Проблема выбора одна из главных для человека. С чего начинается наш выбор? Установки как препятствия

Каждый день мы встаем перед выбором. Иногда мы этого даже не замечаем, иногда необходимость этого приводит нас в отчаяние. Так или иначе, почти вся человеческая жизнь состоит из выбора, и это отражается в истории и культуре. Множество наук изучают этот вопрос, в основном опираясь на выгоды, наиболее оптимальные пути и т.д. Психология подходит к этой проблеме несколько по-другому. Она изучает, что происходит в голове человека во время совершения выбора, в каких состояниях он находится, что обуславливает сложность выбора и как избежать стресса в таких условиях. А самое главное – как сделать выбор?

Когда возникает проблема выбора?

Сперва необходимо разобраться, что же такое проблема? В психологии есть отдельное направление, которое занимается исследованием проблем и задач. Согласно ему, проблема – это некое затруднение на пути к не совсем ясной цели. За таким расплывчатым определением кроется главное отличие проблемы от задачи – неблагоприятных условий для достижения конкретного результата. То есть, задача имеет правильный ответ, для получения которого нужно всего лишь подобрать нужный инструмент и изменить с его помощью условия. В свою очередь, проблема – это некое поле, в котором есть разного рода явления. Пока мы не упорядочим это поле, мы не сможем найти решение, и не будем чувствовать себя комфортно. Чаще всего проблема представлена в виде противоречия или, если точнее, выбора.

Но это все теория, а нам нужно приблизиться к жизни. На практике люди постоянно встречаются с проблемами выбора и в большинстве случаев прекрасно их решают. Однако рано или поздно наступают моменты, когда противоречащие желания одинаково сильны. Определиться с чем-то одним кажется невыносимым, а внутри накапливаются неудовлетворенность, раздражение и другие негативные эмоции.

Курт Левин, известный психолог прошлого столетия, выделял три вида таких конфликтов. В первом случае человек выбирает между двумя одинаково привлекательными объектами. Второй вид – то, что называется «и хочется и колется»: один объект и притягивает, и пугает. Третий конфликт – конфликт избегания, когда нужно выбрать наименьшее из двух зол. Наверное, большинству из нас все три ситуации знакомы не понаслышке.

Почему выбор – это так мучительно?

Выбор – это всегда не только приобретение, но и потеря. Остановившись на чем-то одном, мы отказываемся от другого варианта, и часто именно с этим связаны наши страдания. Дело в том, что люди склонны переживать потери интенсивнее, чем получаемые выгоды. Все наше внимание концентрируется на том, что мы упустили: мы начинаем сожалеть, сомневаться в верности своего решения. На это уходит много сил. Этот страх упустить что-то, оставить привычное часто вгоняет людей в ступор и блокирует возможность сделать важный шаг. Человек может бояться разорвать отношения с близкими, потерять место работы, получить негативную оценку от педагога или сверстников и т.д. В таких ситуациях важно уметь отказаться от одного объекта в пользу другого. Поэтому при выборе рекомендуется сосредотачиваться на приобретении и тратить ресурсы на его реализацию – ведь именно для этого и принималось решение.

Установки как препятствия

Какие еще преграды стоят перед людьми при решении таких сложных проблем? Часто нами руководят не страхи, а установки. Это может быть что угодно: от убеждения, что нужно получить высшее образование, до культового поклонения вождю. Источником таких устойчивых мысленных схем является окружающая среда: семья, общество, культура. При возникновении проблемы выбора установки вступают в конфликт с желаниями и приводят к неприятным последствиям в виде тревоги, самоуничижения и т.п. Порой они фактически лишают людей свободы. Поэтому, принимая решения, необходимо отдавать себе отчет в самостоятельности своих действий, уметь вовремя отслеживать привитые извне установки и отделять их от собственных потребностей.

Ответственность за свои решения

Как часто мы пытаемся объяснить свои успехи или неудачи внешними силами? Как часто мы говорим себе: «Что ж, такова судьба». В обычной жизни люди редко задумываются об ответственности, если она не прописана в документах или не обговорена с начальством. Но правда в том, что любой поступок, любое решение несет за собой ответственность. Совершая выбор, мы принимаем ее на себя, однако не всегда осознаем это. Страх ответственности, неосознанная попытка избежать ее нередко приводит к невозможности сдвинуться с мертвой точки.

Представим, что человек выбирает между походом с друзьями в лес и поездкой к родителям в деревню. Такая ситуация накладывает на него ответственность либо за расстроенных папу с мамой, либо за упущенную возможность получить незабываемые впечатления от похода. И в том, и в другом случае придется нести довольно тяжкий груз. Страх ответственности приводит человека к попыткам переложить её на других, а это может обернуться обидой и испорченными отношениями. Поэтому важно понимать, что, несмотря на существующие объективные обстоятельства, в большинстве случаев мы сами отвечаем за свою жизнь. Сложно принимать здравые решения, если нами руководит нежелание принять это.

Почему умение совершать выбор так важно?

Жизнь современного человека полна неожиданностей, огромного количества событий и знакомств. При этом культура города такова, что мы фактически предоставлены сами себе. Безусловно, семейные узы сохраняются, существует иерархия на службе, но они уже не несут той контролирующей жизнь функции, как когда-то. Выходит, что во всем этом сумбуре нам нужно как-то ориентироваться и опираться мы можем практически только на себя. В такой ситуации умение совершать выбор, отказываясь от чего-то, представляется совершенно необходимым. Это обеспечивает человеку твердую платформу, на которой он может строить свою жизнь. Проиллюстрировать это можно следующим примером.

На прием к психологу пришел молодой человек, Арсений, 26 лет. Жалуясь на тревогу о будущем, он вскользь упомянул о нескольких возможностях. В процессе разговора со специалистом выяснилось, что основная проблема Арсения заключается в том, что он не знает, чего он хочет больше. Завершив основное обучение в университете, он встал перед несколькими вариантами: уехать в свой родной город, где родители и гарантированная работа; продолжать работать не по профессии за достаточно большие деньги; пойти в аспирантуру и начать профессиональную деятельность, получая, однако непривычно низкую зарплату. Каждый из трех вариантов имеет свои преимущества, и все кажутся одинаково привлекательными. Таким образом, Арсений не предпринимает ничего уже почти год. При этом тревога и сниженное настроение все отчетливее проявляются в его жизни: появились проблемы на работе, нарушаются отношения с друзьями, близкими и т.д.

В ходе терапии были выявлены факторы, мешающие сделать выбор: страх перемен и убеждения относительно своего обеспечения. Выяснилось, что детство Арсения прошло в постоянных переездах, кратковременных обогащениях семьи и наступающей после бедности. Все это привело к устойчивому мнению, что любой неверный шаг может привести к краху и одновременно молодой человек очень нуждался в гарантиях, что в его жизни все будет стабильно. Каждый выбор мог обозначать проигрыш и ошибку. Отследив и проработав подобные установки, Арсений вместе с психологом смог выделить свои реальные желания и потребности, превратив проблему выбора в цепь задач. Все это сделало возможным направить силы на поиск необходимых для их решения ресурсов.

Описанная ситуация может иметь различные вариации в зависимости от личности человека, особенностей его жизни, окружающей культуры. Очевидным остается одно: большинство людей периодически сталкиваются со сложным выбором, не представляя, на что опираться при принятии решения. Психологи, психотерапевты и коучи работают, в том числе, и с этой проблемой, помогая клиентам осознать свои действительные цели, найти источники ресурсов и совершить первый шаг, принимая ответственность и радуясь новому.

Мне рассказывали что в Советском союзе не было выбора, покупали то что было. А за тем что было, еще и постоять в очереди требовалось.

Сейчас же другая ситуация, стоять ни за чем не надо, большой выбор чего угодно: выбирай, у нас есть что нибудь для всех и никого в отдельности. «Выбор» — это тренд. Выбор это модно. Выбирать профессию, выбирать друзей, выбирать свою жизнь.

«Это мой выбор» говорит Нео в финальной битве в Матрице и мы подхватываем это и приносим в свою жизнь!

«- Почему ты куришь это же вредно? — Это мой выбор»

«- Спасибо что выбрали нашу компанию!»

«- Вы выбрали в какой детский сад отдать ребенка? А школу?»

«- Сын, ты уже выбрал куда поступать будешь?»

«- Ты выбрал что сделать с твоим телом после смерти?»

Какой был выбор джинсов в России в 90-х, кто помнит? Для сравнения выбор сейчас: свободные, трубы, узкие, облегающие, слим, классические, бэгги, капри, с заниженной талией, прямые, зауженные к низу, с молнией, с пуговицами, из денима, из шамбри, из ломанной саржи, джина, стрейч, эйкры.

В результате появляется новое занятие: покупка. Дружок, теперь это не так просто, теперь тебе нужно обойти гигантский торговый центр, перемерить кучу вариантов, что бы наконец что то выбрать. А что, у тебя были какие то планы на выходные?

И это везде: сколько типов зубной пасты продается в Ленте? Какую выберите? С отбеливающим эффектом, с прополисом, с фтором, с мятой, с кристаллами? Сколько времени тратится хотя бы на рассматривания всех этих этикеток?

Кроме этого, выбор начинает появляться там, где его раньше вообще не было. Например пол. Не нравится ваш текущий пол? Можно выбрать другой, пару часов на операционном столе, куча таблеток, поздравляем с вашим выбором.

Подождите, раз мы зашли к доктору, давайте выберем что нибудь еще! Как на счет другой формы носа? Изменить скулы? Пожалуйста, ложитесь, дышите глубоко, считайте за мной от 10: 10… 9… 8…

Подождите еще немного, и скоро быть красивым или нет окончательно будет выбором каждого!

Исследователи проводили эксперименты, и выяснили, что есть определенная граница, после которой изобилие выбора это уже плохо. Человек не понимает особого различия и остается не удовлетворенным. Он сомневается что сделал правильный выбор.

Человек не может каждый раз выбирать из всех вариантов джинсов и на помощь приходят: мода, стили и субкультуры.

Все это сужает выбор. Это действительно легко, дружок, просто выбери кто ты: эмо, гот, панк, рокер, хипстер и сразу выбор одежды, музыки, друзей, мест для посещения, литературы для тебя сузится! Теперь тебе не надо обходить весь торговый центр что бы купить джинсы, достаточно всего несколько магазинов.

Что? Не знаешь какой стиль выбрать?

И для этого есть причина, есть причина почему это так, почему это будет усугубляться и почему с этим ничего не сделать: Экономика. Что бы мир крутился, нужны рабочие места, нужен кто то кто произведет новую пасту, с новым дизайном упаковки, кто то кто снимет рекламу. Все эти люди получат зарплату и они должны тоже пойти и что то купить.

Именно поэтому нужно оставлять потребителя неудовлетворенным, что бы мы не были довольны гардеробом. Что бы девушка открывала шкаф, забитый одеждой, хмурила бровки и говорила «мне нечего одеть» и каким то образом покупала новую одежду.

Бог создал человека по своему подобию. Но самое важное, что он дал своему творению - это умение думать, размышлять и делать выбор. Порой перед нами возникают очень сложные задачи, которые решить самостоятельно кажется довольно сложно. В этом случае на помощь приходят герои литературных произведений, которые предлагают свои весомые аргументы. Проблема выбора - это основная тема сочинений ЕГЭ, поэтому молодому поколению нужно как следует подготовиться к решающему этапу в их жизни.

Проблемы выбора в человеческой жизни

Задумайтесь, как часто за день вам приходится решать вопросы, на которые есть два, а то и больше ответов? Сначала вы думаете о том, что поесть на завтрак, потом, как одеться в школу и какой дорогой туда идти. После уроков обычно задаетесь вопросом, делать уроки сейчас, или после гулянки? А пойти сегодня гулять с Машей или Колей? Все эти вопросы - это всего лишь незначительные ежедневные проблемы, с которыми вы наверняка справитесь легко.

Но в жизни есть выбор посерьезней. Рано или поздно, но вам придется думать о том, куда пойти учиться, где работать, как определить свой жизненный путь. Об этом нужно размышлять уже сейчас, на пороге взрослой жизни. Именно для этого учителя задают в школе читать произведения, анализировать их и делать выводы. Чтобы в дальнейшем вам было легче, основываясь на опыте других. Мы предлагаем рассмотреть вам, какая встречается в литературе проблема жизненного выбора. Аргументы приведем в качестве примеров.

Проблемы социального характера

Какие у молодого человека могут возникать трудности с социумом? Подростки, как известно, народ очень эмоциональный и неустойчивый эмоционально. В период полового созревания у них возникают совершенно необыкновенные мысли, и порой им кажется, что весь мир настроен против них. А ведь выживание в социуме - это залог счастливой взрослой жизни. И научиться этому нужно как можно раньше. В таблице с левой стороны представлена проблема выбора, аргументы из литературы - справа.

Наименование проблемы

Аргумент

Одни люди слишком богатые - другие бедные.

Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание». Несмотря на то что в романе поднимается очень много различных проблем, главная - это граница нищеты, за которой вынуждены существовать главные герои.

Замкнутость, ориентация лишь на собственный мир, без оглядки на других.

Встречается проблема выбора в произведениях: Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» и Чехов «Человек в футляре».

Одиночество и его тяжесть.

Хороший пример - «Судьба человека» Шолохова. Проблема жизненного выбора и одиночества представляется сразу у двух героев - Андрея Соколова и мальчика Вани. Оба во время войны потеряли все, что было им дорого.

Проблемы школьных взаимоотношений

Такие трудности тоже встречаются довольно часто. Причем понять их, а тем более решить, бывает очень сложно подростку. Родители, как правило, не могут или не хотят мешать взаимоотношениям учителей и школьников. Рассмотрим, что по этому поводу может сказать литература.

Наименование проблемы

Аргумент

Нежелание учиться и получать знания

Это тоже существенная проблема выбора в жизни человека. Аргументы по поводу нежелания получать знания есть в комедии Ф. И. Фонвизина «Недоросль». Главный герой, будучи лентяем и разгильдяем так ничего и не добился в жизни, и был не приспособлен для самостоятельного существования.

Прекрасные доводы предлагает в своей автобиографической трилогии А. М. Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Роль русского языка в жизни любого человека

Набоков в своем романе «Дар» превозносит русский язык как подарок судьбы и учит, как ценить то, что дано свыше. Полезно также почитать стихотворения Тургенева, в которых он восхищается могуществом и величием русского языка.

Столкновение разных взглядов на жизнь

Учитель и ученик, как отец и ребенок. У одного за плечами колоссальный опыт и свой взрослый взгляд на мир. У другого - свое мнение, зачастую противоречащее взрослому. Это тоже своего рода проблема выбора. Аргументы из литературы можно черпать в произведении Тургенева «Отцы и дети».

Семейные проблемы

Куда же без них? Семейные проблемы возникают всегда и в любом возрасте. Мы можем сделать больно самому близкому человеку, и даже не задумываться о его чувствах. Все равно простит. И порой больнее всего мы делаем собственным родителям. Уберечься от ошибок очень сложно. Но можно прочитать, какая бывает проблема выбора. Аргументы из литературы помогут в этом.

Наименование проблемы

Аргумент

Сложность взаимоотношений между родителями и детьми.

Родители часто не понимают точки зрения своих отпрысков. Выбор детей кажется им ужасным, противоречащим нормам и правилам жизни. Но и дети порой оказываются не правы. Прочитайте повесть Гоголя «Тарас Бульба». Это очень серьезное произведение, заставляющее поразмышлять, как бывает проблема выбора в жизни человека. Аргументы впечатляющие.

Роль детства

Думаете, у детей все просто? Как бы не так. Мы живем в относительно спокойное и стабильное время и можем подарить детям радость взросления. Но не у многих это было. О том, как быстро можно повзрослеть в годы войны пишет Приставкин в повести «Ночевала тучка золотая». Еще встречается у Толстого проблема жизненного выбора. Аргументы ищите в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

3.

Семейные отношения. Сиротство.

Семейные ценности нужно хранить. Доказательством этого служит роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Не поленитесь, прочитайте все, и вы поймете, как важно сохранить то, что сложилось и устоялось веками.

Проблема выбора жизненного пути. Аргументы из литературы

Даже взрослому человеку порой кажется, что его жизнь не удалась. Работа не по душе, профессия не приносит желаемой прибыли, любви нет, ничего вокруг не предвещает счастья. Вот если бы я тогда, десять лет назад, пошел учиться туда-то, или женился на том-то, то жизнь моя сложилась бы совсем иначе, возможно счастливее. Человек сам творит свою судьбу и от этого выбора зависит все. Самая большая трудность - это из литературы помогут разобраться в этом чрезвычайно сложном вопросе.

Наверное, самый лучший пример для молодого поколения - это роман Гончарова «Обломов». Тема всего произведения - это выбор своего места в жизни. На судьбах нескольких человек автор рассказывает, что может произойти, если быть безвольным, или наоборот, твердохарактерным и упорным. Илья Обломов, как главный персонаж, несет в себе отрицательные черты - неспособность к труду, лень и упрямство. В итоге он превращается в некую тень, без цели и счастья.

Еще один пример того, как наследство, а не собственный выбор влияют на жизнь человека, - это «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Казалось бы, чего еще нужно молодому дворянину? Беззаботная жизнь, балы, любовь. Не нужно думать, как работать, где взять деньги на пропитание. Но Онегина такая жизнь не устраивает. Он протестует против устоявшейся светской жизни, против моральных норм своего времени, за что многие считают его чудаком. Главная задача Онегина - найти новые ценности, смысл своей жизни.

Как быть с профессией

Еще одна неразрешимая задача молодого поколения - проблема выбора профессии. Аргументы могут приводить родители совершенно разные, предлагая своему чаду лучшее, по их мнению, занятие в жизни. Сейчас такая ситуация - не редкость. Мамы и папы заставляют идти учиться туда, куда их ребенок поступать совсем не хочет. Они аргументируют свою позицию по-разному: доктором быть выгодно, финансистом престижно, программистом востребовано, а бедный подросток просто хочет стать машинистом.

Так случилось с главным героем произведения Михаила Веллера «Хочу быть дворником». У главного героя была проблема выбора профессии. Аргументы в пользу того, кем нужно стать, ему давали родители. Они советовали посмотреть на других, кто с успехом защищает кандидатские, выступает на концертах после консерватории. Но герой не хотел менять свою свободу на просиживание штанов в аудиториях и штудирование книг. Его манила детская мечта стать дворником, к чему он и стремился.

Пример того, что мало выбрать хорошую профессию по душе, но и нужно развивать свои навыки, приводит А. П. Чехов в рассказе «Ионыч». Особенно если вы доктор. Так было с главным героем Ионычем. Он добросовестно работал, помогал людям, пока не стал морально устаревать. Он не следил за новинками в фармакологии, не интересовался новыми методами лечения. Он рисковал потерять свое благополучие. Мораль произведения: правильный выбор профессии - это лишь половина успеха, свое мастерство и талант нужно совершенствовать.

Проблема Аргументы

Все наши действия подвержены воздействию окружающего мира. Перед тем как совершить тот или иной шаг, мы обязательно задумаемся, не противоречит ли он нормам социальных отношений, совести, морали и т. д. Это все проблема нравственного выбора. Аргументы тут просты. Один мудрец сказал, что никогда не существует правильного решения. Потому что для вас оно будет истинным, а для кого-то - ложным. Посмотрим, чему учит нас литература.

Наименование проблемы

Аргумент

Человечность, милосердие

Самые лучшие примеры приводит М. Шолохов. У него есть несколько рассказов, откуда можно черпать тезисы про милосердие и человечность. Это «Наука ненависти», «Судьба человека».

Жестокость

Порой обстоятельства вынуждают человека совершать жестокие и ужасные поступки. Тяжело найти такие аргументы. Проблема выбора возникла у героев романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Действие происходит в годы революции, и главным героям приходится чем-то жертвовать во имя революции.

3.

О мечте и реальности

Здесь не обойтись без романтической истории А. Грина «Алые паруса». Но что было бы, если бы Грей так и не появился в жизни Ассоль? В реальности так не бывает. Конечно, мечты порой сбываются, но нужно самому приложить немало сил для этого.

4.

Борьба добра и зла

В нас всегда борются две стихии - добро и зло. Задумайтесь над своими действиями, и вы найдете аргументы. Проблема выбора предстала и перед героями романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Это отличное произведение, в котором очень умело переплетаются ветви хороших и плохих поступков.

5.

Самопожертвование

И снова «Мастер и Маргарита». Женщина ради своего любимого покинула свой дом, благосостояние и семью. Она стала невесомостью, тенью, продала душу дьяволу ради своего Мастера. Произведение заставляет задуматься.

И еще один рассказ, который бы хотелось вспомнить в данном контексте. Это «Старуха Изергиль» Горького. Отважный герой Данко вырвал из своей груди сердце ради спасения людей, благодаря чему осветился путь, и все были спасены.

Личные проблемы

Самая больная тема для подростков - любовь. В то же время о ней интереснее всего писать. А уж сколько примеров можно привести! Любовь и романтические отношения - это еще одна проблема выбора. Сочинение заставляют писать, опираясь на собственные мысли, которые порой путаются и смешиваются. Рассмотрим, какие аргументы можно привести в данном контексте.

Сразу хочется вспомнить трагическую любовь Ромео и Джульетты в пьесе Шекспира. Непонимание со стороны родных и вражда кланов приводят к трагическим последствиям, хотя молодые искренне были влюблены и испытывали к друг другу только самые нежные и девственные чувства.

Прекрасный образец настоящих романтических отношений в рассказе Куприна «Гранатовый браслет». Прочитав это произведение, хочется верить, что любовь - это самое лучшее чувство, когда-либо возникавшее у человека. «Гранатовый браслет» - это ода молодым, гимн счастья и проза невинности.

Любовь иногда губительна. Этому в литературе есть свои аргументы. Проблема выбора предстала перед Анной Карениной в одноименном романе Л.Н. Толстого. Возникшие чувства к молодому офицеру Волконскому стали для нее губительны. Ради нового счастья женщина бросила преданного мужа и любимого сына. Она пожертвовала своим статусом, репутацией, положением в обществе. И что получила за это? Любовь и счастье или тоску и разочарование?

Проблемы экологии, взаимоотношений с природой

Разная бывает проблема выбора в жизни. Аргументы приводились самые разные. Пришло время поговорить о той среде, в который мы живем. В последнее время человечество всерьез задумалось о том, что человек, по сути, относится к своему дому, матушке Земле, очень пренебрежительно. И все действия, направленные на сохранение здоровья планеты не приносят значимого результата. Разрушается озоновый слой, загрязняется воздух, в мире практически не осталось чистой пресной воды…

А вы Позволяете ли вы себе оставлять за собой мусор после отдыха в лесу? Сжигаете ли вы пластмассу и тушите пламя перед уходом? О взаимоотношениях с природой авторы писали много. Рассмотрим, что может пригодиться для ЕГЭ.

Начнем с романа-антиутопии Е. Замятина «Мы». Речь идет о жителях некого Единого государства, которые стали нумерами, и все их существование возможно лишь в рамках Часовой Скрижали. У них нет деревьев и рек, ведь весь мир построен из человеческих зданий и приспособлений. Их окружают идеально ровные пропорции стеклянных домов. А отношения и любовь разрешены в том случае, если есть розовая карточка. Такой мир Замятиным был изображен специально, чтобы показать, что человек превратиться в запрограммированного робота без природы, настоящих чувств и красоты окружающего мира.

Борьба природы и человека происходит в произведении Э. Хемингуэя «Старик и море». Здесь показана настоящая проблема выбора человека. Аргументы безупречны. Хочешь жить - держись. Это касается как слабого старика, так и сильной акулы, пойманной на крючок. Борьба за жизнь идет насмерть. Кто победит и кто сдастся? Небольшая повесть заставляет глубоко задуматься о смысле и цене жизни.

Проблема патриотизма

Прекрасные аргументы по поводу любви к Родине можно встретить во многих Именно в это тяжелое время по-настоящему проявляется искренность чувств.

Образцом идеологии о ложном и истинном патриотизме можно считать роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». В книгах много сцен, посвященных этому. Стоит вспомнить Наташу Ростову, которая уговаривала мать пожертвовать подводами для раненых под Бородино. В это же время князь Андрей Болконский сам получает смертельное ранение в решающей битве.

Но самая большая любовь к Родине - у простых солдат. Они не произносят громкие речи, не восславляют царя, а просто готовы умереть за свой край, за свою страну. Автор прямо говорит о том, что победить Наполеона в той войне удалось только за счет сплоченности всего русского народа. Французский полководец в других странах сталкивался исключительно с армией, а в России ему противостоял простой люд разных сословий и званий. Под Бородино армия Наполеона потерпела нравственное поражение, а российское войско выиграло благодаря могучей силе духа и патриотизму.

Заключение

Как сдать экзамен на отлично - это главная проблема выбора. Аргументы (ЕГЭ) мы постарались привести такие, которые чаще всего встречаются в темах сочинений. Осталось лишь выбрать необходимое.

Мы много говорим о том, почему натуральные продукты, прошедшие минимальную обработку, являются более полезными и о том, почему стоит выбирать такие продукты для поддержания своего тела в более привлекательной и здоровой форме. Но у многих возникает вопрос: “Если меня устраивает то, как я выгляжу - зачем мне выбирать полезную еду?” .

Но выбор человека напрямую влияет не только на его организм , но и на его окружение , семью, друзей, коллег и на уровень их осознанности, и даже на экосистему , путем поддержки той или иной отрасли пищевой промышленности. Еда - это не только топливо, но и наслаждение, культура, привычки, связь с внешним миром.

Если говорить о своей семье , то если раньше наши родители выбирали продукты для того чтобы максимально разнообразить наш рацион и хоть чем-то нас иногда “побаловать”, то теперь мы живем в эпоху изобилия, и подход к выбору продуктов тоже важно изменить. Очень часто наши спонтанные покупки в магазине основываются на психологической потребности “купить то, чего хотят наши глаза” .

Иногда мы не руководствуемся нашими потребностями, а руководствуемся изобилием. Мы покупаем продукт, потому что “можно”, потому что есть, потому что возникло перед глазами, а не потому что он нам действительно нужен. Проблема в том, что после совершения таких покупок (вследствии нашего воспитания), мы чувствуем себя обязанными все это съесть.

Эта традиция передавалась из поколения в поколение и теперь мы - первое поколение, живущее без дефицита продуктов в нашей стране, не можем представить себе, что еду можно выбросить, раз уж она оказалась в нашем доме, в нашем холодильнике, на нашей тарелке. Еды много, мы можем позволить себе ее купить и не можем позволить себе ее не доесть. Здоровые привычки - это залог здорового выбора в нашей семье, а затем и в семьях наших детей.

Глобальный подход:

Делая свой выбор мы поддерживаем определенного производителя , будь то мега-корпорация или бабушка, продающая редиску у супермаркета. К сожалению, у “бабушки” намного меньше возможностей конкурировать с концернами по производству продуктов питания, поэтому нередко можно услышать о проблеме затухания всего фермерского хозяйства по всему миру. Но задумываясь об этой проблеме, можно изменить выбор, который опять пройдется по всей той же, вышеупомянутой цепочке: натуральный продукт - здоровье нашей семьи - вклад в экосистему.

Почему же компаний, производящих обработанные продукты, становится только больше? Потому что еда будет нужна всегда, и это не только необходимая часть современного пищевого рынка, но и просто выгодный бизнес.

В некоторых частях света голод - все еще одна из актуальных проблем. И, в свое время, одной из таких же проблем была порча продуктов. Они не достигали места назначения, так как портились при транспортировке и длительном складировании из-за короткого срока хранения. А ведь продукты с длительным сроком хранения - невероятно важный элемент пищевого рынка. Именно благодаря таким технологиям еда на земле перестала быть дефицитом повсеместно. Но в какой-то момент компании производителей стали использовать технологии консервирования не для того, чтобы сохранить свежесть продуктов, например, на период транспортировки, а для того, чтобы продукт как можно большее время мог простоять на полке в супермаркете.

Чем более обработан продукт питания, тем длительней у него срок годности. Для продления срока хранения продукта он подвергается обработке, которая приводит к частичному разрушению изначальной пищевой ценности продуктов. В него добавляют консерванты и пищевые добавки, и такой продукт может храниться очень долгое время (Processed food), в то время как натуральный продукт или блюдо собственного приготовления (Homemade food) быстро испортятся.

Впоследствии, энергетическая ценность продукта может быть исскуственно восстановлена за счет пищевых добавок, таких как сахар, красители, выделенные жиры, сухой белок, кальций и другие микроэлементы. Такой продукт преподносится с выгодной для покупателя стороны и становится привлекательным товаром.


через 10 недель


Производители подстраиваются под рынок и под требования потребителя, но они в какой-то мере и управляют его мнением. В эпоху создания микроволновок, многие корпорации бросились производить обеды на скорую руку. Три минуты и мясо с макаронами и подливкой готово на вашем столе. Но что это за мясо и что это за подлива, которые месяцами могут лежать и не портиться?
Самыми популярными направлениями в развитии производства продуктов с добавками с коммерческой целью оказались детское и спортивное питание.

Вам нужно быстро накормить ребенка? - Пожалуйста, творожки, йогурты, детские завтраки, печенье, каши быстрого приготовления, батончики, смуззи, все, что позволит родителю быстро и “с пользой” накормить ребенка.

Вы озабочены здоровым питанием? - Пожалуйста, коктейли, спортивные батончики, хлопья, хлебцы для похудения, обезжиренные продукты, продукты на сахарозаменителях - все это даст ощущение ведения вкусного и здорового образа жизни.

У человека, который заходит в супермаркет создается иллюзия богатого пищевого выбора : обработанными продуктами заполнены все супермаркеты мира, при том что для полноценного и разнообразного рациона нам необходимо намного меньше.

Например, включая в свой ежедневный рацион кукурузные хлопья или глазированные сырки, сладкие йогурты и печенье каждый день, мы вроде как насыщаем организм, но при этом пищевая ценность описанных продуктов невелика. В составе преобладают насыщенные жиры, пищевые красители, вкусовые добавки, сахар, ароматизаторы и консерванты. Довольно подробно этот вопрос освещается в статье о пищевых добавках, которая находится на учебном сайте.

В Америке и в Европе есть регламент, регулирующий какие утверждения можно, а какие нельзя публиковать на упаковках. В России регламентирована реклама биологических добавок, а также продуктов детского питания, но ежегодно на то, чтобы найти новый подход к покупателю тратятся миллиарды долларов. Производители находят способы написать “здоровое”, “экопродукт” “без ГМО” делают детские упаковки яркими и привлекательными, по сути делают все чтобы привлечь внимание маленького покупателя.


Зачем вам нужна эта информация? Нет не для того, чтобы вы возненавидили корпорации и пошли пикетировать на улице с табличками. Наша жизнь действительно диктует определенный ритм и насыщена куда более важными для нас вещами. Иногда дейчтвительно нам необходимо быстро накормить детей и себя не обращая внимания на состав покупаемого. Но чем осведомленнее вы будете, чем больше информации и понимания истинных потребностей вашего организма, тем осознанней будет ваш выбор. А в ваших руках именно это - возможность выбирать!


Где начинается выбор? Поход в магазин за продуктами.


Наверняка, после возвращения из супермаркета с огромными пакетами продуктов, у вас не раз было складывалось ощущение, что из купленного толком нечего есть. Смотрим на пакеты полные “еды”, на которые потрачены немаленькие деньги с внутренним чувством, что половина этих продуктов была куплена импульсивно и мы, на самом деле, есть ее не будем. И не смотря на “полные кульки” забыты именно самые необходимые и теперь надо бежать в ближайший магазинчик и докупать молоко или макароны. Знакомо? :)

Есть несколько простых правил которые помогут сделать более здоровый выбор.

Составьте список продуктов. Этот нехитрый прием использовали наши родители для того, чтобы не потратить в магазине лишние деньги, а купить все только самое необходимое. Сейчас можно сделать то же самое, помочь себе сделать осознанный выбор уделив этому 5 минут свободного времени. И самое приятное - не придется повторно бежать в магазин за теми продуктами, которые забыли купить.

Приходите в магазин сытыми . Если, в выходной день утром, вы едете на большой шоппинг - не поленитесь хорошо позавтракать - сварить себе рис, гречу или цельнозерновую пасту, добавить овощи или растительное масло - тогда, в магазине, ваш мозг не будут смущать ни цветовое разнообразие продуктов, ни их запахи. Вы сможете трезво оценить то, насколько этот продукт необходим в вашем рационе на грядущую неделю. Особенно если вы вооружены списком.

Если вы идете в магазин вечером с работы и хотите поесть дома - сделайте акцент на пище, ко торую не нужно долго готовить, но при этом которая вас насытит. Купите помимо всего прочего цельнозерновой хлеб, моцареллу, и коробочку помидоров черри - тогда по приходу домой вас б удет ждать полноценный здоровый ужин, а не пачка картофельных чипсов.

Если вы идете в продуктовый магазин с детьми. Это неизбежно множество просьб “купи-купи”, а также определенная суета на которые стоит рассчитывать заранее, чтобы не нервничать по поводу дополнительной траты времени. Вспомните правило №1 - покормите детей перед выездом в магазин. Часто дети просят что-то купить именно потому что голодны и хотят это купить ровно по тем же причинам что и мы - воспринимая обонянием и зрительно.

Просто вкусы на информацию у взрослых и детей разные.

Попробуйте присмотреться к центральным рядам супермаркета - часто именно на них располагается основная часть обработанной пищи, так как через них проходит бОльший поток посетителей. Ребенок, сидящий в тележке, обязательно заострит свое внимание на пестрых коробках, шуршащих пакетиках и бутылках с цветными напитками. Привлеките его к процессу - дайте ему помочь сложить в корзину какие-то коробки. Купите ему что-то, что он выберет самостоятельно и расскажите об этом продукте.

Пройдитесь по периметру магазина - именно там вы найдете то, что вам нужно - отдел молочной продукции, мясной - рыбный отдел, хлебный и отдел круп, овощи и фрукты. Если во время вашего “путешествия” по магазину у вас получится заинтересовать ребенка тем, что вы покупаете, почему вы это покупаете, рассказать о пользе каких-то продуктов, этот поход в магазин уже не будет напрасным для вашего семейного времяпрепровождения. А если вам удастся заехать с детьми на настоящий рынок - тут вам все карты в руки и истории о том, откуда и как берутся овощи, фрукты. Ведь все же наше с вами поколение пока с большим уважением относится к свежим овощам в холодильнике в отличие, например, от людей нашего возраста в США. Давайте этим пользоваться и эту отличную традицию передавать своим детям.

Читайте состав продуктов на этикетках. “лучшие продукты - на которых нет этикетки” - говорит один из ведущих специалистов в области семейного питания Стэнфорского Университета. А ведь так и есть. Максимально полезные продукты для нас те - которые представлены нам в науральном, первозданном своем виде. Но если мы знаем какой состав бывает у продуктов, что нам полезно, а что нет, что необходимо нам, а что откровенно вредит - мы вооружены. Поэтому в первую очередь обогащайте свои знания о продуктах питания. И тогда продукт, состав которого нам понятен, это то, что нам нужно. Нам полезно знать, что консервированную фасоль лучше выбирать ту, в составе которой нет сахара, а тунца лучше взять в собственном соку, а не в непонятном масле. Более подробно о том, на что надо обращать внимание читая этикеки уже очень скоро можно будет прочитать в статье “Как читать этикетки на продуктах” на сайте для учеников #SEKTA

В целом эти нехитрые правила помогут вам более основательно подойти к своему выбору. Ведь именно с похода за продуктами в магазин или на рынок начинается наш процесс осознанного пищевого поведения в нашей семье .

  1. "Существует ли свобода выбора или это иллюзия, выработанная нашим сознанием, а выбор предопределён?"
    Давайте уточним, что речь идет не об абстрактной "свободе выбора", а пока конкретно о человеческой свободе выбора.
    Мой ответ - нет, не существует у человека никакой "свободы выбора".
    У человека имеется просто выбор. И к этому выбору "свобода" не имеет никакого отношения.
    ===
    Человек не выбирает свободно, какие будут у него гены, какие будут родители, в какой семье родится, в какой стране родится, какое образование получит, какое мировоззрение будет доминирующим в обществе, где он будет жить, какими будут законы, соседи, родственники, власти, литература, искусство, какие события произойдут с ним с первой секунды зачатия до прямо данного мгновения, когда я пишу этот текст.

Поэтому смелее будет, если удастся осознать и запомнить этот факт. :)
===
Что касается предопределенности, то в этом понятии нет ничего ужасного. Кто боится ее и верит в свободу, пусть спросит себе "если свобода человека существует, то разве это не предопределено законами Мироздания?" И пусть проверит, ужасен ли тот факт, что даже наличие свободы является всего-лишь предопределенностью.
Не говоря о гравитации, о желании кушать, пить, думать, любить.
Предопределенность возбуждает эмоции только благодаря влиянию сверхценности свободы.
Если для эксперимента заменить это понятие "обусловленностью", то эмоций сразу станет значительно меньше. :)
===
Рассматриваемое же утверждение будет выглядеть так:
""Существует ли свобода выбора или это иллюзия, выработанная нашим сознанием, а выбор обусловлен обстоятельствами, в которых делается?"
Проверьте, насколько проще ответить "да, выбор является обусловленным обстоятельствами, в которых делается!"
===
Да, мой выбор всегда обусловлен обстоятельствами, внутренними и внешними, и мне очень полезно знать об этом, изучать эти обстоятельства, исследовать их, чтобы улучшить качество выбора, улучшить свое умение делать более точный выбор, более осмысленный, осознанный, соответствующий тем критериям, которые у меня существуют.
Существуют благодаря другим обстоятельствам. :)

===
2. "Если же выбора нет, то как быть с ответственностью?"

Отсутствие "свободы выбора" отнюдь не означает, что нет самого выбора.
Очень важно обратить на это внимание.
Выбор он и есть выбор. И никто не опровергал его возможность. Потому что человек делает выбор тысячи раз в день.
И он не обязан называть эти свои выборы "свободными". :)
Или считать, что раз они не называются "свободными", значит они не существуют. :))
===
Ответственность же означает связь между выбором и результатом выбора.
Каждый несет ответственность за свой выбор, потому что от качества его выбора зависят обстоятельства его жизни, направление развития той ситуации, в которой он находится.
Поступок обусловливает события, "отвечает" за то, каковыми будут эти события.
Это естественно и не имеет никакого отношения к "свободе выбора".
Ответственность человека наступает не благодаря моральным нормам и критериям, а благодаря причинно-следственной цепочке.
===
Что касается моральной ответственности, то это другое дело.
Она зависит от уровня развития общества и морали.
Если общество готово видеть свою собственную роль в выборе каждого человека и делить с ним ответственность пополам - то это одно дело.
Если оно созрело только для того, чтобы требовать у человека ответственности и верит, что человек совершает плохие поступки "по свободе выбора", то это другое дело.
===
В первом случае общество и человек солидарно и осознанно берут на себя ответственность, понимая, что это неизбежно и пробуют делать выводы изучая причины и следствия, улучшая качество своих знаний и поступков, действий, законов, правил.
Во втором случае общество выбирает страх и наказание своим инструментов воздействия на человека, а свободу человека - удобны оправданием собственного невежества.
===
И вместо того, чтобы искать причины того, почему человек сделал тот или иной выбор, что повлияло на это и какое участие в этом влиянии имело само общество, среда обитания человека в целом, ее особенности, предпочитается обвинение, осуждение и наказание.
===
В итоге свобода, выдуманная и навязанная человеку в качестве временного "бога", становится главным тормозом развития и человека и общества.
Человеку лично "свобода" не дает познать мир, потому что если он начнет настоящее познание, обнаружит, что у него нет никакой свободы. Поэтому он боится смотреть в суть явлений и в его познании мира всегда самое главное направление развития процесса будет под запретом. Пока он боится отказаться от своей мнимой "свободы" и фанатично влюблен в эту "свободу".
===
А обществу "свобода" не позволяет развиваться, потому что оно тоже вместо исследования мира и причин человеческих поступков, развлекается осуждением одних и восхвалением других, впадая в самозабвение и проявляя неспособность к развитию.
===
Готов ответить на любые вопросы и контраргументы.

А пока хочу задать другой вопрос.
Разумен ли человек????
===
Или он всего-лишь потенциально разумен? И даже эта потенциальная возможность является чисто гипотетической и нуждается в доказательствах. А пока всего-лишь гипотеза, предположение.
Зачем человеку, который не только не успел стать разумным, но даже не пытается стать, объявить себя свободным? :)
Есть иная причина, кроме его неразумности, точнее - глупости? :)
===
Куда девается большая Вселенная, которая породила человека, когда человек сдуру объявляет себя "свободным"?
Становится ли человек, который объявляет себя "свободным", повелителем Вселенной и причиной, которая породила Вселенную, создала его? :)
===
В чем главная польза отказа от иллюзии о "свободе человека"?
В том, что человек возвращается в реальный мир.
Он получает шанс на искреннее самопознание и на познание мира, на настоящий поиск истины.
===
В плену же иллюзии о своей "свободе" он восстает против Вселенной, и хочет всем тем, чем его снабдила, одарила Вселенная, воспользоваться как неблагодарный глупец, болван, который пытается родить свою мать и стать своим отцом. :)