Особенности онтогенетического развития психики изучает психология. Психология. Предмет психологии как науки, её задачи и методы. Тест для самопроверки. Практическое применение возрастной психологии

Любое психологическое исследование предполагает наличие определенных этапов.

Первый этап - подготовительный. В ходе его различными средствами изучают материал, собирают предварительные сведения, составляют логическую и хронологическую схему исследования, выбирают контингент испытуемых, составляют план математической обработки и описания всего исследования.

Второй этап - собственно эксперимент, проводимый по конкретной методике исследования и состоящий из последовательно включаемых звеньев - экспериментальных серий.

Третий этап - количественная обработка данных исследования, которая предполагает применение различных статистических приемов, позволяющих судить о достоверности получаемых выводов.

Четвертый этап - интерпретация полученных данных, их истолкование на основе психологической теории, окончательное выяснение правильности или ошибочности гипотезы.

Научное решение психологических проблем предполагает умение в каждом конкретном случае применять соответствующую психологическую методику.

Литература

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.:Наука, 1977.

Ломов Б. Ф: Методологические и теоретические проблемы психологии. М.:Наука,1984.

Методы психологических исследований // Курс общей, возрастной и педагогической психологии. М.; Просвещение, 1982.

Тест:Психология. Предмет психологии как науки, её задачи и методы.

1. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает …

а) психология.

б) дифференциальная

в) социальная

г) педагогическая

2. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является…

а) экспериментом

б) контент-анализом

в) наблюдением

г) методом анализа продуктов деятельности

3. Психологические приемы, конструируемые на учебном материале и предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками, известны как тесты …

а) достижений

б) интеллекта

в) личности

г) проективные

4. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется …

а) контент-анализом

б) методом сравнения

в) методом социальных единиц

г) социометрией

5. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством …

д) наблюдения

е) эксперимента

ж) контент-анализа

з) анализа продуктов деятельности

6. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

а) психологии души

б) психологии сознания

в) поведенческой психологии

г) психологии как отражательной деятельности мозга

7. Особенности онтогенетического развития психики изучает … психология.

а) медицинская

б) социальная

в) возрастная

8. Отличительная черта отечественной психологии - использование категории…

а) деятельности

б) бессознательного

в) подкрепления

г) интроспекции

9. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования к …

а) организационным методам

б) эмпирическим методам

в) способам обработки данных

г) интерпретационным методам

10. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом – это …

1. наблюдение

2. эксперимент

Тестирование

4. самонаблюдение

11. Психология как самостоятельная наука оформилась в…

а) 40-х гг. XIX в.

б) 80-х гг. XIX в.

в) 90-х гг. XIX в.

г) начале XX в.

12. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется …

а) контент-анализом

б) анализом продуктов деятельности

в) беседой

г) экспериментом

13. Влияние экспериментатора на результаты эксперимента и их интерпретацию наиболее значительно в исследованиях…

а) психофизиологических

б) «глобальных» индивидуальных процессов (интеллекта, мотивации, принятия решения и т. п.)

в) психологии личности и социальной психологии

г) психогенетических

14. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, её активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как …

а) когнитивная психология

б) бихевиоризм

в) фрейдизм

г) гуманистическая психология

15. Принцип, требующий установления причинно-следственных связей в процессе возникновения психических явлений это принцип …

д) управления

е) развития

ж) детерминизма

з) системности

16. Философской основой гуманистической психологии является..

а) позитивизм

б) экзистенциализм

в) прагматизм

г) рационализм

17. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом …

д) детерминизма

е) развития

ж) перехода количественных изменений в качественные

з) объективности

18. Получение данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это …

а) наблюдение

б) эксперимент

в) тестирование

г) самонаблюдение

19. Признание психологии как самостоятельной науки было связано с …

а) созданием специальных научно-исследовательских учреждений

б) развитием метода интроспекции

в) развитием метода наблюдения

г) выходом трактата Аристотеля «О душе»

Добрый день, дорогие эксперты!
Наша команда специалистов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует, какие существуют особенности онтогенетического развития психики?

В начале хочется отметить, что наука психология многоступенчатая и многоуровневая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора данной темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ, ПСИХИКА.

  1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
  2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
  3. РАЗВИТИЕ – это сложный процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
  4. ПСИХИКА – это такая совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и пр.)

Стоит отметить, что в развитии живых существ наблюдается следующая закономерность: чем выше место, которое данный живой организм занимает на шкале филогенетического развития , тем сложнее его нервная система, но тем больше времени ему требуется для достижения полной психологической и поведенческой зрелости.

Также, человеческий индивид рождается на свет наименее приспособленным к самостоятельной жизни из всех живущих на Земле существ, однако это компенсируется чрезвычайной пластичностью его мозга, способностью к прижизненному формированию функциональных систем. Психическое развитие ребенка зависит от совместного влияния двух факторов:

  1. биологического созревания организма;
  2. взаимодействия со средой.

Стоит дополнить, что неравномерность психического развития приводит к возникновению кризисов развития. В качестве примера можно привести кризис одного года, кризис трех лет или кризис подросткового возраста. Надеюсь, что данный урок прошел для Вас познавательно, информативно, а главное интересно. Полагаю, что вы смогли подчеркнуть для себя что-то полезное. Если же остались какие-то незатронутые вопросы, помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и обосновать наглядно.
Удачи и успехов в творческой деятельности!

Психология развития и возрастная психология: конспект лекций Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 1. Психология развития как отрасль психологии

Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. Психологию развития можно назвать «возрастной психологией», хотя данный термин будет не совсем точным. В возрастной психологии развитие изучается только в связи с определенным хронологическим возрастом. Психология развития изучает не только возрастные этапы человеческого онтогенеза, она также рассматривает различные процессы психического развития вообще. Поэтому правильнее будет считать, что возрастная психология – это один из разделов психологии развития. Практически все исследователи считают, что развитие – это изменение во времени. Психология развития отвечает на вопросы что и как именно изменяется; в качестве предмета психология развития изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим явления и особенности человеческой жизни.

В настоящее время в мире существует множество учебников по детской психологии. Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в. Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX в., были связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания – появились более демократические семьи.

Задача понимания маленького человека стала одной из главных. Желание ребенка понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно. Они пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека. Точкой отсчета для систематических исследований детской психологии служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка» . В ней он описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды В. Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем развития науки XIX в. Он, например, рассматривал психическое развитие ребенка как частный вариант биологического. Однако В. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии. Как правило, возрастная психология изучает закономерности психического развития здорового человека и является отраслью психологических знаний. На этом основании выделяют детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию взрослого человека и геронтопсихологию .

Онтогенез (от греч. on, ontos – «сущее, рождение, происхождение») – процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез – формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение онтогенеза – главная задача детской психологии. С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляют предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность – общение с взрослым). В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность. Общим для отечественных психологов является также понимание формирования психики, сознания, личности в онтогенезе как процессов социальных, осуществляющихся в условиях активного, целенаправленного развития.

Таким образом, в центре изучения и исследования находится человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

Человек выступает как организм, наделенный психикой; индивид (что означает его принадлежность к роду homosapiens ); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, в других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); «я-образ» (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом).

Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении. Объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и в его собственной жизни создали его образы, явно или скрыто существующие в культуре на определенных этапах ее развития.

В социологических, психологических и педагогических представлениях существуют следующие «образы человека» , оказывающие непосредственное влияние на исследование и практическую работу с людьми:

1) «ощущающий человек» – человек как сумма знаний, умений и навыков; человек как «устройство по переработке информации»;

2) «человек-потребитель» , т. е. человек нуждающийся, как система инстинктов и потребностей;

3) «запрограммированный человек» , т. е. в поведенческих науках человек предстает как система реакций, в социальных – как репертуар социальных ролей;

4) «деятельностный человек» – это такой человек, который осуществляет выбор;

5) человек как выразитель смыслов и ценностей .

В педагогике исходят из образа «ощущающего человека», и понятие человека сводится к сумме знаний, его действия расцениваются как продукт прошлого опыта, а процесс воспитания подменяется убеждениями, уговорами, т. е. чисто словесными воздействиями.

В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании происходит процесс «обнищания души при обогащении информацией».

Образ человека как вместилища нужд, инстинктов и влечений утвердился в ряде направлений психологии, прежде всего, под влиянием психоанализа. Многие основоположники направлений (индивидуальная психология А. Адлер , неопсихоанализ Э. Фромм и др.) исходили в своих концепциях из образа «человека нуждающегося», выводя психологические закономерности из исследования динамики реализации и удовлетворения различных потребностей.

Образ «запрограммированного человека» определяет представления о нем в социобиологии , которая изучает развитие человека как развертывание генетических программ в бихевиоризме, рефлексологии и необихевиоризме, социологических и социально-психологических ролевых концепциях человека (поведение рассматривается как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни).

Если трактовка человека в психологии основывается на образе «запрограммированного человека», то воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на которые должны послушно реагировать живые социальные автоматы.

Образ «человека-деятеля» – основа для построения культурно-исторической психологии, системно-деятельностного подхода к пониманию человека, гуманистического психоанализа и экзистенциальной логотерапии. Здесь он понимается как субъект ответственного выбора, порождаемого жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни.

От образов человека в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к нему, так и теоретические схемы анализа его развития. Преобладание образов «ощущающего человека», «нуждающегося человека» и «запрограммированного человека» во многом обусловило реальный факт несовпадения индивида, личности и индивидуальности и обособленное становление биоэнергетической, социогенетической и персоногенетической ориентаций че-ловекознания.

В их обособлении проявляется метафизическая схема детерминации развития человека под влиянием двух факторов – среды и наследственности . В рамках историко-эволюционного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. Социальная среда также представляет собой источник, а не фактор, непосредственно определяющий поведение человека. Будучи условием осуществления деятельности, социальная среда несет те нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Основаниями и движущей силой развития человека выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение в мире людей, приобщение его к культуре.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Общая психология: конспект лекций автора Дмитриева Н Ю

Лекция 2. Методы психологии Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

Лекция № 1. Общая характеристика психологии как науки Известному немецкому психологу XIX в. Герману Эббингаузу принадлежит афоризм: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Эти слова как нельзя лучше отражают суть исторического развития отрасли

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 1. Психология как наука 1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет, задачи и методология социальной психологии Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце xix в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.Некоторые вопросы социальной психологии

Из книги По ту сторону сознания [Методологические проблемы неклассической психологии] автора Асмолов Александр Григорьевич

ЛЕКЦИЯ № 11. Проблематика малой группы в социальной психологии Малая группа – немногочисленная по составу группа, участники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

ЛЕКЦИЯ № 19. Медицинская психология. Способы диагностики и лечения в психологии Медицинская психология – самостоятельный раздел медицинских знаний, включающий психологические проблемы, возникающие у больных людей на всех этапах формирования болезни и в разных

Из книги Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа автора Калшед Дональд

ЛЕКЦИЯ № 21. Взаимодействие психологии с другими социальными науками 1. Социальная психология в правосудии Исследования судебной психологии (психологическое изучение судебных вопросов) свидетельствуют о том, что участники судебного процесса неизбежно оказываются под

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 23. Методы и средства исследований в социальной психологии Развитие социально-психологических исследований в нашей стране в значительной мере было стимулировано потребностями практики.Это наложило отпечаток на становление самой научной

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 2 Психология труда 1. Понятие психологии труда Понятие «труд» рассматривается несколькими научными дисциплинами. Такие, как, например, физиология труда, организационная психология, социология труда, экономика, менеджмент и т. д., рассматривают трудовую

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 4 Практическое применение психологии труда 1. Организационная психология Организационная психология, или психология труда – прикладная наука, где решающее значение имеет практика, работа в «поле». Основными проводниками психологии труда являются психологи,

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 5 Методы и инструменты психологии труда 1. Методы психологии труда Под методом понимается система теоретических и практических действий, моделей исследования определенных проблем и непосредственно сама практическая деятельность психолога. Психология труда

Вопросы психологии развития Если травма обрывает все переходные процессы и, следовательно, разрушает все религиозные переживания, то возникает вопрос, каким образом можно дать этим процессам новое начало. Основной вопрос может быть сформулирован таким образом: «Какой

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Психология как самостоятельная наука оформилась в…
40-х гг. XIX в.
80-х гг. XIX в.
90-х гг. XIX в.
начале XX в.

2. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется …
контент-анализом
анализом продуктов деятельности
беседой
экспериментом

3. Влияние экспериментатора на результаты эксперимента и их интерпретацию наиболее значительно в исследованиях…
психофизиологических
«глобальных» индивидуальных процессов (интеллекта, мотивации, принятия решения и т. п.)
психологии личности и социальной психологии
психогенетических

4. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, её активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как …
когнитивная психология
бихевиоризм
фрейдизм
гуманистическая психология

5. Принцип, требующий установления причинно-следственных связей в процессе возникновения психических явлений это принцип …
управления
развития
детерминизма
системности

6. Философской основой гуманистической психологии является..
позитивизм
экзистенциализм
прагматизм
рационализм

7. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом …
детерминизма
развития
перехода количественных изменений в качественные
объективности

8. Получение данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это …
наблюдение
эксперимент
тестирование
самонаблюдение

9. Признание психологии как самостоятельной науки было связано с …
созданием специальных научно-исследовательских учреждений
развитием метода интроспекции
развитием метода наблюдения
выходом трактата Аристотеля «О душе»

10. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом — это …
наблюдение
эксперимент
тестирование
самонаблюдение

11. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает … психология.
дифференциальная
социальная
педагогическая
общая

12. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является…
экспериментом
контент-анализом
наблюдением
методом анализа продуктов деятельности

13. Психологические приемы, конструируемые на учебном материале и предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками, известны как тесты …
достижений
интеллекта
личности
проективные

14. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется …
контент-анализом
методом сравнения
методом социальных единиц
социометрией

15. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством …
наблюдения
эксперимента
контент-анализа
анализа продуктов деятельности

16. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:
психологии души
психологии сознания
поведенческой психологии
психологии как отражательной деятельности мозга

17. Особенности онтогенетического развития психики изучает … психология.
медицинская
социальная
возрастная
общая

18. Отличительная черта отечественной психологии - использование категории…
деятельности
бессознательного
подкрепления
интроспекции

19. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования к …
организационным методам
эмпирическим методам
способам обработки данных
интерпретационным методам

Описание презентации Детская психология Психология развития изучает: закономерности по слайдам

Психология развития изучает: закономерности формирования психики, исследует механизмы и движущие силы этого процесса, анализирует различные подходы к пониманию природы психики, ее функций и генезиса, исследует различные стороны становления психики, ее изменения в процессе деятельности, общения. познания.

Детская психология — отрасль психологической науки, изучающая факторы и закономерности развития ребенка в онтогенезе. Объект изучения развивающийся, изменяющийся в онтогенезе здоровый ребенок. Предмет — изучение особенностей развития на каждом возрастном этапе, исследование причин и механизмов перехода от одного возрастного периода к другому, изучение общих закономерностей и тенденций темпа и направленности психического развития

Задачи (теоритические) Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на протядении детства. Периодизация психического развития в онтогенезе. Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания(возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов. Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний.

Задачи (практические) Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала ребенка. Создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи взрослым в проблемной ситуации. Разработка содержания возрастной и клинической диагностики. Выполнение функций психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни ребенка. Поиск наиболее оптимальных форм организации непрерывного образования.

Взаимосвязь детской и педагогической психологии заключается в том, что Знание возрастных особенностей ребенка позволяет педагогу грамотно выстраивать образовательный процесс: На основе учета индивидуально-возрастных особенностей ребенка, Определять содержание, формы и методы развития, воспитания и обучения ребенка, Организовывать развивающее пространство, осуществлять мониторинг развития Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение развития детей и семей, Проводить коррекционно-развивающую работу, профилактические мероприятия, повышать психологическую грамотность родителей

Основные понятия детской психологии Рост – количественные соматические изменения Созревание – процесс спонтанно протекающих в организме под влиянием внутренне запрограммированых и внутренне управляемых импульсов роста. Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека А. А. Реан

Формы развития Филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социо-культурной истории человечества в целом. Онтогенез – процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти.

Области развития Психофизическая – включает внешние (рост, вес) и внутренние(кости, мышцы, мозг, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика) изменения тела ребенка. Психоциальная — предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах ребенка, его межличностных отношениях, в Я-концепции и самосознании. Когнитивная – рассматривает все аспекты познавательного развития.

Условия развития Это переменные факторы, без которых развитие невозможно. В зарубежной психологии – наследственность и среда. В рамках культурно-исторической концепции – это морфофизиологические особенности субтрата психических процессов(особенностей мозга, общения с другими людьми). Условия выполняют роль медиатора между индивидом и культурой.

Движущие силы развития это те процессы, в ходе которых появляются все новообразования и происходят наиболее существенные изменения в онтогенезе: это развертывание генетических программ (Ст. Холл, Ш. Бюллер); это конвергенция двух факторов: среды и наследственности(В. Штерн); это обучение (Л. С. Выгосткий); это активность человека в ведущем виде деятельности(А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин); это общение как деятельность любого возраста (М. И. Лисина); это свободное действие (В. П. Зинченко); это надситуативная активность человека (А. В. Петровский).

Факторы развития Наследственность -это не только отдельные признаки, влияющие на поведение (например свойства ВНД) , но также и врожденные программы поведения, которые содержат определенное время запуска и этапов развития. Наследственность создает условия развития Наследственность — это свойство живых организмов воспроизводить свою организацию; способность жить и развиваться в определенных условиях; обеспечивает более эффективное приспособление организма к условиям существования. Наследуются: видовые и частные признаки, цвет глаз, форма ушей, особенности телосложения, особенности деятельности внутренних органов, программы обмена веществ между клеткой и внешней средой, свойства анализаторных систем, особенности строения нервной системы и мозга, психические и соматические заболевания

Факторы развития. Среда. Под средой понимают взаимодействие человека с окружающим миром. Среда является источником развития, т. к. в ней содержится то, чем человек должен овладеть. Среда состоит из 4 концентрических структур (У Бронфенбреннер). Микросистема – структура деятельностей, социальных ролей и межличностных взаимоотношений человека с конкретным окружением (семья). Мезосистема — структура взаимодействия двух или более сред (семья и работа, семья и детский сад, семья и общественные учреждения). Экзосистема – пространство, где происходят значимые события (круг наиболее частого общения). Макросистема_ субкультура, ценности, традиции. Это наиболее влиятельная среда, подчиняющая себе другие внутренние системы.

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского Основные положения: Ребенок при рождении попадает в определенное культурно-историческое пространство(материальные предметы, идеи и ценности) Есть особые предметы – знаки, обладающие двойной (материальной и идеальной) природой. Такими знаками являются слова человеческой речи. Слова вызывают в сознании человека конкретные образы. Слово (знак) не только название предмета, но и средство внутренней психической жизни человека. Человеческое поведение осуществляется посредством знаков, система которых и составляет речь. Речь освобождает человека от влияния наличной ситуации и делает его поведение осознанным.

Выводы из концепции Л. С. Выготского Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов) как у животных), а влиянию общественно-исторических законов. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Условия развития в рамках культурно-исторической парадигмы составляют морфофизиологические особенности мозга и общения – социальная среда. Отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Ее влияние определяется ключевыми переживаниями ребенка.

Когнитивная теория развития Ж. Пиаже. Основные положения: Интеллектуальное развитие ребенка происходит спонтанно в процессе его адаптации к окружающей среде. Уровень интеллектуального развития определяет степень и характер адаптации. Мышление ребенка развивает в ходе решения мыслительных задач. Для решения задачи ребенок использует два механизма: ассимиляцию и аккомодацию. Ассимиляция – стремление изменить новую схему решения и подчинить ее старой, имеющейся в прошлом опыте ребенка Аккомодация – процесс изменения старых схем, выработка новых представлений об объект, встраивание новых схем мышления в имеющийся опыт. При объединении этих механизмов устанавливается равновесие человека с окружающей средой.

Этапы развития мышления по Ж. Пиаже 1 Стадия сенсомоторого мышления (от рождения до 2 лет): 1 подпериод (до 9 месяцев) центрация на собственном теле (упражнение сосотельных рефлексов; первые навыки и первые круговые реакции – повороты сосредоточение взгляда; координация зрения и хватания(вторичные круговые реакции. Потряхивает игрушку, сосредотачивается на звуках). 2 подпериод (9 -24 месяца) объективация практического интеллекта: разделение средств и цели(ребенок случайно совершил действие. Затем его повторяет и закрепляет новую схему действия). разделение схемы действия благодаря третичным круговым реакциям. Появление новых средств для достижения новой цели Ребенок уже специально изменяет действия. Чтобы посмотреть к каким результатам оно приведет. Он активно исследует. начало интериоризации схем: после проб и ошибок ребенок комбинирует действия, приводящие к правильному решению (в одной руке кукла, в другой – мяч. Для отрывания двери, кладет их на пол, выбирает место, чтобы дверь их не задела).

Этапы развития мышления по Ж. Пиаже 2. Стадия дооперационального мышления (2 -7 лет) Развитие символических функций, символической игры, когда один предмет замещается другим, ребенок начинает действовать «по нарошку» ; происходит развитие речи как символической функции, где слово заменяет отсутствующие объекты, события, действия. Но ребенок пока еще не способен рассуждать. В 5 -7 лет появляется интуитивное мышление, опирающееся на восприятие, а затем – на более расчлененное представление, в основе которого лежит рассуждение с опорой на наглядность. Формируется способность строить умозаключения на основе эгоцентризма (т. е. восприятия мира только с одной своей точки зрения, опирающейся на зрительные ощущения). Характерна синкретичность мышления, в котором все признаки объекта или явления рядоположены, не выделяются главные и второстепенные, н вскрываются причина и следствие.

Этапы развития мышления по Ж. Пиаже 3. Стадия конкретных операций (7 -11 лет) 8 -10 лет. Дети способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции, но при наличии конкретных условия задачи. 10 — 11 лет. Ребенок может совершать системные операции (система координат, проективные понятия. Дети могут использовать доказательства. Они могут рассуждать, но с опорой на наглядность.

Этапы развития мышления по Ж. Пиаже 4. Стадия формальных операций. (11 -15 лет) Ребенок способен совершать простые мыслительные операции (классификация, сериация, соотвествие) без какой-либо конкретной опоры. Дети способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции, но при наличии конкретных условия задачи. Способны к гипотетико -дедуктивной логике, формированию научного мышления.

В основе теории Э. Эриксона положены: психологические стадии развития «Я» в ходе ориентирования на отношение к себе и к окружающей среде процессы социализации личности, особенностях его взаимоотношений с обществом «Я и общество» ; стадии жизненного цикла человека определяются задачами, которые общество предъявляет человеку на разных этапах его развития; отношения человека и общества определяются уровнем общей культуры общества его духовной атмосферы.

1 этап: младенческий возраст (0 – 1 год) Задача развития: формирование базового доверия (недоверия) к миру, преодоление чувства разобщенности и одиночества. Нормальная линия: если задачи возраста реализованы: удовлетворены его базовые потребности, он был окружен заботой и вниманием, то формируется отзывчивость и базовое доверие к миру. Отклоняющееся развитие: на основе недоверия к миру развивается, боязливость и подозрительность

2 этап: ранний возраст (1 – 3 года) Задачи развития: развитие самостоятельности или чувства стыда Нормальная линия: формирование самостоятельности(или нерешительности) на основе борьбы между чувством стыда и сильного сомнения в своих действиях за независимость и самостоятельность. В результате развивается автономия и самостоятельность. Отклоняющееся развитие: в противном случае на основе нерешительности развивается чувство стыда.

3 этап: игровой возраст (3 – 7 лет) Задачи развития: развитие активной инициативы и одновременно переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания. Развиваются предприимчивость или чувство вины. Нормальная линия: предприимчивость развивается, если ребенок сам придумывает себе занятия, переживает свою ответственность за свои желания. Отклоняющееся развитие: ч увство вины основано на нерешительности и недостаточно развитого чувства умелости.

4 этап: этап обучения в школе (7 – 10 лет) Задачи развития: формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда. Развивается умелость иди чувство неполноценности Нормальная линия: е сли ребенок на основе интереса овладевает какими-то действиями, развиваются познавательные чувства, самооценка, ручная умелость. Отклоняющееся развитие В противном случае происходит осознание собственной неумелости и бесполезности

5 этап: подростковый период и период ранней юности (11 – 18 лет) Задачи развития: достижение идентичности или путаница ролей. Нормальная линия: 11 -15 лет — период полового созревания и психологической целостности, осознание себя в мире, определение своего места в нем. 16 – 18 лет – период идентификации личности ли путаницы социальных ролей. Отклоняющаяся линия развития проявляется в неуверенности и непонимании своего «Я» . Человек не умеет себя вести в соответствии со своим биологическим полом.

6 этап: ранней зрелости (18 – 30 лет) Задачи развития: достижение близости – одиночества Нормальная линия: п ериод поиска попутчика жизни, установление дружелюбных отношений, достижение интимных отношений на основе уважения партнера, сексуальных потребностей, решимости сохранить отношения пока они опираются на естественные отношения любви. Отклоняющаяся линия: в противном случае возникает чувство одиночества (даже с обществе людей: семьи, коллег, друзей)

7 этап: период зрелого развития (30 -65 лет), период самореализации Задачи развития: решение противоречий между общечеловеческими ценностями и самопоглощенностью в процессе борьбы творческих сил. развития против застоя и косности Нормальная линия: обеспечивает способность интересоваться судьбами людей за пределами своей семьи, будущим устройством мира, в результате развиваются творческие способности. Отклоняющаяся линия: формируется потребительство, которое проявляется в желании человека использовать людей и ситуации только, исключительно, для собственных целей (направленность только «на себя»)

8 этап: период старости (65 лет и далее) Задачи развития: становление окончательной цельности, мудрости. Нормальная линия: сформировано целостное представление о себе, своем жизненном пути, при подведении итогов складывается мнение о том, что не совершены ошибки: по большому счету при повторении жизни, она была бы прожита также. Возраст мудрости. Отклоняющаяся линия: понимание того, что жизнь прожита зря, что не реализованы основные возможности, сожаление о потерянном времени, о зря прожитой жизни, что приводит к отчаянию и разочарованию. Презрению себя

Психосексуальная теория З. Фрейда Основные положения: главный источник человеческого поведения является бессознательное, насыщенное сексуальной энергией; сексуальная энергия появляется у человека, который постоянно стремится к удовольствию; в каждом возрасте имеются группы клеток, раздражение которых доставляет наивысшее удовольствие. Детская сексуальность понимается З. Фрейдом как все, что приносит телесное удовольствие(сосание, поглаживания, освобождение кишечника и т. д.)

Этапы психосексуального развития 1. Оральная стадия (0 -1 год) Эрогенная зона вся внутренняя поверхность ротовой полости: слизистая рта, губ, неба, языка. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствии пищи, палец или какой-либо предмет. В ситуации невозможности получения удовольствия в процессе реализации пищевого рефлекса у ребенка этот очаг остается постоянно возбужденным, что приводит к невротическим реакциям, связанным с мышцами ротовой полости. На этом этапе формируется «ОНО»

Этапы психосексуального развития 2. Анальная стадия (1 -3 года) Эрогенная зона смещается на слизистую оболочку кишечника. Это время формирования опрятности и воспитания культурно-гигиенических навыков. Если имеет место нарушение этих процессов (постоянные ограничения, запреты, насильственные действия), то это может привести к развитию негативных качеств личности: скрытности, агрессивности, жадности. ненасытности или, наоборот, безразличия к своим нуждам, переживаниям других людей, безразличие к их потребностям. Выполнение требований, норм и правил, предъявляемых взрослыми, помогаю ребенку социализироваться и сформировать свое «ЭГО»

Этапы психосексуального развития 3. Фаллическая стадия (3 -5 лет) высшая стадия детской сексуальности, эрогенной зоной становятся гениталии. В этом возрасте детская сексуальность переходит с направленности на себя на привязанность к взрослым людям: у мальчиков – на маму, у девочек – на отца. На этой стадии дети идентифицируют себя, отнеся к людям своего пола. Формируется поведение, свойственное людям, определенного биологического пола. Социум предъявляет лицам мужского и женского пола соотвествующие требования и ожидания. Формируется «СУПЕР ЭГО» .

Этапы психосексуального развития 4. Латентная стадия (5 -12 лет) На этой стадии, как-бы, временно прерывается сексуальное развитие ребенка. Его интересы перемещаются в область информации о собственном рождении. Влечения, исходящие из «ОНО» хорошо контролируются, детские сексуальные переживания вытесняются и интересы ребенка направляются на общение со сверстниками и учебную деятельность.

Этапы психосексуального развития 5. Генитальная стадия (12 -18 лет) В этом возрасте происходит объединение все эрогенных зон в единую сексуальную систему. Человек получает удовольствие в ходе близких интимных отношений, которые составляют один из важных компонентов супружеских отношений, наряду с уважением и решимостью сохранить отношения пока имеются взаимные чувства.

Кто осуществляет Мать, родные, которые обеспечивают выживание ребёнка и удовлетворяют его первичные потребности Актуальная потребность Потребность в доброжелательном внимании взрослого Уровень контакта Личностный: взрослый — это ласковый, доброжелательный человек. Приемы общения Экспресссивно-мимические реакции, улыбка, взгляд, мимика. жест Результат Неспецифическая общая активность. Подготовка к акту хватания.

Кто осуществляет Совместная деятельность со взрослым в ходе предметной деятельности Актуальная потребность Потребность в доброжелательном внимании взрослого, в сотрудничестве с ним Уровень контакта Деловой: взрослый-образец для подражания, эксперт, помощник. Ребенок следит за действиями взрослого, подражает, повторяет действия и слова. Приемы общения Предметно-действенные операции: разговор, показ, подбор игрушек Результат Развитие предметной деятельности. Развитие пассивного словаря, соотнесение предмета со звучащим словом.

Кто осуществляет Совместная деятельность со взрослым и самостоятельная деятельность ребёнка Актуальная потребность Стремление ребенка к общению со взрослым ради получения новой информации Уровень контакта Познавательный: взрослый-источник знания. Партнёр по обсуждению причин и связей. Приемы общения Познавательные вопросы, жалобы, желание обсуждать явления окружающего мира. Диалог: вопросы и ответы по поводу воспринимаемой ситуации. Взрослый отвечает на вопросы ребенка относительно переживаемой ситуации Результат Развитие наглядно-образного мышления и воображения.

Кто осуществляет Общение разворачивается на фоне самостоятельной деятельности ребёнка Актуальная потребность Потребность в сотрудничестве и уважении. Ведущая роль- стремление к взаимопомощи и сотрудничеству Уровень контакта Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями и умениями. Взрослый руководит личным становлением ребенка. Знакомит с правилами взаимоотношений, учит сопереживать Приемы общения Речь Результат Накопление морально-нравственных ценностей. Развитие логического мышления. Готовность к обучению. Система мотивов, произвольность поведения

3 года. Отделяет себя от взрослого. О себе и своих качествах еще не знает (Я построю дом до звезд) 4 года. Слушает мнение других людей. Оценивает других на основе оценок старших. Стремится действовать в соответствии со своим полом. (Я хороший, так сказала мама). 5 лет. Слушает мнение других людей. Стремится оценить других на основе своего отношения к оценкам. (Хороший всегда поступает правильно, а плохой – плохо). 6 лет. Оценка становится меркой норм поведения. Оценивает на основе принятых норм поведения. Лучше оценивает других, чем себя. (Мы с Сашей друзья, но сейчас он ведет себя неправильно) 7 лет. Старается оценивать себя более адекватно. (Сам я не очень хороший товарищ, болтая на занятиях. Не могу сдерживаться)

Фельдштейн Д. Н. Детство – это процесс вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества. Эльконин Д. Б. Детство — это период присвоения богатств родовой культуры, в ходе которого осуществляется развитие человека Слободчиков В. Н. , Исаев Е. Н. Детство это период становления человеческого тела в единстве сенсорных, двигательных, коммуникативных органов. Развития субъективных средств регуляции поведения, формирования личностного способа бытия, отношения к себе и другим людям. Зеньковский В. В. Феномен детства заключается в его самоценности

1. Инфантицидный стиль (с древних времен до 4 века н. э.) Дети не являлись ценнностью для общества. 2 Бросающий стиль (4 – 13 века) Передача детей для воспитания третьим лицам 3. Амбивалентный стиль (14 – 17 века) Строгое воспитания. Детям иногда дозволялось входить в эмоциональную жизнь взрослых. 4. Навязчивый стиль (17 – 18 века) Стремление полностью контролировать ребенка. 5. Социализирующий стиль (с 19 до середины 20 века) Подготовка ребенка к дальнейшей жизни. 6. Помогающий стиль (с середины 20 века) Воспитание ребенка на основе индивидуального подхода.

Самооценка формируется под воздействием похвалы взрослых: оценки достижений ребенка, Под влиянием чувства самостоятельности и успеха у самого ребенка. Ребенок осознает те качества и особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый. Если взрослый равнодушен, то у ребенка развивается негативное отношение к себе, с заниженной самооценкой. Защитная реакция: плач, крики, ярость, задержка умственного и социального развития, дефекты формирования чувств. Самооценка ребенка зависит от его положения в группе сверстников.

Дети, выделяющие свое Я через деятельность, завышают самооценку. Дети, выделяющие свое Я через сферу отношений, имеют заниженную самооценку. Дети с разным социальным статусом в группе сверстников по разному оценивают себя: лидеры чаще имеют адекватную самооценку, непопулярные дети переоценивают себя, отвергнутые – недооценивают.

Дети с адекватной самооценкой 1. Родители уделяют внимание ребенку в необходимой для него мере. 2. Оценивают его поступки и действия положительно, но не выше, чем большинство сверстников. 3. Часто поощряют, но не подарками. 4. Наказывают в виде отказа от общения. 5. Адекватно оценивают физические и умственные способности. 6. Прогнозируют хорошие успехи в школе.

Развитие самооценки ребенка в зависимости от стиля воспитания Дети с завышенной самооценкой 1. Родители уделяют ребенку очень много внимания. 2. Оцивают высоко, считают более развитым, чем большинство сверстников. 3. Очень часто поощряют, особенно часто подарками. 4. Редко наказывают. 5. Очень высоко оценивают умственные способности. Часто публично хвалят. 6. Ожидают отличных успехов в школе.

Дети с заниженной самооценкой 1. Родители уделяют ребенку очень мало времени. 2. Оценивают ниже, чем большинство сверстников. 3. Не поощряют. 4. Часто наказывают, упрекают. 5. Низко оценивают. 6. Не ожидают успехов в школе и в жизни.