Развитие устной и письменной речи на уроках литературы и русского языка. Развитие речи на уроках литературы Развитие устной речи учащихся на уроках литературы

Читайте также:
  1. I. Коллективный анализ и целеполагание воспитатель­ной работы с привлечением родителей, учащихся, учите­лей класса.
  2. I. Медицинские осмотры (обследования) работников занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
  3. IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность.
  4. II. Рабочие определения, используемые при анализе литературного произведения
  5. II. Становление и развитие системы общественного призрения
  6. VIII. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Устная и письменная речь находится в тесной взаимосвязи, поэтому и методика их развития на занятиях по литературе имеет много общего. Говорение возникает на основе общения с определенным собеседником или определенной аудиторией. Произведения в речи, создаваемые на уроках литературы не имеют конкретного адресата. Этим объясняется ситуативность и диалогичность устного общения. Формы письменной речи – монологическая. Методисты выделяют виды работы по развитию письменной речи: 1. основные (сочинение, изложение), 2. вспомогательные (фразеологические, составление планов, озаглавливание частей текста, письменные ответы на вопросы, воспроизведение выученных наизусть отрывков, выписывание цитат, составление тезисов, конспектов, отрывков, рецензий). В повседневной школьной практике вопросы, связанные с развитием письменной речи школьников решается не эффективно из-за отсутствия со стороны учителей должного внимания речевой деятельности учащихся. Литература как учебный предмет создает условия для овладения приемами исследовательского труда, поисковой работы, связанной с умениями самостоятельно решить сложные проблемы с критико-оценочной деятельностью на материале изученного произведения. Школьников учат готовить устные выступления и письменные работы различных типов и жанров. В таком труде развиваются творческие способности. В современной методике творческая деятельность учащихся рассматривается как условия повышения нравственно эстетического влияния литературы на формирование личности. Среди критериев литературно-художественной подготовительности школьников выделяют: выразительность, индивидуальное своеобразие, творческий характер речи. Приемы работы по развитию устной речи учащихся: 1. «пятиминутка», работа над словом (речевые упражнения, способствующие предупреждению и устранению лексических ошибок в связи с предстоящим анализом произведения), 2 пересказ художественного текста (подробный, художественный, с элементами анализа…), 3. озаглавливание фрагментов текста, 4. составление планов (простой, сложный, цитатный), 5. комментирование художественного текста, 6. выразительное чтение, 7. заучивание наизусть, 8. устное словесное рисование, 9. развернутые ответы на вопросы, 10. подготовка устных сообщений (доклады, тезисы, по анализу текста), 11. самостоятельное, повторное чтение литературного текста в целях более глубокого восприятия, 12. инсценирование, 13. заочная экскурсия, 14. интерпретация текста (читательская, литературоведческая). В советской методике большое внимание уделяется систематическому обогащению лексического запаса учащихся и воспитанию у них сознательного отношения к слову. Расширять словарь школьника принято по разным тематическим кругам: процессы движения (предмета, человека, животного); оттенки звуков, красок, форм и очертаний внешнего мира и восприятия его человеком; психическое состояние человека, его качества (моральные критерии, переживания, движения ума и сердца и т. д.). В старших классах речь учеников должна обогащаться и за счет терминов, оборотов книжной речи и слов иностранного происхождения. Словарная работа на уроке литературы полезна в той мере, в какой она опирается на материал лутературного произведения и помогает раскрыть его. Чтобы свободно владеть устной речью, необходимо не только находить слова, но и уметь связывать их друг с другом. Это умение предполагает овладение грамматическим строем языка на уроках русского языка и обогащение к художественной литературе, богатой словесными конструкциями на уроках литературы. В 4-6 классах учитель привлекает внимание учащихся к пословицам, поговоркам, учит ребят понимать их переносный смысл и заботиться о том, чтобы они вошли в речевую практику ученика. В 7-8 классах ученики уже наблюдают идейно-художественную функцию пословиц, поговорок и «крылатых слов» в произведении. В 9-11 классах анализ афоризмов того или иного автора позволяет поставить вопрос о мировосприятии самого писателя.

Развитие речи – развитие устной и письменной речи. Это специальная ученическая деятельность учителя и ученика, направленная на овладение речью (устной и письменной). Основные задачи школы: обогащать словарный запас учащихся на материале художественных произведений, обучать связанной речи и развивать её выразительность.

В методике преподавания литературы в работе по развитию речи определяют три подхода:

    Психолингвистический . Базируется на теории речевой деятельности. Речевая деятельность – система речеведческих действий, характеризующихся единством обучения и мышления, представляющим модель индивидуальной речи человека, определяется основными навыками:

- выразительное чтение;

- словесное рисование;

- пересказы;

- отзывы;

- устные ответы: доклады, сообщения.

Это наиболее эффективный метод в методике литературы.

    Лингводидактический – исследование закономерностей обучения родному языку.

    Методико-литературный учит возможности развивать теории ораторского искусства. Проблемой развития устной речи занимались Голубков (определялась связь теории с практикой ораторского искусства), Рыбникова (большое внимание уделялось межпредметным связям, взаимосвязь литературы с русским языком, внимание к словарям. Современность: Колокольцев и Коровина (словарные работы, пересказывание, словесное рисование.

Классификация монологических высказываний:

    Репродуктивные:

Воспроизведение и творческие пересказы художественного текста;

Пересказ статей учебника, литературной критической статьи, мемуарные, эпистолярные материалы.

2. Продуктивные:

- развернутый устный ответ : сообщение, доклады (научные, литературные).

- литературно-критические:

а) литературное обозрение;

б) критический этюд, эссе;

в) слово о писателе.

- искусствоведческие : рассказ, доклад о произведении искусства;

- публицистические : репортаж, ораторские выступления;

- художественные, творческие : авторские стихи, рассказы, очерки, пьесы, художественные зарисовки.

    Слово о писателе (художественно-биографический рассказ):

- пересказы;

- художественное рассказывание;

- словарная работа;

- доклад, сообщение, памятка;

- устное словесное рисование;

- отзыв;

- работа с иллюстрациями.

Основные виды устных работ в 5 – 9 классах.

5 класс:

    выразительное чтение: беглое, правильное, чтение вслух художественных, учебных текстов; чтение наизусть; дети должны читать 100-110 слов в мин.;

    пересказы (подробные, выборные, краткие);

    устное сочинение, рассуждение по изученному произведению (устное словесное рисование);

    обязательный полный развёрнутый ответ на поставленный вопрос (использование художественного текста);

    художественный рассказ о литературном герое, выражение личностного отношения к герою;

    краткий рассказ о писателе на основе прочитанной учебной статьи;

    отзыв на самостоятельно прочитанный текст, картину, звукопись;

    индивидуальное, творческое задание (сообщение).

6 класс:

    выразительное чтение 110 -120 слов в мин.

    пересказ (подробный, выборочный, сжатый) с элементами описания пейзажа, портрета;

    устное сочинение – рассуждение по прочитанному произведению;

    устное словесное рисование;

    рассказ о писателе;

    отзывы;

    инсценирование.

7 класс:

    выразительное чтение 120 – 130 слов в мин.;

    пересказы эпического произведения или глав;

    устные рассказы о писателях;

    устное словесное рисование;

    отзывы (уделяется внимание сравнительной и индивидуальной характеристике героев);

    всевозможные творческие задания.

8 класс:

    выразительное чтение 160 слов в мин.;

    пересказы;

    выше перечисленные работы обязательно. (Уделять внимание проблемной характеристике героев).

9 класс:

    выразительное чтение 160 – 180 слов в мин.;

    выше перечисленные работы обязательно;

    обязательно рассуждения по прочитанным произведениям;

    устные рассказы о писателе, творчестве, творческом пути, об эпохе, привлечение смежных видов искусства;

Виды устных работ и их методика.

Устное словесное рисование.

Способствует углублению разбора. Это творческий приём, развивающий образное представление у учащихся на основе прочитанного или увиденного. (Должно учитываться восприятие живописи, которое развивает творческое воображение).

Цель – формирование устной речи.

Это приём, который создаёт словесные картины на основе прочитанного художественного текста, а также на личных наблюдениях и впечатлениях учащихся. Этот приём позволяет развивать умения читателя «входить» в мир литературного героя, рисовать в воображении ученика картины на основе воспроизведённых в тексте деталей.

Данный приём определяет следующие задачи : умение учителем разрабатывать систему упражнений и заданий, направленных на усовершенствование устной речи учащихся. Например:

I группа упражнений, направленных на развитие у учащихся способностей эмоционально откликаться на прочитанное произведение:

Какие чувства возникли в вашей душе при чтении и после?

Обратите внимание на слова, передающие настроение автора, его чувства.

После прочтения стихотворения можно предложить сочинить музыку.

II группа упражнений, направленных на пробуждение воображения и фантазии ученика в ходе анализа художественного произведения и на этапе закрепления. При чтении лирических произведений о природе (стихи Фета, Тютчева) необходимо подобрать иллюстративный материал (репродукции картин), а также аудиоматериал и на основе этого предложить задание:

Сопоставьте изображенное на картине с тем, что представил автор в произведении;

Подпишите картину или изображенное на ней стихотворными строками;

Нарисуйте словесную картину на основе личного восприятия увиденного или услышанного.

III группа направлена на работу с языковыми средствами, работа по определенным понятиям литературного характера:

Выделите метафоры, олицетворения, сравнения;

Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими;

Определите художественную деталь в тексте, несущую значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку (описание быта, пейзажа, портрета, жеста, поведения героя).

Дополните художественную деталь своими представлениями, как вы хотите её увидеть.

IV группа направлена на использование наглядного материала и привлечение смежных видов искусств (музыка, живопись).

Какое впечатление на вас произвела картина?

Каким настроением она проникнута?

Как представлены герои на полотне?

Какие краски изобразил художник, чтобы раскрыть замысел?

Чаще всего приём используется в ходе анализа или на этапе закрепления.

Доклады и сообщения.

Виды устного монолога. Доклады и сообщения – обзорные темы, развивающие творческие способности, помогают учащимся развивать устную и письменную речь, понимать литературу как искусство слова. Требуется: строить устный ответ на вопрос с элементами анализа, выразительно читать. Недостатки: монотонное чтение, дословное пересказывание. Нужно: выбрать главное, отвечать на вопросы.

По назначению доклады делятся:

1. информативные (вырабатываются элементы анализа, расширяются литературные и культурные знания);

2. исследовательские (в результате самостоятельно рассматриваются художественные произведения;

3. проблемно-дискуссионные.

Словарная работа.

Задача учителя – привлечь внимание к слову на уроках литературы, это даёт возможность учащимся глубоко проникнуть в идейный и художественный смысл изучаемого произведения, обогатить собственную устную и письменную речь. Словарной работе учитель должен уделять постоянное внимание.

Программные цели . Словарная работа предполагает :

    работу над трудными словами в тексте;

    работу над синонимическими рядами;

    наблюдение над группой слов в тексте, создающей яркие картины природы и портреты героев.

Словарная работа позволяет узнать новое значение слова, уточнить семантику уже известных слов, познакомиться со словами уже известными, но употребленных в другом значении, поэтому необходимо ученика научить пользоваться изученной лексикой, вводить её в свою устную и письменную речь.

Приёмы словарной работы:
    определение значения слов и фразеологизмов; определение прямого и переносного значения слова; подбор синонимов; составление предложений или небольших рассказов из слов с изученным лексическим значением.
В зависимости от уровня знаний учащихся учитель самостоятельно решает, на каком этапе использовать данные приёмы работы, с каким лексическим материалом знакомить ученика.

Основные виды словарных работ и их значение.

1 .Объяснение значения слова. Например, в любом художественном произведении есть сноски.

2. Работа с синонимами. Синонимы являются средством более точного выражения мыслей, средством стилистической окраски слова. В работе над синонимами важно подчеркнуть, что выбирать нужно тот синоним, который точно выражает мысль говорящего и подходит к определённому стилю речи, задания по подбору синонимов, по определению оттенков их значения помогают выработать навык правильного включения слов в речи, приучают думать о том, уместны или не уместны слова высказываний. Упражнение на усвоение разных синонимических гнёзд следует проводить систематически от произведения к произведению. Упражнения следует постепенно усложнять и расширять круг сведений о синонимии.

Например: - Подберите слова к слову красный, говорил.

Чем отличаются эти слова по значению?

3. Работа с архаизмами и историзмами. Знакомство с лексикой пассивного фонда необходима для того, чтобы учащиеся понимали эпоху, отраженную в произведении, чтобы они могли использовать эти языковые средства в своей речи, чтобы рассказывая об эпохе, об исторических событиях не заменяли эти слова современными словами. С этой лексикой учащиеся встречаются во всех классах, как средство передачи торжественности, юмора и сатиры.

Например: - Найди в тексте устаревшие слова, выясни их значение, определи, с какой целью они использованы автором?

4. Просторечная лексика, диалектизмы. На них обращается внимание при работе над стилем писателя, над языком произведения, над речевой характеристикой героя. Это показатель территориальной принадлежности.

Например: при изучении литературы Кубани эти следует употреблять с определенной целью: передать характер героев, идею замысла произведения, злоупотреблять не стоит.

5. Работа с фразеологизмами и афоризмами. Устойчивые выражения придают речи особую выразительность, более ёмкие по содержанию, чем соответствующие им слова-синонимы, эта тема представляется для учащихся трудной, так как они не всегда могут отличить устойчивое словосочетание от свободных, не всегда понимают их образный смысл. Возможности для такой работы широко представлены в программных произведениях, чаще всего фразеологизмы являются средством характеристики героев, индивидуализации его речи.

Например: - Выясни значение фразеологизма, его окраску (стиль);

Установи многозначность выражения;

Включи в устную и письменную речь устойчивые сочетания;

Определи функцию фразеологических оборотов в тексте.

Желательно, чтобы словарная работа получила продолжение на уроках внеклассного чтения и развития она должна быть связана с идейно-художественным анализом произведения. Она является одной из составляющих частей анализа. Словарная работа помогает учащимся глубже усвоить историко-литературный курс, приучить учащихся быть внимательными к слову, вырабатывает навык хорошей литературной речи.

Виды письменных работ и их методика.

Сочинение.

Сочинение – разновидность речевой деятельности.

Основные группы сочинений :

1 .Сочинение на литературную тему;

2 .Сочинение на свободную тему, основанное на личном впечатлении, жизненных наблюдениях, опыте.

Классификация по тематическому и жанровому признаку:

1.Сочинение о литературных героях (индивидуальная, групповая, сравнительна характеристика образов.

2.Сочинения, основанные на анализе произведения в целом, в которых темы требуют оценки произведения (личная, авторская, критиков), рассмотрение нравственных проблем, анализ художественных форм произведения.

3.Сочинение-рассуждение. Размышления учащихся о прочитанном произведении или оценки литературного героя: «Моё отношение…».

4.Отзыв-сочинение на прочитанную книгу (сочинение литературного обзора).

5.Сочинение-исследование проблемного нравственного характера.

Сочинение творческого характера (методика Юрия Озерова). Типы сочинений: -сочинение-литературный портрет;

Сочинение-лицензия;

Сочинение-очерк;

Сочинение-рассказ;

Сочинение-воспоминание;

Сочинение-дневник;

Сочинение-литературно-критическая статья или эссе, сочинение.

Сочинение – собственные размышления пишущего по поводу прочитанного и разработанного художественного произведения или его отрывка в различных письменных речевых жанрах. В сочинении создается собственный текст.

Идея сочинения – определяется пишущим самостоятельно в итоге размышления над художественным текстом при изучении научно-популярной и критической статей.

Композиция сочинения - избирается пишущим самостоятельно в соответствии с темой, позицией автора по данному вопросу, видам и жанрам письменной работы.

Стиль сочинения - определяется самим учащимся, как правило, он может быть научным, публицистическим, художественным.

Основные признаки сочинения : идея, композиция, содержание, стиль.

Основные требования к сочинению :

1 .Соответствие содержания к заданной теме. Главное в сочинении – тема, работа начинается с ее выбора. Учащиеся должны продумать формулировку темы, осмыслить каждое понятие, входящего в заглавие, выяснить круг вопросов, которые следует осветить.

2 .Содержательность сочинения достигается глубоким анализом художественного произведения, умением использовать литературные понятия, литературную критику, исторический материал.

3 .Доказать высказанную мысль, аргументировать выдвинутое положение. В сочинении должен быть основной тезис и доказательства, без этого сочинение превращается в изложение.

Главная мысль – составить идею сочинения, она будет опираться на точку зрения учащегося, его заинтересованность того, о чем он пишет, но все подкрепляется текстовым и критическим материалом.

4 .Соблюдение плана , логичности и последовательности изложения. От плана зависит глубина и содержательность сочинения. В сочинении должен быть план (чаще всего сложный, простой, цитатный). Пункты и подпункты плана должны быть расположены в строгой и логичной последовательности.

План. (сложный) (простой) I.(Вступление) I. II.(Основная часть) II. 1. III. а) б) в) 2. 3. III.(Заключение) Каждый пункт и подпункт начинается с красной строки. Но сочинение можно писать и без плана (план обязателен на черновике). 5 .Смысловая точность эпиграфа и цитат . Эпиграф – краткий отрывок из произведения, может быть афоризм или пословица. Эпиграф должен отвечать содержанию сочинения в целом, в нем должна звучать идея всего сочинения. Эпиграф пишется после плана с правой стороны, в кавычки не заключается, автор и ссылки на источник дается без скобок. Эпиграф необязателен, но желателен. Цитаты – точные выдержки из текста анализируемого произведения. Цитата приводится без искажения. Нельзя ими перегружать текст. Цитату необходимо включать в кавычки, указывать на источник.

Типы сочинений.

Сочинение – рассуждение.

Цель: логически представить цепь суждений, объясняющих причинно-следственные связи каких-либо явлений. Конечной целью сочинения – рассуждения является доказательство главной мысли, которая может быть сформулирована в заглавии. Сочинения обычно в форме вопросов: «Почему?..», «Зачем?..», «В чем смысл?..». Например: «В чем актуальность произведения «Слова о полку Игореве» в наши дни?», «Кто из героев рассказа «Там где расходятся пути» Джека Лондона оказался прав: Хичкок или его товарищ?»

Сочинение – описание.

Перечисление каких – либо постоянных конкретных признаков, качеств, данный тип сочинения требует тип ответа на вопрос «Какой?..». Вступление начинается общей оценкой предмета, лица. Затем следует конкретика. Например: «Пейзажная лирика Пушкина», «Образ князей в «Слове о полку Игореве».

Сочинение – повествование.

Рассказ о связанных между собой действиях и событиях, в их движении и развитии. В сочинении обычно указывается кто или что действует, участвует в событиях, а также где эти события происходят.

В школьной практике данные типы сочинений в «чистом» виде не встречаются, в каждой творческой работе есть признаки всех трёх типов.

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 85 ст. Старокорсунской

Доклад на тему:

Развитие речи учащихся на уроках литературы.

Подготовил учитель русского языка и литературы

Иванченко Нина Викторовна

Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы. Первый наглядный пример, образец звучащей речи для учащихся - живое слово учителя. С 5-го класса дети начинают сравнивать рассказы учителей разных предметов. Манере и стилю учительского рассказа подражают, улавливая особенности интонации, понравившиеся слова и выражения. Это подражание в 5-м классе более осознанно, нежели в начальной школе: появляется внимание детей к точному, интонационно богатому, содержательному и выразительному слову. Выбирая наиболее приемлемую форму изложения в зависимости от темы, учитель стремится сделать свой рассказ максимально эмоциональным и наиболее верно подводящим к теме. Очень важен пример учителя и в формулировке вопроса, ответа, короткой, но ясной и четкой рецензии по поводу прочитанного или рассказанного. Надо не только следить за точной формулировкой собственного вопроса, но и показывать, что важно учитывать школьникам при формулировании вопроса вообще. Учащиеся слушают вопросы учителя, читают вопросы, данные в хрестоматии, пробуют сказать сами.

Не менее ответственным является слово учителя, дающего оценку работе школьника: каков ответ ученика, насколько он правилен, содержателен, эмоционален, чем интересна его речь, каковы его ошибки в чтении? К сожалению, устные рецензии учителя иногда сводятся к следующему: «Не очень выразительно прочитал, садись, три». В чем его ошибка или ошибки, ученик так и не выяснил. В другой раз он получит такую же оценку и ту же самую «исчерпывающую» рецензию.Слово учителя во многих случаях полезно закреплять чтением учащимися статей, помещенных в учебнике.

Статьи учебника сделаны на основе трудов известных фольклористов, литературоведов, писателей. Важно услышать, как звучат те или иные слова, фразы, а услышанное - понять, осмыслить и ввести частично в свою собственную речь. Во многих статьях использованы слова в переносном значении, это приучает школьников осваивать такие слова до чтения художественного произведения. Каждая статья содержит определенную лексику. Читая о произведениях устного народного творчества, учащиеся усваивают и вводят в свою речь новые слова и выражения (устное народное творчество, передаваясь из поколения в поколение, сокровища народной поэзии), осваивают новые термины, определения (пословицы, поговорки, сказки, загадки). Кроме того, построение фраз и лексические особенности статей предостерегут учащихся от смешения слов, которые могут быть употреблены в одном рассказе о писателе или эпохе, но недопустимы в другом.Необычайно важной стороной совершенствования устной речи учащихся являются упражнения по выразительному чтению художественных произведений, постепенное усложнение и разнообразие этих упражнений. Например: «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» (выразительно прочитайте вслух отрывок, к которому относится рисунок. Прочитайте, как рассказывается... о трех сражениях Ивана - крестьянского сына) - задание настраивает на подготовку чтения фрагментов сказки, выборочное чтение, например прочитать описание природы, - в этом случае можно прибегнуть к более сложным упражнениям: во время подготовки выразительного чтения обратить внимание на описание природы, особенности этого описания.Неотъемлемой частью работы учителя литературы на каждом из уроков является словарная работа. Она проводится и во время рассказа самого учителя, включающего трудные слова в ткань повествования, и во время чтения статей о писателях, и во время анализа художественного произведения или пересказов учащихся.Проводя словарную работу, необходимо различать слова активной и пассивной лексики. Например, слова, которые нужно объяснить (тролль, сочельник, рогатка, стречка и др.), чтобы был понят смысл прочитанного, и слова, которые могут быть введены в



Письменная речь Устная и письменная речь находятся в тесной взаимозависимости, потому и методика развития устной и письменной речи школьников на занятиях по литературе имеет много общего. следует иметь в виду ее специфические особенности, отличающие от устной речи. Формы письменной речи - монологические, для нее характерна логическая упорядоченность, строгость построения фраз, наличие не только сочинительных, но и подчинительных конструкций, широкое употребление союзов, использование разнообразия синонимов. Методика преподавания литературы уделяла и уделяет значительное внимание работе по развитию письменной речи школьников в процессе изучения художественных произведений. В.В. Голубков, М.А. Рыбникова, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев Особое внимание как в прошлые десятилетия, так и в современной методической литературе уделено теории и практике школьного сочинения. Виды упражнений по развитию письменной речи учащихся средних классов Работа по развитию письменной речи учащихся многообразна и зависит: а) от возрастных особенностей учащихся, б) уровня их литературного и речевого развития, в) от рода и жанра художественного произведения, на базе которого проводится речевая работа со школьниками и г) от поставленных учителем познавательных и коммуникативных задач. Сочинение и изложение . ИЗЛОЖЕНИЕ - это письменный пересказ прочитанного или прослушанного и проанализированного текста. СОЧИНЕНИЕ представляет собой собственные размышления пишущего по поводу прочитанного и разобранного художественного произведения или его отрывка в различных письменных речевых жанрах. В изложении пишущий воспроизводит готовый текст произведения или отрывка из него, в сочинении создается собственный текст.

Прежде всего сочинения разделены методистами на две основные группы: сочинения на литературные темы (сочинения, связанные с курсом литературы) и сочинения, основанные на личных впечатлениях, жизненных наблюдениях и опыте учащихся. Разнообразные приемы анализа крупных эпических и драматических произведений в старших классах ведут к разнообразию ученических сочинений на литературную тему. Среди них можно выделить следующие виды сочинений: 1. Сочинения о литературных героях (индивидуальная, групповая, сравнительная характеристика образов-персонажей). В таких темах на первый план выходит образ героя из социальных, нравственных, философских, художественно-эстетических проблем, связанных с образом данного героя или ряда героев одного или нескольких произведений одной эпохи. 2. Сочинения, основанные на анализе произведения в целом, в которых, в свою очередь, выделяются темы, требующие: а) оценки всего произведенияб) рассмотрения нравственных, социальных, философских проблем, поставленных в этом произведениив) анализа художественной формы произведения3. Разборы отдельных эпизодов и частей произведения4. Литературные обзоры типа «Судьбы русской деревни в литературе 50-80-х гг. XX в.», «Человек и его время в рассказах А.С. Солженицына5. Рассуждения (размышления) учащихся об отношении литературы к жизни («Что мне дало изучение русской классической литературы», «В Россию можно только верить (Ф.И. Тютчев). 6. Сочинения-исследования проблемного характера («Революционер ли Базаров?», «Я себя убил или старушонку? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)», «Смешон или страшен Молчалин?»

17. поэма Н.В гоголя «Мёртвые души»: жанр, проблематика, образы, композиция. Авторская позиция в романе. Вершиной творчества Н. В. Гоголя стала поэма «Мертвые души». Приступая к созданию своего грандиозного по замыслу произведения, он писал Жуковскому, что «вся Русь явится в нем!». В основу конфликта поэмы Гоголь положил главное противоречие современной ему действительности между исполинскими духовными силами народа и его закабаленностью. Реализуя этот конфликт, он обратился к самым насущным проблемам того периода: состоянию помещичьего хозяйства, моральному облику поместного и чиновничьего дворянства, взаимоотношениям крестьянства с властями, судьбам народа в России. В поэме Гоголя «Мертвые души» выведена целая галерея моральных уродов, типажей, ставши нарицательными именами. Гоголь последовательно изображает чиновников, помещиков и главного героя поэмы Чичикова. Сюжетно поэма построена как история похождений Чичикова - чиновника, скупающего«мертвые души».Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы. Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Образы помещиков, которых посещает Чичиков, представлены в поэме контрастно, поскольку несут в себе различные пороки. Один за другим, каждый духовно ничтожнее предшествующего,следуют в произведении владельцы усадеб: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Если Манилов сентиментален и слащав до приторности, тоСобакевич прямолинеен и груб. Полярны их взгляды на жизнь: для Манилова все окружающие - прекрасны, для Собакевича - разбойники и мошенники. Манилов не проявляет настоящей заботы о благополучии крестьян, о благосостоянии семьи; он все управление передоверил плуту приказчику, который разоряет и крестьян и помещика. Зато Собакевич - крепкий хозяин, готовый ради наживы на любое жульничество. Манилов - беспечный фантазер, Собакевич - циничный кулак- выжига. Бездушие Коробочки проявляется в мелочном скопидомстве; единственное, что ее волнует, - это цены на пеньку, мед; «не продешевить бы» и при продаже мертвых душ. Коробочка напоминает Собакевича скупостью,страстью к наживе, хотя тупость «дубинноголовой» доводит эти качества до комического предела. «Накопителям», Собакевичу и Коробочке, противостоят «расточители» - Ноздрев и Плюшкин. Ноздрев - отчаянный мот и кутила, опустошитель и разоритель хозяйства. Его энергия превратилась в скандальную

суету, бесцельную и разрушительную.Если Ноздрев пустил по ветру все свое состояние, то Плюшкин превратил свое в одну видимость. Ту последнюю черту, к которой может привести человека омертвение души, Гоголь показывает на примере Плюшкина, чей образ завершает галерею помещиков. Этот герой уже не столько смешон, сколько страшен и жалок, так как в отличие от предыдущих персонажей он утрачивает не только духовность, но и человеческий облик. Чичиков, увидев его, долго гадает, мужик это или баба, и, наконец, решает, что перед ним ключница. А между тем это помещик, владелец более чем тысячи душ и громадных кладовых.Правда, в этих кладовых хлеб гниет, мука превращается в камень, сукна и холсты - в пыль. Не менее жуткая картина предстает взору и в барском доме, где все покрыто пылью и паутиной, а в углу комнаты «навалена куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в этой куче, решить было трудно», так же как трудно было «докопаться, из чего состряпан был... халат» хозяина. Как же случилось, что богатый, образованный человек, дворянин превратился в «прореху на человечестве»? Чтобы ответить на этот вопрос. Гоголь обращается к прошлому героя. (Об остальных помещиках он пишет как об уже сформировавшихся типах.) Писатель очень точно прослеживает деградацию человека, и читатель понимает, что человек не рождается чудовищем, а становится им. Значит, эта душа могла жить! Но Гоголь замечает, что с течением времени человек подчиняет себя господствующим в обществе законам и предает идеалы юности.Все гоголевские помещики - характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые. Истинных движений живой души мы не видим ни в пустом мечтателе, ни в крепколобой хозяйке, ни в «жизнерадостном хаме», ни в похожем на медведя помещике-кулаке. Все это лишь видимость с полным отсутствием духовного содержания, потому эти герои и смешны. Убеждая читателя, что его помещики не исключительны, а типичны, писатель называет и других дворян, характеризуя их даже фамилиями: Свиньин, Трепакин, Блохин, Поцелуев, Беспечный и т. п.Причину омертвления души человека Гоголь показывает на примере формирования характера главного героя - Чичикова. Безрадостное детство, лишенное родительской любви и ласки, служба и пример чиновников-взяточников - эти факторы сформировали подлеца, который таков, как все его окружение.Но он оказался более жаден в стремлении к приобретательству, чем Коробочка, черствее Собакевича и наглее Ноздрева в средствах обогащения. В заключительной главе, восполняющей биографию Чичикова, происходит окончательное его разоблачение как ловкого хищника, приобретателя и предпринимателя буржуазного склада, цивилизованного подлеца, хозяина жизни. Но Чичиков, отличаясь от помещиков предприимчивостью, тоже «мертвая» душа. Ему недоступна «блистающая радость» жизни. Счастье «порядочного человека» Чичикова основано на деньгах. Расчет вытеснил из него все человеческие чувства и сделал его «мертвой» душой. Гоголь показывает появление в русской жизни человека нового, у которого нет ни знатного рода, ни титула, ни поместья, но который ценой собственных усилий, благодаря своему уму и изворотливости пытается сколотить себе состояние. Его идеал - копейка; женитьба мыслится им как выгодная сделка. Его пристрастия и вкусы чисто материальные. Быстро разгадав человека, он умеет по-особому к каждому подойти, тонко рассчитав свои ходы. Внутренняя многоликость, неуловимость подчеркивается и его внешностью, описанной Гоголем в неопределенных чертах: «В бричке сидел господин, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы слишком молод». Гоголь сумел разглядеть в современном ему обществе отдельные черты зарождающегося типа и собрал их воедино в образе Чичикова. Чиновники города NN еще более обезличены, чем помещики. Их мертвенность показана в сцене бала: людей не видно, повсюду муслины, атласы, кисеи, головные уборы, фраки, мундиры, плечи, шеи, ленты. Весь интерес жизни сосредоточен на сплетнях, пересудах, мелком тщеславии, зависти. Они отличаются друг от друга только размером взятки; все бездельники, у них нет никаких интересов, это тоже «мертвые» души. Но за «мертвыми» душами Чичикова, чиновников и помещиков Гоголь разглядел живые души крестьян, силу национального характера. По выражению А. И. Герцена, в поэме Гоголя проступают «позади мертвых душ - души живые». Талантливость народа открывается в сноровистости каретника Михеева, сапожника Телятникова, кирпичника Милушкина, плотника Степана Пробки. Сила и острота народного ума сказались в бойкости и меткости русского слова, глубина и цельность русского чувства - в задушевности русской песни, широта и щедрость души - в яркости и безудержном веселье народных праздников. Безграничная зависимость от узурпаторской власти помещиков, обрекающих крестьян на подневольный, изнуряющий труд, на беспросветное невежество, порождает бестолковых Митяев и Миняев, забитых Прошек и Пелагей, не знающих, «где право, где лево», покорных, ленивых, развращенных Петрушек и Селифанов. Гоголь видит, как искажаются высокие и добрые качества в царстве «мертвых» душ, как гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния, бросающиеся в любое рискованное дело, лишь бы выбраться из крепостной зависимости. Не найдя правды у верховной власти, капитан Копейкин, помогая себе сам, становится атаманом разбойников. «Повесть о капитане Копейкине» напоминает властям об угрозе революционного бунта в России. Крепостническая мертвенность разрушает добрые задатки в человеке, губит народ. На фоне величественных, бескрайних просторов Руси реальные картины русской жизни кажутся особенно горькими. Обрисовав в поэме Россию «с одного боку» в ее отрицательной сущности, в «потрясающих картинах торжествующего зла и страждущей ненависти», Гоголь еще раз убеждает, что в его пору «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».В. Г. Белинский назвал поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души» «творением, выхваченным из тайника народной жизни, творением глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим. Надо было быть поэтом, чтобы написать такую поэму в прозе... русским национальным поэтом во всем пространстве этого слова». Ни в рассказе, ни в повести, ни в романе автор не может так свободно вторгаться своим «я» в ход повествования. Отступления, органично введенные в текст, помогают автору коснуться различных проблем и сторон жизни, сделать более полным описание героев поэмы. Тема патриотизма и писательского долга получает дальнейшее развитие в конце поэмы, где Гоголь объясняет, почему он считает необходимым показать зло и обличить пороки. В доказательство автор приводит рассказ о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, разоблачающий тех писателей, которые не желают рисовать суровой действительности, которые «превратили в лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом, и всем, чем попало». С темой писательского долга, патриотизма тесно связаны лирические отступления автора о России и народе. С потрясающей глубиной Гоголь изображает серую, пошлую крепостническую действительность, ее нищету и отсталость. Трагическая судьба народа особенно достоверно высвечена в образах крепостных людей, трактирных слуг. Рисуя образ беглого крестьянина Абакума Фырова, возлюбившего вольную жизнь. Гоголь показывает вольнолюбивую и широкую натуру, которая не мирится с гнетом и унижением крепостной неволи, предпочитая ей трудную, но свободную жизнь бурлака. Гоголь создал подлинно героический образ русского богатыря, имеющий символический характер. России «мертвых душ», вечно закусывающей, играющей в карты, сплетничающей и строящей свое благополучие на злоупотреблениях. Гоголь противопоставляет лирический образ народной Руси. На протяжении всей поэмы утверждение простогнарода как положительного ее героя сливается с прославлением Родины, с выражением патриотических суждений. Писатель славит «живой и бойкий русский ум», его необыкновенную способность к словесной выразительности, удаль, сметливость, любовь к свободе. Когда автор обращается к образам и темам народной жизни, к мечте о будущем России, в авторской речи появляются грустные нотки, мягкая шутка, неподдельное лирическое одушевление. Писатель выразил глубокую надежду на то, что Россия поднимется к величию и славе. В поэме Гоголь выступил как патриот, в котором живет вера в будущее России, где не будет собакевичей, ноздревых, Чичиковых, маниловых... Изображая в поэме параллельно две Руси: поместно-бюрократическую и народную. Гоголь в последней главе «столкнул» их и тем самым еще раз показал их враждебность. Пламенно-лирическое отступление о любви и родине, о признании ее великой будущности: «Русь! Русь!.. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?.. Что пророчит сей необъятный простор?.. Русь!..». - прерывается грубым окриком фельдъегеря, скакавшего навстречу бричке Чичикова: «Вот я тебя палашом!..» Так повстречались и разминулись прекрасная мечта Гоголя и окружающая его безобразная самодержавная действительность. Важную роль в поэме играет образ дороги. Сначала это символ человеческой жизни. Гоголь воспринимает жизнь как тяжелый путь, полный лишений, в конце которого его ждет холодное, неприютное одиночество. Однако писатель не считает ее бесцельной, он полон сознания своего долга перед Родиной. Дорога - это композиционный стержень повествования. Бричка Чичикова - символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги, по которым эта бричка колесит, не только, реалистическая картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития. «Птица-тройка» и ее стремительный лет противопоставлена бричке Чичикова и ее однообразному кружению по бездорожью от одного помещика к другому. «Птица-тройка» - символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе. Но эта дорога - уже не жизнь одного человека, а судьба всего Русского государства. Сама Русь воплощена в образе птицы-тройки, летящей в будущее: «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета.Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа... летит мимо все, что ни есть на земле... и дают ей дорогу другие народы и государства».

18.Основные идеи, темы, образы творчества А.и Куприна. Анализ одного из произведений на уроке литературы в школе. Проблема человека и окружающего его мира может быть рассмотрена на примере произведений А. Куприна. Творчество писателя было долгое время как бы в тени, его заслоняли яркие представители современной ему прозы. Сегодня произведения А. Куприна привлекают читателя своей простотой, человечностью, демократичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев пестр и многолюден. Он сам прожил яркую, наполненную многообразными впечатлениями жизнь - побывал и военным, и конторщиком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. Куприи много раз говорил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснее себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений - чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а, скорее, наоборот . Но А.Куприн относится к своим внешне неказистым и невезучим героям с той теплотой человечности, которая всегда отличала русских писателей. "Гранатовый браслет".Рассказ написан в 1911 году. В основе его сюжета – реальное событие - любовь телеграфного чиновника Желтого П.П. к жене важного чиновника, члена Государственного Совета Любимова. Об этой истории вспоминает сын Любимовой, автор известных воспоминаний Лев Любимов. В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе А.Куприна - чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего не известно. В семье Любимовых этот случай вспоминался как странный и курьезный. Под пером же писателя он предстает как печальная и трагическая история жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь . Это передается через композицию произведения. В нем дастся обширная, неторопливая экспозиция, которая вводит нас в экспозицию дома Шеиных. Сама история необыкновенной любви, история гранатового браслета рассказывается таким образом, что мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, который рассказывает ее как анекдотический случай, брата Николая, для которого все в этой истории видится оскорбительным и подозрительным, самой Веры Николаевны и, наконец, генерала Аносова, первым предположившего, что здесь, может быть, кроется настоящая любовь, "о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". Круг, к которому принадлежит Вера Николаевна, не может допустить, что это настоящее чувство, не столько из-за странности поведения Желткова, столько из-за предрассудков, которые владеют ими. Куприн же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви Желткова, прибегает к самому неопровержимому аргументу -- самоубийству героя. Таким образом утверждается право маленького человека на счастье, но и возникает мотив его нравственного превосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь смысл его жизни. В текст произведения входит тема неотвратимости гибели главного героя - она передана через символику света: в момент получения браслета Вера Николаевна видит красные камни в нем и с тревогой думает, что они похожи на кровь. Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных традиций: тема востока - монгольская кровь отца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви - страсти, безрассудности; упоминание о том, что мать сестер - англичанка, вводит тему рассудочности, бесстрастности в сфере чувств, власти разума над сердцем. В финальной части рассказа появляется третья линия: не случайно, что квартирная хозяйка оказывается католичкой. Этим в произведение вводится тема любви-преклонения, которым в католичестве окружена Божья Матерь, любви-самопожертвования. Герой А.Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром непонимания, миром людей, для которых любовь - это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает. //"); //]]>

19. Проблематика и художественное своеобразие прозы А.С Пушкина. Её значение для становления и последующего развития реалистической русской прозы. Анализ одного из прозаических произведений. «Повести Белкина» - совершенно новое явление в творчестве Пушкина. Это первый завершенный прозаический замысел поэта. В цикл вошли 5 новелл: стационный смотритель, выстрел, барышня крестьянка, метель, гробовщик. Созданы были повести в течении сентября – октября 1830 года. Повествование ведется от имени Ивана Петровича Белкина, это лицо вымышленное. Из предисловия От издатели и Истории села Горюхина, становится известно, что Белкин кроткий и смирный человек, пересказывает в своих повестях истории, слышанные им от разных лиц: полковника, петербургского советника, приказчика, девицы. Поэтому в повествовании взаимодействуют голоса авторов историй, Белкина и самого Пушкина, вторгающегося в текст, по средством отступлений, ремарок, эпиграфов. Сквозь легкую пушкинскую иронию смотрит читатель на все происходящее и на самого Белкина, хотя формально автору принадлежит лишь роль издателя.Как справедливо заметил Чернышевский, Пушкин первый стал описывать русские нравы и жизнь различных сословий русского народа с удивительной верностью и проницательностью.При внешней безыскусственности и простоте стиля пушкинское произведение – явление художественно сложное. Это сказывается в выборе проблем, сюжетов и героев.С повестей Белкина начинает свою родословную в русской литературе маленький человек. Повести Белкина двуязычный в жанровом отношении текст, и предполагает прочтение как на языке анекдота, так и на языке притчи. Художественная биполярность “Повестей Белкина” объясняется прежде всего наличием двух глубинных жанровых истоков циклического образования, положившего начало классической русской прозе. Этими истоками видятся долитературные жанры, притча и анекдот. Немаловажно отметить, что в пушкинском тексте притча названа “историей блудного сына”, что ставит ее в один ряд со всеми прочими “историями” книги – вплоть до “историй” старой ключницы Белкина. Повести Белкина” сопрягают эти жанровые полярности: в той же мере, в какой анекдотичность разрушает их притчевую серьезность, она сама в свою очередь подвергается здесь универсализации со стороны притчевой стратегии жанрового мышления. Герой анекдота Белкин (в первом примечании Издателя читаем: “Следует анекдот, коего мы не помещаем, полагая его излишним”) и притчевые персонажи лубочных картинок суть внесюжетные фигуры цикла. Обрамляя вымышленную реальность “повестей”, они остаются на границах литературного сюжета, поскольку вполне принадлежат: первый – национально-историческому быту , вторые – внеисторическому и вненациональному общечеловеческому бытию . Анализ повести «Станционный смотритель».

20.Изучение жизненного и творческого пути писателя на уроках литературы. Изучая литературное произведение в школе, мы стремимся соединить читательское восприятие учеников и объективное научное толкование художественного текста.Учителю важно «обеспечить» подлинное нравственное воздействие биографии писателя на школьников. К. Паустовский в «Книге скитаний» писал: «Каждая написанная книга является как бы ядром некоей отбушевавшей в человеке туманности, звездой, которая родилась из этой туманности и приобретает свой собственный свет. Может быть, только одну сотую нашей жизни мы вводим в тесные границы наших книг». Очевидно, одна из задач школьного изучения биографии писателя состоит в том, чтобы показать, как и какие впечатления жизни и искусства переплавляются художником в его произведении.Возрастное развитие учащихся обусловливает именно в старших классах усиление их интереса к психологии писателя, внимание к внутренней динамике его жизни. Эволюция взглядов и настроений художника, социальные, нравственные и эстетические стороны этой эволюции должны быть «представлены» на уроках по изучению биографии, художников конкретно. Следует глубже освещать причины психологического и творческого своеобразия писателей, чаще сопоставлять их судьбы, взгляды, чувства.Своеобразие личности художника, единство его жизненного поведения и творческой программы откроются ученикам, если мы при изучении биографии выделим идеологические, нравственные и эстетические проблемы, которые интересны определенному возрасту и органичны для самого автора произведения. Программа различным образом определяет жанры изучения личности писателя в старших классах.Когда речь идет о Пушкине, Толстом, Горьком, программа предлагает проследить жизненный и творческий путь художника, т.е. развернуто дать ученикам смену этапов их жизни и литературной деятельности. Когда в программе говорится о необходимости дать биографию, учитель может предложить классу обобщенный портрет писателя, не прослеживая последовательно хронологическую канву его жизни. Наконец, есть в программе и такая формулировка: «Жизнь и литературная деятельность». Здесь необходимо показать связь биографии и литературной работы, в большей степени обратить внимание на творческую деятельность писателя.При изучении жизненного пути Л. Н. Толстого, например, учащимся необходимо показать, как меняется отношение писателя к себе, к жизни, к искусству, что для него при этих, изменениях остается непреходящим. Роль мировоззрения в становлении личности, последовательная работа над собой, выработка программы внутренней жизни, желание осознать себя и понять причины своих поступков, дать определенное направление выработанным и природным качествам (воля, впечатлительность и т. д.) - все эти вопросы могут быть подняты при освоении биографии Льва Толстого, во-первых, потому, что она дает богатый материал для их решения, и, во-вторых, потому, что этими вопросами живо интересуются учащиеся IX класса.Жизнь и творчество Толстого побуждают нас поставить и ряд вопросов эстетического порядка (в каком соотношении находятся понятия «добро» и «красота»? Какой отпечаток накладывает личность художника на созданные им произведения?).Жизнь и творчество А. П. Чехова подводят учащихся к размышлению о личности и обстоятельствах, о том, может ли человек преодолеть влияние окружающей среды, противодействовать ему, если это влияние чуждо его идеалам. Чехов сам осознавал свою жизнь как выдавливание из «себя по каплям раба». Как это происходило, почему это удалось писателю? Такие вопросы не могут не содействовать формированию мировоззрения девятиклассниковИзучение биографии писателя должно вызвать у учащихся интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Биография и творческий путь писателя - ключ к сложным моментам изучения художественного произведения, включенного в школьную программу.Отделение биографии от изучения творческого пути писателя, вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу произведения возможно в IV-VII классах. Там такое построение оправдано и необходимо.

Одни методисты (Кутузов) считают, что специальных уроков по РР не надо, так как в системе обучения литературе уделяется внимание развитию речи. Другие(Богданова, Маранцман, Коровина, Леонов) считают, что это проблема связана в общим развитием школьников и нуждается во внимании.

Проблема РР объединяет усилия 2-х предметов- русского языка и литературы. Цель работы по РР общественно значима. Для того, чтобы ученик мог определиться в дальнейшей жизни, необходимо развивать коммуникативные умения и навыки, формировать умение отстаивать свои мнения и убеждения в высоко организованной словесной форме.

Сама специфика литературы как учебного предмета активизации речевого развития учащихся Обедненность собственной речи не позводяет читателю-школьнику почувствовать своеобразие авторской мысли.

Развитие речи на уроках литературы непосредственно связано с анализом художественного произведения. Оно ведется в 2-х направлениях:

1) систематическое обогащение словаря учащихся образами, изобразительно-выразительными средствами, теоретико-литературной терминологией,

2) обучение созданию связных высказываний разных видов и жанров.

Принципы для обучения РР.

1. Взаимопроникновение воспитательного, интеллектуального, художественно-эстетического и речевого развития школьников.

2. Органичная взаимосвязь уроков по развитию речи со всеми компонентами занятий по литературе.

3. Разнообразие методов и приемов, стимулирующих деятельность учащихся на уроках литературы.

4. Соблюдение преемственности с содержанием и разновидностями речевой деятености учащихся в начальных, средних и старших классах.

5. Практическое направление работы по развитию речи.

6. Систематический характер работы по совершенствованию речи школьников.

7. Учет межпредметных связей литературы, русского языка, истории, ИЗО и других предметов в процессе организации речевой деятельности школьников.

8. Развитие устной речи

Развитие устной речи осуществляется на уроках литературы как в средних, так и в старших классах. 3 последовательных этапа формирования речевой деятельности.

1. Зрительно-слуховой: установление эмоционального контакта с собеседником. Учащиеся наблюдают, учатся слушать монологическую речь учителя, сравнивать, сопоставлять чужие высказывания.

2. Этап непосредственного общения. Цель: формирование умения отвечать на вопросы, вести диалог, обмениваться мыслями, мнениями.

Развернутые ответы на проблемные вопросы, пересказы, устное рисование, составление сценария,

Объяснения значения слова, подбор синонимов,

В каких жизненных ситуациях вы бы применили подобное выражение,

Придумайте контекст к данному слову или выражению.

3. Этап самопознания и самоанализа. Цель: обучение навыкам монологического высказывания. Этому способствуют приемы:

Развернутый ответ на вопрос,

Высказывание на заданную тему в определенном жанре.

На данном этапе важно обучить учащихся построению высказывания.

В средних классах диалогические умения формируются с помощью следующих приемов.

1. Формулирование вопросов.

2. Игры(кто правильно сформулирует вопрос, составить вопросы для кроссворда).

3. Устная работа с репродукциями и иллюстрациями.

В старших классах основное внимание уделяется активизации речевой деятености. Например, с помощью словарно- фразеологической работы. (Сравнение портрета Печорина и Базарова).

Речевая деятельность школьников нуждается в постоянном стимулировании в виде устных монологов, выступлений. Виды монологических выступлений на уроках литературы.

1.Репродуктивные (пересказ).

2. Продуктивные (доклад, художественный пересказ, публицистические выступления).

Речевая ситуация - один из эффективных стимулов, побуждающих учащихся к говорению. Леонов выделил несколько видов РС:

Учебно-дидактическая (проблемная),

Гипотетическая (представьте, что вы журналист),

Фантастическая(представьте, что вы старая дверная ручка).

Требования к РС. Она должна быть интересна учащимся, должна быть направлена на речевое развитие, разрешение ее должно углубляться ЗУ по литературе, она должна соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся, должна учитывать особенности литературного произведения.

Ученые, занимавшиеся этим вопросом: Рыбникова, Н.В. Колокольцев, Е.Н. Колокольцев, Коровина.

Вопросы истории литературы в школьном изучении. Биография писателя в основной и средней школе.

Биография писателя-это составная часть монографической темы в старших классах и часть начального этапа в средних классах.

Факты биографии писателя вводят ученика в эпоху, в которую создавалось произведение, которая отразилась в нем. Она помогает школьникам разобраться в содержании произведения. Она может оказывать воспитательное воздействие на школьников.

Изучение Б предполагает обращение к разным источникам:

Мемуарам,

Монографиям,

Письмам,

Что сообщает ученикам дополнительные культурные знания. Изучение Б на каждом этапе обучения может иметь свою специфику. В 5-9 классе объем должен быть ограничен. Дается только тот материал, который непосредственно связан или имеет отношение к изучаемому материалу. Приемы и методы:

1)рассказ учителя(2-15 минут),

3) сообщение ученика/ов (для улучшения качества сообщения учитель может дать материал, план),

4) экскурсия,

5) кино(15 минут).

В старших классах работа над Б ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира автора.

Формы уроков по изучению Б:

Самостоятельная работа с учебником и дополнительными материалами,

Урок-экскурсия(очная/заочная),

Урок-панорама,

Кино (с информацией или заданием до или после просмотра).

Б изучается в разных объемах.

1. Жизнь и творчество писателя (Пушкин, Толстой).

2. Очерк жизни и творчества. Внимание только к основным моментам в жизни писателя (Лермонтов, Гоголь).

3. Краткий очерк жизни и творчества. Затрагиваются факты, связанные с изучаемым произведением (Фадеев).

4. Обзор (Фонвизин, Мольер).

Основной формой является урок-лекция.

1)слово учителя не должно повторять учебник,

2)не перегружать повествование сведениями и фактами,

3)включать сведения из мемуаров, критической литературы, из художественно-биографических призведений.

Внеклассное чтение.

Внеклассное чтение- это составная часть учебной работы по предмету.

ВЧ- одна из проблем современной методики. Это связано с тем, что современная молодежь мало читает.

12% не читают вообщ. Качество чтения тоже оставляет желать лучшего. Только 20% занимает классика, остальные предпочитают: приключения, фантастику, фэнтези, детективы, глянцевые журналы.

Проблема ВЧ была выделена в Конце 18 века Водовозовым и Острогорским. С того времени она постоянно находится в поле зрения методистов(Рыбникова, Голубков, Збарский). Во всех современных программах этому вопросу уделяется особое внимание, выделена специальная рубрика: внеклассное и самостоятельное чтение.

Цель ВЧ: приохотить учащихся к чтению, развить у них эстетический вкус, расширить читательский массив.

Проблемой ВЧ в последнее время стали заниматься на государственном уровне: в 2006 году была принята национальная программа поддержки и развития чтения, в которой ведущая роль отводится школе.

Главная роль в решении проблемы чтения наравне с уроками литературы принадлежит урокам внеклассного чтения.

Эти уроки должны проводиться в системе, определенной самим учителем, но не менее 6 уроков в год. Порядок проведения определяется учителем, темы выбирает он же совместно с учащимися. Это может быть строгое следование программе, или исходя из собственных предпочтений учитель сам отбирает книги.

Уроки ВЧ могут проводиться в традиционной форме(урок-беседа, на котором обсуждаются прочитанные произведения), но чаще всего уроки должны проводиться нетрадиционно:

1)урок-путешествие в мир писателя,

2)урок-КВН,

3)урок-дискусия,

4) урок-конференция,

5) урок-круглый стол.

Уроки ВЧ должны быть связаны с основными уроками литературы. Эта связь может быть различной:

1) связь по персоналиям,

2) проблемно- тематическая связь,

3) связь по жанру.

ВЧ должно контролироваться учителем:

Просмотр читательских формуляров,

Просмотр читательских дневников,

Проведение специальных часов, посвященных обсуждению мнений о книгах.

Отрицательные оценки не ставятся.

План:

1. Место и значение развития письменной речи учащихся на уроках литературы.

2. Методическая характеристика письменной работы.

3. Виды письменных работ.

4. Методическая характеристика подготовительных видов письменных работ: списывание, выписывание цитат, ответы на вопросы, составление планов.

5. Методическая характеристика основных видов письменных работ: изложения, сочинения.

Ключевые слова: письменная речь, основные виды письменных работ, вспомогательные виды письменных работ, методическая характеристика, методика проведения изложений, сочинений.

Письменные работы в школе носят учебный характер, т.е. имеют цели привить учащимся навыки письменной речи во всех отношениях: уменье правильно строить фразу, грамотно записать ее, передать содержание прочитанного произведения, расположив связно и последовательно содержащиеся в нем факты, и уметь самостоятельно построить свое сочинение, верно отражающее чувства и мысли, или изложить в письменном виде материал своих наблюдений. Эти задачи многообразны, различны по степени трудности и, конечно, не могут быть разрешены в школе сразу. Начинаясь в первых классах, развитие письменной речи идет постепенно, с каждым годом усложняясь и расширяясь в объеме и разнообразии форм.

Особенностью школьных письменных работ является то обстоятельство, что в каждой из них и на всех степенях обучения задачам грамотности в широком значении этого слова и задача внутреннего содержания письменной речи ученика находится в неразрывной связи. Поэтому можно сказать, что разделение работ учащихся на работы чисто грамматически, стилистические и работы по литературе следует считать в известной мере условным. Как в сочинениях значительную роль своего внимания учащиеся должны уделять синтаксическим и орфографическим вопросам, так и работах по орфографии и пунктуации тексты, взятые из классических литературных произведений, расширяют литературные навыки учащихся, воспитывают их вкус, обогащают их навыки. Это совсем не значит, конечно, что учитель должен ставить учащимся разнообразные задачи в каждой из работ по грамматике или литературе, но принимать это во внимание при постановке письменных работ учитель должен.

Сложность задачи, встающей перед учеником при выполнении им письменной работы, прививающей или упражняющей разнообразные навыки, требует от учителя максимального внимания к построению. Задания для письменной работы и планомерности этих заданий.

Одним из главнейших условий постановки всякой письменной работы является ее отчетливая целенаправленность. Учитель должен ясно представлять себе цель предлагаемой учащимся работы и те результаты, к которым она должна привести учащегося:

1) Предлагаемое учащемуся задание для письменной работы должно быть подготовлено учителем, т.е. просмотрено и продуманно.

2) Ученики, выполняющие письменную работу, должны отчетливо понимать задание и знать пути и приемы, при помощи которых выполняется задание. Иначе говоря, ученики должны быть подготовлены к выполнению письменной работы. Ей должна предшествовать аналогичная работа в устном исполнении, обеспечивающая конкретное понимание того, как и как нужно делать.

3) Должны быть учтены результаты письменной работы, т.е. работы учащихся должны быть тщательно проверены, и учитель должен сделать выводы, определяющие дальнейшее направление его преподавания.

Письменные работы, связанные с развитием речи учащихся, можно разделить на две основные группы: 1) работы вспомогательного характера и 2) работы, имеющие самостоятельное значение (основные виды письменных работ). К работам первой группы относятся уже рассмотренные нами планы работы по цитированию, письменные ответы на вопросы; ко второй группе относятся изложения, сочинения по картине, творческие сочинения различных видов, характеристики, описания.

Разделение письменных работ на указанные виды в известной степени условно. Возможны такие виды работ, которые носят промежуточный характер; так, например, характеристики или описания могут являться и изложениями, если они следуют тексту произведения. С другой стороны изложение, если оно является свободной и краткой передачей идейного содержания большого по объему произведения, может быть признано сочинением, так как в такой работе ученик проявляет максимальную самостоятельность. Однако, в целях удобства установления особенностей каждого стиля работы, мы рассматриваем их в отдельности, имея в виду возможность промежуточных форм.

Изложение является основным видом письменной работы в средних классах, так же, как сочинение в старших классах. Упражнение в письменном изложении должны начинаться со второго класса начальной школы, где дети занимаются вначале устным пересказом, затем коллективным составлением письменного изложения, после чего уже приступают к самостоятельному письменному изложению.

Термин «изложение» нередко заменяется словами «пересказ», «переложение». Некоторые методы различают эти наименования, придавая (разумеется, условно) этим терминам следующие значения:

Пересказом (переложением) называют передачу, близкую к прочитанному тексту.

Изложением (извлечением) - сокращенную задачу текста, при которой излагаются главные факты или мысли прочитанной статьи.

Вообще следует иметь в виду, что обычном словоупотреблении термин «изложение» - широкое понятие, охватывающее целый ряд письменных работ, начиная от почти дословной передачи прочитанного отрывка и кончая свободной передачей содержания нескольких произведений, близких по теме.

Сущность изложения заключается в том, чтобы ученик, который выслушал текст прочитанного произведения или отрывка, сумел решить три задачи, которые ставятся:

2. Усвоил логический порядок событий, фактов, содержащихся в произведении;

3. Отразил в своей работе стиль прочитанного текста, т.е. особенности словесной формы, которым отличается предложенный текст. Когда ученики упражнениями в составлении плана устными пересказами приобрели навык вдумчивого отношения к прочитанному, только тогда можно приступить к самостоятельному письменному изложению.

Ясно, что порядок, система изложений зависят от характера материала, даваемого для изложения. Если в 3 классе ученик стоит перед задачей - понять содержание и усвоить язык маленькой басни «Муравей и Голубка», занимающей 5-6 строк, то в 6, 7,8, классах ему предлагается гораздо более сложный и по содержанию и по стилистическим особенностям текст. Уже одна возможность варьировать тесты для изложений в отношении содержания, размера, стиля и т.п. делает этот вид работы интересным для учителя и богатым в отношении разнообразия форм.

Изложение, правильно поставленное, содержит в себе творческих возможностей для учащихся не менее, чем иные формы письменных работ. В этом легко убедиться, сличив работы учащихся одного класса: в каждом из них встретится своеобразие и в словаре, и в композиции, и в стиле, хотя все работы отправляются от одной темы, плана и образов, данных художником. Пропедевтический характер изложения именно содержится в том, что творчество учащихся опирается на целый ряд данных, помогающих учащимся в развитии письменной речи. Таким образом, изложение является видом письменной работы, обучающей учеников и сохраняющей для них возможность творческих проявлений. Пересказ близкий к тексту. Первоначальный ход работы по этому виду изложения строится так:

1. Учитель выбирает небольшой рассказик повествовательного характера и после краткой вступительной беседы вводного характера читает его.

2. После чтения идет разбор и запись неизвестных или малоизвестных слов и оборотов речи.

3. Затем учитель вместе с классом составляет план рассказа. Учитель записывает план на доске, учащиеся - в своих тетрадях.

4. Вторичное чтение рассказа проводится в связи с планом. прочитав первую часть рассказа, учитель указывает в плане заголовок следующей части и продолжает чтение. Можно так же обсудить с учащимися, как озаглавить рассказ и выделить несколько лучших вариантов. Учащиеся, имеющие навык в подыскивании заглавий, сумеют сделать это самостоятельно.

При такой детальной подготовке ученик не могут затрудняться письменным пересказом. Опыт показывает, что даже малоуспевающие дети вполне справляются с заданием.

От изложения близкого к тексту, учащиеся отходят по мере того, как увеличиваются размеры текста, т.е. чтение дается только один раз, учащиеся самостоятельны в составлении плана и т.п.

Однако, в целях разнообразия видов письменных работ и расширения самостоятельности учащихся следует и в младших классах применять пересказ с изменением формы.

Пересказ с изменением формы - этот вид изложения состоит в том, что работа ученика осложняется дополнительным заданием, например, при пересказе изменить 1-е лицо, от которого ведется рассказ, на 3-е или дать изложение от лица другого персонажа (например, встречу Метелицы с пастушонком передать от лица последнего).Этот вид изложения явится прямым переходом к сочинению творческого характера.

Работы этого вида требуют некоторого навыка, поэтому их можно предлагать для письменного исполнения только после устных упражнений, при которых учащиеся практически уясняют, как это нужно сделать.

Сокращенное изложение (извлечение - так называлось это упражнение в старых методиках), - наиболее популярный вид письменной работы в средней школе. Виды его очень разнообразны и тесно связаны с особенностями книжного текста.

Если тест обширен, представляет собой, например, повесть, новеллу, роман, то сокращенное изложение является нелегкой работой. Главной задачей в ней явится выделение центрального эпизода, костяка произведения, называемого фабулой. Готовя такой пересказ, ученик, возможно, напишет его не сразу; в начале у него может получиться сравнительно распространенный пересказ, но, сжимая его до минимума, вычеркивая все, без чего можно обойтись, он доведет его до самого краткого размера.

Из сказанного ясно, что работа такого характера учит избегать многословия, стремится к выразительной сжатости и вместе с тем, заставляет ученика очень близко познакомиться с содержанием излагаемого текста.

Особый интерес представляет эта работа в том случае, если кроме общей задачи - пересказать кратко содержание - дается задание выдвинуть в передаче ту или иную черту характера действующих лиц или особенности драматического характера и т.п.

Готовясь к пересказу, ученик может сократить то, что ему кажется для поставленной задачи менее существенным, но подробно передаст то, что подчеркнет нужные стороны характера или ситуации.

Чтобы сделать понятным характер материала, предлагаемого для изложения этого типа, мы ниже назовем несколько произведений, которые можно считать типичными для отдельных классов.

При выборе текста для пересказа и изложения нужно иметь в виду не только размер и содержание, но и язык рассказа или отрывка. Синтаксический строй должен быть таким, чтобы учащиеся могли усвоить его и ввести в свое изложение новые фразы, как сознательное приобретение. Поэтому текст должен быть не только по содержанию, но и по синтаксическому и по стилистическому построению по силе для учащихся. Доступен должен быть текст и со стороны орфографической, так как в противном случае он будет насаждать ошибки. Если в художественном тесте встречаются трудные обороты речи, то нужного или отказаться брать такой текст, или предварительно разъяснять ученикам эти неизвестные им обороты речи. Наблюдающиеся нередко обработки художественного текста в смысле его упрощения нужно признать неудачными, так они снижают художественное значение текста, являются прямой порчей его, что недопустимо. Учитель должен быть ревнительным, бережного отношения к художественному слову.

В средних классах материалом для пересказа должны быть несложные и короткие рассказы или эпизоды с динамически развивающимися действиям. Примерными текстами могут быть такие общеизвестные рассказы, как «Акула», «Прыжок» Л.Н. Толстого, «На пожаре» (из Дубровского).

Вначале нужно взять повествовательные произведения с частями описательного характера. Таким является, например: «Льгов», И.С. Тургенева, «Сон Гринева» (из главы «Буран»), басня И.А. Крылова «Лиса», «Переправа через Каму» Аксакова и т.п. Затем нужно перейти к статьям чисто описательного порядка, примерами которых являются превосходные описания Аксакова («Голубь, «Сорока», «Перепелка» и д.р.) «Русак» Л.Н. Толстого, «Классная комната» из «Детства» Л.Н. Толстого.

Однако писатели далеко не всегда склонны давать такие прямые характеристики. Пушкин, например, вообще не уделяет много места для описания внешних и внутренних черт своих героев (Дубровских, Пугачева, Гриневых, Мироновых), предпочитая рисовать их характеры в действии и лишь вскользь делая замечания о наружности героя.

Эти различия в приемах характеристики у писателей и нужно учитывать, выбирая для учащихся темы характеристики. Первые работы по характеристике нужно давать по таким произведениям, в которых материалы к характеристике даны самим автором, наиболее развернуто.

Работа по изложению такого типа продолжается в старших классах, где задача осложняется необходимостью сохранить стиль рассказа, своеобразную манеру писателя.

Общие методические замечания о постановке письменного изложения. Рассматривая отдельные виды изложений, мы указали на ряд различных методических приемов их постановки. Остается несколько общих вопросов касающихся всех наиболее популярных видов изложений.

1. Как читать текст для письменного изложения? Текст, подлежащий изложению, должен быть прочитан с максимальной ясностью и выразительностью. Поэтому читать нужно учителю. Практикующееся иногда чтение текста самими учениками про себя снижает результаты письменной работы по понятным причинам: учащиеся читают недостаточно вдумчиво и внимательно.

2. Сколько раз прочитать текст? Число чтений (одно или два) зависят от различных условий: а) характера текста, б) характера задания или изложения, в) возраста и опыта учащихся. Двукратное чтение снижает самостоятельность ученика при изложении, то допустимо прочитать рассказ во всех подробностях. Но если текст велик, сюжет сложен, а учащиеся не обладают достаточным навыком в изложении, то допустимо прочитать рассказ дважды. Это обычно приходится делать тогда, когда план изложения составляется учителем совместно с классом. Тогда ход работы будет таким:

1. Вводное слово учителя.

2. Первое чтение рассказа.

3. Составление плана.

4. Второе чтение.

3. Допустим ли текст для изложения? Допустим в том случае, если он носит повествовательный характер. Лирические стихотворения и стихотворные пейзажи не следует давать для изложения, так как в этих произведениях форма неразрывна с содержанием.

Стихотворный текст для изложения в некотором отношении имеет даже преимущественно перед прозаическим: он вынуждает учащихся к большей самостоятельности в построении речи изложения.

Особо следует сказать об изложении «своими словами» текста (стихов или прозы), выученного наизусть. Такой вид пересказа нужно признать нежелательным, так как по сути дела работа ученика здесь сводится к тому, чтобы разрушить усвоенную им наизусть художественную форму текста, сознательно превратив ее в художественную. В том случае, когда ученик не знает наизусть произведения, он при изложении стремится приблизиться по памяти к тексту, что является положительным фактом.

4. Каков объем читаемого для изложения текста? Размер текста зависит от степени сложности его содержания и формы.

Письменные работы по картине могут быть двух родов:

1. Изложение содержания картины.

2. Сочинение по картине.

Задача изложения картины заключается в том, чтобы по возможности точно передать в связно устном или письменном рассказе изображенное художником на картине. Ни моментов, предшествующих тому, что изображено на картине. Таким образом, излагая картину, учащийся словами передает то, что художник рассказами или другими средствами для рисования изображает на картине.

Сочинение по картине является рассказом по поводу картины, содержание которой может быть или отправным моментом рассказали заключительным. Такое сочинение по содержанию всегда выходит за пределы картины, дополняет ее или предшествующими, или последующими событиями, включая иногда данный по картине эпизод лишь как один из моментов связного повествования.

В школьной практике более популярен этот второй вид письменной работы по картине до последнего времени использовались главным образом в младших классах: в этих классах учащиеся лучше знакомы с повествовательной формой сочинения. Однако изложение картины более связано с описанием, которого еще не знают в нужной мере ученики младших классов. В отношении учебном - второй вид письменной работы по картине более ценен. Общим недостатком учащихся является то, что они не умеют видеть картины: ее детали, очень существенные в общей композиции картины, часто не замечаются, и общий замысел художника остается непонятным и невоспринятый учениками. Положение дела здесь аналогично с восприятием литературного произведения: совершенно также как преподаватель учит осмысленному чтению, он должен научить смотреть и понимать картины, имеющие те же художественные компоненты, что и литературное произведение.

Изложение картины - хорошее средство для того, чтобы развить наблюдательность учеников, приучить их вдумываться в то, что они видят, и понимать соотношение содержания картины со средствами его выражения в изобразительном искусстве. В развернутом виде эта задача по силе учащимся 8 и последующих классов. Однако, это не означает того, что изложение по картине должно применяться лишь в этих классах. Развивать наблюдательность, умение с нужной точностью рассказывать о том, что видишь, какое впечатление это на тебя производит, - нужно и в младших классах.

Поможет учащимся в этом отношении и план, который в начале сам учитель предложит для изложения содержания картины. По этому плану ученики должны рассмотреть картину, указать центральные и второстепенные фигуры и предметы, их расстановку, характерные детали картины, ее фон, преобладающие тона или краски и пр. Само собой разумеется, что картина, так же как и литературное произведение, должна быть посильна для учеников младших классов. Сюжет картины может быть понятным и манера изображения реалистичной.

Особенно интересными бывают работы по картине в тех случаях, когда содержание картины тематически более или менее близко,но не являются прямой иллюстрацией к прочитанному учениками произведению. Обычно сюжет такой картины, вызывая в представлениях ученика знакомые мотивы, пробуждает его осознать и мотивировать те видоизменения, которые есть на картине. Это ценно по тому, что культивирует наблюдательность ученика и, с другой стороны, заставляет его в сочинении творчески описать и комбинировать эти новые мотивы. Такой, например, является картина В. Маковского «Ночное». Работа по этой картине после прочтения и разбора «Бежина луга» может быть очень интересной для учащихся VII класса. Картина тематически близка к рассказу Тургенева, но не во всем совпадает с ним: здесь восемь детей (у Тургенева пять), среди которых одна девочка, нет костра, отсутствует фигура охотника (Тургенева). Но фигура мальчика, рассказывающего что-то, захватившее слушателей, черты лица и одежды каждого из них, пейзаж (ранее летнее утро, до восхода солнца) - все эти черты «тургеневские» и обязательно вызовут в памяти детей соответствующие описания и характеристики из «Бежина луга».

Сочинения являются одной из важных форм работы по развитию речи, и уроки чтения дают для них достаточно богатый материал. Устные сочинения и подготовка к письменным чаще всего проводится на уроках чтения.Читаемые тексты позволяют учителюзнакомить детей с особенностями языка художественных произведений и деловых статей, работать над планом, над логической стройностью текста, над некоторыми литературоведческими понятиями, необходимыми для сочинения.

Однако работа над сочинениями страдает некоторыми существенными недостатками.

Как показывает изучение работы учителей, во многих школах наблюдается однообразие типов и тематики детских сочинений. Очень распространены темы «Как я провел каникулы», «Осень», «Зима», «Весна». Значительно реже проводятся сочинения на материале производственных экскурсий, сочинения - описания, сравнения по началу и пр. очень редко дети пишут сочинения на общественные темы, сочинения - рассуждения, сочинения по пословице.

В связи с этим важно рассмотреть типы сочинений, доступных учащимся начальных классов школы, а также их тематику. Это поможет учителю в планировании работы по развитию речи, в разработке системы устных и письменных сочинений для своего класса с учетом требований преемственности и перспективности.

К рассмотрению типов сочинений мы подошли с различных точек зрения и классифицировали их по шести признакам:

1) По жанрам: а) повествовательные; б) сочинения - описания; в) сочинения - рассуждения.

2) По стилю: а) эмоциональные, образные, приближающиеся к художественным произведениям; сочинения типа деловой статьи.

3) По методам подготовки: а) коллективные, требующие общей подготовки; б) индивидуальные.

4) По источникам, из которых почерпнут материалы для сочинений: а) сочинения на материале наблюдения или иных форм живого опыта учащихся; б) сочинения на книжном материале: в связи с прочитанным, характеристики, работы типа рефератов, типа рецензий; в) сочинения по картине, по серии картин, диафильму, кинофильму, спектаклю и пр.; г) сочинения, объединяющие материалы наблюдений самого ученика со сведениями, почерпнутыми из книг или других источников; д) сочинения - «Фантазия», построенные на вымышленном материале.

5) По форме передачи содержания: а) письменные; б) устные.

6) По целям проведения: а) обучающие; б) контрольные;

Отметим еще несколько общих требований к темам сочинений: во-первых, тема должна заинтересовать ученика, должна быть ему близкой; во-вторых, тема должна быть четко сформулирована, быть вполне определенной; в-третьих, тема не должна быть слишком широкой.

В начальных классах тема обычно отождествляется с заглавием. Но во многих случаях возможно уже практически показать, что сочинения на одну ту же тему могут быть озаглавлены по-разному. Например, сочинения на тему «Кем я буду» может получать различные заглавия в зависимости о того, кем собирается стать автор сочинения.