О блоге
Ведическая культура подобна древу желаний. Каждый сможет найти в ней всё, что необходимо для поддержания полноценной и счастливой жизни. В ней сосредоточено великое множество знаний и наук: от кулинарии и науки о здоровье аюрведы, помогающей справляться с повседневными вопросами, до таких глобальных наук, как социология, психология, политика, связанных с процветанием всего общества и каждой индивидуальной личности с ее потребностями, предназначением, и той уникальной ролью, которую она может сыграть, занимая свое истинное положение.

Рецепт преодоления печали

Балансирующий элемент духовной жизни или рецепт преодоления печали.

 Мы часто слышим, что в жизни нужно найти баланс. Разные философии, учения, психотехники и даже точные науки объясняют необходимость поиска гармонии и отказа от крайностей. Если мы хотим ездить на велосипеде, то первое, чему надо учиться, чувству равновесия. Так же и в духовной жизни: поиск золотой середины – основа равновесия в душе. И чем быстрее мы обретем её, тем проще нам будет крутить педали и наслаждаться путешествием…



Есть знаменитый стих, который приводит Рупа Госвами:

«анукулйасйа санкалпах пратикулйасйа варджанам

ракшишйатити вишвасо гоптритве варанам татха

атма-никшепа-карпанйе шад-видха шаранагатих

тава смити вадан вачах татхаива манаса видан

тат стханам ашритас танва модате шаранагатаха»

(«Шри Сатвата-тантра», 73; «Хари-бхакти-виласа»; ЧЧ, Мадхья, 22.100)

В нём говорится о 6 принципах развития любви к Богу: 



  • Принятие всего благоприятного для развития любви
  • Отвержение всего неблагоприятного
  •  Уверенность в том, что Господь защитит
  • Принятие Бога, как своего высшего покровителя
  • Отсутствие планов, отличных от Его планов
  • Смирение

Это лестница постепенный процесс. И начинается все с принятия благоприятных для духовного пути вещей. Зачастую вдохновленные искатели и начинающие подвижники сразу стараются запустить весь механизм духовной жизни. Это ведет к отказу от многих элементов, составлявших их прошлую материальную (кармическую) жизнь. Само по себе это правильно. Развитие духовного вкуса предполагает уменьшение вкуса материального. Вот только уменьшается он медленней, чем хотелось бы, что порождает сомнения в уме начинающего йога: 

«Может, я что-то делаю не так?»«Может моих усилий недостаточно?».«Может вкус к чипсам и сериалам все-таки сильнее вкуса чистой любви к Богу…» 

В какой-то момент такой йог сталкивается с тем, что не может побороть свои привязанности. От чего-то он отказывается легко, но другие сильные самскары (впечатления прошлого) живут и процветают глубоко в подсознании, периодически показывая неприличные знаки из этой неприступной крепости



После серии безуспешных попыток игнорировать или подавить своё вожделение, гнев, зависть, какие-то подозрительные привычки, такой садхака (практикующий) разочаровывается в себе или в духовной практике. Но есть один нюанс, который важно понимать, прежде чем откладывать чётки в сторону и посыпать голову пеплом.

ЙОГА – ЭТО НАУКА! 

Вот так. Большими буквами. Наука со своими закономерностями и стадиями развития. Не нужно отчаиваться, хотя этот период неизбежен. Как был он и у Арджуны в начале «Бхагавад-Гиты», и даже получил говорящее название – «вишада-йога» или «йога отчаяния». Важно понимать, что только теперь, с разочарования в собственном могуществе, всё и начинается

 И первым пунктом идет не ОТКАЗ ОТ НЕНУЖНОГО, а ПРИНЯТИЕ НУЖНОГО! Или благоприятного для развития любви. 

Сначала мы должны зацепиться за путь, привлечься им, получить вкус. У нас уже есть немалый опыт, что материальные наслаждения ведут к страданиям. Мы всё понимаем разумом, но какая-то неведомая сила толкает нас снова и снова действовать неправильно. Мы одновременно осуждаем и наслаждаемся этим. Такое состояние называется «частичным пробуждением», когда личность разумом понимает, что это иллюзия, но не может еще перестать получать драйв и вкус, окунаясь в волны Майи.

Что бы ни случилось, кем бы я не был сейчас, я все равно буду продолжать учиться любить и служить Богу.

Чувство вины и постоянного покаяния приводит к депрессии, делает человека пассивным: «Я знаю, что это плохо, но продолжаю это делать!» Классический комплекс неполноценности. И как эту проблему решают психологи? 

Relax. Расслабься. Отпусти проблему… 

На самом деле Кришна частично с ними солидарен. Он говорит в «Бхагавад-Гите» (3.33): «Даже ученый человек поступает сообразно своей природе, ибо все существа вынуждены действовать в соответствии с качествами, которыми их наделили три гуны. Так какой же смысл подавлять свою природу?» Подавлением ничего не добьешься. Засунутые в подсознание желания рано или поздно уродливо выпрыгивают оттуда, еще больше угнетая человека. Но Кришна идёт дальше. Совсем расслабляться тоже не стоит, чтобы не впасть в иллюзию вседозволенности и распущенности, ибо жизнь без тормозов также приведет к депрессии и деградации сознания. 

Рецепт срединного пути прост.

 Неправильные действия («викарма») есть, но они не зацикливают меня на себе, не вводят в апатию. Я принимаю их, принимаю себя и стараюсь переместить точку внимания на другое. Я не отказываюсь от совести, не вру себе, что все супер, но моё чувство вины смягчено верой, решимостью и тем вкусом, который я уже получил. Что бы ни случилось, кем бы я не был сейчас, я все равно буду продолжать учиться любить и служить Богу.

Такое позитивное, но честное мышление намного быстрее приведет к выходу из-под влияния кармических инстинктов. Нашу решимость порождает могущественная драгоценность – вера в путь бхакти, путь любви! Развитие идет своим чередом, надежда есть. Её дает вера, основанная на разуме. И она выводит нас за пределы заколдованного круга кармы! 

О такой вере стих-спасение Рупы Госвами : 

«прачинанам бхаджанам атулам душкарам шринвато ме
наирашйена джвалати хридайам бхакти лешаласасйа
вишва-дричим агхахара тавакарнйа карунйа вичим
аша-биндукшитам идам упаитй антаре ханта шаитйам»

. Что переводится, как: «О, Господь, искореняющий грех! В сердце моем нет и следа преданности: оно горит в огне безысходности, когда я слышу о непревзойденной, непоколебимой любви и чудесных свершениях великих преданных прошлого. Но когда я узнал, что волны Твоей милости затопили вселенную, в сердце моем вспыхнула искра надежды, которая безмерно утешила меня». (Шри-Рупападанам 18)

 В этом отличие пути бхакти от других путей. Любовь ни от чего не зависит. Она проявится в свое время и приведет к отречению от глупостей, если мы будем продолжать идти по пути, не впадая в крайности и не отходя далеко от дороги. Вера – это и есть наш балансирующий элемент! И важно сохранить её в любой ситуации. 

Помнить, что свет всегда побеждает тьму.

Наша практика – сочетание двух, на первый взгляд, не сочетаемых эмоций: безнадежности и абсолютно ни на чем не основанной надежды. Безнадежность от того, что я понимаю, что своими силами я ничего не сделаю. Надежда, основанная на том, что Кришна гораздо более милостив, чем все мои недостатки. Никакие мои недостатки, грехи, пороки не смогут перевесить чашу Его милости. Если я положу на одну чашу весов Его милость, а на вторую груду моих недостатков, то какая чаша перевесит? Милость Кришны. И в этом наша надежда. — Бхакти Вигьяна Госвами


23.04.2017
Акшая Тритья
{:ru}Существует один день в году, когда планеты — Солнце и Луна — находятся в...
15.05.2017
Одно сари — пять луков
Сари — очень необычный и уютный вид одежды.
Written by:

Администратор Mantra Yoga Project, блогер, вегетарианец. Автор раздела Philosophy, Event&Art "Все, что нам нужно - звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас." Administrator Mantra Yoga Project, blogger, vegetarian. Author section Philosophy, Event & Art "All we need - the starry sky above and the moral law within us."

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *