Как вызвать дождь, если очень надо: обряд вызывания дождя. Обряд вызывания дождя у старообрядцев забайкалья Ритуал вызов грозы


В летнем календаре старообрядцев Забайкалья важным обрядовым звеном является ритуал вызывания дождя. Состоящий из нескольких структурообразующих этапов, обряд может совершаться в различные временные промежутки, в зависимости от неблагоприятных погодных условий. Ритуальные действа испрошения небесной влаги осуществляются как комплексно, так могут воспроизводиться и частями на протяжении всего жаркого периода.

Материалы экспедиционных исследований 90-х годов позволяют согласиться с утверждением Г.В.Любимовой "о стремлении придать окказиональным обрядам вызывания дождя регулярный превентивно-календарный характер путем закрепления их за определенными датами народного календаря" (3, с.58). Частично ритуал исполняется на Преплавление, когда старшее поколение ходит молиться к кресту с иконами (что происходит не только на христианский праздник, но и спонтанно во время сильной засухи): "Нынче Преплавление у нас было, мы ходили молились на крест" (зап. от Ивайловской С.С., 1941г.р., с. Десятниково Тарбагатайского р-на, 2000 г).

Кресты у семейских, как и кладбища, расположены на возвышенностях (моления/священодействия на горах или холмах - традиция, идущая со времен почитания языческих богов, в частности, Перуна, "распоряжающегося" небесной влагой). На Ивана Травника обряд вызывания дождя выполняется как комплекс, а в способах наблюдается возрастная регламентация: старшее поколение - посещает кладбище, где поливает могилы и/или молется (этот процесс не имеет строгого темпорального закрепления: "И на Купалу обливались и до этого, засуха если идет, обливайтесь. Потом бабушки ходили кладбище поливали" (зап. от Леоновой М.П., 1934 г.р., с. Никольское, Мухоршибирского р-на, 2000)); молодежь - обливается, купается; дети - брызгаются/обливаются и исполняют заклички. В Иванов день полифункциональность водной стихии проявляется в многообразии ритуалов, в которых задействована вода. Используются ее защитные свойства, когда перед временем господства нечистой силы освященной водой окропляются двор, надворные постройки. А обряд купания/обливания иногда применяется не только в контексте имитативной магии, но и как одна из форм очищения "после разгула колдовок".

Ритуальное вызывание небесной влаги и купание происходит до Ильина дня. То, что открытые водоемы в период с Ивана Купалы до Ильина дня наиболее приспособлены к купанию (по-прежним строгим нормам купаться можно только в этот временной промежуток: "Раньше до Ивана не купались и строго было - от Ивана до Ильи - купальня" (зап. от Варфоломеевой А.М., 1928г.р., с. Никольское, Мухоршибирский р-н, 2000 г.)) связано с мифопоэтическими представлениями о водной стихии и темпоральном отрезке. Причина, по которой после Ильи нельзя купаться, в одном из вариантов, записанном в с. Никольском Мухоршибирского района, звучит так: "Знаю, что бабушка всегда говорила: "Пришел Илья и купаться нельзя, уже олень рога намочил."" (зап. от Леоновой М.П.,1934г.р.). В запрете фигурирует образ оленя, встречающийся у семейских в обрядовой игре, отмеченной Ф.Ф. Болневым в зимнем календаре. Параллели в важнейших солнечных циклах не случайны, так как олень - существо, соотнесенное с солнцем. Солярная символика данного животного, по мнению А. Голана, связана с мифом, восходящим к временам более древним, чем эпоха бронзы о том, "что солнце перемещается по небу на рогах чудесного оленя, за которым гонится существо преисподней, к концу дня настигающее оленя, отчего происходит закат и наступает ночь" (1, с. 39). Опущенные в воду рога оленя символизируют прекращение летней солнечной активности, следовательно, ограничено и купание (по-видимому истоки некоторых запретов идут со времен поклонения солнцу, как тотему).

Сакральность темпорального отрезка (календарные праздники обычно приурочены к важным земледельческим периодам, что в свою очередь основано на солнечных или лунных ритмах), способствует общению с предками, от которых может зависеть ниспослание дождя. На наивысшей ступени коммуникации, с которой возможно "прямое" обращение к потусторонним силам находятся ближайшие "посредники" между миром усопших и земным - старики, играющие в процессе общения с покойниками в старообрядческой традиции особую роль на протяжении всего календарного цикла (например, людям преклонного возраста принято подавать в родительские дни печеным и/или деньгами). В период засухи акциональная сторона обряда - поливание могил, хождение на гору и т. д.; вербальный компонент - моления о дожде, воззвание к предкам и к христиаским святым о помощи (причитания, присловья) совершаются людьми старшего поколения. Языческое мироосознание (просьба предков о ниспослании блага) - реалия сегодняшней жизни старообрядцев Забайкалья.

В засушливое лето 2000 года семейские Тарбагатайского, Мухоршибирского и других районов Бурятии просили живительной влаги для своих полей и огородов. В некоторых случаях с просьбой обращались и к только что усопшим (не обязательна календарная приуроченность): "Она умерла - шел, а когда хоронили - не было: "Феня, ну дак ты позаботься, пошли ты нам дожжа, не ради нас, ради младенцев"" (зап. от Кравцовой А.М., 1929 г.р., с. Никольское Мухоршибирского р-на, 2000 г.). Покойник, перешедший в разряд предков сразу же после смерти, способен влиять на земную жизнь и происходящие в ней процессы. В структуре малых жанров, в частности в присловьях, образ (в частности, образ усопшего), к которому обращается адресант - это основа повествовательной системы, в дальнейшем построении используются формулы обрядового фольклора. Наиболее употребительны в ритуале вызывания дождя малые фольклорные формы, где значимо каждое слово, имеющее заговорные потенции. Фольклорное слово - особая категория, "обеспечивающая хранение и актуализацию культурной памяти" (5, с. 64), включенное в обрядовое поле оно "приобретает своего рода реальность, как бы материализуется - сказитель рискует вызвать персонаж и события, описываемые в произведении (или сознательно это делает)" (5, с.66).

Слово наделяется свойствами фидеистического общения, противоположного межчеловеческой коммуникации (своего рода разговор с потусторонним миром). Вызывая небесную влагу, посредник пользуется вербальным текстом, способным активизировать силы небесные и земные, следовательно, затрагивающим глубинные пласты человеческого сознания, хранящие архаическую символику. В малых фольклорных формах сочетаются знаковые системы, имеющие христианские и языческие семантические уровни. В прошении к Пророку Илье - религиозному символу мироупорядоченности присутствует архаичный образ Матери сырой земли ("помочи матушку сырую землю" (3, с. 58)). Желание умилостливить ее ниспосланием влаги возникает из представления о земле, как олицетворенной праматери всего живого, дающей пищу для своих чад. В современных воззрениях старообрядцев Забайкалья, как людей непосредственно связанных с этой стихией, зависящих от ее плодовитости, земля до сих пор находится в ряду наиважнейших ценностей.

Ядром вербального компонента обряда является просьба-обращение к высшей иерархической ступени, на которой находятся христианские святые, а так как в религиозном мировозрении жива мысль о том, что порядок на земле и на небе зависит именно от них, в подавляющем большинстве случаев старообрядцы Забайкалья аппелируют к Илье Пророку, исполняющему функции языческого Перуна. Обозначенный в присловьях, как батюшка ("Батюшка Илья, намочи наши поля" (3, с.58)), образ грозного повелителя стихий ("Илья это там вроде ведает дожжом" (зап. от Медведевой А.И., 1919г.р., с. Тарбагатай Тарбагатайского р-на, 2000г.)) приобретает качества родового предка. Осмысление образа Ильи, как прародителя, находит продолжение в причитаниях, обращенных к святому: "О-ой, милостливый-то батюшка Илья Пророк,/Да глянись ты на нас грешников,/Да помочи ты нас грешников" (зап. от Медведевой А.И.,1919 г.р., с. Тарбагатай, 2000 г.). Голошение, обычно строящееся "на рассказе о покойном, воспоминаниях о нем" (4, с. 131) переходит из области семейно-обрядового фольклора в календарно-обрядовую, рассказ о покойном замещается просьбой-заклинанием, при этом все же сохраняется мелодика и частично структура традиционных причитаний. Зафиксированный текст соотносится со вторым звеном голошений по усопшему - "плачем-оповещением". Но иная предназначенность вербального компонента диктует выбор образов и стилистических приемов. В отличие от собственно причитаний в голошении вызывания дождя помимо основного образа действует просящая сторона, охарактеризованная знаковым существительным "грешники".

Внутренний потенциал просителя позволяет вести разговор с высшими силами и тем самым обратить внимание святого на свои беды ("Да глянись ты на нас грешников,/Да помочи ты нас грешников" (зап. от Медведевой А.И.,1919г.р., с. Тарбагатай, 2000 г.)). Осознание себя грешниками, следовательно, засухи, как наказания за людские прегрешения, заставляют обращаться к Илье неоднократно на всем протяжении неблагоприятных погодных условий: "Давно ряву и не могу доряветься" (зап. от Медведевой А.И., 1919г.р.). В причитании задействована клишированная формула "не за нас, а за младенцев", которая с небольшой степенью вариативности является сквозной в жанрах, включенных в ритуал вызывания дождя (за исключением детских закличек). Символика клише, входя в антитезу грешные - младенцы (то есть безгрешные), призвана активизировать воздействие на адресата в образе покойных предков или христианизированного бога-громовержца с целью спасения от бедствия чистых душ. В рассмотренных жанрах фольклорное слово, способное к "материализации", - один из способов фидеистической коммуникации (общения с потусторонним миром).

Характерно, что чаще всего это малые фольклорные формы или причитания, состоящие из одного-двух основных звеньев. Очевидно, этого требует специфика обрядовой ситуации, которая заключается, как пишет Неклюдов С.Ю., в том, "что в неком параллельном хронотопе существует другая действительность, которая и актуализируется в процессе исполнения. Предотвращать подобную актуализацию, так сказать, смягчать манифестационные потенции звучащего текста, призвана система запретов и правил; если им следовать, исполнение перестает "работать". Для избегания неприятных последствий текст лишается типовых начала и конца; излагается только одно содержание, после чего он перестает быть равен самому себе. Текст утрачивает цельность, а, следовательно, - свою замкнутость и структурную завершенность" (5, с.66).

В обрядовых вербальных элементах отражена вера в магическую значимость слова, его способность влиять на земные процессы посредством связи с иным миром. В текстах вызывания дождя медитативная функция поэтического слова становится первостепенной. Роль вопрошающего влаги в летний период тождествена роли медиатора-посредника между мирами в святочных гаданиях (отличие лишь в возрастном статусе). Не случайно последующие действия ритуала семейские называют ворожбой: "Заворожили дождя, забегали. Ну, обливаться" (зап. от Ефимовой У.В., 1936 г.р., с. Тарбагатай, 2000 г.). Обливаться принято было из реки или из колодца, черпая воду ведрами. В этом обрядовом этапе может участвовать вся деревня, но с преобладанием молодежи. В молодежной части ритуала отсутствует вербальный компонент, магия слова восполнена магической силой водной стихии. Признаки имитативной магии, основанной на законе подобия, проявляются в попытке действиями коллектива (общины) реализовать желаемое. Имитируя природные явления, а в мифопоэтическом осознании, исполняя божественные функции на земном уровне, человек, как часть Вселенной сам участвует в космическом процессе, чем обращает на себя внимание высших сил и способствует скорейшему улучшению положения.

Обряд вызывания дождя превращается во всеобщее увеселение, а исполнение магических функций передается детям, которые исполняют заклички. Обрядовое слово в устах младшего поколения не теряет заклинательного характера и актуализируется еще и тем, что детьми осмыслена целенаправленность вербального элемента - просьба-заклинание небесных вод. В образный ряд закличек входят: а) религиозно-мифологические персонажи (Бог, Илья Пророк, водяной царь); б) абстрагированные природные явления (дождь, тучи). В семантике религиозно-мифологических образов заложена посредническая функция, реализовав которую, персонаж осуществляет одну из своих благостных миссий - подачу небесной влаги (процесс проходит в рамках коммуникации - обращение со стороны человека влечет ответ от высших сил). Главную роль в этих случаях исполняет царь: "Царь, царь, сирота,/Открывай ворота/Ключиком, замочком,/Шелковым платочком" (фольклорные материалы КФН ВСГАКИ). Образ из детских заклинаний дождя (царь), осуществляющий священодействие, он же персонаж заговора (водяной царь), из сюжетно-тематической подгруппы с "семантикой "основного действия": "уничтожение водой"" (2, с. 28) болезней и недомоганий. Очевидно, вызывание дождя - это просьба об исцелении Матери - земли от недуга-засухи посредством живительной влаги. Заговорные истоки заклички проявляются через универсалии вещественного мира. В их число входят ворота, мыслящиеся как преграда, только после ликвидации которой, пойдет дождь.

Эта сюжетная тема заговорных текстов А10 (2, с. 42) характерна для детских закличек. Как и в заговорах, преграду можно раскрыть при помощи ключа. В обрядовом контексте данный знак обретает семантику разрушения границ. В некоторых вариантах закличек наряду с языческим персонажем фигурируют: христианский повелитель водной стихии - "Илья Пророк, помочи " (зап. от Медведевой А.И., 1919 г.р., с. Тарбагатай, 2000 г.) и олицетворение небесной влаги - "Дождь, дождь, пропусти ". Сочетание трех образных уровней в момент коммуникации активизирует слово-действие с целью получения незамедлительного результата.В закличках с иным образным составом (когда прошение о дожде обращено только к природным явлениям (собственно - дождю, тучам)), отсутствуют атрибутивные универсалии вещественного мира. Текст предельно упрощен, что свидетельствует о его более позднем происхождении. Магическая функция слова не исчезает совсем, но постепенно нивелируется. Коммуникативная ситуация теряет фидеистичность (утрачена связь с потусторонним миром).

Содержание наполнено не заклинательными формулами, а обычным требованием полить окружающее пространство: "Тучки, тучки,/Сойдитесь у кучки,/Полейте грибочки у нашем лесочке" (фольклорные материалы КФН ВСГАКИ). Жанровый состав вербальных текстов обряда вызывания дождя многообразен - от малых фольклорных форм и детских закличек, до причитаний, перешедших в сферу календарно-обрядовой поэзии. Но в силу ритуальной специфики (исполнение обряда только в зависимости от погодных условий) на вербальных компонентах не отразилась тенденденция "подвижности" текстов по циклам календаря (как это происходит, например, с троицкими песнями, которые теперь могут исполняться семейскими и на другие праздники), а архаическая семантика образного ряда и символики признается самими старообрядцами.

Все свое существование человечество зависело от дождя. Есть осадки, то и урожай хороший народится, а коли засуха, то и голодное время будет. Именно поэтому у каждого народа есть один или несколько способов вызова дождя.

Причем, это необязательно как-то должно быть связано с шаманизмом, языческими ритуалами и черной магией – для борьбы с засухой вам не нужно , приносить божеству в жертву животное или скакать с бубном, исполняя шаманские танцы.

Можно ли вызвать дождь обычному человеку?

Да, существует несколько способов того, как вызвать дождь, которые под силу осуществить каждому из нас.

Обряд 1 – на улице

Пойдите в на улицу, взяв с собой молоток, лист металла и бутылку с водой. Отыщите ровный пень, положите на него лист и начинайте бить молотком, тем самым имитируя раскаты грома. Затем начинайте выплескивать воду из бутылки в разные от себя стороны, что, собственно, и будет символизировать идущий дождь. Как правило, после проведения данного обряда осадки появляются не позднее, чем через 24 часа.

Обряд 2 – дождь с помощью природного водоема

Чтобы вызвать дождь после продолжительной засухи, пойдите после захода солнца на любой водоем с природной водой (то есть бассейн во дворе или ванна в доме вам никак не подойдут). Разденьтесь до нага и зайдите в воду по шею. Проговорите трижды:

«Вода-водица, не хватает тебя. Жизнь без тебя мне не мила. Спасай поскорей, не дай умереть».

Затем умойте лицо и голову водой. Наберите в сосуд (бутылку воды), выйдите на берег, оденьтесь и возвращайтесь к себе домой. Оставьте бутылку на порог дома, откупорив пробку. Рано утром (с восходом солнца) возьмите бутылку с водой и разбрызгайте ее по своему приусадебному участку (на грядки с сухой землей, которым так необходим дождик). Если дело происходит в городе, то заберитесь на крышу своего дома (если есть балкон, то и он сойдет) и вылейте воду из бутылки. Это поможет вызвать дождь спустя 48 часов.

Обряд 3 – шаманские танцы

Чтобы вызвать дождь с помощью танца, приобретите в любом эзотерическом магазине предмет, который называется «шум дождя» – он представляет собой закрытую деревянную тубу, внутрь которой засыпаны зерна (как правило, гречка). При переворачивании тубы она зернышки пересыпаются, издавая звук, очень похожий на шум дождя.

Если есть возможность, подключите к водопроводному крану шланг, которым обычно поливаете огород, и вытяните его на улицу. Хорошо пролейте дорожку, ведущую от вашего дома до калитки, так, чтобы образовались лужи. Оденьтесь во все белое и снимите обувь. Начинайте танцевать босиком по лужам, держа в руках «шум дождя» и то и дело его переворачивая.

Обряд 4 – на растение

Сорвите в своем саду какие-нибудь растения, цветы, ставшие жертвами засухи, то есть окончательно и бесповоротно засохшие. Сплетите их в венок. Пойдите к речке, бросьте венок в воду и проговорите:

«Погиб мой цветик-семицветик, погиб без водицы, без дождика усох. Ты плыви, веночек, в край далекий, в край водою богатый, да проси воду к нам в гости пожаловать».

Этот ритуал проводится в лесу. Перед его началом нельзя принимать пищу. Костёр разжигается, когда стемнеет. Шаман садится в позу орла и смотрит на огонь сосредоточенно. Необходимо настроиться на появление Хозяйки Огня, которая может предстать в образе обнажённой старухи или девушки. Если шаман сможет установить контакт, то он получит на всю жизнь надёжного защитника. Чтобы контакт состоялся, шаман начинает танцевать, обходит костёр по Солнцу и сосредотачивается на мысли о том, что этот танец он посвящает Хозяйке Огня. Бёдрами и руками во время танца необходимо имитировать языки пламени и полностью расслабиться. Также для вступления в более тесный контакт со стихией огня снимают с себя всю одежду. Закончив танец, нужно покормить Огонь: брызнуть на пламя маслом, положить красный лоскут поверх пламени и сказать: "Мать Огонь, Хозяйка всех огней. Прими моё подношение! Даю тебе его от чистого сердца. От чистого сердца, подобного пламени. Пусть в чистом пламени сгорят все мои невзгоды и беды!" Когда обряд полностью закончен, Хозяйку Огня нужно поблагодарить.

Ритуалы дождя

Чтобы вызвать дождь, используется следующий обряд. Чашу для ритуалов с родниковой водой ставят на ночь под открытым небом, чтобы она насытилась энергией и обрела новые свойства. Утром, взяв чашу обеими руками, нужно поднять её над головой и сказать:

Призываю влагу небесную
Приблизиться к влаге земной,
Чтобы на землю пролился дождь
И напоил зеленые всходы!

Можно также провести обряд с участием нескольких девушек, которые украшают свои тела только что сорванными ветками и листьями и обращаются к шаманке: "Богиня-Мать! Напои нас соком своим. Ороси нас влагой своей!" Затем шаман брызгает на своих помощниц из чаши и вёдер водой и приносит жертвы духам стихии.

Также дождь можно призвать через улитку, которая олицетворяет Хозяйку Дождя. Для этого находят в лесу улитку, в земле роют небольшую ямку и ставят в неё тарелку с водой и листьями. На край тарелки кладут улитку. В полдень с ритуальной чашей подходят к улитке и, побрызгав на неё водой, говорят:

Как я брызгаю на тебя водой,
Так и ты, Улитка - Хозяйка Дождя,
Пошли на землю долгожданную влагу!

Это действие повторяют много раз. Ритуал повторяется несколько раз, если в течение суток не пойдёт дождь. Необходимо следить за тем, чтобы улитка находилась в комфортных условиях, а после того, как дождь прошёл, её необходимо отнести туда, где она была взята, и поблагодарить её.

Ритуал приглашения духов

Ритуал необходим для того, чтобы установить тесную связь с духами-помощниками. Он проводится в тихом месте, например, в лесу или поле, но место не имеет особого значения. Уединившись, берут в руки бубен и начинают негромко и умеренно стучать в него. Перед началом нужно окурить себя благовониями, чтобы очиститься от воздействия всех духов, кроме призываемых.

Ритуал начинается с призыва духов-помощников. Их нужно собрать вокруг себя. Внимание должно быть сосредоточено на вступлении в контакт с духами. Удары бубна помогают донести намерения шамана до духов. Присутствие духов проявляется в некоторых знаках, появляющихся неожиданно. Это могут быть видения, внутренний голос. Когда связь с духами произошла, шаман должен позволить им действовать через себя, общаться с ними сколько ему нужно.

В древние времена для того, чтобы вызвать дождь нужно было идти к шаману или колдуну, который проводил специальный обряд. Сегодня провести ритуал может любой желающий, достаточно иметь определенные знания и соблюсти все предписания.

Как вызвать дождь современному человеку?

Чтобы вызвать дождь, следует провести обряд, для которого необходимо иметь у себя под рукой следующие предметы:

  • молоток;
  • бутылку с водой;
  • лист любого металла.

Необходимо пойти в лес, взяв с собой вышеназванные предметы, и найти там ровный пень. На него следует положить лист и бить его молотком, имитируя раскаты грома. Нескольких минут будет вполне достаточно. Затем нужно взять бутылку и медленно вылить из нее воду. После этого можно идти домой. Дождь должен пойти в ближайшие сутки.

Вызов дождя после длительной засухи

Данный ритуал для вызова дождя разрешается проводить только после продолжительной засухи. Необходимо пойти после захода солнца на водоем с природной водой, раздеться донага и зайти в воду по шею.Затем нужно трижды проговорить следующее заклинание: «Вода-водица, не хватает тебя. Жизнь без тебя мне не мила. Спасай поскорей, не дай умереть».

После этого необходимо умыть водой лицо и голову, набрать в заранее подготовленный сосуд воду, выйти на берег, одеться и пойти домой. Сосуд с водой необходимо оставить на пороге дома, откупорив пробку.

На следующий день следует встать с восходом солнца, взять с собой сосуд и разбрызгать воду по огороду или попросту с балкона, если вы проживаете в квартире. Дождь должен пойти через 48 часов.

Вызов дождя при помощи венка

Самыми действенными способами вызвать дождь являются те, в ходе которых читаются заклинания. Для вызова дождя можно попробовать провести следующий обряд.

Нужно собрать сухие цветы и сплести из них венок. Затем надо пойти к речке, бросить венок в воду и проговорить такое заклинание: «Погиб мой цветик-семицветик, погиб без водицы, без дождика усох. Ты плыви, веночек, в край далекий, в край водою богатый, да проси воду к нам в гости пожаловать». Если хочется провести данный обряд с большей эффективностью, то придется заплакать. Важно, чтобы ваши слезы упали в речку.