Урок уменьшаемое вычитаемое разность. Конспект урока математики на тему «Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность» (1 класс). Примерное объяснение детей

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Задачи урока:

  1. Закреплять вычислительные навыки, учить читать примеры, используя новые термины;
  2. Развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, логически мыслить;
  3. Воспитывать аккуратность (запись письменного текста в тетради), трудолюбие.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

II. Устный счёт.

Урок математики. Начнём урок с задачи.

а) Логическая задача.

Послушайте её внимательно и ответьте на вопрос. (Во время чтения задачи, вывешиваю карточки).

Таня дружит с Машей. Маша дружит с Валей, значит, Таня дружит с Валей. Так ли это?

Прочитайте задание, которое вы видите на доске (дети читают: уменьши на 2).
- Что значить уменьшить число на 2 ?
- Приготовились к выполнению задания, работать будем “цепочкой”, начнём с первого ряда, остальные ребята контролируют выполняющих работу.

Прочитайте следующее задание, что значит увеличить на 3?
- Продолжаем работу аналогично предыдущей.

Физминутка.

Запишите последнее вычисление равенством.

5 + 3 = 8

Как называются числа в этом примере, назовите их (слагаемое, слагаемое, сумма).

III. Постановка учебной задачи.

Давайте составим пример на вычитание, используя эти числа.

А теперь попробуйте назвать числа в этом примере (мы не можем назвать эти числа, т.к. мы их не знаем как называть).
- Как бы вы их могли назвать? (Высказывание детей)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на нашем уроке? (Ответы детей)

Правильно, мы будем узнавать, как будут называться числа при вычитании, поэтому.

IV. Открытие нового знания.

Вам надо быть очень наблюдательными. Итак, какое из этих чисел самое большое? (8)
- Что мы сделали с числом 8? (Сделали меньше, уменьшили)
- Как вы думаете, а какое название у этого числа может быть? (Высказывание детей)
- Да, действительно в математике, число, которое мы уменьшаем, называется уменьшаемым.
- А теперь давайте скажем, что мы делаем со вторым числом?
- Так как бы вы назвали число, которое мы вычитаем?
- Давайте, сравним числа 8 и 5, одинаковые ли они?
- А на сколько они разные?
- Так как мы назовём число, которое получаем в ответе?

Ребята, разностью называется не только результат, но и само выражение 8 – 5.

На доске запись примера и названиями компонентов.

Прочитайте наш пример разными способами.

в) Закрепление нового материала.

Работа по учебнику.

Кто желает выполнить задание у доски?

Физминутка.

V. Закрепление изученного материала.

а) Решение задачи № 4.

(1 ученик у доски).

Проверим правильность решения.

Кто согласен с …

б) Самостоятельное решение примеров на карточках с последующей проверкой у доски.

А, теперь решим примеры на карточках. Для этого вам нужно приготовить цветные карандаши. Вы будете решать примеры и раскрашивать ответ нужным цветом.

Пример с ответом 9 – голубым, 7 – жёлтым, 5 – красным, 3 – коричневым, 2 – зелёным.

Кто желает поработать у доски?

У кого получился такой же цветок, как у..

VI. Рефлексия.

На доске:

6 – 4 =

Прочитайте выражение, используя название чисел при вычитании.

(Разность чисел 6 и 4).

Чему она равна? (2)

Как называется каждое число в равенстве?

Урок закончен. Молодцы!

VII. Дополнительный материал.

Стр.27, работа на полях учебника.

Назови номер фигуры, которую вырезали из квадрата. Почему вы так считаете?

Урок математики. 1 класс. УМК "Перспектива"

Тема. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Цели:
- познакомить с названиями компонентов и результата действия вычитания; формировать умение читать числовые выражения, используя эти термины; рассмотреть связь компонентов действия вычитания с целым и частью;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- продолжить формирование умения решать простые задачи;
- развивать логическое мышление;
- продолжить формировать и развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
- продолжить работу по формированию и развитию организационных учебных умений, в том числе умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Оборудование: учебники, тетради, презентация, опорные таблички.

Ход урока.

I . Организация класса.

II . Работа над каллиграфией.

1 .3 4 5..8.10

Вставьте пропущенные числа, записав ряд в тетрадь.

III . Актуализация знаний.

1) Устный счет в пределах 10 .

Сосчитайте от 4 до 10; от10 до 3.

Как получить предыдущее число? Последующее?

Назовите последующее число 3, 7, 9.

Назовите предыдущее число 8, 5, 2.

Назовите " соседей" числа 8, 4.

Какое число стоит справа от 9? Слева от 7?

2) Решение задач в стихах.


Три больших, три маленьких,
Маленьких, удаленьких.
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят? (3 + 3 = 6)


Шесть ежей – с лукошками,
Два ежа – с гармошками.
Сколько же, дружок,
Ежей явилось на лужок? (6 + 2 = 8)


На тарелочке семь слив.
Вид их очень уж красив!
Съел четыре сливы Павел.
Сколько мальчик слив оставил? (7 – 4 = 3)


IV . «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
1) –Какое из полученных числовых выражений «лишнее»? Далее выясняется:
- Как называются оставшиеся выражения? (это суммы), как называются компоненты действия сложения, читаются оставшиеся выражения с использованием названий компонентов действия сложения (слагаемое, слагаемое, сумма)
2) - Перед вами «лишнее» числовое выражение (7 – 4 = 3)
- Можете ли вы прочитать его, пользуясь названиями компонентов действия вычитания (Нет.)
- Почему? (Не знаем названия компонентов при вычитании)
- Какой вопрос у вас возникает? Что надо узнать? (Как называются числа при вычитании.)
- Как бы вы назвали одним словом выражение 7 - 4? (Молчат.)
- В математике есть одно общее название для таких выражений (с действием вычитания). Кто-нибудь его знает? А какое название придумали бы вы? (Предположения детей)

3) - Как бы вы назвали число 7 (4,3)? Почему?

7 – уменьшаемое, это число мы уменьшаем; 4 – вычитаемое, это число мы вычитаем; 3 – это разность – значение выражения. Выражение с действием вычитания тоже называется разностью. (Появляется название выражения – разность)
- Прочитаем это выражение, используя новые термины.

Вывешивается опорная табличка.

V . Физкультминутка.

VI . Первичное закрепление.

1)Ра бота по учебнику с. 33-32.

Закрепление названий компонентов.(Табличка-правило в учебнике)

Используя названия компонентов, заполним табличку № 4.

2) - Закрепим полученные знания через решение задач №1,стр.32.

Прочитайте задачу (1),(2).

Что общего вы находите в этих задачах? (Решаются действием вычитания).

Устный разбор 1 задачи.

Устный разбор 2 задачи.

Запишем решение 2 задачи на доске и в тетрадях.

3) - Продолжаем работать над темой урока.

У меня есть 3 числа: 8,3,5. Подумайте, какие 2 примера на вычитание вы можете составить с данными числами? (8-3=5, 8-5=3)

Запишите эти примеры. Прочитайте их "по разному".

4) Устная работа. (С веерами)

Какое действие нужно выполнить, чтобы найти разность чисел?

Найдите разность чисел: 7 и 3, 9 и 4, 6 и 0, 2 и 2.

Уменьшите: 7на 2, 9 на 1, 4 на 3, 6 на 2, 5 на 4, 10 на 3.

VII . Рефлексия деятельности на уроке.
- Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Поднимите руку те, кто думает, что он хорошо поработал на уроке?

Поднимите руку те, кто думает, что ему нужно больше стараться?

Все дети молодцы, потому что честно оценили свою работу.

Знания, умения и навыки, которые приобретут, закрепят ученики в ходе урока (ожидаемый результат):
- ученики приобретут знания о названиях компонентов и результата действия вычитания;
- научатся читать числовые выражения, используя эти термины;
- приобретут знания о связи компонентов действия вычитания;

- закрепят навыки счета и вычислений в пределах 10;
- закрепят навыки в решении простых задач;
- закрепят навыки в установлении закономерностей;
- приобретут навык делать выводы в результате совместной работы класса;
- закрепят навыки оформлять свою мысль в устной речи, навыки математически грамотной речи;
- приобретут навык определять цель деятельности на уроке;
- приобретут навык контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки

Открытый урок

Предмет : математика.

Тема :

Класс : 1.

УМК: «Школа России»

Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания: названия компонентов действий при вычитании, способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

Формирование коммуникативных УУД учащихся.

Тип урока:

ХОД УРОКА 1. Организационный момент . Психологический настрой учащихся. Учитель - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Актуализация знаний Учитель - Начнём мы наш урок с разминки. Поиграем в игру «Крестики-нолики». Условия игры: если высказывание правильное, то ставим крестик, а если нет – нолик. (дети получили листочки с игровым полем) 1. Сумма чисел 4 и 3 равна 6 (нолик) 2. Если уменьшить 10 на 3, то получится 7. (крестик) 3. В тарелке лежало 7 яблок, съели 2 яблока. На тарелке осталось 5 яблок. (крестик) 4. 8 это 7 и 2 (нолик) Проверка по образцу.

О 1


Учитель - У кого не так? (3 человека подняли руку) Что надо вам повторить, чтобы не было ошибок? Дети : - Мне надо повторить название компонентов - А мне правильно решать задачи. Учитель - Молодцы, что смогли найти свои ошибки. В следующий раз будьте внимательными. Согните листок (квадратной формы) по диагонали. Какая фигура у вас получилась? Дети : - Получился треугольник Учитель - А если сложить 2 треугольника? Какая фигура получится? (работа в паре) Дети : - У нас с Артёмом получился квадрат - А у нас большой треугольник. Учитель - А из 4 треугольников какую фигуру можно построить?

(работа в группах из 4 человек).

Дети повернулись на соседнюю парту и стали строить различные фигуры.

ИТОГ. Молодцы! С заданием справились. У вас получились разные фигуры, потому что вы тоже разные и думаете по-разному.
3. Работа над новой темой Учитель - Сегодня мы отправляемся в сказку, героиня которой живёт в одном из домиков.

Учитель - Чтобы узнать, надо выполнить задание:
Учитель - На какие 2 группы можно разделить эти выражения? Дети : - Можно разделить на сложение и вычитание. Учитель - Запишите эти выражения в два столбика. (Дети записывают выражения в тетради)
Учитель - Что общего в выражениях первого столбика? Дети: - В этих выражениях ответ 5 Учитель - Наша героиня живёт в домике №5. – Вы её узнали? Дети: - Это Красная Шапочка
Учитель - Однажды Красная Шапочка отправилась через лес навестить бабушку. И только она вошла в лес, как перед ней откуда ни возьмись, появился Волк.
Но надо вам сказать, что Волк в нашей сказке был очень вежливым, чрезвычайно обходительным и предложил девочке проводить её.
Лес тот был необычным, потому что в нём жили удивительные животные: все они учились в лесной школе, были любознательными, читали разные книги, а поэтому знали много интересного. А знаете ли вы, что сегодня в лесу объявлен День Знаний, и все лесные обитатели при встрече задают друг другу различные вопросы и задания? Волк первым предложил выполнить его задание. Учитель - Прочитайте математическую запись, используя названия чисел при сложении. Дети : - Первое слагаемое - 2, второе слагаемое -3, значение суммы равно 5 (Ребята читают все записи). Учитель - А теперь прочитайте математическую запись, используя названия чисел при вычитании. (дети молчат)

4. Постановка учебной проблемы (2 мин)

Учитель - Вы смогли выполнить задание? Дети : - Нет Учитель - В чём затруднение? Дети : - Мы не знаем, как называются числа при вычитании Учитель - Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? Дети : - Названия чисел при вычитании Учитель - Чему мы должны научиться? Дети : - Мы должны научиться называть числа при вычитании, правильно читать выражения на вычитание

Учитель - Сегодня мы с вами попробуем сделать открытие. (Каждая группа получает по 3 конверта с карточками. В 1 конверте карточки со словами уменьшаемое, минусуемое, убираемое. Во 2 конверте – вычитаемое, отодвигаемое, выбрасываемое. В 3 конверте – разность, равняемость, результаемость.)
Учитель - При вычитании первое число уменьшается, значит, как его можно назвать? Выберите на ваш взгляд правильное название и положите его перед собой. (ребята выполняют задание) Учитель - Второе число вычитают, значит, как его можно назвать? Возьмите второй конверт и выберите правильное название. Учитель - Третье число показывает разницу между первым числом и вторым, значит, как его можно назвать? С третьим конвертом сделайте то же самое. Перед вами три названия. А где мы можем проверить правильность выполнения задания? Дети : - Проверить можно по учебнику. Учитель - Давайте откроем учебник на с.27 и прочитаем, правильно ли вы догадались. (ученики открыли учебник и проверяют) - Молодцы. Верно выбрали названия. Страница учебника:

А теперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов действия вычитания.
УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ


Итог: с заданием волка мы справились и узнали названия чисел при вычитании. Отправляемся дальше в путь
5. Первичное закрепление Учитель - Преодолев некоторое расстояние по лесу, наших героев встретила Лоиосоао (ответ: лиса. Надо убрать повторяющиеся буквы)

Работа в группах. Учитель - Ребята, а теперь мы попробуем выполнить задание 1 в учебнике, используя полученные знания. (Задание 1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её)
Каждой группе даётся лист А4 и маркер. Учитель - Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение. Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой. Примерное объяснение детей: Уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5. Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания. Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки. Молодцы! И с этим заданием вы справились.
А зайчик приглашает вас отдохнуть.

Физкультминутка.

Ребята танцуют под музыку.

6. Повторение. Решение задачи
Учитель Следующим на тропинку вышел Кижё (ответ: ёжик. Надо прочитать справа налево)


Учитель - Он предлагает - Прочитайте задачу № 2, с.27. О чём говорится в этой задаче? Прочитайте условие задачи. Что известно? Что нужно узнать в задаче? Перед вами две краткие записи.

Учитель - Какая подойдёт к нашей задаче? Почему? Дети – Подойдёт вторая, потому что яблок осталось меньше. Учитель - Поднимите руки те ребята, которые не знают, как решить эту задачу? Запишите решение и ответ самостоятельно. (При проверке используем названия компонентов действия вычитания.) Проверка. Поднимите руки те, кто выполнил по-другому. (Все дети с задачей справились)
7. Самостоятельная работа. Учитель - А теперь я предлагаю поработать самостоятельно. Откройте тетради на печатной основе. Печатная тетрадь стр. 16 №1 (по вариантам) 1 вариант выполняет 1 строчку, а 2 вариант – 2 строчку.


Взаимопроверка. (на доске висит образец) Итог: при выполнении этого задания было допущено 4 ошибки при вычислении.

Так незаметно вышли наши герои к домику бабушки.


Бабушка очень обрадовалась гостям. Угостить она решила внучку и волка яблочками и попросила выполнить задание: на яблочке запишите следующее выражение: Уменьшаемое – 7, вычитаемое – 3. Найдите значение разности.
(Дети получили вырезанные яблочки и на них пишут выражение)

А теперь проверьте правильность выполнения задания (на доске образец). (Все ребята справились с этим заданием)
8. Итог урока. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? Дети: - Мы сегодня на уроке мы узнали, как называются числа при вычитании: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

9 .Рефлексия. - Какое настроение у вас в конце урока? Нарисуйте на яблочке смайлик и покажите. Благодарю вас за урок, вы меня очень порадовали, и у меня сейчас тоже радостное настроение. Урок окончен.

Самоанализ урока математики в 1 классе

учителя начальных классов

Николаевой Светланы Михайловны


Предмет : математика.

Тема : «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

Класс : 1.

УМК: «Школа России»

Цель: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов (познакомить учащихся с компонентами вычитания), способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

Познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

Способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

Воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные :

    регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

    познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

    коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

Оборудование:

    учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;

    компьютер, мультимедийный проектор;

    Рабочая тетрадь к учебнику

    сигнальные карточки;

    опорные схемы, карточки для самостоятельной работы.

Урок проводился в 1 «а» классе. В нем обучается 25 человек, 2 из которых детский сад не посещали. По результатам диагностики уровня развития, высокий уровень развития имеют 3 ученика (12 %), средний уровень – 15 учеников (60 %), низкий уровень развития – 7 учеников (28 %).

Данный урок № в разделе «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Как? В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Свой урок я строила в соответствии с требованиями, заложенными в ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

На уроке были использованы следующие формы и методы обучения:
словесные (устное сообщение, диалог);
наглядные (мультимедийная презентация этапов урока);
методы устного и письменного контроля и самоконтроля;
практические (участие в «превращении» одной фигуры в другую);
проблемно-поисковый метод (при подборе названий компонентов действий).
В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
- в парах;
- групповая.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Тем самым формировались регулятивные УУД.

В ходе работы ребята показали высокий уровень усвоения материала, сформированность вычислительных умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

Это был урок ОНЗ. На уроке вводились понятия «уменьшаемое, вычитаемое, разность». Для самоопределения к деятельности была создана проблемная ситуация, которая продемонстрировала учащимся недостаток математических знаний. Учащиеся учились определять тему урока и формулировать ближайшую учебную цель. В результате групповой работы были выдвинуты предположения детей, как назвать числа при вычитании. Предположения детей были проверены с помощью учебника. Эта работа проводилась для того, чтобы учащиеся учились добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Для закрепления изученного материала через деятельность детей была поставлена ещё одна цель урока: научиться записывать и составлять разности. Для этого использовался игровой момент. Проверка знаний осуществлялась в ходе самостоятельной работы в рабочих тетрадях, которая содержала задания разного уровня сложности. Самостоятельная работа проверялась в результате пошаговой самопроверки по образцу. Проведена самооценка. Обратная связь осуществлялась при работе с математическим веером, смайликами.

Проверка сформированности умений и навыков была организована в течение всего урока:

Ответы на вопросы учителя;

Устный счет;

Арифметический диктант;

Решениезадач изученных видов.

Разнообразие форм организации учебной работы:

Фронтальная;

Парная;

Индивидуальная.

Создание эмоционально-благоприятной ситуации:

Игровые приемы;

Занимательный материал для счета;

Задания, направленные на развитие пространственного мышления.

Виды контроля:

Ученик - ученик (при групповой работе и работе в парах)

Самоконтроль

Ученик - учитель (сравнение своей работы с образцом)

На различных этапах урока применялись методы:

Словесный;

Наглядный.

Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет:

Правильной регламентации продолжительности и рационального чередования различных видов деятельности;

Использование наглядного метода обучения;

Присутствие диалога между учителем и учащимися;

Моменты переключения с одного вида деятельности на другой;

Поддержание интереса к процессу обучения через нестандартные задания, задания развивающего характера.

Психологическая атмосфера поддерживалась за счет демократического стиля общения, создания ситуации успеха для каждого ученика, стимулирование активности учащихся, что обеспечивает эмоциональный комфорт и психологическую безопасность.

Считаю, что все поставленные на уроке задачи были реализованы. Ребята усвоили материал, с учетом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
Итог урока был подведён. Учащиеся учились задавать друг другу вопросы по теме урока и отвечать на них. В завершении урока бал проведён самоанализ деятельности учеников на уроке. Свою работу на уроке дети оценили с помощью смайликов. Считаю, что урок цели достиг.

Урок математики по теме: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"

Цели урока: Образовательные: Познакомить с названиями компонентов при вычитании.

Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе, самостоятельной работе

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;

выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 10).

Личностные:

Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике.

Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Учиться определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей ; проверять и оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Познавательные УУД).

Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД).

Ход урока.

    Организационный момент .

Эмоциональный настрой .

Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадка?
И цветные карандаши
Ты на парту положи.
И линейку не забудь!
В математику держишь путь!!!

А сейчас ребята, поудобнее садитесь!
Не шумите, не вертитесь.
Внимательно считайте,
Я спрошу Вас – отвечайте.
Вам условие понятно?

Дети: Да!

Учитель: Это слышать мне приятно!
Путешествие зовёт –
Первоклашек на урок!

Учитель: Давайте посчитаем до 20 через число начиная с 2. (Дети вслух произносят) Какие числа мы назвали? (чётные). А теперь посчитаем в обратном порядке начиная с 20 через число. Цель: подготовка к счёту парами, тройками.

Учитель: А вы знаете, ребята, что это был волшебный счёт: пробежав по числовой лесенке, вы очутились в стране Математики. В этой стране всё чётко, точно и определённо. Всё здесь подчинено законам математики. Любые отношения, понятия имеют свои точные названия – термины.

Вас встречает Фея страны Математики! Она надеется, что вы полюбите эту точную науку и будете ей добрыми помощниками. (На доску прикрепляется рисунок Феи).

Добро пожаловать!

Актуализация знаний.

Фее нужна помощь Определите какая фигура здесь лишняя? Слайд 2

По какому признаку вы определили? (по цвету, размеру, форме)

Слайд 3 .

Учитель: Рассмотрите запись на экране. Что можете сказать?

На экране : 1 2 3 4 6 7 8 9 …

1 2 3 4 5 6 7 8 9 …

(Это числовые ряды. Это натуральные числовые ряды.

первый ряд не натуральный – там нет числа 5, а в натуральном ряду все числа идут по порядку. А ещё мы говорили, что каждое число увеличивается на 1.

Что показывают точки? (точки показывают, что этот ряд можно продолжать бесконечно.)

Слайд 3 пустой

Учитель . Замечательно. Продолжим работу. Работа с веером цифр

Покажите число, которое больше 15 и меньше 17. (16)

Покажите сумму чисел 10 и 8 .(18)

Покажите число предшествующее числу 14.(13)

Покажите число на 1 меньше 13.(12)

Все показанные числа появляются на доске.

На доске запись: 16 18

13 12

Какое задание вы можете предложить с этими числами?

Дети: Мы можем поиграть в игру «Я больше тебя» или «Я меньше тебя»!

Поставьте нужные знаки.

16<18

13>12

Учитель: Молодцы, ребята!

А сейчас внимательно послушайте веселые задачи и решите их устно

    40 шишек у сосны было только до весны.

Ветерок весной подул, 10 шишек он смахнул.

Сколько шишек на сосне улыбается тебе? 40-10=30

Объясните, как считали?

Три гуся летят над нами,
Три других за облаками.
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей? 3+3+2 =8

Создание проблемной ситуации. Слайд 4

У: Рассмотрите рисунки. По какому признаку их можно распределить на две группы?

(Рисунки, в которых предметы увеличиваются (объединяются) и вторая группа – в которых предметы уменьшаются, вычитаются.)

Учитель: Подберите выражение подходящее к первому рисунку. (3+2=5)

Подберите выражение подходящее ко второму рисунку (4+2=6)

Подберите выражение подходящее к третьему рисунку (4-1=3)

Подберите выражение подходящее к четвертому рисунку (5-3=2)

4 + 2 =6 3 + 2 =5 5 + 2 = 7

4 – 1 = 3 6-1=5 5 – 3 = 2

Молодцы!

Слайд 5

Учитель: Что можете сказать о выражениях первой группы? Что вы знаете о них? Как они называются?

(Мы знаем, что если числа складываем, то это равенство можно назвать суммой, результат при сложении называется значением суммы, числа при сложении можно называть слагаемыми.) как математически грамотно можно прочесть первое выражение? (1 слагаемое 3 ,2 слагаемое 2, сумма 5. Сумма чисел 2 и 3 равна5. 2 увеличить на3 равно5.

Как их назовём одним словом? (сумма)

Учитель: Молодцы! А какое правило о слагаемых вы знаете? (от перестановки слагаемых сумма не меняется)

Слайд 6

Учитель: Как можно назвать выражения во второй группе? (Мы ещё не знаем!)

Учитель: Так что же мы должны узнать сегодня? (Как называются выражения второй группы, как называем выражения со знаком минус)

Открытие нового материала.

Слайд 7

Учитель: Рассмотрите рисунок на экране. Составьте рассказ с названиями чисел. (На болоте было 7 цапель, улетели 2 цапли. Осталось 5 цапель.)

Какие из данных равенств могут подойти к рисунку?

7 = 7 5 = 5 2 + 7 = 9

7 – 2 = 5 5 + 2 = 7 7 – 5 = 2

2 щелчка

Слайд 8 (Учителем даётся необходимая информация: названия компонентов при вычитании).

7 – 2 – разность чисел 7 и 2. число 5 – значение разности 7 и 2

Число 7 – уменьшаемое , 2 – вычитаемое.

Учитель: Как вы думаете, почему 7 в записи 7 – 2 называют уменьшаемым (потому что его уменьшали, цапли улетали и их стало меньше чем было, значит число уменьшается поэтому назвали уменьшаемым Это самое большое число из всех) Табличку на доску -уменьшаемое

А почему 2 назвали вычитаемым? (потому что его вычитали) Табличку на доску

Учитель: Молодцы! Чаще вслушивайтесь в слова. Они вам часто будут помогать.

Учитель: Фея Математики восхищена вашей наблюдательностью, но все, же надо убедиться в верности этого вывода.

Давайте немного отдохнем

Музыкальная физминутка.

Работа над новым материалом. Расширение и закрепление новых понятий

Работа по учебнику.

Откройте учебник с 98. №1

Прочтите задание 1 вслух. 1 точка Расставь знаки так чтобы получилась сумма.

Какое равенство у вас получилось? (5+3=8)3+5=8

В тетради запишем равенство. 1 ученик у доски

2 точка читаем задание, а теперь как расставим знаки чтобы получилась разность?(8-3=5)

В тетради ниже запишем это равенство ученик у доски

3 точка читаем в первом равенстве подчеркните слагаемые одной чертой, а значение суммы двумя. Ученик у доски

Во втором равенстве подчеркните уменьшаемое красным цветом, вычитаемое синим, а значение разности – зелёным.

Учитель: - Какое число во втором равенстве самое большое? (уменьшаемое)

Да, ребята, уменьшаемое больше, чем вычитаемое и значение разности

Решение задачи №3 (а)

Найдите в учебнике №3 , давайте составим задачу по рисунку (Кот в сапогах должен был пройти 37 м, он прошел 10 м. Сколько м ему осталось пройти?

Сколько всего м должен был пройти кот? (37)

Сколько м он уже прошёл?(10)

Можем узнать сколько м ему осталось пройти? (да)

Каким выражением? 37-10

Схема этой задачи у нас уже есть в учебнике поэтому мы запишем только решение и ответ

В тетради вниз 2 клетки №3 записываем решение ученик у доски

Самостоятельная работа. (выполняется на индивидуальных досках)

Сейчас вы будете работать самостоятельно

Найдите задание №5, стр. 99. 2 столбик Положите перед собой индивидуальные досточки. Запишите на них разности и найдите их значения.

Взаимопроверка. (Поворачивают доски друг к другу и проверяют сверяясь с доской ).

Время встречи в стране Математики заканчивается, но Фея припасла ещё одно очень хитрое задание для мальчиков и девочек. Справитесь?

У детей уже лежат карточки с записанными равенствами:

У девочек: 10… 3 =1 4 15 … 2 =1 3 1 5 … 2 =1 7

У мальчиков: 14 … 4 = 18 1 7 … 3 =1 4 1 5 … 3 =1 8

Верните исчезнувшие знаки действий в записи.

Самопроверка с экраном. Слайд 13

Итог

Давайте вернёмся к началу нашего урока, и вы дадите название равенствам второй группы. Как они называются?

Дети: Это разности.

Как называются компоненты при вычитании?

Какой самый большой?

Давайте прочитаем и попробуем закончить предложения:

Незаконченное предложение. Слайд №14

Я узнал...

Я научился…

Я вспомнил…

Рефлексия:

Достаньте смайлики и покажите, кому понравился урок? Кто понял тему урока? Желтый смайлик веселый

Кто не понял тему? Голубой смайлик грустный

Урок окончен спасибо Скажем Фее и нашим гостям до свидания!

Конспект урока математики

в 1 классе на тему: « Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

Педагог: Поваркова Любовь Владимировна

Тип урока : изучение нового материала

Цель: познакомить с названием компонентов вычитания, учить различать и правильно употреблять их при чтении выражений

Задачи: - познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», учить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

- развивать самостоятельность, мышление, память, внимание, умение оценивать свои действия;

- воспитывать культуру речи, толерантность

Оборудование и технические средства обучения: компьютер , интерактивная доска, электронное приложение к учебнику М.И. Моро «Математика1» ч.2

Наглядные пособия: таблица «Название чисел при вычитании», рисунок Мудрой Совы, конверты со словами: сумма, увеличить, вычесть, минус, плюс, слагаемое, прибавить, слагаемое, уменьшить, уменьшаемое, вычитаемое, разность и выражениями, файл для интерактивной доски

Ключевые слова: вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность

Рабочие материалы для обучающихся : учебник, рабочие тетради, «карточка – помогайка», «копилочки», солнышки , карточки для работы в парах, разрезные слова уменьшаемое, вычитаемое, разность

№п/п

Этапы урока

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

Мотивация учебной

деятельности.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок математики.

Сегодня он необычный, у нас много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь,

подарите всем своё хорошее настроение и подумайте, как хорошо, что мы вместе.

А чтобы вам было чуточку теплее, я подарю вам солнышки. Выберите то, которое соответствует вашему настроению.

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы и готовы к работе.

(щелчок мыши -страница 1 на интерактивной доске)

Смотрят на гостей, улыбаются, настраиваются на работу.

Рефлексия эмоционального состояния.

Поднимают солнышки.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Актуализация и пробное учебное действие.

1. Повторение состава числа 8.

Ребята, у нас ещё один гость. Вы его узнали?

Он сконструировал математический цветок, но, наверное, торопился и лепестки рассыпались. Как поступить?

А какие лепестки нужно брать?

Будьте внимательны, чтобы не попасть в ловушку.

Справились с заданием, молодцы.

А почему он решил собрать цветок с цифрой 8 ?

Не забудьте и вы поздравить ваших близких (мам, бабушек, сестёр, подруг) с этим праздником.

(повесить картинку Мудрой Совы)

А вот и Мудрая Сова. Это цветок для неё. Думаю, она рада подарку.

2.Повторение способов чтения выражений

Но что она принесла для нас?

Посмотрим, что в первом конверте.

Прикрепить выражения к доске

Молодцы!

Да, это Квадрик.

Помочь собрать.

Где в выражениях получается 8.

Дети выходят к интерактивной доске и перетаскивают лепестки с выражениями к серединке цветка.

Не спешить, делать всё аккуратно, быть внимательным.

Конверты с заданиями

Выражения и слова для чтения этих выражений.

Дети выходят к доске, берут слово из конверта и читают по –разному выражения и ставят слово к выражению

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Выявление места и причины затруднения.

3.Задание на новый материал.

Ребята, но у Совы есть второй конверт. Что там?

Прочитаем их

К какому выражению подходят слова?

4.Побуждение к осознанию проблемы

Смогли выполнить задание?

В чём затруднение?

5.Побуждение к проблеме

Хотите узнать, что они обозначают и когда их используют?

Какова же тема урока?(если не смогут сказать, попросить найти в учебнике на с.29)

Повесить табличку на доску

Тоже слова

Чтение слов

(Дети испытывают затруднение)

Проблемная ситуация

Нет

Новые незнакомые слова.

Ответы детей

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Оказывается, вы ничего не знаете.

Какие цели поставим перед собой на сегодняшний урок, чему должны научиться?

Прочитайте ещё раз внимательно каждое слово и скажите, эти слова называют числа при сложении или при вычитании?

Дети оценивают себя на полях.

Дети формулируют цели

Дети отвечают и объясняют почему так думают.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Реализация построенного проекта.

Работаем в парах.

Возьмите карточку и сверху над каждым числом положите слово, его название.

Объясните, почему вы так решили.

Помочь сформулировать название третьего числа

- А что ещё в этой записи можно назвать разностью? Предложить подставить скобку с записью разность в выражение на доске

Разность

- Прочитайте выражение, поставив слово разность на первое место

(Раздать карточки)

Вот карточка- помогайка в вашу «копилочку».

При работе можете ей пользоваться.

Проблемная ситуация

Работают в парах с карточками и словами: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Дети объясняют

Первое число уменьшается, значит, его назовем «уменьшаемое».

Второе число вычитают, значит, «вычитаемое»

Третье число - это разница между тем, сколько было и сколько вычли, значит, разность.

Подставляют скобку

Читают выражения

Разность чисел семи и трёх равна четырём.

Рассматривают и убирают в «копилочку».

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Первичное закрепление с использованием во внешней речи

Физкультминутка

Работаем с учебником с. 29.

- Задание 1( Уменьшаемое равно 9, вычитаемое - 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её.

Проверьте, у кого так же? (Показать запись)

Молодцы!

Прочитаем ещё раз, используя новые слова

- Как по – другому можно прочитать?

Задание 3.

- Прочитайте задачу.

Выложите решение задачи цифрами.

- Каким действием решили?

Почему?

- У кого также? (Показать решение)

Прочитайте решение задачи, используя новые слова

- Поработаем в парах.

Среди записей, найти выражения, которые можно прочитать, используя новые слова, отметить их сверху ۷ ,найти их значения, прочитать по-разному.

Проверяем.

Читают задание и записывают на листочках.

Проверяют.

Читают. (Ум. 9, вычит.4. ,разн. равна 5)

Разность чисел 9 и 4 равна 5.

Выкладывают решение задачи.

Вычитанием.

Подарил другу и стало меньше.

Читают

Работают в парах, выбирают выражения, проговаривают по очереди.

Первая пара выходит к доске, дети по очереди читают выражения, остальные проверяют. Затем - вторая пара.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

В парах поработали. Хотите проверить свои силы индивидуально?

- Рабочая тетрадь с.16 задание 1.

Проверим

Да.

Открывают тетради, выполняют задание.

Самопроверка по эталону.

(на интерактивной доске страница 2)

Регулятивные

Познавательные

Включение в систему знаний и повторений.

Квадрик предлагает проверить свои знания и поиграть в игру.

Включить диск (электронное приложение к учебнику М.И. Моро) «Математика1» ч.2

Выходят к доске.

Отвечают

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Рефлексия.

1) настроения

Каким стало ваше настроение в конце урока?

Какое новое знание открыли?

Значит, урок был полезен.

Спасибо. Урок окончен.

Показывают солнышки.

Узнали название чисел при вычитании.

Оценивают себя на линеечке и делают вывод: знаний стало больше

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные