход, включающий теорию развития цивилизации в стадиях (в рамках единого всемирно-исторического процесса) и теорию локальных цивилизаций, исходящего из того, что исторически сложившиеся общности занимают некую территорию и имеют определенные особенности правового, социального и экономического развития.

Активно применяются в научных исследованиях по юриспруденции междисциплинарные методы. Например, социологический, основанный на анализе статистических данных, анкетировании и др., то есть на базе конкретных социологических фактов. Статистический метод применяется для количественной характеристики (например, о количестве преступлений и т.д.).

Выводы: во-первых, в современном научном познании научный метод в юриспруденции имеет содержательность, включая ценностные и мировоззренческие элементы; во- вторых, основой метода в праве считается теория (теория – модель реальности права, а метод - установки познания действительного права из этой модели); в-третьих, при научном исследовании важна системность, так как раскрываются и фиксируются связи отдельного правового явления с разными отраслями права, с нормами и институтами, которые обеспечивают механизм правового регулирования и функционирования, что определяет результативность права. Любое исследование не может быть ограничено, например, в гражданском процессуальном праве только гражданскими процессуальными нормами и правоотношениями.

Сигалов К.Е. Бифуркация в праве // История государства и права. 2012. # 10.

Сигалов К.Е. Синергетическая организация права: теория и реальность // История государства и права. 2011. № 19.

Сырых В.В. История и методология юридической науки. М., 2012.

Сырых В.М. Материалистическая теория права: В 3 т. М., 2011.

Филиппова С.Ю. Инструментальный подход в науке частного права. М.: Статут, 2013.

Филиппова С.Ю. Фирменное право России. М.: Статут, 2016. // СПС «КонсультантПлюс», 2017.

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при целостном подходе к объекту изучения, рассмотрении этого объекта в возникновении и развитии, т. е. в применении исторического подхода.

Изучать в научном смысле – это значит, вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия и мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, – это важнейшие факторы научного исследования. Это также означает быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение: сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты, и даже открытия, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Развитие идеи до стадии решения задачи совершается обычно как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами, научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем процесс целевой и общей идейной обработки первоначального замысла продолжается, вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается намеченная схема исследования.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки :

Это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

Это процесс, направленный на поиск нового , на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.

Научное исследование характеризуется систематичностью : здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты; ему присуща строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.

Цель , непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную сущность.

В качестве основных средств научно-теоретического исследования применяют следующее: совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в систему; совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьи, монографии, учебники, диссертации и пр.) и затем, после их всесторонней оценки, используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в обобщенном виде включаются в руководящие документы.

Различают:

1.Эмпирическое исследование: не имеют теоретической базы, позволяют накопить лишь первоначальные научные факты.

2. Теоретическое исследование:некоторые теоретические обобщения, на основе которых формулируется новые теоретические выводы.

По характеру исследование различают:

Фундаментальные- познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний.

Прикладные- проводят в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

Монодисциплинарные –проводят в рамках отдельной науки.

Междисциплинарное - проводят в рамках нескольких наук.

Аналитическое – направлено на выявление одного наиболее существенного по мнению исследователя аспекта реальности.

Комплексное - ориентировано на охват максимально возможного числа значимых параметров изучаемой реальности.

По цели проведения:

Поисковые - проводят тогда, если заявленная проблема ранее не ставилась, или в исследовании ставится попытка решить новым способом.

Критические - проводят в целях опровержения существующей теории, модели, законов, или для проверки того, какая из 2-х альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.

Уточняющие - направлено на установление области, прояления теорий или эмпирической закономерности.

Воспроизводящие - основано на точном повторении исследования предшествующих, для определения достоверных, надежных и объективных полученных результатов.

Еще выделяют:

Обзорно-аналитическое исследование- подбор и изучение литературы по теме исследования с последовательным системным изложением и анализом переработанного материала.

Обзорно-критическое- обзор+ критика того, что уже сделано по проблеме и соответствующие выводы.

Теоретическое – содержит теоретические положения автора, направлено на решение поставленной проблемы. В таком исследовании должна прослеживаться логика и непротиворечивость суждений.

Эмпирическое (опытное)- в основе лежат реальные достоверные факты. Не предполагает создания искусственных ситуаций для выявления и сбора необходимых фактов. В таком исследовании просто наблюдается, фиксир, описыв то, что происходит в жизни без вмешательства исследователя. Оно бывает описательное (опытным путем добываеются и описываются новые факты) и объяснительное (сбор, анализ+ объяснение).

Методическое исследование- заключается в разработке, обосновании, проверке на практике по критериям валидности, надежности, точности новой методики.

Экспериментальное исследование- самый сложное трудоемкое. В эксперименте всегда создается искусственная ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируется оцениваются действия этих причин, выявление статистических связей между явлениями.

Этапы научного исследования

Любое научное исследование включает в себя ряд этапов.

1. Постановка научной проблемы

Проблема- это теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения.

Виды научных проблем:

Проблема описания явления

Проблема выявления закономерностей

Проблема объяснений

Проблема предсказания.

Этапы постановки проблемы:

1)обнаружение дефицита инфо

2)осознания потребности устранения этого дефицита

3)описание проблемной ситуации на естественном языке

Проблема должна быть актуальной. Проблема выбирается исходя из предпочтений и интересов.

На этом этапе формулируется тема исследования, она не должна превышать 6-7 слов.

Общая цель- это образ будущего результата, к которому должно привести исследование. Наиболее часто встречаются:

Описание нового факта или явления;

Выявление взаимосвязи психич явлений;

Изучение динамики псих явления;

Обобщение, как выделение наиболее существенных явлений.

Определяется объект- это фрагмент реального мира на который направляется исследовательское усилие.

Существует 2 подхода определения объекта:

1)Объект- конкретные психическое явления

2)Объект-элемент измерения, т.е. те единицы, которые в исследовании подвергаются измерительным процедурам.

Объектом исследования могут быть:

Индивид, диада, группа.

Предмет- это те или иные стороны, св-ва, хар-ки объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Предметом исследования является психика(психич процессы, состояния, св-ва и др). Задачи- цели второго порядка через решение которых достигается конечная цель.

Можно выдвинуть предварительную гипотезу.

2. Теоретический анализ проблемы

Работа с той информацией, которая есть по данной проблеме, далее формирование авторской модели изученного явления, уточнение научной проблемы.

3. Формулировка гипотез исследования

Гипотеза- это научно-обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности. Признаки хорошей гипотезы:

Адекватность проблеме

Правдоподобность

Проверяемость

4. Планирование исследования.

Строится программа исследования, выбираются методы и конкретные методики его реализации.

5. Проведение исследования оп намеченному плану

Осуществляется фиксация результатов

6. Анализ и интерпретация полученных данных.

Первичный анализ данных, их матем обработка, интерпретация, исходная гипотеза проверяется на достоверность, обобщаюися новые факты, формулируются закономерности.

7. Формулирование выводов.

Методология научного поиска

Научный поиск истины или новых знаний имеет свои закономерности, которые следует знать начинающему исследователю. Современное научно-техническое творчество базируется на историческом подходе к изучению объектов познания. Как правило, новые научные результаты появляются на базе накопленных знаний по рассматриваемому вопросу или проблеме предыдущими поколениями исследователœей. Игнорирование этого приводит к ненужным затратам времени и средств, а иногда к повторному открытию ʼʼдавно позабытых истинʼʼ.

Важным условием успешной научной работы является обоснованный выбор задачи, четкость и ясность формулировки путей ее решения. В научной среде принято считать, что правильная формулировка научной задачи является залогом успешного ее решения. Здесь всœе зависит от способностей исследователя и своевременной поддержки его научным руководителœем (научным консультантом), а также их научного предвидения и опыта.

Необходимые условия успешного проведения научного исследования:

1. умение выделить главное, отделив его от второстепенного;

2. знание степени изученности рассматриваемой проблемы;

3. видение того, где пролегает граница между знанием и незнанием.

Любое научное исследование может проводиться по трем основным направлениям:

· для познания новых явлений, открытых в ходе развития соответствующей области человеческого знания;

· для объяснения ранее неизвестных фактов, с которыми сталкивается человек в процессе своей жизни и работы в окружающем мире;

· для раскрытия сущности противоречий старых представлений об известных фактах с новыми данными, опровергающими их традиционное понимание.

Основой проведения научных исследований является попытка отдельных людей (как правило, не отягощенных какими-то догматами) заглянуть дальше, за пределы существующих знаний. Научное предвидение не возникает само собой, оно формируется под воздействием накопления знаний и созревает по мере остроты постановки обществом этих проблем и задач. Глубина предвидения зависит от индивидуальных качеств исследователя, его умственных способностей и увлеченности, ᴛ.ᴇ. желания познать.

Важнейшим этапом проведения научных исследований является обоснованный выбор методов, которые служат инструментом в получении фактического материала. Метод исследования есть не что иное, как путь познания, и выбор правильного пути не только исключит ошибочные выводы, но и обеспечит скорейший успех в познании тех или иных явлений. В познании окружающей действительности исключительно важное значение имеет цепочка понятий метод – методика – методология, в которой каждое последующее образуется из совокупности предыдущих. Совокупность методов, приемов проведения конкретного исследования составляют методику исследования, в свою очередь, их совокупность лежит в базе методологии конкретной науки. Как известно, методология научного познания в целом - это учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности . Научная деятельность сегодня раскрепощена от идеологического диктата догматических норм, характерных недавнему прошлому. В корне методологии научного поиска лежат общепринятые в мировой практике критерии объективности, соответствия истинœе, исторической правде, какой бы она ʼʼгорькойʼʼ ни была, высокие моральные человеческие качества и общечеловеческие ценности. Общая методология научного познания, разрабатываемая философами, ее понятия приемлемы во всœех отраслях науки, хотя в каждой из наук их содержание имеет свою специфику. Эту специфику начинающий исследователь может почерпнуть только изучая труды ведущих в соответствующей области ученых.

Сегодня в научной среде принято выделять следующие общие методы исследований: общелогические методы познания, методы эмпирического исследования и методы теоретического исследования.

Кобщелогическим методам познания относятся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия и моделирование .

Анализ как метод познания представляет мысленное или практическое (материальное) расчленение целостного предмета на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения) и их последующее исследование, реализуемое относительно независимо от целого. Анализ дает возможность выделить существенные и несущественные стороны и связи явления, определить каждое из качеств (свойств) с точки зрения значения и роли в рассматриваемом едином целом, таким образом отделить общее от единичного, крайне важно е от случайного, главное от второстепенного.

Анализ – лишь начало процесса познания, поскольку знание о предмете в целом не является простой суммой знаний об отдельных ее частях. Отдельные части в предмете взаимообусловлены, и пролить свет на эту взаимообусловленность дает противоположный анализу диалектический метод познания – синтез. Присинтезе мысленно или практически соединяют ранее выделœенные элементы (признаки, свойства, отношения) предмета в единое целое с учетом знания, полученного в процессе их исследования относительно независимо от целого.

Методы анализа и синтеза в научном исследовании являются взаимосвязанными. Глубина изучения объектов исследования с их помощью зависит от поставленных задач. В практике принято выделять два направления их использования: прямой (или эмпирический) и возвратный (или элементарно-теоретический). Первый вид применяется на стадии предварительного ознакомления с объектом исследования, а второй - как инструмент для формулирования новых научных положений или обобщения конечных результатов. Очевидно, что в первом случае представление об объекте получается поверхностным, а во втором – глубинным, проникающим в суть явлений и закономерностей. С помощью анализа устанавливаются новые истины, отыскиваются новые идеи, тогда как с помощью синтеза реализуется обоснование этих истин, идей.

На практике выделяют разновидность этого метода - структурно-генетического анализа и синтеза, позволяющего установить причинно-следственные связи между отдельными характеристиками объекта. Он используется при изучении сложных по составу объектов. Суть его состоит в том, что объект исследований расчленяется на отдельные элементы, выделяют главные из них, изучают их и устанавливают связи с другими менее значимыми.

Получение новых знаний, независимо от того, опытным или теоретическим путем оно осуществляется, невозможно без различных типов умозаключений.

Сравнение - умозаключение, суть которого составляет сопоставление предметов по однородным, но существенным для данного рассмотрения признакам. Этот метод наиболее распространен в научных исследованиях. Посредством его можно установить сходство и различие (как в качественном, так и количественном плане) изучаемых объектов, явлений, идей и теорий, выделить их общие и отличительные признаки. Сравнение как метод должно удовлетворять двум основным требованиям. В первую очередь, сравниваться могут только такие явления, между которыми существует объективная общность, а во-вторых, само сравнение должно проводиться по наиболее существенным (а не второстепенным) признакам. При этом информация об объекте должна быть получена двумя путями: как непосредственный результат сравнения либо как результат обработки первичных данных исследований, ᴛ.ᴇ. является вторичной (или производной) информацией.В случае если при этом в результате сравнения выделяются не просто сходные черты, а общие признаки, свойства и отношения предметов, то такой метод есть не что иное, как обобщение .

Нередко при сравнении объектов на базе сходства предметов в определœенных признаках (свойствах, отношениях) делается предположение об их сходстве и в других признаках (свойствах, отношениях), ᴛ.ᴇ. методом аналогии делается умозаключение о наличии у исследуемого предмета неизвестных ранее признаков (свойств, отношений), идентичных с теми, которые зафиксированы у сопоставляемого с ним предмета.

Когда для познания предмета мысленно отвлекаются от одних его признаков, свойств и отношений (являющихся второстепенными, несущественными при изучении данного свойства, явления) и одновременно выделяют для рассмотрения другие, - лишь те из них, которые интересуют исследователя в данном предмете, то речь идет о методе абстрагирования . При этом принято различать процесс абстрагирования и результат абстрагирования, который еще называют абстракцией. Обычно под результатом абстрагирования принято понимать знание о некоторых сторонах объектов (к примеру, в химии абстракцией являются понятия кислота͵ гомологический ряд, валентность). Процесс абстрагирования - это совокупность операций, ведущих к получению результата.

Тесную связь и аналогия и абстрагирование имеют с моделированием - методом исследования, состоящим в воспроизведении определœенных признаков конкретного объекта в специально созданной тождественной или близкой ему модели и изучении последней. Модель замещает исследуемый объект (оригинал). Полученная при ее изучении информация в дальнейшем переносится на оригинал, по аналогии с которым эта модель была создана. Этот метод, часто применяемый в научных исследованиях, позволяет изучить такие объекты, которые затруднительно, а часто и невозможно исследовать в реальных условиях их функционирования. Это, прежде всœего, относится к гуманитарной области, в частности, применяется для изучения каких-то общественных явлений на примере небольших коллективов или социальных групп.

Следует различать идеальные и материальные модели. Идеальными моделями является воспроизводящие посредством символических знаков, графических изображений, схем признаков и свойств изучаемого объекта. Реально существующие модели (макет станка, строительной конструкции) являются материальными.

Логическими методами мышления, движущимися от известного к неизвестному, являются индукция и дедукция. Индукция - метод познания (умозаключение), когда на базе частных посылок делается обобщение(общий вывод, правило, положение), когда на базе эмпирических данных формируются теоретические знания. Этот метод, прокладывая мостик связи теории с экспериментом, является источником новых идей и гипотез. Противоположный ему метод дедукции - это познание (способ рассуждения), состоящие в выведении заключений частного характера из общих посылок. Ценность этого метода велика при научном обосновании положений, недоступных непосредственному восприятию. ʼʼОбобщая накапливаемый эмпирический материал, индукция подготавливает почву для выдвижения предположений о причинœе исследуемых явлений, а дедукция, теоретически обосновывая полученные индуктивным путем выводы, снимает их гипотетический характер и превращает в достоверное знаниеʼʼ

К методам эмпирического исследования относятся: наблюдение, описание, измерение и эксперимент.

В корне наблюдения лежит активный познавательный процесс, опирающийся на органы чувств человека и его целœенаправленную деятельность по изучению объекта исследования, целœенаправленное восприятие явлений, опосредованное рациональным знанием, ориентирующим данный процесс (показывающим, что и как наблюдать). Путем наблюдения формируется совокупность эмпирических (первичных) данных – фактов. Факты - ϶ᴛᴏ фундамент науки, это, по словам И.П. Павлова, ʼʼвоздух ученогоʼʼ. Но, как справедливо указывал Д.И. Менделœеев, ʼʼодни мертвые факты, как и одни свободные умозрения, науки еще не составляютʼʼ. Наука возникает лишь тогда, когда с помощью теоретического мышления, на базе данных практики формируются основные понятия, выдвигаются гипотезы, превращающиеся в ходе практической проверки в теории. Наблюдение должно быть целœенаправленным и планомерным. Чтобы оно могло быть использовано для получения новых знаний, требуется прибегнуть к его описанию - методу исследования, состоящему в фиксации результатов наблюдения средствами естественного или искусственного языка. В частности, для этого используется метод измерения, в базе которого лежит установление количественных характеристик объектов на базе сравнение их по каким-либо сходным свойствам, признакам, отношениям с неким эталоном. Ценность этого метода состоит в том, что он дает точные сведения об объекте исследований. В связи с этим важнейшее требование к этому методу состоит в крайне важно сти обеспечения соответствующей точности измерений, которая определяется, главным образом, точностью измерительных приборов и применяемыми методиками съема опытных данных.

В прикладных исследованиях широко используетсяэксперимент -вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или же воспроизведение каких-то условий их существования в специальных условиях с целью изучения без осложняющих сопутствующих обстоятельств, ᴛ.ᴇ. целœенаправленное воздействие на объект в заданных контролируемых условиях. Обязательным свойством научного эксперимента является его повторяемость. Эксперимент позволяет изучить объект исследования в ʼʼчистом видеʼʼ как единое целое без воздействия каких-то неблагоприятных факторов, в случае если при этом условия реализации эксперимента не вызывают разрушения этого объекта. В науке часто решается задача исследования объектов в экстремальных условиях, чтобы знать пределы возможного существования объекта и особенности его поведения в необычных ситуациях.

Кметодам теоретического исследования относятся: мысленный эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, математическая гипотеза, восхождение от абстрактного к конкретному.

Мысленный эксперимент основан на анализе такой комбинации объектов, которую невозможно реализовать материально. В случае если в таком мысленном эксперименте представления об объекте получают, исключая какое-то условие, крайне важно е для его реального существования, то данный метод представляет идеализацию . Созданные путем мысленного эксперимента объекты либо явления не только не существуют, но и не бывают получены в реальной действительности, и в то же время являются они приближенными прообразами изучаемых объектов или явлений. Составляя в результате идеализации абстрактные схемы реальных явлений, исследователь тем самым проникает в суть самого явления (примером такой идеализации в химии являются типы химической связи – ионная и ковалентная).

В корне формализации лежит представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научной теории, рассуждения и др.) в виде формальной системы, создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками.

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основание кладутся некоторые принимаемые в качестве истинных без специального доказательства положения (аксиомы или постулаты), из которых всœе остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств.

Гипотетико-дедуктивный метод - способ построения научной теории, в базе которого лежит создание системы взаимосвязанных гипотез, из которых путем их дедуктивного развертывания выводятся утверждения, непосредственно сопоставляемые с опытными данными.

Математическая гипотеза - метод исследования, основанный на экстраполяции определœенной математической структуры (системы уравнений, математических формализмов) с изученной области явлений на неизученную.

Восхождение от абстрактного к конкретному - метод исследования, основанный на выявлении исходной абстракции, воспроизводящей основное противоречие изучаемого объекта͵ в процессе теоретического разрешения которого выявляются более конкретные противоречия, ассимилирующие более обширный эмпирический материал, благодаря чему строится конкретно-всœеобщее понятие исследуемого объекта. Согласно этому методу, процесс познания разбивается на два относительно самостоятельных этапа. На первом этапе происходит переход от чувственного конкретного восприятия объекта к его абстрактным определœениям. При этом единый объект расчленяется на составные части и описывается при помощи множества понятий и суждений. Следовательно, он превращается в своего рода совокупность зафиксированных мышлением абстракций в виде односторонних определœений. На втором этапе происходит восхождение от абстрактного к конкретному. Сущность его состоит в движении мысли от абстрактных определœений к конкретному в познании. При этом как бы восстанавливается целостность объекта и он воспринимается во всœей своей многогранности свойств и характеристик. Оба эти этапа теснейшим образом взаимосвязаны между собой.

Приведенная выше классификация методов научного исследования наиболее полно соединяет элементы познавательной деятельности (объект, предмет, задачу, средства, условия, творческие, репродуктивные и рефлексивные познавательные действия, планируемый результат) с методом, придавая тем самым концептуальный смысл его частным характеристикам. Каждый метод интерпретируется, как правило, в более или менее полном единстве присущих ему одному компонентов и характеристик познавательной деятельности. Специфика проблем конкретных наук и отдельных этапов научной деятельности требуют применения специальных методов их решения. По этой причине они являются сами объектом исследований, постоянно совершенствуются по мере накопления знаний в конкретных отраслях науки. В этой связи следует отметить, что они не бывают произвольными, прежде всœего, из-за того, что их особенности определяются исследуемым объектом.

Несомненно, что решение научной проблемы невозможно без применения совокупности методов, причем эта совокупность специфична для каждой конкретной проблемы. В правильном выборе составляющих этой совокупности ученому помогает интуиция - сложное психическое явление, ʼʼнепосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опытеʼʼ , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяет находить творческие решения различных проблем. Современные представления психологии мышления способствуют пониманию существа тех приемов, которые рекомендуются для повышения эффективности и логического, и интуитивного мышления.

Насколько успешно будет решена проблема, определяется интеллектом исследователя. Известно высказывание: ʼʼВсякий умный человек знает, что такое интеллект. Это то, чего нет у другихʼʼ.Оно в шутливой форме отражает отсутствие общепринятого определœенияпонятия ʼʼинтеллектʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обычно используют для обозначения разумных и творческих способностей людей. Действительно, структура интеллектаисследуется психологами свыше ста лет, а дискуссии о содержании этого понятия продолжаются до настоящего времени .

Известный психолог Г.Селье описывает так творчество: ʼʼОбыкновенно вдруг самым неожиданным образом является зерно будущего произведения. В случае если почва благодарная, ᴛ.ᴇ. , в случае если есть расположение к работе, зерно это с непостижимой силой и быстротой пускает корни, показывается из земли, пускает стебелœек, листья, сучья и, наконец, цветы. Я не могу иначе определить творческий процесс, как посредством этого уподобления. Вся трудность состоит в том, чтобы явилось зерно, и чтоб оно попало в благоприятные условия. Все остальное делается само собойʼʼ (цит. по ). Психологи нередко академические успехи индивида определяют качеством интеллекта (к примеру, быстротой выполнения заданий, направленных на мобилизацию памяти, формирование понятий и решение задач, не имеющих отношения к повсœедневному опыту). При этом на практике быстрота далеко не всœегда соотносится с высоким уровнем развития интеллекта. Достаточно сопоставить скорость и достижения детей и взрослых в компьютерных играх. Более того, довольно часто наилучших результатов по сравнению с ʼʼбыстрымиʼʼ коллегами достигают неторопливые люди, тщательно обдумывающие и планирующие свою деятельность. Иначе говоря, результаты интеллектуальной деятельности реально оцениваются не по скорости и затраченным усилиям, а по нетривиальным результатам деятельности.

Методология научного поиска - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методология научного поиска" 2017, 2018.

Наряду с предметом у каждой науки есть также и свой самостоятельный метод. Если предмет отвечает на вопрос, что изучает соответствующая наука, то ее метод представляет собой совокупность приемов, способов, с помощью которых этот предмет исследуется. Методология юридической науки - это учение о том, как, какими путями и способами, с помощью каких философских начал необходимо изучать государственно-правовые явления. Таким образом, методология юридической науки - это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность.

Известны слова английского философа Ф. Бэкона, что метод науки подобен фонарю, который освещает путь науке. Только правильно выработанная методология исследования способна привести к позитивным результатам научного поиска.

Многовековые научные исследования становления и развития государства и права во всем мире породили многочисленные, порой прямо противоположные политико-правовые доктрины и теории, причем они обычно основывались на несовпадающих методах и приемах изучения, и это было одной из причин их различия по содержанию. Государство и право изучалось с несовпадающих и зачастую прямо противоположных философско-методологических позиций - материализма и идеализма, метафизики и диалектики.

Ряд теоретиков связывали государственно-правовые явления с волей бога либо так называемого объективного разума, другие - с психикой людей, их эмоциональными переживаниями, третьи - с духом народа, его обычаями, менталитетом. Были модными и ныне продолжают существовать теории о государстве и праве как согласованной воле народа, как договоре между людьми, о существовании естественных, неотчуждаемых прав личности. Провозглашались и обосновывались также идеи о географическом, естественном факторе как основе создания государства и права, о главенстве национальных, этнических, религиозных характеристик этих социальных феноменов. Наконец, существование государственно-правовой надстройки, закономерности ее развития объясняются экономическими факторами, формами собственности, уровнем развития производства материальных благ, разделением общества на антагонистические массы.

Неодинаково отвечают ученые также на вопросы о познаваемости всех социальных, в том числе политико-правовых явлений. Если одни уверены, что такие явления, будучи созданы человеческой волей и разумом, вполне познаваемы, их сущность и назначение могут быть полностью раскрыты, то философские идеи агностицизма исходят из идей, что человеческий разум неспособен до конца уразуметь сущность этих явлений, отстаивают теории примата веры над разумом, идеалистической "основной идеи" над свободной волей людей.

В отечественной юридической науке за все время существования советского строя господствующим был марксистско-ленинский взгляд на государство и право как единственно правильный. Классовая природа этих социальных феноменов, их принудительный характер, обусловленность экономическими условиями развития общества провозглашались непреложными истинами. Другие теоретические идеи обычно отвергались как идеалистические, не отражающие интересы прогресса, волю людей труда.

Очевидно, что такое положение не способствовало развитию научной мысли, не позволяло максимально использовать достижения различных теоретических направлений, мировой опыт правоведения. Не подлежит сомнению, что каждая серьезная научная работа, любая теоретическая мысль вносят определенный вклад в сокровищницу мировых знаний, способствуют поступательному развитию юридической теории.

Ныне российское правоведение рассматривает марксистские идеи как одно из направлений теоретической мысли, отмечая в ней как позитивные черты, так и существенные недостатки.

Методология науки вообще и правоведения в частности не стоит на месте. По мере развития и углубления теоретических исследований она все время обогащается, совершенствуются ее приемы и методы, вводятся в научный оборот новые категории и понятия, что обеспечивает прирост научного знания, углубление представлений о закономерностях политико-правовой надстройки и перспективах ее совершенствования.

Метод юридической науки в принципе является единым для всех отраслей правоведения. Очевидно, что предмет той или иной отрасли, его особенности накладывают определенный отпечаток на использование теоретических принципов, приемов и способов в каждой из них. Так, очевидно, что приемы и способы исследования, например в истории государства и права, во многом отличаются от приемов и способов, используемых в уголовном праве. Если в истории сравнительному методу уделяется первостепенное значение, то в уголовном праве больше следует применять статистический, конкретно-социологический методы. Точно так же, например, есть своеобразие в теоретических принципах и конкретных приемах исследования, используемых в конституционном и гражданском праве.

Однако в своей основе методология юридической науки принципиально одинакова для всех ее отраслей, в том числе и для теории государства и права, учитывая, что все отрасли правоведения имеют единый предмет изучения - право как самостоятельное общественное явление, закономерности его становления и развития, структура, функциональные и системные связи, а также юридические аспекты государственной жизни общества.

Методы, используемые в юридической науке, многообразны. Обычно они разделяются на три самостоятельные группы. Это философский (общемировоззренческий) метод, а также общенаучные и частнонаучные (специальные) методы.

Будучи обобщающей категорией всех наук, охватывая изучение всех объектов окружающей действительности единой системой понятий, принципов, законов и категорий, философия выступает в качестве мировоззренческой основы познания всех явлений природы и общества. Она представляет собой своеобразный ключ к исследованию, в том числе и государства и права. Только используя такие диалектические категории, как сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, можно правильно и глубоко осмыслить и проанализировать природу многих государственно-правовых явлений Всеобщий философский метод - метод диалектического материализма используется во всех науках, на любых этапах, стадиях научного исследования. Он исходит из основополагающих идей, что мир в целом, в том числе и государство и право, материален, существует вне и независимо от воли и сознания людей, т.е. объективно, что окружающая действительность, закономерности ее развития доступны человеческому познанию, что содержание наших знаний объективно предопределяется существованием реального, независимого от сознания людей окружающего мира. Материалистический подход определяет, что государство и право - не самодовлеющие категории, независимые от окружающего мира, не нечто выдуманное великими мыслителями и правителями, что их сущность объективно предопределяется социально-экономическим строем общества, уровнем его материального и культурного развития.

Сущность диалектического подхода к научному исследованию, обоснованного великим немецким философом Г. Гегелем и развитого дальше К. Марксом и Ф. Энгельсом, применительно к правоведению означает, что государственно-правовая действительность должна изучаться в тесной связи и взаимообусловленности с другими явлениями экономической, политической и духовной жизни общества (идеология, культура, мораль, национальные отношения, религия, менталитет общества и др.), что элементы политико-правовой надстройки не стоят на месте, а все время изменяются, находятся в постоянном движении, что принцип историзма, постоянная динамика развития сущности государства и права, их перехода через постепенное накопление количественных изменений из одного качественного состояния в другое - это необходимые закономерности познавательной деятельности человека.

Диалектика предполагает постоянную борьбу между новым и старым, отживающим и нарождающимся, отрицание отрицания как этапы движения элементов природы и общества (настоящее отвергает определенные элементы прошлого, а зародыши будущего в свою очередь отрицают неоправдавшее себя настоящее), понимание того, что абстрактной истины нет, она всегда конкретна, что истинность выводов науки проверяется практикой, что законом поступательного развития всех элементов окружающей нас действительности, в том числе и государства и права, является единство и борьба противоположностей.

Общенаучные методы - это те, которые используются во всех либо во многих отраслях науки и распространяются на все стороны, разделы соответствующей науки. Среди них обычно выделяются следующие методы: логический, исторический, системно-структурный, сравнительный, методы конкретно-социологических исследований.

Логический метод основан на использовании при изучении государственно-правовых явлений логики - науки о законах и формах мышления. В процессе научного исследования применяются, например, такие логические приемы, как анализ, под которым понимается процесс мысленного разложения целого, в частности государства и права, на составные части, установление характера взаимосвязи между ними, и синтез - воссоединение целого из составных частей, входящих в него и взаимодействующих друг с другом элементов (например, определение системы права, состоящей из отдельных отраслей). В число таких приемов можно отнести также индукцию - получение обобщающего знания на базе познания отдельных (первичных) свойств, аспектов предмета, явления (так путем характеристики отдельных органов государства определяется понятие его механизма) и дедукцию - получение знания в процессе перехода от общих суждений к более частным, конкретным (например, характеристика составных частей правовой нормы на основе умозаключений об общем ее понимании, правонарушений на базе познания понятий преступления и проступка).

Логический метод использует также такие приемы формальной логики, как гипотеза, сравнение, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному и, наоборот, аналогия и др.

Исторический метод сводится к необходимости изучения главных событий истории того или иного государства, правовой системы, этапов их становления и развития, учета менталитета народов, их исторических традиций, особенностей культуры, религии отдельных стран и регионов.

Системно-структурный метод исходит из того, что каждый объект познания, в том числе и в государственно-правовой сфере, будучи единым, целостным, имеет внутреннюю структуру, разделяется на составные элементы, отдельные части, и задача исследователя заключается в том, чтобы определить их число, порядок организации, связи и взаимодействие между ними. Только после этого возможно полно и всесторонне познать объект как целостное образование. Вместе с тем каждый изучаемый объект является составным элементом более общей структуры (суперструктуры) и необходимо изучить его место в суперструктуре, функциональные и конструктивные связи с другими ее элементами. Так, для изучения понятия и сущности права в целом следует первоначально исследовать его составные элементы - отрасли, юридические институты, отдельные нормы. Кроме того, важно определить место права в общей системе нормативного регулирования общественных отношений, взаимоотношение с другими частями этой системы.

Точно так же механизм государства складывается из определенной системы органов, различных по функциональному назначению (законодательные, исполнительные, правоохранительные и др.). В свою очередь, государство входит в качестве составной части в политическую систему общества наряду с партиями, общественными объединениями и другими организациями и выполняет в этой системе свои специфические функции.

Всеми отраслями правоведения, в том числе и теорией государства и права, активно используется также и сравнительный метод, под которым обычно понимается поиск и обнаружение общих особенных и индивидуальных черт в том или ином политико-правовом явлении, сопоставление государственных и юридических систем, их отдельных институтов и иных структурных компонентов (формы правления, политический режим, источники права, основные правовые семьи мира и т.д.) с целью установления сходства и различия между ними. В юридической литературе отдельно говорится об историко-сравнительном методе, который предполагает сравнение различных государственных и правовых институтов на конкретных этапах исторического развития.

Широкое использование сравнительного метода в правоведении послужило основанием для создания особого направления юридических научных исследований во всем мире - правовой компаративистики, которую в силу своего серьезного научного и практического значения некоторые исследователи считают самостоятельной отраслью юридической науки.

Очевидно, что активное использование сравнительного метода не должно превращаться в простое заимствование, механический перенос опыта других стран на политико-правовую действительность России без учета ее социально-экономических, исторических, национальных и культурных особенностей.

Наконец, к числу общенаучных методов следует отнести также и метод конкретно-социологических исследований. С помощью этого метода осуществляется отбор, накопление, обработка и анализ достоверной информации о состоянии законности в стране, эффективности работы законодательных и исполнительных структур власти, практики деятельности судов и иных правоохранительных органов по применению законов.

Этот метод предполагает использование большого числа конкретных приемов исследования. Главные среди них - это анализ письменных в первую очередь официальных документов, информационных обобщений, материалов судебной и прокурорской практики, анкетирование, тестирование, организация интервью, опросов и собеседований, разные способы получения данных об оценке общественной деятельности правоохранительных органов и др. При использовании этого метода активно применяется математическая и компьютерная обработка данных.

Конкретно-социологические исследования нацелены на изучение социальной обусловленности государственно-правовых институтов, эффективности их действия, раскрытие их взаимодействия с другими социальными институтами, определение оптимальных путей совершенствования политико-правового механизма в стране.

С помощью частнонаучных (специальных) методов исследования, свойственных конкретным отраслям научного знания, можно достигнуть определенного углубления познания государственно-правовых явлений. Они обогащают всеобщий и общенаучные методы, конкретизируя их применительно к особенностям изучения политико-юридической действительности. Среди них можно выделить следующие наиболее важные виды:

1) метод социального эксперимента - организация практической проверки действия на конкретной территории либо в ограниченный период времени новых, проектируемых норм, обновленной системы регулирования для определения целесообразности и эффективности предполагаемых мер. Он применялся, например, для проверки действенности создания в стране суда присяжных, введения свободных экономических зон с льготным таможенным и налоговым режимами;

2) статистический метод - системно-количественные способы получения, обработки, анализа и обнародования количественных данных о состоянии и динамике развития тех или иных государственно-правовых явлений.

Среди форм обработки количественных материалов можно отметить массовые статистические наблюдения, методы группировок, средних величин, индексов и другие приемы сводной обработки статистических данных и их анализ.

Статистический анализ особенно эффективен в тех сферах государственно-правовой жизни, которые характеризуются массовидностью, устойчивым характером и повторяемостью (борьба с преступностью, учет общественного мнения о действующем законодательстве и практике его применения, правотворческий процесс и др.). Его цель - установление общих и устойчивых количественных показателей, исключение всего случайного, второстепенного;

3) метод моделирования - исследование государственно-правовых категорий (норм, институтов, функций, процессов) с помощью создания моделей, т.е. идеального воспроизведения в сознании объективно существующих объектов, подлежащих изучению. Он может существовать как самостоятельный метод, а также входить в систему приемов, используемых в процессе конкретных социологических исследований государственно-правовых явлений;

4) математический метод связан с использованием количественно-цифровых характеристик и применяется главным образом в криминалистике, при производстве разного рода судебных и иных правовых экспертиз;

5) ряд теоретиков выделяют в качестве самостоятельного метода так называемый кибернетический. Он сводится в основном к использованию как технических возможностей кибернетики, компьютерной технологии, так и ее понятий - прямая и обратная связь, оптимальность и т.д. Такой метод применяется для разработки автоматизированных систем управления, получения, обработки, хранения и поиска правовой информации, определения эффективности правового регулирования, систематизированного учета нормативных актов и т.д. Как видно, методы научного познания государства и права многообразны и все они в совокупности складываются в цельное системное образование, называемое общим методом юридической науки. Все методы тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и лишь в совокупности, тесном взаимодействии позволяют успешно и эффективно решать теоретические проблемы государства и права.