Психологическое таро. Трансформационный онлайн-тренинг "мистическое и психологическое таро". Дистанционный тренинг "Мистическое и психологическое Таро" совмещает в себе два подхода

Таро и аналитическая психология

Прежде чем говорить о Таро, следует сказать о том влиянии, которое оказала аналитическая психология на оккультное сообщество. Не будет преувеличением утверждать, что открытиями аналитической психологии для эзотерической науки началась новая эпоха. Впервые со времен картезианской революции вся глубина символической и духовной Вселенной, отвергнутая рационалистами как предрассудок, получила возможность триумфального возрождения в новом качестве, как сокровищница внутренней бесконечности нашей психики, которая, оказывается, едина с миром.

Вхождение аналитической психологии Юнга в силу фактически разделило весь западный оккультизм на два непримиримых лагеря. Наиболее разумные и культурные эзотерики, желающие диалога с академическим миром и интеграции в академическую реальность, приняли открытия Юнга и стали использовать его модель как одну из базовых карт, позволяющих понять природу оккультного познания. Самыми яркими примерами такого подхода являются супруги Цицеро, Израэль Регарди, Стефан Хёллер (епископ Гностической католической церкви) и многие другие эзотерические авторитеты.

Маргиналы же, дорожившие своей «исключительностью» и предпочитавшие выдавать свой доморощенный оккультизм за Единственную Истину, шарахались от Юнга и юнгианской психологии, как от чумы, ибо он «субъективизировал их великие истины».

Это противостояние, в одинаковой степени актуальное для западного мира и современной России, имеет глубокие психологические корни. Точно так же, как средневековому человеку было сложно принять, что не Земля центр Вселенной, а обывателю XIX века осознать, что человек - лишь звено в цепи эволюции, многие люди не могут принять относительность своих идей и мнений. Рабство духа компенсируется псевдогосподством позы непререкаемого духовного учителя, владеющего абсолютным и священным знанием, либо ученика такого учителя, который, хоть и в статусе ученика, приобщен к тому, что делает его выше всех когда-либо живших людей - делает обладателем Единственной Истины.

Это комплекс власти, лежащий в основе большинства базовых животно-инстинктивных программ человека, не имеет никакого отношения ни к поиску истины, ни к тому уровню знания реальности, которое мы при всей ограниченности нашего познания имеем.

Соблюдая интеллектуальную честность, попробуйте ответить: какие данные доказывают вам, что ваш Орден, Группа или Школа обладает Единственной Истиной, а все остальные пребывают во мраке заблуждения? Историк «малой традиции»<$FТо есть совокупности культурных оппонентов доминирующей в христианском мире парадигмы («большой традиции»).> найдет десятки различных противоречащих друг другу идей, так что при ближайшем рассмотрении окажется, что любые притязания на эксклюзивность - это субъективизм, провинциальность и нелепость.

Подобно Будде, Юнг предпочитает хранить благородное молчание относительно объективной или субъективной природы оккультных феноменов. Заметим, что он никогда не утверждал, что это «только психическое» в смысле «принадлежащее психике отдельного индивида». Феномены синхронистичности, предвидения, телепатии и др. позволяют уйти от наивного позитивистского образа «Эго, инкапсулированного в кожу». Однако, и в этом Юнг непреклонен, мы не можем безусловно объективировать каждый психический опыт. Ибо любой опыт - субъективен и относителен.

Это и есть та неопределенность, которую по достоинству может оценить только настоящий аристократ духа. Понятия объективного и субъективного вообще весьма относительны; с точки зрения буддизма, например, весь наш объективный мир не обладает ни малейшей онтологической реальностью.

Впрочем, мы слегка забежали вперед. Раскрывая значение юнгианской психологии для новой оккультной революции, мы забыли сказать, что же такое психология Юнга и почему он для нас так важен.

Все началось с того, что в 1875 году в швейцарском местечке Кесвиль родился Карл Густав Юнг - человек, которому было предначертано полностью изменить сами основания картины мира.

С раннего детства Юнг видел сны и даже видения наяву, которые любой его, да и наш современник счел бы странными. В три года - жуткий сон с пещерой, в которой находится ритуальный фаллос с глазом. В семь - раздвоенность и воспоминания из предположительно прошлой жизни сто лет назад. В двенадцать - видение, в котором Бог разрушает собор куском дерьма. Юнг хорошо понимал, что его видения не вписываются в картину мира его семьи, и предусмотрительно их скрывал даже от самых близких людей.

Сами по себе эти видения не делают Юнга исключительным - в истории было предостаточно визионеров и мистиков. Уникальность Юнга в том, что, в отличие от большинства таковых, он обладал удивительно цепким и сильным аналитическим умом. Поэтому вместо того, чтобы воспринимать послания бессознательного буквально и сойти с ума (либо стать очередным «пророком»), Юнг в поисках ответа к семнадцати годам перечитывает всех доступных ему философов и теологов от Платона до Шопенгауэра.

Самое большое впечатление произвел на него Кант. У Канта есть очень важная идея «вещи в себе». Согласно Канту, мы не можем знать сущность явлений; мы можем знать только то, как эти явления проявляют себя в нашем восприятии. Наше восприятие может быть физическим (наблюдение внешних объектов) или психологическим (наблюдение объектов внутренних), но в любом случае мы наблюдаем лишь проявление, феномен , а не ноумен . Вещь в себе, истинная причина причин, остается для нас сокрытой.

Это и есть гносеологическая скромность, которой так не хватает 99 % занимающихся оккультными практиками. Позиция гносеологической скромности является лучшей защитой от любого впадения в безумие, гордыню или другую одержимость - состояния, которые Юнг называл «психической инфляцией».

Выбирая профессию, Юнг чувствует острый внутренний конфликт между потребностью в чисто духовной, абстрактной теологии и в эмпирической науке. В последний момент выбор падает на психиатрию.

Итак, Юнг становится психиатром, практикует несколько лет под руководством доктора Блейлера, пока наконец не становится партнером и другом Зигмунда Фрейда. Союз их длится около десяти лет, но в конце концов они со скандалом расходятся и более никогда не встречаются.

На этом стоит остановиться поподробнее. Разрыв между Фрейдом и Юнгом - это не просто конфликт двух старых друзей, которые не поделили прекрасную даму по имени Сабина Шпильрейн. Это конфликт мировоззрений, установок, культур, который скрыто существовал с первой встречи, но вырвался на поверхность только через восемь лет сотрудничества.

В чем же состоят эти различия? И Фрейд, и Юнг знали, что человеческая психика - это не только сознание, не только то «дневное» Эго, которое говорит о себе «Я». И Фрейд, и Юнг согласились бы с тем, что психика - это множество пластов бессознательного, о котором зачастую наше Эго не только не знает, но и не догадывается.

Но для Фрейда бессознательное ограничивается телесными и инстинктивными реакциями. И бессознательным оно становится только потому, что наше Эго не желает о нем ничего знать. Эго по Фрейду - это страус, навсегда погрузивший голову в песок. И кто бы спорил, что так бывает! Беда только в том, что по Фрейду бывает только так. Поэтому и искусство, и религию, и науку, и политическую жизнь Фрейд понимал как определенные формы сублимации подавляемой и осуждаемой сексуальной энергии.

Странная теория. Более того - теория, имеющая весьма неприятный привкус пуританства. Дескать, культура и творчество возможны, только если сексуальность подавлена, а Эго находится в состоянии расщепления и комплекса вины. Но скажите мне, что подавлял император Адриан, когда приказал строить Пантеон? Да и вообще в Римской империи взгляды на секс были далеко не викторианские. А какая культура родилась! А античность? А Древний Египет? Достаточно посмотреть документальные фильмы о древних цивилизациях, чтобы понять, что отношение к сексу у них было куда более естественным и адекватным, чем у современного человека, отравленного фантазией о грехе. И какие были цивилизации, какая архитектура, какое искусство! А что, господа фрейдисты, подавлял великий бабник и повеса Александр Сергеевич Пушкин, для того чтобы стать гением номер один? Вопросы, на которые в рамках фрейдизма невозможно дать адекватный ответ.

Так что, хотя Фрейд и обвинял Юнга в пуританстве за то, что тот не принял его теорию, на самом деле пуританином, верящим в обязательность репрессивного подавления сексуальности культурой, был сам Фрейд.

Юнг не мог принять столь одностороннего понимания бессознательного. Он не спорил с тем, что Фрейд открыл важную истину: он просто не хотел соглашаться, что к этому можно свести всю палитру психической жизни. Беда Фрейда в том, что он выдает часть за целое, писал Юнг, и был прав. Ибо даже столь важная штука, как секс, не может объяснять все. Впрочем, ближе к концу жизни это понял и сам Фрейд, когда предложил концепцию двух движущих сил человека - Эроса и Танатоса, полового влечения и влечения к смерти. Но разве их всего две? А как же, например, Воля-к-Власти или инстинктивное любопытство, свойственное даже животным? Нет ли в примитивизации фрейдовской модели остатков психического монотеизма, когда к одной причине возводили все следствия?

Наблюдая многие годы за людьми, Юнг открыл, что за личным бессознательным - всем тем, к чему подход Фрейда вполне применим, - скрывается еще один уровень. Тот, который Юнг назвал коллективным , или объективным , бессознательным .

Это объективное бессознательное, в отличие от личного, или субъективного, обладает удивительными свойствами. Во-первых, структуры, которые в нем находятся, не приобретаются в результате личного опыта. Они там есть изначально. Априори. И именно они создают, оформляют и активируют наше восприятие всего, что нас окружает и что с нами происходит. Нечто подобное более двух с половиной тысяч лет назад предположил Платон, говоря об идеях, или эйдосах , но для Юнга архетип - это не просто интеллектуальная идея. Это данность внутреннего опыта.

Интересно, что совпадение мифологий происходит не только на уровне образов (в конце концов, все мы видим Солнце, и что удивительного, если разные народы решают ему поклоняться?), но на уровне того, как образы образуют сеть мифологических объяснений, структур, концепций. Например, такой сложный мифологический сюжет, встречаемый и в Индии, и в Скандинавии, как сотворение мира из тела убитого или умершего великана (или Бога). Или сюжет о странствии героя ради спасения принцессы. Или миф об утраченном золотом веке. Антропологи часто объясняют эти сюжеты определенными социальными обычаями и ритуалами, но для нас важно то, что даже современные дети, понятия не имеющие о реалиях жизни в древности, спонтанно начинают порождать фантазии по тем же самым законам. Подробнее эти сюжеты мы будем рассматривать позднее, когда перейдем к Таро, которое воистину дает ключ к сокровищнице общечеловеческого наследия.

Но это - только внешняя сторона учения Юнга. В конце концов, в самом наличии общечеловеческих архетипов нет ничего невероятного. Из маленького сперматозоида всегда развивается существо с заданным набором рук, ног, зубов. Что принципиально невероятного в том, что психические образы и символы могут иметь один и тот же набор «генов»?

Самое удивительное в том, что, когда чистый архетип поднимается на поверхность сознания, меняется и внешняя, окружающая реальность. Иными словами, пока мы находимся в границах личного бессознательного, наших сознательных и бессознательных надежд и страхов, комплексов, - мы находимся в привычной реальности. У нас есть четкая граница - граница между «я» и «другим», между внешним и внутренним, между желаемым и запретным. Но когда происходит прорыв архетипа, сознание оказывается «затопленным» (поэтому прорыв архетипа часто сопровождают метафоры воды) - сама реальность начинает вести себя, как будто подчиняясь этому архетипу, этой идее.

Звучит невероятно, не правда ли? Наша привычная материалистическая картина, в которой каждый атом является полностью отделенной от всех остальных атомов частицей, рушится, как карточный домик. И тем не менее, это так. Более того - эта картина мира имеет существенную поддержку в научном сообществе. Почти одновременно с Юнгом квантовая физика пришла к очень схожим выводам совсем с другого конца. Простейшие частицы ведут себя в зависимости от ожиданий наблюдателя. Понимаете, что это значит? Современная наука оказывается куда более магической, чем может показаться недалекому материалисту.

Да и в самом деле - когда настоящая наука была так жестко материалистична, как это предполагают редукционисты? Ключевые открытия, которые легли в основу западной цивилизации, ученые делали, устанавливая связь с бессознательным. Вспомним философию Декарта, основанием идей которого стал его сон; яблоки, приснившиеся Ньютону; таблицу Менделеева; или открытие частицы нейтрино лауреатом Нобелевской премии и добрым другом Юнга Вольфгангом Паули.

Для поверхностного человека наука, как одноногий солдатик, опирается только на рациональное. Но многие ли знают, что ракетное топливо, позволившее американцам долететь до Луны, разрабатывал маг, оккультист и последователь Алистера Кроули - Джек Парсонс? Многие ли знают, что Ньютон писал алхимические труды, существование которых вынуждена признавать даже официальная наука? Многие ли понимают, какое колоссальное влияние оказывают сны на ключевые открытия нашей жизни?

Отношение к науке - пограничная линия, разделяющая два вида оккультизма. Одни, отвергая Юнга, отвергают идею академизма, мечтая вернуться в золотой век прошлого, свободный от этой «ужасной бездуховной науки». Увы, часто этот «золотой век» оказывается очередной антиутопией, (примером чему служат Гитлер с его «Аненербе», а также некоторые русские оккультисты из круга Дугина, формирующие современную репрессивную политику). Впрочем, все эти господа презирают науку только на словах, что вполне понятно - презирать науку и ругать прогресс гораздо приятнее за новеньким «макинтошем», перемещаясь в самолете на очередное обнаруженное «место силы». Ну да Хоронзон с ними! Другие, напротив, всецело приветствуют научный прогресс рассматривая научное и оккультное познание как два разных способа познания, которые (как мы видели выше из примеров) часто пересекается.

Впрочем, это лирическое отступление подводило нас к одной из важнейших идей Юнга - к идее, которую Юнг обнародовал лишь ближе к концу жизни. Речь о понятии синхронистичности - то есть осмысленной связности внешних событий и внутренних процессов.

Давайте рассмотрим классический пример, который Юнг приводит в обоснование своей гипотезы.

1 апреля 1949 года. Сегодня пятница. На завтрак у нас рыба. Кто-то в разговоре со мной упомянул об обычае «апрельской рыбы». В то же самое утро я занес в свой блокнот надпись, которая гласила: Est homo totus medius piscis ab imo («Человек целостный есть рыба, извлеченная из глубины»). Днем одна из моих бывших пациенток, которую я не видел уже несколько месяцев, продемонстрировала мне несколько впечатляющих картин с изображениями рыб, которые она нарисовала за то время, что мы не виделись. Вечером мне показали кусок гобелена с вытканными на нем рыбоподобными чудовищами. Утром 2 апреля другая пациентка, с которой я не виделся уже несколько лет, рассказала мне сон, в котором она стояла на берегу озера и увидела большую рыбу, которая подплыла прямо к ней и выбросилась из воды к ее ногам. В это время я занимался изучением истории символа рыбы.

Обратите внимание на последнюю строчку цитаты. На самом деле для Юнга «занимался изучением истории символа рыбы» означало полноценное погружение и сосредоточение сознания на этом простом образе. Пока образ оставался лишь личной интеллектуальной конструкцией, никаких синхроний не происходило (согласно другим записям, Юнг до этого работал с этим символом уже год), но, как только сосредоточение достигло своего пика, произошел прорыв - и вместо концепции рыбы Юнг сталкивается с чистым архетипом.

Переживание архетипа можно безошибочно отличить по особого рода состоянию «нуминозного», или «священного». Чувство нуминозного отличается сложным сочетанием парадоксальных эмоций - страха и восторга, ужаса и экстаза. Будучи захвачены архетипами, мы можем испытывать ужас перед этой многократно превосходящей все сознательные представления Силой и одновременно наполняться восторгом и экстазом от причастности к ней.

И, наконец, самый важный момент открытия Юнга. Любой архетип - двойственен. И сразу, автоматически, несет в себе свою противоположность. Это можно принять логически - почитав Гегеля или хотя бы Веллера. Но на самом деле на уровне переживания мы все равно будем оставаться в плену дуальной картины. Добро - зло. Свет - тьма. Аскеза - гедонизм. Обычное сознание незыблемо убеждено в разделении противоположностей и потому не в состоянии понять, каким образом в ОДНОМ архетипе могут заключаться два противоположных содержания. Почему любое утверждение автоматически несет в себе противоположность. Как только мы провозглашаем некий идеал - мы автоматически создаем его противоположность как компенсацию.

Единство противоположностей легко проиллюстрировать на множестве примеров. Например, политика. Пока у власти циники, жить при такой власти можно. Но как только к власти приходят идеалисты, вдохновляемые утопией, антиутопия начинается буквально сразу. Или мораль. Пуританин, пытающийся вытеснить секс из своей жизни, в конце концов начинает находить сексуальными даже ножки стула - и надевать на них чехлы. Человек, клянущийся, что любит всех, и постоянно заявляющий об «абсолютном позитиве», в итоге оказывается таким моральным тираном, что неприкрытый деспот покажется меньшим злом. Если мы не одержимы одним из архетипов, эти примеры покажутся нам самоочевидными, но... когда доходит до личного, мы также начинаем терять целостную картину.

Архетип биполярен и сизигичен. Эго и Тень образуют пару. Анима и Анимус образуют пару. Архетип старца и младенца - образуют пару. В Боге скрывается Дьявол, в Дьяволе - Бог. Бинер по определению - фундаментальный принцип. Поэтому после самых возвышенных экстазов монах сталкивается с демоническими искушениями. Одно порождает другое, хотя сам монах совершенно не осознает этого. Медаль с одной стороной невозможна. В одной из своих работ Юнг делится забавным эпизодом. Однажды ему довелось познакомиться с человеком, который показался воплощением совершенства. Юнг даже позавидовал такому исключению из правил. Но на следующий день он увидел его жену. Которой, по всей видимости, пришлось воплотить все, что было вытеснено у этого субъекта.

Итак, любая архетипическая структура бинарна. Что это значит применительно к Таро? Мы уже упоминали, что в Таро большие арканы соответствуют архетипам. Итак, вытаскивая, к примеру, карту Император, мы не можем знать, предстоит ли нам назначение на роль директора фирмы, которой нам придется править железной рукой, или наоборот - нам доведется оказаться в жестком подчинении у нового авторитарного лидера, который станет директором. Ясно, что проявлен архетип власти, а в каком модусе вы находитесь по отношению к нему - это уже тема для медитации. Другой пример. Аркан Башня может сулить разрушение клетки иллюзий, построенной «по собственным чертежам», или крах всех надежд и стремлений. Иными словами, есть некая первичная идея (скажем, идея власти или идея разрушения, если говорить об Императоре и Башне) но какая ее грань проявится в данном конкретном случае, остается под вопросом.

Однако, помимо того, что архетип биполярен (это, пусть с трудом, но еще может вместить обычный разум), он еще и голографичен. Иными словами, хотя каждый из архетипов выражает некую универсальную идею, парадокс в том, что эта идея, будучи рассмотрена абстрактно, как оказывается, включает в себя все остальные. Применительно к нашей теме это значит, что каждый большой аркан потенциально содержит в себе все остальные 21. В работе «Прорицание и синхрония » Мария Луиза Фон Франц приводит интересную мысль, которая может показаться сложной неподготовленному читателю, но представляется мне очень важной:

Коллективное бессознательное представляет собой поле психической энергии, а активизированными точками являются архетипы. И таким же образом, как определяются соотношения в физическом поле, они могут быть определены в поле коллективного бессознательного.

Например, возьмем архетип Мирового Древа или Великой Матери, которые весьма часто объединяют. В гробнице древнеегипетского царя Сета I изображено Мировое Древо, из ствола которого пьет царь. Древо изображает Космическую Мать, питающую царя. Или, например, существуют саги, согласно которым души неродившихся младенцев живут в тени Мирового Древа, откуда их возвращают на Землю, где они и рождаются. Итак, Древо представляет собой своего рода материнское чрево, в котором Земля черпает искру жизни для неродившихся детей. Существует множество мифов, согласно которым Солнце рождается каждое утро из Древа или же описывается как золотое яблоко на Древе Жизни. Иными словами, Солнце - плод Мирового Древа. Древо также сравнивается с источником. В большинстве мифов фигурирует источник, находящийся под Мировым Древом, родник, дающий жизнь.

Источник часто представляет собой своего рода материнское чрево Великой Матери и обладает женскими, материнскими свойствами. Великая Мать связана и с представлениями о смерти. Например, на днище древнеегипетских гробов изображалась Исида, а на крышке - Нут; умерший находился в объятиях Великой Матери. При захоронении человека укладывали в положение эмбриона, что, по-видимому, связано с представлением о том, что человек возвращается во чрево Матери Земли, чтобы потом возродиться.

Итак, Великая Мать является также Матерью-Смертью. В римской мифологии смерть изображалась в виде темной фигуры матери, уносившей своих детей с Земли. Древо связано также и с представлениями о смерти, у многих народностей захоронения сопряжены с обращением к деревьям. Некоторые северные племена (эскимосы, тунгусы, чукчи) гроб с покойником вешают на дерево, возвращая его таким образом матери. Тот факт, что гроб в большинстве случаев изготавливался из древесины, является символом, ибо дерево - мать, принимавшая умершего и сулившая ему возрождение.

Представление о смерти также связано с источником. Существуют саги, в которых описано, как человек прыгает в источник и попадает в царство мертвых, в подземный мир.

Иногда ствол дерева символизировал фаллос, поэтому дерево - не только Великая Мать, но и Отец. Например, некоторые ацтекские племена представляли свое происхождение как выход всего племени из сломанного ствола дерева. Возможно, вы видели средневековые изображения сновидения Авраама, который лежит в постели, а из его пениса вырастает дерево, ветви которого символизируют предков Христа. Дерево - это фаллос и символ отцовства. Великая Мать также наделена фаллическими символами: метлы, огромные носы и т. п.

Все архетипы влияют друг на друга. Поэтому, по моему мнению, вполне целесообразно использовать идею поля применительно к коллективному бессознательному. Тогда можно сказать, что бессознательное - это поле, в котором активизированные точки являются архетипами, между которыми можно установить взаимосвязь. Архетип Великой Матери я выбрала совершенно случайно. С таким же успехом я могла бы выбрать архетип Солнца и сформировать вокруг него так называемое поле.

Итак, думаю, уже понятно, к чему я веду. Большие арканы Таро и есть те самые базовые архетипы, о которых писал Юнг. С одной стороны - каждый из них абсолютно индивидуален, с другой - из каждого можно вывести все остальное.

Но открытие феномена синхронистичности наводит нас на другой момент. Наличие таинственных смысловых связей всего со всем (о чем свидетельствуют и древний герметизм, и современная квантовая физика) полностью легитимизирует идею прорицания. Всякий раз, когда мы обращаемся к Таро с целью прорицания, мы как бы настраиваемся на эту волну всесвязности и всеединства, и те образы и символы, которые нам выпадут, будут нести те смыслы, которые нам нужны. По большому счету, правильно понятая практика прорицания - это упражнение в интуиции. Преимущество использования Таро еще и в том, что колоссальная многозначительность больших арканов позволит вам, получив свой ответ, интуитивно выхватить именно то, что соответствует вашей ситуации. Прорицание - это не пассивный процесс, но некое сотворчество с Богом, разговор с Самостью или, если угодно, - игровое взаимодействие с внутренней бесконечностью.

Поэтому - играйте. Ибо Игра есть начало всего.

«Я сходила к Таро-мастеру, мне сделали расклад, и я все про себя поняла», – похвасталась недавно одна из моих подруг, рациональная, далекая от любой мистики, очень приземленная девушка, которая носит шпильки и юбку-карандаш, работает в банке и растит двух дочек-отличниц. Потом я услышала то же самое от другой подруги, успешного адвоката – на работе она принимает решения быстро, а для себя два года не могла решить, выходить ли ей за своего мужчину. Несколько сеансов у таро-психотерапевта помогли ей найти долгожданное (очень неожиданное!) решение.

Лично у меня все, что связано с картами, раньше вызывало суеверный страх. Но про Таро сейчас принято говорить серьезно:

Если как следует вникнуть в карты Таро, они дисциплинируют ум, помогают разобраться в чувствах – своих и чужих, – развивают интуицию, учат предвидеть и (главное!) слушать и слышать себя.

Есть гипотеза, что этой системе несколько тысяч лет. Карты в колоде Таро называются «арканы» – от французского les arcanes, «таинства». Их окружает немыслимое количество легенд, а по каждому образу Таро имеются многостраничные исследования – от оккультных до серьезных научных.

По одной из версий, в Дpевнем Египте был хpам с 22 комнатами, на стенах которых были изображены символические картины из Книги Мертвых, от которых произошли аpканы Таpо. Еще есть теория, что древнеегипетские жрецы зашифровали послание о тайнах мироздания на 78 золотых пластинах (в колоде Таро 78 карт), которые чудом уцелели во время пожара в Александрийской библиотеке. Также есть мнение­, что Таро – послание каббалистов: 22 «старших» аркана (это главные карты в колоде, по которым чаще всего гадают) соответствуют 22 буквам еврейского алфавита, а также 22 ступеням на каббалистическом Древе Сефирот, символизирующем путь, который за жизнь проходит человек, совершенствуясь через посылаемые ему уроки. Еще в Таро есть элементы символики средневекового еретического ордена Тамплиеров, античные, древневавилонские, масонские, алхимические, астрологические, христианские образы (на аркане «Мир» изображены четыре евангелиста), а также популярные аллегории эпохи Возрождения. В конце 14 века при дворе французского короля Карла IV были в ходу похожие на Таро 22 карты из телячьего пергамента, с золотым обрезом, инкрустированные серебром.

Сначала ими играли, но очень скоро начали гадать. Начиная с эпохи Возрождения Таро считали мощнейшим магическим инструментом. В 19 веке французский оккультист Элифас Леви называл их «суммой всех наук, ключом к ответам на все вопросы», а русский философ-эзотерик Петр Успенский говорил, что «Таро по отношению к метафизике и мистике представляет собой то же самое, чем десятичная система исчисления является по отношению к математике».

Сейчас Таро используют не только гадалки, но и психотерапевты – в первую очередь психоаналитики-юнгианцы.

Основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг пришел к выводу, что персонажи на картах Таро – это и есть архетипы, собирательные образы, отражающие коллективный общечеловеческий опыт.

Современные психологи считают, что образы на 22 старших арканах Таро – это архетипические психологические роли, которыми мы должны научиться осознанно управлять, чтобы стать гораздо счастливее и в любви, и на работе.

Первые семь арканов («Маг», «Жрица», «Императрица», «Император», «Первосвященник», «Влюбленные», «Колесница») – это наш личностный рост. Вторые семь («Справедливость», «Отшельник», «Колесо Фортуны», «Сила», «Повешенный», «Смерть», «Время») – наша реализация в социуме, то есть карьера. Третья семерка («Дьявол», «Башня», «Звезда», «Луна», «Солнце», «Страшный суд», «Мир») – более высокая ступень развития личности, наш духовный рост. Остальные 56 карт – «младшие» арканы (их число соответствует количеству карт в обычной игральной колоде) – это психотипы.

В соционике (учении о психологической совместимости и о том, как мы воспринимаем и перерабатываем информацию о мире) есть 16 психотипов, которые исследователи Таро соотносят с королевским двором (16-ю картами младших арканов – королями, дамами, рыцарями, пажами – по четыре карты в каждой из четырех мастей). Каждая масть – это одна из четырех сти­хий: земля, воздух, вода и огонь и четыре­ типа темперамента. Масть скипетров (жезлы) – стихия огня и холерики. Масть монет (в Таро их называют пентаклями или денариями) – стихия земли и флегматики. Масть мечей – стихия воздуха и сангвиники. Масть кубков – стихия Воды и меланхолики.

Умелый Таро-мастер, раскладывая младшие арканы, объясняет вашу текущую ситуацию в контексте взаимодействия этих энергий или же тех сил, которые символизируют образы на 22 старших арканах.

Кстати, за любое гадание, и в частности за гадание на Таро, специалисты настоятельно рекомендуют платить: считается, что информация, которую вы получаете, – это энергия из космоса, которую нельзя брать даром. Психо­терапевты, кстати, тоже настаивают, что их услуги не могут быть бесплатными – но они аргументируют это тем, что клиент, который не платит, не имеет стимула к тому, чтобы сотрудничать с психологом.

Точность ответа Таро (как, кстати, и результат любого другого гадания, а также и психотерапии) зависит от того, как точно был сформулирован вопрос и насколько искренне – то есть идет не только от ума, но и от сердца – ваше желание разобраться в ситуации и что-то в своей жизни изменить.

Задавая конкретный и действительно важный для вас вопрос, часто вы уже знаете – точнее, интуитивно чувствуете – ответ или хотя бы направление развития ситуации. Карточный расклад всего лишь обозначает некие ориентиры, флажки на эстафете развития событий. Гадание на Таро немного похоже на древнекитайскую Книгу Перемен, только в случае с Таро вы имеете возможность получить более конкретную и понятную, близкую европейской культуре информацию.

Сеанс Таро-терапии выглядит примерно так. Вы выбираете карту, образ которой лучше всего соответствует вашему эмоциональному состоянию на данный момент, и формулируете вашу проблему или вопрос. Затем запоминаете, что нарисовано на карте, закрываете глаза и через свободный ассоциативный ряд рассказываете историю. Психотерапевт выступает в качестве проводника: задает наводящие вопросы, записывает ваши ощущения. Например, вы хотите гармонизировать отношения с вашим мужчиной. Психолог предлагает помедитировать на образы арканов Верховная жрица (этот архетип символизирует базовое доверие к миру, гибкость, способность к эмпатии и интуицию) или Императрица (рождение нового, плодородие, радость и полнота жизни)

Если вам не хватает энергии или нужен новый импульс в карьере, ваши арканы – Маг (активность, инициатива, постановка целей и их достижение), Император (осуществление идей, намерений, настойчивость) и Верховный Жрец (обретение сути и пути). Если не получается избавиться от родительских установок, поможет погружение в арканы Башня (преодоление шаблонного мышления, гибкость мысли и прорыв к свободе), Сила (осознание и принятие своего уникального пути, своих целей и желаний, любовь к жизни) и Отшельник (познание себя и своих ценностей, защита себя от внешних воздействий). Потом вместе с Таро-мастером вы интерпретируете историю, которую рассказало вам ваше подсознание (хотя ответы на большинство вопросов чаще всего приходят уже в процессе погружения в образ, так что объяснять потом ничего не требуется). В любом случае вы точно узнаете о себе много нового и откроете возможности, о которых раньше не подозревали. Проверено на себе.

В Таро нет «хороших» или «плохих» карт, это энциклопедия нашей жизни и самой сути человека, в которой всегда есть и черное, и белое. Даже такие мрачные карты, как аркан № 15 (Дьявол) и аркан № 13 (Смерть) символизируют в том числе осознание собственных ошибок, преодоление Эго и переход на новый уровень.

Есть мнение, что первые семь карт в колоде Таро – это тренинг личностного роста . Если научиться управлять образами на этих картах, многое в жизни будет даваться проще.

Одна из самых сильных и загадочных карт – аркан Шут . В некоторых колодах он идет под нулевым номером, в некоторых – под последним, 22-м, а в игральных картах он называется Джокер. Карл Густав Юнг считал, что это архетип Ребенка, что образ шута символизирует нашу «самость», что это «бессознательный набросок Эго», основа личности, которая готова учиться, но интуитивно уже все знает, бесконечно мудра и отчаянно безрассудна одновременно.

Первый аркан – Маг (юнгианский архетип Творец, Мастер) – это образ активного преобразователя мира, но не агрессивного, как это принято в западном мышлении, а мудрого, способного виртуозно жонглировать своими внутренними состояниями, мягко и тонко влияя на окружающих. Эти четыре состояния на карте Маг представлены четырьмя символами (чаша, монеты, скипетр, меч), соответствующими четырем стихиям – воды, земли, огня и воздуха.

Аркан № 2 – Жрица (архетип Царица Небесная) – символизирует восточный способ взаимодействия с миром – состояние «быть в потоке», интуитивное умение предвидеть события и оказываться в нужное время в нужном месте.

Аркан № 3 – Императрица (архетип Мать) символизирует освоение новых пространств, познание новых качеств людей, стабильность и поддержку, полноту жизни и достаток, женскую энергию. Познав состояние Императрицы, мы должны научиться структурировать освоенное и выстраивать границы личного пространства.

Эту возможность дает аркан № 4 – Император (архетип Отец). Это рациональная система, поиск внутренней формы и закономерностей окружающего мира, способность ставить и достигать цели, мужская энергия. Освоив качества Императора, нужно научиться слушать внешние авторитеты, иначе нам грозит остановка в развитии, неспособность к дальнейшему росту. Происходит ломка выстроенных на предыдущем этапе границ – человек открывается новому знанию.

Это аркан № 5 – Папа или Первосвященник (архетип Святой). Ключевые понятия этого состояния – поиск авторитетов, путь ученика, новая информация, духовная и творческая энергия.

Аркан № 6 – Влюбленные (архетип Выбор) – умение выбирать сердцем, отказываться от родительских сценариев, идти по своему пути, самостоятельно различая, что есть добро и зло в вашей судьбе.

Завершающий аркан первой семерки – Колесница (архетип Прорыв) – энергия победителя, необходимая для решения важных социальных задач – в частности, успешной карьеры. Два сфинкса на этой карте, черный и белый, везущие повозку, – символы самоконтроля, владения эмоциями, внутренней гибкости, умения противостоять ударам судьбы, примирять противоречия и противоположности.

Честный способ узнать будущее

Психолог и Таро-мастер Ольга Данилина объясняет, как с помощью карт научиться читать себя.

Что такое Таро?

Образы Таро живут в надличностном пласте нашей психики – в подсознании. Это эталонные, гармонизирующие и исцеляющие образы. В обычной жизни в сложных ситуациях мы часто занимаем неправильную для нас же самих позицию, реагируя привычным «конфликтогенным» способом. В детстве, юности, да и в зрелом возрасте мы впитываем модели поведения окружающих нас важных людей и неосознанно заряжаемся чужими мыслями и эмоциями. Это порождает стресс и, как компьютерные вирусы, постепенно искажает нашу внутреннюю «операционную систему». Образы Таро – не статические, а динамические модели поведения, – антивирусная программа, которая помогает стать более целостной личностью. Таро-терапия – экологичный и творческий процесс. «Проживание» образов карт Таро вызывает мягкие, но необратимые позитивные изменения, очищая наше подсознание от «эмоциональных шлаков» – детских травм, неэффективных жизненных сценариев, сенсорной депривации, неумения выражать свои чувства.

Откуда Таро знают будущее?

Гадание с точки зрения юнгианского анализа – это способность психики подключаться к коллективному бессознательному. А это не только архетипы, но и банк данных человеческих судеб. Все в жизни происходит не случайно: любое событие – это сумма вашего предыдущего опыта, который также пересекается с опытом других. Чем больше времени до события, тем больше у нас ресурсов влияния на ситуацию. Гадалка просто подключается к потоку информации, которую вы сами же ей выдаете. При желании вы можете научиться делать это сами, развивая интуицию, считывая сигналы и знаки, которые посылает нам пространство. Поэтому при грамотном подходе Таро не навредит.

Что может узнать гадалка, посмотрев на клиента?

Каждый человек, даже молча сидящий у гадалки или психотерапевта, уже излучает мощный поток сведений о себе – невербально, через жесты, мимику, интонации, движения глаз. Специалист улавливает эти сигналы, а его подсознание конвертирует инфор­мацию в прогноз или консультацию.

В Таро есть мистика?

Есть жесткие правила. Например, кроме га­дателя никто не смеет касаться его инструментария без надобности. А надобность возникает в момент снятия колоды – когда при гадании на малых арканах клиент должен прикоснуться к картам. Инструмент должен быть подготовлен к работе, пройти ритуал освящения. Вопрос нельзя повторять или стараться задать его по-другому. Вопрос должен подразумевать однозначный ответ. Опасность любого гадания только в том, что человек перестает управлять своей судьбой и принимает лишь тот сценарий, который «увидит» и предложит ему гадающий.

Бывает, что Таро ошибаются?

Карты не ошибаются – может дать осечку интуиция Таро-мастера. Или он привносит в интерпретацию слишком много личного опыта. Но погружение в образы арканов – настолько сильный эмоциональный опыт, что все ответы часто приходят к вам сами.

Карты Таро в работе психолога. Арканы Таро как архетипы бессознательного.

«Таро – это визуальный язык: карты «говорят» с нами при помощи зрительных образов. Таро, будучи плодом знаний, насчитывающих многие тысячелетия, были задуманы одновременно как отражение структуры нашей психики и как модель Вселенной – огромная мандала из 78 карт, которая описывает все, что может пережить человеческое существо. Вот почему Таро позволяют получить доступ к нашему бессознательному. Таро – это инструмент, который помогает нам обнаружить наши собственные ответы в глубине себя».

Алехандро Ходоровски, режиссер, писатель, психотерапевт

С древности люди учатся наблюдать знаки окружающего мира. толковать их, читать едва уловимый смысл, складывать в большую картинку свои пазлы догадок и озарений. Карты Таро - один из инструментов чтения знаков вселенной, самоизучения и прогнозирования возможных событий будущего, вокруг которого бытует множество мифов, легенд, запретов и страхов.

Подходов к пониманию карт Таро множество, потому как сама система Таро многоуровнева: это и предсказательная практика, и психология, и философия, и мистика. Однако сразу стоит ответить, что входов в систему также существует несколько: одни двери ведут через энергетику и интуицию, другие - через каббалу и астрологию, третьи - через психологию и магию.

Психологическая школа изучения Таро видит основу в арехетипическом содержании любого Аркана Таро. Именно архетипы, общечеловеческие понятия и образы, накопленные в нашем бессознательном и передающиеся по наследству, лежат в основе проявлений человеческой природы: снов, озарений, фантазий - в основе человеческой культуры, отражаясь в искусстве, религии, мифах и таких мировоззренческих системах, как Таро.

Авторами метода использования Таро в психологическом консультировании были американские психологи Джек Херли и Джон Хорлер. Они открыли в начале 70-х годов, что образы на картах Таро работают как проективный тест. Чуть позже их исследования психологических аспектов Таро продолжила канадский психолог Дениз Руссель. Во Франции пионером психотерапии с использованием Таро стал известный режиссер и психотерапевт Алехандро Ходоровски.

Источник информации видит в психике клиента, в его бессознательном, в связи с чем ответственность за решения и их последствия возвращаются самому клиенту, а психолог выступает исключительно в роли консультанта, а не прорицателя. В психологическом подходе клиент сам часто тянет карты. И ответственность клиента заключается в восприятии и принятии информации, желании проработать ситуацию, или, как минимум, быть в процессе.

Карты Таро могут помочь принять решение: они могут стать ответом на выбор, который предлагает нам жизнь, при условии что мы правильно ставим вопрос. В случае Таро есть большой соблазн спрашивать о будущем... Но это не инструмент предвидения! Не спрашивайте: «Скоро ли я найду своего мужчину?» Скорее нужно спросить: «Почему сегодня у меня нет мужчины?» Вот почему этот инструмент самопознания может помочь вам очень быстро развиваться и меняться. Вы можете работать с одними и теми же картами на протяжении нескольких недель, и вы каждый раз будете открывать что-то новое, соответствующее вашему состоянию.
Александро Ходоровски режиссер, писатель, психотерапевт.