Битва Александра Македонского с Дарием. Мозаика из Помпей. Секреты мозаики древних Помпей Обнаружение и сохранность

Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.

Обнаружение и сохранность

Мозаика была обнаружена 24 октября 1831 года при раскопках античных Помпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в 1843 году в Национальный археологический музей Неаполя , где и хранится по настоящее время. Сначала мозаика была выложена на полу, как в её оригинальном виде; около мозаику поместили на стену для лучшего обзора. На полу дома Фавна в выложили копию мозаики. Размеры грандиозной картины составляют 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.

Изображённый на мозаике царский доспех Александра реконструирован в фильме Оливера Стоуна «Александр» . Доспех украшен на груди горгонейоном , изображением головы горгоны Медузы . Часть мозаики, где изображены телохранители Александра из гетайров, не сохранилась, и только беотийский шлем гетайра с позолоченным венком передает внешний вид прославленных античных всадников. Также повреждён фрагмент с изображением штандарта персидских войск.

Иконография

Мозаика изображает сражение между Александром Македонским и персидским царём Дарием III . В композиционном отношении в центре картины доминирует Дарий . Взгляд его широко раскрытых от ужаса глаз направлен влево, где копьё Александра пронзает одного из телохранителей персидского царя. Правой рукой умирающий ещё пытается обхватить смертельное оружие, словно хочет вынуть его из своего тела, но его ноги уже подкашиваются, и он опускается на своего истекающего кровью вороного коня. Сам Дарий с растерянным лицом, безоружный, пытается развернуть свою колесницу. Его протянутая с сочувствием, но тщетно правая рука и отчаянный взгляд адресованы смертельно раненому воину, который бросился между ним и атакующим Александром. Однако и взгляд, и жест Дария в равной мере относятся и к приближающемуся Александру. Сам персидский царь уже перестал бороться и поэтому становится пассивной жертвой в атмосфере всеобъемлющего ужаса.

Македонский царь, наоборот, самым активным образом предопределяет события на поле битвы. Александр без шлема , в роскошном льняном доспехе, верхом на своём Буцефале он пронзает тело врага копьём, не бросив даже взгляда на свою жертву. Взгляд его широко открытого глаза сосредоточен на Дарии; даже взгляд Горгоны на его горгонейоне обращён в сторону испуганного врага, словно стремясь ещё больше усилить это мощное гипнотическое воздействие. Портрет Александра соответствует так называемому лисипповскому типу, к которому причисляют, например, и статую головы Александра из Лувра . Здесь отсутствует традиционная идеализация Александра, который зачастую изображался с длинными локонами и полными, мягкими чертами лица как воплощение образа Зевса , бога Солнца Гелиоса или Аполлона .

Вокруг Александра по похожим на колпаки шлемам можно распознать лишь несколько македонцев - в том числе и из-за разрушения мозаики. Однако преобладающая часть картины - примерно три четверти всей площади - отводится персам. На персах надеты характерные для Центральной Азии доспехи, похожие на чешую или панцири из пластинок. Они закрывают всё тело и состоят из железных или бронзовых палочек прямоугольной формы, стянутых между собой вверху, внизу или по бокам шнурами. Изображённый под очень смелым ракурсом, один из персов пытается обуздать испуганного коня прямо перед Дарием; вероятно, этот конь принадлежал одному из павших наземь воинов. Лицо умирающего, на которого как раз наезжает колесница Дария, отражается в его щите; это единственное лицо на мозаике, взгляд которого устремлён на зрителя.

Изобразительными средствами в мозаике отражён переломный момент битвы. С одной стороны, показано превосходство Александра. Его царственная осанка и самообладание, которые находят отражение в его широко раскрытом глазе и в вонзающемся в тело врага копье, оказывают такое ошеломляющее и подавляющее воздействие на его противников, что они в панике обращаются в бегство. С другой стороны, положение тела Дария, трое борющихся перед ним персов, многочисленные копья, устремлённые под углом влево и вверх, всё ещё отражают первоначальную линию наступления персов, что отдаёт должное противнику македонцев. Вместе с тем три копья у правого края мозаики намечают движение в противоположную сторону. Встречное движение этих вражеских линий повторяется, кстати, во многих отношениях в стволе и ветвях голого дерева.

Интерпретация боя в мозаике совпадает с имеющимися у нас историческими сведениями: в обоих генеральных сражениях похода в Азию (при Иссе и при Гавгамелах исход битвы Александр решал путём решительного тактического манёвра. В каждом случае он устремлялся во вражеские наступательные линии в окружении своих конных гетайров , сламывал сопротивление таким внезапным нападением и совершенно неожиданно появлялся перед Дарием, который затем и спасался бегством.

Доказательств того, что на мозаике изображён сюжет сражения при Иссе , не обнаружено (кроме схожих описаний битвы у Арриана и Курция). Возможно символический бой не привязан к какой-либо конкретной битве, но призван прославить подвиги Александра в азиатском походе, представить типологию его победы.

Прообраз

В смысле иконографии сходство с мозаикой имеет рельеф на царском Сидонском саркофаге (IV век до н. э.), который также изображает схватку Александра с персами; вероятно, оба памятника восходят к общему первоисточнику. Помпейское произведение считается копией мастеров александрийской школы мозаики с живописного древнегреческого полотна, исполненного в другой технике. Греческий оригинал, видимо, упомянут древнеримским писателем Плинием Старшим («Естественная история», 35.110) как работа по заказу македонского царя Кассандра , выполненная Филоксеном из Эретрии, греческим художником конца IV в. до н. э. Временная привязка создания картины, сделанная из литературных данных, подтверждается манерой исполнения с ограниченным набором использованных цветов и способом рисования, характерным для раннеэллинистического времени.

Напишите отзыв о статье "Битва при Иссе (мозаика)"

Литература

  • Kleiner, Fred S. Gardner"s Art Through the Ages: A Global History. - Cengage Learning, 2008. - С. 142. - ISBN 0495115495 .
  • Bernard Andreae: Das Alexandermosaik . Reclam, Stuttgart 1967.
  • Michael Pfrommer: Untersuchungen zur Chronologie und Komposition des Alexandermosaiks auf antiquarischer Grundlage . von Zabern, Mainz 1998 (Aegyptiaca Treverensia. Trierer Studien zum griechisch-römischen Ägypten 8), ISBN 3-8053-2028-0 .
  • Klaus Stähler: Das Alexandermosaik. Über Machterringung und Machtverlust . Fischer-Taschenbuch-Verlag, Frankfurt am Main 1999, ISBN 3-596-13149-9 .
  • Paolo Moreno, La Bataille d’Alexandre , Skira/Seuil, Paris, 2001.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Битва при Иссе (мозаика)

«Куда он ушел? Где он теперь?..»

Когда одетое, обмытое тело лежало в гробу на столе, все подходили к нему прощаться, и все плакали.
Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг.
Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними.

Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли.

После Бородинского сражения, занятия неприятелем Москвы и сожжения ее, важнейшим эпизодом войны 1812 года историки признают движение русской армии с Рязанской на Калужскую дорогу и к Тарутинскому лагерю – так называемый фланговый марш за Красной Пахрой. Историки приписывают славу этого гениального подвига различным лицам и спорят о том, кому, собственно, она принадлежит. Даже иностранные, даже французские историки признают гениальность русских полководцев, говоря об этом фланговом марше. Но почему военные писатели, а за ними и все, полагают, что этот фланговый марш есть весьма глубокомысленное изобретение какого нибудь одного лица, спасшее Россию и погубившее Наполеона, – весьма трудно понять. Во первых, трудно понять, в чем состоит глубокомыслие и гениальность этого движения; ибо для того, чтобы догадаться, что самое лучшее положение армии (когда ее не атакуют) находиться там, где больше продовольствия, – не нужно большого умственного напряжения. И каждый, даже глупый тринадцатилетний мальчик, без труда мог догадаться, что в 1812 году самое выгодное положение армии, после отступления от Москвы, было на Калужской дороге. Итак, нельзя понять, во первых, какими умозаключениями доходят историки до того, чтобы видеть что то глубокомысленное в этом маневре. Во вторых, еще труднее понять, в чем именно историки видят спасительность этого маневра для русских и пагубность его для французов; ибо фланговый марш этот, при других, предшествующих, сопутствовавших и последовавших обстоятельствах, мог быть пагубным для русского и спасительным для французского войска. Если с того времени, как совершилось это движение, положение русского войска стало улучшаться, то из этого никак не следует, чтобы это движение было тому причиною.
Этот фланговый марш не только не мог бы принести какие нибудь выгоды, но мог бы погубить русскую армию, ежели бы при том не было совпадения других условий. Что бы было, если бы не сгорела Москва? Если бы Мюрат не потерял из виду русских? Если бы Наполеон не находился в бездействии? Если бы под Красной Пахрой русская армия, по совету Бенигсена и Барклая, дала бы сражение? Что бы было, если бы французы атаковали русских, когда они шли за Пахрой? Что бы было, если бы впоследствии Наполеон, подойдя к Тарутину, атаковал бы русских хотя бы с одной десятой долей той энергии, с которой он атаковал в Смоленске? Что бы было, если бы французы пошли на Петербург?.. При всех этих предположениях спасительность флангового марша могла перейти в пагубность.
В третьих, и самое непонятное, состоит в том, что люди, изучающие историю, умышленно не хотят видеть того, что фланговый марш нельзя приписывать никакому одному человеку, что никто никогда его не предвидел, что маневр этот, точно так же как и отступление в Филях, в настоящем никогда никому не представлялся в его цельности, а шаг за шагом, событие за событием, мгновение за мгновением вытекал из бесчисленного количества самых разнообразных условий, и только тогда представился во всей своей цельности, когда он совершился и стал прошедшим.
На совете в Филях у русского начальства преобладающею мыслью было само собой разумевшееся отступление по прямому направлению назад, то есть по Нижегородской дороге. Доказательствами тому служит то, что большинство голосов на совете было подано в этом смысле, и, главное, известный разговор после совета главнокомандующего с Ланским, заведовавшим провиантскою частью. Ланской донес главнокомандующему, что продовольствие для армии собрано преимущественно по Оке, в Тульской и Калужской губерниях и что в случае отступления на Нижний запасы провианта будут отделены от армии большою рекою Окой, через которую перевоз в первозимье бывает невозможен. Это был первый признак необходимости уклонения от прежде представлявшегося самым естественным прямого направления на Нижний. Армия подержалась южнее, по Рязанской дороге, и ближе к запасам. Впоследствии бездействие французов, потерявших даже из виду русскую армию, заботы о защите Тульского завода и, главное, выгоды приближения к своим запасам заставили армию отклониться еще южнее, на Тульскую дорогу. Перейдя отчаянным движением за Пахрой на Тульскую дорогу, военачальники русской армии думали оставаться у Подольска, и не было мысли о Тарутинской позиции; но бесчисленное количество обстоятельств и появление опять французских войск, прежде потерявших из виду русских, и проекты сражения, и, главное, обилие провианта в Калуге заставили нашу армию еще более отклониться к югу и перейти в середину путей своего продовольствия, с Тульской на Калужскую дорогу, к Тарутину. Точно так же, как нельзя отвечать на тот вопрос, когда оставлена была Москва, нельзя отвечать и на то, когда именно и кем решено было перейти к Тарутину. Только тогда, когда войска пришли уже к Тарутину вследствие бесчисленных дифференциальных сил, тогда только стали люди уверять себя, что они этого хотели и давно предвидели.

Знаменитый фланговый марш состоял только в том, что русское войско, отступая все прямо назад по обратному направлению наступления, после того как наступление французов прекратилось, отклонилось от принятого сначала прямого направления и, не видя за собой преследования, естественно подалось в ту сторону, куда его влекло обилие продовольствия.

В Древнем Риме мозаику повсеместно использовали для украшения интерьеров общественных зданий и частных домов.Спрос на нее был очень высок, поэтому качество могло быть разным.

Мозаику делали из натурального камня...

Или смальты - цветного стекла.

В отличие от Древнего Египта, Междуречья и др. древних цивилизаций, в Древнем Риме, как и в Древней Греции, использовали объемно-пространственный принцип изображения.

В древнеримской живописи, и мозаике в том числе, используются практически все жанры.
Самыми популярными были мифологический и бытовой жанры.

Одиссей. Мозаика из Дома Одиссея и Диониса в Дугге. III в.

Эту мозаику можно отнести как к бытовому жанру, так и к групповому портрету.

Философы. Мозаика из Неаполитанского археологического музея.

Исторический жанр встречается гораздо реже, но зато какое качество!


Битва при Исе. Помпеи.

Портреты, особенно женские, часто идеализированы.

Натюрморт - один из популярнейших жанров. Особенно любимы дары моря.

II век. Музей Ватикана.

Птиц и животных римские художники изображали очень часто.
Они всегда узнаваемы и очень выразительны.
Мозаика из Неаполитанского археологического музея.

Мозаичные картины часто были окружены широкой орнаментальной рамой.
Мозаика из Британского музея.

Нередки были и собственно орнаментальные мозаики. Разнообразие орнаментов поражает.

Александр Македонский и Дарий в Битве при Иссе.Дом Фавна.Помпеи,ок. 100 до н. э.
Мозаика. 313 ; 582 см,Национальный археологический музей, Неаполь

Многие из наиболее интересных мозаик Помпей хранятся сейчас в Национальном Археологическом музее Неаполя. Но и в самих Помпеях можно увидеть необыкновенные картины, выложенные из цветного камня. Во многих композициях поражает тщательность подбора цвета и размер мозаичных элементов - всего несколько миллиметров.

Наиболее известная мозаика Помпеи - Битва при Иссе из Дома Фавна. Знаменитой сделало мозаику не только изображение Александра Македонского, но и художественная глубина образов, динамика всей картины, пронесенные через тысячелетия эмоциональность и драматизм.

Сюжет мозаики - один из ключевых моментов истории древней цивилизации. Битва армии Александра Македонского с войском персидского царя Дария открыла великому полководцу дорогу на восток, в Индию. И нанесла ошеломляющий удар по Персидской империи. Авторам мозаики удалось передать не только переживания главных действующих лиц, но и общий накал страстей.

Предполагается, что мозаика выполнена в 1 веке нашей эры по живописному оригиналу греческого художника Филоксена из Эритреи. Филоксен был современником Александра, поэтому весьма вероятно, что резкие, напряженные, немного угловатые черты лица Александра куда более близки к оригиналу, чем идеализированные портреты позднего времени. Лицо Дария, хотя и отражает сложную гамму чувств, скорее всего также имеет портретное сходство с царем персов.

Александр на мозаике.

Картина в целом поражает многоплановостью и цельностью. Сложность композиции образуют многочисленные фигуры воинов, всадников, находящихся в движении. При этом лица и детали выписаны с точностью и реалистичностью.

В мозаике Битвы при Иссе ограничена цветовая гамма - используются черный, белый и желто-красные цвета. Ограничение это отнюдь не связано с недостатком материалов другого цвета, а является художественным замыслом, вероятно, подчиненным каким-то общим интерьерным интересам. Сложно судить, возможно и живописный оригинал изначально был выполнен в такой цветовой гамме.

В настоящее время оригинальная мозаика находится в Археологическом музее Неаполя, но изначально она украшала пол в Доме Фавна в Помпеях (сейчас там размещена точная копия мозаики, выполненная мастерами из Равенны). Размер композиции - 5,84 на 3,17 метра (площадь - свыше 15 квадратных метров), количество мозаичных элементов - более полутора миллионов
Реконструкция картины.

Помпейский кот
Вторая растиражированная мозаика из Помпеи - изображение леопарда (некоторые, впрочем, считают, что это - кот). Характерная пятнистая раскраска передана довольно точно, не оставляют сомнений в хищности зверя и выраженные когтистые лапы. Но оскал на морде сложно считать агрессивным - кот скорее играет, приготовившись к прыжку за игрушкой, чем всерьез собирается нападать.

На этой мозаике хорошо заметен один из типовых приемов римских мозаик - силуэт рисунка подчеркнут не только цветными кубиками, но и выложенными по линии фоновыми белыми элементами. В мозаике хорошо передан объем самого тела животного, а тени от лап призваны подчеркнуть реалистичность изображения.
Хорошая киска, хорошая...

Cave Canem - Бойся собаки

Еще один "хит" мозаик Помпеи - сторожевая собака.В Помпеях изображение собаки у входа в дом служило чем-то вроде охранного талисмана и предупрежения гостям. Надпись Cave Canem (Бойся собаки) на одном из них стала нарицательным обозначением таких изображений. Большинство сторожевых псов выполнено в черно-белой гамме - охраняющий дом пес обычно выложен мелкими черными кубиками на светлом фоне.

Размеры и сюжеты мозаик с собаками индивидуальны - встречаются крупные и весьма реалистичные псы, а также более мелкие и скорее обозначенными, нежели детально прорисованные. Свирепые и настороженные собаки более характерны, но на некоторых стражи мирно свернулись клубочком и спят.

На примере приведенных мозаик заметны различия в стилистике и форме изображений. В искусстве Помпеи выделяют несколько периодов, ведь город развивался и рос на протяжении нескольких столетий. Не вдаваясь в искусствоведческие тонкости, просто обратим внимание посетителей на заметную разницу в подаче изображений и форме исполнения мозаик.

В древней мифологии есть один очень выраженный образ сторожевой собаки - это цербер, охраняющий вход в иной мир. Кто знает, может, изображая собаку на входе, жители Помпеи надеялись, что она защитит их от бед и невзгод внешнего мира и сохранит мир и спокойствие в доме? Жаль, что прекрасные мозаики в конечном счете не выполнили этого предназначения.

АКАДЕМИЯ ПЛАТОНА.

Мозаика в одной из вилл Помпеи, как предполагается, изображает группу философов классического периода. Второй слева - Лисий, третий слева - Платон. Сама картина лаконична и почти схематична в изображении деталей. Античный храм, дерево, капителий колонны обозначены, но не прорисованы, хотя складки на одеждах точны и реалистичны. Композиция и манера исполнения позволяют предположить, что мозаика выполнена по картине греческой школы.

Но к моменту изготовления мозаики в Помпее царил иной стиль - к сюжетному изображению мастера мозаики добавили шикарную рамку с пышным декоративным переплетением фруктов, лент, листьев и восемью комическими масками. Каждая маска - оригинальна, они не повторяются, и их смешные гротескные гримасы словно смеются над пафосом центрального сюжета.

Некоторые историки считают, что на мозаике изображен вовсе не Платон и совсем не его Академия, а заседание ученых Александрийского Музея (который был совсем не музей в нашем понимании, а нечто вроде академии наук и университета в одном флаконе). По большому счету - так ли это важно? Сидят люди, беседуют о важном, а вокруг смеются маски - сколько раз еще повторит такую коллизию мировое искусство...

Материалом для мозаики послужили мраморные кубики с добавлением смальт. Сейчас мозаика находится в Неаполе, в Национальном археологическом музее.

ЛЮДИ И СУДЬБЫ.

В Помпейской живописи и мозаике часто встречаются мифологические и жанровые сюжеты. Подчас отделить, где изображена легенда,а где - реальная жизнь попросту невозможно. Для нас весь мир Древнего Рима - большая легенда, со своими устоявшимися образами, клише, заблуждениями.

Наш поголовно образованный мир подчас слишком зациклен на предопределенности. А вот помпейцы, судя по этой картине, большое значение придавали Фортуне, Случаю, Удаче. (Что-то вроде - от сумы не зарекайся). Колесо, череп, весы, мера - символика понятна и спустя пару тысячелетий. Два платья, два мира - и подчас так легко оказаться с другой стороны.

Искусство мозаики было настолько широко распространено, что среди сюжетов мозаичных картин и панно встречаются самые разнообразные звери, птицы, рыбы - в родной среде обитания, во взаимодействии или просто в виде натюрморта (а до знаменитых охотничьих "развалов" Снейдерса еще века и века...).

Мозаика с изображением обитателей морских глубин известна также под названиями "Рыбы", "Морское дно" и - даже - "Морские гады". На черном фоне представлена энциклопедия рыб и животных, обитавших в морской пучине и хорошо известных авторам мозаики, так как большинство существ (больше двадати различных жителей моря) не только узнаваемы, но и переданы с поразительной точностью. С помощью нюансов цвета художник воспроизвел характерную окраску рыб, включая даже мелкие детали - плавнички, линии жабр, присоски осьминога и т.п.

Композиционный центр картины - осьминог, обвивший щупальцами лангуста. Близко посаженные и подчеркнутые глаза осьминога кажутся направленными прямо на зрителя картины. Осьминог словно ведет диалог со зрителем сквозь стекло современного аквариума, в то время как остальные рыбы заняты своими делами. Впрочем, не подлежит сомнению, что все представленные виды рыб, моллюсков, ракообразных составляли значительную часть рациона помпейцев, так что мозаика - своего рода иллюстрация к кулинарным пристрастиям двухтысячелетней давнос

Было бы несправедливо не уделить внимания сохранившимся образцам внутреннего убранства дворов и вилл Помпеи. Жители древнего города знали толк не только в изобразительных искусствах, но и умели обустраивать свои дома с изяществом и роскошью.

Вероятно, большинство полов в домах аристократии и богатых семейств украшали геометрические и растительные орнаменты, выложенные из черных и белых элементов. Но не редкость и огромные цветные напольные композиции (вроде уже упоминавшейся Битвы при Иссе).

История римской мозаики далеко не исчерпывается художественными картинами, найденными в Помпеях. Однако именно засыпанный пеплом город дал представление о том, насколько масштабно применялась мозаика в искусстве внешней и внутренней отделки общественных зданий и жилых домов в древне-римском мире. Погибнув, Помпея стала памятником себе и древней цивилизации, уделявшей столь значительное внимание красоте и эстетике своей повседневной жизни.

Чтобы посмотреть гелерею помпейских мозаик,перейдите по ссылке.Многие снимки я сделала в археологическом музее Неаполя.http://maxpark.com/community/6782/content/2229683

Другие рассказы о ПОМПЕЯХ.

Гибель города Помпеи.

Многие из наиболее интересных мозаик Помпей хранятся сейчас в Национальном Археологическом музее Неаполя. Но и в самих Помпеях можно увидеть необыкновенные картины, выложенные из цветного камня. Во многих композициях поражает тщательность подбора цвета и размер мозаичных элементов - всего несколько миллиметров.

Александр Македонский и Дарий в Битве при Иссе

Наиболее известная мозаика Помпеи - Битва при Иссе из Дома Фавна. Знаменитой сделало мозаику не только изображение Александра Македонского, но и художественная глубина образов, динамика всей картины, пронесенные через тысячелетия эмоциональность и драматизм.
Сюжет мозаики - один из ключевых моментов истории древней цивилизации. Битва армии Александра Македонского с войском персидского царя Дария открыла великому полководцу дорогу на восток, в Индию. И нанесла ошеломляющий удар по Персидской империи. Авторам мозаики удалось передать не только переживания главных действующих лиц, но и общий накал страстей.

Мозаика из Помпей.Битва при Иссе.

Предполагается, что мозаика выполнена в 1 веке нашей эры по живописному оригиналу греческого художника Филоксена из Эритреи. Филоксен был современником Александра, поэтому весьма вероятно, что резкие, напряженные, немного угловатые черты лица Александра куда более близки к оригиналу, чем идеализированные портреты позднего времени. Лицо Дария, хотя и отражает сложную гамму чувств, скорее всего также имеет портретное сходство с царем персов.

Александр на мозаике.
Картина в целом поражает многоплановостью и цельностью. Сложность композиции образуют многочисленные фигуры воинов, всадников, находящихся в движении. При этом лица и детали выписаны с точностью и реалистичностью.

В мозаике Битвы при Иссе ограничена цветовая гамма - используются черный, белый и желто-красные цвета. Ограничение это отнюдь не связано с недостатком материалов другого цвета, а является художественным замыслом, вероятно, подчиненным каким-то общим интерьерным интересам. Сложно судить, возможно и живописный оригинал изначально был выполнен в такой цветовой гамме.


Дарий.

В настоящее время оригинальная мозаика находится в Археологическом музее Неаполя, но изначально она украшала пол в Доме Фавна в Помпеях (сейчас там размещена точная копия мозаики, выполненная мастерами из Равенны). Размер композиции - 5,84 на 3,17 метра (площадь - свыше 15 квадратных метров), количество мозаичных элементов - более полутора миллионов

Реконструкция картины.

Помпейский кот

Вторая растиражированная мозаика из Помпеи - изображение леопарда (некоторые, впрочем, считают, что это - кот). Характерная пятнистая раскраска передана довольно точно, не оставляют сомнений в хищности зверя и выраженные когтистые лапы. Но оскал на морде сложно считать агрессивным - кот скорее играет, приготовившись к прыжку за игрушкой, чем всерьез собирается нападать.

Помпейский кот.

На этой мозаике хорошо заметен один из типовых приемов римских мозаик - силуэт рисунка подчеркнут не только цветными кубиками, но и выложенными по линии фоновыми белыми элементами. В мозаике хорошо передан объем самого тела животного, а тени от лап призваны подчеркнуть реалистичность изображения.
Хорошая киска, хорошая...

Cave Canem - Бойся собаки

Еще один "хит" мозаик Помпеи - сторожевая собака.В Помпеях изображение собаки у входа в дом служило чем-то вроде охранного талисмана и предупрежения гостям. Надпись Cave Canem (Бойся собаки) на одном из них стала нарицательным обозначением таких изображений. Большинство сторожевых псов выполнено в черно-белой гамме - охраняющий дом пес обычно выложен мелкими черными кубиками на светлом фоне. Размеры и сюжеты мозаик с собаками индивидуальны - встречаются крупные и весьма реалистичные псы, а также более мелкие и скорее обозначенными, нежели детально прорисованные. Свирепые и настороженные собаки более характерны, но на некоторых стражи мирно свернулись клубочком и спят.

Мозаика. Бойся собаки.

На примере приведенных мозаик заметны различия в стилистике и форме изображений. В искусстве Помпеи выделяют несколько периодов, ведь город развивался и рос на протяжении нескольких столетий. Не вдаваясь в искусствоведческие тонкости, просто обратим внимание посетителей на заметную разницу в подаче изображений и форме исполнения мозаик.


В древней мифологии есть один очень выраженный образ сторожевой собаки - это цербер, охраняющий вход в иной мир. Кто знает, может, изображая собаку на входе, жители Помпеи надеялись, что она защитит их от бед и невзгод внешнего мира и сохранит мир и спокойствие в доме? Жаль, что прекрасные мозаики в конечном счете не выполнили этого предназначения.

Сторожевая собака.

АКАДЕМИЯ ПЛАТОНА.

Академия Платона -

Мозаика в одной из вилл Помпеи, как предполагается, изображает группу философов классического периода. Второй слева - Лисий, третий слева - Платон. Сама картина лаконична и почти схематична в изображении деталей. Античный храм, дерево, капителий колонны обозначены, но не прорисованы, хотя складки на одеждах точны и реалистичны. Композиция и манера исполнения позволяют предположить, что мозаика выполнена по картине греческой школы.

Но к моменту изготовления мозаики в Помпее царил иной стиль - к сюжетному изображению мастера мозаики добавили шикарную рамку с пышным декоративным переплетением фруктов, лент, листьев и восемью комическими масками. Каждая маска - оригинальна, они не повторяются, и их смешные гротескные гримасы словно смеются над пафосом центрального сюжета.
Некоторые историки считают, что на мозаике изображен вовсе не Платон и совсем не его Академия, а заседание ученых Александрийского Музея (который был совсем не музей в нашем понимании, а нечто вроде академии наук и университета в одном флаконе). По большому счету - так ли это важно? Сидят люди, беседуют о важном, а вокруг смеются маски - сколько раз еще повторит такую коллизию мировое искусство...

Материалом для мозаики послужили мраморные кубики с добавлением смальт. Сейчас мозаика находится в Неаполе, в Национальном археологическом музее.

ЛЮДИ И СУДЬБЫ.

В Помпейской живописи и мозаике часто встречаются мифологические и жанровые сюжеты. Подчас отделить, где изображена легенда,а где - реальная жизнь попросту невозможно. Для нас весь мир Древнего Рима - большая легенда, со своими устоявшимися образами, клише, заблуждениями.


Битва с Минотавром (Лабиринт). Мозаика. Помпеи


Комедианты. Мозаика. Помпеи

Наш поголовно образованный мир подчас слишком зациклен на предопределенности. А вот помпейцы, судя по этой картине, большое значение придавали Фортуне, Случаю, Удаче. (Что-то вроде - от сумы не зарекайся). Колесо, череп, весы, мера - символика понятна и спустя пару тысячелетий. Два платья, два мира - и подчас так легко оказаться с другой стороны.


Фортуна. Мозаика. Помпеи

Звери, птицы, рыбы

Искусство мозаики было настолько широко распространено, что среди сюжетов мозаичных картин и панно встречаются самые разнообразные звери, птицы, рыбы - в родной среде обитания, во взаимодействии или просто в виде натюрморта (а до знаменитых охотничьих "развалов" Снейдерса еще века и века...).

Бегемот. Мозаика. Помпеи


Крокодил. Мозаика. Помпеи


Рыбы и утки. Мозаика. Помпеи.


Кошка с перепелом, птицы и рыбы. Мозаика. Помпеи.

Подводное царство

Мозаика с изображением обитателей морских глубин известна также под названиями "Рыбы", "Морское дно" и - даже - "Морские гады". На черном фоне представлена энциклопедия рыб и животных, обитавших в морской пучине и хорошо известных авторам мозаики, так как большинство существ (больше двадати различных жителей моря) не только узнаваемы, но и переданы с поразительной точностью. С помощью нюансов цвета художник воспроизвел характерную окраску рыб, включая даже мелкие детали - плавнички, линии жабр, присоски осьминога и т.п.

Композиционный центр картины - осьминог, обвивший щупальцами лангуста. Близко посаженные и подчеркнутые глаза осьминога кажутся направленными прямо на зрителя картины. Осьминог словно ведет диалог со зрителеем сквозь стекло современного аквариума, в то время как остальные рыбы заняты своими делами. Впрочем, не подлежит сомнению, что все представленные виды рыб, моллюсков, ракообразных составляли значительную часть рациона помпейцев, так что мозаика - своего рода иллюстрация к кулинарным пристрастиям двухтысячелетней давности.


Подводное царство (Морское дно)

Было бы несправедливо не уделить внимания сохранившимся образцам внутреннего убранства дворов и вилл Помпеи. Жители древнего города знали толк не только в изобразительных искусствах, но и умели обустраивать свои дома с изяществом и роскошью.

Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Эллинизм: Александрова мозаика из дома Фавна в Помпеях

    ✪ Александр Великий. Серия 2

    ✪ Сэнсэй 4. Исконный Шамбалы. Анастасия Новых. Аудиокнига. Святой Грааль, христианство и тамплиеры.

    Субтитры

    Бейсбольные, футбольные комментаторы порой выделяют в игре поворотный момент. Но сейчас перед нами изображение не спортивной, а самой настоящей баталии. Одной из важнейших в истории. Именно в этот решающий момент великий правитель Персии обратился в бегство под натиском великого греческого полководца Александра. Дарий, царь персов, только что отдал воинам приказ к отступлению. Здесь чувствуется крайнее напряжение и разнонаправленность порывов. С одной стороны, движение идёт справа налево: копья персидских воинов всё ещё направлены на греков. И в то же время самый большой объект на полотне - колесница - разворачивается назад. И вот это напряжение, резкий разворот и придают мозаике потрясающий динамизм. На земле лежит раненый, он умирает. Одна из моих любимых деталей мозаики - это отражение одного из персов в его собственном щите. Он видит там себя - поверженного в битве, возможно, умирающего. А моя любимая деталь - это, пожалуй, одна из лошадей, запряжённых в колесницу Дария. Взгляните, она чуть ли не всеми копытами оторвалась от земли! Её тянут влево, и она поворачивает голову вправо. В этой мозаике есть ощущение какого-то буйства. Лицо Александра, который мчится к Дарию, исполнено решимости. А Дарий выглядит испуганным. Он тянет руку к Александру, будто умоляя пощадить персидских воинов. В его взгляде читается и удивление, и тревога, и мольба о сострадании. Да, думаю, так и есть. Александр был славен своим великодушием, по крайней мере по отношению к семье Дария. Он был великим греческим полководцем, основателем огромной империи. Да, он не только объединил Грецию, но и продвинулся на юг, в Египет, продвинулся на восток, в Персию, и завладел всей долиной Инда. Словом, подчинил Греции огромную часть известного на тот момент мира. Обратите внимание: все эти детали переданы с помощью камешков и кусочков стекла. Итак, перед нами мозаика, которая, как мы полагаем, является копией греческой картины. Мы надеемся, что это копия греческой работы, потому что древнегреческие картины до нас практически не дошли, а по свидетельству Плиния, греческая живопись была прекрасна. Действительно, говоря о греческом искусстве, мы прежде всего вспоминаем скульптуры, архитектуру или, быть может, роспись на вазах. Хотя античные письменные источники утверждали, что лучше всего грекам удавалась настенная живопись. Но у нас нет образцов. И эта мозаика может дать о ней представление. Интересно, что верхняя часть мозаики почти пуста, а основное содержательное наполнение сконцентрировано внизу. Особенно если учесть, что оригинальное полотно, видимо, находилось на стене, и рассматривать его надо было вертикально. По крайней мере мы так предполагаем. Историки связывают эту мозаику с работой художника Филоксена, которую описал Плиний. По его словам, Филоксен изобразил сражение Александра с Дарием. Проблема в том, что, вероятно, существовало множество картин на эту тему. Известно, что среди древнегреческих художников, выбравших этот сюжет, была даже одна женщина. Это было невероятно значимое столкновение между двумя полководцами, между двумя цивилизациями. Уверен, картин было намного больше. Но это всё, что у нас есть. Всё, что удалось найти, и то только потому, что после извержения Везувия в 79 г. н. э. под слоем пепла был погребён целый город Помпеи… …а вместе с ним и мозаика. Её обнаружили на полу между двумя перистилями - открытыми двориками, окружёнными колоннами - в одном из самых больших и роскошных особняков в Помпеях. По найденной там бронзовой статуэтке его часто называют домом Фавна. Сама мозаика просто потрясающего качества, поэтому неудивительно, что её обнаружили в таком роскошном доме. Как известно, мозаика состоит из полутора миллионов кусочков стекла и камня. Качество заключается не только в тонкости материала, но и в невероятной реалистичности изображения, которой славились древнегреческие мастера. Даже с помощью таких крошечных камешков им удавалось изобразить игру света и тени, создать ощущение объёма. Посмотрите на лошадей или на лица воинов. Какой поворот головы, анатомическая точность. Только взгляните на ракурс, в котором изображены лошади. Здесь отчётливо проявляется знание анатомии и движений тела, которым славились древние греки. И, разумеется, эта мозаика свидетельствует об уважении римлян к достижениям древнегреческого искусства. Порой кажется, что все жители Помпеи хотели подражать грекам, обладать копиями древнегреческих скульптур или картин. В Помпеях, как и в Риме, все были просто без ума от древнегреческой культуры.

Обнаружение и сохранность

Мозаика была обнаружена 24 октября 1831 года при раскопках античных Помпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в 1843 году в Национальный археологический музей Неаполя , где и хранится по настоящее время. Сначала мозаика была выложена на полу, как в её оригинальном виде; около мозаику поместили на стену для лучшего обзора. На полу дома Фавна в выложили копию мозаики. Размеры грандиозной картины составляют 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.

Изображённый на мозаике царский доспех Александра реконструирован в фильме Оливера Стоуна «Александр» . Доспех украшен на груди горгонейоном , изображением головы горгоны Медузы . Часть мозаики, где изображены телохранители Александра из гетайров, не сохранилась, и только беотийский шлем гетайра с позолоченным венком передает внешний вид прославленных античных всадников. Также повреждён фрагмент с изображением штандарта персидских войск.

Иконография

Мозаика изображает сражение между Александром Македонским и персидским царём Дарием III . В композиционном отношении в центре картины доминирует Дарий . Взгляд его широко раскрытых от ужаса глаз направлен влево, где копьё Александра пронзает одного из телохранителей персидского царя. Правой рукой умирающий ещё пытается обхватить смертельное оружие, словно хочет вынуть его из своего тела, но его ноги уже подкашиваются, и он опускается на своего истекающего кровью вороного коня. Сам Дарий с растерянным лицом, безоружный, пытается развернуть свою колесницу. Его протянутая с сочувствием, но тщетно правая рука и отчаянный взгляд адресованы смертельно раненому воину, который бросился между ним и атакующим Александром. Однако и взгляд, и жест Дария в равной мере относятся и к приближающемуся Александру. Сам персидский царь уже перестал бороться и поэтому становится пассивной жертвой в атмосфере всеобъемлющего ужаса.

Македонский царь, наоборот, самым активным образом предопределяет события на поле битвы. Александр без шлема , в роскошном льняном доспехе, верхом на своём Буцефале он пронзает тело врага копьём, не бросив даже взгляда на свою жертву. Взгляд его широко открытого глаза сосредоточен на Дарии; даже взгляд Горгоны на его горгонейоне обращён в сторону испуганного врага, словно стремясь ещё больше усилить это мощное гипнотическое воздействие.

Портрет Александра соответствует так называемому лисипповскому типу, к которому причисляют, например, и статую головы Александра из Лувра . Здесь отсутствует традиционная идеализация Александра, который зачастую изображался с длинными локонами и полными, мягкими чертами лица как воплощение образа Зевса , бога Солнца Гелиоса или Аполлона .

Вокруг Александра по похожим на колпаки шлемам можно распознать лишь несколько македонцев - в том числе и из-за разрушения мозаики. Однако преобладающая часть картины - примерно три четверти всей площади - отводится персам. На персах надеты характерные для Центральной Азии доспехи, похожие на чешую или панцири из пластинок. Они закрывают всё тело и состоят из железных или бронзовых палочек прямоугольной формы, стянутых между собой вверху, внизу или по бокам шнурами. Изображённый под очень смелым ракурсом, один из персов пытается обуздать испуганного коня прямо перед Дарием; вероятно, этот конь принадлежал одному из павших наземь воинов. Лицо умирающего, на которого как раз наезжает колесница Дария, отражается в его щите; это единственное лицо на мозаике, взгляд которого устремлён на зрителя.

Изобразительными средствами в мозаике отражён переломный момент битвы. С одной стороны, показано превосходство Александра. Его царственная осанка и самообладание, которые находят отражение в его широко раскрытом глазе и в вонзающемся в тело врага копье, оказывают такое ошеломляющее и подавляющее воздействие на его противников, что они в панике обращаются в бегство. С другой стороны, положение тела Дария, трое борющихся перед ним персов, многочисленные копья, устремлённые под углом влево и вверх, всё ещё отражают первоначальную линию наступления персов, что отдаёт должное противнику македонцев. Вместе с тем три копья у правого края мозаики намечают движение в противоположную сторону. Встречное движение этих вражеских линий повторяется, кстати, во многих отношениях в стволе и ветвях голого дерева.

Интерпретация боя в мозаике совпадает с имеющимися у нас историческими сведениями: в обоих генеральных сражениях похода в Азию (при Иссе и при Гавгамелах исход битвы Александр решал путём решительного тактического манёвра. В каждом случае он устремлялся во вражеские наступательные линии в окружении своих конных гетайров , сламывал сопротивление таким внезапным нападением и совершенно неожиданно появлялся перед Дарием, который затем и спасался бегством.

Доказательств того, что на мозаике изображён сюжет сражения при Иссе , не обнаружено (кроме схожих описаний битвы у Арриана и Курция). Возможно символический бой не привязан к какой-либо конкретной битве, но призван прославить подвиги Александра в азиатском походе, представить типологию его победы.

Кассандра , выполненная Филоксеном из Эретрии, греческим художником конца IV в. до н. э. Временная привязка создания картины, сделанная из литературных данных, подтверждается манерой исполнения с ограниченным набором использованных цветов и способом рисования, характерным для раннеэллинистического времени.