Франция автомобилестроение. История появления французских автомобилей. Скачок автоиндустрии во Франции

Патриарх французского автопрома (Panhard-Levassor)
История фирмы, основанной ещё в 1847 году, связана с именами инженеров Луи-Рене Панара и Эмиля Левассора. В 1894-м одна из моделей оказалась в Одессе, и Panhard-Levassor стал первым автомобилем в России. Считается, что первым автомобилем классической компоновки (мотор спереди, привод на задние колеса, рулевое колесо, пассажиры сидят за водителем) был французский Panhard-Levassor 3CV образца 1899 года.

Именно конструкция от Левассора на полвека стала эталоном европейского автостроения.
Что характерно для тех времен - все известные фирмы делали себе имя, имидж и репутацию, как правило, благодаря одной модели, от которой потом и "плясали". Не стал исключением и Panhard. Именно Panhard, ведь к тому времени один из компаньонов вышел из дела, забрав с собой часть имени.

В 1936 году Panhard выдал хит в лице модели Dynamic. Хотя легковую машину отличало множество интересных технических решений, коньком этой модели был дизайн. Мало того, переднее сиденье было 3-местным, причем водитель сидел в центре.
Война и послевоенные годы были тяжелым временем для автопроизводителей, в особенности, для производителей роскошных автомобилей. Во имя своего спасения компания Panhard в 1954 году вступила в союз с Citroen. Со временем PSA (Peugeot-Citroen) продал подразделение Panhard производителю военных автомобилей Auverland. Поэтому последние полвека Panhard больше известна броневиками.
А недавно концерн PSA сообщил о намерении возродить марку Panhard в качестве представителя своей линии люкс.

"Антилопа Гну" (Lorraine-Dietrich)
История фирмы начиналась в далеком 1684 году с небольшой кузницы в Эльзасе, которую приобрел простолюдин Жан Дитриш. Автомобильное начало датируется 1896 годом. Автомобили были весьма неплохими, ими сам Карл Бенц восхищался. На De Dietrich даже молодой Этторе Бугатти работал в начале века.

В 1905 году на базе основного предприятия в Германии и отделения во Франции было создано две независимые компании De Dietrich и Lorraine (по-французски Lorraine - Лотарингия). Через год они воссоединились - так, собственно, и появился автобренд Lorraine-Dietrich, который просуществовал вплоть до 1935 года. Фирма предлагала богатую гамму автомобилей, начиная с простенькой модели, оснащенной 2-цилиндровым мотором (10 л. с.), и заканчивая 4-цилиндровыми объемом до 6 литров. Ставились на шасси Lorraine-Dietrich кузова с вовсе экзотическими обозначениями - вроде двухместного прогулочного "бакэ" или "скифф-родстер".

На автомобиле Lorraine-Dietrich, она же "Антилопа Гну", передвигался вместе со своими концессионерами незабвенный Остап Бендер в „Золотом теленке". Почему именно Lorraine-Dietrich? Ответ прост. Ильф и Петров (авторы одноименной книги) в свое время, будучи по служебным делам в Одессе, как раз и катались на Lorraine-Dietrich.
Сама французская фирма De Dietrich процветает и поныне, являясь одним из ведущих в мире производителей бытового оборудования.

Плод "конверсии" (Voisin)
Автопром и авиапром тесно переплетены, а многие энтузиасты автомобиля переключались на самолеты и наоборот. Представителем данной категории была фирма Voisin, основанная Габриэлем Вуазеном - одним из пионеров авиации.
Вуазен не особо утруждал себя авторс-кими разработками, он купил конструкцию, которая на Citroen не пошла в производство. Немного ее доработав, он получил первый автомобиль Voisin - C1. Причем "С" не имеет не какого отношения к Citroen, Вуазен упорно называл модели первой буквой от слова char ("танк"). Не совсем понятно, почему, ведь он был все-таки авиатором. Но, главное, Вуазен начал предлагать клиентам кузова из алюминия причудливых (в основном приплюснутых и прямолинейных) очертаний. Ярчайшим примером вуазеновского автомодернизма были модели C20, C23 и особенно C27 - машина в профиль кабины напоминали дугу, а жесткая крыша полностью сдвигалась.

После войны судьба фирмы сложилась по закону жанра - возрождения не получилось, и к 1959 году ее существование прекратилось.
Сам Вуазен умер только в 1973 году. Представьте себе, человек, который строил первые самоходные коляски, дожил до 1973 года, увидев фактически автомобили будущего в своем понимании. Жизнь удивительна!

Для тех, кто молод сердцем (Amilcar)
После окончания Первой мировой войны, аристократы соскучились по тратам и щеголеватости, а капиталисты-проходимцы, накопившие деньжат за войну ломали голову, куда бы их вложить. Изучив конъюнктуру рынка, два смельчака, Эмиль Акар и Жозеф Лами, вышли к инвесторам с концептом спорткара. Уговаривать богачей долго не пришлось, их буквально засыпали деньгами.
Название Amilcar является анаграммой (слово составлено путем буквосочетания других слов) от Lamy и Akar.

Первый Amilcar CC пошел в серию только в 1921 году, но зато основательно подготовившаяся фирма с ходу начала строить свыше тысячи машин в год. Однако настоящая слава к фирме пришла с моделью CGS 1924 года. Это был довольно интересный экземпляр - гоночный кузов спереди рассчитан на двоих, а сзади нашлось место и для третьего пассажира. Визитной карточкой автомобилей была эмблема в виде пегаса на капоте.

Вскоре идиллия была нарушена. Депрессия. Последней попыткой вернуть былую славу стала модель Pegase, но это был скорее эмоциональный шаг, нежели прагматичный, и в 1937 году фирма была поглощена компанией Hotchkiss, где производство продолжалось только два года.

Главным конкурентом Amilcar была созданная в том же году компания Salmson - обе фирмы выпускали почти одинаковые автомобили. Острое соперничество не дает повода однозначно утверждать, кто же из них создавал лучшие машины.
"Братская могила" (Hotchkiss)
В автопром спешили влиться все, кто не попадя: велопроизводители, трактористы, железнодорожники, кузнецы, авиаторы. Нашлось место и оружейникам. Hotchkiss в прошлом славилась своими пулеметами.

Начав с поставок комплектующих для автомобилей Panhard-Levassor, фирма Hotchkiss в 1903 году выдала и первый автомобиль. С 1909 года Hotchkiss решительно засела в сегменте "люкс", но не стала включаться в гонку мощностей и размеров, а сосредоточилась на разумных параметрах. Эта скромность здорово помогла в период депрессии, когда любители померятся двигателями исчезали один за одним. Со своими двигателями, автомобилями и оружием компания Hotchkiss стала крупнейшим производителем в предвоенной Франции.

После войны Hotchkiss попыталась подняться в качестве производителя армейских вседорожников и на выпуске легковых автомобилей. В отчаянной борьбе за военные заказы, перебиваясь поставками грузовиков и броневиков, Hotchkiss продержалась до начала 70-х. В 1982 году остатки фирмы, далекие от мира автомобилей, были национализированы и переданы концерну Thomson.
Но примечательна эта фирма не своими автомобилями и не тем, что превратилась из оружейной в автомобильную, а тем, что Hotchkiss стал "братской могилой" для ряда некогда славных французских автофабрик.
В 1937 году Hotchkiss вобрала в себя разорившуюся фирму Amilcar. А в начале 50-х подобрала легендарную Delahaye, до того поглотившую не менее аристократичного соперника Delage.

В настоящее время автомобильная индустрия Франции занимает ведущую позицию во всей своей промышленности. Дизайн этих автомобилей всегда был ярким и неповторимым. Французские конструкторы отличаются гармоничным проектированием автомобилей, сочетая в них скорость и комфорт.

Франция не теряет звания «мировой столицы моды» даже касаясь автомобилестроительной индустрии. Глядя на такие модели как "Alfa Romeo", «Citroen», «Renault» или «Peugeot» можно сказать, что это действительно произведение искусства. По ежегодному выпуску французы уступают лишь Японии и Германии. Рассмотрим компании, которые занимаются производством и выпуском автомобилей во Франции.

«Renault »

Это крупнейшая во всей Франции автомобилестроительная компания, выпускающая легковые, спортивные и грузовые транспортные средства. Появилась эта компания в 1898 году благодаря изобретателю Louis Renault, с ранних лет интересовавшемуся техникой, который и создал первый во Франции автомобиль. Изначально фирма называлась «Братья Рено», так как свое предприятие Louis создавал вместе с братьями. По мере развития фирма начала производить более крупные и мощные автомобили. Компания «Renault» выложила немало денежных средств на разработку альтернативных видов горючего и водородных силовых агрегатов. В наши дни пилоты «Renault» на гоночных соревнованиях таких как «Формула-1» занимают одну из первых позиций.

«Peugeot SA»

Частная французская фирма, которая принадлежит старинному роду промышленников и конструкторов. Занимается выпуском спортивных, гоночных и легковых автомобилей. Помимо этого компания специализируется на производстве велосипедов и мотоциклов. В начале прошлого века производство компании было основано на выпуске дешёвых и приспособленных к городскому циклу автомобилей. Так, же не забывалось и производство гоночных автомобилей. Благодаря чему и была создана модель Peugeot Goux, которая являлась абсолютным рекордсменом тех лет по развитию скорости (187 км/ч). В 1966 году руководством компаний Peugeot и Renault было подписано соглашение о сотрудничестве, в 1974 к ним присоединилась и компания Citroen, создав, таким образом, единый концерн. На сегодняшний день автопредприятия Peugeot распространились по всему свету.

«Citroen »

Эта компания специализируется исключительно на производстве легковых автомобилей. Хотя её история началась с производства боеприпасов ещё во времена 1-ой мировой войны. После чего она переключилась на серийный выпуск авто. Andre Citroen (создатель компании Citroen) был в

автомобилей под своей маркой независимо от того, что входит в корпорацию «Peugeot». Модельный ряд этих автомобилей очень разнообразен, начиная от легковых машин заканчивая грузопассажирскими автобусами. Стоит отметить, что у этих автомобилей очень высокие показатели по уровню безопасности.

На автосервис рад предложить вам широкий выбор кузовных запчастей для всех иномарок , а также услуги сервис-центра Рено , Пежо, Ниссан и Ситроен в Ростове-на-Дону.

Автомобили Франции известны во всем мире своим качеством и полным соответствием современным требованиям безопасности. Отличное качество французских авто является прямым следствием высокого уровня развития автомобильной отрасли страны.

Основная часть всех предприятий автомобилестроительной отрасли Франции расположена в Северном районе страны, а также в Нормандии, Эльзасе. Самыми заметными производителями автомобилей, несомненно, являются компании Renault и Peugeot Citroen, продукция которых поставляется в страны Европы, Азии, а также за океан. Столь ограниченное количество крупных производителей автомобилей во Франции позволяет сделать вывод о том, что данная отрасль является сильно монополизированной. Упомянутые выше компании обеспечивают более чем 90% общего производства авто. Франция во всем остальном мире практически на все 100% представлена автомобилями именно этих производителей. На предприятиях этих концернов в общей сложности работает более 2,5 миллионов человек.

К недостаткам можно отнести цену французских автомобилей. При сравнении моделей похожего класса разных мировых производителей французские машины, такие, как Renault, Citroen и и Peugeot проигрывают конкурентам. Кроме этого, противники автомобилей французских марок ставят в укор разработчикам и достаточно дорогое обслуживание моделей. И действительно, специфическое мышление конструкторов автомобильных компаний из Франции привело к тому, что для устранения даже несложной неисправности необходимо разобрать едва ли не пол автомобиля. К примеру, замена аккумулятора в Citroen возможна только в условиях сервиса.

Читайте также:

Однако о том, что французские марки автомобилей имеют много поклонников, которые любят французский шарм, воплощаемый так же и в оформлении машин, говорят многочисленные рейтинги, а также объемы продаж автомобилей этих марок. К примеру, в десятке финалистов текущего года оказался Citroen DS5, а мечтающих приобрести Renault Sandero в России так много, что приходится несколько месяцев стоять в очереди.

Крупные автопредприятия Франции

Citroën (1919 — наши дни)

Peugeot (1889 (?) — наше время)

Когда началась история «современного» Peugeot — сказать сложно, ведь самостоятельное название французской мануфактуры известно еще в позапрошлом веке — они делали ручные кофемолки и перечницы (1840 гг..), в 1858 году Эмиль Пежо запатентовал стоящего на задних лапах льва в качестве своей торговой марки, затем мануфактура переключилась на криолиновую одежду, зонтики, столярные инструменты (в дореволюционной России 1901 года они весьма ценились), велосипеды и наконец, в 1889 году был выпущен первый автомобиль. Дальнейшие разработки носили основное название Type и дальше — порядковый индекс.

В 1896 году Арман Пежо основал собственное производство автомобилей «Société Anonyme des Automobiles Peugeot», уже через 3 года производство (и продажи) новых Пежо достигли 300 единиц в год (при 1200 продаж во всей Франции).

В 1901 году на Парижском автосалоне был представлен новый 1-цилиндровый 5-сильный двигатель с 652 см3 объема, разработанный талантливым (но весьма молодым) инженером Этторе Бугатти — с этого года имя Peugeot перестало ассоциироваться с консервативным образом и стало лидером стиля.

Renault (1899 — наше время)

Компания братьев Рено была основана в 1899 году. Новая фирма сделала ставку на выпуск недорогих компактных автомобилей высокого качества. Первая мировая война внесла коррективы в ее работу, однако уже в 20-е годы предприятие Луи, Марселя и Фернана Рено стало активно расширять производство легковых автомобилей и других видов транспорта. В 1921 году в Булонь-Бийанкуре был запущен первый конвейер. Накануне Второй мировой войны «Анонимное общество заводов Renault» выросло в полноценную корпорацию - увеличилось число предприятий во Франции, были построены заводы в Великобритании и Бельгии. Луи Рено стал единоличным владельцем компании.

Сразу после войны, в 1945 году, концерн Renault был преобразован в государственное предприятие.(Луи Рено скончался в октябре 1944 года). Национализация не изменила философию компании - главными принципами по-прежнему оставались постоянная модернизация производства и выпуск доступных и качественных легковых автомобилей.

Активный рост корпорации продолжался до начала 1980-х годов. Открывались новые заводы во Франции, а в других странах Европы, Азии, Латинской Америки и в Канаде появлялись предприятия по сборке. К концу 1970-х компания Renault вышла в лидеры автомобильного рынка Франции и стала экспортером автомобилей номер один в Европе.

Автомобили Renault вписали яркие страницы в историю мирового автомобильного спорта. Команда «Рено» неоднократно побеждает в Формуле в гонках «24 часа Ле-Мана», ралли Париж-Дакар и других престижных соревнованиях. С «Рено» сотрудничают выдающиеся автогонщики наших дней - Найджел Мэнселл, Ален Прост, Михаэль Шумахер.

Bugatti (1909 — наше время)

Все началось в 1908 году, талантливый инженер, а в последствии и преуспевающий промышленник Этторе Бугатти (Ettore Bugatti) создавал свое первое детище — Bugatti Type 10. Внешний вид Type 10 очень напоминает Coupe des Voiturettes Isotta Fraschini 1908 года, что дает повод для высказывания, что именно эта машина вдохновила Бугатти на создание Type 10. Работу над автомобилем Этторе Бугатти вел в подвале своего дома в Кёльне. Первый автомобиль имел рядный 4х цилиндровый, 8и клапанный двигатель, объемом 1131 куб. см. Первый «блин вышел комом», автомобиль был далек от совершенства, но шасси Type 10 признали удачным, и оно было использовано в следующих моделях Bugatti.

Первая Мировая Война могла стать концом марки Bugatti, но после войны, в 1919 году Этторе Бугатти организовал производство в одной из стран-победителей. Франция стала новым, домом для Bugatti, именно на её территории Bugatti навсегда прославила своё имя в истории автомобилестроения.

После Второй Мировой Войны стало ясно, что компания Bugatti, в том виде, что она существовала, не сможет больше приносить прибыль: в разрушенной Европе больше не было достаточно денег на роскошь. Bugatti держалась «на плаву» благодаря престижу и финансам накопленным за 40 лет работы. Возможно, Bugatti могла бы продолжить свое существование, но в 1947 году умер Этторе Бугатти. Для компании это был смертельный удар, именно отец-основатель поддерживал престиж Bugatti. Компания просуществовала до 1963 года, но за это время она выпустила всего 6 моделей.

В 1998 году марку Bugatti под свое крыло взял концерн Volkswagen, приняв решение возродить легендарное гоночное имя — в том же Molsheim in Alsace, на том же заводе, с сохранением истинных стремлений и желаний Этторе Бугатти.

Малые автомобилестроительные компании Франции

ACMAT (1958–наст.время)
Aixam (1984–наст.время)
Auverland (1984–наст.время)
De Clercq (1992–наст.время)
DeLaChapelle (1985–наст.время)
Exagon Motors (2005-наст.время)
Ligier (1971–наст.время)
MDI (1988-наст.время)
Microcar (1980– наст.время)
PGO (1986–наст.время)
Venturi (1984–наст.время)

Политический кризис во Франции в начале 1930-х годов

После ухода Пуанкаре с поста председателя правительства безуспешную попытку воссоздать правоцентристскую коалицию предпринял А. Бриан. Однако возглавляемый им кабинет просуществовал лишь три месяца. Впоследствии Бриан сохранил пост министра иностранных дел, но и в этой сфере его деятельность утратила былую эффективность. Несмотря на активные попытки придать второе дыхание европейскому интеграционному процессу, французской дипломатии так и не удалось сформировать на этой основе достаточно стабильную систему взаимоотношений европейских держав. Все большее недовольство в стране вызывала пацифистская политика в отношении Германии, в том числе присоединение Франции к плану Юнга, досрочная эвакуация оккупационных войск из Рейнской зоны. Ситуация в Европе становилась все более напряженной, и это давало дополнительные преимущества тем политическим силам, которые ратовали за наращивание военной мощи, возращение к традициям «сильной политики».

Экономическая целесообразность принимаемых правительством мер была очевидной. Однако политический курс правительства был чрезвычайно уязвим. Получив поддержку правореспубликанских партий при проведении антикризисной программы, Тардье и Лаваль не могли рассчитывать на нее, начни они сколько-нибудь существенные изменения конституционного строя. Между тем именно в глубокой трансформации государственного устройства они видели залог эффективности проводимых преобразований. Идея перехода к авторитарным методам государственного управления не имела широкого резонанса среди политической элиты страны. Само же республиканское движение оказалось в этот период в не менее сложной ситуации. Жесткая финансовая политика правительства Пуанкаре, а затем и переход к косвенному государственному регулированию в период правления Тардье и Лаваля мало согласовывались с той идеологической эволюцией, которую претерпевал правый центр в первые послевоенные годы. Экономический кризис во Франции фактически остановил дрейф республиканцев в сторону нового либерального синтеза, способствовал расколу их электората. Политическая инициатива вновь начала переходить к левым партиям.

Накануне очередных парламентских выборов 1932 г. правительственные круги сделали ставку на лозунг порядка и стабильности, раздув пропагандистскую кампанию вокруг убийства 13 мая 1932 г. президента Поля Думера русским эмигрантом Горгуловым (Думер был избран на этот пост лишь за несколько месяцев до убийства). Тардье выступил на этот раз как лидер широкого фронта правых партий, не получившего, впрочем, какого-либо официального оформления. Особенностью его избирательной кампании было использование радио в качестве пропагандистского средства (впервые во Франции). Накануне выборов правительственное большинство добилось и проведения новой реформы избирательной системы - отныне мажоритарные выборы проходили в небольших одномандатных округах в один тур (для победы было достаточно относительного большинства). Такая система благоприятствовала «независимым» кандидатам, а также правоцентристским партиям, не сумевшим достичь единства и поэтому не рассчитывавшим на взаимную поддержку во втором туре.

Левой оппозиции, напротив, удалось создать накануне выборов новую коалицию. Инициаторами воссоздания «Картеля левых» на этот раз выступили социалисты, выработавшие альтернативный проект дирижистской политики, близкий по духу к классическому кейнсианству. Основными идеями их программы были создание широкого государственного сектора за счет национализации стратегически важных отраслей и предприятий, сокращение военных расходов, создание единой государственной системы социального страхования, ввод 40-часовой рабочей недели и правовая регламентация трудовых отношений. К этой программе, несмотря на существенные разногласия внутри партии, присоединились и радикалы.

На выборах в мае 1932 г. левые одержали достаточно убедительную победу, получив 368 мандатов из 594. Крупнейшую фракцию образовали радикалы - 157 мест. У СФИО оказалось 129 депутатских мандатов. При поддержке всех левых фракций парламента Эррио сформировав устойчивое правительство Картеля. Однако политика его кабинета оказалась достаточно неудачной. Как и в период «первого издания» Картеля, Эррио уделил значительное внимание корректировке внешнеполитического курса страны. Правительство санкционировало решение Лозаннской конференции 1932 г. об окончательном прекращении репарационных выплат Германией и согласилось с решением Женевского совещания в декабре того же года о равноправии Германии в военно-правовых вопросах. Инициатором этих решений выступала английская дипломатия, тогда как Франция проявляла все меньшую самостоятельность на мировой арене. Единственным исключением стало подписание в 1932 г. советско-французского пакта о ненападении. Но в условиях нарастания фашистской опасности в Германии этого было явно недостаточно для защиты национальных интересов.

Во внутренней политике правительство Эррио также не смогло добиться значимых успехов. Полной реализации предвыборной программы помешали внутрипартийные разногласия - борьба групп Даладье и Эррио в партии радикалов и соперничество фракций в СФИО. В итоге основой антикризисной политики осталась жесткая бюджетная экономия, за которую ратовали и предшественники Эррио. Под давлением левых фракций Национальное Собрание вотировало после ожесточенных дискуссии ряд новых налогов на предпринимателей в том числе на биржевые операции, движимое имущество. Но каких-либо радикальных изменений в динамику экономического развития это не внесло, и уход Эррио с поста председателя правительства в декабре 1932 г. символизировал бессилие Картели перед нарастающими экономическим проблемами. Сменившиеся затем в течение полутора годов шесть правительственных кабинетов, возглавляемых радикалами, не изменили ситуацию. СФИО постепенно отошла от формирования кабинетов. Парламентское большинство левого центра становилось все более условным. В начале 1934 г. Картель окончательно распался. В период до следующих парламентских выборов в апреле 1936 года сменилось еще пять правительств «перемирия партий», не имевших прочной опоры в парламенте, но претендовавших на роль «общенациональных». Объединить сколько-нибудь широкие политические силы их лидерам не удалось. Национальное Собрание превратилось в арену постоянных межфракционных конфликтов, экзальтированных прений, открытого политического торга. Центристские партии были деморализованы, а на фоне нового витка экономического кризиса началась быстрая поляризация политических сил. На арену выступил французский фашизм.

Как появились французские автомобили

Когда возникает диалог об автомобилях и автомобильных державах, все вспоминают Германию, Японию, Америку.
Однако, согласно статистическим исследованиям - третье место по выпуску автомобилей в Европе занимает именно Франция.

Французские автомобили пользуются успехом по всему миру благодаря своему стильному дизайну, разнообразию и хорошему соотношению цена – качества.

А история французской автомобильной промышленности уходит своими корнями в 18 век. Именно тогда во Франции появилось первое транспортное средство – паровая телега Кюньо.

Паровая телега Кюньо

Французский изобретатель, капитан армии Никола Жозеф Кюньо провёл испытания своей первой механической повозки в 1765 году. Она приводилась в движение паровой машиной и могла перевозить четырех пассажиров, достигая при этом скорости9,5 км/ч.
Свое дальнейшее развитие она получила при поддержке военного министерства Франции. Благодаря ему Кюньо поручили спроектировать для нужд армии артиллерийский тягач.
В 1796 году паровой автомобиль был построен и представлен непосредственному заказчику – военным. Основой для автомобиля служила массивная дубовая рама на трёх колёсах. Двухцилиндровая паровая машина и котёл крепились на подрамник переднего колеса, которое было управляемым и ведущим.
Управлять повозкой приходилось двум людям, поскольку вес её составлял две тонны – одну тонну весила сама машина и ещё одну тонну – запас воды и топлива.
В 1770 году Кюньо построил ещё один вариант паровой машины, но дальнейшее развитие это транспортное средство не получило.
Однако, свою роль она выполнила – таким образом во Франции зародилось автомобилестроение.

Первый автомобиль из Франции

Создание Николас-Августом Отто пригодной для использования модели двигателя внутреннего сгорания, а также разработки Готлиба Даймлера в области его усовершенствования дали существенный толчок развитию автомобильной промышленности по всему миру, в том числе – и во Франции.
Новую эру в строительстве машин во Франции открыл Эдуард Деламар - Дебуттевиль со своим помощником Леоном Маландином. Они построили и представили свой автомобиль в 1883 году – раньше Карла Бенца и Готлиба Даймлера. Изначально двигатель этой машины работал на газу, однако, в связи с тем, что шланг газоснабжения мотора сломался на первых же испытаниях,газ был заменен на бензин. Это транспортное средство поехало впервые на небольшой дороге от Фонтэн ле Бурга в Каилли, Нормандия, в начале февраля 1884.
Однако Деламар – Дебуттевиль не смог добиться от этой машины и ее последующих модификаций полноценной работоспособности. Они ломались, взрывались во время испытаний и так никогда и не были запущены в производство.
Таким образом, пальма первенства по выпуску автомобилей была упущена Францией и отдана на откуп Германии – Даймлеру и Бенцу.

Пионер французского машиностроения

Первым французским производителем автомобилей стала компания «Panhard et Levassor». Она была создана Эмилем Левассором и Луи – Рене Панаром, владельцами небольшой фабрики по производству деревообрабатывающих станков. Их карьера автопроизводителей началась в 1889 году – с момента приобретения ними лицензии на двухцилндровый мотор у Готлиба Даймлера. Через два года после этого широкой публике были представлены два экипажа, которые использовали этот двигатель.
Левассор много экспериментировал с компоновкой автомобиля – он пробовал разместить мотор сзади, посредине машины. Во время этих экспериментов Панар совершил революцию, поместив двигатель в передней части машины. Таким образом, в 1891 году Левассор предложил конструкцию автомобиля, которая была актуальна ещё многие годы. Именно он впервые в истории автомобилестроения применил сочетание заднего привода и переднего расположения двигателя в своих машинах.
Первые машины Panhard et Levassor на продажу начали выпускаться в 1892 году. Со временем автомобиль проходилмногочисленные усовершенствования и модернизации и выпускался до 1898 года.
В 1894 – 1897 годах начали зарождаться автомобильные соревнования. Во время проведения автопробега Париж – Бордо – Париж машина Panhard et Levassor первая преодолела огромное для того времени расстояние в 1150 километров.
До начала Второй мировой войны компания выпускала дорогие машины высшего класса. Например, в 30 – е годы было создано купе Panhard Dynamic. Однаковойнасущественно изменила спрос на рынке, и компания переориентировалась на производство автомобилей эконом – класса.
В 1946 году компанией был выпущен революционный для того времени автомобиль Panhard Dyna. Он был переднеприводным, а его кузов был сделан из алюминия.
Однако несмотря на все применяемые новации общий уровень продаж автомобилей Panhard был невысок и в 1967 году фирма прекратила своё существование в результате поглощения её концерном Citroen.

Большая двойка

Французская автопромышленность дала миру много славных имен. В разные времена такие марки как Delahaye, Facel Vega, Hotchkiss задавали тон в мировой автомобильной промышленности и были синонимом престижа и роскоши. Однако, все они канули в Лету и остались частью истории, а ныне героями французского автомобилестроения являются совсем другие компании – концерны PSA Peugeot Citroen и Renault.Несмотря на то что история их создания уходит корнями в 19 век они успешно функционируют и процветают в наше время и выпускают истинно французские автомобили.

Renault

Компания Renault была создана в 1899 году Луи Рено. Он с раннего детства интересовался техникой, и создал свой первый автомобиль в 1898 году. Это была лёгкая машина, мотор которой развивал всего 0,75 лошадиной силы.
За её выпуском последовал второй автомобиль, получивший название «модель A». На неё был установлен мотор Де Дион, мощность которого составляла 1,75 лошадиных сил. Благодаря удачной конструкции автомобиль стал пользоваться спросом, что и послужило основой для создания компании Renault, которая в 1899 году выпустила и продала 15 таких машин.
Начиная с 1900 года компания Renault начала выпускать машины большего размера и мощности. Первенцем новой линейки автомобилей стала модель AG1, которая предлагалась с разными типами кузовов. Её можно было заказать в виде ландо, капуцина, дубль - фаэтона и закрытого лимузина.
В годы Первой мировой войны компания перепрофилировалась и снабжала французскую армию двигателями для самолётов, танками, судами и прочей техникой.
Несмотря на смерть в 1903 году Марселя Рено – брата Луи, в результате неудачного выступления в автогонках в 30-е годы прошлого столетия автомашины марки Renault всё чаще можно было встретить на спортивных соревнованиях в качестве победителей.
Одним из знаковых достижений для автомобилей марки стал первый переезд через пустыню Сахара, который состоялся на специально для этого построенном шестиколёсном прототипе в 1923 году.
Вторая мировая война стала тяжёлым испытанием для компании. До 1940 года она была одним из ведущих поставщиков французской армии. Однако, после оккупации Франции она перешла под контроль немцев и продолжила работу уже на немецкую армию.
После освобождения Франции Луи Рено был обвинён в сотрудничестве с нацистской Германией и арестован. Его поместили в тюрьму Френ, где он умер 24 октября 1944 года в результате жестокого обращения – ему проломили череп. Расследование смерти Луи Рено французским правительством не проводилось, дело пустили на самотёк, и в январе 1945 года компания Renault была национализирована и стала государственной собственностью. В 1967 году наследник Луи, его сын Жан - Луи Рено, получил от французского правительства небольшую компенсацию за национализированную компанию, однако сам Луи официально не реабилитирован по сегодняшний день.
Компания Renault продолжает успешную деятельность по выпуску автомобилей по сегодняшний день.
В 1999 году она стала собственником компании Dacia (Румыния), крупнейшим акционером Samsung Motors (Южная Корея) и владельцем крупного пакета акций компании Nissan (Япония), которая при помощи французов была выведена из тяжелого кризиса.
Наивысшим достижением компании Renault в спорте стали победы в 2005 и 2006 годах собственной команды Renault F1 в личном зачётеи в кубке конструкторов Формулы 1.
За время своего существования компания выпустила много знаковых автомобилей, которые становились ориентиром для мировой автомобильной промышленности.

Среди них:

  • Renault 5первый в мире автомобиль класса «супермини»
  • Renault Espace – первый европейский минивэн и многие другие.

Автомобили компании получали шесть раз первую премию в номинации Европейский автомобиль года.
В свое время основатель компании Луи Рено установил высокую планку для современников. Ведь ее история насыщена победами, призами и признанием автолюбителей со всего мира. И ее восхождению и развитию не помешали ни войны, ни слияния, ни разрушения, ни даже обвинение в измене.

PSA Peugeot Citroen

Концерн PSA Peugeot Citroen был создан в 1976 году путем объединения двух автомобильных компаний - Peugeot и Citroen.
Каждая из этих компаний имеет свою долгую историю.
Свою деятельность в качестве автопроизводителя Арман Пежо – будущий создатель фирмы Peugeot начал в 1889 году. Именно тогда под его патронатом была спроектирована и выпущена паровая машина. Впоследствии паровая установка уступила месту бензиновому мотору, который выпускали по лицензии Готлиба Даймлера.
Эти ранние модели получали название «Type» и число по порядку начиная с 1895 года.

Пежо стал первым производителем, который использовал резиновые шины на бензиновом автомобиле (в 1895 году), а также пионером в автогонках - принял участие в 1894 году в гонке «Paris - Rouen Rally».

В 1896 году Арман Пежо создал компанию «Société Anonyme des Automobiles Peugeot», построил новый завод в Audincourt и полностью сосредоточился на выпуске автомобилей. В том же году он начал сам производить двигатели для автомобилей собственной конструкции.
Компания росла и развивалась и после смерти Армана Пежо в 1915 году его дело продолжили развивать другие члены его семьи.
Фирма успешно пережила Первую мировую войну во время которой занималась производством оружия, военных автомобилей, танков и снарядов.
После окончания войны производство автомобилей было возобновлено. Компания выпускала автомобили разных классов – как недорогие - Peugeot 201, так и высшего класса - Peugeot 401 и Peugeot 601.
Вторая мировая война на некоторое время прервала развитие автомобильного бизнеса компании. Однако, вскоре после её окончания фирмой были запущены в продажу новые модели - Peugeot 202 в 1946 году, Peugeot 203 – в 1947 году, Peugeot 403 – в 1955 году.
В 1974 году компания Пежо купиласначала 30% акций Citroen, а затем – в 1975 году, стала ее полноправным владельцем.Так была образована компания PSA Peugeot Citroen.

Citroen

Компания была основана в 1919 году промышленником Андре Ситроеном.
Изначально фирма позиционировалась как производитель недорогих автомобилей, предназначенных для массового выпуска. Однако у нее тоже были свои достижения. Например, в 1934 году она выпустила на рынок революционную по тем временам и очень успешную модель Traction Avant. Эта модель была одним из первых переднеприводных автомобилей массового производства, которая пользовалась отличным спросом и успешно выпускалась до 1957 года.
В 1948 году Citroen представил автомобиль 2CV, который благодаря своей дешевизне и простоте в обслуживании завоевал популярность во Франции и во всём мире и выпускался 42 года – до 1990 года, не претерпев никаких значительных изменений в конструкции.
Ещё одна легендарная модель фирмы была выпущена в 1955 году – Citroen DS – 19. Помимо революционного дизайна в ней были применены ряд технических инноваций – дисковые тормоза на всех колесах, усилитель руля и тормозов, гидропневматическая подвеска, которая обеспечивала плавность хода и могла приподнимать или опускать кузов автомобиля.
В 1978 году PSA Peugeot Citroen приобрела европейское подразделение фирмы Chrysler.
Все эти инвестиции вызвали серьезные финансовые проблемы для всей группы PSA - с 1980 до 1985 PSA компания интенсивно теряла прибыль.
Только благодаря тому, что в 1983 начался выпуск Peugeot 205, который пользовался небывалой популярностью по всему миру и вошёл в десятку самых массовых автомобилей XX века, дела концерна пошли на поправку.
В 1984 концерн PSA начал устанавливать контакты с Китаем, что привело к успешному созданию предприятия Dongfeng Peugeot-Citroën Automobile в Юхани, который осуществляет сборкуи продажу продукции концерна на китайском рынке.
В начале девяностых годов провал Peugeot 405 заставил компанию прекратить операции в США и Канаде после 33 лет присутствия на местных рынках.

Автоспорт

Раллийная команда Citroën достигла больших успехов в чемпионате мира по ралли. Она 8 раз выигрывала зачет производителей (2003 - 2005 года, 2008 - 2012 года), а ее пилот Себастьен Лоеб стал девятикратным чемпионом мира в личном зачете.
На сегодняшний день концерн выпускает широкую гамму моделей автомобилей, которые охватывают все основные рыночные ниши и успешно осваивает новые рынки, а именно - Китая, России и Южной Америки.