Игумен евстафий. Евстафий (Жаков). Интервью брал И.Пыхалов

18 ноября 2015 года в помещении Санкт-Петербургского горкома КПРФ состоялось очередное собрание актива Русско-Славянского Движения (РСД) и Движения Сталинистов (ДС) города Санкт-Петербурга, сообщает пресс-служба Санкт-Петербургского отделения Всероссийского созидательного движения «Русский Лад».

В нем принял участие и выступил с приветствием заместитель руководителя фракции КПРФ в ЗакС СПб, руководитель Санкт-Петербургского отделения ВСД «Русский Лад» А.В.Воронцов .

Вели собрание сопредседатель Русско-Славянского Движения, заместитель руководителя СПб отделения ВСД «Русский Лад» А.А.Редько и глава Движения Сталинистов, сопредседатель Русско-Славянского Движения Н.Е.Попов .

В самом начале они обратились ко всем соратникам с просьбой по возможности продолжить оказание посильной финансовой помощи несправедливо осужденному и тяжело больному Александру Сергеевичу Киселеву и его семье и подписаться под обращением о необходимости оказания ему срочной медицинской помощи (есть основания предполагать, что у него инсульт).

Затем слово было представлено именитому представителю Русской Православной Церкви, потомку В.И.Ленина игумену Евстафию (Жакову) .

Цель приглашения известного духовного лица - сделать очередной шаг к сплочению государственнических, национально-патриотических сил.

Игумен Евстафий сделал несколько важных заявлений. В частности, он:

1). полностью поддержал недавние заявления Патриарха Кирилла о необходимости чтить великий подвиг советского народа в 20-30-40-х годах XX века и уважать деяния руководителя, сумевшего направить нашу страну на этот подвиг;

2). охарактеризовал И.В.Сталина как великого Вождя русского и других народов России ;

3). резко высказался против провокационной идеи о «выносе тела Ленина из Мавзолея» (назвав ее кощунственной) и подчеркнул, что это - его официальная позиция: Ильич всегда должен находиться там, чтобы пришедшие к нему люди могли увидеть первого руководителя Советской державы;

4). особо отметил, что для Бога нет «эллина» или «иудея», и поэтому попытки разжечь в России костер межнациональной розни обречены на провал там, где сохраняется великая тысячелетняя цивилизационная основа нашего общественного бытия.

Эти слова пастыря, зримо напомнившего присутствующим Владыку Иоанна Снычева (отец Евстафий был его учеником), вызвали у присутствующих сильную эмоциональную реакцию. И, в конечном счете, игумену Русской Церкви аплодировала практически вся аудитория: верующие и атеисты, христиане и язычники, коммунисты и монархисты…

После этого Н.Е.Попов и А.А.Редько вручили отцу Евстафию именную медаль ЦК КПРФ «Дети войны», почетную грамоту Русско-Славянского Движения и бюст И.В.Сталина.

Во второй части вечера известный ленинградский писатель, член Правления СПб отделения ВСД «Русский Лад» А.Е.Стерликов рассказал соратникам о своих творческих планах.

Завершилось мероприятие награждением ряда активистов патриотического движения Петербурга, в том числе известного общественного деятеля, коммуниста А.Р.Контарева .

Игумен Евстафий (Жаков) родился 6 апреля 1941 года в семье профессора. Бабушка Михаила Жакова — двоюродная сестра создателя Советского государства Владимира Ильича Ульянова-Ленина.

Получил высшее медицинское образование; по специальности врача проработал 20 лет. Защитил кандидатскую диссертацию по философии.

В конце 70-х отец Леонтий (Ивановский святой и чудотворец) благословил его на церковное служение. В 1987 году получил сан диакона, затем сан священника в Петрозаводской епархии.

ПОМИНАЯ СТАЛИНА

Иеромонах Евстафий (Жаков) - настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Знаменке. По образованию врач. Кандидат философских наук. С 1987 года - служитель Православной Церкви.

Отец Евстафий, я случайно узнал, что Вы в дни памяти Сталина служите о нём панихиды и поминаете его всегда в дни, связанные с Победой над фашистской Германией. В то же время, сейчас Сталина принято считать злодеем и тираном. Почему Вы придерживаетесь противоположной точки зрения?

Прежде всего, я хочу сказать, что это чувство, что Сталин - отец народов, что это отчасти и мой высокий отец - это чувство не покидало меня всю жизнь. Когда хоронили Сталина (я жил в Иванове) - этот сумрачный день, эти слёзы на глазах у людей - они были непритворны, это были искренние слёзы. Я помню это всю мою жизнь.

У меня было два отца (кроме Отца Небесного): один отец - это мой отец по плоти, а другой отец - это отец народов, который был строг, который судил, который, может быть, ошибался, но который всё равно, тем не менее, имеет для меня высокое имя моего отца как отца моей страны. Именно поэтому любые нападки на Сталина и смешны, и отвратительны. Я не хочу слушать этих пуделей демократии, которые лают на мёртвого льва, я слушаю моё сердце, мою душу. Я поминаю Иосифа Виссарионовича Сталина на всех службах, где это уместно, особенно в те дни, когда он умирал, в день его рождения, в те дни, когда он праздновал общую Победу нашего народа.

Основным аргументом наших демократов против Сталина является то, что якобы при нём были массовые репрессии, были убиты и замучены в лагерях миллионы людей.

Наши демократы отвратительны для меня, это люди, которые, живя за счёт Сталина, сегодня отваживаются, смеют его оплёвывать. Конечно, для Сталина это - ничто, потому что Сталин слишком велик. Да и история нашей страны так сложна, что здесь не куриные мозги этих клеветников, а нужно провидческое видение Достоевского или иных прозорливцев, чтобы оценить всё то, что представляет наша история.

По большому счёту ведь история нашей страны - это история тех, кто борется с русским народом, история тех, кто является русофобами, и история тех, кто всё-таки противодействует русофобии, кто всё-таки, в конечном счёте, в трудной борьбе защищает нашу страну, нашу землю, наш народ. И Сталин был человек, который противопоставил, порой даже предельно жестоким образом - свою жёсткость этой всемирной русофобии, которая и сегодня направлена на то, чтобы уничтожить русский народ и завладеть его территорией. Величие Сталина в том, что он не поддался русофобам, что он гениально разгромил "верных ленинцев"-русофобов.

В связи с этим как Вы оцениваете роль Октябрьской революции и большевиков, а также их руководства в отношении к нашей стране?

Сейчас иногда говорят о жидомасонах - я не знаю, насколько этот термин корректен, но факт, что отвратительный для меня Ленин действительно привёз в нашу страну группу людей, которые в конечном счёте осуществляли геноцид русского народа. Эти люди окопались в Кремле, эти люди ненавидели и уничтожали Православие, эти люди привезли в нашу страну страх, ужас и голод, эти люди настолько были сильны, что бороться с ними надо было очень осторожно. Так, чтобы они не распознали хитрость тех, кто борется с ними. И Сталин - это человек, который в течение многих лет и десятилетий постепенно выкорчёвывал из русской почвы этих инородцев, бухаринцев, зиновьевцев, троцкистов. Ему было нелегко, но в течение десятилетий он справился с тем, чтобы окончательно вывезти на свалку истории оккупировавших страну "верных ленинцев".

Но были ли события 1917 года случайным эпизодом, который получился по трагическому стечению обстоятельств, или же у них была какая-то объективная предпосылка?

Главная предпосылка - это слабость и недостаточная святость Русской Православной Церкви. Эта слабость произошла от необдуманных реформ Петра I. Русская Православная Церковь потеряла должное значение в XVIII и XIX и отчасти в XX веке. Вместо того, чтобы воспитывать народ в духе Православия, Русская Православная Церковь постепенно в своём движении оказалась несостоятельной в борьбе с Лениным. Иначе почему же вышло так, что народ, в значительной своей части, убивал священников, убивал митрополитов? Это была месть русского народа тем пастырям, которые оказались неспособными совершить свой пастырский подвиг. Да, был преподобный Серафим Саровский, были другие подвижники. Но были и те, которые в конечном счёте оказались неспособными воспитать русский народ в истинном духе Православия. Поэтому трагедия Николая II, трагедия приезда Ленина в опломбированном вагоне - это трагедия, прежде всего, несостоявшегося Православия.

- А какова здесь роль последнего русского императора Николая II?

Вряд ли имеет смысл говорить отдельно об императоре Николае II. Надо говорить о триаде: Николай II - Ленин - Сталин. Сталин - это был своеобразный синтез, если говорить гегелевскими терминами, это было то великолепное окончание вот этого самого пути от слабого Николая II, который обречён быть слабым по произволению Божьему, этого как бы сильного Ленина, который обречён быть сильным потому, что Господь попустил его силу, и наконец Сталина, который вобрал в себя и Православие Николая II, и власть императора, и оказался тем человеком, который вывел нашу страну на тот путь, идя по которому, мы наконец можем вновь, как мне кажется, стать истинной православной монархией.

- То есть, Вы разделяете свойства Николая II как личности, его личные качества, и как правителя страны?

Святость Николая II в том, что он оказался слабым там, где надо быть слабым, где Господь попустил его слабость. Он оказался сильным там, где Господь попустил его силу. В конечном счёте, это была жертва, принесённая Николаем II за все те беззакония, которые совершались в синодальный период Русской Православной Церкви в России. Кровь Николая II и всей его семьи оказалась тем краеугольным камнем, на котором сегодня мы, как уже выяснилось, можем строить новую, и в конечном счёте, очень старую, ту, исконную, Православную Россию.

Если брать партию большевиков, которая пришла к власти в 1917 году, то сейчас многие историки и исследователи, как, например, декан исторического факультета нашего университета Фроянов, считают, что там было два течения, одно из которых стремилось к тому, чтобы использовать Россию в качестве охапки хвороста для мировой революции, а другое стремилось использовать революцию для России.

Россия - это всё-таки та территория, на которой обитает богоизбранный народ. Я глубоко уверен, что несчастья России - это своеобразные уроки, которые даёт Бог богоизбранному народу на пути его шествия. Раньше был, как известно, другой богоизбранный народ - еврейский. Но богоизбранность не является вечным ярлыком, а меняется от века к веку, от тысячелетия к тысячелетию. Я глубоко уверен, что уважаемый мною еврейский народ потерял свою богоизбранность с того времени, когда они распяли Бога нашего Господа Иисуса Христа. И вот сегодня я вижу другой богоизбранный народ - это наш. Я имею честь принадлежать, и Вы тоже имеете честь принадлежать к этому народу. И поэтому такие сравнения, как "охапка хвороста", "поджигание" и прочее - они не совсем корректны. Речь идёт о том, что по очень сложному, ухабистому пути идёт богоизбранный русский народ к цели, известной лишь Ему, Богу и Господу нашему Иисусу Христу, а всё остальное - это, попросту говоря, подробности, о которых мы можем говорить, а можем и не говорить.

- Некоторые публицисты обвиняют Сталина в антисемитизме...

В еврейском народе, как и в любом другом, есть выродки. Поэтому надо отличать великий еврейский народ, народ, который дал нам великих пророков, от тех выродков, которых привёз с собой Ленин. Поэтому не стоит говорить об антисемитизме Сталина. Надо говорить о том, что Сталин - это человек, который не дал состояться заговору всемирного масонства, всемирного жидовства, заговору выродков еврейского народа, которые приехали в эту огромную страну и подумали, что они могут здесь делать всё что угодно. Год за годом, голова за головой слетала с плеч этих отвратительных людей. И здесь я не могу не вспомнить Андрея Януарьевича Вышинского, великого прокурора, который должным образом оценивал деятельность этих людей, называя их бешеными собаками. Это и были бешеные собаки. И они, тем не менее, благодаря гению Сталина, были все поочередно или группами уничтожены, и таким образом, хотя бы на этот период, Россия была спасена от последствий их заговора.

Когда мы читаем сегодня стенограмму, например, бухаринского процесса, то видим те формулировки, которые можно было бы вполне применить к некоторым современным деятелям России, а именно: развал Союза, восстановление капиталистического строя, капитуляция перед Западом... Но были ли они все действительно виновны в тех преступлениях, в которых их обвиняли? Не было ли всё-таки невинных среди пострадавших?

Несомненно, среди расстрелянных священников, среди сидящих в лагерях было немало невинно пострадавших. Но вообще невинность этих людей должна отчасти оцениваться условно. Потому что всё-таки никто не снимал те формулировки Ветхого завета, в которых сказано, что аж до третьего и четвёртого поколения должны страдать потомки за гнусные деяния предков своих. И те, кто пострадали за гнусные деяния предков своих - эти люди, вероятно, приняты с особым уважением Господом, их душам оказан особый приём в Царстве Небесном. Потому что миг жизни земной - это лишь миг, а жизнь вечная и жизнь в Царстве Небесном - это целая вечность. Поэтому если миг здесь оказался мигом людей, пострадавших невинно, то вечность в Царстве Небесном для них будет уже истинной вечностью. Страна, населённая богоизбранным народом, должна не забывать о том, что на крови жертвенников стоит православный мир. Если кто-то получил из невинно расстрелянных, из священников, митрополитов, архиепископов и многих других - если кто-то из них получил венец мученичества, то это и есть те дрожжи, на которых может взойти тесто нашего развития. И это тоже заслуга Сталина.

Но среди невинных были и те, которые лишь казались невинными. Господь знает преступления этих людей. Господь знает беззакония, которые тайно совершили они. И то, что кажется сегодня невинностью, завтра, быть может, будет классифицировано как ужасная виновность перед народом, перед Богом. И перед Сталиным тоже.

Как известно, в начале своей жизни Сталин (тогда ещё Иосиф Джугашвили) обучался в православной семинарии. Потом он стал профессиональным революционером, состоял в руководстве партии большевиков. Во время его правления в 30-е годы был разрушен Храм Христа Спасителя и другие православные храмы, подвергалось репрессиям духовенство. Но тем не менее, позднее он, наоборот, предпринял шаги по восстановлению роли Православной Церкви в нашей стране. Вот как Вы оцениваете отношение Сталина к Православию в течение его жизни, менялось ли оно со временем?

Народ, который в значительной части своей равнодушно относился к низверганию своих святынь, народ, который равнодушно в значительной части своей отнёсся к осквернению мощей - этот народ должен быть наказан. И это наказание, в принципе, не ужасное. Это наказание, которое ведёт народ к лучшему. Это учительство, поскольку Бог является педагогом. И вот именно таким педагогическим, я уверен, приёмом, является то, что в нашей стране произошло с Православной Церковью в 20-е и 30-е годы. И это было частью деятельности Сталина. Но Сталин обязан был делать то, что он делал. Он обязан был это делать по попущению Божию. Он обязан был делать именно потому, что он был порядочный человек, который вынужден быть в "ленинской гвардии" и не мог быстро изменить своим обещаниям. И поэтому его действия в эти годы - это действия человека, которые попущены Самим Господом, это действия человека, который не сразу смог отказаться от своих обязанностей и обязательств, связанных с тем, что он сотрудничал с Лениным. Потом постепенно, в течение последующих лет, Сталин, опять-таки по попущению Божию, понял, что это время прошло. Наступило другое время, время, когда Русская Православная Церковь должна быть поддержана им, когда новые руководители Русской Православной Церкви должны быть приняты им, и этот приём, и эти последующие обещания известным митрополитам, прибывшим к нему в Кремль, обещания в том, что наступило для Церкви Православной иное время - они были выполнены буквально "большевистскими темпами". В несколько дней было изменено всё. Был созван собор архиереев, выбравших, наконец, Патриарха, и затянувшийся период, когда Патриарха в Русской Православной Церкви не было, чудесным образом закончился. Закончился благодаря тому, что Сталин чутко реагировал на те мистические импульсы, которые были даны ему в годы войны.

Но не было ли это просто ходом государственного руководителя? Или же Сталин искренне в то время вернулся в Православие?

Я знал людей (к сожалению, не уполномочен назвать их имена), разговаривавших с митрополитами, бывшими на приёме у Сталина в Кремле в 1943 году. Митрополиты, рассказывая об этом приёме, сообщали, что Сталин был человеком, который вёл себя как иподьякон. Он, знающий и не забывший церковный устав, должным образом общался с владыками митрополитами, и те были поражены, как прост, как обаятелен, и как, в сущности, православен этот человек. Его православие не было притворным, потому что другие люди, разговаривавшие с патриархом Алексием I, говорили о том, что Сталин причащался, Сталин молился, и в последние годы его жизни Сталин был, пожалуй, единственным среди кремлёвских руководителей, который искренне верил в Бога и просил Господа простить его грехи.

Как же тогда оценить роль Хрущёва, который, как известно, после смерти Сталина не только подверг его всяческому поношению под предлогом разоблачения "культа личности", но также и организовал вторую волну гонений на Православную Церковь?

Хрущёв - это шут, который при жизни Сталина плясал и угодничал ему, а после смерти решил свести счёты с трупом Сталина. И сводя счёты с трупом Сталина, он не знал, что его руками водит, собственно говоря, воля Божья. Потому что нет худшего наказания для православного человека, чем лежать в Мавзолее. Сводя счёты с трупом Сталина, пигмей Хрущёв руками своими совершил дело Божье, он помог Сталину после своей смерти обрести достойный покой. Именно поэтому по водительству Божию и с подачи Хрущёва тело Иосифа Виссарионовича Сталина было вынесено из Мавзолея. Страшное наказание, которому до сих пор подвергается Ленин - это страшное наказание, к счастью, обошло Иосифа Виссарионовича. Он был всё-таки похоронен в земле, как это должно быть для православного человека. И это наказание, которое до сих пор имеет педагогический смысл: пусть человек, который привёл в Россию такие демонические силы - пусть он лежит в Мавзолее, и пусть тот, кто туда придёт - видит этот урок Божий.

Современные публицисты любят говорить, что те успехи, которых достигла наша страна в период правления Сталина - та же победа в войне, отстроенная промышленность и всё прочее - это всё якобы было достигнуто вопреки ему, а не благодаря.

Демократы просто ненавидят тех, кто заботится об Отечестве, тех, кто побеждает в войнах, тех, кто способствует сохранению нашей территории. Для них как воздух необходимо предательство интересов русского народа. Поэтому когда они говорят о Сталине так, то они ещё больше, ещё очевиднее выдают свои планы и, наверно, не нужно опровергать их, потому что сама истина, сама история доказывает величие тех дел, которые сегодня очевидны ещё больше, чем вчера.

Как можно заметить, особой ненависти и поношению у этих людей подвергается не только Иосиф Виссарионович Сталин, но и другие правители России, которые стремились к её величию и решительно боролись с её внешними и внутренними врагами. Например, Иван Васильевич Грозный.

Современные пацифисты и всевозможные враги смертной казни не хотят сказать нам, что наши лучшие руководители, в том числе среди них можно назвать и Ивана Грозного, считали, что они обязаны взять на себя грех убийства, и это грех убийства врага. Потому что душу свою надо положить за други своя, и когда мы убиваем врага - мы, конечно, убиваем, и это, конечно, грех, но ещё больший грех - сделать так, что враг неубитый убьёт твоих ближних. Поэтому Иван Грозный, известный своей грозностью - это был тот, который клал душу свою за други своя. Его страшные, лютые казни, мучившие всю жизнь его самого, казни, которые послужили для него, может быть, причиной его преждевременной смерти - это, собственно говоря, испытание, прежде всего, для него, поскольку любая казнь для Ивана Грозного - это было его собственное испытание, это была его собственная боль. И успокоение и прощение в его деятельности он находил у Господа, поскольку это был один из самых боговерующих русских руководителей. С этой точки зрения, я знаю, что Сталин, вспоминая об Иване Грозном, считал его своим учителем, тем, кто страшно страдал о своих деяниях, молился о прощении, и всё-таки клал душу свою за други своя, за ближних, за весь народ. С точки зрения пацифистов-демократов все наши полководцы и вожди, Александр Невский, Дмитрий Донской - это ведь, в сущности, убийцы, поскольку они убивали врагов. Но Господь их прославил как защитников Отечества.

То есть, те "гуманисты", которые заявляют о необходимости обязательной отмены смертной казни, на самом деле являются лицемерами, которые тем самым способствуют гораздо большему злу в виде разгула преступности?

Смертную казнь надо вводить немедленно. Если не ввести смертную казнь в отношении одного наркоторговца, то это значит, что послезавтра этот наркоторговец убьёт своим товаром сотни или тысячи людей. Поэтому надо взять на себя этот грех убийства, с тем, чтобы не взять на себя грех потакания многократным убийствам тех людей, которые были убиты благодаря тому, что не было произнесено достойного приговора над тем, кто действительно заслужил смерти своей. Более того, я хочу сказать, что людям вроде наркоторговцев и серийных убийц-маньяков надо дать возможность, чтобы они быстрее прекратили свой греховный путь на земле, чтобы они убили как можно меньше людей, чтобы они своим зельем поставили в наркотическую зависимость как можно меньше людей. Это помощь им, их душе. Ведь если этих преступников убить сегодня - это значит, что они завтра не совершат то, что они совершили бы, если их оставить в живых. Поэтому я считаю, смертную казнь актом высокого гуманизма.

Если вопросы Ваши исчерпаны, я хочу сказать, что всё высказанное здесь - моё личное мнение, и прошу не судить меня строго.

Интервью брал И.Пыхалов

  • В Выборге 146 домов и 6 детсадов войдут в пятницу цивилизованно. Им вернули воду и тепло 26.09.2019
  • "Сиг", "Судак" и "Язь" попали под санкции США 26.09.2019
  • "ВКонтакте" защитит пользователей от антипрививочников 26.09.2019
  • Мошенники пригласили петербуржцев на просмотр в "Ленинградец" 26.09.2019
  • Садистски изрезавший двух собак серпом отправляется под суд 26.09.2019
  • "Пелла" построит ледокол за 7,5 млрд 26.09.2019
  • Эрмитаж ввел для посетителей раздельный сбор мусора 26.09.2019
  • Главный синоптик рассказал о двух работающих погодных приметах 26.09.2019
  • Опубликован список пунктов пропуска через границу России, на которых можно использовать электронную визу 26.09.2019
  • В Ленобласти немного потеплеет 26.09.2019
  • Назван продукт, помогающий бороться с возрастным набором веса 26.09.2019
  • Минфин предложил реструктурировать долги регионов на 75 млрд рублей 26.09.2019
  • Ученые открыли неожиданную опасность чайных пакетиков 26.09.2019
  • В России отзывают почти 1000 "Мерседесов" из-за неисправности 26.09.2019
  • В России введут запрет на курение на балконах 26.09.2019
  • Тренера Пестова из Светогорска, подозреваемого в надругательстве над ребёнком, арестовали на два месяца 26.09.2019
  • Токсовское шоссе в Мурино расширят до четырех полос 26.09.2019
  • "Это не может продолжаться бесконечно". Ленобласть остановит рост объема выплат по межтарифной разнице 26.09.2019
  • Глава ЦИК ответила на вопрос об изменении избирательного возраста 26.09.2019
  • Медики советуют прививаться от всех инфекций семьям, где есть новорожденный 26.09.2019
  • Шизофрению научились определять с помощью смартфонов 26.09.2019
  • Ленобласть закрылась по дорожному нацпроекту на 296 миллионов рублей 26.09.2019
  • Скончался экс-президент Франции Жак Ширак 26.09.2019
  • Кучерявый в чёрных штанах отобрал у пенсионерки сумку с кошельком и продуктами в Светогорске 26.09.2019
  • Найден напиток, спасающий от обезвоживания лучше воды 26.09.2019
  • Во Всеволожске угнали кроссовер "Киа" 26.09.2019
  • Пропавший неделю назад житель Лопухинки найден мёртвым в колодце 26.09.2019
  • Два человека попали в больницу после лобового ДТП на трассе "Кола" 26.09.2019
  • Депутат Караваев вновь готовит ложку к обеду в Новых Крестах. Оставшийся без сухарей парламентарий прекратил голодовку 26.09.2019
  • Ленобласть определилась с главами районов. Остался только Лужский 26.09.2019
  • На пожаре в садоводстве под Кировском погиб дачник. Дом был отключён от электричества и отапливался буржуйкой 26.09.2019
  • В России может быть налажено производство израильских военных роботов 26.09.2019
  • Полицейские приехали на семейную ссору во Всеволожск, а нашли оружие и боеприпасы 26.09.2019
  • В садоводстве под Киришами обнаружено связанное тело полуобнажённой женщины. Во рту у неё была игрушка 26.09.2019
  • Универмаг в Коммунаре не выдержал натиск охотника за жёлтым металлом 26.09.2019
  • В Выборге мужчина на велосипеде не заметил даму на "Ниссане", после чего пересел на скорую 26.09.2019
  • Областная мошенница, обобравшая в Петербурге школьницу и пенсионерку, попалась через месяц 26.09.2019
  • Установка защитных экранов на месяц в два раза сузит КАД между Парашютной и Выборгским шоссе 26.09.2019
  • В Светогорске избили человека из Швеции. Он работает в International Paper 26.09.2019
  • В Луге устроят военно-артиллерийское шоу для потенциальных контрактников 26.09.2019
  • Дрозденко определился с главными по туризму, культуре, животным и управлению делами правительства. Последних поменяли местами 26.09.2019
  • При жесткой посадке Boeing в Барнауле пострадали 56 человек 26.09.2019
  • Дорожные рабочие продолжают править деформацию и знаки на федеральных трассах 26.09.2019
  • Водных штрафников отбуксируют на стоянку 26.09.2019
  • Пересечь железную дорогу помогут умные переходы 25.09.2019
  • Прокуроры выдвигаются в леса. Лесной отрасли пообещали масштабные проверки 25.09.2019
  • Правительство определило среднюю величину прожиточного минимума-2020 для пенсионеров 25.09.2019
  • В Барнауле при жесткой посадке "Боинга" пострадали 46 человек 25.09.2019
  • Горсуд Петербурга оставил голодного депутата Караваева в "Новых Крестах". Там он говорил о пытках и отъёме сухарей 25.09.2019
  • Пожары на "Кинеф" беспокоят правительство Ленобласти. На предприятие послали МЧС и Ростехнадзор 25.09.2019
  • Кировские политехники сдвинули сроки нацпроекта "Образование". Осталось решить, на что потратить 67 миллионов 25.09.2019
  • "Нянька" из Мги, воспитывавшая трехлетку молотком для отбивания мяса, отработает 200 часов 25.09.2019
  • Погранохрана Финляндии выпустила на работу дроны 25.09.2019
  • 11 вылетов за два дня. Санавиация спасает жизни в Ленобласти 25.09.2019
  • Путин заявил, что ЦБ "подкрутил" инфляцию 25.09.2019
  • Уничтожение неизбежно. Из магазина в Приморске вынесли 100 кг санкционки 25.09.2019
  • В Подмосковье нашли пропавшего школьника из Тамбовской области. Он уехал из дома с попутчиком на BlaBlaCar 25.09.2019
  • НА КАД между Беляевским мостом и Рябовским шоссе перекроют две полосы из-за ремонта. Работы займут три дня, но это не точно 25.09.2019
  • Тверской портал опубликовал фото убийцы Михаила Круга 25.09.2019
  • Российские генетики раскрыли одну из причин развития психоза и депрессии 25.09.2019
  • Глава Минтруда рассказал о повышении зарплат работников бюджетной сферы 25.09.2019
  • Косулю, сбитую на дороге в Саратове, привезли за 1,5 тысячи километров в Ленобласть. За ее жизнь боролись двое суток 25.09.2019
  • ЦИК намерен расширить свои полномочия в отношении нижестоящих комиссий 25.09.2019
  • Путин определил главный смысл госуправления 25.09.2019
  • Ученые нашли связь между загрязнением воздуха и психическим здоровьем детей 25.09.2019
  • В Ленобласти ночью подморозит, днем пройдет дождь 25.09.2019
  • Многодетные семьи получат 450 тысяч рублей на погашение ипотеки 25.09.2019
  • Власти Сланцев решили сделать дороги, но потребовали с подрядчиков неразумные документы 25.09.2019
  • Синоптики: Ленобласть в октябре накроет аномальным теплом 25.09.2019
  • Госдума освободила от налога все доходы пострадавших от ЧС граждан 25.09.2019
  • Съезд с КАД на Сертолово и Парголово по очереди перекроют на сутки 25.09.2019
  • Правительство одобрило запрет на клетки в судах 25.09.2019
  • Курорты Ленобласти вошли в десятку лучших для отдыха зимой 25.09.2019
  • "Леноблводоканал" расплескал фекалии в Выборгском районе. Предприятие оштрафовали и обязали разобраться с нечистотами 25.09.2019
  • Велика Россия. На Чукотке пенсионеры получают более 20 тысяч, в Дагестане - 10 25.09.2019
  • Лебедев переизбран главой Верховного суда 25.09.2019
  • На нефтеперерабатывающем заводе "Кинеф" в Киришах снова пожар. Огненный факел взмыл на 15 метров 25.09.2019
  • Автоворы окончательно подмяли Всеволожский район. Пять иномарок угнаны только за сутки 25.09.2019
  • Госэконадзор закрыл нелегальный полигон в Янино 25.09.2019
  • В Выборгском районе дама въехала в стену дома, а мужчина предпочёл зад другого автомобиля. Есть пострадавшие 25.09.2019
  • Минюст предлагает разрешить приставам ломать двери квартир жильцов 25.09.2019
  • Дело о семнадцати ударах молотком по трёхлетней девочке из Мги ушло в суд 25.09.2019
  • Отставить заготовки. Диетологи рассказали, чем спастись от болезней осенью 25.09.2019
  • Хорошее сочинение сослужило плохую службу полицейскому из Гатчинского района 25.09.2019
  • Рождаемость в России упала в полтора раза за последние 60 лет 25.09.2019
  • Отец Евстафий обещал создать из руин церкви в Орешке стеклянный храм. На чудо Галина набрала потребительских кредитов на 3 миллиона рублей. Храма нет, а долги остались. Батюшка же предлагает терпеть и молиться. С его "тамбовскими" знакомыми все закончилось бы по-другому.

    Я их всех видела в первый раз, но почему-то решила отдать им деньги. Я бывший налоговый инспектор, все всегда записываю, а тут не спросила даже никаких документов, ни расписок не взяла. Я была уверена, что все они знают батюшку Евстафия. Думаю, что было какое-то магическое воздействие, наверное, гипноз, - вспоминает в разговоре с автором очень взрослая петербурженка Галя тот июльский день.

    Кстати, Галине на тот момент - 49 лет. Двое детей, муж, квартира в пятиэтажной панельке в Невском районе, работа в стоматологической клинике "Кассандра Мед" и два непогашенных кредита. Но, как рассказывает, все же решила помочь православию.

    Раз всплыл сам гипноз, то сначала надо обрисовать его уровень. Отец Евстафий, в миру Михаил Жаков, фигура медийная. Известность батюшка получил благодаря нетривиальной иконе "Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина". Ее в 2008 году он повесил в Храме Святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне. Поступок священника даже обсуждали в программе "Пусть говорят" Андрея Малахова. А в 2012 году Евстафий проходил свидетелем на суде по делу экс-депутата и экс-авторитета Михаила Глущенко. Выяснилось, что "тамбовский" авторитет анонимно жертвовал на восстановление нескольких храмов, где служил Евстафий. Но, несмотря на щедроты, священник не стал благословлять ночной клуб "Голливудские ночи", совладельцем которого был Глущенко, ведь в нем творили азарт и разврат. Также Евстафий любит говорить о том, что является внучатым племянником Александра Ульянова — старшего брата Владимира Ленина. Редкая статья о духовном лице обходится без упоминания о том, что он наставляет на путь истинный падших женщин. И еще штрихи биографии Жакова: работал врачом "Скорой помощи", был ассистентом кафедры гинекологии Ивановского мединститута. Рукоположил его в 1987 году будущий патриарх Алексий II. Сегодня ему 76-лет.

    Свою историю взаимоотношений с отцом Евстафием 47news рассказала православная петербурженка Галина Титова. По ее словам, с Евстафием ее четыре года назад свела знакомая Наталья Смольник, с которой она часто посещала службы. Оказалось, что батюшка восстанавливает часовню в крепости Орешек, но денег на благое дело у него не хватает. Священнослужитель попросил Галину о финансовом вспоможении. Оказалось, что у Евстафия есть толковые люди, которые могут получить кредиты в банках. Их нужно только оформить на надежного человека. Ей обещали, что кредит будет погашаться некой страховой компанией.

    Настоятелем развалин Храма рождества Иоанна Предтечи в крепости Орешек в Шлиссельбурге Евстафий был назначен в октябре 2010 года. Интересно, что в Шлиссельбургской крепости, как известно, казнен Александр Ульянов, которого батюшка называет своим родственником. Сама церковь была разрушена в годы Великой Отечественной. На руинах в 1985 году установлен монумент погибшим воинам. Развалины законсервированы как памятник архитектуры и не подлежат восстановлению.

    Однако придя в Орешек, Евстафий обозначил свое намерение отстроить храм. Первую литургию на его развалинах он отслужил уже 21 ноября 2010 года. А в 2013 году появился проект реконструкции. Он был необычным. Над руинами предполагалось возвести стеклянный футляр, который должен был повторять исторические очертания храма. Указывалась и приблизительная стоимость стеклянной оболочки. Как такового бюджета у проекта не было, но звучала цифра 100 миллионов рублей. Деньги на строительство прозрачного колпака должны были дать непонятные спонсоры.

    Руководство филиала государственного музея истории Санкт-Петербурга "Крепость Орешек" выступало против церковного новодела. Но паства, как выяснилось, агитировалась на кредиты.

    Так, через некоторое время Галине позвонил некий Сергей, который сообщил, что он от батюшки, и пояснил, что у него есть "продвинутые тетки", которые помогут в оформлением кредита. Тетками оказались Мадина и Валентина.

    Кредиты, по словам Галины, она получала в июле 2013 года. Встретились на верхнем этаже торгового центра "Пик" на Сенной, где бильярд. Там сидели Сергей, Валентина, Мадина и еще один специалист Павел. Посмотрели на подготовленный пакет документов и отправились в путешествие по банкам. Сначала в "Гута-банк" на Садовую, потом в "Лето-банк" на Новочеркасский проспект. О том, что деньги пойдут на восстановление храма в крепости Орешек, Галина не говорила. Брала на потребительские нужды. В "Лето-банке" дали 500 тысяч рублей. Половину суммы Галина тут же отдала Мадине, а оставшуюся Валентине. Самого отца Евстафия не видела.

    На следующий день кредитная карусель продолжилась. Последовали "Райффайзен банк" на Московском проспекте, "ВТБ 24" на Каменноостровском, Сбербанк, "Банк Москвы". В "Гута-банке" одобрили 200 тысяч, в "Райффайзене" - 750 тысяч, в "ВТБ 24" 811 тысяч рублей. Деньги Галина отдала компаньонам отца Евстафия.

    Через неделю позвонил и сам Евстафий. Батюшка сообщил, что опять нужны деньги. И опять началось путешествие по банкам. На этот раз кредит одобрили только в "Европлане" на Коломяжском проспекте. Полученные там 750 тысяч рублей Галина вновь отдала друзьям Евстафия. Итого, на восстановление храма в Орешке Галина собрала и отдала 3 011 000 рублей.

    Первые месяцы деньги по кредитам Галины действительно перечислялись, а потом перестали.

    "До меня дошло, что это самые настоящие аферисты. Я им звонила, спрашивала о своих кредитах, а они все время придумывали какие-то причины. То онкология, то вопросы с недвижимостью надо решить, другие неполадки. А отец Евстафий только говорит: "Верьте, терпите, молитесь - всё скоро разрешится". Последний раз я с ним разговаривала в апреле. Теперь поняла, что бессмысленно. Сегодня я в базе должников судебных приставов. Ославлена на всю страну. Что делать не знаю", - рассказывает 47news Галина.

    Интересно, что за все это время женщина так и не съездила посмотреть на шлиссельбургскую часовню. Во всяком случае, так она сказала 47news.

    Сегодня к руинам в Орешке отец Евстафий никакого отношения не имеет. Настоятелем храма является протоиерей Богдан Голод. Он же настоятель Храма усекновения главы святого Иоанна Предтечи в соседнем Кировске. Голод рассказал, что от проекта стеклянного футляра, который продвигал его предшественник отец Евстафий, было решено отказаться. У Голода свои планы на руины.

    "Евстафий хотел просто накрыть руины стеклом, а я считаю, что у храма должны быть и стены, и крыша, и купола. Все как положено. Необходимо полное восстановление. Мы работаем в направлении именно такого проекта. Но как такового проекта нет. Сейчас провожу службы на открытом воздухе", - рассказал 47news Голод.

    В государственном музее истории Санкт-Петербурга, филиалом которого является "Крепость Орешек", 47news сообщили, что хоть у храмовых руин и есть настоятель, хоть на них и ведутся службы, но объект является памятником и числится на балансе музея. Никакого решения о начале работ по реконструкции не принято, передавать объект Русской православной церкви не планируется. Но диалог с церковниками ведется.


    Сам же отец Евстафий сообщил 47news, что от дела по восстановлению памятников отошел. Теперь он служит в подворье Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря в Невском районе Санкт-Петербурга. Сам монастырь расположен в Лодейнопольском районе. "Не получилось восстановить храм. Не нашел понимания с музеем. Даже не знаю, что в Орешке происходит. Там теперь другой местоблюститель. Да и вообще перестал я вопросами восстановления заниматься", - заявил Евстафий. Дать ответ по поводу своих взаимоотношений с Галиной Титовой отец Евстафий пока не может.

    Евстафий утверждает, что отреставрировал пять церквей. В том числе из руин воссоздал Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Знаменке и стрельнинский Храм Святой равноапостольной княгини Ольги.


    Священник храма Святой Равноапостольной Княгини Ольги на Михайловской Даче игумен Евстафий (Жаков) рассказал «АПН-Северо-Запад» о развитии ситуации вокруг знаменитой иконы с изображением Сталина, отношении к возможному захоронению тела Ленина, дискуссии с дьяконом Андреем Кураевым на ОРТ, а также - о том, почему либералы в церкви побеждают консерваторов.

    Отец Евстафий, прежде всего, расскажите о вашей судьбе после того как вы вынуждены были убрать икону святой Матрены Московской из храма? Вы по-прежнему служите?

    Я оставил должность настоятеля, потому что считаю, что моя репутация создает трудности для других священников и для правящего архиерея. Тем не менее, я по-прежнему игумен, служу в храме, являясь вторым священником. Но дальнейшая судьба мне пока неясна: все в руках Божьих.

    За последние пару месяцев вы приобрели общероссийскую известность. Как вы воспринимаете этот обрушившийся на вас пиар? Вы хотели славы, когда повесили эту икону в храме, или это получилось само собой?

    Вообще я, как человек грешный, славу люблю. Мне нравится, когда обо мне говорят. Но то, что вы называете сейчас славой, это целая цепь очень неприятных для меня характеристик. Мне иногда даже трудно их воспринять достойно.

    Когда мы поместили эту икону в храме, то мы знали, что таких икон, по меньшей мере, несколько. Единственное, что мы сделали: клеймо иконы святой Матрены Московской (с ее житийного образа) написали отдельной иконой.

    Мне говорят, что этого случая не было. А я знал людей, которые видели, как Сталин приезжал к святой Матрене. В Иванове я был знаком с одной старушкой по имени Анастасия, лет 75. Она сама видела, как в один из дней октября 1941 года в Староконюшенный переулок, где жила тогда Матрена Московская, подъехала машина. Сталин вышел из автомобиля без охраны, зашел внутрь. Все было очень быстро, минут десять. Слова, которые Матрена Московская сказала Сталину, она слышала, и, наверное, передает их близко к тексту.

    Я не понимаю, почему мы боимся говорить о том, что святая благословила вождя. Здесь нет ничего страшного. Победа в Великой Отечественной войне – это заслуга и Матрены Московской, благословившей Сталина.

    И все-таки, вы ожидали такого пиар-эффекта, скандала, или нет?

    Я не хочу быть причиной такого пиара. Но если это нужно для восстановления справедливости в отношении Сталина, я готов пиариться. Кстати, наш народ отдал Сталину должное. Он внес вождя в XXI век, проголосовав за него в проекте «Имя России».

    Расскажите, какие у вас остались ощущения от дискуссии с дьяконом Андреем Кураевым в шоу Андрея Малахова «Пусть говорят», где обсуждали Сталина?

    Что касается Малахова, то это совсем не тот человек, которого обычно видят зрители. То, что он мне говорил после передачи, уверило меня в том, что это – чистый, открытый, честный человек. Ему приходится быть другим перед камерой. То, что он мне говорил лично, меня потрясло, это был момент истины. Другой вопрос, что он связан по рукам и ногам, поэтому мне нещадно затыкали рот, а большую часть моего выступления просто вырезали. Кстати сказать, я очень рад, что вырезали, потому что мои реплики в сторону дьякона с профессорской внешностью были довольно грубыми. И хорошо, что эта нетактичность осталась за кадром. Это немножко улучшило мой имидж.

    В эфире я просто был молчащей жертвой, которой не дали говорить. Хотя на съемках с моей стороны были довольно жесткие выпады в адрес дьякона. Ну, вырезали – так вырезали. Тем не менее, было сказано главное. Есть икона святой Матрены Московской, благословившей вождя. Этот эпизод - правда, а не выдумка. Так что я считаю, что цель достигнута, хотя, конечно, средства не совсем хороши. Все-таки «Пусть говорят» - «желтая» передача.

    А вы считаете нормальной ситуацию, когда два священнослужителя ругаются прямо в эфире?

    Церковную этику нужно соблюдать, конечно. Перед записью программы дьякон Кураев подошел ко мне под благословение, и здесь он был абсолютно прав. Но то, что он делал дальше, - это нарушение этой самой этики. Его высказывания были лишены всякого уважения к сану. В этом отношении в нем было что-то большевистское, конечно. Выражаясь современными словами, дьякон просто оборзел. Наверное, у него были основания так себя вести. Возможно, кто-то советовал ему как можно жестче разговаривать со мною.

    Дьякон Кураев после эфира написал на своем форуме о вас: "Пошел ради того, чтобы посмотреть на сталиниста-игумена Евстафия. Случай оказался более запущеным, чем я думал. О. Евстафий - родственник Ленина! В Сталине видит Божьего вестника, который помогал людям найти дорогу в Царство Божие, раздавая им мученические венцы (аналогичная бредня есть у самых отъявленных почитателей Ивана Грозного)".

    Я могу ответить, что Господь наш Иисус Христос многое попущает. Он грешникам разрешает развернуться во всю мощь своего греха. Для того чтобы на фоне этих грешных деяний была еще более ясна и заметна высота подвига тех, кто идет на Голгофу. Если бы Господь наш Иисус Христос стремился избежать крови, страданий, мучений, он бы не взошел на крест. И мы, священники, должны помнить, что наша дорога – дорога к Голгофе. Избегать трудностей, казней, пыток, которые попустил Господь, – это значит уйти с дороги, по которой шел сам Иисус Христос.

    С этой точки зрения мы не можем поддерживать Ивана Грозного, убившего Корнилия Псковского. Но мы при этом должны восхититься самим Корнилием, который ныне причислен к лику святых, и не без участия такого великого грешника, как Иван Грозный. Думаю, что и без новомучеников нам жилось бы очень плохо. А среди них есть и такие, которых сами священники сдавали, оклеветав, чтобы скостить себе срок. Те, кто сдали в руки палачей своих собратьев по службе, вероятно, должны были получить возмездие за эти действия. И это все тоже было попущено Богом.

    Говоря о ГУЛАГе, можно перефразировать известную пословицу: «или ГУЛАГ, или пропал». Если бы у Сталина не было таких жутких возможностей, как привлечение к строительным работам заключенных ГУЛАГа, то, я думаю, страна пропала бы: не было бы построено нужное количество заводов, фабрик и железных дорог. Это та ужасная цена, которую Сталин, скрепя сердце, должен был заплатить за благополучие своей страны.

    Кстати сказать, Сталин был благословлен двумя патриархами – Сергием и Алексием Первым. Они оба говорили о том, какой он добрый. А патриарх Сергий сказал о том, что у такого доброго человека в душе обязательно Бог. Он вынужден был быть жестоким, поскольку того требовала судьба страны.

    Можно прояснить поподробнее вопрос вашего родства с Лениным…

    В мавзолее лежит двоюродный брат моей бабушки – Евдокии Александровны Ардашевой. Они были очень дружны. Однако бабушка, видимо, была несогласна с некоторыми экстремистскими высказываниями будущего вождя, и постепенно произошло некоторое охлаждение. У нас в семье к Ленину отношение двойственное. Моя прабабушка была обижена при дележе имущества, она даже умерла с расстройства. Но это все давно ушло.

    Какова ваша позиция по вопросу возможного захоронения тела Ленина?

    С моей точки зрения, убрать вождя Ильича из мавзолея – это кощунство. Я неоднократно встречался с участником парада 7 ноября 1941 года Георгием Александровичем Рыбакиным. Он мне рассказывал о своих чувствах, когда их высадили на Красной площади: «Я был так горд, что иду мимо мавзолея, что меня приветствует вождь, что я готов был пожертвовать собой, не страшно было умереть». И я думаю, что эти слова – типичные для тех воинов, которые шли мимо мавзолея и видели в нем своеобразный устой нашего государства. Не надо кощунствовать над памятью этих людей, которые уже не могут нам возразить.

    Помните такие слова – «им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»? Манипуляция с мавзолеем станет еще одним таким потрясением. Я думаю, что нельзя раскачивать устои великой страны. И так уже достаточно раскачали.

    Есть ли у вас единомышленники в церковной среде, разделяющие такую позицию по отношению к советскому прошлому?

    Единомышленники есть. Я знаю, по меньшей мере, двух архиепископов, которые очень тепло относятся к Сталину, одного архимандрита, многих священников. Дело тут не в какой-то особой любви, а в том, что эти люди видят, сколько Иосиф Виссарионович сделал для государства. Он оставил нам страну, которая до сих пор не разграблена, не разворована. Запас прочности был велик. И за это Сталина надо благодарить.

    Однако никто из ваших единомышленников открыто не выступает. Мы слышим только голоса церковного мейнстрима – того же дьякона Андрея Кураева, отца Всеволода Чаплина и других… Почему же консервативное крыло РПЦ никак не афиширует себя?

    А где получат слово консерваторы? Я пошел к Малахову, но другие вряд ли пойдут туда или, скажем, на «Эхо Москвы». Если консервативное крыло себя и проявит, то - в молчании. А это молчание – все-таки некая масса, которая имманентно, скрытно, может быть, повернет церковный корабль.

    Церковные либералы активно используют интернет, телевидение, рок-концерты. Они стараются говорить с людьми на современном языке, в чем, в принципе, преуспели. А почему бы консерваторам не научиться делать то же самое?

    Либералы более энергичны, они лучше чувствуют запах современности. А мы вовсе не в хвосте у либерального крыла, как может показаться. Мы в глубине. Думаю, что консервативная часть церкви – это нечто ограничивающее тех, кто может слишком далеко зайти. А то ведь можно и службу в рок-концерт превратить.

    Может быть, какие-то молодые люди придут на Шевчука, услышат дьякона Кураева и заинтересуются его проповедью. Потом им надоест эта пена, они захотят пойти поглубже, и тогда придут к нам. Кстати, в наш храм святой Ольги ходит довольно много молодежи, хотя у нас нет рок-концертов, и к тому же до нас не так просто добраться.

    А вообще нужно признать, что консервативная церковь – церковь уходящая. Она постепенно сходит в могилы. Это очень грустно. И остаются эти самые рвущиеся вперед наглые дьяконы. Эти «энергичные люди», по терминологии Шукшина, торжествуют сейчас. К сожалению, никто не может их остановить, что в итоге приведет к перерождению церкви. Но, значит, и на это есть попущение божие. Наверное, есть тут какое-то рациональное зерно, которое мы не можем пока оценить.

    Беседовал Андрей Дмитриев

    фото Михаила Бахмана, игумен Евстафий - крайний справа

    Игумен Евстафий (Жаков) был настоятелем восстанавливаемого в Старой Ладоге на Малышевой горе храма Рождества Святого Иоанна Предтечи. Храм был полностью восстановлен, гостеприимно принимал многочисленных паломников и трудников. Далее - отец Евстафий - настоятель храмов - Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Знаменке, затем - храма Святой Равноапостольной Великой Княгини Российской Ольги в Стрельне. Все эти храмы восстановлены буквально из руин . Сейчас в них проводятся постоянно службы, принимаются паломнические группы, а игумен Евстафий стал настоятелем уже другого храма - пришла пора восстанавливать собор Рождества Святого Иоанна Предтечи в легендарной Шлиссельбургской крепости "Орешек", основанной в 1382 г.
    было....
    Храм Рождества Святого Иоанна Предтечи на Малышевой горе
    стало.



    Настоятель -игумен Евстафий (Жаков)




    Крепкий Орешек

    Игумен Евстафий и иеромонах Гавриил во время Божественной литургии в храме Иоанна Предтечи на острове Орешек. Состоялась первая Божественная литургия в начавшем восстанавливаться храме в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна в крепости Орешек города Шлиссельбурга.

    На развалинах храма Рождества святого Иоанна Предтечи в крепости Орешек города Шлиссельбурга близ Санкт-Петербурга 21 ноября с.г. состоялась первая за последние девяносто лет Литургия. Совершили ее недавно назначенный настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи игумен Евстафий (Жаков) и иеромонах Гавриил, клирик Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
    Не так уж и много найдется в России мест, подобных этому продутому студеными ладожскими ветрами островку.

    У основанной внуком Александра Невского князем Юрием Даниловичем крепости Орешек - героическое прошлое, и понятно, почему шведы так стремились овладеть ею. За девяносто лет оккупации они перевели на свой язык название крепости - она стала Нотебургом - и укрепили цитадель, но 11 октября 1702 года русские войска «разгрызли» шведский орех.

    Говорят, что Петр I послал на остров офицера с приказом командиру штурмующего отряда подполковнику Семеновского полка Михаилу Михайловичу Голицыну отступить. Голицын ответил посыльному: «Скажи Царю, что теперь я уже не его, а Божий», - и велел оттолкнуть от острова лодки. Штурм продолжался. Крепость была взята. Павших во время штурма героев похоронили внутри крепости.
    На стене церкви Иоанна Предтечи была установлена доска в память о них, но потом эту доску увезли в музей города.

    Ну а герой штурма, конечно, не мог знать тогда, что берет крепость, в которую через несколько лет засадят его брата, князя Дмитрия Михайловича Голицына.

    Петр I переименовал вставшую в истоке Невы крепость в Шлиссельбург - «ключ-город», объявляя тем самым, что этим ключом он открывает для России выход к Балтийскому морю.
    Однако новая, придуманная Петром I, задача крепости оказалась ненужной русской истории, потому что не прошло и полгода, как сломан был сам замок. В устье Невы тогда началось строительство Санкт-Петербурга, и хотя Шлиссельбург укреплялся все эти годы, никакого участия в боевых действиях он уже не принимал. Прошло более полутора десятков лет, прежде чем Петр I решил употребить свой «ключ» в тюремных целях.

    Первой узницей Шлиссельбурга он сделал свою сестру, царевну Марью Алексеевну, обвинив ее в заговоре, в котором она не участвовала. А следом за сестрой превратил в узника «города-ключа» и святого благоверного князя Александра Невского, вернее его святые мощи, которые посмели не поспеть в Петербург к празднованию годовщины Ништадтского мира. Решено было не ввозить их в Петербург до следующей годовщины и держать весь год в Шлиссельбургской крепости.
    Переход от воинской доблести к новой специальности нелегко дался старинной русской крепости, и в скрежете тюремного ключа различается нечто большее, чем обыкновенное лишение свободы.
    В 1723 году в крепости случился пожар и святые мощи Александра Невского сильно пострадали в огне, но все равно по воле Петра I были торжественно встречены в Санкт-Петербурге.

    На пер вой Литургии словно молились вместе со всеми от литые в бронзе воины-защитники Шлиссельбургской крепости... Торжественно встретили и другую узницу Шлиссельбурга - Евдокию Лопухину. Ее засадила в крепость императрица Екатерина I, но через год царица Евдокия вышла на свободу, и вышла уже… бабушкой императора Петра II.
    А «город-ключ» продолжал скрежетать, смыкая несмыкаемое, и племянница Петра I Анна Иоанновна заточила в крепость членов Верховного Тайного совета, которые избрали ее на царство: братьев Долгоруких и князя Дмитрия Михайловича Голицына.
    Узником Шлиссельбурга стал и курляндский герцог-временщик Эрнест Иоганн Бирон, сделавшийся после ее кончины регентом при четырехмесячном императоре Иоанне VI Антоновиче. Впрочем, Бирон сидел в Шлиссельбурге всего полгода, а вот Иоанну VI Антоновичу не повезло. Он просидел в крепости «безымянным колодником» девять лет и был убит при попытке поручика Мировича освободить его.
    Кровь безвинного страдальца обагрила древние камни Шлиссельбурга.
    Больше царственных особ в Шлиссельбургскую крепость не сажали.
    Теперь узниками цитадели были участник башкирского восстания мулла Батырша Алеев, убитый при попытке побега, и масон, издатель Николай Иванович Новиков; декабристы: Михаил, Николай и Александр Бестужевы, а также друг Пушкина И.И. Пущин, и другие. Среди них - поляк Валериан Лукасинский, проведший в одиночном заточении почти 38 лет; основатель и вдохновитель «Общества святых Кирилла и Мефодия» Николай Иванович Гулак; известный революционер-анархист Михаил Александрович Бакунин; участник заговора Каракозова Николай Андреевич Ишутин и член центрального национального комитета Польского восстания 1863 года Бронислав Шварце; народовольцы Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер, Т.А. Лопатин и другие.
    В Шлиссельбурге производились теперь и казни.
    10 октября 1884 года у крепостной стены, обращенной к Ладожскому озеру, повесили членов военной организации «Народной воли» офицеров А.П. Штромберга и Н.М. Рогачева, а 8 мая 1887 года - обвиняемых по делу «1 марта» А.И. Ульянова, П.Я. Шевырева и еще трех человек. «Среди русского народа, - сказал тогда Александр Ульянов, - всегда найдется десяток людей, которые настолько горячо чувствуют несчастье своей родины, что для них не составляет жертвы умереть за свое дело. Таких людей нельзя запугать чем-нибудь».
    И слились эти слова со скрипом ключей, открывающих двери злу и мраку, скопившемуся в шлиссельбургских подземельях, и откликнулся на них гимназист в далеком Симбирске, сказавший: «Мы пойдем другим путем».
    Безконечным и кровавым для России оказался этот путь, и вот, кажется, и нет уже давно ни Российской империи, ни СССР, а все еще не кончается эта мучительно долгая дорога.

    Владыко прещедрый! Слыши слова похваляющихся разорити святую веру Православную! Стань в помощь мне! Ты бо еси Бог наш, и на Тя уповаем! - сказал в минуту смертельной опасности для всей

    В разрушенном храме Литургия проходила под открытым небом. Руси святой благоверный князь Александр, собираясь на Невскую битву, и кажется, что только эти слова и способны заглушить недобрый скрежет шлиссельбургских ключей.

    И вот исполнилось время,

    и эти слова зазвучали наконец-то и на студеном ладожском сквозняке…
    И повторил их внучатый племянник повешенного в Шлиссельбурге Александра Ульянова игумен Евстафий (Жаков) (его бабушка Евдокия Александровна Ардашева была двоюродной сестрой братьев и сестер Ульяновых).

    12 октября указом Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, игумен Евстафий назначен настоятелем храма Рождества святого Иоанна Предтечи в крепости Орешек города Шлиссельбурга.

    И слушают эти вечные слова первыми вошедшие в храм бронзовые бойцы стрелковой роты 1-й дивизии НКВД и 409-й морской батареи, которые, продолжая героическую летопись крепости Орешек, обороняли в годы войны и крепость, и эту церковь.

    Почти пятьсот дней небольшой гарнизон держал здесь оборону, и все эти дни реял над колокольней Иоанновского собора советский флаг, и все эти дни совершалась Божия помощь, о которой в минуту смертельной опасности для Руси молился святой благоверный князь Александр Невский.
    И, стоя рядом с бронзовыми защитниками острова, слушаешь эти слова на развалинах открытого ледяному ладожскому ветерку собора Рождества Иоанна Предтечи, и кажется, видишь, как начинают подниматься стены собора, как воздвигаются обрушенные купола, как вершится Чудо Господне…

    Николай Коняев- Шлиссельбург, 01.12.2010


    «...Его Преосвященство призывал меня к себе и, одобряя моё слово вообще, в частности же указал, дабы в проповедях прямого отношения к жизни делать опасался, особливо же насчёт чиновников, ибо от них-де чем дальше, тем и освященнее».

    Н. С. Лесков. «Соборяне»


    Я познакомился с отцом Евстафием (Жаковым) в 1996 году в Старой Ладоге, где он восстанавливал храм Иоанна Предтечи на знаменитой Малышевой горе над Волховом.

    На моих глазах храм возрождался из мерзости запустения, но всё равно, когда смотришь на давние фотографии, трудно поверить, что храм поднимался из тех руин.

    В Старой Ладоге приходилось заниматься не только ремонтом. Однажды летним вечером, когда уже закончилась по-монастырски неспешная служба и отец Евстафий собирался идти закрывать двери, в храм вбежала пьяная, сильно избитая тринадцатилетняя девочка…

    Господи! - закричала она, рухнув на каменный пол. - Божья Матерь! Помогите мне!

    Потом выяснилось, что девочка с трудом вырвалась из сараев на берегу Волхова, куда её затащили взрослые рыбаки и попытались изнасиловать.

    С того самого вечера, занимаясь строительством и ремонтом, совершая богослужения и разыскивая благотворителей, начал создавать отец Евстафий свой «детский приход».

    Он вытаскивал из подвалов заброшенных родителями староладожских детей, принимал к себе «на работу», приучал к церкви...

    Не важно, как человек приходит в церковь. Пусть дети приходят, чтобы заработать здесь что-то, - говорил он. - Ребёнок всё равно изменится в церкви. И обязательно к лучшему.

    Далеко не всем прихожанам нравилось это.

    Чего ходить-то сюда деньги зарабатывать, - возмущалась одна из работающих в церкви женщин, когда я поинтересовался её отношением к «детскому приходу». - Не, не дело это у батюшки затеяно... Мыслимо ли, робят собирать... Милиция на это есть...

    Отец Евстафий не слушал этих «мудрых» советов. И если чудо - возрождение храма в нищем приходе, то создание детского прихода храма Рождества Иоанна Предтечи - двойное чудо.

    Очень скоро детей здесь стало больше, чем взрослых. И не только на службе. Когда завершалась литургия, дети не уходили домой, а собирались в трапезной. Усаживались за длинные столы. Помню, мы тогда попросили детей написать о том, что связывает каждого с этой церковью.

    Набралась целая кипа исписанных детскими каракулями листочков…

    «Я пришла в 1994 году в староладожский храм Иоанна Предтечи. Отец Евстафий иногда, когда у нас чего-нибудь нет, например понравилось платье, - купит. Порвались сапоги - думает над этим вопросом. Нету куртки или шапки - всё думает. От такой доброты и заботы тянет в храм, как магнитная волна. Но на самом деле нас всех тянет ближе к Богу...»

    «Меня зовут Аня. Мне 12 лет. Я выполняю послушание в храме Иоанна Предтечи. Я уже достигла чина младшей псаломщицы. Только в этом храме я поняла, что такое настоящая церковная семья. Наши братья Артемий и Виталий и одиннадцать сестёр. Наш регент Тамара Владиславовна стала нам мамой. Вот и всё. Я бы хотела, чтобы прибавилось братьев и сестёр. И чтобы сделали высокий клирос».

    «Меня зовут Ксения, мне 13 лет. Когда я пришла в храм Иоанна Предтечи, я не знала, как молиться и даже креститься не умела. Я узнала отца Евстафия. Мне нравится ходить в храм на службу. Я завела здесь хороших друзей. А вообще лучше храма и веры в Бога нету ничего лучше».

    Старую Ладогу, когда храм был окончательно восстановлен, отцу Евстафию пришлось покинуть. Услышав, что он покидает их, все дети в храме заплакали...

    Самому иеромонаху Евстафию, прибывшему к новому месту службы, было не до слёз - храм Равноапостольной княгини Ольги в усадьбе Михайловка под Стрельной являл собою тонущие в грудах мусора развалины.

    После войны здесь размещалась птицефабрика, потом делались попытки перестроить церковь под спортивную базу… Переустройства и перестройки кончились тем, что своды алтаря обрушились, кровля галереи оказалась содранной, каменный пол обвалился…

    Поднять без помощи государства этот ГИОПовский памятник архитектуры было нереально. Не приходилось рассчитывать и на материальную помощь епархии…

    Тем не менее отец Евстафий поставил посреди руин крест, как он делал это и раньше в трёх восстановленных им церквях, и в храме Равноапостольной княгини Ольги начались церковные службы. Помню, мела позёмка по полу храма, у стен, поблёскивающих разводами льда, надувало сугробы снега, и особенно проникновенно посреди руин звучали слова проповеди: «Пилат спросил у Христа: "Что есть истина?” - и Спаситель не ответил ему, потому что Он Сам и был ответом на этот вопрос. Господь Сам - Истина, Сам Путь, явленный нам во всей полноте»…