Человек и котэ. Памятник Юрию Кнорозову. Юрий Кнорозов. Скромный гений и его кошки Кнорозов биография

В конце 2009 года в прокат вышел голливудский фильм-катастрофа «2012», рассказывающий о скором конце света, предсказанном в пророчествах индейцев майя. Сюжет блокбастера, конечно же, фантастический, однако календарь майя существует на самом деле. К сожалению, мало кто из современных россиян знает, что эти бесценные исторические документы стали понятны современному человечеству благодаря работам нашего соотечественника. До середины прошлого века лучшие умы мира считали, что ключ к иероглифическому письму майя утерян навсегда, и расшифровать тексты невозможно. Это мнение было общепринятым для всех, кроме молодого лингвиста Юрия Кнорозова. Именно ему принадлежат слова, впоследствии ставшие крылатыми: «То, что создано одним человеческим умом, может быть разгадано другим»…

Юрий Валентинович Кнорозов прожил долгую, интересную, и очень скромную жизнь. Выдающийся этнограф и лингвист, лауреат Государственной премии СССР, видный специалист по шаманским практикам, один из основоположников семиотики, создатель «теории сигнализации» и дешифровщик письменности майя, кавалер Ордена ацтекского орла, Большой золотой медали Президента Гватемалы, он никогда не был широко известен у себя на родине. Впрочем, Юрий Валентинович и не стремился к известности. Он вел тихую жизнь кабинетного ученого, хотя коллеги, хорошо знакомые с его трудами, и поныне говорят, что работы Кнорозова, не просто талантливы, а гениальны. И, как это подобает гению, Юрий Кнорозов, порой делал вещи, которые нам, простым обывателям, кажутся странными. Например, многие из его работ по теории сигнализации написаны в соавторстве с кошкой Асей, о чем в заголовке сделана запись по всем правилам. Редакторы всякий раз вычеркивали кошку из соавторов, что очень обижало ученого.

И откуда им было знать, что лингвист вовсе не пытается шутить? Юрий Кнорозов родился в 1922 году 19 ноября. Тем не менее, сам он утверждал, что родился 31 августа и всегда отмечал оба дня рождения. Словом, тайны в жизни того, кому было суждено стать великим дешифровщиком, начались сразу после рождения.

О коте и крокете

Семейство Кнорозовых жило на Украине, под Харьковом. В доме было много домашней живности, которую мама Юрия очень любила. Она каким-то образом умела «договариваться» даже с курами. Позже ее внуки вспоминали: «Бывало, подходит к бабушке курица, и она говорит ей, ну что ты пришла, иди лучше яйцо снеси. И курица послушно идет и несет яйцо». Конечно же, были в сельском доме и кошки. И когда Юрий в возрасте пяти лет решил написать свой первый рассказ, то сделал его героем именно домашнего кота. Рассказ вышел небольшим, но подробным. В «авторской редакции» он выглядел так: «Кот ес трову а зимой палму очен смешной он часто напивал молоко или ел перог или ещо што нибуд крал кот стасквал напол мясо пил из ведра воду кот часто ел птиц». Многие буквы написаны зеркально и в целом рассказ очень напоминает тайнопись, которой Юрий Кнорозов посвятит всю свою жизнь. Но и сквозь этот шифр «моральный облик» кота проглядывает весьма отчетливо.

Немногим позже в жизни Юрия произошло событие, которому он впоследствии придавал очень большое значение. Сам ученый рассказывал о нем подробно, но в характерном для него «телеграфном» стиле, короткими, скупыми фразами: «Когда мне было не больше пяти лет, мы играли в крокет и братья стукнули меня шаром по лбу. Сознания я не терял и даже не запищал. Для братьев все обошлось хорошо, а я почти остался без зрения. А читать, заметим, уже умел. Зрение восстановили, хотя и с трудом. Видимо, это и была своего рода «колдовская травма». Могу дать рекомендацию: будущих дешифровщиков бить по башке, только неясно как». Насколько верно это предположение, сказать трудно, но на интересах Юрия оно точно отразилось. Уже будучи студентом-первокурсником исторического факультета Харьковского университета, он начитает серьезно интересоваться шаманизмом и после второго курса, бежав с окуппированной немцами территории, переводится на исторический факультет МГУ, на кафедру этнографии, где шаманские практики можно было изучать наиболее полно. В армию его не брали даже во время войны - по состоянию здоровья. То, что Юрий Кнорозов оказался на оккупированных территориях, впоследствии закрыло талантливому студенту путь в аспирантуру, а заодно сделало его невыездным.

Разгадка секрета майя

После войны в его руках оказались книги «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланды в публикации Брассера де Бурбура и «Кодексы майя» в гватемальской публикации братьев Вильякорта, которые и стали отправной точкой в его работе по дешифровке письменности майя. Судьба этих книг тоже своего рода тайна, никто не знает, как они оказались в руках молодого ученого, а сам Кнорозов никогда не говорил об этом.

Однажды на глаза Кнорозову попалась опубликованная в 1945 г. статья немецкого исследователя Пауля Шелльхаса под названием «Дешифровка письма майя - неразрешимая проблема». Кнорозов воспринял эту публикацию как личный вызов. «Как это неразрешимая проблема? То, что создано одним человеческим умом не может не быть разгадано другим.

С этой точки зрения неразрешимых проблем не существует и не может существовать ни в одной из областей науки!» - пишет он, оставляет шаманские практики и начинает собственным примером доказывать сформулированное им же правило.

Ему удается сделать невозможное — решить задачу, признанную неразрешимой всеми мировыми светилами лингвистики. К началу пятидесятых годов тексты майя оказываются расшифрованными. Первая публикация о результатах дешифровки вышла в 1952 г. В то время Юрий Валентинович уже рабал в Кунсткамере - ленинградском отделении Института этнографии АН СССР. Там он готовится к защите кандидатской диссертации и одновременно опасается этого события, потому что прочтенные им тексты не соответствуют тому, что писал о культуре индейцев Центральной Америки сам Ф. Энгельс. В то время за такие вольности можно было получить и тюремный срок! Поэтому тема диссертации звучала нейтрально: «Сообщение о делах в Юкатане Диего де Ланды, как этно-исторический источник». Защита прошла в Москве 29 марта 1955 года и уже на следующий день превратилась в легенду. Выступление Кнорозова на ученом совете, длилось ровно три с половиной минуты, а результатом стало присвоение звания не кандидата, а доктора исторических наук! Работа Кнорозова стала научной и культурной сенсацией в Советском Союзе. Очень быстро о дешифровке узнали и за рубежом, породив у иностранных специалистов бурю эмоций: восторг вперемешку с завистью. Они не понимали, как человек, ни разу не видевший воочию предмет своего исследования, смог создать такой блестящий труд. Что правда, то правда: лишь спустя полвека Юрий Кнорозов ступил на землю страны, изучению которой он отдал большую часть своей жизни.

А до того момента он лишь отшучивался в свойственной ему манере: «Я кабинетный ученый, и для того чтобы работать с текстами не надо ползать по пирамидам». Но он мечтал о пирамидах. Хотя успех принес ему иную награду. Новоиспеченному доктору наук была положена отдельная квартира, и получив ее, ученый осуществил другую свою доселе несбыточную мечту - обзавелся собственной кошкой.

Остаться с Асей

С тех пор кошки всегда жили в доме Юрия Кнорозова — самые разные, но, пожалуй, самой известной их них стала голубоглазая кошка, похожая на сиамскую по имени Аспид или по-иному Ася. Она появилась у ученого в семидесятых годах, и именно с Асей на руках Юрий Валентинович изображен на самой известной своей фотографии. Этот снимок сделала его сотрудница, Галина Дзенискевич. Если у ученого просили фотографию для прессы, то он всегда давал именно эту. Правда, чаще всего при публикации кошку оставляли за кадром, что Кнорозова очень возмущало.


С любимой кошкой Асей на руках. 70-е годы

Фотография, и правда, очень необычная, из разряда тех, что красноречивее любых рассказов. Любителям животных хорошо знаком тот факт, что со временем домашние питомцы становятся похожими на своих хозяев, но здесь мы видим прямо-таки невероятное сходство! Будто глядит на нас не человек с кошкой на руках, а единая, цельная сущность, часть которой воплощена в человеке, а часть - в кошке. Ася была соавтором Юрия Валентиновича отнюдь не фигурально: наблюдая за тем, как кошка общается со своими котятами, он проверял на практике свои предположения по теории сигнализации. И не только кошка становилась похожей на своего хозяина, или скорее - друга, но и он на нее. Друзья ученого часто подмечали, что Юрий Валентинович, порой сам не отдавая себе в том отчета, начинал вести себя по-кошачьи. Людей, которые были ему неприятны, он обходил стороной, старался не разговаривать и даже не смотреть на них. А в разговорах с друзьями внезапно мог выразить свои эмоции через мяуканье разных оттенков или, к примеру, самое настоящее кошачье шипение. Он считал, что это позволяет более экспрессивно выразить отношение к собеседнику. Людей, малознакомых с ученым, такой стиль общения порой ставил в тупик, но настоящие друзья не удивлялись, понимая, что гениям порой дозволяется то, что не подобает простым смертным.

Кошкам в доме ученого позволялось все, но, впрочем, они никогда не злоупотребляли этим. К тому же Юрий Валентинович любил не только своих кошек, но и вообще всех представителей кошачьего племени. У многих его коллег дома тоже жили кошки, и, по воспоминаниям, Кнорозов всегда приходил в гости, имея в кармане сушеный корень валерьянки или пучок кошачьей травы. В письмах к друзьям он описывал и зарисовывал растения, которые особенно нравятся кошкам.

У Аси был котенок, которого Юрий Валентинович назвал Толстым Кысом. Будучи еще совсем маленьким, Толстый Кыс ухитрился поймать на подоконнике голубя, за что был удостоен особой чести: его фотография всегда стояла на обширном письменном столе ученого.


Толстый Кыс

А в последние годы жизни у него была кошка, которую он почему-то называл котом и звал Белобандитом. В беседах с друзьями Юрий Кнорозов не раз говорил, что все кошки хороши, но он хотел бы навсегда остаться со своей любимицей Асей.

***

Великий дешифровщик умер 30 марта 1999 г. Он совсем немного не дожил до знакового события: выхода в свет в Мексике трехтомного издания под названием «Дешифровка, Каталог и Словарь “Шкарет” Юрия Кнорозова». Ученый умер в одиночестве в коридоре одной из городских больниц. Множество людей собрались, чтобы проститься с ним. Ему очень нравилась Невская Лавра, но похоронили его на новом кладбище, уже за городской чертой. Чем-то его похороны напоминали неприкаянную кончину Паганини. Что же, у гениев все происходит не так, как у обычных людей. Но главное, ученики и почитатели исполнили его мечту. Спустя пять лет после смерти, благодаря инициативе Сергея Миронова (тоже, впрочем, кошатника) на могиле Кнорозова был установлен памятник.

А на надгробной плите изображена та самая фотография, где цельная сущность, воплощенная в человеке и кошке, смотрит на нас внимательно и строго. Кажется, что для этого взгляда и правда не существует никаких преград. Он может пронзить толщу веков и так же пристально рассматривать самые сокровенные секреты великих цивилизаций прошлого. Быть может, так и есть на самом деле?

А нам, простым людям, еще только предстоит узнать, что могут увидеть человек и его кошка, если научатся смотреть в одном направлении и мыслить в унисон. Так, как научился Юрий Валентинович Кнорозов и его соавтор по имени Ася.

Елена Патрушева

Материалы, предоставленные родственниками Ю.В. Кнорозова, войдут в биографию Ю.В. Кнорозова «Юрий Кнорозов: анатомия гениального открытия», автор Г.Г. Ершова.

Юрий Валентинович Кноро́зов (19 ноября 1922, Харьков, УССР - 30 марта 1999, Санкт-Петербург) - советский историк и этнограф, специалист по эпиграфике и этнографии; основатель советской школы майянистики. Доктор исторических наук (1955). Лауреат Государственной премии СССР (1977). Кавалер ордена Ацтекского орла (Мексика) и Большой золотой медали (Гватемала).

Юрий Валентинович Кнорозов родился в поселке Южный (сейчас г.Пивденный) под Харьковом, бывшим тогда столицей УССР, в семье главного инженера Южного треста стройматериалов. Братья: Сергей - инженер-геодезист, Борис - адъюнкт Военной академии имени Ф. Э. Дзержинского, Леонид - военный врач 3-го ранга особой Дальневосточной Краснознамённой армии, сестра Галина - научный работник Всеукраинского эндокринологического института. Бабушкой по отцовской линии была известная театральная актриса, первая народная артистка Армении Мариам Давидовна Сахавян/Кнорозова (псевдоним Мари Забел, 1858 г., Битлис, Западная Армения - 12 января 1926, Тифлис).

По утверждению самого Юрия Валентиновича, его датой рождения было 31 августа, по паспорту - 19 ноября. В школе он был способным, но слишком неконтролируемым учеником. Несмотря на своё эксцентричное поведение, будущий учёный отличился в изучении как естественных, так и гуманитарных наук, а также интересовался разными видами искусства: играл на скрипке, писал стихи и проявлял способности к рисованию с практически фотографической точностью. В 1937 году закончил 7 классов железнодорожной школы № 46 в поселке Южный. В 1939 году закончил рабфак при 2 ХМИ. Успел проучиться на первом курсе исторического факультета Харьковского государственного университета им. А. М. Горького.

В 1940 в возрасте 17 лет Кнорозов поступил в Московский государственный университет на исторический факультет, где первоначально специализировался по египтологии. В университете Кнорозов смог реализовать своё увлечение историей Древнего Востока, этнографией и лингвистикой. Однако учёба была прервана начавшейся войной, Кнорозов был призван в армию и осенью 1941 года оказался в окружении, его родные остались на оккупированной территории. Неизвестно, каким образом он добрался до Москвы. В 1943 году Юрий Валентинович был вторично призван и отбыл на фронт.

Кнорозов воевал в частях связи и (согласно записи в военном билете) встретил победу под Москвой телефонистом 158-го артиллерийского полка резерва ставки главнокомандующего. Известно, что Кнорозов не участвовал во взятии Берлина, но, тем не менее, согласно возникшей позже легенде, именно из Берлина в качестве военного трофея он привез две исключительно важные книги, якобы спасенные из пламени горящей библиотеки. При этом неясно, зачем офицеру-связисту понадобились такие издания, как «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланда в публикации Брассёр де Бурбура и «Кодексы майя» в гватемальской публикации братьев Вильякорта, поскольку индейцами-майя он тогда не занимался. В армии Кнорозов упорно отказывался идти на офицерские курсы, чтобы побыстрее демобилизоваться и вернуться к научной работе.

В 1945 году Кнорозов вернулся в университет на кафедру этнографии, чтобы продолжить свои исследования в области шаманских практик. Работая в московском отделении Института этнографии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, Кнорозов провёл несколько месяцев в Узбекской и Туркменской ССР, участвуя в работе Хорезмской экспедиции. Работая в Средней Азии, он занимался изучением специфики взаимоотношений кочевых этнических групп и оседлых цивилизаций в регионе от древних времён до периода экспансии Российской империи. И в это время на глаза Кнорозову попалась опубликованная в 1945 г. статья немецкого исследователя Пауля Шелльхаса под названием «Дешифровка письма майя - неразрешимая проблема». Эта публикация резко изменила его научные планы. Он оставляет шаманские практики, чтобы ответить на вызов Шелльхаса: «Как это неразрешимая проблема? То, что создано одним человеческим умом, не может не быть разгадано другим». Этой позиции он придерживался всю свою жизнь. После окончания университета Кнорозову сообщили, что он не может претендовать на аспирантуру, поскольку его родственники оказались на оккупированной территории. Благодаря С. А. Токареву, он переехал в Ленинград и стал сотрудником Музея этнографии народов СССР, где занимался, по собственным словам, «черновой музейной работой без претензий», причём жил в комнате в здании самого музея. Параллельно велась работа по дешифровке письменности майя. После прорыва 1952 года, С. А. Токарев и С. П. Толстов добились его перевода в Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Кунсткамера) в Ленинграде, где работал до самой смерти.

В стране майя Кнорозову удалось побывать лишь в 1990 году, когда он был приглашён президентом Гватемалы Винисио Сересо Аревало. Приглашение совпало с периодом активных усилий по размораживанию дипломатических отношений СССР с этой центральноамериканской страной. Правительство Гватемалы организовало Кнорозову посещение всех наиболее ярких достопримечательностей страны и отметило заслуги великого учёного вручением ему Большой Золотой медали президента Гватемалы.

В 1995 году в посольстве Мексики в Москве Кнорозов был награждён орденом Ацтекского орла, который вручается мексиканским правительством иностранным гражданам за исключительные заслуги перед Мексикой. До 1998 года он успел ещё раз побывать в Мексике и единственный раз посетить США, где он в полевых условиях проверял последнюю из своих гипотез о происхождении месоамериканцев.

В 1999 году Юрий Валентинович Кнорозов умер от инсульта и последовавшего отёка легких на выставленной в коридор больничной койке в Санкт-Петербурге в полном одиночестве, вскоре после получения почётной награды им. Татьяны Проскуряковой (США).

Похоронен на Ковалёвском кладбище под Санкт-Петербургом.

"Его дипломная работа в МГУ носила название «Мазар Шамун Наби. Срезнеазиатская версия легенды о Самсоне». В аспирантуру ему путь был закрыт , поскольку «его родственники в войну находились на оккупированной территории» . Надгробный памятник ученому находится на краю Ковалевского кладбища С-Петербурга среди толчеи типовых захоронений, он скончался 30 марта 1999 г. возрасте 76 лет в одиночестве в коридоре одной из городских больниц. Пять лет его могила зарастала травой, только в 2004 г. был установлен памятник"

Оригинал взят у kosarex в Юрий Кнорозов - судьба гения
https://philologist.livejournal.com/10122849.html
После своей смерти в 1999 году Юрий Кнорозов 11 марта 2018 года даст очередную пощечину советской науке - ему в Мексике откроют памятник. Письменность майя он расшифровал в 1951-52 гг. Это была большая обида для ученых США. Расшифровал он тогда несколько десятков письмен, но это было достаточно, чтобы процесс расшифровки письменности майя мог начаться и продолжить. Было ему тогда 30 лет. Официально он стал гордостью советской науки. В реальности его не взяли в аспирантуру. Выручила мировая известность. В 1955 году ему присвоили звание доктора наук. За границу не выпускали. Выехал он за границу только в 1956 году, да и то только в Копенгаген по настоянию Окладникова. Окладников был силой, но старым человеком. Поэтому в Латинской Америке Кнорозов впервые побывал только 1989 году - приглашал президент Гватемалы. Уже были иные времена, приглашения от латиноамериканских государств уже нельзя было отвергнуть на уровне РАН. Кнорозов ещё несколько раз ездил в Латинскую Америку.

Если про Григория Перельмана любили пускать сплетни, будто он не стрижет ногти и ходит в грязных рубашках, которые не меняет по несколько месяцев, то про Юрия Кнорозова любили пускать сплетни, что он вечно пьян и находится в невменяемом состоянии. Ясно, что от такого отношения к себе невольно запьешь. Но Кнорозов прожил 77 лет и оставил после себя ещё ряд научных работ.

Наверно, вокруг Кнорозова вертелось много представителей КГБ, озабоченных идеей контроля над личностью. Работал Кнорозов без остановки. Перед собой он поставил много задач: чтение многочисленных текстов майя, дешифровка других систем письма, развитие связанных с головным мозгом теории сигнализации и фасцинации, а главной целью его исследований была системная теория коллектива . Системная теория коллектива это сознательное отвлечение гениального ученого от насущных задач. Но тогда у нас увлекались социологией и теориями контроля над коллективами по месту работы. Если на Западе хотели и по сей день хотят контролировать общество через тусовки, которые отрывали детей от родителей, то у нас была четкая задача - заставить членов производственных бригад дружить не только на работе, но и семьями, чтобы поменьше было общения с членами других бригад и коллективов. Поступил в бригаду плотников - общайся только с плотниками своей бригады. Стал работником ГАИ - общайся только с гаишниками своего подразделения и не более.

Насчет теории Кнорозова о заселении Америки через Курильскую гряду я согласен по элементарной причине. Приморская зона всегда была особой - много еды в виде рыбы и молюсков. Потребность в плавании по морю ради рыбной ловли требовала всегда напрягать мозги при создании плавательных средств. Другое дело, что имеющим плавательные средства в принципе было не важно, плыть ли через Чукотский пролив, пройти по льду или плыть через Алеутскую гряду. Население в зоне изобилия рыбы успешно размножалось, давило друг на друга и было заинтересовано в освоении более северных зон, поскольку и там рыба. Те, кто жили охотой и рыболовством в более скудных местах, очень долго не могли победить приморское население и тоже участвовать в выгодной рыбной ловле.

Вернемся к Кнорозову. Его судьба это одно из многих доказательств, что гениев у нас принципиально не любят. Международное признание бесит. Гений в наших условиях должен иметь жизненные силы, способность заводить связи и буквально стирать в порошок бездарных карьеристов. Но это противоречит природе гениальности - открытости миру, чуткости к разным явлениям в мире и к чужим мыслям, способности сомневаться там, где другие не сомневаются. Нынешний развал - естественное продолжение господства нахрапистых и неспособных сомневаться, неспособных ценить чужие идеи, но вовремя их воровать и так далее.

________________________________________ _________________________________

Оригинал взят у v_murza в Человек и котэ. Памятник Юрию Кнорозову



Его зрачков огонь зеленый
Моим сознаньем овладел.
Я отвернуться захотел,
Hо замечаю удивленно,
Что сам вовнутрь себя глядел,
Что в пристальности глаз зеркальных,
Опаловых и вертикальных,
Читаю собственный удел
(Шарль Бодлер)

Ковалевское кладбище Санкт-Петербурга интернационально, демократично и непрестижно. Находясь за городской чертой, оно занимает 110 га территории соседнего субъекта Федерации (Ленобласти). Есть тут мусульманский и еврейский участки, производятся и так называемые «безродные» захоронения - не востребованных родственниками умерших за госсчёт (около 150 в месяц).

Кладбище было открыто по указу Ленгорисполкома в конце 1984 г. Количество интересных памятников на Ковалевском можно пересчитать по пальцам, каким-то чудом порой увидишь надпись «Сей Крестъ поставленъ Лукой Ивановымъ деревни Егли 1903 г.». Однако судьбе было угодно, чтобы здесь нашел последнее пристанище великий ученый и одна из самых загадочных фигур научного мира XX в.

Имя Юрия Валентиновича Кно́розова (1922 - 1999) стоит в одном ряду с Жаном-Франсуа Шампольоном, расшифровавшим египетские иероглифы, а его главной заслугой является дешифровка письменности майя, последняя великая дешифровка, открывшая человечеству целую цивилизацию.

Надгробный памятник ученому находится на краю кладбища среди толчеи типовых захоронений, чем-то напоминающей коммунальную квартиру. Узнал я о нем совершенно случайно, навещая могилы своих родственников.

Кнорозов - лингвист, историк, этнограф, д.и.н. (1955), лауреат Государственной премии СССР (1977), кавалер ордена Ацтекского орла Мексики и Большой золотой медали Гватемалы. Круг его научных интересов был очень широк - от расшифровки древних систем письма до заселения Америки, археоастрономии, шаманизма, эволюции мозга и теории коллектива. Он скончался 30 марта 1999 г. возрасте 76 лет. в одиночестве в коридоре одной из городских больниц. Пять лет его могила зарастала травой, только в 2004 г. по инициативе С.М.Миронова, тогдашнего Председателя СФ, здесь был установлен памятник.
Автор проекта московский скульптор Николай Выборнов. Композиция выполнена в стиле архитектуры майя - платформа со стелой и алтарем из розоватого известняка.

По бокам стелы выполнена надпись иероглифами майя с датами рождения и смерти ученого. На реверсе стелы помещена копия рельефа из самого любимого Юрием Кнорозовым города майя - Паленке.




На аверсе стелы (фото в заголовке поста) барельеф Кнорозова с его любимой сиамской кошкой Асей, повторяющий фотографию, которую знают во всем мире.

MI CORAZÓN SIEMPRE ES MEXICANO


Ю.В.Кнорозов, 1995 г. Перед началом III Международной конференции майянистов в Четумале, Мексика ()

Биография Юрия Кнорозова полна мистических событий, тяжелых испытаний и парадоксов, как, видимо, и полагается каждому гению.
Среди его детских рисунков сохранилось изображение непонятного зверя с именем Танкас (что на языке майя означает Млечный путь), змеи со странным именем Поленка. Паленке - название развалин большого города майя в Мексике, где находятся самые важные майянские артефакты, в том числе, Храм надписей (Templo de las Inscripciones).
Во время войны Кнорозову непонятно как попадают в руки оставленные немцами книги «Сообщение о делах в Юкатане» францисканского монаха XVI в. Диего де Ланды и «Кодексы майя» в гватемальской публикации братьев Вильякорта.

Согласно официальной версии, он их «спас из пламени горящей библиотеки в Берлине». Но он там не был и победу встретил под Москвой телефонистом полка резерва ставки главнокомандующего. Майянистикой он в ту пору не интересовался, увлекался историей цивилизаций Востока, лингвистикой и шаманскими практиками. Его дипломная работа в МГУ носила название «Мазар Шамун Наби. Срезнеазиатская версия легенды о Самсоне». В аспирантуру ему путь был закрыт, поскольку «его родственники в войну находились на оккупированной территории».

В 1945 г. Кнорозову попалась на глаза статья немецкого ученого Пауля Шелльхаса «Дешифровка письма майя - неразрешимая проблема». Он оставляет шаманские практики, чтобы ответить на вызов Шелльхаса: «Как это неразрешимая проблема? То, что создано одним человеческим умом не может не быть разгадано другим. <...> Неразрешимых проблем не существует и не может существовать ни в одной из областей науки!». Этой позиции он неизменно придерживался всю свою жизнь.
После войны с помощью проф. С.А. Токарева ему удалось устроиться на должность мнс в Музей этнографии народов СССР, что рядом с Русским Музеем. Так начался Ленинградский, основной период жизни Кнорозова. Поселился он в самом музее. Длинная, как пенал, комната от пола до потолка была забита книгами, по стенам были развешены прорисовки иероглифов майя. Из мебели были стол и солдатская койка.

В начале 50-х Кнорозов нашел ключи к древней письменности майя. Первая публикация о результатах дешифровки вышла в 1952 г. Успех молодого ученого позволил перейти ему на работу в Кунсткамеру - ленинградское отделение Института этнографии АН СССР. Предстояла защита кандидатской диссертации.

Но тут появились другие проблемы. В вопросе об индейцах майя марксистская ученость имела в своем распоряжении мнение Энгельса об отсутствии государств в доколумбовой Америке. Согласно той же догме, фонетическое письмо могло существовать только при возникновении классовых гособразований. Заявление о наличии у майя фонетического письма предполагало опровержение положений Энгельса. Сие могло повлечь за собой обвинения в ревизионизме и арест.

Юрий Валентинович шел на защиту и не знал, чем все закончится. Защита проходила в Москве 29 марта 1955 г. и уже на следующий день превратилась в легенду. Выступление Кнорозова на ученом совете, по образному выражению очевидцев, длилось ровно три с половиной минуты, а результатом стало присвоение звания не кандидата, а доктора исторических наук.

В советские времена после Конгресса американистов в Копенгагене в 1956 г. Кнорозов долгие годы был невыездным. При этом он горько шутил: «создавались бесконечные комиссии по вывозу его в Мексику и уже все члены комиссий там уже побывали».

Только в 1990 г. благодаря приглашению президента Гватемалы ему удалось провести в этой стране около двух месяцев. Уже далеко не молодой ученый смог подняться на вершину пирамиды Большого Ягуара в Тикале (во что никто не верил) и долго стоял там в одиночестве. Как всегда курил - и был погружен в свои образы.
Начиная с 1995 г. последовали поездки в Мексику по приглашению Национального Института Истории и Антропологии. Кнорозов посетил все заветные места - Паленке, Бонампак, Йашчилан, Чичен-Ица, Ла-Вента, Монте-Альбан, Теотиуакан, Шочикалько. Он был счастлив на земле майя.

В 1995 г. в посольстве Мексики в Москве ему был вручен серебряный Орден Ацтекского Орла. Эти ордена вручаются мексиканским правительством иностранным гражданам, имеющим исключительные заслуги перед Мексикой. Получив награду, Кнорозов сказал по-испански: «Mi corazón siempre es mexicano» («Сердцем я всегда остаюсь мексиканцем»).

Последние годы жизни Юрий Кнорозов провел в одиночестве в окружении котэ в маленькой квартире блочной хрущевки на ул. Гранитной. После его кончины Кунсткамера отказала в предоставлении помещения музея для прощания, и множество людей собралось в тесном больничном морге. Кнорозову очень нравилась Александро-Невская Лавра, но похоронили его на новом кладбище, фактически на пустыре за городской чертой. Чем-то его похороны напоминали неприкаянную кончину Паганини.

Ю́рий Валенти́нович Кно́розов (19 ноября , Харьков , УССР - 31 марта , Санкт-Петербург) - советский историк и этнограф , специалист по эпиграфике и этнографии ; основатель советской школы майянистики . Доктор исторических наук (). Лауреат Государственной премии СССР (). Кавалер ордена Ацтекского орла (Мексика) и Большой золотой медали (Гватемала).

Известен своей дешифровкой письменности майя , в продвижении математических методов исследования недешифрованных письменностей. В группу исследователей под руководством Кнорозова в разное время входили такие известные историки, этнографы и лингвисты, как Александр Кондратов , Маргарита Альбедиль , Николай Бутинов и др. В середине 1950-х годов они положили начало исследованию письменности острова Пасхи (ронгоронго). В 1960-е годы группа Кнорозова предложила дешифровку письменности долины Инда , которая, однако, пока не является общепризнанной.

Со мной в общежитии жил Юра Кнорозов. Он всё отдавал науке, всё. Получал стипендию и немедленно покупал книги, а потом у всех одалживал на еду. Питался водой и хлебом. Занимался расшифровкой письменности майя. Это ему удалось, и он стал всемирно известным учёным .

Полный перевод иероглифических рукописей майя был опубликован в 1975 году. За эту работу Ю. В. Кнорозов в 1977 году был удостоен Государственной премии СССР. В этот период им были написаны теоретические работы, посвящённые религии майя, вотивным формулам на майянской керамике, позднее - этногенезу майя, велась дешифровка протоиндийского письма, рассматривались возможности дешифровки письма острова Пасхи . Круг научных интересов Кнорозова был широк - от дешифровки древних систем письма, лингвистики и семиотики, до заселения Америки, археоастрономии, шаманизма, эволюции мозга и теории коллектива.

Поздние годы

В стране майя Кнорозову удалось побывать лишь в 1990 году , когда он был приглашён президентом Гватемалы Винисио Сересо Аревало (англ. ). Приглашение совпало с периодом активных усилий по размораживанию дипломатических отношений СССР с этой центральноамериканской страной. Правительство Гватемалы организовало Кнорозову посещение всех наиболее ярких достопримечательностей страны и отметило заслуги великого учёного вручением ему Большой Золотой медали президента Гватемалы.

Формулируя основы своего системного подхода к «теории коллектива», Ю. В. Кнорозов отмечал, что все системы неживой и живой природы подчиняются общим закономерностям, действующим во Вселенной («универсальной системе»), одной из которых, присущая всем системам, является тенденция к развитию от низших форм к высшим. Развитие можно интерпретировать как приобретение данной системой в определённой степени некоторых свойств «универсальной системы». Возникновение системы высшего порядка в результате качественного скачка приводит к появлению новых свойств, которые, естественно, не могут быть сведены к свойствам составляющих систему единиц. Так, свойства элементарных частиц не аналогичны свойствам основной дифференцированной системы живой природы - атома , а свойства интегрированных систем - молекулы , кристалла - не являются суммой свойств составляющих их атомов. Каждому уровню свойственны свои особенности и закономерности развития. В условиях нашей планеты наиболее высокой по организации интегрированной системой является живой организм. Ассоциация людей не является дальнейшим развитием или высшей формой объединения животных, а представляет собой следующий тип дифференцированной системы, то есть объединение объединений .

Основные работы

  • Древняя письменность Центральной Америки // Советская этнография, , № 3. С. 100-118.
  • Письменность древних майя: (опыт расшифровки) // Советская этнография, , № 1. С. 94-115.
  • Система письма древних майя. - М., 1955. - 96 с.
  • «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланда как историко-этнографический источник // Ланда, Д. де. Сообщение о делах в Юкатане. - М.; Л., 1955. С. 3-96.Часть 1 Часть 2
  • Предварительное сообщение об изучении письменности острова Пасхи // Советская этнография, , № 4. С. 77-91.
  • Кнорозов Ю. В., Бутинов Н. А. Новые материалы об острове Пасхи: О списке «королей» острова Пасхи // Советская этнография, , № 6. С. 38-42.
  • Население Мексики и Центральной Америки до испанского завоевания // Народы мира: Этнографические очерки: Народы Америки. Т. 2. - М., . С. 55-100.
  • Письменность индейцев майя. - М.-Л., . - 664 с. (доступно на сайте http://sovietthings.narod.ru/knigi/knigi.html)
  • Характеристика языка протоиндийских надписей // Предварительное сообщение об исследовании протоиндийских текстов. - М., . С. 46-51.
  • Формальное описание протоиндийских изображений // Proto-indica. 1972: Сообщение об исследовании протоиндийских текстов. Ч. 2. М., . С. 178-245.
  • К вопросу о классификации сигнализации // Основные проблемы африканистики. - М., .
  • Иероглифические рукописи майя. - Л., . - 272 с. (доступно на сайте http://sovietthings.narod.ru/knigi/knigi.html)
  • К вопросу о генезисе палеолитических изображений // Советская этнография, , № 2.
  • Этногенетические процессы в древней Америке // Проблемы истории и этнографии Америки. М., .
  • Протоиндийские надписи: К проблеме дешифровки // Советская этнография, , № 5. С. 47-71.
  • Альбедиль М. Ф., Волчок Б. Я., Кнорозов Ю. В. Исследование протоиндийских надписей // Забытые системы письма: остров Пасхи, Великое Ляо, Индия: Материалы по дешифровке. - М., . С. 240-295.
  • Неизвестные тексты // Забытые системы письма. - М., 1982.
  • К вопросу о связях доколониальной Америки со Старым Светом // Латинская Америка, , № 1. С. 84-98.
  • Кнорозов Ю. В., Ершова Г. Г. Диего де Ланда как основоположник изучения культуры майя (из истории миссионерской культуры XVI в.) // Iberica Americans: Культуры Нового и Старого Света XVI-XVIII вв. в их взаимодействии. - СПб., . С. 80-86.
  • Этногенетические легенды. Общий обзор // Вопросы этнической семиотики. Забытые системы письма. СПб,