Символом чего является копье? Копье — священный символ Власти Правда ли, что копье Лонгина в Армении

Один из символов мировой оси. Означает также мужское начало, фаллос, дающую жизнь силу, плодородие, воинскую доблесть, жезл волшебника. Атрибут воинов и охотников. У кельтов копье наряду с пращой - это «длинная рука» или Луга. В Китае копье является атрибутом многих второстепенных богов. В христианстве копье символизирует страдания Христа и является атрибутом святых Михаила и Лонгина (центуриона, присутствовавшего при распятии). В греко-римской традиции копье и щит юношей-

эфебов символизировали инициацию и переход в статус взрослых, доблесть взрослого мужчины. Атрибут Афины (Минервы) и Ареса (Марса). У скандинавов выкованное гномами копье, которым пользовался Один, само находило цель.

Атрибут воина и охотника.

Его можно видеть в руке Минервы, Храбрости и Постоянства. Последняя стоит, прислонившись к колонне. Ее привязывает аллегорическая фигура Бронзового века (одного из Веков Человечества).

Дротик с горящим наконечником, вонзенный в грудь святой, идентифицирует мученицу как Терезу. Копье было инструментом мученичества Фомы, апостола, который иногда изображается пронзенным копьем и, умирая, обнимающим крест.

Охотничьим оружием обычно является более тонкое копье (дротик), сделанное для метания, - атрибут богини Дианы и - в портретной живописи - модели, носящей ее имя. Диана де Пуатье (1499-1599), влиятельная возлюбленная Генриха II, короля Франции, изображалась в одеянии и с атрибутами этой богини. Для своей эмблемы (impresa) она выбрала дротик, обвитый лентой с начертанным на ней девизом: "Consequitur quodcunque petit" (лат. - "Что бы он ни преследовал, он это настигнет"). См.т.ж. пика.

Символ войны, а также фаллический символ (8).

Это оружие человека земного предназначения, в отличие, скажем, от меча, который используют в священных целях.

Копье связано с символами кубка или чаши.

С символической точки зрения копье можно сравнить с ветвью, деревом, крестом, а также с обозначением пространственной ориентировки.

Раймунд Луллий в "Записках дворянского ордена" выражает веру в то, что копье дано рыцарю как символ высокой нравственности.

"Окровавленное копье", о котором упоминается в легенде о Граале, иногда трактуется как копье страстных желаний и вожделений, т.е. в смысле Страсти как таковой.

Поскольку копье использовалось для прободения ребра распятого Христа, оно стало одним из символов страстей Господних.

хххе́

Основные значения:

Копье - второе по значению (после меча) оружие древности и Средневековья, символ победы, мужского начала, фаллической мощи и плодородия земли. Сломанное копье - символ войны или опытного воина.
В мифологии народов планеты нашли отражение все эти символические значения. Эмблемой победы служит копье Индры - индуистского бога войны. Копье помогает одержать победу греческой богине мудрости Афине в ее споре с Посейдоном за покровительство над главным городом Аттики: вонзенное в землю, копье Афины зазеленело и превратилось в оливковое дерево. Жители спорного полиса, отведав невиданных дотоле плодов, единодушно присудили победу Афине и назвали свой город в ее честь.
Фаллический символизм прозрачно обозначен в японском мифе о боге-демиурге Идзанаги. Вместе с супругой Идза-нами Идзанаги стоял на небесном мосту и колыхал морские воды своим длинным драгоценным копьем. Капли воды, стекавшие с конца копья, превращались в земную твердь, из которой и образова-лисьЯпонские острова.

В финикийском мифе, посвященном богу бури Хададу, как и в вышеупомянутом греческом мифе об Афине и Посейдоне, копье является символом плодородия. Пробуждая плодородие земли, порывистый Хадад вонзает в нее копье - молнию с зигзагообразным древком.

В мифологии символика копья может принимать и другие значения. Например, в поверьях андаманцев, злой дух Чол ранит людей во время дневного зноя своим невидимым копьем. В данном случае совершенно очевидна ассоциация невидимого копья с солнечным ударом.

В христианской религии копье является символическим олицетворением Страстей Господних, поэтому Святое Копье, называемое также Копьем Судьбы, Копьем Власти и Копьем Лонгина - одна из наиболее почитаемых христианской церковью реликвий.

Легенда приписывает изготовление чудесного копья, появившегося задолго до Рождества Христова, третьему первосвященнику Иудеи, могущественному магу Финеесу. После смерти Финееса магическое копье, якобы способное даровать владельцу беспредельную власть над судьбами мира, пошло, что называется, по рукам. В древней Палестине им владели библейские цари: Иисус Навин, Саул и Ирод. Из покоренной Иудеи магическое копье перешло к римлянам. После того как центурион Лонгин пронзил им бок Спасителя, распятого на кресте, это легендарное оружие приобрело еще большее магическое могущество, и с тех пор его стали именовать Святым Копьем.

Следующими владельцами Святого Копья стали великие римские императоры: Диоклетиан и креститель Константин. После падения Римской империи Святое Копье попало к королям вестготов, а от них - к франкам. Франкские правители Хлодвиг, Дагоберт и Пипин Ге-ристальский с помощью Святого Копья основали и укрепили королевство франков, а Карл Великий, их преемник, победив саксов, аваров, лангобардов и бретонцев, превратил королевство в обширную Франкскую империю. Но однажды он выронил из рук чудесное копье и скончался в тот же день, а его империя вскоре развалилась на части.
После распада Франкской империи Святое Копье таинственным образом исчезает, а затем не менее таинственно обретается во время самого драматичного эпизода Первого крестового похода. Крестоносцы, осажденные в Антиохии несметными полчищами мусульман, оказались на краю гибели. Воины Христа, доведенные голодом до полного отчаяния, уже начали есть вареную мертвечину. Ждать помощи им было неоткуда, и спасти обреченных крестоносцев могло только чудо. И это чудо произошло: провансальский священник Петр Варфоломей, один из участников крестового похода, однажды долго и горячо молился в одной из городских церквей, призывая Господа спасти своих паладинов. Утомленный продолжительной молитвой, священник незаметно для себя заснул. Во сне он увидел апостола Павла, настойчиво указывавшего на землю подле алтаря. Пробудившись, Петр Варфоломей разрыл землю в указанном месте и обнаружил спрятанное там Святое Копье. Весть о чудесной находке быстро облетела все войско крестоносцев, однако многие усомнились в подлинности реликвии. Тогда Петр Варфоломей, дабы убедить маловеров, бесстрашно взошел с найденным копьем на костер и спустя некоторое время вышел из пламени невредимым. Воодушевленные явным покровительством Бога, крестоносцы решились сделать вылазку из крепости. И что же? Им удалось не просто прорваться из осажденного города, как они намечали сначала; могущество Святого Копья помогло им полностью разгромить и обратить в паническое бегство многочисленную армию эмира Кербоги.

От графа Раймунда Тулузского, руководившего вылазкой, магическое копье перешло в руки германского императора Фридриха Барбароссы. Барбаросса с помощью копья усмирил восставшие против его власти итальянские города и изгнал из Рима своего злейшего врага, римского папу. Однако во время Третьего крестового похода Фридрих Барбаросса погиб нелепой смертью - утонул в маленькой, но стремительной горной речке. Около 150 лет после его гибели магическое копье находилось в Святой земле, но крестоносцы, несмотря на это, почему-то терпели одно поражение за другим и в конце концов лишились всех тамошних владений. В середине XIII века, после провала Седьмого крестового похода, французский король Людовик IX Святой привез бесценную реликвию в Европу.

В дальнейшем Святым Копьем завладели Габсбурги, бережно хранившие святую реликвию в Ховбурге, своей главной сокровищнице. Но в 1805 году Наполеон Бонапарт, грезивший о мировом господстве, отнял Святое Копье у их потомков. Счастье не изменяло Наполеону до тех пор, пока копье не было утеряно во время похода на Москву. В 1938 году Копьем Судьбы завладел Гитлер, развязавший чудовищную Вторую мировую войну. Однако реликвия, как видно, не пожелала служить человеконенавистническим устрем-лениям бесноватого фюрера. После разгрома гитлеровской Германии Святое Копье вернулось к прежним владельцам, и до наших дней оно хранится в венской сокровищнице династии Габсбургов.

В иконографии копье (или дротик) - орудие мученичества многих святых: апостол Фома изображается пронзенным копьем и обнимающим перед смертью крест; копье пронзает грудь Иуды Фаддея; в грудь мученицы Терезы вонзен дротик с горящим наконечником. Лонгин пронзает копьем бок распятого Христа.
Копье является неизменным атрибутом римских воинов и военачальников, пострадавших за христианскую веру: Артемия Антиохийского (обезглавлен), Федора Стратилата (распят), Дмитрия Со-лунского (пронзен копьями). Из этого скорбного ряда выпадает лишь иконописный образ св. Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона, но и он был казнен за отказ преследовать единоверцев.
В изобразительном искусстве греческая богиня охоты Артемида (римская Диана) представлена с дротиком в руках и колчаном, полным стрел, за плечами. Богиня Афина изображалась в полном боевом вооружении: в шлеме, с копьем и щитом. Примерно так же художники эпохи Возрождения изображали фигуру аллегорической Храбрости.

В геральдике эмблема копья встречается не часто. Ярким примером из рыцарских времен может служить эмблема, присвоенная фавориткой французского короля Генриха II Дианой де Пуатье. Она изображала летящий дротик, перевитый лентой с начертанным на ней девизом по латыни: «Что бы он ни преследовал, он это настигнет».

В русской городской геральдике эмблема копья, не являясь основной, не имеет и самостоятельного значения. Так, в гербе Москвы копье изображено в руках Георгия Победоносца, а в гербе Ростова-на-Дону оно входит в число наступательного и оборонительного вооружения вместе с мечом, луком, стрелой, кольчугой и шлемом. Изредка эмблема копья встречается в гербах российских дворян (Даудо-вых, Стремоуховых и др.). В современной государственной геральдике эта эмблема не используется.

В военном деле копья применялись еще с доисторической эпохи. Примитивное первобытное копье первоначально представляло собой обыкновенную палку с заостренным и обожженным концом, однако несколько позже на смену этому древнейшему копью пришло другое, усовершенствованное: оно состояло из древка и остроконечного камня, который крепился к древку волокнами растений или кожаными ремешками. Через несколько тысячелетий каменный наконечник был вытеснен металлическим - начинался бронзовый век. Античная эпоха - время подлинного расцвета древнего оружия. В этот период появилось несколько его разновидностей: метательные дротики, ударные копья пехотинцев, колющие кавалерийские пики. Наиболее грозным оружием античности считались македонские сариссы - длиннейшие копья (до 6 метров), которыми вооружались первые шесть рядов македонской фаланги. В бою сариссофоры (солдаты, вооруженные са-риссами) клали их на плечи впереди стоящих. Ощетинившаяся страшными сарис-сами македонская фаланга, наводившая ужас на врага, была непобедима на ровном открытом пространстве, однако на холмистой местности строй фаланги ломался, и тогда сверхдлинные сариссы становились совершенно бесполезными.

В Средние века рыцарские копья делились на два вида: боевые и турнирные. Боевое копье, достигавшее в длину отЗ до 4,5 метра, оснащалось перехватом для руки и металлическим острием, под которым прикреплялся треугольный или четырехугольный значок. Цвета этого значка соответствовали гербовым цветам конкретного рыцаря. Что же касается древка, то лучшим материалом для него считался ясень.
С появлением сверхпрочных цельных металлических доспехов форма боевого копья значительно изменилась: древко стало короче и толще, а к перехвату была добавлена воронкообразная накладка для защиты руки. Как и прежде, под острием крепился гонфанон - треугольный значок. Дротики или сулицы, предназначенные для метания, широко применялись и в эпоху Средневековья, но они никогда не входили в состав рыцарского вооружения - то было оружие простолюдинов.

Тупое турнирное копье, лишенное ме-таллического наконечника, служило главным оружием во время рыцарских состязаний. Несмотря на свою кажущуюся безобидность, турнирное копье представляло тем не менее немалую опасность для рыцаря, выехавшего на ристалище «преломить копья» с условным противником. Действительно, во время столкновения с бронированным всадником турнирные копья часто ломались пополам, но нередко у них обламывались лишь края, и тогда на конце копья образовывался неровный острый отщеп. Если рыцарь не отбрасывал такое деформированное копье, то при следующей сшибке он мог нанести противнику серьезную рану, а то и поразить его насмерть. Так и случилось 1 июля 1559 года на праздничном турнире во Франции, когда капитан шотландской гвардии Габриель де Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II. Отщеп его копья при ударе подбросил вверх забрало королевского шлема и, наискось пронзив правый глаз Генриха, вышел за ухом. Через несколько дней король скончался в страшных мучениях.

В средневековых европейских армиях «копьем» именовалось не только вышеописанное рыцарское оружие, но и небольшое воинское подразделение, наименьшая боевая единица, состоявшая из 3-5 человек: рыцаря, оруженосца, одного или нескольких стрелков. Десятки или сотни таких копий, соединенные под одним штандартом, составляли хоругвь (полк).

Древнерусские ратники использовали копья как ударное и колющее оружие. Длина русского копья составляла около 2 метров. На древко, защищенное иногда металлическим покрытием, насаживали втульчатый наконечник. Наконечники копий были разных форм: трехгранные, четырехгранные, листовидные, но на Руси преобладали удлиненно-треугольные. Для метания русские воины применяли сулицы - полутораметровые дротики с черешковыми кинжаловидными наконечниками. Исконно русским оружием является рогатина - длинное копье с массивным (до 1 кг) наконечником, имевшим форму лаврового листа. Первоначально рогатина использовалась как боевое оружие, но впоследствии чаще применялась при охоте на крупного зверя: медведя или кабана.

Век боевого копья оказался удивительно долгим. Если пехотные отряды копейщиков эффективно действовали на полях сражений лишь до XVIII столетия, то кавалерийские пики дожили даже до начала XX века - русская конница использовала пики еще в период Первой мировой и Гражданской войн.
В наше время копье, «подавшее в отставку» с военной службы, известно лишь как спортивный снаряд. Завуалированное временем имя копья иногда встречается в названиях хорошо известных всем предметов и остается при этом неузнанным. Так, например, пиками по-прежнему называется одна из мастей игральных карт. Мелкая русская денежная единица, введенная в обращение при Елене Глинской, матери Ивана Грозного, до сих пор именуется копейкой, поскольку на ней изображен всадник с копьем - популярнейший в России святой, Георгий Победоносец.

98 0

Один из символов мировой оси. Означает также мужское начало, фаллос, дающую жизнь силу, плодородие, воинскую доблесть, жезл волшебника. Атрибут воинов и охотников. У кельтов копье наряду с пращой - это длинная рука или Луга. В Китае копье является атрибутом многих второстепенных богов. В христианстве копье символ изирует страдания Христа и является атрибутом святых Михаила и Лонгина (центуриона, присутствовавшего при распятии). В греко-римской традиции копье и щит юношей-эфебов символизировали инициацию и переход в статус взрослых, добпесть взрослого мужчины. Атрибут Афины (Минервы) и Ареса (Марса). У скандинавов выкованное гномами копье, которым пользовался Один. само находило цель.


Значения в других словарях

Копьё

колющее или метательное оружие. Применялось во время войны и на охоте большинством народов мира (см. также Дротик, Копьеметалка). Появилось в эпоху Палеолита. Первоначально представляло собой палку с заострённым концом; в дальнейшем состояло из древка длина от 1,5 до 5 м и наконечника (в каменном веке - каменного или костяного, с эпохи бронзы - металлического). Особенно широкое распространение К. ...

Копье

КОПЬЕ -1) колющее оружие - древко с каменным, костяным или металлическим наконечником. Известно с эпохи раннего палеолита; в древнем мире и в средние века - главное оружие пехоты и конницы.2) Легкоатлетический снаряд для метания; деревянное или металлическое древко с острым наконечником; длина 2,6-2,7 м (для мужчин) и 2,2-2,3 м (для женщин), масса 0,8 и 0,6 кг (соответственно). ...

Копье

в простейшем своем виде заостренная палка. Для большей твердости заостренного конца он иногда обжигается на огне (в Австралии, Меланезии, Америке, у древних германцев - по Тациту), чаще же к древку прикрепляется наконечник из более твердого дерева, камня, кости или металла. Иногда этот наконечник длинный (до 1/4-1/3 длины всего копья) - напр., в римском pilum и французском angon; обычно он короче, ...

Копье

1) колющее оружие - древко с каменным, костяным или металлическим наконечником. Известно с эпохи раннего палеолита; в древнем мире и в средние века - главное оружие пехоты и конницы.2) Легкоатлетический снаряд для метания; деревянное или металлическое древко с острым наконечником; длина 2,6-2,7 м (для мужчин) и 2,2-2,3 м (для женщин), масса 0,8 и 0,6 кг (соответственно). ...

Копье

или копие ср. обоюдоострое железко на древке ратовище, пика, южн. дротик, оружие, бол. конное. Пешее копье: бердыш, протазан, алебарда, копье с топорком; охотничье: рогатина; копье для метания: бросковое, швырковое, метное, одноручное. Копье состоить из наваренного сталью железка (трехгранного, плоского, треугольного), древка, ратовища, копеища, копьища, вдоль верхнего конца которого иногда кладут...

Копьё

1. ср.1) Холодное-колющее или метательное-оружие в виде длинного древка с острым металлическим наконечником.2) Легкоатлетический снаряд для метания, имеющий вид такого оружия.3) Охотничье оружие в виде длинного шеста с заточенным концом.2. ср. устар.Лицевая сторона монеты, на которой изображался орел или вензель (это название обычно употреблялось при игре в орлянку). ...

Символ Копья как знака Верховной Власти знаком человечеству с давних пор.

Копье имело солярный и космологический смысл и соотносилось с Мировой Осью . Кроме того, оно воспринималось как фаллический символ. В этом смысле Копье означает также мужское начало, дающую жизнь силу, плодородие, воинскую доблесть, а также — Жезл Мага. Фаллическое значение Копья может быть проиллюстрировано ведийским космогоническим мифом о пахтании молочного океана копьем или орфическим повествованием о мировом яйце, разбиваемом копьем.

Копье — непременный атрибут воинов и охотников, позволяющее поражать жертву на расстоянии. Копье, пущенное в мишень, олицетворяет достижение цели и преодоление пространственных границ.
Таким образом Копье приобретает символ Мужественности во всех ее аспектах — экспансивности, жизненности, властности.

Еще один важный аспект символизма Копья — его жертвенное значение. Копье, как символ экспансивности Великого Отца используется для Жертвоприношения, то есть дифференциации божества, его вхождения в материю. С этой точки зрения большой интерес представляет миф о поражении этим копьем божества.

Мифологии разных стран и народов упоминают священные копья.

Угаритский бог Неба, грозы и плодородия Баал изображается с молнией-копьем, поражающим землю (образ эротического единения двух начал).


В древнеегипетской мифологии известно Копьё Гора, которое благословила богиня Нейт. «Его крючки — лучи солнца, его острия — когти Мафдет» (богини наказания).

По греческим преданиям, из древка копья Зевс создал в медном веке могучих людей. Копье стало оружием земной агрессии, нападения и войны. Люди медного века любили сражения и часто вели войны.

Они все погибли в кровопролитных битвах в стране Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа, другие пали под Троей. Но большинство из них оказалось в подземном мире, в царстве теней или поселилось на краю земли, вдали от живых людей. Это произошло в конце бронзового века, когда оружие стали делать из железа, а не из меди.

В античном мире, если появлялся курьер и на конце его копья был венок — это обозначало победу; если — птичье перо, то — знак поражения, несчастья. Телеф, сын Геракла, был ранен копьем Ахилла и мог вылечиться только благодаря прикосновению того же самого копья к своей ране.

В греческой мифологии известно также волшебное копье Прокриды, которое ей подарила Артемида. Это копье само попадало в цель и само возвращалось к тому, кто его бросал. Этим же копьем, не знающем промаха, муж Прокриды по ошибке ее убил. Афина в споре с Посейдоном за обладание Аттикой ударила в землю копьем, и на этом месте произросла олива.

Позитивный смысл копья: если оно пущено с красотой, то летит далеко; если копье обвито виноградом, служит подпоркой лозе, то государство, в котором копья служат подпорками виноградников, процветает.

Овидий упоминает о брачном ритуале, когда обратным концом древка проводят пробор на голове девушки-невесты. Пиндар приводит легенду о Кенее, который требовал, чтобы копье почитали и поклонялись ему. Древко копья, которое пустило побеги — это история копья Ромула, рассказанная Овидием в метаморфозах. Оно пустило корни на Палантинском холме и символизировало зависимость верховной власти от божественной воли.

Однако наибольшую известность приобрели три копья европейской мифологии — Копье Одина (Гунгнир), Копье Лугга (Ассал) и Копье Лонгина (Копье Судьбы).

Копьё Одина — Гунгнир (датск., норв., швед. Gungner) было изготовлено двумя гномами братьями Ивальди (в некоторых источниках упоминается Первоцверг Двалин), чтобы показать Асам мастерство подземного народа. Оно обладало волшебным свойством поражать любую цель, пробивая самые толстые щиты и панцири и разбивая на куски самые закаленные мечи, и после броска, возвращаясь к своему владельцу. Именно бросок Гунгнира возвестил начало Первой войны — войны между Асами и Ванами.

Гунгнир может обжечь руку того, кому не принадлежит.
Вместе с тем, именно Гунгниром Один пригвоздил себя к Мирвому ясеню и девять дней пробыл в состоянии между жизнью и смертью, после чего обрел знание Мистерии Рун.

Одним из магических предметов Племен Богини Дану было копьё Лугга, которое всегда даровало победу своему обладателю.

Копье Луга было принесено из города Гориаса, одного из городов-прародины Туатта де Данаан. Это копье (иначе — копье Ассал), по преданию, добыли Лугу так называемые три бога ремесла.
Это копье имело солярный и космологический смысл и соотносилось с Мировой Осью.
В валлийских легендах Лугг (известный там как Ллеу) был поражен копьем, когда стоял одной ногой на краю котла, а другой на спине козла, причем он пал жертвой предательства со стороны своей жены, Блоддведд. Пронзенный копьем он превратился в Орла, который взлетел и сел на дуб, который также был Древом Мира.

Копье, которым римский легионер Гай Кассий нанес «удар милосердия» распятому Христу, наряду с Туринской плащаницей считается важнейшей святыней христианства. Оно вобрало в себя все черты символизма копья как знака верховной власти и обогатилось новыми.

Это копье, омытое святой кровью, приобрело, по мнению верующих, необыкновенные магические свойства. Копье Лонгина избавило Спасителя от мучений, и именно поэтому стало священным.
Сегодня в различных церквях и музеях мира хранится несколько реликвий, которые считаются Копьем Судьбы. Наиболее известны три.

1. Ватиканское копье хранится в Соборе святого Петра в Риме, куда попало в XVIII веке из Парижа, где оно хранилось, как считается, со времен Крестовых походов. Оно отождествляется с копьём, хранившимся в Константинополе, а прежде в Иерусалиме, по крайней мере с V века.

2. Армянское Копье — хранится в сокровищнице Эчмиадзина, где находится с XIII века. До этого времени хранилось в Гегардаванке, куда, по преданиям, было привезено апостолом Фадеем. Гегардаванк дословно переводится как Монастырь Копья.

3. Венское Копье ведет историю со времен Отгона I (912 — 973 годы). Характеризуется вкраплением металла, которое считается гвоздем распятия. После аншлюса Австрии Адольф Гитлер вывез копье в Германию и поместил в Нюрнберге. Считается, что оно было возвращено Австрии генералом США Джорджем Паттоном и в настоящее время находится в Императорской сокровищнице. Но достоверно об этом никто не знает.

Древнее пророчество гласит: «Владеющий этим Копьем и разумеющий, каким силам оно служит, держит судьбу мира в своих руках — добрых или злых». Копье Судьбы награждало владельца способностью утверждать добро, добиваться побед и совершать свехчеловеческие поступки.

Говорят, что выковал это Копьё для своих тайных целей третий первосвященник Иудейский, сын первосвященника Елеазара и внук Аарона, маг и каббалист Финеес. Активный общественный деятель, если нужно — воинский начальник, не чуравшийся собственноручно казнить отступников, Финеес неоднократно входил в сношение с силой, именовавшейся в те времена богом, и возвещал его волю своему народу. Копьё на протяжении всей его жизни помогало достигать цели, недоступные простым смертным. С годами слава могущественной реликвии только росла, и ещё больше росло число претендентов на обладание. Его держал в руках Иисус Навин, глядя на рушащиеся стены Иерихона. Царь Саул метнул магический талисман в юного Давида. Ирод Великий, опираясь на Копьё, отдал приказ об истреблении невинных младенцев. Потом по воле провидения оно оказалось в руках римского центуриона Гая Кассия, и умерший Христос обрёл вечную жизнь.

Потомственный солдат, вынужденно ставший соглядатаем, получил свое копье по наследству. Согласно «Евангелию от Никодима», его дед получил оружие из рук Юлия Цезаря за храбрость, проявленную во время Галльской войны. После смерти Иисуса, по одному преданию, Гай Кассий попросился в отставку, примкнул к последователям Христа и закончил свои дни отшельником в древнем городе Мазака в Каппадокии — ныне турецкий город Кайсери (искаженное название «Кесария»).

Потом копье попало к Иосифу Аримофейскому, который вместе с чашей крови Христа (Святой Грааль), вывез Святое Копье в Британию, передав некой легендарной личности, оставшейся в истории как «Король-рыболов». Он же стал и хранителем Святого Грааля. Владения копьем сыграло с «Королем-Рыболовом» злую шутку — он стал евнухом.

Легенды гласят, что владели Копьем и римские цезари Диоклетиан и Константин (III — IV века); энергичные короли вестготов, сокрушители Римской империи, такие, как Одоакр (V век); длинноволосые Меровинги,среди которых особняком стоит креститель Франции (496 г.), жестокий и неразборчивый в средствах Хлодвиг, внук того самого Меровея; а также последний деятельный лидер из этой династии, прозванный за рассудительность и прозорливость Соломоном франков, Дагоберг I (629 — 639): Пипин Геристальский (вторая половина VII века) по прозвищу Боевой Молот, прадед знаменитого Карла Великого и сам легендарный объединитель Европы — Шарлемань — для французов и Карл Гроссе — для немцев (742 — 814).

По легенде, вождь гуннов Аттила, прозванный «Бичом Божиим» (ок. 406-453 гг.), подступил к воротам Рима, но папа Лев I сумел откупиться от грозного противника. Прежде чем уйти от осажденного города, Аттила прискакал к группе римских воинов и бросил к их ногам пику. Осадив коня, вождь гуннов якобы воскликнул: «Забирайте свое священное копье — мне оно не в помощь, ибо я не знаю Того, кто освятил его».

Карл Великий, вполне возможно, мог видеть и даже держать в руках подлинное Копьё. В 799 и 800 годах патриарх Иерусалимский, желая инициировать крестовый поход, направлял к нему своих гонцов с благословением и священными реликвиями, среди которых, между прочим, были ключи от Гроба Господня и ключи от самого Иерусалима. Карл на уговоры не поддался и отделался дорогими подарками, а также крупными денежными пожертвованиями. Последнюю попытку монахи с горы Сион сделали в 803 году. С тайной миссией к Шарлеманю в Зальцбург прибыли двое. Есть версия, что во время уговоров как последний довод они продемонстрировали ему мощь Священного Копья. Карл Великий выиграл 47 сражений, в каждое из которых, по легенде, брал копье. Когда император возвращался из Саксонии, по небу пронеслась комета, его конь пугливо рванулся в сторону и сбросил седока. Копье, которое Карл держал в левой руке, упало в грязь. Вскоре король скончался.

Документальная история Копья Судьбы начинается 14 июня 1098 года в Антиохии. Ее подробно изложил непосредственный очевидец тех событий, летописец и каноник Раймунд Агильский. Согласно его летописанию, участнику Крестового похода, провансальскому крестьянину Петру Бартоломею несколько раз являлся святой Андрей и указывал место, где было зарыто Копье Судьбы. Он также требовал, чтобы об этом непременно было доложено доблестному рыцарю Раймунду, графу Тулузскому.

Одолев в конце концов все преграды и выполнив многочисленные условия, группа рыцарей, помолясь, приступила к раскопкам в соборе Святого Петра. И все произошло, как и было предсказано. Найденное Копье не замедлило продемонстрировать разуверившимся свою чудодейственную силу: неприятельские укрепления стали сдаваться одно за другим крестоносцам, последнее время терпевшим военные поражения. С божественной помощью вскоре пал даже Иерусалим.

В Европу, в Париж, Копьё Лонгина из Святой земли доставил Людовик Святой (1214—1270). С этого момента почти все известные императоры владели им.

Один британский историк, написавший монографию о короле Богемии Карле IV, рассказал, что в цистерцианском монастыре в горах Тироля его свита обнаружила наконечник копья, пронзившего тело Спасителя. К сожалению, этот сэр не объяснил, как копье оказалось в стенах обители.

Именно Карл IV первым назвал находку «Копьем Господа». Он повелел покрыть золотом потускневшее серебро, и заменить прежнюю надпись на более точную — «Копье и Гвоздь Христовы». Реликвию выставили на всеобщее обозрение в Пражском замке. Император Сигизмунд Люксембургский (1368—1437), при котором расправились с чешским реформатором Яном Гусом, перевез копье из Праги в Нюрнберг. Перемещение ценностей осуществлялось довольно оригинально — их спрятали под грудой рыбы, погруженной на простую телегу, которую сопровождали 4 человека. Кроме копья там находились зуб Иоанна Крестителя, мощи святой Анны и кусочек деревянных яслей, куда, по преданию, Мария положила младенца Христа.

Чтобы реликвия не досталась Бонапарту, городской совет Нюрнберга решил временно укрыть имперские сокровища в Вене. Миссию осуществил регенсбергский барон фон Гугель, который после распада в 1806 году Священной Римской империи, продал имперские сокровища австрийскому императорскому дому Габсбургов.

Наполеон, одержавший победу при Аустерлице, тут же потребовал, чтобы ему доставили знаменитый талисман. Он не расставался с ним, пока не пошёл войной на Россию. А Копьё тем временем выкрали, что и послужило причиной его поражения.

Гитлер был хорошо знаком с легендой о Копье и несколько раз видел копье в одном из венских музеев. Оно так его впечатлило, что он еще тогда решил им завладеть и править с его помощью миром. Сразу же после аннексии Австрии копье было занесено в список «личных реликвий фюрера» и вывезено в Рейх. Генрих Гиммлер жаждал обладать реликвией, которая, согласно легенде, наделяла его владельца магическими способностями, но ему пришлось довольствоваться копией, которая по его приказу была сделана еще в 1935 году и помещена в замок Вевельсбург.

Завладев Священным Копьём, нацисты очень тщательно хранили его в Нюрнберге вместе с другими сокровищами, выстроив для этого специальное сооружение со сложной системой охранной сигнализации. Существует версия, согласно которой после поражения сливки германской нации вместе со всеми священными реликвиями (в том числе и с Копьём Власти) на нескольких подводных лодках скрылись в Антарктиде, где в районе Земли Королевы Мод ими заблаговременно был подготовлен подземный город. И все летающие тарелки, которые стали появляться только после 1947 года, не что иное, как дело рук живущих там людей, владеющих неизвестными нам технологиями.

В результате мастерски проведённой операции (немцы попытались вывезти Копьё и ещё два священных предмета как раз перед падением Нюрнберга, но по очень странному стечению обстоятельств именно «копьё св. Маврикия» они, при своём педантизме, вдруг перепутали с «мечом св. Маврикия») американская седьмая армия генерала Пэтчиза овладела и городом и сокровищами. Узнав о Копье Лонгина, сюда немедленно примчался самый легендарный и самый странный генерал армии США — Паттон. Веривший в реинкарнацию и магию, несколько лет занимавшийся поисками Святого Грааля, он очень хорошо понимал, что держит в руках, потому что сказал сопровождавшим его офицерам, что для человечества наступают трудные времена.

Символ воинственности, агрессивной активности (в скандинавской мифологии Один, бросив копье в направлении войска противников, положил начало первой войне между богами), а также фаллический символ.

Последнее значение может быть проиллюстрировано ведийским космогоническим мифом о пахтании молочного океана копьем или орфическим повествованием о мировом яйце, разбиваемом копьем.

Угаритское божество грозы и плодородия Баал изображается с молнией-копьем, поражающим землю (еще один образ эротического единения двух начал). Копье в христианстве выступает как орудие страстей Господних, затем оно нередко трактуется как символ желания и вожделения, страсти как таковой, в некотором роде наследуя более древнюю символику,

В целом копье по своим символическим функциям близко стреле. В силу своей формы оно может быть сопоставлено с деревом, крестом, колонной и другими аналогами мировой оси. Копье, пущенное в мишень, олицетворяет достижение цели и преодоление пространственных границ.

Из древка копья Зевс создал в медном веке могучих людей. Копье стало оружием земной агрессии, нападения и войны. Люди медного века любили сражения и часто вели войны. Они все погибли в кровопролитных битвах в стране Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа, другие пали под Троей. Но большинство из них оказалось в подземном мире, в царстве теней или поселилось на краю земли, вдали от живых людей. Это произошло в конце бронзового века, когда оружие стали делать из железа, а не из меди.

В античном мире, если появлялся курьер и на конце его копья был венок – это обозначало победу; если – птичье перо, то – знак поражения, несчастья. Телеф, сын Геракла, был ранен копьем Ахилла и мог вылечиться только благодаря прикосновению того же самого копья к своей ране.

Символично копье римского легионера Лонгина, добившего Иисуса Христа и покончившего с его земными страданиями. Это можно выразить таю убивают все, приканчивает последний.

Это не только акт сострадания, но и древний ритуал, где жертву прокалывали непременно копьем. Но есть и обратное символическое действие, когда Парсифаль исцеляет копьем, смочив наконечник в чаше Грааля.

В греческой мифологии известно волшебное копье Прокриды, которое ей подарила Артемида. Это копье само попадало в цель и само возвращалось к тому, кто его бросал. Этим же копьем, не знающем промаха, муж Прокриды по ошибке ее убил. Афина в споре с Посейдоном за обладание Аттикой ударила в землю копьем, и на этом месте произросла олива.

Позитивный смысл копья: если оно пущено с красотой, то летит далеко; если копье обвито виноградом, служит подпоркой лозе, то государство, в котором копья служат подпорками виноградников, процветает. Овидий упоминает о брачном ритуале, когда обратным концом древка проводят пробор на голове девушки-невесты.

Пиндар приводит легенду о Кенее, который требовал, чтобы копье почитали и поклонялись ему. Древко копья, которое пустило побеги – это история копья Ромула, рассказанная Овидием в метаморфозах. Оно пустило корни на Палантинском холме и символизировало зависимость верховной власти от божественной воли.

Известно копье Луга – бога островных и континентальных кельтов. Луг был искусен во многих ремеслах. Это копье, принесенное из Горласа, имело солярный и космологический смысл, соотносясь с axis mundi (мировой осью). Ирландский Луг имеет аналогичную параллель в индийской традиции в виде Вишвакармана, тоже господина всех ремесел. Копье Луга было, возможно, прототипом копья в цикле святого Грааля.