Владимир Маяковский "Облако в штанах": анализ поэмы. "облако в штанах" анализ поэмы Маяковский облако в штанах 4 часть

Поэма импульсивная и довольно яркая, относится к периоду раннего творчества поэта. Над произведением поэт работал длительное время, и только через 17 месяцев труда автор представил в 1915 году в Петербурге впервые поэму. Посвящены строчки Лиле Брик, и, учитывая нежные чувства поэта к девушке, наполнены своеобразного романтизма.

Главная тема

В основу сюжета положена история персонажа, которого автор отождествляет с собой. Герою 22 года, и в жизни ему пришлось столкнуться с различными сложностями в романтических отношениях. Личная трагедия его заключается в том, что возлюбленная на свидание к нему не приходит, и душу молодого мужчины терзают переживания.

В итоге переживаний поэт подчеркивает, как стареет душой и телом герой, сгорбившись стоит и прислоняется к стеклу, вглядываясь неотрывно в пустоту. Мысли главного персонажа сводятся к размышлениям о том, будет ли в его жизни любовь, или нет.

Однако девушка Мария все же приходит к нему в комнату, и сообщает о том, что планирет выйти замуж за другого. Впрочем, к этому моменту мужчина не может уже испытывать ничего, кроме слепой ненависти, а также злости на несправедливый мир жадных и расчетливых людей.

Структурный анализ

Особенностью произведений Маяковского является его уникальный стиль, для которого характерно сочетание контрастных эмоций и чувств, щедро приправленных грубостью и агрессией с завышенным самомнением. Такими приемами автор привлекает внимание к себе и своим стихам, вызывая этим у читателей ответные эмоции.

Поэма словно бы поделена на две части, и если первая полна сильных душевных страданий, то вторая обращена на социальные проблемы, которые имеются в современном обществе. При этом автор также обращает внимание читателей на тот факт, что "небу" нет никакого дела до того, что происходит на грешной земле среди людей.

По факту присутствует четкое разделение на 4 части. Ритм, что свойственно для произведений Маяковского, местами сбивается, чтобы обращать внимание читателя на самые основные слова и фразы. Размерность строк также различная, а для еще более отчетливого выражения эмоций автором использовались достаточно жесткие, яркие словечки и эпитеты.

В данном случае использована перекрестная рифма, произведение достаточно легко читается и не имеет сложных, излишне вычурных, конструкций из слов. Множество метафор также придают своеобразной красоты поэме, и при этом позволяют дополнительно расставлять акценты. Каждая строка продумана, и автор потратил немало времени на то, чтобы создать идеальную поэму!

Вывод

Для современного общества, несмотря на то, что прошло уже много лет со дня написания этого стихотворения, тема ценностей все так же актуальна. Хотя сегодня женщины уже свободны и вольны делать выбор самостоятельно, все так же множество людей мыслит стремлениями к наживе и богатству, забывая о чувствах. Автор произведением призывает людей быть внимательнее к окружающим, и к эмоциям окружающих в обществе людей.

Замысел поэмы «Облако в штанах» (первоначально название «Тринадцатый апостол») возник у Маяковского в 1914 году. Поэт влюбился в некую Марию Александровну, семнадцатилетнюю красавицу, пленившую его не только внеш-ностью, но и своей интеллектуальной устремленностью ко всему новому, рево-люционному. Но любовь оказалась несчастной. Маяковский воплотил горечь сво-их переживаний в стихах. Полностью поэма была закончена летом 1915 года. По-эт был не только автором, но и ее лирическим героем. Произведение состояло из вступления и четырех частей. Каждая из них имела определенную, так сказать, частную идею.
«Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - «четыре крика четырех частей», - так очень верно и точно опре-делена сущность этих идей самим автором в предисловии ко второму изданию поэмы.
В начале второй главы автор определяет свои позиции:
Славьте меня!
В следующих строках мы улавливаем определенный «нигилизм»:
Я над всем, что сделано,
Ставлю: «nihil» (ничто).
Все отрицается и разрушается, все перестраивается и переделывается на но-вый лад. Отрицание продолжается:
Никогда ничего не хочу читать.
И тут же – познание жизни:
А оказывается –
прежде чем начнет петься,
долго ходят, размозолев от брожения…
Далее автор в гуще толпы:
Улица муку молча перла…
И вновь – возвращение к личной теме, поэт ставит свои жизненные принци-пы.
Во второй главе протест Маяковский выражает открыто, громко и смело. С исключительной ясностью и вдохновением выражена в ней целеустремленность героя, когда он, обращаясь к «уличным тыщам», идущим за поэтами «размокши-ми в плаче и всхлипе», говорит:
Господа!
Остановитесь!
Вы не нищие,
вы не смеете просить подачки!

Нам, здоровенным,
с шагом саженным,
надо не слушать, а рвать их –
их,
присосавшимся бесплатным приложеньем
к каждой двуспальной кровати!
С торжественной проповедью обращался поэт к людям труда, говорил об их величии и могуществе:
Мы
с лицом, как заспанная простыня,
с губами, обвисшими, как люстра,
мы,
каторжане города-лепрозория,
где золото и грязь изъявили проказу, -
мы чище венецианского лазорья,
морями и солнцами омытого сразу.

я знаю,
солнце померкло б, увидев
наших душ золотистые россыпи!
Внимательно прислушиваясь к биению пульса жизни, зная, что выраженные им чувства не сегодня-завтра станут самосознанием миллионов, поэт устами сво-его лирического героя провозгласил:
я,
осмеянный у сегодняшнего племени,
как длинный
скабрезный анекдот,
вижу идущего через горы времени,
которого не видит никто.

в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
А я у вас – его предтеча…
Маяковский осознает себя певцом человечества, угнетенного существую-щим строем, которое поднимается на борьбу. Он называет себя «крикогубым За-ратустрой». Поэт говорит, как пророк, от имени людей, задавленных городом, ка-торгой тупого, бессмысленного труда. Он высмеивает сладеньких, чирикающих поэтов, которые «выкипячивают», «пиликая», рифмы, в то время как корчащейся улице «нечем кричать и разговаривать». Остриями раскаленных строк, как шты-ками, штурмует он весь старый строй жизни.
Громко и проникновенно говорит Маяковский от имени тех, кто держит в своей пятерне «миров природные ремни». Огромная любовь к человеку – в каж-дой строке второй главы. Ни одного спокойно произнесенного, ни одной равно-душной фразы. Стих Маяковского оказался достаточно могучим, чтобы передать перемещение миров, уловить тончайшие движения сердца и глухую тишину Все-ленной.
Вторая глава полная мысли, огня, презрения, боли и предвидения будущего.
Это предвидение поэта на год укорачивает срок ожидания. Ему кажется, что уже в 1916 году грянет революция.
Что касается художественных особенностей второй главы поэмы «Облако в штанах», то они представлены здесь очень широко. Необычностью поэзии Мая-ковского является то, что она очень активна, не воспринимать ее никак просто не-возможно. Можно сказать, что его стихи – стихи митингов, лозунгов. И во второй главе мы находим тому примеры: «Славьте меня!», «Господа! Остановитесь! Вы же не нищие, вы не смеете просить подачки!».
Новаторство Маяковского разнопланово. Он совершенно меняет устояв-шиеся стереотипы в работе над словом, речевыми оборотами. Например, автор берет какое-нибудь слово и «освежает» его первичное значение, создавая на его основе яркую, развернутую метафору. Результатом этого стали такие образы, как «костлявые пролетки», «пухлые такси».
Мир метафор просто поражает своей фантазией и многообразием: «душ россыпи», «глаз обрывается», «душу вытащу, растопчу», «выжег души…». Срав-нения поражают своей образностью: «лицо, как застиранная простыня», «с губа-ми, обвисшими, как люстра», а себя поэт сравнивает со «скабрезным анекдотом».
Вводя неологизмы, Маяковский добивается запоминающейся образной ха-рактеристики явлений и событий: «разморозлив», «выкипячивают», «пешехо-дист».
С лексикой поэт обращается необыкновенно творчески: он «просеивает», «перемешивает» слова, совмещая их в самых контрастных сочетаниях. В поэме мы найдем сочетания «высокого» и «низкого» стилей. «в хорах архангелова хора-ла», «идемте жрать», «Фауст», «гвоздь», «венецианское лазорье», «голодные ор-ды». А подчас встречаются и нарочито грубые, «сниженные» образы: «выхаркну-ла», «сволочь»…
Во второй главе поэмы мы найдем фразы-образы, когда буквально за одной строкой – целый мир, воспроизведенный с удивительной точностью и многопла-новостью. К примеру, это образ города:
топорщась, застрявшие поперек горла,
пухлые taxi и костлявые пролетки..
Ритмический рисунок второй главы своеобразен, очень динамичен. Маяков-ский преобразует и свободно сочетает традиционные стихотворные размеры (ямб, хорей, анапест и т.д.) с характерным для народно-поэтического творчества тони-ческим стихом, создавая гибкую подвижную структуру стиха.
И когда –
все-таки!
выхаркнула давку на площадь,
спихнув наступившую на горло паперть…
Ритмическое разнообразие и вариантность стиха не самоцель, а средство выражения многогранного содержания поэмы.
К особенностям ритмической структуры стиха Маяковского стоит отнести сложное движение ритма, разбивку стихотворной строки, его знаменитую «лесен-ку»:
Слушайте!
Проповедует,
мечась и стеня,
сегодняшнего дня крикогубый Зарастустра.
Известно одно воспоминание товарища Маяковского В. Каменского. Он пи-сал: «Успех поэмы «Облако в штанах» был столь громаден, что с этой минуты он сразу поднялся на высоту гениального мастерства. Даже враги смотрели на эту высоту с трепетом и изумлением». Я считаю, что данное высказывание полно-стью отражает суть этого произведения, ведь Маяковский, проникнутый предчув-ствием грядущей революции, говорил от имени порабощенного человечества.

Первоначальное название поэмы - "Тринадцатый апостол" - было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это - вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили - как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах"» 1 .

Первое издание поэмы (1915) содержало большое количество цензурных купюр. Полностью, без купюр поэма вышла в начале 1918 года в Москве с предисловием В. Маяковского: «"Облако в штанах"... считаю катехизисом сегодняшнего искусства: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию” - четыре крика четырех частей».

Каждая часть поэмы выражает определенную идею. Но саму поэму нельзя строго делить на главы, в которых последовательно выражены четыре крика «Долой!». Поэма вовсе не разграфлена на отсеки со своим «Долой!», а представляет собой целостный, страстный лирический монолог, вызванный трагедией неразделенной любви. Переживания лирического героя захватывают разные сферы жизни, в том числе и те, где господствуют безлюбая любовь, лжеискусство, преступная власть, проповедуется христианское терпение. Движение лирического сюжета поэмы обусловлено исповедью героя, временами достигающей высокого трагизма (первые публикации отрывков из «Облака» имели подзаголовок «трагедия»).

Первая часть поэмы - о трагической неразделенной любви поэта. Она содержит невиданной силы ревность, боль, взбунтовались нервы героя: «как больной с кровати, спрыгнул нерв», затем нервы «скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ноги».

Автор поэмы мучительно спрашивает: «Будет любовь или нет? Какая - большая или крошечная?» Вся глава - это не трактат о любви, а выплеснутые наружу переживания поэта. В главе отражены эмоции лирического героя: «Алло! Кто говорит? Мама? Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца». Любовь лирического героя поэмы отвергли (Это было, было в Одессе; «Приду в четыре», - сказала Мария 2 . / Восемь. / Девять. / Десять... Упал двенадцатый час, / как с плахи голова казненного; Вошла ты, / резкая, как «нате!», / муча перчатки замш, / сказала: «Знаете - / я выхожу замуж»), и это приводит его к отрицанию любви-сладкоголосого песнопения, потому что подлинная любовь трудная, это любовь-страдание.

Его представления о любви вызывающе, полемично откровенны и эпатирующи: «Мария! Поэт сонеты поет Тиане 3 , // а я / весь из мяса, человек весь - // тело твое просто прошу, // как просят христиане - // “Хлеб наш насущный - / даждь нам днесь”». Для лирического героя любовь равнозначна самой жизни. Лирика и грубость здесь внешне противоречат друг другу, но с психологической точки зрения реакция героя объяснима: его грубость - это реакция на отвержение его любви, это защитная реакция.

В. Каменский, спутник Маяковского по поездке в Одессу, писал о Марии, что она была совершенно необыкновенной девушкой, в ней «сочетались высокие качества пленительной внешности и интеллектуальная устремленность ко всему новому, современному, революционному...» «Взволнованный, взметенный вихрем любовных переживаний, после первых свиданий с Марией, - рассказывает В. Каменский, - он влетел к нам в гостиницу этаким праздничным весенним морским ветром и восторженно повторял: “Вот это девушка, вот это девушка!”... Маяковский, еще не знавший любви, впервые изведал это громадное чувство, с которым не мог справиться. Охваченный “пожаром любви”, он вообще не знал, как быть, что предпринять, куда деться».

Неутоленные, трагичные чувства героя не могут сосуществовать с холодным суесловием, с рафинированной, изысканной литературой. Для выражения подлинных и сильных чувств улице не хватает слов: «улица корчится безъязыкая - ей нечем кричать и разговаривать». Поэтому автор отрицает все то, что было прежде создано в сфере искусства:

Я над всем, что сделано, Ставлю «nihil».

Из всех видов искусства Маяковский обращается к поэзии: она слишком оторвалась от реальной жизни и от реального языка, которым говорит улица, народ. Поэт гиперболизирует этот разрыв:

а во рту умерших слов разлагаются трупики.

Для Маяковского важна душа народа, а не его внешний облик («Мы от копоти в оспе. Я знаю - солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи»). Теме поэзии посвящена и третья глава:

А из сигаретного дыма / ликерною рюмкой вытягивалось пропитое лицо Северянина. Как вы смеете называться поэтом И, серенький, чирикать, как перепел. Сегодня / надо / кастетом / кроиться миру в черепе.

Лирический герой заявляет о своем разрыве с предыдущими поэтами, с «чистой поэзией»:

От вас, которые влюбленностью мокли, От которых / в столетие слеза лилась, уйду я, / солнце моноклем вставлю в широко растопыренный глаз.

Еще одно «долой» поэмы - «долой ваш строй», ваших «героев»: «железного Бисмарка», миллиардера Ротшильда и кумира многих поколений - Наполеона. «На цепочке Наполеона поведу, как мопса», - заявляет автор.

Через всю третью главу проходит тема крушения старого мира. В революции Маяковский видит способ покончить с этим ненавистным строем и призывает к революции - к этому кровавому, трагичному и праздничному действу, которое должно выжечь пошлость и серость жизни:

Идите! / Понедельники и вторники окрасим кровью в праздники! Пускай земле под ножами припомнится, кого хотела опошлить! Земле, / обжиревшей, как любовница, которую вылюбил Ротшильд! Чтоб флаги трепались в горячке пальбы, как у каждого порядочного праздника - выше вздымайте, фонарные столбы, окровавленные туши лабазников.

Автор поэмы прозревает грядущее будущее, где не будет безлюбой любви, буржуазной рафинированной поэзии, буржуазного строя и религии терпения. И сам он видит себя «тринадцатым апостолом», «предтечей» и глашатаем нового мира, призывающим к очищению от бесцветной жизни:

Я, обсмеянный у сегодняшнего племени, как длинный скабрезный анекдот, вижу идущего через горы времени, которого не видит никто. Где глаз людей обрывается куцый, главой голодных орд, в терновом венце революций грядет шестнадцатый год. А я у вас - его предтеча!

Герой стремится переплавить свою неутоленную боль, он как бы поднимается на новую высоту в своих личных переживаниях, стремясь уберечь будущее от унижений, выпавших на его долю. И он прозревает, чем закончится его горе и горе многих - «шестнадцатым годом».

Герой проходит в поэме тягостный путь взлетов и падений. Это стало возможным потому, что сердце его полно самых глубоких личных переживаний. В четвертую главу поэмы возвращается безысходная тоска по возлюбленной. «Мария! Мария! Мария!» - надрывно звучит имя рефреном, в нем - «рожденное слово, величием равное Богу». Сбивчивы и бесконечны мольбы, признания - ответа Марии нет. И начинается дерзкий бунт против Всевышнего - «недоучки, крохотного божика». Бунт против несовершенства земных отношений и чувств:

Отчего ты не выдумал, чтоб было без мук целовать, целовать, целовать?!

Лирический герой поэмы - «красивый двадцатидвухлетний». С максимализмом входящего в жизнь молодого человека выражена в поэме мечта о времени, лишенном страданий, о грядущем бытии, где восторжествуют «миллионы огромных чистых любвей». Тема личных, непреодоленных потрясений перерастает в прославление будущего счастья.

Автор разочаровывается в нравственной силе религии. Революция, по Маяковскому, должна принести не только социальное освобождение, но и нравственное очищение. Антирелигиозный пафос поэмы был резко вызывающим, отталкивая одних и привлекая других. Например, М. Горького «поразила в поэме богоборческая струя». «Он цитировал стихи из “Облака в штанах” и говорил, что такого разговора с богом он никогда не читал... и что господу богу от Маяковского здорово влетело» 4 .

Я думал - ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик. Видишь, я нагибаюсь, / из-за голенища достаю сапожный ножик. Крылатые прохвосты! / Жмитесь в раю! Ерошьте перышки в испуганной тряске! Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою отсюда до Аляски! ...Эй, вы! Небо! / Снимите шляпу! Я иду! Глухо. Вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо.

Особенности поэтики Маяковского

Поэме В. Маяковского "Облако в штанах" (как и другим его произведениям) свойственны гиперболизм, оригинальность, планетарность сравнений и метафор. Их чрезмерность порой создает трудности для восприятия. М. Цветаева, например, любившая стихи Маяковского, считала, что «Маяковского долго читать невыносимо от чисто физической растраты. После Маяковского нужно долго и много есть».

На трудность читать и понимать Маяковского обращал внимание еще К.И. Чуковский: «Образы Маяковского удивляют, поражают. Но в искусстве это опасно: для того, чтобы постоянно изумлять читателя, никакого таланта не хватит. В одном стихотворении Маяковского мы читаем, что поэт лижет раскаленную жаровню, в другом, что он глотает горящий булыжник, затем - вынимает у себя из спины позвоночник и играет на нем, как на флейте. Это ошеломляет. Но когда на других страницах он выдергивает у себя живые нервы и мастерит из них сетку для бабочек, когда он делает себе из солнца монокль, мы уже почти перестаем удивляться. А когда он затем наряжает облако в штаны (поэма "Облако в штанах"), спрашивает нас:

Вот, / хотите, / из правого глаза / выну целую цветущую рощу?!

читателю уже все равно: хочешь - вынимай, не хочешь - нет. Читателя уже не проймешь. Он одеревенел» 5 . В своей экстравагантности Маяковский порой однообразен и потому его поэзию немногие любят.

Но ныне, после отшумевших совсем недавно бурных споров о Маяковском, попыток некоторых критиков сбросить самого Маяковского с парохода современности, вряд ли стоит доказывать, что Маяковский - это неповторимый, оригинальный поэт. Это поэт улицы и в то же время тончайший, легко ранимый лирик. В свое время (в 1921 году) К.И. Чуковский написал статью о поэзии А. Ахматовой и В. Маяковского - «тихой» поэзии одного и «громкой» поэзии другого поэта. Совершенно очевидно, что стихи этих поэтов не схожи, даже полярно противоположны. Кому же отдает предпочтение К.И. Чуковский? Критик не только противопоставляет стихи двух поэтов, но и сближает, потому что их объединяет присутствие в них поэзии: «Я, к своему удивлению, одинаково люблю обоих: и Ахматову, и Маяковского, для меня они оба свои. Для меня не существует вопроса: Ахматова или Маяковский? Мне мила и та культурная, тихая, старая Русь, которую воплощает Ахматова, и та плебейская, бурная, площадная, барабанно-бравурная, которую воплощает Маяковский. Для меня эти две стихии не исключают, а дополняют одна другую, они обе необходимы равно» 6 .

Поэма “Облако в штанах” занимает особое место в творчестве Маяковского. Если изучить краткий анализ “Облако в штанах” по плану, становится понятно, почему. Этот разбор можно использовать для проведения урока литературы в 11 классе.

Краткий анализ

История создания – написано произведение в 1914 году, в этот период поэт был влюблен в Марию Денисову, однако чувства его не получили ответа и были воплощены в стихах. Впервые оно было издано в 1915 году.

Тема поэмы – центральной можно назвать тему любви, однако к ней также добавляются тема поэта и толпы, нового искусства, отрицания господствующего строя и, наконец, отрицания Бога.

Композиция – поэма делится начасти, каждая из которых имеет собственную тему, причем если в первой части лирический герой ждет встречи со своей любовью, а после отрицает само это чувство, то в последней он обвиняет Бога в том, что тот не позаботился о человеке, не дал ему счастливой любви. Всего их четыре.

Жанр – поэма-тетраптих.

Стихотворный размер – свободный стих, в котором проявилось новаторство Маяковского как поэта.

Эпитеты – “окровавленный сердца лоскут “, “выжиревший лакей “, “засаленная кушетка “, “размягченный мозг” .

Метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги “.

Гипербола – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы “.

Сравнение – “мужчины, залежанные, как больница “, “женщины, истрепанные, как пословица “.

Оксюморон – “пульс покойника “.

История создания

Владимир Маяковский задумал свою поэму еще до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания ее начинается во время поездки футуристов по России. Знакомство с красавицей, которая отказалась вступать с ним в близкие отношения, глубоко ранило Маяковского и в то же время дало ему большой творческий толчок: поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го. В том же году произведение, уже под названием “Облако в штанах”, было опубликовано Осипом Бриком. Второе издание пришлось на 1916 года, и оба были сильно урезаны цензурой.

Тема

Поэма Маяковского интересна еще и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, она многотемна, причем остальные можно проследить по главам.

Так, в первой главе лирический герой ждет свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но все же готов выслушать слова Марии. Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу. Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен. Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни.

Наконец, в четвертой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога – поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остается с окровавленным сердцем.

Композиция

Произведение состоит из четырех частей. Четырехчастная композиция поэмы позволяет поэту рассмотреть все грани его чувства и высказать свои взгляды на жизнь, которые можно выразить простым лозунгом “Долой!” – и любовь, и современное общество, и самого Бога. Это основной смысл и посыл всего произведения.

Жанр

Жанр этого произведения – поэма. Сам Маяковский говорил, что это “четыре крика из четырех частей” . Он считал “Облако в штанах катехизисом современного искусства – оно действительно новаторское по своей форме и бунтарское по содержанию.

Средства выразительности

Поэзия Маяковского с самого была максимально резкой – он использовал многочисленные средства выразительности, чтобы наиболее ярко донести свою мысль до читателя. “Облако в штанах”, относящееся к дореволюционному периоду его творчества, уже выглядит как манифест. В нем использованы:

  • эпитеты – “ окровавленный сердца лоскут “, “ выжиревший лакей “, “ засаленная кушетка “, “ размягченный мозг” ;
  • метафоры – “ и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги “;
  • гиперболы – “ вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы “;
  • сравнения – “ мужчины, залежанные, как больница “, “ женщины, истрепанные, как пословица “;
  • оксюморон – “ пульс покойника “.

Ритмика стихотворения новаторская – использован модернистский подход, когда за ориентир берется маршевый ритм и биение пульса. Все выразительные средства в нем используются не для красоты слога, а для того, чтобы более точно и емко передать мысль, которую поэт вкладывал в свои строки.

Тест по поэме

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 44.

Владимир Владимирович Маяковский потратил на данную поэму около года и наделил своего героя всеми своими чертами характера. Герой его поэмы лирический, он умеет любить и хочет, чтобы любили его. В самом начале произведения герой ожидает свою любимую девушку, и время так долго тянется, что ему кажется, будто всё над ним издевается. Даже капельки дождя словно танцуют перед ним и корчат рожицы, у него не хватает терпения, так он хочет увидеть любимую.

Когда же долгожданная встреча состоялась, герой этому был не рад. В его груди образовывается дыра, которую он называет пульсом покойника. Его любимая Мария, придя к нему, рассказала ему о том, что вскоре она выходит замуж, тем самым разбивает сердце молодому человеку. Молодой парень говорит о том, что он настолько боится забыть имя девушки, так же как и поэт боится забыть о написании своих произведений. Разочаровавшись в любви окончательно, юноша подается в политику.

И тут закружился вихрь описанных людей высмеивание власти, исторические личности и бездумную толпу, которая следует непонятно за кем и куда. Молодой человек говорит о том, что все эти жалкие и мелкие людишки не способные на любовь и даже представления не имеют что это. Каждый из них путает любовь с похотью и мешает это понятие с грязью. В итоге молодой человек разочаровывается в Боге и перестает верить. Он говорит о том, что Творец не увидел его сердечной раны и не понял разочарования и не смог ему помочь.

Молодой человек не перестает думать о Марии, он словно бьется в агонии и кричит во всеуслышание, что ему так больно и неприятно осознавать, что его бросили. Юноша понимает, что это бесполезно и что все рухнуло, поэтому он хочет, чтобы революция коснулась всего.

Вначале поэма называлась «Тринадцатый апостол», но название пришлось изменить, потому что Маяковский не хотел попасть на каторгу и назвал поэму «Облако в штанах». Где штаны для писателя выступают грубой тканью, так он выражал внешнее спокойствие героя своей поэмы. Когда Мария объявила об их расставании, молодой человек внешне остался невозмутимым. Облако же в названии олицетворяет внутренний мир юноши. Оставаясь невозмутимым внешне, внутри молодой человек сходил с ума, ему было очень горько и плохо. Таким образом, облако это легкое и невесомое что находится внутри человека.

Маяковский хотел написать о том, что внешне сильный и уверенный в себе мужчина, познав такое чувство как любовь, становится легким и невесомым словно облако. На протяжении всей поэмы молодой человек борется сам с собой, то теряя веру в Бога, то нежелание забывать Марию. Маяковский описал человека, который, несмотря на все его внешнее спокойствие, внутри очень сильно переживал.

Анализ стихотворения Облако в штанах Маяковского с цитатами

Изначально поэма имела другое название, «Тринадцать апостолов». Тринадцатым апостолом Маяковский видел себя. Но её не пропустила цензура. И название пришлось поменять. Поэт умудряется совместить несовместимое. Лёгкость, романтизм и бытовые аспекты повседневной жизни.

Он так и пишет, что «будет не мужчина, а облако в штанах». Именно ведь штаны в то время отождествлялись с сильной половиной человечества. Женщины брюки не носили. В поэме тесно переплетаются любовные мучения главного героя вместе с политикой. Под ним поэт подразумевает себя.

А что остаётся делать, если любимая девушка отказала? Надо с головой окунуться в работу или политику. Любовь – это золотая лестница без перил и оттуда можно слететь в любой момент. А падать всегда так больно.

Поэт с жаром обличает государственную машину, людей, стоящий у власти. Он наивно думает, что это даст ему забвение. Но не тут-то было. В отчаянии он обращается к богу. Но и он не может ему помощь. Поэт в сердцах называет его «недоучкой». Любовь не так-то просто вырвать из сердца и ума. Вместе с чувствами рухнул и тот старый мир. Теперь Маяковский готов принять революцию.

Поэма состоит из четырёх частей, которые объединены единым сюжетом и смыслом. Каждая часть – это отдельная тема. Ещё вначале поэт заявляет о том, что он противник любви, искусства, строя и религии. Одна часть – одно отрицание.

Часть первая – «Долой любовь». Любимая девушка его отвергла. Вторая часть – о том, что литература и творческая мысль погибнут в буржуазном обществе. Но лишь революция может их спасти. Третья и четвёртая части – протест строю и религии.

Главного героя, несмотря на отрицание всего и бунтарские замашки, всё-же можно считать нежным, лирическим. Поэт не побоялся во всеуслышание заявить: «Долой ваш строй!» И как его за такие строки не отправили в лагеря или на Колыму? Он считает, что революционный народ, одетый в одинаковые серые шинели, плодит войны и насилие. Смелое заявление!

Главную женскую героиню зовут Мария. Поэт не случайно дал ей это библейское имя. Он намекает на то, что она его отвергла, предала, как Иуда, который предал Христа. Она променяла нищего поэта на богатого мужчину за французское платье. Поэт мог одеть её только в табачный дым. Но разве за это можно осудить женщину? Сейчас многие девушки так и делают. «С милым рай в шалаше, если милый …атташе».

В делах сердечных, как и в делах мирских, увы, но Бог не помощник. Надо верить только в свои силы - основная мысль поэмы. Протест поэта – это реакция на окружающую обстановку. А любовные переживания, возможно, вообще придуманы для запутывания цензоров.

Вариант с цитатами

Свой тетраптих «Облако в штанах» Владимир Владимирович Маяковский написал в начале Первой мировой войны или Великой войны, как именуют ее в Западной Европе. Но что кубофутуристы, лидером которых считал себя Маяковский, что эгофутуристы (Игорь Северянин), что другие представители стихотворной богемы, интересовались ею мало. Их волновали совершенно другие проблемы. Яркая, очень необычная, носящая явно выраженный революционный характер, поэма вышла не под первоначальным названием «Тринадцатый апостол». За это названием Маяковского могли опять посадить в тюрьму, и поэт выбрал ничего никому не говорящее название. Но сама поэма – это крик души поэта, вернее четыре крика. Четыре крика «Долой».

В предисловии он прямо указывает концепцию поэмы. «Долой вашу любовь, искусство, строй, религию!». Именно об этом кричит героя Маяковского. Поэма начинается в лиричных тонах, хотя первый крик героя: «Долой вашу любовь». Мы узнаем о его неразделенных чувствах к Марии, мучениях и поисках ответов на неразрешимые вопросы. Тема любви - ведущая в поэме. Она в той или иной форме присутствует в каждой ее части. «Долой ваше искусство» - вот лозунг второй части поэмы. Автор считает, что искусство душат специально и только революция даст ему новый смысл и беспредельно расширит горизонты (как же он ошибался).

Ожиданием революции в то время жило все мыслящее российское общество. Не выделялся в этом ряду и Маяковский. «Долой ваш строй» - обязательное противопоставление поэтом себя всему «прогнившему» буржуазному обществу. Не обошел поэт и кризис религии, имевший серьезные последствия в начале прошлого века. Богоискательством занимались очень многие, в том числе и Лев Николаевич Толстой. Отрицали бога и божий промысел и революционеры, среди которых много времени провел Маяковский. Поэтому без крика героя: «Долой вашу религию» обойтись было нельзя. Тем более, что любимая девушка не только предает героя, но и фактически «продает» его. Совсем как Иуда Искариот.

В общем, эта поэма произведение уже настоящего Владимира Маяковского. Его напор, голос, ни схожий ни с кем слог. За показным нигилизмом открываются нежные, без всякой корысти чувства. Герой поэмы, как и ее автор делал все по-настоящему, в том числе любил и ненавидел. «Громада-любовь» и «Громада-ненависть» - это от него и про него.

Это стихотворение О.Э. Мандельштама вошло в дебютный сборник под названием «Камень». Впервые было опубликовано в популярном на тот момент издании «Аполлон». Произведение привлекло внимание общественности своей легкой подачей

  • Анализ стихотворения Жизнь Некрасова

    Стихотворение Некрасова «Жизнь» наполнено глубоким философским смыслом. Поэт затронул интересную тему в своём произведение – это вечная борьба добра и зла в душе человека.

  • Анализ стихотворения Рубцова В горнице

    Лирическое произведение Николая Рубцова «В горнице» - это одна из самых известных творческих работ поэта. Представленный стих часто причисляют к русскому народному творчеству, поскольку он наполнен богатыми символичными образами