Картотека игр на развитие внимания. Игры на развитие внимания дошкольников - Умение сосредоточиться. Как учатся быть внимательным дети после года

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста

"Развитие внимания у дошкольников"

Игра « Какой игрушки не хватает?»

цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: « какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Игра «Что слышно?»

цель: развитие произвольного внимания, устойчивости.

возраст: с 3 лет.

1 вариант: ведущий предлагает детям слушать и запоминать, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2 вариант: по сигналу ведущего, внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.

Игра «Найди такой же».

возраст: с 3 лет

Предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

Игра «Что изменилось?».

возраст: с 3 лет.

Игра «Что изменилось?».

возраст: с 3 лет.

Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить увеличить количество игрушек до 5-7. можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

Игра « Цифры»

цель: развитие слуховой памяти, объема внимания.

возраст: с 4 лет.

Сейчас я покажу тебе ряд цифр. Их надо запомнить в таком же порядке:

2, 3, 5, 7, 3, 5, 7

Повтори цифры. Расскажи, как запоминал. Посмотри, каким образом эти цифры можно сгруппировать.

Игра «Тут что-то не так»

цель: развитие произвольного внимания, критичности мышления.

возраст: с 4 лет

Детям читается текст, их задача найти в нем «нелепицы».

Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку» и рога уже наставила. Я испугался и убежал.

Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла.

Игра « Гимнастика внимания»

цель: развитие произвольного внимания

возраст: 4- 6 лет

раз, два, три, четыре, пять

начинаем мы играть

вы ребята не зевайте

слушайте, что вам скажу

и при этом покажу.

Называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую.

Игра « Самый внимательный»

цель: развитие объема внимания, умения сосредотачиваться.

возраст: с 4 лет

Дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.

Игра «Кто позвал?»

возраст: с 4 лет

Дети сидят или стоят в полукруге. Выбирается водящий, который встает спиной детям. Педагог указывает молча детям на того ребенка, который хочет назвать ведущего по имени. Водящий отгадывает того, кто произнес слово.

Игра «Летает – не летает»

цель: развитие произвольного внимания

возраст: с 4 лет

Ведущий стоя в полукруге детей, по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя любой предмет. Ребенок определяет, может ли этот предмет летать. Если «может» мяч кидается обратно, если нет, тем же способом со словом «летает», если не летает, мяч возвращают ударом об пол со словом «не летает».

Игра «Испорченный телефон»

цель: развитие внимания, слухового восприятия.

возраст: с 4 лет

1 вариант.

Дети садятся в ряд или в круг. Ведущий тихо, на ушко, называет соседу какое-нибудь слово или фразу, тот передает это дальше

Последний из детей называет то, что услышал, после этого слово передает новый ведущий.

2 вариант.

Часть детей выходит из кабинета. Ведущий читает небольшой рассказ оставшимся детям. В кабинет входит первый из игроков, находящихся за дверью и кто-то из присутствующих рассказывает ему услышанное. Затем входит второй ребенок, а предыдущий рассказывает ему все, что запомнил из рассказа. Так продолжается вся игра.

Игра «Зеваки»

цель: развитие активного внимания.

возраст: с 4 лет

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются и делают 4 хлопка, затем поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Выполнивший, неправильно задание, выходит из игры.

Игра «Что нового?»

цель: развитие произвольного внимания

возраст: с 4 лет

Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие–либо детали, создавая картину. В это время когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длиться игра, тем сложнее искать новые детали.

Игра « Ищи безостановочно».

Возраст: с 4 лет.

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета, по сигналу один начинает перечислять, а другие дополнять.

Игра «Гляди, сколько нужно».

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 4 лет

Участвующих в игре ввести в комнату и дать возможность осмотреться. Когда все покинут комнату, спросить, какие 20 различных предметов они в ней видели, какую посуду, одежду и пр.

Упражнение «Счастливые хрюши».

Цель: развитие концентрации внимания, наблюдательности.

Возраст: с 4лет

Задание 1: посмотри на рисунки. Назови как можно быстрее, что отличает одного хрюшу от другого.

Необходимо фиксировать время выполнения задания, количество названных отличий, количество ошибок (повторы, неправильно названные и пропущенные отличия.)

Игра « Ухо – нос».

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться правилам

Возраст: с 4лет.

По команде «ухо» детям предлагается схватиться за ухо, по команде «нос» - за нос.

Игра « Разные животные».

Цель: развитие активного внимания, быстроты реакции

Возраст: с 4 лет.

Ведущий объясняет, что когда он будет хлопать в ладоши, ребенок должен будет принять соответствующую позу:

Один хлопок – поза аиста (стоя на одной ноге, поджав другую)

Два хлопка – поза лягушки (присядь пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу)

Три хлопка – поза коровы (встань на четвереньки и произнести «му-му»).

Игра «Карлики и великаны».

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Возраст:

Детям предлагается по команде «карлики» присесть, по команде «великаны» - встать.

Упражнения

Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности

Возраст: с 5лет.

  1. закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь
  2. закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
  3. не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.

сидя с закрытыми глазами в течение 2-х минут, перечисляй, все звуки, которые ты будешь слышать.

Игра «Тропинка».

Цель: развитие внимания, умения подчиняться правилам.

Возраст: с 4 лет

Дети идут по воображаемой тропинке. Каждый внимательно смотрит куда ступил предыдущий и старается точно следовать по пятам этого учебника. Двигаться надо медленно и тихо. Это упражнение хорошо использовать в конце занятий или при выходе на прогулку.

Игра « Игра с флажками»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Возраст: с 4 лет

Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны прыгнуть, зеленый флажок – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.

Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализатора

Возраст: с 4 лет.

Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля» все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибся считается проигравшим.

Игра «Добавь слово».

Цель: развитее внимания и памяти

Возраст: 4- 6 лет

Первый называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д.

Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаем слов т.е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание.

Игра «Рыба, птица, зверь».

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции.

Возраст: с 4 лет.

Лучше если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь». Тот на ком остановится считалка, должен быстро назвать, в данном случае зверя. При чем названия не должны повторяться. Если ответ правильный ведущий продолжает игру.

Если ответ неверный или названия повторяется (задержка ответа), то ребенок выбывает из пары, оставляя свой ведущему. Игра продолжается до тех пор пока не останется один игрок.

Игра «Запрещенные движения».

Возраст: с 4 лет.

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий сообщает, что они должны повторять все движения, кроме одного. Как только рук ведущего опускаются вниз – все должны поднять руки вверх т.е. сделать наоборот.

Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Игра «Стаканчик».

Цель: развитие устойчивости внимания.

Возраст: с 4 лет.

Ребята сидят в кругу. Педагог передает тарелку, в которой лежит стакан. Тарелку со стаканом нужно передать по круг так, чтобы никто не услышал ни стука, ни звона стакана. В конце упражнения подводится итог, кто тише всех передал. Возможны разные варианты перестановок.

Возраст: с 5 лет

Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово .

Игра «Будь внимателен к словам»

Цель: развитие устойчивости внимания

Возраст: с 5 лет

Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.

Игра «Слово заблудилось»

Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия.

Возраст: с 5 лет

взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы. Дети слушают и подсказывают нужное слово.

На полу из плошки молоко пьет ложка.

На поляне у дубочка собрала кусочки дочка.

Вкусная сварилась Маша . Где большая крошка наша.

На дворе большой мороз, отморозить можно хвост .

Испеки мне утюжок ! – просит бабушку крючок .

Игра «Художник».

Цель: развитие наблюдательности, объема запоминания.

Возраст: с 5 лет.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того кого он будет рисовать, потом отворачивается и дает словесный портрет.

Цель: развитие внимания

Возраст: с 5 лет

Ребята сидят в кругу. Ведущий показывает какие-либо движения, а ребята должны делать наоборот. Если ведущий, сложит ладони в кулак - дети должны разжать ладони. Кто ошибается, становится ведущим.

Игра «Воробушки и великаны».

Цель: развитие внимания, преодоление двигательного автоматизма.

Возраст: с 5лет

Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили», другие «воробушек». Ведущий подает сигнал «автомобиля» - гудок, «воробушки» - летите. По своему сигналу воробушки и автомобили выходят из домиков и бегают. Ведущий следит, чтобы «воробушки» - во время прятались от «автомобилей» в домики, чтобы им не отдавили лапки.

Игра «Детектив»

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Возраст: с 5 лет.

Дети разбиваются по парам встают лицом друг к другу и в течение 10 секунд внимательно изучают внешность друг друга. После этого поворачиваются спиной друг другу и по очереди громко описывают внешность друг друга.

Игра «Найди ошибки».

Цель: развитие устойчивого внимания, критичности познавательной деятельности.

Возраст: с 5 лет.

Заранее нарисуйте картинку, на которой допущено 5- 6 ошибок. Например, на картинке, изображающий детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями и т.п. содержание картинка и допущенные ошибки д.б. понятны малышу, чтобы усложнить игру сделайте ошибки более заметны.

Игра «Найди игрушку».

Цель: развитие внимания, умение узнавать предмет по описанию.

Возраст: с 5 лет.

Взрослый описывает ребенку какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.

Игра- упражнение «Сравни предметы».

Цель: развитие концентрации внимания.

Возраст: с 5 лет

Пред ребенком ставятся 2 игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем чем отличаются друг от друга. Например: мишка и зайчик. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Так же рекомендуем сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки.

Игра « Платочек»

Цель: развитие внимание, быстроты реакции

Возраст: с 5 лет

Дети встают в круг. Водящий ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг. Если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что он проиграл. Если он заметит платочек, от должен догнать водящего и осадить. Если это удается водящий остается прежний. Если нет – водит другой.

Игра «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить».

Цель: развитие произвольного внимания и самоконтроля.

Возраст: с 5 лет.

Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова «да - нет», «черное - белое». Взрослые задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета у доктора халат?». В случае ошибки играющие меняются местами.

Игра «Броуновское движение».

Цель: развитие внимания и самоконтроля

Возраст: с 5 лет.

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисный мячики. Детям сообщатся правила: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать рукой и ногой. Если участники успешно выполняют

Игра «Менялки».

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 5 лет.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются те у кого (светлые волосы, темные глаза). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящим должны занять место (свободное). Кто остался без стула, становится ведущим.

Вариант «Менялки игрушек».

Водящий стоит спиной и считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Задача водящего угадать, кто с кем поменялся игрушками.

Игра «Колпак мой треугольный».

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 5лет

Играющие, сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего произносят по одному слову из фразы.

«Колпак мой треугольный

Треугольный мой колпак

А если не треугольный

То это не мой колпак.

По кругу фразы повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестами

(например: 2 хлопка ладошкой по своей голове)

В следующий раз, уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу, играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами.

Упражнение на развитие объема внимания и наблюдательности.

Возраст: 6-7 лет

Вариант 1. задание 1

Постарайтесь, как можно быстрее назвать, сколько автомобилей изображено.

Сколько колес на этом рисунке.

Вариант 2. задание 1.

Посмотрите на этот рисунок и постарайтесь определить, что на

нем изображено. Картинка показывается на короткое время (не более 30 секунд)

задание 2. сколько летающих тарелок на рисунке.

Игра «Пишущая машинка ».

Цель: развитие внимания

Возраст: с 6лет

Каждому играющему приписывается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух трех слов. По сигналу дети начинают печатать на машинке. Первая буква хлопает в ладоши, затем вторая. Когда слово напечатано, все дети хлопают в ладоши.


В этой статье мы поговорим о развитии у детей такого жизненно важного качества, как внимание. Наверное, не нужно объяснять, что внимание необходимо нам не только для получения новых знаний в школе и институте, но и для выполнения обычных каждодневных действий. Согласитесь, не владеющий в достаточной мере концентрацией и переключением внимания человек просто не сможет, например, перейти дорогу.

Развивать внимание у детей можно и нужно с самого раннего возраста. Делать это рекомендуется с помощью игры и интересных, увлекательных для ребенка упражнений. Играя, дети быстро учатся, так что если вы с ребенком ежедневно будете посвящать немного времени развивающим внимание играм, прогресс не заставит себя долго ждать.

Игры на внимание для детей должны быть разнообразными и направленными на развитие разных свойств внимания: концентрации, устойчивости, избирательности, распределения, переключаемости и произвольности. Мы предлагаем вашему вниманию несколько примеров игр и упражнений для улучшения некоторых свойств внимания.

Подвижные игры на внимание

  1. «Зоопарк» (способствует развитию переключаемости и распределения внимания). Ведущий включает музыку. Пока звучит музыка, дети идут по кругу, будто прогуливаясь по зоопарку. Затем музыка затихает, а ведущий выкрикивает название какого-либо животного. Дети должны «остановиться у клетки» и изобразить это животное. Например, при слове «заяц» - начать прыгать, при слове «зебра» - «бить копытом» и т.д. Игра веселее проходит в группе детей, но в нее можно играть и с одним ребенком.
  2. «Съедобное-несъедобное» (известная игра практически для любого возраста, развивающая концентрацию и переключаемость внимания). Один участник произносит задуманное им слово и бросает мяч другому. Если слово означает съедобный предмет – мяч нужно поймать, если несъедобный – ловить нельзя. Можно играть в эту игру вдвоем и вести счет, а можно играть группой, на выбывание (это усложненный вариант, так как никто не знает заранее, кому будет брошен мяч).
  3. «Овощи-фрукты» (развивает избирательность и переключаемость внимания). Ведущий выкрикивает названия овощей и фруктов, дети-участники должны при слове, означающем овощ, присесть, а при слове, означающем фрукт – подпрыгнуть. Темы называемых предметов могут быть разными (звери-птицы, деревья-кустарники), условные движения – тоже (хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх и т.д.).

Игры на развитие слухового внимания

  1. «Испорченный телефон» - простая и всем известная игра на развитие слухового внимания. Загаданное слово передается шепотом на ухо по кругу, пока не вернется к загадавшему игроку, или по шеренге (тогда последний игрок громко произносит полученное слово).
  2. «Корова с колокольчиком» . Дети становятся в круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре. Дети передают друг другу колокольчик, звоня в него. Затем по команде взрослого: «Колокольчика не слышно!» ребенок, у которого в руках оказался колокольчик, перестает звонить. На вопрос взрослого: «Где корова?» водящий должен рукой указать направление, откуда в последний раз слышал звон.
  3. «Слушаем слова» . Нужно заранее договориться с ребенком (детьми), что водящий (взрослый) будет произносить самые разные слова, среди которых будут встречаться, например, названия животных. Ребенок должен успеть хлопнуть в ладоши, когда услышит эти слова. Можно в процессе игры менять тему заданных слов и движение, которое должен совершить ребенок, а также усложнять игру, сочетая 2 и более тем и, соответственно, движений.
  4. «Нос-пол-потолок» . Ведущий называет в разном порядке слова: нос, пол, потолок и совершает соответствующие движения: дотрагивается пальцем до носа, показывает в потолок и в пол. Дети повторяют движения. Затем ведущий начинает путать детей: продолжает произносить слова, а движения делать то правильно, то неправильно (например, при слове «нос» показывает в потолок и т.д.). Дети должны не сбиться и показывать правильно.

Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания

  1. «Ладошки» . Играющие садятся в ряд или в круг и кладут ладони на колени соседей (правую – на левое колено соседа справа, левую – на правое колено соседа слева). Нужно быстро поднимать и опускать ладошки по порядку (чтобы «пробегала волна»). Не вовремя поднятые ладошки выбывают из игры.
  2. «Снежный ком» . Первый участник произнести слово на заданную тему или без нее. Второй участник должен сначала произнести слово первого игрока, затем – свое. Третий – слова первого и второго игрока и затем свое, и т.д. Ряд слов вырастает, как снежный ком. Упражнение интересней выполнять в группе детей, но можно и вдвоем, добавляя слова по очереди.

Предлагаем подборку простых и интересных игр с детьми дошкольного возраста , которые развивают у детей внимание и память. Данный материал может быть использован воспитателями как в повседневной деятельности, так и при проведении занятий с детьми в детском саду . Некоторые упражнения могут стать отличным дополнением к физкультминуткам. Небольшая подборка подобных игр на развитие внимания и памяти дошкольников публиковалось в данной статье .

Игра «Печатная машинка»

Каждому игроку присваивается 1-2-3 буквы алфавита (в зависимости от количества участников, чтобы все буквы были распределены). Затем придумывается слово или фраза из 2-3 слов. На сигнал ведущего ученики начинают «печатать». Когда слово будет «напечатано», все дружно хлопают.

Игра «Мебель»

Участникам игры предлагают представить себя каким-то предметом интерьера и занять соответствующее место в помещении. Один из игроков - «хозяин» комнаты - знакомится с интерьером. Его можно представить с помощью выразительных поз участников игры. После этого «хозяин» выходит из помещения. Однако, появляется его «сын» - шалунишка и делает перестановку в помещении. «Хозяин» должен все расставить так, как было.

Игра «Какие звуки повторяются?»

Вариант 1. Ведущий зачитывает 4-5 слов, в каждом из которых встречается какой-то один звук. Например: хлеб - халат - хомяк - мех. Дети определяют звук, который повторяется в каждом слове.

Вариант 2. Дается набор слов, в которых повторяются 2 звука.

Упражнение «Слушай аплодисменты»

Дети свободно двигаются по кругу, когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, все принимают соответствующую позу (на 10-20 с).

Количество аплодисментов

1. Поза «аиста» (ребенок стоит на одной ноге)

2. Поза «лягушки» (ребенок приседает)

3. Дети продолжают движение по кругу

Упражнение «В магазине зеркал»

Ведущий: «Представьте себе, что в магазин, где продаются зеркала, вошел мужчина с обезьянкой на плече. Она увидела себя в зеркале, и подумала, что это другие обезьянки и начала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей такие же гримасы».

Выбирается ребенок на роль обезьянки, а все остальные - ее отражение в зеркалах.

Упражнение «Слово на одну букву»

Ведущий предлагает всем придумывать слова на одну букву. Дети по кругу говорят каждый свое слово, не повторяя уже названных. Выигрывает тот, кто последним назовет слово.

Упражнение «Летели дракончики»

Дети стоят в кругу, выставив вперед ладони. Ведущий идет, тихонько поочередно бьет по ладоням, говоря:

«Летели дракончики,

Ели пончики.

Сколько пончиков,

Столько и дракончиков»

На последнее слово тот, к кому прикоснулись последним, говорит произвольное число, после этого ведущий считает ладони к заданному числу, тот на кого выпадает заданное число, должен спрятать за спину руки, которые ведущий пытается схватить.

Упражнение «Буквы алфавита»

Каждому ребенку присваивается буква алфавита. Ведущий называет букву, а ребенок, которому присвоена эта буква, хлопает в ладоши.

Упражнение «Запрещенное движение»

Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения, которые он показывает. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять, тот, кто повторит запрещенное движение, выбывает из игры.

Упражнение «Запретная цифра»

Выбирается определенная цифра (например 4), которую запрещается называть. Дети становятся в круг и по часовой стрелке считают по очереди «1, 2, 3 ...». Когда подходит очередь к четвертому ребенку, он не говорит цифру, а хлопает в ладоши.

Упражнение «Тень»

Из группы выбирают двоих детей, один - «путешественник», второй - «тень», остальные - зрители.

«Странник» идет через поле, а за ним сзади на 2-3 шага - его «тень», которая пытается скопировать движения. Желательно стимулировать «путешественника» для выполнения различных движений: сорвать цветок, посмотреть вдаль, присесть, попрыгать на одной ноге и т.д.

Упражнение «Топ-хлоп»

Ведущий говорит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное - дети хлопают, а если неверное - топают. Например: «Летом всегда падает снег». «Картофель растет в земле». «Ворона - перелетная птица».

Упражнение «Волшебное слово»

Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет детям, что он будет показывать разные движения, а они должны их повторять, только в том случае, когда он скажет слово «пожалуйста». Если ведущий этого слова не скажет, дети движения не повторяют.

Упражнение «Карлики и великаны»

Дети стоят в кругу, а ведущий подает команды: «Карлики» или «Великаны». Дети должны приседать или вставать, услышав соответствующую команду.

Упражнение «Что изменилось?»

Выбирается один ребенок, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то меняет в своей внешности (ведущий может помогать ребенку). Ребенок возвращается, и дети должны найти, что изменилось.

Упражнение «Вычеркни букву А»

За определенное время вычеркнуть, не пропуская ни одной буквы «А» из текста.

Упражнение «Ералаш»

Что такое ералаш? Это беспорядок. К примеру:

Злой кабан сидел на ветке.

Пароход сидел в клетке.

Соловей давал гудок…

Наведите порядок в стихотворении и тогда исчезнет ералаш.

Упражнение «Письмо от Незнайки»

Ведущий говорит, что получил вот такое письмо от Незнайки:

«Вот закончилось лето и наступила золотая осень. С юга вернулись птицы, проснулись звери от зимней спячки. Уже кое-где зеленеет молоденькая травка и дни не такие холодные, как летом».

Вопрос:

Вам понравилось это письмо?

Как следует писать?

Что в письме перепутано?

Упражнение «Кто в группе внимательный»

Ведущий читает отрывок сказки, но с ошибками, называя не те слова. Дети слышат неправильное слово - поднимают красные флажки. Ведущий перестает читать, дети исправляют ошибку, ведущий продолжает читать текст.

Внимание – основное психическое свойство человека. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание – невольная сосредоточенность на объекте или явлении, имеющих для ребенка эмоциональное значение. Интерес – мощнейший фактор концентрации внимания . Если предмет или ситуация неинтересна ребенку, внимание сосредотачивается с помощью волевого усилия. Такое внимание называется произвольным. Высшей формой внимания является наблюдательность – сознательная концентрация внимания на конкретном объекте. на развитие внимания дошкольников формируют подготовку к переходу непроизвольного внимания к произвольному.

Игры на развитие внимания дошкольников — Умение сосредоточиться

«Построй в темноте» (не подходит для детей, !)

На стол положить несколько кубиков. Ребенок запоминает, где лежат кубики, а потом с завязанными глазами пытается построить башню из кубиков. Игра помогает сосредоточиться.

«Лови – не лови!»
Взрослый бросает мяч, ребенок ловит. Договоритесь, что можно ловить мяч, если сказано: «Лови!». Если мяч брошен без слова, его нужно отбить. Усложняя игру, добавляем слово «Не лови!»
Внимание к звукам, словам, речи

«Пройди тихо!»
Водящему завязывают глаза. Другой участник старается незаметно пройти мимо. Если водящий услышал – хлопает в ладоши.

«Кто поет?»
Взрослый постукивает деревянным карандашом (или металлической палочкой) по нескольким предметам на столе. Звук у каждого предмета разный. Ребенок внимательно прислушивается, какой звук издает предмет. Потом отворачивается и пробует угадать, по какому предмету ударяет взрослый.

«Повтори за мной»
Взрослый называет 3-4 слова, ребенок внимательно слушает, а потом повторяет в той же последовательности.

«Сказочники»
Взрослый читает сказку по частям (1-2 предложения), потом задает вопросы по смыслу. Например,
«Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны.» — Что у солдата за спиной? Что у него на боку?

За каждый правильный ответ – фишка. Сколько фишек сегодня, сколько завтра? Эта игра сослужит хорошую службу ребенку в школе.

Внимание к знакам, рисункам, буквам

«Рассмотри картинку»
а) Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого взрослый задает вопросы о крупных объектах, изображенных на картинке: Что нарисовано в центре? Справа? Слева? Какого цвета? Есть ли круглые предметы? и т.д. Постепенно задания можно усложнять, спрашивая о мелких предметах.
б) Рассматривает раскраску. Отворачивается. В это время взрослый закрашивает детали картинки. Ребенок должен показать, где закрасили. По мере раскрашивания, угадывать становится сложнее, так как чистой картинки остается меньше.

«Зачеркни фигурку»
Наберите на компьютере (или нарисуйте) крупным шрифтом несколько рядов букв, цифр, фигур. Например:

Предложите ребенку зачеркнуть только круги. Потом можно предлагать зачеркивать знакомые буквы или цифры.

«Запомни и расставь точки»
Заготовьте квадратики на листе в клеточку. На одном из них проставьте точки. Предложите ребенку запомнить расстановку точек и повторить ее в пустом квадратике. Постепенно можно увеличивать число точек и число клеточек в квадрате.

Внимание к движениям

«Обезьянка»
Будем по очереди показывать разные движения и повторять друг за другом.

«Лесенка»
И.П. – стоя, руки вдоль туловища, ноги вместе.
Наши руки поднимаются по лесенке: на пояс, к плечам, над головой. Потом спускаются. Руки сначала двигаются вместе, потом по одной (догоняют друг друга). Взрослый показывает образец, ребенок повторяет. Взрослый меняет темп: быстро-медленно. Задача ребенка – внимательно следить за руками взрослого и воспроизводить движения в таком же порядке.

«Хлопай-топай»
Условие: если взрослый поднимает руки вверх – ребенок хлопает; если руки в стороны – топает; руки вниз – замирает.

На прогулке

Во время или отдыха на природе тоже можно организовать игры на развитие внимания дошкольников.

«Найди игрушку»
Взрослый прячет игрушку на детской площадке (на полянке), ребенок ищет. Потом меняются ролями.

«Разведчики»
Будем наблюдать за природой или местностью вокруг нас. Кто больше найдет: а) все зеленое; б) все круглое; в) все мягкое и т.д.

Игры на развитие внимания.

Игра «Хлопни в ладоши».

Цель. Развивать устойчивость и переключение внимания.

Ребенку предлагается хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например, животное. После этого взрослый произносит ряд разных слов. В другой раз приседать, когда услышит слово, обозначающее растение.
Затем объединить первое и второе задание, т.е. ребенок приседает, когда слышит название растения, и хлопает к ладоши при произнесении слов, обозначающих животных. Желательно проводить игру с группой детей.

Игра «Пуговицы».

Цель. Способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6 клеток. Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть (20-30сек.) и запомнить, где какая пуговица лежит. После первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях "вверх", "вниз", "влево", "вправо". Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится интересней и сложней.

Игра «Найди нужный цвет»

Материалы: 30-40 разноцветных геометрических фигур.

По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры, вырезанные из картона. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета.

Игра «Слушай хлопок!»

Цель. Развивать активное внимание.

Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки – в стороны), на два хлопка – позу «лягушки» (присесть на корточки), на три хлопка – возобновить ходьбу.

Игра «Лови – не лови»

Правила этой игры похожи как в игре «Съедобное – несъедобное». Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры. Например, сейчас вы договариваетесь с ребенком, что если слово, относится к растениям, то он ловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч. Аналогично можно играть в такие варианты, как «Рыба – не рыба», «Мебель – не мебель», «Транспорт – не транспорт», «Летает – не летает» и другие.

Игра "Будь внимателен!"

Цель. Развивать активное внимание; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Дети маршируют под музыку по кругу. Затем ведущий произносит слово, и дети должны начать выполнять определенное действие:

"Зайчик!" Дети прыгают, имитируя движение зайца

"Лошадки!" Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.

«Раки!" Дети пятятся, как раки спиной.

"Птицы!" Дети бегают, раскинув руки в стороны.

"Аист!" Стоят на одной ноге.

"Лягушка!" Присесть и скакать в присядку.

"Собачки!" Дети сгибают руки (имитация движения "собака служит") и лают.
"Курочки!" Дети ходят, "ищут зерна" на полу и произносят "ко-ко-ко".

Игра "Зеваки".

Цель игры. Развитие волевого (произвольного) внимания.

Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего ("Стоп!") останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону.

Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра может закончится, когда 2-3 детей остаются в игре.

Игра «Сорока-белобока»

Цель. Развивать концентрацию внимания.

Материал: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат. Затем ребенок отворачивается. В это время убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Успей дотронуться».

Цель. Развивать переключение внимания, речь.

Предложить ребенку, пока идет счет до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т.д.» Можно усложнить игру, увеличив количество объектов:» Дотронуться до двух круглых предметов».

Игра «Муха»

Цель. Развивать устойчивость, распределение, и переключение внимания.

Материал. Игровое поле, расчерченное на 9 или 16 клеток и кусочек пластилина.
Предложить ребенку помочь «мухе» (пластилин) добраться до другого края поля, предупредив. Что «муха» летает только зигзагами. Взрослый обозначает путь «мухи»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен проделать этот путь «мухой» по игровому полю. Исходное положение – центральная клетка игрового поля.

С освоением правил в игру могут играть два ребенка. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещением «мухи», не допустить ее вылета за пределы игрового поля. Если кто-то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

Игра «Обезьянки».

Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - повторяет все движения первого.

Игра " Четыре стихии".

По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками.

"Земля" Дети опускают руки вниз.

"Вода" Дети вытягивают руки вперед

"Воздух" Дети поднимают руки вверх

"Огонь" Дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах

Игра «Я беру с собой в чемодан….»

Взрослый начинает игру: "Я еду в отпуск и пакую чемодан. Я возьму с собой зубную щётку!"

Ребенок продолжает: "Я возьму с собой зубную щётку и зубную пасту."

Взрослый: "Я возьму с собой зубную щётку, зубную пасту и красную футболку"

Ребенок:":"Я возьму с собой зубную щётку, зубную пасту, красную футболку и синий карандаш"

Потом взрослый всё это повторяет и добавляет ещё одну вещь. И так до тех пор, пока кто-то не собьётся и перепутает или порядок, или цвет вещей.

Игра «Верно - Неверно»

Цель: Развитие слухового внимания

Взрослый произносит разные фразы- верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают.

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают ).

Лед – это замерзшая вода. (Дети хлопают ).

Шерсть у зайца рыжего цвета. (Дети топают ).

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают ). И т.п.

Игра «Самые внимательные»

Цель: Развитие слухового внимания

Дети сидят по кругу и выполняют движения в соотвествии со словами: «Вода» – руки в стороны; «Земля» – руки вниз; «Огонь» – закрыть руками глаза; «Воздух» – поднять руки вверх.

Игра «Что звучало?»

Цель: Развитие слухового внимания

Детям демонстрируются звучание разных музыкальных инструментов. Затем эти музыкальные инструменты звучат за ширмой, а дошкольники называют, что звучало.

Игра «Повтори за мной»

Цель: Развитие слухового внимания

Дошкольникам предлагается воспроизвести по образцу, задаваемому воспитателем, ритмичные удары палочкой по столу.

Игра «У кого колокольчик?»

Цель: Развитие слухового внимания

Дети ходят по кругу звоня в колокольчик, который передают друг другу. Ребёнок с завязанными глазами стоит в центре круга и внимательно слушает от куда доносится звон колокольчика. Когда взрослый произносит фразу: «Колокольчика не слышно», ребёнок, стоящий в центре круга, должен указать рукой в ту сторону, откуда ему последний раз слышался звон.

Игра «Слова»

Цель: Развитие слухового внимания

Педагог чётко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности. Например: собака, курица, корова, утка, поросёнок, цыплёнок и т.п.

Игра «Что в коробке?»

Цель: Развитие слухового внимания

Детям демонстрируются звучание в спичечных коробках: песка, земли, проса, гороха, камешков. После чего взрослый мешает коробочки и предлагает детям за звучанием определить, что находится в коробке.

Игра «Расскажи как было»

Цель: Развитие слухового внимания

Детям предлагается рассмотреть сложную сюжетную картинку и запомнить все детали рассказа взрослого о приключении её героев. Затем педагог задаёт вопросы по этой картинке, а дети отвечают на них вспоминая рассказ.

Игра «Кто это?»

Цель: Развитие слухового внимания

Взрослый читает интересные загадки в стишках, дошкольники должны назвать про что или кого идёт речь.

Игра «Кукла ходит по лесенке».

Цель: Развитие слухового внимания

В руках у детей куклы, а у педагога металлофон. Когда звучат низкие ноты – кукла идёт вниз, а когда высокие ноты – Кукла идёт вверх.

Игра «Наседка и цыплята».

Цель: Развитие слухового внимания

В руках у педагога наседка – курочка, а у детей – цыплята. Сначала курочка клюёт зёрнышки, а цыплята слушают. А затем цыплятки. Они должны клюнуть столько раз, сколько курочка. Можно повторять медленный темп и быстрый, громко и тихо, в определённом темпе.

Игра «Найди игрушку».

Цель: Развитие слухового внимания

Педагог одному ребёнку завязывает глаза. Одному из детей даёт игрушку. Ребёнок называет детей. Если далеко, дети хлопают тихо, а если близко – громко.

Игра «Где звук?».

Цель: Развитие слухового внимания

Дети закрывают глаза. Педагог играет на металлофоне, располагая его в различных направлениях – вверху, внизу, справа, слева. Дети отгадывают направление звука.

Игра «Посмотри на мишку».

Цель: Развитие слухового внимания

Педагог с мишкой в руках ходит по всей комнате. У мишки труба, а у детей завязаны глаза. Посмотри на мишку – повернуть голову в ту сторону, откуда звучит мишкина труба.

Игра «Какой инструмент звучит?».

Цель: Развитие слухового внимания

Педагог знакомит детей со звучанием музыкальных инструментов. Дети садятся спиной. Звучит инструмент. Дети называют инструмент.

Игра «Флажки».

Цель: Развитие слухового внимания

Педагог раздаёт флажки, играет на металлофоне. Если металлофон звучит громко, поднять флажки и махать, если тихо – руки лежат на коленях.

«Игра с пальчиками».

Цель: Развитие слухового внимания

Педагог играет (хлопает в ладоши) быстро и медленно. Дети при быстром темпе крутят пальцами быстро, при медленном – медленно. (Хлопать, стучать кулачком о кулачёк, ладонью о стол, ребром ладони, «бежать» пальчиками).

Игра «Ракеты летят на луну».

Цель: Развитие слухового внимания

Педагог помещает в различном направлении звучащий предмет – ракету. Космонавт по радио передаёт сигнал. Дети с завязанными глазами должны направить находящиеся у них в руках ракеты в направлении звучащей игрушки.

Игра «Дождик».

Цель: Развитие слухового внимания

Педагог играет на металлофоне, издавая громкие и тихие звуки. Если звучит тихая музыка – дети гуляют, средней громкости – раскрыть зонтик, громкая – бежать в домик.

Игра «Скажи, что ты слышишь».

Цель: Развитие слухового внимания

Педагог просит детей закрыть глаза. Внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны отвечать полным ответом.

Цель: Развитие слухового внимания

Водящему завязывают глаза. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое, издавая какие – либо звуки. Водящий должен поймать одного из бегающих детей. Когда кто–то пойман ребёнок должен подать голос, а водящий отгадывает, кого он поймал.

Игра «Солнце и дождь».

Цель: Развитие слухового внимания

Педагог тихо стучит в бубен – солнце, дети гуляют. Громко – дождик, дети убегают в домик.

Цель: Развитие слухового внимания

Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребёнок с мишкой. Логопед предлагает кому- нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Тот кого узнали, становится водящим.

Игра «Кто это».

Цель: Развитие слухового внимания

Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребёнок вытягивает одну картинку так, чтобы другие её не видели. Он подражает крику животного и его

движениям, а остальные дети должны угадать.

Игра «Узнай по звуку».

Цель: Развитие слухового внимания

Играющие, садятся спиной к ведущему. Он производит различные шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку, и не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Игра «Улавливай шепот».

Цель: Развитие слухового внимания

Все дети сидят по кругу. Педагог голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто должен выполнить. Если ребёнок не расслышал своё имя, педагог вызывает другого ребёнка.

Игра «Часовой».

Цель: Развитие слухового внимания

Комната делится на две части. С одной стороны становится ребёнок с завязанными глазами – часовой. Все дети с одной стороны должны тихонько перейти на другую сторону. Если часовой услышит шорох, он кричит: «Стой!». Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный - выходит из игры.

Игра «Где постучали».

Цель: Развитие слухового внимания

Все дети сидят на стульчиках по кругу. В середину выходит ребёнок и закрывает глаза. Педагог обходит весь круг за спинам детей и кому-то из них даёт палочку. Ребёнок стучит ею об стул и прячет её за спину. Дети кричат: «Пора!». Водящий ищет палочку, если находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идёт водить. А если не находит, продолжает водить.

Игра «Горшочек».

Цель: Развитие слухового внимания

Дети садятся по кругу на полу и перекатывают мяч. Если ребёнок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребёнок может трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч. Кто ошибается и дотронется до мяча, получает штрафное очко.

Игра «Жмурки с погремушкой».

Цель: Развитие слухового внимания

Водящему завязывают глаза. У детей погремушки или колокольчики. Они убегают от водящего. Водящий ловит детей, ориентируясь на звук. Ребёнок, которого поймали, становится

водящим.

Игра «Угадай, кто это».

Цель: Развитие слухового внимания

Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идёт в любом направлении, пока не натолкнётся на одного из детей, который должен подать голос заранее установленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу- мяу» и тп. Водящий должен угадать, кто из детей кричал.

Игра «Лягушка».

Цель: Развитие слухового внимания

Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара, закричала…

Тот на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».

Игра «Ветер и птицы».

Цель: Развитие слухового внимания

Дети делятся на две группы: птички, ветер. При громком звучании музыкальной игрушки будет дуть ветер: «дети-ветер» свободно, но не шумно должны бегать по группе, а другая группа - «птички»: прячутся в свои гнёзда. Ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнёзд и порхать.

Игра «Найди игрушку».

Цель: Развитие слухового внимания

Дети сидят на стульчиках. Водящий закрывает глаза. Педагог прячет куклу. По сигналу водящий открывает глаза, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала.

Вова, Вова поищи.

Как найдёшь её, то смело

С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется - хлопки стихают.

Игра «Играет – не летает».

Цель: Развитие слухового внимания

Дети сидят, руки лежат на коленях. Педагог называет предметы и спрашивает: «Летает, не летает?», при этом поднимает руки независимо от того какой это предмет. Если называется предмет который летает – дети должны поднять руку. Если называются предметы, которые не летают – руки поднимать не следует.

Игра «Найди ошибку».

Цель: Развитие слухового внимания

Педагог показывает игрушку или картинку с изображением животного и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые может совершать это животное.

Цель: Развитие слухового внимания

Играющие сидят. Я один из них становится в круг и закрывает глаза. Педагог не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто позвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто позвал его по имени. Педагог предлагает детям разбежаться по комнате. По сигналу «Бегите в круг» дети становятся в круг. Один ребёнок остаётся в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:

Мы немного порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Игра «Угадай, где стучит дятел».

Цель: Развитие слухового внимания

Педагог имитирует стук дятла, то тихо, то громко. Дети должны узнать, где стучит дятел – близко или далеко.

Игра «Слушай внимательно».

Цель: Развитие слухового внимания

Педагог ударяет в бубен или хлопает в ладоши. Дети должны присесть столько раз, сколько раз услышали удары в бубен.

Игра «Повтори».

Цель: Развитие слухового внимания

Педагог отхлопывает в ладоши несложный ритм, дети должны его воспроизвести (в ладоши, на бубне или барабане).

Игра «Командир».

Цель: Развитие слухового внимания

Педагог даёт детям различные команды и сопровождает их различными действиями: руки вверх, руки вниз, присесть, встать, руки в стороны, руки опустить и т.п. Если команда сопровождается обращением «командиры», дети выполняют приказ, если нет обращения «командира», дети не выполняют действия. Тот, кто нарушает условия игры, выбывает из игры.

Игра «Что нужно?».

Цель: Развитие слухового внимания

Педагог объясняет детям, что будем играть в игру «Что сажаем в огород?». Педагог называет различные предметы, дети внимательно слушают. Если называется предмет, что сажают огород, дети говорят: «да», если же предмет не тот дети говорят: «нет». Кто ошибается, тот проигрывает.

Игра «Слушаем слова»

Цель: Развитие слухового внимания
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. Игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши. Чтобы игра не надоедала, её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель. Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное.

Игра «На стол! Под стол! Стучать!»

Цель: Развитие слухового внимания

Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять ваши команды. Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребёнка. Для этого сначала говорите команду, и сами её правильно выполняйте, ребенок будет повторять всё за вами. Затем начинаете путать ребёнка – говорить одну команду, а делать что-то другое.
Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет руки, повторяя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок за повторяет. «На стол!» – руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен делать то, что вы говорите, а не то, что выполняете.

Игра «Нос - пол - потолок»

Цель: Развитие слухового внимания
Договоритесь с детьми, что когда вы скажете слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же должны всегда показывать в правильном направлении.

Игра «Собираем урожай»

Цель: Развитие слухового внимания
Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных фруктов и овощей - оранжевые морковки, красные помидоры, зелёные огурцы, синие баклажаны, жёлтые яблоки.
Разбросайте по полу разноцветные фигурки из картона и попросите ребенка собрать какой-то один овощ или фрукт. Чтобы было интереснее собирать урожай, можно выдать корзиночки.

Примечание: игры этой серии способствуют развитию концентрации, избирательности и распределению внимания. Эти игры хорошо использовать для сценариев детских праздников.

Игра «Лови - не лови»

Цель: Развитие слухового внимания
Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например: «Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить.
Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите «Лови» несколько раз подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру, добавляя слово «Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры, отбивать мяч он может только во время молчания.

Игра «Сделай правильно»

Цель: Развитие слухового внимания
Для игры понадобится бубен и платочки. Количество платочков должно быть равным количеству детей, участвующих в игре.
Раздайте детям платочки и объясните, что когда вы громко зазвените в бубен, они должны поднять платочки и помахать ими, а если вы будете звенеть тихо, пусть дети опустят платочки вниз. Продемонстрируйте, что значит громко звенеть, и как звенит тихо. Во время игры чередуйте громкое и тихое звучание не более трёх - четырех раз.


Игра «Послушай и сделай как я»

Цель: Развитие слухового внимания
Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями - малыш простукивает ритм, а вы повторяете.
Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 - 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.

Игра «Умеет ходить или нет»

Цель: Развитие слухового внимания

Договоритесь с ребенком, что вы будете называть разные слова, а ему надо внимательно слушать. Если он услышит название животного или предмета, который умеет ходить, ребёнку надо хлопнуть себя по коленям. Если он услышит название предмета, который не ходит, ему надо поднять руки перед собой. Начинайте игру: «Мяч, огурец, лиса, попугай…» - говорите вы и следите за тем, чтобы ребёнок правильно реагировал на каждое слово.
В эту игру можно играть с группой детей. Задания игры можно периодически менять: «летающий или нет» - дети поднимают руки, когда слышат название летающего предмета, и хлопают в ладоши, когда назван не летающий предмет. «Круглый или нет», «пушистый или нет» - вариаций игры может быть достаточно много.

Игра «Говорим шёпотом»

Цель: Развитие слухового внимания

Расставьте на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика, машинку и так далее. Посадите ребенка за стол и объясните ему, что вы будете давать ему задания очень тихо - шепотом, поэтому ему надо очень внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребёнка на 2 - 3 метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину. Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но четко, чтобы малыш услышал, понял и выполнил задания.
Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».

Игра «Тихо - громко»

Цель: Развитие слухового внимания

В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с детьми, что когда вы говорите тихо, они должны ходить тихо на носочках. А когда вы говорите громко, дети должны громко маршировать. Объясните детям, что реагировать надо не на слова, а на звук голоса. То есть, чтобы вы не говорили тихим голосом, дети всё равно должны ходить тихо на носочках. И также, чтобы вы не говорили громким голосом, дети всё равно должны маршировать.
Начинайте игру. Сначала говорите шёпотом: «Ходим на носочках», а громким голосом: «Все маршируют». Когда дети привыкнут к смене команд, начинайте усложнять игру, добавляя разные команды, например, «Все прыгают» - говорите вы тихим голосом, или «Все машут руками» - громким голосом. Затем ещё больше усложняйте игру: «Все маршируют» - говорите шёпотом. «Ходим на носочках» - говорите громко. Старайтесь запутать детей, меняйте команды и громкость голоса неожиданно.
Дети не должны поддаваться на провокации, им надо всегда ходить на носочках под шёпот и маршировать под громкий голос.

Игра «Колокольный звон»

Цель: Развитие слухового внимания

Для игры понадобиться колокольчик и повязка на глаза. Предложите ребенку с закрытыми глазами угадывать и показывать рукой, где звенит колокольчик.
Завяжите ребёнку глаза и встаньте от него в двух – трёх метрах, позвените в колокольчик. Ребенок должен показать направление, откуда слышен звон. Поменяйте своё место и снова позвените колокольчиком.
Если в игре участвует несколько детей, то игра проводится без колокольчика. Дети становятся в круг, выбирается водящий, ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Договоритесь с детьми, что сейчас они будут по очереди хлопать в ладоши, а водящий должен показать, откуда доносится хлопок. Хлопать должен только тот ребёнок, на которого показываете вы. Каждые несколько минут водящий меняется, чтобы в центре круга постояли все дети.

Игра «Угадай, по какому предмету я стучу»
Цель: Развитие слухового внимания

Для игры понадобится металлическая палочка или карандаш и несколько разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый кубик, кастрюля. Главное, чтобы все предметы издавали разный звук.
Предложите ребёнку послушать, какие звуки издают предметы, и постучите по каждому. Затем попросите ребёнка отвернуться и угадать, по какому предмету вы будете стучать. Потом поменяйтесь ролями, пусть ребёнок стучит, а вы угадываете.

Игра «Найди повтор»

Цель: Развитие слухового внимания
Договоритесь с ребёнком, что сейчас вы будете говорить разные слова и вам нельзя повторяться. Попросите малыша хлопнуть в ладоши, если вдруг вы повторили какое-нибудь слово и пусть он вам скажет, какое слово вы повторили. Начинайте игру: «река, слон, мяч, слон» - говорите вы. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши на втором слове «слон».
Чем младше ребёнок, тем короче должна быть последовательность слов между повторами. Усложняйте игру, только когда ребёнок хорошо угадывает повторы через одно - два слова

Игра « Телефон».

Цель: Развитие слухового внимания

Дети садятся в ряд. Сидящий первый справа говорит какое-нибудь слово на ухо соседу. Он передаёт слово дальше и т.д. После этого дети, начиная с последнего, должны сказать, какое слово услышали. Ребёнок первый перепутавший переданное слово, садится на самый конец ряда. Остальные таким образом садятся, на одно место ближе к первому. Игра продолжается.

Игра со счетными палочками или спичками .

Ребенку предлагают выложить по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.

Игра с разноцветными бусинами.

Цель: развитие зрительного внимания

Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-), нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.

Игра «Отгадай, что я вижу.»

Цель: развитие зрительного внимания

При рассматривании книжки с картинками начинается игра - взрослый: «Я вижу что-то, оно красное! Что это?» Когда это что-то будет найдено, поменяться ролями, ребенок загадывает.

Игра «Сделай как у меня»

Цель: развитие зрительного внимания

Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, картинку и т.п. (Можно использовать )

Игра «Расставь как было»

Цель: развитие зрительного внимания

Перед дошкольниками на столе воспитатель расставляет семь игрушек. После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время игрушки меняет местами и даёт задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».

Игра «Дорисуй»

Цель: развитие зрительного внимания

Взрослый раздаёт детям рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и т.п.

Игра «Найди отличия»

Цель: развитие зрительного внимания

Педагог предлагает дошкольникам карточку с изображением двух картинок, которые имеют несколько различий. Детям нужно как можно быстрее найти эти отличия.

Игра «Кто быстрее»

Цель: развитие зрительного внимания

Взрослый показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т.п., которые соотвествуют определённому цвету. Например: Жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т.д.

Игра «Кто спрятался?»

Цель: развитие зрительного внимания

Взрослый раскладывает на столе перед детьми 10 картинок с животными. После того, как ребята их рассмотрели, воспитатель просит их закрыть глаза, а он в это время убирает 3 – 4 картинки и спрашивает: «Посмотрите, какие животные спрятались?»

Игра «Срисовывание по клеточкам»

Цель: развитие зрительного внимания

Детям даётся лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

Игра «Найди лишнее»

Цель: развитие зрительного внимани

Детям предлагается карточка с изображением 6 – 7 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти. Например: лиса, медведь, волк, воробей , белка, заяц, ёж. (Воробей – птица).

Игра «Найди букву»

Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания, тренировку умения произвольно распределять и переключать внимание.

Для игры понадобится небольшой текст, напечатанный крупными буквами и ручка. Дайте ребёнку текст (даже если малыш ещё не умеет читать) и покажите, какую букву надо подчеркнуть. Если у ребёнка внимание ещё плохо развито, то нарисуйте букву, которую ему надо подчеркивать на отдельном листе, и положите листок с буквой перед ребёнком. Объясните, что просмотреть надо каждую строчку. Затем измените и усложните задание. Например: «Зачеркни букву Б, и подчеркни букву С».

Для детей 3-ъх летнего возраста подойдут 2 - 3 предложения крупным шрифтом. Чем лучше справляется малыш, тем больше слов добавляется в текст. Пятилетнему ребёнку можно давать тексты из 2 - 3 абзацев.

Игра «Лабиринты»

Ребенку показывают картинку, спрашивают: “Кто нарисован? Что она (они) делают?” Объясняют, что такое лабиринт. Читают стихотворение или рассказывают какую-нибудь историю или сказку, а потом просят, например, помочь девочке найти домик, в котором живёт её бабушка.

Сначала предлагают ребенку проследить линию глазами, если он не справляется с заданием, ему предлагается проследить линию с помощью указки. Далее от простого варианта переходят к более сложному.

Игра «Золушка»

Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания, тренировку умения произвольно распределять и переключать внимание.

Для игры понадобятся горсточки трёх разных круп: фасоли, гороха и чечевицы.

Смешайте по несколько горошин каждой крупы в небольшой мисочке и предложите ребенку разобрать смесь из круп. Ребёнку надо будет выбрать из мисочки каждую крупу в отдельные тарелочки или просто кучки.

Чем старше ребёнок, тем больше по количеству и меньше по размеру крупы можно использовать. Для трёхлетнего малыша достаточно будет по 5-7 горошин фасоли и гороха. Пятилетнему ребёнку можно давать разбирать смешанные рис, гречу и чечевицу.

Игра «Найди пару»

Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания, тренировку умения произвольно распределять и переключать внимание.

Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц. Выложите перед ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Если это полоски, значит, ему необходимо подобрать пары полосок одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает пары одинаковых пуговиц. Для трёхлетних детей будет достаточно 3 - 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать.

Игра «Что пропало?»

Покажите малышу 3-7 игрушек, затем спрячьте одну из них. Количество игрушек должно соответствовать возрасту ребенка, для самых маленьких достаточно 3-х игрушек, для детей 3-4 лет их может быть до 7. После чего спросите ребенка, чего не хватает.

Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие объема внимания.

Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие объема внимания.

Выберите любую не очень большую игрушку и спрячьте её. Затем расскажите ребёнку, что вы спрятали и предложите найти игрушку по подсказкам. Примеры подсказок, по которым можно искать игрушку: за синим, за жёлтым, под квадратным, под круглым, на деревянном. Когда ребёнок нашёл игрушку, он становится ведущим и прячет игрушку, а Вы ищете её по подсказкам ребёнка. Если в игре участвует несколько детей, то роль ведущего переходит по очереди каждому ребёнку.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цель:

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) дети должны ловить или отбивать мяч, брошенный им взрослым.

Игра «Повторяй за мной»

Цель: Развитие моторно-двигательного внимания.

Педагог называет части тела человека, а дети должны выполнить соответствующее движения: дотронуться до носа, уха, локтя и т.д. (Можно выполнять движения под ритмическую музыку)Игра. «Летает, прыгает, плавает»

Педагог показывает детям картинки животных, птиц, насекомых и т.д., а дети нужно без слов показать какие движения они умеют делать. Например: птичка – дети имитируют движения полёта, заяц – прыгают, жаба – прыгают, а затем плавают (или наоборот) и т.д.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

Цель: Развитие моторно-двигательного внимания.

Взрослый показывает картинки зимующих и перелётных птиц, детям даётся команда: «Хлопнуть в ладоши, если птица – перелётная, если зимующая – руки опустить».

Игра «Овощи и фрукты»

Цель: Развитие моторно-двигательного внимания.

Взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, дошкольникам даётся команда: «Присесть – если услышат название овоща, подпрыгнуть – название фрукта».

Игра «Запретное движение»

Цель: Развитие моторно-двигательного внимания.

Педагог показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

Игра «Поезд»

Цель: Развитие моторно-двигательного внимания.

Дети становятся по кругу и имитируют движение поезда, взрослый показывает карточки, которая обозначает определённое движение: жёлтая карточка – поезд рушился, красная – поезд останавливается, синяя – поезд едит в обратную сторону, зелёная – поезд едет быстрее.

Игра «Внимательные ребята»

Цель: Развитие моторно-двигательного внимания.

Дети строятся в колону. Взрослый называет различные объекты, после чего каждый ребёнок, который стоит в колоне, должен подбежать к столу, на котором стоит корзина с предметами и выбрать предмет соотвествующего цвета с названым объектом. Например, педагог называет слово «бумага», ребёнок должен подбежать к столу и выбрать из корзины предмет белого цвета – белый мячик, карандаш и т.д.

Литература

1.Андреев О.А. Тренируйте внимание. / О. А. Андреев – М.: Просвещение, 1994 – с 135

1.Баскакова И. Л. Внимание школьников – олигофренов. М., 1982 г.