О блоге
Ведическая культура подобна древу желаний. Каждый сможет найти в ней всё, что необходимо для поддержания полноценной и счастливой жизни. В ней сосредоточено великое множество знаний и наук: от кулинарии и науки о здоровье аюрведы, помогающей справляться с повседневными вопросами, до таких глобальных наук, как социология, психология, политика, связанных с процветанием всего общества и каждой индивидуальной личности с ее потребностями, предназначением, и той уникальной ролью, которую она может сыграть, занимая свое истинное положение.

Аюрведа как она есть

Автор и ведущий программ по аюрведе и ведической кулинарии — Ольга Ирез поделится с читателями блога секретами аюрведического знания.

Когда разговор заходит об Аюрведе, часто можно увидеть два абсолютно разных взгляда на неё. Одни считают это знание шаманством и охотно делятся историями чудесного избавления от серьёзных недугов с помощью экзотических форм лечения. Другие уверены, что оно потеряло свою актуальность по причине дремучей старости и не может помочь современному человеку. На самом деле Аюрведаэто стройная научная система знаний о поддержании здоровья тела, которая универсальна и необыкновенно практична.

Цель Аюрведы - помочь человеку достичь духовного самоосознания

Цель Аюрведыпомочь человеку достичь духовного самоосознания

Аюрведа является частью Ведили системы изначального знания, которое сам Господь передал живым существам как «инструкцию по выживанию» в материальным мире. Аюрведа, в частности, имеет дело с поддержанием здоровья грубого физического тела и тонкого телаума, а также излечением их болезней. При этом она абсолютно недвусмысленно обозначает конечную цель всех усилий, которая заключается в обретении духовного опыта и в итогеосвобождения от обусловленности тела и ума.

Аюрведическое знание призвано помочь прожить отведённое нам здесь время счастливо и с пользой, а не укорачивать свою жизнь или ухудшать ее качество болезнями, вызванными невежественным поведением. Аюрведа подчеркивает, как важно отдавать должное материальной природе, чтобы постичь нашу духовную природу: забота о теле сама по себе не имеет смысла, если мы не ставим перед ним серьёзных задач. Например, жить праведно, исполнять свои обязанности, подчиняясь законам Вселенной, создавать процветание, получать удовольствие от правильных вещей и правильным образом. И, в конце концов, никогда больше не возвращаться в материальный мир. Как говорит мой наставник и аюрведический врач доктор Сомит Кумар: «Нет теланет проблем». Таким образом, с аюрведической точки зрения здоровье имеет ценность, только если мы используем его для духовного развития и практики.

Знание о жизни существовало всегда

Аюрведаэто изначальное, вечное знание, которое, как и другие разделы вед, является богооткровенным. Чарака, авторитетный аюрведический врач прошлого, утверждает, что «жизнь и знание о жизни существовали всегда, люди всегда знали о том, как исцелять свои болезни, и действовали в соответствии с законами Аюрведы» (Сутрастхана, 1.40).

Наука Аюрведы передавалась по цепочке ученической преемственностиот учителя к ученику; это знание расширялось и углублялось за счет размышлений, лечебной практики и наблюдений специалистов, принадлежащих этой цепочке. В отличие от современных исследователей, практиков и ученых главное стремление таких личностей заключалось не в том, чтобы добавить чтото новое и тем самым прославиться, но разъяснить изначальные положения Аюрведы и показать их практическое применение в реалиях данного времени. Постепенно это знание было записано и дошло до нас в виде трех самых значимых трудов, на которые до сих пор ссылаются все серьезные специалисты в области Аюрведы.

Древнейшим аюрведическим трактатом является «Чарака самхита», составленный в 700 г. до н. э. — I веке н. э. Он закладывает концептуальные основы Аюрведы и посвящен лечению болезней. До сих пор именно этот труд Чараки является системой координат аюрведического знания и, пожалуй, самым часто цитируемым источником. Еще один труд «Сушрута самхита» (4 век н.э.), посвященный хирургии, подробно рассматривает строение человеческого тела и процессы, протекающие в нем, а также исследует причины и механизмы развития более 1200 заболеваний и описывает около 300 видов операций, разработанных аюрведическим хирургом Сушрутой. Трактат «АштангаХридая» под авторством Вагбхаты можно сравнить с популярными изданиями, предназначенными для широкого круга читателей: в основном он описывает базовые понятия Аюрведы и профилактику заболеваний. Современные авторы, однако, могут только мечтать об успехи Вагбхаты, который составил свой труд в 500-600 г. н.э., но «АштангаХридая» до сих пор является авторитетным источником для современных студентов и практиков Аюрведы.

Аюрведаэто наука, а не народная медицина

Аюрведу уверенно можно назвать наукой. Что отличает науку от ненаучного знаниянапример, народной медицины, целительства или гадания на кофейной гуще? Наукаэто всегда поиск истины с использованием определенного метода, который может быть воспроизведен в любом месте, времени и обстоятельствах. Это не случайно обнаруженная прабабушкой Аксиньей способность какогото растения лечить чирий или сбивать температуруНапример, в индийской народной медицине используется более 6 тысяч трав, но Аюрведа признает только 1.5 тысячи, то есть четверть из них, поскольку анализирует свойства растений и их воздействия на живые существа не на основе случайностей, а следуя определённой методологии.

Это означает, что результаты, достигнутые однажды с определённым пациентом в определённом регионе, можно воспроизвести в других обстоятельствах, применяя тот же самый подход.

Как любая наука, Аюрведа располагает собственными концепциями и понятийным аппаратом, которые позволяют провести диагностику состояния человека и определить, какое питание, образ жизни и растительные препараты помогут ему поддерживать оптимальное самочувствие. Речь идет о таких понятиях, как махабхуты (первоэлементы, из которых, как из кубиков Лего, выстраивается материя и все ее проявления, включая продукты питания или человеческое тело), доши (психофизическая конституция человека), дхату (ткани организма) и другие. Например, если у пациента наблюдаются проблемы с суставами, то аюрведический врач скажет, что это проявление дисбаланса Ваты доши, для которой характерна сухость и лёгкость, в типичном для нее местоположениикостная ткань (асти дхату). Такому человеку специалист порекомендует обязательно включить в рацион маслянистые и тяжёлые продукты, которые уравновесят Вату и устранят проблемы в суставах, например, качественное масло гхи. Заметьте, насколько рационален такой подход и как он отличается от народного лечения, когда некое средство рекомендуется всем без должного анализа конкретной ситуации.

А кроме того, как и любая наука, Аюрведа постоянно развивается: в новых книгах добавляются травы или продукты, которые не описываются в древних трактатах. Это подтверждает универсальность подхода Аюрведы, с помощью которого можно выявить свойства новых продуктов и растений и использовать их в лечении болезней, а также на основе базовых принципов разрабатывать методы лечения болезней, которых не существовало раньше.

Аюрведическое знаниеэто метод поиска ответов, а не система готовых решений

Аюрведа, как и любое другое ведическое знание, будь то астрология или музыка, основывается на принципе единства всего сущего. Осознаём мы это или нет, но мы находимся в постоянной динамичной связи с миром вокруг нас, с его Создателем и разнообразными энергиями. Вот мы прогулялись по ветруи вдруг ощутили беспокойство. Почувствовали на себе взгляди поежились. Увидели солнышковоспряли духом. Современная медицина не принимает во внимание эти тонкие энергетические связи и не даёт нам инструментов эффективного взаимодействия с окружающим миром, предлагая просто заглушить наши реакции (симптомы) таблетками и отрезать все наросты.

Аюрведа же подробно рассматривает эту взаимосвязь. Мы и все вокруг нас соткано из основных элементов (махабхут) — эфир, воздух, огонь, вода, земля. Соединяясь различным образом, они образуют три доши. А доши описывают не только людей и других живых существ, но и период времени, климат, географию и прочие обстоятельства. Как происходит наше взаимодействие с этой материальной энергией? Здесь действует базовый принцип Аюрведы: подобное усиливает подобное, а противоположности балансируют друг друга.

Например, мы все поразному переносим климатические условия: для одного человека летняя жара более желанна, чем зимний холод, а для другогонаоборот. Вероятно, что в первом случае мы имеем дело с человеком, в конституции которого преобладает Капха доша, имеющая качества тяжести и влажности, которые усиливаются зимой, когда вокруг много влаги и холодно, зато жарким и сухим летом Капха чувствует себя хорошо. Во втором случае, возможно, доминирует Питта доша, горячая и легкая, которую летняя жара выводит из равновесия, а более холодное время года балансирует состояние Питты. Чтобы жить в гармонии с собой и окружающим миром, нужно понимать, как доши проявляются внутри и вокруг нас в динамике, вовремя балансировать своё состояние и корректировать свое питание и образ жизни.

И Аюрведа - этот как раз инструмент, который позволяет нам понять свою материальную природу и быть в постоянном контакте с ней, наблюдать за тем, что питает ее, а что разрушает

И Аюрведаэтот как раз инструмент, который позволяет нам понять свою материальную природу и быть в постоянном контакте с ней, наблюдать за тем, что питает ее, а что разрушает. Аюрведа объясняет, как можно пополнять энергию наиболее естественным образом, а также разумно использовать ее. Это не система со списками «можно» и «нельзя«, которые необходимо повесить на холодильник и периодически с ними сверяться, а логичная система принципов, заставляющая думать, наблюдать за окружающим миром и своими реакциями.

Недостаточно понять свою пракрити (уникальную комбинацию дош), важно следить, как доши постоянно выходят из равновесия под влиянием погоды, времени дня, звуков, запахов и любых других факторов внешнего мира, которые воздействуют на наши органы чувств. Важно развивать понимание, как мы можем балансировать своё состояние, оставаясь внимательными и осознанными.

Красота аюрведического знанияв его практичности. И практичность эта не в готовых советах, одинаковых для всех, а в том, что мы получаем авторитетный и логичный способ найти ответ, который поможет лично нам в нашей конкретной ситуации.

19.01.2018
THE BEATLES
В самый пик популярности группа Битлз встретилась с последователями движения Харе Кришна в Лондоне....
27.01.2018
Экадаши – пост для здоровья тела и души
С экадаши связано много вопросов: что такое экадаши? Как нужно поститься? Почему мы постимся...
Written by:

Специалист по аюрведе и руководитель проекта «Радостная кухня»

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *