Ведическая свадьба. Виваха-Ягья – традиционная индийская свадьба Ведические свадебные обряды

Индия - страна солнца, слонов, обезьян, пестрых женских нарядов «сари» и настоящего искусства любви. Индия - это потрясающая древняя культура, которая, несмотря на долгий период колониальной зависимости, сохранила свою уникальность и неповторимость. А индийская свадьба - это настоящее театральное действо.
Брак в Индии - это не только социальная необходимость, но и религиозная обязанность, налагаемая на каждого человека.
Вступление в брак — главное событие в жизни индийской женщины, и довольно часто дата свадьбы определяется местным астрологом. Помимо удачных для конкретной пары дат, есть периоды, в принципе благоприятные для заключения брака. Обычно сезон свадеб начинается в декабре и с некоторыми перерывами продолжается до марта. В это время и происходят массовые бракосочетания — в одном только Дели играют не меньше двух десятков тысяч свадеб.
О наступлении индийского сезона свадеб сигнализирует повышение цен на золото на мировых биржах, ведь ни в одной другой стране специально к бракосочетанию не покупается такое количество драгоценностей. В Индии немыслимо надеть просто красивые серьги или браслеты — все драгоценности должны быть изготовлены специально к свадьбе. Какие-то украшения символизируют невинность и носятся только до первой брачной ночи, другие украшают невесту все дни празднования свадьбы (иногда свадьба проходит неделю), третьи используются в определенных обрядах.

Особый статус у ожерелья, которое невесте надевает на шею будущий муж. Стоимость этого украшения показывает, на какие жертвы ради невесты готовы жених и его семья. Два дня до свадьбы невеста не выходит из дома, где ее готовят к предстоящему событию: моют в ароматической ванне, умащивают тело специальными маслами, раскрашивают кисти рук хной, надевают на запястья ярко-красные браслеты, означающие, что девушка выходит замуж. На свадьбу собирают столько гостей, сколько может позволить себе семья невесты, ведь праздник проходит именно вне доме. Семьи у индийцев многодетные, поэтому нередко число одних только родственников, приглашенных на торжество, доходит до тысячи.
Хотя в разных штатах существуют свои особенности как по части ритуалов, так и по части свадебных костюмов, чаще всего невеста одета в ярко-красное шелковое сари, расшитое золотыми нитями (стоимость праздничных сари колеблется от 150 до 2000долларов). Иногда браку предшествует более скромная помолвка, на которую приглашают всего несколько сотен человек.
Индийский брак отличается от всех остальных немаловажным фактом. Обычно юноша и девушка обоюдно принимают решение о создании семьи. Однако в Индии брак полностью зависит от решения родителей жениха. Они подыскивают подходящую невесту для своего сына и договариваются с ее родителями о будущем брачном союзе. От девушки мало что зависит: в конце концов, родители могут просто приказать ей выйти замуж даже за малознакомого юношу, и она обязана повиноваться. Именно поэтому индийскую матримониальную систему называют «браком по предварительной договоренности».
Прежде чем сделать окончательный выбор, родители сравнивают гороскопы юноши и девушки, и, если результат оказывается благоприятным, обе стороны обмениваются подарками и происходит сговор.
Мальчиков и девочек в индийской семье долгие годы воспитывают в убеждении, что муж и жена предназначаются друг другу Богом, а родители, лишь исполняя волю Всевышнего, их находят. Все индийские религии предписывают соблюдение целомудрия до брака. И оно, как правило, соблюдается в ожидании предначертанного свыше мужа или жены.
Рассказывая об индийской семье, нельзя не сказать хотя бы несколько слов о детях. Все они, даже самые маленькие, всегда поражают своими способностями к танцам, пению и отсутствием ненужной излишней стеснительности перед посторонними. Но учат детей не только искусству танца. С большим и врожденным умением родители прививают детям всей атмосферой семьи прекрасное качество - чувство доброты . И поэтому, как бы не устал пришедший с работы отец, как не была утомлена домашними делами мать, они никогда не накричат на ребенка, никогда его не унизят. С раннего детства малыша приучают к доброму отношению ко всему живому - к муравью, что ползает под ногами, к ящерице, которую в Индии можно встретить живущей в каждой комнате, к собаке, птице, козе, теленку. А детям постарше уже добавляют - будь добр к людям, к детям, будь верен своей семье. Что называется, почти одновременно с молоком матери идет и воспитание ребенка. А если еще учесть, что частенько мамы в Индии кормят грудью своих ребятишек до трех-четырех лет, можно снять и наше ограничительное «почти». Есть в Индии и День детей. Он отмечается 14 ноября в день рождения Джавахарлала Неру.Несколько слов о разводах
Говорят, в старину в Индии существовал такой порядок на случай семейного беспорядка, т.е. развода. Его добивался муж при следующих ситуациях: жена, не рожавшая детей, могла быть заменена на 8 году, рождавшая детей мертвыми на 10, рождавшая только девочек на 11, но сварливая - немедленно. Остроумная постановка вопроса! Жена же ни при каких, обстоятельствах требовать развода не имела права. Закон нынешней Индии допускает развод, но не по причине того, что супруги» не любят друг друга» или «не сошлись характерами». Такие доводы ни закон, ни суд не считают достаточным основанием для развода. Значит, для развода необходимы и более веские обстоятельства и, например, значительный промежуток времени, когда супруги живут раздельно, что должно также подтверждаться свидетельскими показаниями. Если жена, например, неспособна к деторождению, что также должно подтверждаться соответствующим медицинским освидетельствованием, муж имеет права добиться развода.
Практика индийской жизни показывает, что развод - крайне редкое явление. Индийская жена при условии нормальной семейной обстановки никогда не станет возбуждать дело о разводе. Муж тоже. Ведь и он с детства приучен к тому, что жена - это его половина, мать его детей, и поэтому она заслуживает благодарности, уважения и всемирной поддержки. Немаловажную роль в деле сохранения семьи играет общественное мнение. Ведь заклеймят позором не только разводящегося мужа, Но и его семью, всю родню.

ВИВАХА-САМСКАРА: Обряд Бракосочетания
Виваха-самскара (церемония брака) — для гармонии в супружеской жизни. Вообще слово самскара означает очистительные обряды для успешной жизни. Слово "самскара " (от санскритского сам-с-кара ), означает "выполненный в совершенстве". Самскара — это обладающая величайшим благом, очищающая и освящающая церемония.

С вивахи все начинается. Союз мужчины и женщины. К чему он приведет, какие плоды даст. Cвадебная церемония должна быть совершена в благоприятный момент. Главная цель брака состоит в том, чтобы родить ребёнка, который продолжит традицию семьи. В этой церемонии старейшины (старшие люди) обоих семей и другие уважаемые люди общества садятся перед огнём (Агни), и все Дэваты (полубоги) становятся свидетелями нерушимых уз, которыми связываются муж и жена. При этой церемонии муж и жена делают шаги вместе, что сопровождается чтением Ведических текстов и мантр. Первый шаг делается для процветания в жизни; второй шаг — для энергии в жизни; третий шаг — для получения земли и собственности; четвертый шаг — для счастья во всей жизни; пятый шаг — для приобретения рогатого скота (то есть домашних животных) и других животных; шестой шаг — для получения поддержки Природы во все времена; седьмой шаг — для дружбы.
яд этад хридаям тава тад асту хридаям мама
яд идам хридаям мама тад асту хридаям тава
"Пусть твое сердце станет моим, а мое — твоим"
(Мантра-брахмана 1.3.9.)
Слово "виваха " означает "поддерживать, взращивать" (дхарму — предписанные обязанности). Своим очищающим воздействием виваха-самскара помогает человеку понять цель и назначение брака, предназначенного для того, чтобы позволить мужу и жене мирно жить и очищаться, и, одновременно с этим, освободить своих детей от невежества и ложного отождествления души с телом. Родители должны позаботиться о том, чтобы их дети росли в здоровой атмосфере.
По ведической традиции брак является священнодействием, религиозным обязательством, а ни в коем случае не каким-то формальным соглашением. Союз мужчины и женщины должен быть не только физическим, но и нравственным и духовным. Он символизирует начало ответcтвенной жизни. Взаимоотношения семейной пары должны строиться на взаимном чувстве доверия и преданности, направленных также и на Бога. Мужа или жену принимают только раз и навсегда.
саманджанту вишве девах самапо хридаяни нау
самматаришва сандхата самудештри дадхату нау
"Да будет божественным силам известно, что мы оба вступаем в брак с чувством огромного счастья в душе, и что сердца наши теперь не разлить водой. Да будет же союз наш храним Принцем Любви (Матаришваном), богом взаимоотношений (Дхатой) и богом тайн (Дештри)"
(Риг Веда 10.8.47).Узы брака обычно неприкосновенны. Поэтому человеку, вместо того, чтобы разрывать их при первом же появлении разногласий, нужно постараться приспособиться к характеру, вкусам, взглядам и интересам своего партнера. Брак — это жертвоприношение, аскеза, призванная помочь нам развить терпимость и терпение. Святость брака символизируется огненным обрядом и священными мантрами.
Если в гороскопе сопоставимости партнеров есть что-то неблагоприятное, оно нейтрализуется силой исполнения виваха-самскары .
Особое значение писания придают тому, чтобы между супругами была верность, взаимное уважение и мягкость в обращении. В общесте, основанном по ведическому типу, пользуются поддержкой крепкие семьи, в отличие от того, что можно видеть в наше время, когда никто особо не ценит женщин, создательнец домашнего очага, и не уважает традиционных ролей в семье, или многочисленной семье. Семейной паре возможно придется пересмотреть свои ожидания. Многие трудности в семейной жизни возникают из-за неоправданных ожиданий. Если ломается вайшнавская семья, то обычно это происходит вследствии недостатка зрелости, и тамо-гуна и раджа-гуна берут верх над саттва-гуной , когда взаимоотношения фактически основаны только на физическом влечении, а самой личности, живому существу, не придается никакого значения.
"О лучший из Бхарат, когда возрастает влияние гуны страсти, развиваются признаки сильной привязанности, кармической деятельности, неодолимых, стремлений и неподдающийся контролю страстных желаний." (Бхагават Гита 14.12).
Муж должен отдавать себе отчет в том, что, чаще всего, женщина часто ожидает от него поддержки материальной, моральной и духовной. Она соглашается выйти замуж за него на этих условиях, даже если они не оговариваются. Церемония бракосочетания должна быть как можно более пышной и торжественной, чтобы новобрачные никогда не смогли забыть ее. День свадьбы юной девушки — это прекраснейший день ее жизни. Для нее это должно быть уникальным событием: тем, что бывает лишь раз в жизни.
Брак должен помочь нам УПОРЯДОЧИТЬ свою потребность в сексе. Для большинства людей отказаться от секса довольно трудно. Тем не менее, писания утверждают, что зачастую секс является камнем преткновения в духовном развитии . Именно поэтому они и призывают тех, кто не в состоянии отказаться от половой жизни, удовлетворять свои желания таким образом, чтобы постепенно выйти на путь освобождения, иначе говоря, следуя принципам, установленным шастрами. Являясь частью ведических предписаний, взаимоотношения между мужчиной и женщиной в законном браке не являются адхармой , и не должны считаться таковой, если они строятся в соответствии регулирующими принципами. Брак не является поблажкой для половой жизни. Брак предназначен для урегулирования половой жизни, так, чтобы семейные люди смогли очиститься и постепенно подняться до чистого преданного служения Богу.

Виваха-ягья - свадебная церемония, ритуал
Способ проведения виваха-самскары . Самскары - очистительные ритуалы на жизненном пути, чем-то похожи на таинства христиан. Основные самскары индусов: виваха (бракосочетание), симантонаяна (ритуал укладывания волос жены на прямой пробор, при котором муж отмечает его линией, символизирующей защиту от дурного влияния и подключение к благоприятным космическим энергиям), пумсавана (обряд для того, чтобы произвести на свет здорового ребенка или ребенка мужского пола), гарбхадхана (ритуал зачатия), сошьянти (обряд для облегчения родов), джата-карма (рождение), нишкармана (первое появление ребенка перед окружающим миром), нама-карана (наречение именем), пушти-карма (обряд, совершаемый ради здоровья ребенка), мундана (обрезание первых волос), анна-прашана (первый прием твердой пищи, то есть, злаков), карна-ведха (прокалывание ушей), чуда-карана (первое подстрижение волос), видьярамбха (начало учебы), упанаяна (инициация у гуру), антьешти-крия (погребальные ритуалы).
Сама церемония вивахи традиционно длится 3 дня.
Первый день начинается с того, что жених и невеста просыпаются утром каждый в своем доме (или каждый в своей комнате, как это было в нашем случае). В этот день они вообще ничего не едят и не пьют до позднего вечера. Вслед за пробуждением жениха следует его омовение, которое совершают 5 замужних женщин из его дома, которые называются «рей». Они омывают жениха водой с куркумой и умащают сандаловой пастой, рисуют на его лбу этой пастой гопидоты , проводят необходимые ритуалы (какие точно я не знаю, потому что невесте их видеть не полагается), после чего надевают ему на шею кантхималу из туласи, а на тело новые шелковые одежды (чаще всего белые или бежевые). Гопидотc - смешанный англосанскритский термин. (гопи - пастушка, дотc - точки). Лицевые украшения в виде красочных точек идущих вокруг глаз сверху от бровей и заходящих на щёки. Обычно носится женщинами, но в ряде случаев и мужчинами.
Кантхимала из туласи - бусы из священного дерева туласи (Ocimum sanctum), которое дорого Господу Вишну. Стандартный элемент облачения и признак вайшнава, наряду с тилакой уграпаундра - налобный знак в виде V или U. Защищает от дурных влияний и мыслей. Все, что остается от омовения жениха (куркума и сандаловая паста), посылается в дом невесты и используется для ее омовения. После этого ей тоже дают кантхималу , на руки надевают два браслеты из кости (белый и красный), которые называются «шанкха ». Эти браслеты она будет носить всю жизнь, не снимая, до смерти мужа (если такое, не дай Бог, в ее жизни произойдет). Потом невесте помогают одеть простое сари. Она одевает сари впервые. С эти пор она не будет носить никакую другую одежду, ведь даже спать ей придется в сари. На вторые пальцы ее ног ей одевают серебряные кольца (их тоже больше не снимают), а на щиколотки - серебряные ножные браслеты с бубенчиками. После этого каждая семья посылает в дом своего семейного жреца гонцов, которые приносят «акх ». Акх - это своеобразное мурти виваха-ягьи , которое жена брахмана изготавливает из рисовой муки и натуральных красителей. Теперь жених отправляется в дом невесты в сопровождении 100-150 родственников, семейного пандита (учёного-мудреца) и напита (парикмахера). Жених едет на машине, лошади, слоне, носилках или идет пешком в зависимости от материального положения семьи. Мурти виваха-ягьи - временное Божество Вишну для виваха-ягьи .Пандит - ученый-брахман
В это же время в дом невесты приходит их семейный пандит и начинается подготовка к ягье . Невесту начинают наряжать примерно в 16:00, чтобы успеть к заходу солнца, церемония должна быть непременно вечером. На нее надевают новое шелковое сари (все три дня она надевает каждый день новое шелковое сари), золотые украшения, делают ей прическу, в которую вплетают цветы и листья бетеля. На лицо невесты наносятся узоры разноцветными красками, На голову надевается корона и красное покрывало. На голову жениха (в отличие от чалмы хиндустанцев) бенгальцы надевают белую конусообразную шапку. На руки наносятся узоры из хны, «мехенди». Ступни невесты окрашиваются специальной красной краской, которая называется «альтой». В Бенгалии каждая женщина наносит на свои ноги альту каждый четверг после захода солнца, а также когда она возвращается из дома своей матери. Альту наносят обычно равные или младшие по возрасту женщины. Замужней женщине в качестве особого расположения и любви альту может наносить на ступни муж.
К началу ягьи приезжает жених. Его встречает семья невесты, мать невесты угощает его и его сопровождения сладостями, поит водой и брызгает на них ароматизированной водой. Дело в том, что невесту жениху обычно отдает ее отец (или брат матери или старшая в семье женщина), после церемонии передачи они в течении одного года не могут принимать пищу в доме жениха. Итак, прибывшего жениха и его семью провожают в пандал , где уже все готово к ягье .

Пандал - праздничный шатёр или его аналог
Пандал обычно устраивают во дворе дома невесты, напротив домашнего храма. Вход в пандал должен быть напротив входа в храм, дверь открыта и Божества наблюдают за всем происходящим. Они - главные свидетели на свадьбе. Виваха-ягья с небольшими перерывами длится примерно 4 часа. Сначала пандит и напит в пандале проводят необходимые ритуалы с женихом, после чего вносят невесту. Именно вносят, а не вводят. Это очень интересное отличие бенгальской свадьбы от индийской. Во время церемонии ягьи невеста ни делает ни шага своими ногами, ее постоянно носят на специальных украшенных деревянных носилках, которые за четыре шеста держат молодые ребята из семьи жениха. До начала ягьи лицо невесты и ее глаза закрыты двумя большими листьями бетеля, она ничего не видит, ее никто не видит. Все это очень весело и забавно. Итак, невесту вносят и семь раз обносят вокруг стоящего жениха. Потом носильщики останавливаются и жених с невестой быстро три раза обмениваются гирляндами, после чего их усаживают у огня напротив брахмана и связывают им руки травой куша и новой гамчой . В это время их одежды тоже связываются между собой. Их потом уже никогда нельзя развязывать. Трава куша (Cynodon dactylon) - трава, используемая в ритуалах ведической традиции
Гамча - узкое полотенце из хлопка с традиционными узорами. Обычно используется после омовения и в некоторых ритуалах. Невесту отдают жениху, затем молодые вслед за брахманом повторяют все необходимые мантры и клятвы, совершают церемонию поминовения умерших предков и спрашивают у них благословения на свадьбы. После этого жених покрывает голову невесты новым сари. Теперь уже ни в коем случае нельзя выходить из дома с непокрытой головой. В доме покрывать голову нужно в присутствии старших мужчин. Затем жених ставит невесте синдур и они официально становятся мужем и женой. Каждая варна использует для этого особый материал (золото, серебро, медь и пр.).
Синдур или бинди - красный круглый или каплевидный круглый знак. Указывающий на замужний статус женщины. После этого муж и жена поднимаются и сыпят в огонь сушеный рис («кхой»), таким образом и рис и огонь (для бенгальцев это особые Божества) становятся свидетелями вновь заключенного брака. В это время родные трубят в раковины и издают улу-дхвани , хлопают в ладоши. После этого - заключительный этап ягьи . Жених и невеста обходят вокруг огня (если в помещении для этого достаточно места, но, в принципе, для бенгальской свадебной церемонии это не обязательно). Теперь ягья завершена, молодые кланяются брахману и дают ему пранами (пожертвование).
Теперь муж и жена могут немного поесть сухой пищи (как правило, это кхой или сладости) и попить воды. После еды молодые отправляются отдыхать. В эту ночь они обычно не спят, а просто разговаривают друг с другом, знакомятся поближе. Также нельзя друг к другу прикасаться. Молодые остаются в комнате до утра до времени, которое пандит рассчитывает и объявляет заранее.
День 2.
Второй день свадебной церемонии полон слез и всеобщей скорби. Невеста собирает все подарки и свои вещи и ее торжественно отправляют в дом жениха. Все ее родные обычно медленно идут с ней всю дорогу, громко плачут и причитают. Придя в дом жениха, невеста должна опрокинуть ногой стоящий на пороге горшочек риса. Муж и жена вместе принимают омовение и родные проводят определенные ритуалы с использованием листьев бильвы. После этого для всех собравшихся устраивается пир. Семья невесты возвращается назад, а молодые отправляются спать в разные комнаты. Билва (Aegle marmelos) - каменная яблоня.
День 3.
В этот день невеста сама раздает пищу родным, старшим и гостям. Вечером на пир приходят 100-150 членов ее семьи и гостей. Все они приносят множество подарков и благословляют молодую пару. В эту ночь молодые спят вместе впервые, для них проводится церемония для благоприятного зачатия детей. Так начинается их семейная жизнь.
Заключительный этап.
Спустя примерно 5 дней проводится церемония, во время которой с мужа и жены снимается кантхимала , после чего она опускается в Гангу или в семейный пруд. Это происходит во время короткого визита мужа и жены с 7-9 родственниками в дом ее родителей. После угощения в этот же день они возвращаются домой. Однако на девятый день жена снова уходит в дом родителей, на этот раз одна. Так она пробудет от недели до месяца, привыкая к своему новому статусу, переосмысливая все произошедшее и прощаясь с родными.Простые секреты успешных браков
Обряды существуют в любой культуре, их значение, утверждают психологи и культурологи, весьма велико. Система обрядов позволяет выстроить жизненно-важные поступки человека и создать лестницу «к небу», иными словами, к счастью.
Виваха-ягья или свадебная церемония — залог успешного брака и один из десяти главных очистительных обрядов, которые должен пройти человек за свою жизнь. Этот обряд дает человеку силу следовать своим обетам всю жизнь; свадьба «регистрируется на небесах» в тот момент, когда молодые отдают себе отчет в том, что они пообещали друг другу, Богу и окружающим никогда не расставаться. Только тогда они могут считаться мужем и женой. Во всех других случаях они просто проводят эксперимент по потере молодости, здоровья и репутации в погоне за временным наслаждением.

Свадьба – это одно из центральных событий в жизни индийской семьи.Для того, чтобы обеспечить подготовку к супружеству, а такжесвадебную церемонию всем необходимым, индусы тратят свои главные сбережения.


В классическом варианте, жениху ищут невесту его родители. Для этого используются многочисленные связи в других деревнях (из своей деревни детей чаще всего не женят, так как обычно деревня – это одна большая семья). После того, как найдены подходящие кандидатуры, родители жениха обращаются к астрологу.

Без участия астролога в Индии не обходится ни одна свадьба. Ведь будет счастлива семья, подходит ли невеста жениху, знает только астролог, и родители жениха и невесты, главные организаторы свадьбы, слушают советы астролога. Причем в древние времена считалось, что главное, чтобы невеста подходила мужу, считалось, что если женщина подходит – то семья будет счастлива, а если женщине в чем-то не подходит супруг, она сможет с этим смириться. В наше время женщины смиряться не хотят, поэтому также активно консультируются у астрологов на темы брачной совместимости. Второй важный момент в ведической свадьбе – это выбор благоприятного времени для проведения обряда, что также обязательно должен сделать астролог.

Приготовления к свадьбе могут занимать до нескольких месяцев: все зависит от уровня благосостояния семьи. К примеру, в уважающих себя состоятельных семьях, родственники жениха заказывают подарки семье невесты и гостям, в виде драгоценных украшений. Ювелир трудится несколько месяцев, чтобы выполнить заказ. То же самое касается одежды, свадебной посуды, украшения пространства, для проведения церемонии.

Сама церемония состоит из следующих этапов:

Приветствие и поздравление жениху, невесте, семьи и друзьям, которое делает брамин(священник) проводящий церемонию, а также родители жениха и невесты, уважаемые гости.

Затем подружки невесты и ее отец привозят невесту в Мандап – свадебный шатер. Следующий этап – обмен гирляндами: невеста приветствует жениха гирляндой из цветов и жених также украшает невесту гирляндой. Этот обмен цветами символизирует приятие и уважение.

После все присутствующие воспевают великую Гаятри мантру, чтобы получить благословение Бога на свадьбу. Затем невеста предлагает смесь меда и йогурта жениху. Мед символизирует сладость вечной любви, а йогурт – хорошее здоровье и здоровое питание в семье. Очищение тела и сердца, необходимая составляющая семейной жизни – это важный этап символизируется тремя глотками воды, которую по очереди пьют жених с невестой.

Самая торжественная и зрелищная часть церемонии – разжигание священного свадебного Огня, во время которого брамин обращается к Богу Агни, символу знания, силы, чистоты. Огонь приглашают в качестве главного свидетеля церемонии.Если не удовлетворить Бога Огня – брак может быть разрушен, так как его неблагоприятные проявления: разрушения, гнев, раздоры, всепоглощающая страсть.

Главное богатство индийской семьи – это дочь, которая символизирует Богиню Лакшми. Родители невесты передают ее руки в руки жениха и окропляют святой водой, чтобы завершить ритуал передачи богатства, дара. Отец невесты предлагает принять его дочь как равного партнера на всю жизнь. В ведических писаниях подчеркнуто, что нет большего дара для мужчины, чем получить в супружество чью-то дочь. Жених обещает принять невесту как равного себе партнера.

Жених держит за руки невесту, их руки обвязываются покрывалом, и они оба дают торжественный обет перед Богом, что они становятся одним, и будут всегда любить друг друга и будут оставаться друг для друга напоминанием о взаимной любви на протяжении всей их жизни. После этого священник читает торжественную речь, а жених и невеста обмениваются священными клятвами.

Брат невесты кладет рис в руки жениха и невесты и они предлагают его Агни, который развевает тьму невежества и ведет к свету знания. Затем пара идет вокруг священного огня, каждый круг символизирует цель человеческой жизни:

Дхарма: моральные принципы, которые ведут к хорошей жизни, благословение красивыми, сильными, здоровыми и разумными детьми, которые разделяет обязанности в доме.

Артха: финансовое могущество.

Кама: удовольствие от супружества.

Мокша: самоограничения, ментальная и духовная сила.

Все вместе четыре цели символизируют принадлежность супругов друг другу, сообществу, Богу. Во время первых трех кругов невеста следует за женихом, во время последнего – жених следует за невестой.

Семь шагов

Невеста и жених делают семь шагов вместе, и эти шаги символизируют их путешествие по жизни. Каждый шаг символизирует также определенный аспект жизни и сопровождается обетом:

Вместе мы будем любить, заботиться и уважать друг друга, с этого дня, в добре и в нищите, в хорошие дни, и в дни несчастий, в болезни и здравии… всегда.

Вместе мы создадим дом, полный радости и смеха, где мы найдем ясность и силу.

Вместе мы разделим глубокую любовь, которая вырастет на понимании и бескорыстии.

Вместе мы объединим наши семьи, пусть у нас будет достаточно терпения и прощение станет нашей добродетелью.

Вместе мы разовьем такие моральные качества, которые позволят нам заботиться о других людях больше, чем о собственном имуществе, о чести больше, чем о почестях, о размерах семьи больше, чем о его декоре дома.

Пусть мы всегда будем лучшими друзьями и партнерами, будем делиться идеями и идеалами.

Сейчас мы вместе, и вместе мы молимся Богу, просим Его благословения.

Отец жениха надевает на шею невесты священное ожерелье.

Новобрачный кладет красную пудру на пробор невестиной прически и приглашает ее в его жизнь в качестве вечного спутника. Новобрачные кланяются касаясь стоп и получат благословения родителей обоих семей.

Замужняя женщина из семьи невесты выходит вперед, чтобы пожелать молодоженам счастья. Все гости и родственники повторяют ведический гимн вслед за священником, в котором желают жениху и невесте процветания, силы, долгой, счастливой семейной жизни.

Под конец церемонии исполняется Шанти гимн – песнь мира. После основной церемонии: Пир!

Это не только событие в личной жизни жениха и невесты, но так же и социальное явление - поскольку это союз двух семей, родов, кланов, а также и религиозное событие и потому свадьба индусов насыщена обрядами и ритуалами.
Обрядовая часть свадьбы довольно сложна и не уместится в рамках 1 поста, поэтому я коснусь только одного ритуала - саптапади или 7 шагов вокруг священного огня, сопровождающихся произнесением семи клятв и молитв. Согласно верованиям индуизма новобрачные, которые искренне произнесли свадебные клятвы у священного огня вокруг не расстанутся никогда.

Оговорюсь сразу, что обряд саптапади восходит к самим Ведам и относится не ко всем индийцам, но только к индусам, то есть тем, кто исповедует индуизм и почитает авторитет ведических текстов.

В ходе свадебной церемонии разжигается священный из деревяшек, сдобренных топленым маслом гхи (ги). Священный огонь havankund разжигается что бы пригласить на свадебную церемонию Бога огня Агни, который является проводником между Богами и людьми и вызывается в качестве свидетеля семи обетов, которые будут давать новобрачные.
Священник, который проводит свадьбу, поет необходимые в таком случае ведические гимны и мантры. И тогда, у пылающего огня под звуки священных мантр невеста и жених должны заявить о своей преданности друг к другу, на всю и обойти огонь 7 раз.
Говорят, что это не только очень торжественный момент, но еще и очень красивый обычай.

Как правило, прежде произнести семь клятв невеста сидит с правой стороны жениха. После принятия обетов невеста перемещается по левую руку от жениха - это символизирует, что она теперь ближе к его сердцу.
Церемония отличается в разных штатах. На большинстве индусских свадеб молодожены делают семь кругов (pheras) вокруг костра, за исключением гуджаратцев и синдхов, кто обходит огонь 4 раза.
Обычно первые 4 круга жених ведет невесту, а последние 3 невеста идет впереди.

Итак, семь брачных обетов символизируют семь важных вещей в браке, о чем новобрачные прямо так и говорят: Мы делаем этот ша для...

Невеста и жених делают первый шаг давая обещание, что они будут служить процветанию своей , заботиться друг о друге и и избегать тех, кто может помешать здоровому образу жизни и благополучию.

На втором шаге из семи pheras, невесты и жениха обещают, что они будут развивать свои физические, психические и духовные силы, чтобы вести достойный образ жизни.

В ходе третьего круга пара дает обет заработать на благополучную жизнь себе и выделять надлежащие средства на праведных людей, которые поддерживают индуистские .

Принимая четвертый обет супружеской пары берет обязательства приобретать знания, счастья и гармонию, ценить и проявлять взаимную , уважение, понимание и веру друг в друга.

Пятый обет принимается чтобы родить детей в браке и чтобы их род не прерывался, а умножался заслугами следующих поколений. Они молятся, о том, чтобы их были здоровы, честны и получили благословение Богов и хорошую карму.

В ходе шестого шага вокруг священного огня невеста и жених молятся за долговечность своих супружеских отношений.

Когда невеста и жених вступают на седьмой и последний круг, они дают обет верности друг другу и обещают, что они всегда будут искренны друг перед другом.

Индийская свадьба по праву считается разноцветной, ведь такого изобилия красок не встретишь больше ни на одном другом торжестве. Пестрота здесь заметна во всем: в тканях одежды, в специях и цветах. Изобилие ритуалов, душевных песен и танцев, которые способны рассказать о чувствах, — это основа индийской свадьбы.

Индусы относятся с великим трепетом к бракосочетанию, ведь они считают, что не только материальные узы теперь связывают мужчину и женщину, а также их души объединяются на семь грядущих жизней.

Индийская невеста должна быть девственницей, так как целомудрие является незыблемым условием любого брачного союза. Ведические верования оставили свой отпечаток, поэтому женщина ассоциируется у жителей этой страны с полем. Мужчину рассматривают, как владельца поля, он должен первым его засеять и собрать урожай, став его хозяином. Если же первым сеятелем был другой человек, мужчина становится вором по отношению к женщине, а если они поженятся, то станут изгоями.


Свадебные обряды в Индии разделяются на три периода: предсвадебные церемонии, свадебное торжество и послесвадебные ритуалы. Первый этап начинался с создания гороскопа жениха и невесты, когда определяли их совместимость по характеру и темпераменту. К правильному выбору пары подходили очень серьезно, ведь развод в этой стране считается позорным. Поэтому, когда астрологическая совместимость подтвердится, родители молодых договариваются о проведении бракосочетания.

Свадебное торжество в этой стране является дорогостоящим. Во-первых, приданое у женщин Индии не маленькое, во-вторых, свадьба требует значительных денежных средств. Родители молодых также не скупятся на подарки и украшения, стараясь перещеголять друг друга.

Индусы верят, что брак в Индии не может быть счастливым, если его не благословили родители, поэтому все предсвадебные церемонии начинаются с «ашир-вад» — благословения родителями молодых. Обряд проходит сначала в доме молодой, а потом у жениха.

Примерно за месяц до свадьбы празднуется помолвка в Индии, которая имеет название «тилак». Ритуалы и обряды этого действия были описаны еще в Ведах, а сегодня они стали еще пышнее и торжественнее. В церемонии принимали участие только представители мужского пола. Отец молодой в сопровождении старейшин рода отправлялся к жениху в дом, чтобы поставить ему на лоб метку «тилак». Для этого использовалась смесь куркумы и шафрана, поэтому пятнышко имело бурый оттенок. Такой свадебный обряд Индии символизировал принятие родственниками невесты ее избранника. В этот день воздаются молитвы и почитают Богов. Знак жениху ставит брат невесты, после чего остальные мужчины тоже украшают себя яркими пятнышками, в знак уважения. Затем следует вегетарианская трапеза, и молодому вручают подарки.

Обряды перед свадьбой в Индии для женщин проходят отдельными гуляниями, которые называются «сангит». Это праздник песен и танцев, в котором участвуют женщины обеих семей. Сангит проходит весело, с шутками и плясками. На празднике можно услышать индийские свадебные песни, попробовать традиционные кушанья и увидеть красочные индийские наряды.

Самым прославленным свадебным обрядом Индии, является церемония «Менди» или «Мехенди», когда ладони молодой украшают узорами из хны. Подготовка индийской невесты к свадьбе невозможна без этого ритуала, ведь рисунок мехенди является одним из традиционных шестнадцати украшений новобрачной. К этому списку также относятся браслеты, которые означают, что девушка обручена. Церемония проводится в доме невесты, на которую приглашают лишь близких родственников. С этим обрядом также связаны некоторые свадебные приметы в Индии. К примеру, чем темнее получится ритуальный узор, тем сильнее будет любовь мужа к жене. После того, как рисунки хной нанесены, невеста не должна выходить из дому, и пока они не исчезнут с ее кожи, она не может выполнять хозяйственные работы.

Через несколько дней после проведения обручения, мать невесты начинает собирать приданое индийской невесты. Как правило, оно состоит из большого количества сари, выполненного из дорогих тканей, различных украшений, кухонной утвари и прочего. Приданое в Индии привозят в дом жениха после того, как завершится церемония бракосочетания.

Свадебное торжество

Индийские свадебные обряды начинались с появления жениха в доме невесты. Раньше он приезжал к ней на слоне или коне, с красиво украшенной сбруей, но сегодня свадебная процессия состоит из автомобилей. В день свадьбы руки и ноги молодых смазывают пастой из куркумы, чтобы кожа приобрела сияющий вид.

Мать девушки встречает своего будущего зятя и ставит ему знак «тилак» на лоб, который защитит его от зла. Затем жених идет в свадебный шатер, который заранее украшают листьями банана и кокоса, а также цветами, и ожидает невесту. В центре шатра разводят жертвенный огонь, рядом с которым будет проходить свадебная церемония.

Традиционные индийские свадебные обряды состоят из ритуала обмена гирляндами. Это древняя ведическая церемония, которая за многие века практически не изменилась. Во время нее молодые обмениваются цветочными гирляндами, что является символом принятия ими друг друга в качестве мужа и жены.

В шалаше принято проводить и другие свадебные обряды Индии. Сначала родственники новобрачных выстраиваются в четыре колонны, символизируя опору для своих детей. Затем следует ритуал «Канья Даан», когда отец невесты, взяв ее за руку, передает мужу. В этот момент воспеваются мантры, после чего тесть просит зятя помочь его дочери достичь религиозного совершенства, пользы и удовольствия. После этого выполняется индийский свадебный обряд, во время которого брахман связывает руки молодых тканью, в знак неразрывности их союза.

Новобрачные должны поднести к жертвенному огню рисовые зерна. Новобрачная кладет свою ладонь в ладонь мужа, а ее брат насыпает туда рис. Через их пальцы крупа просыпается, падая в огонь. Это подношение Богу смерти — Ямарадже, как просьба о долгой и процветающей жизни жениха.

Свадебные традиции в Индии этого дня завершаются церемонией обхода вокруг священного огня, как призыв к благодати в новообразовавшейся семье. В конце жених украшает пробор невесты краской из куркумы, в знак принятия ее в качестве жены. Потом он дарит своей избраннице золотое ожерелье, символизирующее его любовь и преданность. Затем новобрачные угощают друг друга сладостями.

Послесвадебные ритуалы

Когда церемонии в свадебном шатре завершатся, молодые отправляются в дом к жениху. Значение свадьбы в Индии таково, что женщина после свадьбы становится полностью ведомой своим мужем и не имеет права возвращаться к родителям. Поэтому после церемонии всегда происходят чувственные прощания молодой со своими родственниками.

Браки в Индии завершаются в доме жениха, где супругов встречают его тетки или сестры. Они выносят керамический кувшин с соленой водой и разбивают его о землю рядом с домом, что символизирует защиту от злых духов. Потом невеста опрокидывает правой ногой кувшин с рисом и монетами для привлечения богатства. Свекровь предлагает ей поднос с красной краской, куда новобрачная должна вступить, а потом пройти по белой дорожке. Красные следы ее стоп — это символ удачи.

Свадебные наряды

Отправляясь на торжество, нет смысла думать, что одеть на индийскую свадьбу, ведь национальные костюмы в этой стране являются привычными. Молодожены всегда одеты только в самые лучшие одежды, ведь на них будут устремлены все взоры. В разных регионах Индии носят разные виды сари, присущие той или иной местности.


Согласно Ведам, для женщин свадебная одежда в Индии должна быть красной. Сегодня в наряде невесты встречаются все больше оттенков этого цвета, а в некоторых районах страны надевают золотое, синее или зеленое сари. Черный цвет считался знаком невежества, а белый — траура, поэтому эти цвета запрещены на свадьбе.

Мужская свадебная одежда Индии состоит из длинного сюртука, украшенного вышивкой, и узких штанов. Костюм может быть разных цветов. Ноги жениха украшают туфли с загнутыми носками, на голове — тюрбан.

Индийские свадебные прически называются «кешапашарачану». Волосы должны быть собраны в косу и увенчаны цветами и различными украшениями.

На свадьбе жених и невеста подобны божествам, которые скромно сидят во главе торжества и восхищают своей красотой.

Вторник, 18 Августа 2015 г. 21:45 + в цитатник

Свадебная церемония, как и другие ритуалы, испокон веков традиционно не обходилась без народных примет и суеверий. Наши предки верили в потусторонние силы и многие необъяснимые явления; эти верования мало-помалу выливались в устоявшиеся свадебные приметы. Любая мелочь во время свадебных обрядов имела значение – погода, подарки, цвет деталей одежды, столовые приборы.

Конечно, верить в приметы на свадьбу не обязательно, ведь приметы – это не предсказания, не гороскопы и не пророчества; поверьям вовсе не обязательно сбываться. Этот вид народного творчества хорош тем, что дает широкий простор для народной фантазии, а иногда даже воспитывает в людях положительные качества.

Если вы достаточно суеверны, для успокоения души можете выбрать на нашем сайте счастливую, согласно приметам, дату свадьбы. Также у нас собраны свадебные приметы и суеверия о платье невесты, о церемонии венчания, цветах, банкетах, подарках молодоженам и много других примет.

Вообще, со свадьбой связано множество интереснейших традиций, некоторые из которых восходят корнями к античным временам. Например, обычай разрезать свадебный торт пришел к нам с Римской империи.

Древние римляне пекли главное свадебное лакомство в виде ячменной лепешки, которую жених должен был разломать над головой невесты как знак покорения супруги. А средневековые англичане вместо свадебного торта пекли маленькие булки, которые гости выкладывали в высокую горку между молодыми. Если молодожены умудрялись поцеловаться над горкой, не разрушив ее, их союз обещал быть долговечным и счастливым.

Свадебные приметы, связанные с букетом невесты, тоже пришли к нам из древних времен. Одна из самых забавных традиций существовала в Древней Греции. Там в букет превращали саму невесту: ее украшали цветами апельсинового дерева и плющем. А в стародавнем Риме невесте делали букет из… чеснока и пшеничных колосков.

1.Обручальные кольца мерить никому не давать ни до, ни после свадьбы.

2. Готовя молодоженам постель в первую брачную ночь (это может сделать близкая замужняя родственница), подушки укладывают так, чтобы соприкасались разрезы наволочек. К дружной жизни.

3. Чтобы молодые не нуждались в деньгах, жених в день свадьбы должен положить в правый ботинок монетку, которая потом хранится как семейная реликвия.

4. Обязательное правило: молодые должны заходить за свадебный стол только по ходу часовой стрелки или по солнцу, а выходить - в обратном направлении.

5. И жениху и невесте нужно закрепить на одежде английскую булавку головкой вниз - от сглаза. Невесте на подол платья, жениху там, где бутоньерка, но так, чтобы булавка не была видна.

6. Свадебные туфли невесты не должны быть новыми. В крайнем случае, купите их заранее и несколько раз наденьте еще до свадьбы. Тогда они привлекут к вашей свежесозданной семье удачу и благоволение судьбы.

7. Невеста должна сделать на подоле платья или в другом невидимом для глаз месте пару стежков от сглаза. Обувь должна быть с закрытыми носами.

8. Если невеста, стоя под венцом, уронит платок, значит, муж умрет и быть ей вдовой.

9. Перед венчанием невеста должна чуть-чуть поплакать - брак будет счастливым. Лучше всего, если эти слезы будут от напутственных слов родителей, а не из-за каких-то накладок или проблем.

10. Платье невесты должно быть именно платьем, а не корсетом с юбкой, иначе будет раздельная жизнь.

11. Когда невеста отправляется в церковь/загс, мать передает дочери семейную реликвию: кольцо, крестик, брошь, браслет и пр., чтобы эта вещь находилась с ней при венчании, оберегая ее.

12. До момента венчания/регистрации невеста не должна видеть себя в зеркале при полном облачении. Например, можно посмотреть на себя без перчаток или в платье, но без фаты.

13. Букет жениха невеста не должна выпускать из рук в течение всего дня. В экстренном случае можно дать подержать букет жениху или матери. Лишь на свадебном банкете можно поставить его на стол перед собой, а вечером следует взять его к себе в спальню.

14. Нельзя надевать жемчуг на свадьбу. Это - к слезам невесты.

15. При выходе из дома на венчание/регистрацию желательно, чтобы на невесте была вуаль от сглаза. Когда она войдет в Дом торжеств или в церковь, при желании вуаль можно откинуть.

16. Если свидетели на свадьбе - разведенные, это к разводу молодоженов.

17. После того как жених надел невесте обручальное кольцо, ни ей, ни ему нельзя брать пустую коробочку из-под колец или тарелочку, на которой она лежала. Коробочку лучше взять незамужней подруге или другу.

18. Если жених стрижёт волосы накануне свадьбы или венчания - дети будут больные.

19. В день венчания родители должны следить, чтобы никто из посторонних и гостей не поправлял одежду на женихе и невесте.

20. Невесте нельзя позволять подругам становиться впереди себя перед зеркалом, чтобы они не увели любимого.

21. Молодожены должны все время держаться вместе, чтобы никто не прошел или не встал между ними, дабы союз был нерушим.

22. Когда жених забирает невесту из родительского дома, ему ни в коем случае нельзя оглядываться назад.

23. Венчальные свечи жених и невеста должны задуть одновременно - это к долгой совместной жизни.

24. Невеста ни в коем случае не должна входить в дом ни первая, ни последняя. Ее на руках должен внести молодой муж. (И будет носить так всю жизнь, правда, с остановкой на дела житейские).

25. После венчания молодые должны посмотреться в одно зеркало - к удаче, к дружной и счастливой жизни.

26. Хорошо, если серьги наденет на невесту ее любимая и счастливая замужняя подруга.

27. При выходе из церкви/загса нужно обсыпать молодых крупой: рисом, пшеном или зернами пшеницы - это к житью в достатке.

28. Кольца обручальные должны быть гладкие, классические, без насечек и камней, чтобы жизнь молодых была гладкой, без подводных камней.

29. Молодым нельзя ехать на банкет прямой дорогой. В народе говорят, что надо ввести в заблуждение нечистую силу, а посему маршрут выбирают сложный, витиеватый. Кстати, по такому случаю в некоторых странах к заднему бамперу привязывают пустые консервные банки, чтобы бренчали по дороге и отпугивали всякую нечисть.

30. Никаких украшений на руках не должно быть. Их украсит обручальное кольцо.

31. Когда молодые подъезжают к месту празднования свадьбы, машина должна громко сигналить. Это также относится к отпугиванию нечисти.

32. Если во время торжественной свадебной фотосессии в загсе у невесты зачесалась левая ладонь - быть ей богатой, а если правая - то гости не переведутся в ее новом доме

33. Танцевать на свадебном банкете молодожены должны только вместе и немного с родителями. Родители после танца со своими детьми обязательно должны вновь соединить их, подвести друг к другу.

34. Кто первый на рушник, расстеленный свидетелями перед молодыми в загсе, встанет, тот и будет хозяин в доме.

35. Свадебный торт разрезает невеста, жених поддерживает нож. Кусок торта с основным рисунком жених кладет на тарелку своей суженой, следующий кусок невеста преподносит жениху, а потом уже гостям. Эта примета к взаимному согласию и помощи друг другу.

36. Брак будет удачным, если накануне свадьбы невеста положит под подушку зеркало, а ночную рубашку наденет наизнанку.

37. С фатой и бутоньеркой расставаться нельзя. Фата и бутоньерка хранятся дома как семейная реликвия, и когда рождается в семье ребенок, фатой, например, накрывают малыша, когда он болеет, или вешают над его кроваткой от сглаза.

Неправильные действия женщины согласно Ведам

У любой женщины есть прямой канал связи с «божественным». В нашей современной действительности, в основном, этот канал загрязнён эмоциональными и ментальными наработками человека, находящимся под большим воздействием окружающего его мира. У редкой женщины сейчас этот канал чист.

Загрязняется этот канал из-за следующих неправильных действий женщины:

1. В одежде.

Женщина должна одеваться чисто и красиво. Но часто многие из женщин одеваются, подыгрывая собственной похотливости, выставляя напоказ отдельные части своего тела. Тем самым они дают «на себя» разрешение. На них бросаются похотливые взгляды. В отличие от любящего взгляда, взгляд похотливый может ударить и может пробить энергетическое поле человека. как следствие - болезнь телесная или душевная. Истинная женская красота никогда не вызовет чувство похоти, она вызывает чувства очарования и любования в любом возрасте.

2. Неправильные отношения в семье.

Если женщина «выносит сор из избы», раскрывает тайну того, что делается в семье, всё рассказывает о муже или своих детях посторонним людям, то тем самым она размыкает свою силу, обережный круг своей семьи. И тогда вольное или невольное вмешательство другого человека может сказаться и разрушить мир в семье.

Рассказывать можно только тем, кто по-настоящему может оказать ПОМОЩЬ: можно посоветоваться с наставником; можно довериться женщине, которая обладает Божественной благодатью; можно довериться своему мужчине, если он не проявляет женских качеств (то есть сам не рассказывает другим доверенное ему).

3. Нужно научится быть ЗА МУЖЕМ. А не впереди.

Когда женщина впереди, мужчина теряет чувство первопроходца. Задача женщины – раскрыть в мужчине его мужские качества, помочь создать ему гармонию воли и любви.

4. Женщина должна уметь хранить свои тайны.

Женщине не нужно выдавать всё своё сокровенное. Тайна должна быть и перед своим мужчиной. Если мужчина постигает тайну женщины, она теряет для него интерес, при мужчине не стоит краситься, нельзя ходит перед ним в неопрятном виде. Всё лучшее надо надевать дома для своего мужчины. Нельзя спешить раскрывать свою интимность. Сначала должно всё созреть и открытие должно быть постепенным. Качество отношений далее должно перерасти из сексуальных в содружество.

5. Переченье.

Переченье – это борение. Женщина борется с мужчиной.

Этим женщина делает мужское движение и разрушает свою сущность. Проявляя мужскую волю, женщина разрушает своё пространство, у неё разваливаются отношения с близким мужчиной.

И другое. Любое незакономерное применение женской силы сразу же сказывается на мужчине. Мужчина сбрасывает это через раздражение и агрессивность… Если женщина искренне поддерживает мужчину, даже если считает, что он принял неправильное решение, дальнейшие обстоятельства приведут к тому, что потерь либо не будет, либо они будут наименьшими.

6. Чрезмерное проявление женской силы.

Что свойственно женской силе? Женственность и мягкость. Излишняя женственность – когда женщина часто капризничает, часто плачет – этим она разрушает своё окружение, своё энергетическое поле.

7. Присвоение.

Это право решать за мужчину и детей. Решать и брать ответственность за это решение на себя должен мужчина.

8. Пересуды.

Следствием пересудов и сплетен о других будут собственные беды. Если осуждаешь других, то сам попадаешь под влияние сил зла и обязательно привлечёшь отрицательное в свою жизнь.

9. Нечистые мысли и желания.

Проявляется в требованиях любви, ласки, украшений, внимания, лучшей участи, идущие от самости (эго). Надо уметь понимать, что то, что есть сейчас – это плата, которая даётся за тот Путь, который Вы прошли ранее (кармические последствия).

Если Вы сможете раскрыть себя на более высоком уровне, то вам дастся больше. Надо учиться принимать свой Дар и свой путь. Если Вы порадовались малому, то Вам открывается большее. Получить можно только то, что сами умеете давать и даёте, ибо отношение другого человека к Вам есть зеркало вашего отношения к нему.

10. Когда женщина поступает по-мужски.

Занимаясь мужскими делами, сила женщины размыкается, развеевается, нарушается её энергетика. Женщина намного сильнее, когда исходит из сути своей женской силы – действует на основе любви. Мужчина в такой женщине уверен, он воспринимает её как крепкий тыл.

11. Когда женщина берёт власть в свои руки.

Дочь учится на примере матери и отношений в семье. Если мать властная,то дочь тоже проявляет властность.

В мальчике нужно воспитывать волю и любовь, его нужно научить принимать решения и нести за них ответственность. И если мальчику можно объяснить, научить его, и он поймёт, то с девочкой всё иначе. Никакие объяснения и воспитательные меры не помогут – ей важен только живой пример матери. Какая мать – такая и дочь. Причём, нужно иметь в виду, что дети вообще, а девочки в особенности, во вне проявляют часто те качества, которые родители на самом деле имеют, но упорно скрывают. Поэтому не надо думать, что отрицательные мысли и чувства, если их скрыть, никто не увидит – дети всё покажут в своих поступках и словах…

Все люди: мальчики и девочки, мужчины и женщины, – воспитываются образами. Образами и атмосферой. Это как рассол и огурцы: какой рассол сделать, такие огурцы и выйдут. Где мы воспитывались, тем мы и пропитались.

В целом есть два типа, две стратегии воспитания. Сейчас будем говорить о девочках, но, конечно, мальчиков, мужчин, это касается в том числе.

Девочка получает воспитание в семье, и именно семья дает смысл воспитания, понимание, зачем мы живем. И семья передает девочке послание.

Первая стратегия воспитания девочки – назовем ее Царевна. Это когда девочку воспитывали в атмосфере любви, благодарности, уважения, и центром такой семьи, атмосферы был и есть Бог. Семья выстраивала отношения с Богом, и поэтому все остальное тоже развивалось гармонично.

И другую стратегию назовем Лягушкой. Из поколения в поколение в семьях передаются пороки, обиды, претензии, критика. В доме гнетущая атмосфера. Там принято подчеркивать недостатки. Основное послание идет сверху вниз, особенно когда подчеркивается авторитарность – родителям виднее, как вам быть. И главное чувство, которое царит в таких семьях, – это зависть. Зависть проявляется комплексами: комплексом превосходства и комплексом неполноценности.

Мы это достаточно впитали, но самое отвратительное, что теперь мы делаем то же самое. Лягушки научились квакать и теперь квакают. И Лягушек воспитывают Лягушки. Принцессы Лягушек не воспитывают. Лягушки полностью сосредоточены на себе. Это называется эгоизм. И важно понять, как эта зависть отравляет нашу жизнь.

И при этом наша задача не сказать "ужас, как меня родители воспитали". Очень важно помнить, что мы сюда вошли не просто так. Мы с вами пришли в этот мир с математической точностью: прямо в тот день, в тот час, в ту семью, и в другую мы никак не могли войти, потому что это наше представление о счастье и наше осознание любви, и это тот урок, который мы должны принять и изучить. И поэтому мы никак не обижаемся, мы, наоборот, всячески благодарим, что родители вообще впустили нас в этот мир. Если бы не они, меня никто бы и не впустил.

Поэтому чувство благодарности – это главное чувство, которое открывает все остальные отношения.

Если у вас нет благодарности к родителям, то забудьте о личной жизни, забудьте о здоровых детях. Мы должны проявить чувство благодарности тем, кто нас привел.

Поэтому если меня так воспитали и если я пришла именно туда и к тем родителям, то кто теперь должен меняться? Я сама. Только я. И никто больше не ответственен за это событие.

Каким образом родители передают это послание? Послание, которое становится витальным, жизненным ощущением, уходит в подсознание как вкус жизни. Этот вкус передается в меньшей степень словами – слова передают лишь часть информации. Основная информация передается невербально – в виде интонаций, жестов, взглядов.

Есть три основных послания, три типа лягушачьего поведения:

1. Послание или "кваканье" "Я Ок, ты не Ок".

Итак, ребенку передается послание, что ты нехороший. Родители хороши, или вот у всех дети как дети, а тут... Воспитывается это так, что вы все время внизу. Родителям виднее, как вам быть, подчеркивается авторитарность, потому что родители всегда правы. Это когда родители или кто-то всячески показывали, а теперь женщина показывает, что со мной все в порядке, а вот с тобой... "Ты посмотри, ну кто ж так делает". Или отправлять на лекции, чтобы уму-разуму научились, или просто выписывать цитаты и по мейлу их отправлять, говоря тем самым, что "вообще все понятно с вами".

2. Послание или "кваканье" "Вы Ок, я не Ок".

Ситуация, когда женщина унылая, в состояние скорби. Состояние, когда она вся внутри скукоженная.

Как думаете, рядом с такой женщиной можно жить? Невозможно, потому что там места нет, там нет свежего воздуха. Рядом с ней невозможно дышать. Главное настроение всех таких лягушек: "меня обидели, а я теперь это демонстрирую".

3. Послание или "кваканье", когда "ни Я не Ок, ни ты не Ок".

Это абсолютно депрессивное состояние, когда весь мир ужасен.

Главное, что должна сделать Лягушка для перехода в Царевны, – это развить в себе чувство благодарности. Сама по себе женщина живет в состоянии дефицита.

Мужчина должен позаботиться о чувстве безопасности женщины. Безопасность может быть трех видов: физическая, или финансовая, безопасность, безопасность от других, и третья – это безопасность от ее ума. Женский ум очень беспокойный. Принять решение для нее – это целая проблема. У нее внутри все постоянно твердит и мечется, для мужчины это просто вынос мозга. И женщина всегда права, знаете почему? Потому что она учла все варианты.

Мужчине очень важно научиться успокаивать женщину, просто выслушивая ее. Для мужчины это аскеза. И при этом не давать никаких коментариев. Мужчина должен дать жене прибежище.

Интересно, что когда женщина выговорится, она остынет и скажет, что "на самом деле все нормально". Но если ее заткнуть на полуслове, появится еще больше проблем. Она не может остановиться на полуслове и будет возвращаться к этой проблеме снова и снова. Женщину нужно поддерживать до абсурда, и тогда в этот момент что-то в женщине переключится, и она сама все сообразит, остынет и успокоится. Она "вскипятилась", и ей просто нужно, как скороварке, помочь пар выпустить. И все.

Также важно помнить, что женщина – существо социальное, женщина вся соткана из отношений. Женщина без отношений и общения не может жить. Если ей плохо, она должна пообщаться, если хорошо, тоже должна пообщаться. Но как только женщину сажают в квартиру и сидит она там одна, то это катастрофа. Даже когда женщина обижается и не разговаривает, она не разговаривает, чтобы все видели. Все должны понять, что могло бы быть лучше. Говорится, что для воспитания одного ребенка нужна деревня. И для женщины очень важно, чтобы ее эмоции все видели.

Также очень нужное для женщины – научиться говорить. Изысканность речи – это самая важная аскеза для девочки. Речью ей предстоит установить взаимоотношения с мужем, свекровью, детьми. Большая часть речи (2/3) должны быть направлены на прославление и благодарность.

Говорится, что на кончике языка, который умеет прославлять, живет богиня процветания Лакшми. И все процветает только потому, что женщина начинает прославлять. Когда вы умеете всех искренне прославлять, без лицемерия, а точно видеть и озвучить хорошие стороны собеседника, тогда Богиня процветания приходит в вашу жизнь.

Если в вашем доме принято замечать недостатки и говорить о них, подчеркивать несовершенства и ошибки, то там поселяется бог смерти Ямарадж. И он ведет к разрушению – отношения умирают, тепло умирает, все умирает только от того, что выбирается критика несовершенства.

Женщина задает тон в доме. Атмосферу в семье создает ум женщины.

Для того чтобы в женщине развивалось все самое лучшее, то есть любовь – любовь к себе, любовь к супругу, первое, что она должна, – это ощутить связь с Источником любви.

Для того, чтобы остаться Лягушкой, нужно остаться жить в чувстве дефицита. Лягушки требуют и квакают, квакают и требуют. Если вы чего-то требуете, значит вы этого не заслужили.

Мы пришли сюда, чтобы привнести больше счастья и добра, но не наслаждаться. И никто другой нас не обязан наслаждать.

До тех пор, пока мы не научимся прославлять, контролировать ум, говорить что-то достойное, а не что-то плохое, ничего не изменится. Но как только начнем, появится и внутреннее пространство, и внутренняя свобода выбора.

Чувство неблагодарности скукоживает пространство. Заведите дневник благодарности и делайте записи. Пожалуйста, начните это практиковать каждый вечер.

Семь типов брака по Ведам

Хочу рассказать вам о семи типах брака (семи вариантах развития событий, как сказано в Ведах).

ВЕДЫ (vEda – «учение», «знание») – это сборник древнейших священных писаний в индуизме, написанный на санскрите. На протяжении многих столетий Веды передавались лишь в устной стихотворной форме. А записаны они были намного позже. В индуизме считается, что Веды апаурушея являются богооткровенными вечными писаниями, данными человеку через святых мудрецов.

1. Совместимость на уровне макушечного психического центра – на уровне разума.

В наши дни подобные браки случаются крайне редко. К сожалению, сейчас разум не является определяющим фактором при заключении брака. Только не обижайтесь! Я имею в виду не ум, а разум. Напомню. Ум (рассудок) – накопленные человеком знания, умело применяемые им в жизни. Разум же – это способность принимать верные решения.

Разум и мудрость – довольно близкие понятия. Умный знает всё, разумный же - только самое нужное для счастливой жизни. Умный любит показывать, как он решает сложнейшие вопросы. Разумного же сложные вопросы совсем не волнуют. Ему хорошо известно, что все сложнейшие вопросы, это всего на всего объединённые в одно целое более мелкие.

К примеру, конфликт между супругами. Этот сложнейший вопрос довольно просто решается, если знать следующее: необходимо уважать себя, свою жену и супружеские отношения. Умные же в таких случаях идут к психологу и пытаются доказать, что их партнёр – настоящее чудовище.

Разумный знает, в чём заключается цель его жизни. Постижение этого приходит лишь посредством напряжённой работы над собой.

В ведические времена перед женитьбой или замужеством юноши и девушки проходили особую подготовку. Как говорят Веды, на счастливый брак могут рассчитывать молодые люди, понимающие, в чём именно заключается цель их жизни.

Занимаясь саморазвитием, они приходили к пониманию своего предназначения, роли женщины и роли мужчины в совместном совершенствовании. Изучали, как им найти хорошего спутника жизни. Такая работа над собой была не возможна без изучения необходимого писания. В этом случае молодым людям было просто не обойтись без опытного наставника, хорошо разбирающегося в писаниях.

В Ведах утверждается, что, если человек сильно желает иметь источник истинных знаний и своего духовного учителя, то по воле Бога, через какое-то время он такую возможность получит. Это желание выйти замуж за личность, развивающуюся в духовном плане. Когда девушка находит возвышенную, разумную личность, то непременно привлекается этими ценными качествами. В этом случае она получает настоящее семейное счастье.

Аналогично и мужчина видит, что девушка его слушает и склонна выполнять все его наставления. Занимая подчинённое положение, тем самым она признаёт авторитет мужа, а значит, проявляет свою разумность. Веды говорят, что разумность у девушки проявляется именно через послушание и смирение.

Браки, основанные на совместимости разума, являются самыми счастливыми. Совершаются они по очень большой любви.

2.Совместимость, возникшая на уровне лобного центра - умный брак.

Это довольно высокий уровень совместимости.

Браки такого типа обычно бывают стойкими, ведь именно ум контролирует чувства и тело.

За деятельность ума отвечает лобный центр. Расположен он в центре лба.

При гармонии на данном уровне главным в супружеской жизни становится постижение смысла пребывания в этом мире, изучение писаний, очищение от грехов. Такая совместимость невозможна, если молодые люди не воспитывали в себе положительные качества характера, не учились относиться друг к другу правильно. Невозможна она и при отсутствии серьёзных аскез. Аскезы в ведической культуре планировались с рождением ребёнка.

Девочки и мальчики воспитывались отдельно (в России же раздельное воспитание мальчиков и девочек соблюдалось до 30-х годов 20-ого века). В такой системе воспитания был заложен глубокий смысл. Девочки, таким образом, до определённого возраста сохраняли свою чистоту. А у мальчиков появлялась довольно сильная мотивация, для того, чтобы воспитывать в себе самые лучшие качества.

Раздельное воспитание обусловлено большой разницей между женским и мужским телом и различием в их развитии. Женщины от рождения обладают задатками положительных качеств, им только надо сохранить их. Мужчине же надо всё это нарабатывать. Очень важно сохранении чистоты до определённого возраста (как для юношей, так и для девушек).

Тогда в их браке возможна гармония на уровне ума. Такие молодые люди в дальнейшем вполне осознанно ищут себе пару. Молодой человек осознаёт, что пришло время создавать семью и выбирает девушку с положительными чертами характера, не сильно интересующуюся противоположным полом.

После знакомства молодые люди не стремятся быстро вступать в брак. Сначала они пытаются разобраться, нужно ли им это в жизни. Выясняется это в общении. Оно в свою очередь и ведёт к глубоким чувствам.

Первый вариант развития отношений.

Молодые люди влюбляются друг в друга в результате довольно сильного взаимопонимания. Важно, что в отличие от отношений, развивающихся под влиянием половых центров (читайте о них ниже), это взаимопонимание обычно возникает не сразу, а в процессе совместной деятельности и постепенно перерастает в любовь.

3.Совместимость, возникшая на уровне горлового центра - творческий союз

Горловой центр ответственен за эмоции, он обеспечивает контроль наших чувств. При гармонии, возникшей на уровне данного психического центра, главнейшим смыслом семейной жизни является достижение полного контроля чувств и утончённого мировосприятия. Совместимость на уровне этого центра возможна лишь в том случае, если люди занимаются очищением своего сознания, т. е. изучают духовные знания. Если вы являетесь человеком эмоциональным, то совсем не обязательно вас ждёт возвышенная любовь. Помните, всё хорошо в меру и чувства тоже. Если вы не умеете контролировать их, то они могут захлестнуть вас, и кроме истерик, тут ничего больше не получится.

Гармония на уровне горловой чакры обычно формируется в процессе совместного занятия творческой деятельностью. Такие отношения бывают у людей, тонко понимающих красоту от рождения. Некоторые из них получают знания о гармонии мира из прошлой жизни. Обычно такие люди рождаются в интеллигентных семьях. Познакомившись, они сохраняют красивые, очень деликатные отношения на всю жизнь. Для остальных подобные отношения не невозможны без упорной работы над собой.

Такая совместимость возникает обычно у людей с музыкальными, художественными или артистическими способностями. Например, Александра Пахмутова и Николай Добронравов, художники Полина и Дмитрий Лучановы и др. Их знания и ощущения дополняют друг друга. Перед ними как будто вся Вселенная открывается.

На уровне пятого – горлового центра существуют самые чистые отношения и возвышенная любовь. Именно такие чувства воспеваются в стихах. В них отсутствуют низменные инстинкты, они наполнены ощущением трепещущего счастья. Эта любовь самая захватывающая, чувства довольно сильно напряжены. Конечно, постепенно и они ослабевают, но остаётся ощущение неповторимости этих отношений.

4. Совместимость, возникшая на уровне сердечного центра – сердечный брак.

Сердечный центр расположен в центральной части груди и отвечает за нравственное развитие. При гармонии, основанной на этом уровне, важнейшим смыслом супружеской жизни является соблюдение главнейших нравственных принципов, которые несут мир и благоденствие. Для такого типа брака характерна глубина взаимоотношений, понимание мыслей друг друга. Для создания такой семьи необходимо работать над собой. В ведические времена девочек с семи лет учили понимать и принимать женскую природу: доброту, терпение, чуткость, смирение, заботливость, кротость и пр.

Люди, стремящиеся к отношениям на уровне сердечного центра, как правило, знакомятся во время какой-нибудь совместной (не творческой!) деятельности, в общих компаниях. Друг друга находят в беседе. Они имеют общие интересы и цели, сходятся по положительным качествам характера. Чувства между ними возникают в процессе их общения и обычно начинаются с дружеских. В этом случае отсутствует страстное желание тащить своего нового знакомого в постель.

Это является отличительной особенностью такого типа отношений. Мужчина хочет защищать свою девушку от чьих-либо посягательств и грязных намерений. Постепенно такая дружба перерастает в любовь. Люди друг в друге видят помощника, защитника, советчика и любимого. Такие отношения очень прочны, супруги уверенны друг в друге. Лунная гармония делает такие браки крепкими.

В случае, когда отношения возникли на уровне сердечной чакры, их строит исключительно женщина, и лишь она решает, удерживать мужчину или отпустить. Мужчина же обеспечивает достаток семьи, определяет её перспективу. Смысл всей семейной жизни (в глобальном масштабе) тоже определяет мужчина. В таких браках женщины обычно ведут себя очень дипломатично. Они улаживают конфликтные ситуации, сглаживают все острые углы.

Счастье в подобном браке основано на возможности общения. Конечно, противоречий в супружеских отношениях не избежать. Случаются и очень серьёзные конфликты. В этом случае в отношениях возможно охлаждение. Такое периодически происходит в каждой семье. Чтобы избежать подобного, супругам необходимо работать над собой и своими отношениями, ведь ни что в этом мире не стоит на месте.

5. Совместимость на уровне центра солнечного сплетения.

Данный центр, отвечает за чувство удовлетворённости, амбиции, и пищеварение. Если совместимость находится на уровне данного психического центра, то в этом случае, главным в жизни супругов становится достижение высокого положения в обществе. В таких отношениях важную роль играют жизненная активность и эмоции человека.

Люди, стремящиеся к власти и славе, пытаются найти свою половинку на вечеринках для избранных, на деловых встречах, в элитных компаниях. Такая совместимость даёт обоим супругам полное ощущение покоя. Девушка ищет мужчину, который сможет обеспечить ей высокий уровень жизни и защитить. Она считает, что, если у него есть квартира, машина и положение в обществе, то это значит, что она его любит и ей нужно выходить за него замуж. В этом случае она ничуть не кривит душой, просто такая уж у неё идея любви. Такие супруги живут в любви и согласии, пока им есть, куда стремиться (в плане материальном, конечно).

Всё таки, отношения на данном уровне являются основой для довольно стабильного брака. Но с возрастом интересы меняются, материальные потребности уже на так высоки, как в молодости и не приносят былой радости, что может угрожать крепости семейных уз. Иногда наблюдается что отношения, зарождавшиеся на уровне солнечного сплетения, со временем перерастают в отношения более высокого уровня. Но происходит это не само собой, это результат работы над собой обоих супругов.

Веды говорят, что совместимость, возникшая на уровне солнечного сплетения, гарантирует людям встречу в следующей жизни, только в ней они поменяются ролями.

6 Совместимость на уровне пупочного центра – материальные мотивы.

Пупочный центр располагается чуть ниже пупка. Он связан с ощущениями спокойствия и страха.

Если гармония между супругами устанавливается на уровне именно этого психического центра, то главнейшим смыслом их совместной жизни будет создание для себя самых комфортных условий. Людей объединяет стремление купить машину, квартиру, дорогую мебель, шикарную дачу и т. д. Имеющие склонность к богатству и комфорту, ищут спутника жизни в дорогих ресторанах, в компаниях бизнесменов, в домах отдыха.

Они стремятся найти человека, имеющего возможность обеспечить им безбедную жизнь. Этот вид брака более крепкий, чем предыдущий, но всё равно довольно рискованный. Ведь главная цель подобных людей – получить комфорт и достаток за счёт другого человека. Девушки ищут себе богатых мужей, а молодые люди – богатых невест.

В этих случаях велика вероятность стабильных отношений, пока не дойдёт до решения важных вопросов. Например, где лучше жить и работать и т. д. Когда люди просто рядом (занимаются спортом, ходят на дискотеку) им очень хорошо, но когда начинаются трудности, то они с ними справиться не могут, т. к. у них отсутствует совместимость на уровне разума, ума и чувств. В этом случае у людей может получиться неплохая спортивная семья, но ничего более. У них не будет хорошего общения, возможностей найти настоящую общую жизненную цель, если они не приложат к этому никаких усилий.

7. Совместимость на уровне копчикового центра - низменная гармония.

Нижний (копчиковый) центр у человека отвечает за половые отношения и эгоизм. Его ещё называют невежественным, так как в нём полностью отсутствует духовность. На этом уровне складываются очень неблагоприятные семейные отношения, потому что мотивы создания семьи в данном случае диктует лишь сексуальное притяжение.

В наши дни этот тип брака встречается довольно часто. Ведь определённая часть нашего общества считает, что любовь – это всего лишь половые отношения. Обычно, инициатором таких отношений является мужчина. Женщина же, на предложение каких либо отношений, может только согласиться или отказаться. Как правило, в данном случае о замужестве речь совсем не идёт. Такие люди просто ищут себе партнёра для занятия сексом, ориентируясь при этом лишь на красоту тела. Ведь они именно так понимают любовь. Люди, которые имеют склонность к примитивнейшему телесному счастью, ищут друг друга в ночных клубах, на дискотеках и прочих местах для развлечений. Мужчину возбуждает красивая женская фигура, пышная грудь, стройные ноги, чувственные губы, милое личико. У женщины же сексуальное влечение может вызвать мускулистое мужское тело, крепкие широкие плечи, ласковые и одновременно сильные мужские руки. Возникает очень сильное сексуальное влечение, людям кажется, что они ни минуты не могут жить друг без дружки. Происходит настоящее помутнение рассудка. Люди не задумываются о том, где и на что они будут жить. Для них главное – это просыпаться в объятиях друг друга. Постепенно частые сексуальные отношения истощают психику. Со временем снижается и сексуальная потребность. Уменьшается и фактор возбуждения. Женские ножки теряют свою стройность, грудь становится менее упругой, красивое тело постепенно покрывается морщинками. Так с исчезновением объекта сексуального влечения исчезает и сам секс.

По Ведам, этот вид брака является самым неблагоприятным. Определены даже фазы развития подобных отношений: первые 6 месяцев – безумная влюблённость, затем чувства постепенно начинают угасать, года через 2-3 в этих отношениях появятся довольно серьёзные проблемы, а через семь лет – не минуем развод (обычно со скандалом). Супруги, расставаясь, с удивлением отмечают, что они друг другу абсолютно чужие и им не о чем даже поговорить. Причина же тут очень проста – мужчина ощущает себя героем, пока сильна его сексуальная энергия. В этот период он проявляет свои наилучшие качества по отношению к женщине. Но, как только, сексуальная энергия начнёт гаснуть, он станет проявлять свои худшие качества. Как правило, мужчина начинает раздражаться по пустякам, в своих проблемах винить, то жену, то себя. В результате же, он теряет интерес к супруге, заводит интрижки на стороне, что ещё сильнее ухудшает положение.

Веды утверждают, что отношения, основанные лишь на гармонии нижних центров, постепенно истощаются. И люди, которые в браке довольствовались совместимостью по нижним центрам, ещё встретятся в следующих жизнях и причинят массу проблем друг другу.

Получается, что семейное счастье напрямую зависит от психологического уровня, на котором возник мотив создания данной семьи.

Если отношения возникли на уровне низших центров, то благодаря самосовершенствованию супругов, они могут подтянуться к высшим центрам. Так некоторые семейные пары, которые сознаются в том, что при вступлении в брак их объединяло лишь сексуальное влечение, прожили долгие годы вместе, воспитали детей и внуков и до сих пор счастливы. На смену сексуальному влечению пришло взаимопонимание и уважение. В жизни всё возможно, но лишь для тех, кто не успокаивается на достигнутом, не пасует перед трудностями, не ругает жизнь за её несовершенство, а вместо этого старается достигнуть гармонии с окружающим миром и стремится к мудрости. В отношениях возможен и прогресс, и регресс. Так совместимость, возникшая на уровне высших центров, может опуститься на более низкий уровень. Но это не грозит людям, которые в своём развитии никогда не останавливаются на достигнутом.

Создание семьи сродни настоящему экзамену. Чтобы не ошибиться, человек должен предварительно изучить очень многие вопросы.