Почему такой набожный человек как Лот, вел себя так плохо? Как Библия поражает IV гл. Лот и его дочери Что предложил лот

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Здравствуйте, уважаемый рав Овадья Климовский! Мир Вам и Б-жьего водительства!!! Недавно я читал из Торы повествование о дочерях Лота, и конечно, появляется много вопросов. К примеру, поступок, который совершили с отцом, достоин не поощрения, а осуждения.

Удивителен комментарий мудрецов: «Сказал р. Хия бар Авин, сказал р. Иеhошуа бен Карха: “Пусть всегда поторопится человек исполнить заповедь. Так, например, из-за одной ночи, на которую старшая опередила младшую, потомство старшей (т.е. Рут) — удостоилось положить начало царскому роду на четыре поколения раньше младшей (Наамы — жены Шломо”».

Почему мудрецы не только не осуждают тут поступок дочерей Лота, но и засчитывают им это, как заповедь? И насколько я понимаю, то и мудрецы иногда не сходятся во мнениях, имеются существенные разногласия. А как быть немудрецам, которые должны прислушиваться к словам старших? Это ведь неверно. Ведь ДОЛЖНО БЫТЬ единое мерило, от чего отталкиваться!!! Иначе народ будет поступать так, как считает правильным. Как знать, какое мнение мудрецов верное, а какое нет? Заранее благодарен Вам за ответ.

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Евгений! Большое спасибо за Ваши добрые пожелания и интересный вопрос, который мы для удобства поделим на две части.

1. О дочерях Лота. Прежде всего, давайте определимся, с какой точки зрения мы собираемся рассматривать их поступок. Если с точки зрения релятивистской «общечеловеческой» морали, то вопроса вообще нет — разве они кому-нибудь навредили?

Но если смотреть с точки зрения Торы, то следует проверить два аспекта: что именно было сделано (при этом — выполнена какая-либо заповедь или нарушен какой-либо запрет) и — что всегда очень существенно, а в особенности в свете Вашего вопроса — какова мотивация поступка.

Итак, первое. Рабену Бехайей пишет, что в те времена не существовало запрета на отношения между дочерью и отцом. Поэтому формально дочери Лота ничего не нарушили. А намерения свои они объяснили ясно — обе считали, что кроме них с отцом никого на свете не осталось и поэтому на них лежит обязанность сохранить человеческий род.

Однако есть и другие высказывания мудрецов об этой истории, менее позитивные. Например, несколько сборников мидрашей, говоря о событиях в пустыне в конце пребывания там народа Израиля, приводят слова мудрецов о старшей дочери: «Она начала этот разврат» . (Этим мудрецы объясняют более строгое отношение Творца к Моаву, чем к Аммону). Кроме того, по преданию, причиной того, что вскоре после этого случая Авраам покинул эти места, уехав на юг, послужило желание удалиться от позора, который Лот с дочерьми навлекли на семью. Отсюда можно сделать вывод, что уже в те времена потомки Ноаха добровольно отказались от кровосмесительных связей, и поэтому поступок дочерей Лота не делал им чести среди народов.

Но здесь нужно пояснить, почему мудрецы называют это развратом, если девушки руководствовались альтруистическими соображениями, как упомянуто в приведенной Вами гмаре. Возможно, в данном случае никакого спора между мудрецами нет. Дело в том, что намерения наши при совершении различных поступков далеко не всегда однозначны. О каких-то мотивах зачастую мы и сами не догадываемся. Возможно, о чем-то подобном идет речь и в нашей истории: безусловно, основным намерением дочерей Лота было спасение мира. Иначе никак нельзя было бы ставить их поступок кому-либо в пример. Но мудрецы раскрыли нам и более глубокие пласты сознания дочерей Лота — они заодно собирались получить удовольствие от содеянного, а это уже неправильно, ведь в обычной ситуации такие отношение недопустимы. Поэтому старшая дочь, которая и не пыталась «отстроиться» от запретного удовольствия, заслужила в других мидрашах столь нелестный отзыв.

2. Теперь о разногласиях мудрецов. Это очень тонкая тема, но вкратце можно сформулировать наш подход так: «Всевышний не тиранит свои создания» (Авода Зара 3а), то есть — не требует от них невыполнимого. Если у нас есть обязанность слушаться мудрецов, это означает, что в Торе обязательно находится правило, определяющее, кого именно слушать в случае разногласий.

И мы обнаруживаем это правило там, где Тора говорит о судопроизводстве. В частности, она пишет: «…склоняйся за большинством» (Шемот 23:2). Когда Сангедрин функционировал без помех, все вопросы Закона решались именно так — голосованием. Разумеется, после подробного всестороннего обсуждения, без политики и давления авторитетом . Пока же решение не принято, каждый волен поступать так, как говорят его учителя Закона, если они, конечно, имеют право именоваться таковыми.

Это помимо того, что существуют изначально различные способы служения Всевышнему, одинаково легитимные и признанные всеми . Ведь, заметим напоследок, и разногласия мудрецов, как правило, лишь демонстрируют глубину и многоликость Торы (как сказали мудрецы: у Торы — 70 «лиц», граней). Каждый мудрец в соответствии со складом своей души может увидеть в Торе особую грань, и слова обоих спорящих (даже если на практике их мнения — взаимоисключающие) могут в равной степени отражать свет многогранного кристалла Б-жественной мудрости.

Весь спор зачастую сводится лишь к тому, какое именно мнение должно послужить практическим руководством здесь, в материальном мире. Это и устанавливается с помощью приведенных выше правил.

Во время которого жена Лота стала соляным столбом, и соблазнение Лота его дочерями.

История Лота.

Лот, равно как и его отец Аран, родились и выросли в Уре Халдейском в Шумерии на реке Евфрат, что в нижней Месопотамии, примерно четыре тысячи лет назад. Отец Лота умер рано. Дед Лота, Фарра, взял всю семью и отправился

… из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там (Бытие, глава 11).

Во время странствований и Лот, и Авраам обзавелись значительным количеством скота. Обеим семьям не хватало пастбищ, что приводило к постоянным конфликтам между пастухами Лота и Авраама. Тогда Авраам предложил Лоту разойтись и поселиться в разных местах, чтобы не было между ними конфликтов.

Лот отправился жить на Иорданскую равнину, которая, в те времена была прекрасна и орошалась водой. Он поселился вблизи Содома. Авраам же стал жить на земле Ханаанской. Зеленая Иорданская равнина располагалась между пятью городами. Правители этих городов вели междоусобные войны. Во время одного из таких конфликтов Лот был взят в плен, а его имущество разграблено.

Когда Авраам узнал, что случилось с его племянником, он вооружил спасательный отряд из 318 рабов. Авраам напал на неприятеля ночью и спас Лота и все его имущество. Лот снова поселился в Содоме.

Вскоре Содом и Гоморра были разрушены гневом Господа. Как и почему это случилось, можно прочесть в статье . Единственным праведником Содома был Лот, а потому Господь дал ему время уйти из города вместе со своей семьей – женой и двумя дочерями.

Жена Лота.

Имя жены Лота в Библии не упоминается. Уход, а точнее бегство из Содома, тяжелее всего далось жене Лота. Весь предыдущий день был наполнен хлопотами и тревогами, а теперь, ночью, ей приходится оставить все и бежать в неизвестном направлении. Она уже немолода, и такие события для нее сопряжены не только с психологическим стрессом, ей нелегко еще и физически.

Господь, указав Лоту и его семье путь к спасению, запретил им оглядываться. Жена Лота думает о том, а под силу ли ей начинать все сначала… Она пребывает в нерешительности и оглядывается. Оглянувшись, она превращается в соляной столп. И сегодня можно увидеть этот столп на берегу мертвого моря.

Почему же Господь обратил жену Лота в соляной столп? Многие считают, что это наказание за любопытство, однако, едва ли это правда. Скорее всего, сердце и душа жены Лота остались в Содоме, и она должна была погибнуть, как и все. Бог требует решительного отказа от греха.

В , в Евангелии от Луки мы находим христианское толкование истории жены Лота:

Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;

но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;

так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

Вспоминайте жену Лотову.

Таким образом, жена Лота погибла, так как радела больше о материальном, нежели о спасении души.

Город Сигор, где жил Лот.

Лот и две его дочери направились в один из городов долины, который Господь пощадил. Это был город Сигор. Название города Сигор переводится как “маленький”, “незначительный”. Сигор также известен как Цоар или Белла. До сих пор ведутся споры, где был расположен город Сигор – на севере или на юге от Мертвого моря. Сигор - единственный город содомского пятиградья, который был пощажён Богом. Лот поселился в Сигоре, однако вскоре его покинул.

Лот и его дочери.

История Лота и его дочерей описана в Бытии 19:30-38. Лот, побоявшись жить в Сигоре, жил в горах в пещере со своими дочерями. Дочери Лота, посчитав, что не осталось больше мужчин, напоили своего отца и вступили с ним в связь, что того, чтобы продлить род. Обе дочери Лота забеременели от отца своего.

У старшей родился сын Моав (имя в переводе означает «от отца»). У младшей также родился сын Бен-Ами (в переводе «сын моего народа»). Моав стал прародителем моавитян, а Бен-Ами – аммонитян.

История дочерей Лота отражает мысль о превосходстве Израиля над моавитянами и аммонитянами , так как эти народы появились в результате греховной кровосмесительной связи. Племена моавитян и аммонитян стали основой древнеарабского народа.

Предполагаемый инцест между Лотом и его дочерьми и в наши дни рождает много вопросов, споров и теорий относительно того, каковы были реальные мотивы дочерей, и кто действительно был виноват в случившемся. Да и был ли кто-то виноват? Кровосмесительные браки не редкость в среде библейских патриархов. Авраам женился на своей единокровной сестре Саре; брат Авраама, Нахор, женился на племяннице Милке; Исаак женился на своей родственнице Ревеке и еще множество примеров. С другой стороны, в книге целая глава посвящена данной теме (глава 18), где сказано:

Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу.

Многие исследователи оправдывают кровосмесительные браки тем, что левитские законы появились позже, и созданы они были патриархами нации, в том числе праведным Лотом (вместе с Авраамом, Иаковом, Иудой, Моисеем, Давидом). Левитские законы, в том числе и против кровосмешения, были созданы с целью разделить образ жизни Иудея от образа жизни народа Ханаан, вопреки всем инцестуальным проявлениям, которые патриархи имели в прошлом. Левитские законы – новый шаг в развитии общества, часть прогрессивных идей человечества на пути к современной цивилизации.

Отражение истории в живописи.

История Лота и его дочерей легла в основу многих картин. Картины на данный сюжет, как правило, изображают Лота и его дочерей в горном убежище. Часто на фоне можно заметить маленькую фигурку жены Лота, и горящий город на отдалении.

Персонаж Лота в разных религиях.

В иудаизме .

Фигура Лота в иудаизме – спорна. Он считается праведником, праведность которого постоянно оспаривается. Считается, что в своей жизни Лот отклонился от истин еврейского пути, а потому потомки его не стали частью еврейского народа. Лот упоминается в торе,

В христианстве

В Новом Завете мы находим сочувственное отношение к Лоту. Во Втором Послании Петра Лот называется праведником, утомленным жизнью среди неистово развратных людей.

Исламский взгляд

Лут в Коране считается посланником Бога и пророком Бога. Его история практически созвучна с библейской. В Исламской традиции, Лут жил в Уре и был племянником Ибрахима (Авраама). Он мигрировал с Ибрагимом в Ханаан и был назначен пророком в городах Содом и Гоморра. Ему было велено Аллахом идти в землю Содома и Гоморры проповедовать единобожие и остановить похотливые и жестокие деяния местных жителей. Проповеди Лута были проигнорированы, что привело к разрушению Содома и Гоморры. Лут покинул город, его жена оглянулась назад и погибла.

Лот (в Библии)

Когда Лот сидел у ворот Содома, к нему пришли два ангела, желавшие проверить, действительно ли в Содоме творится то, что о нём говорят. Лот приглашал ангелов к себе в дом, но они сказали, что будут спать на улице. Лот их сильно упрашивал и наконец упросил. Он сделал им угощение и испёк пресные хлебы. Однако не успели они ещё лечь спать, как жители всего города пришли к его дому с требованием вывести к ним гостей, чтобы содомляне "познали их". Лот вышел к содомлянам с отказом, предложив взамен двух своих девственных дочерей, чтобы те делали с ними, что им вздумается. Жителям города это не понравилось и они стали проявлять агрессию по отношению к самому Лоту. Тогда ангелы ослепили содомлян, а Лоту и его родне велели покинуть город, поскольку он будет разрушен. Зятьям, которые брали за себя дочерей Лота, показалось, что это шутка, и из Содома вышел только Лот, его жена и две дочери. Ангелы велели бежать на гору, нигде не останавливаясь и не оборачиваясь, чтобы спасти душу. Но Лот заявил, что на гору спастись не сможет и укроется в городе Сигор, на что Бог согласился и оставил Сигор целым. По дороге прочь жена Лота нарушила указания и обернулась, в результате чего превратилась в соляной столб .

Выйдя из Сигора, Лот поселился в пещере под горой вместе со своими дочерьми. Дочери, оставшиеся без мужей, решили напоить своего отца и переспать с ним , чтобы родить от него потомков и восстановить своё племя. Сначала так поступила старшая, на следующий день - младшая; обе забеременели от своего отца. Старшая родила Моава, предка моавитян , а младшая - Бен-Амми, предка аммонитян .

В Коране

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лот (в Библии)" в других словарях:

    Племянник Авраама, с которым он делил все радости и невзгоды страннической жизни. Впоследствии, разбогатев, Л. отделился от своего дяди, поселился в известном своею развращенностью г. Содоме и попал в плен к месопотамским царькам, сделавшим набег … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    1. ЛОТ, а; м. [голл. lood] Навигационный прибор для измерения глубин моря с борта судна. Ручной л. Механический л. Бросать л. (измерять глубину чего л.). 2. ЛОТ, а; м. [нем. Lot] Старинная русская мера веса, равная 12,8 грамм (применялась до… … Энциклопедический словарь

    ЛОТ, в Библии племянник Авраама, (см. АВРААМ) переселившийся вместе с ним в Ханаан из Месопотамии. После того, как между пастухами Авраама и Лота стали возникать споры из за угодий, поселился в Содоме (Бытие, 13: 5 12). Во время похода царя Элама … Энциклопедический словарь

    Праведный Лот. Книжн. Устар. Единственный добродетельный человек в дурном обществе. /i> Выражение из Библии. БМС 1998, 350 … Большой словарь русских поговорок

    Герой библейской этиологич. легенды. В книге Бытия Л. родом из Ура Халдейского, племянник патриарха Авраама, вначале был под его патриархальной властью, затем отделился и занимался скотоводством в р не Содома. Согласно легенде, только Л., его… … Советская историческая энциклопедия Википедия

    - «Лот с дочерьми», картина Х. Гольциуса Инцест (лат. incestus преступный, греховный) кровосмешение, половая связь между кровными родственниками (родителями и детьми, братьями и сёстрами). Содержание 1 История понятия … Википедия

Библия – это книга, в которой сосредоточено духовное Знание….для тех, кто хочет его достичь..
Если человек читает её только как сборник библейских историй, без любви к Богу… без «страха божьего»,
без понимания своей ограниченности и испорченности, ТО он многое будет воспринимать предвзято, согласно своему узкому пониманию всего, с чем он соприкасается…

Люди привыкли обо всём судить «по себе»…и по тому, как «принято» в обществе….
Например, кто-то глядя очередное ток-шоу с известной семидесятилетней актрисой, вышедшей в коротком платье и оголённой грудью, бравирующей своим молодым любовником и рассказывающей о том, сколько же их у неё было…, кто-то будет искренне радоваться за неё, воздавая ей славу, славу её обнажённому телу и «неувядаемой» сексапильности…, дерзая брать с неё пример в обращении к пластическим хирургам и всем видам модного и принятого в обществе драйва для души и тела…

Люди воспринимают сегодняшнее развращённое поведение своих кумиров, как норму…, как принцип жизни.., как нЕчто само собой разумеющееся….
Доходят до того, что жёны кумиров рассказывают многомиллионной ТВ аудитории, как и с кем изменяет им муж, а с кем - они….и даже на передаче присутствуют любовники, якобы, бывшие, которые рассыпаются в любви к своим подружкам и дружкам…
А вот если этот же человек, который только что аплодировал своим разгульным кумирам, прочтёт в Библии историю про Лота и его дочерей…., тут пределу возмущения и презрения не будет конца!........
И чтО особенно возмутит этого критика, это тО, что Лот являлся праведником…………

Лот – племянник Авраама, который пошёл за своим дядей прочь от язычников в новые земли, туда, куда повёл Авраама Божий Глас……Лот верил в Единого Бога так же, как и Авраам и уже поэтому стоял на праведном пути……..
Представить тогдашнюю жизнь этих людей нам крайне трудно…это были совсем другие условия и обычаи жизни…другие трудности и проблемы….

Тяжелее всех приходилось тем, кто знал и верил в Единого Бога, жил в поклонении и послушании только Ему, а не идолам и божкам….Авраама и его родных окружали племена и народы языческие, варварские, жестокие и воинствующие….Но они ни с кем не воевали, жили мирно, пасли свои стада….
Однажды Авраам предложил Лоту отделиться по причине разрастания хозяйства … не хватало пастбищных земель для скота…подступали голодные времена… Авраам предложил Лоту выбрать землю для себя:
Бытие гл 13:
«10 Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская;
11 и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.
12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.»

Да, надо сказать, что Лот выбрал землю получше…наверняка считая, что он моложе Авраама и ему ещё предстоит увеличение семейства…а у Авраама детей «не намечалось»….
Часто люди стараются тоже выбирать себе что-то лучшее, надеясь что оно принесёт им счастье..
Например, кто-то выбирает лучшее учебное заведение в другой стране….но затем там попадает в какую-то недобрую переделку…компанию… и теряет всё……..
Кто-то выбирает лучшую клинику для операции, надеясь, что здесь-то уж обязательно помогут, но в результате там делают неудачную операцию (например, пластическую) , и они терпят урон…
А вот человек купил наилучшую модель автомобиля…и..разбился на ней….
Девушка надела своё самое лучшее платье, чтобы быть самой обворожительной…и порвала его, неудачно упав прямо на глазах у всех…
Семья отправилась на самый лучший и престижный курорт…и разбилась на самолёте…

За всем этим есть духовная причина – желание быть первым… «гордость житейская»…
На примере Лота Бог хотел показать людям, что НЕ « всё золото, что блестит»…….
За красивой приманкой, зажигающей глаза гордости и самодовольства оказывается нЕчто пагубное…Почему? – Есть духовные законы….
(Библия. Притчи 16:18): «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность»

(Евангелие от Матфея 16:26): « какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?»

«Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям” (1Тим.6:8-10).

Притчи 28:20 «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным».

Притчи 11:28 «Надеющийся на богатство свое упадёт; а праведники, как лист, будут зеленеть».

Псалом 36:16-17 «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь».

Лот по вере своей быв праведником, всё же, как и многие из верующих, был недостаточно «обрезанным» в сердце своём…Бог трудился над его характером, вразумляя и наставляя через ошибки, как и многих тех, кто учится ходить перед Богом…
Праведным Лот так же назван и потому, что он НЕ участвовал в мерзостях Содома, о которых вскоре ему пришлось узнать…, ибо народ сей от праздности, пресыщения и богатства развратился до крайности.... упиваясь до бесчувствия вином, творил дела непотребные, занимаясь всеми видами сексуальных извращений и утех….

Господь видя, как необратимо и низко пал народ сей языческий, глумясь над всем святым и чистым, не веруя в Бога и Творца, но утоляя похоти свои перед идолами своими…воздал им по их мерзостям, дабы избавить землю от очага растления бесовского и показать пример иным нечестивцам, что суд грядёт!.....

Господь истребил Содом и Гоморру огнём и серою!.....
Но перед этим Ангелы пришли к Лоту, дабы вывести его и его семью из этого вертепа…
(Библия. 2 Петра 2: 7-8) : «а праведного Лота, утомлённого обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)»….
Лот мучился среди беззаконных, но продолжал там жить…его держала привязанность к материальному…
Его праведность не была подобна праведности Моисея, который «лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.» (Евреям 11:25-26

Лот не назван в Библии героем веры, или превосходным праведником…Его пример дан нам в назидание Богом, как пример того, что привязанность к материальному богатству всегда губительно сказывается на жизни и вере, создавая в характере нерешительность, томление, сомнения и несвободу….

Можно сказать, что Лот являлся праведником на грани падения…Если бы он ещё помедлил…если бы Бог не помог ему выйти из Содома…он бы погиб вместе со всеми….
Его пример – это пример тем, кто придя к Богу, пытается служить двум господам: Богу и маомоне…..Но Христос сказал: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.» (Матфея 6:24-25) --- Рано или поздно те, кто продолжает дружить с миром, не отдав свою жизнь Господу, потерпит урон и развратится…упадёт…погибнет….

И чтобы убедиться в том, что Лот приближался к падению, достаточно узнать о том, что его жена уже была намертво привязана душой к Содому, ибо ей не хотелось покидать это злое, нечестивое место…--- и хотя ангелы предупредили о том, что «уходя, уходи…и не оглядывайся…», она оглянулась…и превратилась в соляной столб…Лот потерял её навсегда….
Дочери Лота тоже, видимо, «набрались» «мудрости» Содомской….потому что решили совершить грех и спать со своим отцом ради продолжения рода….Есть и такая версия – они НЕ были родными дочерьми Лота, ибо жена Лота «гуляла» и родила от других….Лот это знал, но скрывал…и мучился…
Эту версию я не могу подтвердить или опровергнуть, потому что она может быть верной, так как жена Лота не хотела уходить из Содома…..

Тем ни менее, посмотрим, чтО дальше произошло с Лотом и дочерьми его…в каком он находился состоянии души…самочувствии?...--- Понятно, что все последние события его потрясли….он потерял много «нажитого», в спешке покинув Содом прямо накануне извержения Вулкана…
Затем погибла его жена….Он остался «у разбитого корыта»….

Я завершаю своё повествование большой выдержкой из статьи Александра Дмуха: - «Заступаясь за праведника. Лот»

Быт. 19: Поначалу Лот побоялся бежать в горы (стих 19), и пошёл, вместо этого в Сигор (стих 22).
«Затем он « вышел из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.» (стих 30)
Итак, что же... Лот удалился из города Сигор, полагая, что за «Хиросимой» последует «Нагасаки». Он боится, что гнев Божий вскоре может обрушится и на этот город. Опасения его были не напрасны.
Об этом знали и его две дочери. Вот рассуждения его дочерей: «И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли.» (Быт.19:31)
Взрослые дочери Лота, искренно думали, что на земле не осталось мужчин, кроме их отца. Они заботятся о продолжении рода человеческого. Вы скажите: «но ведь Бог сжёг не всю землю, а только несколько городов». А откуда им было это знать! Еще прибавьте сюда масштаб катастрофы... Они напуганы… У них была память о потопе во дни Ноя, когда остался Ной и его семья… А здесь похожая ситуация…. Только потоп - огненный.

Дочери торопятся: «отец наш стар». У них мысль о продолжении рода. От кого? ….. Из всех мужчин, по их мнению, остался только их отец…. Поэтому они и решаются на известный поступок, предварительно хорошенько напоив отца вином. Для чего? Потому, что трезвым, Лот этого явно бы не сделал….. Вы спросите: «а зачем он пил вино?» --- можно догадаться – его удручённое состояние души на тот момент..потеря жены, богатого дома…привычного уклада жизни и пр….привели его к потере здравости суждения и трезвению духа…он был подавлен…а дочери (причём, быть может, не родные) старались «утешить» его вином, чтобы он «забылся»….

Но этот грех этот имел далеко идущие последствия --- От дочерей Лота родились Моав и Бен-Амми, от которых пошли Моавитяне и Аммонитяне – постоянные враги Израиля. Имя Моав созвучно (по-еврейски) фразе: "от отца", а Бен-Амми означает "сын кровного родственника". Эта этимология не давала Израилю забыть о постыдном происхождении их врагов.

Четыре главных мотива звучат 19 главе Бытия: скорый суд Божий над нечестивыми хананеями; привязанность Лота к материальным вещам; милосердное избавление его Богом от погибели, и "возрождение Содома" в пещере……
На этом повествование в книге Бытие о Лоте заканчивается. А потом его имя нам и не только нам напоминает Сам Иисус Христос. Когда Иисуса спросили: «какой признак Твоего пришествия и кончины века?», то Он по мимо прочего вспоминает два события из глубокой древности. Иисус напоминает события о которых знали все. Эти события: потоп во дни Ноя и сожжение Содома во дни Лота.

«И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лук.17:26-31).
Как в первом так и во втором случае наблюдается одна и та же картина. С одной стороны гибель грешников, с другой - спасение праведников. Для одних гнев, для других - милость. Одним - смерть, другим - жизнь. Разница лишь в том, что в первом случае Бог использует для наказания - воду, а во втором – огонь.

Иисус, в приведенных им примерах, уравнивает статус Ноя и Лота. Лот оказывается на одной, спасительной стороне рядом с праведным Ноем. Эти два благочестивых человека являются для всего мира учителями. Как Ною и Лоту Бог подарил жизнь, так и всем верующим в Иисуса Бог даст спасение и жизнь вечную. Как Бог покарал грешников в воде и огне, так все не уверовавшие в Евангелие пожнут смерть.
В заключении я дам один совет тем, кто решил критиковать грехи библейских героев…-- Если вы решили обличить чей-то грех, и вам нужен живой пример из Библии. В этом случае в Писании достаточно персонажей из «черного списка». Критикуйте Каина, обличайте Илия и его сыновей, мойте кости Саулу. В Писании достаточно фигурантов, своей жизнью показавших, что так жить нельзя.

Не трогайте людей, которых Писание называет - праведниками. Неужели вы не видите разницы между ними. Она колоссальна!
И если праведник совершал грех, например как Давид, то Писание прямо и откровенно оценивает такой поступок, как – преступление. У Бога нет лицеприятия. Священное Писание - честная книга. Если же какой-то поступок святого, вам кажется не благовидным, то не торопитесь с выводами.
Если Писание прямо и недвусмысленно не осуждает, не осуждайте и вы. Не будьте пьяны эмоциями.
Прочитайте серьезные книги о культуре и обычаях того времени. …Поучитесь у Бога. Смотрите как рассуждает Судья всей земли, давая нам урок: «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18:21)
В юриспруденции есть такое понятие как «презумпция невиновности». («Презюмпируется» – т.е предполагается.) Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным пока его виновность не будет доказана в суде. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Не спешите обвинять праведников, если их поступки пока вам не понятны. Если Писание (Бог) четко и недвусмысленно не осуждает, какой либо поступок, на первый взгляд кажущийся вам не хорошим, то не осуждайте и вы. Бог судья или вы?!
В противном случае, мы становимся умнее Бога…»

Что послужило поводом для написания данной статьи? Дело в том, что мне уже не в первый раз пришлось прочитать заметку оскорбительного характера в отношении одного из Библейских праведников. На этот раз объектом нападок со стороны очередного дерзкого на язык «умника» стал праведный Лот. Причем кости сему праведнику взялся мыть, не какой-нибудь язычник, а человек, называющий себя христианином, и делал он это, руководствуясь Библией.
Мне приходилось и раньше слышать изобличающие проповеди, основанные на фарисейской логике в адрес не только Лота. Христиане, не блещущие умом (хотя им наверно очень хотелось, как раз «блеснуть»), «копались в белье» Авраама, выискивая его неверие! Высовывали они свой язык и против Иакова, внука Авраама. Доставалось и Ною, и Моисею, и Самсону. Доставалось даже апостолам Петру и Павлу! Причем эти дерзкие проповеди, часто слышишь из уст семинаристов, вся грамотность которых – греческий со словариком.
Эти горе-проповедники, рассуждения которых зиждутся в основном на эмоциях и необразованности, унижали память людей, которых Писание называет – ПРАВЕДНИКАМИ! Добрую память о которых, люди сохраняли и передавали из уст в уста, из рода в род. Их имена находятся в книге книг не в черном списке, а вписаны в Священное Писание золотыми буквами.

«Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием»

Прежде чем я начну говорить о Лоте, стоит коснуться такой темы как почтение к старшим. Эта тема проходит красной нитью практически через всю Библию. Почтение к старшим – это азы! Это фундамент, опираясь на который можно правильно выстраивать отношения в семье, в обществе, и что самое главное – с Богом. Это Он, который хочет, чтобы мы благоговели пред Ним, дал заповеди о почтении к старшим, так как самым старшим в этой цепи является Он Сам. И неужели почтительно надо относиться только к живым? А к памяти ушедших из этой жизни праведникам?

«с ним пошел Лот»

Первое упоминание о Лоте мы находим на страницах Св. Писания, которое нам повествует об Авраме, намеревающемся идти в неизвестную для него землю, повинуясь голосу Божию. Вообще, когда заходит речь о Лоте, то невольно приходится обмолвиться и об Авраме. Лот и Аврам – родственники. Лот — сын Аарана, и племянник Авраама. Авраам – дядя Лота. Судьбы этих людей связаны. Они связаны не только кровными узами, но и чем-то большим:
«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
И пошел Аврам, как сказал ему Господь» (Быт.12:1-4).
Бог заговорил с Аврамом и повелевает ему выйти из своей земли, из своего родства и пойти в совершенно неизвестную для него землю. Аврам верой повинуется Ему. Аврам был живой человек и в его уме проносились разные мысли и переживания. Каков будет путь? Где эта земля? Какие нравы у племен, проживающих там? Ведь это путешествие таило в себе опасность.
За этим повествованием следуют строки, говорящие о нашем герое: «и с ним пошел Лот» (Быт.12:4).
Явно что Аврам рассказал Лоту о повелении Бога. Лот осознанно пошел за Аврамом. А ведь он мог остаться. Ему же Бог лично ничего не говорил (особого приглашения не было). Но Лот принял решение последовать с Аврамом в неизвестную землю, не смущаясь опасностью пути, нежели остаться с языческим родством. Спустя несколько тысячелетий апостол Павел напишет о последователях Иисуса такие строки: «ходящих по следам веры отца нашего Аврама» (Рим.4:12) . Так вот, первым из этих последователей был Лот. Он не остался на родине, но предпочел быть странником и пришельцем вместе с Аврамом.

«Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом»

Аврам и Лот странствуют по обетованной земле. Наступает голод, и Авраму приходится идти в Египет. Египтяне добрыми нравами не блистали, они забрали у Аврама жену. Вместе с Аврамом в Египте находился и Лот, и он видел, как Бог вступился за праведника Аврама: «Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову» (Быт.12:17) Думаю, он запомнил этот урок, суть которого состояла в том, что Бог друзей в беде не бросает.
После этого события следует история, повествующая нам о возникшем споре между пастухами Авраама и Лота. Обратите внимание на то, что спор был не между Авраамом и Лотом. Авраам на правах старшего берет на себя инициативу и предлагает Лоту отделиться от него: «не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.» (Быт.13:9)
Лот выбрал окрестность Иорданскую. За этот выбор, Лота безосновательно упрекают некоторые критики: «Лот стремился разбогатеть! Он был движим духом наживы!» Но позвольте! Авраам, что ли был из бедного десятка? В чем вина Лота, которому Авраам – родной дядя, предлагает право выбора. Если бы Лот выбрал другую сторону, то Авраам оказался бы на его месте.
Обличители Лота, считающие его бездуховным, любят цитировать строчки Писания, которые как им кажется подтверждают их обвинительный задор: «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт.13:13) То есть Лот знал об этом, но будучи движимый духом наживы, все же выбрал эту местность. В связи с этим у меня возникает простой вопрос: а, что жители Египта, забравшие Сару у Аврама были весьма праведны? А может жители Филистимские отличались добрым нравом, когда имели виды на Ревекку? Все племена среди которых странствовал Авраам, впоследствии были истреблены Богом. Они все были «весьма грешны» и весьма безнравственны.

Дале с Лотом происходит несчастный случай. Во время войны между языческим царями, он попадет в плен: «И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли.» (Быт.14:12) Исходя из чего наши «следователи по особо важным делам» руководствуясь по всей видимости примитивным шаблоном «евангелия процветания», говорят примерно следующее: «вот пошел куда не надо, поэтому и случилась с ним беда».
Но в чем конкретно грех Лота? В том, что его ограбили и взяли в плен? Вот если бы он кого-то ограбил, то тогда можно говорить о его грехе (при этом не лишне будет вспомнить о том, как правнук Авраама – Иосиф так же попал в плен. Он, что так же виновен?)
Аврам, узнав о случившемся выручил Лота, как и Бог выручил Авраама, когда у него забрали жену. Этот смелый поступок Аврама красноречиво говорит о его дружбе и духовной близости с Лотом.

«Судия всей земли поступит ли неправосудно?»

Прежде чем мы приступим к осмыслению событий, случившихся с Лотом в Содоме, давайте вспомним, что этому предшествовало. А предшествовало сожжению городов, беседа Бога и Авраама. Авраам произносит: «не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? (Быт.18:25)
За кого же ходатайствует избранник Божий? Кого он называет ПРАВЕДНИКОМ, отделяя его от нечестивых? Авраам явно переживает за Лота и его семью. Ведь он знал, что его благочестивый племянник живет именно в Содоме.
Когда два Ангела пришли в город, а Лот не знал кто они, то он поступает как истинный праведник. Он гостеприимно приглашает их переночевать в свой дом. Когда же они не соглашаются, он все-таки уговаривает их, зная какая беда может произойти с ними. В апостольском послании к Евреям есть такие строчки: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр.13:2). Почему-то в этом случае обычно вспоминают только историю с Авраамом. Но почему? Ведь здесь написано: «некоторые» . Некоторые – это как минимум двое, а не один. Лот поступает с Ангелами, не зная кто они, точно так же гостеприимно, как и Авраам.
Мало того, когда Содомляне приступают к его дому с преступными намерениями, Лот готов пожертвовать своими дочерями, нежели сдать гостей. (Не спешите осуждать Лота, за эти слова о своих дочерях. Нам из 21 века, с нашей эмансипацией, трудно понять культуру того времени. Жизнь и честь мужчины тогда ценилась намного выше, чем честь женщины. Вспомните поступки Авраама и Исаака, в отношении своих жен. Когда у Авраама забирают Сару, он молиться. А когда берут в плен Лота, то Авраам немедля собирает отряд, вооружает людей и бесстрашно нападает на войско нескольких царей.)
Но и это не все. Лот мужественно рискует собой, ради своих гостей. При этом обратите на речь граждан Содома! Они называют его: «пришелец» (Быт 19:9) . Лот всегда был чужим для них.
Апостол Петр, вспоминая об этих событиях, написал: «Ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2Пет.2:8). Праведный Лот является для нас примером, достойным подражания. Мы, как и он окружены грешниками: в семье ли, на работе ли, в обществе. И нет места на земле, куда бы мы — христиане могли переехать и избавится от них. И то, что случилось дальше с Содомом, где жил Лот, не является наказанием для Лота, но спасением. Да, да именно СПАСЕНИЕМ его от нечестивцев:
«Ибо, если Бог…города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, ИЗБАВИЛ…то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения.» (2Пет.4:9)
Уничтожив Содом, Бог тем самым избавил и спас праведного Лота от развратных Содомлян, хотя способ спасения был довольно оригинален, как и в случае с праведным Ноем. Впрочем, Бог делает, — что хочет и как хочет, и ни перед кем в этом не отчитывается.

«спасай душу свою»

Когда Лот оказался уже вне Содома, он просит себе права бежать не на гору, куда указали ему Ангелы, а в маленький близлежащий город Сигор. Посмотрите только каков ответ Божий на эту просьбу праведника: «И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь» (Быт.19:21) . Ради праведного Лота, Бог не уничтожает город, в котором пожелал получить приют Лот. С нечестивцем Творец так церемонится бы не стал.
После сожжения Содома и Гоморры, Лот не стал оставаться в городе Сигор. По всей видимости он боялся, что такая же участь постигнет и этот город, так как нравы жителей этого города по всей видимости были похожи на нравы Содомлян.
«И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его» (Быт.19:30).
Дальше, с Лотом произошло событие, за которое его очень многие осуждают и отталкиваясь от этого осуждения, начинают с подозрительностью ангажированного следователя, выискивать и в предыдущей жизни Лота сучки да задоринки: «Вот до чего докатился! А ведь начиналось с малого!»
Итак, что же… Лот удалился из города Сигор, полагая, что за «Хиросимой» последует «Нагасаки». Он боится, что гнев Божий вскоре может обрушится и на этот город. Опасения его были не напрасны. Об этом знали и его две дочери. Вот рассуждения его дочерей: «И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли.» (Быт.19:31)
Взрослые дочери Лота, искренно думали, что на земле не осталось мужчин, кроме их отца. Они заботятся о продолжении рода человеческого. Вы скажите: «но ведь Бог сжег не всю землю, а только несколько городов». А откуда им было это знать! Еще прибавьте сюда масштаб катастрофы. Они от шока еще не отошли. У них была память о потопе во дни Ноя, когда остался Ной и его семья. А здесь похожая ситуация. Только потоп — огненный.
Дочери торопятся: «отец наш стар» . У них мысль о продолжении рода. От кого? Только от мужчины. Из всех мужчин, по их мнению, остался только их отец. Поэтому они и решаются на известный поступок, предварительно хорошенько напоив отца вином. Для чего? Потому, что трезвым, Лот этого явно бы не сделал. Вы спросите: «а зачем он пил вино?» Люди употребляли вино всегда. Сухой закон не ввел даже Моисей в своем строгом законодательстве. Да и Лот, явно не подозревал о замыслах своих дочерей. Если учесть все эти нюансы и принять во внимание, то психологическое состояние в котором они пребывали, то лично у меня претензий к Лоту нет.

«так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится»

На этом повествование в книге Бытие о Лоте заканчивается. А потом его имя нам и не только нам напоминает Иисус Христос. Когда Иисуса спросили: «какой признак Твоего пришествия и кончины века?» , то Он вспоминает два события из глубокой древности. Мессия Израиля напоминает события о которых знали все. Эти события: потоп во дни Ноя и сожжение Содома во дни Лота.
«И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лук.17:26-31).
Как в первом, так и во втором случае наблюдается одна и та же картина. С одной стороны — гибель грешников, с другой — спасение праведников. Для одних гнев, для других — милость. Одним — смерть, другим — жизнь. Разница лишь в том, что в первом случае Бог использует для уничтожения — воду, а во втором – огонь.
Иисус, в приведенных им примерах, уравнивает статус Ноя и Лота. Лот оказывается на одной, спасительной стороне рядом с праведным Ноем. Эти два благочестивых человека являются для всего мира учителями. Как Ною и Лоту Бог подарил жизнь, так и всем верующим в Иисуса Бог даст спасение и жизнь вечную. Как Бог покарал грешников в воде и огне, так все не уверовавшие в Евангелие пожнут смерть.

«сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю»

В заключении я дам один совет начинающим проповедникам. Если вы решили обличить чей-то грех, и вам нужен живой пример из Библии. В этом случае в Писании достаточно персонажей из «черного списка». Критикуйте Каина, обличайте Илия и его сыновей, мойте кости Саулу. В Писании достаточно фигурантов, своей жизнью показавших, что так жить нельзя.
Не трогайте людей, которых Писание называет — праведниками. Неужели вы не видите разницы между ними? Она колоссальна! И если праведник совершал грех, например, как Давид, то Писание прямо и откровенно оценивает такой поступок, как преступление. У Бога нет лицеприятия. Священное Писание — честная книга. Если же какой-то поступок святого, вам кажется не благовидным, то не торопитесь с выводами. Если Писание прямо и недвусмысленно не осуждает, не осуждайте и вы. Не будьте пьяны эмоциями. Прочитайте серьезные книги о культуре и обычаях того времени. Образованный проповедник, - лучше, чем необразованный. Поучитесь у Бога. Смотрите как рассуждает Судья всей земли, давая нам урок: «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18:21)
В юриспруденции есть такое понятие как «презумпция невиновности». («Презюмируется» – т.е. предполагается.) Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным пока его виновность не будет доказана в суде. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Не спешите обвинять праведников, если их поступки пока вам не понятны. Если Писание (Бог) четко и недвусмысленно не осуждает, какой-либо поступок, на первый взгляд кажущийся вам не хорошим, то не осуждайте и вы. Бог судья или вы?! Если футбольный арбитр не свистит в свисток, мало ли что показалось болельщику у телевизора. И если спортивные судьи иногда ошибаются, то Бог — НИКОГДА!
Вспомните историю, когда Давид пересчитал народ Израиля. Если бы Писание не осудило его действия, то мы бы даже и не догадались, что Давид сделал неугодное в очах Божиих. Ну, пересчитал… и что? Что в этом плохого? Однако по реакции Господа, отраженной в Писании мы поняли, — Давид поступил не хорошо. Точно так же нужно рассуждать в случае, когда нам кажется, что поступок библейского персонажа не хорош, с нашей точки зрения. Мы должны смотреть на реакцию Судьи. Если Бог не осуждает, значит все нормально. Если Небесный Арбитр не свистит в свисток, — значит нарушения правил нет. Как говорили древние Римляне: «молчание — знак согласия». В противном случае, мы становимся умнее Бога.

ПОРОДНИТЕСЬ С ПРАВЕДНИКАМИ! ВСТУПАЙТЕСЬ ЗА НИХ! БУДЬТЕ БЛАГОРАЗУМНЫ!